Чье руководство должно было разместиться в башне татлина мосфильм цк

Башня Татлина – Вавилонская башня коммунизма

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 27K

Советская архитектура и ее направления до сих пор являются неиссякаемым источником вдохновения не только для архитекторов по всему миру, включая и обитателей Geektimes. Заразившись космическими идеями Захи Хадид и уникальной конструкцией Шуховской башни, мы решили вспомнить о проекте, находящемся на стыке футуризма и конструктивизма — Башне Татлина.

Эпоха «великого социалистического государства» наступила после революции 1917 года и положила начало сильным переменам. Изменения коснулись и искусства: царившие некогда буржуазные пережитки стали отражением неприемлемого прошлого и попали в немилость, а революционные течения получили полную свободу действий, если, конечно, относились к новой идеологии. Так появилось течение конструктивизма, не слишком оцененное у нас, но очень влиятельное и уважаемое для западного искусства и по сей день. Родоначальником советского конструктивизма стал Владимир Татлин — создатель модели башни, невероятной и уникальной по своей конструкции даже в наше время. Она должна была стать главным символом коммунизма и вдохновлять будущие поколения на такие же невероятные свершения, как и она сама. Но этого не случилось. Ей было предначертано пережить коммунизм и найти свое предназначение на другой части света.

Первый памятник из стали, стекла и коммунизма


Модель 1919 года

Проект монументального памятника, посвященного III Интернационалу. Такое название получила башня Татлина в первоначальном варианте. Татлин планировал начать строительство в Ленинграде и приурочить возведение своего детища к победе Октябрьской революции 1917 года. Сооружение должно было символизировать воссоединение человечества, разделенного после разрушения Вавилонской башни. В 1924 году проект получил золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Проект башни состоял из трех геометрических структур, вращающихся вокруг своей оси. В основании здания находился куб (законодательная власть). В нем планировалось проводить заседания, съезды и конференции. В центральной части — пирамида (исполнительная власть). А на самой вершине в цилиндре и полусфере отводилось место для «информационной власти». Радиомачты и антенны тоже были частью памятника — как и лучи прожекторов, вырисовывающих текст на облаках. Несущую мачту собирались направить к Полярной звезде.

Другие детали строения тоже были пронизаны символикой. Наклон башни — такой же, как и у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотнесены с оборотом нашей планеты. Высота башни — 400 метров, кратная земному меридиану (1: 100 000). А форма спирали олицетворяла движение освобожденного человечества.



Башню Татлина в Ленинграде собирались построить здесь

Конструкция башни: двойная спираль и наклонная мачта очень сильно опередили свое время, а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).


Suite Vollard, один из первых вращающихся жилых домов в мире

Но в конце 1920-х отношение руководства страны к конструктивизму очень сильно изменилось, а здание так и не построили. Символ революции остался не у дел. Башня Татлина превратилась в утопию и вошла в историю не как символ коммунизма, а как символ конструктивизма и источник вдохновения для множества архитекторов XX века и современности.

Макеты башни Татлина


Выставка «Советский авангард» в Лондоне

Татлин создал три модели башни, но все они утрачены. Современные реконструкции сделаны по сохранившимся чертежам и фотографиям. Вот где можно увидеть некоторые макеты башни:

  • Третьяковская галерея (Москва);
  • Центр Помпиду (Париж);
  • Музей современного искусства (Стокгольм);
  • Художественное училище им. К. А. Савицкого (Пенза);
  • Королевская академия художеств (Лондон);
  • Главная столовая Оксфордского университета.


Макет в Третьяковской галерее (Москва). Источник


Макет в Пензенской картинной галерее. Источник


Макет в Центре Помпиду (Париж). Источник


Макет в Музее современного искусства (Стокгольм). Источник

Будущее проекта башни


Новое поколение архитекторов и развитие технологий позволили наконец-то реализовать этот проект. За работу взялось индонезийское архитектурное бюро PHL Architects. Они предложили новый проект башни Татлина, позволяющий восстановить разрушенную экосистему застроенного и засоренного района на берегу самой длинной и загрязненной реки в Джакарте — Чиливунг. Эта башня станет не просто высоким зданием, а экологичным и автономным городом будущего.


