Согласитесь, если перед вами открыта анкета, в которой надо оценить своего руководителя, и не только его сильные качества, достаточно сложно дать честную оценку. Потому что всегда присутствует опасение, что в дальнейшем отношения ухудшаться. Как убрать этот страх из сознания подчиненных? Поговорим о важности данного опроса на определенном этапе пути сотрудника, о том, как снизить уровень этого страха, и как увеличить степень честности.
Зачем нужен опрос о руководителе
В первую очередь, важно понимать, что необходимо отслеживать состояние людей в компании, спрашивать, есть ли у них идеи, предложения, жалобы, претензии. Регулярные короткие опросы и обработка этой обратной связи помогают оперативно выявлять проблемы и реагировать в режиме реального времени.
В течение своего пути в компании сотрудник проходит определенные значимые этапы, которые влияют на его восприятие и взаимодействие с организацией. Один из этапов — руководитель. Выстраивание отношений, регулярное взаимодействие, умение работать вместе — вот его содержание.
Значимые этапы построения карты путешествия сотрудника
Лучший способ определения стиля работы менеджера — опрос его непосредственных подчиненных. Их честная обратная связь способствует моделированию лучших сторон руководителя и его развитию. Более того, понимая, что их мнение важно и к нему прислушиваются, сотрудники готовы делиться еще больше, их доверие и лояльность к компании растет. А если лояльность сотрудников находится на высоком уровне, они готовы больше вкладывать усилия в развитие бизнеса.
Руководитель — ключевое звено в обеспечении эффективности, вовлеченности и формировании опыта сотрудников. Важно проводить управленческую оценку по компетенциям, опросы 360, а можно провести простой опрос, задавая вопросы о качестве руководителя. Задача заключается не в том, чтобы оценить руководителя, мы бы рекомендовали позиционировать такой опрос как моделирование лучших качеств руководителя.
Так как руководители оказывают кардинальное влияние на вовлеченность, качество этого влияния надо измерять, но в классическом, большом исследовании вовлеченности, скорее всего, вы не сможете это сделать, потому что там вопросов слишком мало. Имеет смысл провести отдельный вопрос, и если в компании есть проблема в этой области, ее надо раскопать.
Вопросы в такой анкете могут быть организованы по-разному. Можно пользоваться различными моделями управленческих качеств, чтобы задавать правильные вопросы. Классическая модель 5 качеств руководителя имеет следующую структуру:
— Умение взаимодействовать.
— Умение развивать.
— Умение ставить цели.
— Умение контролировать.
— Умение вдохновлять, вести за собой.
Такая модель, например, используется в оценке 360 для руководителей. В ней для каждого из перечисленных элементов модели используется от 3 до 5 критериев — индикаторов стиля менеджмента. Например «Мне хватает внимания со стороны моего руководителя».
Оценка персонала по методу «360 градусов»
Можно также вспомнить модель менеджмента компании Google. Они проводили исследование установок у своих эффективных руководителей. Это компания с высокой вовлеченностью, люди хотят там работать и интересно посмотреть на установки руководителей этой компании. На основании исследования Google можно создать опросник, включающий следующие вопросы:
«Руководитель дает обратную связь, которая помогает улучшить мою работу».
«Руководитель не занимается микроменеджментом, ненужными деталями».
«Руководитель относится ко мне как к личности».
«Руководитель объективно оценивает вклад, который я вношу в команду».
«Руководитель держит команду сфокусированной на приоритетных задачах».
«Я готов рекомендовать своего руководителя коллегам как руководителя».
«Стоп» сигналы в опросе о руководителе
При проведении опроса о руководителе не рекомендуется использовать некоторые термины, которые могут с одной стороны, подорвать авторитет старшего менеджера, а с другой, напугать сотрудников тем, что после прохождения такого опроса, отношения будут испорчены.
При составлении списка опросов, старайтесь избегать следующих ошибок:
Просьбы указать минусы руководителя, его недостатки. Такие понятия рекомендуется заменить на «области для развития» или «зоны для роста», что снизит негативный окрас и даст понять людям, что у них не хотят выведать информацию, которая, вероятно, не будет приятна их руководству.
Если культура обратной связи в компании еще не на высоком уровне и вы не уверены, что получите достоверные результаты, проводите полностью анонимные опросы или оставьте респонденту выбор: указывать свое имя или нет.
Отсутствие обратной связи. Пожалуй, это ключевая ошибка, которую совершают после проведения опроса. Данные получены, результаты идут «в ящик». Без правильной обратной связи в первую очередь, руководитель не получит информацию, которую он мог бы использовать для своего развития и для развития компании, а сотрудник, которую эту информацию предоставил, в следующий раз не отнесется к опросу с доверием и нужным вниманием.
