Оценка эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству
Оценка деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, позволяет определить направления ее совершенствования и поощрить педагогических работников, которые наиболее эффективно осуществляют классное руководство.
Эффективность деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся.
На основе анализа сложившейся в общеобразовательных организациях практике регулирования деятельности по классному руководству принято использовать две группы критериев оценки ее эффективности: критерии оценки результативности и критерии оценки процесса деятельности.
Этот подход учитывает непосредственную связь между характеристиками воспитательного процесса и его результатами, позволяя вносить изменения в процесс для получения более значимых эффектов в будущем, с учетом отсроченности образовательных результатов.
К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
Процесс воспитания и социализации подрастающего поколения должен обеспечить последовательное движение от получения знаний, системы представлений о базовых национальных ценностях, духовно-нравственных ценностях народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традициях к формированию позитивной внутренней позиции личности ребенка по отношению к этим социальным ценностям, а затем к формированию социальных компетенций, то есть умений и навыков их использования в жизни, к приобретению опыта деятельности на основе данных ценностей.
Таким образом, задаются три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся, которые могут быть использованы как критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства:
1 – сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2 – сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3 – наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Эффективность деятельности по классному руководству повышается по мере продвижения к результатам более высокого уровня.
Наиболее доступной формой является экспертное оценивание, которое следует проводить с учетом основных принципов проведения экспертизы. Желательным результатом оценки должны стать комментарии к оценке и рекомендации педагогическому работнику по повышению эффективности классного руководства. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству должны стать основой для поощрения лучших практик классного руководства.
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель рабочей группы по вопросам
совершенствования государственной политики в сфере развития информационного
общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству
Л.Н.Бокова
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель Профессионального союза
работников народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.Меркулова
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк
1. Пояснительная
записка
Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания
современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере
образования, а также являются объектом внимания педагогической
общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки,
различных социально-профессиональных групп.
В настоящее время оформился общественно-государственный
запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, импульсом к формированию
которой является поручение Президента Российской Федерации по «созданию
системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности
воспитательной работы и социализации обучающихся в общеобразовательных
организациях».
________________
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам
заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты
семьи и детей от 14 октября 2019 г. N Пр-2132, п.2 «в» http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/61841/print.
В ежегодном Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено, что
«ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная
каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная
ответственность, и она, конечно, требует … особой поддержки».
Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель — это
«федеральная функция».
________________
Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г.
http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
Настоящие методические рекомендации адресованы органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, с целью оказания методической
помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, с учетом приоритетов государственной политики в сфере
образования, обновления концептуальных подходов к организации педагогической
деятельности в области воспитания и социализации подрастающего поколения, а
также в целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной
отчётности в их деятельности.
Методические рекомендации направлены на уточнение и
конкретизацию нормативного правового поля реализациивоспитательной
деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного
руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими
работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой
деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные
региональными социальноэкономическими, экологическими, этнокультурными,
демографическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации,
территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой
контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ.
2.
Правовые основы организации работыпедагогических работников,
осуществляющих классное руководство
Организация деятельности, связанной с классным
руководством, осуществляется с учётом комплекса вопросов, относящихся к базовым
правам граждан Российской Федерации, к основным принципам и приоритетам
государственной политики в сфере образования, правовым, организационным и
экономическим основам образования в Российской Федерации, общим правилам
организации образовательной деятельности, а также к области трудового права.
Перечень документов по вопросам организации деятельности,
связанной с классным руководством, является многоуровневым, содержит
нормативные акты, регламентирующие процессы воспитания в образовательных
организациях в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
образования, включает совокупность норм и правил, принятых в соответствии с
разграничением полномочий в сфере образования между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения
воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:
1.
Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской
Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и
закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета
совместного ведения с Российской Федерацией;
2. Семейный
кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 24 июля 1998
г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24 июня 1999
г. N 120-ФЗ
«Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ;
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010
г. N 436-ФЗ
«О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7 . Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018
г.
