Что было одним из последствий проведения руководством ссср политики нового мышления в период перестройки

Незнайка → Вариант 4 → Задание 18

Задание № 3105

Что было одним из последствий проведения руководством СССР политики «нового мышления» в период перестройки?

1. заключение международного Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой

2. укрепление позиций Организации Варшавского договора в мире

3. отказ от вмешательства во внутренние дела социалистических стран

4. обострение холодной войны

Показать ответ

Комментарий:

Ответ: 3

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

В 1985 году к власти пришел энергичный Михаил Горбачев. Период его правления ознаменовался рядом изменений, в том числе и во внешней политике. Внешнеполитический курс Горбачева получил название «новое политическое мышление».

Предыстория

В 1979 году советские войска вошли в Афганистан, а затем стали принимать активное участие в боевых действиях. Мировое сообщество расценило эти действия как агрессию. Отношения Советского Союза и Запада вновь обострились, поэтому политики заговорили о новом этапе «холодной войны».

В 1980-х годов СССР и США начали гонку вооружения. Каждая сторона пыталась превзойти противника. Для этого разрабатывались и производились новые подводные корабли, самолеты, танки, ПВО, а также ядерное оружие. Поэтому одно из центральных мест в госрасходах занимали затраты на военные цели. В итоге «холодная война» подрывала и без того слабеющую экономику СССР.

Наносила удар по советскому бюджету и «интернациональная помощь» различным «дружественным» странам. Расширяя сферу влияния, СССР участвовал в вооруженных конфликтах Эфиопии, Анголы, Йемена, Сомали, а также снабжал оружием «прогрессивные» политические режимы в Ливии, Иране и других государств.

К середине 1980-х несостоятельность внешней политики Советского Союза стала очевидной. Идеологические «табу» и гонка вооружения ограничивали внешнеэкономическую деятельность страны, мешая дальнейшему ее развитию. В связи с этим требовались перемены во внешней политике.

Начало перемен во внешней политике

В 1985 году Горбачев, придя к власти, попытался улучшить отношения с США. Он осознавал, что только «миролюбивая» внешняя политика сможет оздоровить международную обстановку и прекратить гонку вооружений. Однако 1-я встреча Горбачева и президента США Рейгана окончилась лишь подписанием формальной Декларации о недопустимости ядерной войны.

В следующем году была подвергнута коррективам политика СССР в Афганистане. Советский Союз, сменив афганское руководство, подготовил почву для вывода своих войск из страны. В 1986 году США бомбардировало Ливию. Советский Союз, находясь в «дружественных» отношениях с этой страной, выразил свой протест, однако активного участия в конфликте не принял.

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

Осенью 1986 года состоялась встреча лидеров СССР и США в Исландии. Горбачев выразил готовность пойти на уступки давнему противнику. Эта встреча положила начало нового советского внешнеполитического курса. Основные его идеи были изложены Горбачевым в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (1987).

Принципы новой политики заключались в следующем:

  • Отказ от идеологического противоборства и биполярности мира.
  • Стремление решать международные проблемы с учетом «баланса интересов» всех сторон.
  • Признание приоритета традиционных человеческих ценностей над национальными, идеологическими, классовыми, религиозными и прочими.

В соответствии с этими принципами были определены 3 ключевых направления внешней политики:

  • Стабилизация отношения со странами Запада и разоружение.
  • Преодоление международных конфликтов.
  • Сотрудничество со странами мира вне зависимости от их политической идеологии.

Новое мышление в 1987-1991 годах

Новая внешняя политика Советского Союза вскоре дала результат. В 1987 году США и СССР подписали важный договор об ликвидации ракет средней и малой дальности. Напряженная обстановка в мире существенно разрядилась.

В 1990 году в Париже странами-представителями НАТО и Организации Варшавского договора, в том числе и СССР, был подписан договор о лимитировании вооружений и техники. В следующем году Советский Союз и США заключили соглашение о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 15 лет. Этот документ стал большим шагом на пути к безъядерному миру.

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

В период перестройки СССР начал образовывать новые экономические отношения с Америкой и другими капиталистическими странами. Советское правительство надеялось получить политическую поддержку и экономическую помощь, поэтому зачастую шло на уступки Западу. В итоге это привело к падению авторитета Советского Союза.

В 1988 году СССР начал вывод вооруженных сил из Афганистана. В этом же году Горбачев заявил о сокращении армии и переходе на производство гражданской продукции предприятий оборонного комплекса.

Осенью 1989 года в странах Восточной и Центральной Европы пал коммунистический режим. Новое правительство этих государств заявило об отказе от тесного сотрудничества с Советским Союзом. В 1991 году Организация Варшавского договора (ОВД) прекратила существование. Биполярный порядок в мире разрушился, и советский режим оказался обречен.

Итоги

Благодаря переменам во внешней политики СССР произошла разрядка международной напряженности. Народы многих стран мира получили возможность развиваться без вмешательства извне. США и СССР ослабили противоборство и начали процесс ядерного разоружения.

Вместе с тем политика Горбачева привела Советский Союз к поражению в «холодной войне», а также к:

  • Ослаблению военного могущества СССР.
  • Обострению региональных конфликтов на территории Советского Союза.
  • Массовой эмиграции ученых и квалифицированных специалистов.
  • Потери связей со странами ОВД.

Содержание

Введение

1.      Результаты
осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.

2.      Укрепление
Российского государства в 2000-2003 гг.

2.1.Новые
явления в политике, экономике и культуре.

2.2.Возрождение
России.

Выводы

Список литературы

Введение

      После прихода
 Горбачева к власти было понятно, что ничего нового в области советской внешней
политики не произойдет. Он  заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой,
укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных
движений.  Но спустя два месяца после избрания руководителем страны, Горбачев  обрушился
с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены
министра иностранных дел СССР. Были определены основные направления внешней
политики: нормализация отношений со странами Запада ( особенно с США),  начало
двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с
США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке. В 1987 г. оформилась
совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная
«новым мышлением». Новое политическое
мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Новый подход касался
исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал
внутренние дела СССР.
 

