Что означал принцип коллективного руководства

метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение
и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее
правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с
персональной. Коллективность руководства — важнейшая сторона
демократического централизма.

Руководство коммунистической партии, деятельность выборных
государственных органов, профсоюзов, комсомола, других общественных
организаций основаны в социалистическом обществе на началах
коллективности. Управление производством, транспортом, связью,
руководство вооруженными силами, а также рядом других областей
деятельности государства в силу их специфических особенностей
осуществляется исходя из принципа единоначалия, опирающегося на
различные формы участия общественности.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществе
вытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основу
которого составляет общественная собственность на средства производства,
а политическую основу — власть трудящихся, всего народа.

Использование коллективного опыта и знаний руководства партийных,
государственных, общественных организаций, учет мнения миллионов
коммунистов и беспартийных трудящихся, потребность во взвешенном и
всестороннем подходе обусловлены гигантскими масштабами и сложностью
задач коммунистического строительства, высокой ответственностью
руководящих органов в социалистическом обществе перед народом. Как
показывает практика реального социализма, выработка научно обоснованной
политики и осуществление эффективного руководства возможны лишь на
основе всестороннего учета знаний и опыта широкого круга коммунистов и
беспартийных масс. Коллективное руководство позволяет правильно и
реалистично подходить к любому, в том числе и сложному, делу. Обмен
мнениями и выявление воли большинства служат вместе с тем необходимой
предпосылкой единства действий, сознательной партийной и государственной
дисциплины. Чтобы обеспечить должный эффект К. р., необходимо
не формальное, а действительное функционирование коллективного органа,
активное участие в работе всех его членов. Важное значение при этом
имеет характер взаимоотношений между членами этого органа, с одной
стороны, и руководителем — с другой. Признание важной роли,
ответственности и авторитета руководителя не имеет ничего общего с
осуществлением личной власти. Руководитель выступает как организатор
работы, он должен проявлять большой такт и заинтересованность в том,
чтобы обеспечить свободный обмен мнениями, создать атмосферу
коллективного творчества. На нем лежит большая ответственность, но при
решении вопросов он имеет такие же права, как и другие члены
коллективного органа. Все они призваны вносить свою лепту в решение
общих дел, проявлять активность, самостоятельность мышления,
принципиальность. Необходимым условием К. р. служит тесная связь
совместного рассмотрения и решения вопросов с дисциплиной и
ответственностью за их выполнение. К. р. предполагает как общую, так и
личную ответственность каждого работника за порученное ему дело, за
выполнение коллективно принятых решений. Ленин подчеркивал, что «во
всяком случае и при всех без исключения обстоятельствах коллегиальность
должна сопровождаться самым точным установлением личной ответственности
каждого лица за точно определенное дело» (т. 39, с. 46).
Серьезное значение для успеха К. р. имеют обеспечение деловитости
в работе коллективных органов, устранение из их практики шумихи,
парадности и заседательской суеты.

В обеспечении К. р. к партии и ее руководящим органам предъявляется
особая требовательность. Будучи добровольным политическим союзом
единомышленников-коммунистов, партия ведет всю работу на началах
коллективного сотрудничества, а не администрирования. «…Все дела
партии ведут, — отмечал Ленин, — прямо или через представителей, все
члены партии, на равных правах и без всякого исключения…» (т. 14,
с. 252).

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросов
жизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС как
«непременное условие нормальной деятельности партийных организаций,
правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельности
коммунистов». «Культ личности и связанные с ним нарушения
внутрипартийной демократии, — сказано в Уставе, — не могут быть терпимы
в партии, они несовместимы с ленинскими принципами партийной жизни».
В каждой партийной организации исключительное право рассмотрения и решения
всех наиболее важных вопросов партийной жизни и деятельности принадлежит
коллективному органу: в первичной партийной организации — общему
собранию коммунистов; в районной, городской, окружной, областной,
краевой организациях — соответствующей партийной конференции,
в республиканской организации и партии в целом — съезду. Исполнительные
органы партии и ее организаций — партийные комитеты и бюро всех
уровней — также являются коллективными органами. Важной гарантией
соблюдения коллективности служат твердые сроки, установленные для
проведения как съездов, партийных конференций и собраний, так и
пленарных заседаний партийных комитетов. Такую гарантию создает четко
установленный порядок выборности и отчетности партийных комитетов и бюро
снизу доверху. Дальнейшее укрепление и развитие принципа коллективного
руководства в КПСС в последние годы нашли свое выражение в повышении
роли пленумов ЦК КПСС, а также пленумов местных партийных органов,
собрании коммунистов, в расширении внутрипартийной информации. Органы
коллективного руководства имеют также профессиональные союзы, комсомол.
В Советах народных депутатов всех ступеней важнейшие вопросы
рассматриваются на сессиях Советов, а в период между сессиями — на
заседаниях президиумов и исполкомов Советов. КПСС постоянно
совершенствует деятельность этих испытанных аккумуляторов коллективной
мысли. На повышение уровня К. р. направлены усилия партии по воспитанию
коммунистов, руководящих кадров и всех трудящихся в духе идейности и
принципиальности, по улучшению их информированности.