2018 года* N
204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации
на период до 2024 года»;
________________
* Текст документа соответствует
оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации
на период до 2025 года»;
1 0 . Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования«, от 17 декабря
2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего
образования», от 17
мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016
г. N 536 «Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность».
Необходимо рассматривать воспитание детей как
стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий
различных институтов гражданского общества на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
________________
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации
от 29 мая 2015 г. N 996-р, II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
В целях организации деятельности, связанной с классным
руководством, могут приниматься нормативные правовые акты на уровне субъектов
Российской Федерации, обеспечивающие реализацию воспитательного процесса в
соответствии с целевыми ориентирами федерального уровня при учете
организационных и экономических особенностей региональной системы образования.
При этом необходимо учитывать особенности субъектов
Российской Федерации, дополняя и
конкретизируя воспитательные ориентиры региональными приоритетами, не
вступающими в противоречие с федеральными документами.
________________
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Такой подход обеспечит достижение цели национального
проекта «Образование», направленной на воспитание » на основе
духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций».
________________
Паспорт национального проекта
«Образование«
(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
Организация деятельности по классному руководству на
местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть
направлена на создание условий эффективной воспитательной деятельности при
реализации целей и задач воспитания и социализации подрастающего поколения,
установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального
уровней, а также дополнительных задач с учётом социальноэкономической,
социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных
муниципальных образованиях.
Органы местного самоуправления, используя свои полномочия в
сфере образования, выполняя функции и полномочия учредителей муниципальных
общеобразовательных организаций, вправе развивать образовательную среду (прежде
всего, воспитательной направленности), налаживать сетевое взаимодействие
муниципальных общеобразовательных организаций для реализации воспитательных
мероприятий, обеспечивать межведомственное взаимодействие по актуальным
проблемам воспитания подрастающего поколения на соответствующей территории,
разрабатывать специальные меры поддержки семей и детей, находящихся в сложной
жизненной ситуации, принимать меры материального и нематериального
стимулирования эффективной работы педагогических работников по классному
руководству.
Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций
включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации
воспитательного процесса в общеобразовательной организации, в том числе, в
рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизируют
их с учётом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и
ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками,
устанавливают меры стимулирования к осуществлению классного руководства.
3.
Цели и принципы деятельности педагогическихработников,
осуществляющих классное руководство
Настоящие методические рекомендации
основаны на понимании классного руководства как особого вида педагогической
деятельности, направленного, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся. Соответственно, цели, задачи и принципы деятельности,
связанной с классным руководством, определяются базовыми целями и принципами
воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации« и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года«, Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, документах, приведённых в разделе 2 настоящих методических
рекомендаций.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства.
________________
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Воспитательный процесс
в образовательных организациях
осуществляется в целях формирования и
развития личности в соответствии с семейными и общественными
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
________________
Часть 1 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Педагогический коллектив является основным субъектом,
обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках
реализации образовательных программ конкретной общеобразовательной организации,
разработанных в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Несмотря на то, что воспитательные функции выполняют все
педагогические работники общеобразовательной организации, ключевая роль
отводится тем, деятельность которых одновременно связана с классным
руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы
обучающихся, объединённых в одном учебном классе.
Важнейшими принципами организации социально-значимых задач
и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:
1. Опору на
духовно-нравственные ценности народов Российской
Федерации, исторические и
национально-культурные традиции;
2.
Организацию социально открытого пространства
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.
Нравственный пример педагогического работника;
4.
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
5.
Социальную востребованность воспитания;
6.
Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
7.
Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
8.
Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
9.
Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).
4.
Приоритетные задачи деятельности педагогическихработников,
связанной с классным руководством
Приоритетными задачами деятельности по классному
руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания
и социализации обучающихся, являются:
1.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе
путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного
уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности,
недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
2.
Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных
духовных ценностей и практической готовности им следовать;
3.
Формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в
частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам,
употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др. ;
4.
Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
5.
Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в
условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных
движений, творческих и научных сообществ.
Условиями успешного решения обозначенных
задач являются:
1.
Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на
основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных
современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической
компетентности;
2.
Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и
социализации обучающихся с использованием ресурсов социальнопедагогического
партнёрства;
3.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в
том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения
доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью
и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей,
содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к
воспитанию детей;
4.
Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического
коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны
правопорядка и т.д.;
5.
Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач,
связанных с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности
общеобразовательной организации. Этнокультурные особенности региона и
территории проживания, определяющие социальные нормы и традиции воспитания,
характеристики социально-экономической и социокультурной ситуации в конкретной
территории (наличие объектов культуры, спорта, дополнительного образования
детей, градообразующих предприятий и иных субъектов активной экономической
деятельности) во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной
деятельности.
Классное руководство устанавливается с целью регулирования
состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как
конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую
педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях
дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим
работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно
непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики
реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.
Специфика осуществления классного руководства состоит в
том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим
работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как
микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные
особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие
условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального
ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой
динамикой.
Педагогический работник, осуществляющий классное
руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности.
Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими
педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими
с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.
Воспитательный процесс и социализация обучающихся
осуществляются в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов. Поэтому
педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует
также с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.
Педагогический работник, осуществляя классное руководство,
выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к
педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к
анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и
социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения
педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями,
связанными с классным руководством.
В деятельности, связанной с классным руководством,
выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания
деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый
состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания
и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования
общеобразовательной организации.
Инвариантная часть содержит следующие
блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и
социализации обучающихся в классе, включая:
—
содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;
—
обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные
мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;
содействие успешной социализации
обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих
формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том
числе с
использованием возможностей волонтёрского
движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ;
—
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося
класса на основе изучения его психофизиологических особенностей,
социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации
развития ребёнка в семье;
—
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
—
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
—
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
—
формирование навыков информационной безопасности;
—
содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;
—
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие
развитию их способностей;
—
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
— изучение
и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
—
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков
общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного
единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным
ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и
самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной
деятельности;
—
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
—
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
—
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в
том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.
3.
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
—
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству
в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и
создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;
—
регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года,
основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях
и событиях жизни класса;
— координацию
взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
—
содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития
детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во
взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:
взаимодействие
с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических
требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом
особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
—
взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и
учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности
учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
—
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и
коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
—
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы
деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно
полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
—
взаимодействие с педагогом-организатором,
педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими
вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной
деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;
—
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией
общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и
асоциального поведения обучающихся;
—
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогомпсихологом,
тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во
взаимодействии с социальными партнерами, включая:
—
участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
—
участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социальнопедагогического
партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного
образования детей, научных и образовательных организаций;
участие в организации комплексной
поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с
привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов,
организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры,
спорта, профессионального образования, бизнеса.
6. Ведение и составление педагогическими работниками,
осуществляющими классное руководство, следующей документации:
1)
классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и
актуализации списка обучающихся;
________________
Если используется электронный
журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся
работником, ответственным за зачисление обучающихся
2)
план работы в рамках деятельности, связанной с классным
руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным
нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным
органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчётности педагогических
работников руководителям общеобразовательных организации необходимо
руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017
г. N 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной
отчётности».
Вариативная часть деятельности по классному руководству
формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной
организации.
К примеру, вариативность может отражать наличие особых
целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных
организациях субъекта Российской Федерации, связанных с трансляцией и
поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.
На состав деятельности по классному руководству могут
оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации. Так,
например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими результатами
обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно
связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по
развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы
учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность
обучающихся и т.д.
Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству
может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных
условий.
Вариативная часть может отражаться не только в локальном
акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении
дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным
руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например
с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в
разновозрастном классе-комплекте и т.д.
В рамках реализации обозначенных задач деятельности по
классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и
технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями,
оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск
решения проблемы и др.);
групповые (творческие
группы, сетевые сообщества, органы
самоуправления, проекты, ролевые игры,
дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты,
походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры,
родительские собрания и др.).
5.
