Анализ руководства педагога играми

Шубина Татьяна Николаевна

Анализ руководства педагога играми детей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анализ руководства педагога играми детей

Дата проверки________________________________________________________________________

Группы_____________________________________________________________________________

Вопросы на контроле

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

средняя

старшая

Подгот.

 +

 +

 +

 +

 +

1

Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

2

Насколько полно использует игру?

3

Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей?

4

Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?

5

Доиграли ли до конца?

6

Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

7

Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом?

8

Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?

9

Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

 10

Выводы

Условные обозначения:    +   — да                       —    — нет            ☼   — частично

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Игровая
деятельность

1.
Руководство творческими сюжетно- ролевыми играми детей

а)
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности                
(наблюдения, занятия, средства искусства, художественное слово)

Наблюдая
за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что:

— вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей
действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников;

—  проводятся экскурсии, наблюдения, организуются
встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с
детьми;

— создаются ситуации, побуждающие дошкольников
вступать во взаимоотношения с окружающими,  реализуются поручения по
определенным темам;

— осуществляется чтение художественной литературы,
проводится драматизация сказок, эпизодов из сказок;

— воспитатель сам проводит наблюдения за
самостоятельными играми  детей, просит не задействованных дошкольников
понаблюдать за играющими детьми;

-напоминает  об интересных, занимательных фактах,
ситуаций из жизни.

б) Обучение способам игрового
отображения действительности (специальные обучающие игры, непосредственные игры
с воспитателем)

— воспитатель сам участвует  в процессе проведения
сюжетно-ролевых игр (с целью передачи игрового опыта);

— обучает игровым действиям и правильному  диалогу при
осуществлении какой-то отведенной роли на личном примере;

— по ходу игры воспитатель дает детям советы, задает
вопросы, привлекает внимание играющих к той или другой стороне игры;

Воспитатель предлагал новые роли, игровые действия,
ситуации, которые повышали интерес детей к игре и привлекали других участников.
Способствовал усилению функций игры. Привлекал внимание к положительным
поступкам и дружеским взаимоотношениям между персонажами. Помогал закончить
игру, подвести итог. По окончанию игры дети все предметы разложили на свои
места

в) Организация предметно- развивающей
среды ( наличие игрового материала различного типа; сопутствующие материалы и
проч.)

Игровая среда наполнена
многообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки, различные
персонажи из сказок, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол,
кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом
и т. п.

В группе имеются
всевозможные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули,
мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, сумки,
мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в
ладонь; мягкие колечки, которые используются как дорожка для ходьбы босиком  и
подставка для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки,
ленточки, султанчики.

В группе созданы все
условия для организации игр, организованы специальные места для проведения
сюжетно-ролевых игр: магазин «Подсолнух», уголок «Айболит», уголок «Пожарные»,
уголок «Рисования», уголок «Отдыха», «Парикмахерская». Все уголки находятся под
руководством воспитателя

Для развития мелкой
моторики и сенсорных способностей в группе наличествуют  разной трудности
пирамидки, матрешки из трех- четырех частей, вкладные чашечки, бочонки с
двумя-тремя вкладышами.

Дидактический материал в
группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Данная
зона наполнена игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички,
открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых
располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы,
кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для
прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За
дидактическим столом вместе, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.

В группе имеются
разнообразные звуковые  игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры и
специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто
там кричит» и др., развивают у малышей звуковой слух. Есть музыкальные
инструменты: металлофон, бубен, барабан.

г) Активизирующее общение
взрослого с детьми в процессе игры (вопрос, подсказка, совет и проч.)

Воспитатель умело ставит
задачи в ходе игры, направляет и обучает их не только играть, но и
взаимодействовать друг с другом (вежливое отношение, дружба).

Анализ дидактической
игры.

«Белкины лакомства»

Цель:
углублять и закрепить сведения дошкольников о  цвете, форме, вкусе,  качестве
поверхности с помощью сопоставления трех сортов орехов (грецкие, фундук и
арахис).

Правила игры:
уметь разграничить  и правильно определить вкусовые качества орехов, форму,
цвета, качество поверхности.

Материал:
мягкая игрушка белка, корзинка с орехами, молоточек.

