Бронирование граждан в организации пошаговая инструкция

Организация, в штате которой работает хоть один военнообязанный, должна вести воинский учет (ст. 8 Федерального закона от 28.03.08 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 9 Положения о воинском учете от 27.11.2006 № 719). Если до частичной мобилизации работодатель его не организовал, то самое время это сделать. 

extern

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Компании обязаны создавать военно-учетные столы, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации, сдавать отчетность по бронированию (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…»). Напомним кратко пошаговый алгоритм организации этой работы.

  1. Встать на учет в местном военкомате и районной комиссии по бронированию, направив заявление и форму 18 (Письмо Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА). В бланке в графе 11 «Ведет ли организация бронирование» указать «ДА». В каждом муниципалитете свой порядок постановки на учет, поэтому нужно уточнить формы, порядок их заполнения и комплект документов в районной комиссии.
  2. Организовать учет транспортных средств, если у компании есть собственный автопарк. В период мобилизации у граждан и юридических лиц возникает военно-транспортная обязанность (ст. 13 31-ФЗ, Указ Президента РФ от 02.10.98 № 1175). Это не значит, что автомашины обязательно изымут у владельца для мобилизационных нужд. Но список транспорта для военкомата нужно вести, чтобы не получить административный штраф для юрлиц до 20 000 рублей (ст. 19.25 КоАП РФ).
  3. Назначить приказом лиц, ответственных за воинский учет (ВУ) в компании. Их количество зависит от числа призывников и военнообязанных в штате (п. 12 Положения № 719). Например, если граждан на воинском учете менее 500, то работу по ВУ может выполнять один совместитель. 
    Форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям по ведению ВУ от 11.07.2017 (МР). Формально документ о назначении ответственных за ВУ нужно согласовать с военкоматом (п. 22 МР). Но лучше уточнить этот вопрос в нем самом. В период частичной мобилизации нагрузка на военкоматы сильно возросла. Возможно, достаточно будет направить копию уже подписанного приказа.
  4. Составить списки работников, подлежащих ВУ, в том числе специальному — по забронированным сотрудникам (п. 14-16 Положения № 719). Заполнить карточки воинского учета по форме 10 (приложение 22 к Инструкции в ред. Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700). Организовать места хранения документов ВУ.

При внедрении воинского учета у организации возникает ряд обязанностей: заполнять карточки на работников, проводить сверку данных с военкоматом и информировать его о приеме-увольнении сотрудников, представлять отчетность. Полный список приведен в Плане работ по ведению ВУ и бронированию (приложение 17 к МР).

Работник может получить отсрочку от мобилизации по брони при выполнении одновременно трех условий:

  1. Он состоит в запасе ВС РФ.
  2. Работает в организации, которая имеет право проводить бронирование.
  3. Его должность или профессия входят в соответствующий список на отсрочку.

Рассмотрим подробнее каждое условие.

Условие 1. Гражданин состоит в запасе

Отсрочку от мобилизации по брони могут получить граждане, состоящие в запасе (ст. 52 53-ФЗ). В список входят военнообязанные, как прошедшие военную службу, так и не прошедшие ее по законным основаниям или без них. То есть «рекордсмены уклонения от призыва», которым удалось скрываться от военкомата до 27 лет, тоже попадают в запас ВС РФ. Их можно включать в списки на отсрочку от частичной мобилизации.

Условие 2. Работодатель имеет право проводить бронирование

Не все компании, ведущие ВУ, могут бронировать работников. Такое право дано организациям, которые:

  • работают по госконтрактам в оборонно-промышленном комплексе;
  • участвуют в выполнении заданий на поставку продукции (работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
  • обеспечивают безопасность государства (силовые ведомства) или жизнедеятельность населения (энергетика, транспорт);
  • выполняют задачи, установленные государственными органами власти и органами местного самоуправления.

В большинстве этих компаний работа по бронированию ведется в постоянном режиме на основании Постановления Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с (секретно). Отсрочке подлежат не все работники, а только подпадающие под федеральный Перечень должностей и профессий Межведомственной комиссии (МКБ) ВС РФ или территориальный список должностей. 

Уточнить, может ли ваша организация бронировать сотрудников и кого именно, можно в районной комиссии по бронированию. Информацию о ней ищите на сайте местной администрации.

После объявления частичной мобилизации по Указу Президента РФ от 21.09.2022 № 647 по большинству регионов процедура бронирования была приостановлена. Те компании, которые не вели ее до 21 сентября 2022 года, начать ее не могли.

extern

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

Условие 3. Должность или профессия сотрудника входят в список на отсрочку

В начале октября 2022 года точно известно, что оформить отсрочку от мобилизации своим работникам могут компании, относящиеся к одной из двух категорий:

  1. Предприятия оборонно-промышленного комплекса. Минпромторг готовит перечень таких организаций и направляет в Минобороны РФ, которое, в свою очередь, спускает списки в территориальные военкоматы (Правила предоставления отсрочек в ред. Постановления Правительства от 30.09.2022 № 1725). Работодатель направляет в призывную комиссию (ст. 20 31-ФЗ, п. 22 Положения о призыве по мобилизации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 852) перечень работников для бронирования. Та принимает решение об отсрочке на основании списка организаций оборонно-промышленного комплекса из военкомата.
  2. Аккредитованные ИТ-компании. По ним действует механизм индивидуальных отсрочек. Работник самостоятельно заполняет заявление через Госуслуги, прикрепляет к нему форму подтверждения от работодателя. Минцифры России обрабатывает результаты и формирует персональные списки. Перечни сотрудников направляются в Генштаб.

Однако в любой организации есть ключевые работники, отсутствие которых сказывается на ее деятельности — уникальные специалисты. В этом случае работодатель может обратиться с заявлением об отсрочке для конкретного сотрудника в местную призывную комиссию по мобилизации. Этот орган формирует списки для призыва (п. 22 Положения о призыве по мобилизации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 852). Именно такой алгоритм рекомендует, например, Минпромторг Новосибирской области.

