Что такое руководство речи посполитой

Речь Посполитая в XVII веке
Речь Посполитая в XVII веке

Речь Посполи́тая («Республика обоих народов», сокращ. Rzeczpospolita — республика), федеративное государство, объединившее Польшу и Великое княжество Литовское. Существовало с 1569 по 1795 год

Попытки объединения Польши и Литвы с разным успехом предпринимались с XIV века. Великий князь литовский Ягайло в Польше искал опоры против Ливонского ордена; Польша с своей стороны также нуждалась в поддержке Литвы против того же ордена. Переход Ягайла из православия в католичество под именем Владислава, брак его с Ядвигой и коронование королем польскими осуществили личную унию Польши и Литвы в 1385 году в Креве. Сначала Ягайло и Ядвига действовали в согласии с Витовтом, благодаря чему отнята была у Венгрии Червонная Русь, но затем Витовт заключил союз с орденом, сделался пожизненным, ленным Польше вел. князем литовским (Островская уния) и основал громадное польско-литовское государство.

В 1413 году была подтверждена уния Литвы с Польшей в Городле, при чем допущено было принятие литовской шляхты и панов в роды и гербы польские, а также общие их, с согласия короля, съезды в Парчове или Люблине. Между тем в 1414 году борьба с орденом вспыхнула снова.

Витовт, потеряв надежды на королевский престол после рождения в 1424 году у Ягайла сына Владислава, признанного наследником, решил разорвать унию с Польшей и сделаться при содействии Сигизмунда самостоятельным литовским королем. Он добился согласия на то Ягайла, и только смерть Витовта (1430) помешала делу, против которого готовилось уже вооруженное сопротивление.

Поляки тотчас присоединили к Польше Подолию как первый шаг к инкорпорации Литвы. Это дало повод к восстанию части Литвы и всех русских областей во главе с Свидригайлом, братом Ягайла, объявившим себя наследственным великим князем литовским и вступившим в союз с имп. Сигизмундом, орденом и Молдавией. В этой борьбе (с 1431 г.) православия и русской народности против католицизма и полонизма поляки воспользовались услугами таборитов против ордена, признанием Сигизмунда, брата Витовта, в качестве пожизненного вел. князя (за уступку Польши Волыни и Подолии), взаимной враждой сословий в Венгрии и ордене; в 1432 году они объявили равноправность «схизматиков» (православных) с католиками.

В 1447 году Казимир Ягеллончик короновался польским королем, оставаясь вместе с тем отдельным великим князем Литвы (с 1440 года): в 1452 году, по смерти Свидригайла, он присоединил Волынь к Литве и на Пиотрковском съезде 1453 года ограничился обещанием не отрывать от Польши соединенных с нею Литвы, Руси, Подолии, Молдавии. Так сохранилась личная уния Польши и Литвы.

Образование Речи Посполитой

В 1558 году между Россией и Ливонским орденом началась Ливонская война, в которую, после того, как Ливония добровольно перешла под власть Сигизмунда Августа, вступило Великое княжество Литовское. Ливонский орден прекратил свое существование. Однако войска Иоанна IV успешно продвигались вглубь Литвы. В этих условиях возникла необходимость более тесного союза Польши и Литвы.

В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно – с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды.

Новый король Стефан Баторий успешно завершил войну против Иоанна Грозного: по договору о 10-летнем перемирии, подписанном в январе 1582 году в Яме Запольском, Речь Посполитая получила Ливонию и Полоцк.

Наступившее после неожиданной смерти Стефана Батория междуцарствие вновь вылилось в смуту. Состоялось два элекционных сейма и каждый их них избрал своего короля. Победа армии канцлера Яна Замойского в январе 1576 над войсками австрийского эрцгерцога Максимилиана привела к утверждению на польском престоле шведского королевича Сигизмунда III Вазы (1587-1632).

После смерти своего отца Юхана III Сигизмунд Ваза отбыл в Швецию, где в 1593 году короновался шведским королем. Однако польско-шведская уния не принесла Речи Посполитой никаких внешнеполитических преимуществ, а в самой Швеции вскоре победила партия противников такой унии и в 1599 году Сигизмунд Ваза был низложен со шведского престола.

Династические споры, а также борьба за господство в Прибалтике, привели к войне со Швецией (1600-1629). Ситуация осложнилась внутренними неурядицами – гражданской войной 1605-1609, известной как рокош (мятеж) сандомирский или рокош Зебжидовского (по имени краковского воеводы, главы оппозиции королю), в ходе которой дворяне отстояли свои привилегии.

Интервенция в Россию, война со Швецией

Практически в то же время (1603-1606) ряд польских магнатов (прежде всего Мнишеки) предприняли попытку организации вооруженного вмешательства во внутренние дела России, поддержав авантюру Лжедмитрия I.

В 1609 году началась война с Россией, первоначально удачно складывавшаяся для поляков. В 1610 году русско-шведское войско было разбито под Клушиным, Василий Шуйский был свергнут с престола, на который боярами был приглашен польский королевич Владислав. В 1612 году русское ополчение во главе с Мининым и Пожарским изгнало польский гарнизон из Москвы, но война продолжалась. Закончилась она на рубеже 1618-1619 подписанием Деулинского перемирия: Речь Посполитая удержала за собой захваченные ей Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов.

В 1634 году, уже после смерти Сигизмунда, Поляновским миром были подтверждены польские территориальные приобретения, однако Владислав отказался от притязаний на российский престол. В то же время результаты войны со Швецией были для Речи Посполитой неутешительными. В 1629 в Альтмарке было заключено перемирие, по которому к Швеции переходили Ливония и Эльблонг, а также порты Восточной Пруссии.

Годы правления нового короля – Владислава IV Вазы (1632–1648), избранного довольно быстро и без больших споров, было довольно удачным. Был подписан Поляновский мир с Россией, отбит очередной натиск турецко-крымского войска, заключено 26-летнее перемирие со Швецией (1635), по которому Речи Посполитой возвращались прусские города.

Упадок Речи Посполитой

Со второй половины XVII в. начинается упадок Речи Посполитой. В 1652 году в сейме впервые на практике был применен принцип liberum veto (свободного вето), когда для срыва принятия решения достаточно было одного голоса. В историю вошло имя шляхтича В.Сицинского, который, не согласившись с предложением продлить заседания сейма, демонстративно покинул зал. Случай этот имел весьма серьезные последствия, создав прецедент, в дальнейшем постоянно используемый для парализования работы сейма.

