Ансамбль под руководством в мулявина

«Песняры» — история знаменитого советского ВИА

  • Основатели
  • Новое название
  • Первый альбом
  • Тяжелая утрата
  • Тыква, Ювелир, Лорд и Главбух
  • Засветились в кино
  • «Охрана» канцлера ФРГ
  • Спасались от землетрясения
  • Гонорары
  • Автографы
  • Внезапный успех «Вологды»
  • Гастроли в США
  • Провал на Бродвее
  • Змей и зеленый змий
  • Самиздат
  • Раскол
  • «За полчаса до весны»

Ансамбль «Песняры» популяризировал фольклорную музыку не только в СССР, но и на зарубежной сцене. В 1970–1980-х группа под руководством Владимира Мулявина была на пике славы – каждая новая песня становилась хитом, а концерт – важным событием. «Олеся», «Беловежская пуща», «Косил Ясь конюшину», «Вологда», «Белоруссия» – композиции, которые знают даже те, кто не застал «Песняров» на вершине славы.

«Золотого» состава группы давно нет, зато есть песни, которые по-прежнему восхищают тысячи людей, дарят теплую душевную тоску по дням былой молодости. Интересные факты о вокально-инструментальном ансамбле Мулявина – в материале 24СМИ.

Основатели

1960-е стали зарей космической эры. Космонавтов узнавали в лицо не хуже, чем именитых певцов. Поэтому термины, связанные с популярной темой, становились названием для музыкальных групп. Примером служит «Орбита-67», основанная в Минске. После неполного года работы в этом коллективе 27-летний Владимир Мулявин решил создать свой коллектив.

К гитаристу и вокалисту присоединился флейтист Владислав Мисевич. С Валерием Яшкиным и Леонидом Тышко Мулявин играл еще в армейском квартете. Кроме них, в первый состав вошли жена основателя Лидия Кармальская и его старший брат Валерий. Мисевич сказал, что отличным барабанщиком для группы станет Александр Демешко.

Первыми слушателями молодого, но амбициозного коллектива были работники колхозов. Мулявин и компания не сразу стали ансамблем. Тогда коллектив был частью эстрадной солянки под названием «Лявоніха». Ревю колесило по Белорусской ССР и другим республикам и приносило неплохой доход минской филармонии. С первого года существования артисты начали бороться за самостоятельность, устраивали скандалы, но добились малого – Мулявина лишь утвердили музыкальным руководителем.

Новое название

Первые два года группа была известна под названием «Лявоны». Для группы из БССР – отличный вариант, но в 1970-м коллектив собрался на Всесоюзный конкурс артистов эстрады в Москве. Начальство настояло на смене названия: якобы слишком просторечно. По другой версии, чиновники боялись ассоциаций с главой государства: «Лявоны» – Леонид Ильич. В филармонии объявили конкурс с призовым фондом 30 руб. Деньги обещали тому, кто придумает новое название для группы.

Коллектив Мулявина могли назвать «Полесскими зубрами», «Орлами», «Веселыми голосами». Конкурс объявили, когда группа находилась в Пинске. Музыкальный руководитель отправил Мисевича и Тышко в местную библиотеку, где артисты черпали вдохновение у классиков белорусской литературы. Сегодня сложно сказать, кто именно «подсказал» музыкантам слово «пясняр». Тышко говорил, что помогло произведение Якуба Коласа, а Мисевич ссылался на Янку Купалу. В итоге было предложено название «Песняры», которое устроило и коллектив, и чиновников, но деньги так никто и не получил.

Первый альбом

Отправляя «Песняров» в Москву, начальство считало артистов «темными лошадками»: мол, съездят на пару дней и вернутся ни с чем. Но коллектив Мулявина не только прошел первый тур, но и разделил второе место со Львом Лещенко – первое в 1970-м не присуждалось.

Одним из призов конкурса была запись пластинки на студии «Мелодия». Музыканты и здесь отличились – уложились в 2 рабочих дня. Альбом состоит из 9 песен, которые записывали с 1–2 дублей. Почти через четверть века группа вновь удивила скоростью работы: на нидерландской студии «Филипс» первый диск был готов через 2–3 дня.

Тяжелая утрата

В середине лета 1973 года «Песняры» приехали в Ялту с серией концертов. Так совпало, что за день до выступления праздновал именины звукорежиссер Николай Пучинский. В группе коллегиально решили, что перед концертом не стоит много пить. Устроили небольшие посиделки, после которых Валерий Мулявин собирался перебраться в гостиницу получше, где остановился его младший брат. Артист ушел за вещами, а дальнейшие события окутаны завесой тайны.

Ночью Владимира на ноги подняла милиция: старший брат найден мертвым. Основная версия – несчастный случай. Валерий присел на парапет, но по неосторожности сорвался с него. Неофициальные версии гласят, что Мулявина якобы убили криминальные авторитеты или некий мужчина, приревновавший возлюбленную. Следствие приняло версию о несчастном случае, а родственники остались уверены, что речь идет об убийстве.

Концерт не отменили. Артисты не хотели разочаровывать публику и сеять панику, поэтому достойно выступили, а затем отправились в морг за телом Валерия. Говорят, Владимир во время концерта в какой-то момент отвернулся от зала – вокалиста душили слезы.

Тыква, Ювелир, Лорд и Главбух

Между собой артисты использовали прозвища, которые часто придумывали от имен или фамилий. Например, Мулявин – Муля, а Леонид Тышко – Лявон. Но были и другие варианты, в том числе непечатные. Что касается цензурных прозвищ, то старшего брата основателя группы звали Ювелиром из-за его ответа на критику со стороны Владимира: «Я по сравнению с вами ювелир!»

Тромбониста Октая Айвазова прозвали Главбухом, а у стажера ансамбля Николая Кудрина была страсть к белым шляпам, за что ему присвоили кличку Лорд. Аристократическое прозвище было у Леонида Борткевича, который звался Радзивиллом. Артист утверждал, что происходит из старинного рода. Задумчивого и молчаливого Тышко называли Хмурым, а любителя пантомим Владимира Николаева – Тараканом. Грузного ударника Демешко нарекли Тыквой.

Засветились в кино

На счету «Песняров» участие в нескольких фильмах. Например, в картине «Эта веселая планета» (1973) артисты выступили в камео. В образе скоморохов музыканты появились в киноленте «Горя бояться – счастья не видать» (1973). В фильме «Ясь и Янина» (1974) звезды перевоплотились в студентов, работающих в стройотряде.

«Охрана» канцлера ФРГ

Во время первой заграничной поездки «Песняры» побывали в Польше. Позже артисты ездили в Германию. В ФРГ проходила выставка, организованная властями БССР. «Песняров» пригласили выступить на мероприятии, которое посетил канцлер Вилли Брандт. Немецкого лидера встречала толпа протестующих. Как вспоминал Мисевич, сотрудники КГБ попросили «Песняров» не расходиться после выступления. Артистов задействовали для обеспечения дополнительной безопасности политика.

Спасались от землетрясения

В 1974-м белорусские музыканты приехали в главный город Таджикской ССР – Душанбе. Артисты исполняли песню «Ванька-встанька». В самый ответственный момент, когда пространство заполнили звуки барабанов и бас-гитары, сцена внезапно затряслась. Пианист Николаев про себя подумал: «Вот так эффект!» Но из-за кулис выскочил администратор, который объявил эвакуацию в связи с землетрясением. В этот момент артисты заметили, как после очередного толчка стену зала разорвала трещина. Музыкантов и зрителей эвакуировали, а концерт отменили.

Гонорары

На пике популярности артисты за один выход на сцену получали 66 руб., но в тех случаях, когда выступали для нескольких тысяч зрителей. Такая сумма получилась после хитрости с документами. «Песняров» оформили не как ВИА, потому что в таком случае выходило 20 руб. за концерт. Коллектив Мулявина носил статус исполнителей камерного сольного и хорового пения. В день артисты давали 3–4 концерта.