Снижаем уровень страха сотрудников
В нашей отечественной ментальности наблюдается довольно высокий уровень страха перед начальством. Сложно представить себе рядового сотрудника, который может прийти в кабинет высшего руководителя и предложить свои идеи и инициативы. Присутствует страх лишиться работы, заработать штрафы и элементарно вызвать недовольство. Безусловно, в большинстве случаев это связано и с поведением руководителей, которые, получив власть, стремятся её продемонстрировать.
Сотрудники должны понимать, что их мнение не только слышат, но и применяют в жизнь. И если не применяют, то почему. Необходимо изменить видение людьми их начальников. Начальник должен не только раздавать указания и контролировать их исполнение. Хороший руководитель и настоящий лидер — это тот, кто «служит» своей команде, помогает ей быть эффективной. Что не команда для руководителя, а руководитель для команды. Как только сотрудники понимают, что руководитель — не враг, у них появляется желание делиться своим мнением и стремиться к общему результату.
Бонус: анкета для моделирования лучших сторон руководителя
Анкета для моделирования лучших сторон руководителя PDF
Готовый шаблон анкеты для моделирования лучших сторон руководителя вы можете скачать в формате PDF, распечатать и использовать для проведения опроса в вашей компании.
Используйте современные IT-технологии. Проводите пульс-опросы на платформе Darwin, с удобными инструментами создания и рассылки анкет, красивыми дашбордами и оперативным анализом получаемых данных.
Почувствуй вкус обратной связи. KEY HABITS
АНКЕТА
оценки эффективности деятельности руководителя
организации «Бета»
Инструкция для оценивающего Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, |
|||||||||
Подразделение: | |||||||||
Должность, Ф.И.О. оцениваемого сотрудника: | |||||||||
Должность, Ф.И.О. ответственного за оценку: | |||||||||
Дата оценки: | |||||||||
Обладает стратегическим мышлением |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не обладает стратегическим мышлением |
|
Обладает управленческими способностями |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не обладает управленческими способностями | |
Четко понимает и принимает стратегические цели |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Недостаточно понимает цели организации |
|
Обладает высоким уровнем социальной ответственности за решаемые задачи |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Обладает низким уровнем социальной ответственности за решаемые задачи | |
Умеет принимать управленческие решения |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Обладает низким уровнем навыка принятия управленческих решений | |
Обладает креативным мышлением |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не обладает креативным мышлением |
|
Обладает навыками самоконтроля |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Отсутствуют навыки самоконтроля |
|
Умеет правильно организовать деятельность подчинённых |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Отсутствует навык организации деятельности подчиненных | |
Проявляет стремление к инновациям |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Отсутствует стремление к инновациям |
|
Проявляет высокий уровень профессионализма |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Проявляет низкий уровень профессионализма |
|
Стремится получить новые знания |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не стремится к получению новых знаний | |
Применяет эффективные стратегии в решении управленческих задач |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Применяет недостаточно эффективные стратегии в решении управленческих задач |
|
В случае необходимости идет на разумный риск |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не способен идти на риск | |
Проявляет внимание к исполнителям | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не проявляет внимания к исполнителям |
|
Умеет мотивировать работников на достижение целей |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не умеет мотивировать работников на достижение целей |
|
Обладает навыками делового общения |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не обладает навыками делового общения | |
Умеет создать нормальный психологический климат в малых группах |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не умеет создавать нормальный психологический климат в малых группах | |
Учитывает мнение исполнителей | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Не учитывает мнений исполнителей |
|
Речь, поведение и стиль одежды соответствует корпоративной этике организации |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Речь, поведение и стиль одежды не соответствует корпоративной этике организации | |
Умеет правильно осуществлять контроль за действиями персонала |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не умеет осуществлять контроль за деятельностью подчиненных | |
Обладает способностью влияния на людей |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не обладает способность влиять на людей | |
Проявляет позитивность в социальном взаимодействии |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В социальном взаимодействии ведет себя негативно | |
Демонстрирует конструктивное отношение к критике со стороны руководства и коллег |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не демонстрирует конструктивное отношение к критике со стороны руководства и коллег | |
Проявляет стремление к личностному росту |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не проявляет стремление заниматься своим личностным ростом | |
При управлении персоналом использует эффективные стили руководства | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | При управлении персоналом не использует эффективные стили руководства | |
Демонстрирует последовательность в достижении целей | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не демонстрирует последовательность в достижении целей | |
Стремится установить контакт с подчиненными |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Безразличное отношение к работникам |
|
Проявляет эмпатию во взаимодействии |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не проявляет эмпатию | |
Профессионально управляет группой или коллективом |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не умеет управлять группой или коллективом | |
Умеет пользоваться авторитетом и властью |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Не умеет пользоваться авторитетом и властью |
|
Итого баллов:
Оценка результатов
30–48 баллов – руководитель непригоден к управленческой деятельности;
49–60 баллов – руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации;
61–90 баллов – эффективность работы руководителя слишком мала;
91–120 баллов – руководитель недостаточно эффективен;
121–150 баллов – эффективность руководителя еще недостаточна;
151–179 баллов – есть возможность повысить свою эффективность;
180–200 баллов – эффективный руководитель.
