Ареометр инструкция по применению для автоаккумулятора

Владельцы необслуживаемых автомобильных аккумуляторов ограничены в возможностях продления их срока службы – например, в случае неправильной эксплуатации или в результате естественного старения. Со старыми обслуживаемыми АКБ это возможно – если контролировать его важнейшие показатели и корректировать их. К числу таких показателей относится плотность электролита, которая может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от целого ряда факторов. Без контроля плотности невозможно говорить о максимальном продлении срока службы батареи. А для этого необходимо иметь в наличии и уметь пользоваться специальным прибором – ареометром.

Ареометр для аккумуляторной батареи

Содержание

  1. Что такое ареометр
  2. Конструкция ареометра для измерения плотности электролита
  3. Техника безопасности при работе с автомобильным ареометром
  4. Как проверить плотность электролита аккумулятора ареометром

Что такое ареометр

Многие автомобилисты, когда речь заходит о плотности, довольно слабо себе представляют, что это такое. Встречаются даже такие, которые полагают, что этот показатель связан с электрическими характеристиками электролита. На самом деле это очень известная со школьного курса физики величина, указывающая, сколько весит единица объёма вещества, жидкости или твёрдого материала. В нашем случае речь идёт об измерении массы единицы объёма электролита.

Зачем это нужно? Дело в том, что эта жидкость с выраженными электрохимическими свойствами представляет собой смесь из дистиллированной воды и серной кислоты. При этом она не является постоянной величиной – из-за протекания электрохимических процессов при зарядке или разрядке батареи количество и кислоты, и воды, может изменяться. В частности, кислота вступает в реакцию со свинцовыми пластинами с образованием сульфата свинца, из-за чего концентрация кислоты уменьшается, а вода при интенсивной зарядке может разлагаться на кислород и водород, и тогда плотность жидкости взрастает.

Поскольку плотность воды известна и является почти круглой цифрой (0,997 г/см3), то по значению плотности электролита в целом можно судить о долевой части воды и кислоты. Так, стандартным значением для заряженного аккумулятора считается значение 1,26-1,28 г/см3, и это значит, что в растворе на 1 часть воды приходится 1,27 частей кислоты.

Впрочем, интерпретация плотности электролита не так уж и важна. Нужно просто понимать, что если её значение выше нормы – электролит следует разбавить дистиллированной водой, в противном случае – кислотой.

Показания плотности электролита аккумулятора измеряются ареометром. Принцип действия этого прибора крайне прост и основан на применении закона Архимеда. Помните? При погружении тела в воду на него действует противоположная по направления сила, равная весу жидкости, вытесненной этим телом.

Таким образом, при опускании ареометра в жидкость можно определить её плотность по тому, на какую величину этот прибор погрузится в раствор.

Отметим, что существует немало разновидностей ареометров, ориентированных на измерение плотности конкретных жидкостей:

  • спиртометр измеряет процентное содержание этанола или крепость напитка;
  • лактометр измеряет процент жира в молоке;
  • солемер измеряет процентное содержание растворённых солей, а продвинутые модели – даже их химический состав;
  • сахаромер, как нетрудно догадаться, используется для измерения доли сахара в растворе;
  • денсиметр – именно так называется разновидность, предназначенная для измерения плотности электролита, хотя обычно употребляется термин «ареометр».

Конструкция ареометра для измерения плотности электролита

Поскольку нас интересует электролит, рассмотрим, как устроен и работает ареометр для автомобильного аккумулятора.

Плотность электролита по ареометру

Его конструкция предельно проста:

  • трубка или колба из стекла или прозрачного пластика;
  • пипетка;
  • резиновая груша;
  • собственно ареометр.

На один конец колбы одевается пипетка для забора электролита, изготовленная из резины (чтобы не повредить сепараторы и пластины в банке), внутрь помещается ареометра, а сверху одевается груша, с помощью которой в колбу закачивается жидкость из батареи. Сам ареометр представляет собой стеклянную запаянную с двух сторон стеклянную колбу с нижней широкой и верхней узкой частью. Внизу устанавливается балластный груз из металла или другого материала, вверху наносится шкала, настроенная таким образом, чтобы показывать плотность электролита.

Как пользоваться грушей ареометра, мы расскажем чуть позже, упомянув, что разновидностей автомобильных ареометров тоже немало, но все они используют одинаковый принцип, основанный на законе Архимеда – стеклянная колба погружается в электролит, а по шкале можно отследить, какой плотности соответствует это погружение.

Техника безопасности при работе с автомобильным ареометром

Приступая к измерению плотности электролитической жидкости, не забывайте, что она представляет собой разбавленную соляную кислоту – химически агрессивную жидкость, способную нанести сильнейшие ожоги при попадании на незащищённые участки кожи.

Поэтому при работе с ареометром необходимо придерживаться соответствующих мер безопасности:

  • надеть резиновый фартук;
  • защитить руки резиновыми перчатками;
  • работать только в защитных очках.

Попадание кислоты в глаза может привести к потере зрения!

Зимой проверять ареометром плотность электролита аккумулятора необходимо в отапливаемом помещении.

Если электролит попал на незащищённую кожу или в глаза, нужно немедленно промыть поражённые участки проточной водой, причём процедура должна длиться не менее 15 минут. После этого следует приготовить водный раствор соды (на 200 мл. чайная ложка соды) или использовать мыльную воду для нанесения на обожжённые участки кожи – таким образом вы максимально нейтрализуете действие кислоты щелочным раствором.

После этого следует вызвать скорую помощь или, если есть возможность, добраться до ближайшей больницы самостоятельно для оказания последующей медицинской помощи.