В среднем концертная деятельность позволяла музыкантам за один день заработать столько денег, сколько за месяц получал среднестатистический советский врач. Но так было, когда «Песняры» находились в зените славы. Позже им вернули эстрадный статус и за один выход они получали 20 руб.

Автографы

Однажды правоохранители задержали людей, которые прямо на концерте «Песняров» продавали поклонникам фото артистов с автографами. Предприимчивые граждане встретились с музыкантами, представившись журналистами. За ночь дельцы проявили снимки, а утром вернулись к артистам и выпросили автографы, а во время концерта приступили к реализации.

Правоохранители решили, что участники группы в доле с ушлыми гражданами, но в итоге историю замяли. Когда поклонники протягивали артистам снимок, чтобы получить автограф, звезды вежливо отказывали, помня о неприятном случае.

Читайте такжеНиколай Гришанин — дело о лотерейных билетах: история преступления

Внезапный успех «Вологды»

Мулявин не любил композицию «Вологда». Решение исполнить песню возникло, когда группа готовилась к творческому вечеру Михаила Матусовского. Составили список из самых популярных песен. Он включал «Московские окна», «Березовый сок», «Черное море мое». Владимиру Николаеву пришла идея дополнить перечень композицией о своей малой родине на стихи Матусовского. Предложение поддержали, но без энтузиазма. Мулявин и другие артисты думали, что Николаев сам охладеет к задумке, но пианист принес на репетицию баян и представил вариант вступления.

Песня вызвала смех, но из программы ее не убрали. Мулявин считал, что «Вологду» его команда исполнит лишь однажды. Но песня сорвала бурные аплодисменты и с тех пор вошла в репертуар «Песняров». В 1980-х артисты готовили крупные рок-оперы о войне, представляли цикл на стихотворения Владимира Маяковского, но даже в таких случаях из зала можно было услышать: «“Вологду” давай!»

Гастроли в США

В 1976 году коллектив отправился в США. Импресарио Сид Гаррис решил рискнуть и пригласил советскую группу, играющую в стиле фолк-рок. Коллектив из Белоруссии побывал в 13 американских городах, где выступал с местными кантри-музыкантами. За каждый выход на сцену артисты имели по $500. Но советские исполнители не получали сумму на руки – все шло на счет Госконцерта. «Песнярам» только давали суточные – $19 на человека. Гаррис не прогадал и заработал на советско-американском тандеме $1 млн.

Фолк-группу из БССР обсуждала американская пресса. Не преминули журналисты попытаться получить от музыкантов крамольные комментарии о жизни в Советском Союзе. Атаку прессы взял на себя Мулявин, который держался не хуже дипломата с 30-летним стажем. Корреспонденты попытались поставить в неловкое положение музыкантов вопросом о том, почему «Песняры» не используют советские инструменты. Мулявин парировал: и рад бы, но в американских магазинах их нет.

Отличиться попытался представитель «Голоса Америки». Эту станцию, обходя запрет и «глушилки», слушали некоторые советские радиолюбители. Журналист спросил у музыкантов, что они хотели бы передать из США фанатам в Советском Союзе. Мулявин на мгновение задумался, а затем коротко сказал: «Ничего. Приедем и сами все расскажем».

Провал на Бродвее

Импресарио Гаррис планировал повторить успех с «Песнярами» в 1977 году. Но Госконцерт спутал планы американцу, который в итоге отказался от организации гастролей. Советский коллектив отправили в США в составе творческой сборной «Эстрада-77» – от цирка до Нани Брегвадзе.

Артисты из СССР выступали на Бродвее, но программу, которую должны были показывать 2 месяца, сняли через неделю. Американцы неохотно покупали билеты. «Песнярам» в этом миксе выделили 3–4 номера, поэтому они просто затерялись среди других звезд Союза.

Змей и зеленый змий

Одной из проблем группы был вопрос употребления алкоголя. Изначально артисты договорились, что вечером и ночью каждый решает сам за себя. Но нельзя было заявиться на репетицию, а тем более концерт, в подпитии или с признаками похмелья. За порядком следил Мулявин, который устраивал взбучку всем, кто нарушал правило. Особенно беспощаден артист был к брату.

Однажды основатель коллектива поймал с поличным Мисевича. Лидер группы в качестве наказания возложил на того функции «полиции нравов». С особым усердием музыкант следил за трезвостью внутри ансамбля. Мисевич проводил рейды, в ходе которых находил припрятанные бутылки с алкоголем в бачках унитазов.

Из-за этого Мисевича в ансамбле прозвали Змеем. Но тот не обращал внимания и осекал всех товарищей, которые нарушали правило. В конце 1970-х к бутылке стал прикладываться Мулявин. У вокалиста случались алкогольные срывы, а Мисевич буквально выбивал спиртное из рук фронтмена. Со временем проблема обострилась, что сыграло не последнюю роль в расколе «Песняров».

Самиздат

Внутри коллектива выходила газета, в которой артисты, скрывшись за псевдонимами, проходились друг по другу едким словцом. Упражнялись и в стихах, и в прозе. Писали без оглядки на цензуру, потому что газета выходила в единственном экземпляре. Редактировал опусы композитор Игорь Паливода, который был не прочь набросать текст, подписавшись Просквиром Экскириным.

Внутри коллектива была еще одна традиция. Для новых исполнителей устраивали своеобразный тест на профпригодность. Новички пели «Беловежскую пущу», а внутренний худсовет давал оценку услышанному.

Раскол

В конце 1990-х группа переживала кризис. Во-первых, ушли годы Союза, где фолк-рок чувствовал себя комфортнее, чем в новой, стремительно меняющейся, реальности. Кризисы, политическая нестабильность, разгул бандитизма и перемены во вкусах публики – все это было на внешнем векторе. Внутри у артистов скопился огромный багаж творческих, кадровых и личных претензий к своему лидеру.

В 1998 году в группу вернулся Борткевич, но между ним и Мулявиным произошел конфликт. Владимир Георгиевич уже тогда жаловался на проблемы со здоровьем. Злые языки и некоторые коллеги солиста говорили, что мэтр расплачивается за тягу к спиртному. В группе произошел раскол. Ушедшие артисты основали коллектив «Белорусские песняры».

В 2002-м Мулявин попал в ДТП, после которого не смог восстановиться. Артиста парализовало, а в 2003 году 62-летний певец скончался. Так завершилась биография легендарного уроженца Свердловска, который построил блестящую карьеру в Белоруссии.

Читайте такжеОппенгеймер — разрушитель миров: факты о создателе атомной бомбы

«За полчаса до весны»

Мулявин в 1990-х был полон творческих планов. Проблемы с алкоголем, конфликты внутри группы не охладили интерес к ВИА. Например, Владимир Георгиевич планировал исполнение произведений белорусских авторов Максима Богдановича и Владимира Короткевича.

Интерес к творчеству «Песняров» не угасает и спустя 25 лет после распада коллектива. Исполнители заняли видное место в истории рока. В 2023 году произошел резкий рост интереса к музыке «Песняров». Это произошло из-за двух событий. В феврале вышла компьютерная игра Atomic Heart, в котором хиты ансамбля звучат в современной обработке, хотя действие в игре происходит в 1955-м.

А 10 апреля состоялась премьера российского сериала «За полчаса до весны», который рассказывает не только об основании ансамбля. Сериал затрагивает историю Мулявина как до основания коллектива, так и в период, когда «Песняры» представили публике рок-оперу «Песня о доле» – главное детище Владимира Георгиевича.

