5 класс классное руководство с чего начинать

Методические рекомендации классному
руководителю 5 класса (теоретический материал)

(для
классного руководителя 5 класса)

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление
…………………………………………………………………….2

Раздел 1. Работа с
детьми ………………………………………………3

1.1. Я-классный
руководитель…………………………………………………3

1.2. С чего
начать?………………………………………………………………….4

1.3. Помощь классному
руководителю в адаптации пятиклассников………4

Раздел 2.
Взаимодействие классного руководителя с родителями ……………..6

2.1. Зачем классному
руководителю работа с родителями?………………………7

2.2. Родительские
собрания, которых ученики не боятся, а родители в них не
разочаровываются?…………………………………………………………………….8

2.3. Методические
рекомендации по проведению родительских собраний
………………………………………………………………………………………….9

2.4. Программа
изучения семьи ………………………………………….11

Послесловие  …………………………………………………………………..12

Вступление

    Классный руководитель — очень важная
фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание
детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями.
Поэтому ученикам и родителям хочется, чтобы «классная» была «хорошая».
С первых лет работы классным руководителем я пыталась понять, как адаптировать
ребенка к жизни в обществе, чтобы она поняла и осмыслила свою жизнь, научилась
решать каждодневные жизненные задачи, как воспитать компетентную личность,
обладающую не только знаниями, профессионализмом, высокими моральными
качествами, но и умеет действовать адекватно в ответственных ситуациях,
применять знания и брать на себя ответственность за такую деятельность. Часть
педагогов, особенно не задумываясь над сущностью классного руководства,
занимается имитацией деятельности: они проверяют дневники, проводят
родительские собрания, классные часы — одним словом, делают то, что является их
обязанностью. Другие хотят, но не знают, что и как надо делать, чтобы построить
взаимодействие с детьми. Посоветоваться с самими детьми им просто не приходит в
голову. Третьи прекрасно исполняют роль классного руководителя, но дети живут
по законам и правилам педагога, не проявляя своей инициативы. В связи с
отношением педагогов к деятельности в качестве классных руководителей и была
разработана классификация деятельности педагога по признакам. Учитель прежде
всего. «Я — прежде всего учитель. Так и в дипломе записано. Мое дело —
учить. Воспитательной деятельностью должны заниматься те педагоги, которым это
по душе, которые хотят и умеют организовывать внеклассную работу. Но если вы
настаиваете на том, чтобы я выполнял обязанности классного руководителя, я
буду, но без особого энтузиазма», — твердят они. Такие учителя, как правило, не
скрывают от детей своего отношения: «Хотите, чтобы в классе было
интересно, вам и карты в руки. Я буду участвовать, если нужна будет помощь или
совет». В случае, когда учитель имеет авторитет у учеников и их родителей,
дети принимают условия игры. Им, в первую очередь, важно общение с интересным
человеком, и они гордятся, что именно у них такая «классная». Они
начинают организовываться для разных дел сами, привлекая классного руководителя
в случае затруднений или при необходимости получить его оценку. Классная мама.
Это учитель, для которого работа с детским коллективом выходит на первый план.
Он деятельный, энергичный, класс всегда принимает активное участие во всех
мероприятиях. Ему свойственно становиться в позицию опекавшего и организующего.
Он очень напоминает наседку с цыплятами: лучше детей знает, что хорошо и что
плохо, как надо и как не надо. Далеко не все дети хорошо себя чувствуют под
«маминым» крылом, зато все под контролем, все охвачено деятельностью
и класс на хорошем счету. «Классная» не, по сути, а по названию. В
эту группу входят те педагоги, для которых классное руководство не является
большой проблемой. Они воспринимают эту деятельность как составляющую
педагогической работы, особо не задумываясь над ее глубинными значениями.
Контакт с детьми, как правило, строится по принципу формальных отношений:
«должны прийти», «надо пригласить», «необходимо
заполнить». Интересы детей, их индивидуальные особенности, взаимоотношения
в классе не входят в поле зрения педагога. Внеклассные мероприятия проводятся
по потребности и нередко по сценарию. Отношение детей и их родителей не очень
беспокоит такого «классного». Наша классная. Такой педагог строит
воспитательную деятельность на основе сотрудничества, то есть согласовывает и
обсуждает все точки зрения и мнения. Классный руководитель стремится познать
свой класс, царящих в нем, его отношение к тому, что происходит в школе и
внутри классного коллектива. Его задача заключается в выработке общих подходов
к решению проблем. Педагог развивает у детей культуру договорных отношений,
умение анализировать, творчески подходить к делам. Вырабатывая нормы и принципы
жизни детского коллектива совместно с ним, классный руководитель постепенно
передает управление классом в руки детей.

Раздел 1. Работа с детьми

1.1. Я — классный руководитель пятого класса

С чего начать? Как сделать, чтобы мои ученики
стали дружным коллективом? Как научить их добру, справедливости, чести? Дети в
классе разные. В большинстве это дети со средними способностями. Иногда я
чувствую, что бьюсь об закрытую дверь. Но упорно продолжаю работать, упорно ищу
«ключик» к каждому ребенку… Шаг за шагом и… Меняются мои
воспитанники: становятся более искренними, откровенными, их поступки уже не
отталкивают своей бессмысленностью. Что с того, что шла я к этому на протяжении
многих лет и только вот сейчас получила желаемый результат? Важно то, что я все
же достигла того, к чему стремилась. Моя ежедневная упорная работа не прошла
даром. Я ежедневно терпеливо работала с ними. Мне было иногда трудно, иногда
меня раздражало нежелание учеников учиться, но я не останавливалась, продолжала
выполнять свой долг. При этом надо было действовать осторожно, чтобы не
поранить, не сломать неокрепший росток детской души, проявлять терпимость к
детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских
шалостей, чуткость, заботу. Возможно, я и мои коллеги не смогли сделать из
своих воспитанников выдающихся математиков, физиков или лингвистов. Гениев не
может быть много, да и не нужно. Важно то, что нам удалось воспитать,
отзывчивых, порядочных людей, которые сознательно будут идти жизненным путем.
Важно, что слово учителя нашло отклик в сердцах воспитанников. Наконец, вот она
— вознаграждение за труд : детские глаза, в которых любовь и уважение,
искренние и открытые детские сердца.

 1.2. С чего начать?

Создание дружного
классного коллектива — это, прежде всего, совместное творчество и
самоотверженная деятельность классного руководителя и детей. Как научиться быть
«классным» руководителем во всех смыслах этого слова? Стоит обратить
внимание на то, что классному руководителю сейчас очень нелегко. Как правильно
организовать работу классного руководителя с учениками? С чего начать? Сейчас
каждый учитель знает, что одним из первых принципов работы с детьми является
личностный подход в воспитании. Но, на самом деле, дело в интерпретации этого
подхода. Каждый ребенок в классе знает, что она лучшая. Именно с изучения
индивидуальности каждого ребенка и диагностики его личностных возможностей
начинает свою работу учитель, принимая детей в класс. Установление личностных
контактов и сближения учеников начинаются с первого дня. Попробуйте начать свое
знакомство с оформление в классе стенда с фотографиями школьников. Следующим
шагом может быть анкета.