    Сводилась концепция нового политического мышления к следующим
пунктам:
   1)  мир един, целостен и неделим
(разделением мира на 2 лагеря);
  2) все
проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами;
   3)  общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми
остальными. Сразу же
 со сменой политического
курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР
отвечал Э. Шеварнадзе, который обозначил новые  главные задачи внешней политики
СССР в условиях нового политического мышления: 1)
  поиск партнерства с
США; 2) разблокирование региональных конфликтов; 3) отказ от поддержки
социалистического лагеря. Более подробно о результатах будет представлении в
содержании этой работы.

     Вторая часть
контрольной работы посвящена Возрождению России с приходом к власти В.В.
Путина. В мае 2000 г. второй президент России был избран уже в первом туре. 
Россия в 2000 г.  имела ряд признаков, присущих конфедеративному государству.
Не проводился эффективно экономический и социально-политический курс. Поэтому
актуальной задачей стало укрепление «вертикальной власти». Было создано 7
федеральных округов. Большая работа была проведена по внедрению региональных
правовых актов. 

 На самом деле проблема укрепления государства имеет очень
 важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. Люди
привыкли не доверять   государству,  которое по их мнению, неоднократно
обманывало своих граждан. Государство обманывало и не обеспечивало защиту
граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав
и интересов значительной части населения. Население  не доверяло
правоохранительным органам. Но постепенно это недоверие граждан не было
преодолено. В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественая
палата, которая призвана активизировать становление гражданского общества и
формирования его институтов. Основные направления: 1) борьба с терроризмом; 2) экономическое
и социальное развитие; 3) внешняя политика России. Более подробно об укреплении
Российского государства будет рассмотрено в содержании.

1.      Результаты осуществления политики «нового
мышления» в 1985-1991 гг
.

     Результатами политики «нового мышления» являются: 1) Поражение в
« холодной войне».
Налаживание отношений
между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения
была реальной угрозой миру. На начальном этапе встреч  главная тема была разоружение
стран. В дальнейшем все двусторонние договора подписывались на невыгодных
условиях для СССР. С одной стороны глобальная напряженность спала. С другой
стороны СССР перестало быть на мировой арене. А в дальнейшем и страны такой не
стало. 2). Одна сверхдержава США. Противостояние СССР и США до 1985 года
очень часто сводилось к региональным конфликтам. Горбачев отказался от политики
установления контроля за 3ьим географическим регионом – и это было страшным
ударом для СССР. А вот США никогда не отказывалось от этого, даже наоборот –
позиции влияния только крепнут. 3)
Ослабление
военной мощи России
. Это произошло в  результате
распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь
процесс перестройки и распада Союза. 4). Обострение региональных конфликтов.
Для нас самый известный конфликт – Северный Кавказ, истоки которого лежат
именно в новом политическом мышлении. 5).Утрата контроля и экономической
связи СССР с восточноевропейскими странами.  
После того, как СССР
фактически сдал Ливию, Ирак, Ближний Восток, Монголию, он не получил ничего.
Все это было сделано для одобрения его политики Западом. 6).
СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Россия утратила  контроль над
Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать
партнерским отношениям с Западом. Но ничего этого не случилось! В результате
Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

2.      Укрепление
Российского государства в 2000-2003 гг.

В
2000-2003 гг. происходит укрепление Российского государства. Это основная
задача нового президента.  Проявилось это в следующих направлениях:

1) Были созданы 7
федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный,
Уральский, Сибирский.)

2). Реформирована
верхняя палата парламента – Совет Федерации.

3). Создан новый
Совещательный орган  — Государственный совет при Президенте РФ.

4) Преодолена
конфликтность между парламентом  и президентом. Сформировалось в Думе
устойчивое президентское большинство , в которое вошли следующие фракции: «Единство», ОВР, «Народный
депутат», «Регионы России», что позволило президенту проводить
намеченную им политику.

5). В январе 1999г. разработан «План строительства
Вооруженных сил РФ» — это был новый импульс реформе Российской армии. Основными
направлениями было оснащение войск современной и перспективной боевой техникой.

6) В 2002 г. принят закон «Об альтернативной гражданской
службе».

7). Были намечены планы радикальной перестройки системы МВД,
но на время реформа была отложена.

8) Значительные изменения в системе органов государственной
безопасности.

9). в декабре 2000г .утверждены государственные символы
России (герб, флаг, гимн).

10). весной 2001 г. принят закон о политических партиях. 

11). Декабрь 2003 прошли выборы в Государственную Думу IV созыва. В состав вошли: « Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, блок «Родина».

2.1.Новые явления в политике,
экономике и культуре.

В 2000 г. был принят документ «Основные
направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную
перспективу», который определил приоритеты экономической политики на
период до 2010 г.
Основными
вопросами были:  — ликвидация олигархов ( недопущение их до власти). Был принят
Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для того, чтобы
реализовать данные задачи в ноябре 2001 при Минфине учрежден новый орган –
Комитет по финансовому мониторингу. – Принят Налоговый и Таможенный кодекс. 

     В
соответствии с налоговой
реформой:

1. Шкала налогов снижалась с 30
до 13% и стала самой низкой в Европе, это  создавало предпосылки для
выхода многих секторов экономики из «тени».

2. Уменьшались
таможенные ввозные пошлины.

     Это все
привело к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001
г. Также рассматривались пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

     В сентябре
2001 г. новый Земельный кодекс закрепил право собственности на землю и
определил механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли
седьскохозяйственного назначения.

 В
июне 2002 г. парламент одобрил Закон «Об обороте земель сельхозназначения»,
который санкционировал куплю-продажу этой категории угодий. На улучшение
ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных
предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.

Государство
уделяло большое внимание оборонно-промышленному комплексу, что привело к
решению проблем военного и гражданского характера.

Появились
новые явления и в культуре. Культурная жизнь сильно реагировала на перемены,
которые происходили в стране. Стремление людей получить прибыль способствовало
появлению новых направлений в культуре (музеи,  театры, библиотеки).

Открывались
частные картинные галереи, театральные и выставочные проекты.

Возросло
влияние телевидения, предложившего невиданные ранее информационные и
развлекательные программы, заимствованные у западных СМИ. Игровые
развлекательные телепроекты, нескончаемые сериалы аккумулировали огромную
аудиторию. Это заложило основу для развития так называемой массовой
культуры.

В
это время быстрыми темпами развивалась индустрия досуга – коммерческие
развлекательные центры, ночные клубы, массажные салоны эротической
направленности. Шоу-бизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных
сфер новой экономики.

