Что такое руководство работы студентов

4.1. Мобилизация аудитории на восприятие
материала. Мотивация (способы). Требование
конспектировать. Контроль за работой.

4.2. Обучение студентов методике записи
и помощь в этом: интонирование, быстрый
или медленный темп, повтор, паузы,
вычерчивание графиков, составление
схем, таблиц, алгоритмов.

4.3. Актуализация опорных знаний и
чувственного опыта.

4.4. Просмотр конспектов по ходу лекции,
после или на семинарских и практических
занятиях.

4.5. Использование приемов поддержания
внимания – риторические вопросы. Диалог,
шутки, ораторские приемы.

V. Лекторские данные

5.1. Знание предмета. Уверенность,
убедительность.

5.2. Эмоциональность, голос, дикция,
ораторское мастерство;

5.3. Культура и богатство речи, внешний
вид; Уважительность речи по отношению
к студентам;

5.4. Умение установить контакт, длительное
время удерживать активное внимание
всей аудитории;

5.5. Гармоничность жестикуляции движений,
соответствие вербальной коммуникации.

VI. Результативность лекции

6.1. Информационная ценность материала;

6.2. Воспитательная ценность лекции
(нравственный аспект);

6.3.Фасилитация. Мотивация студентов
на саморазвитие и профессиональный
рост;

6.4. Активность аудитории (все ли
студенты слушали лекцию и конспектировали,
задавали ли вопросы, проявляли интерес
к содержанию лекции и др.);

6.5. Достижение дидактических целей.

Приложение В

Схема анализа семинарского занятия

Дата

Ф. И. О. преподавателя

Тема занятия.

Тип занятия (семинар, просеминар,
спецсеминар, семинар-тренинг и т.п.)

Цель занятия.

Качество проведения организационного
момента (четкость постановки цели
занятия, активизация аудитории, постановка
требований, ознакомление с планом
работы).

Уровень руководства ходом семинарского
занятия (умение регламентировать
выступления, умение побуждать студентов
к активному обсуждению, размышлениям;
умение создавать проблемные ситуации,
организовывать дискуссии; резюмирование
выступлений, подведение итогов).

Использование активных методов и форм
проведения занятий (дискуссий, диалогов,
конференций, деловых игр, мозговых атак
и др.).

Критерии оценки семинарского занятия

1. Целесообразность: постановка проблемы
стремление связать теорию с практикой,
использованием материала в будущей
профессиональной деятельности.

2. Планирование: выделение главных
вопросов, связанных с профилирующими
дисциплинами, наличие новинок в списке
литературы.

3. Организация семинара: умение вызывать
и поддержать дискуссию, конструктивный
анализ всех ответов и выступлений,
заполненность учебного времени
обсуждением проблем, поведение самого
преподавателя.

4. Стиль проведения семинара: оживленный,
с постановкой острых вопросов, возникающей
дискуссией, или вялый, не возбуждающий
ни мыслей, ни интереса.

5. Отношения преподаватель — студенты:
уважительные, в меру требовательные,
равнодушные, безразличные.

6. Управление группой быстрый контакт
со студентами, уверенное поведение в
группе. Разумное и справедливое
взаимодействие со студентами или,
наоборот, повышает тон, опирается в
работе на лидеров, оставляя пассивными
других студентов.

7. Замечания преподавателя: квалифицированные,
обобщающие или нет замечаний.

8. Студенты ведут записи на семинарах:
регулярно, редко, не ведут.

Приложение Г

Схема самоанализа занятия

Для проведения самоанализа лекций или
семинара студент-практикант использует
вышеприведенные схемы анализа занятий.
Вместе с тем, для более четкого и полного
их анализа предлагается ответить на
следующие вопросы:

1. Какое место данная лекция занимает в
теме, разделе, курсе? Как она связана с
предыдущими занятиями, на что опирается?
Как данная лекция работает на последующие
занятия, темы, разделы? В чем специфика
данной лекции?

2. Дать характеристику реальных учебных
возможностей обучающихся студентов.
Какие особенности были учтены при
планировании занятия?

3. Какие задачи решались на занятии?
Учебные, воспитательные, развивающие?
Учитывались ли особенности аудитории,

отдельных групп в их решении?

4. Является ли структура данного занятия
рациональной при решении задач отдельных
пунктов плана лекции, рационально ли
распределено время, отведенное на все
пункты плана? Были ли логические связи
между этапами лекции?

5. На чем акцентировалось внимание:
выделено ли главное на лекции?

6. Какое сочетание форм обучения выбрано
для раскрытия материала, почему? Необходим
ли дифференцированный подход к студентам?

7. Какое сочетание методов обучения и
дидактических приемов выбрано для
раскрытия материала? Обосновать выбор
методов обучения.

8. Как организовать контроль за усвоением
материала? Какие формы и методы этого
контроля осуществлялись? Почему?

9. За счет чего обеспечивается высокая
работоспособность студентов на протяжении
всего занятия?

10. За счет чего на занятии поддерживалась
добрая психологическая атмосфера
общения? Как было реализовано воспитательное
значение личности преподавателя?

11. Как и за счет чего обеспечивалось на
занятиях рациональное использование
времени?

12. Какие были продуманы запасные
методические «ходы» на случай
непредусмотренной ситуации?

13. Удалось ли реализовать все поставленные
задачи? Если не удалось, то, какие, и
почему? Когда педагог планирует выполнить
нереализованные?

Приложение Д

Соседние файлы в папке ПУБЛИКАЦИИ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УПРАВЛЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

1 Основные подходы
и характеристики самостоятельной работы

Виды и структура самостоятельной работы
студентов

В зависимости от места и времени проведения СРС,
характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее
результатами подразделяется на следующие виды:

— самостоятельную работу во время основных аудиторных
занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

— самостоятельную работу под контролем преподавателя в
форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

— внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении
студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Самостоятельная работа студентов под управлением
преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности
к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство
образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации
и управления деятельностью обучающихся.

