Авторитарный стиль руководства это в педагогике

Стиль
педагогического управления

характерная
манера и преобладающие способы
взаимодействия педагога с отдельной
личностью
или
группой воспитанников.
Традиционно
выделяют авторитарный, демократический,
попустительский
(либеральный) стили педагогического
управления.

Авторитарный
стиль

можно выразить
словами: «Делайте, как я говорю, и не
рассуждайте». Общение строится на
дисциплинарных воз­действиях
и подчинении. Педагог единолично
задает цели и способы деятельности,
проявляет чрезмер­ную
требовательность, пренебрегает мнением
и инициативой учащих­ся.
Воспитанники находятся в по­зиции
объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный,
начальственный тон в обращении
(указания, поучения, приказ, инструкция,
окрик). Данный стиль педагогического
руководства тормозит
развитие личности, подавляет ее
активность,
порождает неадекватную самооценку,
воздвигает смысловой и
эмоциональный барьеры между учителем
и учениками.

Попустительский
(либеральный)
стиль
можно выразить словами: «Как
все идет, так пусть и идет». Отсугствует
система в организации деятельности
учащихся и контроля за нею. Педагог
занимает позицию стороннего
наблюдателя, не вника-ег
в жизнь коллектива и отдельных учащихся.
Тон и формы (увещева­ния,
уговоры и т. п.) обращения дик­туются
желанием избежать слож­ных
ситуаций, во многом зависят от
настроения педагога. Данный стиль
ведет либо к панибратству, либо
к отчуждению. Он не способ­ствует
развитию личности, не по­буждает
учащихся к инициативе, самостоятельности.
Отсутствует целенаправленное
педагогическое взаимодействие «педагог
— воспи­танник».

Демократичный
стиль
можно
выра­зить
словами: «Вместе задумали, вместе
планируем, организуем, под­водим
итоги». Общение и деятель­ность
педагога и учащихся строит­ся
на творческом сотрудничестве. Совместная
деятельность мотиви­руется
педагогом, он поддерживает право
воспитанников на собственное мнение
и на свою позицию, поощря­ет их
активность, инициативу. Этот стиль
характеризуется полажительно-эмоциональной
атмосферой взаимо­действия,
доброжелательностью, доверием,
требовательностью и ува­жением, учетом
индивидуальносги личности.
Основными формами об­ращения
учителя являются совет, рекомендация,
просьба. Этот стиль способствует
развитию личности, побуждает
к самостоятельности, сти­мулирует
высокую адекватную само­оценку
и способствует установле­нию
гуманных взаимоотношений.

9.Стили пед. Общения.

Педагогическое
общение

это
целенаправленное, специально организованное
взаимодей­
ствие
педагога и воспитанников, включающее
обмен информацией и действиями, а также
установление
взаимопонимания между ними.
В
ходе этого взаимодействия осуществля­ется
познание окружающего мира и самих себя,
овладение определенными способами
деятельности (умениями и навыками) и
усвоение опыта эмоционально-ценностных
от­ношений
к себе и окружающему миру. Таким образом,
педагогическое
общение

это
про­
фессиональное
общение педагога с детьми, направленное
на решение задач воспитания,
обучения,
развития.
Если
общение педагога с классом сводится
только к контролю за по­ведением детей
и решению возникающих дисциплинарных
проблем, то его нельзя назвать
педагогическим. Оно становится таковым
в том случае, если возникает обмен
духовными ценностями
и смыслами учащегося и педагога.

Стиль
— это индивидуально-своеобразная манера
действования и поведения чело­века
(А.
А. Бодалев).
Исходя
из этого, под стилем педагогического
общения понимают «индивидуально-типологические
особенности социально-психологического
взаимодействия
педагога
и обучающихся» (В. А. Кан-Качик).
К
этим особенностям относятся: особенности
коммуникативных возможностей педагога,
достигнутый уровень его взаимоотношений
с воспитанниками, творческая
индивидуальность педагога и особенности
детей, с которы­ми
он общается. Рассмотрим типичные стили
педагогического общения, описанные в
педа­гогической
литературе.

1.Общение
на основе увлеченности
совместной
деятельностью-
Предполагает сотрудничество, совместную
заинтересованность, сотворчество,
а также высокий уровень компетентности
педагога и его нрав­ственных
установок.

2.Общение
на
основе
дружеского
расположения-
Проявляется в искреннем интересе к
личности воспитанника, к груп­пе
учащихся, в стремлении понять мотивы
их деятельности и пове­дения,
в открытости контактов. При этом стиле
важна мера, «целесообразность
дружественности».