Если
говорить о кино, то стали применяться не только спецэффекты, но и компьютерные
технологии, приемы съемки в режиме реального времени («Русский
ковчег», реж. А. Сокуров, 2002). В телевизионной документалистике стал
широко использоваться прием «исторической реконструкции» реальных
событий. Эти технологии были направлены на то, чтобы сделать зрителей
сопричастными происходящему действию.

По
мере финансово-экономической стабилизации система кинопроката в стране
постепенно восстановилась. В кинорежиссуре получили известность новые имена.
Картина К. Серебренникова «Изображая жертву» была удостоена главного
приза Римского международного кинофестиваля, фильм «Возвращение» А.
Звягинцева – двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале.
Фильм Никиты Михалкова «12» завоевал приз «Золотой лев» в
Венеции. Новым кинопроектом Н. Михалкова стала кинодилогия «Утомленные
солнцем-2» («Предстояние» и «Цитадель»), вышедшие в
прокат накануне праздника Великой Победы – 9 мая в 2010 и 2011 гг. Этот
масштабный фильм-эпопея стал самым дорогим в истории новой России – общий
бюджет фильма составил 55 млн долл.

В
условиях жесткой конкуренции с потоком теле-, кино- и видеопродукции театр
переживал не лучшие времена, пытаясь выжить в новой социальной реальности.
Ответом стали театральные антрепризы – временные творческие коллективы,
создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные
фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли
ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов»
Μ. П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной
площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В постановках стали широко
использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью,
зафиксированные на улице разговоры. Драматургия спектакля, как и сценарное
искусство в кино, стремилась к интенсивному общению со зрителем.

 На
эстраде произошло размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу)
российского производства, причем не лучшего качества, поскольку ради получения
скорой прибыли эстрадные исполнители стали подстраиваться под примитивные
потребности аудитории. Продолжался бум танцевальной музыки. Были поставлены
мюзиклы «Норд Ост», «Нотр- Дам де Пари» и др. Важным
явлением в музыкальной жизни международного шоу-бизнеса стало проведение в
Москве в мае 2009 г. конкурса «Евровидение».

Заметное
влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное
пространство, доступ к различным источникам информации. Быстро росло число
пользователей Интернета. Появились многочисленные электронные периодические
издания, художественные сайты. Расширение информационного пространства открыло
новые возможности для культурного и научного творчества, быстрого обмена идеями
и контактов между людьми
.

В
целом российская культура и общество по-прежнему находятся в процессе
осмысления своих истоков и наследия. Широкую поддержку получает мысль о том,
что для цивилизационного прорыва в XXI в. одной только опоры на силы
самоорганизации культуры недостаточно. Государство должно определить
приоритетные направления развития образования, науки и культуры и обеспечить их
поддержку.

2.1.Возрождение
России

В 2000 г. Президентом России был избран В. Путин,
это  открыло новый этап в социально-экономическом и общественно-политическом
развитии страны. Новому Президенту пришлось немедленно приступить к решению
многих сложных проблем: ускорение модернизации общества и повышение его консолидации,
ликвидация внешней задолженности, привлечение инвестиций, борьба с
криминалитетом и терроризмом (теракт на Дубровке 2002 г.), увеличение
золотовалютных резервов, дефицит бюджета, чеченская проблема и др. Преодолено
было  много кризисных явлений, характерных для 1990-х гг., укреплена структура
государственной власти. Проведение успешной контртеррористической операции в
Чечне, активная фаза которой завершилась в 2001 г., ограничение всевластия
олигархов (дело «Юкоса», медиамагната В. Гусинского, уголовное преследование Б.
Березовского), возвращение международного авторитета России — всё это позволило
В. Путину одержать победу и на президентских выборах в марте 2004 г. Смена
руководства, преодоление экономического кризиса и консолидация российского общества
способствовали тому, что в 2000-х гг. Россия начинает возвращать себе статус
великой мировой державы, несущей ответственность за поддержание мировой
безопасности. Она становится полноправным членом «Большой восьмёрки»
экономически развитых государств, строя свою внешнюю политику исходя из
национальных интересов.

В  2000-х гг. ситуация в сфере культуры, науки и искусства
начала улучшаться. Определяющей чертой культурной жизни стала свобода выражения
творческих замыслов. Современное российское искусство характеризуется жанровым
и стилевым разнообразием, при котором сложно выделить одно доминирующее
направление. Стали прослеживаться тенденции к восстановлению элементов культуры
Российской империи и их интеграции в культурное наследие СССР. Началась масштабная
реконструкция памятников культуры, воссоздание храмов и религиозных традиций.
Ярким примером этого может послужить восстановление храма Христа Спасителя в
Москве, освящённого 19 августа 2000 г. Возрождается практика меценатской помощи
деятелям искусства и прочее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что с
началом 2000 гг . начинается Возрождение России.

Выводы

К
середине 2002 г. была стабилизирована общественно-политическая и
социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего
совершенствования государственного устройства, продолжение либерального
реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер
внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастающей степени оказывало
влияние приближение выборов в новую Думу (декабрь 2003 г.) и Президента РФ
(март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача
выстраивания баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны,
поддерживать стабильность, а с другой — добиться наилучшего результата на
выборах.

Экономика
в 2000-2002 гг. развивалась в благоприятной обстановке, это было во многом
обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары, которые составляли
основу российского экспорта, — нефть. Газ, черные металлы.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост
экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному
показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост
составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и
уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами,
входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических
проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. 
Плодотворно
развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Общим успехом
внешней политики России следует то, что она не давала себя втянуть в крупные
конфликты, в том числе военные.

Российская
культура и общество по-прежнему находятся в процессе осмысления своих истоков и
наследия. Широкую поддержку получает мысль о том, что для цивилизационного
прорыва в XXI в. Одной только опоры на силы самоорганизации культуры
недостаточно. Государство должно определить приоритетные направления развития
образования, науки и культуры и обеспечить их поддержку.

Список
литературы:

1.      История
России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений./ Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В., — М:
Просвещение, 2008.-367с.

2.      История
современной России, 1991-2003: Учебное пособие./Короткевич В.И., Изд-во
С.-Петерб. Ун-та, 2004. – 293 с.