Организация и методика
проведения:

Педагог зачитывает
дошкольникам загадку:

Рыжая, пушистая,

В дупле живет,

Орехи грызет.

Воспитатель спрашивает у
детей, кто это, как они догадались, что это белка? В гости к детям приходит
белка с корзиной орехов и просит детей на ощупь определить, какие орехи. Затем
ребята сравнивают их по форме и цвету. После чего, воспитатель обращает внимание
детей на молоточек, который он нашел в корзинке у белки, и спрашивает у нее,
для чего он ей нужен. Белка отвечает, что с его помощью можно расколоть орехи,
зубами их щелкать нельзя, иначе зубки будут очень болеть. Она колет орехи и
предлагает детям сравнить их по вкусу, в процессе чего формирует у них умение
различать орехи по вкусовым качествам, закрепляет их название в речи детей.

Данная игра происходит
под руководством воспитателя. Воспитатель доброжелательно и спокойно объясняет
детям все действия, которые они должны выполнить. Умеет заинтересовывать детей.
Дети очень рады видеть белку с орешками. Новизна данной игры заключается в том,
что орешки можно не только смотреть, трогать, но и пробовать. Таким методом они
быстрее учатся их различать и запоминать.

д) Диагностика уровня
развития игровой деятельности детей

Наблюдая за ребенком Славой П. (3 года) в процессе
сюжетно-ролевой игры «Шоферы» мы провели анализ сформированности приемов
игровой деятельности по следующим критериям:

1. Устойчивость замысла:

Замысел игры появляется с помощью взрослого.

2. Динамичность замысла:

Ребенок самостоятельно не может придумать как он будет
играть, продумать план сюжетно-ролевой игры.

3. Совместное обсуждение замысла:

Воспитатель сам выступает в роли инициатора в обсуждении
замысла игры, дошкольник безынициативен.

4. Достижение общего решения:

В ходе обсуждения замысла игры, Слава П. соглашается
полностью с решением воспитателя как будет выполняться сюжетно-ролевая игра
«Шоферы».

5. Содержание игры- взаимоотношения между людьми:

Первые игровые действия совершаются по инициативе
взрослого, собственные инициативные действия единичны. В ходе игры слабо
взаимодействует с партнерами.

6. Присутствие эпизодов из сказок, фильмов и т.д.:

Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками,
но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста
замещения.

7. Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни:

Ребенок не может предложить новый замысел, хочет
играть по известному замыслу.

8. Содержательность ролевого взаимодействия:

Ролевое взаимодействие кратковременное

9. Разнообразие используемых средств выразительности:

В процессе сюжетно-ролевой игры речь ребенка
неэмоциональна, невыразительна. Отсутствуют яркие проявления полученных
впечатлений.
Слабые улыбки,
спокойная поза, темп игры — неспешный.

10. Активность использования речи при реализации роли:

Ребенок по ходу игры обращается к машине и взрослому с
более развернутыми, 2—3-словными высказываниями: «надо ехать», «сейчас заведу»,
«проверю колеса» или комментирует: «я поехал», «надо заправить».

11. Использование предметов-заменителей:

Ребенок играет только реалистическими игрушками, замещениям
взрослого не подражает.

12. Осознанность и критичность при соблюдении правил:

Слава П. не осознавал, что соблюдение является
реализацией сюжетно-ролевой игры. Соблюдение правила ребенком на этом этапе
было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны
взрослого.

е) Анализ плана
воспитательно-образовательной работы по формированию приемов игровой деятельности
дошкольников во 2-й младшей группе