В 1648 началось народное восстание на Украине, возглавляемое Богданом Хмельницким, которое вскоре перекинулось на Белоруссию. Богдан Хмельницкий обратился на помощью к России и 1 октября 1653 на русском Земском соборе было принято решение принять Украину в состав России и объявить войну Польше. 18 января 1654 года Переяславская Рада провозгласила воссоединение Украины с Россией и в том же году русская армия начала военные действия против Речи Посполитой. Были взяты Гомель, Могилев, Смоленск.

Воспользовавшись сложившейся ситуацией войну против Речи Посполитой начала и Швеция (1655–1660). В короткий срок были взяты Краков и Варшава и оккупирована большая часть Польши и Литва. «Потоп», как назвали это вторжение, вызвал подъем патриотических чувств. По всей стране возникли очаги сопротивления и началась партизанская война. В 1656 году шведов выбили из Варшавы. Одновременно, не желая усиления Швеции, в войну против нее вступила Россия, заключив временное перемирие с Речью Посполитой. В 1660 году между Польшей и Швецией в Оливе был подписан мирный договор, по которому поляки признали утрату Лифляндии с Ригой. Пруссия стала самостоятельным государством.

В 1658 году Россия возобновила военные действия против Речи Посполитой. Затяжная война закончилась столь же затяжными переговорами. Только в 1667 году было подписано Андрусовское перемирие, результаты которого были закреплены в 1686 году «вечным миром». К России отходили Смоленщина и Левобережная Украина, а также Киев.

В 1668 отрекся от трона король Ян Казимир (1648-1668) и на престол был избран Михаил Корыбут Вишнёвецкий (1669-1673), который был слабым правителем и поэтому вполне устраивал сенаторов. В годы его правления резко возросла турецкая опасность: турки захватили Каменец-Подольский и дошли до Краковщины. Речь Посполитая вынуждена была отдать туркам Подольское, Брацлавское воеводства и оставшуюся часть воеводства Киевского. Мирный договор 1672 года предусматривал также ежегодную выплату султану 22 тыс. червонных злотых.

Продолжил войну с Османской империей талантливый полководец Ян Собеский, избранный после смерти Михаила польским королем (1674-1696). В марте 1683 году им был заключен союз с Габсбургами, а в сентябре благодаря Яну III была снята осада с Вены. Османской экспансии в Западную Европу был положен конец. Однако и ему не удалось преодолеть внутригосударственные неурядицы. Срывы сеймов только участились, а работу сейма в 1688 даже не удалось начать.

Такая ситуация вполне устраивала соседей Польши – Австрию и Россию, которые не хотели у себя под боком иметь сильное государство. Поэтому они активно вмешивались в процесс избрания нового короля. После смерти Яна Собеского обе державы поддержали кандидатуру саксонского курфюрста Фридриха Августа, который и стал польским королем под именем Августа II (1697-1733).

В начале его правления удалось успешно завершить войну с Османской империей. В 1698 году в Карловцах начались переговоры между участниками антиосманской коалиции (Австрией, Россией, Польшей), с одной стороны, и Турцией – с другой. По мирному договору 1699 года Польша вернула себе Каменец-Подольский и другие потерянные земли Правобережной Украины.

В начале XVIII века Польша оказалась втянута в Северную войну (1700-1721). В 1701 на ее территорию вступили шведские войска Карла XII. Часть польско-литовских магнатов выступила на стороне Швеции, ее приверженцы на своей генеральной конференции провозгласили детронизацию Августа II и избрали королем Станислава Лещиньского. Их противники создали свою собственную, Сандомирскую генеральную конфедерацию, и высказались за поддержку Августа II. По заключенному им в 1704 году договору с Россией Речь Посполитая вступила в войну со Швецией. Одновременно Россия поощряла антикоролевскую оппозицию в Польше, в то же время не давая ей свергнуть короля. При посредничестве Петра I, который ввел в Польшу свои войска, 1 февраля 1717 года состоялся сейм, получивший название «немого», т.к. на нем никому не было дано слова для дискуссий. Сейм утвердил конституцию, ограничившую саксонское влияние в Речи Посполитой и установившую постоянный налог на содержание войска. В качестве гаранта выполнения решений сейма Петр I получил постоянную возможность вмешиваться во внутрипольские дела.

К переговорам 1720-1721 об окончании войны польские представители допущены не были, что свидетельствовало об окончательной утрате престижа Речи Посполитой в Европе. Ливония, которую Петр I когда-то пообещал Августу, была включена в состав России. Россия и Пруссия в 1720 году приняли взаимное обязательство поддерживать существующие в Польше порядки и не допустить того, чтобы королевская власть в ней стала наследственной.

Смерть Августа II привела к так называемой «войне за польское наследство» (1733–1735). В 1733 королем был избран Станислав Лещиньский, поддержанный Парижем и «фамилией» (семейством аристократов Чарторыских) и выступавший за проведение государственных реформ. Однако под давлением России и Австрии спустя месяц был устроен еще один элекционный сейм, избравший королем Августа III Саксонского (1733–1763). Последний пришел к власти с помощью саксонских и российских войск, которые вынудили Станислава Лещиньского покинуть Польшу.

Август III за долгие годы своего правления так и не смог выучить польский язык, большую часть времени проводя в Дрездене. В начале правления он попытался, опираясь на «фамилию», провести некоторые фискальные и военные реформы, но из-за срыва сеймов попытки не удались. Из 14 сеймов удачно завершил свою работу лишь один. Во внутриполитической жизни это был период непрекращающейся борьбы магнатов и полной дезорганизации государственного управления.

В период бескоролевья (1763–1764), наступивший после смерти Августа III, Чарторыские добились на сейме одобрения ряда реформ государственного строя Речи Посполитой. Был изменен порядок проведения сейма, сеймские послы освобождены от обязанности следовать инструкциям сеймиков, ограничивалось применение liberum veto: решения по экономическим вопросам должно было теперь приниматься простым большинством голосов. Учреждалась коронная Скарбовая комиссия (для управления финансами) и Военная комиссия под председательством гетманов. Были ликвидированы «партикулярные» пошлины и установилась единая таможенная пошлина, которую должны были оплачивать и шляхтичи. В городах было восстановлено самоуправление. По личной инициативе короля в 1765 году была создана Рыцарская школа кадетов, где готовили молодежь для военной и государственной службы.

Стремясь усилить влияние России в Речи Посполитой, императрица Екатерина II способствовала избранию на польский престол своего ставленника – Станислава Августа Понятовского (1764-1795), ставшего последним польским королем. Однако новый король повел себя совсем не так, как хотелось бы Екатерине. При нем реформы продолжились. Была создана «Конференция» – своего рода кабинет министров. В 1766 году организована комиссия по чеканке монеты, в ведении которой находился Государственный монетный двор, а также комиссии по различным экономическим вопросам.

