Алогичный стиль руководства

Лекция 7. Лидерство и управление
коллективом

1.              
Лидерство и руководство

2.              
Функции и роль лидера в
коллективе

3.              
Стиль лидерства

4.              
Теории происхождения
лидерства

1. При характеристике динамических процессов в
малых группах естественно возникает вопрос о том, как группа организуется, кто
берет на себя функции ее организации. Всякая групповая структура представляет
собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы. Вершину этой
иерархической лестницы занимает лидер.

Лидерэто личность, за которой все остальные члены
группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения,
затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности
всей группы
.

Лидерство – это естественный социально-психологический
процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на
поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение, которое вносит
изменение в поведение, отношения, чувства другого человека.

Различают виды влияния:

1.                          
Индивидуально-специфическое. Заключается в передаче (или навязывании)
людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности.

2.                          
Функционально-ролевое. Навязывание другим людям социальных
ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями,
которые он преследует, и определяемыми той ролью, которую он играет
(исполняет).

3.                          
Направленное влияние. Это такое влияние, которое
ориентировано на определенных людей или конкретные их личностные качества и
социально-психологические особенности. Ненаправленное – это влияние, не
направленное на определенный объект.

4.                          
Прямое влияние. Это непосредственное влияние самого
субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей.
Косвенное – воздействие, направленное не непосредственно на объект
влияния, а на окружающую его среду.

Группа,
решая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Лидера поэтому
можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения
какой-либо цели. Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку –
недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является
наличие хотя бы одного последователя. Т.о., понятие «лидер» невозможно без
понятий «цель» и «последователи»
.

Организация,
возглавляемая лидером, является организацией именно потому, что функционирует в
рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь: обеспечить существование
таких связей (взаимоотношений) в системе, которые наилучшим образом
способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер –
это элемент упорядочения системы.

Рассмотрим
различия лидера и руководителя (Б.Д.Парыгин).

Лидер

Руководитель

Глава группы в
силу своих организаторских способностей

Глава группы,
выбираемый или назначаемый

Регулирует
межличностные отношения в группе

Регулирует
официальные отношения группы как некоторой социальной организации

Выбирается
стихийно, зависит от группового настроения

Назначается целенаправленно
либо избирается, но под контролем элементов социальной структуры

Явление менее
стабильное, т.к. зависит от настроения группы

Явление более
стабильное

Авторитет
основан на личном влиянии

Авторитет
основан на санкциях, определенных должностью

Решения
принимаются непосредственно и касаются групповой деятельности

Процесс принятия
решений сложен и опосредован различными обстоятельствами, не обязательно
относящимся к группе

Ответственность
малая, непосредственная

Ответственность
многоступенчатая, опосредованная

Сфера
деятельности – малая группа как неофициальная группа

Сфера
деятельности – малая группа как официальная группа, как элемент макросреды,
т.е. связанной со всей системой общественных отношений

Типы (виды)

1.   
По
характеру деятельности:

а) универсальный

б) ситуативный

2.   
По
содержанию деятельности:

а) вдохновитель

б) исполнитель

1.   
Авторитарный

2.   
Демократический

3.   
Либеральный
(анархический)

4.   
Алогичный
(непоследовательный)

в
психологических характеристиках деятельности и лидера, и
руководителя существуют общие черты,
что дает право описывать их деятельность как идентичную, хоть это и не совсем
точно.

Лидерство
есть чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.
Руководство – это социальная характеристика отношений в группе.

Лидер
может и не вызывать личной симпатии, но если он лидер, то референтность его для
членов группы бесспорна. Он может быть, а может и не быть официальным
руководителем группы.

2.               
Функции и роль лидера в
коллективе

Руководителю
группы очень трудно быть лидером. Функции руководителя и лидера иногда прямо
противоположны.

Функции, общие для лидера и руководителя:

·       формируют цели,

·       распределяют обязанности,

·       стимулируют деятельность,
используя моральные и материальные средства,

·       контролируют ход и исход
дела,

·       осуществляют воспитательные
функции,

·       устанавливают связи с другими
коллективами.

Общее
лидерство в группе складывается из 3-х компонентов: эмоционального, делового и
информационного.

 «Деловой»
лидер (руки группы) может организовать дело, наладить нужные деловые
взаимосвязи, обеспечить успех дела. С ним хорошо работается.

«Информационный»
лидер (мозг группы) – эрудит, к нему все обращаются с вопросами, он все знает,
может объяснить и помочь найти нужную информацию.

«Эмоциональный»
лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый член группы может
обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

 Лидерство
– это всегда вопрос степени, силы влияния. Подходит ли человек для роли лидера
зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств, которые
внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Важно здесь
не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники
считают, будто он обладает этими качествами.

Задачи лидера:

·       претворять взгляды своих
сторонников в согласованную программу действий.

·       поддерживает сплоченность в
уже существующих группах.

·       формирование новых групп.

Лидер
– это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как её
зеркало.

3. Стиль
лидерства

Стили
руководства, укоренившиеся в социально-психологической литературе обозначаются
терминами, предложенными Куртом Левином.

Выделяют
2 стороны: содержание решений и техника осуществления этих решений (приемы и
способы).

Формальная
сторона руководства

Содержательная
сторона руков-ва

Авторитарный
стиль

«директивный»

   деловые краткие
распоряжения;

   запреты без снисхождения, с
угрозой;

   четкий язык, неприветливый
тон;

   похвала и порицания субъективны;

   эмоции не принимаются в
расчет;

   позиция лидера – вне
группы.

      дела в группе планируются
заранее (во всем их объеме);

      определяются лишь
непосредственные цели, дальние – неизвестны;

      голос руководителя
решающий.

Демократический
стиль

«коллегиальный»

  
инструкции
даются в форме предложений;

  
не
сухая речь, а товарищеский тон;

  
похвала
и порицание – с советами;

  
распоряжения
и запреты – с дискуссиями;

  
позиция
лидера – внутри группы.

     
мероприятия
планируются непосредственно в группе;

     
за реализацию
предложений отвечают все;

     
все
разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Либеральный
стиль

«попустительский»,
«разрешительный»

  
тон
речи – конвенциональный;

  
отсутствие
похвалы, порицаний;

  
никакого
сотрудничества;

  
позиция
лидера – независимо, в стороне от группы.

     
дела в
группе идут сами собой;

     
лидер
не дает указаний;

     
разделы
работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Авторитарный стиль управления. Для него характерное жесткое единоличное
принятие решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой
наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря
постоянному контролю этот стиль управления обеспечивает приемлемые результаты
работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество
продукции. Недостатки: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление
инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность
людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный
психологический климат обуславливает повышенную стрессовую нагрузку, вредную
для психического и физического здоровья. Этот стиль управления оправдан лишь в
критических ситуациях (аварии, военные действия).