3.
Общение-дистанция-Педагог
и воспитанник занимают разные социальные
позиции, поэтому должна
существовав дистанция в их отношениях.
Эта дистанция долж­на
быть для воспитанников естественной в
силу естественности для них ведущей
роли педагога. Педагогу в свою очередь
важно владеть искус­ством
дистанции, чтобы избежать фамильярности
в общении.

4.
Общение-устрашение-
Строится на жесткой регламентации
деятельности учащихся, на их беспрекословном
подчинении, страхе; ориентирует детей
на то, чего делать нельзя.

5.Общение-заигрывание-
Основывается на желании педагога
нравиться воспитанникам, завоевать у
них авторитет, который скорее всего
будет «дешевым», ложным.
Нередко характерен для молодых педагогов.

6.Общение-превосходство-
Характеризуется желанием педагога
возвыситься над воспитанниками; он
поглощен собой, отстранен от детей, мало
интересуется своими от­ношениями
с ними, не чувствует учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одним из важнейших навыков педагога является умение сформировать свой авторитет для учеников в здоровой ресурсной форме. Переоценить значение авторитета сложно: по сути это есть средство воспитательного воздействия, дающее возможность установить между педагогом и учащимися атмосферы сотрудничества, признания, доброжелательности и, как следствие, достижение более глубокого уровня познания.

Авторитет педагога и его виды

Определение 1

Авторитет – это общее признание человека, включающее в себя множество процессов и качеств, таких как: поддержка идей, проявление уважения, доверие, вера в нравственно-волевые качества человека, его интеллект и т.д.

Замечание 1

Разные источники описывают различные классификации педагогического авторитета. Отдельно стоит выделить классификацию, которую предложил А.С. Макаренко: в его работах авторитет педагога подразделяется на истинный и ложный. Ложный авторитет, в свою очередь, также имеет свои разновидности.

Истинный авторитет учителя находит свое выражение в доверительном и конструктивном отношении учеников к учителю: подобная взаимосвязь дает возможность достигать успеха в совместной деятельности по улучшению жизни.

Для ложного авторитета характерно такое отношение учеников к педагогу, которое побуждает к пассивности, потреблению готового опыта. Ложный авторитет базируется на стремлении учителя добиться абсолютного подчинения (послушания) учащихся путем обесценивания, исключения творческой составляющей обучающего процесса, «ломки» воли ученика и т.д.

Ложный авторитет подразделяется на следующие виды:

  1. Авторитет подавления. Проявляется в демонстрации педагогом своего превосходства в правах. В качестве инструмента воздействия применяются наказания, высмеивания за ошибку, окрики, обесценивание успехов учащегося, что влечет за собой появление безотчетного страха у учеников.
  2. Авторитет расстояния. Педагог намеренно подчеркнуто удерживает значимую дистанцию с учениками: возможно только сухое официальное общение, абсолютная недоступность педагога во внеурочном пространстве, создание учителем искусственных привилегий для себя.
  3. Авторитет педантизма. Педагог, практикующий авторитет такого типа, имеет целый комплекс условностей, правил, норм, в большинстве случаев мелочных и абсолютно бесполезных. Он часто придирается к учащимся по незначительным поводам, перенося фокус с главного на второстепенное. Итогом такого педагогического воздействия становится потеря уверенности учащегося в своих силах, лишение его побудительной мотивации к улучшению навыков и знаний, грубое нарушение дисциплины на уроках или, напротив, атмосфера скованности и напряжённости.
  4. Авторитет резонерства. Выражается в постоянном поучении подопечных: по сути лишенные глубокой смысловой нагрузки нотации становятся главным средством воспитания. В данном случае наблюдается быстрое привыкание учащихся к постоянному словесному «потоку», восприимчивость к сказанному крайне низка, зато ярко выражена реакция раздражения или высмеивания.
  5. Авторитет мнимой доброты. Это другая губительная крайность, когда в поведении педагога присутствует попустительство в расчете на получение в ответ послушания, внимания и привязанности учеников. Однако реальным результатом такого типа авторитета становится игнорирование указаний, потеря ориентиров и границ для учащихся.

Авторитарность педагога

Авторитарность в педагогике – это проявление авторитарного стиля общения с детьми, в котором активно используются запреты, негативные оценки, жесткие ограничения, наказания, а также имеют яркую выраженность отрицательные установки и избирательность по отношению к детям.