Какие граждане не подлежат бронированию 

Не подлежат бронированию те работники, которые не состоят на воинском учете, в том числе женщины без военно-учетных специальностей (ВУС) и иностранцы. 

Граждане, пребывающие в запасе, проходят медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе (ст. 5.1 53-ФЗ). По его результатам они получают одну из категорий:

  • А — годен к военной службе;
  • Б — годен с незначительными ограничениями;
  • В — ограниченно годен к военной службе;
  • Г — временно не годен;
  • Д — не годен к военной службе.

Граждане с категориями «Г» и «Д» получают индивидуальную отсрочку или освобождение от частичной мобилизации. К бронированию это также не имеет отношения.

Шаг 1. Назначить сотрудника, ответственного за бронирование (п. 22 МР). Это может быть тот же специалист, который ведет ВУ, или другой сотрудник. Если в компании такая работа уже распределена в приказе по воинскому учету, то шаг можно пропустить.

Шаг 2. Составить План воинского учета или внести изменения в существующий План в части бронирования (приложение 17 к МР). По правилам его нужно согласовать с военкоматом, но из-за загрузки в период мобилизации лучше уточнить необходимость согласования в комиссариате.

Шаг 3. Составить перечень работников для бронирования в свободной форме, с указанием Ф.И.О., должности и утвердить его в местной призывной комиссии по мобилизации. Если список уже есть, шаг можно пропустить.

Шаг 4. Заполнить на сотрудника, подлежащего бронированию, форму 10 (приложение 22 к Инструкции № 700), в том числе:

  • в пункте 7 раздела II «Сведения о воинском учете» указать «специальный»;
  • все данные в пункте 7 записывать простым карандашом.

Работников с бронью не снимают с воинского учета, а переводят с общего на специальный. Их личные карточки по форме 10 в картотеке хранят отдельно.

Шаг 5. Получить в военкомате форму 4 на каждого сотрудника, подлежащего бронированию. Она состоит из двух частей: удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и извещение к нему. 

Форма 4 относится к бланкам строгой отчетности и изготавливается по заказу Генштаба РФ. Получить ее можно только в военкомате под подпись. Все формы 4 регистрируются в книге учета бланков специального воинского учета. Ее также выдадут в военкомате и расскажут, как заполнять все бланки.

Ответственный за ВУ в компании оформляет обе части формы 4. На извещении ставит подпись руководителя и печать организации. Заполненную форму 4 передается в местный военкомат для завершения оформления. К ней прикладываются военный билет работника, список на бронирование (смотрите Шаг 3) и форму 10. Военный билет от сотрудника получают под расписку (приложение 17 к Инструкции № 700). Потом его нужно будет выдать обратно сотруднику вместе с полученным удостоверением об отсрочке.

Военкомат также может запросить форму 20 — справку о количестве бланков строгого учета (форм 4), остающихся в организации.

Шаг 6. Забрать в военкомате готовые удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации (часть формы 4) и военные билеты работников. Внести соответствующие данные в форму 10, пункт 7 раздела II.

Шаг 7. Вручить забронированным сотрудникам удостоверения об отсрочке в порядке, определенном организацией. Это бланки строгого учета, поэтому просто передать из рук в руки не получится. Нужно назначить ответственного за вручение, определить порядок получения подписи работника.

Удостоверения об отсрочке вручаются работникам только после объявления мобилизации. В другое время они хранятся у работодателя

extern

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Работники получают бронь на период до 12 месяцев. Они досрочно утрачивают право на нее при увольнении или переводе на другую работу, поскольку такая отсрочка связана с занимаемой должностью. 

Работодатель уведомляет военкомат об аннулировании брони в течение 5 дней (п. 14 приложения 17 к МР). По работникам оборонно-промышленного комплекса установлен другой срок. Работодатель сообщает в военкомат об их увольнении в течение недели (п. 6 Правил № 1725). 

Удостоверение об отсрочке у уволенного работника забирают. Все аннулированные, а также испорченные бланки строгой отчетности сдают в военкомат на утилизацию.

Обязанности работодателя при специальном учете практически такие же, как и при общем воинском учете:

  • своевременно готовить и направлять в военкомат отчетность;
  • вносить в личные карточки работников по форме 10 корректировки при изменении сведений;
  • регулярно проводить сверку данных с военкоматом.

Состав мероприятий по воинскому учету приведен в приложении 17 к МР.

Предприятия бронируют сотрудников, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Рассказываем, как добиться отсрочки от мобилизации.

Кто и кого может забронировать

Бронирование сотрудников — это оформление отсрочки от мобилизации для обеспечения бесперебойной работы предприятия. 

В свободном доступе нет информации, кому и кого разрешено бронировать. Поэтому процедура начинается с консультирования со специалистами районной комиссии. Об уполномоченных лицах уточняйте по телефону горячей линии в администрации своего города.

бронирование персонала разрешают предприятиям, которые:

  • выполняют гособоронзаказы;
  • участвуют в мобилизационных мероприятиях;
  • обеспечивают безопасность, обороноспособность и жизнедеятельность РФ.

Нормы бронирования установлены ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ. 

Как забронировать сотрудника: пошаговая инструкция

Если забронируете сотрудников, приготовьтесь к регулярной сдаче отчётности в военкомат. Перечень документов утверждён п. 35 Методических рекомендаций, п. 23 перечня основных вопросов для проверки ведения воинского учёта и бронирования к Методическим рекомендациям, утв. Минобороны 11.07.2017.

1. Назначьте ответственного

Выберите сотрудника, который займётся бронированием и документами. Например, это может быть руководитель или кадровик. Назначение утвердите приказом, форму документа предварительно согласуйте с военным комиссариатом по адресу регистрации фирмы или ИП.

Приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе

2. Составьте план по воинскому учёту и бронированию

В законодательстве нет чёткого описания формы плана, поэтому порядок составления уточняйте в территориальном военкомате или комиссии по бронированию. Специалисты помогут подготовить документ в соответствии с актуальными требованиями.

План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в 2022 г.