1.Кого из одноклассников
ты взял бы с собой на необитаемый остров? Почему?

 2.Для тебя
учитель-это…?

3.Кого ты выбрал бы
командиром в туристическом походе? Почему?

4.Какое дело тебе по
душе: а) организатор группы; б) учебный сектор; в) редколлегия; г)
культмассовый сектор; д) трудовой сектор? По данным анкетирования учитель
выявляет лидеров. Обычно это сложные личности, но с ними интересно работать.
Затем комплектуются группы по желанию детей. При этом необходимо заинтересовать
поручениями, четко сформулировать как обязанности, так и ограничивающие
условия. Каждый ученик должен четко представлять, за что он отвечает, и кто ему
подчиняется. Учащиеся должны понять: свобода — это совсем не вседозволенность,
каждый должен чувствовать ответственность перед коллективом.

 Алгоритм работы классного руководителя.

1.Знакомство с
личными делами учащихся, журналом предыдущего учебного года. 2.Беседа с
медработником, психологом и социальным педагогом.

3.Начальная,
промежуточная и конечная стадии мониторинга познавательных интересов, увлечений,
потребностей и особенностей учащихся. (Проводятся путем анкетирования,
тестирования, собеседования с учащимися и родителями, наблюдения за учащимися,
проведение игр, текущих собеседований с педагогами, которые работают в этом
классе.) 4. Составление карты интересов — возможных и тех, которые уже
реализуются. Карта интересов Фамилия, имя, отчество ученика, где и чем занимается,
где и чем хотел бы заниматься

5. Проведение
совместных с учениками и родителями собрания в форме игры, анкетирование, походу.
Осуществление перспективного планирования жизнедеятельности класса.

6. Распределение
обязанностей среди учащихся (выбор ответственных за различные секторы работы:
спорт, выпуск классной газеты, дежурство и т. п).

7. Индивидуальные
беседы с каждым учеником.

8. Составление
социального паспорта класса.

9. Составление плана
воспитательной работы в классе.

1.3. Помощь классному
руководителю в адаптации пятиклассников

Каждый педагог
подтвердит, что начало пятого класса — сложный период не только для ребенка, но
и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с
учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа —
сложный и своеобразный «организм», но много проблем, в испытываемые
пятиклассниками, похожие. Так, в большинстве случаев, сами пятиклассники
указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

• очень много разных
учителей (и их надо запомнить); • непривычное расписание (новый режим);

 • много новых
кабинетов;

 • новые дети в
классе (или я сам в новом классе);

• новый классный
руководитель;

• в средней школе мы
самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со
старшеклассниками.

Очень важна для
пятиклассника ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из
младшей в среднюю школу, дети нуждаются в установлении адекватных ролевых
отношений с педагогами на уроках и вне их. Принятие и соблюдение классных и
школьных социальных и этических норм также осуществляется в первую очередь
классным руководителем. У некоторых детей появляются сложности просто в
информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень важна
поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в
вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к ученикам, к
своим обязанностям, проявляющееся в поведении и общении с детьми. Успешность
адаптации школьника к обучению в 5-в классе зависит от реализации следующих
связей между начальным общим и основным общим образованием. В формировании
положительных, доброжелательных отношений между детьми в период адаптации
важную роль играет классный руководитель. Именно он должен создавать атмосферу
сотрудничества, взаимопонимания, поддержки. Не следует забывать, что отношение
учителя к ребенку – индикатор отношения к ней и ее сверстников. От негативного
отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему плохо, и
так же к ней относятся дети. Поэтому лучше избегать отрицательных оценок
поведения школьника и его школьных успехов. В случае необходимости, делать замечания
нужно наедине с учеником. Используйте в общении с учащимися демократический
стиль общения. Безусловно нам, учителям, легко, комфортно и удобно с
воспитанным, тихим учеником, который всегда готов к уроку, но, я думаю, и Вы
согласитесь, что интереснее с нестандартным, активным бунтарем. Потому, что
Учителем с большой буквы может считать себя тот, кто умеет найти общий язык с
взбунтовавшимся подростком»! Мы думаем, что предлагаемые нами конкретные
технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а
также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения
проблемы адаптации детей в школе. На первом этапе работы основное внимание
уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных
ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. На втором этапе
проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме
того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм
взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими
сотрудниками школы. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми
требований преподавателей. На четвертом этапе особое внимание уделяется
формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и
самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием
коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы
поведения в конфликтных школьных ситуациях. На пятом этапе происходит
осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги
групповой работы.

Раздел 2.
Взаимодействие классного руководителя с родителями

Классный коллектив —
государство в миниатюре. В нем находят отражение не только различные этнические
группы, но и разные социальные слои. В классе учатся дети из разных семей,
которые имеют свои традиции, разное материальное обеспечение, разный состав.
Среди учеников класса могут быть дети из многодетных или неполных семей,
дети-сироты и полу сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети из
неблагополучных семей, дети-инвалиды. В «Положении о классном руководителе
учебного заведения системы общего среднего образования»  указано, что
классный руководитель координирует работу учителей, преподавателей, мастеров
производственного обучения, психолога, медицинских работников, органов
ученического самоуправления, родителей и других участников
учебно-воспитательного процесса по выполнению задач обучения и воспитания в
классном коллективе (группе), социальной защиты учащихся (воспитанников) После
первого знакомства с учащимися класса и их родителями классный руководитель
должен выяснить, в какой семье живет тот или иной ребенок, каков ее социальный
статус. Эту часть работы классный руководитель должен выполнить корректно, не
обидев при этом ни ребенка, ни его родителей. После определения статуса каждого
ученика класса классный руководитель приступает к составлению социального
паспорта класса, который может иметь такую форму. Социальный паспорт класса
Классный руководитель Общее количество детей в классе — Количество детей-сирот
Количество детей, лишенных родительской опеки,— Количество детей из
малообеспеченных семей — Количество детей одиноких матерей — Количество детей
из многодетных семей (до 18 лет) — Количество детей-инвалидов — Число детей
военнослужащих и работников органов внутренних дел, которые погибли во время
выполнения служебных обязанностей — Количество детей-сирот — № п/п Фамилия, имя,
отчество ученика Дата рождения Социальный статус, Домашний адрес, телефон Такой
социальный паспорт класса составляется в начале каждого учебного года. Он
корректируется в течение года, при изменении социального статуса ученика.
Детям, которые попали в этот перечень, должно уделяться особое внимание со
стороны классного руководителя и администрации школы. Классный руководитель
должен информировать администрацию школы об условии воспитания этих учащихся в
семьях и материально-бытовые условия их жизни, составлять совместно с
родительским комитетом класса акты обследования, привлекать этих детей к классной
общественной работе, помогать им адаптироваться к современным условиям жизни.

2.1. Зачем классному
руководителю работа с родителями?