Измерение плотности ареометром

Как проверить плотность электролита аккумулятора ареометром

Перед тем, как измерять плотность аккумулятора с помощью ареометра, нужно соблюсти несколько важных требований – от этого будет зависеть точность измерений:

  • АКБ должна быть полностью заряженной;
  • после зарядки необходимо выждать несколько часов и только после этого приступать к процедуре;
  • полученные показания ареометра нужно подкорректировать, исходя из температуры электролита: точными они будут, если температура жидкости составляет 27ºС, при понижении или повышении на 6 градусов следует отнимать или приплюсовывать 0,004 единицы плотности;
  • перед откручиванием пробок тщательно протрите корпус батареи от загрязнений, чтобы они не попали в электролит – это может сильно уменьшить ресурс аккумулятора.

А теперь рассмотрим алгоритм, как пользоваться ареометром для аккумулятора, он несложен даже для новичков:

  • собираем ареометр, присоединив снизу пипетку и разместив в колбе денсиметр;
  • опускаем пипетку поочерёдно в каждую из банок, надеваем на другой конец колбу в сжатом состоянии, отпускаем её, засасывая электролит в трубку;
  • набирать жидкость нужно так, чтобы ареометр свободно плавал и при этом не упирался верхней частью в грушу;
  • после того, как прибор погрузится в электролит на определённую глубину, ждём несколько секунд, чтобы он успокоился (перестал колебаться в вертикальной оси), и замеряем показания на шкале ареометра в точке её пересечения с жидкостью.

Шкала у ареометра может быть проградуирована разными способами. Чаще всего это цифры, измеряемые в г/см3, но иногда встречаются и шкалы, размеченные в кг/м3, и тогда полученное значение нужно просто разделить на 1000, чтобы получить привычное, встречающееся в литературе значение.

Мы уже отмечали, что для исправного заряженного АКБ нормальным значением плотности электролита является 1.27 г/см3. Если оно выше – значит, в растворе слишком высокая концентрация более тяжёлой серной кислоты, и тогда её нужно разбавить дистиллированной водой (продаётся в аптеках). Если наоборот – увеличиваем плотность, добавляя кислоту. Есть и другой способ – приобрести готовый электролит и залить его, предварительно изъяв такое же количество разбавленного раствора кислоты.

Ареометр для определения плотности электролита

Некоторые разновидности совмещают в себе несколько шкал и позволяют определять таким ареометром не только плотность аккумулятора, но и, например, показатель плотности тосола. Это может пригодится в северных регионах страны, поскольку по плотности антифриза можно вычислить температуру его замерзания (кристаллизации), а в условиях сильных морозов знать характеристики тосола чрезвычайно важно.

После использования тщательно промойте ареометр, желательно несколько раз и по возможности – дистиллированной водой. Так вы сможете продлить жизнь прибора.

Напоследок – несколько рекомендаций, как правильно пользоваться аккумуляторным ареометром:

  • не пренебрегайте соблюдением правил техники безопасности. Известно немало случаев, когда неаккуратное обращение с электролитом заканчивалось химическими ожогами, а если электролит попадёт на одежду – её можно будет выбрасывать;
  • при закачивании электролита в колбу делайте это очень осторожно, стараясь, что ареометр не соприкоснулся со стенками стеклянного корпуса. Иначе он может прилипнуть к стенкам, что исказит показания прибора;
  • осторожность следует проявлять и при измерении плотности тосола – некоторые производители включают в его состав ядовитое вещество этиленгликоль вместо пропиленгликоля.

Знание правил, как пользоваться ареометром для АКБ, позволит вам производить подобные замеры самостоятельно, без посещения автосервисов, где эта процедура платная. И если вы будете делать это регулярно, при необходимости корректируя значение плотности электролита, можете быть уверенными – ваша аккумуляторная батарея прослужит вам не меньше заявленного производителем срока.

ареометр для аккумулятора

Ареометр для аккумулятора предназначен для измерения плотности электролита в аккумуляторной батарее. Универсальные автомобильные ареометры также могут использоваться для измерения плотности (температуры замерзания) антифриза. Большинство автомобильных ареометров представляют собой прозрачную трубку внутри которой находится огруженный стеклянный поплавок со шкалой. При измерении плотности поплавок всплывает до определенного уровня и тем самым указывает на плотность электролита или антифриза.

Устройство ареометра

Существуют несколько вариантов конструкции ареометров для аккумуляторов.

Наиболее распространен ареометр в виде трубки из стекла или пластика, внутри которой находится огруженный стеклянный поплавок со шкалой.

устройство ареометра для аккумулятора

Трубки ареометров из стекла устойчивы к агрессивному воздействию кислот и щелочей, не теряют прозрачность со временем, но более хрупкие и требуют аккуратного обращения. Трубки из пластика выдерживают агрессивное воздействие кислот и щелочей, но со временем теряют прозрачность.

Поплавок ареометра изготавливают из стекла, в нижней его части находится груз из металлической дроби, который заставляет поплавок плавать в жидкости в вертикальном положении.

Многие ареометры имеют сразу две шкалы на поплавке, одну для измерения плотности электролита, вторую для измерения плотности антифриза. Шкала для измерения плотности электролита проградуирована в единицах плотности г/см³ или кг/м³, шкала для измерения плотности антифриза часто проградуирована в градусах Цельсия (°С), которые указывают на температуру замерзания антифриза. Шакала на поплавке ареометра часто дублируется дополнительной цветной шкалой. Чем длиннее шкала ареометра, тем точнее получается замер.

ареометр для аккумулятора

В нижней части закреплен резиновый наконечник, а в верхней части резиновая груша для забора электролита.