Авторитарность педагога возникает как результат недоразвития психологической культуры и стремления ускорить развитие учащихся, не учитывая индивидуальные особенности каждого из них. Зачастую авторитарные приемы применяются вроде бы из благих намерений: многие педагоги убеждены, что, «ломая» ребенка здесь и сейчас, возможно достичь максимальных желаемых целей. И порой такая стратегия «срабатывает», однако вред, наносимый авторитарными приемами воздействия, несоизмеримо больше. Авторитарность лишает ребенка чувства безопасности, уверенности в своих силах, удерживает ученика в состоянии напряженности и тревожности. Педагоги часто недооценивают пользу наличия у учащихся инициативности, самостоятельности, возможности выбора. А вот такие качества как лень, безответственность, отсутствие дисциплины могут быть сильно преувеличены и получать излишнюю акцентированность.

Еще одним негативным последствием авторитарного стиля учителя является ухудшение межличностных отношений в детском коллективе вследствие некоторой субъективности педагога: возникновение конфликтности в группе, недоброжелательности, зависти.

Условия формирования истинного авторитета учителя

Формирование авторитета педагога – растянутый во времени процесс, успешность которого определяется рядом условий:

  • правильность выбора профессии «педагог». Требования, предъявляемые к профессии, должны совпадать с личными качествами и возможностями человека;
  • получение соответствующего образования в специализированных учреждениях;
  • наработка высокого уровня педагогического мастерства в процессе обучения и самовоспитания, самообразования.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Авторитарный стиль в рамках педагогического общения характеризуется опорой преподавателя исключительно на собственные установки, мнения, суждения при принятии решений, касающихся жизни класса и отдельных учеников. Реализуемая учителем тактика – сочетание диктата и опеки. Если ученики пытаются противодействовать агрессивному стилю преподавания, возникают устойчивые конфликты. Неразрешимые конфликтные ситуации часто приводят к переводу ученика в другой класс.

строгий преподаватель

Содержание

  1. Характеристика
  2. Недостатки
  3. Признаки

Характеристика

Общение в педагогике – это взаимодействие с целью передачи информации и опыта, согласно определению в структуре общения выделяют коммуникацию, интеракцию (взаимное влияние участников коммуникативного контакта), социальную перцепцию (восприятие, обработка чувственных данных). Эффективность общения между учеником и учителем определяет результат учебно-воспитательного процесса, влияет на формирование личностных качеств учащегося.

Взаимодействие ученика и учителя реализуется посредством педагогических моделей, призванных оптимизировать процесс обучения. Педагогический стиль – это устойчивый набор приемов, методов, навыков, психологических способов, которые используются в рамках процесса обучения и воспитания учащихся. Стиль отражает индивидуальные, типологические особенности взаимодействиями между учащимся и преподавателем. Выделяют педагогические стили:

  1. Авторитарный. Предполагает подавление.
  2. Индифферентный. Предполагает общение без эмоциональной окраски и четко выраженного влияния на личность учащегося.
  3. Демократический. Предполагает общение на одном уровне, тесное сотрудничество и обсуждение спорных вопросов.

Выбранный стиль определяет эффективность процесса обучения, влияет на психологическую атмосферу в коллективе. Авторитарный стиль – это такая форма общения, которая характеризуется всеобъемлющим контролем и строгим, жестким управлением. Учащемуся не предоставляется право на собственное мнение, если оно противоречит взглядам учителя.

Авторитарность в педагогике – это формат отношений, который предполагает приказной тон, критические, резкие замечания, указания, не терпящие возражений. Авторитарный стиль педагога при руководстве группой учеников характеризуется необъективной оценкой личностных качеств, бестактными высказываниями и выпадами. Учитель может незаслуженно хвалить одних своих подопечных и одновременно безосновательно принижать достоинство других.

конфликт учителя и ученика

Авторитарный стиль педагогического руководства – это подавление всякой инициативы. Учитель четко обозначает цель работы и порядок выполнения задания, единолично назначает ответственных, разбивает коллектив учащихся на малые группы в соответствии со своими личными мотивами. Примерами авторитарного стиля в работе педагога служит его жесткое управление процессом рассаживания по партам, общение строго в формате беспрекословного подчинения любым распоряжениям.