Демократический стиль управления. Управленческие решения
принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив
сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и
самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание
к личности сотрудников, к их интересам, потребностям, особенностям. Является
наиболее эффективным, т.к. обеспечивает высокую вероятность правильных,
взвешенных решений, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность
работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и
сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при
высоких интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных
способностях руководителя.

Либерально-анархический стиль руководства. Здесь
«максимум демократии». Все могут высказывать свои мнения, но реального учета,
согласования позиций не стремятся достичь. С другой стороны «минимум контроля».
Даже принятые решения не выполняются, все пущено на самотек. В результате
показатели работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем,
психологический климат в коллективе не благоприятный, нет никакого
сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные
конфликты.

Непоследовательный, алогичный стиль руководства. Проявляется в
непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому. Следовательно,
крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

4. Теории происхождения лидерства

Существует
3 основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

1. Теория черт. Иногда называют ее «харизматической теорией» от
«харизма» — благодать, нечто снизошедшее на человека). Концентрирует свое
внимание на врожденных качествах лидера.  Лидером, согласно этой теории, может
быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных
качеств или совокупностью определенных психологических черт. Однако разброс
этих черт у разных авторов был огромен. 65% из них вообще упоминались лишь
однажды. И после некоторых публикаций теория черт была опровергнута.

3.                    
Ситуационная теория
лидерства
. Здесь теория черт
не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт
ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены
группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но
поскольку это качество оказывается необходимым в данной ситуации, то человек,
им обладающий, становится лидером. Свойства, черты или качества лидера
оказались относительными.

Е. Хартли предложил 4 «модели», позволяющие
объяснить, почему все-таки определенные люди становятся.

Во-первых, если кто-то стал лидером в одной
ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.

Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов
лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».

В-третьих, человек, став лидером в одной
ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то,
что данного человека изберут лидером и в другой раз.

В-четвертых, отдельным людям свойственно
«искать посты», вследствие чего они ведут себя так, что им «дают посты».

Эта
теория оказалась довольно популярной, хотя и она не решила проблемы.

3.Системная теория лидерства. Здесь лидерство рассматривается как
процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект
управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как
функция группы
и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач
группы, хотя указывают необходимость учета и структуру личности лидера, и
длительность существования группы, и некоторые другие переменные, относящиеся к
жизни группы.

Авторитарный стиль руководства

Авторитарный (директивный, тоталитарный) стиль руководства коллективом означает, что вся власть на предприятии сосредоточена в руках одного человека — руководителя. Как он решит — так и будет. Мнение персонала при этом не учитывается и не имеет никакого значения.

Авторитарный стиль предполагает наличие в коллективе очень строгой дисциплины. На предприятии создается большое количество инструкций и распоряжений, которые сотрудники должны строго соблюдать. Работает также мощная система стимулирования персонала: за малейшие нарушения и невыполнения директив сотрудники штрафуются материально или наказываются каким-то иным образом. Персонал боится выполнить работу не в срок или некачественно, что стимулирует его работать эффективнее и продуктивнее.

Сотрудники предприятия с авторитарным руководителем не принимают никакого участия в управлении, не могут проявлять инициатив, они вынуждены только подчиняться. Какие-либо шаги без ведома и одобрения начальника просто недопустимы.

В авторитарном стиле руководства можно найти немало недостатков. Прежде всего, он требует от руководителя больших временных, умственных, физических затрат. Потому что все решения ложатся только на него, и чем крупнее предприятие — тем сложнее им управлять в таком стиле.

Тоталитарный стиль часто сопровождается бюрократией, потому как руководителю банально не хватает времени уделить внимание всем сотрудникам. Поэтому решение вопросов, в т.ч

важных, сильно затягивается, об оперативности в этом случае придется забыть.

Также авторитарный стиль, как правило, вызывает неодобрение у сотрудников, не каждый захочет работать под таким руководством, поэтому в коллективе могут наблюдаться недовольства и большая текучка кадров, что также негативно сказывается на рабочем процессе.

Руководителю, выбравшему директивный стиль, нужно быть осторожным, чтобы не «упиться собственной властью» во вред своему предприятию.

Виды ДСР, их сравнение

Демократический стиль имеет два типа:

  • консультативный;
  • партисипативный.

Каждый из них характеризуется своим рядом условий организации работы.

Консультативный

Начальник, доверяя своим работникам, перед принятием решений или постановкой задач консультируется с подчинёнными. В процессе такого общения руководитель отбирает лучшие и ценные предложения. На их основании формируются задачи. При таком подходе сотрудники получают удовлетворение от того, что могут поддержать начальника, подсказать ему правильное направление. Как результат – никого не смущает, что указания спускаются сверху. Обычно за хорошими предложениями следует поощрение.

Консультативный вид ДСР

Партисипативный

Этот демократичный вид руководства построен на том, что начальник не консультируется, а полностью отдаёт рассмотрение поставленных задач в группу, обеспечивает привлечение всех заинтересованных сотрудников для конструктивных предложений. На них же возлагает контроль над выполнением сформированной цели.

Партисипативный вид ДСР

Последствия ошибочно выбранного стиля

Все люди совершают ошибки, без этого невозможно движение вперёд. Однако, если речь идёт о выборе стиля руководства, такая неудача может во всех смыслах дорого стоить компании.

От выбранного стиля руководства зависит:

  • Психологический климат в коллективе. Здесь всё обычно хорошо у руководителей демократов, а вот движимые страхом подчиненные диктаторов чувствуют себя недооцененными, утрачивают интерес, работают «от забора до обеда».
  • Текучесть кадров. Первый пункт приводит ко второму. Лучшие сотрудники, недовольные стилем управления уходят, остаются посредственные приспособленцы, а также пенсионеры, которые привыкли, что начальник может быть любым, со времен своей молодости.
  • Саботаж задач. Эта проблема может возникнуть при любом стиле руководства, но проявляется по-разному. Для подчиненных жестких руководителей характерна способность «квадратное катать, круглое носить», если так сказано. Они могли бы предложить значительно более эффективный способ, но просто выполняют сказанное. У демократичных руководителей некоторые подчиненные чувствуют вседозволенность и начинают на любые вопросы отвечать бесконечными «уже делаю» и «закончу завтра».
  • Наличие новых идей, которые необходимы для развития компании, как воздух. Если их генерирует только один человек (директор), они постепенно утрачивают свою новизну. Всё это приводит к тому, что организация стоит на месте. В условиях, когда конкуренты бегут вперёд, это фактически равноценно ходьбе назад.
  • Способность сплотиться и действовать как единое целое в сложные времена. С этим обычно возникают сложности при слишком демократичном стиле руководства. Право последнего слова всегда должно оставаться за руководителем.