На этот вопрос можно
ответить высказыванием В. Сухомлинского: «Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Начиная с момента поступления ребенка в школу, возникает и существует
«педагогический треугольник»: учитель — ученик — родители, что имеет
свои трудности и противоречия, которые требуют решения. Цели, надежды,
стремления и действия, и родителей, и учителей направлены на благо ребенка.
Тогда почему отношения в этом «треугольнике» настолько
противоречивые, а иногда драматические? Разнообразие форм общения и
взаимодействия учителей, родителей и учащихся зависит от творчества и желания
классного руководителя. Или сегодня кто-то представляет себе школу без родителей?
Думается – нет. А если нет, то, как построить отношения семьи и школы,
родителей и учителей, администрации и родительской общественности? Как сделать
родителей своими единомышленниками? Многие из родителей, отдав ребенка в школу,
перекладывает на школу всю ответственность за воспитание собственного ребенка,
с самого начала ее учебы стараются остаться в стороне от школьной жизни. С чего
же начинать работу классному руководителю? Работа с семьей сложная и
многогранная. Основные ее направления отражены в содержании работы классный
руководитель с семьей. Однако, не самый главный ее аспект – помочь родителям
понять значение семейной педагогики, которая является сердцевиной народной
воспитательной практики. Это проверенный веками опыт национального воспитания
детей в условиях семьи. Родители – главные природные воспитатели ребенка.
Основной фактор в формировании личности – это воспитательный климат семьи.
Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать
различные формы связи с ними. В некоторых классных руководителей эта связь
ограничивается проведением в конце учебного семестра (реже четверти)
родительских собраний по итогам учебных достижений и вызовом в школу родителей
тех учеников, которые имеют начальный уровень учебных достижений или нарушают
дисциплину. В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и
индивидуальные формы. Разъяснительную работу, начатую на родительских
собраниях, следует вести и во время индивидуальных встреч с родителями дома и в
школе. Индивидуальные беседы часто подсказывают формы и содержание коллективной
работы, помогают наметить те мероприятия, которые нужно провести с родителями.
Тесное содружество классного руководителя с родителями значительно расширяет
сферу организованного воспитательного воздействия на учащихся и помогает
успешно решать задачи их воспитания. Правильно поступают педагоги, которые не
только дают советы, но и прислушиваются к родительским предложений. Они не
допускают поучительного тона, не читают нотаций, а пытаются найти общий язык,
добиться доверия и откровенности. Как правило, они обращаются к родителям в
такой форме: «А как вы считаете?», «Давайте искать вместе выхода
из этого положения» и тому подобное. Не следует вызывать родителей в школу
для того, чтобы пожаловаться на детей или предложить отцу, или матери
«принять меры», «взять в руки», сына или дочь. В таком
случае родители не редко становятся на путь применения физических наказаний.
Если приглашают в школу родителей недисциплинированных учеников, надо
договориться с ними о единых требованиях и педагогически оправданные меры
воздействия. При этом всегда следует помнить, что родители нуждаются в квалифицированной
советы, товарищеской помощи, а не нотаций и упреков. Спокойная деловая беседа
про разумные меры воздействия на ученика даст гораздо больше пользы, чем упреки
и жалобы на него. Обратимся к одной из традиционных форм общения родителей и
классного руководителя — родительских собраний. Чаще всего сообщение ученика,
даже успешного про очередные родительские собрания не вызывает у родителей
восторга. Почему это происходит?

2.2. Родительские
собрания, которых ученики не боятся, а родители в них не разочаровываются?

Видеть на
родительском собрании всех родителей — желание каждого классного руководителя.
Понятно, что процесс воспитания может достичь высоких результатов только при
условии постоянного общения с родителями учеников, то есть должна существовать
обратная связь. Поэтому сборы должны быть интересными, желательно, чтобы
родители их ждали и шли с желанием, даже если их ребенок не является ребенком
примерного поведения. Это задача целиком ложится на плечи классного
руководителя. Только учитель должен обеспечить ту атмосферу, которая будет
способствовать общению, полном доверии классному руководителю, желание вместе
решать проблемы. Поэтому, родительское собрание надо планировать тщательно,
хотя трудно предусмотреть все возможные варианты их проведения. Интересы и
потребности определенного классного коллектива зачастую подсказывают тематику
собрания. Не допускайте проведения формальных собраний, на которых, как
правило, подводятся итоги успеваемости за четверть, или за семестр. Подведение
итогов — момент очень важный, но не следует забывать, что каждый ученик
является личностью с индивидуальными чертами характера и темпераментом. Все
дети не могут быть отличниками, но если вы вместе с родителями сможете
воспитать у детей интерес к знаниям и усидчивость, примените индивидуальный
подход к каждому ребенку, то результаты вашей работы превзойдут ожидания.
Ученики не должны бояться родительских собраний, а родители не должны на них
разочаровываться. Собрание следует начинать с хорошей новости и заканчивать
также хорошими новостями. Практикуйте проведение общих собраний с учащимися, на
которых родители не только решают проблемы класса, но и узнают, как относятся к
их ребенку одноклассники. Такие сборы полезны тем, что учащиеся учатся
критически относиться к своим поступкам и к поступкам друзей. Готовьте сборы
заранее. Подберите для этого необходимы литературу, анкеты, педагогические
задачи. Обсуждайте с родителями актуальные статьи и различные педагогические
ситуации. От вашего выступления перед родителями зависит эффективность сборов.
Он должен быть педагогически целесообразным: раскрывайте тему доступно, не
забывайте приводить примеры из жизни коллектива вашего класса и опыта работы
других классов, ссылайтесь на необходимые литературные источники, порекомендуйте
необходимые для родителей книги, статьи, журналы. Будет лучше, если в классной
библиотеке будет литература, к которой при необходимости можно обратиться. Это
приучит родителей к систематическому чтению педагогической литературы.
Актуальные темы родительских собраний помогут вам совместить процесс воспитания
в школе и семье. Это будет достижением той цели, которую вы должны перед собой
поставить. Цель родительского собрания: — повышение педагогической культуры
родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания
ребенка в семье и школе; — содействие укреплению родительского коллектива,
вовлечение родителей в жизнедеятельности классного сообщества; — выработка
коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий
семьи и педагогов по развитию личности ребенка; — пропаганда опыта успешного
семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему
ребенку со стороны родителей; — подведение итогов совместной деятельности
педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год. Правила поведения
классных руководителей на родительском собрании.

1. Снимите
напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Предоставьте
возможность родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним. 3.
Подскажите, как найти выход из проблемной ситуации, попробуйте отыскать пути
выхода вместе.

4. Дайте понять, что
у школы и семьи общие проблемы, общие задачи, общие дети.

5. Попробуйте понять
родителей, поставить себя на их место.

6. Научитесь разговаривать
с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно,
чтобы родители и успешных, и неуспешных учащихся и детей с девиантным
поведением уходили из родительских собрания с верой в своего ребенка.

7. Старайтесь всегда
заканчивать родительские собрания индивидуальными беседами с родителями.

     В этом могут
помочь учителя-предметники, психолог, социальный педагог. Некоторые секреты
успешности родительского собрания.

1. Можно расставить
столы и стулья в интерактивное круг (по кругу): процесс общения будет проходить
более активно, все будут видеть и слышать друг друга.

2. Подготовить
визитки с именами родителей, особенно если они еще не знакомы.

3. Использовать
форму разговора за чашкой чая или кофе, особенно в начале учебного года.

4. Определить одну,
самую важную проблему разговора и построить сборы на ее обсуждении.