Песняры
Pesnyary.jpg
ВИА «Песняры»
Основная информация
Жанры фолк-рок, фолк, арт-рок, поп-рок
Годы 1969 — 2003 (ныне на это название претендуют пять коллективов)
Страны Flag of the Soviet Union.svg СССРFlag of Belarus.svg Белоруссия
Откуда Белорусская ССР
Языки песен русский, белорусский
Лейбл Мелодия
Другие
проекты
см. раздел «Раскол и наследники»
pesnyary.by
Commons-logo.svg Песняры на Викискладе

Песняры́ — советский вокально-инструментальный ансамбль под управлением В. Г. Мулявина, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Косил Ясь конюшину», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и многим другим.

В основе стиля «Песняров» лежал белорусский фольклор: они включали в репертуар эстрадные обработки народных песен, а тексты были посвящены белорусской культуре и истории.

Песняры очень часто обращались к крупным формам — концертным программам, рок-операм. Ансамбль поставил две рок-оперы на стихи Янки Купалы: «Песня о доле» и «Гусляр». Среди концертных программ особенно следует отметить «Весёлые нищие» на стихи Роберта Бёрнса, «Через всю войну». Особняком среди всего творчества стоит программа на стихи Владимира Маяковского «Во весь голос»[1], написанная в стиле арт-рок.

В 1998 году ансамбль раскололся, а в 2003 году умер Владимир Мулявин.

В настоящее время существует 5 коллективов, исполняющих произведения из репертуара изначальных «Песняров», и название которых включает слово «Песняры»[2].

Содержание

  • 1 История группы
  • 2 Раскол и наследники
  • 3 Участники ансамбля
  • 4 Авторы песен
  • 5 Признание и награды
  • 6 Популярные песни ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина
  • 7 Дискография
    • 7.1 Альбомы
  • 8 Концертные программы
    • 8.1 Обрядовые песни
    • 8.2 Весёлые нищие (1982)
    • 8.3 Увертюра / А вы могли бы?
  • 9 Фильмография
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки

История группы

Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года, когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя ещё в 1968 году «Лявоны» были аккомпанирующей группой певицы Нелли Богуславской, а также выступали с собственной программой.

С таким названием группа просуществовала около года, до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить название. ВИА (теперь уже выступающий под названием «Песняры») разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко[3] и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве.

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич[4], а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 — начале 1971 годов)[5][6].

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля — в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи[7]. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

Ансамбль «Песняры» на концерте в Ярославле, 1974 год

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США[8]. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.

В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы — «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола — за концертные программы 1975—1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.

В 1979 году классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов БССР: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин — звание народного артиста[9].

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году фронтмен Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году — второй вокалист Кашепаров. К моменту развала СССР из классической шестёрки в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.
В 1989 году звания заслуженных артистов получили вокалисты Игорь Пеня и Валерий Дайнеко.

Раскол и наследники

Русские народные песни, особенно северные, с точки зрения современной музыки неритмичны. Строчка тянется насколько хватает дыхания. (Дыхание наше, заметьте, тоже основано на ритме, просто он значительно более свободный.) Поэтому лично меня коробили старания «Песняров» впихнуть белорусские напевы в жесткую сетку электрогитарного биг-бита. Американские и английские народные песни ложились туда без труда — они изначально были пронизаны этими ритмами. Почему музыкальный этнос одного народа весь основан на ритмах, а другого нет — вопрос необычайно интересный, и не думаю, что сегодня на него есть ответ. Он требует тщательного сравнительного изучения древней истории, культур и обычаев. Общая тенденция: чем южнее живет народ, тем большую роль играет ритмика.

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году и имел под собой достаточно причин: затяжной кризис жанра советской эстрады на постсоветском пространстве, личные проблемы участников ансамбля, статус «Песняров» как государственного творческого коллектива. Приказом министра культуры РБ на должность директора «Песняров» вместо Владимира Мулявина был назначен Владислав Мисевич[11]. По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича — пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни[12]. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл ещё один гитарист Александр Соловьёв. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Беларуси А. Г. Лукашенко, после чего под его руководством был сформирован новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. Старый состав написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры»[13].

После смерти Владимира Мулявина в 2003 году стали появляться другие группы, исполняющие песни легендарного коллектива[14]. В 2009 году несколько музыкальных коллективов имели в своём названии слово «Песняры» и использовали старый репертуар легендарного ансамбля. Министерство культуры Республики Беларусь дало такой комментарий ситуации:

« Считаю, что все группы и отдельные исполнители, использующие название «Песняры» на территории России и других стран СНГ, нелегитимны, кроме ансамбля «Белорусские песняры» и Белорусского государственного ансамбля «Песняры», которые являются законными правопреемниками легендарного коллектива, созданного Владимиром Мулявиным[15].

Михаил Козлович, начальник управления искусств Министерства культуры Беларуси

»

В настоящее время товарный знак «Песняры», принадлежащий Беларускому государственному ансамблю «Песняры», признан общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации, на Украине и в Республике Беларусь, и охраняется бессрочно.

Группы, имеющие отношение к «Песнярам»:

  • «Белорусские песняры», основаны в 1998 году. Его костяк: Заслуженный артист БССР В. Л. Мисевич , Заслуженный артист БССР В. Дайнеко, Заслуженный артист БССР И. Пеня, О. Г. Аверин, Александр Катиков, Александр Соловьёв, Александр Попроцкий.
  • Белорусский Государственный ансамбль «Песняры» под руководством В. В. Шарапова. Управляется министерством культуры и считается официальным правопреемником старых «Песняров», однако состоит из молодых музыкантов, в «старых» «Песнярах» не участвовавших[16].
  • «Песняры» Леонида Борткевича. Откололись от БГА в 2003 году по причине несогласия с кандидатурой нового директора. Работает по настоящее время. Существует второй состав ПЕСНЯРЫ под управлением Игоря Свечкина[17] в котором работают: Виктор Молчанов, Владимир Марусич, Павел Заяц, Владимир Стамати, Александр Виславский и звукорежиссёр Олег Воронов (создан в феврале 2004 года), который официально считается частью группы Борткевича.
  • Группа «Лявоны-песняры» под управлением ударника классического состава Александра Демешко. Распалась в 2006 году с его смертью. В группе участвовал также клавишник старого состава В. Николаев.
  • Группа «Лявоны», отколовшаяся от «Песняров» Борткевича в 2008 году, исполняющая песни «Песняров» и состоящая из молодых музыкантов, никто из которых не участвовал в «Песнярах» до 1998 года.

Подробную хронологию составов можно посмотреть на сайте.

Участники ансамбля

В алфавитном порядке (кто участвовал до 1998 года)[18]:

  • Аверин Олег — вокал, клавишные, гитара, композиция, аранжировка, ныне знаменитый сказочник
  • Айвазов Октай — тромбон
  • Бадьяров Валентин — скрипка, гитара, аранжировка
  • Беляев Владимир — ударные
  • Бернштейн Борис — бас-гитара, скрипка, аранжировка[19]
  • Борткевич Леонид — вокал
  • Булда Вячеслав — ударные
  • Виславский Александр — клавишные, фортепиано, бэк-вокал
  • Гилевич Анатолий — фортепиано, клавишные, аранжировка
  • Головко Валерий — клавишные, аранжировка
  • Гурдизиани Валерий — тромбон
  • Дайнеко Валерий — вокал, альт, аранжировка
  • Демешко Александр — ударные
  • Денисов Юрий — вокал, альт, бас-гитара
  • Ивановский Аркадий — гитара
  • Исупова Людмила — вокал, флейта
  • Катиков Александр — бас-гитара, вокал
  • Кашепаров Анатолий — вокал, баян
  • Ковалёв Леонид — звукорежиссёр, бэк-вокал
  • Крылов Иван — труба
  • Кудрин Владимир — вокал
  • Кульков Михаил — бас-гитара
  • Лапташов Сергей — ударные
  • Лукашевич Юрий — фортепиано, клавишные
  • Мартаков Олег — клавишные, фортепиано
  • Марусич Владимир — ударные
  • Мисевич Владислав — саксофон, флейта, бэк-вокал
  • Михнович Вячеслав — труба
  • Молчан Олег — клавишные, композиция, аранжировка
  • Молчанов Виктор — гитара, вокал
  • Москальчук Александр — вокал
  • Мулявин Валерий — гитара, труба, бэк-вокал
  • Мулявин Владимир — художественный руководитель, вокал, гитара, композиция, аранжировка
  • Неронский Николай — бас-гитара
  • Николаев Владимир — клавишные, тромбон, саксофон, бэк-вокал
  • Паливода Игорь — клавишные, фортепиано, композиция, аранжировка
  • Пеня Игорь — вокал, клавишные
  • Поздышев Евгений — труба
  • Поплавский Виктор-Чеслав — скрипка, гитара, бэк-вокал
  • Попроцкий Александр — звукорежиссёр
  • Растопчин Александр — гитара
  • Свечкин Игорь — директор
  • Скорожонок Валерий — вокал
  • Смольский Виктор — гитара
  • Ткаченко Владимир — гитара, скрипка, аранжировка
  • Тышко Леонид — бас-гитара, бэк-вокал, стихи
  • Шмелькин Марк — ударные
  • Щёлоков Анатолий — звукорежиссёр
  • Эскин Аркадий — фортепиано, клавишные
  • Явтухович Дмитрий — клавишные, композиция, аранжировка
  • Юринок Сергей — звукорежиссёр
  • Яшкин Валерий — клавишные, лира, стихи