Обеспечение академических прав и свободпедагогических работников,
осуществляющих классное руководство
Классными руководителями являются педагогические работники
в общеобразовательной организации, которым предоставляются права, социальные
гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».
Педагогический работник, осуществляющий классное
руководство, с учетом локальных нормативных актов общеобразовательной организации
имеет следующие права:
—
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы на основе
ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
—
вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной
организации, педагогического совета, органов государственно-общественного
управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса,
условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени
обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
—
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов
общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности
в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и
эффективности;
—
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
—
использовать (по согласованию с администрацией
общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации
при проведении мероприятий с классом;
—
получать своевременную методическую, материально-техническую и
иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления
общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;
—
приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением
классного руководства;
—
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
—
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками
(по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
—
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную
репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации
общеобразовательной организации, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
—
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии,
теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным
руководством.
В целях реализации и защиты академических прав и свобод
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, предусмотренных частью 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации«, а также обеспечения недопустимости
неуважительного отношения к чести и достоинству педагогических работников,
реализации возможных способов урегулирования споров между участниками
образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:
— письмом
Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. N ВБ107/08/634
«О примерном положении о комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений»;
— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019
г.
«О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических
работников»;
— письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. N 08415/124
«О реализации права педагогических работников на дополнительное
профессиональное образование».
6.
Оценка эффективности деятельности педагогическихработников по
классному руководству
Оценка деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, позволяет определить
направления ее совершенствования и поощрить педагогических работников, которые
наиболее эффективно осуществляют классное руководство.
Эффективность деятельности педагогических работников,
осуществляющих классное руководство определяется достигаемыми за определенный
период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым
целям воспитания и социализации обучающихся.
На основе анализа сложившейся в общеобразовательных
организациях практике регулирования деятельности по классному руководству
принято использовать две группы критериев оценки ее эффективности: критерии
оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
Этот подход учитывает непосредственную связь между
характеристиками воспитательного процесса и его результатами, позволяя вносить
изменения в процесс для получения более значимых эффектов в будущем, с учетом
отсроченности образовательных результатов.
К критериям эффективности процесса деятельности, связанной
с классным руководством, относятся:
комплексность как степень
охвата в воспитательном процессе
направлений, обозначенных в нормативных
документах;
адресность как степень учёта в воспитательном процессе
возрастных и
личностных особенностей детей,
характеристик класса;
инновационность как степень использования новой по
содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных
обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе,
интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
системность как степень вовлечённости в решение воспитательных
задач
разных субъектов воспитательного процесса.
Процесс воспитания и социализации подрастающего поколения
должен обеспечить последовательное движение от получения знаний, системы
представлений о базовых национальных ценностях, духовно-нравственных ценностях
народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традициях к
формированию позитивной внутренней позиции личности ребенка по отношению к этим
социальным ценностям, а затем к формированию социальных компетенций, то есть умений
и навыков их использования в жизни, к приобретению опыта деятельности на основе
данных ценностей.
Таким образом, задаются три уровня конечных результатов в
области воспитания и социализации обучающихся, которые могут быть использованы
как критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства:
1
— сформированность знаний, представлений о системе ценностей
гражданина России;
2
— сформированность позитивной внутренней позиции
личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3
— наличие опыта деятельности на основе системы ценностей
гражданина России.
Эффективность деятельности по классному руководству
повышается по мере продвижения к результатам более высокого уровня.
Наиболее доступной формой является экспертное оценивание,
которое следует проводить с учетом основных принципов проведения экспертизы.
Желательным результатом оценки должны стать комментарии к оценке и рекомендации
педагогическому работнику по повышению эффективности классного руководства.
Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству должны
стать основой для поощрения лучших практик классного руководства.
7.
Механизмы материального стимулированияпедагогических работников к
осуществлению классного руководства
Материальное стимулирование педагогических
работников в рамках деятельности по классному руководству обеспечивает решение
двух управленческих задач: побуждение педагогов к осуществлению деятельности по
классному руководству и обеспечение качества, эффективности этой деятельности.