Авторитарно-демократический стиль

Наличие бесспорных достоинств коллегиального управления не означает «списание в утиль» авторитарного стиля. В практике менеджмента активно применяется комбинированный стиль руководства – «авторитарно-демократический», объединяющий преимущества двух стилей.

Сложный подход, содержащий в основе противоречия. Что оставить в приоритете: творческий подход (демократические методы) или дисциплину (организационные методы)? Подбор главного для конкретной ситуации параметра осуществляется ранжированием факторов или сочетанием методов. Например, поддержание демократии в процессе принятия решений и авторитарность на этапе их выполнения.

Преимущества и недостатки

Демократическая позиция лидера, равно с авторитарной и либеральной позициями, имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • полное доверие к персоналу и взаимопонимание;
  • привлечение сотрудников к жизни компании;
  • командный дух объединяет и мотивирует самостоятельность работника в рамках его должностных обязанностей;
  • совместно принятые решения не вызывают большого недовольства у работников;
  • нестандартные подходы позволяют находить ответы на любые поставленные задачи.

К плюсам можно отнести низкую текучесть кадров, получение удовлетворения от работы и благоприятный климат в организации.

Внимание! Процедура принятия решения при демократическом стиле руководства (ДСР) происходит на всех уровнях коммуникации, как по вертикали (среди управленцев), так и по горизонтали (внутри коллектива). Один из недостатков демократического стиля руководства – это частые сложности с принятием общего решения и его правильностью

Кроме того, к негативным моментам допустимо причислить:

Один из недостатков демократического стиля руководства – это частые сложности с принятием общего решения и его правильностью. Кроме того, к негативным моментам допустимо причислить:

  • невозможность в экстренных ситуациях принимать быстрые решения;
  • отсутствие жёсткой централизации контроля;
  • возникновение новых требований к качеству управления.

Неверно поставленная работа руководителя может привести к злоупотреблению свободами, манипулированием им со стороны подчинённых.

Либеральный стиль руководства

Либеральный (попустительский, анархический) стиль руководства коллективом предполагает предоставление сотрудникам практически полной свободы действий, с главным условием: поставленная задача должна быть выполнена.

Как именно сотрудник будет выполнять возложенные обязанности, когда он будет приходить на работу и уходить с нее, чем будет заниматься в рабочее время — все это имеет второстепенное значение, главное — сделать то, что поручил руководитель.

Либеральный стиль руководства чаще всего применяется в коллективах каких-то творческих предприятий (например, занимающихся организацией праздников, шоу-выступлений и т.п.).

На предприятиях с либеральным стилем руководства есть наивысшие риски падения дисциплины и морального духа коллектива, однако, стоит признать, что для многих людей (скажем, для представителей определенных профессий или просто определенного психологического типа) такой стиль подойдет наилучшим образом — при нем они лучше всего будут выполнять свою работу, и будут сохранять высокую лояльность к организации и ее руководителю.

В заключение еще раз подчеркну: какой стиль руководства коллективом выбрать — вопрос сугубо индивидуальный. Выбор должен зависеть и от специфики деятельности компании, и от размера коллектива, и от особенностей/предпочтений самого руководителя. Также можно в какой-то степени комбинировать разные стили руководства компанией: на практике чаще всего происходит именно так.

На этом все. Успеха и процветания вашему бизнесу! До новых встреч на Финансовом гении — сайте, который станет вашим путеводителем в мир финансов.

Примеры авторитарного стиля управления

В качестве одного из самых ярких и показательных примеров пользы авторитарного подхода к управлению можно назвать Генри Форда. Он отбирал сотрудников очень придирчиво, вникая во все подробности их биографии

Кроме того, сильными сторонами компании Форда всегда были продуманность и эффективность в производственных процессах, внимание к структурным мелочам.

Его конкуренты по авторынку, «Крайслер», тоже интересны в этом плане. Компания переживала затяжной кризис, и решено было пригласить стороннего эксперта. Он взял всё лучшее от авторитарного и демократического стилей менеджмента и сумел вывести компанию на мировой уровень.

Читайте нашу статью «Стратегия голубого океана: что это и как применить в своём бизнесе».

Большинство управленцев и рядовых работников негативно оценивают авторитарный стиль управления в чистом виде. Он противоречив, негибок, жесток по отношению к персоналу и не использует всего потенциала работников (поскольку их опыт, соображения и навыки не имеют значения, ведь есть только два мнения – принадлежащее начальнику и неправильное).

Что характерно для стиля демократии

В основу подобного метода управления компаниями заложены такие характерные черты, как:

  • информирование сотрудников обо всех делах фирмы, задачах и намеченных перспективах;
  • делегирование отдельных полномочий и ответственности на каждого члена компании, тем самым дается возможность проявить самостоятельность и творческий подход в процессе работы;
  • психология поощрительной мотивации: премии, грамоты, устная похвала на виду у всего коллектива, наказания и штрафы являются исключением;
  • ориентация на достижение поставленных целей;
  • при низких результатах не ищут виновных, а рассматривают причины, которые необходимо устранить.

Важно! Работа поставлена так, что каждый работник чувствует себя «шестерёнкой», без которой отлаженный механизм остановится. Он видит и понимает весь рабочий процесс и ту долю ответственности, которая на него возложена

Однако не везде подобная структура управления может работать. Примерами, где может найти применение ДСР,  могут служить компании, занимающиеся:

  • офисной работой;
  • использованием труда специалистов высокой квалификации;
  • инновационными разработками.

Кстати. В организациях, где от сотрудника требуется выполнять определённую работу, и его инициатива не может повлиять на деятельность предприятия в целом, применять демократичный стиль нецелесообразно.

Педагоги в школе также не могут пользоваться таким способом руководства. К примеру, учитель физкультуры не может ориентироваться на мнение ученика, принимая от него зачёт по физической подготовке.

Авторитарный (директивный) стиль руководства в организации

Характерными для него признаками являются следующие:

  • высокая централизация руководства;
  • единоначалие при принятии решений, выборе целей и средств их достижения;
  • руководитель несет ответственность за результат деятельности компании, не доверяет подчиненным и не спрашивает их мнения или сове­тов;
  • основная форма стимулирования сотрудников – указания и наказания;
  • жесткий контроль за деятельностью каждого подчиненного;
  • неумение и нежелание учитывать интересы сотрудни­ков;
  • в процессе общения преоблада­ющими являются резкость, неприветливый тон, нетактичность и нередко грубость.

Однозначными достоинствами применения директивного стиля управления являются: максимальная концентрация всех видов ресурсов, наличие порядка и возможность предсказать конечный результат даже в сложной ситуации. Однако сдерживание индивиду­альной инициативы и одностороннее движение потоков распоряжений сверху вниз приводят к тому, что обратная связь с подчиненными отсутствует. Нередко это приводит к формированию пассивного и незаинтересованного в результатах компании поведения сотрудников.