Анализ календарного и перспективного планирования
показал, что во второй младшей группе  осуществляется планирование по
организации игр в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочей
программы, циклограммы. Присутствует тематическое планирование игр детей на
учебный год, поэтому все игры планируются в комплексе, системно, из личного
опыта педагогов, на основе различных методик, программного
наглядно-дидактического материала. Темы планируемых сюжетно-ролевых игр в
группе соответствуют возрасту детей, но отмечено не умение педагогов подбирать
наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития детской игры) средства и
приемы педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому
он стремится подражать. Так, в планах необходимо указывать вид, название игры,
приемы руководства игрой (в младших группах — степень участия воспитателя в
игре,  приемы обогащения игры). В плане  отражаются показ конкретных игровых
действий. Но не учитывается  гендерный подход в развитии детей при планировании
игры. Планируются изготовление атрибутов к играм с детьми, родителями. Достаточно
планируется чтения художественной литературы о профессиях, беседы,
рассматривание альбомов, иллюстраций. Не прослеживается в планах работы по
внесению изменений в РППС. Отмечается присутствие  также в планировании
воспитателями задач направленных на речевое общение при ролевом взаимодействии
— диалога, обогащения речи, обогащения знаний детей о ролевом действии, инструментах,
есть обращения к опыту детей, к умению «добывать» знания их различных
источников. Индивидуальная работа с детьми в планах по обучению игре
наличествует.  

Можно сделать вывод о том, что планирование игры во 
второй младшей группе проводится формально. Смешивание различных авторских
подходов не дает положительного результата и является причиной низкого уровня
игровых умений младших дошкольников.

Справка-анализ

по теме: «Организация игровой
деятельности в режиме дня»

    В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской на 2017-2018 уч. год был проведен  контроль.

Форма контроля: оперативный
контроль

Цель проверки: изучение
состояния воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми в процессе совместной
игровой деятельности  в разных возрастных группах.

Срок проведения: с 08.11.2017г. по
09.11.2017г.

Объект контроля:
воспитательно-образовательная работа с детьми  в процессе проведения  игр  в
разных возрастных группах.

В МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской 4
дошкольные группы:

Младшая группа — воспитатели Харитонова Е.А.,
Соловьева В.В.

Средняя группа – воспитатели Аверьянова Т.В., Туманян
О.А.

Старшая группа —  воспитатели Рязанцева Н.В., Сидорова
Е.Ф.,

Подготовительная группа — воспитатели Рогова Г.А.,
Шкода С.Н., 

Разновозрастная группа кратковременного пребывания.

Проверку проводил: старший воспитатель Маленькая Н.А.

1. Изучение предметно-развивающей среды показало,
что во всех группах детского сада созданы определенные  условия для организации
игровой деятельности детей. В частности, предметно-развивающая среда отвечает
эстетическим, гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности. Во
всех группах достаточно  места  отведено для игр детей. В игровой  зоне
оформлены и выделены различные  тематические уголки.  Имеется разнообразная
атрибутика для сюжетных игр, игр-драматизаций. Все группы ДОО обеспечены
игрушками и материалами для сюжетных игр. Имеются игрушки для режиссерской
игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними.

Уголки для игр детей зонированы, в атрибутике для
каждого вида игр имеется необходимый набор игрового оборудования, как
купленного в магазине, так и изготовленного руками педагогов. Имеются уголки
ряжений, большие коробки с предметами – заместителями. Игрушки находятся в свободном
доступе для детей и соответствуют возрасту детей. Игровое оборудование
тщательно подобрано по тематике, соблюдаются правила пользования детьми
игрушками, после игр они убираются на свое место.  

Все воспитатели  ДОО, по возможности, стараются
обновлять предметно-развивающую среду и пополнять её новыми игрушками и
пособиями. Однако при этом наблюдается недостаточное проявление  инициативы и
творческого поиска педагогов, отсутствие нестандартного мышления по обновлению
предметно — развивающей среды. 

2. Наблюдение за  игровой деятельностью
воспитанников
разных возрастных групп:

При
организации игровой деятельности в младшей группе воспитателем Харитоновой Е.А.
было организовано несколько игр, которые гармонично сменяли друг друга. Педагог
осуществляет руководство игровой деятельностью, в самостоятельной строительной
деятельности поддерживает инициативу детей, если нужно корректирует их
действия. В соблюдении структуры игры были недочеты: педагог упустил такие
моменты, как мотивация и анализ результатов. Инструкции и объяснение правил
игры были четкие, доступные и контролировались на протяжении всей игры.
Материал для игр был заранее подготовлен.

Рекомендации: придерживаться
структуры игры.