СРС можно разделить на две части: организуемая
преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по
своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя
(подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и т.п.) В
этой связи, управление СРС — это прежде всего умение оптимизировать процесс
сочетания этих двух частей. ОргСРС должна составлять не менее 20% от общего времени,
выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное
распределение часов на ОргСР утверждается по каждой дисциплине методическими
советами направлений и специальностей. Предполагается, что Орг СРС должна быть
предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Содержание Орг СРС может быть описано в рабочей
программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по
данному курсу, а на старших курсах — также и на усвоение межпредметных связей.
Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на
самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на
стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на
аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные
ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Технологическая организация самостоятельной работы
студентов

Если говорить о технологической стороне, то
организация СРС может включать в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора целей самостоятельной
работы. 
Основаниями
отбора целей являются цели, определенные ФГОС, и конкретизация целей по курсам,
отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы,
профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например:
знания источников профессионального самообразования, применение различных форм
самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели
самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к
профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный,
деятельностный компоненты.

2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями
отбора содержания самостоятельной работы являются ФГОС, источники
самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические
особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация,
особенности учебной деятельности).

3. Технология конструирования заданий. Задания
для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня,
отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и
уровни познавательной деятельности студентов.

4. Технология организации контроля. Включает
тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку
индивидуальных форм контроля.

Основные характеристики самостоятельной работы
студентов

1. Психологические условия успешности СРС. Прежде
всего — это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам
овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

— взаимоотношения между преподавателями и студентами в
образовательном процессе;

— уровень сложности заданий для самостоятельной
работы;

— включенность студентов в формируемую деятельность будущей
профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная
деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения
специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что
их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении
определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми
действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает
перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими
способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

Рассматривая учебную деятельность как процесс решения
задач, следует выделить следующие ее звенья.

Во-первых, постановка учебной задачи. В психологии
(педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате
конкретизации смысл образующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов
может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого
интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и
принятие задачи, поставленной учителем. Поэтому обучение, имеющее своей целью
подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить,
прежде всего, формирование таких интересов.

Во-вторых, применение оптимальных способов решения
задачи. 
Между
учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее
формами существует принципиальное различие, на которое не обращается
достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности,
такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о
формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и
средствами, условия деятельности решительно изменяются:

Первым среди этих условий является формирование
способов логического анализа источников учебной информации, в частности,
способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется
содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач
обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной
деятельности.

Вторым важным условием перехода к самостоятельной
учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных
задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного
методологического и методического участия преподавателя.

В-третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и
результатом решения задачи. 
Формирование контрольно-оценочных
операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя
и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством
преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной
деятельности.

2. Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность
этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к
творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного
взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной
культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.

Кроме того, глубина профилирования тех или иных
дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого
деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3. Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых,
при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен
учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного
мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Во-вторых, интенсификация образовательного процесса
предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в
семестрах.

4. Индивидуализация СРС, которая
включает:

— увеличение удельного веса интенсивной работы с более
подготовленными студентами;

— деление занятия на обязательную и творческую части
(для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, —
нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными
ситуациями и т. д.)

— регулярность консультаций с обучаемыми;

— исчерпывающее и своевременное
информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках
выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля
и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.

Обновлено: 22.04.2023

Для повышения качества обучения студентов необходимо использовать одну из главных форм обучения в вузе – самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает самостоятельное изучение материала в учебно-методическом комплексе для самостоятельной работы, в учебно-методических материалах и разнообразные формы контроля. Существуют различные подходы к методике и организации самостоятельной работы. Наиболее важным является приобретение новых знаний, которые направлены на их применение в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа как средство обучения выполняет ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую. В её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. Ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая определяет весь процесс. Для активизации СРС в вузе важно ознакомить студентов с методами самостоятельной работы. Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов, которая развивает умения и навыки мыслительной деятельности. Для проявления творческих способностей личности очень важна соответствующая система обучения воспитания, основанная на определенных педагогических требованиях. Творческая деятельность всегда направлена на получение новых знаний и профессионального опыта. Статья имеет теоретико-методологический характер и позволяет обобщить существующие в науке концептуальные подходы к данной проблеме.

2. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138–144.

4. Петухова Т.П., И.Д. Белоновская, М.И. Глотова, М.С. Пашкевич. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 80–85.

5. Рубаник А., Г. Большакова, Н. Тельных. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 120–124.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект – Пресс, 1995. – 271 с.

7. Стрельникова О.И. К вопросу об организации самостоятельной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 2. – С. 44–46.

8. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 314–317.

9. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 139–141.

Особая роль в подготовке будущих специалистов и повышении качества учебного процесса принадлежит самостоятельной работе, которая даёт возможность студентам приобщиться к творческим видам деятельности и развить свои интеллектуальные способности.

Под самостоятельной работой студента понимают работу по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [2, с. 139].

В настоящее время существуют различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Одни исследователи рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие раскрывают сущность данного феномена только по внешним признакам. Третьи определяют самостоятельную работу по таким признакам, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов [8, с. 314].

Из этого следует, что самостоятельная работа является не только формой, но и средством обучения, поскольку она формирует определенные навыки и умения студентов, выполняя при этом ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую [1, с. 4].

Развивающая функция повышает культуру умственного труда, приобщает к творческим видам деятельности, обогащает интеллектуальные способности студента.

Информационно-обучающая включает в себя учебную деятельность студентов на аудиторных занятиях.

Ориентирующая и стимулирующая придают процессу обучения профессионально ориентированный характер.

Целью воспитательной функции является формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста.

Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

В качестве признаков самостоятельной работы выделяют следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса; время выполнения заданий; проявление умственного напряжения; сознательность, самостоятельность и активность студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь процесс обучения [8, с. 314].

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль [3, с. 102].

Для успешного выполнения самостоятельной работы должны быть выполнены следующие условия:

– мотивированность учебного задания;

– четкая постановка познавательных задач;

– алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов её выполнения;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объёма работы, сроков её представления;

– определение видов консультационной помощи (установочные, тематические, проблемные консультации);

– критерии оценки, отчетности и т.д.;

– виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы.

