Члены группы осуществляемые руководство это

Лидер

человек, который может сделать так, чтобы остальные убеж¬денно и с энтузиазмом совершали верные действия.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

ЛИДЕР

— признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с
принятием им решения в определенных ситуациях.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ЛИДЕР

Любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. Обычно добавляется прилагательное, характеризующее вид, рассматриваемого лидера или лидерства.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЛИДЕР

авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним (см. также Харизматический лидер).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Лидер

член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ЛИДЕР

англ. leader — ведущий) — член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Лидер

Член группы, за которым она признает (или вынуждена признавать) право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Успех Л. во многом определяется восприятием и признанием членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЛИДЕР

авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных ситуациях и процессах. По характеру воздействия на малую группу различают позитивных лидеров, оказывающих положительное влияние, и негативных, воздействующих отрицательно.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Лидер

член малой группы, имеющий влияние на других ее членов при выполнении совместной деятельности, при общении, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. На лидерскую роль человек выдвигается стихийно вследствие признания членами группы его преимуществ в чем-либо.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЛИДЕР

(от лат. leader – ведущий, руководитель) – член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним. Л. бывает формальный (назначенный руководитель) и реальный (признаваемый группой).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛИДЕР

(англ. leader — ведущий, руководитель) — социологический и социально-психологический термин: член группы, осуществляющий руководство. Термин подразумевает прилагательные «официальный» — старший в группе или «неофициальный» — вожак, фактически ведущий за собой группу. Лучше всего, когда тот и другой Л. совпадают в одном человеке.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЛИДЕР

от английского leader – «тот, кто ведёт» – один из членов группы, который признаётся ею как достойный руководить и принимать решения, особенно в значимых для неё обстоятельствах. Л. – это авторитетная личность способная объединить, организовать и регулировать совместную деятельность для достижения поставленной цели, например, в непредвиденной, экстремальной ситуации.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЛИДЕР

член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи; индивид, обладающий способностью психологически воздействовать на других в целях интеграции совместной активности и/или деятельности; статус ведущего члена группы, обладающего фактической властью над другими ее участниками, получаемый его обладателем в процессе и результате отношений в малой группе. (Косолапов Н.А., с.103)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Лидер

англ. leader — ведущий, руководитель) — любой индивид, занимающий позицию доминирования, имеет власть или определяющее влияние в социальной группе. Термин обычно уточняется прилагательным, характеризующим вид рассматриваемого лидера или лидерства. В тех нередких случаях, когда это уточнение опускается, термин может использоваться в манипулятивных целях, при этом эксплуатируются такие коннотации термина, как «самый активный», «наиболее компетентный и ответственный», «обладающий качествами руководителя», «знающий все лучше других», «альфа-самец» и т.п.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЛИДЕР

(от англ. leader — ведущий) — член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается и закрепляется особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации Л.: по содержанию деятельности (Л. — организатор, Л. — программист, Л. — исполнитель); по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоциональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).
Существует понятие «харизматического Л.», т. е. обладающего высшей степенью развития личности и способности воздействия на людей.

Источник: Акмеологический словарь.

ЛИДЕР

член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Л. обладает неформальным или неофициальным авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель группы. Л. обычно не выбирают и не назначают, им, как правило, становится человек, которого члены группы сами признают своим Л. и который изъявляет желание стать Л. группы. Л. далеко не всегда и не обязательно является официальный руководитель группы, чаще всего им становится кто-либо другой, причем в одной и той же группе может быть несколько Л., и, кроме того, лидеры в группе могут время от времени меняться. См. группа социальная, лидер бюрократический, лидер номинальный, лидер, ориентированный на людей, лидер, ориентированный на работу, лидер харизматический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛИДЕР

от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л. – вдохновитель и Л. – исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. играет важную роль в урегулировании конфликтов в организации. Во-первых, от его индивидуальных особенностей зависит количество и содержание конфликтов, возникающих у него с окружающими. Во-вторых, Л. влияет на социально-психологический климат в коллективе и тем самым на конфликтность взаимоотношений. В-третьих, Л. чаще других участвует в урегулировании проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях др. членов группы.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЛИДЕР

член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:
1) по содержанию деятельности — лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель;
2) по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный;
3) по направленности деятельности — лидер эмоциональный и лидер деловой, и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер — не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем развития группового.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЛИДЕР

(от англ. ведущий) – член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. В группе могут быть как официальные, так и неофициальные Л. Неофициальный Л. оказывает заметное влияние на товарищей, благодаря своим определенным личным качествам, в большинстве случаев положительное (но бывает и отрицательное). Как правило, все Л. превосходят других членов группы по крайней мере в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности. Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс ее внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления. В психологии приняты различные классификации Л.: по содержанию деятельности (Л. – организатор, Л. – программист, Л. – исполнитель); по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоциональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). Существует понятие «харизматического Л.», т. е. обладающего высшей степенью развития личности и способности воздействовать на людей. Положение авторитетного Л. заметно влияет на психологию всей группы. В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЛИДЕР

от англ. leader — ведущий) — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Л. является наиболее авторитетной личностью, реально играющей центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Л. может быть одновременно руководителем группы, а может им и не быть. Очень часто понятия «Л.» и «руководитель» отождествляются, что является неправомерным. Основные различия между ними сводятся к следующему. 1) Руководитель назначается официально, а Л. выдвигается неофициально, стихийно. 2) Руководителю законом даны определенные права и полномочия, Л. не обладает системой установленных законом санкций, используя которые, он мог бы воздействовать на ведомых. 3) Руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами, Л. ограничен в сфере своей деятельности в основном рамками внутригрупповых отношений. 4) Руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел в группе и результаты ее деятельности, Л. никакой персональной ответственности за плохую работу группы или за то, что в ней происходит, перед законом не несет. Признаком хорошей организации группы является совмещение роли Л. и руководителя в одном лице. Если же этого не наблюдается, то взаимоотношения между ними в зависимости от уровня группового развития могут как способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы, так и приобретать конфликтный характер.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Лидер

англ. leader — ведущий] — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т.д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции Л. и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего Л. в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества. В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции Л. и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций Л. и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти. А.В. Петровский, М.Ю. Кондратьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ЛИДЕР

