Администраторская или управленческая функция руководства включает в себя

Пять функций руководства с точки зрения взаимоотношений с подчиненными

Фото Василия Смирного, Кублог

Повседневная деятельность руководящего лица подразделяется на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т.п. Каждый такой аспект деятельности руководителя способен порождать психологические трудности. Умение их видеть и справляться с ними — обязательный компонент квалификации любого руководителя. Поэтому имеет смысл проанализировать его работу в функциональном разрезе, с точки зрения взаимоотношений с подчиненными. Ведь именно конкретные дела, поручения, применяемые санкции и наполняют реальным содержанием понятие «стиль руководства».

Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности:

  1. Стратегическая (планирование);
  2. Администраторская (организация);
  3. Коммуникативно-регулирующая;
  4. Мотивационная;
  5. Контролирующая и т.д.

Конечно, функций руководства много больше. Но поскольку мы пытаемся разобраться только в психологической стороне руководства, то берем лишь основные, которые могут порождать психологические трудности.

1. Стратегическая функция и руководитель

Стратегическое планирование и формирование целей и ценностей организации принято считать главной функцией руководителя. Допустим, руководитель опытен, компетентен, обладает широким кругозором, навыками стратегического мышления и т.д. Но даже при таких благоприятных предпосылках успешное выполнение им стратегической функции, как правило, упирается в три проблемы, имеющие явный психологический подтекст:

  1. проблему принятия решений (единолично — коллективно);
  2. проблему ограниченности времени (нет времени подумать на перспективу, «текучка заедает»);
  3. проблему инновационной активности (помните: лучшее — враг хорошего).

Проблема принятия решений. Какое решение лучше — коллективное или единоличное? Здравый смысл подсказывает: «Одна голова хорошо, а две — лучше». Но всегда ли? Еще 2,5 тысячи лет назад философ Гераклит заметил: «Для меня один стоит тысяч, если он — лучший». Поскольку эта проблема, как и все на свете, внутренне противоречива, приходится применять ситуативный подход, помня об общих принципах:

  • коллективные решения надежнее индивидуальных, поскольку субъективные заблуждения и личные пристрастия не устранимы принципиально;
  • в группах обычно возникает больше решений и лучшего качества (правда, если нет ярко выраженного «генератора идей»; впрочем, такие люди редко бывают начальниками);
  • групповые решения, позволяя участвовать в обсуждении проблемы всем, усиливают атмосферу сотрудничества, хорошего рабочего контакта, снижают сопротивление несогласных с принятым решением;
  • групповые решения отличаются большей продуманностью возможных последствий реализации принятых решений.

Но при этом:

  • коллективные решения обычно требуют большего времени для их принятия, чем единоличные;
  • решения, принятые в группах, оказываются более рискованными (феномен «сдвига к риску», возникающий скорее всего из-за распределения ответственности на всех);
  • коллективный способ принятия решений не имеет смысла, если руководитель или лидер группы много компетентнее рядовых ее членов и последние с этим согласны;
  • привычка к групповым решениям может повышать степень конформизма поведения членов группы, которая имеет тенденцию «давить» разнообразие мнений (всеобщий «одобрямс», например).

Таким образом, постулат здравого смысла о предпочтении двух голов одной срабатывает далеко не всегда. Можно назвать много ситуаций, когда предпочтительным окажется как раз единоличное решение руководителя, например в условиях дефицита времени или низкой квалификации сотрудников, наличия конфликтной ситуации и т.д. Однако в целом в современном менеджменте и управленческой психологии отдается предпочтение коллегиальности по крайней мере на стадии подготовки принимаемых решений.

Проблема высвобождения времени для решения стратегических задач. Преодолеть дефицит времени руководителю позволяют многие средства. Одни из них носят чисто технический характер: четкое планирование рабочего дня, стандартизация временных затрат на каждый вид деятельности (работа с документами, телефонные переговоры, совещания и пр.), резервирование времени на непредвиденные дела и т.д.

Но есть и весьма распространенное с 70-х годов организационное средство, получившее название делегирования полномочий. Суть его проста: руководителю не надо делать ту работу, с которой успешно справятся его подчиненные. Выгода несомненна: освобождается время для собственно руководящих дел у начальника и возрастают самостоятельность и уверенность в себе у подчиненных. Однако широкое применение этого управленческого приема наталкивается на ряд трудностей, большинство из которых исходят, как ни странно, от самих руководителей.

Во-первых, любой начальник обязательно хочет, чтобы «в нем нуждались». Принимая решения за подчиненных, он психологически подпитывает представление о собственной нужности, незаменимости (ведь даже в отпуск частенько по нескольку лет не уходят). Во-вторых, любой начальник небезосновательно полагает, что делать что-либо самому — непременно надежнее, с «меньшими нервами», подчиненный же обязательно наделает ошибок, да его еще и контролировать надо неусыпно. В-третьих, многие руководители не в состоянии смириться с мыслью, что в их организациях или подразделениях происходит что-то, о чем они не знают. «Не владеет обстановкой» — это же смертельный приговор для руководителя.

Все эти мотивы нам хорошо знакомы и понятны, несмотря на весь их анахронизм. Конечно, если ваши дела делают другие, то чисто арифметически должна уменьшаться и ваша важность. Оно так и происходит, но только при том непременном условии, что руководитель либо не может, либо просто боится или не привык заниматься вопросами организационной стратегии.