Концепт новой башни Татлина в Джакарте. Источник

Центр башни будет состоять из жилой зоны для 9 тысяч человек, а между ее отсеками устроят сады и фермы. Это обеспечит местных жителей кислородом и продуктами. На одной ферме можно выращивать овощи и рис, на другой — съедобных насекомых, на третьей — домашний скот. Основная часть продуктов достанется жителям здания, а остатки будут продавать на рынке, расположенном на первом этаже.


Расположение садов и ферм внутри здания

Чтобы обеспечить хорошее качество воздуха внутри небоскреба, на его вершине расположат систему очистки воздуха. Электричество будет производиться двумя способами: с помощью речной воды, протекающей по спирали вокруг конуса, и — дополнительно — с помощью фотоэлектрических панелей на стенах. Это обеспечит башню полной автономностью в плане еды, электричества и водоснабжения.

Проект не только станет визитной карточкой Джакарты, но и принесет много пользы. Возведение комплекса избавит 19 гектаров земли от малоэтажной застройки и снизит нагрузку на электросети. Помимо этого, специалисты бюро отмечают, что здание замедлит вырубку лесов и загрязнение воды в Чиливунге.

Так сложилась судьба архитектурной жемчужины эпохи конструктивизма — доказав, что гениальная идея способна пережить все политические режимы, идеологии и обрести иные формы и черты, вдохновляя новые поколения последователей. Проект много раз хотели реализовать в России, но пока сталкивались либо с недостатком финансирования, либо со сложностями поиска места для постройки. В архитектурных кругах проект башни Татлина очень почитают. Он повлиял на архитектуру последующих течений. Одними из многих поклонников таланта Татлина были выдающиеся современные деконструктивисты Рем Колхас и Заха Хадид.

Avatar

20.04.2019.
Тест. История России, 10 класс

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Список вопросов теста

Вопрос 1

Кто написал сатирическую пьесу «Клоп»?

Варианты ответов
  • Маяковский
  • Есенин
  • Блок
  • Гумилёв
  • Цветаева

Вопрос 2

Какие из перечисленных материалов подлежали цензуре по мнению Главлита?

Варианты ответов
  • Открытая поддержка действий партии
  • Разглашение военных тайн
  • Агитация в поддержку культа личности Ленина
  • Возбуждение общественного мнения путём сообщения ложных сведений
  • Агитация против Советской власти

Вопрос 3

Соотнесите произведение и его автора.

1.

«Бронепоезд 14-69»

2.

«Железный поток»

3.

«Конармия»

4.

«Чапаев»

5.

«Донские рассказы»

Варианты ответов
  • Исаак Бабель
  • Михаил Шолохов
  • Всеволод Иванов
  • Александр Серафимович
  • Дмитрий Фурманов

Вопрос 4

Напишите фамилию режиссёра, снявшего фильм «Броненосец «Потёмкин».

Вопрос 5

Как в Советской России назвали идеологию примирения с большевиками? (ответ запишите без кавычек)

Вопрос 6

Укажите истинность или ложность утверждений о партийном контроле на культурной жизнью.

Варианты ответов
  • В августе 1921 года прошёл процесс над Петроградской боевой организацией Таганцева.
  • Среди арестованных по делу Таганцева был известный поэт Владимир Маяковский.
  • Главлит — это цензурный комитет, который контролировал всю печатную продукцию.
  • В 1923 году появился Главрепертком.
  • В конце сентября 1922 года была проведена операция «Философский паровоз».

Вопрос 7

Напишите фамилию литератора, которого прозвали «красным графом».

Вопрос 8

С чем Николай Устрялов сравнил советскую власть?

Варианты ответов
  • Редиска
  • Огурец
  • Помидор
  • Лук
  • Капуста

Вопрос 9

Что из перечисленного является характерными чертами конструктивизма?

Варианты ответов
  • Декоративная нагруженность
  • Лаконичность
  • Геометричность
  • Стремление к пышности
  • Строгость

Вопрос 10

Чьё руководство должно было разместиться в башне Татлина?

Варианты ответов
  • Главрепертком
  • Коминтерн
  • ЦК партии
  • Главлит
  • Мосфильм

Вавилонская башня для Коминтерна

В башне Татлина должно было найтись место для «сливок народа» со всей планеты

23 июня 2021

Колокольня храма Христа Спасителя в Копенгагене. Для того, чтобы добраться с первого этажа звонницы до верхней точки ее шпиля, над которым возвышается фигура Иисуса, придется преодолеть 400 ступеней.