Каждая из этих задач требует создания отдельных механизмов, регулирующих
размеры и условия получения соответствующих финансовых выплат.
Ежемесячные выплаты педагогическим работникам за
осуществление классного руководства являются обязательным условием возложения на
них с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.
Размеры выплат за классное руководство из средств бюджета
субъекта Российской Федерации могут устанавливаться нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации и учитываться при расчёте финансового норматива в
процессе формирования субвенций местным бюджетам на оплату труда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации».
Общенациональная, федеральная значимость процессов
воспитания и особая роль классного руководства послужили основанием для
поручения Президента Российской Федерации осуществлять выплату ежемесячного
денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и
муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство в размере
не менее 5 тысяч рублей с использованием средств федерального бюджета.
Указанная выплата обеспечивается с 1 сентября 2020 года с сохранением ранее
установленных доплат, которые получают педагогические работники за классное
руководство.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает «создание гибкой системы материального стимулирования качества
воспитательной работы организаций и работников», «обеспечение
многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального,
региональных и местных бюджетов, а также за счет средств
государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций».
Материальное стимулирование качества и эффективности деятельности
педагогических работников по классному руководству может реализовываться с
использованием механизмов многоканального финансирования с учетом предложенных
подходов и критериев оценки эффективности этой деятельности.
________________
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, IV. Механизмы реализации Стратегии.
8.
Механизмы нематериального стимулированияпедагогических работников
к осуществлению классного руководства
В современной России давно сформировался
запрос на повышение престижа учительской профессии, уважения к труду
педагогического работника, признания его исключительной сложности,
ответственности и значимости в современном обществе. Велика потребность в
создании благоприятных, комфортных, современных условий труда, адекватной
оценке результатов труда, повышении самооценки, удовлетворенности
педагогического работника профессиональной деятельностью, реализации творческих
потребностей. Именно на этих потребностях необходимо выстраивать систему
нематериального стимулирования педагогических работников к осуществлению
деятельности по классному руководству.
Пакет механизмов системы нематериального стимулирования
может формироваться органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и непосредственно
общеобразовательными организациями, а также определяться в территориальных
соглашениях и коллективных договорах в общеобразовательных организациях по
следующим направлениям:
1 Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства,
включая:
—
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией общеобразовательной
организации;
—
создание системы наставничества и организацию методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
—
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.
2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к
принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных
полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая:
—
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное
руководство;
—
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;
—
предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного
характера.
3. Психологическое стимулирование, предполагающее
использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата
в педагогическом коллективе, в том числе с учётом интересов всех педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, включая:
—
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений в
общеобразовательной организации;
—
организация консультаций и создание условий для психологической
разгрузки и восстановления в общеобразовательной организации или вне ее, для
профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением
педагогическими работниками классного руководства.
4. Моральное стимулирование педагогических работников,
обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива,
администрации общеобразовательной организации, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех
форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:
—
публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в
трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами
различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов
с аннотациями на доске почёта;
—
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на
официальных сайтах общеобразовательной организации и учредителя
общеобразовательной организации;
—
информирование родительской общественности о достижениях,
связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
—
организацию исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, с дальнейшим установлением
баннеров с фотографиями победителей на улицах населенных пунктов сельских
районов и городских округов, районных и областных центров;
—
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград
для педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного
знака, почётного звания, региональных премий.
Электронный текст документа подготовлен
АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
<Письмо> Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08
«О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Использование цифрового инструмента
для оценки эффективности воспитательной
работы классного руководителя
Автор: Лобанов Алексей Александрович
Организация: ЧОУ «Школа «Таурас»
Населенный пункт: г.Санкт-Петербург
Автор: Лобанова Татьяна Юрьевна
Организация: МАОУ «Ангарский лицей №1»
Населенный пункт: Иркутская область, г.Ангарск
Работа классного руководителя в школе всегда была есть и будет одной из самых трудных для учителей – предметников, так данный труд педагога невозможно измерить в ременных рамках, в рамках трудозатрат, но, как бы то ни было, данная должность в школе так же будет всегда, так как воспитательный аспект обучения никогда не выйдет из функций педагогического работника. Одной из трудностей системы классного руководства является сложность в измеримости эффективности работы классного руководителя. Согласно письма Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» [1] министерство просвещения попыталось дать понятие эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству, а именно: эффективность деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся. Так же в этих методических рекомендациях выделено две группы критериев для оценки эффективности работы классного руководителя: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности. Этот подход учитывает непосредственную связь между характеристиками воспитательного процесса и его результатами, позволяя вносить изменения в процесс для получения более значимых эффектов в будущем, с учетом отсроченности образовательных результатов.