Резиновый наконечник опускается внутрь банки аккумулятора и благодаря своей эластичности не повреждает сепараторы и пластины в банке аккумулятора.

Забор электролита осуществляется сжиманием резиновой груши, которая разжимаясь засасывает электролит внутрь ареометра. Груша также позволяет безопасно вернуть набранный электролит обратно в банку аккумулятора или набранный антифриз в расширительный бачок системы охлаждения.

ареометр для аккумулятора

Существуют ареометры содержащие вместо одного поплавка несколько цветных поплавков-палочек. При заполнении ареометра электролитом, часть этих палочек всплывает, а часть остается внизу. Количество всплывших палочек указывает на плотность электролита. Маркировка плотности каждой палочки указывается на корпусе ареометра. Ареометры такого типа не отличаются высокой точностью и надежностью. При замере плотности электролита часть палочек может не всплыть, а часть палочек может всплыть на разную высоту, из-за чего нельзя быть уверенным в результатах измерения.

Принцип действия ареометра

ареометр для аккумулятора

Принцип действия ареометра основан на применении закона Архимеда. При погружении предмета в жидкость на него действует выталкивающая сила, равная весу жидкости вытесненной этим телом. Таким образом, при погружении ареометра в раствор можно определить его плотность по величине погружения поплавка ареометра в раствор. Чем глубже опускается поплавок ареометра в жидкость, тем меньше плотность жидкости и наоборот.

Виды ареометров

Существует большое количество видов ареометров в зависимости от вида жидкости плотность которой измеряют. Многие виды ареометров имеют собственные названия.

  • Автомобильные ареометры — позволяют измерять плотность электролита в аккумуляторе и плотность антифриза.
  • Ареометры для нефтепродуктов — предназначены для измерения плотности бензина, керосина, дизельного топлива и других нефтепродуктов, по плотности нефтепродукта определяют его качество и наличие в нем примесей.
  • Спиртомеры — позволяют измеряет процентное содержание этанола и те самым определять крепость алкогольных напитков, шкала спиртомеров откалибрована в процентах содержания спирта.
  • Сахаромеры — предназначены для измерения содержания доли сахара в растворе, используются на предприятиях пищевой промышленности.
  • Лактометры — используются для измерения процентного содержания жира в молоке.
  • Солемеры — предназначены для измерения процентного содержания растворенных солей в воде.

Как измерять плотность электролита ареометром

ареометр для аккумулятора

Для измерения плотности электролита с помощью ареометра выполните следующие действия:

  • Соберите ареометр, для этого вставьте резиновый наконечник в в нижнюю часть трубки ареометра, поместите внутрь ареометра поплавок, вставьте резиновую грушу в верхнюю часть трубки ареометра
  • Откройте пробки банок аккумулятора
  • Сожмите грушу ареометра и погрузите в банку аккумулятора резиновый наконечник ареометра
  • Разожмите грушу ареометра, электролит втянется внутрь ареометра
  • Проследите за тем, что ареометр находится в состоянии покоя, а поплавок ареометра свободно плавает и не касается стенок ареометра
  • Считайте значение плотности электролита по шкале на поплавке ареометра, сначала опустите глаз ниже поверхности электролита, затем медленно поднимите взгляд, пока поверхность электролита из эллипса не превратится в прямую линию, данная точка на шкале ареометра и будет указывать на плотность электролита
  • Возвратите электролит из ареометра назад в банку аккумулятора
  • При измерении плотности электролита его температура должна составлять +25 °C, если температура электролита отличается от этого значения, следует внести температурную поправку согласно нижеприведенной таблице
  • Произведите замер в каждой банке аккумуляторной батареи, показания запишите
  • После окончания всех измерений промойте ареометр чистой водой

измерение плотности электролита ареометром

Таблица температурных поправок к показаниям ареометра

Температура электролита,
°C
Поправка к показаниям ареометра,
г/куб. см
-55 … -41 -0,05
-40 … -26 -0,04
-25 … -11 -0,03
-10 … +4 -0,02
+5 … +19 -0,01
+20 … +30 0
+31 … +45 +0,01
+46 … +60 +0,02

Узнать подробнее о том что такое плотность электролита, какой она должна быть, как ее измерить, как правильно ее корректировать вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе

Как измерять плотность антифриза ареометром

ареометр для антифриза

Автомобильные ареометры универсального типа позволяют измерять не только плотность электролита, но и плотность автомобильного антифриза.

Плотность антифриза указывает на удельный вес этиленгликоля (или пропиленгликоля) в составе охлаждающей жидкости, а значит на температуру замерзания антифриза. Таким образом, измерив плотность антифриза мы можем узнать температуру его замерзания.

Для измерения плотности антифриза с помощью ареометра выполните следующие действия:

  • Дайте двигателю автомобиля полностью остыть
  • Откройте пробку расширительного бачка системы охлаждения
  • Сожмите грушу ареометра и опустите резиновый наконечник ареометра в расширительный бачок
  • Разожмите грушу ареометра, антифриз втянется внутрь ареометра
  • Держите ареометр вертикально, проследите чтобы поплавок ареометра плавал свободно и не касался стенок трубки ареометра
  • Считайте значение плотности антифриза по шкале, предназначенной для измерения плотности антифриза, которая может быть градуирована в единицах измерения плотности (г/см³ или кг/м³), либо в градусах Цельсия (°С), указывающих на температуру замерзания антифриза.
  • Измерения плотности антифриза следует производить при температуре антифриза 20 °С, в случае если температура антифриза отличается от этого значения, ареометр с пробой антифриза придется занести в помещение.
  • После окончания измерения возвратите антифриз из ареометра назад в расширительный бачок

ареометр для антифриза

Таблица температуры замерзания антифриза в зависимости от его плотности

Плотность антифриза, г/см³ Температура замерзания антифриза, °С
1,115 12
1,113 15
1,112 -17
1,111 -20
1,110 -22
1,109 -27
1,106 -29
1,099 -48
1,093 -58
1,086 -75
1,079 -55
1,073 -42
1,068 -34
1,057 -24
1,043 -15

При необходимости плотность антифриза и температура его замерзания могут быть скорректированы добавлением дистиллированной воды или антифриза.