Авторитарный стиль общения предполагает необъективную оценку личности, преподаватель высказывает такие мнения и суждения об учащихся, которые основаны на личных предпочтениях и вкусах, что обуславливает влияние на проверку выполненной работы. Ученики, которые нравятся педагогу, независимо от качества выполнения задания, получают высокие баллы. Если преподаватель испытывает личную неприязнь к подопечному, такому ученику никогда не удастся получить высокую отметку.

Авторитарный стиль характеризуется коммуникативной асимметрией. Педагог, придерживающийся подобной тактики преподавания, стремится к единоличному и тотальному доминированию, что проявляется в вербальных и невербальных способах общения. В первом случае речь идет об указаниях, не терпящих возражений, приказах, произнесенных с командной интонацией.

Речь сопровождается типичными невербальными знаками – жестикуляцией, мимикой доминирующего, властного характера. Авторитарный стиль проявляется централизацией учебного процесса. При этом наблюдается снижение степени самоконтроля педагога, понижение уровня критического анализа своего поведения. Авторитаризм преподавателя препятствует рефлексии, умению расслабляться, что часто приводит к развитию неврозов у детей.

Недостатки

Авторитарный стиль преподавания отражается в недостаточном признании таких достоинств учащихся, как инициативность, самостоятельность, коммуникабельность, умение продуктивно взаимодействовать с другими членами коллектива. Часто такие преподаватели высказываются об учениках, как о безответственных, ленивых, недисциплинированных людях. Их раздражает импульсивность, неусидчивость и непосредственность детей.

раздраженный учитель

Подвижные, живые дети, которым тяжело дается длительное бездействие, пребывание на одном месте часто подвергаются оскорблениям и наказаниям. Называя подопечных неорганизованными, несобранными бездельниками, учитель оправдывает жесткое обращение с ними. К недостаткам авторитарного стиля относят эмоциональный отрыв руководителя от коллектива. Преподаватель эмоционально отстраняется от учеников.

Эмоциональная холодность ассоциируется с отсутствием взаимного доверия и душевной близости, что провоцирует появление у детей чувства страха, беспокойства, беззащитности, тревоги. Авторитарный стиль в педагогике приводит к формированию неблагоприятного психологического микроклимата в коллективе, когда ученики испытывают психологический дискомфорт от общения с учителем.

Часто внутренняя напряженность и неудовлетворенность трансформируются в интенсивные переживания, особенно на фоне неодобрительных прилюдных высказываний в адрес ребенка. В результате возможны такие последствия, как понижение самооценки, отсутствие веры в свои способности, развитие депрессии, что негативно сказывается на процессе освоения учебного материала.

Чувствительные, восприимчивые к психологическому давлению дети с высокими интеллектуальными способностями плохо учатся, потому что теряют веру в себя и желание овладевать знаниями. Если преподаватель придерживается авторитаризма, дети в его классе ведут себя на уроках пассивно, невольно перенимают манеру поведения авторитетного взрослого, демонстрируют неприязнь и агрессию по отношению к окружающим.

Ребенок в условиях психологического дискомфорта ориентирован на усиление самозащиты, что наносит ущерб усвоению учебного материала. Навязывая необходимость четко следовать его указаниям, учитель не объясняет нормы поведения, не учит детей управлять эмоциональными проявлениями и реакциями. Он подчиняет детей без объяснений и аргументов, требуя неукоснительно соблюдать изложенные им правила.

Учитель пользуется правами, которые обусловлены его должностью, нередко некорректно высказывается в адрес подопечных, унижает достоинство ребенка. Авторитарный педагогический стиль характеризуется стремлением к единоличному управлению коллективом – учитель дает задание и требует незамедлительного, неукоснительного выполнения. Контроль над выполнением требований осуществляется в жесткой форме.

Если ученик не исполнил предписание, его наказывают – ставят плохую отметку, не допускают к занятиям, вызывают родителей. Педагог, который придерживается авторитаризма в работе, критично и недоброжелательно относится к опыту коллег. Он самостоятельно выбирает тактику поведения, отвергая любые попытки влияния других работников школы на организацию учебно-воспитательного процесса.

конфликт учителя с родителем

Он болезненно воспринимает критику своей работы, отличается злопамятностью и мстительностью по отношению к обидчику. Стоит отметить наличие выраженных волевых качеств у педагогов, склонных к авторитаризму. Им свойственны черты: эмоциональная холодность, строгость, низкий уровень эмпатии, твердость характера, непреклонность. Обычно такие учителя не удовлетворены социальным статусом, своей профессией.