5. Твердо определить
регламент собрания, с пониманием относиться к занятости родителей.

6. Придумать свои
простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей,
например: снимать верхнюю одежду; — не отмалчиваться; — отвергая чье-то
предложение, вносить встречное; — молчать, когда кто-то говорит; — называть
друг друга по именам, а не «Ирина мама…»

7. Использовать
групповые формы работы родителей, игровые элементы.

8. Опираться на
опыт, мнения авторитетных родителей.

9. Заканчивать
собрание принятием конкретного решения.

2.3. Методические
рекомендации по проведению родительских собраний

   В современных
условиях координации воспитательных действий семьи возложена на образовательное
учреждение, и от того, как организована работа с родителями, в значительной
мере зависит успешность процесса обучения и воспитания учащихся. Сотрудничество
педагогического коллектива с родителями может проводиться в разнообразных
формах и с использованием различных методов педагогической деятельности.
Ведущей формой работы с родителями, которая характеризуется значительной
педагогической целесообразностью, является родительское собрание. Родительское
собрание – это общественный орган, который своими решениями определяет задачи,
содержание, направления работы родительского коллектива, класса,
образовательного учреждения. Имеет смысл подготовить к родительским собраниям
диагностический или статистический материал, связанный с изучением отдельных
аспектов жизни учащихся класса. Полезность собрания для родителей заключается в
получении особенно актуальной для них именно на это время информации, поэтому
родительские собрания целесообразно разнообразить такими разделами, которые
впоследствии могут стать традиционными, что будет способствовать более тесным
взаимоотношениям в триаде «учитель — ученик – родители». Будет
гораздо лучше, если классный руководитель передаст каждому из родителей
индивидуальное приглашение, где четко пропишите время, место и повестка дня
собрания. Такой подход покажет серьезность следующих сборов, их официальный
характер, вашу заинтересованность в присутствии именно тех родителей, которым
адресовано приглашение. Таким образом, классный руководитель не только выразит
уважение к родителям, а и собственную заинтересованность в их присутствии. Если
кто-то из родителей не сможет прийти на собрание, он на обратной стороне сможет
об этом сообщить, а также согласовать дату и время своего прихода в школу.
Оптимальное время проведения собрания 1 — 1,5 часа. Классному руководителю
необходимо не только познакомиться с будущим коллективом, но и дать возможность
школьникам почувствовать себя полноправными «хозяевами» школы.
Целесообразно перед собранием провести экскурсию по этажам, кабинетам,
познакомимся с будущими соседями по кабинету. Родительское собрание можно
провести в форме круглого стола. На такие родительские собрание стоит
пригласить учителей-предметников социального педагога, практического психолога,
медицинского работника, руководителей кружков, в которых будут заниматься дети,
библиотекаря. Классному руководителю рекомендуем согласовать тематику
выступлений, вопросы, на которых следует акцентировать внимание, регламент.
Например: — о требованиях к обучению по своему предмету и критерии оценивания
(учителя-предметники) дать в сравнении с требованиями к уровню знаний, умений и
навыков выпускника начальной школы; — предоставление рекомендаций с учетом
полученных данных медицинского осмотра, празднования физиологических
особенностей, связанных с возрастными изменениями детей (медицинский работник);
— о возможностях библиотеки, познакомить с библиотечным фондом, порекомендовать
другие библиотеки (с большим фондом, доступно расположены и т. п.); — об условиях
приема детей в различных кружках и направления их работы (руководителям
кружков). Присутствие и участие работников педагогического коллектива в работе
родительских собраний обязательно, ведь именно они смогут ответить на
конкретные вопросы родителей и учеников, находящихся в их компетенции, а при
необходимости оказать родителям квалифицированную консультацию или помощь.
Рекомендуем привлекать к подготовке собрания родителей, давая им отдельные
задачи. Очень важно посоветоваться с родителями относительно того, какие
проблемы и вопросы их интересуют, провести анкетирование, накануне обсудить
деликатные моменты сборов, настраивая родителей на поддержку в спорных
вопросах. Собрания не должны сводиться к монологу классного руководителя. Это —
взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. На классных
родительских собраниях по предложению родителей, классного руководителя
формируется родительский комитет класса в составе 3-5 человек (в полных
классах). Родительский комитет класса – это постоянно действующий орган,
который способствует укреплению связей семьи, образовательного учреждения,
общественности, привлечению всех участников к активной жизнедеятельности
классного коллектива, организации содержательного досуга школьников,
педагогического всеобуча родителей и тому подобное. Во время проведения первых
сборов может возникнуть проблема с выборами родительского комитета. Если
«демократические выборы» вам не удастся, распределите всех родителей
на протяжении всего срока обучения детей по группам и предложите им в течение
каждого года поочередно в количестве 3-5 человек быть членами родительского
комитета. Также выслушайте предложения по этому поводу родителей, примите
коллегиальное решение. Важным этапом родительского собрания является принятие
решений. Классные родительские собрания выявляют мнения и точки зрения как
родителей, так и учителей, вырабатывают коллективные решения и общие единые
требования к обучению и воспитанию детей. Рекомендуем решения, принятые
родительским собранием, оформить протоколом. Протокол заполняется при
проведении каждых родительских собраний секретарем, избранным родительским
коллективом. После принятия решения собрания должны быть подписи родителей.
Решения, принятые на родительских собраниях, касаются всех членов родительского
коллектива класса, в том числе и тех, кто с разных причин не явился на
собрание. Учитель должен продумать механизм передачи информации отсутствующим
родителям, ознакомить их с содержанием и принятыми решениями, собрать подписи.
Если классный руководитель заранее извещен о отсутствие родителей, он должен
сразу определить с ними сроки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующих
сборов. Заключительная часть собрания имеет целью сосредоточения внимания
родителей на обобщении и рефлексии. Стоит сделать ее максимально приятной и
позитивной: кратко подведите итоги всего сказанного на собрании, призовите к
действию, дайте оптимистичный прогноз на будущее, поблагодарите за
сотрудничество. Предлагаем также раздать отпечатанные на отдельных листах «Советы
родителям пятиклассников».

2.4. Программа
изучения семьи

    Главная задача
работы классного руководителя с родителями — обеспечивать единство требований к
воспитанию учащихся со стороны семьи и учителя, создавать нормальные условия
для домашнего обучения детей, направлять воспитательную деятельность семьи.
Начинать эту работу необходимо с изучения особенностей семей. Следует изучить:

1. Структуру семьи:
состав (полная или неполная), соотношение поколений в семье, количество детей.

2. Родителей: возраст,
образование, профессия, любимые занятия.

3. Материальное
благосостояние семьи.

4.
Общественно-педагогическую направленность жизни семьи: отношение взрослых к
своей профессии, личные моральные качества, отношение к воспитанию детей,
направленность воспитательного воздействия матери и отца, знания воспитанника о
суть трудовой деятельности своих родителей, их гражданскую позицию, отношение
родителей к получению образования детьми, выполнение ими общественных поручений
в школе, классе; педагогическая активность родителей (участие в мероприятиях,
которые проводятся для них, обсуждение с педагогом проблем воспитания и
обучения своих детей, помощь педагогу в формировании коллектива). Какие методы
воспитания используют родители: живи как живется, приказ, давление, жесткий
контроль, вседозволенность, пожелания, убеждения, забота, оберегание от
трудностей, удовлетворение всех желаний ребенка, наказание, объяснение, пример,
запись, ограничение удовольствий. Отношение родителей к формированию правильных
отношений между детьми. Воспитание уважения и готовности к труду, ориентации
родителей в отношении будущей профессии ребенка. Взгляды родителей на будущую
семью своего ребенка и подготовка детей к роли мужа или жены. Отношение семьи к
самовоспитанию, стимулирование стремления ребенка совершенствоваться далее.

