Что такое руководство нхт

1.
Теоретические основы организации и
руководства народным художественным
творчеством (

Предмет
и задачи курса и его взаимосвязь с курсом
педагогики НХТ.
Специфика
организационного процесса НХТ в
коллективах разных возрастных групп.

Сущность
понятий «организация», «организация
социокультурного процесса», «управление»,
«руководство».

Организация
как учреждение и организация как процесс.
Специфика организационного процесса
в социокультурной деятельности: уровни
и степень организации; характер
субъект-объектных и субъект-субъектных
отношений; принципы организации
(ситуационный; партнерских отношений;
постоянного действия организационного
фактора) и т.п. Основное средство
организации НХТ)

2.
Законодательные основы организации и
руководства НХТ в Российской Федерации
культурой (
Создание
в Российской Федерации правового поля
для развития многообразных форм
социокультурной деятельности в сфере
НХТ и этнохудожественного образования.
Нормативно-правовая документация по
руководству народным художественным
творчеством. Каналы служебного
документооборота (ежеквартальное
составление и выпуск Министерством
культуры и массовых коммуникаций РФ
сборника документов, его тиражирование
и рассылка в областные, городские и
районные комитеты по культуре).

3. Деятельность
федеральных и региональных органов
управления культурой по развитию НХТ
в современных условиях

(Сущность
понятия «управление культурой» в узком
и широком смыслах. Управление культурой
в разные исторические периоды развития
НХТ в России (государственная, профсоюзная
и ведомственная сеть учреждений
культуры). Структура управления отраслью
культуры в Российской Федерации.
Структура методического руководства
народным художественным творчеством
в России: история и современность.
Функции, содержание и направления
деятельности Областных научно-методических
центров культуры. Пропаганда народного
творчества, проведение фестивалей,
смотров, конкурсов, выставок, праздников;
повышение квалификации работников
культуры: проведение творческих
лабораторий, стажировок, семинаров)

4.
Характеристика учреждений НХТ.

(Классификация
и характеристика культурно-досуговых
учреждений (дворцы и дома культуры,
учреждений
дополнительного образования детей и
подростков – дворцы и дома творчества,
школы искусств, клубы)

5. Руководство
народным художественным творчеством
в культурно–досуговых учреждениях

(Художественный
совет – общественный орган руководства
самодеятельным художественным творчеством
в культурно-досуговом учреждении.
Функции Художественного совета, его
состав. Оказание методической помощи
в развитии коллективов данного учреждения
культуры. Квалификационная характеристика
художественного руководителя учреждения
культуры клубного типа, его функции и
обязанности. Руководитель самодеятельного
коллектива (функции, профессиональные
требования, стили руководства).
Художественный совет – общественный
орган руководства самодеятельным
художественным творчеством в
культурно-досуговом учреждении. Функции
Художественного совета, его состав.
Оказание методической помощи в развитии
коллективов данного учреждения культуры.
Квалификационная характеристика
художественного руководителя учреждения
культуры клубного типа, его функции и
обязанности. Руководитель самодеятельного
коллектива (функции, профессиональные
требования, стили руководства).

6.
Технология возрождения традиционного
народного творчества в современных
условиях

(Возрождение
традиционного национального искусства
как приоритетное направление
социально-культурной деятельности.
Национально-культурные центры –
инновационный тип учреждений культуры.
Содержание целевых комплексных программ
по возрождению, сохранению и развитию
традиционных национальных культур.
Механизмы защиты и преодоления издержек
исполнения целевых комплексных программ)

7.
Технология
создания коллектива народного
художественного творчества(
Изучение
интересов и потребностей потенциальных
участников самодеятельного творчества.
Формирование интереса к определенному
виду или жанру самодеятельного творчества.
Организация рекламной деятельности,
прием заявлений, регистрация потенциальных
участников самодеятельного коллектива.

8.
Кадровое обеспечение коллективов
народного художественного творчества(
Система
подготовки кадров для работы в сфере
НХТ в средних и высших образовательных
учреждениях. Характеристика кадров
организаторов народного художественного
творчества. Подготовка специалистов
культурно-досуговой сферы. Система
повышения квалификации работников в
сфере НХТ)

9.
Материально-техническое обеспечение
коллективов народного художественного
творчества(
Некоммерческий
характер деятельности коллективов
народного художественного творчества.
Состояние материально-технического
обеспечения социально-культурной сферы
в современной России. Финансирование
НХТ. Самоокупаемость коллективов
народного художественного творчества.
Использование фандрайзинга. Документы,
регулирующие финансово-хозяйственную
деятельность коллективов НХТ.

10.
Стадии и законы движения (развития)
коллектива народного художественного
творчества

Понятие,
основные и специфические признаки
первичного (контактного) самодеятельного
коллектива. Признаки коллектива — наличие
единой цели, совместных действий по ее
осуществлению, квалифицированного
руководителя, органов самоуправления.
Типы самодеятельных коллективов.

Общественная
значимость целей в коллективе
самодеятельного творчества. Сочетание
общественных и личных устремлений и
интересов участников самодеятельного
коллектива. Наличие системы перспективных
линий – согласованных, взаимоподчиненных
и закономерно распределенных во времени
целей и задач. Ближайшая, средняя и
дальняя перспектива. Формирование
общественного мнения в самодеятельном
коллективе. Традиции и их значение в
развитии коллектива.

11.
Планирование и учет работы коллектива
народного художественного творчества

Значение
планирования деятельности в коллективе
народного художественного творчества.
Источники планирования. Виды планов.
Структура плана коллектива народного
художественного творчества. Методика
формирования плана и его утверждение.
Виды учетной документации.

12.
Технология проведения фестивалей и
конкурсов НХТ Технология проведения
выставок народного художественного
творчества

Значение
фестивальных и конкурсных форм в развитии
народного художественного творчества.
Классификация фестивалей и конкурсов
НХТ. Этапы подготовки и проведения
фестиваля (создание и утверждение
«Положения о фестивале или конкурсе»,
создание оргкомитета, исполнительной
дирекции фестиваля, формирование жюри,
проведение отборочных туров, гала-концерт
и награждение участников, анализ
проведенных мероприятий).