3.      Россия
и мир в
XX
– нач
XXI 
— вв.: Учебник 11 класс./ под ред. Алексашкиной Л.Н. – Просвещение, 2007.-432с.

Новое политическое мышление, начало разоружения, разблокирование региональных конфликтов, распад социалистической системы, результаты политики «нового мышления».

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 187
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61

Содержание

  • 1 Ключевые даты
    • 1.1 Новое политическое мышление.
  • 2 Итоги нового политического мышления
  • 3 Предпосылки для перемен
    • 3.1 Начало разоружения.
  • 4 Появление Горбачева у власти
  • 5 Новые постулаты
  • 6 Отношения с Америкой
  • 7 Ловушка — Афганистан
  • 8 Ситуация с соцстранами
  • 9 Соглашение РСМД

Ключевые даты

Во внешней политике СССР в 1985-1991 гг. основными датами стали:

  1. 1985 г. — дебютная встреча президентов двух мировых держав.
  2. 1987 г. — Горбачев предлагает следовать новой концепции.
  3. Этот же год. Оформлено соглашение об устранении ракет определенного типа.
  4. 1989 г. — выведены войска с афганской территории.
  5. 1991 г. — СССР и США подписывают договор, обязывающий сократить и ограничить атакующие вооружения.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 419
Источник: https://labuda.blog/185619

Новое политическое мышление.

В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». О чем шла речь? Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.

Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1374
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

  1. Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
  2. В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
  3. Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь процесс перестройки и распада Союза.
  4. Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
  5. СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
  6. СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1540
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/novoe-politiheskoe-mishlenie.html

Предпосылки для перемен

Начало 80-х годов оказалось провальным для международной политики, ведомой СССР. Это выражалось в следующих пунктах:

  1. Потенциальное развитие Холодной войны по новому витку. Это бы только усилило напряжение, царившее в мире.
  2. Экономика страны, находившаяся в глубоком кризисе, могла окончательно рухнуть.
  3. СССР уже был не способен помогать дружественным странам. Это привело бы к его разорению.
  4. Из-за идеологических устоев ограничивалась внешняя экономика, а всей страны не могла полноценно развиваться.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 524
Источник: https://labuda.blog/185619

Начало разоружения.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. – Женева, октябрь 1986 г. – Рейкьявик, декабрь 1987 г. – Вашингтон, июль 1988 г. – Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.

Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1604
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61

Появление Горбачева у власти

Сначала он не предвещал никаких особых реформ. Президент был намерен бороться с военной опасностью, укреплять связь с дружественными странами и поддерживать национально-освободительные течения.

Изменения внешней политики СССР в 1985-1991 гг. начали происходить после рокировки в руководстве МИД: А. А. Громыко был уволен, его пост занял Эдуард Шеварнадзе.

Сразу были определены ключевые задачи:

  1. Нормализовать отношения с Западом, особенно с США.
  2. Начать обоюдную ликвидацию вооружения.
  3. Завершить вооруженные конфликты с союзниками США на трех континентах: Южной Америке, Азии и Африке.
  4. Налаживание экономических и политических отношений с государствами независимо от их политического статуса.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 723
Источник: https://labuda.blog/185619

Новые постулаты

В 1987 году начала реализовываться новаторская (на тот момент) концепция. Ее основными постулатами стали:

  1. Удержание целостности мира, недопущение его раскола на два политических базиса.
  2. Отказ от подключения армий для решения ключевых проблем. Так державы могли перестать мериться вооружениями. А в мире воцарилось бы всеобщее доверие.
  3. Совокупные человеческие ценности должны превосходить идеи классовости, идеологий, религий и т. д. Так СССР отвергало международное социалистическое единство, ставя над ним интересы всего мира.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 546
Источник: https://labuda.blog/185619

Отношения с Америкой

Новая концепция подразумевала постоянные контакты глав двух держав: США и СССР. В 1985 г. состоялась дебютная встреча Горбачева и Рейгана.

Она стала предпосылкой для снижения напряженности между их государствами. Их встречи затем приобрели ежегодный характер. В 1987 году, 8 декабря, президенты заключили знаковое соглашение. Оно вошло в историю под названием «договор РСМД» (о нем подробнее в отдельном параграфе).

В последующие два года серьезно ухудшилось экономическое положение. И идеология отошла на задний план. Горбачев рассчитывал на содействие Запада, приходилось часто идти ему на уступки.

Переломным моментом в отношениях с США является встреча Михаила Горбачева и Джоржда Буша, состоявшаяся в конце 1989 г. На ней советский президент признал концепцию Брежнева мертвой. Это обязывало СССР не мешать происходящим реформам в Восточной Европе и во внутренних союзных республиках. Иначе говоря, запрещалось направлять туда военные силы.

Летом 1991 г. состоялось подписание ОСНВ-1. Согласно этому пакту США и СССР должны были существенно ограничить свои стратегические атакующие вооружения. И обе страны обязывались уменьшить на 40 % самые мощные вариации подобного оружия.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1206
Источник: https://labuda.blog/185619

Ловушка — Афганистан

Война здесь началась в декабре 1979, а завершилась в феврале 1989 г. Советским войскам противостояли «моджахеды» и союзные армии афганского правительства.

В 1978 году Афганистан раздирали внутренние волнения, происходила смена власти. В 1979 г туда прибыли первые советские военные силы. Им удалось удачно завершить важные операции, например, ликвидировать агрессора Амина.

В 1980 г. на ассамблее ООН была принята резолюция, согласно которой советские армии должны были немедленно покинуть Афганистан. США бойкотировало ОИ-1980 и оказывало немалое финансовое содействие афганским боевикам. Приходила им помощь от Пакистана и королевств, находящихся в Персидском заливе.

Такой расклад существенно осложнял положение войск СССР. К середине 80-х годов пришлось развивать их численность. И она превысила 108 700 солдат. Все это сопровождалось колоссальными расходами.

В самом же СССР происходила перестройка по инициативе нового реформатора – Михаила Горбачева. Она вызывала много вопросов в обществе. Политик видел в ней выход из сложной ситуации. И одним их приоритетов внешней политики СССР времен перестройки стало завершение афганской кампании.