Репродуктивный уровень включает в себя чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио- и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, интернет-ресурсы, повторение учебного материала.

Творческий уровень – уровень самостоятельной работы – предполагает написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, участие в студенческой научной конференции, олимпиаде и др.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней самостоятельной работы.

В зависимости от степени трудности различают четыре типа самостоятельной работы студента [7, с. 44].

Первый тип формирует умение выполнять задания по образцу. Второй помогает воспроизводить информацию по памяти. Третий направлен на обучение решению нетиповых задач. Четвёртый предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Необходимым условием успешной самостоятельной работы является сочетание всех вышеперечисленных типов и уровней работы.

При организации самостоятельной работы студентов следует учитывать разный уровень подготовки обучающихся и разный стиль учебной деятельности. При подборе заданий преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [9, с. 140].

– Объём каждого задания должен быть таким, чтобы при хорошем знании материала студент успел изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

– все задания должны быть одинаковой сложности;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

К дополнительным формам самостоятельной работы студенты предложили учебно-познавательную деятельность: выезды на предприятия, экскурсии, применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировку во время учебы на предприятиях и в организациях. Далее были предложены формы самостоятельной работы, ориентированные на коллективное творческое взаимодействие участников образовательного процесса: интеллектуальные конкурсы, научные семинары-дискуссии, межвузовские проекты, коллективные проекты в сети Интернет [4, с. 82].

Существуют различные формы отчета о проделанной самостоятельной работе [5, с. 120]:

– оценка устного ответа на практическом занятии или семинаре;

– решение задач по физико-математическим дисциплинам;

– конспект по теме, выполненный самостоятельно, по определенным и выбранным студентом источникам;

– выполнение и защита контрольных и курсовых работ;

– отчет о прохождении производственной практики;

– модульно-рейтинговая система оценки знаний, выполненная в форме электронных тестов;

– сдача зачетов, экзаменов по дисциплине;

– защита дипломных работ;

– статьи и тезисы, написанные для публикации в сборниках научно-исследовательских конференций.

В педагогической литературе описаны разнообразные формы активизации СРС. Наиболее действенными их них являются следующие [3, с. 108–109].

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и её элементов.

7. Выдача студентам методических указаний, содержащих алгоритм выполнения заданий.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материл, методические указания и задачи для их решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий, а при групповой работе – четкое её распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

14. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы способствует развитию умений и навыков мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация и др. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты учатся работать со статьями, с монографиями, авторефератами, со справочной литературой, обращаются к Интернет-источникам. Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

Научно-исследовательская деятельность развивает творческое мышление студентов. Творческой деятельностью называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта [6, с. 161].

К основным критериям творческой деятельности относятся: новизна процесса творческой деятельности (новый метод, прием, способ действия); иррациональное мышление и интуиция; способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Различают четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которая поможет решить проблему; фаза созревания, когда работает только подсознание; фаза озарения, когда решение появляется совсем неожиданно; фаза контроля или проверки полученных результатов.

В педагогической и психологической литературе описываются условия (ситуативные и личностные), стимулирующие или тормозящие творческую деятельность.

Отмечается, что отрицательно влияют на творческую активность такие ситуативные факторы, как недостаток времени, повышенная тревожность, нетерпение, проявленное при желании найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в собственных силах и др.

Личностные факторы, которые оказывают негативное воздействие на творческий процесс: соглашательство, низкая самооценка или самоуверенность, доминирование отрицательных эмоций, избегание рискованного поведения, высокая тревожность и др. Личностные черты, которые положительно влияют на творчество, следующие: уверенность в своих силах, преобладание эмоций радости, склонность рисковать, отсутствие боязни показаться странным, отсутствие конформности, наличие богатого воображения, хорошее чувство юмора.

Учитывая ситуативные и личностные факторы, педагогу необходимо применять соответствующую систему обучения и воспитания, направленную на выявление и дальнейшее развитие творческих способностей личности, которая может быть основана на следующих педагогических требованиях [6, с. 169].

1. Не подавлять интуицию студента, которая может быть проверена логикой.

2. Формировать у студентов уверенность в своих силах, веру в способность решить задачу.

3. В процессе обучения опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные подавляют проявление творческого мышления.

4. Стимулировать студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

5. Поощрять склонность к рискованному поведению, поскольку склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливают веру обучаемого в свои способности к открытиям.

11. Для развития творческого мышления следует обучать эвристическим приемам решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем научно-исследовательская деятельность.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Самостоятельная работа студента играет большую роль в подготовке будущих специалистов потому, что она обогащает студентов новыми знаниями, учит их находить собственные решения в любых нестандартных ситуациях.

Для повышения эффективности самостоятельной работы в вузе необходимо обучить студентов методам самостоятельной работы и обеспечить их необходимым правильно составленным учебно-методическим материалом, в котором представлены разнообразные формы СРС.

Для развития научно-исследовательской работы нужно умело сочетать передовые формы обучения и воспитания студентов, которые будут направлены на получение новых знаний и опыта.

В настоящее время успешная подготовка высококвалифицированных специалистов может быть достигнута только в результате правильного сочетания учебных занятий под руководством преподавателя и самостоятельной работы. Значение самостоятельной работы студентов возрастает в современных условиях, ибо научно-технический прогресс требует постоянного обновления знаний. Вот почему особенно важно уделять должное внимание вопросам руководства и управления самостоятельной работой студентов, повышению ее эффективности [1].

В современных условиях все более необходимой становиться научная организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важнейшей частью учебно-воспитательной работы, главным методом глубокого и всестороннего изучения и усвоения учебного материала и находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески трудиться. Самостоятельная работа студентов в настоящее время является определяющей в системе высшего образования [2].

Большой интерес для преподавателей представляет вопрос о сущности самостоятельной работы студентов.

Таким образом, самостоятельная работа призвана не только закреплять в памяти знания, полученные при чтении литературы, но и быть творческим мыслительным процессом, прививать необходимые навыки самообразования.