Значение
выставочных форм деятельности для
развития народного художественного
творчества. Классификация выставок (по
статусу,
по
предмету и широте тематики,
по
времени проведения,
по
частоте повторения,
по
месту проведения).

Типы
выставок (проводимые на открытом воздухе,
частные, выставкиярмарки,
мобильные выставки, переносные,
специальные, выставки для витрин
и др.). Технология оформления экспозиции
выставки народного художественного
творчества.

13.
Становление и развитие
системы подготовки и повышения
квалификации кадров руководителей
художественно-творческих коллективов
(
Подготовка
инструкторов художественных коллективов
на курсах при Домах народного творчества
в первые годы советской власти. Подготовка
руководителей художественной
самодеятельности в культурно-просветительных
училищах. История становления и развития
системы подготовки руководителей
художественных коллективах в средних
и высщих профессиональных образованиях
по направлению «культура и искусство».
Роль современных информационных
технологий, дистантных форм обучения
в подготовке и повышении квалификации
руководителей коллективов НХТ)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 24.04.2023

До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Народном комиссариате по просвещению, т.е. входила в отрасль просвещения.

Скоро стало очевидно, что функции этих учреждений выходят за рамки этих функций и включают в себя организацию отдыха и развитие любительства, поэтому назрел вопрос о выделении самостоятельной отрасли.

В 1953 году было создано Министерство культуры СССР и соответствующая административная вертикаль: республиканские Министерства культуры, краевые и областные управления культуры, районные и городские отделы культуры.

В отрасли существовало три сети учреждений культуры: государственная, профсоюзная, ведомственная.

Однако ведомственная разобщенность отрасли культуры понималась как отрицательное явление, с которым необходимо бороться. Именно в этом направлении была ориентирована кампания централизации и создания центральных клубных и библиотечных систем в 1960-70-е годы.

Вся библиотечная сеть и чуть позже клубная сеть учреждений в стране были централизованы. Центральная система работала по единому плану, но отчитывалось каждое учреждение своей формой отчетности.

Сфера культуры, сложившаяся в советское время, была широко втянута в идеологическую и политическую деятельность. Однако, все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа общественных отношений и определенной социальной технологии.

В 1984 году была разработана Программа развития платных услуг населению учреждениями культуры. Оказалось, что сфера культуры может быть довольно окупаема.

В 1990-х годах произошло молниеносное объединение, а потом разделение отрасли культуры и отрасли туризма. Затем отрасль культуры вступила в новый хозяйственный механизм, рыночные отношения.

Таким образом, в нашей стране был накоплен колоссальный опыт административных нововведений в сфере культуры.

Управление ( в широком смысле) – это действие по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой и направленное на достижение определенной цели.

Управление культурой (в узком смысле слова) – это система управленческих мероприятий по развитию культуры как специфической государственно-хозяйственной отраслью.

Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством.

Существует три уровня государственного управления отраслью культуры.

1. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ – федеральный уровень управления отраслью культуры.

2. Комитет по культуре Правительства Тюменской области – региональный уровень управления отраслью культуры.

3. Комитет по культуре г. Тюмени и Комитет по культуре администрации Аббатского (Ишимского и т.п.) района – муниципальный уровень управления отраслью культуры.

Структура государственного управления отраслью культуры

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

(Министр – А.С. Соколов)

Федеральное агентство по культуре Федеральное агентство по

и кинематографии массовым коммуникациям

(Директор — М.Е. Швыдкой) (Директор – А.С. Соколов)

Комитет по культуре Правительства Тюменской области

(Председатель — Е.С. Негинский)

Комитет по культуре г. Тюмени Комитет по культуре администрации

(Председатель — Ю.В. Бедель) Аббатского (Ишимского и т.п.) района

Комитет по культуре Ленинского

(Центрального и т.п.) округа г. Тюмени

Дирекция учреждения культуры

(Директор или зав. клубом)

Руководитель самодеятельного коллектива

Помимо государственного в настоящее время в России существует методическое руководство народным художественным творчеством.

Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

— работников культурно-досуговых учреждений;

— актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;

— работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

— методические учреждения и органы высшего руководства;

— кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;

Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

— материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;

— финансовое обеспечение системы методического руководства;

— психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.

Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы – художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:

— Российский государственный дом народного творчества;

— Российский государственный дом фольклора;

— Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени – информационно-аналитический отдел Областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко (начальник отдела – Стефашова Е.А.)

3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.

Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. Осуществляет контроль и оказывает всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью. Поддерживает контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.

Похожие страницы:

Региональное планирование: состояние, проблемы, пути совершенствования

. деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное .

Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем

Региональное планирование и развитие туризма и гостиничного хозяйства

. планирования и управления туризмом; роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области стратегического планирования и развития туризма; понятие «региональный туристский .

Региональная политика как слагаемое российского федерализма

. деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном . федеральных и региональных орга­нов управления; . культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по .

Управление социально-экономическим развитием монопрофильного города

. федерального значения, регламентирующим деятельность . , деятелям культуры и искусства . Региональный и муниципальный маркетинг. Развитие организационных структур местных органов управления. Кадровое обеспечение регионального и муниципального развития .

Управление народным художественным творчеством необходимо в нынешних условиях, так как только благодаря продуманному управлению существует возможность для развития и функционирования народного художественного творчества. Осуществляет специализированную методическую деятельность в сфере народного художественного творчества сеть методических служб(84).

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение — понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Методическое обеспечение способствует эффективному развитию всех областей человеческой деятельности. Качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы.

Сущность методического обеспечения народного художественного творчества заключается в систематическом обеспечении методикой, отвечающей разнообразным потребностям практиков, для решения конкретных задач.

Задачи методической деятельности:

1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений теории и практики по народному художественному творчеству, внедрение передового опыта, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных мероприятий, связанных с народным художественным творчеством;

2. Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов, лежащих в области народного художественного творчества, обмена передовым опытом;

3. Внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, оснащение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми в области народного художественного творчества, передовых методик организации, проведения и осуществления мероприятий в области народного художественного творчества. Методисты, осуществляющие методическое руководство народным художественным творчеством разрабатывают необходимые методические рекомендации, пособия, методические письма, советы, обобщают передовой опыт и направляют эти материалы практикам. В свою очередь практики имеют возможность и право выбора тех предлагаемых методик, которые представляют наибольший интерес.