5.
Внутренне-семейные отношения: — стиль взаимоотношений между родителями
(авторитарный, демократический, либеральный); — отношение родителей к детям:
теплота-требовательность, теплота-разрешение, холодность-разрешение,
холодность-требовательность; — отношение детей к родителям: уважение, любовь,
заботу, грубость, эгоизм; — отношения между детьми в семье: дети дружат с
братьями и сестрами, помогают им в учебе; враждебные отношения, дети постоянно
конфликтуют, стараются причинить вред друг другу (установить причину); — общая
психологическая атмосфера в семье: есть в семье порядок, оптимистичный настрой
или все делается хаотично, в зависимости от настроения кого-либо; — взрослые и
дети не приучены к порядку, нет постоянного тона, семья живет эмоционально
бедно, заперт; — выполнение домашних бытовых дел в семье: распределение
трудовых обязанностей, совместное выполнение трудоемких дел, участие ребенка в
домашней работе; — данные о семейный совет, есть ли в семье обычай советоваться
по важным вопросам, или привлекаются дети до таких обсуждений, как часто это
происходит.

6. Семейные
традиции: как в семье отмечают календарные праздники, в том числе народные,
семейные даты, существуют ли в семье семейные реликвии, знание родословной
собственной семьи и тому подобное.

7. Проведение
свободного времени: как в семье взрослые и дети проводят свободное время, их
увлечения. Есть общие, любимые для всех занятия?

8. Педагогические
выводы педагога о направленности совместной работы с семьей, исправление ошибок
в семейном воспитании, усиления воспитательного потенциала семьи (план
индивидуальной работы с семьей на семестр).

Послесловие

Воспитание – понятие
многогранное, его нельзя способствовать в одном значении. Воспитание – это
единство средств, процесса и результата. Процесс воспитания – это
взаимодействие педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Многие
ученые и педагоги — практики прошлого и современности как у нас, так и за
рубежом пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может
рассматриваться как дополнение к обучению и образованию. Задачи обучения не
могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. Каждая цивилизация
рождала новый тип школы, но в каждой цивилизации школа – это будущий отец,
гражданин, личность, рабочий. Классный руководитель в современной школе –
главный воспитатель, он формальный и фактический лидер группы, организатор,
затейник, помощник, опекун, координатор, сотрудник, но главное – он творческий
человек, которая признана создать все условия для самореализации каждого из
своих воспитанников. Говорят, что учитель — артист своего дела, но зрители не
встречают и не проводят его овациями. Говорят, что учитель — скульптор, но его
работы до определенного времени никто не видит, кроме него самого. Учитель —
это врач, но его пациенты редко благодарят за лечение, да и лечиться не очень
стремятся. Где же черпать этому артисту-скульптору-врачу вдохновение, когда ты
еще и не просто учитель, а классный руководитель? Ответ: в детях, которых тебе доверили.
Администрация, назначив классным руководителем, родители, которые с надеждой
верят, что вы станете для их ребенка второй мамой или папой, или мамой, и папой
вместе. Хорошим классным руководителем стать нелегко. О том им может стать каждый
учитель, который при наличии высоких моральных качеств настойчиво работает над
собой, добросовестно, любовно относится к порученному делу. Школьники часто
вспоминают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и
веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты. Не забываются и
задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную
минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим
классным руководителем. Они приходят в гости, звонят, просят у него совета,
делятся своими радостями и горестями, достижениями и успехами в труде, в личной
жизни. То же скажите себе 1 сентября или раньше: «Бывают руководители
большие, очень большие, руководители предприятий, государств, организаций. А я
— классный руководитель, и это звучит гордо. Именно от меня зависит, каким
содержанием наполнятся школьные годы моих воспитанников и на сколько они будут
счастливы на всю оставшуюся жизнь. И если математике, физике я научу
по-настоящему нескольких детей, то могу сделать счастливыми гораздо больше,
потому что имею жизненный опыт, принципы, оптимизм Учителя.» То же смело
берусь за дела. И прежде всего, в личных делах. Если заранее знаю, что буду
брать класс, то посещу по несколько уроков и праздников в 4 классе. Свое первое
знакомство начинаю с интересной анкеты и уже к началу учебного года о детях
знаю многое: чем увлекаются, в каких семьях растут, с кем дружат, что читают и
читают ли вообще, которые любят предметы, подарки, праздники и т.п. Если всю
работу классного руководителя выполнять системно, то время для нее появится, и
вы получите необычайное удовольствие от работы, от ее результатов (красивых,
умных, человечных, воспитанных) и уже с благодарностью и гордостью скажите:
«Я — классный руководитель»

Уважаемые коллеги! В новом учебном году » наградили» меня классным руководством в 5 классе.Совершенно не знаю,с чего начать свою работу, так как 5 класс — это время адаптации. Как помочь детям преодолеть данный этап ? Поделитесь опытом, пожалуйста! Может есть какие- нибудь интересные способы для сплочения коллектива, для знакомства с учителями- предметниками?

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Позволю себе дать несколько советов. Во-первых, я первый год ЕЖЕДНЕВНО проводила пятиминутки (проверка записи д/з и другие вопросы), еженедельно классные часы с разной тематикой. » раза в год проводила конкурс «У меня в порядке книжки и тетрадки.» Помните, они еще дети, им нужно внимание и такая школьная мамка.

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Поддержу Елену Викторовну! На самом деле нужна им «школьная мамка». Это вижу по своим пятиклассникам. То и дело подходят с жалобами, вопросами. Вот лишний раз их прижму, поглажу по голове. Знают, что держу под контролем их поведение на других уроках, переменах. Любят когда им говорю, что они самые лучшие! Стараются меня не подводить.
Инна Александровна, не бойтесь! Больше им внимания, похвалы, когда нужно, то в меру поругать и они будут ВАШИ!

Отредактировано 27-05-2017 13:27

Туголукова Елена Николаевна

Обязательно провожу экскурсию по школе, чтобы познакомились с учебными кабинетами, возможно, учителями-предметниками на первой неделе сентября. В течение года провожу серию классных часов «Мир моих увлечений», обязательно участвую сама и рассказываю о своих хобби. Ведем рейтинг активности, который висит на стене. Раздаем «постоянные поручения» (ответственный за журнал, цветоводы и т.д.) Безусловно, необходимо провести интересное мероприятие на Первое сентября! И конечно, поддержка родителей, например, совместные мероприятия, в которых родители не просто зрители, а активные участники, например, вечер «Моя мама лучше всех!», «Самый главный праздник» и т.д. А по сути, любовь и внимание! Этого вполне достаточно!