Недавно я побывал в Копенгагене . И там, на колокольне храма Христа Спасителя, мое внимание привлек шпиль XVIII века, чрезвычайно похожий на знаменитую башню III Интернационала (Коминтерна), спроектированную в 1919–1920 годах советским архитектором Владимиром Татлиным (1885–1953). Что это — простое совпадение или осознанное заимствование? Обращение к биографии архитектора позволяет заключить, что, скорее, верно второе предположение.

Молодые годы будущего художника и архитектора были наполнены приключениями. В 13 лет он сбежал из дома и стал юнгой, а затем матросом. Несколько лет носило юношу по свету, пока он не нашел свою «пристань» в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902). Довелось Татлину побывать и в Копенгагене, где шпиль колокольни Христа Спасителя, увенчанный глобусом со статуей Иисуса Христа , виден из множества точек.

Подарок Урбану VIII

Копенгагенский храм выполнен в стиле барокко. Его строительство началось в 1682 году, при Кристиане V (Christian V, 1646–1699), а завершили работы через четырнадцать лет. В 1696 году собор освятили. Однако колокольни у него тогда еще не было. Звонницу возвели лишь спустя 54 года, в 1750-м. Тогда же на нее установили ту самую уникальную конструкцию, которая до сих пор удивляет туристов. Ведь это не простой шпиль — вокруг него идет открытая винтовая лестница, по которой можно подняться на самый верх, к фигуре Иисуса, и посмотреть на Копенгаген с высоты 86 м. Одним из первых это сделал датский король Фредерик V (Frederik V, 1723–1766) во время освящения постройки 29 августа 1752 года. В 1996 году, после реставрации собора, церемония была в точности повторена датским принцем Йоахимом (Prins Joachim).

Проектировал шпиль архитектор Лауридс де Тура (Laurids Lauridsen de Thurah, 1706–1759), позаимствовавший идею у Франческо Борромини (Francesco Borromini, 1599–1667) — архитектора церкви Сант-Иво алла Сапиенца (Sant’Ivo alla Sapienza) в Риме . Однако символика конструкции итальянца была совсем иной. Борромини хотел польстить папе Урбану VIII (Urbanus VIII, 1568–1644), и поэтому спроектированный им храм, если посмотреть на него сверху, напоминает пчелу (шестиугольник) — геральдический знак семейства Барберини (Barberini), из которого происходил и римский понтифик. Закрученный по спирали церковный шпиль в данном случае — это пчелиное жало. Поэтому он заметно меньше копенгагенского.

Ступени копенгагенской колокольни «одеты» в медные футляры — чтобы камень не изнашивался.

Лестница и башня

Шпиль же копенгагенского собора символизирует, в первую очередь, лестницу (лествицу) в небо, лестницу, соединяющую горный и дольний миры, которую увидел во сне третий библейский патриарх Иаков, по дороге в Харран, куда он отправился, спасаясь от мести брата:

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт.28:12–16).

Тем самым Яхве подтвердил обещанное Аврааму, а затем Исааку: их народ избран Богом и ему гарантирована благосклонность Всевышнего. Позже, уже в христианском богословии, образ лествицы Иакова получил новое истолкование: в нем стали видеть пророчество о нисхождении в земной мир Божьего Помазанника — Иисуса Христа. Именно поэтому швед Лауридс де Тура и решил украсить храм Христа Спасителя ее подобием.

Однако искусствоведы говорят о многозначности творения Лауридса де Тура, находя в нем аллюзию на картину Питера Брейгеля (Pieter Bruegel de Oude, 1525–1569) «Вавилонская башня» (1563). Согласно Библии (Быт, 11:1–9), за сооружение первого небоскреба люди принялись в глубокой древности, когда еще могли общаться друг с другом на едином языке. Однако в глазах Творца задуманный мегапроект был проявлением людской гордыни, пробудившей в смертных желание с помощью башни добраться до божьего престола. И тогда Яхве смешал все языки так, что люди стали говорить на множестве различных наречий, не понимая друг друга. Тем самым, строительство Вавилонской башни было остановлено. Однако шпиль копенгагенской колокольни — это не вызов Богу, а, напротив, символ человеческого смирения перед его волей: с одной стороны, спираль обрывается, так и не достигнув небес, а с другой — она всего лишь опора для ног фигуры Спасителя, венчающей шпиль.