Исторический анализ становления и развития методической деятельности в области народного художественного творчества свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определёнными потребностями и уровнем развития общественной практики.

Система методического обеспечения народного художественного творчества сформировалась не сразу. Её становление и развитие охватывает довольно значительный исторический период. Развитие сети методических служб началось в дореволюционный период, но наиболее интенсивно она создавалась в послеокрябрьский период и обрела своё современное состояние в 70-х годах XX века.

В этот период стали создаваться народные дома, в которых работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Многие народные дома располагали зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имели набор народных инструментов. Во многих народных домах создавались и работали народные театры.

По инициативе и проекту художника В.Д. Поленова в 1915 г. было построено специальное здание, получившее название Поленовский Дом, в котором создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов для фабрично-заводских и деревенских театров. Поленовский Дом активно включается в развитие культуры народа, основное внимание уделяя развитию художественной самодеятельности на селе.

Таким образом, создаётся достаточно целостная сеть учреждений, в структуре которой рельефно обозначались элементы методического влияния на содержание работы этих учреждений.

Опираясь на практику, путём проб и ошибок методическая работа обретает и накапливает опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования устойчивых целевых методических структур по управлению народным художественным творчеством.

Появляется необходимость в распространении лучших достижений в этой области и в направленной методической деятельности. Этому способствовала организация специальных кабинетов, которые вели точный методический учёт работы учреждений культуры на всех уровнях, обобщали и распространяли опыт работы передовых учреждений; перерабатывали специальную литературу, научные материалы.

Постепенно методическая деятельность обретает черты определённой системы. Строятся и открываются Дворцы и дома культуры, совхозные и колхозные клубы. В их работу внедряются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень – совершается переход к единому методическому руководству.

В 1930 г. Поленовский Дом переименовали в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской (ЦДИСК), и уже в 1931 г. В краевых и областных центрах было создано 19 домов искусств (ДИСК). Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства народным художественным творчеством.

Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской в 1936 г. преобразован во Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской, встал во главе сети республиканских и областных Домов народного творчества и возглавил систему методического руководства художественной самодеятельностью в стране.

Создание современной государственной системы научно-методического руководства завершилось в 1979 году. Созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества (НМЦ).

Всесоюзный научно-методический центр (ВНМЦ) является ведущим учреждением в стране в области народного художественного творчества. Он координирует работу нижестоящих научно-методических центров, обеспечивает их взаимодействие. При ВНМЦ работают проблемные лаборатории, им выпускаются методические рекомендации, пособия, справочные, репертуарные и информационные материалы для НМЦ.

Нижестоящими по отношению к ВНМЦ являются республиканские научно-методические центры (РНМЦ). В их функцию входит координация работы краевых, областных научно-методических центров, методических кабинетов.

Научно-методические центры краёв, областей на своём уровне оказывают методическую помощь учреждениям культуры по народному художественному творчеству и коллективам художественной самодеятельности. Областные, краевые НМЦ помогают районным Домам культуры в разработке и внедрении научно обоснованных методов работы с учётом специфических особенностей регионов, создают опорные зональные учреждения культуры и на их базе организуют школы передового опыта в области народного художественного творчества, творческие лаборатории, коллективы художественной самодеятельности.

Большое значение в системе научно-методического обеспечения НХТ имеют районные звенья – методические кабинеты, районные, городские Дома культуры. На данном уровне решается задача непосредственного внедрения в практику методических материалов, подготовленных на всех уровнях системы методического обеспечения, проходят проверку теоретические и методические положения и выводы в области народного художественного творчества (84).

Формы методического обеспечения в области народного художественного творчества: подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей народного художественного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий и т.д. При методических центрах работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные коллективы для организации опытно-экспериментальной, творческой работы. Методические центры накапливают и систематизируют методические материалы, литературу, информацию и на этой основе формируют справочно-информационные фонды.

Специфика методического обеспечения в области народного художественного творчества:все элементы современной системы методического обеспечения народного художественного творчества органически взаимосвязаны между собой и находятся в определённом соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития народного художественного творчества наиболее эффективными методами и формами работы. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические рекомендации в помощь практикам.

Управление народным художественным творчеством необходимо в нынешних условиях, так как только благодаря продуманному управлению существует возможность для развития и функционирования народного художественного творчества. Осуществляет специализированную методическую деятельность в сфере народного художественного творчества сеть методических служб(84).

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение — понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Методическое обеспечение способствует эффективному развитию всех областей человеческой деятельности. Качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы.

Сущность методического обеспечения народного художественного творчества заключается в систематическом обеспечении методикой, отвечающей разнообразным потребностям практиков, для решения конкретных задач.

Задачи методической деятельности:

1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений теории и практики по народному художественному творчеству, внедрение передового опыта, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных мероприятий, связанных с народным художественным творчеством;

2. Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов, лежащих в области народного художественного творчества, обмена передовым опытом;

3. Внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, оснащение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми в области народного художественного творчества, передовых методик организации, проведения и осуществления мероприятий в области народного художественного творчества. Методисты, осуществляющие методическое руководство народным художественным творчеством разрабатывают необходимые методические рекомендации, пособия, методические письма, советы, обобщают передовой опыт и направляют эти материалы практикам. В свою очередь практики имеют возможность и право выбора тех предлагаемых методик, которые представляют наибольший интерес.

Исторический анализ становления и развития методической деятельности в области народного художественного творчества свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определёнными потребностями и уровнем развития общественной практики.

Система методического обеспечения народного художественного творчества сформировалась не сразу. Её становление и развитие охватывает довольно значительный исторический период. Развитие сети методических служб началось в дореволюционный период, но наиболее интенсивно она создавалась в послеокрябрьский период и обрела своё современное состояние в 70-х годах XX века.

В этот период стали создаваться народные дома, в которых работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Многие народные дома располагали зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имели набор народных инструментов. Во многих народных домах создавались и работали народные театры.