Ошибки, которые допускают руководители с авторитарным стилем управления

Использование авторитарного стиля управления может приносить пользу только на протяжении небольшого периода. Если руководитель не способен быть гибким и практикует только данный стиль, неизбежно злоупотребление властью со всеми негативными последствиями этого явления. Поскольку дружеское общение на равных с сотрудниками не сочетается с авторитарностью, некоторые руководители переходят грань и вместо раздачи указаний начинают унижать, оскорблять и злобно придираться к работникам. Поощрений практически не бывает, зато наказания следуют за всё: нарушение дисциплины, невыполнение распоряжений, непонимание и т. п. Это превращается в настоящее преследование и тиранию.

Авторитарный лидер стремится взять на себя максимум ответственности, считая недопустимым перекладывать её на подчинённых или игнорировать. Но погоня за результативностью и неограниченная власть приводят к тому, что у него сдают нервы, и он начинает срывать злость за все промахи, просрочки и ошибки на работниках. И, естественно, люди не хотят терпеть такое отношение и покидают фирму один за другим. Наказания необходимы, если это разовая и оправданная мера, но когда управление превращается в террор, люди быстро лишаются мотивации и больше не верят в положительный результат своих усилий.

Демократический стиль

Демократический стиль руководства эффективен по показателям продуктивности и не уступает автократическому. Сотрудники под началом демократа образуют сплоченный коллектив, удовлетворены работой и трудовыми отношениями, активны, инициативны.

Руководитель-демократ всегда организует обсуждение проблемы. Как говорится, «одна голова думает – хорошо, а две и более – лучше». Коллективный метод принятия управленческих решений повышает вероятность их правильности.

При коллегиальном стиле не теряется много времени в процессе контроля, ведь внимание менеджера обращено на результаты труда, а не весь ход работ, как при автократическом управлении. Полномочия активно делегируются сотрудникам, которые следят и за итогами работы

Персонал для демократа – это главный ресурс и источник информации.

Мотивация в коллективе повышается за счет интереса к личности сотрудника. Люди чувствуют свою причастность к общему делу. Данный стиль руководства в организации позволяет реализовать отлаженная обратная связь.

Качества руководителя и подчиненных

В таких компаниях руководителя отличают высокий профессионализм и лидерство. Группа его уважает и видит в нём образец для подражания. К качествам начальника-демократа относятся:

  • открытость и доступность при апелляциях и личных встречах с персоналом;
  • доверие к работникам;
  • умение делегировать права и терпеть отказ от личных преимуществ, связанных с должностью.

Руководитель обязан придерживаться обязательного невмешательства в коллегиальную работу.

Сотрудники со своей стороны должны следовать корпоративному стилю, проявляя следующие качества:

  • профессионализм;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • желание личностного роста и тягу к участию в жизни компании.

Обычно сотрудники, охваченные общей работой, заинтересованы в достижении корпоративных целей, дорожат мнением коллег о себе и чётко ориентируются в своих контрольных правах.

Мы – одна команда

Что такое стиль руководства руководителя

Стиль управления — это привычная для руководителя модель взаимодействия с подчиненными. На её основе принимаются решения, делегируются задачи и определяются ответственные лица.

Даже если руководитель не отдаёт себе отчета в том, какой именно стиль управления ему свойственен, всё равно у него есть сложившаяся модель поведения. Её выбор осуществляется в силу природных особенностей характера, текущей ситуации в компании и других факторов.

Важно понимать, что идеального стиля управления коллективом не существует. У каждой модели есть свои преимущества и недостатки

Ключевым умением эффективного руководителя будет способность адаптировать свои управленческие стили в зависимости от текущей ситуации и типа личности конкретного сотрудника.

Сквозная аналитика

 от 990 рублей в месяц

  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

Узнать подробнее

В чем сила и слабость демократического стиля?

Силы

Слабости

  • успешное коллективное решение нестандартных вопросов;
  • самоконтроль;
  • от сотрудников требует активности, нестандартного мышления, творческих стремлений;
  • хорошие отношения, климат в коллективе;
  • удовлетворенность персонала условиями труда.
  • весомые материальные затраты на мотивацию;
  • потребует больших трудозатрат со стороны управленца;
  • эффективен с высококвалифицированными работниками.

Данный стиль применим в условиях становления, роста предприятия с достаточно стабильным коллективом. Он весьма полезен в ситуациях кризиса во внутренней среде фирмы, при возникновении проблем в отношениях, рабочих процессах.

Понятие стиля

Главная задача руководителя любого ранга – подвигнуть своих подчинённых на совершение действий, которые способствуют выполнению поставленной задачи в рамках общих целей компании. От особенности манеры руководства зависят климат в коллективе и методы решения проблем.

Стили управления

Доктор социологии, Ренсис Лайкерт, предложил теорию, по которой стили управления разбиты на четыре категории. Они выглядят следующим образом:

  • эксплуататорско-авторитарный;
  • патерналистски-авторитарный;
  • консультативный;
  • демократический.

Демократический способ работы с коллективом основан на принципе коллегиальности. Преимущество отдаётся привлечению сотрудников к решению вопросов, связанных с организацией рабочего процесса и тактикой управления компанией.

Важно! Признаками подобного стиля являются твёрдая убеждённость начальника в профессионализме подчинённых и вера любого сотрудника в то, что от его работы зависит общее благополучие организации

Демократический стиль

Типичные ошибки руководителя

При определении недостатков в ДСР было отмечено отсутствие жёсткого контроля со стороны начальства. Опора на самостоятельные действия сотрудников, без должной проверки исполнения задачи на всех уровнях, приводит к безнаказанной расслабленности в коллективе.

Панибратство может снизить авторитет начальника и стать препятствием для налаживания чётких деловых отношений. Контроль обязателен, только не прямой, а косвенный (по другим каналам, через непосредственных руководителей). Неправильное делегирование обязанностей приводит к сбою всей системы.

Типичные ошибки руководителя

Стиль демократического управления компанией не зависит от половой принадлежности. Возглавлять организацию может как мужчина, так и женщина. Образ руководителя-профессионала – вот что видят перед собой сотрудники. Грамотно налаженная коммуникация с персоналом выражается в том, что чувства долга и вины перед соратниками мотивируют «работу надо ошибками» провинившегося члена команды больше, чем наказание.

Стили руководства

Однако реализация демократического стиля возможна лишь при наличии у руководителя развитых интеллектуальных, организа­торских и психологических, коммуникативных способностей.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом де­мократии» (все могут высказывать свои мнения, но реального уче­та, согласования позиций достичь не стремятся), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняют­ся, нет контроля за их реализацией, все пушено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие.

Формы общения с подчиненными — отсутствие по­хвалы, порицаний; полная отстраненность руководителя от дел коллектива.

Содержание руководящей деятельности —дела в группе идут сами по себе; руководитель не дает указаний.