Многие ученые связывают появление легенды о Вавилонской башне с возведением зиккуратов в древнем Вавилоне, в частности со строительством зиккурата Этеменанки, название которого переводится как «дом, где сходятся небо с землей» (его высота действительно была впечатляющей — 90 м). Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, откуда в небо устремлялся двухэтажный храм. Единственное описание зиккурата Этеменанки оставил греческий историк Геродот (Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, 484–425 до н.э.):

В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня; в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи — должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там однако нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

Строительство Вавилонской башни. Миниатюра, XV век. Познакомится с башнями-зиккуратами евреи могли за время вавилонского плена в VI веке до н.э. 

Победа человека

Творческий замысел Татлина при проектировании башни III Интернационала, естественно, был совершенно иным. Художник Юрий Анненков (1889–1974) так описывал суть проекта.

Встреча интеллектуализма с материализмом. Квинтэссенция сегодняшней реальности и могущества техники торжествующего материализма. Татлин не боялся даже признаться в том, что его «сердце тоже было машиной», и что именно это привело Татлина к мысли «дать своему Памятнику» механизм, который воспроизводил бы «биение сердца» и, таким образом, оживил бы его, привёл бы его в движение… Татлин оживляет свой Памятник, который не предназначался для украшения города или для поддержки политических идей, но для того, чтобы служить техническим, утилитарным и рациональным целям. Этот Памятник, который должен был быть, по слову Татлина, на 100 метров выше Эйфелевой башни, должен был стать также «оживлённой машиной», сооружённой из форм, кружащихся вокруг собственных осей с различной быстротой и различными ритмами. Сверх того, он должен был уместить в себе радиостанцию, телеграф, кинозалы и залы для художественных выставок. Всякая антитехническая и декоративная «эстетика» должна была быть заменена богатой и живой внешностью машины. Границы между искусством и механикой, между живописью, пластикой и архитектурой в этом Памятнике исчезли.

Однако насчет политики Анненков сильно заблуждался: такое сооружение, как сооружение Татлина, появившееся в такое время и в такой стране, не могло не заключать в себе идейного смысла. Вот что писал один из лидеров музыкального футуризма, композитор Артур Лурье (1891–1966) о своих разговорах с Татлиным, связанных с проектом башни:

Грандиозное это здание было максимальным проявлением революционности в зодчестве и скульптуре: построенная в формах куба, цилиндра и пирамиды, башня была окружена гигантской спиралью, которая олицетворяла идею революционного динамизма. Башня находилась в беспрерывном движении, делая оборот вокруг самой себя 365 дней в году. Конструкция башни представляла собой сложнейшую механику: так, во всем здании должна быть круглый год одинаковая температура; в башне были рассчитаны всевозможные залы — астрономические, театральные, залы для заседаний, митингов, конгрессов, залы для печати и т. д. […] Разговоры о башне начинались сразу же при встрече с ним, и никогда не прекращались. Всякий новый разговор о башне принимал всё более и более фантастический характер. В воображении Татлина башня представляла собой архитектурный синтез всей революции; в это понятие он вмещал всё, что ему подсказывала его творческая фантазия. Если не ошибаюсь, на самом верху башни Татлин задумал поместить аэродром.

В свою очередь, художник Амшей Нюренберг (1887–1974), вспоминая о своей встрече с архитектором на персональной выставке последнего (1932), цитирует слова Татлина:

Все в башне будет необыкновенно! Высота. Этажей двадцать. Потом она будет вертящейся. Затем, в ней будут жить и мыслить, и работать сливки народа. Его мыслители, ученые, изобретатели, инженеры, художники, скульпторы.

Оригинальный пятиметровый макет башни Татлина (на илл.) был утерян в 1930-е годы. Воссоздали его только в 1993-м. Сейчас он находится в выставочном фонде РОСИЗО

400-метровая металлическая стержневая наклонная башня, спирально суживающаяся кверху, имела небольшой наклон, равный наклону земной оси. Она должна была дать пространство для деятельности лучших представителей человечества: начиная от вождей Коминтерна и заканчивая деятелями науки и искусства. Куб, в котором предполагалось разместить законодательные органы Коммунистического интернационала, должен был вращаться со скоростью одного оборота в год; усеченная пирамида, где располагались его исполнительные органы, делал один оборот в месяц; цилиндр, вмещавший секретариат, имел скорость одного оборота в неделю и четвертый, в виде полушария, где находились апартаменты коммунистических лидеров, делал один оборот в день.