Организация
сюжетно-ролевой игры в средней группе осуществлялась педагогом Туманян О.А. в
групповой форме. Педагог организовал игру «Поездка в цветочный магазин», в ходе
которой решались следующие социально-коммуникативные задачи: умение уступать
друг другу, общаться со сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование
позитивных установок к различным видам труда. Педагог был участником и
партнером в игре, осуществлял соответствующий подбор игровых ролей, предложил
тему для игры. Структура игры была соблюдена, однако мотивация детей больше
напоминала целеполагание. Педагог недостаточно ориентировал детей друг на
друга, больше использовал ориентировку на действия и правила.
Не было создано условий для проявления детьми инициативы.

Рекомендации:
активно
использовать мотивацию детей; создавать условия для проявления
инициативы, детского замысла, творческой выдумки; больше ориентировать детей на
взаимодействие друг с другом.

В старшей
группе воспитателем Сидоровой Е.Ф. была организована сюжетно-ролевая игра
«Семья» с использованием строительного материала и игрушек. Педагог помог детям
распределить роли, избегая конфликта, был участником и активным партнером в
игре. В процессе игры педагогом были решены задачи социально-коммуникативного
развития: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование
уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и
отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий. Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей развивать
сюжет, инициирует у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг
на друга, на взаимодействие между собой. Дети больше были ориентированы на
взаимодействие с педагогом, обращались к ней, перебивали друг друга. Некоторые
дети были заняты в основном действиями с игрушками.

Рекомендации:
ориентировать
детей на взаимодействие друг с другом; стимулировать собственно-речевые
умения детей.

Воспитатель
подготовительной к школе группы Рогова Г.А. Организовала сюжетно-ролевую игру
«Космонавты» в групповой форме. Качество организации и проведения игры было на
высоком уровне: полностью была соблюдена структура игры, дети были
замотивированы, воспитателем был внесен элемент неожиданности (письмо,
пришедшее от Инопланетян), что всегда очень привлекает детей. В игре педагог
выполнял наблюдательную и направляющую функцию, что стимулировало у детей
самостоятельность, саморегуляцию поведения и, что самое важное необходимость
общаться друг с другом и самостоятельно планировать свою деятельность, решать
проблемные ситуации. Воспитатель переводит внимание ребенка с игрушек на
взаимодействие с партнером, ориентирует детей друг на друга, стимулирует детей
вносить интересные предложения, вовремя замечает назревающие конфликты,
помогает детям решить их. На протяжении всей игры осуществляет обучение детей
собственно-речевым умениям, технике безопасности, правилам поведения.

Анализ
показал, что в каждой возрастной группе созданы условия для проведения
дидактических игр. Просмотр дидактических игр показал, что воспитателями был
подготовлен необходимый материал к запланированным играм, продумано размещение
детей. Предложенные детям игры содержали основные структурные компоненты:
дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила;
игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Всеми
педагогами  ДОО ведется постоянная и целенаправленная работа по обучению детей
различным видам  игр. 

Вместе с
тем, следует больше внимания уделять индивидуальной работе с воспитанниками при
обучении их играм и проведении игр. Редко проводятся музыкально-дидактические
игры. Не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность.

3.  Анализ планов воспитательно —
образовательной работы педагогов
на 2017 – 2018 учебный год  показал,
что игровая деятельность воспитанников в режиме дня планируется
целенаправленно, систематически.  Педагоги осуществляют работу по развитию
сюжетно – ролевой игры в соответствии с ООП МБДОУ д/с «Колосок»
ст.Красноярской, разработанной на основании программы «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с использованием  технологии
игровой деятельности Н. Михайленко. Различные виды игр планируются на неделю в
календарных (ежедневных) планах педагогов.  В каждой группе имеются
перспективные планы сюжетно-ролевых игр. Документация по календарным планам
воспитателей ведется аккуратно.   