3. Подготовьте списки бронирования

Комиссия выдаст список профессий и должностей, которые подлежат бронированию. Выберите из штата подходящих сотрудников, укажите ФИО и позиции в компании.

Заверьте список подписью и печатью, отправьте документ комиссии на согласование. Через несколько дней военком передаст информацию, кому из предложенных сотрудников положена отсрочка.

Итоговый список храните вместе с другими локальными документами.

4. Оформите удостоверение об отсрочке

Бланк удостоверения выдаст военкомат, зарегистрируйте форму в книге учёта бланков.

Оформите удостоверение на каждого сотрудника, кому дали отсрочку. На это дают 10 дней с момента окончания испытательного срока, приёма на работу или предоставления брони.

Образец удостоверения и извещения

5. Отправьте документы в военкомат

Уточните в военкомате, какие предоставить документы, кроме удостоверения и извещения. Обычно запрашивают военные билеты (ВБ) и личные карточки.

ВБ получите от сотрудников под расписку, в которой указаны:

  • ФИО, дата рождения, паспортные данные гражданина;
  • реквизиты военного билета;
  • цель и срок действия расписки.

После проверки военком вернёт подписанные удостоверения, военные билеты и личные карточки. ВБ отдайте сотрудникам и попросите, чтобы в расписке указали дату получения и поставили подпись.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

6. Внесите данные удостоверения об отсрочке

Удостоверения храните с другими локальными документами. Сведения о них внесите в карточку учёта по форме № 10 и личные карточки сотрудников — поставьте отметку в подпункте «б» пункта 7 раздела II «Сведения о воинском учёте». 

7. Сделайте план вручения удостоверений

Определите порядок выдачи удостоверений забронированным сотрудникам:

  • кто вручает;
  • как уведомить работников;
  • что указать в уведомлении;
  • и другие организационные моменты, например, место и время.

Выдачу удостоверений поручите сотруднику, выбранному на первом этапе. Также два раза в год он обязан проходить инструктаж в военкомате. Если изменится порядок бронирования, отразите нововведения в составленном плане.

8. Поставьте забронированных на спецучёт

Отправьте в военкомат извещение о постановке забронированных сотрудников на специальный учёт. Если они вставали на учёт в комиссариате, к которому относится организация по адресу регистрации, извещение можно не отправлять.

Что делать при аннулировании отсрочки

Об аннулировании отсрочки сообщайте в военкомат, где сотрудник состоял на воинском учёте. Срок — пять рабочих дней с момента возникновения основания для аннулирования. Например, если специалист уволился из организации.

Форму уведомления уточните в военкомате и передайте удостоверение об отсрочке. Из личной карточки и карточки учёта по форме №10 удалите отметку о бронировании.

Коротко

  1. Организациям разрешено бронировать важных сотрудников, чтобы им дали отсрочку от мобилизации. Перечень разрешённых профессий и должностей определяет военкомат.
  2. Бронирование сотрудников предусматривает подготовку удостоверений об отсрочке и извещение военкомата. Компании обязаны регулярно сдавать отчётность о воинском учёте.
  3. По всем вопросам консультирутесь с военным комиссариатом по месту регистрации организации, так как многие моменты не регламентированы.

Статья актуальна на 

05.10.2022

Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.

Для чего необходимо бронирование граждан в запасе

Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):

  • прошедших военную службу;
  • закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
  • освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.

Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.

Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.

Кто бронирует граждан в запасе

Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:

  • выполняющие госзаказы;
  • участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
  • обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.

Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).

Такая комиссия предоставит информацию о:

  • порядке бронирования граждан запаса;
  • документах, необходимых для бронирования;
  • перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.

Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году

Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.

Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.

Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.

Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).

Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.

План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).

Шаг 4. Составление списка забронированных работников.

Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.

Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.

Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.

Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:

  • список работников для бронирования;
  • военные билеты;
  • личные карточки и др.

Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.

Ведение специального воинского учета

Забронированные граждане запаса подлежат уже не общему, а специальному воинскому учету (п. 16 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719; п. 14 Рекомендаций от 11.07.2017).

Порядок такого учета рекомендуется уточнить в военкомате, т. к. многие формы документов не разработаны, а официальных разъяснений нет.

Основные моменты спецучета:

  • если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
  • при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
  • сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).

Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.

Основные отчеты по воинскому учету:

Бланк Какие данные включает Чем введен
Форма 6 Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе с детализацией сотрудников по категориям:

  • руководители;
  • специалисты;
  • служащие;
  • рабочие
Письмо Минкультуры от 03.11.2003 № 125-01-16/24
Форма 18 Карточка учета организации со сведениями о:

  • штате организации;
  • бронировании граждан;
  • числе военнообязанных и призывников
Письмо Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА

Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).

Подводим итоги

  • Бронирование сотрудников, пребывающих в запасе, ведется с целью обеспечить полноценную работу предприятия в период мобилизации и в военное время.
  • Сведения о том, обязана ли организация бронировать работников и каких именно, предоставляет по запросу территориальная комиссия по бронированию.
  • Удостоверения об отсрочке от призыва выдаются военкоматом и требуют специального воинского учета.

Разъяснения Валентины Митрофановой по действиям работодателя в связи с Указом Президента «О частичной мобилизации» вы можете скачать по ссылке

Воинский учет решает две задачи:

  1. Обеспечить воинские формирования необходимыми человеческими ресурсами.
  2. Не допустить в период мобилизации нехватки специалистов на предприятиях, продолжающих работу в военное время, и в органах власти.

Для решения второй задачи проводят бронирование граждан, пребывающих в запасе. Разберемся, как правильно организовать эту процедуру. 

Запись экстренного прямого эфира Валентины Митрофановой в связи с Указом Президента «О частичной мобилизации»

Для чего нужно бронирование граждан в запасе

Разберем основные понятия и нормативные документы.

Бронирование — это освобождение тех работников организации от мобилизации и мобилизационной подготовки, которые нужны для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Это временная отсрочка, которая предоставляется в порядке, определяемом Правительством РФ. 