Ключевое событие в разрешении этой проблемы произошло в 1988 году, 14 апреля. В Женеве было устроено экстренно заседание представителей правительств четырех стран: Советского Союза, США, Афганистана и Пакистана. Был заключен договор по скорому урегулированию ситуации в обозначенной стране.

Был сформирован график отхождения сил СССР. Его крайние точки таковы:

  1. 15.05.1988 (Начало).
  2. 15.02.1989 (Окончание).

Моджахеды не участвовали в Женевском собрании и не разделяли многие пункты того соглашения. И после вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. страну еще несколько лет терзали гражданские военные противостояние.

Эта война стала ловким ходом американских политиков. Это была умелая ловушка для СССР, ставшая одной из основ его крушения.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1939
Источник: https://labuda.blog/185619

Ситуация с соцстранами

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. подразумевала отхождение войск не только из вышеуказанных стран, но и из государств, находящихся на Востоке и центре Европы, и входящих в социалистический блок.

В 1989-90 годах в них происходили «мягкие» революции. Происходила мирная смена власти. Исключением стала только Румыния, где не обошлось без кровопролитных конфликтов.

В Европе наметилась тенденция к упадку социалистического лагеря. Этому послужили следующие предпосылки:

  1. Прекращение военных действий со стороны СССР.
  2. Распад Югославии.
  3. Объединение ГДР и ФРГ.
  4. Вступление в НАТО многих стран, входивших в данный лагерь.
  5. Исчезновение Совета экономической взаимопомощи.
  6. Крах социалистической коалиции, образованной на основе Варшавского договора.

СССР не вмешивался во многие процессы, значительно менявшие европейскую политическую карту. Это были вынужденные меры, обусловленные пресловутым новым политическим мышлением и колоссальным упадком экономики в конце 80-х годов.

Страна стала слишком зависима от Запада, а также лишилась былых союзников и не обрела новой серьезной поддержки. Ее авторитет стремительно падал, и в ключевых международных вопросах ее мнение не учитывалось представителями НАТО. Западные державы больше поддерживали по отдельности союзные образования (республики). Все эти факторы привели к крушению СССР.

И в конце 1991 г. в мире обозначалось абсолютное доминирование США. И ее президент (Д. Буш — старший) поздравил всех граждан с триумфом.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1491
Источник: https://labuda.blog/185619

Соглашение РСМД

Оно было подписано США и СССР в 1987 году, 8 декабря. Приобрело силу 1 июня следующего года. Согласно этой советско-американской договоренности, обеим сторонам запрещено изготавливать, тестировать и распространять ракеты следующих видов:

  1. Баллистического.
  2. Крылатого с наземным развертыванием.
  3. Средней дистанции действия (1000 – 5500 км).
  4. Меньшей дальности (500 – 1000 км).

Под запретом оказались и ракетные пусковые механизмы.

Обе страны тотально уничтожили ракеты п. 1 и п. 2 в начальные три года активности договора. Параллельно устранялись и ПУ для этого оружия, вспомогательная аппаратура и операционные комплексы. Чтобы обе стороны строго соблюдали критерии данного соглашения, до мая 2001 г. они направляли друг другу инспекции для проверок производства ракет.

После крушения СССР обязанности по практическому исполнению договора выпали на Россию, Беларусь, Украину и Казахстан. Они образовали одну его сторону. Второй также остается США. По итогам реализации соглашения была ликвидирована целая категория ядерного оружия.

Договор, являясь бессрочным, поддерживает стабильность мировой безопасности. Однако в последнее время и США, и Россия стали предъявлять друг другу претензии по выявлению его нарушений. Обе стороны не признают своей вины и считают обвинения бездоказательными.

Автор:

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 1326
Источник: https://labuda.blog/185619

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 14356
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.ru-history.com/index.php?view=articles&articles_id=61: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3165 (22%)
  2. https://istoriarusi.ru/cccp/novoe-politiheskoe-mishlenie.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3017 (21%)
  3. https://labuda.blog/185619: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 8174 (57%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

«Новое политическое мышление» — это философско-политическая концепция внешней политики СССР периода перестройки.

Концепция «нового политического мышления»

В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:

  • опасность возобновления «холодной войны», что привело бы к возрастанию напряженности в мире со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями;
  • новая гонка вооружений полностью бы разрушила советскую экономику, которая тогда и так находилась в кризисе;
  • СССР был больше не в состоянии оказывать безвозмездную помощь соцстранам, потому что это разоряло советскую экономику;
  • идеологические запреты не давали стране адекватно развивать внешнеэкономическую сферу, мешая развитию экономики.

Замечание 1

Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.

Суть новой политики

«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:

  • необходимость решения международных проблем и разногласий, основываясь на компромиссе, консенсусе интересов всех сторон, что создало бы благоприятную среду для развития сотрудничества и добрососедских отношений, а не постоянных угроз и нарастания вооружений;
  • отказ от противостояния идеологий, биполярности мира, двух враждующих политических система, признание мира единым и взаимозависимым;
    *на первое место ставились человеческие ценности, которые признавались важнее национальных, классовых, идеологических и т.д.; это означало отказ СССР от идеи социалистического интернационала.

Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.

««Новое мышление» во внешней политике» 👇

Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:

  • улучшение и нормализация отношений с Западом;
  • скорейшее разрешение международных конфликтов;
  • активное экономическое и политическое сотрудничество с разными странами без идеологических ограничений и препятствий.

Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.

В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.

Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.

В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.

Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.

В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.

В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.

Результаты новой политики

Результатами политики «нового мышления» были:
снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»;
уничтожение целых классов ядерного оружия;
* активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Новое политическое мышление


Новое политическое мышление

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 208.

Обновлено 22 Июля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 208.

Обновлено 22 Июля, 2022

После смерти генерального секретаря Константина Черненко в марте 1985 года в СССР по инициативе нового руководителя страны, Михаила Горбачева, началась перестройка. Одним из её явлений стала не только гласность, но и новое политическое мышление. Сам термин появился в феврале 1986 года, а концепция была изложена в книге Горбачёва, вышедшей в октябре 1987 года.

Причины появления и особенности концепции

Концепция нового политического мышления была выдвинута в связи с трудной ситуацией во внутренней и внешней политике СССР.

Михаил Горбачёв, 1987 г.

Рис. 1. Михаил Горбачёв, 1987 г.

Гонка вооружений негативно влияла на экономику, темпы роста последней были явно ниже желаемых, а при Брежневе, в 1970-е, в СССР наметились тенденции к застою и зависимости от цен на энергоносители.

В выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года и в МИДе в мае 1986 года были сформулированы положения его новой внешнеполитической программы. Сначала Михаил Сергеевич озвучил два принципа советской концепции внешней политики. Звучали они очень расплывчато:

  • Отказ от устаревших философий и отживших доктрин.
  • Повышение ответственности руководителя государства за принятые им решения.

К октябрю 1987 Михаил Горбачёв более чётко сформулировал свой взгляд на внешнеполитический курс СССР. Основные его идеи были следующие:

  • Отказ от классовой борьбы и деидеологизация в сфере международных отношений. Признание высокого значения общечеловеческих ценностей.
  • Решение конфликтов политическим, а не военным путём.
  • Отказ от деления мира на социалистов и капиталистов, признание его единства.
  • Соблюдение принципов равновесия невмешательства во внутренние дела.
  • Признание права каждого народа выбирать свою судьбу.
  • Идея о том, что безопасность может быть только взаимной.

Одновременно с этими принципами Горбачёв провозгласил в СССР политику гласности и плюрализма. Также следствием нового политического мышления стала политика разоружения на фоне всё еще продолжавшейся Холодной войны. Его взгляд на внешнюю политику отличался от идей Брежнева о разрядке международной напряженности и от обещаний Хрущева догнать и перегнать США.

Горбачёв и Рейган

Рис. 2. Горбачёв и Рейган.

Внешняя политика Горбачёва

В конце 1980-х годов руководство СССР стало постепенно сворачивать помощь странам, которые строили социализм. Это привело к изменениям политического курса и власти в 1990–1991 годах в Никарагуа, Афганистане, Камбодже, Мозамбике. В 1990 году произошло объединение Северного и Южного Йемена, а также двух германских государств — ГДР и ФРГ.

Удачными примерами реализации нового политического мышления можно считать вывод советских войск из Афганистана, снижение военных расходов и подписанный в декабре 1987 года договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. СССР установил дипломатические отношения с Южной Кореей, Израилем, Ватиканом, Южной Африкой, Албанией и ещё рядом государств.

В целом в мире из-за распада СССР развалилась биполярная система международных отношений и остался только один лидер — США. В Советском Союзе демократизация сопровождалась межнациональными конфликтами, первым из которых стал Карабахский в 1988 году.

Итогом политики Михаила Горбачёва стал быстрый распад социалистического блока в Европе, как военного союза ОВД, так и экономического СЭВ. В 1990 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Впоследствии критики обвиняли его в космополитизме.

Горбачёв, 1990 г.

Рис. 3. Горбачёв, 1990 г.

Заключение

Что мы узнали?

Достижения и проблемы позднего СССР, хронику событий и мероприятия перестройки кратко изучают в школьном курсе истории 11 класса. Её результатом стало кратковременное улучшение отношений с США и Западной Европой, но далее последовал распад СССР.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 208.


А какая ваша оценка?

Автор:
доктор исторических наук, профессор факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова

Внешняя политика СССР в годы перестройки

К 1980-м  гг. Советский Союз, несмотря на обеспечение обороноспособности, индустриальное развитие и несомненные достижения в области образования, науки, культуры, выглядел на международной арене все менее убедительно. Успехи Запада в построении социального государства, расширение демократических начал в управлении, переход к постиндустриальному развитию – все это превращалось в исторический вызов теряющему динамизм и внешнюю привлекательность СССР. Сказывались и последствия холодной войны: прямые военные расходы СССР с 1947 г. по 1991 г. составили в долларах США (по курсу 1993 г.) 10 трлн 39 млрд, что равнялось 12,6 % национального дохода страны в эти годы. Американцы же потратили 9 трлн 471 млрд или 5,6 % своего национального дохода – им соревнование с СССР обходилось дешевле. Утративший способность к саморазвитию, измотанный гонкой вооружений Советский Союз остро нуждался во внутренних реформах, что было невозможно без преодоления конфронтации начала 1980-х гг., названной «новой холодной войной».

В этих условиях в марте 1985 г. страну возглавил М. С. Горбачев, которому предстояло решать беспрецедентные по масштабам и сложности задачи, связанные с поиском новой модели социального развития СССР и выстраивания отношений с внешним миром. Введение принципов «нового мышления» во внешней политике СССР, по сути, привело к изменению всего мирового порядка. В 1989–1991 гг. произошли главные события, связанные с окончанием «новой холодной войны»: «бархатные революции» в странах Восточной Европы, объединение Германии, уход СССР из зоны конфликтов в странах «третьего мира», радикальные сокращения обычных и ядерных вооружений, роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.

«Мирное наступление» СССР

Уже в первых выступлениях Горбачев заявлял, что СССР намерен проводить конструктивную внешнюю политику, учитывающую интересы каждого государства, и не будет стремиться к военному превосходству. Серьезность намерений Москва подтвердила тем, что с весны 1985 г. пошла на ряд односторонних шагов. Впоследствии Горбачев назовет это «тактикой стимулирования партнера».

Важным сигналом перемен стало назначение в июле 1985 г. на должность министра иностранных дел СССР бывшего руководителя компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе, ранее не имевшего опыта в международных делах. Горбачеву был нужен человек, не связанный с прежним главой МИД А. А. Громыко ни профессиональными, ни личными обязательствами. Пост заведующего международным отделом ЦК КПСС занял А. Ф. Добрынин, до этого в течение двадцати пяти лет бывший послом СССР в США. Горбачев, с одной стороны, желал воспользоваться связями Добрынина в американском истеблишменте, а с другой – демонстрировал новые приоритеты. Однако намного более значимым было стремительное возвышение А. Н. Яковлева, с лета 1985 г. ставшего, по сути, главным советником Горбачева. Им разрабатывалась концепция перестройки, предусматривавшая революционные изменения (а по сути – демонтаж) советской системы. По свидетельству Е. М. Примакова, именно Яковлеву принадлежала и идея «нового политического мышления». Во внешнеполитическую команду входили также А. С. Черняев, В. А. Медведев, Г. Х. Шахназаров, И. Т. Фролов, Г. А. Арбатов, Е. М. Примаков.

М.С. Горбачев и Р. Рейган. Из фотоальбома журнала «Тайм», посвященного визиту Генерального секретаря ЦК КПСС в США в 1987 г.