Измерение плотности антифриза позволяет определить температуру его замерзания, но ничего не говорит о его качестве или состоянии.

Меры безопасности при пользовании ареометром

ареометр для аккумулятора

Электролиты для аккумуляторов являются химическими агрессивными кислотами и щелочами, обращаться с ними следует с соблюдением соответствующих мер безопасности.

При контакте с коже электролиты могут оставить сильнейшие химические ожоги при попадании на незащищённые участки кожи, поэтому при работе с ними следует использовать средства индивидуальной защиты: латексные перчатки, защитные очки, одежду из материалов устойчивых к воздействию кислот и щелочей.

Пары кислот и щелочей при вдыхании могут вызвать ожоги верхних дыхательных путей, работать с ними следует в хорошо проветриваемых помещениях.

Во время работы с аккумуляторами категорически запрещается курить и использовать любой источник открытого огня.

При попадании электролита на кожу смойте его большим количеством проточной воды в течение не менее 15 минут.

Нейтрализовать агрессивное воздействие кислоты поможет раствор пищевой соды (1 столовая ложка на 250 мл), в крайнем случае обычное хозяйственное мыло. Нанесите раствор пищевой соды или мыло на обожжённые участки кожи, таким образом вы нейтрализуете действие кислоты щелочным раствором.

Попадание электролита в глаза может привести к потере зрения. При попадании электролита в глаза промойте их большим количеством проточной воды, затем вызовите скорую помощь или самостоятельно доберитесь до ближайшей больницы для оказания медицинской помощи.

Большинство антифризов представляют собой водный раствор этиленгликоля, который является веществом ядовитым для человека. Измерение плотности антифриза проводите в хорошо проветриваемом помещении, при длительном воздействии антифриза на кожу может появится раздражение, поэтому при работе с антифризами лучше пользоваться защитными перчатками.

После проведения измерений, ареометр следует тщательно промыть в чистой воде для удаления остатков электролита и антифриза с внутренних и внешних частей прибора.

Лучшие ареометры

Вымпел АР-02

Вымпел АР-02

Ареометр Вымпел АР-02 предназначен для измерения плотности электролита и оценки технического состояния автомобильной аккумуляторной батареи. Предел измерения: от 1,100 до 1,300 г/см^3, цена наименьшего деления: 0,01 г/см^3, диапазон рабочих температур: от -30 до +40°С.

JTC 1039

JTC 1039

Ареометр JTC 1039 предназначен для измерения плотности электролита аккумуляторной батареи. Ареометр JTC 1039 поплавкового типа, корпус изготовлен из пластика. Ареометр оснащен цифровой и цветовой шкалой для отображения результатов измерения. Ареометр модели JTC 1039 предназначен для измерения плотности электролита, ареометр модели JTC 1040 предназначен для измерения плотности антифриза.

Орион АР-02

Орион АР-02

Ареометр Орион АР-02 предназначен для измерения плотности электролита аккумуляторной батареи. Предел измерения: от 1,100 до 1,300 г/см^3, цена наименьшего деления: 0,01 г/см^3, диапазон рабочих температур: от -30 до +40°С.

Hella Hydro Volt

Hella Hydro Volt

Ареометр Hella Hydro Volt предназначен для измерения плотности электролита в кислотных аккумуляторных батареях. Корпус ареометра Hella Hydro Volt изготовлен из пластика. Забор электролита осуществляется резиновой грушей. Диапазон измерений: 1,100-1,300 кг/м.куб., цена деления шкалы 5 г/м. куб.

Sparta 549125

Sparta 549125

Ареометр Sparta 549125 представляет собой ареометр для измерения плотности электролита автомобильного аккумулятора. Предел измерения: от 1,100 до 1,300 г/см^3, цена наименьшего деления: 0,01 г/см^3, диапазон рабочих температур: от -30 до +40°С.

Jonnesway AR030001

Jonnesway AR030001

Ареометр Jonnesway AR030001 предназначен для измерения плотности электролита аккумуляторной батареи. Ареометр Jonnesway AR030001 поплавкового типа, корпус изготовлен из пластика. Ареометр оснащен цифровой и цветовой шкалой для отображения результатов измерения.

Топ Авто

Топ Авто

Ареометр Топ Авто предназначен для измерения плотности электролита аккумуляторной батареи. Ареометр Топ Авто является универсальным автомобильным ареометром и позволяет измерять как плотность электролита, так и плотность автомобильного антифриза. Диапазон измерения плотности электролита: 1100 — 1300 кг/м3, цена деления шкалы для электролита: 10 кг/м3. Диапазон измерений температуры замерзания антифриза: -5 -40 °С, цена деления шкалы для антифриза: 5 °С.

AutoProfi BAT/TST-118

AutoProfi BAT/TST-118

Ареометр AutoProfi BAT/TST-118 предназначен для определения плотности электролита в свинцово-кислотных аккумуляторных батареях автомобилей. Ареометр AutoProfi BAT/TST-118 поплавкового типа, корпус изготовлен из пластика. Ареометр оснащен цифровой и цветовой шкалой для отображения результатов измерения.