Современная управленческая мысль полагает, что вышеперечисленные опасения руководителей по большей части неосновательны. Никто ведь не призывает раздавать подчиненным все руководящие полномочия. Само собой разумеется, что установление целей, принятие стратегических решений, контроль результатов работы, задачи особой важности и высокой степени риска и т.д. — делегировать никак нельзя. А вот рутинную работу, подготовительные операции, частные вопросы, задачи, способствующие профессиональному росту сотрудников, — можно и нужно, если руководитель хочет высвободить время и силы для всего вышеперечисленного.

Как именно осуществлять делегирование полномочий?

  • Учитывайте способности и возможности своих сотрудников, желательно привлекать тех, кто хочет взять на себя трудные задачи и приобрести опыт.
  • Продумайте мотивацию сотрудников и их стимулирование.
  • Если полномочия сложны, не жалейте времени на подготовку, объясните смысл и цель задачи, покажите, как выполнять, обеспечьте личное наблюдение и в случае необходимости корректируйте исполнение.
  • Предупреждайте сотрудников, что это — отдельный случай или постоянное поручение.
  • Избегайте вмешательства без веских причин в рабочий процесс.
  • Обязательно контролируйте исполнение.
  • Позволяйте сотрудникам представлять в высших инстанциях делегированные полномочия и т.д.

Рекомендации, как видно, несложные, но пренебрежение такими с виду «мелочами» может свести на нет весь эффект делегирования. Кроме того, следует принимать во внимание и то, что делегированию имеют обыкновение сопротивляться не только руководители, но и подчиненные. Причины такого сопротивления могут быть различными: привычка полагаться на мнение и ответственность руководителя; боязнь ошибок; перегруженность работой и т.д. Но если причина диагностирована, то в принципе сопротивление подчиненного нейтрализовать несложно.

Отличить руководителя, слабо владеющего делегированием, можно по следующим характерным признакам:

  • работает после официального окончания рабочего дня;
  • остается на работе дольше своих сотрудников;
  • сам пишет большую часть инструкций, писем, отчетов и т.п.;
  • не находит себе замены на период отпуска;
  • возвратись из командировки, находит свой стол заваленным корреспонденцией и т.д.

Проблема инновационной активности. Развитие, инновации, прогресс — замечательные в сущности явления. Открытых их противников просто нет. Но как только перемены доходят до каждого конкретно, тут же находятся причины, по которым новации вообще-то, конечно, желательны, но вот в данном конкретном случае, при таких-то конкретные обстоятельствах — скорее неуместны.

Существует великое множество причин нашего молчаливого сопротивления инновациям. К. Девис даже разделил их на три вида: экономические, личностные и социальные.

  1. Экономические — боязнь безработицы; боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка; боязнь снижения социального статуса; боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.
  2. Личностные — восприятие критики современных методов работы как личной обиды; боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса; нежелание расходовать силы на обучение; страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и последствий нововведения.
  3. Социальные — нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе; стремление сохранить привычные социальные связи; боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой; неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; недовольство слабостью личного участия и незначительностью личной роли по внедрению нововведений; уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.

Как руководителю нейтрализовать сопротивление инновациям?

  • Привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и возможно принять цели и средства реформ.
  • Обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слухов и недоверия.
  • Не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия — только правдой можно добиться доверия подчиненных.
  • Всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинтересованность в переменах, показывайте на практике их полезность.
  • Предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями.
  • Доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону.
  • Ищите энтузиастов нового дела и создавайте им режим наибольшего благоприятствования.
  • Проявляйте терпимость к неудачам.
  • Наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.

2. Администраторская функция и руководитель

В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Этот вид воздействия с давних времен известен под названием универсального метода «кнута и пряника». Причем вся психология второй половины XX в. твердо стоит на том, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее в деле управления людьми.

Общее правило, выведенное многочисленными исследованиями, состоит в том, что «положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т.д.

Применение столь привлекательных мер управленческого воздействия, как поощрение и вознаграждение, также требует соблюдения определенных правил:

  • Вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или поступок, а не за достижение всей компанией благополучных показателей.
  • Вознаграждение должно быть безотлагательным.
  • Вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые малые успехи, а не только «выдающиеся достижения в труде».
  • Вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми.
  • Малые награды иногда оказываются эффективнее больших.

Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям. Если уж все-таки пришлось, то следует иметь в виду, что реакция на проступок подчиненного должна быть немедленной:

  • Наказывают за нежелательное поведение всех провинившихся, а не только «зачинщиков».
  • Постепенное нарастание меры наказания нецелесообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось.
  • Наказывая, не следует забывать внятно растолковывать подчиненному желательный образец поведения.

3. Коммуникативно-регулирующая функция и руководитель

Эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них — установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. От руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.

Однако нередко, даже прилагая немалые усилия, руководитель не может найти нужного контакта с подчиненными. Они «не понимают» друг друга. Природа этого взаимонепонимания часто лежит в области психологии, точнее в нарушениях межличностного общения. И чем «дальше» руководитель от подчиненного, тем больше вероятность совершения ошибок, прежде всего, в оценке как качеств людей, так и их действий.

Учитывая, что руководитель по большей части находится по отношению к подчиненному в позиции наблюдателя, нетрудно догадаться, сколь часто возникает соблазн объяснить неуспех леностью, тупостью, недостатком усердия и прочими деловыми грехами подчиненных. В то же время некоторые источники утверждают, что 86% всех отклонений от нормальной работы происходит по вине обстоятельств и только 14% относятся к людям.