К. р. — важное политическое достояние коммунистической партии и
социалистического общества, имеющее большое значение для использования
преимуществ развитого социализма в интересах народа, для успешного
построения коммунизма. Расширение и совершенствование К. р. способствует
развитию социалистической демократии, служит предпосылкой для
постепенного перехода к коммунистическому общественному
самоуправлению.

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат.
.
1983.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Collective leadership (Russian: коллективное руководство, kollektivnoye rukovodstvo), or collectivity of leadership (Russian: коллективность руководства, kollektivnost rukovodstva), was considered the ideal form of governance in the Union of Soviet Socialist Republics (USSR) and other socialist states espousing communism. Its main task was to distribute powers and functions among the Politburo and the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, as well as the Council of Ministers, to hinder any attempts to create a one-man dominance over the Soviet political system by a Soviet leader, such as that seen under Joseph Stalin’s rule. On the national level, the heart of the collective leadership was officially the Central Committee of the Communist Party. Collective leadership was characterised by limiting the powers of the General Secretary and the Chairman of the Council of Ministers as related to other offices by enhancing the powers of collective bodies, such as the Politburo.

Collective leadership was introduced following Stalin’s death in 1953 and subsequent party leaders ruled as part of a collective. First Secretary Nikita Khrushchev criticized Stalin’s dictatorial rule at the 20th Party Congress, but his increasingly erratic decisions lead to his ouster in 1964. He was replaced in his posts by Leonid Brezhnev as First Secretary and by Alexei Kosygin as Premier. Though Brezhnev gained more and more prominence over his colleagues, he retained the Politburo’s support by consulting its members on all policies. Collective leadership was maintained under Yuri Andropov and Konstantin Chernenko. Mikhail Gorbachev’s reforms espoused open discussion, leading to members of the leadership openly disagreeing on how little or how much reform was needed to rejuvenate the Soviet system.

History[edit]

Early years[edit]

Georgy Malenkov, the Premier of the Soviet Union, emerged as one of the major contenders for the Soviet leadership in 1953, but lost to Khrushchev in 1955.[1]

Soviet ideologists believed[when?] that Lenin, the first Soviet leader, thought that only collective leadership could protect the Party from serious mistakes. Joseph Stalin, who consolidated his power after Lenin’s death in 1924, promoted these values; however, instead of creating a new collective leadership, he built up a leadership centered around himself.[2] After Stalin’s death (5 March 1953), his successors, while vying for control over the Soviet leadership, promoted the values of collective leadership.[3] Georgy Malenkov, Lavrentiy Beria and Vyacheslav Molotov[4] formed a collective leadership immediately after Stalin’s death, but it collapsed when Malenkov and Molotov turned on Beria.[5] After the arrest of Beria (26 June 1953), Nikita Khrushchev proclaimed collective leadership as the «supreme principle of our Party». He further stated that only decisions approved by the Central Committee (CC) could ensure good leadership for the party and the country.[3] Khrushchev used these ideas so that he could win enough support to remove his opponents from power, most notably Premier Malenkov, who resigned in February 1955.[1]

During the 20th Congress of the Communist Party of the Soviet Union Khrushchev criticised Stalin’s rule and his «cult of personality». He accused Stalin of reducing the Party’s activities and putting an end to Party democracy among others. In the three years following Stalin’s death, the Central Committee and the Presidium (Politburo) worked consistently to uphold the collective leadership lost under Stalin.[6] Khrushchev’s rule as First Secretary remained highly controversial throughout his rule in the Party leadership. The first attempt to depose Khrushchev came in 1957, when the so-called Anti-Party Group accused him of individualistic leadership. The coup failed, but Khrushchev’s position weakened drastically. However, Khrushchev continued to portray his regime as a «rule of the collective» even after becoming Chairman of the Council of Ministers (Premier), replacing Nikolai Bulganin.[7]

Official order of precedence (according to 5 March 1953 amendment)
Portrait Information Party position(s) State position(s)

Georgy Malenkov

Rank 1st Informally the Party’s first amongst equals, literally first secretary Chairman of the Council of Ministers
Name Georgy Malenkov
Birthdate 8 January 1902
Birthplace Orenburg, Orenburg Oblast
Deathdate 14 January 1988

Lavrentiy Beria

Rank 2nd First Deputy Chairman of the Council of Ministers
Minister of Internal Affairs
Name Lavrentiy Beria
Birthdate 29 March 1899
Birthplace Merkheuli, Sukhumi
Deathdate 23 December 1953

Vyacheslav Molotov

Rank 3rd First Deputy Chairman of the Council of Ministers
Minister of Foreign Affairs
Name Vyacheslav Molotov
Birthdate 9 March 1890
Birthplace Kukarka, Kirov Oblast
Deathdate 8 November 1986

Kliment Voroshilov

Rank 4th Chairman of the Presidium of the Supreme Soviet
Name Kliment Voroshilov
Birthdate 4 February 1881
Birthplace Lysychansk, Luhansk Oblast
Deathdate 2 December 1969

Nikita Khrushchev

Rank 5th Informally the Party’s Second Secretary
Name Nikita Khrushchev
Birthdate 15 April 1894
Birthplace Kalinovka, Kursk Oblast
Deathdate 11 September 1971

Nikolai Bulganin

Rank 6th Minister of Defence
Name Nikolai Bulganin
Birthdate 30 March 1895
Birthplace Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Oblast
Deathdate 24 February 1975

Lazar Kaganovich

Rank 7th First Deputy Chairman of the Council of Ministers
Name Lazar Kaganovich
Birthdate 22 November 1893
Birthplace Kabany, near Kiev
Deathdate 25 July 1991

Anastas Mikoyan

Rank 8th Minister of Foreign Trade
Name Anastas Mikoyan
Birthdate 25 November 1895
Birthplace Sanahin
Deathdate 21 October 1978
Rank 9th Minister of Machine Building
Chairman of the State Planning Committee
Name Maksim Saburov
Birthdate 2 February 1900
Birthplace Druzhkivka
Deathdate 24 March 1977
Rank 10th
Name Mikhail Pervukhin
Birthdate 14 October 1904
Birthplace Yuryuzansky Zavod
Deathdate 22 July 1978

Collectivity of leadership[edit]

Most Western observers believed that Khrushchev had become the supreme leader of the Soviet Union by the early 1960s, even if this was far from the truth. The Presidium, which had grown to resent Khrushchev’s leadership style and feared Mao Zedong’s one-man dominance and the growing cult of personality in the People’s Republic of China, began an aggressive campaign against Khrushchev in 1963. This campaign culminated in 1964[7] with the replacement of Khrushchev in his offices of First Secretary by Leonid Brezhnev and of Chairman of the Council of Ministers by Alexei Kosygin. Brezhnev and Kosygin, along with Mikhail Suslov, Andrei Kirilenko and Anastas Mikoyan (replaced in 1965 by Nikolai Podgorny), were elected to their respective offices to form and lead a functioning collective leadership.[8] One of the reasons for Khrushchev’s ousting, as Suslov told him, was his violation of collective leadership.[9] With Khrushchev’s removal, collective leadership was again praised by the Soviet media as a return to «Leninist norms of Party life».[10] At the plenum which ousted Khrushchev, the Central Committee forbade any single individual to hold the office of General Secretary and Premier simultaneously.[11]

The leadership was usually referred to as the «Brezhnev–Kosygin» leadership, instead of the collective leadership, by First World medias. At first, there was no clear leader of the collective leadership, and Kosygin was the chief economic administrator, whereas Brezhnev was primarily responsible for the day-to-day management of the party and internal affairs. Kosygin’s position was later weakened when he introduced a reform in 1965 that attempted to decentralise the Soviet economy. The reform led to a backlash, with Kosygin losing supporters because many top officials took an increasingly anti-reformist stance due to the Prague Spring of 1968.[12] As the years passed, Brezhnev was given more and more prominence, and by the 1970s he had even created a «Secretariat of the General Secretary» to strengthen his position within the Party. At the 25th Party Congress, Brezhnev was, according to an anonymous historian, praised in a way that exceeded the praise accorded to Khrushchev before his removal.[10] Brezhnev was able to retain the Politburo’s support by not introducing the same sweeping reform measures as seen during Khrushchev’s rule. As noted by foreign officials, Brezhnev felt obliged to discuss unanticipated proposals with the Politburo before responding to them.[13]

Later years[edit]

As Brezhnev’s health worsened during the late 1970s, the collective leadership became even more collective. Brezhnev’s death did not alter the balance of power in any radical fashion, and Yuri Andropov and Konstantin Chernenko were obliged by protocol to rule the country in the very same fashion as Brezhnev.[10] When Mikhail Gorbachev was elected to the position of General Secretary in March 1985, some observers wondered if he could be the leader to overcome the restraints of the collective leadership. Gorbachev’s reform agenda had succeeded in altering the Soviet political system for good; however, this change made him some enemies. Many of Gorbachev’s closest allies disagreed with him on what reforms were needed, or how radical they should be.[14]

Analysis[edit]

Soviet assessments[edit]

According to Soviet literature, the Central Committee and not the Politburo was the heart of collective leadership at the national level. At a sub-national level, all Party and Government organs were to work together to ensure collective leadership instead of only the Central Committee. However, as with many other ideological theses, the definition of collective leadership was applied «flexibly to a variety of situations».[15] Making Lenin the example of a ruler ruling in favour of a collective can be seen as proof of this «flexibility».[15] In some Soviet ideological drafts, collective leadership can be compared to collegial leadership instead of a leadership of the collective. In accordance with a Soviet textbook, collective leadership was:[15]

The regular convocations of Party congresses and plenary sessions of the Central Committee, regular meetings of all electoral organs of the party, general public discussion of the major issues of state, economic and party development, extensive consultation with persons employed in various branches of the economy and cultural life….»[15]