 Анализ планирования игровой деятельности во всех
группах показал, что не всегда при планировании учитывается предшествующая и
последующая деятельность детей, которая должна быть представлена в виде чтения
художественной литературы, рассматривания картин, картинок, иллюстраций в
книгах, на занятиях познавательного цикла, различных беседах, ситуациях, при
ознакомлении с профессиями взрослых. А данные виды деятельности обогащают
познавательный опыт детей, увеличивают их словарный запас. Игры-фантазии
планируются в перспективном плане, а в календарном не отражаются. В задачах
отсутствует обучение детей игровым действиям, что сказывается на содержании
самой игры. Недостаточно  уделяется внимание планированию индивидуальной,
предшествующей работы с детьми, не раскрываются четко методические приемы
организации игр. Кроме этого, не прослеживается взаимосвязь деятельности
педагога и самостоятельной деятельности детей в процессе организации игр во
вторую половину дня. Мало планируется музыкальных игр. Воспитатели почти не
планируют организацию театрализованной игры.

 4. Взаимодействие детского сада и семьи по
вопросам организации игровой деятельности детей осуществляется в соответствии с
годовым планом ДОО и планом воспитательно-образовательной работы воспитателей
групп. В родительских уголках имеется информация о значении игры в жизни
ребенка (папки-передвижки, буклеты). Однако, в планах воспитательно —
образовательной работы воспитателей групп недостаточно освещена работа с
родителями по обучению детей различным играм, и игровой деятельности в целом.

На основании проведенного контроля можно
сделать следующие выводы:

1. В группах созданы необходимые условия для развития
игровой деятельности  детей, но не всегда соблюдаются основные требования к
организации предметной среды.

2. У
воспитанников ДОО обнаруживаются достаточные знания и навыки для организации
игровой деятельности в соответствии с возрастом детей. Однако уровень развития
игровой деятельности детей в старшей группе не соответствует  возрастным
особенностям и требованиями ООП. 

3. Имеются
определенные недостатки в руководстве педагогами самостоятельной игровой
деятельностью  детей во второй половине дня.

4. Планирование осуществляется целенаправленно,
систематически, в соответствии с требованиями реализуемой  программы и с учётом
возрастных особенностей  детей. Недостаточно уделяется внимание планированию
предшествующей и индивидуальной  работы с детьми в ходе совместной игровой
деятельности.

5. Мало планируется музыкальных дидактических игр.
Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

6. При
организации работы с родителями по данной проблеме обращается мало внимания
проведению совместных встреч по обмену опытом среди родителей.

По результатам контроля и сделанным
выводам  рекомендовано:   

Воспитателям:

1.  Работу по развитию игровой деятельности
дошкольников:

— планировать в соответствии с программными
требованиями, возрастными особенностями детей;

                    
придерживаться
структуры игры;

                    
активно
использовать мотивацию детей;

                    
создавать
условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки;

                    
больше
ориентировать детей на взаимодействие друг с другом;

                    
при
распределении ролей обращать внимание на личностные особенности;

                    
стимулировать
собственно-речевые умения детей.

Срок – постоянно.

2. Продолжить работу по наполнению игровых зон 
бросовым материалом, предметами-заместителями. Срок – до  31.12.2017г.

3. Работу по развитию игровой деятельности
дошкольников планировать в соответствии с программными требованиями,
возрастными особенностями детей. Срок – постоянно.

4. Особое внимание  уделять предшествующей и
индивидуальной работе с детьми в процессе игровой деятельности: проводить
предварительную работу перед обучением игровым действиям: беседы, экскурсии,
чтение художественной литературы, беседы о труде взрослых, о взаимоотношениях
людей в быту и на работе. Срок – постоянно.

5. Рекомендовать воспитателям старшей группы для
индивидуального изучения методическое пособие: «Организация сюжетной игры в
детском саду» Н.Я. Михайленко. Срок – до  31.12.2017г.

6. Со старшими дошкольниками планировать обязательное
изготовление и ремонт игровых атрибутов.

7. Работу с родителями проводить в тесном
сотрудничестве. Использовать современные формы взаимодействия (встречи за
круглым столом,  просмотр  видео, наглядные «журналы» и пр.).    Срок –
постоянно.

Старший воспитатель ________Н.А.Маленькая

09.11.20107г.

Руководство игровой деятельностью дошкольников

в практике работы воспитателя ДОО

Авхадеева Е.Т., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.

Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Ежедневно педагогу следует планировать и организовывать совместные игры:

• подвижные;

• дидактические;

• настольно-печатные;

• театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);

• сюжетно-ролевые;

• игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;

• коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;

• профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр педагог должен занимать позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Для развития свободной, самостоятельной игры педагогу нужно создать полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. (рисунок 2)

Рисунок 1 «Виды детской деятельности»

В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет, созданный и оформленный в групповой комнате в удобном для всех месте. Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие. В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.

Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала. Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль. Педагог продумывает и свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами в условиях разновозрастной группы или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.

При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.

Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии. При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.

А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства в среднем возрасте: воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем  внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание. В руководстве играми существуют приемы.

Прямые:

Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.

Косвенные:

Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка – проведение – анализ результатов.

В подготовку мы включаем: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Проведение: объяснение игры начинаем с ознакомления с ее содержанием, с дидактическим материалом, после чего излагаются правила и описываются игровые действия.

Подведение итогов: ответственный момент – мы отмечаем тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен, порицаем тех, кто нарушал правила.

Кроме того, что игра организуется взрослыми, дети должны уметь самостоятельно организовать свою игру. Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры мы используем: поручения, задания, беседы, поощрения.

Также путем советов, индивидуальных заданий и поручений формируем умение определения ребенком роли и доведение ее до конца. Развиваем навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски, музыкальные инструменты. На протяжении всей своей деятельности в группе, мы стараемся изучить характеры, склонности и привычки детей, стараемся постоянно помогать детям лучше узнавать друг друга. Вместе с психологом проводим конкурсы на выразительность речи, мимики, жестов. Все это делаем для того, чтобы улучшить качество игры.

Каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями.

Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства. 

Литература

1. Арушанова, А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6. С. 86-89.
2. Бабанский, Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. — 1971. — № 8. — С. 33-41.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
4. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. — М., 1916. — 592 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
6. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 18-21.
7. Каганер, Л. О. Планирование дошкольного воспитания / Л. О. Каганер // Дошкольное воспитание. — 1931. — № 9. — С. 7-10.
8. Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психологии. — 1978. — № 5. — С. 73-78.
9. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник — мл. школьник) / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. — М.: Прометей, 1990. — 220 с.
10. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. М. Л. Шипицыной. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 528 с.
11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера ; научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания ; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
12. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 96 с.
15. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. — М.: Педагогика, 1970. — 143 с.

3

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

В дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:

—       творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);

—       игры с готовым содержанием и правилами (дидактические, подвижные и интеллектуально-развивающие).

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровойдеятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).

Можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:

—                   они являются чаще всего совместной деятельностью педагога и детей;

—                   имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;

—                   действия участников игры реальны и однозначны;

—                   дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;

—                   носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем).

Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Воспитательная и развивающая ценность дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим. В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: Л. В. Артемова [1], З. М. Богуславская [2], А. К. Бондаренко [3], А. И. Сорокина [4], Е. И. Удальцова [5] и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно — печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).

Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:

—        игры с предметами (игрушками, природным материалом);

—        настольно — печатные;

—        словесные игры.

Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Все авторы выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

—        дидактические и игровые задачи;

—        игровые действия;

—        игровые правила;

—        результат.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух задач — дидактической и игровой отражает взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.

Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.

Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

—                   выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

—                   определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

—                   установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

—                   подготовка игрового оборудования;

—                   определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

—                   дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

—                   обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

—                   позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

—                   материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

—                   определение количества играющих;

—                   ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

—                   игровыми действиями, дидактическим материалом;

—                   развитие у детей игрового настроения, желания играть;

—                   показ игровых действий;

—                   руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

—                   подведение итогов игры.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

—                   четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

—                   занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

—                   вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

—                   давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;

—                   обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

—                   варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

—                   осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

—                   средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Литература:

                  1.                        Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.

                  2.                        Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.  

                  3.                        Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.

                  4.                        Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.

                  5.                        Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976.           

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, дидактическая задача, ребенок, действие, задача, игровая задача, правило, правило игры, готовое содержание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гидроблок 5hp19 схема мануал
  • Виды руководства педагога в игре
  • Кетолонг дарница инструкция по применению уколы
  • Ксефокам таблетки инструкция по применению 8мг для чего назначают
  • Низорал таблетки от грибка ногтей инструкция