Даже если это и преувеличение, все равно порядок величин подсказывает: не усердствуйте в поиске виновных, переключитесь на обстоятельства. Подумайте, была ли возможность выполнить задание, достаточно ли было времени, средств, материалов, информации и пр.? А если виноваты все же люди, то тем ли сотрудникам вы дали задание, располагали ли они нужной квалификацией, была ли заранее определена мера и форма ответственности?

Очень неприятны также и ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения, когда в некоторых ролях легче проявить позитивные качества, а интерпретация события привязывается именно к ним. Например, руководитель распекает подчиненного за то, что он не смог организовать своих коллег на выполнение задания. Коллеги эти тут же вызываются, озадачиваются — и проблема решена. Вот, дескать, как надо работать. Но при этом почему-то теряется из виду, что руководитель-то может приказывать, а подчиненный — только уговаривать. Могут возникать ошибки и из-за легкости построения ложных корреляций, суть которых сводится к стремлению использовать для объяснения событий причины наиболее простые, легкие, те, что всегда под рукой.

Общие принципы взаимоотношений с подчиненными:

  • Старайтесь управлять людьми по их «положительным отклонениям». Замечайте любые позитивные детали и приветствуйте их публично.
  • Создавайте атмосферу доверия, показывайте подчиненным, что вы верите в их способности и возможности.
  • Оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность.
  • Больше просите, чем приказывайте.
  • Будьте терпимы к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных.
  • Не пренебрегайте компромиссами, уступками и т.п.
  • Не забывайте о приемах оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными. Старайтесь чаще обращаться к своим подчиненным: даже незначительный знак внимания руководителя, как правило, наполняет сердце подчиненного благодарностью.

Любому руководителю наверняка приходилось сталкиваться с так называемыми «трудными служащими». Такие работники, как правило, плохо управляемы. Но не пытайтесь изменить таких людей. Без специальных психологических методик коррекции поведения ничего не получится, а на производстве заниматься этим, конечно же, некогда. Но и не льстите себя надеждой, что, уволив подобных работников, вы решите проблему. Новые, скорее всего, будут такими же.

Когда-то даже всесильный вождь советского народа так отреагировал на жалобу секретаря Союза писателей на своих подопечных: «У меня других писателей нет. Работайте с этими». Лучше не посоветуешь. «Работайте с этими», ищите в них положительные качества, которые можно использовать на благо, стремитесь к всемерной открытости отношений, не навешивайте ярлыки на людей, не применяйте принцип «око за око» и т.д. И самое важное: работая с «трудными служащими», следите за тем, чтобы самим не превратиться в «трудного босса».

4. Мотивационная функция и руководитель

Вряд ли необходимо убеждать кого-либо в том, что одной из главных задач любого руководителя является мотивация подчиненных, т.е. создание заинтересованности в результатах и качестве труда. Теоретические основы просчета этой функции руководства достаточно просты. В основе человеческого поведения лежат, как известно, многочисленные потребности. Их иерархия представлена в классической схеме Абрахама Маслоу (без которой не обходится, кажется, ни один труд по психологии управления):

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребности безопасности и защищенности.
  3. Социальные потребности.
  4. Потребности в уважении.
  5. Потребности самореализации.

К физиологическим относятся потребности, обеспечивающие простое выживание человека: в еде, питье, жилище, отдыхе. Потребность в безопасности и защищенности — это необходимость чувствовать уверенность в себе, в том, что физиологические потребности будут непременно удовлетворены, физические и психологические опасности нас минуют и т.п.

Социальные потребности включают чувства сопричастности чему-либо, принятия человека другими, привязанности и поддержки. Следующая ступень иерархии — потребности в уважении личных достижений, компетенции, в признании других, а также самоуважении. И наконец, на вершине пирамиды — потребность в самовыражении, в реализации своего потенциала и росте как личности.

Потребности порождают мотивы поведения, то есть некие побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Для иерархической структуры мотивов по А. Маслоу существует правило: «следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы».

В первую очередь руководителю необходимо стремиться к удовлетворению тех потребностей, которые находятся в нижней части «пирамиды Маслоу». Это — приемлемый уровень оплаты труда, стабильность занятости, безопасность труда и т.д. И лишь после того, как эти потребности можно будет счесть достаточно удовлетворенными, руководитель может подключать более «высокие» стимулы.

Приведем методы удовлетворения потребностей высших уровней.

Социальные потребности:

  1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
  2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
  3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
  4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
  5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении:

  1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
  2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
  3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
  4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
  5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
  6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
  7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

Потребности в самореализации:

  1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
  2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
  3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Выводы же другого исследователя — Фредерика Герцберга, автора так называемой «двухфакторной модели» трудовой мотивации несколько неожиданны. Все факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом, Ф. Герцберг разбил на две группы. К первой из них были отнесены те факторы, которые являются «внешними» по отношению к собственно труду: гарантии сохранения работы, социальный статус, условия труда, отношение непосредственного начальника, личные склонности работника, зарплата и т.д.

Если эти факторы негативны (низкая зарплата, плохие условия труда), то неудовлетворенность работника растет, а мотивация естественно падает. Но если те же факторы позитивны, то роста удовлетворенности собственно трудом и соответственно трудовой мотивации все равно не наблюдается, состояние работника носит устойчивый, но нейтральный характер.