И все же, по нашему мнению самостоятельную работу нельзя сводить только к самостоятельности мышления. Самостоятельная работа — это прежде всего форма учебного процесса, которая во времени и в пространстве отделена от лекций, семинаров, консультаций. Если студент после аудиторной работы не брался за книгу, то фактически самостоятельной работы не было. Более верным нам представляется следующее понимание самостоятельной работы студентов. Это такая форма учебного процесса, которая осуществляется во внеаудиторное время и в ходе которой студенты, читая и изучая литературу, осуществляют творческую, активную, напряженную умственную деятельность по овладению сущностью того или иного учебного предмета как по заданию учебного заведения, так и по собственному почину, без посторонней помощи [4].

Выделяют следующие признаки самостоятельной работы:

  1. Проводится студентами во внеаудиторное время, т. е. за пределами часов, отводимых на лекции, семинары, консультации;
  2. Ритм работы, дозировка времени на изучение вопросов устанавливается самим студентом;
  3. Осуществляется, как правило, без присутствия преподавателя, но при активном его руководстве;
  4. Главная цель самостоятельной работы студентов — приобретение и глубокое осмысление новых знаний.

Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.

Из всех существующих форм обучения лучше всего индивидуальные особенности студентов проявляются в процессе самостоятельной работы. Тут темп усвоения знаний, последовательность и ритм перехода от изучения одного вопроса к другому устанавливается, как правило, самим студентом соответственно его способностям. Эту важную особенность самостоятельной работы преподавателю следует учитывать в учебном процессе [3].

В связи с этим, одной из важнейших предпосылок организации самостоятельной работы в вузе является изучение личности студента. Поэтому педагогу нужно изучать личность студента, учитывать его способности, и помогать правильно организовать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Для личности студента характерна самостоятельность мышления, определенность своих социальных интересов, установок и мотиваций. При этом успешность самостоятельной деятельности студентов зависит от воли личности, ее ценностной ориентации и степени развитости навыка к целеустремленной самостоятельной работе.

В свете вышеизложенного, важная роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю. Он главное действующее лицо в учебном процессе. От его умения организовать самостоятельную работу зависит успех изучения науки. Помощь преподавателя студенту может осуществляться по разным каналам: методические установки на лекциях, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, специальные занятия по методике организации и планирования самостоятельной работы и др.

Сама методика помощи студентам в самостоятельной работе должна систематически обсуждаться преподавателями, результаты ее должны обобщаться.

В структуре педагогической деятельности по организации самостоятельной работы студентов выделяют следующие компоненты [2]:

  1. Проектировочная деятельность, которая предусматривает обоснование необходимости самоорганизации, планирование работы на занятиях и во время внеаудиторных занятий, сопоставление бюджета времени самостоятельной работы по данному предмету с общим бюджетом времени, учет психологических особенностей группы студентов;
  2. Конструктивная деятельность, выбирающая методику проведения занятия, которая способствует самостоятельной работе, адаптирующая эту методику к пониманию студентов, учитывающая индивидуальные возможности учащихся, определяющая методику проведения домашней самостоятельной работы;
  3. Организаторская деятельность, позволяющая уверенно использовать традиционные методы обучения, варьировать методами обучения при наличии сложного информационного материала, осуществлять контроль над выполнением самостоятельных заданий, прививать студентам рациональные способы мышления;
  4. Коммуникативная деятельность, определяющая владение культурой речи и поведения, установление продуктивных отношений с учащимися;
  5. Гностическая деятельность, которая анализирует деятельность студентов, сопоставляет достигнутый результат с планируемым, корректирует деятельность учащихся для достижения планируемой цели, приобщает учащихся к самоанализу деятельности и результатов [2].

Таким образом, деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов целесообразно оценивать с точки зрения функционирования вышеперечисленных параметров.

Список литературы

  1. Пидкосистый П. И. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2004. С. 528.
  2. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. Гардарики. 2003. С. 519.
  3. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические указания. Саранск. 2009. С. 34.
  4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента. Высшее образование в России. 2000. №1. С. 114-115.

Цитировать

Томина Светлана Ивановна

Александровск-Сахалинский колледж (филиал) Сахалинский государственный университет

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих процесса обучения, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и, в конечном счете, способность решать профессиональные задачи.

Для того чтобы самостоятельная работа студента в ходе изучения дисциплины была эффективной, необходимо соблюдение ряда условий, к которым можно отнести следующие:

  • сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы правильное понимание студентами необходимости самостоятельной работы;
  • обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
  • контроль за ходом самостоятельной работы и наличие мер, поощряющих студентов за ее качественное выполнение.

Данная проблема актуальна и приступая к работе, определила следующие параметры:

Объект: Образовательный процесс.

Предмет: Самостоятельная работа студентов.

– изучить основные подходы к организации самостоятельной исследовательской деятельности;

– написание курсовых работ, ВКР студентами по темам дисциплины.

Гипотеза: Организация самостоятельной работы студентов стимулирует приобретение и закрепление знаний, стимулирует студентов к работе с необходимой методической литературой, вырабатывает профессиональные навыки.

Самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Во все изучаемые темы включены задания для самостоятельной работы студентов.

Раздел 1. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Общие основы математики как науки

Тема 1.2. Математическое развитие дошкольника

Тема 1.3. Организация работы по математическому развитию детей в дошкольном учреждении

  1. Доказать необходимость сочетания в педагогическом процессе разных форм обучения математике.
  2. Составить методичку (проект) использования в практике работы Палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша (Геоконта, квадрата Воскобовича и др.)
  3. Составить проект уголка занимательной математики в возрастной (на выбор) группе.

Раздел 2. Математическое развитие детей

Тема 2.1. Математическое развитие детей раннего возраста

  1. Оформить наглядное пособие для комплексного решения математических задач в группе 3-го года жизни.
  2. Подобрать содержательные материалы к планированию образовательной деятельности по математике в группах раннего возраста.

Тема 2.2. Развитие количественных представлений у дошкольников

Тема 2.3. Общее понятие о величине и измерении

Тема 2.4. Общее понятие о форме

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о геометрических фигурах, их свойствах.
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о геометрических фигурах, о формах предметов в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о геометрических фигурах, форме предметов).