Таким образом, своей «коминтерновской начинкой» башня воплощала в себе идею всемирного единения народов под знаменами коммунистических идей. По сути, в ней должно было разместиться мировое правительство. На одном из фасадов башни так и предполагали написать: «Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов Земного Шара». В этом случае конструкцию Татлина, столь похожую на башню Вавилона, вполне можно считать ее антитезой — ведь теперь она служила не разделению, а единству человечества. Это был символ безграничных способностей человека, развитие которых не в силах остановить ничто — даже Бог.

Спираль — писал известный в те годы художественный критик Николай Пунин (1888–1953) после знакомства с проектом Татлина, — линия движения освобожденного человечества. Спираль есть идеальное выражение освобождения; своей пятой упираясь в землю, она бежит земли и становится как бы знаком отрешения всех животных, земных и пресмыкающихся интересов.

Под ленинской пятой

Однако башне Татлина так и суждено было остаться проектом. В начале 1930-х годов на смену порожденному революцией конструктивизму постепенно пришел стиль, позднее названный «сталинским классицизмом». В 1931 году в Нью-Йорке был возведен небоскреб Эмпайр–стейт– билдинг высотой 390 м. Сталин тотчас решил догнать и перегнать американцев. Был объявлен конкурс на создание проекта Дворца Советов, высоту которого хотели довести до 400 м. Этот конкурс предрешил судьбу московского храма Христа Спасителя, на месте которого и должны были воздвигнуть колоссальное сооружение. 5 декабря 1931 года храм взорвали.

Татлин по совету и при помощи знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier, 1887–1965) тоже представил проект своей башни на суд жюри. Но безуспешно. После публикации итогов конкурса разочарованный Татлин писал секретарю ВЦИК Авелю Енукидзе (1877–1937):

Представленные проекты [в отличие от моего] несут на себе печать буржуазной идеологии. Наша собственная советская форма не представлена. Я обращаюсь к Вам с предложением сформулировать новую конструктивную форму, которая рвет с буржуазной формой.

Но к его голосу не прислушались. Победил на конкурсе Борис Иофан (1891–1976). По утвержденному в 1934 году проекту Дворец Советов должен был представлять собой 420-метровую, многоярусную башню весом в 2 млн. т и общим объемом в 7 млн. м3 , что примерно равнялось сумме объемов шести нью-йоркских небоскребов. Здание венчала 80-метровая статуя Ленина.

Но в утвержденном проекте Дворца Советов явно просматриваются черты татлинской башни. И Иофан мог создать это сходство сознательно, зная, что послужило прототипом башни III Интернационала. Его могла привлечь своеобразная цепь аллюзий: на месте, когда-то занимаемом храмом Христа Спасителя, будет возведен Дворец Советов со шпилем, восходящим к другому храму Христа Спасителя в далеком Копенгагене, а статуя Ленина как бы заменит статую Иисуса Христа.

Так выглядел бы Дворец Советов Иофана. Конкурс проектов Дворца был исключительным по размаху. Сто шестьдесят работ представили архитекторы-профессионалы, более сотни проектов поступило от обычных граждан и двадцать четыре разработки прислали из других государств.

Однако и проект Иофана тоже не воплотился в жизнь. До начала Великой Отечественной войны успели возвести только фундамент и каркас, для которого даже выпустили специальный сорт стали «ДС». Но с началом боевых действий часть железобетонных плит пошла на строительство укреплений, а металлические конструкции — на нужды железных дорог. После войны строительство уже не возобновили, хотя работа над проектом формально продолжалась до конца 1950-х годов. Так Ленин и не заменил Христа.

Башня Татлина

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Уникальность башни
  • 3 Предназначение башни по замыслу автора
  • 4 Символика башни
  • 5 Проект башни и современность

Башня Татлина – под таким именем вошел в историю проект монументального памятника, посвященный Третьему Интернационалу. Он появился в разоренной и полуголодной стране Советов в 20-е годы и поломал все традиционные представления об архитектуре.

