Чем отличается начальник от руководителя в трудовых правах и обязанностях
Управление коллективами зависит от качества и профессионализма руководства. Управленческие инструменты используют лица, называемые руководителями или начальниками. Стоит разграничивать эти понятия или поставить между ними знак равенства, попытаемся разобраться.
Содержание:
- Определение понятий начальника и руководителя
- Из истории
- Сведения из толкового словаря Д.Н. Ушакова
- Общие черты начальника и руководителя
- Отличия в реализации прав и обязанностей
Определение понятий начальника и руководителя
Источники дают различающиеся трактовки (формулировки) этих двух понятий. Прослеживаемое единство мнений состоит в следующем.
Начальник – это назначенный на управленческую должность человек, наделенный распорядительной властью и получающий вознаграждение за труд. Права и обязанности определяются законодательно и распорядком предприятия. В его подчинении находятся иные лица (штатные сотрудники).
На него возлагаются следующие обязанности:
Руководящая должность
- отдавать приказы, распоряжения
- руководить процессом (например, трудовым)
- отвечать за вверенных подчиненных
Для начальника значение имеют личностные характеристики, постоянное совершенствование приобретенных навыков.
Руководитель – это, как правило, профессия человека, статус, обеспеченный формальной должностью и неформальными позициями. Статус определяется в зависимости от обязанностей, прав, условий. Руководитель может исполнять, например, обязанности:
- директора
- председателя правления
- президента
Однако обязанности для достижения результата выполняются как за вознаграждение, так и неформально.
Понятие руководителя организации как наемного работника определено Трудовым Кодексом (ст.273). Согласно ему, это физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией.
На руководителя возлагаются следующие обязанности:
- управлять, организовывать работу вверенной группы
- принимать стратегические решения
- отвечать юридически за результат
- создавать условия для развития компании
- участвовать в ведении документации, распределении бюджетных средств
- представлять коллектив на более высоком социальном уровне
Работа руководителя регулируется нормами как трудового, так и гражданского права. Контакты с коллегами, обмен опытом, деловые встречи – все это в ведении руководителя. Он должен обладать управленческими способностями, развитым интеллектом, работоспособностью, дисциплинированностью.
Из истории
Выполнение обязанностей руководителя считается древней профессией. Руководителями считались предводители, вожди. Ранее они управляли не только трудовым процессом, но и различными сферами повседневной жизни подчиненных.
В ведении современных руководителей находятся работники конкретных трудовых коллективов (организаций). Профессия востребована на рынке труда. Руководитель подразделения компании выступает одновременно в роли начальника и подчиненного.
Сведения из толкового словаря Д.Н. Ушакова
Начальник в словаре определяется как должностное лицо, заведующее, руководящее чем-либо. А руководитель – как лицо, возглавляющее что-либо, наставник.
Общие черты начальника и руководителя
Во многих источниках эти два слова называют синонимами. Грань между ними тонкая, легко стирающаяся. Главное, что и тот, и другой – должностные лица, участвующие в управлении коллективом, сферой, отраслью. К тому же, кроме образовательных и управленческих навыков, им должны быть присущи черты:
Пост начальника
- творческий склад (креативность)
- гибкий ум
- способность к быстрому реагированию (в критических ситуациях)
- умение ставить цели и вести к ним коллектив
- соответствие моральным принципам, человечность
- лидерские качества, умение вести группу за собой
И начальник, и руководитель выигрывают, если пребывают в позитивном ключе.
Для тех и других недопустимы такие факторы:
- некомпетентность, грубость
- необязательность, отсутствие порядка
- стремление к личному преимуществу
- отсутствие личностного роста
Важной для всех является правильная самооценка, отсутствие излишней амбициозности и авторитарности.
Отличия в реализации прав и обязанностей
Несмотря на частое отождествление понятий, есть несколько пунктов различий.
Начальник:
- Это должность.
- Исполняет обязанности за вознаграждение.
- Может быть учредителем, не участвуя в управленческой функции.
- Трудоустраивается по утвержденному приказом договору.
- Собственные требования оформляет в форме приказов (указаний, распоряжений).
Руководитель:
- Это профессия.
- Исполняет обязанности за вознаграждение и неформально.
- Управленческая функция обязательна.
- Может трудиться и на общественных началах (благотворительный проект, детское объединение).
- Требования могут выражаться в форме консультаций, предложений, проектов.
Управление организацией предполагает работу с людьми. При всех имеющихся отличиях, начальник и руководитель для успешной работы призваны заслужить уважение в коллективе, совершенствовать профессиональные характеристики.
Эффективный стиль руководства напрямую зависит также от использования в практической деятельности позитивных личностных качеств.
© 2023 Право Денег · Копирование материалов сайта запрещено
Москва, Новогиреевская улица, 21 | Контакты | Карта сайта
Вопросы управления коллективом занимают исследователей на протяжении столетий, но универсальных формул успеха до настоящего момента не выведено. Зачастую позицию упрямого начальника противопоставляют концепции мудрого руководителя. Попробуем разобраться в значениях указанных категорий и понять разницу между ними.