По инициативе и проекту художника В.Д. Поленова в 1915 г. было построено специальное здание, получившее название Поленовский Дом, в котором создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов для фабрично-заводских и деревенских театров. Поленовский Дом активно включается в развитие культуры народа, основное внимание уделяя развитию художественной самодеятельности на селе.

Таким образом, создаётся достаточно целостная сеть учреждений, в структуре которой рельефно обозначались элементы методического влияния на содержание работы этих учреждений.

Опираясь на практику, путём проб и ошибок методическая работа обретает и накапливает опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования устойчивых целевых методических структур по управлению народным художественным творчеством.

Появляется необходимость в распространении лучших достижений в этой области и в направленной методической деятельности. Этому способствовала организация специальных кабинетов, которые вели точный методический учёт работы учреждений культуры на всех уровнях, обобщали и распространяли опыт работы передовых учреждений; перерабатывали специальную литературу, научные материалы.

Постепенно методическая деятельность обретает черты определённой системы. Строятся и открываются Дворцы и дома культуры, совхозные и колхозные клубы. В их работу внедряются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень – совершается переход к единому методическому руководству.

В 1930 г. Поленовский Дом переименовали в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской (ЦДИСК), и уже в 1931 г. В краевых и областных центрах было создано 19 домов искусств (ДИСК). Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства народным художественным творчеством.

Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской в 1936 г. преобразован во Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской, встал во главе сети республиканских и областных Домов народного творчества и возглавил систему методического руководства художественной самодеятельностью в стране.

Создание современной государственной системы научно-методического руководства завершилось в 1979 году. Созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества (НМЦ).

Всесоюзный научно-методический центр (ВНМЦ) является ведущим учреждением в стране в области народного художественного творчества. Он координирует работу нижестоящих научно-методических центров, обеспечивает их взаимодействие. При ВНМЦ работают проблемные лаборатории, им выпускаются методические рекомендации, пособия, справочные, репертуарные и информационные материалы для НМЦ.

Нижестоящими по отношению к ВНМЦ являются республиканские научно-методические центры (РНМЦ). В их функцию входит координация работы краевых, областных научно-методических центров, методических кабинетов.

Научно-методические центры краёв, областей на своём уровне оказывают методическую помощь учреждениям культуры по народному художественному творчеству и коллективам художественной самодеятельности. Областные, краевые НМЦ помогают районным Домам культуры в разработке и внедрении научно обоснованных методов работы с учётом специфических особенностей регионов, создают опорные зональные учреждения культуры и на их базе организуют школы передового опыта в области народного художественного творчества, творческие лаборатории, коллективы художественной самодеятельности.

Большое значение в системе научно-методического обеспечения НХТ имеют районные звенья – методические кабинеты, районные, городские Дома культуры. На данном уровне решается задача непосредственного внедрения в практику методических материалов, подготовленных на всех уровнях системы методического обеспечения, проходят проверку теоретические и методические положения и выводы в области народного художественного творчества (84).

Формы методического обеспечения в области народного художественного творчества: подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей народного художественного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий и т.д. При методических центрах работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные коллективы для организации опытно-экспериментальной, творческой работы. Методические центры накапливают и систематизируют методические материалы, литературу, информацию и на этой основе формируют справочно-информационные фонды.

Специфика методического обеспечения в области народного художественного творчества:все элементы современной системы методического обеспечения народного художественного творчества органически взаимосвязаны между собой и находятся в определённом соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития народного художественного творчества наиболее эффективными методами и формами работы. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические рекомендации в помощь практикам.

Помимо государственного в настоящее время в России существует методическое руководство народным художественным творчеством.

Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

— работников культурно-досуговых учреждений;

— актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;

— работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

— методические учреждения и органы высшего руководства;

— кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;

Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

— материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;

— финансовое обеспечение системы методического руководства;

— психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.

Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы – художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:

— Российский государственный дом народного творчества;

— Российский государственный дом фольклора;

— Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени – информационно-аналитический отдел Областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко (начальник отдела – Стефашова Е.А.)

3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.

Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. Осуществляет контроль и оказывает всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью. Поддерживает контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.

Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

1. Устное народное творчество (фольклор).

Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора — песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

— календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

— полевые работы (покосные, жатвенные песни);

— рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

— смерть (похоронные плачи-причитания).

3. Народный театр — театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище — архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

Современное народное художественное творчество представлено формами:

— любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

— художественная самодеятельность — форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

— народные промыслы — это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

Народное художественное творчество — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) — это бытовая традиционная для этноса духовная философия — эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

2. Неофольклор — бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

3. Фольклоризм или вторичный фольклор — это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

4. Художественная самодеятельность — социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор — овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

Читайте также:

      

  • Сценарии познавательных программ для детей школьного возраста
  •   

  • В стране знаний сценарий для детского сада
  •   

  • Требования к оборудованию группового помещения игровому и дидактическому материалу доу
  •   

  • Семья дошкольные детские учреждения школа и группы сверстников средства массовой информации это
  •   

  • Изменение роли экскурсии кратко

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный институт
культуры»

Контрольная
работа

по дисциплине:
«Педагогика народного художественного творчества»

на тему: «Функции
руководителя коллектива НХТ»

                                                   
                            Выполнила: студентка 3курса

                                                         
       группы ЗХП-13

                                           
                    Сафина К. С.

                                                                                      
Проверила:
Бородина Е.А.

Пермь 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества………………………………………………………………………..3

Заключение………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………11

Введение

Руководитель
коллектива народного художественного творчества осуществляет целенаправленную
регуляцию художественной деятельности участников коллектива. Деятельность
руководителя художественного коллектива многофункциональна, она включает в себя
все аспекты работы с коллективом. Основные функции руководителя творческого
коллектива могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия
видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей
творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности,
мы выделяем следующие основные функции —  организационную, образовательную,
художественно-творческую,  воспитательную, социально-психологическую.

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества

Важной составной
частью деятельности руководителя является организационное обеспечение работы
коллектива. Организационная  работа относиться к числу наиболее сложных, потому
что затрагивает все аспекты работы  художественного коллектива и его
участников. Она распадается  на несколько направлений: педагогическое,
техническое, художественно-исполнительское.

Педагогическая
организация имеет всепроникающий характер. Она может рассматриваться как
самостоятельное направление в деятельности руководителя, и как составная часть
других форм организационной работы.

Под технической
организацией понимается обеспечение  широкого круга вопросов, не связанных
непосредственно с творческо-исполнительской деятельностью. Сюда входит создание
и формирование коллектива до условий существования и его творческой деятельности, а также создание условий для саморазвития
и самореализации личности в коллективе, его успешной социализации в обществе.

Художественно-исполнительская
организация включает в себя обеспечение  творческого процесса, всех условий для
создания концертных произведений, начиная от рождения и до выпуска его на
зрительскую аудиторию. И конечно, прежде всего, это зависит от руководителя,
который должен уметь организовать исполнителей и работать  над художественным
материалом.

Конечно, деление
организации на все эти типы условны и относительны, так как все они работают
одновременно и в неразрывном единстве. И поэтому руководитель коллектива должен
помнить, что организационный аспект его деятельности выступает зачастую
определяющим для всей остальной работы. Поэтому так высоки требования к его
организаторской подготовке и овладению соответствующих навыков и умения.

Основной задачей руководителя
художественного коллектива считается передача  знаний, опыта, культуры, 
художественное и эстетическое развитие участников коллектива, средствами
искусства. И эта задача реализуется  во время учебных, репетиционных занятий и
концертных выступлений. И опирается на систему форм, методов и средств,
которыми должен владеть руководитель-профессионал.  Благодаря им участники
коллектива овладевают знаниями и навыками в конкретном виде искусства.
Систематические занятия способствуют повышению исполнительского мастерства,
слаженности исполнения, натренированности участников коллектива. Выстраивая
учебный процесс, руководитель должен опираться на дидактические принципы,
которые выступают нормами, правилами  регулирующие этот процесс. Принципы
дидактики определяют систему требований к содержанию, организации и методике
обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения. В
дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы
организации учебной деятельности, которые прошли соответствующую научную
проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и
педагогики. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных
предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в
воспитании и обучении участников коллектива может быть достигнут при условии
соблюдения системы дидактических принципов. Анализ педагогической литературы
показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и
неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также
общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются. Говоря о
значимости  образовательной функции, надо сказать о художественно-творческой
функции, с которой она тесно связана и неразделима. Задачей
художественно-творческой функции является формирование высокой нравственной и
поведенческой культуры личности, общим эстетическим развитием участника
коллектива. Формы художественно-творческой работы можно условно разделить:
основные и дополнительные. К основным формам относятся все средства,
способствующие художественно-творческому развитию участников коллектива.
Тематика может быть самой разнообразной — от творчества композитора,
драматурга, постановщика, исполнителя и художника до общих проблем музыкального,
драматического, хореографического и инструментального творчества.

Дополнительные
формы включают в себя посещение выставок, концертов, спектаклей, балетов, опер,
экскурсий. С обязательным обсуждением и анализом в коллективе.

Руководитель должен
обладать творческой фантазией, которая помогает ему раскрыть творческий
потенциал каждого участника художественного коллектива. Он должен хорошо
владеть основами режиссуры и актёрского мастерства, обладать хорошей зрительной
памятью, музыкальностью, чувством ритма, образным и ассоциативным мышлением,
все то, что относиться к его деятельности. Чтобы возглавить весь процесс работы
над выпуском вокального, хореографического номеров, спектакля руководитель
должен быть хорошим организатором, научиться использовать в своей теоретической
и практической деятельности опыт смежных искусств. Творчество руководителя
коллектива немыслимо без постоянного поиска. Поиск новых сюжетов и композиций,
песен, пьес предполагает изучение жизни и творчества композиторов, писателей,
знание литературных произведений, живописи, скульптуры, музыки.

Основной социальной
функцией руководителя художественного коллектива является воспитательная
функция. Целевой установкой должно быть не столько повышение профессионального
мастерства, сколько формирование духовно-нравственной  личности, воспитание
нравственно-эстетической культуры у участников коллектива. Воспитание — это
формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и
общения внутри и вне коллектива. Решая специфические задачи воспитания
средствами искусства, педагог-руководитель рассматривает их как составную часть
комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Рассмотрим
основные направления воспитательной работы. В процессе обучения руководитель решает
разнообразные задачи по эстетическому воспитанию: формирование эстетического
вкуса, знакомство с лучшими образцами мировой и российской культуры. Расширяет
кругозор участников коллектива, включая в образовательный процесс информацию о
истории,  нравах, манерах, костюмах разных эпох. Нравственное воспитание должно
органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи
— это формирование норм и правил поведения детей и подростков в коллективе, в
местах проведения отдыха, развитие у них коллективизма и товарищеской
взаимопомощи и взаимовыручки, честности и правдивости, нравственной чистоты и
скромности.  Ф
ормирование у  участников коллектива
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе. 
Важно сказать, что руководитель
коллектива большое внимание уделяет этическим нормам, чтобы дети и подростки были
внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями,
но и в любом обществе.

Специфика
воспитательной работы в художественном коллективе обусловлена органичным
сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных
моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия руководителя-педагога направлены
на формирование у детей и подростков мировоззрения, на воспитание высокой
нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи
решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с
организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания в художественном
коллективе — это образование и обучение ребенка и подростка, как исполнителя.
Второй уровень воспитания — это формирование как личности, развития в них
гражданских
, нравственно-эстетических качеств, а
также общей  культуры.

Художественно –
коммуникативная функция представляет собой процесс межличностного общения на
материале искусства: повышение качества художественного общения, развитие на
материале и средствами искусства бесконфликтного культурно-национального
общения, социально- психологическое руководство внутригрупповым общением и
взаимодействием, обеспечение социально психологической саморегуляции
любительского коллектива

Для руководителя художественного
коллектива важна функция психолога.
Задачи руководителя –
психолога заключаются в следующем:  развитие человеческих задатков: природные
физические и психические данные. К ним относятся музыкальный слух,
хореографические данные, координация движений, дисциплинированность, ответственность,
любознательность.  Превращение их в способности: способность соотносить свои
движения с музыкой, развитие координации движений, выразительность исполнения,
сознательная дисциплина.  Применение дифференцированного обучения: умение
определить уровень психического развития ребенка (иногда уровень психического
развития не соответствует возрасту). Умение решать конфликты, возникающие между
детьми и подростками внутри коллектива. Все это, конечно же,
 подразумевает под собой знание основ психологии.

Заключение

Деятельность руководителя
коллектива — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на
основе устава учреждения дополнительного образования,  позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода к участникам
с учетом актуальных задач, стоящих перед  ним. Функции руководителя сложны и
многогранны, они заключаются в создании и сохранении  коллектива, планировании и
осуществлении учебно-воспитательного работы в нем. Поэтому на первый план
выступает, прежде всего, профессионализм руководителя, именно от него зависит,
как будет существовать и развивать художественный коллектив. Поэтому
руководитель  должен владеть методикой преподавания, терминологией,
специальными знаниями согласно профилю коллектива. Ему необходимо правильно выстроить
учебный процесс, принимая во внимание специфику занятий с участниками разных
возрастов, разного уровня подготовки, разных эстетических задач. Руководитель
должен создать творческую атмосферу на занятие, чтобы работа приносила радость,
а участники коллектива видели и осознавали цель, к которой должны прийти в
результате занятий. Желательно после каждого занятия подводить итог, обсуждать
с участниками чего они достигли, что удалось, а над чем ещё надо поработать.
Участники должны уходить с занятия с чувством удовлетворения от проделанной
работы. Для качественного выполнения всех функций руководителю коллектива
необходимо постоянно самосовершенствоваться. В этом ему помогают курсы повышения
квалификации, семинары, творческие встречи с профессионалами, с коллегами, участие
в конкурсах, фестивалях, мероприятиях разного уровня.

Таким образом, специфика
работы руководителя в художественном коллективе заключается в органическом сочетании
художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических
моментов, что должно обеспечить не только высокий профессионально-технический
уровень, но и формирование высокого уровня общей культуры, эстетического
развития участников коллектива.

Литература

Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном
художественном коллективе: учебное пособие. Москва. Просвещение, 1984.

Гоноболин Ф.Н. Психология. 
Москва. Просвещение, 1973.

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное
пособие. Москва. МГУКИ, 2000.

Беляев С.Е. Музыкальная дидактика: учебное пособие.
Екатеринбург, 2008.

Бакланова Т.И. Народная художественная культура:
учебное пособие. Москва. МГИК, 1994.

Разумный  В.А.  Творчество народа и современность

Научно-методическое руководство народным художественным творчеством. История зарождения и развития центров народного творчества. Функции научно-методической деятельности.

Структура научно-методического руководства НХТ:

Федеральный уровень: Государственный Российский Дом народного творчества

Субъект РФ: Областной Центр народного творчества

Муниципальный уровень: районный или городской центр народного творчества, сельский дом народного творчества

Основными направлениями деятельности Центров народного творчества являются:

· Сбор первичной фольклорно-этнографической информации;

· Взаимодействие с носителями народной культуры, методическое и организационное содействие с целью обеспечения сохранности их опыта;

· Паспортизация, архивирование, систематизация и обеспечение доступа к систематизированной информации по фольклору;

· Пропаганда и популяризация опыта традиционной культуры, обеспечение конституционных прав граждан на пользование национальным достоянием;

· Учебно-методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений по направлениям использования народных традиций;

· Защита прав носителей и исполнителей традиционной культуры, разработка и применение нормативов деятельности по сохранению и использованию народных традиций, экспертиза культурных проектов в этой сфере.

Организационно-методическая деятельность:

· Архивация и паспортизация фондов;

· Выпуск научных, методических разработок, информационных материалов и пособий;

· Проведение учебно-методических мероприятий (семинары, мастер-классы, конференции);

· Проведение фестивалей фольклорных исполнителей;

· Проведение выступлений фольклорных коллективов (концерты, творческие встречи, мастерские, лаборатории по фольклору);

· Организация этнографических выставок;

· Проведение массовых народных обрядовых действий.

Из истории ГРДНТ: становление и развитие методической службы народного творчества России:

Поленовский Дом – первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Вокруг академика живописи В.Д.Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. На средства В.Д.Поленова и при поддержке мецената С.И.Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году. Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. В Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Деревенский театр». 30-е годы – время формирования разветвленной централизованной структуры партийно-государственного управления культурой. К середине 30-х годов складывается и система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью. Сферы влияния четко разграничиваются: селом ведает ЦДИСК (позднее – ВДНТ им. Н.К.Крупской), художественной самодеятельностью профсоюзов – отдел культуры ВЦСПС, армейской самодеятельностью – Центральный Дом Красной Армии им.М.В.Фрунзе, некоторые из них имели соответствующие подразделения на местах – в республиках, краях, областях, военных округах. В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им.Н.К.Крупской В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. А в 1958 ВДНТ был переменован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

В 1978 году вышло в свет постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества», которое среди прочих нововведений наметило объединение ДНТ с методкабинетами и создание на этой основе научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы с возложением на них методического руководства.

80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. В

1992 году на очередном совещании директоров Д(Ц)НТ было принято решение об образовании региональных ассоциаций домов (центров) народного творчества, которые успешно действуют по сей день. Это было вызвано необходимостью сплотиться, объединить всех коллег вокруг центра – ГРДНТ — и создать локальные объединения по региональному принципу, которые дадут возможность оперативных контактов и интеграции.

Функции научно-методической деятельности:

а) информационно-аналитическая деятельность (подготовка информационно-аналитических справок, методических материалов о деятельности учреждений культуры культурно-досугового типа, состоянии и перспективах развития различных направлений культурно-досуговой деятельности и народного творчества, мониторинг культурно-досуговых предпочтений населения, разработка положений массовых мероприятий, программ семинарской учебы, создание банка лучших сценариев культурно-досуговых учреждений области и т.д.);

б) Информационно-методическая, консультативно-методическая помощь (разработка нормативных документов (положений, сметной документации), сценарного материала, проведение учеб, семинаров, практикумов, и т.д.)

в) Издательская деятельность (подготовка к изданию научных и методических сборников по традиционной народной культуре, народному творчеству и культурного-досуговой деятельности разработка и издание методических

14. Нормативное обеспечение народной художественной культуры: Уставы, Положения, Инструктивные письма. Структура нормативных документов. Значение документов в развитии народного творчества.

К нормативным документам относится Федеральный закон «О народных художественных промыслах», который регулирует правовые отношения в области народного творчества.В нем говорится о том, что народные художественные промыслы представляют собойнеотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.К нормативным документам относятся Уставы. Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). В Уставе должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Уставы имеют все учреждения культуры, дома, центры народного творчества.Типовой устав учреждения культуры содержит:- общие положения (на каком основании создано учреждение, форма организации, наименование, кто является учредителем или собственником, функции и полномочия);- предмет и цели деятельности учреждения;- организация деятельности, права и обязанности учреждения;- управление учреждением;- отчетность и контроль за деятельностью учреждения;- изменение типа, реорганизация и ликвидация учреждения.Существуют различные виды положений.Положение как нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы. В текст типового положения положения включаются такие разделы, как общая часть (преамбула), основные функции, права, порядок образования и организации работы и др. в зависимости от характера положения (Примерное положение о доме (дворце, центре) культуры, доме (центре) народного творчества, доме ремесел, доме фольклора, национально-культурном центре, Примерное положение об информационно-методическом центре, Примерное положение о клубе).Министерством культуры разрабатываются положения, например, о звании «Заслуженный коллектив народного творчества», Положение о «народном» («образцовом») коллективе самодеятельного народного творчества, Положение о присуждении премии за заслуги в сфере народного художественного творчества. Такие положения содержат: общие положения (что регламентирует Положение, цели данного мероприятия, условия), устанавливается порядок выдвижения кандидатур (присвоение и снятие звания, кем выдвигаются, какие документы требуется предоставить), Порядок присуждения премии, кто исполняет и на кого возложен контроль.Для подготовки и проведения фестиваля, смотра создаются оргкомитеты, которые разрабатывают Положения о проведении выставок, конкурсов.

Инструктивное письмо – письмо, направляемое вышестоящим органом по поводу допустимости тех или иных действий или запрещающее какие-либо действия. Приложение к инструктивному письму может содержать методические рекомендации.

Нормативно-правовые документы способствуют сохранению восстановлению, развитию и популяризации традиционной народной культуры, они регулируют деятельность домов, центров, коллективов народного творчества….

Роль народной художественной культуры в формировании и воспитании личности (на примере дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, центров эстетического образования, учреждений дополнительного образования).

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей, развитию их духовного и творческого потенциала. Следует отметить и такую важную задачу НХК, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «социокультурного поля» детей. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Изучение традиционного национального искусства народов нашей страны, как в целом, так и региона — один из таких путей образовательной деятельности.

В Концепции Художественного образования в Российской Федерации отмечено, что художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры всего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

В современном учреждении дополнительного образования детей развиваются различные виды художественно-эстетической деятельности детей и подростков: пение (сольное, хоровое, народное, эстрадное, академическое), игра на музыкальных инструментах (в том числе, народных), хореография (народная, классическая, современная), фольклорные ансамбли, оркестры, театральная деятельность, изобразительное искусство, народное декоративно-прикладное творчество и другие. Занятия школьников в учреждении дополнительного образования детей не только дают им возможность углубленно изучать различные предметы и виды искусства, но и воспитывают их эстетическую культуру. В Центре детского творчества получили свое развитие такие направления народного творчества как: вышивка, роспись по дереву, соломоплетение.

Накопление и усвоение фольклорного материала идет по нескольким направлениям:

— Постижение красоты и богатства родного языка происходит через слушание, выучивание и исполнение текстов колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок, скороговорок, пословиц.

— Ознакомление с образцами народной мелодики на примере напевов колыбельных, прибауток, загадок, музыкальных партий сказочных персонажей, игровых припевов.

Доступные восприятию народные песни всегда эмоционально насыщенны по содержанию и исполнению, это и частушки, и песни родного края, и песни о мире, и о дружбе, и любви к Родине, и о самом дорогом – маме. Изучая и исполняя песни на основе народного фольклора, дети одновременно учатся слышать музыку народных инструментов – баян, гармонь.

Народная хореография – это, прежде всего, выражение духа и характера народа. На занятиях воспитанники овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов. Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащет исполнительские возможности детей. В процессе работы педагог знакомит детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа.

Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни.

Учреждение дополнительного образования детей — неотъемлемая часть системы общего образования детей, призванная обеспечить дополнительные возможности для самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей личности. На сегодняшний день оно является комплексным центром, реализующим образовательные программы, дополняющие государственные стандарты, ведущим широкую просветительскую работу по приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям, организующим рациональный досуг детей и подростков.

История изучения народного декоративно-прикладного искусства и народного декоративно-прикладного творчества. Основные отрасли научного знания, занимающиеся изучением народного декоративно-прикладного искусства и творчества.

Начало изучению народного, в том числе декоративно-прикладного творчества во второй половине XIX в. положил известный ли­тературный и музыкальный критик, идеолог и вдохновитель композиторов «Могучей кучки» и художников-передвижников — Владимир Васильевич Стасов (1824- 1906).

Стасова и его единомышленников интересовала самобытность рус­ского народного, прежде всего крестьянского, искусства, влияние на него восточных искусств, а также связь образного строя народного творчества с мифологическими представлениями древних славян, сохранившимися в орнаментах, фольклоре, в бытовой культуре.

Видную роль в изучении народного искусства сыграл Н. Д. Бартрам, художник по специальности, организатор уникального по своему собранию Музея игрушки. В прошлом деятель земства, работавший с кустарями, он уделял большое внимание изучению экономики промыслов. Он описал подмосковные промыслы — загорский и богородский, значительнейшие центры народного творчества, объединявшие мастеров резьбы и росписи по дереву.

В 1923 г. вышли в свет две книги: «Русская художественная живо­пись» Щекотова и «Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в живописи и резьбе)» Малицкого. Щекотов сосредоточил внимание на сходстве и различиях творчества художников-профессионалов и народных мастеров. Т. П. Малицкого интересовал, пре­жде всего, коллективный характер народного творчества.

Таким образом, уже в начале 20-х гг. XX в. были заложены основы систематического изучения народного декоративно-прикладного творчест­ва. Рассматривались средства, которые используются в нем, стилистиче­ские особенности воплощения образов, композиции, колористический строй, их взаимообусловленность.

Особое значение для отечественного искусствоведения имеет работа «Крестьянское искусство» В. С. Воронова — искусствоведа, увлеченного собирателя и исследователя народного художественного творчества, одного из руководителей экспедиций и организаторов выставок в Историческом музее.

В. С. Воронов вырабатывает убедительный метод описания и анализа памятников народного искусства, позволяющий раскрыть его специфику. Воронов дает классификацию народного орнамента и устанавливает наличие школ художественной росписи: северодвинской, нижегородской, городецкой. Эта классификация сохраняется в искусствоведении до настоящего времени.

В 30-е годы наряду с обширной собирательской и научной деятельностью было положено начало большой практической работе непосредственно с существующими народными промыслами. В эти годы

развернул активную деятельность кустарный музей (ныне Музей народного искусства), на базе которого в 1931 г. был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, осуществлявший художественное руководство промыслами.

Этот период нашел наиболее яркое отражение в трудах крупного ученого А. В. Бакушинского,сочетавшего научную, литературную работу с практикой. Он нашел новую методику исследования и анализа произведений народного искусства. Возрождение искусства Палеха, Мстёры, Хохломы, Городца и Дымки проводилось под непосредственным руководствомА. В. Бакушинского. Он глубоко изучал историю этих промыслов, и, точно зная их художественные особенности, направлял творческие поиски мастеров. Как один из основоположников советской науки о народном искусстве А. В. Бакушинский стал автором многих научных трудов (среди них — книги «Искусство Палеха», 1934).

Огромный вклад в изучение декоративно-прикладного искусства внесли: российский археолог и историк, академик РАН Рыбаков Б.А. Значительным событием в исторической науке было издание труда Б. А. Рыбакова «Ремесло древней Руси».

Большим событием явилась организация в 1957 г. издания журнала «Декоративное искусство СССР», на страницах которого публикуются статьи по разным вопросам народного искусства. Первый номер журнала был целиком посвящен народному искусству.

В монографии С. Б. Рождествен­ской «Русская художественная традиция в современном обществе», обобщены материалы, опубликованные ранее в журналах и сборни­ках научных трудов многими отечественными этнографами, историками, археологами, фольклористами, а также материалы, полученные от коррес­пондентов из разных регионов страны, в том числе из Зауралья и Сибири, с Европейского Севера, а также отдельные зарубежные публикации (из Че­хословакии, Франции и др.).

Изучением народного искусства занимаются различные отрасли научного знания:

Этнография. Этнографов интересуют прежде всего история и современное состояние того или иного этноса. Народное декоративно-прикладное творчество для них оказывается объек­том исследований, поскольку через него раскрывается этническое миро­воззрение. Например, многочисленные и разнообразные изображения солнца, выполненные в разной технике и из разных материалов свидетель­ствуют о глубокой связи народного сознания с природой и солнцем, как носителем света, тепла, добра. Иначе говоря, этнограф, изучая образы на­родного декоративно-прикладного творчества, ищет их символическое значение, а самим процессом творения декора на бытовых предметах ин­тересуется попутно. Этнографы рассматривают народное искусство как этнографический источник или как один из элементов традиционной бытовой культуры. Этнографический анализ дает материал для рассмотрения народной художественной тради­ции как отражения этнической истории народа, запечатленной в произве­дениях народного искусства.

Искусствоведение. Для искусствоведов важно иное: процесс создания образа, образно-сюжетный строй декора на бытовых предметах; форма композиции, коло­рит, материал, техника исполнения.Бесспорно, искусствоведа, как и этно­графа, интересует символика образа, но его гораздо больше волнует само произведение, его жанр, стиль, вид, локализация того или иного художест­венного промысла, изобразительные средства.

Ис­кусствоведы изучают народное искусство, раскрывая его эстетическую ценность. Их интересуют в основном отдельные виды народного искусства — резьба по дереву, камню, кости, из­готовление художественной керамики, художественное ткачество, вышив­ка, народная живопись по дереву, роспись по ткани и т. д., либо отдельные центры народного искусства — хохломская или городецкая роспись по де­реву, лаковая миниатюра Палеха и Мстёры и т. д. Их труды — результат важных кропотли­вых исследований.

Фольклористика. Фольклористы разработали многие проблемы русского народного творчества, в частности, единство коллективного и индивидуального на­чал. Они широко показали единство фольклора и изобразительного твор­чества.

Однако для фольклористов народное изобразительное искусство не является предметом специального изучения. Оно интересует их чаще всего как источник определенных образов, сюжетов, дающих понятие об эстетических представлениях народа. Изобразительное творчество для фольклористов — дополнительный материал при изучении ими устно-поэтических произведений.

Народное декоративно-прикладное искусство близко соприкасается с археологией. Данные археологии позволяют говорить о степени развития народных ремесел в глубокой древности, их распространенности и многообразии.

Этнографические, фольклористические и искусствоведческие работы о народном искусстве или касающиеся народного искусства взаимно до­полняют друг друга. Этнографы, искусствоведы, фольклористы, археологи дали огромный материал, подводящий к рассмотрению народного творче­ства как системы.

Таким образом, теория народного декоративно-прикладного твор­чества формируется на «пересечении» знаний, осмысленных, оформив­шихся в смежных научных областях, каждая из которых имеет свою про­блематику, свои методы сбора материала, а главное, свои цели.



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений…

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета…

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где…

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гексенал таблетки инструкция по применению взрослым от чего
  • Руководство по эксплуатации газели с 406 двигателем
  • Syoss краска для волос инструкция по применению
  • Autocad 2017 руководство пользователя на русском pdf
  • Инструкция по эксплуатации вега 122 с