Вначале, в период консолидации власти, Горбачев действовал осторожно. Но по мере укрепления своих позиций, как вспоминал А. Ф. Добрынин, стиль руководства генсека становился всё более авторитарным: «От подробного рассмотрения и принятия решений и обязывающих директив Горбачев стал переходить к тому, чтобы использовать максимальную свободу рук на переговорах с главами других государств. Постепенно Горбачев достиг своей цели – практически самостоятельно определял и осуществлял внешний курс страны. Всё это стало особенно очевидным с 1989 г.».

Одной из «новаций» советской дипломатии середины 1980-х гг. стала попытка начать диалог не с Соединенными Штатами, а с Европой. В МИД рассчитывали, договорившись с европейцами без США, произвести на американцев «отрезвляющий эффект перехвата инициативы». Поэтому первый зарубежный визит нового лидера КПСС был сделан в октябре 1985 г. во Францию, которая демонстрировала бóльшую, чем другие союзники Вашингтона, самостоятельность. В Париже Горбачев выдвинул ряд важных инициатив. Он выразил готовность заключить соглашение по ракетам средней дальности в Европе отдельно от договоров по космическим и стратегическим вооружениям, что являлось отступлением от «пакетного» подхода А. А. Громыко. Советский лидер также соглашался пойти с Западом на обмен планами уведомляемой военной деятельности. Это было беспрецедентное по тем временам решение, против которого всегда возражали в Министерстве обороны. В Париже он обратился к руководству США с призывом к взаимному сокращению ядерного оружия на 50 %. И, наконец, там же была высказана увлекавшая Горбачева идея строительства «общеевропейского дома».

Выдвинутые во Франции предложения советский лидер обсуждал 19–21 ноября 1985 г. с американским президентом в Женеве. Если в Москве искали новые подходы, то в Вашингтоне, напротив, придерживались преемственности стратегических задач. Возглавивший в 1980 г. США Р. Рейган исходил из уверенности в экономическом ослаблении Советского Союза. В программной речи в январе 1984 г. от СССР предлагалось добиваться исключения угрозы и применения силы при урегулировании международных конфликтов, сокращения огромных арсеналов, укрепления доверия в мире через расширение контактов между странами и свободный обмен информацией и идеями. По инициативе государственного секретаря Дж. Шульца, к этому было добавлено положение о необходимости соблюдения в СССР прав человека. Реализация этой программы должна была, по мнению ее разработчиков, стать для СССР условием прекращения «новой холодной войны».

В Женеве Горбачев, в соответствии с рекомендациями советских военных экспертов, настаивал на разоруженческой проблематике, критиковал американскую Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Р. Рейган столь же твердо следовал логике своего «пакета». Ни о чем договориться не удалось, но итоги встречи казались обнадеживающими: лидеры установили личный контакт и отказались от практики длительных предварительных консультаций. Рейган впервые в истории советско-американских отношений на столь высоком уровне заговорил о проблеме с соблюдением прав человека в СССР. Тогда Горбачев отверг обвинения в их нарушении, указав, что это является внутренним делом страны. Столь же уверенно он уходил и от предложений разобраться с международными конфликтами в регионах, где США и СССР поддерживали противостоящие силы. Таким образом, к концу 1985 г. советско-американский диалог был возобновлен, а СССР вновь сделал ставку на приоритетность взаимодействия с США.

Выступление М.С. Горбачева на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 7 декабря 1988 г.

В 1986 г. Москва продолжила «мирное наступление». 15 января Горбачев выступил с программным заявлением о ликвидации ядерного оружия в мире к 2000 г. На первом этапе (в течение 5–8 лет) следовало вдвое сократить ядерные запасы СССР и США, а также их ракеты средней дальности в Европе. На втором этапе (5–7 лет) к разоружению подключились бы другие державы, а на третьем – завершилась ликвидация всех оставшихся ядерных средств. Сам Горбачев высоко оценивал эту программу. Большинство же западных экспертов считало, что в полной мере она неосуществима. Мнение многих советских военных и дипломатов выразил руководитель делегации СССР на Стокгольмской конференции по безопасности и разоружению в Европе О. А. Гриневский: «Эффективно для публики, но несерьёзно для дела».

Свобода выбора без внешнего давления

Ключевой вехой в становлении новой советской внешнеполитической доктрины стал XXVII съезд КПСС, на котором идеи «нового мышления» были представлены в виде хорошо выстроенной концепции. Ее основой стала идея целостного взаимозависимого мира, единство которого обусловлено глобальным характером существующих вызовов и угроз. Это резко контрастировало с традиционным представлением о том, что мировое развитие определяется борьбой двух систем. Основную тревогу у Горбачева вызвало наличие ядерного оружия и гонки вооружений. Поэтому безопасность следовало обеспечивать предельно низким уровнем военного баланса, из которого необходимо полностью исключить любое оружие массового уничтожения. Вооруженные силы следовало сократить до пределов «разумной достаточности», что требовало принятия государствами исключительно оборонительных военных доктрин.

Горбачев выступал за многовекторную внешнюю политику, не замыкавшуюся на отношениях с какой-то одной, пусть даже очень важной, страной. При этом требовалось руководствоваться соблюдением баланса интересов, отказавшись от «дипломатии с нулевой суммой», когда победа одной стороны оборачивается поражением другой. Тем самым Западу демонстрировалось, что СССР готов не только вернуться к разрядке, но и перейти к сотворчеству, со-развитию. Отталкиваясь от идеи целостности и взаимозависимости мира, Горбачев призвал к созданию всеобъемлющей системы международной безопасности, что предусматривало осуществление на взаимной основе комплекса мер не только в военной, но и в политической, экономической и гуманитарной сферах. Одной из ключевых была идея свободы выбора, в соответствии с которой все страны могут определять свой внутренний курс и международную политику без внешнего давления.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев и президент США  Р. Рейган на Красной площади. Москва, 31 мая 1988 г.

После съезда разработка новых подходов продолжилась. Смелые и резкие формулировки прозвучали 23–24 мая 1986 г. на закрытой конференции в МИД. Горбачев подчеркнул, что без направления в гражданские отрасли средств, идущих на военные расходы, развивать отечественную экономику невозможно и время работает против СССР. Перед МИД ставилась задача искать компромиссы и занимать более гибкую позицию на переговорах.