История создания

Разработка монумента принадлежит советскому архитектору Владимиру Евграфьевичу Татлину. Гигантский 400-метровый памятник должен был стать символом всемирной коммунистической власти.

Архитектор вместе с помощниками построил уменьшенную башню высотой 5 метров.

Рабочие моменты

Фанера, дерево, жесть, шпагат послужили основой для создания модели. В ноябре 1920 года она была представлена на выставке. Затем ее передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Руководители страны башню не оценили. Проект так и остался проектом.

Владимир Евграфьевич Татлин

Одна из вновь сделанных моделей была представлена на выставке декоративных искусств в Париже. Именно там, в Париже, создание Татлина получило впервые международное признание, это была золотая медаль. Но в советской России вспоминать об этом было не принято. Тем не менее башня стала символом революционного переворота всего человечества.

Уникальность башни

Идея памятника очень оригинальна. В ней заложено сочетание архитектуры, скульптуры и живописи.

Владимир Татлин стал родоначальником советского конструктивизма. Это стиль, которому присуща строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика строений.

По замыслу архитектора сооружение планировали выполнить из стекла и стали. Грандиозное по замыслу, оно должно было состоять из двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей, которые располагались одна в другой.

Чертежи башни Татлина

Опирались они на наклонную стальную мачту, которая уходила в землю. Вверху спирали постепенно сближались у ребристого стального цилиндра. Вес восходящих спиралей внизу принимали на себя две арки сложной кривизны.

Предназначение башни по замыслу автора

Во внутреннем пространстве за сквозной решеткой – четыре расположенных друг над другом объема. По сути, это отдельные здания. Предназначались они для служб управления интернационалом. Самое интересное то, что все они вращались с различной скоростью.

Проект символа интернационала

Самое крупное здание имело форму куба. Предназначалось оно для проведения конференций и съездов, вращалось со скоростью одного оборота в год. Над ним располагалось строение в форме усеченной пирамиды, предназначенное для секретариата. Скорость его вращения – один оборот в месяц.

В здании-цилиндре со скоростью вращения один оборот в день должны были разместиться информационное бюро, издательство, типография, телеграф. Радио Коминтерна предполагалось разместить в четвертом здании, изготовленном в виде полусферы, со скоростью вращения один оборот в час.

Все тела зданий планировалось связать между собой и с землей электрическим подъемником сложной конструкции.

Частью башни Татлина были также радиомачты и антенны. Как и лучи прожекторов, способные вырисовывать тексты – лозунги на облаках. Несущую мачту собирались направить к Полярной звезде.

Символика башни

Проект башни пропитан символикой. Её наклон – как у оси Земли. Вращающиеся сооружения соотносятся с оборотом Земли. Высота 400 м кратна земному меридиану. Форма спирали – это «линия движения свободного человечества».

В Третьяковской галлерее

Проект Татлина – это великая утопия грандиозного по величине здания. Практического значения башня не имела. Разоренная советская Россия никогда бы не потянула такого сложного строительства.

Проект вошел в историю как самый узнаваемый символ конструктивизма. Он вдохновил последующие поколения архитекторов на освоение недостижимых ранее высот в архитектуре.

Проект башни и современность

Модели башни можно увидеть в Третьяковской галерее, в Москве на элитном жилом комплексе «Патриарх», в музее современного искусства в Стокгольме, в университете Оксфорда.

Музейный экспонат

А идеи, заложенные в проекте Татлина, до сих пор не реализованы полностью. В виде отдельных фрагментов они присутствуют в символике зданий правительственного комплекса столицы Бразилии, в конструкциях центра имени Жоржа Помпиду в Париже, в мощной спирали ведущего музея в Нью-Йорке, в поверхностях сложной кривизны оперного театра в Сиднее.

Идея памятника была слишком смелая для немедленного воплощения. В настоящее время вращение свободно висящих конструкций претворено в жизнь на международной космической станции.

Загрузка…

Советская история знает немало примеров масштабных проектов, которые по той или иной причине не были воплощены в жизнь. Самым известным из них по праву считается Дворец Советов – монументальное здание в центре Москвы, строительство которого началось в 1930-х годах, но так и не было завершено. Однако еще за десять лет до этого, когда в советской архитектуре царил конструктивизм, архитектор и художник Владимир Татлин предложил нечто, поражающее воображение современников. Татлинская башня стала символом смелой мечты, которой, увы, не суждено было сбыться.