In contrast to fascism, which advocates one-man dominance, Leninism advocates inner-Party democratic collective leadership. Hence, the ideological justification of collective leadership in the Soviet Union was easy to justify. The physical insecurity of the political leadership under Stalin, and the political insecurity that existed during Khrushchev’s reign, strengthened the political leadership’s will to ensure a rule of the collective, and not that of the individual.[16] Collective leadership was a value that was highly esteemed during Stalin and Khrushchev’s reigns, but it was violated in practice.[17]

Outside observers[edit]

Stalin’s rule was considered by post-Stalin-era Soviet ideologists as one that disrupted collective decision-making and promoted the cult of the individual.[6]

Richard Löwenthal, a German professor, believed that the Soviet Union had evolved from being a totalitarian state under the rule of Joseph Stalin into a system that he called «post-totalitarian authoritarianism», or «authoritarian bureaucratic oligarchy»,[18] in which the Soviet state remained omnipotent in theory and highly authoritarian in practice. However, it did considerably reduce the scale of repression and allowed a much greater level of pluralism into public life.[18] In a 1960 paper, Löwenthal wrote that one-man leadership was «the normal rule of line in a one-party state».[15] The majority of First World observers tended to agree with Löwenthal on the grounds that a collective leadership in an authoritarian state was «inherently unworkable» in practice, claiming that a collective leadership would sooner or later always give in for one-man rule.[15] In a different interpretation, the Soviet Union was seen to go into periods of «oligarchy» and «limited-personal rule». Oligarchy, in the sense that no individual could «prevent the adoption of policies in which he may be opposed», was seen as an unstable form of government.[19] «Limited-personal rule», in contrast with Joseph Stalin’s «personal rule», was a type of governance in which major policy-making decision could not be made without the consent of the leader, while the leader had to tolerate some opposition to his policies and to his leadership in general.[20]

The historian T. H. Rigby claimed that the Soviet leadership was setting up checks and balances within the Party to ensure the stability of collective leadership. One anonymous historian went so far as to claim that collective leadership was bound to triumph in any future Soviet political system. Professor Jerome Gilison argued that collective leadership had become the «normal» ruling pattern of the Soviet Union.[20] He argued that the Party had successfully set up checks and balances to ensure the continuity of the Soviet leadership.[20] Khrushchev’s rule was, according to Gilison, proof that the one-man dominance in Soviet politics had ended. As he noted, Khrushchev «was forced to retreat from unceremoniously from previously stated positions».[20] The «grey men» of the party bureaucracy, Gilison believed, were to become the future Soviet leaders.[20] Dennis Ross, an American diplomat, believed the late Brezhnev-era leadership had evolved into a «rule by committee», pointing to several collective Politburo decisions as evidence.[20] Grey Hodnett, another analyst, believed that «freer communication» and «access to relevant official information» during the Brezhnev Era had contributed to strengthening the Politburo’s collective leadership.[20]

According to Thomas A. Baylis, the author of Governing by Committee: Collegial Leadership in Advanced Societies, the existence of collective leadership was due to the individual Politburo members enhancing their own positions by strengthening the collective. Ellen Jones, an educator, noted how each Politburo member specialised in his own field and acted as that field’s spokesman in the Politburo. Therefore, collective leadership was divided into Party and Government institutional and organisational lines. The dominant faction, Jones believed, acted as a «coalition» government of several social forces.[21] This development led some to believe that the Soviet Union had evolved into neo-corporatism.[21] Some believed Soviet factionalism to be «feudal in character».[22] Personal relationship were created to ensure service and support. «Personal factionalism», as Baylis calls it, could either strengthen or weaken the collective leadership’s majority.[22]

Robert Osborn wrote in 1974 that collective leadership did not necessarily mean that the Central Committee, Politburo and the Council of Ministers were political equals without a clear leading figure.[21] Baylis believed that the post of General Secretary could be compared to the office of prime minister in the Westminster system.[23] The General Secretary in the Soviet political system acted as the leading broker in Politburo sessions and could be considered «the Party leader» due to his negotiation skills and successful tactics which retained the Politburo’s support.[21] In other words, the General Secretary needed to retain Politburo consensus if he wanted to remain in office.[21]

Notes[edit]