По мнению Герцберга, сами по себе указанные факторы работника не мотивируют, а лишь создают благоприятный (или неблагоприятный) фон, на котором и развертывается действие собственно мотивационных факторов (вторая группа), непосредственно связанных с процессом труда. К ним были отнесены: трудовые успехи, признание заслуг, сам процесс труда, степень ответственности, служебный и профессиональный рост. Именно эти факторы вызывают усиление трудовой мотивации, и именно на них поэтому следует делать акцент в мотивационной практике руководителя.

На основе двухфакторной модели Ф. Герцберга были развернуты многочисленные программы «обогащения труда», которые во многих случаях приводили к позитивным переменам. Опыт их применения позволяет сформулировать некоторые практические рекомендации руководителю:

  • Сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы.
  • Сотрудникам необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста).
  • Следует предоставить возможность персоналу самостоятельно составлять расписание своей работы.
  • Сотрудники должны нести определенную материальную ответственность.
  • Сотрудники должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления.
  • Сотрудники должны отчитываться за работу на доверенном им участке.

Описанные выше мотивационные концепции были сформулированы несколько десятилетий назад. Однако и по сей день они остаются вполне надежным рабочим инструментом в психологии управления. Более же поздние психологические теории мотивации сместили акцент с анализа структуры потребностей и мотиваций на сам механизм их действия, за что получили название процессуальных. Одна из таких теорий, к примеру, выделяет три фактора, влияющих на мотивацию и, следовательно, на результаты труда:

  • ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемые результаты;
  • ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое награждение;
  • ожидаемая ценность награждения.

Считается, что если значение этих трех факторов невелико, то и мотивация будет слабой. Поэтому «теория ожиданий» предписывает руководителю отслеживать три параметра: взаимосвязи затрат труда и его результатов, результатов и вознаграждений, а также удовлетворенности вознаграждениями. Для эффективной мотивации эти параметры должны быть ясными и устойчивыми.

5. Контролирующая функция и руководитель

Проблемы с осуществлением этой функции руководства порождены простым противоречием: всем ясно, что бесконтрольность вредна, но мало кто любит, чтобы его контролировали. Это противоречие можно частично обойти, если соблюдать следующие требования:

  1. Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым.
  2. Контроль не должен быть: тотальным, бессистемным, формальным, не доведенным по результатам до исполнителя.

Попробуйте, так сказать, превратить порок в добродетель: контроль — не карательная акция, а проявление внимания к работнику. Ведь если вас никто не контролирует, значит вами просто никто не интересуется. А подчиненные, как известно, высоко ценят знаки внимания со стороны руководства.

Помните:

  • Стиль руководства — характеристика строго индивидуальная.
  • Направленность стиля руководства определяется в основном тремя параметрами: личностью руководителя, зрелостью коллектива и производственной ситуацией.
  • Наилучшего стиля нет, его оптимальность зависит от сочетания трех указанных параметров.
  • Стиль руководства складывается по большей части объективно, но его можно корректировать (и существенно) в требуемом направлении.
  • Корректируя свой собственный стиль руководства, помните, что вы не первый(ая) пытаетесь это делать. Уже накоплен и обобщен большой опыт разрешения психологических проблем, связанных с руководством. Желание и умение им пользоваться — тоже стилевая черта руководителя. И притом уместная во всех возможных стилях.

Управленческий
процесс традиционно принято расчленять
на пять
этапов
:
планирование, организация, руководство
людьми, мотивация и контроль. В соответствии
с этим делением можно определить и
основные функции руководящей деятельности:

1.    
Стратегическая (планирование);

2.    
Администраторская (организация);

3.    
Коммуникативно-регулирующая;

4.    
Мотивационная;

5.    
Контролирующая и т.д.

Конечно,
функций руководства много больше. Но
поскольку мы пытаемся разобраться
только в психологической стороне
руководства, то берем лишь основные,
которые могут порождать психологические
трудности.

1. Стратегическая функция

Стратегическое
планирование и формирование целей и
ценностей организации принято считать
главной функцией руководителя. Допустим,
руководитель опытен, компетентен,
обладает широким кругозором, навыками
стратегического мышления и т.д. Но даже
при таких благоприятных предпосылках
успешное выполнение им стратегической
функции, как правило, упирается в три
проблемы, имеющие явный психологический
подтекст:

1.    
проблему принятия решений (единолично
— коллективно)
;

2.    
проблему ограниченности времени (нет
времени подумать на перспективу, «текучка
заедает»)
;

3.    
проблему инновационной активности (помните:
лучшее — враг хорошего)
.

2. Администраторская функция

В
обязанности руководителя входят не
только вопросы стратегического плана,
но и чистое администрирование, обозначающее
директивные способы общения руководителя
с подчиненными. Особое место занимают
разного рода наказания и поощрения.
Этот вид воздействия с давних времен
известен под названием универсального
метода «кнута и пряника». Причем вся
психология второй половины XX в. твердо
стоит на том, что «пряник» гораздо
предпочтительнее «кнута» и много
эффективнее в деле управления людьми.
Общее правило, выведенное многочисленными
исследованиями, состоит в том, что
«положительные подкрепления» (поощрения,
вознаграждения) действуют эффективнее,
чем «отрицательные». Они много лучше
«обучают» подчиненных, психологически
закрепляют образцы требуемого поведения,
способствуют формированию благоприятного
психологического климата в коллективе,
повышают самооценку людей, успешно
«мотивируют» их на производительный
труд и т.д.