«Памятник из железа, стекла и революции»

Владимир Евграфович Татлин оставил богатое творческое наследие. Он занимался живописью, дизайном и архитектурой, создавал эскизы театральных декораций и костюмов. Изобретение, в будущем известное как «Татлинская башня», он назвал «Памятником III Коммунистическому Интернационалу». Татлин мечтал совершить переворот не только в культуре, но и в науке и технике. У конструкции, изобретенной им, на тот момент не существовало аналогов. Несмотря на то, что архитектору удалось создать лишь модель башни, оригинальный замысел получил высокую оценку как его советских коллег, так и зарубежных специалистов. В 1925 году башня Татлина отправилась на международную выставку декоративных искусств во Францию, где была выставлена рядом с бюстом В.И. Ленина в советском павильоне. Работа Владимира Татлина получила золотую медаль, а сам архитектор – мировое признание.

Архитектор Владимир Татлин. 1910-е гг

Башню Татлин планировал выполнить из стекла и стали – простых, утилитарных материалов. Собирать модель архитектор начал в 1919 году в мастерской Петроградской Академии художеств. Наблюдать за созданием шедевра можно было «в режиме реального времени». Замысел Владимира Татлина оказался глубоко символичным. Предполагаемая высота башни – 400 метров – одна стотысячная длины экватора. Наклон – 23,5 градуса – как у оси Земли. Части башни должны были постоянно вращаться. Внутри здания Татлин собирался разместить три стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Их архитектор планировал подвесить внутри металлического каркаса башни. Казалось, едва ли кто-то, кроме самого Татлина, понимает, как можно реализовать столь сложный проект. Динамическая архитектурная форма была в те годы непостижимой новинкой. Нарком просвещения Анатолий Луначарский шутливо называл Татлинскую башню «первым советским памятником без бороды».

Модель Татлинской башни на выставке

Каждое из помещений башни отличалось от другого формой и дизайном. Нижнее (обозначенное в схемах буквой «А») имело форму куба. Оно должно было двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год. Это помещение Татлин отводил под «цели законодательные». Помещение «В» имело форму пирамиды и полный оборот совершало бы за месяц. Там архитектор, по всей видимости, собирался разместить Исполком Интернационала. Самым «скоростным» было верхнее помещение, выполненное в форме цилиндра. Оно предназначалось под «центры характера уведомительного» – например, телеграф и радио. Помещение «С» должно было вращаться со скоростью одного оборота вокруг собственной оси в день. Радиомачты и свет прожекторов расходились бы от башни вверх подобно лучам.

Подготовка макета

По стопам одаренного творца

Проект Владимира Татлина, к сожалению, не был реализован. Сначала на него, вероятно, не хватило средств. Затем на смену конструктивизму пришли соцреализм и так называемый «сталинский ампир». Архитектурные представления о прекрасном сильно изменились. Ни одна из оригинальных деталей Татлинской башни до сих пор не обнаружена. Архитектор и сам не знал, куда поместили его творение. Владимир Евграфович лишь предполагал, что макет башни находится в запасниках Третьяковки вместе с другими его работами. Советский художник Элий Белютин однажды побывал у Татлина в гостях и увидел висевший на стене эскиз легендарной башни.

Чертеж башни Татлина и корзины-карусели

В дальнейшем макет «Памятника III Интернационалу» неоднократно воссоздавали. Художники новых поколений отдавали дань уважения смелому изобретению Владимира Татлина. Поначалу идея о вращении зданий казалась утопией, однако и она со временем была претворена в жизнь. Так, по схожей схеме выстроен ресторан «Седьмое небо» в Останкинской башне, открытый в 1967 году. За 40 минут комплекс совершает оборот на 360 градусов. Труд Владимира Татлина не забыт и спустя сто лет. В 2010 году Союз архитекторов России учредил премию имени Татлина. Лауреатам вручают приз в виде легендарной башни. В наши дни с помощью VR-технологий можно увидеть, как выглядело бы «детище» Владимира Татлина, если бы его установили рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Генаст комбинир свч с горячим обдувом инструкция
  • Миоток мини инструкция по применению точки
  • Утепление лоджии пеноплексом под штукатурку своими руками пошаговая инструкция
  • Препарат капотен инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Оциллококцинум инструкция по применению детям с какого возраста можно применять