Авторы песен

В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Н. Н Добронравова, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева, В.Э. Крайчинского

Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни на стихи известных поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.

Признание и награды

  • Лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады (II премия, 1970)
  • Лауреат Всесоюзного конкурса советской песни (I премия, Минск, 1973)
  • Лауреат Фестиваля советской песни в Зелёной Гуре (Польша)
  • Лауреат X Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин, ГДР, 1973),
  • Лауреат Международного фестиваля песни «Золотой лев» (Лейпциг, ГДР, 1973)
  • Лауреат Международного конкурса артистов эстрады «Золотой Орфей» в Болгарии (1974)
  • Лауреат 2-го Международного фестиваля политической песни (Хельсинки, 1978)
  • Лауреат Премии Ленинского комсомола Белоруссии (1976)
  • Лауреат Премии Ленинского комсомола — за концертные программы 1975—1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи (1977)
  • Главный приз фирмы «Мелодия» «Золотой диск» (1982)

Популярные песни ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина

  • «30 000 дней» (О. Иванов — А. Жигарев, С. Алиханов)
  • «Аве Мария» (В. Иванов — М. Танк)
  • «Александрына» (В. Мулявин — П. Бровка) — поёт Владимир Мулявин
  • «Баллада о фотокарточке» (В. Мулявин — В. Тарас)
  • «Белая Русь ты моя» (В. Мулявин — В. Скарынкин)
  • «Беловежская пуща» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
  • «Белорусочка» (Ю. Семеняко — А. Ставер)
  • «Белоруссия» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
  • «Берёзовый сок» (В. Баснер — М. Матусовский)
  • «Будочник» (В. Мулявин — С. Крылов)
  • «Вероника» (И. Лученок — М. Богданович)
  • «Возвращение» (В. Мулявин — В. Тарас)
  • «Вологда» (Б. Мокроусов — М. Матусовский)
  • «Гитара» (О. Аверин — Ю. Рыбчинский)
  • «Делайла» (Л. Рид — В. Яшкин)
  • «Добрый вечер, девушка» (И. Лученок — слова народные)
  • «До третьих петухов» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
  • «За полчаса до весны» (О. Фельцман — Н. Олев) — поёт Владимир Мулявин
  • «Завушніцы» (В. Мулявин — М. Танк) — ведущий вокал Владимира Мулявина
  • «Зачарованная» (И. Лученок — Г. Буравкин)
  • «И здесь гора, и там гора» (Белорусская народная песня) — голос Владимира Мулявина
  • «Касіў Ясь канюшыну» (Белорусская народная песня)
  • «Каляда» (Белорусская народная песня)
  • «Конь невзнузданный» (Э. Ханок — Г. Буравкин) — поёт Владимир Мулявин
  • «Красная роза» (В. Мулявин — слова народные) — солирует Владимир Мулявин
  • «Крик птицы» (В. Мулявин — Ю. Рыбчинский) — поёт Владимир Мулявин
  • «Купалінка» (Белорусская народная песня)
  • «Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин — Я. Колас)
  • «Мои года» (И. Лученок — А. Велюгин)
  • «Марыся» (В. Мулявин — Я. Купала)
  • «Машенька» (Белорусская народная песня)
  • «На что бабе огород» (Белорусская народная песня)
  • «Наши любимые» (Д. Тухманов — И. Шаферан)
  • «Ой, рана на Івана» (В. Мулявин — слова народные)
  • «Алеся» (И. Лученок — А. Кулешов)
  • «Пойдём вдоль улицы» (Белорусская народная песня) — соло Владимира Мулявина
  • «Поцелуй» (И. Лученок — В. Каризна)
  • «Рушнікі» (Н. Петренко — Г. Соколова)
  • «Скажы мне, Ганулька» (на стихи Я. Коласа «Каханне») — поёт Владимир Мулявин
  • «Скрипят мои лапти» (Белорусская народная песня) — поёт Владимир Мулявин
  • «Слуцкие ткачихи» (В. Мулявин — М. Богданович)
  • «Сонет Шекспира» (В. Резников — В. Шекспир, пер. С. Маршака) — поёт Игорь Пеня
  • «Спадчына» (И. Лученок — Я. Купала)
  • «Там, где клён шумит» (Ю. Акулов — Л. Шишко)
  • «Тальяночка» (В. Мулявин — В. Тарас)
  • «Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко — М. Шушкевіч)
  • «Ты моя надежда» (Э. Ханок — В. Боков)
  • «Уголок России» (В. Шаинский — Е. Шевелёва)
  • «У полі вярба» (Белорусская народная песня)
  • «Хатынь» (И. Лученок — Г. Петренко)
  • «Я всё тот же» (И. Любимский — В. Шанаев)

Дискография

Альбомы

  • 1972 — «Песняры I»
  • 1974 — «Песняры II»
  • 1978 — «Песняры III»
  • 1979 — «Песняры IV»
  • 1979 — «Гусляр» (поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган»)
  • 1983 — «Зачарованная моя»
  • 1985 — «Через всю войну»
  • 1994 — «Песняры — 25 лет» (Голландия)
  • 2001 — «Песняры — 2001»

Концертные программы

Обрядовые песни

Весёлые нищие (1982)

Музыка И. Поливоды, поэзия Роберта Бёрнса в переводах С. Маршака

  1. Базарный шут (Мудрец)
  2. В эту ночь сердца и кружки…
  3. Веселые нищие (Когда бесцветна и мертва)
  4. Кто честной бедности своей…
  5. Моему незаконнорожденному ребёнку (Дочурка)
  6. Мой Джон
  7. Песня бродячего скрипача (Позволь слезу твою смахнуть)
  8. Песня старой маркитантки (Девицей была я)
  9. Я, Ваша честь
  10. Я лишь поэт
  11. Я пью твое здоровье (Прощай, красавица)
  12. Я несу вам дар
  13. В этом прекрасном и тревожном мире

Состав ансамбля «Песняры»

  • Владимир Мулявин — руководитель, вокал, 12+6-струнная электрогитара
  • Анатолий Кашепаров — вокал, лира
  • Валерий Дайнеко — вокал, скрипка
  • Игорь Пеня — вокал
  • Чеслав Поплавский — скрипка, бэк-вокал
  • Владислав Мисевич — флейта, бэк-вокал
  • Владимир Ткаченко — гитара-соло, скрипка
  • Борис Бернштейн — бас-гитара, скрипка
  • Игорь Поливода и Аркадий Эскин — клавишные инструменты
  • Александр Демешко и Владимир Беляев — ударные

Увертюра / А вы могли бы?