3. Коммуникативно-регулирующая функция

Эффективность
коммуникаций зависит от множества
факторов. Один из самых значимых среди
них — установление благоприятных
отношений руководителя с подчиненными.
Сами собой такие отношения возникают
редко. Их надо строить, то есть прикладывать
осознанные усилия к тому, чтобы эти
отношения развивались в нужном
направлении. От руководителя в данном
случае зависит и соответственно требуется
много больше, чем от подчиненного.

Однако
нередко, даже прилагая немалые усилия,
руководитель не может найти нужного
контакта с подчиненными. Они «не понимают»
друг друга. Природа этого взаимонепонимания
часто лежит в области психологии, точнее
в нарушениях межличностного общения.
И чем «дальше» руководитель от
подчиненного, тем больше вероятность
совершения ошибок, прежде всего, в оценке
как качеств людей, так и их действий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Четыре функции управления

Видео: Четыре функции управления

Содержание

  • Административный процесс
  • 5 административных функций в компании
  • Планирование
  • Организация
  • Координация
  • Адрес
  • Контроль
  • Важность
  • Сохранение финансов здоровыми
  • Повысить продуктивность
  • Помогите достичь целей
  • Удовлетворение клиентов
  • Продвигайте решения, основанные на данных
  • Примеры
  • Коммерческая функция
  • Бухгалтерский учет
  • Финансы
  • Гигиена и дапромышленная безопасность
  • Ссылки

В Административные функции это те обязанности или действия, которые каждый менеджер должен использовать для достижения выдающихся результатов в краткосрочной и долгосрочной перспективе в компании. Эти функции универсальны по своей природе, поэтому каждый руководитель может реализовать их в своей работе.

Администраторы, в общем, участвуют в общем наборе функций для достижения целей компании. Эти административные функции были описаны Анри Файолем в своей книге. «Промышленное и общее управление» в 1916 г..

Администрация, также известная как бизнес-администрирование, — это управление офисом, компанией или организацией. Он предполагает эффективную организацию людей, информации и других ресурсов для достижения целей компании.

Информация является ключом к бизнес-операциям, а люди — это ресурсы, которые используют информацию для увеличения стоимости компании. Это означает, что у компаний возникнут трудности, если у них не будет какого-то административного управления.

Административный процесс

Когда административный процесс осуществляется систематически, в управлении компаниями достигаются благоприятные результаты. В этом процессе считается, что администрация выполняет определенные действия, называемые административными функциями: планирование, организация, координация, руководство и контроль.

Это ценится как процесс, потому что организация не может быть реализована, если планирование не было установлено, ее нельзя координировать, если она не была спланирована и организована ранее, и так далее, пока ее нельзя будет контролировать, если она не была запланирована. организованная, скоординированная и направленная деятельность.

5 административных функций в компании

Эти функции предназначены для указания того, в каких областях будет проводиться работа и где будут прилагаться усилия, в дополнение к решению проблемы о том, как выполнять задачи в каждой из этих областей для достижения заранее определенных целей.

Эти функции составляют жизненно важные части структуры компании, помогая организации эффективно управлять ресурсами и людьми.

Планирование

Это означает возможность заранее решить, что делать, когда и как это делать, а также кто должен это делать. Нанесите на карту путь от места, где находится компания, к тому месту, где она хочет быть.

Функция планирования включает в себя постановку целей и их организацию в логическом порядке. Кроме того, установите стратегии, которым нужно следовать для их достижения. Руководство участвует как в краткосрочном, так и в долгосрочном планировании.

При планировании должно руководствоваться единство, оно должно быть точным, а также определенным образом гибким и непрерывным. Необходимо учитывать предыдущий опыт, чтобы избежать проблем, представленных ранее.

Организация

Он включает определение обязанностей, которые должны быть выполнены, группирование обязанностей по отделам или отделам и определение организационных отношений.

Целью является достижение скоординированных усилий всех элементов организации. Организация должна учитывать делегирование полномочий и ответственности, а также объем контроля в надзорных подразделениях.

Хорошая организация работы имеет важное значение, потому что таким образом можно организовать деятельность, которая будет осуществляться, так, чтобы структура компании была прочной.

Координация

Это относится к увязке процедур с задачами, выполняемыми в компании, с целью их дополнения и помощи в работе каждого из сотрудников.

Его цель — консолидировать все, что делается, для достижения целей и общих задач, предлагаемых компанией.

Адрес

Он ведет людей таким образом, чтобы достичь целей компании. Это подразумевает адекватное распределение ресурсов и оказание эффективной поддержки.

Лидерство требует исключительных навыков межличностного общения и способности мотивировать людей. Необходимо найти правильный баланс между упором на потребности в персонале и упором на экономичное производство.

Его должен проводить руководитель, чтобы сотрудники могли выполнять предложенные действия и достигать намеченных целей.

Контроль

Это функция, которая оценивает качество во всех областях и выявляет потенциальные или фактические отклонения в плане организации.

Это обеспечивает высокое качество работы и удовлетворительные результаты, сохраняя при этом упорядоченный и бесперебойный контроль за окружающей средой, включая информацию для измерения управления производительностью и выполнения корректирующих действий.