Отредактировано 28-05-2017 07:38

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Коллеги, Браво! Уже мини-пособие для классного руководителя получается!::smile28::::smile28::::smile28:: А хвалить детей даже за мелочи — обязательно!!!! Дальше они будут очень стараться быть хорошими. И главное: не лгать! Дети это считывают еще до произнесения слов.

Отредактировано 27-05-2017 17:40

Гильманова Ольга Павловна

Мы совместно колледж и Детская школа искусств проводили мероприятие по поздравлению ветеранов и тружеников тыла. Была встреча с преподавателем по музыкальным инструментам, разрешила даже мне немного поприсутствовать на ее занятии. Очень понравилось как она (Людмила Петровна) разговаривала с ее ученицей. Очень уважительно, как ко взрослой, и постоянно спрашивала ее мнение, совет. Относитесь к детям, как к своим собственным. Похвалите, вместе проведите разные мероприятия, узнайте, кто лидер, кто скромняшка. А там уже все само собой прийдет

Кудрина Инна Александровна

Спасибо всем за ценные советы! Обязательно с первых дней буду уделять по-максимуму внимание и заботу к детям, постараюсь стать их «второй мамой»-мудрой и справедливой.

Туголукова Елена Николаевна

Еще забыла! На первом классном часе провожу игру-знакомство: на ромашке в центре ребенок пишет полное имя, а на лепесточках то, как его ласково называют и кто так называет, затем озвучиваем и отмечаем, какие ласковые имена нравятся, какие нет, как хотелось бы, чтобы я называла. Стараюсь потом называть детей так, как им нравится. У меня сейчас 7 класс, до сих пор называю Артема — Тёмыч, Пашу — Павлуша, Изольду — Лёля, Колю — Коляша, Артура — Артурик и т.д. Это очень сближает и помогает детям быстрее к Вам привыкнуть.

Дмитриева Оксана Леонидовна

Можно и я присоединюсь к советующим? ::smile9::1.Получше узнайте своих детей. Я проводила анкетирование родителей, потом самих ребят про их способности, таланты, из дискуссий этого сайта — визуалы, кинестеты и т.д. Посетила семьи — кто чем дышит, у кого какие проблемы.Когда будете их знать со всех сторон — будете готовы к обратной реакции. Будете знать причину их поведения. Моя Аня переживает болезнь отца — у него рак. Некоторые замыкаются, кто-то все время плачет, а она — ведет себя вызывающе, чтобы заглушить боль. Она его очень любит. Поэтому строим работу с ней в форме индивидуальных бесед и вовлекаем ее в активные выступления. 2. Продумайте и создайте несколько правил классных. Будьте тверды в их выполнении. 3. Готовьтесь, что Вас проверят сами ученики! Меня мой класс проверил на всё: на честность, на ответственность, на умение помогать, причем всегда сравнивали с первой учительницей. Теперь они знают мои качества и способности.

Домнина Валентина Владимировна

Инна Александровна, присоединяюсь ко всем советам, всё просто замечательно, поделюсь своим наблюдением из опыта работы старейшей учительницы нашей школы. У неё была традиция, если так можно сказать, в конце каждого рабочего дня дети после уроков приходили в кабинет к своему классному руководителю и делились впечатлениями, удачами и неудачами за прошедший учебный день.Тамара Андреевна обязательно всех выслушает и даст совет, ну и поругает соответственно. Конечно, вначале не все дети приходили, но к концу года у детей выработалась привычка, долг, назовите как хотите, но дети из школы не выходили, не зайдя к своему кл. руководителю, при этом их уже никто не заставлял этого делать. Сейчас Т.А. на заслуженной пенсии, но каждый праздник, день рождения идут к ней домой, где она также внимательно выслушает их и даст совет.::smile31::

Пфаф Татьяна Михайловна

С удовольствием почитала все комментарии! У нас очень отзывчивые коллеги!!! За это им отдельное спасибо!!! Увидела много полезных советов, возьму и себе их на вооружение!

Завадская Елена Владимировна

Инна Александровна, почитала все комментарии в дискуссии. Ко многим советам присоединяюсь! Ну и еще, я считаю, обязательно нужно показать детям, что вы их принимаете. Я в прошлом году выпустила детей с которыми прожила 7 лет нашей школьной жизни. И они стали мне действительно родными.Это был мой 4-й выпуск. Я помню, как взяла их после 3-го выпуска к которому очень привязалась за 7 лет. И как казались они мне какими-то не такими. И все не то и не так. А потом начались наши совместные дела,выезды в походы, концерты, спектакли…и уже через несколько месяцев всё стало на свои места. В этом классе учился и мой младший сын. И вот , когда после выпускного прошлого года я взяла очередной 5 класс, то я им сказала : » Дети, вам досталась взрослая учительница, но я вам обещаю, что вы со мной не завянете». И я очень для них стараюсь. Мне помогают и мои выпускники прошлого года. Например, когда осенью я проводила факельное шествие в день города к памятнику погибшим во время войны местным жителям, то приходили и выпускники и их родители, и родители нынешних моих деток. Вообще, Инна Александровна, покажите, что вы к ним не равнодушны, будьте к ним внимательны, проводите мероприятия не для галочки, а действительно такие, чтобы дети и родители о них долго помнили…И ВСЁ У ВАС ПОЛУЧИТСЯ!!!!

Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)

Как бы я хотела, чтобы у моих пятиклашек была такая классная!!!
А то ..::smile14:: молодой классный руководитель, а они ей не нужны. Родители мне жалуются, дети на переменах бегают, первоклашки недоумевают…

Завадская Елена Владимировна

Спасибо,Наталья Алексеевна. Где-то я с Вами согласна, что молодые учителя бывают равнодушны.Вроде молодой задор и идеи должны бить ключом, а они » спят на ходу». Но им тоже надо помогать и учить их ,как строить свои отношения с подопечными. В этом году к нам в школу пришла моя выпускница учить детей русскому и литературе. Ей дали 5 класс. Девочка не равнодушная и желание у не есть работать, а опыта ещё нет. Я взяла над ней шефство ( без всяких объявлений). Что провожу сама в классе и её приглашаю с классом поучаствовать. И других молодых коллег тоже. Вот готовлю сейчас школьный кинофестиваль. Наснимали с моими шестиклассниками 5 короткометражных фильмов и мультфильм ( простенькие конечно,но им так процесс нравится и над фильмами своими и хохочут и гордятся), показала коллегам. Предложила присоединиться. Сплошные отговорки- Это сложно, я не знаю как это делать…И только 2 молодых учительницы присоединились.Ну во надеюсь, что вода камень точит…

Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)

Вы умница, Елена Владимировна. Но — «Хорошо того учить, кто хочет учиться» и помогать тому, кто помощь принимает, а не обижается, что ему типа не доверяют.

Потамошнева Наталья Алексеевна(эксперт сообщества)

Если они мамку-классную в 5 классе не получат — класс пропал. Первые полгода, точно, им Вы нужны не только на классном часе. Ведь четыре года с учителем начальных классов весь день: и перемены, и уроки. Дети привыкают, что есть тот, кто поможет в любой момент. А коллектив за 4 года сплочен. Чего его еще сплачивать, творите общие дела и будет порядок, а Вам счастье))

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для классного руководителя будущего 5 класса.