  1. Ничего не понимают — в унисон — Пеня, Дайнеко, Тышко;
  2. Разве это молодость — Дайнеко;
  3. Облако в штанах — Мулявин;
  4. Я счастлив — Пеня;
  5. Что такое хорошо — Кашепаров, фальцет — Мисевич;
  6. Несколько слов о моей маме — Пеня;
  7. Лиличка! (вместо письма) — Мулявин;
  8. Послушайте! — Дайнеко;
  9. Во весь голос — Мулявин;
  10. Ноктюрн — инструментальная композиция;
  11. Подлиза — Демешко;
  12. Пример, не достойный подражания — Пеня, Виславский, Кашепаров, Дайнеко;
  13. Служака — Мулявин;
  14. Маруся отравилась — Пеня;
  15. Последний крик — Демешко;
  16. Прозаседавшиеся — акапелла, поют все;
  17. Разговор с товарищем Лениным — Мулявин;
  18. Финал — Кашепаров.

Состав участников коллектива (исполнявших «Во весь голос» на всех концертах):

  • Владимир Мулявин — вокал, гитара, худ. рук.
  • Владислав Мисевич — саксофон, флейта, вокал
  • Александр Демешко — перкуссия, вокал
  • Анатолий Кашепаров — вокал
  • Валерий Дайнеко — вокал
  • Игорь Пеня — вокал, аккордеон
  • Владимир Беляев — ударные
  • Александр Растопчин — гитара
  • Дмитрий Явтухович — клавишные, вокал
  • Эдуард Тышко — бас-гитара, вокал
  • Александр Виславский — клавишные, вокал

Звукорежиссёры: Леонид Ковалёв, Сергей Юренок, Наталья Людвиковская.

Режиссёр-постановщик: Сергей Винников.

Директор программы: Анатолий Щёлоков.

Фильмография

  • 1971 — Мировой парень — на начальных титрах звучит песня «Берёзовый сок» в исполнении «Песняров»
  • 1972 — Следствие ведут Знатоки. Дело № 5. Динозавр (в одной из сцен по радио звучат две песни «Песняров» из их первого винилового альбома — «Беларусь» и «Александрына»)
  • 1973 — Ну, погоди!, выпуск 6 (мультипликационный)
  • 1973 — Улица без конца (в фильме звучат песни «Журавли» и «Улицы без конца» в исполнении коллектива)
  • 1973 — Эта весёлая планета («Песняры» в эпизодической роли, поют песню «Наши любимые»)
  • 1973 — По следам бременских музыкантов
  • 1973 — Горя бояться — счастья не видать («Песняры» в эпизодической роли, поют песню Р. Бёрнса «Старая дружба»)
  • 1974 — Ясь и Янина («Песняры» исполняют главные роли, звучит много их песен)
  • 1976 — Воскресная ночь — звучит песня «Песняров» в исполнении В. Мулявина «В минуты музыки печальной»
  • 1982 — Раскиданное гнездо — исполняют песни, солист — В. Г. Мулявин
  • 2016 — Суперплохие (в фильме и финальных титрах звучит песня «Касіў Ясь канюшыну»)

См. также

commons: Песняры на Викискладе
n: Песняры в Викиновостях
  • Сябры
  • Верасы
  • Эта весёлая планета (альбом)

Примечания

  1. Программа «Во весь голос» — виртуальный музей ансамбля Песняры
  2. «Песняры» в квадрате
  3. БелГазета: Римас Стаумпе «Я ни о чём не жалею» (№ 4 (371) 03 февраля 2003 г.)
  4. Официальный сайт Леонида Борткевича
  5. Официальный сайт ВИА Песняры: альбом «Песняры»
  6. Discogs.com: ВИА Песняры — «Песняры» (LP, 1971)
  7. Sopot Festival ’71. Uczestnicy Dzien Płytowy: Pieśniary (ZSRR)
  8. Леонид Борткевич. Моя жизнь в «Песнярах» Архивировано 20 января 2011 года.
  9. Звание заслуженного артиста БССР Владимир Мулявин получил в Чувашии
  10. Андрей Макаревич. Вначале был звук. — Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-40983-9.
  11. Алексей Вайткун, «Песняры»: от рассвета до заката?
  12. Из первого состава «Песняров» в живых остались двое музыкантов — Комсомольская правда
  13. Белорусские песняры
  14. «Песняры»: и вновь продолжается бой… за бренд
  15. ВЯЧЕСЛАВ ШАРАПОВ: «В ЭТОМ ГОДУ МЫ ОТКРЫЛИ СОБСТВЕННУЮ СТРАНИЦУ В ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА»
  16. Шарапаў: Цяжка сказаць, колькі на сёння існуе «Песняроў»
  17. Песняры — директор Игорь Свечкин
  18. Музыканты ВИА «Песняры»
  19. «Песняр» с еврейским профилем

Литература

  • Глеб Скороходов. Звёзды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни. — М.: Советский композитор, 1982. — 126 с.
  • Валерий Яшкин. На полпути от эстрады к театру. — М.: Госконцерт, 1995. — 144 с.
  • Леонид Борткевич. Песняры и Ольга. — М.: Вагриус, 2003. — 288 с. — 5000 экз. — ISBN 5-9560-0144-5.
  • Владимир Мулявин. Нота судьбы. Воспоминания, интервью, исследования / Людмила Крушинская. — Минск: Мастацка лiтаратура, 2004. — 446 с.
  • Сергей Фролов и Валерий Щёлкин. Легенды ВИА. — М.: Грифон, 2007. — 494 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-98862-034-1.

Ссылки

  • Сайт о Игоре Паливоде и записанной в 2013 году программе «Весёлые нищие».
  • Виртуальный музей ансамбля «Песняры».
  • Cайт о ВИА «Песняры.

В своё время ВИА «Песняры» стали феноменом на советской эстраде. Коллектив начал своё триумфальное шествие по стране в 1970 году. Главную роль в стремительно возросшей популярности коллектива сыграл, без сомнения, Владимир Мулявин. Он сделал невозможное: вся огромная страна начала слушать белорусский фольклор. «Песняры» стали одной из самых известных и любимых групп. Но в конце 1990-х в коллективе произошёл серьёзный раскол, а самого Владимира Мулявина уволили с поста директора.

Стремительный взлёт

Группа «Лявоны» аккомпанирует Николаю Халезину и Степану Машинскому на Центральном телевидении в Москве, 1968 год. / Фото: www.pesnyary.com

Группа «Лявоны» аккомпанирует Николаю Халезину и Степану Машинскому на Центральном телевидении в Москве, 1968 год. / Фото: www.pesnyary.com

Ещё в 1968 году в Белоруссии появилась группа «Лявоны», художественным руководителем которой стал Владимир Мулявин. Правда, находилась она в статусе аккомпанирующего ансамбля певицы Нелли Богуславской, хотя часто и выступала с самостоятельной программой. Но слава пришла к ним в 1970 году после участия в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

На конкурс коллектив поехал аккомпанировать Лидии Кармальской, выступавшей в жанре художественного свиста. Она же была супругой Владимира Мулявина. Но артистка на втором туре выбыла из конкурсной программы, а «Песняры» решили показать жюри собственные песни: «Чаму ж мне не пець?», «Ой, рана на Iвана», «Ты мне вясной прыснiлася», «Хатынь». Они вернулись в родной Минск лауреатами, разделив второе место с Львом Лещенко и ансамблем «Диэло».

«Песняры», 1970-е годы. / Фото: www.pesnyary.com

«Песняры», 1970-е годы. / Фото: www.pesnyary.com

С тех пор отношение к коллективу кардинально изменилось. «Песняры» стали желанными гостями на правительственных приёмах, их песням люди подпевали. Особый колорит народным композициям придавала уникальная обработка Владимира Мулявина. Он дополнял и обогащал народное песенное творчество и эстрадную музыку. Многие зарубежные певцы и композиторы говорили о том, что о Беларуси они узнали именно благодаря Владимиру Мулявину и «Песнярам».