Проверяет и оценивает правильность выполнения задач, которые должны быть выполнены в компании. Кроме того, вы должны знать об исправлении сгенерированных ошибок, а также о любых отклонениях от целей.

Важность

Сохранение финансов здоровыми

Если вы не контролируете расходы, не сокращаете отходы и не доверяете своим данным, поддерживать здоровье своих финансов невозможно. Если все подразделения компании организованы, включая финансовый отдел, управлять денежными потоками намного проще.

Очень полезно установить частоту и методы поддержания этого контроля. Информация также должна быть централизованной, чтобы избежать дублирования и ошибок при ее отправке в другие места.

Вот почему вам нужно заменить несколько электронных таблиц одной надежной системой, которую обновляет небольшое количество людей.

Повысить продуктивность

Можно определить, какие команды лучше всего выполняют определенные задачи, и позволить им сосредоточиться на сильных сторонах. Выявление ошибок в процессе и их исправление приведет к более эффективной методологии, которая будет тратить меньше времени, а также меньше ресурсов.

Выявляя и исправляя ошибки, вы можете производить больше за меньшее время и использовать меньше ресурсов в процессе, обеспечивая лучшие результаты.

Помогите достичь целей

Административное управление позволяет добиться требуемых результатов. Это связано с тем, что он ориентирован на внедрение более эффективных процессов, удостоверяющих достижение целей.

Удовлетворение клиентов

Наиболее эффективные процессы отражаются в качестве и сроках, в результате чего клиенты удовлетворяют их потребности. Отношения с клиентами могут быть более тесными, что помогает лучше понять их потребности, чтобы предлагать продукты и услуги, которые их удовлетворяют.

Продвигайте решения, основанные на данных

Решения принимаются по результатам. То есть, если все происходящее отслеживается, это будет записано в data. На основе этих данных можно принимать более точные решения, анализируя прошлые и текущие сценарии, чтобы планировать будущее.

Примеры

Коммерческая функция

Это функция, которая связывает компанию с внешней средой. Он отвечает за все действия, необходимые для доставки произведенных товаров и услуг покупателям.

Цель анализа рынка — установить, какой продукт или услугу необходимо производить, на каких людей вы хотите ориентироваться, как они будут продвигаться, где они будут продаваться, какова будет их цена и т. Д.

Эта деятельность будет направлена ​​на то, чтобы клиент был доволен продуктом или услугой, которые он предоставляет, а не какими-либо другими, которые другие компании разместили на рынке.

Бухгалтерский учет

Он контролирует ресурсы, которыми обладают компании, чтобы эффективно ими управлять. Во-первых, необходимо наладить бухгалтерский процесс, провести этапы автоматизации, оценки и регистрации.

Кроме того, через финансовую отчетность он информирует об операциях, проводимых компанией. Он должен показать, каковы ресурсы и сколько стоит сумма долгов, продуктов, расходов и активов, а также дать оценку деятельности компании.

Информация, предлагаемая бухгалтерией компании, необходима для принятия решений как собственниками, так и менеджерами.

Финансы

Планируйте экономические ресурсы таким образом, чтобы их использование было максимально оптимальным. Кроме того, он исследует источники финансирования для привлечения ресурсов, когда они необходимы компании.

Он направлен на снижение неопределенности в отношении инвестиций, чтобы достичь максимальной прибыльности компании или прибыли на акцию.

Гигиена и дапромышленная безопасность

Он определяется как деятельность, направленная на защиту физической неприкосновенности сотрудников и предотвращение несчастных случаев в будущем. Контролирует и предотвращает экологические риски для людей в компании, которые могут вызвать заболевания.

Он отвечает за минимизацию существующих рисков для работников и рабочих групп в их взаимоотношениях.

Ссылки

  1. Ecourses Online (2020). Функции администрации. Взято с: ecoursesonline.iasri.res.in.
  2. Справка (2020). Что такое функция администрирования? Взято с: reference.com.
  3. Институт административного управления (2020). Административное управление. Взято с сайта instam.org.
  4. Экономическая энциклопедия (2020). Административные функции. Взято с сайта encyclopediaeconomica.com.
  5. Сабино Айяла Виллегас (2006). Административный процесс и его основные функции. Взято с: gestiopolis.com.
  6. Мой Abcm (2020). Узнайте о важности административного управления для бизнеса. Взято с: myabcm.com.

Функция администрирования

Сущность функций управления

Появлению функций управления способствовало разнообразие трудовой деятельности. Функция администрирования является одной из функций менеджмента, которые находятся в постоянном развитии и модификации. Изменения функций управления происходит под воздействием внутренних и внешних факторов, а также при воздействии функций.

Каждая управленческая функция — часть системы управления компанией, для того, что бы она эффективно развивалась, функции должны меняться в соответствии с требованиями современного мира, что определяется общими целями и задачами.

В большинстве случаев каждая функция выполняется одним подразделением, хотя некоторые функции могут исполняться вместе несколькими различными подразделениями. Также и одно подразделение (отдел компании) может исполнять сразу несколько функций.

Для всех функций присущи общие характеристики, среди которых можно назвать специфику выполнения, назначение, повторяемость, однородность содержания. Отличие функций управления заключается в наличии объективного характера, определяемого потребностью в самом процессе управления при осуществлении совместной трудовой деятельности.

Появление функций управления

Впервые функции управления были разработаны Анри Файолем в его работе «Общий и промышленный менеджмент», которая вышла в свет в 1916 года.

Автором исследовались процессы управления в качестве последовательного ряда операций (функций), разделенных на шесть групп (см. рис.).

Технические функции

Технические функции включали в себя процесс производства, изготовления, переработку, коммерческие функции куплю-продажу, обмен. Финансовые функции в свою очередь включали привлечение капитала и его управление, а охранная деятельность охрану имущества и личности. Посредством функции учета и анализа функционирует баланс, затраты, статистика.

Функция администрирования состоит из предвидения, организации, распорядительства, согласования и контроля.

Функция администрирования

Функция администрирования является одной из шести функций (операций), посредством которой управление обеспечивает нормальный ход производства. ПО мнению А. Файоля функция администрирования занимает важное место в менеджменте как науке управления. При этом функция администрирования состоит из совокупности других функций, среди которых можно отметить:

  1. Предвидение,
  2. Организацию,
  3. Распорядительство,
  4. Согласование,
  5. Контроль.

Состав функции администрирования

Предвидение представляет собой процесс прогнозирования будущего, определение программы действий, охват предшествующих пяти функций (операций). Анри Файоль считал, что при формировании эффективной программы действий важным является то, что руководители должны обладать некоторыми качествами: управленческие навыки, активность, моральное мужество, стойкость, профессионализм в определенной сфере и др.

Организация включает в себя обеспечение компании сырьем, материалами, капиталом, сотрудниками. В этом случае можно выделить два аспекта — материальный (обеспечение ресурсами) и социальный (обеспечение кадрами).

Функцию распорядительство выполняет персонал, ее основной целью является получение максимальной эффективности от действий сотрудников. Во всех сферах производственной деятельности распорядительство считается важной частью функции администрирования. Эта функция требует определенных качеств.

Функция администрирования также содержит операцию согласования, целью которой является возможность выполнения своей части работы во взаимодействии с другими элементами, то есть связь и объединение всех действий и всех усилий.

Контроль представляет собой анализ и учет вероятных ошибок, включая отклонения от планируемых результатов. При осуществлении контроля важно находить недостатки и ошибки для того, чтобы впоследствии можно было их исправлять и избежать повторения в будущем.

Примеры решения задач

Функции руководителя: особенности и группы 

В настоящее время, к функциям современного руководителя принято относить: 

  1. Стратегическую. Она включает в себя постановку целей организации, планирование деятельности и разработку стратегии достижения целей. В нормальных условиях данная функция является важнейшей. 
  2. Экспертно-инновационная (имеет тесную связь со стратегической). Необходима для определения вектора в процессах разработки и внедрения новых видов услуг и продукции. Способствует созданию необходимых условий для консультирования подчиненных и организационных преобразований. 
  3. Административная. Выполняет ряд задач: контроль (оценивание результатов работы, проведение необходимых корректировок в деятельности); организацию (распределение задач, ресурсов, полномочий, проведения инструктажа); придание направления (координация деятельности исполнителей); работу с кадрами (подбор, распределение, развитие персонала); стимулирование (мотивация и убеждение работников, их наказание и поощрение). 
  4. Коммуникационная. Заключается в налаживании внешних и внутренних связей, проведении переговоров, совещаний, приема посетителей, ответы на телефонные звонки и письма, распространение необходимой информации, представительство. 
  5. Социальная. Заключается в создании в компании благоприятных морально-психологических условий для работы, поддержании существующих поведенческих норм и формирование новых норм; оказание помощи подчиненным в разрешении их сложностей. Реализация данной функции необходима в контексте возрастающего значения человеческого фактора в жизни предприятия. 

В случае несоответствия управленческой функции функциям объекта, ее принято признавать несвойственной и передают иным исполнителям, либо упраздняют. 

В случае выполнения функции другими работниками, для них она становится дублирующей, а ее выполнение связано с увеличением затрат, поскольку она признается бесполезной.

Замечание 1

Затраты на процессы управления могут существенно возрастать в случае выполнения вредной функции, которая, в отличие от бесполезной функции, может снижать работоспособность исполнителя. 

Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что современный руководитель может быть рассмотрен в трех статусах: 

  1. Профессионал – автор планов, стратегий и решений. 
  2. Организатор – автор создания необходимых условий для эффективной работы исполнителей, реализующих работу на практике. 
  3. Начальник – раздает подчиненным необходимые задачи, которые являются обязательными к исполнению. 

Согласно позиции известного американского исследователя в сфере менеджмента Г. Миниберга (1939 год), в области реализации своих повседневных обязанностей и коммуникации с персоналом, на сегодняшний день, руководителем выполняются следующие функции: 

  1. Межличностная. Менеджер выступает в качестве символа власти, лидера, который мотивирует работников на выполнение необходимых функций и «связующего звена» в управленческой команде. 
  2. Информационная. Менеджер является «приемником», который концентрирует информацию и распространяет ее среди своих подчиненных. Он является представителем команды, который передает информацию другим подразделениям. 
  3. Решающая. Менеджер выступает в качестве предпринимателя, который планирует и начинает организационные изменения, ликвидирует нарушения, корректирует работу в нестандартных условиях, распределяет ресурсы и является посредником, проводящим переговоры. 

С учетом позитивных и негативных факторов, описывающих положение руководителя организации и обеспечивающих специфику его трудовой деятельности, связанной с выполнением обозначенных выше функций, руководитель должен обладать рядом специфических качеств, которые будут описаны ниже, а также владеть определенными средствами стимулирования деятельности персонала. 

Профессиональные, личностные и деловые качества руководителя 

Некоторые авторы выделяют свыше 200-т необходимых для руководителя качеств. Данную совокупность качеств можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К области профессиональных качеств принято относить те характеристики, которые подходят под описание любого специалиста. Их наличие у человека является предпосылкой для эффективной реализации профессиональной деятельности. Среди этих качеств: 

  1. Высокий уровень профессиональных компетенций, опыта, образования в соответствующей области. 
  2. Эрудированность, широта взглядов, глубокие знания в своей и в смежных профессиональных областях. 
  3. Тенденция непрерывного самосовершенствования, критического восприятия и переосмысления окружающей реальности. 
  4. Поиск новых методов и форм работы, содействие окружающим в овладении необходимыми навыками, совместно с их обучением. 
  5. Способность рационального использования времени, а также планирования собственной работы. 

К категории личностных качеств руководителя относят те же характеристики, которые присущи всем работникам, которых уважают и с мнением которых считаются. В данную область относят: физическое и психологическое здоровье, высокие моральные стандарты, внутренняя и внешняя культура, честность, справедливость, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, заботливость, уверенность в себе и оптимизм. 

Замечание 2

Наличие данных качеств является только предпосылкой для осуществления эффективного руководства, поскольку руководителем становится человек, обладающий не только профессиональными и личностными, но также и деловыми качествами.

Систему деловых качеств личности руководителя составляют: 

  1. Способность организовывать собственную деятельность и рационально распоряжаться ограниченным и невосполнимым ресурсом – временем, поскольку для руководителя время обладает особой ценностью. 
  2. Способность организовывать деятельность подчиненных, совместно с созданием для этого всех необходимых условий: постановка и распределение заданий, координация и контроль за их выполнением. 
  3. Наличие высокого уровня притязаний и честолюбия, совместно со стремлением к лидерству, власти и независимости в любых условиях. Это предполагает также наличие смелости, решительности, напористости, воли и бескомпромиссности. 
  4. Наличие высоких коммуникативных навыков, контактности, умения располагать окружающих к себе, а также убеждать в правоте своей точки зрения (согласно мнению экспертов, 80% знаний менеджера должны составлять представления о психологических особенностях человека). 
  5. Наличие инициативности, оперативности в решении определенных проблем, способности концентрации на важных моментах. 
  6. Способность самоконтроля, регуляции собственного поведения и отношений с окружающими. 
  7. Понимание необходимости и реализация нововведений, преобразований, готовности к риску, а также увлечению за собой подчиненных. 

На различных управленческих уровнях, требования к качествам руководителей являются различными.

Так, на низшем уровне, наиболее ценными качествами является коммуникабельность, решительность, определенная агрессивность, компетентность в профессиональной области, производственный опыт, способность оказания помощи подчиненным в совершенствовании их профессионального мастерства. 

На среднем уровне, наибольшую ценность в качествах руководителя составляют: умение грамотного выстраивания коммуникации, способность организации работы подчиненных, а также обеспечение их необходимыми для работы условиями, умение постановки задач и реализации контроля за их выполнением. 

На высшем уровне, важнейшими качествами руководителя принято считать способность к стратегическому мышлению, оценка ситуации, постановка новых целей, навыки планирования, реализация преобразований, организация творческих процессов у подчиненных. 

Замечание 3

Так как руководитель на любых уровнях занимается не только организацией и направлением деятельности подчиненных, но, в некоторых случаях воздействует на их поведение (иногда и внеслужебное), он должен обладать педагогическими и психологическими навыками. 

В различных странах требования к руководителям имеют отличия. В таблице ниже представлены данные оценки качества руководителей, которые были получены в ходе опросов ведущих менеджеров (требования расположены в порядке убывания): 

Ранг  Россия Страны запада
1 Личные достоинства Лидерство
2 Личные связи  Эффективность управления
3 Лояльность Видение перспективы
4 Предприимчивость Достижение согласия
5 Лидерство Предприимчивость

Отдельно следует отметить специфику выражения лидерских качеств у женщин. Как правило, они хуже мужчин могут адаптироваться на руководящей должности, что обусловлено следующими причинами: 

  1. Прежде всего, женщины обладают меньшей психологической устойчивостью, независимостью и смелостью, а также самоконтролем, в отличие от мужчин. 
  2. Чаще всего, большие рабочие нагрузки они сочетают с необходимостью выполнения домашних и родительских обязанностей. Исходя из этого, они зачастую предпочитают занимать средние руководящие посты, либо руководят небольшими подразделениями (организациями), в которых присутствует простая управленческая структура. 
Замечание 4

В политической сфере, женщины на руководящих постах имеют большие успехи (И. Ганди, М. Тэичер), а также могут потеснить мужчин даже в мусульманских странах. Причиной этого, видимо, являются особенности государственного и политического руководства, которые по многим параметрам имеют принципиальные отличия от хозяйственного. 

Необходимость наличия и преобладания определенных качеств у руководителей на разных управленческих уровнях обусловлена особенностями функций менеджеров на различных звеньях. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Oki ketoprofene sale di lisina порошок инструкция по применению
  • Инструкция по установке душевой кабины river dunay
  • Тималин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым
  • Руководство по климактерию
  • Мумичага 100 инструкция по применению цена отзывы