Тема 2.5. Особенности развития пространственных представлений

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие пространственных ориентировок в разных возрастных группах.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений анализа пространства дошкольниками).

Тема 2.6. Развитие временных представлений у дошкольников

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие временных представлений у дошкольников разных возрастных групп.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений ориентироваться во времени (дошкольный возраст).

Раздел 3. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

Тема 3.1. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

  1. Оформление рабочей тетради (показатели готовности детей к изучению математики в первом классе).
  2. Подбор информационно-дискуссионного материала для работы с родителями.
  3. Подбор игрового занимательного математического материала для занятий с детьми дома.

Раздел 4. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

Тема 4.1. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

Организация учебной самостоятельной исследовательской работы в курсе изучения тем помогает студентам акцентировать внимание на главном.

Выполнение ими заданий обогащает их информационный запас, формирует профессиональные умения способствует формированию систематизированных знаний по дисциплине

Особенность деятельности специалиста в условиях современного научно-технического прогресса заключается не столько в приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыков, сколько в способности сотрудника самостоятельно, быстро и качественно совершенствовать свою квалификацию.

Управление самостоятельной работой студента

Таков сегодня социальный заказ общества системе образования. И оно продиктовано не только повседневными потребностями в постоянном повышении качества подготовки специалиста, но и более глобальной социальной задачей — привести состояние образования в соответствии с новыми целями совершенствования общества.

Наибольший резерв и главное условие интенсификации социального и экономического прогресса — человеческий фактор и формирование каждого члена общества как всесторонне развитой личности. Такой путь ускорения социального прогресса путем активного формирования его носителей требует существенной перестройки содержания, методов и технологии всей системы образования. При этом, в самом процессе совершенствования образования акцент деятельности преподавателя должен смещаться с разработки новых форм и методов активизации собственной деятельности на стимуляцию активности студента. Ведь именно от воли, интересов и стремлений последнего зависит степень вовлечения его в учебный процесс и, как следствие, успешность овладения профессией.

Методическая система педагогически управляемого самообучения студентов призвана реализовать в условиях работы вуза педагогическую и дидактическую системы. Она нацелена на переработку и перенос социального опыта, представленными в программных документах (источниках), в соответствующие учебные материалы и организацию деятельности учащихся. А следовательно, и создание соответствующих условий для эффективного управления самим процессом присвоения социального опыта студентами.

Три уровня управления самостоятельной работой студента

Система управления самостоятельной работой студентов имеет три уровня:

  • факультет;
  • отдельный курс;
  • учебная дисциплина.

Всем этим уровням соответствуют функции управления в обучении: планирование — координация учебных дисциплин, параллельно изучаются (деканат) дидактическая и методическая деятельность преподавания (кафедры).

Основной уровень организации и управления самостоятельной работы — это управление в рамках конкретной учебной дисциплины, в ходе которого предполагается формирование у студентов интеллектуальных умений и личностных качеств, а также элементов умственной культуры.

Принцип индивидуализации в обучении вообще и в системе управления самостоятельной работой в частности, предусматривает:

  • переход к изучению нового материала только после досконального усвоения предыдущего;
  • индивидуальный темп освоения новых знаний и навыков;
  • обработку материала, использование письменных источников знаний, которым отдается предпочтение, привлечение более подготовленных студентов в качестве консультантов, использование лекций с целью мотивации самостоятельной познавательной деятельности и вооружение студентов методологии познания.

Дидактические цели изучаемой дисциплины

Под дидактическими целями мы понимаем прогнозируемые, заблаговременно запланированные результаты обучения, которые выражаются с помощью понятий учебной деятельности студентов, объективно определяются и контролируются. На практике дидактические цели или определяются очень широко, вследствие чего их нельзя сравнить с реально получаемыми результатами, или заменяются содержанием темы обучения без определения того, на каком уровне формирования знаний и умений студент должен усвоить содержание изучаемой дисциплины.

Существенный недостаток в этой области — замена дидактических целей, т.е. целевых действий студентов, запланированной деятельностью преподавателя. В итоге создается впечатление, что преподаватель работает в поте лица, а студент — вполсилы. А на самом деле, определение дидактической цели должно отражать учебную деятельность студента, необходимую и прогнозируемую. Только в этом случае можно добиться реально ощутимых результатов.

Дидактические материалы, необходимые для самостоятельной работы

Необходимо управлять самостоятельной работой студентов на основе методических инструкций и дидактических материалов. Учебные, методические материалы, с которыми работает студент, условно можно разделить на две части:

  • учебные тексты, дидактические материалы (учебники, пособия, сборники задач и т.д..)
  • методические инструкции для учебной работы над материалом. Эти материалы, особенно методические инструкции, выступают в реальном обучении как средство непосредственного управления работой студентов (т.е. управление при отсутствии преподавателя). В них в общем виде изложен опыт преподавателя (его рекомендации, указания), которые передаются студенту. Такие инструкции разрабатываются отдельно для каждой учебной единицы.

Большое значение для студентов приобретают дидактические материалы и учебно-методические пособия в лекционном курсе. Они могут иметь вид схем-планов, где каждая тема лекционного курса представлена в форме логически выделенных смысловых частей, после которых можно предложить несколько приближенных вопросов или познавательных задач. Такие пособия уже сами по себе учат студентов и помогают им в будущем самостоятельно выделять в лекции основные смысловые части, что необходимо для лучшего понимания материала. Дидактические материалы полезно раздавать студентам заблаговременно, чтобы они могли служить ориентиром как в ходе лекции, так и во время подготовки к лекционным занятиям дома.

Стремление студентов изучать определенную информацию, заложенную в дидактических материалах, дозирует и стимулирует их самостоятельную работу. И тем самым, направляет домашнюю подготовку студентов к следующей лекции, помогает более глубокому осмыслению материала лекции и способствует выработке навыков работы с книгой. Студенты сами выбирают какую литературу им использовать в подготовке.