ВИА «Песняры» колесил с гастролями по всей стране и выезжал за рубеж, причём не только в страны социалистического лагеря, но даже в США. Естественно, повсюду у голосистых талантливых ребят находились поклонницы. А сам Мулявин, по его собственному признанию, совершенно не мог обходиться без женщины. Но мимолётные романы его не интересовали. Он непременно должен был жениться.

От славы к расколу

Владимир Мулявин и Лидия Кармальская с дочерью Мариной. / Фото: www.obzor.lt

Владимир Мулявин и Лидия Кармальская с дочерью Мариной. / Фото: www.obzor.lt

Его первой женой стала Лидия Кармальская. Именно благодаря её участию Владимир Мулявин состоялся, как музыкант. На момент бракосочетания ему было всего 18, Лидия была на два года старше и активно занималась творчеством. Она уговорами и убеждением заставляла супруга заниматься. Когда же появились «Песняры», она стала ангелом-хранителем ансамбля. Лидия Кармальская договаривалась о съёмках на телевидении и записях на радио, продвигала коллектив в сборные престижные концентры. Когда же «Песняры» уже прославились, она чрезвычайно гордилась успехами мужа. Она вела их концерты и участвовала в жизни членов коллектива, которые относились к ней с ответной теплотой и любовью. Она готова была даже мириться с увлечениями мужа, тем более, что в семье подрастали двое детей, дочь Марина и сын Сергей.

Владимир Мулявин. / Фото: www.twimg.com

Владимир Мулявин. / Фото: www.twimg.com

Но вскоре после появления на свет Сергея Владимир Мулявин ушел к другой женщине. Его второй женой стала актриса Светлана Слизская. Лидия Кармальская просто отпустила мужа, пожелав ему счастья. Она не хотела бороться за него, но искренне желала счастья любимому человеку. Наверное, только благодаря её мудрости бывшие супруги смогли сохранить дружеские отношения до конца дней.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина с сыном. / Фото: www.iznat.com

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина с сыном. / Фото: www.iznat.com

Второй брак музыканта просуществовал всего пять лет и спасти его не смогло даже рождение дочери Ольги. А вот с последней своей женой, актрисой Светланой Пенкиной Владимир Мулявин прожил больше 20 лет. Он ласково называл её Пеночкой, а вот участники коллектива и многие люди из окружения музыканта называли её не иначе, как Йоко Пенкина. Именно её многие обвиняют в том, что в коллективе начался раскол.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. / Фото: www.yandex.net

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. / Фото: www.yandex.net

Светлана Пенкина, снявшаяся в фильме «Хождение по мукам» в роли Кати, после заключения брака с Мулявиным оставила свою карьеру и приняла решение полностью посвятить себя мужу. И его коллективу, как вскоре оказалось. Если музыканты в чём-то отказывались слушать Светлану Пенкину, она, имея огромнейшее влияние на супруга, всё равно добивалась своего. По воспоминаниям некоторых «старичков» коллектива, супруга художественного руководителя «Песняров» оказывалась вдруг задействована в распределении гонорара, согласовании гастрольного графика и даже расположении участников ансамбля на местах на сцене.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. / Фото: www.litobozrenie.com

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. / Фото: www.litobozrenie.com

Но даже не это ставили в вину третьей жене Владимира Мулявина. Во второй половине 1990-х он очень увлёкся спиртными напитками. Он стал нарушать установленное ним же самим правило: появляться во время выступлений и репетиций в нормальном виде и с подобающим самочувствием, не допуская того, чтобы употребление спиртного накануне оказывало влияние на качество работы. Но уже в 1997 году ряд участникам ВИА «Песняры» концерт за концертом приходилось выходить на сцену без своего руководителя, который стал слишком уж злоупотреблять спиртным.

Тогда же товарищи Мулявина заметили, что Светлана Пенкина явно поощряет употребление супругом спиртного. На замечания коллег мужа о том, что недопустимо писать музыку в таком состоянии, она отвечала: «Пусть пьёт, у него так лучше получается!» И он пил, будучи не в силах быстро приспособиться к новым реалиям жизни, развалившейся на кусочки некогда огромной стране и отсутствию зрителей на концертах. Слава «Песняров» явно шла на убыль, а после и вовсе грянул гром.

«Песняры» в конце 1990-х. / Фото: www.pesnyary.com

«Песняры» в конце 1990-х. / Фото: www.pesnyary.com

В конце 1997 года коллектив «Песняры» направил письмо на имя министра культуры Белоруссии, в котором жаловались на своего художественного руководителя. Вышел приказ о назначении директором ансамбля Владимира Мисевича. После обращения Мулявина лично к президенту Белоруссии, Владимира Георгиевича восстановили в должности, но при этом старый состав ансамбля, за исключением нескольких человек, написал заявление об уходе. Они создали другой коллектив – «Белорусские песняры» и стали выступать самостоятельно. Владимир Мулявин набрал молодых певцов и музыкантов, с которыми гастролировал.

Владимир Мулявин. / Фото: www.twimg.com

Владимир Мулявин. / Фото: www.twimg.com

Но в 2002 году произошла трагедия: Владимир Мулявин попал в автомобильную катастрофу, в результате которой оказался парализован. В январе 2003 года он ушёл из жизни. После ухода Владимира Мулявина появилось ещё несколько коллективов, в названии которых есть слово «Песняры». Они по-прежнему гастролируют по республикам бывшего СССР и поют песни из старого репертуара ансамбля. И все сходятся во мнении: коллективы эти, в том числе ансамбль «Белорусские песняры» и Белорусский государственный ансамбль «Песняры», считающиеся правопреемниками легендарного ВИА, держаться на славе, созданной Владимиром Мулявиным.

Пик популярности ВИА «Песняры» в СССР пришелся на 1970-1980-е гг. «Алеся», «Беловежская пуща», «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия» – эти песни в исполнении «Песняров» были всенародно известны и любимы. Несмотря на невероятную популярность ВИА, отношение к ним всегда было неоднозначным: кто-то обвинял в нарушении этнической чистоты белорусской народной музыки, кто-то – в исполнении госзаказа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Песняры» — советский и белорусский вокально-инструментальный ансамбль под управлением Народного артиста СССР Владимира Мулявина, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Косил Ясь конюшину», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и многим другим. В основе стиля «Песняров» лежит белорусский фольклор: они включают в репертуар эстрадные обработки народных песен, а тексты были посвящены белорусской культуре и истории.

Не знаю, как кто и куда, а для меня Песняры связаны только с Мулявиным. После него под этим названием было чёрт-те что и чёрт-те как. 

Владимир Георгиевич Мулявин (белор. Уладзімір Георгіевіч Мулявін; 12 января 1941, Свердловск — 26 января 2003, Москва) — советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Народный артист СССР (1991). 

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Рано увлёкся музыкой — начал играть на гитаре в 12-летнем возрасте. В 1956 году поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов. Отчислялся из училища за увлечение джазом; несмотря на то, что впоследствии был восстановлен, ушёл из училища по собственному желанию. В 1958—1963 годы работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске. В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию. 

В 1965—1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа. После демобилизации из армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где работал одно время гитаристом в коллективе Ю. М. Антонова. В 1968 году в филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» в составе: Владимир Мулявин, Валерий Мулявин (родной брат), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко. В 1970 году ансамбль, художественным руководителем которого стал В. Мулявин, был переименован в «Песняры».

А если говорить уже конкретно по Песнярам в эпоху их творческого расцвета, то, наверное, неким памятником стал фильм «Диск».