Психологические особенности пятиклассников

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются:

  1. дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники»,
  2. уроки, как правило, проходят в разных кабинетах,
  3. расписание уроков постоянно меняется, становится «плавающим»,
  4. возрастают нагрузки на психику ученика,
  5.  школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований со стороны разных учителей,
  6. на каждом уроке  необходимо приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
    В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.  Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией,  обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. У некоторых детей зависимость от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей..

С чего начать работу с будущими пятиклассниками?

  1.  Следует заранее, ещё в 4 классе познакомиться с детьми (посмотреть их работу на уроках, поведение на переменах, их участие во внеклассных мероприятиях и т.д.), пообщаться с классным руководителем по поводу успехов и трудностей, возникающих при работе с учащимися.
  2. Необходимо в конце 4 класса посетить родительское собрание с целью знакомства с будущими родителями, на котором  целесообразно будет рассказать не только о себе, но и познакомить родителей с тем, что их ожидает в следующем году:

— какие учителя будут работать,

— какой кабинет будет классным, что необходимо сделать заранее для успешного начала работы в следующем году,

— какой будет школьная форма у учащихся класса,

— какие школьные принадлежности понадобятся в следующем году (следует заранее обойти учителей и узнать, какие тетради, карты, учебники и пособия понадобятся).

 — как спланировать День Знаний (оформление кабинета, поздравление детей, поездка куда-либо 1 сентября и т.д.)

      3.   Уместным будет провести на этом собрании анкетирование родителей (см. Приложение №1).

      4.  Чтобы работа в 5 классе началась успешно, лучше в летний период посетить квартиры учащихся, о чём заранее предупредить родителей на собрании.

Работа классного руководителя пятиклассников 1 сентября.

  1. Чтобы сэкономить время на классном часе, лучше заранее напечатать список учителей класса, примерное расписание уроков на неделю и вклеить их в дневник.
  2. Обязательно познакомить детей с расположением кабинетов в школе, Вашим рабочим кабинетом.
  3. Не забудьте показать учащимся стенд с расписанием уроков, покажите особенности работы с ним, вместе с детьми запишите расписание уроков в дневник на следующий день.
  4. Покажите  детям место, где они будут раздеваться, расскажите правила  поведения в раздевалках.
  5. Узнайте заранее стоимость обедов в школьной столовой, объясните особенности питания  детей в 5 классе (на какой перемене, за каким столом и т.д.)
  6. Напомните детям  о школьной форме, сменной обуви.
  7. Лучше с 1 сентября  составить список посадочных мест детей (это поможет частично запомнить детей уже на классном часе).

Работа классного руководителя в первые дни нового учебного года

  1. В первые дни нового учебного года  необходимо как можно больше находиться с детьми (на переменах, после уроков)
  2. Держать на постоянном контроле записи расписания  уроков в дневник (постоянно спрашивать, проверять правильность написания).
  3. Ежедневно следить за тем, как   организовано питание, контролировать поведение детей в столовой.
  4. Желательно в самом начале сентября провести организационное собрание для родителей, где познакомить их с работой в новом учебном году (см. Приложение №2)

30.01.2015 10:03

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Слайд 1

Первый раз в пятый класс пепе

Слайд 2

Директор школы К оливашко Лариса Валерьевна Классный руководитель География Музыка Гофман Ирина Викторовна Технология , ОБЖ Зубарев Александр Васильевич Русский язык (литература) Иностранный язык Колтунова Ольга Николаевна История Капитонова Жанна Михайловна Математика Кулибаба Т амара Михайловна Рисование Барон Татьяна Николаевна Биология Линёва Валентина Сергеевна Физкультура Колтунов Юрий Иванович

Слайд 3

Пятый класс это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития — отрочество.

Слайд 4

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность

Слайд 5

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – родителях и педагогах.

Слайд 6

Адаптация пятиклассника В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : — р езкое изменение условий обучения; — разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; — смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

Слайд 7

Период адаптации к новым правилам и требованиям в зависимости от индивидуальных особенностей может занимать у ребёнка от одного месяца до года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .

Слайд 8

Возникающие проблемы: новый классный руководитель ; непривычное расписание; много новых кабинетов; очень много разных учителей, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи нового учителя; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и при выполнении домашнего задания; ослабление или отсутствие контроля; неумение самостоятельно в работать; своеобразие подросткового возраста .

Слайд 9

Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; Уметь общаться, дружить, иметь постоянного друга, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Слайд 10

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд 11

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 12

Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников Постоянно расспрашивайте Вашего ребёнка о его школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Слайд 13

Особенностью обучения Ваших детей является то, что они с 5 класса начинают учиться согласно нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Что же это такое и в чем коренное отличие обучения по старой программе и согласно ФГОС?

Слайд 14

Основа стандарта – системно-деятельностный подход Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся. Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Построение образовательного процесса с учетом особенностей обучающихся . Разберем на примерах.

Слайд 15

Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Какие основные качества мы хотели бы видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен?

Слайд 16

дать хорошие, прочные знания ! Но нам после школы приходилось часто слышать: «Забудьте то, чему вас учили в школе !» « Школа учит не тому, что нужно в жизни!» В ответ мы говорили : «А этого мы не проходили …» В современном обществе главными стали не только знания , но и умение ими пользоваться! Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось…

Слайд 17

Так учили нас 1 .Учитель объявляет новую тему . 2.Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил – пересказал». 3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4.Учитель проверяет, как поняли (« повтори!»). Так будут учиться наши дети 1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике). 4.Ученики делают вывод по теме. Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать!

Слайд 18

Так учили нас В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения . Так будут учиться наши дети Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.

Слайд 19

Так учили нас «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Так будут учиться наши дети Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным

Слайд 20

Так учили нас Об успехах ребенка судят по отметкам, которые поставил учитель. Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Так будут учиться наши дети Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)! Дети могут оценивать себя сами! Каждый может быть лучшим в чем-то своем! Не судите об успехах ребенка по одним отметкам. Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему.

Слайд 21

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Если согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Слайд 22

Моему ребенку нравится учиться в школе. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. В классе у него много друзей. Ему мало нравятся учителя в школе. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Слайд 23

Подсчитайте количество совпадений: 8-10 баллов — у вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. 6-7 баллов — в школе дела обстоят неплохо. 4-5 баллов — будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. 1-3 балла — ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости.

Только недавно отзвенел последний звонок, отшумел выпускной вечер и вот опять
пятиклашки. Надо начинать все заново, планировать воспитательную работу,
разрабатывать тематику классных часов, цикл экскурсий, т. е. проводить
целенаправленную работу, чтобы установилась та незримая связь между учителем и
учениками, которая поможет им в течении следующих 7 лет быть одним целым,
понимать и чувствовать друг друга, поможет каждому ребенку реализовать свои силы
и способности.

С чего же начать? Что любят все дети, на почве чего найти взаимопонимание? Я
решила, что это животные. Поэтому первый блок воспитательных мероприятий
посвящен животным. В сентябре мы с ребятами ездили на экскурсию в зоопарк. Цель
поездки: поближе познакомиться с ребятами, пообщаться с ними в неформальной
обстановке, посмотреть, как они передвигаются группами, как реагируют на
замечания учителя и, конечно же, понаблюдать за ними при их общении друг с
другом.