Dollex ARE-01

Dollex ARE-01

Ареометр Dollex ARE-01 предназначен для измерения плотности электролита аккумуляторной батареи и плотности автомобильного антифриза. Корпус ареометра изготовлен из пластика. Ареометр помещается в пластиковый футляр с крышкой в форме воронки, которую можно использовать для долива дистиллированной воды или электролита в аккумулятор.

Skyway

Skyway

Ареометр Skyway предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах, а также температуры замерзания антифриза в системе охлаждения двигателя автомобиля. Диапазон измерения плотности электролита: 1100 — 1300 кг/м3, цена деления шкалы для электролита: 10 кг/м3. Диапазон измерений температуры замерзания антифриза: -5 -40 °С, цена деления шкалы для антифриза: 5 °С.

Решил изиерить плотность электролита.

Фото в бортжурнале LADA 21074

вот так выглядит этот прибор

Немного теории.

Ареометр (греч)
— в физике так называется прибор, который служит для определения плотности, а следовательно и удельного веса тел.

Устройство Ареометра основано на гидростатическом законе, по которому каждое тело плавает в жидкости столь глубоко погруженным в неё, что вес вытесненной им жидкости равен весу всего плавающего тела (в данном случае под телом подразумевается ареометр).

Фото в бортжурнале LADA 21074

Для автомобилистов практическое значение имеет ареометр автомобильный для измерения плотности электролита и тосола. Ареометр плотности электролита на какое-то время уходил в тень, виною тому была мода на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. Однако в последнее время производители аккумуляторов вновь вернулись к частично обслуживаемой схеме (аккумуляторы с крышечками для контроля и долива электролита) т.к. вынуждены признать большую практичность такой схемы. Вмести с частично обслуживаемыми аккумуляторами вернулись и ареометры для электролита.

Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.
С помощью баллона в верхней части ареометра через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.

Фото в бортжурнале LADA 21074

Проводим замеры.

Измерил выборочно 2 банки

Фото в бортжурнале LADA 21074

Фото в бортжурнале LADA 21074

1200 в первой банке

Фото в бортжурнале LADA 21074

Фото в бортжурнале LADA 21074

Столько же в 5ой.

Смотрим на таблицу:

Фото в бортжурнале LADA 21074

Зависимость плотности электролита от температуры окружающего воздуха

Выходит что плотность электролита в моем аккуме составляет 1200= 1.2, что как я понял не есть хорошо.
Попробую долить дистиллированной водички и в следующей записи напишу что получилось из этого)

Ах да, чуть не забыл)
После проведения измерений ареометром, ареометр следует тщательно промыть в воде для удаления остатков кислоты или тосола/антифриза с поверхности прибора. Только в этом случае следует надеяться на долгую и надёжную работу автомобильного ареометра.
Ставим «нравится», подписываемся на авто.

Большинство аккумуляторов работают и без ухода, но если вы хотите, чтобы устройство прослужило как можно дольше, его состояние необходимо контролировать. Один из самых необходимых для этого приборов – ареометр, прибор, который позволяет оценить плотность электролита в батарее.

Описание устройства аэрометра

Это очень простой и недорогой прибор, который желательно иметь каждому автолюбителю или тому, кто регулярно имеет дело с аккумулятором по другим причинам. Работает он просто – позволяет увидеть соотношение серной кислоты к воде. Чем больше первой, тем выше степень закисления аккумуляторной жидкости.

Конструкция

Внешне ареометр напоминает пипетку с грушей для комфортного и безопасного забора жидкости. Сам ареометр (шкала) находится внутри пипетки. При попытке анализировать закисление жидкости она попадает внутрь пипетки и на шкале виден результат. При этом взаимодействовать с кислотой не нужно.

Для чего нужен ареометр?

Для того, чтобы проверить, заряжен ли аккумулятор. Если начать любую работу с неисправной батареей, это может привести к поломке приборов. Уровень плотности электролита обязательно должен соответствовать норме – не опускаться ниже и не подниматься выше.

Что такое ареометр

Плотность — это вес смешанной с водой серной кислоты по отношению ко всему объему раствора, другими словами это степень закисленности данной смеси. Закон о гидростатике гласит, что при погружении тела в жидкую среду его вес равняется массе вытесняемого объема. На основе данного принципа и работает это нехитрое устройство, позволяющее с точностью до сотых значений определить кислотность смеси в г/см куб.

Конструктивно ареометр для аккумулятора имеет вид стеклянного поплавка, с расположенной внутри шкалой измерения. Во многих моделях он помещен в прозрачную колбу (пипетку) из стекла или пластика. Это максимально упрощает процедуру забора жидкости. При использовании некоторых видов ареометров можно проводить измерение не только кислотности, но и температуры тосола. В полном сборе вся конструкция состоит из следующих деталей:

  • Ареометр;
  • Груша;
  • Стеклянная пипетка, в которую помещается сам прибор;
  • Плотная пробка;
  • Заборник.

Виды аэрометров

Этот прибор используется не только автомобилистами – его применяют для анализа разнообразных показателей жидкости во многих сферах. Водителями и автомеханиками используются ареометры для измерения плотности электролита (если они пользуются обслуживаемыми аккумуляторами) и тосола.

Есть также устройства, которые рядовым автолюбителем или владельцем аккумулятора другого назначения практически не используются – бензиновые, антифризовые и ареометры для тормозной жидкости. Такие приборы чаще можно встретить в автомастерских.

Другие виды ареометров:

  1. Спиртовой. Используется для проверки качества алкогольных напитков, а также крепости спирта.
  2. Лактометр. Нужен для определения степени жирности молока, востребован в пищевой промышленности и фермерском хозяйстве.
  3. Солемерный и сахаромерный ареометры. Также используются в пищевой отрасли, но более нишево.