К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, были отнесены
- комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
- адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
- инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
- системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
К критериям результативности отнесены достижения в запланированных результатах:
- сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
- сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
- наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
В условиях постоянного роста информационных потоков и постоянной загруженности классных руководителей преподавательской деятельностью не всегда педагогу получается качественно и своевременно и одновременно выполнять возложенные на него функции классного руководителя, так как необходимо одновременно помнить много факторов, влияющих на правильность результата. Кроме того, иногда один ученик «вытащенный» из трудной жизненной ситуации и возвращённый в школу может поставить классному руководителю 100% показатель эффективности его работы. Но несмотря на всё вышесказанное эффективность работы классного руководителя все же можно измерить, если провести подробный анализ его функциональных обязанностей, описанных должностной инструкции и ФЗ законе «Об образовании».
С этой целью в нашем образовательном учреждении ЧОУ «Школа «Таурас» на методическом объединении классных руководителей был проведён анализ должностных обязанностей классного руководителя и на основании их был разработан электронный журнал «Классный руководитель», который позволил в той или иной степени найти и обозначить рамки по оценке эффективности работы классного руководителя. Журнал создан в среде электронных таблиц и не требует ни от классного руководителя, ни от заместителя директора, курирующего воспитательную работу в школе специальных знаний. Электронный журнал классного руководителя состоит из 27 отдельных листов:
Нажатие на пункт меню осуществляет переход на соответствующую страницу журнала
Рис.1. Содержание электронного журнала классного руководителя
Основной смысл электронного журнала классного руководителя заключается в том, что если в течение учебного года классный руководитель будет системно реализовывать свои функциональные обязанности, то в конце учебного года он получит ГОТОВЫЙ анализ воспитательной работы с классом с ГОТОВЫМИ выводами и рекомендациями работы на следующий учебный год.
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file0_2eb3198e-5868-4c5b-b.. 22,4 МБ
- file1_2eb3198e-5868-4c5b-b.. 21,7 МБ
Опубликовано: 07.03.2023
- Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, -это:
Инновационная
- Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:
Нововведение
- Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
Общеучебным
- Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющие относительно устойчивую характеристику личности, это:
Креативность
- Построение образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона — это:
Социально-педагогическое проектирование
- Форма обучения учащихся в малых группах, в которых обучающиеся помогают и поддерживают друг друга — это:
Кооперативное
- Вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, осуществление жизненного самоопределение – всё это
Социализация
- Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности — это:
Психолого-педагогическое проектирование
- Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:
природосообразности.
- К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:
Все кроме активное отстаивание своих прав на самостоятельность
- Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится
Педагогическое общение
- Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:
Принцип полноты образования
- Принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими, психофизиологическими и другими природными особенностями — это:
Природосообразности
- Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике, -это:
Инноватика
- Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
Технология
- Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
Личностным действиям
- Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей является:
Творчество
- Выделить важнейшую функцию семьи в области воспитания
Репродуктивная
- Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей, — это принцип:
Принцип развивающего обрразования
- Отстранённая позиция коммуникатора характеризуется
когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоположные точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявляя об этом открыто
- Выделяют в качестве вида общения непосредственное и опосредствованное?
Да
- Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека?
Да
- Исключите лишнее. Выделяют следующие позиции коммуникатора:
Переменная
- Общение многофункционально?
Да
- При этом под прямым общением понимается естественный контакт лицом к лицу» при помощи… «
Вербальных и невербальных
- Содержание общения — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому?