Важно! Бронирование граждан в запасе отличается от отсрочки или освобождения от призыва по другим основаниям, например, для признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья или имеющим на иждивении четырех и более детей до 16 лет.

Мобилизация — мероприятия по переводу всех уровней экономики России, органов государственной власти и местного самоуправления, вооруженных сил, предприятий на деятельность в условиях военного времени. Работу продолжают не все организации, а только те, которые есть в списках местных администраций. Это, например:

  • оборонные предприятия;
  • ресурсники — компании электро-, водо-, теплоснабжения;
  • органы местной власти.

Часть военнообязанных сотрудников таких организаций не подлежит призыву, а остается на рабочих местах. Это и есть бронирование. В отличие от воинского учета, эту процедуру проводят не все работодатели.

Кого бронируют

Бронируются не все военнообязанные и не на всех предприятиях — список должностей и компаний утверждает Межведомственная комиссия по бронированию граждан (МКБ) ВС РФ и органы местной власти. Забронированные сотрудники не освобождаются от военных обязанностей, они составляют особую часть — специальный воинский учет.

Кто состоит на спецучете:

  • военнообязанные граждане, которые забронированы организациями, органами власти. Часто это руководители и высококлассные специалисты;
  • находящиеся на службе в органах МВД, пожарной службе, в УИС и органах по контролю за оборотом наркосредств.

Забронированным предоставляется отсрочка от призыва в военное время и освобождение во время мобилизаций и военных сборов на все время отсрочки. Основные виды бронирования граждан в организации:

  • по перечням должностей и профессий;
  • персональный воинский учет — бронирование по постановлениям МКБ;
  • по отдельным постановлениям МКБ.

Перечни бронируемых должностей бывают двух видов — федерального и регионального уровней:

  • в название перечней первого уровня присутствуют наименования федеральных органов власти, МВК присваивает им регистрационные номера;
  • перечень второго уровня называется Территориальный.

Проекты Перечней должностей и профессий разрабатывают органы госвласти и организации, утверждает Межведомственная комиссия по бронированию.

Отсрочка от мобилизации оформляется специальным удостоверением. Его реквизиты вносятся простым карандашом в пункт 7 формы 10, по специальному воинскому учету. Если удостоверения нет, то гражданин считается состоящим на общем.

Важно! Пребывающие в запасе граждане, имеющие право на отсрочку, но не поставленные на специальный воинский учет, подлежат призыву по мобилизации

Кто бронирует

Воинский учет — обязанность всех работодателей. Как правило, отделы кадров предприятия организуют работу по воинскому учету и бронированию ГПЗ. Однако бронирование ведут только те организации, которые имеют на это основания:

  • подписанные с правительством или органами власти разных уровней договоры о выполнении поставок для госнужд в военное время или в период мобилизации;
  • участие в выполнении заданий на поставку продукции ( работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
  • в полномочия организации входят задачи, установленные органами власти разных уровней;
  • деятельность организации в военное время обеспечивает безопасность государства, жизнедеятельность населения.

Этими критериями руководствуются Межведомственная комиссия по бронированию, федеральные органы госвласти, территориальные комиссии субъектов РФ при определении организаций для бронирования ГПЗ.

Работу по воинскому учету и бронированию в организациях ведут специально назначенные приказами работники. Как правило, кадровики. Их кандидатуры согласовываются с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 Методических рекомендаций, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Как ведется бронирование

Межведомственная комиссия РФ осуществляет общее руководство в части организации бронирования граждан, пребывающих в запасе. В отдельных населенных пунктах создаются свои территориальные органы. Например, в Москве комиссии по бронированию граждан есть в каждой управе. Узнать их контакты можно в соответствующих разделах территориальных органов власти на сайте mos.ru.

Совет

Направьте запрос в территориальную комиссию, чтобы узнать про свои обязанности в сфере воинского учета и бронирования граждан. В ответ вам объяснят, должны ли вы вести спецучет; дадут список профессий и должностей для него; расскажут про порядок спецучета и формы документов.

Если ваша компания входит в списки, комиссия направит вам утвержденные перечни должностей и профессий.

Как организовать и вести делопроизводство по воинскому учету, как подготовиться к проверке военкомата, что делать, если работник призван на военные сборы или военную службу вы узнаете из нового авторского курса по воинскому учету на нашем сайте.

Пошаговая инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе

Шаг 1. Организуем воинский учет в компании: назначаем ответственных, составляем номенклатуру дел, встаем на учет в военкомате.

Шаг 2. Делаем запрос в территориальную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе. При положительном ответе назначаем ответственного за спецучет.

Шаг 3. На основании рекомендаций комиссии разрабатываем, согласуем с военкоматом и утверждаем планы персонального воинского учета и бронирования.

Скачайте форму документа здесь.

Совет

Необязательно утверждать отдельный план по спецучету. Вы можете подготовить дополнения к действующему Плану воинского учета, согласовать их с военкоматом и утвердить.

Шаг 4. Готовим в свободной форме перечень работников для бронирования и передаем его на утверждение в территориальную комиссию или военкомат, в зависимости от полученных рекомендаций. 

Шаг 5. Оформляем отсрочку от призыва документально. Передаем в военкомат утвержденный список работников для бронирования, их документы воинского учета. Получаем оттуда форму 4 на каждого сотрудника.

Обратите внимание! При ведении спецучета данные на забронированного работника собираются аналогично обычному учету.

Информация заносится в бланк специального учета — форму 4, состоящую из извещения и удостоверения:

  • извещение содержит информацию о постановке на специальный учет,
  • удостоверение подтверждает отсрочку.

Количество остающихся в организации бланков отмечают в специальной справке по форме 20 — скачать.

Важно! Бланки спецучета — документы строгой отчетности.

Кроме выдачи бланков спецучета, организация ежегодно отчитывается по формам 6 и 18:

  • форма 6 скачать — отчет о количестве работающих и забронированных сотрудников;
  • форма 18 скачать — карточка учета предприятия.