ВАЖНО! Если вам необходимо проверить работоспособность своего аккумулятора, то найти и приобрести нужно именно ареометр для АКБ. Другие виды устройств не будут работать, так как химической реакции на соляную кислоту не последует. Проблем с поиском возникнуть не должно, так как эти устройства в числе самых популярных.

Принцип действия ареометра

Чтобы измерить плотность жидкостей внутри аккумулятора, есть специальный прибор — ареометр. Он выглядит как большая пипетка, внутри которой находится рабочее тело с нанесёнными на него измерительными шкалами. Одна из них позволяет измерять плотность электролита, другая — уровень тосола.

Устройство ареометра

Принцип действия ареометра можно объяснить законом гидростатики: сила, с которой жидкость выталкивает объект, будет равняться её плотности. Таким образом, чем она плотнее, тем менее значительным будет то усилие, с которым она пытается вытолкнуть на поверхность объект, погружённый в её толщу.

Устройство ареометра простое, он состоит из таких частей:

  • Колба для забора жидкости.
  • Резиновая груша, создающая внутри отрицательное давление, всасывающее электролит.
  • Рабочее тело со стеклянным поплавком, измерительной шкалой и балластом, который позволяет ему оставаться на плаву.

Чтобы измерить ареометром плотность, нужно осуществить несколько простых действий. Стоит заметить, что все процедуры следует проводить при температуре, близкой к значениям комнатной. Если аккумулятор до этого был на морозе или под воздействием жары, лучше дать ему постоять до того момента, когда он нагреется или, наоборот, остынет. Это необходимо для того, чтобы снять как можно более точные показатели: температура сильно влияет на величину плотности жидкости.

Принцип правильного использования прибора:

  1. Сборка. Плавающее тело со шкалой помещается в заборную колбу, к которой подсоединяются груша и пипетка.
  2. Далее нужно сжать грушу, погрузить пипетку в жидкость и набрать в неё небольшой объём электролита.
  3. Считать показатели.

Шкала прибора, как правило, выполнена так, что разберётся в его показателях любой человек. В случае с измерением уровня электролита данные будут в процентах от общего объёма жидкости внутри. Если он высок, значит, аккумулятор заряжен и исправен. Если низок — необходима зарядка. Когда поплавок погрузился ниже критического значения, батарею придётся заменить, так как причиной этого могут быть обрывы электрической цепи внутри или неисправные электроды.
Рекомендуем: Типы клемм аккумуляторных батарей для автомобилей

Чтобы ареометр служил дольше, после каждого использования нужно промывать его проточной водой. Электролитическая жидкость содержит растворы кислот и отдающих ионы металлов, а потому может повредить стеклянные компоненты и привести к выходу их из строя.

Как пользоваться ареометром для аккумулятора

Если у вас электрическая модель, то никаких проблем не возникнет – от пользователя требуется только окунуть прибор в раствор, использовать грушу и подождать, пока устройство выдаст результат. С механическим ареометром могут возникнуть некоторые трудности.

ВАЖНО! Перед тем, как замерить плотность прибором, подготовьте аккумулятор – откройте крышку и положите всё необходимое в шаговой доступности, чтобы потом не отвлекаться от проверки.

Инструкция по проверке плотности электролита в аккумуляторе (модель без электроники с грушей):

  1. Осмотрите ареометр и убедитесь, что он чистый и готов к работе.
  2. Накачайте с помощью груши жидкость к шкале в стеклянной или пластиковой колбе – нажмите на неё несколько раз. Повторяйте до тех пор, пока поплавок со шкалой (или другие элементы, если модель содержит шкалу не на поплавке) не всплывёт.
  3. Теперь необходимо немного подождать, пока уровень аккумуляторной жидкости стабилизируется – при правильных действиях со стороны пользователя поплавок должен «стоять» неподвижно и не касаться стенок.
  4. Держа прибор в том же неподвижном положении, считайте показатели со шкалы – это и есть ваш результат.

Важность плотности электролита

В качестве автомобильных аккумуляторов в основном используют свинцово-кислотные батареи. Электролитом в них выступает серная кислота, а точнее — её водный раствор. Именно от её удельного веса и зависит нормальная работа этой комплектующей. Такое состояние ещё называют степенью закислённости смеси.

Измеряется она в граммах на кубический сантиметр. Типовые значения составляют при нормальной температуре 25 градусов Цельсия. Основные показатели:

  • В стартерной батарее — 1,26−1,28.
  • В стационарной — 1,22−1,23.

Допустимое отклонение при этом не должно превышать 0,01 г/см3.
Во время заряда и разряда любой аккумулятор испаряет некоторое количество воды внутри. Это ведёт к увеличению концентрации соляной кислоты в растворе, что имеет негативное влияние на ресурс.

Интенсивность испарения имеет зависимость от таких параметров, как расходные материалы, применяемые для сборки батарей, пригодность и актуальность оборудования, на котором они производятся. Низкая плотность может возникать из-за наличия короткого замыкания внутри корпуса при соприкосновении пластин, обрывов и слишком низкого уровня остаточного заряда.

Известно, что снижение объёма воды, которая должна быть внутри, негативно влияет на работу АКБ. Её избыток тоже может приводить к неприятным последствиям. Так, перелив через край смеси приводит к серьёзной коррозии корпуса и окружающих деталей, разрушению контактных клемм и сильной растворённости электролитической жидкости.