субъект-член группы, группировки, альянса, бомонда, богемы, касты, клана, за кот. сами участники альянса-группы и признают приоритет принимать значимо-ответственные решения в онтологическо-субстанционально-важных обстоятельствах-ситуациях, Л. — это и высокорейтинговая-авторитетная личность, кот. исполняет центрально-базальную роль в организации-коррекции-регуляции-контроле совместной деятельности индивидов и регулирует-интенционирует взаимоотношения-взаимосвязи в группировках-группах-союзах; в псих. как науке можно интерпретировать различные кластеры-классы лидеров, например, а) Л. организатор-вдохновитель, 6) Л. энтузиаст-исполнитель, в) универсальный Л., г) онтососитуативный Л., д) чувственно-эмотивный Л., е) рационально-деловой Л., ж) профессионально-компетентный Д., з) научно-авторитетный Л. и т.д.; сам Л. может быть симультанно руководителем союза-группы или же не быть таковым; обычно, в различных кланах, кастах, минигруппах, альянсах самого лидера целеинтенционально-целенаправленно избирают другие индивиды сопричастные к группе или назначают субъекта в качестве ответственного индивида за положение дал в коллективе, группе, союзе, кот. может быть уполномочен индивидуальным правом поощрять-миловать или же наказывать-карать тех или иных субъектов; с понятием Л. тесно коррелируется понятие лидерства; это такой тип отношений приматности-подтнениявоздействия-доминирования-следования-директивности-субординации-императивности, кот. возникает в группе-альянсе-группировке, где роль лидера-ведущего-режиссируемого-дирижируемого исполняет-референцирует-репродуцирует реноме-авторитетное лицо, ориентированное на разрешение различных социально-личностно-онтологическо-деловых проблем, лицо-субъект индивидуально-уполномоченное разрешать проблемы тех или иных субъект-человеческих отношений, ситуационных эксцессов, конфликтов; некот. иссл. считают, что определенным личностям свойственна надисключительность-харизматичность быть Л., благодаря эго-харизме, кот. и позволяет им значимо-весомо, часто в собственных целях, воздействовать на других субъектов; согласно нашим концепциям-постулатам лидером могут быть люди различного социального статуса, различной онтогенетическо-филогенетической психоэволюции, все в таких мультислучаях-эпизодах-мультиситуациях решает ситуационный антураж, свойство-предикаты личности самого субъекта, уровень его интеллекта-эрудиции-адукации, его нацеленность-экзальтационность на реализацию тех или иных целей-задач-замыслов, кои потребностно-значимы-субстанциональны и для других индивидов субъектов р группе-союзе-группировке, кои в свою очередь осознают, что данный субъект и может оказаться или же оказался тем эмпирическо-ментально-компетентным лидером-субъектом, способным, в отличии от всех остальных индивидов, прагмаценностно-прагмаактуализированно результировать-разрешить важно значимую для всех задачу, проблему, цель, поэтому, по мнению-критериям, большинства участников группы за ним и должно быть сохранено неоспоримое право влиять на ход событий, воздействовать на других индивидов, координировать-корректировать их действия, поощрять субъектов, членов-участников группы, клана, группировки, союза или же остракизмоизировать-наказывать их.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Успешное
развертывание группового процесса
требует немалых уси­лий по его
организации, поддержанию целевой
направлен­ности, координации
индивидуальных действий и т.д. — сло­вом,
нуждается в эффективном управлении.
Существенное
значение в социальной психологии и
жизни групп имеют феномены
лидерства
и руководства
,
от
которых зависит, кто берет на себя
функции сплочения, развития и организации
группы.

Главные
различия между лидером и руководителем
:
1)
лидер
в основном осуществляет регуляцию
межличностных отношений в группе, в то
время как руководитель
регулирует официальные отношения
группы; 2) лидерство
проявляется

в условиях микросреды (малой группы),
руководство
— элемент макросреды, т. е. оно связано
со всей системой общественных отношений

(руководитель
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе);
3) лидерство
возникает

стихийно, руководитель
же реальной социальной группы либо
избирается, либо назначается,
но так или иначе этот процесс не является
стихийным, а, напротив, является
целенаправленным, 4) явление
лидерства

менее
стабильно
,
выдвижение лидера в большой степени
зависит от настроения группы,
в то время как руководство
— явление более стабильное; 5) руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет.

Руководство
— процесс управления группой, осуществляемый
руководителем как посредником между
социальной властью (государством) и
членами общности на основе правовых
полномочий и норм, данных ему.

Лидер

член малой группы, который имеет
наибольшее влияние на других членов
группы в совместной деятельности и за
которым признается право принимать
ответственные решения в значимых для
группы ситуациях.

Лидер
проявляет более высокий, чем другие
члены группы, уровень активности,
участия, влияния в решении данной задачи.
Он выдвигается в конкретной ситуации,
принимая на себя определенные функции.
Остальные члены группы принимают
лидерство и изъявляют готовность
добровольно подчиняться лидеру. Лидерство
— явление групповое
,
поскольку в одиночку лидер немыслим.
Поэтому феномен лидерства относится к
динамическим процессам малой группы.

Выделяют
две основные
функции лидера
:
1) организовать решение какой-то задачи,
2) устранить мешающие делу конфликты и
напряжения, активизировать хорошее
настроение.

В
объяснении процесса и механизмов
возникновения лидерства есть три
подхода.