Фильм-концерт 1977 года о белорусском вокально-инструментальном ансамбле «Песняры» под руководством Владимира Мулявина. В основе — создание новой грампластинки. Зритель знакомится с участниками ансамбля и песнями А.Пахмутовой, В.Добрынина, Б.Мокроусова и др. (https://www.kino-teatr.ru/doc/movie/sov/87727/annot/)

Итак Песняры, их история…

Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года, когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя ещё в 1968 году «Лявоны» были аккомпанирующей группой певицы Нелли Богуславской, а также выступали с собственной программой. С таким названием группа просуществовала около года, до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить название. ВИА (теперь уже выступающий под названием «Песняры») разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве. В конце 1970 года в коллектив приглашен бывший солист самодеятельной группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а летом 1971 года фирма «Мелодия» выпускает первый виниловый диск-гигант «Песняров» (записан весной 1971 года). 

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля — в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (ПНР) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни. 

В 1976 в одном из промежуточных выпусков фестиваля «Песня-76» впервые прозвучала песня «Вологда», затем она стала настолько популярной, что была выбрана в финал фестиваля (став лауреатом), как объявила ведущая Светлана Жильцова, «единодушно», то есть была названа лучшей во всех десятках тысяч присланных открыток единственный раз в истории фестиваля «Песня года». 

После исполнения «Вологды» в финале, публика устроила длительную бурную овацию с многочисленными криками «браво». «Песняры» обретают всесоюзную популярность, в 1976-79, согласно хит-параду «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», занимая первое место среди ансамблей. 

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране. 

В 1976 году «Песняры» представляют крупную форму — одноактную театрализованную кантату В. Мулявина на стихи Янки Купалы — «Песня о доле». Московская премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году последовало новое обращение к крупной форме — «Песняры» показывают рок-кантату И. Лученка и В. Мулявина «Гусляр» по поэме Янки Купалы «Курган». Эти произведения, написанные сложным музыкальным языком, относятся к направлению арт-рок, в сравнении с эстрадными песнями, по которым ансамбль больше известен широким массам. 

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола — «за концертные программы 1975—1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи». 

В 1979 году почти весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов БССР: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (флейта, саксофон, жалейка, окарина); а руководитель коллектива Владимир Мулявин — звание народного артиста Белорусской ССР. 

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году вокалист Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году — второй вокалист Кашепаров. Из группы ушёл также сыгравший важную роль в изменении стилистики ансамбля пианист и композитор, выпускник Белорусской консерватории Игорь Паливода, начавший работать аранжировщиком в Государственном оркестре Белоруссии под управлением Михаила Финберга. К моменту распада СССР из первого состава в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

В 1989 году звания Заслуженных артистов Белорусской ССР получили вокалисты Игорь Пеня и Валерий Дайнеко. 

«Песняры» очень часто обращались к крупным формам — концертным программам, рок-операм. Ансамбль поставил две рок-оперы на стихи Янки Купалы: «Песня о доле» и «Гусляр». Среди концертных программ особенно следует отметить «Весёлые нищие» на стихи Роберта Бёрнса, «Через всю войну». Особняком среди всего творчества стоит программа на стихи Владимира Маяковского «Во весь голос», написанная в стиле арт-рок. 

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году и имел под собой достаточно причин: затяжной кризис жанра советской эстрады на постсоветском пространстве, личные проблемы участников ансамбля, статус «Песняров» как государственного творческого коллектива. Приказом министра культуры Белоруссии на должность директора «Песняров» вместо Владимира Мулявина был назначен Владислав Мисевич (Мулявин был оставлен художественным руководителем). По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича — пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл гитарист Аркадий Ивановский. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Белоруссии А. Г. Лукашенко, после чего старый состав (кроме О. Молчана и А. Ивановского) написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры». В Мулявин собрал новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. 

После смерти Владимира Мулявина в 2003 году стали появляться другие группы, исполняющие песни легендарного коллектива.

Если говорить о текущих стабильных версиях Песняров… То вот песенка понравилась, но это точно — не в идеологии Песняров.

Владимир Мулявин — биография


Владимир Мулявин – известный советский музыкант, эстрадный певец, обладатель лирического тенора, гитарист, композитор, аранжировщик. Создал и стал руководителем ВИА «Песняры». В 1991 году музыкант удостоился звания Народного артиста СССР.

На советской эстраде было немало певцов и музыкальных коллективов, пользующихся успехом и купающихся во всенародной любви. Но больше всех лавров выпало на долю «Песняров», культового коллектива для нескольких поколений слушателей. Музыканты группы смогли найти свой репертуар, своеобразную нишу, которая превратила их во всенародных любимцев и не дала подвергнуться гонениям властных структур. Перед музыкантами коллектива были открыты пути во все страны мира, в Союзе на их концерты собирались тысячи поклонников. Руководителем ансамбля и ее идейным вдохновителем стал Владимир Мулявин. Его уже давно нет в живых, но слава ансамбля не меркнет даже спустя десятилетия, воплощая в жизнь мечту его создателя.

Детство

Владимир Мулявин хоть и пропагандировал белорусскую песню, но по национальности был русским, и родился в Свердловске (нынешний Екатеринбург) 12 января 1941 года. До Октябрьской революции его дед с бабкой – зажиточные сибирские купцы, имели хороший достаток, свои продуктовые магазины, были высокообразованными людьми. Но с приходом советской власти они пополнили ряды раскулаченных, и их сын Георгий Мулявин уже трудился простым разнорабочим на строительстве прославленного «Уралмаша». Мама будущего певца – Акулина Мулявина, работала швеей. На момент рождения Владимира в семье уже подрастал старший сын Валерий, 1938 года. Он тоже станет музыкантом, но жизнь его оборвется в 1973 году, во время гастролей в Ялте. Спустя несколько лет родилась младшая сестра композитора – Наташа. Наличие троих детей не скрепило брак, отец ушел к другой женщине. Акулине пришлось самой растить и воспитывать двух сыновей и дочь. Зарплата швеи не позволяла обеспечить детей даже самым необходимым, поэтому мать постоянно находила какие-то подработки. Ее практически никогда не было дома, дети росли сами.

Владимир Георгиевич Мулявин

Владимир Мулявин в детстве

Музыкальные способности проявились у Владимира в детские годы. Отец мальчика виртуозно владел гитарой, и талант передал сыну. В связи с финансовыми трудностями Мулявин не мог учиться в музыкальной школе, он отправился в местный Дом культуры, где успешно овладевал мастерством игры на балалайке, а потом уже и на гитаре. Владимира приняли в струнный оркестр.

Самое яркое впечатление в те годы произвел на него поход в театр, где давали «Травиату». Мальчик получил массу неизгладимых эмоций от просмотра.

Детский кружок при Доме культуры занимался по той же программе, что и взрослые. Мулявин быстро осваивал нотную грамоту, вокал и основы дирижерского мастерства. Первыми зрителями его импровизированных концертов стали друзья во дворе и члены семьи. Владимир был так увлечен музыкой, что буквально пропадал в Доме культуры.  После окончания школы в 1956-м Мулявин стал студентом Свердловского музыкального училища.

Владимир Георгиевич Мулявин

Владимир Мулявин в молодости

Одновременно с обучением в училище, молодой человек выступал в составе оркестра народных инструментов. Он освоил контрабас и сам сочинял партитуры. С помощью новых знакомых Мулявин организовал собственный джазовый коллектив. В те годы джаз находился чуть ли не под запретом в СССР, поэтому всех участников ансамбля вскоре выгнали из музыкального училища. Спустя немного времени Мулявину предложили восстановиться, но перспектива дальнейшего обучения его абсолютно не радовала. Прошло всего каких-то два месяца, и Владимир бросил учебу в училище. У него начиналась взрослая страница биографии.

Музыка

На тот момент Мулявин не имел никакой материальной базы, но отсутствие денег не помешало молодому авантюристу  уехать в Калининград. Он заранее не знал, куда занесет его судьба, просто залез в грузовой отсек вагона первого попавшегося поезда, и уехал из родного города. По прибытии, он собрал таких же, как сам, молодых инициативных музыкантов в один коллектив. Сам стал гитаристом ансамбля, в котором трудилась и его жена – Лилия Кармальская. В 60-х годах Мулявин вместе с группой участвовали во многих концертах.

Жизнь побросала Мулявина по городам и весям Советского Союза. Сразу он переехал в Петрозаводск, потом в Кузбасс и Оренбург, пока пути-дорожки не привели его в 1963-м в столицу Белоруссии – Минск.  Он сразу попал в поле зрения руководителей Белорусской филармонии, и вскоре получил приглашение устроиться к ним на постоянную работу. Именно в те годы его начинает интересовать народная музыка, Мулявин занялся изучением фольклорных направлений в современном искусстве, и это сильно отразилось на его творчестве. Он интересовался традиционными композициями белорусской классики, делал аранжировки, и они приобретали более современное звучание.

Владимир Георгиевич Мулявин

Владимир Мулявин с коллективом ВИА «Песняры»

В 1965-м Мулявина призвали в армию. Военную службу он нес под Минском, принимал самое активное участие в самодеятельности, создал ансамбль Белорусского военного округа. Тогда же он встретил друзей-единомышленников, которые вошли в первый состав ВИА «Песняры». Будни военной службы состояли из бесконечных репетиций и выступлений. После демобилизации участники ансамбля не затерялись на просторах страны, поддерживали тесную связь. Мулявин продолжал свою творческую биографию.

Новый виток в музыкальной карьере Владимира произошел после встречи с Нелли Богуславской, которая, восторгаясь его вокальными данными, посоветовала делать сольную карьеру. В 1968-м Мулявин вместе с бывшими сослуживцами создали музыкальный коллектив под названием «Лявоны». Вначале на концертах их сопровождал танцевальный коллектив «Лявошха», но через некоторое время группа обособилась. В ВИА «Лявоны» выступал и брат Мулявина – Валерий.

С 1970 года коллектив начал выступать под новым названием – «Песняры». Музыканты практически не вылезали из гастрольных туров, популярность группы росла день ото дня. Репертуар коллектива состоял из более полутора сотен композиций, и продолжал регулярно пополняться.

Владимир Мулявин с ВИА «Песняры» на концертах

В том же году музыканты ВИА побывали в Москве, стали участниками IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Они обратили на себя внимание необычным внешним видом – длинные волосы, яркая одежда, густые усы. Организаторы не сразу смирились с таким имиджем белорусских артистов, но после выступления их ждал оглушительный успех. Больше всего симпатий завоевала их песня «Ты мне весною приснилась». Группа мгновенно оказалась на вершине успеха, их композиции становились хитами, которые знала наизусть вся страна.

В 1973-м трагическая случайность оборвала жизнь Валерия Мулявина, родного брата руководителя ансамбля. Прошло немного времени и не стало его младшей сестры.  В это время «Песняры» находились на пике популярности, без них не обходился ни один концерт в Союзе, они выступали на самых крупных концертных площадках, снимались на ТВ. Партийное руководство использовало группу как показательный пример патриотизма. «Песнярам» разрешили отправиться за границу с гастролями, что в те годы было неслыханной редкостью. Музыканты стали первыми в Союзе, кто побывал с концертами в Америке.

Мулявин всегда уважительно относился к публике, был очень педантичным во всех вопросах, касающихся творческого процесса. За годы существования ансамбля его коллектив менялся много раз. Общее количество музыкантов, в разное время работавших под началом Мулявина, достигло пятидесяти человек. В 90-х годах из коллектива ушли артисты, которые начинали вместе с Владимиром. Это время стало самым трудным для руководителя ансамбля. И не только его, наступили тяжелые 90-е, концертов не было, денег катастрофически не хватало.

Владимир Георгиевич Мулявин

Владимир Мулявин выступает на сцене

В творческой копилке Владимира Мулявина десять полноценных концертных программ, песни и рок-опера, но на сцену они выходили с уже полюбившимися песнями, которые звучали в каждом доме. В 1994-м вышел альбом Мулявина, записанный в Нидерландах. Парадокс, но прославленный коллектив был вынужден репетировать, где попало, так как у них отсутствовала репетиционная база. Да и с инструментами дела обстояли не лучше, артисты пользовались старыми.

Мулявин постоянно писал письма руководителям страны, просил поддержать ансамбль, и за это его сняли с должности. Новым художественным руководителем «Песняров» стал Владимир Мисевич. Благодаря вмешательству Александра Лукашенко ситуация изменилась в лучшую сторону, но помощь пришла слишком поздно, ансамбль на то время уже прекратил свое существование. К 30-й годовщине ВИА «Песняры» в «Олимпийском» состоялся концерт. За выдающийся вклад в развитие искусства Владимир Мулявин получил высокую награду – орден Франциска Скорины.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Первый раз Владимир женился на актрисе оригинального жанра Лидии Кармальской. Ему исполнилось 18, ей – 21 год. В 1961-м супруга родила музыканту дочку Марину, спустя тринадцать лет – сына Владимира. Личную жизнь Мулявиных очень счастливой не назовешь, Владимир не раз заводил романы на стороне. Он бросил семью в 1974 году, практически сразу, как родился сын.

Владимир Георгиевич Мулявин

Владимир Мулявин с Лидией Кармальской в молодости

Второй избранницей Мулявина стала актриса Светлана Слизская. В этом браке родилась еще одна дочь музыканта – Ольга, но и это не стало залогом счастья в семье. Супруги расстались.

Владимир Георгиевич Мулявин

Владимир Мулявин с Светланой Пенкиной и ребенком

В 1981 году Мулявин повел в ЗАГС свою третью любовь – актрису Светлану Пенкину. Этот брак длился два десятка лет, до самой смерти музыканта. Третья жена родила Владимиру сына Валерия.

Смерть

14 мая 2002 года Мулявин попал в автокатастрофу недалеко от Минска, и с переломом позвоночника был доставлен в больницу. Виновных в этой аварии нет, артист сам не справился с управлением. Его госпитализировали в Минский институт травматологии и ортопедии, сделали операцию, но это не помогло, Мулявин был парализован. Потом было лечение еще в одном престижном медицинском заведении Беларуси, а в сентябре 2002 года музыканта перевезли в Москву, в клинику им.Бурденко. Состояние Владимира немного стабилизировалось, но по-прежнему  было тяжелым. В середине января 2003-го ему стало хуже, и 26 января Мулявин умер.

Владимир Георгиевич Мулявин

Памятник Владимиру Мулявину в Минске

Церемонию прощания с известным музыкантом провели в Москве и Минске. Проводить его в последний путь собрались тысячи поклонников. Похоронили Владимира Мулявина на Восточном кладбище Минска.

В 2014-м в родном городе музыканта – Екатеринбурге, ему поставили памятник. Рядом с филармонией, с которой он сотрудничал на протяжении сорока лет. Его имя носит бульвар в центральной части Минска, фотография Мулявина украсила марку, которую выпустили в Беларуси. Композиции «Песняров» часто звучат в художественном кино, к примеру, в картине «Олеся».

Альбомы Песняры

  • 1971 — Песняры I
  • 1974 — Песняры II
  • 1978 — Песняры III
  • 1978 — Песняры IV
  • 1979 — Гусляр
  • 1983 — Зачарованная моя
  • 1985 — Через всю войну

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зиртек таблетки для детей инструкция по применению при аллергии
  • Флуконазол 150 инструкция по применению цена мазь
  • Иммуноцея таблетки инструкция по применению отзывы цена отзывы
  • Крыловский государственный научный центр официальный сайт руководство
  • Построить дровник для дачи своими руками с нуля пошаговая инструкция