При либерально-анархическом стиле управления сотрудники не удовлетворены своей работой, руководителем, психологичес­кий климат в коллективе неблагоприятный; нет сотрудничества, стимулов добросовестно трудиться; содержание работы определя­ется отдельными интересами лидеров подгрупп; возможны скры­тые и явные конфликты; происходит расслоение на конфликтую­щие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль управления проявляет­ся в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то либерально-анархический, то де­мократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловлива­ет крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем. Форма и содержание действий руководи­теля могут не совпадать, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения к подчиненным, обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителя давно уже принято единолично (маски­ровка авторитарного руководителя под «демократического»).

При ситуативном стиле управления руководитель учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Если уровень психологического развития под­чиненных низок (низкая квалификация, недобросовест­ность), руководитель осуществляет «авторитарное указывание»: дает четкие указания, проводит инструктаж, постоянно контролирует работу подчиненных, по необходимости — применяет наказания, указывает на ошибки, поощряет за хорошую работу.

При среднем уровне психологического разви­тия подчиненных (хотят, но еще не умеют работать из-за недостатка опыта, обладают определенными базовыми навыка­ми, старательны, добросовестны) руководитель избирает такую форму управленческого поведения, как популяризация. Он дает указания, инструктирует сотрудников в популярной форме (на­ставничество, совет, рекомендация), предоставляет возможность проявить самостоятельность, осуществляет регулярный контроль работы; уважительно, доброжелательно относится к подчиненным, налаживает интенсивное общение (выявление общих интересов).

Если уровень психологического развития под­чиненных хороший (сотрудники хотят и умеют работать, имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для боль­шинства аспектов работы), дальнейшее развитие такой группы со­трудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось благо­приятным. В этом случае руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как участие в управлении, предполага­ющую проведение консультаций с сотрудниками по отдельным проблемам, использование возможности посоветоваться с ними, поощрение инициативы подчиненных, высказывание ими замеча­ний, предложений, предоставление сотрудникам большей ответ­ственности, ограничение прямых указаний и контроля, создание системы самоконтроля сотрудников, постановка целей без указа­ния способов их достижения, широкое общение с подчиненными, вознаграждение за активность, инициативность, хорошую работу.

При высоком уровне психологического разви­тия подчиненных (подчиненные хотят и умеют работать твор­чески, среди них есть экстраспециалисты, ответственные, ини­циативные работники) руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как передача полномочий. Она предпо­лагает постановку проблемы, прояснение целей, достижение со­гласия по отношению к ним, предоставление необходимых прав и полномочий сотруднику для самостоятельного решения про­блемы, отказ от вмешательства в дела подчиненного, поддержку только по его просьбе, самоуправление и самоконтроль сотруд­ников, серьезное отношение к просьбам, вознаграждение за твор­ческое решение проблемы.

Лидерство— способность оказывать влияние как на
отдельную личность, так и на группу,
направляя усилия всех на достижение
целей организации.

Лидерство— естественный социально-психологический
процесс в группе, построенный на влиянии
личного авторитета человека на поведение
членов группы.

Под
влиянием понимают такое поведение
человека, которое вносит изменение в
поведение, отношения, чувства другого
человека. Влияние можно оказывать через
идеи, устное и письменное слово, через
внушение, убеждение, эмоциональное
заражение, принуждение, личный авторитет
и пример.

Лидера
можно определить как личность, способную
объединять людей ради достижения
какой-либо цели. Понятие «лидер»
приобретает значение лишь вместе с
понятием» «цель». Действительно,
нелепо выглядел бы лидер, не имеющий
цели.

Но иметь
цель и достичь ее самостоятельно, в
одиночку — недостаточно, чтобы называться
лидером. Неотъемлемым свойством лидера
является наличие хотя бы одного
последователя. Роль лидера заключается
в умении повести людей за собой, обеспечить
существование таких связей между людьми
в системе, которые способствовали бы
решению конкретных задач в рамках единой
цели. Т. е. лидер — это элемент упорядочивания
системы людей.

Лидерство
— это всегда вопрос степени, силы влияния,
зависящей от соотношения личных качеств
лидера с качествами тех, на кого он
пытается оказать влияние, и с ситуацией,
в которой находится данная группа.

С точки
зрения масштабности решаемых задач
выделяют:

1)
бытовой тип лидерства (в школьных,
студенческих группах, досуговых
объединениях, в семье);

2)
социальный тип лидерства (на производстве,
в профсоюзном движении, в различных
обществах: спортивных, творческих и т.
д.);

3)
политический тип лидерства (государственные,
общественные деятели).

Подходит
ли человек для роли лидера, зависит
прежде всего от признания за ним другими
людьми качеств превосходства, т. е.
качеств, которые внушают им веру в него,
побуждают их признать его влияние на
себя. «Естественное» лидерство —
когда влияние исходит из признания
другими личного превосходства лидера.
Важно здесь не то, что лидер обладает
качествами превосходства, а то, что его
сторонники считают, будто он обладает
этими качествами.

Влияние
лидера всегда зависит от ситуации. Более
высокий интеллект, подготовка или опыт
могут явиться частичным основанием для
лидерства. Обычно важное значение
имеет склонность к доминированию, а
именно — умение проявлять инициативу в
межличностных отношениях, направлять
внимание других, предлагать им решения,
способность «разговаривать на языке»
своих сторонников.
Роль лидера
заключается в том, чтобы претворять
взгляды своих сторонников в согласованную
программу действий. Лидер может вести
своих сторонников в том направлении, в
котором они сами хотят идти.

Значение
лидера не исчерпывается лишь формированием
новых групп. Он также выполняет важную
задачу поддержания сплоченности в уже
существующих группах.

Лидер— это такой человек, который по отношению
к группе может рассматриваться как ее
зеркало. Им может быть только тот, кто
несет на себе черты, приветствуемые и
ожидаемые именно в данной группе. Поэтому
«пересаживание» лидера в другую
группу или назначение его сверху в
качестве руководителя малоэффективно.

Выделяют
следующие стили руководства.

Авторитарный(или директивный, или диктаторский)
стиль руководства: для него характерно
жесткое единоличное принятие руководителем
всех решений («минимум демократии»),
жесткий постоянный контроль за выполнением
решений с угрозой наказания («максимум
контроля»), отсутствие интереса к
работнику как к личности. За счет
постоянного контроля этот стиль
управления обеспечивает вполне приемлемые
результаты работы (по непсихологическим
критериям: прибыль, производительность,
качество продукции может быть хорошим),
но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы, творчества
подчиненных, замедление нововведений,
застой, пассивность сотрудников; 3)
неудовлетворенность людей своей работой,
своим положением в коллективе; 4)
неблагоприятный психологический климат
(«подхалимы», «козлы отпущения»,
интриги)обусловливает повышенную
психологически-стрессовую нагрузку,
вреден для психического и физического
здоровья. Этот стиль управления
целесообразен и оправдан лишь в
критических ситуациях (аварии, боевые
военные действия и т. п.).