  1. ^ a b Christian 1997, pp. 258–259.
  2. ^ Cocks, Daniels & Heer 1976, pp. 26–27.
  3. ^ a b Christian 1997, p. 258.
  4. ^
    Marlowe, Lynn Elizabeth (2005). GED Social Studies: The Best Study Series for GED. Research and Education Association. p. 140. ISBN 0-7386-0127-6.
  5. ^ Taubman, William (2003). Khrushchev: The Man and His Era. W.W. Norton & Company. p. 258. ISBN 0-393-32484-2.
  6. ^ a b Baylis 1989, pp. 96–97.
  7. ^ a b Baylis 1989, p. 97.
  8. ^ Cocks, Daniels & Heer 1976, pp. 56–57.
  9. ^ Ziegler, Charles (1999). The History of Russia. Greenwood Publishing Group. p. 125. ISBN 978-0-313-30393-7.
  10. ^ a b c Baylis 1989, p. 98.
  11. ^ Service, Robert (2009). History of Modern Russia: From Tsarism to the Twenty-first Century. Penguin Books Ltd. p. 378. ISBN 978-0-14-103797-4.
  12. ^ Brown, Archie (2009). The Rise & Fall of Communism. Bodley Head. p. 403. ISBN 978-0-224-07879-5.
  13. ^ Baylis 1989, pp. 98–99.
  14. ^ Baylis 1989, p. 99.
  15. ^ a b c d e f Baylis 1989, p. 102.
  16. ^ Taras 1989, p. 35.
  17. ^ Baylis 1989, p. 36.
  18. ^ a b Laqueur, Walter (1987). The Fate of the Revolution: Interpretations of Soviet history from 1917 to the Present. Charles Scribner’s Sons. p. 243. ISBN 978-0-684-18903-1.
  19. ^ Baylis 1989, pp. 102–103.
  20. ^ a b c d e f g Baylis 1989, p. 103.
  21. ^ a b c d e Baylis 1989, p. 104.
  22. ^ a b Baylis 1989, pp. 104–105.
  23. ^ Baylis 1989, pp. 105–106.

Sources[edit]

  • Baylis, Thomas A. (1989). Governing by Committee: Collegial Leadership in Advanced Societies. State University of New York Press. ISBN 978-0-88706-944-4.
  • Cocks, Paul; Daniels, Robert Vincent; Whittier Heer, Nancy (1976). The Dynamics of Soviet Politics. Harvard University Press. ISBN 978-0-674-21881-9.
  • Christian, David (1997). Imperial and Soviet Russia: Power, Privilege, and the Challenge of Modernity. Palgrave Macmillan. ISBN 978-0-312-17352-4.
  • Law, David A. (1975). Russian Civilization. Ardent Media. ISBN 978-0-8422-0529-0.
  • Taras, Roy (1989). Leadership Change in Communist States. Routledge. ISBN 978-0-04-445277-5.
  • Taubman, William (2003). Khrushchev: The Man and His Era. W.W. Norton & Company. ISBN 0-393-32484-2.
  • Главная
  • ВОЙНЫ, БИТВЫ
  • История ЕГЭ Теория
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

История России. Термины. Понятия. Коллективное руководство.

Коллективное руководство – это метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с персональной.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществе вытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основу которого составляет общественная собственность на средства производства, а политическую основу — власть трудящихся, всего народа.

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросов жизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС .

Принцип коллективного руководства применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря.

Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г.

Однако руководящая роль нового Генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.

E-mail

Обновлено: 21.04.2023

(collective leadership) Принцип коллективного руководства обычно применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря. Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г. Однако руководящая роль нового генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.

Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое «КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО» в других словарях:

Российское социалистическое движение — Российское социалистическое движение … Википедия

Социалистический молодёжный фронт (Дания) — Социалистический молодёжный фронт Socialistisk UngdomsFront Лидер: коллективное руководство Дата основания: 2001 Идеология: демократический социализм революционный социализм … Википедия

III.7.1.1. Генеральные секретари ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) — ⇑ III.7.1. Высшие органы партийной и государственной власти (до 6.03.1918 РСДРП (б), до 20.12.1925 РКП (б), до 12.10.1952 ВКП (б)). До 3.04.1922 коллективное руководство; фактически в 1912 22 партию возглавлял Владимир Ильич Ленин (Ульянов).… … Правители Мира

коллекти́вный — ая, ое. 1. Общий, совместный, производимый коллективом. Коллективная работа. Коллективное руководство. Коллективное хозяйство. Коллективный ответ. 2. Свойственный коллективу, основанный на общности труда, интересов. Коллективный дух. Коллективный … Малый академический словарь

Акционерное общество — (Joint stock company) Понятие акционерного общества, виды акционерных обществ Информация о понятии акционерного общества, виды акционерных обществ, права и деятельность акционерных обществ Содержание Содержание Акционерная , акционерное общество… … Энциклопедия инвестора

Коммунистическая партия Дании — Danmarks Kommunistiske Parti … Википедия

Союз правых сил — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. СПС (значения) … Википедия

Лев Троцкий в 1917 году — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

Коллективность руководства — метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с персональной. Коллективность руководства … … Научный коммунизм: Словарь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СССР в годы коллективного руководства (1964-1985) Стабильность и застой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

СССР в годы коллективного руководства (1964-1985) Стабильность и застой.

СССР в годы коллективного руководства (1964-1985) Стабильность и застой.

Коллективное руководство Политбюро ЦК КПСС (Политическое бюро ЦК КПСС) — руко.

Коллективное руководство Политбюро ЦК КПСС (Политическое бюро ЦК КПСС) — руководящий партийный орган, избираемый пленумом Центрального Комитета партии для руководства работой ЦК между пленумами; существовал в 1917–1991 гг. с перерывом в 1952–1966 гг., когда схожие функции выполнял Президиум ЦК КПСС. Политбюро решало наиболее важные политические, хозяйственные и внутрипартийные вопросы. Подготовку вопросов для заседаний Политбюро осуществлял Секретариат ЦК. Для разработки отдельных вопросов Политбюро создавало специальные комиссии.

Меры правительства Ликвидация реформ Хрущева А) Возвращены отраслевые министе.

Меры правительства Ликвидация реформ Хрущева А) Возвращены отраслевые министерства Б) Восстановлены партийные структуры В) Прекращены массовые кадровые перестановки Стабильный состав правительства и верхушки партии

Меры правительства. Промышленность. Реформа А.Н. Косыгина – Е.Г. Либермана

Меры правительства. Промышленность. Реформа А.Н. Косыгина – Е.Г. Либермана

Меры правительства. Промышленность. Реформа А.Н. Косыгина – Е.Г. Либермана Со.

Меры правительства. Промышленность. Реформа А.Н. Косыгина – Е.Г. Либермана Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. (Хозрасчет) Ключевое значение придавалось эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов, которые могли расходовать по своему усмотрению. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5—2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Основные тенденции развития промышленности Объединение мелких и средних предп.

Основные тенденции развития промышленности Объединение мелких и средних предприятий в производственные объединения Строительство заводов-гигантов Активное развитие отраслей: химической, нефте-газовой, энергетики (в т.ч. Атомной), автомобильной (АвтоВАЗ, КАМАЗ) Гигантомания, долгострои, БАМ

Байкало- Амурская магистраль 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурск.

Проблемы экономики. Застой. Реформа А.Н. Косыгина не доведена до конца. Отсут.

Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического развития СССР п.

Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического развития СССР по пятилеткам (в %) Показатель 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985 Прирост национального дохода 7,2 5,1 3,8 3,1 Производство промышленной продукции 8,5 7,4 4,4 3,4 ПроизводствоС/Х продукции 3,9 2,5 1,7 1,1 Производительность труда 6,8 4,5 3,3 3,1 Изменение фондоотдачи -0,4 -2,7 -2,7 -3 Реальные доходы на душу населения 5,9 4,4 3,4 2,1

 Доля нефти и газа в экспорте СССР выросла с 16,2 до 54,4%

Доля нефти и газа в экспорте СССР выросла с 16,2 до 54,4%

Власть и общество в 1965-1970-ые гг. После смещения Н.С. Хрущева под лозунгом.

Власть и общество в 1965-1970-ые гг. 2)Закреплено право партии на контроль де.

Власть и общество в 1965-1970-ые гг. 2)Закреплено право партии на контроль деятельности НИИ, ВУЗов, учреждений культуры (1971г) 3)Формируется культ личности Л.И.Брежнева и других членов Политбюро.

Власть и общество в 1965-1970-ые гг. 4) Усиливается роль силовых ведомств, ар.

Власть и общество в 1965-1970-ые гг. 4) Усиливается роль силовых ведомств, армии и КГБ. 5) Активизируется борьба с инакомыслием. Ю.В. Андропов, глава КГБ с 1967 г

Борьба с инакомыслием В 1966 г по статье 70 УК СССР (Агитация или пропаганда.

Борьба с инакомыслием В 1966 г по статье 70 УК СССР (Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления советской власти) осуждены А.Д. Синявский и Ю.М. Даниель В 1966 в УК появилась статья 190 (1) Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй

Петли истории… Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных.

Петли истории… Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до трехсот рублей.

Борьба с инакомыслием ограничивалась: Невозможностью возвращения к массовым р.

Борьба с инакомыслием ограничивалась: Невозможностью возвращения к массовым репрессиям Принятием СССР международных обязательств по защите прав и свобод личности (Хельсинки 1975) Изменением духовного климата в обществе.

Изменение духовного климата в обществе Распространение самиздата и тамиздата.

25 августа 1968 года. Красная площадь.

25 августа 1968 года. Красная площадь.

Правозащитное движение Суровое наказание А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля и жес.

Правозащитное движение Суровое наказание А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля и жесткие действия в отношении демонстрантов 25 августа 1968 г. вызвали резкое осуждение со стороны части общества. В защиту различных диссидентов собираются подписи видных деятелей науки и искусства. В 1970 г. создан Комитет защиты прав человека (независимая гражданская организация). Основатели — В. Н. Чалидзе, А. Д. Сахаров и А.Н. Твердохлебов. Комитет прав человека оказался первой диссидентской ассоциацией, получившей международный статус: он стал ассоциированным членом Международной лиги прав человека и Международного института прав человека.

В.Н. Чалидзе А.Н. Твердохлебов

В.Н. Чалидзе А.Н. Твердохлебов

Права человека В 1973 г. в СССР создана русская секция организации «Междунаро.

Краткое описание документа:

Авторская презентация по Истории России в ХХ века с использованием различных источников.

Рассчитана на 2-3 урока в 11-х классах образовательных учреждений с базовым уровнем изучения Истории.

Рассмотрены основные направления внешней и внутренней политики ЦК КПСС во главе с Л.И. Брежневым.

Представлены наглядные материалы, фотографии и документы соответствующих эпох.

Коллективное руководство ( русский язык : коллективное руководство , коллективное руководство ) или коллективное руководство ( русский язык : коллективность руководства , коллективность руководства ) считалось идеальной формой управления в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) и других социалистических государствах, поддерживающих коммунизм . Его главная задача состояла в том, чтобы распределить полномочия и функции среди Политбюро в и ЦК от Коммунистической партии Советского Союза , а также Совет министров , чтобы препятствовать любым попыткам создать один человек господство над советской политической системы путем советский лидер, такой, какой был при Иосифе Сталине . На национальном уровне сердцем коллективного руководства официально был Центральный Комитет Коммунистической партии. Коллективное руководство характеризовалось ограничением полномочий Генерального секретаря и Председателя Совета министров по отношению к другим должностям за счет усиления полномочий коллективных органов, таких как Политбюро.

Коллективное руководство было введено после смерти Сталина в 1953 году, и последующие партийные лидеры правили как часть коллектива. Первый секретарь Никита Хрущев раскритиковал диктаторское правление Сталина на 20-м съезде партии , но его все более непостоянные решения привели к его отставке в 1964 году. На его постах его заменили Леонид Брежнев в качестве первого секретаря и Алексей Косыгин в качестве премьер-министра. Хотя Брежнев становился все более и более заметным среди своих коллег, он сохранил поддержку Политбюро, консультируясь с его членами по всем вопросам политики. Коллективное руководство сохранялось при Юрии Андропове и Константине Черненко . Реформы Михаила Горбачева вызвали открытую дискуссию , что привело к тому, что члены руководства открыто разошлись во мнениях относительно того, насколько мало или сколько реформ было необходимо для обновления советской системы.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Ранние годы

Георгий Маленков, премьер Советского Союза, стал одним из главных претендентов на советское руководство в 1953 году, но проиграл Хрущеву в 1955 году.

Коллективность лидерства

Спустя годы

Когда здоровье Брежнева в конце 1970-х ухудшилось, коллективное руководство стало еще более коллективным. Смерть Брежнева никаким радикальным образом не изменила баланс сил , и Юрий Андропов и Константин Черненко были обязаны по протоколу управлять страной точно так же, как Брежнев. Когда в марте 1985 г. Михаил Горбачев был избран на пост генерального секретаря, некоторые наблюдатели задавались вопросом, может ли он стать лидером, преодолевшим ограничения коллективного руководства. Программа реформ Горбачева преуспела в том , чтобы навсегда изменить советскую политическую систему ; однако это изменение нажило ему врагов. Многие из ближайших союзников Горбачева не соглашались с ним в том, какие реформы необходимы и насколько радикальными они должны быть.

Анализ

Советские оценки

Регулярные созыв партийных съездов и пленумов ЦК, регулярные собрания всех избирательных органов партии, общественное обсуждение важнейших вопросов государственного, экономического и партийного развития, широкие консультации с лицами, занятыми в различных отраслях экономики. и культурная жизнь . «

В отличие от фашизма , который выступает за единоличное господство , ленинизм выступает за внутрипартийное демократическое коллективное руководство. Следовательно, идеологическое обоснование коллективного руководства в Советском Союзе было легко оправдать. Физическая незащищенность политического руководства при Сталине и политическая незащищенность, существовавшая во время правления Хрущева, усилили волю политического руководства к обеспечению правления коллектива, а не отдельного человека. Коллективное руководство было ценностью, которая высоко ценилась во времена Сталина и Хрущева, но на практике нарушалась.

Внешние наблюдатели

Советские идеологи постсталинской эпохи считали правление Сталина правлением, которое подрывало коллективное принятие решений и поощряло культ личности.

Коллективное руководство – это метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с персональной.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществе вытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основу которого составляет общественная собственность на средства производства, а политическую основу — власть трудящихся, всего народа.

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросов жизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС .

Принцип коллективного руководства применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря.

Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г.

Однако руководящая роль нового Генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.

Читайте также:

      

  • Сценарий школьных праздников книга
  •   

  • Классификация административно правовых отношений кратко с примерами
  •   

  • Нарушения воображения в психологии кратко
  •   

  • Взаимодействие индивида и малой группы кратко
  •   

  • Роль симфонического оркестра в опере кратко

Принцип — коллективное руководство

Cтраница 1

Принцип коллективного руководства является элементарным для пролетарской партии, для партии ленинского типа, однако приходится подчеркивать эту старую истину потому, что в течение примерно 20 лет у нас фактически не было коллективного руководства, процветал культ личности, осужденный еще Марксом, а затем и Лениным, и это, конечно, не могло не оказать крайне отрицательного влияния на положение в партии и на ее деятельность. И теперь, когда в течение последних трех лет восстановлено коллективное руководство Коммунистической партии на основе ленинской принципиальности и ленинского единства, чувствуется все плодотворное влияние ленинских методов руководства.
 [1]

Что принцип коллективного руководства на всех ступенях, от ЦК до первичных организаций, успешно в настоящее время восстанавливается, об этом говорят все больше развертывающиеся критика и самокритика, действительно коллективное обсуждение и решение важнейших вопросов в партийных органах. Без малейшего сомнения можно сказать, что в Центральном Комитете принцип коллективного руководства восстановлен полностью. Решение всех важнейших вопросов перешло в руки регулярно собирающегося Пленума ЦК — этого широкого, коллегиально действующего партийного центра, теснейшим образом связанного с решающими участками строительства коммунистического общества. Коллективный опыт Центрального Комитета, опирающийся на марксизм-ленинизм, обеспечивает правильное руководство партией и страной, незыблемое единство ее рядов.
 [2]

Центральный Комитет в своей многогранной деятельности не-укло нно осуществлял принцип коллективного руководства. Это давало силу нашему Центральному Комитету правильно и своевременно определять самые насущные, злободневные задачи и сосредоточивать на них усилия партии и народа.
 [3]

Восстановление и дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципов коллективного руководства, как об этом справедливо говорили выступавшие делегаты съезда — важнейшая сторона деятельности нашей партии за отчетный период.
 [4]

Партийная организация Литвы, осуществляя ленинские нормы партийной жизни и принципы коллективного руководства, за последние годы накопила некоторый опыт в своей работе. Изменения структуры партийных комитетов, проведенные после XX съезда КПСС, позволили в основном устранить имевшиеся ранее дублирование в работе и обезличку, повысить персональную ответственность каждого работника за порученное дело. Партийные комитеты теперь значительно лучше знают жизнь предприятий, колхозов, строек, больше оказывают помощи партийным организациям в выявлении и использовании внутренних резервов производства.
 [5]

Проведенные Центральным Комитетом меры по восстановлению ленинских норм партийной жизни и принципов коллективного руководства обеспечили невиданный рост политической активности и трудового энтузиазма партийных масс и всех трудящихся. Всех нас глубоко радует то, что в последние годы по всем важнейшим вопросам развития страны Центральный Комитет советовался с народом, учитывал его стремления и желания.
 [6]

Неизменно опираясь на великое ленинское насле дне, строго и последовательно осуществляя принцип коллективного руководства, постоянно расширяя и укрепляя свои связи с массами, наша партия уверенно ведет советский народ к победе коммунизма.
 [7]

В начале 80 — х гг партийно; руководство республики фактически отказалось от принципа коллективного руководства, усилился стиль голого администрирования и командования, крайне замедлилось кадровое обновление органов партийно-государственного аппарата.
 [8]

После XX съезда КПСС в нашей стране полностью восстановлены ленинские нормы партийной жизни, восстановлены принципы коллективного руководства. Даже в самые трудные периоды жизни партии и страны Ленин считал необходимым регулярно проводить съезды, конференции, Пленумы ЦК. Следуя этому глубоко партийному принципу, наш ленинский Центральный Комитет обсуждает жизненно важные и неотложные вопросы вместе со всем народом.
 [9]

Необходимо добиться полного преодоления вредной теории и практики культа личности и строгого проведения в работе всех партийных органов принципа коллективного руководства. Каждый партийный работник должен до конца понять значение принципа коллективного руководства — этого важнейшего условия единства партии, выработки правильной политики и ее успешного осуществления, правильного воспитания кадров и нового подъема всей партийной работы.
 [10]

СССР строится на основе убеждения масс, развития их активности, инициативы и самодеятельности, неуклонного соблюдения профсоюзной демократии, принципа коллективного руководства, широкого использовании критики и самокритики.
 [11]

Съезд целиком одобряет проведенную Центральным Комитетом большую работу по восстановлению ленинских норм партийной жизни, развитию внутрипартийной демократии, внедрению принципов коллективного руководства на основе проведения марксистско-ленинской политики, по совершенствованию стиля и методов партийной работы.
 [12]

Съезд целиком одобряет проведенную Центральным Комитетом большую работу по восстановлению ленинских порм партийной жизни, развитию внутрипартийной демократии, внедре-ншо принципов коллективного руководства на основе проведения марксистско-ленинской политики, по совершенствоваишо стиля и методов партийной работы.
 [13]

Съезд отмечает, что важнейшей стороной деятельности партии за отчетный период было восстановление и дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципов коллективного руководства во всех звеньях партии и государства.
 [14]

К своему XX съезду великая семимиллионная партия пришла спаянная монолитным единством, тесно сплоченная вокруг своего ленинского Центрального Комитета и его Президиума, последовательно осуществляющих принцип коллективного руководства.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как оплачивается классное руководство если учитель был на больничном
  • Мустела инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство по камере sony
  • Дез средство бриллиант классик инструкция по применению
  • Ферум лек таблетки при беременности инструкция