Авторитарный стиль дает относительно высокие результаты в плане поддержания дисциплины и порядка. Однако они носят неустойчивый характер. Если преподаватель покидает класс, ученики, лишившись строгого надзора, нарушают дисциплину. Результаты учебной деятельности обычно понижены независимо от уровня интеллектуальных способностей учеников. Ребенок не осознает своих прав и обязанностей, обусловленных статусом школьника.

Признаки

Авторитарная форма общения с учащимися проявляется в отношении к ученику, как к объекту психологического воздействия и применения педагогических приемов. Ученик не рассматривается, как равноправный партнер. Единицы учащихся при таком стиле педагогического общения способны преодолевать негативное психологическое воздействие и успешно учиться. Признаки авторитарного учителя:

общение ученика с учителем

  • Приоритетные педагогические методы – приказы, распоряжения.
  • Методы психологического воздействия – поучения, упреки, нравоучения.
  • Профессиональная неустойчивость, что проявляется в отсутствии достаточной мотивации для занятия профессиональной деятельностью, когда профессия не приобретает форму трудовой доминанты.
  • Желание лидировать в коллективе коллег.
  • Упор на методическую культуру в ущерб творчеству и предоставлению инициативы учащимся.

В педагогической практике чаще применяются смешанные стили преподавания. Статистика показывает, около 30% учащихся старших классов страдают от невротических расстройств разной степени выраженности. В структуре психических нарушений преобладают тревожные расстройства. Доказано, что психоэмоциональный фон ребенка, особенности становления его личности зависят от стиля преподавания.

Авторитарный стиль педагога характеризуется единоличным управлением классом, когда в процессе принятия решений, касающихся школьной жизни учеников, они не участвуют.

Педагогическое руководство

Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения: 

— стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства); 

— тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами. 

Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

Таблица 1.1

Особенности стилей педагогического руководства

Стиль

педагогического общения

Тактическая установка

педагога

Владение инициативой

в общении

Достоинства

Недостатки

Авторитарный

Диктат, опека

Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена».

Единоличное решение проблем.

У учеников хорошие дисциплина и успеваемость, они качественно выполняют большой объём работы

Формирует безынициативность, безответственность (привычку хорошо работать только под контролем), показное послушание. Педагог вынужден постоянно решать за всех, сам всё контролировать.

Попустительский

Невмешательство

Педагог отдаёт инициативу учащимся, устраняется при решении проблем: как дети решат, так и будет.

Может способствовать развитию самостоятельности детей, если одновременно они получают опыт другого стиля общения (при общении с другими педагогами, в семье и т.д.)

Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания.

Демократический

Сотрудничество с воспитанниками

Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей.

Совместное с детьми решение проблем.

Возрастают активность, творчество и самостоятельность детей.

Внешние показатели результатов деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле, но выше, чем при попустительском.

Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения

Авторитарный, попустительский и демократический стили достаточно редко встречаются «в чистом виде». Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками, или что он избрал тот или иной стиль в данной ситуации. 
 

Стили педагогического общения.

В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Учитель – это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является  человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель-ученик”, назначение которой — оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло  весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

На первый план педагогического процесса сейчас выходит – общение.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.

В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек» —  первичны, и тем не менее, это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями.

Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися.

И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Верно найденный стиль педагогического общения, который соответствует неповторимой индивидуальности педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика.

 Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Так как же мы общаемся с детьми?

Условно можно выделить три стиля педагогического общения:

  • авторитарный (подавление);
  • индифферентный (равнодушие);
  • демократический (сотрудничество).

Авторитарный педагогический стиль

У учителей авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д.  

Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих учеников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Они недооценивают учеников по таким параметрам, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Одновременно учителя этого типа склонны оценивать детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных. Таким образом, педагог оправдывает свой жесткий стиль руководства.

Авторитарный учитель стремится к единоличному и безусловному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявленных им требований. Такой учитель исходит из тех прав, которые дает ему положение учителя, но нередко пользуется этими правами без учета ситуации, не обосновывая свои действия перед учащимися.

Эти учителя, как правило, отличаются завышенной самооценкой. Они весьма критично и часто недоброжелательно относятся к опыту коллег, сами же очень болезненно воспринимают критические замечания. Для авторитарных учителей характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.  

Нередко в классе у авторитарного педагога ученики теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление.

Авторитарный стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.

Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением.

Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

Авторитарный стиль руководства говорит о твердой воле учителя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.