Содержание статьи
- Определение
- Сравнение
- Выводы TheDifference.ru
Определение
Начальник – лицо, назначенное на управленческую должность в установленном порядке и получающее вознаграждение за свой труд. В его подчинении обязательно находится как минимум несколько человек, а круг прав и обязанностей определён законодательством и внутренними распоряжениями предприятия.
Руководитель – профессия, обозначающая группу формальных должностей и неформальных позиций. Конкретное выражение статуса, круг прав и обязанностей зависит от конкретных условий деятельности. К примеру, руководитель предприятия может быть директором, президентом, председателем правления. Кроме того, в объём понятия входит круг неформальных должностей, которые не подразумевают оплату труда.
к содержанию ↑
Сравнение
Важнейшее отличие заключается в объёме понятий. Очевидно, что руководитель – это профессия, включающая в себя в том числе начальствующие должности. Способ управления и полномочия, а также авторитет и статус не играют особой роли. Другое дело – оплата труда: у начальника она обязательно есть, так как он трудоустроен на должность по договору, утверждённому приказом или распоряжением.
Руководитель может работать на общественных началах (к примеру, научное руководство, ведение благотворительных проектов, детских кружков). Его статус также может быть неформальным, что зависит от конкретных условий. Свои требования начальник может оформлять в виде приказов, распоряжений и указаний, а руководитель – ещё и в консультативной форме (предложения, проекты).
к содержанию ↑
Выводы TheDifference.ru
- Объём понятия. Руководитель – это профессия, класс управленцев, а начальник – конкретная должность, занимаемая лицом.
- Формализация. Начальник в обязательном порядке трудоустроен приказом или распоряжением, руководитель может быть неформальным.
- Вознаграждение. Начальник всегда получает зарплату за свой труд, руководитель может работать на общественных началах.
96
Глава 6.
РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ
1. Понятие руководства
Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.
Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.
Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.
Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,
97
практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.
Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением
кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.
Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;
2)налаживание сотрудничества между людьми;
98
3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных
целей.
Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.
Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
1)требования (разумные, реальные);
2)контроль (обязательно личный);
3)поощрения, наказания (быть справедливым);
4)организация общественного мнения.
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
2. Руководитель и его социальная роль
2.1. Должностной статус руководителя
Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.
Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые
99
действия руководителя в различных управленческих ситуациях.
Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.
Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».
Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.
Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.
Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.
Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.
Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.
Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные
производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.
Функциональные руководители — это начальники
100
специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.
2.2. Общие функции руководителя
Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.
Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.
К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.
В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.
Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.
Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы
101
подчиненных, занятых в процессах управления и производства.
Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.
Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.
Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.
Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.
Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.
Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.
Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.
Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.
Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.
102
2.3. Каким быть руководителю?
Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа
—выращивать здоровый и продуктивный коллектив.
В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.
Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.
Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.
Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.
Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.
Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.
Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека
для |
профессиональной |
деятельности |
руководителя |
является мотивированный интерес |
к этой деятельности и |
достаточные |
умственные способности.
Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и
103
усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.
Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.
Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.
Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.
Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.
Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.
Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.
Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.
Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.
Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность
Бизнесмен и дизайнер Артемий Лебедев рассказал, чем руководитель отличается от начальника. Об этом он написал на своей странице в Facebook.
По мнению Лебедева, существует главный критерий, по которому можно отличить руководство от начальства: «Начальник, как правило, — *****, руководитель, как правило, норм. Я никогда в жизни не был начальником и совершенно не стремился им стать. А руководителем сначала не был, потом научился, а потом стал».
Артемий Лебедев считает, что руководитель, в отличие от начальника, выстраивает более доверительные и близкие отношения с людьми, с котороми работает: «У начальника есть подчиненные, а у руководителя — коллеги. Начальник — это статус, а руководитель — это роль. Это очень большая разница».
Руководитель должен уметь оценивать даже ту работу, которая ему не близка, считает Лебедев. Именно это, в частности, отличает его от начальника: «А каждый руководитель должен уметь оценить даже то, что ему лично совершенно неблизко. Скажем, при выборе дизайнера для работы в студии важно уметь оценивать не стиль работы, а ее качество и уровень. Стиль всегда можно поменять, а качество и уровень поменять практически нереально».
Ранее Inc. писал о том, почему попытки руководителей избежать неловких разговоров с сотрудниками вредят компании. «Одна из главных проблем менеджеров — недостаток прямолинейности. Иногда они понимают, что сотрудник делает что-то неправильно, но не говорят с ним об этом. Они чувствуют беспокойство и растерянность, но ограничиваются парой замечаний, думая, что это решит проблему. В итоге напряжение накапливается и они все равно проводят беседу с сотрудником, но она получается намного более тяжелой», —считает консультант по вопросам менеджмента Элисон Грин.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews