Что такое мануал психология

Психологический практикум ↓

Схема описания психодиагностической методики (Мануал)

Мануал психодиагностической методики (теста)

  1. Автор-разработчик теста
  2. Год разработки, стандартизации
  3. Направленность
  4. Возраст испытуемых
  5. Выборка стандартизации
  6. Сведения о валидности, надежности
  7. Имеющиеся модификации
  8. Описание процедуры проведения теста
  9. Инструкция
  10. Стимульный материал
  11. Обработка результатов
  12. Ключи, шкалы
  13. Тестовые нормы, половые различия, если есть
  14. Интерпретация результатов, описание факторов (если имеются)

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Оценка уровня общительности учителя
  • Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
  • Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра
  • Методика «Изучение характера оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи»
  • Бренд-менеджер
  • Шкалы достоверности
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР)
  • Методика «В поезде»
  • Тест «Гибкость построения графического образа»
  • От слова к рассказу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

Email *

Сайт

Комментарий *

Психодинамические подходы: классический и юнгианский психоанализ

Психодинамические подходы – все направления терапии, основанные на теории психоанализа и работе с глубинными психическими явлениями.
Начинаем погружение в мир бессознательного с классического и юнгианского психоанализа.

На этой странице вы узнаете о психодинамической теории и направлении, включая классический и юнгианский психоанализ, а также о техниках психоанализа и целях и специфике юнгианской психоаналитической терапии. Основой психодинамического направления является динамический подход в психологии, используемый в консультировании, и вы можете узнать о его принципах и критериях устойчивости пар по Генри Диксу. Что такое психодинамика вы можете прочитать в Википедии.

  • Психоанализ – это про Эдипов комплекс?

  • Зигмунд Фрейд – первый врачеватель душ

  • Термины и понятия психоанализа

  • Психоаналитическая теория и доказательные исследования

  • Ход сеанса и техники

  • Юнгианский психоанализ

  • Термины и понятия юнгианского психоанализа

  • Техники юнгианского психоанализа

  • Запросы и состояния, продолжительность курса психоанализа

  • Случай из практики

  • Что почитать?

Психоанализ – это про Эдипов комплекс?

Психодинамические подходы предполагают, что все происходящее в психике человека является следствием того, как взаимодействуют ее глубинные неосознанные силы: наши влечения, прошлый опыт, убеждения и нормы, привнесенные обществом, культурой и семьей. Их взаимодействие не статично, а динамично, то есть изменчиво. Выявление этих влияний, осознание и работа с ними может привести к улучшению в состоянии клиента, позитивным переменам в работе психики.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал движущей силой психической динамики психосексуальность и связанные с ней психические конфликты. Поэтому для многих фрейдовский психоанализ ассоциируется с Эдиповым комплексом и комплексом Электры — влечением ребенка к родителю противоположного пола, или же с теорией психосексуальных стадий, которая предполагает, что сексуальность присуща ребенку с самого раннего возраста. В современном психоанализе эти концепции претерпели существенные изменения. При этом значительная часть теоретических наработок Фрейда, получивших доказательную основу, активно используется.

Зигмунд Фрейд – первый врачеватель душ

Зигмунд Фрейд был первым исследователем, который заглянул в глубины человеческой психики и попытался проанализировать ее процессы, ранее не попадавшие в поле зрения науки. В 1880-е годы Фрейд работал неврологом в Вене и Париже, практиковал под руководством таких именитых врачей, как Эрнст Брюкке, Иосиф Брейер, Жан-Маре Шарко. Фрейд занимался проблемами так называемой истерии (устаревший диагноз, более не применяющийся в медицине) — расстройства самочувствия у женщин, которое проявлялось в виде эмоциональных всплесков и психотического поведения. Его заинтересовал тот факт, что далеко не все проявления недуга имели под собой физиологическую основу. В книге «Исследования истерии» (1895) он изложил гипотезу: в основе истерических реакций лежат неприятные воспоминания или мысли, имеющие отношение к сексуальной сфере.

«Истерия была одним из главных недугов, одолевавших дам из высших кругов на рубеже XIX-XX веков. Общество требовало от женщин придерживаться высоких моральных стандартов. При этом нарастала открытость: у мужчин был доступ к порнографии, проституции, им это нравилось. Женщина должна была оставаться порядочной женой и матерью, но при этом хотела быть желанной для мужа. Это вызывало сильное психическое напряжение — и, как его проявление, симптомы истерии. Фрейд исследовал множество случаев истерии и сделал вывод, что их основной причиной была подавленная сексуальность. Он работал с этими состоятельными женщинами, помогал им. Это давало ему финансовую возможность заниматься развитием своих теорий, своими трудами. В то же время это сделало его первым консультирующим терапевтом, первым врачевателем душ».

Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова

В 1900 году Фрейд опубликовал монографию «Толкование сновидений». В ней он описал свою топографическую модель психики, которая включает сознание, предсознательное и бессознательное. Топографическая модель предполагала, что сексуальные желания вытесняются в область бессознательного за счет давления социальных запретов. Из бессознательного они могут проявлять себя через символические сновидения.

В это же время вокруг Фрейда стал складываться круг последователей, из которого позднее образовалось Венское психоаналитическое общество. В течение многих лет он проводил жесткую идеологическую политику внутри организации, не позволяя ее участникам отклоняться от утвержденной им теоретической системы. В разные годы общество покинули Альфред Адлер и Карл Юнг, которым удалось основать собственные мощные аналитические течения.

Термины и понятия психоанализа

Структурная модель психики была описана Фрейдом в 1923 году и стала развитием его более ранней топографической модели.

  • Оно, или Id

    Бессознательная область психики, в которой коренятся все неосознанные желания человека, а также две основные психодинамические силы: Эрос (влечение к жизни) и Танатос (влечение к смерти).

  • Эго, или Я

    Сознательная часть личности, которая находится в контакте с реальностью и физическим миром и проявляется в зависимости от его стимулов.

  • Суперэго, или Сверх-Я

    Компонент личности, отвечающий за моральные ценности, идеалы, этические установки, вдохновение и интуицию.

«Очень часто думают, что в бессознательном накапливается только негативное. На самом деле нет. Это могут быть самые простые желания, как хорошие, так и плохие. Ваше желание съесть мороженое тоже находится там. Просто оно более доступно, легче переходит в категорию эго. Когда бессознательное говорит «я хочу мороженое», это выносится на некоторый суд Сверх-Я, которое с точки зрения общечеловеческих ценностей определяет, можно поощрить его или нет. А если бессознательное говорит «я хочу убивать»? Тогда начинаются вопросы. В Сверх-Я сосредоточены наши защитные механизмы, в случае такой необузданной агрессии Сверх-Я может прибегнуть к механизму сублимации: так, человек может стать врачом и реализовывать свою жажду крови каждый раз, когда будет делать операцию».

Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова

В ситуации психического напряжения включаются механизмы психологической защиты — неосознанные психические процессы, которые позволяют снизить негативные переживания и травмирующий эффект. Термин механизма психологической защиты Фрейд ввел в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894).

  • Вытеснение

    Смещение «неправильных» влечений и эмоций в бессознательное. Вытесненные эмоции могут проявляться в виде оговорок, снов.

  • Замещение (или вымещение)

    Перенаправление энергии (гнева, либидо) на безопасный объект.

  • Рационализация

    Поиск рационального объяснения для поступка, совершенного под влиянием сиюминутного импульса или неосознанной мотивации.

  • Регрессия

    Возврат к детским формам поведения в ситуации стресса или перегрузки.

  • Сублимация

    Направление внутреннего напряжения, негативных эмоций, запретных желаний в творчество или работу.

Всего современной психологии известно более 30 видов защитных механизмов.

Психоаналитическая теория и доказательные исследования

Не все теоретические положения Фрейда получили подтверждение по результатам научных исследований. Серьезную научную поддержку по итогам многочисленных исследований и мета-анализов получили следующие идеи, которые и лежат в основе современного психоанализа:

  • Бессознательные процессы влияют на наше поведение

    Мы воспринимаем и обрабатываем гораздо больше информации, чем осознаем. Большая часть нашего поведения определяется чувствами и мотивами, которые мы в лучшем случае осознаем лишь частично. Влияние бессознательного имеет столь убедительные доказательства, что оно стало одним из центральных элементов современной когнитивной и социальной психологии.

  • Мы используем защитные механизмы

    Защитные механизмы помогают психологической адаптации и сохраняют наше физическое здоровье. При этом у каждого человека есть собственный «стиль защиты». Некоторые механизмы более полезны, чем другие: так, рационализация и сублимация более полезны, чем подавление. А отрицание в буквальном смысле вредно для здоровья: люди, использующие его, склонны игнорировать тревожные симптомы и пренебрегать лечением заболеваний.

  • Образы родителей могут влиять на наши отношения

    Десятки исследований показали, что образы родителей и других значимых фигур в нашей жизни действительно формируют ожидания в отношении дружеских и романтических связей. Идея о том, что мы выбираем партнера, внешне похожего на маму или папу, является мифом. Однако мы правда неосознанно тяготеем к тому, чтобы строить партнерские отношения, похожие на наши отношения с родителями в раннем детстве.

Теория классического психоанализа значительно эволюционировала в течение XX и начале XXI века. Сегодня она является одной из наиболее детализированных и исследованных психологических концепций.

Этот материал из мыслей, которые больной не ценит и отбрасывает от себя, представляет для аналитика руду, из которой он с помощью простого искусства толкований может извлечь драгоценный металл
— З.Фрейд

Ход сеанса и техники

Сеансы психоанализа проходят в разговорном формате. Все техники, используемые аналитиками, направлены на извлечение бессознательного материала на уровень сознания и его проработку. Вот некоторые из них:

  • Метод свободных ассоциаций

    Терапевт просит клиента озвучивать все, что всплывает в его сознании, не задумываясь над формулировками и связностью речи. Высказывания могут быть абсурдными, случайными: в этом случае они отражают происходящее в бессознательном.

  • Толкования сновидений

    Во время сна защитные механизмы эго ослабляются, что выявляет содержание бессознательного в форме образов. Анализ повторяющихся или ярко запомнившихся сновидений может сыграть важную роль в психоаналитическом процессе.

  • Интерпретация

    После совместной работы психоаналитик разъясняет клиенту суть его бессознательного конфликта. Интерпретация включает три этапа: обозначение конфликта, разъяснение и применение нового знания к повседневной жизни клиента.

  • Анализ сопротивления

    Психоаналитик разбирает с клиентом механизмы, препятствующие их совместной работе с бессознательным. Под сопротивлением подразумеваются все осознанные или неосознанные действия клиента, которые мешают ходу анализа.

  • Анализ переноса

    Под переносом подразумевается проецирование клиентом фигуры из прошлого и своих реакций на другого человека. В терапевтическом процессе этим человеком часто становится сам психоаналитик, что может дать важные инсайты для хода терапии. Анализ переноса помогает клиенту осознать свою проекцию и эмоции, стоящие за ней.

Юнгианский психоанализ

В 1914 году один из ближайших соратников и учеников Фрейда Карл Юнг покинул Международную психоаналитическую ассоциацию и прекратил практику в рамках фрейдистского психоанализа.

Для этого было несколько причин. Во-первых, Юнг отказывался считать центральной концепцией психоанализа сексуальное вытеснение и замещение. Разделились и взгляды двух аналитиков на сны: Фрейд видел в сновидениях исключительно проекции подавленных сексуальных желаний, в то время как Юнг считал, что в них могут отражаться абсолютно разные проявления бессознательного. Кроме того, Юнг отказывался считать единственной причиной психических недугов подавленную сексуальность в детском возрасте (на этой концепции настаивал Фрейд).

Согласно Юнгу, каждый человек является носителем определенной психической структуры, которая формировалась сотни и тысячи лет. Вместе с его неповторимым жизненным опытом она формирует личность и особенности психики человека. Так в дополнение к психоаналитической структуре строения психики (Оно, Эго, Супер-Эго) Карл Юнг добавил область коллективного бессознательного – системы метафор, общей для всего человечества и передающейся из поколения в поколение.

Термины и понятия юнгианского психоанализа

Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы — ментальные концепции, образы и представления, общие для разных народов и культур. Юнг выявил четыре индивидуальных архетипа, которые присущи каждой личности:

  • Персона

    Маска, которую надевает человек в разных ситуациях (на работе, в семье и так далее). Успешный менеджер, хороший родитель: такой образ помогает добиться определенных результатов в жизни, карьере, общении, однако имеет мало общего с тем, что человек представляет собой на самом деле.

  • Тень

    «Темная» часть личности, которую человек не может принять в себе, но при определенной работе над собой способная принести ему пользу. К примеру, подавляемая агрессия, которая при правильной интеграции в структуру личности поможет научиться отстаивать свои интересы, защищать собственную позицию в спорных ситуациях.

  • Анима (для мужчины), анимус (для женщины)

    Женский аспект в личности мужчины, и наоборот, мужской аспект в личности женщины. Для мужчины анима — энергия творчества, созидания, заботы. Для женщины — внутренняя сила, уверенность в себе. Анима и анимус формируются в ходе наблюдения за родителем противоположного пола, актуализируется в партнерских отношениях.

  • Самость

    Ядро человеческой личности, по выражению самого Юнга, «Бог внутри нас». Под самостью подразумевается целостность реализованного человеческого потенциала. Архетип самости проявляется по мере интеграции сознательного и бессознательного опыта.

Кроме четырех базовых индивидуальных архетипов, Юнг описал десятки архетипических образов и сюжетов, которые отражены в мифах и сказках народов мира. Они находят проявление в различных жизненных ситуациях.

«Возьмем архетип Матери. Фигура матери, прародительницы есть в каждой культуре на земле. При этом каждый индивид может наполнить этот архетип собственным смысловым и эмоциональным содержанием, которое зависит от его личного жизненного опыта, взаимоотношений с собственной матерью. Архетипы помогают встречаться с неопределенностью, облекать ее в образы, интерпретировать. Через архетипы клиенту легче трактовать свою жизненную ситуацию. Вы можете найти символ, который станет ключом, поможет найти ответы на вопросы. Это можно сделать через сны, либо же через вашу личную историю — если посмотреть на нее, как на сказку. Чем еще полезна работа с архетипами? Клиент успокаивается, когда понимает, что он не одинок в своей проблеме. Его жизнь — не исключение, переживаемые им ситуации возникали с другими людьми с древних времен, и с ними справлялись».

Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова

Юнг переосмыслил и активно использовал введенное Фрейдом понятие комплекса. Согласно Юнгу, все, что вызывает в нас сильный эмоциональный отклик, так или иначе связано комплексами — с психическими доминантами в бессознательном, которые сформировались в течение жизни. В отличие от обывательского представления о комплексе, как исключительно негативной, болезненной реакции, в юнгианском анализе комплекс может носить как позитивный, так и негативный характер. Осознание и проработка комплексов играют важную роль в процессе психоанализа.

Целью юнгианского анализа является индивидуация человека. Индивидуацией Юнг называет естественное движение личности к объединению сознательного опыта и массива бессознательной информации. Каждый человек в своей жизни идет по пути индивидуации, однако благодаря психоанализу этот процесс можно существенно ускорить, способствовать к продвижению через пласты бессознательного к сути человеческой личности — его Самости.

Техники юнгианского психоанализа

Работа с архетипами и бессознательным проводится по двум основным техникам: техника амплификации подразумевает работу со сновидениями в состоянии бодрствования. С помощью метода свободных ассоциаций клиент и аналитик осмысливают содержание снов. На помощь приходят архетипические образы из мифов, легенд, искусства, литературы. Амплификация позволяет вытащить на поверхность и упорядочить то, что было скрыто в бессознательном.

Похожим образом работает и техника активного воображения: здесь материалом для анализа становятся «грезы наяву». Терапевт просит клиента сконцентрироваться на определенном событии, мысли, воспоминании, оттолкнуться от этого материала и погрузиться в основанную на нем фантазию. Клиенту предлагается свободно развивать сюжет без оглядки на слушателя, чтобы потом вместе проанализировать получившийся нарратив. Техника активного воображения позволяет интегрировать области сознания и бессознательного, осмыслить и вывести на поверхность глубинные образы и архетипы.

Запросы и состояния, продолжительность курса психоанализа

Психодинамические подходы эффективны для следующих состояний и запросов:

Травматические события
в прошлом

Проблемы в личных
и семейных отношениях

Невротические расстройства

В психоаналитическом методе можно пройти краткосрочную терапию из 5−10 сессий, направленную на решение определенной жизненной задачи. Краткосрочная, или фокусная терапия посвящена разбору одной проблемы и не выходит на глубинный анализ личности. Такая терапия подходит для кризисных и экстренных ситуаций: потеря работы, развод, утрата, перемены в жизни.

«Бытует представление, что психоанализ может длиться всю жизнь. И в целом это действительно так. Фрейд говорил, что раз в неделю нужно покопаться в себе. Это уже не про решение определенного вопроса или помощь в определенном состоянии, а про то, чтобы замечать и понимать, что происходит. Клиент может оставаться в терапии до тех пор, пока ему это нужно, пока он чувствует пользу.

Если запрос касается одной выделенной проблемы, как правило, я закладываю 5-10 сеансов на фокусную терапию. Проблема должна быть конкретной: например, человек боится собеседований, не может поменять работу или принять другое важное решение.

Иногда клиент приходит с одним запросом, но потом втягивается и остается в полноценной работе. Ведь это безумно интересно: наблюдать за собой, раскрывать себя. Увлекательный процесс, в котором мы сопровождаем человека».

Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова

Случай из практики

«В моей практике есть неординарный кейс, который показывает, как психоанализ способен раскрыть потенциал человека. С одной из клиенток, 28 лет, мы работали больше года. Она была достаточно успешна в бизнесе, но атмосфера критики, в которой она росла, заставляла ее чувствовать себя неуверенно, сомневаться, часто принимать решения не в свою пользу. Было очевидно, что ей нужна поддержка, которую она недополучила.

В ходе нашей работы ей поступило предложение о сделке, одновременно выгодной, но вызывавшей у нее сомнения. Вместе мы прорабатывали корни этой неуверенности. Когда сделка состоялась, она получила сумму, которая подарила ей финансовую независимость. Сама девушка настаивала на том, что психоанализ сыграл здесь решающую роль. В первую очередь это, конечно, ее личная заслуга. Но мне нравится думать, что наша совместная работа помогла ей достичь таких результатов».

Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова

Что почитать?

«Введение в психоанализ. Лекции».
Зигмунд Фрейд

Книга для тех, кто не боится погрузиться прикоснуться к самому глубинному идеологическому пласту психоанализа. «Введение в психоанализ» представляет собой систематизированный цикл лекций Фрейда,который раскрывает теоретические основы классического психоанализа и рассказывает об идеях, до сих пор вызывающих ожесточенные споры в среде профессионалов.

«Человек и его символы».
Карл Густав Юнг

Одна из немногих книг, которые доступным языком рассказывают о теории юнгианского психоанализа и ее основных понятиях: коллективном бессознательном и системе архетипов. Ориентирована на широкий круг читателей.

«Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе».
Нэнси Мак-Вильямс

Современный учебник по психоаналитической работе, вызывающий уважение даже у тех представителей научного сообщества, которые скептически относятся к системе психоанализа в целом. Рассказывает о разных типах пациентов и особенностях работы с ними.

Вам был полезен материал? Поделитесь им:

Содержание

  1. Происхождение и основное значение
  2. Второстепенное значение
  3. Примеры использования сленга

Даже людям с хорошим образованием иногда становится не по себе от множества терминов, появившихся в последнее время. Интернет наводнен словечками, о значении которых можно только догадываться. В статье будет разобрано: что такое мануал, происхождение и значение слова.

Происхождение и основное значение

Интернет сленг берется не откуда-нибудь, и не просто для красного словца. Как правило, сленговые образования – это средство общения между людьми в среде узких специализаций. Чаще всего, это техническая сфера. Взамен сложным объяснениям специалисты используют простейшие термины. Спустя какое-то время новые словоформы становятся общепризнанными. Их начинают повсеместно применять.

Большую часть таких слов, используемых в русском языке, связанных с современными технологиями, следует относить к иностранным заимствованиям. Чтобы узнать: что может значить «мануал»? – следует заглянуть в иностранный словарь.

Что значит «мануал» в интернет-сленге?

Документация для мотоцикла Хонда.

Обратившись английскому «manual», можно установить, что в переводе этот термин означает: «инструкция», или «руководство». Менее распространено значение этого слова – «ручной».

Основное лексическое значение слова «мануал» – это подробное детальное описание, справочник к сложному техническому устройству, или программному обеспечению.

В практическом смысле, мануалы представляют собой документацию в цифровом или бумажном виде к приобретаемому оборудованию.

Например, инструкции для ознакомления с работой гаджетов, электронных изделий, программных продуктов. Это и есть то, что подходит под определение – мануал.

Тексты в таких инструкциях написаны понятным для рядового пользователя языком, и составляются специалистами, обладающими хорошими знаниями по существующим вопросам.

Также, документация может сопровождаться пояснительными фотографиями, рисунками, таблицами, графиками.

Что значит «мануал» в интернет-сленге?

Документация по сервисному обслуживанию и ремонту лодочного мотора MERKURY.

Итак, мануал – что же это такое? Основное значение слова – техническая документация к продукту, выполненная в виде традиционной брошюры или в цифровом формате (компакт-диск, интернет-файлы).

Второстепенное значение

В музыкальной среде со словом «мануал» отождествляется клавиатура электронных клавишных инструментов. Происхождение лингвисты связывают с латинским «manus» (рука), поскольку игра на клавишах осуществляется при помощи рук.

В спорте этот термин используют скейтбордисты. Так называется прием, когда скейтборд вместо четырех колес катится на двух колесах.

Что значит «мануал» в интернет-сленге?

Мануал – прием используемый скейтбордистами

Очень часто стало использоваться прилагательное – «мануальный». Его применяют при фото- или видеосъемке, при ручном способе управления рабочими процессами, в медицинской практике.

Примеры использования сленга

«У вас, дорогуша, гаджет «крякнул»! Вы, что, мануал не читали?»

«Программа зависла! Надо помануалить!»

«Мануальная терапия – лучшее средство при вашем диагнозе!»

«Управлять такой неразберихой можно только мануально!»

Слово «мануал» в сленге крайне удобен для употребления. В короткой словоформе заложено довольно емкое понятие, сразу дающее знать, о чем идет речь. Простота и звучность – главный фактор, способствующий быстрому распространению сленговых терминов.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

#статьи

  • 21 окт 2022

  • 0

Психодрама: что такое, техники, кому поможет

О сути подхода, его основных идеях и техниках рассказывает психолог и психодраматист Елена Лопухина.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Валерия Лозовская

Журналист по образованию и по складу ума. Берёт интервью для Skillbox Media и изучает сторителлинг. Занимается текстами с 2016 года.

Из статьи вы узнаете:

  • что такое психодрама и кому она поможет;
  • о ключевых идеях метода — действии, спонтанности и ролях;
  • чем эффективен групповой подход;
  • имеет ли психодрама что-то общее с расстановками;
  • где найти хорошего психодраматиста.

Психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч. Основатель и директор Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга (ИПКиРТ). Вице-президент Ассоциации психодрамы (Россия). Член-учредитель Федерации европейских психодраматических организаций и Федерации психодраматических тренинговых институтов России.

Психодрама — это метод психотерапии. Причём один из самых старых: в 2021 году ему исполнилось сто лет. C греческого psyche — «душа», drama — «действие».

Создатель психодрамы, румынский психиатр Якоб Морено, определил суть подхода так: внутренний мир и переживания человека нужно не только обсуждать, но и проигрывать в действии. Только соприкоснувшись со своим прошлым опытом эмоционально, когнитивно и телесно-поведенчески, мы переосмысляем старый опыт и учимся реагировать на происходящее по-новому.

Сеансы психодрамы похожи на театральные действа и проходят в группе или индивидуально. Главный герой, или протагонист (так в психодраме называют клиентов), — это человек, который обратился за помощью к психологу. Остальные участники группы под руководством психолога помогают ему посмотреть на свою жизнь со стороны.

Для главного героя участники играют роли из реального мира (родителей, друзей, знакомых, случайных прохожих) или из внутреннего (субличности человека, его чувства). Психодрама стремится показать человеку, как он на самом деле взаимодействует с окружающим миром, людьми и самим собой.

Психодраму используют для решения широкого спектра проблем — от гипертрофированного чувства вины до депрессии, от тяжёлых психологических травм до сложных семейных отношений. Метод хорошо помогает при работе с эмоциями, с решением проблем с самооценкой и коммуникацией.

У психодраматистов даже есть шутка: «Кому на самом деле рекомендуется психодрама? Всем, у кого были и есть родители».

В сети, преимущественно на английском языке, можно найти многочисленные исследования, доказывающие эффективность психодраматического подхода, например при реабилитации наркозависимых, при лечении панических атак или депрессии.

Некоторые исследования подтверждают способность психодрамы менять отношение к тем или иным ситуациям на нейробиологическом уровне. Работает это просто: наша память эмоционально окрашена и ассоциативна, мы не можем изменить факты в ней, но легко можем переиграть их восприятие.

Это действие, спонтанность и теория ролей.

Действие. Морено считал, что человек как личность формируется лишь в реальном действии, а значит, и лечить его нужно тоже действием. Причём работать следует на трёх уровнях сразу: эмоциональном, когнитивном и телесно-поведенческом. Для сравнения: в психоанализе Фрейда акцент делается преимущественно на когнитивной стороне (мыслях).

Специально организованное психодраматическое пространство создаёт особую реальность: внутри неё можно проиграть в действии все конфликты и проблемы, существующие в нашей памяти или фантазии.

Мы часто осуждаем героев фильма, которые, как нам кажется, совершают какие-то глупости. Думаем, что точно бы сделали по-другому, мудрее. Но герой фильма поступил глупо из-за того, что его захлестнули эмоции, а мы смотрим на его жизнь со стороны, не опьянённым этими эмоциями. Так вот, психодрама позволяет нам посмотреть на нашу собственную жизнь более трезвым взглядом.

Фото: Photographee.eu / Shutterstock

Спонтанность. В быту мы используем это слово, говоря про неожиданное, незапланированное. В психодраме иная, более конкретная трактовка этого понятия.

По мнению Морено, спонтанность:

  • побуждает нас по-новому реагировать на «старые», повторяющиеся ситуации;
  • даёт способность выбирать самую адекватную реакцию из тех, что мы можем дать в «новой» ситуации.

Например, если вы постоянно злитесь и кричите, когда родитель пытается учить вас жизни, — это не решит проблему. Но если попытаться как-то по-другому реагировать на колкие замечания, то в конце концов родитель может перестать их делать либо они просто перестанут вас задевать.

Морено полагал, что чем выше уровень спонтанности, тем выше уровень психического здоровья.

Роль. Разыгрывая действие на психодраматической сцене, «актёры», то есть участники группы, исполняют роли. Но роль в данном случае — это не образ, как в театре, а те черты и характеристики, которые сами видим в другом человеке или в себе.

Кроме того, сам главный герой психодраматического действия не только исследует разные стороны своей личности, свои роли, но и учится ими управлять. В идеале человек должен научиться осознанно переключаться между ними. Если надо — быть настойчивым, не надо — уступить.

Конечно, нет! Нельзя взять условный перечень и пошагово осваивать каждую роль — так это не работает. Каждый человек приходит с индивидуальным запросом: под него он сам задаёт роли, вкладывая в них своё восприятие и актуальное содержание и показывая другим, как эти роли играть.

Во-первых, групповое взаимодействие легче выявляет паттерны поведения протагониста и помогает узнать другие варианты поведения. Например, мы создаём ситуацию, где группа играет роль осуждающего социума. Главному герою предлагается отреагировать на разыгрываемую ситуацию привычным для него образом. Потом психодраматист и члены группы подсказывают другие способы реагирования. Тот реализует в действии то, что ему подходит, и перепроживает ситуацию, меняя тем самым своё отношение к ней и осваивая новые способы реагирования.

Во-вторых, работа в группе помогает обнаружить болевые точки, которые человек раньше не осознавал. Воспроизведение ситуаций из его жизни или из жизни других участников группы может натолкнуть на мысли о том, насколько та или иная тема для него важна.

В-третьих, группа обеспечивает поддерживающую и безопасную обстановку. Протагонист путешествует в опасные места своего внутреннего мира не в одиночку, а в окружении сочувствующих людей. Это важно и для других членов группы: каждый учится думать не только о себе.

В-четвёртых, ошибочно думать, что человек исцеляется только во время проработки личного запроса. Большое влияние оказывает и участие в чужих историях: эмоциональное вовлечённое наблюдение и проигрывание самых разных ролей существенно продвигают каждого члена группы.

Человек приходит с определённым запросом, и под него мы выстраиваем сессию. Он становится протагонистом, а остальные помогают разыгрывать его внутренний мир. Иногда за сессию, которая длится 3–4 часа, мы можем поработать с несколькими протагонистами. В группе обычно 10–20 человек, и количество сессий определяется таким образом, чтобы главным героем успел побывать каждый.

Фото: Photographee.eu / Shutterstock

Группа, как правило, создаётся без какого-то специального отбора. Также не нужно актёрское образование или опыт: участники играют роли так, как чувствуют, и так, как задаёт протагонист.

Психодраматерапевта, психодраматиста как ведущего психодраматической группы называют директором психодрамы или просто директором. Стиль его работы бывает разным и зависит от человека. Но у психодраматиста нет и не может быть «правильного» мнения, он не навязывает своего представления. Каждый протагонист имеет право на своё видение внутреннего и внешнего мира. Задача директора — способствовать постановке и разыгрыванию действия таким образом, чтобы протагонист смог выразить и проявить свою реальность.

Первая фаза — doing, или действие.

На этом этапе мы пытаемся распознать неэффективную модель поведения и ищем ситуацию в прошлом, которая породила постоянно повторяющуюся привычку реагировать тем или иным образом.

Вторая фаза — undoing, или разблокирование, размораживание.

На этом шаге мы формируем у клиента мотивацию и желание поменять свой способ реагирования, стремление вскрыть законсервированную привычную, но неэффективную модель поведения и выпустить энергию спонтанности.

Третья фаза — redoing, или переделывание, изменение, перепроживание.

На этой стадии, используя энергию спонтанности, клиент создаёт, порождает новый способ реагирования и заменяет им старый.

Такая структура терапевтического процесса (doing, undoing, redoing) в целом описывает терапевтический процесс, но не всегда совпадает с одной сессией. Иногда за час работы мы успеваем только найти корень проблемы, а иногда — и до этого не добираемся. Всё индивидуально и зависит от готовности клиента, а также от сложности его случая. Но в любом случае определённая драматургическая завершённость у сессии должна быть — будь это точка, точка с запятой или многоточие.

Конечно! Этот метод активно и широко используется в индивидуальном приёме.

В монодраме (индивидуальной психодраме) все роли исполняют клиент и терапевт-психодраматист. Чтобы разыграть сцену, мы используем различные предметы: стулья, платки, ленточки или игрушки.

Кроме того, в психодраме есть техники, которые не требуют сцен взаимодействия с другими. Например, есть техника «монолог», когда клиент просто проговаривает то, что чувствует и о чём думает, — для этого не нужны другие люди.

Он как будто ведёт диалог сам с собой: советуется, выражает своё отношение к проблеме, высказывает чувства. Этот приём позволяет клиенту войти в более глубокий и осознанный контакт со своими переживаниями. Психодраматист помогает ему в этом.

Фото: Dmytro Zinkevych / Shutterstock

Всё-таки большая часть терапии в мире индивидуальна, и психодрама — не исключение. Мнение международной практики на этот счёт звучит так: наиболее полезно сочетать индивидуальную и групповую форму терапии.

Конечно, возможна! В наше время без этого никак. Онлайн-работа сокращает терапевтические возможности, но не становится от этого неэффективной.

Всего в литературе описано более 600 разных психодраматических техник, но базовых три: «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями» — они используются чаще других.

Согласно Морено, каждая из них соответствует фазе развития ребёнка. Какую использовать в каждом конкретном случае, решает психодраматист.

Дублирование

Когда ребёнок совсем мал, он находится в тесной связи с родителями или теми, кто их заменяет. Взрослые в этот период почти всегда проговаривают вслух то, что происходит с малышом: «Ой, маленький, проголодался», «Ой, глазки закрываются, хочет спать» — через это он учится речи и пониманию себя.

В психодраме этой фазе развития соответствует техника дублирования. Суть такова: терапевт или члены группы предполагают и озвучивают от первого лица то, что, возможно, чувствует протагонист. Если описанное подходит — он это повторяет, присваивает себе, если нет — перефразирует. Дублирование помогает человеку соприкоснуться со своим опытом, ощущениями, чувствами и описать их нужными словами, конкретизировать.

Зеркало

Ребёнок развивается, у него появляется рефлексивное мышление — этой фазе соответствует техника «зеркало». Суть проста: протагонист задаёт всем роли (в том числе он выбирает того, кто будет представлять его самого), затем члены группы (или терапевт) разыгрывают его внутренний мир, а протагонист смотрит на свою историю со стороны.

Терапевт спрашивает: «Что здесь происходит? На что это похоже? Было ли подобное в твоей жизни?» Процесс порождает осознание, показывает истоки проблем.

Обмен ролями

Затем у ребёнка появляется способность к эмпатии — пониманию внутреннего мира другого человека, сопереживанию. Техника «обмен ролями» как раз про это: протагонист меняется ролями с кем-то другим и смотрит на ситуацию с его позиции. Например, сын, разыгрывающий взаимоотношения с матерью, на некоторое время становится ею.

Ролями можно меняться и со своими внутренними субличностями, частями «я»: играть только свою агрессивную сторону или только пугливую — это поможет лучше прочувствовать и осознать устройство и взаимодействие внутреннего мира.

Морено считал «обмен ролями» самой важной техникой психодрамы. С её помощью мы постигаем внутренний мир другого человека, лучше его понимаем. Более того — благодаря опыту участия в технике «обмена ролями», в нас развивается способность к эмпатии.

Действительно, не стоит забывать, что другой человек может вложить в роль свои личные проблемы — это будет не просто неэффективным, а может ещё и травмировать протагониста.

В психодраме мы допускаем импровизацию, но последнее слово всегда оставляем за протагонистом: это он — автор разыгрываемой сцены, он назначает и описывает роли, остальные — лишь помогают.

Фото: Photographee.eu / Shutterstock

Протагонист может принять или не принять то, как его играет другой человек. Если что-то кажется главному герою неправдоподобным, он проговаривает это и показывает, как надо играть роль.

Кстати, отсутствие неконтролируемой импровизации — одно из главных отличий психодрамы от расстановок по Хеллингеру.

Например, присмотреться к специалистам из Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга. На сайте опубликован список психотерапевтов и их резюме: можно ознакомиться и выбрать своего.

Прислушивайтесь к себе и своим ощущениям во время выбора психотерапевта: очень важно найти того, с кем возникнет глубокий, безопасный и развивающий контакт.

Для более глубокого погружения я бы посоветовала прочесть нашу с Екатериной Михайловой книгу «Играть по-русски. Психодрама в России». Внутри есть полезная статья под названием «Один день психодраматической группы», где мы подробно и на реальных примерах описываем сессию, объясняя все применяемые техники.

Научитесь: Кто я и чего хочу?
Узнать больше

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

…Проблема метода есть начало
и основа,
альфа и омега всей истории
культурного развития ребенка.

Л.С. Выготский

К числу вопросов, которые постоянно занимают
умы школьных психологов, в первую очередь
относится вопрос о методах исследования.

ОЧЕВИДНЫЙ ФАКТ

Если определением содержания и основных задач
психологической работы иногда занимается
школьная администрация (работа с запросами), то
искать способы решения этих задач приходится
всегда самостоятельно, а это значит — выбирать
те или иные методы и формы работы.
Не случайно многочисленные издания по
практической психологии образования предлагают
описания возможных подходов и методов
диагностико-коррекционной работы. Более того,
некоторые книги представляют собой сборники
методик для определения особенностей
познавательного или эмоционально-личностного
развития детей. Хорошо известно, что они
пользуются особой популярностью среди
практических психологов. При этом нередко
упускается из виду тот очевидный факт, что
владение методикой ни в коем случае не сводится к
простому знакомству с процедурой ее проведения.
Какому методу отдают психологи предпочтение и
почему?
Общение с коллегами позволяет заключить, что
обычно выбор осуществляется в пользу, во-первых,
хорошо известного метода, а во-вторых, доступного
по процедуре проведения и дальнейшей обработке
полученных данных. Однако собственно
психологическое содержание методики обычно
анализу не подвергается — последний считается
не только ненужным, но даже излишним и с
легкостью перекладывается на плечи
психологов-теоретиков.
В результате по вполне объективным причинам одни
методы используются чаще других, иные же,
напротив, оказываются незаслуженно забытыми.
В связи со всем сказанным интересно с научной
точки зрения и полезно с практической сообщение Н.И.
Гуткиной «Инструментальный метод в детской
практической психологии»
(Вопросы
психологии, 2003, № 1).

ОРУДИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.И. Гуткина хорошо известна школьным
психологам как автор оригинального подхода к
диагностике психологической готовности детей к
обучению в школе. Разработанная ею методика
носит не эмпирический, а теоретический характер
и является закономерным итогом многолетних
исследований дошкольного детства.
Заинтересованный читатель может обратиться к ее
книге, которая так и называется «Психологическая
готовность к школе» (М., 2000).
В той статье, о которой пойдет сейчас речь,
обсуждается один из аспектов развиваемого
Гуткиной подхода, уходящего своими корнями в
культурно-историческую теорию Л.С. Выготского.
Выготский считал, что всякий принципиально новый
подход к научным проблемам, а именно таковым
является созданное им направление психологии,
неизбежно порождает новые методы и способы
исследования. Поиски метода становятся одной из
важнейших задач. Метод в таких случаях является
«одновременно предпосылкой и продуктом, орудием
и результатом исследования».
Таким новым методом явился инструментальный
метод, экспериментально-генетический по своему
психологическому содержанию.

ИСТОКИ

Автор статьи обращается к докладу Л.С.
Выготского 1930 года, который так и назывался
«Инструментальный метод в психологии», а также к
его монографии «История развития высших
психических функций», написанной в 1931 году.
В этой монографии Выготский определил
собственный научный подход и в качестве предмета
исследования выделил высшие психические
функции, анализ их происхождения и развития.
Перед ним встал вопрос о выборе адекватного
метода исследования.
В поведении человека Выготский выделял
«искусственные приспособления, направленные на
овладение собственными психическими
процессами», которые он называл психологическими
орудиями,
или инструментами. Эти орудия
направлены на овладение процессами поведения —
как своего, так и чужого.
К психологическим орудиям относятся язык,
различные формы нумерации и счисления,
мнемотехнические приспособления,
алгебраическая символика, произведения
искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты,
всевозможные условные знаки и т.д.
Применение психологических орудий повышает и
расширяет возможности поведения.
Различение естественных, натуральных актов и
искусственных, или инструментальных, форм
поведения легло в основу выделения Выготским
естественно-научного и инструментального
методов изучения поведения.
Естественно-научный метод позволяет рассмотреть
поведение человека как сложную систему
естественных процессов и понять управляющие ими
законы. Своеобразие инструментального метода
заключается в установлении особой точки зрения
на поведение — в анализе использования
человеком своих естественных свойств и
овладения ими.
Согласно такому подходу, воспитание есть
искусственное овладение естественными
процессами развития.
Теория естественной одаренности стремится
уловить процесс естественного развития ребенка,
не зависящий от школьного опыта и влияний
воспитания. Инструментальный метод, отмечает
Выготский, изучает процесс естественного
развития и воспитания как сплав, задаваясь целью
раскрыть, как под влиянием воспитания
перестраиваются естественные функции ребенка.
Примерами использования инструментального
метода служат проведенные Выготским
исследования памяти, счета, образования понятий
у детей школьного возраста и др.

ФОРМИРУЮЩИЙ МЕТОД

Выготский называл свой метод
«экспериментально-генетическим в том смысле, что
он искусственно вызывает и создает генетически
процесс психического развития». Изучение
образования инструментальных актов таким
образом выступает средством изучения
психического развития ребенка.
Гуткина обращает внимание на иной аспект
инструментального метода и предлагает
использовать его не как исследовательский, а как
формирующий метод детской практической
психологии.
Автор высказывает гипотезу, что
инструментальный метод может обеспечить
развитие познавательной мотивации и
произвольного поведения детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Успех воспитания, подчеркивает автор,
определяется методами воспитания, к которым
относится использование различных
психологических инструментов, опосредующих
поведение ребенка. В качестве такого
эффективного психологического инструмента
может выступать эмоциональное общение взрослого
с ребенком.
К сожалению, довольно часто имеет место тактика
воспитания, при которой ребенка-дошкольника
ругают за проступки, а успехи остаются
незамеченными. В результате ребенок перестает
стремиться постигать новое и расширять спектр
своих умений, избегая отрицательной реакции со
стороны взрослых. Следствием этого является не
только слабое развитие познавательного интереса
у детей, но и отсутствие добрых, эмоционально
окрашенных отношений с близкими взрослыми.
Автор обращает внимание на то, что дошкольники,
которые не привыкли осваивать новое, не хотят
учиться и в дальнейшем не становятся субъектами
учения. Последнее своим результатом имеет
отсутствие произвольного поведения.
Таким образом, от того, как взрослые общаются с
детьми — реагируют или нет на их попытки узнать
что-то новое, зависит, захотят ли первоклассники
учиться. Иначе говоря, мотивационная готовность
к школе опосредуется сложившимися отношениями
со взрослыми.
Однако одного желания учиться для достижения
положительного результата явно недостаточно.
Необходимой составляющей готовности
дошкольника к обучению в школе является
определенный уровень произвольности
психических процессов.
В качестве актуальной автором ставится задача
разработки методов развития учебной мотивации и
произвольности поведения.

ДВА ПОЛЮСА

Успешному решению поставленной задачи
предшествует четкое определение содержания
формируемых явлений.
Учебная мотивация — сложное образование, в
котором выделяют познавательные мотивы,
социальные мотивы учения и мотивы достижения.
Что касается познавательных мотивов, то возможно
создание ситуации, в которой узнавание чего-то
нового станет средством удовлетворения
потребности в положительном общении со взрослым.
Например, успешное решение ребенком обучающей
задачи своим следствием имеет положительную
оценку со стороны взрослого.
В данном случае, по мнению Гуткиной, общение со
взрослым становится психологическим орудием, с
помощью которого взрослый управляет поведением
ребенка.
К пониманию произвольного поведения автор
подходит с позиции культурно-исторической
психологии Выготского и предлагает
рассматривать импульсивность поведения как
натуральный процесс, а произвольность — как
результат овладения человеком собственной
мотивацией.
Иначе говоря, импульсивность выступает как
натуральная форма аффективного поведения, а воля
— как высшая психическая функция, возникающая в
результате опосредования соответствующего
натурального процесса. Постановка цели и
принятие намерения становятся средствами
преодоления импульсивного поведения.
Импульсивное и волевое поведение являются
полюсами произвольного поведения. Если
импульсивное поведение побуждается
неустойчивыми, быстро меняющимися мотивами, то
волевое — мотивами, опосредованными личностным
смыслом.
Про неуспевающего ученика можно сказать, что его
поведение в учебной ситуации станет
произвольным только в том случае, если он этого
захочет. Из этого следует, что отсутствие
произвольности в учебной ситуации не означает
отсутствия произвольности у данного ребенка
вообще.
Таким образом, познавательная мотивация и
произвольность учебной деятельности тесно
связаны между собой, и без учебной мотивации не
произойдет появления произвольности в учебе.
Только перестройка мотивационной сферы ребенка
будет способствовать формированию
произвольности в поведении.
На основании данных теоретических положений
автор разрабатывает методику развития
познавательной мотивации и произвольности
поведения, которая выполнена в русле
инструментального метода. Описание данной
методики приводится в статье.

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

Трудно не согласиться с выводами, к которым
приходит автор.
Один — практический — касается эффективности
предложенной методики, направленной на
формирование психологической готовности к
обучению в школе.
Другой — теоретический — касается возможности
опоры на культурно-историческую психологию
Выготского при разработке прикладных проблем.
Напрашивается еще один — жизненный — вывод: о
необходимости общения с ребенком, что выступает
самым главным условием его нормального
психического развития.
Нередко родители делают все возможное и
невозможное, чтобы обеспечить познавательное
развитие своего ребенка. При этом упускается из
виду такая вроде бы очевидная и бесспорная вещь,
как потребность ребенка не только в новых
впечатлениях, но и в общении с близкими людьми.
Почему-то иногда родители узнают об этом (и о
многом другом, на первый взгляд хорошо известном)
только от психолога.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Инструментальный метод в
психологии //Выготский Л.С. Развитие высших
психических функций. — М., 1960.
Выготский Л.С. История развития высших
психических функций //Собр. соч. в 6 т. Т.3. — М., 1983.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к
школе. — М., 2000.
Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской
практической психологии //Вопросы психологии, 2003,
№ 1.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по позициям секса
  • Кинолог лекарство инструкция по применению цена ампулы
  • Контроллер metasys dx 9100 8154 инструкция
  • Gps трекер gt02a инструкция на русском
  • Эглонил инструкция по применению 50 мг капсулы взрослым