Индифферентный стиль

По сути дела этот стиль является самоустранением учителя из учебного процесса, учитель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий. Ему свойственны колебания, решения он принимает под давлением администрации — «сверху», или школьников — «снизу». Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся. Педагог с таким  стилем взаимоотношений организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе  складывается  неустойчивый микроклимат, появляются скрытые конфликты между учениками и педагогом.

Чаще всего такой стиль характерен для педагога —  непрофессионала. Именно отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей — нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль также не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, т.к. учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей. Этот стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль – стиль сотрудничества

Учитель с данным стилем в первую очередь оценивает факты, а не личность.

Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Демократический стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их.

Учителям, которым свойственен демократический стиль, стремятся привлечь самих ребят к решению задач обучения и воспитания. Поэтому в разговорах с учениками педагоги совместно с ними анализируют различные события, выясняют их точку зрения на происходящее, их оценки. При непосредственном взаимодействии с учениками  учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию. Конечно, в соответствующей ситуации такой учитель может прибегнуть и к безоговорочному приказу, но это не является типичным. Основными способами взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.

У учителей с таким стилем взаимоотношений школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Сами учителя больше обращают внимание на свои психологические умения. Для них характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Демократический стиль наиболее плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет преобладания одного над другим.  

Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу.

Учитель разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха. Такой стиль взаимоотношений объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.

Демократический стиль руководства со стороны педагога говорит о высоком профессионализме, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших психических затрат, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.

Каков ваш стиль общения с учениками?

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися.

Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. 

Полезные советы.

Общение – явление, которое в себя включает как вербальную, так и невербальную составляющие. В термине “общение” мы чаще всего понимаем вербальную составляющую, т.е. обычную речь, и при этом не задумываемся над значением невербальных средств.

 Учеными доказано, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседники воспринимают 70% от сказанного и понимают 60% услышанного, а через 5 часов в их памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Поэтому в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальным. Люди в  большей степени  концентрируют свое внимание на том, что они видят, а не на том, что слышат.  

Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному взаимодействию ради формирования личности ученика. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка педагога передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке. Иметь открытую позу:  стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук,  ладони открыты и повернуты к учащимся.  

Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Использовать жесты открытой ладонью. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие. Сделать это несложно: вы можете расположить руки на столе, за которым сидите. Если же вы просто стоите – убедитесь, что ваши ладони открыты и направлены в сторону учеников.

Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.  

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать.

Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей.

Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Педагог во время урока не так часто передвигается по классу.  Но между учениками и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения – это расстояние, характеризующее взаимодействие.

 Дистанцию принято считать:

  • до 45 см  — интимной,
  • 45 см — 1 м 20 см — персональной,
  • 1 м 20 см — 4 м — социальной,
  • 4 — 7 м – публичной;
  • более 7 м —  приводит к появлению барьеров в общении.

Изменение дистанции — приём привлечения внимания во время урока.  Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические.

Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто.

Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.

 Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Жесты  могут быть открытые и закрытые.

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими.  

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу.

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.

Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок — это обычно люди, чем-либо сильно увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Исследования показывают, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. 

Важные выразители чувств — брови. 

  • Поднятые брови указывают на удивление,
  • сдвинутые — сосредоточенность,
  • неподвижные — покой, равнодушие,
  • в движении — увлечение.

Самыми выразительными на лице человека являются глаза.

«Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С. Станиславский).

Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Он выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие.

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
  • Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  • Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Как именно педагогу достичь внешней выразительности?  

  1. Научиться дифференцировать и адекватно воспринимать невербальное поведение других людей, развивать умение «читать лицо», понимать язык тела, времени, пространства в общении.
  2. Стремиться расширить личный диапазон различных средств путём тренировочных упражнений (развитие осанки, походки, мимики, визуального контакта, организации  пространства).
  3. Добиваться того, чтобы использование невербальных средств  происходило органично с внутренним переживанием, как логическое продолжение педагогической задачи, мысли и чувства учителя.

Учителю следует не примерять различные образы на себе, а снять «мышечные зажимы», скованность, чтобы  мысли и чувства благородно сияли во взгляде, мимике, слове.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смесь нутрилак для новорожденных инструкция по применению для новорожденных
  • Ozone sterilizer xd001 инструкция по применению
  • Лего сити 60140 инструкция по сборке
  • Солгар коллаген с витамином с инструкция по применению
  • Руководство по ремонту двигателя john deere