Почему я выбрала зоопарк? Во-первых, ребятам интересна эта экскурсия, все
дети любят животных, во-вторых, зоопарк такое место, где не потеряешься и можно
больше внимания уделить общению с ребятами.

После поездки в зоопарк я предложила ребятам провести классный час “Мои
домашние животные”. Учащимся было предложено принести в школу своих питомцев,
фильм о них или фотографии. Надо отметить, что животные есть у большинства ребят
в классе. Я попросила выступающих подготовить дома небольшой рассказ о своем
маленьком друге: как он появился у тебя, что он любит, какие смешные истории с
ним связаны и т.п. На мой призыв откликнулось более половины учащихся. В
результате на классный час принесли 2 собак, 3 кошек, крысу и множество
фотографий. Когда ребята начинали рассказывать о своих питомцах, то остановить
их было сложно, помимо заготовленных рассказов на ходу вспоминались еще случаи,
в результате, рассказывать свои истории захотели и те ребята, которые ничего не
принесли. Классный час имел колоссальный успех, я же в свою очередь узнала о
своих пятиклашках много нового, просто наблюдая за ними, слушая их.

По окончании классного часа мне был задан вопрос: “А какой классный час будет
в следующий раз?”, на что я ответила, что следующий классный час называется “Моя
любимая игрушка”. Ребята получили задание: принести свою любимую игрушку,
рассказать о ней. С нетерпением все ждали следующей недели. С самого утра в
класс стали заглядывать ребята и показывать свои игрушки, среди них преобладали
мягкие игрушки, но были и машинки, пистолеты, куклы. Игрушка для ребенка – это
их маленькая ценность, для многих – их друг. Рассказы ребят были очень разные.
Кто-то подготовился основательно и разыгрывал маленькие спектакли, как правило,
у таких ребят игрушка была потрепанная, видно, что он часто играет в нее ,
возможно, спит с ней. У другого ребенка, наоборот, игрушка новая, красивая и
рассказ наигранный. Ребята с удовольствием показывали друг другу свои сокровища,
а те, кто ничего не принес, смотрели с завистью. После знакомства с игрушками
ребятам было дано задание: пусть твоя игрушка расскажет о своем хозяине.

Вот тут начинается самое интересное, что же рассказать о себе, какой я? Для
многих ребят задание оказалось очень сложным. Зато для классного руководителя
эти маленькие истории представляют большой интерес. Попробуйте сами рассказать о
себе, это трудно.

Последнее мероприятие в этом цикле – посещение театра зверей Дурова. После
поездки в театр мы проводим классный час по итогам поездки. Всегда находятся
моменты в поведении учащихся, на которые следует обратить внимание ребят.
Поэтому возникает следующий цикл классных часов “Как правильно себя вести и как
правильно одеваться при посещении общественных мест”.

Для подготовки этих классных часов я разбиваю ребят на группы. Каждая группа
получает задание, например, “Поведение в театре”. Ребята должны составить
памятку и показать сценку-загадку о том, как правильно одеваться и как себя
вести в театре. Весь материал, конечно же, анализируется, а после каждой поездки
подводятся итоги.

Помимо этих классных часов проводятся и другие мероприятия: анкетирование
“Сведения об учащихся”, социометрия, беседы по ПДД, терроризму , школьному
травматизму и другие.

Следующий цикл мероприятий – это экскурсии. Здесь я учитываю возраст
учащихся, школьную программу, кроме этого, у каждого человека есть свои любимые
места. Заканчивается 1 четверть двухдневной экскурсией по Золотому кольцу
России, например, Суздаль-Владимир. На 2 четверть были запланированы экскурсии в
литературный музей имени А. С. Пушкина и в музей истории Москвы.

Обычно в начале декабря мы проводим мероприятия, посвященные разгрому
фашистов под Москвой. Поэтому в свой план работы я включила классный час по этой
теме, запланировав провести его в детской библиотеке. Начинался классный час с
просмотра отрывка художественного фильма “Повесть о настоящем человеке”.

На одном из первых классных часов мы с ребятами договорились, что будем
активно участвовать во всех мероприятиях, причем по возможности в полном
составе. В 5 классе такие обязательства принимать можно, они легко выполнимы, т.
к. в этом возрасте все дети активны, у них еще много свободного времени. Мы с
вами знаем, что проблема организации свободного времени с каждым годом
приобретает все большую остроту. А ведь именно внеурочные мероприятия
способствуют развитию творческих способностей учащихся, укрепляют интерес
учащихся к школе.

Традиционно, когда я беру 5 класс, то ставлю с ними сказку “Вредный минус”,
которую мы показываем для ребят начальной школы. Ребята всегда с удовольствием
участвуют в этом спектакле. Другим мероприятием, в котором приняли участие 80%
учащихся, стал конкурс поделок и новогодних игрушек. Думаю, это хороший
результат.

С самого начала работы с классом я стараюсь ввести традиции, которые будут
положительно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Например, ведение
классного фотоальбома и создание видеотеки наших дел, поздравление ребят с днем
рождения, 8 марта и 23 февраля. В конце четверти мы выявляем учащихся, которые
получили наибольшее количество 5 и поздравляем их, также мы обязательно подводим
итоги работы тех ребят, которые имели постоянные поручения. Ребята дают оценку
каждому из них и она бывает очень жесткой. На следующую четверть мы переизбираем
руководящий состав.

Особое внимание я уделяю работе с родителями, т. к. они главные наши с вами
помощники в деле воспитания ребенка. На 1 родительском собрании я сразу знакомлю
их с основными требованиями: еженедельная проверка и подпись дневников, помощь
детям в организации классных мероприятий, посещение экскурсий в 5 классе
обязательно для всех детей без исключения.

Мы выбираем ответственных за организацию экскурсий, поездок в театр, за
поздравление детей с днем рождения и т. п.

На 2 собрании мы говорим уже о роли общения в жизни школьника. Для этого
перед собранием я провожу анкету, которая содержит вопросы:

1. Нравится ли тебе рассказывать родителям о прожитом дне?
2. Всегда ли родители выслушивают тебя до конца?
3. С кем в семье ты чаще делишься секретами?
4. Какие праздники в семье ты любишь?
5. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

На собрании обсуждаем итоги анкетирования, кроме того я вывешиваю социометрию
на доске (с разрешения детей) и обязательно показываю видеофильмы о наших общих
делах. Это я буду делать и на всех остальных собраниях.

Хочется отметить, что к концу 1-го полугодия итоги работы уже чувствуются.
Дети слышат меня, реагируют на замечания, откликаются на просьбы, призывы, они
активны и, думаю, им комфортно в классе, а значит, первый шаг к достижению цели
воспитательной работы сделан. А цель поставлена такая: формирование
творческой личности учащегося, умеющего дорожить ценностями и традициями
классного коллектива ; воспитание человека, уважающего живущих рядом людей и
любящего свою Родину.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Элькар цена в оренбурге инструкция по применению
  • Ирландское кружево для начинающих пошаговая инструкция вязание
  • Педилин шампунь цена инструкция по применению цена
  • Ксиланит инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Луфт руководство по клиническому питанию 2016