Дополнительно работники кадров разрабатывают и ведут обязательные документы:

  • план замещения сотрудников, призываемых на службу,
  • план действий по передаче удостоверений об отсрочке;
  • журнал учета выдачи удостоверений;
  • другое.

Важно! Храните документы строгой отчетности по специальным правилам.

Ведение специального учета

Военнообязанные граждане «с бронью» подлежат уже не общему, а специальному воинскому учету — п. 14 Методических рекомендаций от 11.07.2017. Его особенности уточняйте в территориальной комиссии.

Что важно знать про спецучет:

  1. Отсрочка от призыва дается временно. При ее аннулировании по разным причинам (например, увольнение работника) надо сообщить в военкомат в пятидневный срок. Также туда нужно будет сдать на утилизацию удостоверение об отсрочке.
  2. Отметки от спецучете и снятии с него обязательно делаются в личных карточках работников по форме № 10.
  3. Надо не забывать направлять в военкомат соответствующую отчетность — п. 35 Методических рекомендаций от 11.07.2017.

Кто из работников не подлежит бронированию

Кадровики часто путают сотрудников, не подлежащих бронированию, с теми, кто вообще не подлежит воинскому учету:

  • женщины, не имеющие воинской специальности;
  • отбывающие наказание;
  • проживающие за рубежом;
  • проходящие службу по призыву или АГС.

Важно! Не подлежащие спецучету и военному учету — это разные категории!

Не подлежат бронированию следующие категории работников:

  • в первые 5 лет пребывания в запасе уволенные с военной службы 1 разряда;
  • не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований и зачисленные в запас по достижении 27 лет;
  • водители транспортных средств, машин и механизмов, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;
  • предназначенные в специальные формирования;
  • заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.

Перечень граждан, не подлежащих бронированию, утверждается постановлением Межведомственной комиссии. Уточняйте в военкомате.

Скачать формы воинского учета по бронированию и Правила работы с бланками специального воинского учета

Скачать примерный план работы по бронированию

Цель бронирования граждан работодателем – обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления на период мобилизации и в военное время.

Читайте о порядке бронирования в материале.

Скачать документ

Порядок бронирования следующий:

1) узнайте в территориальной комиссии по бронированию, относитесь ли вы к тем, кто должен бронировать граждан (этой информации нет в открытом доступе);

2) издайте приказ о назначении ответственного за бронирование работника (это может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник), согласуйте проект такого приказа с военным комиссаром;

3) составьте новый план по ведению воинского учета и бронированию граждан, учтите в нем мероприятия по бронированию граждан;

4) составьте список работников, которых будете бронировать, в свободной форме и представьте его в военкомат;

5) оформите отсрочки от призыва забронированных работников по правилам, которые вам расскажут в военкомате.

Вам нужно взаимодействовать с военкоматом по дополнительным вопросам, касающимся бронирования (например, уведомлять об аннулировании отсрочки от призыва) и ведения специального воинского учета.

Оглавление:

1. Почему нужно бронировать работников и как узнать, нужно ли вам это делать

2. Как назначить ответственного за бронирование работника

3. Как составить план работы по бронированию граждан

4. Как составить список работников, подлежащих бронированию

5. Как оформить отсрочку от призыва забронированных работников

6. Как вести специальный воинский учет

1. Почему нужно бронировать работников и как узнать, нужно ли вам это делать

Бронирование требуется, чтобы в случае мобилизации или в военное время обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ).

Узнать, обязаны ли вы бронировать работников, можно в территориальной комиссии по бронированию. Такие комиссии организованы обычно при управах района, администрациях города.

Дополнительно вы сможете получить там необходимый комплект документов для бронирования, поскольку эти документы также не размещены в открытом доступе. Например, вы получите выписки из перечней должностей и профессий, по которым бронируют работников, и инструкции по бронированию.

2. Как назначить ответственного за бронирование работника

В качестве ответственного за бронирование можно назначить как работника, ответственного за ведение воинского учета, так и любого другого. Специальных требований не установлено.

Назначьте ответственного за бронирование Приказом об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, где расположена ваша организация (абз. 1, 2 п. 22, абз. 1, 2 п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета).

3. Как составить план работы по бронированию граждан

Мероприятия по бронированию должны быть в Плане работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее — план) (абз. 3 п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета).

Поэтому отдельный план по бронированию не составляйте. Уточните существующий у вас план по ведению воинского учета: просто издайте новый план, перечислив в нем все мероприятия по бронированию (с учетом всех рекомендаций и разъяснений, которые вы получили в территориальном военкомате или комиссии по бронированию).

Подписать такой план должен начальник отдела кадров и работник, ответственный за военно-учетную работу в организации. Вам необходимо утвердить План (см. Приложение N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета).

Вообще план утверждается при образовании организации и потом ежегодно перед началом календарного года. Это следует из абз. 1 п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета. Но если вы внесли изменения в течение года, полагаем, что лучше сразу утвердить изменения в плане, так как вы уже планируете работать с учетом этих изменений.

Новый план нужно согласовать с военкоматом (п. 37 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, Приложение N 17 к ним).

4. Как составить список работников, подлежащих бронированию

Составьте список работников, подлежащих бронированию, в свободной форме. Перечислите в нем Ф.И.О. и должности работников, которые подлежат бронированию, учитывая перечни должностей и профессий, по которым бронируются работники (их, как мы упоминали выше, вам предоставит комиссия по бронированию). Список должен быть подписан руководителем организации. А если в организации есть печать — удостоверен ею (абз. 1 п. 7 ст. 2 Закона об АО, абз. 1 п. 5 ст. 2 Закона об ООО).

После того как вы составите список работников, обратитесь в военкомат или комиссию по бронированию. На практике такой список они могут дополнительно утверждать, поэтому лучше с ними свериться.

Далее — храните такой список, так как его могут запросить при проверке. Это следует из п. 20 Перечня основных вопросов для проверки ведения воинского учета и бронирования.