Первый подход представляет «теория
черт»

(иногда называется «харизматической
теорией»). Представители этого подхода
считают, что лидером
может быть человек, обладающий от
рождения определенным набором личностных
качеств, психологических черт.

Второй
подход можно назвать «ситуационной
теорией лидерства»
.
Считается, что в основном лидерство
— продукт ситуации
.
В повседневной групповой жизни возникают
ситуации, в которых должны проявиться
определенные качества личности, способной
стать лидером. Человек, обладающий
качествами, необходимыми в данной
ситуации и превосходящий в этом других
людей, становится лидером.

Третий
подход представляет собой комплексный
вариант

и получил название «системной
теории лидерства»
.
Лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом.
Такой
подход к проблеме лидерства более
адекватен реальной действительности
и является ныне основным.

В
группе одновременно могут активно
реализовывать свои функции несколько
лидеров. Предлагаются различные
классификации лидеров
.

По
содержанию деятельности выделяют
лидера-вдохновителя и лидера-исполнителя.

По
характеру деятельности
:
универсальный
лидер

(это лидер широкого спектра воз­можностей,
сохраняющий свои статусные позиции в
разных групповых ситуациях) и ситуационный
лидер

(это — «узконаправленный» лидер,
выдвигаемый группой на эту роль в
конкретный момент функционирования.
Н-р,
лидер — мастер в определенном виде
труда).

По
направленности деятельности:

Деловой
(инструментальный) лидер преимущественно
включает в себя действия, направленные
на достижение стоящей перед группой
цели, он организует работу группы.

Эмоциональный
(экспрессивный) лидер — поддерживает
внутренний клима­т, занимается
групповой интеграцией: сплачивает
группу, улаживает конфликты и оказывает
поддержку.

Информационный
лидер

– «мозг» группы: к нему обращаются за
советом, он все знает, может объяснить
и помочь.

Для
руководителя наилучший вариант –
совмещение всех трех параметров лидера:
делового, эмоционального и информационного
.
Чаще всего в реально действующей группе
присутствуют два лидера: деятельность
одного из них ориентирована на управление
деловой активностью, дея­тельность
другого — на управление эмоциональной.

В
психологии изучались также различные
стили руководства и лидерства.

Под
индивидуальным стилем

руководителя понимают самобытный,
свойственный только данной личности
способ обра­щения с людьми для
реализации поставленных целей и решения
те­кущих задач. К.
Ле­виным

и его сотруд­никами были выделены три
стиля руководства

(которые
в зарубежной психологии именуются
стилями лидерства
):
демо­кратический,
авторитарный, либеральный.

Данные
стили различаются порядком распределения
обязан­ностей, методами разработки
и выполнения решений, формами контактов
руководителей с исполнителями, контроля
за их деятельностью.

В
чем же конкретно проявляется специфика
каж­дого из стилей руководства?

1.
Авторитарный
(директивный)

стиль характеризуется чрезмерной
концентрацией вла­сти в одних руках.
Руководитель сам прини­мает решения
и волевым порядком проводит их в жизнь.
Он сам подбирает себе помощников, но
исполь­зует их не как советчиков, а
только как исполнителей своей воли. Он
держит всю власть в своих руках; требу­ет
дисциплины и идеального порядка; берет
на себя всю ответственность за результаты
деятельности; дер­жится отчужденно
от рядовых исполнителей. К подчиненным
он требователен без снисхождения,
насаждает суровый психологический
климат в группе. Руководитель такого
типа опти­мален там, где необходимо
принимать быстрые реше­ния, где нет
времени на совещания и обсуждения
ситу­ации, где необходимо проявить
волю и решительность, взять на себя всю
ответственность за последствия при­нятых
решений.

2.
Демократический
(коллегиальный)
стиль руко­водства строится на двойной
основе: делового
и
личного
авторитета.
Руководитель-демократ умеет использовать
свою власть, не апеллируя к ней. Он
предпочитает ак­тивное участие своих
помощников (инициативной груп­пы) в
принятии решений, однако право
окончательного выбора оставляет за
собой. Такой руководитель заботится о
развитии личной деловой инициативы
подчиненных, контактен с ними, тактичен,
терпелив, опти­мистичен.