Политика реформ вызвала серьезные возражения со стороны России и Пруссии, которые в апреле 1764 года заключили между собой секретное соглашение о недопущении каких-либо изменений в конституции Польши. В начале 1765 года прусский посол вручил польскому правительству ноту, в которой протестовал против введения генеральной пошлины. Уступая неприкрытому военному давлению со стороны Пруссии, Польша вынуждена была согласиться с отменой этой пошлины. Предлогом для вмешательства России в дела Польши был так называемый «диссидентский вопрос», т.е. вопрос об урегулировании в правах диссидентов-некатоликов с католиками. Был создан ряд конфедераций (торуньская, слуцкая, родомская), выступавших за положительное решение этого вопроса и пользовавшихся поддержкой русского посла Репнина. Под предлогом защиты прав диссидентов в Варшаву были введены русские войска, что заставило сейм принять закон об уравнении диссидентов в правах с католиками. В 1768 году был подписан Варшавский договор с Россией, который значительно расширил права живущих в Речи Посполитой православных и других лиц некатолического вероисповедания. Ответом на это со стороны польской шляхты было образование Барской конфедерации (1768-1772), выступившей против решения сейма, в частности, и реформ Станислава Августа, в целом. Инициаторами конфедерации стали крупные магнаты, не желавшие терять своих привилегий. Войска конфедерации, состоявшие в основном из шляхтичей-добровольцев, вели военные действия против российских и коронных частей. В 1768 году в руки конфедератов перешел Краков, а в 1769-1770 годах для предотвращения «анархии» в Польшу вступили австрийские и прусские войска, заняв ряд принадлежавших ей территорий.

В этих условиях Россия согласилась на частичный раздел Польши, еще раньше предложенный ей прусским королем Фридрихом II. Взамен Екатерине II была обещана поддержка в войне России с Османской империей, начавшейся в 1768 году.

Первый раздел Речи Посполитой

Первый раздел Польши был закреплен Петербургскими конвенциями 1772 года между Россией и Австрией, а также между Россией и Пруссией. В соответствии с этими документами Австрия получала Галицию, Пруссия – Поморье (кроме Гданьска) и часть Великой Польши, Россия – украинские и белорусские земли восточнее Западной Двины, Друти и Днепра, а также Латгалию. Сейм 1773 года вынужден был ратифицировать данные соглашения. В то же время на этом и на последующих сеймах были приняты и решения, направленные на внутреннюю стабилизацию Польши. Был создан Постоянный совет для осуществления функций правительства в период между сеймами, учреждено первое в Европе министерство просвещения – Эдукационная комиссия, издан ряд постановлений по вопросам развития торговли и промышленности.Четырехлетний сейм (1788–1792) 3 мая 1791 года принял Конституцию Польши, укреплявшую центральную исполнительную власть. Избираемость короля заменялась избираемостью династии. При короле создавался совет «Стражи законов», состоявший из примаса и 5 министров, назначаемых королем. Король возглавлял совет, имел право назначать епископов, сенаторов, чиновников и офицеров, в случае войны осуществлял верховное командование армией. Отменялись посольские инструкции, конфедеративные сеймы и liberum veto. Реформировалась также и судебная система. Большой ошибкой патриотической партии сейма, которая и добилась принятия конституции, было ее обращение за поддержкой к Пруссии, стремившейся на самом деле к дальнейшим разделам Польши.

При полной поддержке России в мае 1792 года старошляхетской партией была создана Тарговицкая конфедерация, ставившая своей целью ликвидацию конституции 3 мая. Российские войска, которых пригласили конфедераты, вступили в Варшаву, в результате чего лидеры патриотической партии вынуждены были покинуть страну. Вернулись старые времена. Со своей стороны, Пруссия также ввела в Польшу свои войска, которые заняли Данциг и Торн.

Второй и третий разделы, приведшие к ликвидации Речи Посполитой

Второй раздел Речи Посполитой сделался в этих условиях неизбежным. 12 января 1793 года между Россией и Пруссией была подписана новая конвенция. Россия получала украинские и белорусские земли с городами Минск, Слуцк, Пинск, Житомир, Каменец-Подольский. Пруссии достались часть Великой Польши и Куявия, а также Гданьск.

Сейм 1793 года (последний в истории Речи Посполитой) вынужден был ратифицировать договоры с Россией и Пруссией, закреплявшие результаты Второго раздела. Одновременно без обсуждения была утверждена новая конституция, фактически превращавшая Польшу в вассала Российской империи. Однако право liberum veto восстановлено не было.

Польские патриоты, не смирившись с решениями сейма, в марте 1794 года объявили в Кракове о начале восстания против иностранных войск. Во главе восстания встал Тадеуш Костюшко, при нем был создан Главный национальный совет. К армии Костюшко, выступившей из Кракова в направлении Варшавы, присоединился отряд крестьян Краковского воеводства. В первом крупном сражении – при Рацлавицах – повстанческая армия одержала победу над русскими войсками. В апреле победили восстания в Варшаве и Вильнюсе. 7 мая Костюшко издал Поланецкий универсал, которым крестьянам даровалась личная свобода, сокращались размеры барщины, признавалось наследственное право крестьян на обрабатываемые ими земли. Однако шляхта всячески саботировала проведение этого универсала в жизнь, а в самой Варшаве начались столкновения между Главным национальным советом и мещанами во главе с К.Конопко, выступавшими за более радикальные меры. Между тем в июне прусские войска вступили в Краков, а русские – в августе взяли Вильнюс. В ноябре, не выдержав натиска армии А.В.Суворова, сдалась и Варшава.

Поражение восстания привело к полной ликвидации Речи Посполитой. 3 января 1795 года была подписана конвенция о третьем разделе Польши между Россией и Австрией, а 24 октября подобная же конвенция была заключена между Пруссией и Россией. К России отошли Литва, Курляндия, Западная Белоруссия и Западная Волынь. Австрия получила малопольские земли с Люблиным и Краковым, Пруссия – часть Подляшья и Мазовецких земель с Варшавой, а также часть Жемайтии.

Использованные материалы

  • Польша. Речь Посполита // Энциклопедия «Кругосвет»
    • http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/POLSHA.html?page=0,9#part-41
  • Польша // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Если внимательно присмотреться к польскому варианту названия Речи Посполитой (Rzeczpospolita), то можно обнаружить, что это слово в переводе с латинского означает Res Pubilca — это само по себе удивительно, учитывая тот факт, что управляли им короли.