Заключение: | ||
Подпись ответственного за оценку: |
||||
(должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) | ||
Дата: |
« Назад
08.09.2017 17:45
Чтобы удостовериться в том, что менеджеры правильно управляют своими командами, Google просит сотрудников раз в полгода заполнить анкету с 13 вопросами, два из которых требуют развернутых ответов. Они даются анонимно, поэтому руководители, получая отчет об обратной связи, не видят имен.
В Google утверждают, что отклики, которые менеджер получает через опрос, направлены на оценку развития и опыта. При этом ответы не привязывают непосредственно к производительности и оплате, надеясь, что сотрудники, фиксируя оценки, будут честными и конструктивными.
В первых 11 вопросах сотрудников просят оценить своих руководителей по шкале Ликерта с пятью градациями (от «категорически не согласен» до «полностью согласен»). Каждое утверждение в анкете основывается на одной из восьми поведенческих моделей успешных менеджеров Google. Эти модели разработали HR-специалисты компании на основе аналитики, чтобы понять, как из посредственных менеджеров могут получиться эффективные руководители. В частности, манифест Eight Habits Of Highly Effective Google Managers помог инженерам-гениям, которые знают, как писать код, но не имеют представления о том, как управлять людьми, научиться управлять людьми.
8 поведенческих моделей успешных менеджеров Google
1. Хороший коуч
- Обеспечивает конкретную, конструктивную обратную связь, соблюдая баланс между отрицательным и положительным.
- Регулярно общается с сотрудниками индивидуально, помогает с решением проблем, учитывая сильные стороны сотрудников.
2. Вдохновляет команду и не страдает микроменеджментом
- Предоставляет сотрудникам свободу, но всегда доступен для совета.
- Дает задания за пределами текущих возможностей, чтобы сотрудники учились решать большие проблемы.
3. Выражает интерес к успеху и благополучию сотрудников
- Старается лучше узнать сотрудников как личностей вне работы.
- Радушно принимает новых людей, помогает им адаптироваться.
4. Продуктивен и ориентирован на результаты
- Сфокусирован на достижении цели, думает о том, как сотрудники могут ему помочь в этом.
- Помогает команде разложить рабочие задачи по приоритетам и принимает решения об устранении препятствий.
5. Хороший коммуникатор, умеет слушать команду
- Двухсторонняя коммуникация: оба слушают и делятся мнениями.
- Проводит встречи, озвучивает конкретные соображения относительно целей команды.
- Поощряет открытый диалог, готов выслушивать вопросы и проблемы сотрудников.
6. Помогает сотрудникам профессионально развиваться
7. Имеет ясное представление о стратегии
- Даже в условиях потрясений сохраняет команду сосредоточенной на целях и стратегии.
- Вовлекает сотрудников в урегулирование и развитие видения команды, ее целей.
8. Обладает ключевыми техническими навыками, поэтому может давать команде советы
- Закатывает рукава и работает бок о бок с командой при необходимости.
- Разбирается в определенных рабочих проблемах.
Вопросы из анкеты для оценки руководителей в Google
1. Мой руководитель дает мне эффективную обратную связь, которая помогает мне улучшить свою работу.
2. Мой руководитель – не микроменеджер (т.е. не вдается в детали, которые обсуждаются на других уровнях).
3. Мой руководитель относится ко мне как к личности.
4. Своими действиями мой руководитель показывает, что он объективно оценивает мой опыт, который я приношу в команду, даже если он отличается от его собственного.
5. Мой руководитель держит команду сфокусированной на приоритетных результатах/конечном результате.
6. Мой руководитель регулярно делится необходимой информацией от вышестоящих руководителей.
7. У моего руководителя был важный разговор со мной о профессиональном развитии за прошедшие шесть месяцев.
8. Мой руководитель транслирует ясные цели для нашей команды.
9. Мой руководитель обладает необходимыми техническими знаниями (например, в сфере ИТ – написание кода, в области международного бизнеса – продажи, в финансах – отчетность), чтобы эффективно управлять мною.
10. Я рекомендовал бы моего руководителя другому сотруднику компании Google.
11. Я доволен общей результативностью работы своего руководителя.
Последние два вопроса являются открытыми:
12. Что бы вы порекомендовали своему руководителю продолжать делать?
13. Что бы вы изменили в своем руководителе?
Посмотреть анкету
Автор: Инга Хамми
Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены