Что такое либеральный стиль педагогического руководства

Стиль – это индивидуально-своеобразная
манера действования и поведения человека
(А.А. Бодалев). Исходя из этогопод
стилем общения
в педагогике понимают
«индивидуально-типологические особенности
социально-психологического взаимодействия
педагога и обучающихся» (В.А. Кан-Калик).
К этим особенностям относятся: особенности
коммуникативных возможностей педагога,
достигнутый уровень его взаимоотношений
с воспитанниками, творческая
индивидуальность педагога и особенности
детей, группы учащихся, с которыми он
общается.

Рассмотрим типичные стили педагогического
общения, описанные в педагогической
литературе. Наиболее эффективный из
них – общение на основе увлеченности
совместной деятельностью
. Этот стиль
предполагает сотрудничество, совместную
заинтересованность, сотворчество, а
также высокий уровень компетентности
педагога и его нравственных установок.

Эффективен и стиль педагогического
общения на основе дружеского
расположения
. Он проявляется в
искреннем интересе к личности воспитанника,
к группе учащихся, в стремлении понять
мотивы их деятельности и поведения, в
открытости контактов. Вместе с тем, при
этом стиле важна мера, «целесообразность
дружественности». Названные стили
общения взаимосвязаны, стимулируют
друга. Это гуманистические стили общения,
являющиеся субъект-субъектными
взаимодействиями «педагог-воспитанник».

Достаточно распространенным стилем
педагогического общения является стиль
общение-дистанция.
Дистанция в
отношениях педагога и воспитанника
должна существовать, она необходима,
так они занимают различные социальные
позиции. Важно, чтобы эта дистанция была
для воспитанников естественной в силу
естественности для них ведущей роли
педагога. Педагогу же важно владеть
искусством дистанции, чтобы избежать
фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят:
общение-устрашение, общение-заигрывание,
общение-превосходство
. Эти стили
характеризуются субъект-объектными
отношениями между педагогом и
воспитанниками. Так, стильобщение-устрашениестроится на жесткой регламентации
деятельности учащихся, на их беспрекословном
подчинении, страхе, на ориентации детей
на то, чего делать нельзя. Данный стиль
делает невозможным сотрудничество
педагога и детей.

Общение-заигрываниекак стиль
педагогического общения основывается
на желании педагога нравится воспитанникам,
завоевать у них авторитет, который
скорее всего будет «дешевым», ложным.
Нередко молодые педагоги избирают
именно этот стиль общения с учащимися.

Общение-превосходствохарактеризуется
желанием педагога возвыситься над
воспитанниками; он поглощен собой,
отстранен от детей; мало интересуется
своими отношениями с ними, не чувствует
учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического
общения находят свое выражение в стилях
педагогического руководства
,то есть в позициях педагога и воспитанников,
в преобладающих способах взаимодействия
педагога с отдельной личностью и группой
и т.д.

Наиболее распространенной является
следующая классификация стилей
педагогического руководства. Их
подразделяют на авторитарный,
демократический, либеральный.

Авторитарный стиль педагогического
руководства
можно выразить словами:
«Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Педагог единолично задает цели и способы
деятельности, не объясняет и не
комментирует свой действия. Он проявляет
чрезмерную требовательность, категоричен
в суждениях, не принимает возражений,
пренебрегает мнением и инициативой
учащихся. Педагог постоянно проявляет
сове превосходство, у него отсутствует
сопереживание, сочувствие. Воспитанники
находятся в позиции объектов педагогического
воздействия. Преобладает официальный,
приказной, начальственный тон в обращении
в форме указаний, поучений, приказов,
инструкций, окрика. Общение строится
на дисциплинарных воздействиях и
подчинении. Нет необходимости доказывать,
что такой стиль педагогического
руководства тормозит развитие личности,
подавляет активность, инициативу,
порождает неадекватную самооценку. Он
воздвигает смысловой и эмоциональный
барьеры между учителем и учениками.

При демократическом стиле педагогического
руководства
общение и деятельность
педагога и учащихся строится на творческом
сотрудничестве. Совместная деятельность
мотивируется педагогом, он поддерживает
право воспитанников на собственное
мнение и на свою позицию, поощряет их
активность, инициативу. Этот стиль
характеризуется положительно-эмоциональной
атмосферой взаимодействия,
доброжелательностью, доверием,
требовательностью и уважением, учетом
индивидуальности личности. Основными
формами обращения учителя являются
совет, рекомендация, просьба. Демократический
стиль руководства можно выразить
словами: «Вместе задумали, вместе
планируем, организуем, подводим итоги».
Этот стиль способствует развитию и
саморазвитию личности, вызывает
стремление к совместной деятельности,
побуждает к самостоятельности, стимулирует
самоуправление, высокую адекватную
самооценку и способствует установлению
гуманных взаимоотношений.

При либеральном стиле педагогического
руководства
отсутствует система в
организации деятельности учащихся и
контроля за нею. Педагог занимает позицию
стороннего наблюдателя, не вникает в
жизнь коллектива, в проблемы отдельной
личности, довольствуется минимальными
достижениями. Тон обращения диктуется
желанием избежать сложных ситуаций, во
многом зависит от настроения педагога.
Формами обращения являются увещевания,
уговоры. Этот стиль ведет либо к
панибратству, либо к отчуждению. Он не
способствует развитию личности, не
побуждает к инициативе, самостоятельности
воспитанников. Главное, что отсутствует
целенаправленное педагогическое
взаимодействие «педагог-воспитанник».
Словами этот стиль можно выразить так:
«Как все идет, так и пусть идет».

В чистом виде тот или иной стиль
руководства практически не встречается.
Предпочтителен демократический стиль.
Обычно опытный учитель владеет элементами
всех стилей. В этом случае идет речь о
динамическом (вариативном) стиле
педагогического руководства
. Таким
образом, стиль зависит от конкретных
условий педагогического взаимодействия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать?

Стили преподавания

Стиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.

В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.

Авторитарно- либеральный стиль

Такой руководитель полагает, что его сотрудники это квалифицированные работники, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

При этом, такой стиль руководства вовсе не отменяет ответственности подчиненных. Грамотный руководитель, доверяя своим сотрудникам, всегда контролирует их работу и направляет её. А в случае допущения нарушений, неизбежно наступает ответственность.

Поэтому либеральность в руководстве не имеет ничего общего с равнодушием и самоустранением.

Либеральный стиль лидерства схож с аналогичным стилем руководства, поскольку любое руководство является формой лидерства.

Он также предполагает уважение и понимание, но и предусматривает наличие взаимной ответственности.

Предоставление свободы и надзора

Авторитетные родители гарантируют, что они дети получают свободу, в которой они нуждаются, но также следят за их ситуацией. Они не позволяют своим детям давать полную свободу, так как полная свобода может позволить им быть сорванными с их целей или отвлекать их, однако, для незначительных решений и некоторых действий, они дают определенную степень зависимости.

Например — Ваш ребенок хочет пойти на вечеринку со своими друзьями. Вы спрашиваете его о месте встречи, во сколько он вернется и будут ли в него вовлечены напитки (так как вы не позволите пить несовершеннолетнему ребенку). Если вы чувствуете, что что-то необычное, попросите его старших братьев и сестер или кого-либо из членов семьи или ваших соседей следить за ним, пока он отсутствует.

Либерально- демократический стиль

Либерально-демократический стиль характеризуется возможностью подчиненных высказывать и настаивать на своем мнении. Такое мнение обязательно обсуждается в коллективе.

Руководитель прислушивается к мнению большинства. Его положение можно выразить фразой «первый среди равных».

Решение в таком коллективе принимаются в соответствии с мнением большинства. Руководитель, даже если его позиция иная, чем позиция большинства, отступает и соглашается с мнением коллектива.

Выводы

Понимаете, уж если мы взяли на себя ответственность стать родителями, то мы обязаны нести ответственность и перед детьми за их будущее. Как видите, всё, чтобы мы не делали, воспитывая собственного ребёнка, отражается на его психике и личностном развитии. Дети беззащитны и доверчивы, берут на веру то, что мы им говорим и несут в свою взрослую жизнь то, что мы им вложили. Если вы, прочитав эту статью, увидели недостатки в своём стиле семейного воспитания, то никогда не поздно что-то исправить.

Либерально- попустительский стиль

Либерально-попустительский стиль принципиально отличается от либерального стиля руководства. При попустительстве речь идет о том, что руководитель относится совершенно равнодушно к тому, что именно и как именно делают его подчиненные.

Такой стиль неизбежно приведет к катастрофе и, как минимум, увольнению руководителя.

Таким образом, если в основе либерального стиля лежит вера в самостоятельность и ответственность человека, но основой либерально-попустительского стиля является безразличие по отношению к человеку и результатам его труда.

Основные черты

Лидер снимает с себя ответственность за деятельность своего коллектива и предоставляет работникам относительную свободу действий. Коммуникация в группе идет по горизонтали, что дает больше возможностей для коммуникаций. Руководитель тут выступает в роли посредника между работой отделов. Данный стиль подразумевает мягкое руководство. Это и есть отличительные особенности данного стиля.

Теперь рассмотри подробнее плюсы и минусы такого руководства.

Минусы:

  • Нет серьезного контроля за коллективной работой, поэтому работники расслабляются.
  • Попустительский стиль может привести к анархии.
  • Возникновение неформальных групп и неофициальных лидеров.
  • Низкая эффективность выполнения поставленных рабочих задач.

Плюсы:

  • Работники проявляют инициативу.
  • Хорошие условия для проявления творческих возможностей каждого человека.
  • Благоприятная психологическая обстановка в коллективе.

Пример удачного применения такого стиля – это творческие коллективы. Например, это может быть рекламное агентство, организация праздников, театральная студия. Творческие люди плохо переносят авторитарное руководство, им нужна свобода для того, чтобы раскрыть свои таланты. Именно этому и способствует пассивный стиль, когда сотрудники не чувствуют никакого давления.

Творческие люди плохо переносят авторитарное руководство, им нужна свобода для того, чтобы раскрыть свои таланты.

Появляются такие управленцы по нескольким причинам. Обычно они возникают из числа людей, не склонных к конфликтам и выяснению отношений. Такие личности характеризуются лояльностью, сдержанностью эмоций и доброжелательностью. Бывает, подобный стиль управления выбирают люди, которые слишком легкомысленно относятся к руководству и не считают нужным браться за работу серьезно. Они думают, что коллектив сам справится со всеми задачами.

Если у человека нет организаторских способностей, но по каким-то причинам он стал управленцем, вероятно, он изберет именно пассивное поведение.

Либеральный стиль управления

Либеральный стиль управления также характеризуется мягким отношением к подчиненным.

Руководитель с либеральным стилем озвучивает коллективу задачи каждого, но фактически не контролирует их исполнение.

Каждый работает на основании собственной совести и чувства долга. Данный стиль управления может быть эффективен только при наличии определенных рамок.

Если же таких ограничений нет, то либеральный стиль управления принесет только вред, как интересам организации в целом, так и интересам руководителя, в частности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Либеральный стиль воспитания

Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Либеральный стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания детей, в том числе в семье, это, в первую очередь, уважение ребенка, это видение в нем пусть маленького, но человека.

Ребенку предоставляется возможность самому планировать свое время, определять приоритеты. Но ответственность с него никто не снимает.

Получая такую свободу, ребенок сам решает, например, когда именно ему приступать к выполнению задания: сейчас или немного позже.

В этом случае озвучивать возможность наказания даже не нужно. Подразумевается, что ребенок это и так понимает.

Если все в порядке, задание сделано, то ребенок получает поощрение и учиться планировать свое время, а также привыкает к ответственности за свои решения.

Если же нет, то родитель применяет наказание и продолжает подобную тактику. В результате, у ребенка формируется дисциплинированность, развивается мышление, появляется осознание ответственности.

Авторитетный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Авторитетный стиль воспитания детей — один из самых распространенных среди современных семей. Его суть заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие более лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненных ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса. Все всегда готовы прийти на помощь, отсутствует недопонимание и натянутость отношений, родители открыты и с удовольствием идут с детьми на контакт. Особенностью авторитетного стиля является полное отсутствие какой-либо иерархии, все члены малой социальной группы равны друг перед другом.

Либеральный стиль воспитания

При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и особенности проявляются ярче, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, чуткими, ответственный, умеющими признавать собственные ошибки и нести за них ответственность. Также они четко понимают суть понятий «наказание» и «поощрение», им не знакома физическая (насильственная) мера наказания, но это отнюдь не значит, что они избалованные. При воспитании следующего поколения такие дети никогда не будут поощрять просто так и излишне баловать.

Основные характеристики авторитетного стиля:

Пространства свободы увеличиваются с ростом ребенка и улучшением его поведения

Они расширяются, поскольку ребенок может взять их. Родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие ошибки, исправляют и наказывают основные отклонения. Правила и цели понятны. Это стиль, который подразумевает соответствующие эмоциональные отношения. Родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу. Они последовательны, а не произвольны. У них есть терпение.. Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

  • Высокий уровень самооценки и самостоятельности.
  • У них адекватные привычки.
  • Они принимают решения спокойно и на основе личных критериев.
  • Они меньше зависят от группы равных, сохраняя в семье более высокий уровень влияния и большую способность убеждать детей.
  • Они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе.
  • Поэтому они более креативные и инновационные люди.

Психологи рекомендуют эту модель одной из наиболее подходящих для воспитания, потому что при следовании правилам данной системы происходит процесс как развития детской личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из главных аспектов воспитания детей. Особенно авторитетный стиль воспитания подходит тем родителям, которые совершенно потеряны и не знают, как воспитывать своего ребенка.

Либеральный стиль педагогического общения

Либеральный стиль учителя имеет много схожих черт с либеральным воспитанием ребенка, так как цель в обоих случаях одна – воспитание определенных черт.

Данный стиль не предусматривает панибратства, дистанция должна сохраняться, это обязательное правило. Но либеральный стиль учителя подразумевает уважение к ученику, отсутствие снисходительности и пренебрежительного отношения.

Результатом либерального стиля педагогической деятельности является формирование у ученика уважения к себе и, как следствие, к окружающим, а также понимание своей ответственности и значимости принимаемых решений.

Преимущества, либерального стиля общения это всегда уважение и восприятие человека, как равного, видение в нем потенциала и способности самостоятельно мыслить и принимать решения.

Это утверждение справедливо применительно к руководству, педагогической деятельности, воспитанию детей и любым межличностным отношениям.

Минусы

  1. Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям.
  2. Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира».
  3. Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении.
  4. Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает).
  5. Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись.
  6. Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды.

Руководство является частным случаем управления, совокупностью процессов взаимоотношений между начальством и подчиненными, педагогом и учеником. Основной задачей является побуждение сотрудников (детей) к активным действиям, влияя на коллективное и индивидуальное сознание. Эффективность данного процесса, как правило, зависит от стиля руководства. Необходимо также учитывать, что у каждого человека имеется природная склонность или вы­работанные навыки общения с людьми. Данный критерий значительно влияет на формирование стиля управления. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Понятие стиля руководства

Стиль управления — особенности поведения и общения менеджера в отношении к подчиненным. Руководитель, правильно его используя, сможет повлиять на работников и заставить их делать то, что необходимо в настоящий момент. В современной науке выделилось несколько концепций, рассматривающих основы фор­мирования и применения управленческих стилей. На их функционирование влияют конкретные условия и обстоятельства, которые мы будем рассматривать далее. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.

либеральный стиль руководства

Однако, как показывает практика, они редко функционируют в чистом виде, поскольку на поведение человека влияет большое количество факторов (как внешних, так и внутренних).

Особенности проявлений и формы смешения стилей руководства

Во-первых, руководитель работает с подчиненными, различными по образовательному и культурному уровням, мировоззрению, личностному и эмоциональному складу. Отметим одну из наиболее известных закономерностей. Чем более низкую квалификацию и уровень культуры можно отметить у сотрудника, тем легче он воспримет авторитарный стиль руковод­ства. Напротив, демократичный по своей натуре подчиненный, эмоциональ­ный и открытый в поведении, не сработается с тем руководителем, который предпочитает жесткий стиль управления и беспрекословное подчинение.

Во-вторых, на стиль управления влияют конкретные сложившиеся условия, степень зрелости коллектива и его сплоченность. Так, в критической ситуации нередко демократичный менеджер вынужден будет применить жесткие способы управления сотрудниками. В то же время в спокойной обстановке он может все спустить на тормозах, используя либеральный стиль руководства.

либеральный стиль руководства характеризуется

В-третьих, наличие практического опыта и культурный уровень менеджера нередко являются определяющими при выборе основных направлений управления. Авторитарный руководитель нередко может вести себя дружелюбно и открыто. Напротив, демократичный из-за недостаточной воспитанности или неумения вести себя правильно в коллективе способен неуважительно относиться к подчиненными. Очень часто нерешительные управленцы демонстрируют в своем поведении пассивность и примеры либерального стиля руководства. Действуя таким образом, они снимают с себя ответственность за результат деятельности компании.

Авторитарный (директивный) стиль руководства в организации

Характерными для него признаками являются следующие:

  • высокая централизация руководства;
  • единоначалие при принятии решений, выборе целей и средств их достижения;
  • руководитель несет ответственность за результат деятельности компании, не доверяет подчиненным и не спрашивает их мнения или сове­тов;
  • основная форма стимулирования сотрудников — указания и наказания;
  • жесткий контроль за деятельностью каждого подчиненного;
  • неумение и нежелание учитывать интересы сотрудни­ков;
  • в процессе общения преоблада­ющими являются резкость, неприветливый тон, нетактичность и нередко грубость.

для либерального стиля руководства характерно

Однозначными достоинствами применения директивного стиля управления являются: максимальная концентрация всех видов ресурсов, наличие порядка и возможность предсказать конечный результат даже в сложной ситуации. Однако сдерживание индивиду­альной инициативы и одностороннее движение потоков распоряжений сверху вниз приводят к тому, что обратная связь с подчиненными отсутствует. Нередко это приводит к формированию пассивного и незаинтересованного в результатах компании поведения сотрудников.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства в организации

Характерными для него признаками являются следующие:

  • стремление менеджера к выработке решений, согласованных с сотрудниками и заместителями;
  • распределение ответственности и полномочий между подчинен­ными;
  • стимуляция инициативы сотрудников;
  • регу­лярное и своевременное информирование коллектива по всем важным вопросам;
  • доброжелательное и вежливое общение;
  • наличие бла­гоприятного психологического климата в коллективе;
  • вознаграждением для сотрудников является достижение положительного результата компанией.

примеры либерального стиля руководства

Руководитель всегда выслушивает и использует любое кон­структивное предложение, организуя широкий обмен информацией, привлекая подчиненных ко всем делам организации. Однако ответственность за приня­тые решения не будет переложена на сотрудников. Обстановка, которая создается руководителем-демократом, способствует тому, что авторитет управленца подкрепляется его личным авторитетом.

Либеральный стиль руководства: плюсы и минусы

Данный вид отличается многообразием форм, выбор которых зависит от множества факторов. Для начала остановимся на его особенностях. Либеральный стиль руководства характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это наличие минимального участия менеджера в процессе управления коллективом. Подчиненные имеют свободу, они предоставлены сами себе. Работа сотрудников контролируется редко. Такая характеристика либерального стиля руководства, как отстраненность от проблем компании, нередко приводит к потере менеджером управляющих функций и незнанию им реального положения дел.

Во-вторых, вопросы и проблемы решаются только коллективом, а его мнение принимается в качестве неписаного закона. При либеральном стиле руководства руководитель обычно следует ему, как и остальные сотрудники.

В-третьих, общение осуществляется с подчиненными только конфиденциально, менеджер применяет уговоры, убеждения и старается наладить личный контакт.

Либеральный стиль руководства выбирается не случайно. Обычно он становится оптимальным в определенных ситуациях и при некоторых особенностях коллектива. Выделим некоторые смешанные формы.

Либерально-демократическое управление в организации

Либерально-демократический стиль руководства подразумевает, что менеджер доверяет полностью своим подчинен­ным. Причем это только на первый взгляд кажется, что подобное положение дел способно привести к отсутствию управления компанией.

характеристика либерального стиля руководства

Такой смешанный либеральный стиль руководства характеризуется тем, что исполнители, скорее всего, лучше начальника разбираются во всех тонкостях профессиональной деятельности. Обычно он является популярным в творческих коллективах, в которых сотрудникам необходимы самостоятельно­сть и самовыражение.

Авторитарно-либеральный стиль руководства в организации

Характеризуется определенной двоякостью при принятии управленческих решений. С одной стороны, менеджер предоставляет своим сотрудникам максимум свободы при решении производственных вопросов. Но в то же время требует положительных результатов, не вникая в проблемы и не возлагая на себя ответственность.

либерально-попустительский стиль руководства

Такой либерально-попустительский стиль руководства нередко приводит к самоволию и анархичному поведению его заместителей по отношению к сотрудникам.

Демократический стиль управления в педагогической деятельности

Учитель, который демонстрирует его в общении с учениками, ориентирован на развитие учащихся. Он привлекает каждого ученика к общей задаче. Данный стиль является одним из самых эффективных способов организации взаимодействий школьников и педагога. Учитель опирается на инициативу класса.

Авторитарный стиль управления в педагогической деятельности

Учитель обычно принимает решения и устраняет проблемы жизнедеятельности классного коллектива. Педагог считает необходимым определить любые конкретные цели, исходя при этом из своих представлений. Он очень жестко контролирует процесс выполнения любой задачи и оценивает субъективно единолично те результаты, которые достигнуты. Данный стиль — реализация тактик опеки и диктата. В том случае, если школьники встают на позицию противодействия, учитель начинает конфронтацию.

Либеральный стиль управления в педагогической деятельности

Его нередко называют снисходительным и анархическим. Либеральный стиль педагогического руководства характеризуется тем, что учитель редко берет на себя ответственность. Он выполняет обязанности обычно формально, самоустраняется от процесса управления классным коллективом, избегает наставничества и воспитания, ограничиваясь исполнением исключительно преподавательских функций.

либеральный стиль педагогического руководства

Либеральный стиль руководства реализует тактику невмешательства, демонстрирует равнодушие и незаинтересованность проблемами школьного коллектива. Естественно, такой подход не может остаться без последствий. Для либерального стиля руководства характерно то, что теряется уважение учеников и контроль над ними, ухудшается дисциплина. Такой педагог не способен влиять положительно на личностное развитие школьников.

Послесловие

У каждого человека в зависимости от взглядов, характера, индивидуально-психологических особенностей вырабатывает свой стиль управления. Выбор эффективного направления обусловливается самыми разными факторами:

  • авторитарный стиль рекомендуется применять тогда, когда в организации обозначился кризис руководителя, и ситуация выходит из-под контроля;
  • демократический — является оптимальным тогда, когда рабочая группа достаточно зрелая, работает в устоявшимся темпе, присутствуют дисциплина и порядок;
  • либеральный стиль руководства необходим, если рабочая группа способна действовать эффективно самостоятельно.

Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать?

Стили преподавания

Стиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.

В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.

Авторитарно- либеральный стиль

Такой руководитель полагает, что его сотрудники это квалифицированные работники, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

При этом, такой стиль руководства вовсе не отменяет ответственности подчиненных. Грамотный руководитель, доверяя своим сотрудникам, всегда контролирует их работу и направляет её. А в случае допущения нарушений, неизбежно наступает ответственность.

Поэтому либеральность в руководстве не имеет ничего общего с равнодушием и самоустранением.

Либеральный стиль лидерства схож с аналогичным стилем руководства, поскольку любое руководство является формой лидерства.

Он также предполагает уважение и понимание, но и предусматривает наличие взаимной ответственности.

Предоставление свободы и надзора

Авторитетные родители гарантируют, что они дети получают свободу, в которой они нуждаются, но также следят за их ситуацией. Они не позволяют своим детям давать полную свободу, так как полная свобода может позволить им быть сорванными с их целей или отвлекать их, однако, для незначительных решений и некоторых действий, они дают определенную степень зависимости.

Например — Ваш ребенок хочет пойти на вечеринку со своими друзьями. Вы спрашиваете его о месте встречи, во сколько он вернется и будут ли в него вовлечены напитки (так как вы не позволите пить несовершеннолетнему ребенку). Если вы чувствуете, что что-то необычное, попросите его старших братьев и сестер или кого-либо из членов семьи или ваших соседей следить за ним, пока он отсутствует.

Либерально- демократический стиль

Либерально-демократический стиль характеризуется возможностью подчиненных высказывать и настаивать на своем мнении. Такое мнение обязательно обсуждается в коллективе.

Руководитель прислушивается к мнению большинства. Его положение можно выразить фразой «первый среди равных».

Решение в таком коллективе принимаются в соответствии с мнением большинства. Руководитель, даже если его позиция иная, чем позиция большинства, отступает и соглашается с мнением коллектива.

Либерально- попустительский стиль

Либерально-попустительский стиль принципиально отличается от либерального стиля руководства. При попустительстве речь идет о том, что руководитель относится совершенно равнодушно к тому, что именно и как именно делают его подчиненные.

Такой стиль неизбежно приведет к катастрофе и, как минимум, увольнению руководителя.

Таким образом, если в основе либерального стиля лежит вера в самостоятельность и ответственность человека, но основой либерально-попустительского стиля является безразличие по отношению к человеку и результатам его труда.

Основные черты

Лидер снимает с себя ответственность за деятельность своего коллектива и предоставляет работникам относительную свободу действий. Коммуникация в группе идет по горизонтали, что дает больше возможностей для коммуникаций. Руководитель тут выступает в роли посредника между работой отделов. Данный стиль подразумевает мягкое руководство. Это и есть отличительные особенности данного стиля.

Теперь рассмотри подробнее плюсы и минусы такого руководства.

Минусы:

  • Нет серьезного контроля за коллективной работой, поэтому работники расслабляются.
  • Попустительский стиль может привести к анархии.
  • Возникновение неформальных групп и неофициальных лидеров.
  • Низкая эффективность выполнения поставленных рабочих задач.

Плюсы:

  • Работники проявляют инициативу.
  • Хорошие условия для проявления творческих возможностей каждого человека.
  • Благоприятная психологическая обстановка в коллективе.

Пример удачного применения такого стиля – это творческие коллективы. Например, это может быть рекламное агентство, организация праздников, театральная студия. Творческие люди плохо переносят авторитарное руководство, им нужна свобода для того, чтобы раскрыть свои таланты. Именно этому и способствует пассивный стиль, когда сотрудники не чувствуют никакого давления.

Творческие люди плохо переносят авторитарное руководство, им нужна свобода для того, чтобы раскрыть свои таланты.

Появляются такие управленцы по нескольким причинам. Обычно они возникают из числа людей, не склонных к конфликтам и выяснению отношений. Такие личности характеризуются лояльностью, сдержанностью эмоций и доброжелательностью. Бывает, подобный стиль управления выбирают люди, которые слишком легкомысленно относятся к руководству и не считают нужным браться за работу серьезно. Они думают, что коллектив сам справится со всеми задачами.

Если у человека нет организаторских способностей, но по каким-то причинам он стал управленцем, вероятно, он изберет именно пассивное поведение.

Либеральный стиль управления

Либеральный стиль управления также характеризуется мягким отношением к подчиненным.

Руководитель с либеральным стилем озвучивает коллективу задачи каждого, но фактически не контролирует их исполнение.

Каждый работает на основании собственной совести и чувства долга. Данный стиль управления может быть эффективен только при наличии определенных рамок.

Если же таких ограничений нет, то либеральный стиль управления принесет только вред, как интересам организации в целом, так и интересам руководителя, в частности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Либеральный стиль воспитания

Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Либеральный стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания детей, в том числе в семье, это, в первую очередь, уважение ребенка, это видение в нем пусть маленького, но человека.

Ребенку предоставляется возможность самому планировать свое время, определять приоритеты. Но ответственность с него никто не снимает.

Получая такую свободу, ребенок сам решает, например, когда именно ему приступать к выполнению задания: сейчас или немного позже.

В этом случае озвучивать возможность наказания даже не нужно. Подразумевается, что ребенок это и так понимает.

Если все в порядке, задание сделано, то ребенок получает поощрение и учиться планировать свое время, а также привыкает к ответственности за свои решения.

Если же нет, то родитель применяет наказание и продолжает подобную тактику. В результате, у ребенка формируется дисциплинированность, развивается мышление, появляется осознание ответственности.

Преимущества

дружная офисная команда

Для сотрудников

  • Работа вызывает интерес, так как человек делает то, что ему больше нравится и подходит, а не что «приказали». А вы сами знаете из статьи про энергетику человека, в интересе заложена масса энергии, поэтому вы будете меньше уставать, занимаясь тем, что доставляет удовольствие. Как маленькие дети, они неугомонные потому, что идут за своим любопытством и желаниями.
  • При успехе ощущение удовлетворения значительно выше того, который человек испытывает при похвале. А всё благодаря осознанию, что удалось без чётких инструкций и контроля, проявив креативность и подключив способности, знания и умения, достигнуть такого результата. Это положительно сказывается на самооценке. Так как самым устойчивым является мнение о себе, сформировавшееся самостоятельно, именно на него потом опирается личность. Да вы сами, наверное, знаете, как это, переубедить стройную девушку в том, что ей не стоит садиться на диету… Если она считает, что она толстая, то никто и ничто не повлияет на это решение.

Для компании

  • Плюсы в том, что группа в целом и каждая личность в отдельности получают возможность проявиться и раскрыть свой потенциал. В такой полной свободе рождаются совсем необычные и творческие идеи, которые бы не могли возникнуть при других условиях.
  • Люди сами регулируют отношения между собой и устанавливают чёткую цепочку иерархии. Отчего такая система становится очень устойчивой и способной выдержать многие трудности и сложности. Даже если выпадет несколько участников в процессе работы, коллектив в состоянии будет справиться с проектом в целом, распределив обязанности между собой. Существовать он может многие года, создавая собственные ценности, правили и традиции. Руководителей может быть множество, от этого ничего не изменится, в отличие от других типов управления, где при смене начальства теряется или большая часть специалистов, или меняется качество и эффективность выполненной работы.
  • Есть личности, с которыми невозможно сотрудничать, если не предоставлять свободу. И отказаться от них также невозможно, потому что они ценны и способны на гениальные творения. Но как только вы попробуете на них надавить, то считайте, что самостоятельно, собственными руками отправили задуманный проект в мусорный бак. Так что либеральность способствует возникновению шедевров и открытий, особенно значимо это в сфере науки и медицины.

Либеральный стиль педагогического общения

Либеральный стиль учителя имеет много схожих черт с либеральным воспитанием ребенка, так как цель в обоих случаях одна – воспитание определенных черт.

Данный стиль не предусматривает панибратства, дистанция должна сохраняться, это обязательное правило. Но либеральный стиль учителя подразумевает уважение к ученику, отсутствие снисходительности и пренебрежительного отношения.

Результатом либерального стиля педагогической деятельности является формирование у ученика уважения к себе и, как следствие, к окружающим, а также понимание своей ответственности и значимости принимаемых решений.

Преимущества, либерального стиля общения это всегда уважение и восприятие человека, как равного, видение в нем потенциала и способности самостоятельно мыслить и принимать решения.

Это утверждение справедливо применительно к руководству, педагогической деятельности, воспитанию детей и любым межличностным отношениям.

Минусы

  1. Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям.
  2. Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира».
  3. Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении.
  4. Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает).
  5. Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись.
  6. Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды.
Либеральный стиль

Либеральный стиль

В целом, либеральный стиль характеризуется предоставлением большой свободы действий в отношении своих подопечных. Это могут  быть действия относительно детей, воспитанников, учащихся или подчиненных.

Читайте также: Специализированная одежда

При этом, либеральный стиль подразумевает право подопечных самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия таких решений.

Авторитарно- либеральный стиль

Такой руководитель полагает, что его сотрудники это квалифицированные работники, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

При этом, такой стиль руководства вовсе не отменяет ответственности подчиненных. Грамотный руководитель, доверяя своим сотрудникам, всегда контролирует их работу и направляет её. А в случае допущения нарушений, неизбежно наступает ответственность.

Читайте также: Профессия станочник.

Поэтому либеральность в руководстве не имеет ничего общего с равнодушием и самоустранением.

Либеральный стиль лидерства схож с аналогичным стилем руководства, поскольку любое руководство является формой лидерства.

Он также предполагает уважение и понимание, но и предусматривает наличие взаимной ответственности.

Читайте также: Профессии, связанные с математикой

Либерально- демократический стиль

Либерально-демократический стиль характеризуется возможностью подчиненных высказывать и настаивать на своем мнении. Такое мнение обязательно обсуждается в коллективе.

Руководитель прислушивается к мнению большинства. Его положение можно выразить фразой «первый среди равных».

Решение в таком коллективе принимаются в соответствии с мнением большинства. Руководитель, даже если его позиция иная, чем позиция большинства, отступает и соглашается с мнением коллектива.

Читайте также: Профессия дизайнер интерьера — из личного опыта

Либерально- попустительский стиль

Либерально-попустительский стиль принципиально отличается от либерального стиля руководства. При попустительстве речь идет о том, что руководитель относится совершенно равнодушно к тому, что именно и как именно делают его подчиненные.

Такой стиль неизбежно приведет к катастрофе и, как минимум, увольнению руководителя.

Таким образом, если в основе либерального стиля лежит вера в самостоятельность и ответственность человека, но основой либерально-попустительского стиля является безразличие по отношению к человеку и результатам его труда.

Читайте также: Мой опыт работы в отделе телемаркетинга банка

Либеральный стиль руководства

Основными отличиями такого стиля является всегда корректное отношение к подчиненным, способность и готовность выслушивать их мнение.

При этом, такое мнение всегда важно для руководителя. Он готов прислушаться к нему и согласиться с ним.

В таком случае, начальник поступит сообразно мнению подчиненного, даже если не во всем с ним согласен.

Читайте также: Профессия визажист, отзывы — из личного опыта

Для такого стиля характерно совместное обсуждение проблем и принятия решений.

Либеральный стиль управления

Либеральный стиль управления также характеризуется мягким отношением к подчиненным.

Руководитель с либеральным стилем озвучивает коллективу задачи каждого, но фактически не контролирует их исполнение.

Каждый работает на основании собственной совести и чувства долга. Данный стиль управления может быть эффективен только при наличии определенных рамок.

Если же таких ограничений нет, то либеральный стиль управления принесет только вред, как интересам организации в целом, так и интересам руководителя, в частности.

Либеральный стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания детей, в том числе в семье, это, в первую очередь, уважение ребенка, это видение в нем пусть маленького, но человека.

Ребенку предоставляется возможность самому планировать свое время, определять приоритеты. Но ответственность с него никто не снимает.

Получая такую свободу, ребенок сам решает, например, когда именно ему приступать к выполнению задания: сейчас или немного позже.

В этом случае озвучивать возможность наказания даже не нужно. Подразумевается, что ребенок это и так понимает.

Если все в порядке, задание сделано, то ребенок получает поощрение и учиться планировать свое время, а также привыкает к ответственности за свои решения.

Если же нет, то родитель применяет наказание и продолжает подобную тактику. В результате, у ребенка формируется дисциплинированность, развивается мышление, появляется осознание ответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Либеральный стиль учителя имеет много схожих черт с либеральным воспитанием ребенка, так как цель в обоих случаях одна – воспитание определенных черт.

Данный стиль не предусматривает панибратства, дистанция должна сохраняться, это обязательное правило. Но либеральный стиль учителя подразумевает уважение к ученику, отсутствие снисходительности и пренебрежительного отношения.

Результатом либерального стиля педагогической деятельности является формирование у ученика уважения к себе и, как следствие, к окружающим, а также понимание своей ответственности и значимости принимаемых решений.

Преимущества, либерального стиля общения это всегда уважение и восприятие человека, как равного, видение в нем потенциала и способности самостоятельно мыслить и принимать решения.

Это утверждение справедливо применительно к руководству, педагогической деятельности, воспитанию детей и любым межличностным отношениям.

Плюсы и минусы либерального стиля

Либеральный стиль деятельности обязательно предусматривает ответственность и обязательный контроль за результатом. Целью его является воспитание ответственности и умения планировать.

Плюсы либерального стиля управления будут достижимы только в случае, если есть определенные четкие границы, за которые нельзя переходить.

Иначе, такой стиль приведет к отсутствию всякой дисциплины, панибратству и, в конечном счете, к катастрофе, что, соответственно, будет недостатком.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Стили управления руководителя
  • Авторитарный стиль
  • Демократический стиль
  • Как сохранить высокую мотивацию у сотрудников?
  • Семья и карьера – в любви и гармонии
  • Управление карьерой или 5 слагаемых успеха
  • Как построить карьеру
  • Профессиональный рост

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Состав ундевита в драже инструкция по применению
  • Sony ericsson руководство
  • Гараж из сендвичных панелей своими руками видео инструкция для чайников
  • Конкор инструкция по применению цена в беларуси
  • Руководство по решению ситуационных задач