В этой статье мы кратко рассмотрим  многочисленные социальные, религиозные и национальные противоречиях, которые, в конечном счете, привели некогда сильное государство к краху. Некоторые из них возникли сразу же после Люблинской унии, а другие формировались в течение столетий и проявили себя в период падения державы, когда даже наиболее патриотично н6астроенные слои населения отказались от действенной помощи Родине.

Несмотря на то, что точку в истории Речи Посполитой поставили ее соседи, уже в XVIII веке поляки утратили прежнюю пассионарность и всецело погрузились в сугубо внутренние конфликты. Войны, которые проходили на территории государства, чаще всего не были связаны с его национальными интересами. В последний век своего существования страна находилась под формальным управлением саксонских курфюрстов, равнодушных к польским делам. Это привело к тому, что за реальную власть над страной боролись многочисленные магнатские группировки, периодически уступавшие друг другу место под солнцем.

Простой народ, формально отличавшийся от шляхты даже национальным происхождением, при этом находился в ужасном положении. Слово «быдло», которым высшее сословие называло крестьян, пришло к нам именно из польского языка. Национальный гнет часто смыкался с религиозным: в то время как шляхта исповедовала католичество, основная масса народа вынужденно примыкала к униатам.

Весьма остро стоял в государстве и еврейский вопрос. К сожалению, отношения между еврейскими общинами и местным населением складывались не лучшим образом, иногда это приводило к трагическим последствиям.

Одним словом, изучение проблем Речи Посполитой – это исследование ошибок, которые были допущены в государственном управлении, и которые в итоге привели к полному краху государства. Из них можно извлечь полезный урок, необходимый для будущих политиков и общественных деятелей.

Социальные противоречия

В анонимном литературном произведении, написанном в жанре пасквиля в 1606 году, Речь Посполитая была названа «Небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев» (польск. Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów).

Эта цитата великолепно характеризует положение в государстве, где пропасть между высшим сословием и простым народом не имела дна.

Из всех сословий государства только шляхта имела привилегии, которые позволяли вести сносное существование. При этом она была надежно защищена в правовом плане – жизнь и свобода шляхтича были гарантированы от посягательств высшей власти. Формально все представители благородного сословия были равны между собой, хотя в действительности только богатые магнаты имели влияние на короля и Сейм.

Что касается образа жизни, то шляхта чаще всего выбирала для себя военную карьеру. Первоначально это обеспечивало ей право на имение (фольварок), однако со временем земельные пожалования стали редкостью и подавляющее большинство шляхтичей зарабатывало на жизнь, нанимаясь в войско магнатов или короля.

Только шляхта имела права избирать короля, издавать законы, назначаться на высшие административные должности.

Отношение к крестьянам со стороны шляхетства непрерывно ухудшалось, в конечном счете, простой народ оказался в положении спартанских илотов, травимых и жестоко эксплуатируемых. Учитывая тот факт, что «хлопы» считались потомками покоренных народов, нет ничего удивительного в том, что их положение напоминало «ад». Впрочем, подобное отношение порождало многочисленные проблемы и способствовало тому, что у крестьянского сословия напрочь отсутствовала симпатия к государству, в котором оно жило. Этот антагонизм сословий оказался настолько живучим, что в шляхетских восстаниях XIX века крестьяне не только не участвовали, но и часто отказывали поддержку правительству против повстанцев.

Все отношения между шляхтой и крестьянством строились на уровне «господин – раб».

При этом шляхтичу, часто далекому от сельского хозяйства, приходилось нанимать себе управляющих, непосредственно взаимодействующих с крестьянством. Впрочем, даже в этом случае можно говорить лишь о преддверии ада. Подлинным адом была так называемая «Застава», когда фольварк за известную сумму денег отдавался на откуп третьим лицам. Очень часто это приводило к тому, что, имея полный правовой карт-бланш, откупщики не только взимали с крестьян положенные налоги, но и забирали последние средства. Подобная политика приводила к массовому бегству крестьян на степные окраины.

Многочисленные законодательные акты (напр. Статуты ВКЛ), принимаемые королем и Сенатом, часто совершенно не соблюдались, так как центральная власть была слаба и не уважалась шляхтой. Это способствовало тому, что фактически крестьяне были полными заложниками своих господ, часто невежественных и жестоких.

Между «небом» и «пеклом» жило сословие мещан, занимавшихся ремесленной и торговой деятельностью. Будучи лично свободными, эти люди не имели никакого влияния на власть, а в правовом плане подчинялись законам городов и местечек, в которых жили. Необходимо отметить, что жизнь средневекового горожанина чаще всего не предполагала переезды или путешествия, он был членом своего цеха и не выезжал за околицу своего населенного пункта.

Отдельно стоит упомянуть о народах иного этнического происхождения, проживавших на территории Речи Посполитой. Речь прежде всего идет о евреях и татарах. Жизнь последних протекала прежде всего на военной службе, а вот положение еврейского населения непрерывно менялось. Иногда его просто изгоняли в угоду сиюминутным интересам, а порой дарили отдельным представителям шляхетство. Изначально евреи преимущественно занимались ремеслами, однако в последующим их лишили этой возможности, оставив для пропитания ростовщичество. Разумеется, такой малоуважаемый род деятельности не способствовал складыванию нормальных отношений между еврейскими общинами и местным населением. Кроме того, наблюдалась и бытовая ксенофобия, которая не изжита в отношении этого народа и по сей день.

Религиозный гнет

В Речи Посполитой существовало уникальное явление – религиозная конфессия для низших слоев общества.

Речь, разумеется, идет об униатстве. Принятые Брестским соборе 1596 года условия подчинения римскому папе распространялись исключительно на православное население. При этом шляхту никто к принятию униатства не склонял, ей сразу было предложено перейти в католичество. Это привело к тому, что господа и рабы даже в религиозном плане отличались друг от друга, хотя в остальных европейских странах высшие и низшие сословия не сегрегировались по подобному признаку.

Не в последнюю очередь благодаря видимой дискриминации принятие униатства так и не стало всеобщим. Когда его попытались насадить в украинских землях, то это вызвало восстание Богдана Хмельницкого и многолетнюю войну с соседями. Были среди миссионеров – униатов и свои мученики, подобные Иосафату Кунцевичу, павшие от рук восставшего народа.

Мученическая смерть Иосафата Кунцевича

После Брестской унии положение православного населения и духовенства стало практически невыносимым. Полагая, что православные в политическом плане не являются благонадежными и сочувствуют Москве, власти рассматривали их едва ли не как врагов государства. Очень часто православные храмы захватывались униатами, умерших запрещалось хоронить, покойники выкапывались из могил и выбрасывались на свалки. В ответ доведенное до отчаяния население нападало на своих мучителей и уничтожало их. Положение усугублялось тем, что униатство по своей сути было искусственной и политизированной конфессией, созданной специально для того, чтобы оторвать православных от Московской патриархии.

В отличие от православных и униатов, католики чувствовали себя на территории Речи Посполитой вполне комфортно. На некоторое время в государстве активно подвизались иезуиты, открывшие на его территории университет и многочисленные коллегиумы. В результате, почти все достойнее образование (в том числе частное) было сосредоточено в их руках. Это приводило к тому, что желающие учиться (а через это и занимать административные должности) были вынуждены жертвовать своими религиозными принципами и переходить в католичество.

Само государство позиционировало себя как католическое. Некоторое время этому пытались противостоять протестанты, однако Контрреформация оказалась в состоянии их изжить ненасильственными методами. Этому, прежде всего, способствовало то обстоятельство, что новая конфессия затронула лишь незначительное количество шляхты и мещан, скорее отдававших дань моде, чем готовых отстаивать свои принципе в религиозной борьбе. Чаще всего их переманивали обратно в католичество с помощью выгодных предложений и образования.

Что касается иудеев и мусульман, то их положение было шатким. Переход в христианство всемерно приветствовался, крещённый еврей или мусульманин обретали все права, которых они были лишены в рамках существования в рядах своей религиозной общины. Что касается тех, кто упорствовал, то сам король или любой чиновник мог в любой момент поставить их за рамки закона и изгнать, лишив имущества. Очень часто этого не происходило только по той причине, что евреи признавались толковыми администраторами, умеющими вести дела. Шляхта, проводившая все свое время на войнах и охоте, такими способностями не обладала, да и позорно ей было торговать и вступать с низшими сословиями в коммерческие отношения.

Таким образом, в Речи Посполитой наряду с четырьмя (случай уникальный) христианскими конфессиями существовали иудаизм и ислам. Полноценным и поощряемым при этом оставалось исключительно католичество.

Национальный антагонизм

Рассказывая о социальном разделении шляхты и простого народа, мы уже упоминали о том, что первая считала второй покоренным народом, в свое время завоеванным и обреченным на рабство.

Именно отсюда берет свои корни идеология «сарматизма», на несколько столетий определявшая мировоззрение и образ жизни шляхты.

Шляхтич считал себя потомком древних сарматов, которым, в силу невежества, приписывал идеальные качества. При этом он старался весь свой образ жизни сделать сарматским. Чтобы удовлетворить подобные запросы, идеологи сарматизма создали огромное количество мифов и предрассудков, полностью оторвавших шляхту от остального народа.

К людям, недавно получившим дворянство, шляхта относилась с презрением, считая их инородным телом в своем сообществе.

Что касается простого народа, то он был покоренным и бесправным быдлом, несшим бремя обязанностей и обреченным на скотскую жизнь.

Любопытно, что руководство Речи Посполитой никогда не делало попыток наладить диалог между разными социальными и этническими слоями общества, обрекая их на взаимную вражду.

Предки белорусов и украинцев изначально не входили в состав Польской короны, поэтому после создания Речи Посполитой их инкорпорировали в уже практически сложившийся социальный мир польской аристократии. При этом отношение к высшему сословию ВКЛ и простому народу было разным. Шляхту постарались как можно скорее полонизировать и ассимилировать. Эта политика увенчалась успехом, уже в XVII столетии бывшие «литвинские» дворяне уже практически не отличали себя от поляков. С 1696 года все юридические документы в Речи Посполитой должны были издаваться на польском языке, что также нивелировало этнические различия

Простой же народ ассимилировать никто и не пытался. Он разговаривал на местных диалектах и оставался в массе своей безграмотным. Это позволяло шляхте еще дальше дистанцироваться от крестьян, которых она считала тупым скотом.

Разумеется, все это обязательно должно было «выстрелить». В 1648 году началось восстание Богдана Хмельницкого, украинские и белорусские крестьяне начали массово уничтожать шляхту. При этом досталось и еврейскому населению, которое было вовлечено в хозяйственные отношения с «панами».

Таким образом, главным этносом в Речи Посполитой оставались поляки и полонизированные высшие слои общества.

Простой народ и инородцы рассматривались лишь в качестве объектов эксплуатации и периодически подвергались гонениям.

Заключение

В Речи Посполитой присутствовали столь грандиозные противоречия, что в XVIII столетии она просто рухнула под их бременем.

Стоит ли этому удивляться, учитывая то обстоятельство, что высшее сословие полностью отделило себя от остального народа?

После разделов Речи Посполитой часть ее населения перестала ощущать себя покоренным народом и вернулась в общерусский мир. Другая часть подверглась уже иной ассимиляции со стороны немцев.

История Речи Посполитой – это, прежде всего, история высшего сословия. Все, что связано с другими сословиями, почти никак не отразилось в ее культуре и политике.

Впрочем, Речь Посполитая – это также государство с уникальным негативным политическим опытом. Никогда еще бесконечная свобода одних не граничила с величайшим рабством других. Даже в эпоху просвещения шляхта не сделала выводов, способных спасти государство. Более того, имея все возможности спасти Речь Посполитую, она ударилась в бесконечные дрязги и конфедерации, которые закономерно и привели к краху шляхетской республики.

(Visited 9 068 times, 14 visits today)

Последнее изменение: 28.10.2020

Речь Посполитая

Речь Посполитая — это польско-литовское федеративное государство, было образовано 1 июля 1569 года в результате Люблинской унии (союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским 1569 г.). Формой правления в Речи Посполитой была демократическая монархия, и это государство было одним из самых влиятельных в Европе.

Название Péчь Пocпoли́тaя (Речь Посполита или Rzeczpospolita) является польской формой латинского «res publica» и переводится как «общее дело».

Речь Посполитая перестала существовать в 1795 году с разделом её территорий между Российской империей, Прусским королевством и Австрийской империей (три раздела произошли в 1772, 1793 и 1795).

В состав Речи Посполитой входили (современные границы):

  • Польша (центральные и восточные районы);
  • Украина (западная);
  • Беларусь (полностью);
  • Литва (почти полностью);
  • Латвия (южная);
  • некоторые территории России (полоса вдоль границы с Беларусью);
  • Словакия;
  • Молдавия;
  • Эстония.

История

Образование Речи Посполитой

Сближение этих двух стран началось в 1385 году, когда Польша и Литва заключили Кревскую унию. Великий литовский князь Владислав Ягайло женился на польской королеве Ядвиге. Таким образом, получилось, что один монарх (Владислав Ягайло) правил обоими государствами — Великим княжеством Литовским и королевством Польша.

Многими годами позже, в 1569, в результате Люблинской унии уже была создана единая страна: польско-литовское федеративное государство знакомое, под названием Речь Посполитая.

Правление

Формой правления была демократическая монархия. Политическим режимом в этой стране была шляхетская демократия. Т.е. король избирался шляхтой (дворянством) на всю жизнь и не мог передать трон по наследству, он обладал верховной властью, но не мог устанавливать законы без согласия шляхты.

Это был один из первых мультикультурных союзов в европейской истории, где правительство защищало права меньшинств. Речь Посполитая также считалась одним из самых влиятельных союзов в политическом и культурном плане.

Это была многонациональная страна, где жили:

  • поляки,
  • литовцы,
  • латыши,
  • русские,
  • русины (украинцы и белорусы),
  • немцы,
  • евреи,
  • татары,
  • армяне,
  • шотландцы.
  • караимы, и др.

Речь Посполитая также была и многоконфессиональной страной, в которой уживались:

  • протестанты (меннониты, лютеране, кальвинисты),
  • православные (старообрядцы),
  • христиане (католики, ариане),
  • евреи,
  • мусульмане.

Как раскололась Речь Посполитая

В середине XVII начался спад Речи Посполитой. Внутри государства чувствовалась нестабильность из-за множества конфликтов между шляхтой, и это сделало страну более уязвимой. Одновременно началась борьба украинских казаков за свободу и независимость. Также причиной считается упрочнение положения Российской империи, Королевств Пруссии и Швеции. Как результат, и территории, и политическая значимость Речи Посполитой начали убывать.

Раздел

  1. Первый раздел 1772 г. — Пруссия, Российская и Австрийская империи — захватывают пограничные регионы.
  2. Второй раздел 1793 г. — Екатерина II, с поддержкой некоторых представителей польско-литовской знати, вводит войска, и происходит второй раздел.
  3. Третий раздел 1795 г. — начинается восстание под предводительством ветерана Тадеуша Костюшко, однако силы государств-противников превосходили в разы, восстание было подавлено, а остатки земель поделены. Тогда Польша прекратила своё существование на 123 года.

Узнайте, что такое Смутное время. Читайте также про Смоленскую войну между Россией и Речью Посполитой.

Речь Посполитая: дата образования, интересные исторические факты

  • 6 Августа, 2019
  • Страны

Речь Посполитая была одним из крупнейших государств в Европе. Во второй половине шестнадцатого века, после Люблинской унии (1569), территория польско-литовского государства составляла 815 000 квадратных километров. В период расцвета, в первой половине семнадцатого века, это государство занимало 990 000 квадратных километров.

На европейском континенте было только две страны, превосходящие Речь Посполитую по размеру: Великое княжество Московское и европейские территории Османской империи. Общее государство поляков и литовцев существовало более двух веков, до тех пор, пока оно не исчезло с карты Европы после последнего раздела в 1795 году.

Речь Посполитая на карте Европы

Что такое Речь Посполитая

Это объединенное польско-литовское государство. В 1569 году династическая связь между Польшей и Литвой была преобразована в конституционные отношения актами Люблинской унии, которая представила польско-литовское государство как «Содружество обоих народов» (Rzeczpospolita Obojga Naroduw). Она была заключена 1 июля 1569 года (дата образование Речи Посполитой).

После заключения этого союза дворянство двух государств избирало монархов путем общих королевских выборов и созыва сейма. Таким образом, Речь Посполитая — это Польша и Великое княжество Литовское, объединенные в одно государство.

Хотя Ягеллонская династия прекратила свое существование в 1572 году, государство продолжало существовать до конца восемнадцатого века. При этом Люблинская уния не отменяла полностью институциональной индивидуальности каждой части Речи Посполитой. И у Литвы, и у Польши сохранялась собственная казна и армия. Иерархия государственных учреждений была организована в Польше и Литве отдельно. Речь Посполитую можно назвать «республикой дворян», потому что должность монарха была выборной, а королевская прерогатива в значительной степени ограничивалась в привилегиях.

Язык и религия

Страна была населена различными этническими группами, говорящими на разных языках и с разными вероучениями. В Речи Посполитой было три официальных языка: латинский, польский и русинский (протоукраинский и белорусский).

Что касается религии, то эта страна была многоконфессиональным государством. Католики во второй половине шестнадцатого века составляли менее половины его населения. Его территория была разделена между Римской и Византийской церквями.

В юго-восточной части Польского королевства и в восточной части Великого княжества Литовского доминирующей была православная вера. У армян тоже были свои отдельные епархии, они пользовались широкой свободой вероисповедания. В 16-м веке влияние Реформации достигло Польши и Литвы. Лютеранство было принято в основном в городах с немецким населением на севере и в западной части Польского королевства, в то время как кальвинизм распространился среди дворян Малой Польши и Литвы.

Чешские братья и антитринитарии, которых преследовали в их метрополиях, также нашли убежище в Польше и Литве. Варшавская Конфедерация (1573) гарантировала мирное сосуществование среди христианских конфессий, в том числе католиков, православных и протестантов. В 17-м веке за религиозную терпимость Речь Посполитую называли «убежищем еретиков». Здесь также проживали представители не христианских конфессий. В 18-м веке евреи составляли около 10 процентов населения. Были также мусульмане (татары).

герб Речи Посполитой

Социальная структура

В обществе Речи Посполитой выделяют два основных слоя:

  • Высшие сословия, включавшие дворянство, католических священников и зажиточных горожан. Члены этого слоя пользовались различными привилегиями и могли общаться друг с другом на их общих языках (латинском, польском, иногда русинском).
  • Низшие сословия включали горожан и крестьян. Этот нижний слой состоял из небольших местных сообществ с разными языками и вероисповеданиями.

В целом структура польско-литовского общества соответствует общей форме социальной структуры аграрных государств.

Стремление к единству

До 1569 года, когда образовалась Речь Посполитая, это были две разные страны, государственные органы, связанные общим монархом, но разделенные политически. Это были разные страны и политические системы, но постоянно в течение двух поколений в них следовали процессы культурной и политической ассимиляции.

В более ранние века отношения между поляками и литовцами были довольно слабой системой личного союза, то есть нациями, объединенными одним правителем. Поляки были инициаторами союза, и литовцы наконец-то увидели преимущества, которые они могли получить.

Реальная почва для союза, заключенного в Люблине, была создана только усилиями литовского дворянства. Последние стремились получить политические права, схожие с правами дворянства в Королевстве Польском. Укрепление отношений с Польшей создало такой шанс.

Положения унии

Результатом заключения союза в Люблине стало создание федерации, состоящей из двух равных членов. Вместе на свободных выборах оба избрали одного правителя, объединили денежно-кредитную и правовую системы, создали совместный парламент и Сенат, а также вели общую оборону и внешнюю политику.

подписание Люблинской унии

Польско-литовская власть

Союз был уникальным в европейском контексте не потому, что он вообще существовал, а главным образом благодаря своей долговечности, размаху и историческим последствиям.

Мнения историков разделяются, когда дело доходит до оценки Люблинского союза. Некоторые говорят, что существование Речи Посполитой было только причиной длительных войн с Россией и Турцией. С другой стороны, объединенные польско-литовские силы занимали более сильную политическую и военную позицию. Однако экономический и политический кризис привел к распаду институтов власти и всего государства. Тем не менее стоит отметить ценность и последствия долгосрочного сочетания польской и литовской культуры.

Короли из династии Ваза

В 1587 году в Польше началось правление королей шведской династии Ваза (Васа). Первым из них был Сигизмунд III Ваза, правивший Речью Посполитой в 1587-1632 годах, племянник Сигизмунда Августа. Он сидел одновременно на польском и шведском тронах. Чтобы контролировать Швецию, он в конце 16-го века перенес усадьбу из Кракова в Варшаву. Владислав IV (1632-1648) и Ян Казимир (1648-1668), сыновья Сигизмунда III, восседали на польском престоле.

Сигизмунд III Ваза

Короли из династии Ваза пытались реформировать систему, чтобы улучшить режим парламентской работы, ввести постоянные налоги и укрепить исполнительную власть.

После 1569 года на Волыни, Киевщине и Браславщине начали появляться крупные поместья магнатов. Самые богатые из них подражали королю не только богатством, но у них была своя армия, они руководили собственной внешней политикой. Так называемые голоты (дворяне, лишенные собственной земли) оказались в экономической зависимости от магнатов.

Брестская уния

Король Сигизмунд III Ваза был ревностным католиком и активно участвовал в контрреформационной деятельности. Положения Варшавской Конфедерации 1573 года не соблюдались. Таким образом, в Речи Посполитой происходили акты насилия против несогласных. Это вызвало беспорядки, особенно в крупных городах, где происходили даже погромы и уничтожение имущества людей, исповедующих не католические религии.

Ян II Казимир

В 1596 году по инициативе короля и его исповедника, иезуитского священника Петра Скарги, было проведено объединений католической и православной церквей, существовавших в Речи Посполитой. Оно получило название Брестской унии. В результате на восточных землях появилась греко-католическая, или униатская, церковь. Была сохранена литургия по восточному обряду и возможность заключения брака для священнослужителей более низкого ранга, но эта церковь была подчинена Папе Римскому.

Войны со Швецией

противостояние шведам

В 1600 году шведы вторглись на территорию Инфляндии. Начался тяжелый период в истории Речи Посполитой. Несмотря на превосходящие силы противника, армия Ходкевичей, шляхетского рода Великого княжества Литовского, одерживала победы. В 1611 году между Швецией и Речью Посполитой было заключено перемирие, которое в 1617 году было нарушено шведами. В 1629 году в Старом Тарге было подписано перемирие между воюющими сторонами. Шведы получили большую часть портов Ливонии и Пруссии, за исключением Гданьска, Крулевца и Пака. Они также получили право взимать большую часть пошлин с гданьской торговли.

Последствия этих войн могли быть для Речи Посполитой намного хуже. Подписание перемирия было обусловлено, прежде всего, тем фактом, что Швеция участвовала в Тридцатилетней войне, которая продолжалась с 1618 по 1648 год, в которой страна не принимала непосредственного участия.

Конец существования государства

I раздел Речи Посполитой

Вторая половина 17-го и первая половина 18-го века прошли в непрекращающихся войнах Речи Посполитой с Россией, Турцией и Швецией. Постепенно государство становилось все слабее и слабее. В 1772 году три соседние великие державы (Австро-Венгрия, Пруссия и Россия) сговорились разделить страну. Окончательные попытки изменить ситуацию, такие как принятие новой Конституции (второй в мире после американской), отменяющей либерум вето, или восстание Тадеуша Костюшко, были слишком незначительны и слишком запоздалые. После трех разделов Речь Посполитая исчезла с карты. Этнические литовские земли были захвачены Россией и Пруссией в третьем разделе 1795 года.

«Мы, обоих народов прелаты, князья, паны-рада, бароны и все чины, должны также помогать друг другу во всех невзгодах всеми силами и средствами, какие общему совету покажутся полезными и нужными, считая счастливые и злополучные дела общими и поддерживая друг друга чистосердечно». В 1569 году в городе Люблин представители польской и литовской знати закрепили на бумаге создание нового государства на европейской карте — Речи Посполитой (Rzeczpospolita, от латинского Res Publica). Этот восточноевропейский гигант просуществовал чуть больше двухсот лет — в конце 18-го века глубокий кризис «шляхетской республики» и аппетиты соседних держав предопределили исчезновение польско-литовского государства.

Польша и Литва на пути к объединению

Точкой отсчёта польской государственности принято считать правление первого «достоверного» князя Мешко, который смог объединить славянские племена от Балтики до Словакии и от Чехии до Руси в 10-м в. Именно этот правитель в 966 году принял католичество и распространил новую веру среди своих подданных — почти на 20 лет раньше, чем Владимир Святославич принял православие.

Польша развивалась примерно по тому же сценарию, что и Древняя Русь — после непродолжительного периода сильной королевской власти и консолидации земель вокруг Кракова настала эпоха феодальной раздробленности. Формально началом борьбы разных веток Пястов за доминирование на территории некогда единой Польши считается смерть Болеслава Кривоустого в 1138 году. После этого страна распалась на несколько частей и оставалась в таком состоянии почти 200 лет. Объединить Польшу в 1320 году смог внук знаменитого Конрада Мазовецкого Владислав Локетек.

В то же время нарастали противоречия между польским королевством и Тевтонским орденом, обосновавшимся на побережье Балтийского моря. Уже во время правления сына Владислава Казимира III под юрисдикцию короны попала часть Юго-Западной Руси, в том числе Галич и Львов. Общие внешнеполитические интересы сблизили Польшу и могучее Литовское княжество, образовавшееся в 13-м веке в результате объединения разных прибалтийских племён.

Между Польшей и Литвой уже в 14-м веке установились прочные династические и политические связи. Кульминацией союзнических отношений стала женитьба князя Ягайло на польской королеве Ядвиге. Ягайло принял католичество и новое имя — Владислав, а между государствами была заключена Кревская уния. Однако литовские элиты ещё не были готовы к потере своего независимого положения: на протяжении всего 15-го века уния действовала с перерывами, а Польша то и дело подтверждала свободы своих восточных соседей.