Рекомендуем: Нижегородские аккумуляторы TUBOR (ТУБОР)

Критерии выбора хорошего инструмента

Всё зависит от того, как часто вы собираетесь пользоваться ареометром для аккумулятора. Если проверка АКБ для вас редкость, то хватит и простого ареометра – нет смысла тратиться на дорогой прибор. Если же регулярная, в том числе и профилактическая проверка аккумулятора для вас профессиональная необходимость или стремление сохранить батарею в лучшем виде как можно дольше, на выбор следует выделить немного больше времени.

Первое, с чем стоит определиться – тип прибора, затем его метод измерения плотности (привязка к весу или объёму). Затем можно обратить внимание на производителя (актуально только для электроприбора) и в самом конце – на цену. Брать ареометр, который дешевле 150-200 рублей (или 500 для модели с электроникой) нежелательно.

Инструкция по применению

Как пользоваться ареометром для аккумулятора, чтобы верно определять параметры растворов? Следует придерживаться предельно простой последовательности:

  1. Сначала собирается готовая конструкция: поплавок помещают в пипетку, с одной стороны надевается груша, а с другой — закрепляется пробка с наконечником.
  2. После сжатия груши пипетка погружается в жидкую среду. Давление постепенно уменьшают, добиваясь такого заполнения сосуда пипетки, при котором поплавок свободно сможет плавать в вертикальном положении.
  3. Правильно провести считывание значений по шкале в точке соприкосновения с жидкостью.
  4. После окончания работ обязательно вымойте всю конструкцию. Это не только продлит срок эксплуатации, но и поможет избегать ошибок при дальнейшем использовании.

Несколько полезных рекомендаций

Чтобы при пользовании прибором сохранять достоверные результаты, следует помнить о некоторых важных нюансах:

  • Обязательно соблюдать правила техники безопасности, работать в спецодежде и защитных перчатках. Попадая на кожу, кислота станет причиной возникновения ожогов, а обычная одежда станет непригодной для дальнейшей носки.
  • Поплавок не должен соприкасаться с краями емкости (корпусом), иначе он будет «залипать» и вы получите недостоверные данные.
  • Проявите особую осторожность при взаимодействии с тосолом. Дело в том, что некоторые производители добавляют в состав опасное вещество — этиленгликоль, который (в отличие от пропиленгликоля) очень ядовит и при длительном контакте с кожей может нанести сильные повреждения.

Знания относительно того, как правильно пользоваться плотномером для электролита, дает возможность самостоятельно следить за уровнем кислотности аккумулятора, что вместе с корректным его обслуживанием может продлить жизнь вашей АКБ как минимум на несколько лет.

Примеры популярных моделей ареометров

Это достаточно дешёвые и широко распространённые приборы – нет смысла заниматься сравнением брендов и производителей. Простота применения любого ареометра, который вы сможете найти в сетевых магазинах по названию или артикулу, будет примерно одинаковой.

Актуальные модели:

  1. SPARTA 549125 – простой и дешёвый прибор, ничего лишнего, подойдёт для редкого использования.
  2. Rockforce RF-9G4005A – по функционалу схож с предыдущим вариантом, но исполнен лучше, с использованием более качественных материалов, меньше подвержен износу.
  3. AUTOPROFI АКБ BAT/TST-118 – более продвинутая модель с автоматической шкалой и стрелкой, без поплавка.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Измерение плотности электролита в аккумуляторе является неотъемлемой частью ухода за конструкцией. Для того, чтобы периодически производить эту проверку используется специальные методы и приборы. Однако в этом случае важно многое учесть.

Для того, чтобы удостовериться в плотности электролита в аккумуляторе необходимо использовать прибор, который называется ареометр. В некоторых случаях его называют денсиметр, но это понятие не достаточно точное.

Большинство ареометров состоит из следующих частей:

  1. Стеклянная трубка
  2. Поплавок — пикнометр
  3. Специальная резиновая груша, для взятия пробы жидкости
  4. Эрганомичный наконечник

Следует помнить, что во время проверки плотности электролита, ареометр должен находиться в состоянии покоя, не касаясь стеклянных стенок, поэтому держать его необходимо вертикально перед лицом.

Содержание статьи

  • Инструкция: как правильно проверить плотность
  • Особенности и точность измерений
  • Обнаруживаемые неполадки
    • Советы и тонкости
    • Почему проверка так важна?
  • Полезное видео

Инструкция: как правильно проверить плотность

  1. Первым делом начать нужно со сборки самого прибора. Поплавок помещается в стеклянную колбу, с одной стороны которой надевается груша, а с другой наконечник и пробка.
  2. Далее следует набрать жидкость в колбу. Сжать грушу, постепенно ослабляя хватку. Результатом должен стать спокойно плавающий в жидкости в вертикальном положении поплавок.
  3. Считать значение по шкале, в том месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
  4. Конечным пунктом станет обязательная промывка устройства. Это не позволит ошибаться показаниям при дальнейшей эксплуатации прибора.

Нельзя игнорировать меры осторожности в обращении с электролитом, так как серная кислота опасна для здоровья!

Принцип работы: определение отношения массы жидкости к объему поплавка-пикнометра

Плотность электролита, в качестве которого используется раствор серной кислоты, в АКБ измеряется в г/см3. Она зависит от концентрации самого раствора, а также от степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи некоторое количество серной кислоты перемещается в пластины и плотность снизится.

По этой причине плотность АКБ необходимо измерять при температуре около 25 °С и с полным зарядом аккумулятора. В новой заряженной батарее она должна составлять 1.28±0.01 г/см3. В зависимости от климата и сезона, показания могут меняться. Нормативные показатели плотности кислот и щелочей, используемые в качестве электролита, составляют от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.

По мере разрядки аккумулятора плотность будет снижать показания. При разряде АКБ в половину показательно плотности будет около 1.20±0.01 г/см3. При полной разрядки плотность составит не более, чем 1.10±0.01 г/см3.