Демократический
(или коллективный) стиль руководства:
управленческие решения принимаются на
основе обсуждения проблемы, учета мнений
и инициатив сотрудников («максимум
демократии»), выполнение принятых
решений контролируется и руководителем,
и самими сотрудниками («максимум
контроля»), руководитель проявляет
интерес и доброжелательное внимание к
личности сотрудников, к учету их
интересов, потребностей, особенностей.

Демократический
стиль руководства является наиболее
эффективным, так как он обеспечивает
высокую вероятность правильных взвешенных
решений, высокие производственные
результаты труда, инициативу, активность
сотрудников, удовлетворенность людей
своей работой и членством в коллективе,
благоприятный психологический климат
и сплоченность коллектива. Однако
реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, коммуникативных
способностях руководителя.

Либерально-анархический(или попустительский, или нейтральный)
стиль руководства характеризуется, с
одной стороны, «максимумом демократии»
(все могут высказывать свои позиции, но
реального учета, согласования позиций
не стремятся достичь), а с другой стороны,
«минимумом контроля» (даже принятые
решения не выполняются, нет контроля
за их реализацией, все пущено на
«самотек»), вследствие чего результаты
работы обычно низкие, люди не удовлетворены
своей работой, руководителем,
психологический климат в коллективе
неблагоприятный, нет никакого
сотрудничества, нет стимула добросовестно
трудиться, разделы работы складываются
из отдельных интересов лидеров подгруппы,
возможны скрытые и явные конфликты,
идет расслоение на конфликтующие
подгруппы.

Непоследовательный(алогичный) стиль руководства проявляется
в непредсказуемом переходе руководителем
от одного стиля к другому (то авторитарный,
то попустительский, то демократический,
то вновь авторитарный и т. п.), что
обусловливает крайне низкие результаты
работы и максимальное количество
конфликтов и проблем.

Стиль
руководства эффективного менеджера
отличается гибкостью, индивидуальным
и ситуативным подходом.

Ситуативный
стиль управления гибко учитывает уровень
психологического развития подчиненных
и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

Эффективным
стилем руководства (по мнению большинства
зарубежных специалистов по менеджменту)
является партисипативный (соучаствующий)
стиль, которому свойственны следующие
черты: 1) регулярные совещания руководителя
с подчиненными; 2) открытость в отношениях
между руководителем и подчиненными; 3)
вовлеченность подчиненных в разработку
и принятие организационных решений; 4)
делегирование руководителем подчиненным
ряда полномочий, прав; 5) участие рядовых
работников как в планировании, так и в
осуществлении организационных изменений;
6) создание особых групповых структур,
наделенных правом самостоятельного
принятия решений («группы контроля
качества»); 7) предоставление работнику
возможности автономно (от других членов
организации) разрабатывать проблемы,
новые идеи.

Партисипативный
стиль применим, если: 1) руководитель
уверен в себе, имеет высокий образовательный
и творческий уровень, умеет ценить и
использовать творческие предложения
подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий
уровень знаний, умений, потребность в
творчестве, независимости, личностном
росте, интерес к работе; 3) задача, стоящая
перед людьми, предполагает множественность
решений, требует теоретического анализа
и высокого профессионализма исполнения,
достаточно напряженных усилий и
творческого подхода. Таким образом,
этот стиль целесообразен в наукоемких
производствах, в фирмах новаторского
типа, в научных организациях

Девятых
Саша

  1. Автоматизированные
    методы управления

  2. Программно-целевые
    и проблемно-ориентированные методы
    управления

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Задать вопрос автору статьи

Значение лидерства и личности лидера

Определение 1

Лидер – личность, которая способна объединить и повести за собой людей для достижения какой-либо цели.

Понятие лидерства неразделимо с необходимостью достижения какой-либо цели. Лидер должен не только стремиться достичь цели самостоятельно, но и объединять вокруг себя людей, последователей, разделяющих его взгляды и путь достижения цели.

Значение лидера и феномена лидерства в целом заключается именно в его роли в процессе достижения цели. Лидер должен объединять людей, обеспечивать взаимодействие между ними для того, чтобы достичь цели наиболее эффективным образом. Таким образом, лидерство можно назвать способом систематизации группы людей, действующих в интересах достижения общей цели.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Феномен лидерства всегда связан с силой его влияния, которая зависит от личностных характеристик лидера, а также от условий его деятельности – характеристик его подчиненных (или последователей) и ситуации, в которой они находятся. Личностные характеристики лидера могут способствовать усилению его власти, но не являются единственным решающим фактором.

Лидер является отражением своих последователей.

Замечание 1

Лидер всегда зависит от внешних обстоятельств – лидер может вести своих последователей туда, куда они согласны за ним идти.

Типы лидеров

  • Лидер-организатор – активный, оптимистичный и убедительный лидер, который воспринимает желания и потребности коллектива как свои собственные, именно лидеры-организаторы чаще всего возникают в неформальных группах людей;
  • Лидер-творец – инноватор, способный решить самые сложные задачи, привлекая людей к их обсуждению с помощью интереса;
  • Лидер-борец – уверенный в себе, не склонный к уступкам и обдумыванию человек, который действует решительно и твердо отстаивает свою точку зрения, его непримиримость в зависимости от ситуации может стать и плюсом, и минусом;
  • Лидер-дипломат – политик, мастер интриг, разбирающийся во всех тонкостях ситуации, знающий скрытые детали социального взаимодействия, что позволяет ему манипулировать подчиненными в своих интересах;
  • Лидер-утешитель – обеспечивает подчиненным поддержку, доброжелательное отношение, сопереживает проблемам других людей и относится к ним уважительно.

«Стиль руководства в теории лидерства и типы лидеров» 👇

Стили руководства в теории лидерства

Замечание 2

Атмосфера в коллективе, его работоспособность и взаимоотношения с руководителем в значительной степени зависят от выбранного им лидерского стиля.

  • Авторитарный стиль руководства (директивный, диктаторский)

    Руководители, использующие такой стиль, принимают все решения в процессе работы единолично и жестко контролируют их выполнение. Контроль над подчиненными осуществляется с применением угрозы наказания и серьезных штрафных санкций. Диктаторское руководство предполагает отсутствие у руководителя интереса к личности его подчиненных, к их моральному состоянию и атмосфере в коллективе.

    Применение такого стиля позволяет обеспечить относительно высокое качество труда и высокий уровень производительности, однако одновременно подавляется инициативность сотрудников, они становятся пассивными и неудовлетворенными условиями своего труда, что впоследствии может привести к повышению уровня стресса в коллективе и застою.

    Применение авторитарного стиля управления оправданно лишь в условиях кризисной ситуации, что позволяет быстро адаптироваться и принять необходимые решения. Такой вид руководства в течение продолжительного времени приведет к снижению производительности и ухудшению психологического климата в коллективе.

  • Демократический стиль руководства (коллективный)

    В рамках этого стиля все решения в коллективе принимаются совместно, с учетом мнений сотрудников, а их выполнение контролируется не только руководителем, но и членами коллектива. Демократический стиль позволяет принимать во внимание личные качества и интересы сотрудников, их потребности и желания.

    В большинстве штатных ситуаций именно демократический стиль управления принято считать наиболее эффективным. Его применение обеспечивает высокую производительность труда вкупе с высокой степенью удовлетворенности сотрудников и благоприятной атмосферой в коллективе. Коллективное принятие решений уменьшает вероятность ошибок. Однако реализация демократического стиля управления требует от лидера особых знаний, качеств и навыков.

  • Либерально-анархический стиль руководства (нейтральный)

    Данный стиль предполагает полную свободу действий коллектива и полное отсутствие контроля за выполнением принятых решений. Такой стиль не стимулирует сотрудников к выполнению производственных задач, вследствие чего снижается качество результатов труда. Нейтральность руководителя часто приводит к конфликтам внутри коллектива, которые способствуют его расслоению и ухудшению внутренней атмосферы.

  • Непоследовательный стиль руководства (алогичный)

    Данный стиль представляет собой непредсказуемую смену различных стилей лидерства и необратимо ведет к низкому уровню результативности труда и возникновению конфликтов внутри коллектива.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Стиль руководства в теории лидерства и типы лидеров

  1. Значение личности лидера и лидерства
  2. Типы лидеров
  3. Стили руководства в теории лидерства

Значение лидерства и личности лидера

Лидер представляет собой личность, которая обладает способностью объединить людей и повести их за собой для достижения определенной цели.

Лидерства как понятие неразделимо с таким понятием, как необходимость достижения определенной цели.

Лидер обладает способностью не только самостоятельного стремления к достижения цели, но и способностью объединять вокруг себя единомышленников, разделяющих его взгляды и согласных пройти определенный путь для достижения цели.

Феномен лидерства и значение лидера как личности заключается именно в его способности сыграть решающую роль в процессе достижения цели. Перед лидер стоит задача объединения людей, обеспечения их взаимодействие для того, чтобы наиболее эффективным образом выполнить задачу достижения цели. Следовательно, под понятием лидерства можно назвать метод систематизации совокупности действий группы людей в целях решения общей задачи.

Лидерский феномен всегда определяется силой своего влияния, которая находится в зависимости характеристик личности самого лидера, а также от совокупности условий, в которых протекает его деятельность – характеристик его последователей или подчиненных, а также ситуационных условий, в которых они располагаются. Личностные характеристики лидера могут обеспечить усиление его влияния и власти, однако все-таки данный факт не является единственным определяющим.

Лидер представляет собой отражение своих подчиненных.

Лидер всегда является зависимым от внешних обстоятельств – лидер может вести своих подчиненных исключительно в том направлении, куда они согласны за ним последовать.

Лидерские типы

  • Лидер-организатор – оптимистичная, активная и убедительный личность, воспринимающая как свои собственные желания и потребности коллектива, именно лидеры-организаторы чаще всего появляются в группах людей неформального типа;
  • Лидер-творец – личность инновационного типа, способный решить самые сложные задачи, привлекая подчиненных к их обсуждению с помощью возбуждения их интереса;
  • Лидер-борец –абсолютно уверенная в себе личность, человек не склонный к уступкам и долгим размышлениям, действующий максимально решительно и твердо отстаивающий свою позицию, однако данная непримиримость может стать и плюсом, и минусом в зависимости от ситуации;
  • Лидер-дипломат – личность, часто использующая интриги, политик, обладающая способностью разобраться во всех тонкостях ситуации, знающий скрытые детали социального взаимодействия, что дает ему возможность в своих интересах осуществлять манипуляции над подчиненными;
  • Лидер-утешитель – личность, оказывающая помимо поддержки подчиненным, доброжелательно отношение, способная сопереживать проблемам людей и относится к ним с максимальным уважением.

Стили руководства в теории лидерства

Обстановка в коллективе, его работоспособность и взаимоотношения с руководителем в огромной степени зависят от выбранного руководителем лидерского стиля.

Стиль руководства авторитарного (диктаторского, директивного) характера.

Использующие данный стиль руководители, в процессе работы принимают все решения единолично и осуществляют жесткий контроль над их выполнением. Подчиненными контролируются с применением угрозы наказания и серьезных штрафных санкций. Авторитарное управление подразумевает отсутствие у руководителя интереса к своим подчиненным как к личности, к моральному состоянию подчиненных и обстановке в коллективе. Использование данного стиля обеспечивает достаточно высокий уровень производительности и высокое качество труда, однако при этом инициативность сотрудников подавляется, условия труда их не удовлетворяют, становятся пассивными, что в дальнейшем может повысить уровня стресса в коллективе и в конечном итоге к застою. Авторитарный стиль управления может оправдать себя лишь в условиях ситуации кризиса, дает возможность быстро адаптироваться и принять правильные и своевременные решения. В случае использования в течение продолжительного времени данного вида руководства может привести как к ухудшению психологического климата в коллективе, так и к падению производительности.

Коллективный стиль руководства (демократический)

Все решения в коллективе в рамках этого стиля принимаются коллегиально, учитывая точку зрения сотрудников, члены коллектива при этом наряду с руководителем контролируют ход выполнения принятых решений. Коллективный стиль позволяет учитывать интересы и личные качества сотрудников, их желания и потребности. В подавляющем большинстве ситуаций штатного характера именно использование демократического стиля управления позволяет достичь наивысшей эффективности. Его использование обеспечивает высокое качество и производительность труда, а также благоприятную обстановку в коллективе и достаточный уровень удовлетворенности сотрудников. Демократическое принятие решений позволяет уменьшить количество вероятных ошибок. Тем не менее осуществление демократического стиля управления требует от руководителя особых навыков и знаний.

Нейтральный стиль руководства (либерально-анархический)

Осуществление данного стиля руководства подразумевает полное отсутствие контроля за выполнением принятых решений и такую же полную свободу действий коллектива. Такой стиль не позволяет стимулировать сотрудников к решению производственных задач, что приводит к снижению качества производственных результатов. Нейтральность руководителя может вызвать коллективные конфликтам, что может закончиться расслоением коллектива и ухудшению внутренней обстановки.

Алогичный стиль руководства (непоследовательный)

Под аналогичным стилем понимается непредсказуемая смена различных стилей лидерства, что в обязательном порядке приводит к падению производительности труда и появлению конфликтов среди сотрудников.