Да
- Манипуляция – это
вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша
- Исключите лишнее. Общение:
Универсальная реальность
- В процессе общения происходит социализация личности?
Да
- Всероссийская олимпиада школьников проводится для
Общеобр.
- Девиантное поведение может не соответствовать или даже нарушать номы права?
Да
- Детская одаренность это потенциал личности ребенка?
Да
- Детская социальная группа может являться совокупностью детей, объединенных какой-либо совместной деятельностью негативной в социальном плане?
Да
- Индивидуальная образовательная траектория можно рассматривать как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности?
Да
- к талантливым детям относит лиц, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, …
высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей
- Девиантное поведение — это поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам?
Нет
- Согласно Федеральном закону Об образовании в Российской Федерации взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, ___.
Не допускается
- В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности
федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями
- Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации предусмотрена обязанность органов власти оказывать содействие талантливым детям?
Да
- Можно сказать, что тесты делятся на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений?
Да
- Специальная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека?
Да
- Можно сказать, что интервьюирование представляет собой метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы?
Да
- Можно ли сказать, что гуманистическая психология изучает вершины «самоактуализации»?
Да
- А. Маслоу полагал, что потребности иерархически могут быть организованы, но разные для всех людей. Верно ли данное суждение?
Нет
- Тифлопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга?
Нет
- Беседа предполагает только прямое получение сведений путем речевого общения?
Нет
- Сурдопсихология изучает закономерности психической деятельности человека с недостатками слуха?
Да
- С древнегреческого означает «psyche» это…
Душа
- Можно ли сказать, что фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой?
Да
- Формы работы с обучающимися и родителями (законными представителями) классного руководителя включают:
Классные
- Исключите лишнее. Классный руководитель осуществляет ведение и составление следующей документации:
Портфолио
- Классные руководители имеют права, социальные гарантии и меры социальной поддержки педагогических работников?
Да
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?
Нет
- Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической деятельности. Верно ли данное суждение?
Нет
- Воспитательные функции выполняют все педагогические работники общеобразовательной организации?
Да
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы не организуется. Верно ли данное суждение?
Нет
- Одним из механизмов формирование активной жизненной и социальной позиции обучающихся является использование возможностей волонтёрского движения и детских общественных движений?
Да
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение формирование навыков информационной безопасности у обучающихся. Верно ли данное суждение?
Нет
- Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях
Да
- Деятельность по развитию личности и созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства можно ли назвать воспитанием?
Да
- Классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе локальных нормативных актов образовательной организации?
Да
- К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относится комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах
Да
- Вариативная часть деятельности, связанной с классным руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося.
Нет
- Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать
Да
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье.
Да
- План работы классного руководителя устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации?
Нет
- Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями)?
Да
- К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относится системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса
Да
- Воспитание детей в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается как стратегический общенациональный приоритет?
Да
- В рамках одного класса педагогический работник, осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?
Нет
- Педагогический коллектив общеобразовательной организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?
Да
- Среди уровней конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся классных руководителей включается уровень, характеризирующий сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России?
Да
- Среди уровней конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся классных руководителей включается уровень, характеризирующий сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России?
Да
- Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
Учебник
- Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
Метод
- Сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством организации и психологической общности – это
Коллектив
- Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, — это:
Личностные результаты
- Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов – это
Управляемость пед.технологией
- Фундаментальное основание педагогической деятельности, включающее совокупность принципов и базирующееся на определенной концепции, — это:
Подход
- С точки зрения теории системного построения воспитательного процесса, воспитание – это
Управление процессом развития ребенка
- Совокупность необходимых знаний и качеств, позволяющих эффективно решать проблемы в соответствующей области знаний или практической деятельности, — это:
Компетентность
- Выделяют следующие виды общения:
Корректирующее
- косвенное общение характеризуется
включением в процесс общения дополнительного» участника как посредника
- Закрытая позицию коммуникатора характеризуется
Умалчивает
- Детская социальная группа – это..
Устойчивая
- Организатором Всероссийской олимпиады школьников выступает:
Минпросвещ.