Такое положение продлилось до середины 16-го века. На фоне тяжёлой Ливонской войны и требований шляхты (мелкого дворянства) унификации юридической и фискальной систем Польши и Литвы, а также тяжёлого положения литовских землевладельцев, пострадавших от московских войск и нуждавшихся в защите, польско-литовский сейм в городе Люблин в 1569 году объявил о заключении унии, которая дала начало новому государству.

2.png

Ян Матейко. «Люблинская уния». 1869 год. (ru.wikipedia.org)

«Общее дело» — восточноевропейская версия

Государственное устройство Речи Посполитой не имело аналогов в истории Европы. Королевская власть ограничивалась своеобразным парламентом, сеймом, состоявшим из представителей польской и литовской знати. Обе части страны сохраняли административную независимость, своё налоговое регулирование и армии. Сейм и король же управляли внешней политикой, а на территории всего государства распространилась польская денежная система. Властитель избирался на заседании сейма. Несмотря на кажущиеся свободы, началась стремительная «полонизация» Литвы и доминирование католического духовенства на востоке страны.

Тем не менее объединённое государство смогло довести Ливонскую войну до победы, после чего начался «золотой век» Речи Посполитой. Государство вело активную внешнюю политику на всех направлениях, культурная жизнь бурно развивалась — этому способствовало раннее появление книгопечатания. Исторические труды и научные трактаты пользовались большой популярностью среди интеллектуальных элит того времени.

Николай Коперник – один из самых известных польских учёных.

Николай Коперник — один из самых известных польских учёных. Источник: wikipedia.org

Но подъём королевства продолжался недолго. Вскоре после безуспешной попытки посадить на русский престол Владислава Вазу Речь Посполитую начали преследовать неудачи. Шведы активно распространяли своё влияние в прибалтийском приграничье, а усиливавшееся давление польских магнатов на украинских крестьян часто приводило к восстаниям: такими, например, стали выступления гетмана Косинского и Северина Наливайко.

Речь Посполитая и Россия: эпоха войн

Основным внешнеполитическим противником Речи Посполитой стала восстанавливавшаяся после событий Смуты Россия. В 17-м веке между странами произошли две крупных войны. Первая велась за контроль над Смоленском, оказавшимся в составе польско-литовского государства в начале столетия. Тогда, в 1634 году, поляки смогли отстоять город, но всего лишь на 20 с небольшим лет. Настоящий потоп, захлестнувший страну, стал вестником упадка. Начавшаяся как очередное восстание казачества, война быстро превратилась в крупномасштабное противостояние Речи Посполитой, России и Швеции.

По итогам серии конфликтов между государствами польско-литовское королевство потеряло Левобережную Украину, Смоленск и Киев. С тех пор Речь Посполитая фактически превратилась в субъект международных отношений, хотя временами ещё была способна на крупные военные походы. Такими оказались знаменитые битвы короля Яна Собеского против турок-осман: в 1673 году он разгромил противника в битве под Хотиным, а спустя 10 лет оказался главным действующим лицом драмы, разразившейся под стенами Вены.

4.jpg

Венская битва 1683 года. (commons.wikimedia.org)

Но время шло своим чередом — вскоре Речь Посполитая вновь стала ареной крупномасштабных военных действий. Снова на её территорию пришли русские и шведы, но уже в рамках Северной войны. Весь 1708 год проходил в стычках небольших отрядов, действовавших на территории королевства. Бесконечные войны разоряли страну, а политическое устройство (притчей во языцах стало liberum veto, согласно которому все решения сейма принимались лишь при большинстве голосов) и интересы соседей не позволяли провести жизненно-важные реформы. Речь Посполитая фактически превратилась в «проходной двор» Восточной Европы.

Разделы Речи Посполитой

Последняя попытка спасти государство от неминуемого исчезновения связана с именем последнего короля Речи Посполитой Станиславом Понятовским. Представитель видного магнатского рода, он взошёл на престол при поддержке российской императрицы Екатерины II и попытался реформировать косную властную структуру своей державы. Преобразования касались финансовой сферы, вооружённых сил и системы законодательства — король пытался бороться против пресловутого liberum veto, тормозившего развитие страны.

5.jpg

Станислав Понятовский. (ru.wikipedia.org)

Однако большая часть шляхты была недовольна королевским курсом. Объединившиеся в Барскую конфедерацию консервативные дворяне спровоцировали в стране гражданскую войну, которая привела к первому разделу Речи Посполитой в 1772 году. В то же время Понятовский был вынужден считаться с русским влиянием в государстве — в конце 18-го века польско-литовская держава фактически стала протекторатом своего восточного соседа.

Тем не менее король не оставил попыток возродить былое величие страны. 3 мая 1791 года сейм ратифицировал Конституцию Речи Посполитой, которая считается вторым в истории кодифицированным основным законом в мире после аналогичного акта, принятого в США. Однако вновь нашлись недовольные таким развитием событий — прежде всего соседи, усматривавшие в реформах попытку восстановления былой мощи королевства. Пользуясь приглашением оппозиционной Тарговицкой конфедерации, русские войска разгромили сторонников реформ, а в 1793 году произошёл третий раздел Речи Посполитой. Конституция, таким образом, действовала чуть больше года.

Разделы Речи Посполитой.

Разделы Речи Посполитой. Источник: wikipedia.org

Окончательное исчезновение польско-литовского королевства с карты Европы оставалось лишь делом времени. Поводом к третьему по счёту разделу, проведённому в 1795 году, послужило восстание польского патриота Тадеуша Костюшко. Россия, Польша и Австрия договорились о новых границах, просуществовавших, правда, недолго — во время Венского конгресса, на котором принимались решения о послевоенном устройстве Европы после победы над Наполеоном Бонапартом, произошёл так называемый «четвёртый» раздел Речи Посполитой.

Польская Республика, возникшая на руинах Российской, Австрийской и Германской империй после окончания Первой мировой войны, современниками называлась Второй Речью Посполитой — тем самым подчёркивалась преемственность государственности. Однако и второй попытке было суждено повторить судьбу своей предшественницы. Согласно секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа, подписанному в августе 1939 года, состоялся «пятый» раздел государства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пользователя для nissan qashqai
  • Гексорал табс классик инструкция для детей
  • Инструкция по охране труда при посещении массовых мероприятий
  • Кардиомагнил инструкция разжижает кровь или нет
  • Microcomputer controlled weight reducing belt инструкция на русском