Все это создает условия для самоорганизации познавательной деятельности самого студента, которая приобретает целенаправленный характер и проходит без непосредственного участия преподавателя (хотя он, естественно, незримо присутствует и руководит работой студентов через программу, заложенную в дидактических материалах). Дидактические материалы являются вторым каналом управления познавательной деятельностью студентов. В их содержании, структуре должны быть отражены все дидактические принципы, в частности научность, доступность и последовательность.

Обратная связь, как важнейший фактор управления самостоятельной работой студента

Управление самостоятельной работой студента невозможно без систематической обратной связи, которая выступает в форме самоконтроля и предусматривает контроль со стороны преподавателя. Внешняя обратная связь, которая осуществляется преподавателем, является общеизвестным компонентом управления самостоятельной работой студентов. Путем самоконтроля, осуществляемого на основе инструкции и тестов, студент проверяет, насколько им усвоен учебный материал. Самоконтроль, как правило, связан с инструкцией, необходимой для самокоррекции. Итак, студент получает возможность исправлять в ходе обучения неправильные решения задач, допущенные им ошибки и т.д. Чем точнее информация об ошибке или неправильном решении задачи, тем эффективнее помощь, предоставляемая студенту.

Говоря о полном освоении соответствующих дидактических целей (задач), мы имеем в виду овладение студентом предмета обучения на заранее определенном уровне. Критерием для такого определения является уровень подготовки студента, необходимый и достаточный для овладения им нового материала. Это касается как отдельно взятого учебного предмета, так и всех учебных дисциплин, которые составляют объем специальности студента.

Предлагаемая система управления самостоятельной работой студента выходит из точного определения целей учебных программ, проектируемой деятельности и проверки достижения этих целей и учебной дисциплины путем самоконтроля.

Читайте также:

      

  • Внешняя политика ссср развитие социалистического содружества кратко
  •   

  • Система работы в доу с одаренными детьми в
  •   

  • Основные принципы преподавания права в школе курсовая
  •   

  • Семейные увлечения примеры для школы
  •   

  • Темы бесед по здоровьесбережению в школе

Особенность деятельности специалиста в условиях современного научно-технического прогресса заключается не столько в приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыков, сколько в способности сотрудника самостоятельно, быстро и качественно совершенствовать свою квалификацию.

Таков сегодня социальный заказ общества системе образования. И оно продиктовано не только повседневными потребностями в постоянном повышении качества подготовки специалиста, но и более глобальной социальной задачей — привести состояние образования в соответствии с новыми целями совершенствования общества.

Наибольший резерв и главное условие интенсификации социального и экономического прогресса — человеческий фактор и формирование каждого члена общества как всесторонне развитой личности. Такой путь ускорения социального прогресса путем активного формирования его носителей требует существенной перестройки содержания, методов и технологии всей системы образования. При этом, в самом процессе совершенствования образования акцент деятельности преподавателя должен смещаться с разработки новых форм и методов активизации собственной деятельности на стимуляцию активности студента. Ведь именно от воли, интересов и стремлений последнего зависит степень вовлечения его в учебный процесс и, как следствие, успешность овладения профессией.

Методическая система педагогически управляемого самообучения студентов призвана реализовать в условиях работы вуза педагогическую и дидактическую системы. Она нацелена на переработку и перенос социального опыта, представленными в программных документах (источниках), в соответствующие учебные материалы и организацию деятельности учащихся. А следовательно, и создание соответствующих условий для эффективного управления самим процессом присвоения социального опыта студентами.

Три уровня управления самостоятельной работой студента

Система управления самостоятельной работой студентов имеет три уровня:

  • факультет;
  • отдельный курс;
  • учебная дисциплина.

Всем этим уровням соответствуют функции управления в обучении: планирование — координация учебных дисциплин, параллельно изучаются (деканат) дидактическая и методическая деятельность преподавания (кафедры).

Основной уровень организации и управления самостоятельной работы — это управление в рамках конкретной учебной дисциплины, в ходе которого предполагается формирование у студентов интеллектуальных умений и личностных качеств, а также элементов умственной культуры.

Принцип индивидуализации в обучении вообще и в системе управления самостоятельной работой в частности, предусматривает:

  • переход к изучению нового материала только после досконального усвоения предыдущего;
  • индивидуальный темп освоения новых знаний и навыков;
  • обработку материала, использование письменных источников знаний, которым отдается предпочтение, привлечение более подготовленных студентов в качестве консультантов, использование лекций с целью мотивации самостоятельной познавательной деятельности и вооружение студентов методологии познания.

Дидактические цели изучаемой дисциплины

Под дидактическими целями мы понимаем прогнозируемые, заблаговременно запланированные результаты обучения, которые выражаются с помощью понятий учебной деятельности студентов, объективно определяются и контролируются. На практике дидактические цели или определяются очень широко, вследствие чего их нельзя сравнить с реально получаемыми результатами, или заменяются содержанием темы обучения без определения того, на каком уровне формирования знаний и умений студент должен усвоить содержание изучаемой дисциплины.

Существенный недостаток в этой области — замена дидактических целей, т.е. целевых действий студентов, запланированной деятельностью преподавателя. В итоге создается впечатление, что преподаватель работает в поте лица, а студент — вполсилы. А на самом деле, определение дидактической цели должно отражать учебную деятельность студента, необходимую и прогнозируемую. Только в этом случае можно добиться реально ощутимых результатов.

Дидактические материалы, необходимые для самостоятельной работы

Необходимо управлять самостоятельной работой студентов на основе методических инструкций и дидактических материалов. Учебные, методические материалы, с которыми работает студент, условно можно разделить на две части:

  • учебные тексты, дидактические материалы (учебники, пособия, сборники задач и т.д..)
  • методические инструкции для учебной работы над материалом. Эти материалы, особенно методические инструкции, выступают в реальном обучении как средство непосредственного управления работой студентов (т.е. управление при отсутствии преподавателя). В них в общем виде изложен опыт преподавателя (его рекомендации, указания), которые передаются студенту. Такие инструкции разрабатываются отдельно для каждой учебной единицы.

Большое значение для студентов приобретают дидактические материалы и учебно-методические пособия в лекционном курсе. Они могут иметь вид схем-планов, где каждая тема лекционного курса представлена в форме логически выделенных смысловых частей, после которых можно предложить несколько приближенных вопросов или познавательных задач. Такие пособия уже сами по себе учат студентов и помогают им в будущем самостоятельно выделять в лекции основные смысловые части, что необходимо для лучшего понимания материала. Дидактические материалы полезно раздавать студентам заблаговременно, чтобы они могли служить ориентиром как в ходе лекции, так и во время подготовки к лекционным занятиям дома.

Стремление студентов изучать определенную информацию, заложенную в дидактических материалах, дозирует и стимулирует их самостоятельную работу. И тем самым, направляет домашнюю подготовку студентов к следующей лекции, помогает более глубокому осмыслению материала лекции и способствует выработке навыков работы с книгой. Студенты сами выбирают какую литературу им использовать в подготовке.

Все это создает условия для самоорганизации познавательной деятельности самого студента, которая приобретает целенаправленный характер и проходит без непосредственного участия преподавателя (хотя он, естественно, незримо присутствует и руководит работой студентов через программу, заложенную в дидактических материалах). Дидактические материалы являются вторым каналом управления познавательной деятельностью студентов. В их содержании, структуре должны быть отражены все дидактические принципы, в частности научность, доступность и последовательность.

Обратная связь, как важнейший фактор управления самостоятельной работой студента

Управление самостоятельной работой студента невозможно без систематической обратной связи, которая выступает в форме самоконтроля и предусматривает контроль со стороны преподавателя. Внешняя обратная связь, которая осуществляется преподавателем, является общеизвестным компонентом управления самостоятельной работой студентов. Путем самоконтроля, осуществляемого на основе инструкции и тестов, студент проверяет, насколько им усвоен учебный материал. Самоконтроль, как правило, связан с инструкцией, необходимой для самокоррекции. Итак, студент получает возможность исправлять в ходе обучения неправильные решения задач, допущенные им ошибки и т.д. Чем точнее информация об ошибке или неправильном решении задачи, тем эффективнее помощь, предоставляемая студенту.

Говоря о полном освоении соответствующих дидактических целей (задач), мы имеем в виду овладение студентом предмета обучения на заранее определенном уровне. Критерием для такого определения является уровень подготовки студента, необходимый и достаточный для овладения им нового материала. Это касается как отдельно взятого учебного предмета, так и всех учебных дисциплин, которые составляют объем специальности студента.

Предлагаемая система управления самостоятельной работой студента выходит из точного определения целей учебных программ, проектируемой деятельности и проверки достижения этих целей и учебной дисциплины путем самоконтроля.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Организация самостоятельной деятельности студентов на уроке как действенное средство повышения его качества

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это  ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и  самостоятельности необходимо  рассматривать  как  составную  часть  воспитания  студентов.  Эта задача  выступает  перед  каждым  преподавателем  в  числе  задач   первостепенной важности.

    Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо  иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их  них  заключается  в том,  чтобы  развить   у    студентов    самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать свое  мировоззрение;  вторая  —  в  том,  чтобы  научить  их  самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

     Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и  не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как  средство  вовлечения студентов  в  самостоятельную  познавательную   деятельность,   средство   ее логической и психологической организации.

Знания, навыки, умения, привычки,  убеждения  нельзя передавать от преподавателя  к  студенту  так,  как  передаются  материальные предметы.   Каждый   студент   овладевает   ими   путём    самостоятельного познавательного  труда:  прослушивание,   осознавание   устной   информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и  критический анализ.

     В  процессе  такого  труда  наиболее  полно   выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности  и  интересы,  которые способствуют  развитию  умения   анализировать   факты   и   явления,   учат самостоятельному  мышлению,  которое  приводит  к  творческому  развитию   и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

     Процесс   управления   должен   обеспечивать   реализацию    обучающей, воспитательной,  развивающей  функций  самостоятельной  работы  студентов  на уроке. Если быть точнее, то и дома тоже. Но, к сожалению, практика показывает, что наши студенты  не готовы   выполнять домашнее задание. Тем более, необходимо как можно более полно разобрать с ними необходимый материал, в том числе и с помощью их самостоятельной деятельности.

    Студенты испытывают потребность в  педагогическом  руководстве  в  силу несовершенства их опыта самостоятельной  познавательной  деятельности.  Даже хорошо подготовленным ребятам нужна помощь или консультация преподавателя,  хотя не так часто  как  остальным.  Преподаватель не должен     принимать  участие  в  выполнении задания, но он должен организовать  деятельность  группы,  направить  познавательный процесс,  создать  необходимые  условия  и  настрой.  

     Управление  самостоятельной  работой включает целепологание, планирование, организацию,  корректировку  и  оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

    Педагогическое   руководство   –   это    управление    самостоятельной деятельностью  студента  на  этапе  ее   непосредственного   осуществления: предъявление учебной задачи студенту, инструктаж по ее выполнению,  мотивация ее разрешения, контроль  и  коррекция  самостоятельных  действий  студента, оценивание результатов самостоятельной работы.

    Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

    Таким образом,  принципами управления необходимо считать следующие:

         1) дифференцированный подход к студентам с  соблюдением  посильности   учебных заданий;

         2)   планомерное   возрастание    интеллектуальных    нагрузок    и             последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям             по выполнению самостоятельной работы;

         3) постепенное отдаление преподавателя и занятие  им  позиции  пассивного             наблюдателя за процессом;

         4) переход от контроля преподавателя к самоконтролю.

        Эффективность самостоятельной работы  достигается,  если  она  является одним их составных, органических элементов  учебного  процесса,  и  для  нее предусматривается специальное время на каждом  уроке,  если  она  проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.    Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые  умения  и навыки в выполнении различных видов самостоятельной  работы  и  наращиваются темпы в ее выполнении.

    При отборе видов самостоятельной работы, при определении  ее  объема  и

содержания следует руководствоваться,  как  и  во  всем  процессе  обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом  деле  имеют принцип доступности и систематичности, связь  теории  с  практикой,  принцип постепенности в нарастании  трудностей,  принцип  творческой  активности,  а также  принцип  дифференцированного  подхода.  Применение  этих принципов   к   руководству   самостоятельной   работой   имеет    следующие особенности:

 1. Самостоятельная работа должна  носить  целенаправленный  характер.  Это    достигается  четкой   формулировкой   цели   работы.   Задача   преподавателя заключается в том, чтобы  найти  такую  формулировку  задания,  которая     вызывала бы у студентов интерес к работе и стремление выполнить ее как    можно лучше. Студенты  должны  ясно  представлять,  в  чем  заключается    задача и каким образом будет проверяться  ее  выполнение.  Это  придает    работе осмысленный, целенаправленный характер, и  способствует более успешному ее выполнению.    Недооценка указанного требования приводит  к  тому,  что  студенты,  не поняв цели работы, делают не то, что нужно,  или  вынуждены  в  процессе  ее выполнения  многократно  обращаться  за  разъяснением  к  преподавателю.  Все  это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности учащихся в работе.

Постановка задачи преподавателем, которая звучит как: спишите материал параграфа, законспектируйте и т.п. не является верно поставленной задачей. Ничего, кроме простого списывания с учебника, такая задача не предусматривает. Другое дело, когда преподаватель предлагает, например, найти в тексте ответы на конкретные вопросы, сравнить данные, сделать вывод по прочитанному и т.п. В  этом случае студентам приходится мыслить, делать выводы.

 2. Самостоятельная работа  должна  быть  действительно  самостоятельной  и    побуждать студента при ее выполнении работать напряженно.  Однако  здесь    нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы,    предлагаемой на каждом  этапе  обучения,  должны  быть  посильными  для    студентов, а сами студенты — подготовлены  к  выполнению  самостоятельной    работы теоретически и практически.

 3. На  первых  уроках  у  студентов  нужно  сформировать  простейшие  навыки    самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых  измерений,    решения несложных задач и т.п.). В этом случае  самостоятельной  работе    студентов  должен  предшествовать  наглядный  показ  приемов  работы   с    преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

    Самостоятельная работа,  выполненная  студентами  после  показа  приемов работы   преподавателем,   носит   характер   подражания.   Она    не    развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но  имеет  важное  значение  для формирования  более  сложных  навыков  и   умений,   более   высокой   формы самостоятельности,   при    которой    студенты    оказываются    способными разрабатывать  и  применять  свои  методы   решения   задач   учебного   или производственного характера.

 4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие  задания,  выполнение    которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а  требует    применения  знаний   в   новой   ситуации.   Только   в   этом   случае    самостоятельная   работа   способствует   формированию   инициативы   и    познавательных способностей учащихся.

Большую роль играет процесс создания на уроках производственных ситуаций, которые позволяют студентам не только окунуться во взрослую жизнь, представить себя на рабочем месте, но и опять же заставляют их мыслить, рассуждать, принимать решения.

 5. В организации самостоятельной  работы  необходимо  учитывать,  что  для    овладения знаниями, умениями и навыками различным студентам  требуется    разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного  подхода    к ним.    Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных  ребят,  преподаватель должен вовремя переключать успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение более сложных. Некоторым студентам количество тренировочных упражнений  можно свести до минимума.  Другим  дать  значительно  больше  таких  упражнений  в различных вариациях, чтобы они усвоили  новое  правило  или  новый  закон  и научились самостоятельно применять его  к  решению  учебных  задач.  Перевод такой группы студентов  на  выполнение  более  сложных  заданий  должен  быть своевременным.  Здесь  вредна  излишняя  торопливость,   как   и   чрезмерно продолжительное «топтание на  месте»,  не  продвигающее  студентов  вперед  в познании нового, в овладении умениями и навыками.

 6. Задания,  предлагаемые  для  самостоятельной  работы,  должны  вызывать    интерес  студентов.   Он   достигается   новизной   выдвигаемых   задач,    необычностью их содержания, раскрытием  перед  студентами  практического    значения  предлагаемой  задачи  или  метода,  которым  нужно  овладеть.    Ребята всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам,  в    процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

    Результаты  работы  в  этом  деле  оказываются  более  ощутимы,   когда привитием  навыков  самостоятельной  работы  у  студентов  занимается  весь коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения, на занятиях по всем предметам, в том числе  на  занятиях в учебных мастерских.

 7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное    сочетание  изложения  материала  преподавателем  с  самостоятельной   работой    студентов по приобретению знаний, умений и навыков. В этом  деле  нельзя    допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой  может    замедлить темпы  изучения  программного  материала,  темпы  продвижения    студентов вперед в познании нового.

    Все виды самостоятельной работы по дидактической цели  можно  разделить на пять групп:

 1.  Приобретение  новых  знаний  и   овладение   умениями   самостоятельно    приобретать  знания:  осуществляется  на  основе  работы  с   учебником,    выполнение  наблюдений  и   опытов,   работ   аналитико-вычислительного    характера.

 2. Закрепление  и  уточнение  знаний:  достигается  с  помощью  специальной    системы упражнений по  уточнению  признаков  понятий,  их  ограничению,    отделению существенных признаков от несущественных.

 3. Выработка умения применять знания на практике: осуществляется с  помощью    решения  задач  различного  вида,   решение   задач   в   общем   виде,    экспериментальных работ и т.д.

 4. Формирование умений творческого  характера:  достигается  при  написании    сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых    способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

 Для эффективной организации  самостоятельной   работы   студента   преподаватель   должен   уметь спланировать познавательный процесс студента  и  правильно  выбрать  способ решения задачи,  при  этом  большое  значение  уделяется  подборке  учебного материала.

    Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

    Для  повышения  качества  обучения  особое  значение   имеет   развитие познавательного энтузиазма студентов, интереса к предмету. Ребята должны понимать,  каков  смысл  изучения  предлагаемого  материала.   Более   того, современные  студенты  вправе  желать,  чтобы  учебная  деятельность   была интересной, давала удовлетворение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видеорегистратор pittasoft blackvue wi fi инструкция
  • Protherm lynx hk11 n ru инструкция
  • Тирамин инструкция по применению цена отзывы аналоги цена таблетки взрослым
  • Клотримазол гель инструкция по применению цена
  • Бронхомунал для чего назначают взрослым инструкция по применению