Вместе со списком удобно хранить карточки по форме N 10 работников, подлежащих бронированию. Это позволит вам оперативно проводить различные сверки данных. Например, вы сможете ежеквартально сверять учетные данные карточек по форме N 10 с удостоверениями об отсрочке от призыва (п. 31 Инструкции по воинскому учету, п. 16 Приложения N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета).

5. Как оформить отсрочку от призыва забронированных работников

Забронированным работникам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и военные сборы (пп. «а» п. 2 ст. 55 Закона о воинской обязанности, пп. 1 п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ).

Вам нужно принять участие в оформлении такой отсрочки, без вас военкомат не сделает это самостоятельно, а значит, вы не сможете выполнить возложенные обязанности по бронированию. Обязательно сверьтесь с вашим военкоматом, какие документы необходимы. Ведь такая информация не размещается в открытом доступе и работодателя специально не уведомляют об этом.

Оформляются специальные удостоверения об отсрочке, о которых ставят отметку в карточке по форме N 10. Дополнительно составьте план мероприятий по вручению таких удостоверений (до мобилизации или военных действий удостоверения хранятся у вас).

5.1. Как оформить удостоверения об отсрочке от призыва

Удостоверения об отсрочке от призыва — это бланк строгой отчетности. Такие бланки изготавливаются по заказам Минобороны России (п. 48 Положения о воинском учете).

Вы получаете их в вашем военкомате. Для этого вас могут попросить представить целый пакет документов (список работников, подлежащих бронированию, их военные билеты, карточки по форме N 10 и др.).

Полученные бланки зарегистрируйте в книге учета бланков специального воинского учета и храните их в установленном порядке. Это следует из п. 21 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, п. 17 Приложения N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета, п. п. 1, 21 Перечня основных вопросов для проверки ведения воинского учета и бронирования.

Срок оформления удостоверений — 10 дней с момента окончания испытательного срока, установленного работнику при приеме на работу (п. 13 Приложения N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета). Обратитесь в военкомат, чтобы правильно оформить такие удостоверения с учетом указанного срока.

При получении в военкомате оформленных удостоверений об отсрочке и извещений на тех работников, которым предоставлены отсрочки от призыва, а также ранее сданных документов (карточек по форме N 10, военных билетов и др.) вам необходимо будет расписаться в упомянутой книге учета передачи бланков, указав дату обратного приема документов.

Удостоверения об отсрочке от призыва будут храниться у вас. Если в стране объявят мобилизацию или военное время, вам необходимо будет передать такие удостоверения забронированным гражданам.

Как сделать отметку об отсрочке от призыва в карточке по форме N 10

Информацию об отсрочке от призыва требуется внести в пп. 2 п. 7 разд. II «Сведения о воинском учете» карточки по форме N 10. Укажите здесь серию и номер удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время и дату оформления отсрочки военным комиссариатом. В карточку на бумажном носителе запись внесите карандашом (п. 33 Инструкции по воинскому учету).

5.2. Что учитывать при составлении плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке

План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке составляется «на будущее». Специальной формы плана нет.

На наш взгляд, в нем нужно прописать лиц, ответственных и уполномоченных за выдачу удостоверений об отсрочке, действия по уведомлению работников о том, что им нужно получить удостоверения (например, по почте и дополнительно по электронной почте), что указывать в этом уведомлении, как зафиксировать передачу таких удостоверений работникам.

Обязательно назначьте уполномоченного по вручению удостоверений. Им может быть ответственный за ведение воинского учета. В плане вы можете указать коротко информацию о таком ответственном лице. Уполномоченный по вручению удостоверений должен раз в полгода проходить контрольный инструктаж в военкомате (п. 20 Приложения N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета). Обратите внимание, что до объявления мобилизации или военного времени уполномоченный не вручает удостоверения и ничего с ними дополнительно не делает.

Если произошли изменения по вопросам бронирования, вам нужно отразить их в плане. Срок — раз в полгода (п. 19 Приложения N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета, п. 22 Перечня основных вопросов для проверки ведения воинского учета и бронирования).

6. Как вести специальный воинский учет

Забронированных граждан, пребывающих в запасе, снимите с общего учета и поставьте на специальный воинский учет (п. 16 Положения о воинском учете, п. 14 Методических рекомендаций по ведению воинского учета).

Порядок такого учета уточните в военкомате.

К особенностям специального воинского учета относятся, например:

  • использование бланков специального учета граждан;

  • учет бланков спецучета в специальной книге.

Данные бланки — документы строгой отчетности.

Вам нужно взаимодействовать с военкоматом и по другим вопросам, касающимся бронирования и специального воинского учета, следующим образом.

Если отсрочка от призыва аннулирована, сообщите об этом в пятидневный срок со дня возникновения основания аннулирования в военкоматы, где работники, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете (п. 14 Приложения N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета).

По какой форме это делать — уточните в вашем военкомате, так как официальных разъяснений по этому вопросу нет. В любом случае вам потребуется сообщить дату и причину аннулирования (например, истечение срока, на который она была предоставлена, признание работника не годным в военной службе по состоянию здоровья и др.).

Кроме того, вам нужно будет погасить удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу и аннулировать отметки в карточках по форме N 10 о зачислении работников на специальный воинский учет. Погашенные удостоверения нужно сдать в военкомат, где они были оформлены, для уничтожения в установленном порядке.

Также вам нужно представлять отчетность в военный комиссариат своевременно и в полном объеме по установленным формам (п. 35 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, п. 23 Перечня основных вопросов для проверки ведения воинского учета и бронирования).

Как правило, нужно подать отчет о численности работающих и забронированных работников, карточку учета организации (форма 18), анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и др. Дополнительные требования к заполнению отчетности, сроки ее представления уточните в военкомате.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Важно! Частичная мобилизация была объявлена в России 21.09.2022. Подробности и подсказки для работодателей см. здесь.

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2023 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2023 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Внимание! С 14.04.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ, который сократил сроки подачи сведений работодателем в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Приказ об организации воинского учета: образец

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Приказ об организации воинского учета: образец

Скачать приказ об организации воинского учета

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.