Лидер — ключевая социальная категория. Лидер существует в любом коллективе: дружеском, рабочем, учебном, в каком угодно. Это человек, который определяет и координирует действия группы. Феномен лидерства изучается достаточно давно, и современной науке известно, что это сложное явление. Например, существуют разные виды лидерства — модели поведения разных типов лидеров отличаются, и особенности манеры руководства определяют взаимоотношения в группе и то, как она достигает своих целей. Эта статья призвана рассказать о разных видах лидерства.

Какие существуют стили лидерства

Стиль лидерства — это модель поведения руководящего лица, которая определяется характером его взаимоотношений с подчиненными, манерой поведения и позиционирования: способами принятия решений, положением относительно группы, методами воздействия и другими факторами. Современная наука выделяет четыре:

  1. Авторитарный.
  2. Демократичный.
  3. Либеральный. Иногда такой тип лидерства еще называют «отстраненным».
  4. Непоследовательный (алогичный).

Современная наука, психология и социология склоняются к тому, что эффективное и успешное лидерство и руководство комбинирует в себе черты всех стилей, отдавая предпочтение какому-либо конкретно в зависимости от ситуации, типа решаемой проблемы и состава коллектива.

Основные стили лидерства

Как они проявляются в практическом применении

Все эти особенности легко опознать в практической деятельности. Если упор сделан на какую-то одну манеру управления, ее признаки проявляются во всем: в целеполагании, в системе стимулов, в манере общения.

Авторитарный лидер

Такой управленец единолично определяет цели, которых должен достигнуть коллектив, и методы, которыми он должен руководствоваться. В процессе работы он характеризуется высокой степенью самостоятельности. Часто авторитарный лидер стремится подавить или ограничить коммуникацию внутри коллектива, особенно если она касается обсуждения действий и решений руководства. Общение происходит только при посредничестве управленца, под его жестким контролем.

С одной стороны, это стремление удержать авторитет, с другой — сохранить групповую консолидацию для наиболее эффективного достижения целей. Авторитарный тип осуществляет управление посредством приказов и принуждения.

Демократичный лидер

В практической деятельности такой лидер опирается на свое ближайшее окружение. Этот стиль лидерства характеризуется тем, что ответственность за принятие решений и выбор средств ложится на плечи не только самого управленца, но и практически каждого сотрудника. Разумеется, масштабы ответственности и степень самостоятельности каждой единицы различаются.

Демократичный тип позиционирует себя, как человека, который прислушивается к чужому мнению и учитывает чужие потребности. Он стремится, прежде всего, к психологической лояльности подчиненных, в качестве основного метода воздействия использует убеждение.

Либеральный, он же «отстраненный» лидер

Это лидер, который есть номинально, но практически не проявляет себя в плане целеполагания и управления рабочим процессом, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны. «Отстраненный» лидер не участвует в жизни коллектива и не поддерживает коммуникацию с подчиненными, не принимает воздействующих мер. Рабочий процесс в такой группе формируется на базе потребностей и устремлений отдельных участников. Из этого вытекает расслоение на отдельные подгруппы и формирование конфликтных ситуаций между ними.

ВАЖНО. Многие путают либерального и демократического лидера. Несмотря на то, что их резко противопоставляют авторитарному, они имеют значительные отличия, которые важно принимать в расчет.

Непоследовательный, он же алогичный лидер

Наиболее деструктивный тип, который характеризуется тем, что руководитель без видимых причин постоянно меняет вышеперечисленные стили: с авторитарного на демократический, с демократического на либеральный, с либерального снова на авторитарный и так далее. В практической деятельности такой «неуравновешенный» управленец способствует созданию неблагоприятного морального климата в коллективе, тормозит работу и снижает эффективность решения проблем до нуля.

ВАЖНО. Все перечисленные стили лидерства уместны в разных ситуациях. Исследователи отмечают, что авторитарный стиль управления имеет свои большие плюсы на этапе формирования коллектива, в условиях, когда участники еще не видят общих целей и не умеют работать вместе. С другой стороны, своевременный переход от авторитарного стиля руководства к демократическому укрепит группу и позицию самого лидера в ней.

Лидерство, само по себе, опирается на авторитет. При авторитарном стиле лидерства авторитет обеспечивается, в основном, за счет формально-административных факторов — должности управленца, его положения в корпоративной или социальной иерархии. Это называется «формальный» авторитет. С точки зрения исследователей, авторитет на 35 % обеспечивается личной лояльностью участников группы и профессиональными качествами управляющего. Личная лояльность обеспечивается в рамках демократического стиля наиболее эффективно.

«Отстраненная» манера уместна только как временная мера в ситуации стабильности.

Преимущества стилей лидерства

Другие типологии стилей лидерства

Вышеописанная типология является общепринятой, но не единственной. Дело в том, что лидерство — сложный феномен, и его невозможно описать только через один критерий. В психологии существует еще несколько классификаций стилей лидерства по разным основаниям.

Стили лидерства по преобладающим функциям

В зависимости от того, какие функции у лидера в группе преобладают, выделяют несколько стилей:

  1. Творец — внедрение новшеств, решение проблем за счет нового подхода. Отличается демократичностью, воздействует убеждением.
  2. Организатор — отождествление потребностей и целей коллектива с личными, нацелен на максимально рациональное распределение ролей в коллективе.
  3. Утешитель — дает моральную и эмоциональную поддержку участникам группы.
  4. Борец — бескомпромиссный и волевой лидер, охотно участвующий в конкуренции с внешними обстоятельствами.
  5. Дипломат — управление через манипуляции, опирается на неформальные отношения в группе, склонность к компромиссам и неконфликтному решению проблем.

В зависимости от способа руководства

Классификация аналогична вышеназванным, но акцентируется на немного других аспектах лидерства. Это стили управления, которые могут быть характерны и для демократичной, и для либеральной, и для авторитарной манер.

  • Эмоциональный лидер — осуществляет управление через формирование личной лояльности. Во главе угла стоят прочные личные связи и симпатии, харизма, умение расположить к себе. Такое лидерство характерно больше для социальных групп, а не производственных коллективов.
  • Деловой лидер — администрирование производства. Определяющие факторы — это опыт, профессиональные и организационные навыки, профессиональный авторитет и образование. Такой тип лидерства нацелен на решение конкретных производственных задач.
  • Ситуативный лидер — такой управленец появляется только в критических ситуациях, ограниченных по времени.

Заключение

В современном мире наиболее продуктивным способом считается демократический. Важно уметь находить компромиссы и прислушиваться к потребностям группы, это во многих случаях обеспечит продуктивность работы и укрепит авторитет руководителя. Однако выбор манеры управления зависит от очень многих переменных, включая личные качества, как самого управленца, так и каждого отдельного участника группы, ситуации, целей и задач, стоящих перед коллективом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации хендай крета 2021 года выпуска
  • Ларнамин инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Обезьянка из соленого теста своими руками пошаговая инструкция фото
  • Hepato forte описание египет инструкция по применению на русском языке
  • Инструкция к стиральной машине хайер hw60 1029an