На конференции генеральный секретарь резко критиковал структуры, отвечавшие за внешнюю политику, и сетовал, что те «идут не в ногу, отстают от замыслов и практических шагов нового руководства». Недовольство вылилось в серьезные кадровые изменения. С мая 1986 г. перестановки в МИД стали массовыми, приобретя характер «кадровой чистки»: к маю 1987 г. были заменены 7 из 9 заместителей министра, 7 из 10 послов по особым поручениям, 8 из 16 заведующих территориальными отделами, 68 из 115 послов. Дипмиссии в ведущих странах Запада возглавили новые люди.

С середины 1986 г. политика уступок вызвала существенные подвижки на всех переговорных площадках. Это казалось важным, поскольку после Женевы советско-американские отношения оставались напряженными. Поэтому подготовке встречи с Рейганом в Исландии, намеченной на осень 1986 г., придавалось особое значение. Горбачёв рассчитывал ошеломить Рейгана смелостью предложений. Советская сторона выступала за действительно серьезные – на 50 % – сокращения каждого из трех видов стратегических наступательных вооружений (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках, тяжелых бомбардировщиков). При этом Советский Союз соглашался оставить за рамками переговоров американские ядерные средства передового базирования. СССР готов был пойти на полную ликвидацию советских и американских ракет средней дальности в Европе. Уступкой здесь стал отказ от учета ядерных сил Великобритании и Франции, входивших в общий с США блок НАТО. В космической сфере стороны должны были взять на себя обязательство соблюдать Договор по ПРО 1972 г. Однако накануне встречи Москва уже допускала возможность выхода из него через 15 лет. Все эти предложения носили пакетный характер и были жестко взаимосвязаны.

М.С. Горбачев и Р. Рейган Из фотоальбома журнала «Тайм». 1987 г.

На прошедшей 11–12 октября 1986 г. встрече в Рейкьявике удалось разрешить большинство спорных вопросов, касавшихся сокращения ядерного оружия, но эпохальные соглашения не были подписаны из-за отказа Рейгана ввести ограничения на СОИ. Между тем исландский саммит стал возможен лишь потому, что еще на стадии подготовки американцы увязали его проведение с обязательным обсуждением «гуманитарных» вопросов. Поэтому в Рейкьявике работали уже две экспертные группы: одна занималась контролем над вооружениями, другая – региональными конфликтами и правами человека в СССР.

Формально рейкьявикская встреча не была успешной, но она убедила советское руководство, что для сближения с США необходим конструктивный диалог по всему спектру проблем. И то, что в СССР с начала 1987 г. особое внимание уделялось прежде всего реформам общественно-политического устройства, возможно, не было просто совпадением. Позднее М. Тэтчер называла этот саммит поворотным пунктом всей «новой? холодной войны». Едва ли случайно памятник в честь ее завершения впоследствии установили именно в столице Исландии.

Для решения новых задач создавались специальные структуры. В МИД СССР было образовано Управление по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека, в ЦК КПСС появился сектор по правам человека. Важным шагом по налаживанию практического сотрудничества стало создание в апреле 1987 г. совместной советско-американской комиссии, которую возглавили замминистра иностранных дел А. В. Адамишин и помощник государственного секретаря США Р. Шифтер. Формально речь шла о взаимодействии в самом широком смысле, фактически же комиссия обсуждала использование в СССР психиатрии для репрессивных целей, положение политических заключенных, свободу слова в СМИ, ограничение прав граждан публично выражать свое мнение и участвовать в религиозной жизни, расширение культурных и научных обменов и особенно – упрощение эмиграции из СССР. По мнению американцев, перемены в СССР шли в правильном направлении: имелись в виду документы XIX конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.), где определялись параметры радикальной реформы политической системы в СССР.

М.С. Горбачев в США. 9 декабря 1987 г.

Важнейшим итогом диалога с США стало подписание 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне двустороннего Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Для этого Москве пришлось пойти на серьезные уступки: в феврале, вопреки возражениям военных, было принято решение не связывать единым «пакетом» переговоры о РСМД и других видах вооружения. Кроме того, сокращение носило асимметричный характер: СССР уничтожал 1846 единиц, а американцы – 846. В СССР это объясняли неодинаковой ценностью ракет с точки зрения их стратегического расположения, а также расчетом на то, что это лишь первый шаг в реализации намеченной СССР в январе 1986 г. планетарной программы ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Выступление М.С. Горбачева на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 7 декабря 1988 г.

Новое мышление как основа международных отношений

Большой международный резонанс в конце 1987 г. вызвала книга Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданная тиражом в 5 млн экземпляров на 64 языках в 160 странах. В ней «новое мышление» рассматривалось как всеобщая, универсальная основа международных отношений. Эта концепция нашла отражение и в выступлении Горбачева в ООН 7 декабря 1988 г. Оно задумывалось как своеобразный «анти-Фултон» – символ окончания «новой холодной войны». Основное внимание в речи уделялось созданию нового мирового порядка на основе всеобъемлющей системы коллективной безопасности при руководящей роли ООН. Готовность двигаться к такому миру подкреплялась заявлением о сокращении в одностороннем порядке Вооруженных Сил СССР, о выводе из Восточной Европы более 40 % танковых дивизий и уменьшении количества советских войск вдоль границы с Китаем.

На Западе речь Горбачева встретили с интересом и пониманием. В прессе ее сравнивали с «политическим Перл-Харбором», поскольку советскому руководителю удалось одномоментно сделать то, что оказалось не под силу странам НАТО: радикально снизить степень угрозы Вооруженных Сил СССР. В США Горбачеву был оказан восторженный прием: его приветствовали ликующие толпы жителей Нью-Йорка, в солидных западных СМИ появилось немало хвалебных статей. Однако официальный Вашингтон отреагировал сдержанно, назвав речь Горбачева очередным пропагандистским шагом. В советско-американском диалоге с начала 1989 г. наступила пауза, вызванная сменой руководства в США.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уденафил цена в аптеках инструкция отзывы аналоги
  • Главный специалист по энергетике должностная инструкция
  • Аэрогриль миллениум 757 инструкция на русском языке
  • Руководство по эксплуатации stihl ts 420
  • Инструкция по охране труда при работе с точилом