С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:

  • за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
  • неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
  • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2023 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Шаг 1. Назначить ответственного
Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься непосредственно учетной работы может другой сотрудник предприятия. Количество ответственных, прикрепленных к учету, зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 установило следующие нормы:
— менее 500 граждан — 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
— от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник
— от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника
— на каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник
При этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым находится под контролем.

Вопрос: Может ли подписывать документы по воинскому учету уполномоченное генеральным директором организации лицо? Что необходимо для этого?
Ответ: Руководитель организации обязательно подписывает: ежегодный план по ведению ВУ и приказ о назначении ответственного. Остальные документы по воинскому учету (изменения сведений, сведения о приеме, увольнении), расписки в журнале учета листков сообщений может подписывать уполномоченное лицо на основании выданной доверенности (раздел III, п. 27, 28, 29, 36 Обязанности работников, осуществляющих ВУ Методических рекомендаций по ведению воинского учета)».

Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?
Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо. Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.

Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на какого-то сотрудника? Какое должно быть название этой должности?
Ответ: Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату. Совмещение оформляется по правилам, установленным ст. 60.2 ТК РФ.

Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.
Подлежат ВУ:
— Граждане мужского пола, подлежащие первоначальному учету в возрасте от 15 до 17 лет
— Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 27 лет
— Граждане, пребывающие в запасе
— Граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности

Не подлежат ВУ:
— Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности
— Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания
— Лица, постоянно проживающие за пределами РФ
— Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу
— Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе
— Граждане, освобожденные от военной службы
— Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ

Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?
Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Вопрос: Где можно ознакомиться с перечнем военно-учетных специальностей для женщин?
Ответ: В приложении к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». Перечень также приложен к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях от 11.07.2017.

Вопрос: Нужно ли ставить на ВУ студентов, проходящих практику не более месяца?
Ответ: Воинский учет ведется только в отношении работников. Студенты, проходящие практику у работодателя, работниками не являются. Следовательно, воинскому учету они не подлежат.

Шаг 3. Составить номенклатуру дел
Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела. Ответственному сотруднику необходимо сформировать папки и разложить по ним соответствующие документы. В ВУ есть 4 крупных дела:

1. Руководящие и регламентирующие документы ВУ. К ним относятся:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
  • Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте»
  • Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ
  • Раздел IV Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (Отсрочки)
  • Методические рекомендации по ведению воинского учёта в
    организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017)
  • Инструкция о порядке оповещения граждан, пребывающих в запасе на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и организациях
  • Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях
  • «Инструкция об организации работы по обеспечению
    функционирования системы воинского учета», утвержденная
    приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700
  • Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета
  • Приказ об организации воинского учета граждан
  • План работы по осуществлению воинского учета
  • Журнал проверок состояния воинского учета в организации
  • Проект приказа и акт на передачу бланков специального учета и других документов по ведению воинского учёт

Дополнительные формы можно получить в территориальном военкомате (ВК). Организация предоставит формы с учетом специфики вашего учета – специального или общего.

2. Картотека личных карточек

С 8 января 2022 года воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма N 10 в приложении N 22 к Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета) (далее карточка по форме №10). Таким образом, карточки Т-2 ВУРС более не применяются с целью ведения воинского учета.

Обращаем Ваше внимание, что карточки по форме №10 формируются и ведутся как в бумажном, так и в электронном виде. Поэтому помимо обычной картотеки работодатель должен теперь вести также и электронную картотеку.

Электронная картотека формируется по тем же правилам, что и для бумажных носителей. Внесение каких-либо изменений в базу данных электронных карт, а также распечатка их допускается только работником, осуществляющим ведение воинского учета в организации.

Отметим: И электронная картотека, и картотека карточек по форме №10
на бумажном носителе, требует постоянного обновления.

Карточки на принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки:

Карточки граждан, снятых с воинского учета, хранятся отдельно от картотеки до проведения очередной сверки с военным комиссариатом или органом местного самоуправления, после чего уничтожаются с составлением акта об уничтожении.

Карточки граждан, поставленных на воинский учет по месту пребывания на срок более трех месяцев, а также по месту, не подтвержденному регистрацией по месту жительства (месту пребывания), выделяются в отдельные группы и раскладываются в порядке, обеспечивающем удобство работы с ними.

Карточки уволенных граждан, подлежащих воинскому учету, хранятся в архиве. Согласно Приложению №7 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях при увольнении граждан с работы личные карточки уволенных военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив. В Инструкции порядок хранения таких карточек не определен. Поэтому можно воспользоваться прежним порядком: архив строится по годам, используется разделитель, в рамках года- в алфавитном порядке.

Вопрос: Необходимо ли вести воинский учет по внутренним совместителям?
Ответ: Военкоматы не требуют ведения воинского учета по внутренним совместителям. Что касается внешних, то ФЗ №53 не содержит ограничений по признаку «основной работник» или «совместитель». Поэтому воинский учет необходимо вести и в отношении внешних совместителей.

3. Делопроизводство по ведению ВУ
В этой папке хранится переписка с военными комиссариатами и военными управами:

  • Журнал регистрации документов воинского учёта -входящих
  • Журнал регистрации документов воинского учёта — исходящих
  • Сведения о принятых на работу
  • Сведения об уволенных с работы
  • Сведения о произошедших изменениях в военно-учётных данных
  • Списки сверок с военными комиссариатами
  • Форма №18
  • Форма №6
  • Форма №11МУ
  • Списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на в/учёт
  • Списки граждан женского пола, подлежащих постановке на в/учёт
  • Списки граждан, обязанных состоять, но не состоящих на в/учёт

4. Работа с гражданами по воинскому учёту

  • — журнал учета-выдачи листков сообщений
  • — листки сообщений.

Вопрос: Что значит «дело»? Необходимо ли создавать отдельные соответствующие папки?
Ответ: Военкоматы требуют оформления соответствующих папок: «Папка № 1», «Папка № 2» и так далее. При этом каждая папка должна иметь свое название. Например, папка № 2 может называться «Картотека личных карточек».

Шаг 4. Составить пакет документов для постановки организации на воинский учёт

  • Сопроводительное письмо с просьбой о постановки на ВУ
  • Приказ руководителя организации о назначении военно-учетного работника
  • Форма Ф-18
  • Заверенные копии регистрационных документов

Документы, которые нужно подать в военный комиссариат:

  • Приказ об организации ВУ граждан
  • План работ по осуществлению ВУ
  • Должностная инструкция по ведению воинского учета
  • Донесение – 11МУ
  • Форма 18
  • Заявление о постановке на ВУ

Перед началом работы необходимо разработать и утвердить обязанности для ответственного за ВУ сотрудника, издать приказ об организации ВУ, разработать план по осуществлению ВУ, согласовать документы с военным комиссариатом. Типовую должностную инструкцию можно найти в правовых системах. Также за разработкой должностной инструкции можно обратиться к консультантам.

Структура обязанностей сотрудника, ответственного за ВУ:

  • Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
  • Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
  • Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.

Вопрос: В какой срок необходимо оповестить военный комиссариат о смене ответственного лица за ведение ВУ?
Ответ: Законодательно этот срок не установлен, однако Методические рекомендации (рекомендации — ключевое слово) в п. 22 указывают, что проект приказа о назначении ответственного за ВУ согласовывается с ВК. При этом указано, что кандидатуру целесообразно согласовывать перед назначением на должность. Также перемещение и увольнение таких работников согласовывается с ВК. Обычно военные комиссариаты не занимаются согласованием кандидатур, а работают по уже предоставленным приказам.

Шаг 5. Подать документы в районную управу и военный комиссариат.
После подачи документов необходимо получить от управы и военного комиссариата справку о постановке организации на воинский учет.

Вопрос: Какая именно организация осуществляет постановку на воинский учет — районная управа, военный комиссариат или администрация города?
Ответ: Регистрация организаций, обязанных осуществлять воинский учет в Москве, согласно административно-территориальному делению и законодательству о местном самоуправлении, осуществляется районными управами. В других городах — территориальной администрацией. Эти государственные органы осуществляют функции призывных комиссий. Именно эти органы присваивают номер организации при постановке на воинский учет. После регистрации в этих органах работодатель регистрируется в военном комиссариате.

Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов. Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Вставать на воинский учет по месту нахождения филиалов не требуется.

Шаг 6. Направить сведения в военкомат по месту регистрации каждого военнообязанного сотрудника

Вопрос:
Случается, что работник не предоставляет временную регистрацию, а по постоянному месту прописки он снят с воинского учета. Каким образом определять, к какому военкомату принадлежит адрес регистрации работника?»
Ответ: Чтобы определить, к какому ВК относится адрес регистрации работника, можно предварительно позвонить в ВК для уточнения информации. Распределением подведомственности занимаются районные управы и Министерство обороны РФ. Адреса областных и районных ВК указаны на сайте Министерства обороны. Уточнить подведомственность также можно в районной управе.

Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации. Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.

При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме. Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 «О внесении изменений в Положение о воинском учете»)

Шаг 7. Регулярная актуализация данных по воинскому учету:

  • Вести номенклатуру дел и обязательные журналы
  • Обновлять картотеку военнообязанных и призывников
  • Проверять у военнообязанных граждан документы и наличие обязанности встать на воинский учёт
  • Оформлять работникам листки сообщений для постановки на воинский учет по месту регистрации
  • Оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления, разъяснять воинские обязанности
  • Вести и актуализировать базу данных 1С или иной учетной системы
  • Проводить внутренние аудиты ведения воинского учета
  • Сверять данные личных карточек c военкоматом
  • Готовить для военного комиссариата обязательные формы и отчеты

Эту постоянную работу проводит ответственный за ведение ВУ работник или профессиональная команда консультантов, которым вы передали эту функцию.

Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.

Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.

Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, нужно.

Вопрос: Необходимо ли проверять, стоит ли в паспорте у сотрудника отметка о приеме на воинский учет по месту прописки?
Ответ: Обязанность проверять отметки в паспорте лежит на работодателе. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях. О том, что у военнообязанного нет отметки необходимо уведомить ВК и направить туда работника, выдав листок сообщения.

Вопрос: Если сотрудник затягивает свой поход в военкомат, наступает ли в этом случае ответственность организации и/или сотрудника? Если да, то какая?
Ответ: Работодатель обязан направить работников в ВК с листком сообщения и проконтролировать возврат отрывной части с отметкой ВК. Для этого ведется специальный журнал. Методическими рекомендациями (п.п а п. 29) и Положением о воинском учете (п. 32), установлен двухнедельный срок для направления сведений. Работодатель несет ответственность только за нарушение сроков. Для сотрудника предусмотрен штраф в размере от 500 до 3000 рублей.

Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.

Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за «неведение» воинского учета?
Ответ: Административной ответственности именно за «неведение» воинского учета нет. Есть штрафы, которые вытекают из общих обязанностей по ведению воинского учета:
1. Статья 21.1. Непредоставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
2. Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
3. Статья 21.3. Непредоставление в установленный срок сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
4. Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения воинского учета составляет три года.

Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУ? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется. Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.

Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.

Специалисты СберРешений

  • проверят полноту и корректность данных ваших сотрудников
  • подготовят необходимые документы военно-учетного стола
  • возьмут на себя коммуникации с военными комиссариатами
  • проконсультируют по вопросам ведения воинского учет

Компаниям, которые ранее не вели воинский учет, мы поможем

  • сформировать картотеку военнообязанных и призывников
  • поставить организацию на ВУ в районной управе и комиссариате
  • подготовить и передать в ВК документацию по ведению В

Передача воинского учета в СберРешения уменьшит нагрузку на специалистов отдела персонала и позволит избежать административной ответственности за неисполнение федеральных законов и других нормативных актов государственной системы РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глюкометр акку чек актив инструкция по применению цена
  • Кто осуществляет руководство эвакуационными мероприятиями при чс
  • Душевая кабина shower room инструкция по сборке
  • Руководство вкп б это
  • Принтер canon i sensys руководство по эксплуатации