3.
Либеральный
стиль
руковод­ства строится на полном
доверии к исполнителям. Руководитель-либерал
допускает полную свободу дей­ствий
своих подчиненных в пределах их
функциональ­ных обязанностей. Такой
стиль допустим в творческих коллективах
(ар­тистов, сотрудников вузовских
кафедр, в НИИ и т. п.), где он может выступать
опытным консультантом, по­ощряя
творчество подчиненных. Если
ру­ководитель-либерал лишен творческих
способностей, то он стремится соблюдать
только формальности, содер­жать в
порядке бумаги, избегать конфликтов,
действо­вать по указанию сверху, не
проявлять инициативы. Такой стиль
управления не эффективен в сложных
экстремальных ситуациях.

Исследования,
проведенные к настоящему времени
показывают, что наиболее эффективным
является сочетание указанных стилей
руководства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Организация малой группы, функции лидера и руководителя, проблема лидерства и руководства в целом являются центральными проблемами социальной психологии. Ученые разграничивают понятия «лидер» и «руководитель», причем понятие «лидер» не относится к политическому контексту. Рассмотрим, как разграничивает эти термины Б.Д.Парыгин.

Лидер

Руководитель

Осуществляет регулирование межличностного общения в группе

Осуществляет регулирование официального общения в группе как социальной организации

Действует в границах группы

Является элементом группы, взаимодействует со всей системой общественных отношений

Стихийное появление

Назначение, выборы – процесс, который контролируется социальной структурой

Положение лидера зависит от настроя группы, оно нестабильно

Положение руководителя стабильно

Лидер не может влиять на подчиненных при помощи санкций

Руководитель пользуется системой различных санкций

Быстро принимает решения, которые касаются деятельности группы

Процесс принятия решений более сложный

Область деятельности – малая группа

Является представителем малой группы в социальной системе

Таблица 1. Разведение понятий «лидер» и «руководитель» (по Б. Д. Парыгину)

Лидер и руководитель решают проблемы одного порядка, и тот, и другой стимулируют членов группы, подводят к принятию решения, заботятся о том, какими средствами поставленные задачи будут решены. Лидерство и руководство в малых группах различаются.

Лидерство

Лидерство можно назвать психологической характеристикой определенного члена группы или нескольких ее членов. Лидер выдвигается группой тогда, когда предстоит решение конкретной задачи в конкретный ситуативный момент. Человек, с подходящими более всего для решения этой задачи свойствами и качествами, берет на себя функции организатора. Человек, претендующий на лидерство, может быть более активен в этой ситуации, более осведомлен или иметь профессиональный опыт. Другие члены группы принимают лидерство, то есть отношения выстраиваются таким образом, что он будет вести, а они будут ведомыми. Не обязательно совпадение меры притязаний лидера и готовности группы принять его. Поэтому возможности лидера могут быть возрастающими и снижающимися. Лидерство – это всегда система групповых отношений, лидер не может действовать один. Иногда понятие «лидер» приравнивают к понятию «авторитет». Это не совсем так. Безусловно, лидер обладает авторитетом в группе, но не всякий авторитетный человек способен быть лидером. Лидер – это организатор, авторитет не выполняет такой функции, он выступает примером, идеалом. Феномен лидерства – это явление специфическое и с другими понятиями не отождествляющееся.

Руководство

Руководство можно назвать социальной характеристикой отношений в группе, происходит распределение ролей управления и подчинения. Руководство – это правовой процесс. Руководитель может быть лидером. Чтобы рассмотреть психологическое содержание деятельности руководителя, необходимо учитывать механизмы лидерства, но этого недостаточно.

Происхождение лидерства

Теория «черт» (харизматическая теория) возникла из положений немецкой психологии начала XX века. Теория основывается на врожденных качествах. Лидером может стать только тот человек, который обладает набором определенных личностных свойств. Особенно подробно рассматривались такие психологические черты в американской социальной психологии. Они стали основой для разработки психологических тестов по отбору возможных лидеров. Однако выяснилось, что выделить черты, характерные для лидера, невозможно. К.Бэрд составил список, куда включил 79 «лидерских» черт: проявление инициативы, общительность, энтузиазм, уверенность, целеустремленность и др. Прозвучали мнения о том, что стабильный перечень психологических черт, необходимых лидеру, вряд ли возможно составить. Р. Стогдилл добавил этот перечень, в нем появились такие черты, как бдительность, популярность, красноречие. После опубликования своей работы Стогдиллом теория черт была опровергнута. Г. Дженнингс заметил, что теория более отражает черты экспериментатора, нежели лидера. Появилась теория «лидера без черт». Но она также не дала ответа на вопрос о том, каково происхождение лидерства.

Ситуационная теория лидерства не отмежевывается полностью от теории черт, но утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В разных ситуациях у группы может быть свой лидер, который превосходит других в основном для данной ситуации качестве. Лидер лучше других может актуализировать присущую ему черту в данной конкретной ситуации. Наличие этой черты наблюдается и у других людей, но она проявляется не так ярко. Свойства и черты лидера имеют относительный характер, зависящий от ситуации. Ситуационная теория предлагала главным моментом возникновения лидера считать момент его выдвижения группой. Ведь именно группа ждет от лидера раскрытия необходимой черты, такой подход называют еще функциональным.

Е.Хартли предложил четыре модели происхождения лидерства:

  • если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается, что он же станет лидером в другой ситуации;
  • под влиянием стереотипов лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще;
  • став лидером в одной ситуации, человек приобретает авторитет, благодаря ему, группа может избрать его лидером в другой раз;
  • отдельным людям свойственно «искать посты», поэтому они ведут себя так, что им «дают посты».

Ситуационная теория приобрела большую популярность, чем теория «черт». На ее основе проводились исследования лидерства в школе «групповой динамики».

Системная теория лидерства, разработанная учеными Р .Бейслом и Ф.Слетгером, рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Здесь лидерство понимается как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы. Можно выделить два типа лидеров:

  • инструментальные (деловые) – люди, нацеленные на успех, на решение общей групповой задачи;
  • эмоциональные (экспрессивные) – люди, обращающие внимание на межличностные отношения, сотрудников, старающиеся создать благоприятную атмосферу.

Многие российские ученые рассматривают лидерство в контексте совместной групповой деятельности. То есть, главной является не просто ситуация, а ситуация, связанная с конкретными задачами группы, где отдельные люди могут продемонстрировать свою способность лучше других решить данную задачу. Лидер от других членов группы отличается тем, что имеет более высокий уровень влияния, а не особые черты.

Р.Л.Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как способ выдвижения лидера. Идея ценностного обмена разрабатывалась другими учеными. В концепции Кричевского она используется для объяснения феномена лидерства. Происходит обмен значимых личностных свойств членов группы на авторитет и признание лидера. Тот, у кого наиболее полно представлены нужные качества, становится лидером. Лидер идентифицируется с набором ценностей группы. Именно поэтому он обладает наибольшим влиянием.

Так как термины «лидер» и «руководитель» употребляются неоднозначно, в социальной психологии проблему принято обозначать как стиль руководства. К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт проводили в школе групповой динамики эксперимент. В эксперименте принимали участие подростки 11-12 лет, которые изготавливали маски под руководством взрослых. Руководители, взрослые люди, демонстрировали разные стили руководства в группах, а экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности этих групп. Стили руководства обозначались как авторитарный, демократический, попустительский.

Выбор таких терминов для обозначения стилей руководства был связан с личной биографией К.Левина. Эксперименты осуществлялись после эмиграции К.Левина из фашистской Германии. Употребив термины «авторитарный» и «демократический», Левин продемонстрировал свою антифашистскую позицию. Однако речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения. Другие авторы предлагают отказаться от данной терминологии, носящей политический подтекст, и ввести новые обозначения типа «директивный», «коллегиальный», «разрешительный» (либеральный) стили с сохранением психологического рисунка.

Каждый из трех стилей, выделенных К.Левиным, можно проанализировать по двум параметрам. Необходимо отметить, что многое можно отнести и к руководителю. В условиях эксперимента равнозначно выявляются стиль лидерства и стиль руководства.

Стиль лидерства

Формальный признак

Содержательный признак

Авторитарный

Приказы, распоряжения, запреты, ограничения;

Место лидера – вне группы

Составление планов заранее, сокрытие целей, решающий голос лидера

Демократический

Инструктаж, обсуждение запретов

Место лидера – внутри группы

Составление планов при участии группы, за выполнение несут ответственность все члены группы. Решение принимается сообща после обсуждения

Попустительский

Отсутствие похвалы, поощрений, нет сотрудничества

Место лидера – в стороне от группы

Выполнение задачи не контролируется, дела пущены на самотек. Нет указаний. Решения принимаются спонтанно, в зависимости от отдельно возникших интересов

Таблица 2. Стили лидерства

Проблема лидерства и руководства часто упрощается. Считается, что в одном человеке должны непременно совпадать качества лидера и руководителя. Отсюда появилось разделение на лидеров официального и неофициального типа.

Замечание 1

На самом деле в малых группах рядом с руководителем могут существовать несколько лидеров, появившихся из группы. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же, как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Помочь может модель Ф.Фидлера, где есть руководитель, нацеленный на решение задачи, и руководитель, ориентированный на межличностные контакты. Особые методики помогут установить к какому типу относится руководитель. Например, выявляется отношение к не самому лучшему сотруднику. Тот руководитель, который нацелен на решение задачи, видит в этом сотруднике только отрицательные качества. Другой руководитель не склонен так думать. Может быть определена область групповой деятельности, где будет эффективен тот и другой руководитель. Возможно осуществить диагностику уровня социального контроля. При высоком и низком уровне социального контроля эффективнее будет руководитель, нацеленный на задачу. При среднем уровне социального контроля лучше будет работать руководитель, нацеленный на межличностные контакты. Модель многогранна, поэтому можно учитывать управленческие черты с психологическими качествами лидера.

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

28. Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях
В организациях существует различие между повторными, «рекуррентными», и «девственными» проблемами. Различные типы проблем задействуют различные типы проблемных пространств.Повторные проблемы – это непрерывные ситуации,

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии, пожалуй, как нигде

Специфика работы в разных группах

Специфика работы в разных группах
Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами.Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному

19. Понятие о группах и коллективах

19. Понятие о группах и коллективах
Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии,

Сочетание цветов в группах душ

Сочетание цветов в группах душ
Когда люди, находящиеся в состоянии транса, покидают пространства восстановления энергии, ориентирующей настройки души и Библиотеку и начинают активно взаимодействовать с другими душами, их контрастирующие цвета становятся более

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не написал ни единой строчки. С 1940 году он работал в военном госпитале в оккупированном Парижа. После окончания войны Лакан погружается в проблему индивидуального и

Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах

Приложение Г
Вопросы для обсуждения в группах
Регулярное обсуждение поможет вам лучше разобраться в том, что такое серьезная ответственность. Организуйте небольшую группу из членов семьи, друзей, сотрудников или коллег и проводите еженедельные дискуссии. Прилагаем

Кто нуждается в группах поддержки?

Кто нуждается в группах поддержки?
Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Argotone 0 12 инструкция на русском
  • Поделки из фольги своими руками для детей пошаговая инструкция
  • Атероклефит био эвалар капсулы инструкция по применению
  • Микразим 10000 инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Региональная доплата за классное руководство