Плотность снижает показатели на 0,01 г/см3 от нормы, когда аккумулятор разряжен на 5 процентов. Частая подзарядка может навредить работе устройства, поэтому нормализовать плотность жидкости можно при помощи дистиллированной воды.

Одной из разновидностей ареометра для автомобилистов является прибор с набором поплавков разной массы и с идентичным объемом в стеклянном сосуде. Каждый из них оснащен одной меткой. Принцип этого механизма в том, что поплавок с наиболее близким значением всплывет, когда как остальные утонут.

Важно! При стабильной завышенной плотности электролита срок жизни АКБ укорачивается.

Особенности и точность измерений

При считывании показателей с ареометра, следует учитывать небольшую особенность. Более точный показатель показан не в точке соприкосновения воды и поплавка, а с мениска. Так называется нижняя часть искривление поверхности жидкости. Показатели списывать следует именно с этой нижней части, таким образом информация будет более достоверна.

Недостатки устройства:

  • В некоторой степени большое количество жидкости, которая подвергается измерению
  • Шкала нелинейна
  • Небольшой интервал величин, которые измеряются, ограничивается начальным участком шкалы.
  • Наружная поверхность цилиндрического поплавка подвержена загрязнению
  • Капиллярные характеристики жидкостей различны, что неблагоприятно сказывается на результат проверки.

Если показания для желательной температуры по измерения плотности электролита не соблюдаются необходимо произвести расчеты ссылаясь на следующие данные:

Расчет при отклонении от нормы
Температура измеряемого вещества, °C -20°С -10°С 0°С 10°С 20°С 30°С 40°С
Величина поправки для электролита, г/см куб. -0,035 -0,025 -0,014 -0,007 0,007 0,014

Обнаруживаемые неполадки

Одно из приемуществ ареометра заключается в безопасности измерения плотности жидкостей с точностью 0,05-0,1%. К тому же такой способ требует не большого количества вещества для измерения.

Аккумулятор в автомобиле исправно выполняет свою работу при таком показании электролита: при температуре 25 градусов 1.28 г/см3. Подобный результат в значениях имеется у новых АКБ, с должной сертификацией.

В том случае, если показания о плотности электролита в одной из банок аккумулятора ниже, это указывает на короткое замыкание: смыкание свинцовых пластин и как следствие — поломка аккумуляторной батареи.

Если же плотность ниже нормы во всем аккумуляторе, это может указать на такие неполадки, как:

  1. Сильная разрядка аккумулятора, снижение его работоспособности.
  2. Произошла одна из стадий сульфатации (распад серной кислоты).
  3. Батарея подверглась сильному износу, из-за постоянной работы двигателя только на ней.
  4. Батарея устарела и нуждается в замене.
  5. Бракованный аккумулятор.
  6. Аккумулятор является ненадежной подделкой.

При неверных показания плотности электролита, проблемы следует исправить. Стоит помнить, что в том случае, если плотность низкая только в одной из банок — аккумулятор не подлежит исправлению и его следует заменить.

Точную причину неполадок поможет установить дополнительные замеры напряжения с нагрузкой и без нее.

Внимание! Во время работы аккумуляторы теряют часть воды, снижая этим уровень жидкости над пластинами увеличивая концентрацию кислоты. По этой причине, перед проверкой необходимо проверить уровень электролита. Принятый за норму уровень — 10-15 мм выше верхней черты сепараторов.

Советы и тонкости

Для того, чтобы сохранить достоверность показаний ареометра, необходимо следовать некоторым правилам:

  1. Рекомендуется тщательно выбрать одежду, в которой будет проводиться проверка. Попадание кислоты на кожу приводит к появлению ожогов, поэтому пренебрегать техникой безопасности крайне не желательно. При контакте с одеждой кислота может привести ее в негодность.
  2. Если не правильно держать ареометр во время проверки, поплавок может застрять, тем самым исказив показания. Держать его нужно в вертикальном положении, чтобы тот не касался до стекла.
  3. После замера плотности электролита, обязательно промойте ареометр водой от остатков кислоты, чтоб те не разъедали элементы устройства.
  4. Чем ниже показатель плотности в полностью посаженном устройстве, тем оно дольше проработает.

Почему проверка так важна?

Регулярная проверка плотности электролита поможет предвидеть и устранить неполадки в устройстве. Со временем эксплуатации аккумулятора, он так или иначе будет работать хуже, чем в первый день после покупки. Поэтому следует за ним ухаживать и следить, тогда он сможет прожить до 10 лет.

Важно! Следует избегать доливание электролита из других аккумуляторов, это приведет к снижению срока службы прибора.

Плотность электролита зимой должна составлять 1,27 г/см3. Более низкий показатель влияет на работу устройства, автомобиль будет сложнее заводиться, иногда приводит к замерзанию электролита.

Использование аккумулятора с низким зарядом при низкой температуре может привести к разрушению свинцовых пластин. Определить разряженность так же позволяет проверка плотности: чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.

Полезное видео

Несложная операция по замеру плотности ареометром пполностью представлена в данном ролике.

Заключение

В целом, плотность определяет емкость АКБ и его срок эксплуатации. Каждый прибор нуждается в постоянном контроле и уходе. Одним из вариантов оказать аккумулятору должное внимание — регулярно проверять его плотность, с помощью ареометра. При таком отношении не будет сюрпризов в поломках и можно будет предсказать грядущие неполадки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации мазда сх5 2014
  • Церетон раствор для приема внутрь инструкция по применению цена
  • Windows server 2019 полное руководство купить
  • Руководство по удалении windows
  • Алирвей таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги