Для Казахстана 1992 год стал точкой отсчета в проведении радикальных рыночных реформ. Впервые в истории молодого государства перед республикой встал ряд уникальных задач «посткоммунистической трансформации». Это либерализация цен, формирование отношений частной собственности с одновременным построением политических и социальных институтов современного рыночного государства.
фото: Egemen Archive Nazarbayev Flag
Выступая на торжественном собрании общественности Алматы, посвященном Дню Республики, 10 октября 1991 года, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прямо заявил: «Перед нами стоит задача создать открытую экономику, поставить богатства республики на службу народу. Сделать это нелегко, и мы не скрываем, что переход к рынку не будет усыпан розами. Люди должны знать, что в начальный переходный период нам, вполне вероятно, придется столкнуться с определенной долей безработицы, ростом инфляции, неравномерным распределением доходов».
«У нас не хватает квалифицированных кадров для организации рыночной экономики, нет в достаточном количестве конвертируемой валюты, нет конкурентоспособных товаров, с которыми мы бы могли выйти на мировой рынок. Все это надо создавать практически на голом месте, одновременно вытягивая из болота изрядно запущенное, подорванное развалом традиционных связей народное хозяйство», – подытожил тогда в своем выступлении Нурсултан Назарбаев. История подтвердила эти слова.
Либерализация цен – точка отсчета
Первым шагом рыночных реформ в Казахстане стала либерализация цен, предпринятая в январе 1992 года. До 1991 года цены на продукцию, товары и услуги в Советском Союзе устанавливались согласно официальным нормативам, утвержденным на центральном уровне.
Централизованное ценообразование, как известно, означало, что государство утверждало все виды цен, в частности закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию колхозов и совхозов, оптовые цены на продукцию промышленных предприятий и цены для магазинов розничной торговли. При этом ценовая политика государства не основывалась на экономических интересах товаропроизводителей, затратах их производства, а также на балансе спроса и предложения.
В условиях, когда предприятия представляли разработанные ими нормативы для последующего утверждения на государственном уровне, снижение затрат на производство товаров не являлось вопросом номер один для руководителей советских предприятий. Более важной для них задачей было выполнение плана по выпуску продукции в денежном выражении. Логично, что чем более высокую «плановую прибыль» они закладывали в нормативы затрат, поднимая себестоимость продукции и получая в ответ из центра завышенные нормативы директивных цен, тем легче предприятиям было выполнить план.
В Казахстане, как и в других союзных республиках, цены на большинство видов продукции и услуг устанавливались в административном порядке, в основном на центральном уровне. По информации МВФ, только цены на шерсть, обувь, одежду и национальные костюмы утверждались в КазССР на республиканском или областном уровне. Поскольку поправки к ценам в административно-плановой системе осуществлялись в очень редких случаях, инфляция как таковая не являлась существенной проблемой. Например, в 1980-х годах ежегодный рост розничных цен составлял лишь 1,4%.
В силу того, что цены в Казахстане контролировались государством, денежный и инфляционный компоненты, по выражению МВФ, существенно расходились между собой. Денежная политика проводилась на центральном уровне, и ее целью было достижение количественных целей центрального плана без какого-либо отношения к инфляционным последствиям. При этом инфляционное давление, которое скрыто возникало в силу монетизации дефицитов предприятий, на самом деле существовало, однако сдерживалось путем контроля цен на центральном уровне. Тем не менее такое инфляционное давление выливалось в дефицит потребительских товаров, нормирование продуктов, продажу товаров на черном рынке, где цены на продукцию могли превышать официальные цены в несколько раз.
Переход к рыночным ценам…
Как и в других республиках бывшего Союза, ценовая реформа в Казахстане была инициирована в начале 1991 года в виде частичной либерализации цен, вылившейся в резкий рост административных цен. Как напоминает нам в одном из своих исследований МВФ, на розничном уровне для большинства потребительских непродовольственных товаров и услуг, а также для потребительской продукции сельского хозяйства были установлены фиксированные цены.
Для других видов товаров и услуг были введены свободные или регулируемые цены (цены с установленным лимитом по максимальной прибыли). Такая ценовая либерализация привела к огромному разрыву и росту розничных цен (на уровне 83%), а также к увеличению наличных денег в обращении и росту кредитных ресурсов (в 2 раза, по данным МВФ). Однако в условиях, когда цены на большинство товаров и услуг все еще устанавливались в административном порядке, а также в условиях редкого внесения поправок к этим ценам на центральном уровне инфляция в 1991 году носила подавленный характер.
После обретения независимости Казахстан пошел на практически полное снятие бюрократических барьеров на пути рыночного ценообразования, объявив либерализацию цен в январе 1992 года. Эта реформа, став первым шагом на пути к созданию рыночной экономики независимого Казахстана, явилась одной из самых болезненных реформ переходного периода. Основным правовым документом для запуска этой меры стал Указ Президента от 3 января 1992 года «О мерах по либерализации цен». По сути, введение одного этого законодательного акта разрушило основы плановой экономики, унаследованной Казахстаном со времен Советского Союза.
Целью либерализации цен было решение ряда проблем. Первое, что подразумевалось достичь, это уменьшить «финансовую несбалансированность» в экономике за счет резкого сокращения ценовых субсидий, ликвидировать денежный навес, «душивший» экономику еще с советских времен, создать предпосылки для эффективного распределения ресурсов и заложить конкурентные начала в работе предприятий, которые теперь должны были реализовывать продукцию по договоренности со своими покупателями.
Приступив в 1992 году к свободному ценообразованию, Казахстан отпустил цены практически на все виды товаров и услуг. Однако на уровне производителей правительство все еще сохраняло контроль цен на продукты энергетической отрасли, транспортные услуги и коммуникации, хотя они были повышены от 3 до 10 раз. На розничном уровне правительство держало контроль над ценами на основные продукты питания (хлеб и мука, молочные продукты, соль, сахар, растительное масло, алкогольные напитки), нефтепродукты, квартирную плату, коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта. За исключением тарифов на квартирную плату, цены на эти регулируемые товары и услуги повысились от 3 до 5 раз.
Наименьшему изменению подверглись цены на продукты питания, дизельное топливо, бензин и коммунальные услуги, наибольшему же – на уголь, мазут и газ. Согласно анализу исследователей МВФ, 110%-ный рост цен в январе 1992 года на две трети был вызван повышением цен на эти контролируемые товары и услуги. В дополнение к этим мерам были приняты законодательные акты по регулированию цен предприятий-монополистов, введению минимальной заработной платы и повышению пособий для наиболее уязвимых слоев населения.
С проведением относительно жесткой денежно-кредитной политики со стороны Центрального банка России и Национального банка Казахстана в первые несколько месяцев реформы ценообразования (до мая 1992 года) Казахстану удалось сохранить общий уровень розничных цен на сравнительно низком уровне.
Однако правительство продолжало повышать цены на регулируемые товары и услуги. В частности, цены на уголь, нефть и нефтепродукты повысились в 6–7 раз, а на газ и газопродукты – в 20 раз. Кроме этого, в марте 1992 года Казахстан отпустил цены практически на все виды транспортных перевозок (за исключением железнодорожных). В мае 1992 года были отпущены цены на алкогольные напитки. И наконец, в июле 1992 года Казахстан пошел на освобождение цен на молочные продукты, сахар, соль, растительное масло и спички.
Правительство при этом продолжало регулировать на национальном уровне цены на хлеб и хлебобулочные изделия, муку, детское питание и некоторые виды нефтепродуктов и на электроэнергию, а также на некоторые виды услуг связи и транспортные услуги. При этом цены на квартирную плату и коммунальные услуги устанавливались на региональном уровне. Правительство также сохраняло контроль цен на некоторые виды медицинских услуг, которые были резко повышены в сентябре 1992 года. При этом в последнем квартале 1992 года цены на некоторые виды медицинских товаров и услуг были отпущены.
…Привел к инфляции
Переход к рыночным ценам в Казахстане, как известно, привел к масштабному скачку цен и последующему росту инфляции. В частности, по данным МВФ, за период с сентября 1992 по сентябрь 1993 года среднее значение инфляции составило более 25%, а в ноябре 1993 года месячный уровень инфляции достиг 55%. По выражению МВФ, инфляция в Казахстане с тех пор оставалась на уровне двузначных цифр аж до начала 1995 года. Такая продолжительная инфляция отрицательно повлияла на экономическое положение Казахстана, и условия непредсказуемых ценовых параметров затруднили эффективное управление экономикой на начальном этапе реформ.
Высокая инфляция явилась следствием множества взаимосвязанных факторов. Одним из них стал многоступенчатый процесс повышения регулируемых цен со стороны правительства. Как отмечают исследователи МВФ, в противоположность многим странам с переходной экономикой, отпустившим цены резким способом и в короткое время, Казахстан принял пошаговые, постепенные меры для либерализации цен на различные виды товаров.
Административные цены часто менялись, и меры со стороны правительства постоянно подвергались различным изменениям. В частности, цены на нефтепродукты и связанные с этим услуги были повышены в ноябре 1992 года, январе и августе 1993 года (в 2–3 раза каждый раз). Аналогично цены на хлеб были повышены в 5 раз в сентябре 1992 года и сентябре 1993 года. При этом, как подчеркивает МВФ в одном из своих исследований, несмотря на эти корректировки, цены на энергопродукты и хлеб так и не достигли своего значения в реальном выражении, которое они имели на начало января 1992 года.
Однако источниками растущих цен были не только внутренние, казахстанские факторы. Огромную роль в раскручивании инфляции в Казахстане сыграл тот факт, что до ноября 1993 года Казахстан разделял единую валюту с Россией. Это означало, что проблемы России по стабилизации финансовой ситуации в первые два года переходного периода подпитывали и казахстанскую инфляцию.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Одним из мощных ударов по попыткам Казахстана провести «безболезненную» либерализацию цен стало решение Центрального банка России осуществить денежную реформу в июле 1993 года. Официальными целями реформы были изъятие из обращения находившихся в обороте денежных знаков советского образца (1961–1992 годов) и обмен их на новые купюры. Реформа, как известно, носила конфискационный характер, связанный с ограничениями по обмену старых купюр на новые. Эти ограничения были введены в целях сдерживания инфляции, вспыхнувшей в России после отпуска цен, а также в целях недопущения на территорию страны массового притока старых рублей из других бывших союзных республик, многие из которых к тому времени уже стали вводить национальные валюты.
Эта реформа Центробанка РФ, про которую миллионы жителей бывшего Союза помнят по знаменитой фразе тогдашнего премьер-министра России Виктора Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), по сути, разделила денежные и валютные системы России и Казахстана. Не имея к тому времени собственной национальной валюты, Казахстан пытался сохранить валютный союз с Россией, однако, как известно, эти попытки не увенчались успехом, и 15 ноября 1993 года Казахстан пошел на исторический шаг по введению тенге.
До момента введения национальной валюты Казахстан, не имевший собственных рычагов управления денежной массой, столкнулся с ростом инфляции, вызванной притоком рублевых денежных знаков из других республик, а также ожиданиями общества по поводу масштабной реформы по введению своей валюты. В дополнение к этому Казахстан продолжал вводить изменения к ценам на регулируемые государством товарные группы. В частности, по данным МВФ, в конце 1993 года и начале 1994 года цены на продукты энергетической отрасли были повышены в среднем в 2 раза, на хлеб и коммунальные услуги – в 4 раза.
Радикальные меры по снижению административного регулирования цен Казахстан стал применять весной 1994 года. Начиная со второго квартала 1994 года, впервые с 1992 года, цены на нефть и нефтепродукты стали устанавливаться производителями, с регулируемым верхним пределом максимальной прибыли.
В мае 1994 года такая система была введена для угля. В декабре 1994 года Казахстан пошел на снятие регулируемых пределов по максимальному уровню прибыли, что означало практически полное освобождение цен, начатое Казахстаном в январе 1992 года. В октябре 1994 года были полностью отпущены цены на хлеб, хлебобулочные изделия и муку.
К концу 1994 года Казахстан в административном порядке устанавливал лишь цены на электричество, природный газ и теплоэнергию, а также потребительские цены на газ, электричество и телефонные услуги. Цены за квартирную плату, коммунальные услуги (за воду, отопление) продолжали устанавливаться в тот период властями на областном уровне, с поправками и изменениями, которые в большинстве носили запоздалый, но резкий и масштабный характер. Например, по информации МВФ, в первые шесть месяцев 1995 года цены на квартирную плату были повышены более чем в 14 раз, на воду – более чем в 6 раз и на отопление – в 10 раз в одном регионе, при этом как минимум в одной-двух областях эти цены были оставлены без изменений.
Многоступенчатость мер по либерализации цен и частые поправки и изменения административных цен, согласно выводам исследователей МВФ, привели к серьезным сдвигам в структуре относительных цен в казахстанской экономике в период перехода к рыночной экономике.
В целом цены на товары в начале процесса либерализации выросли более быстрыми темпами, чем цены на услуги (такие как квартирная плата, вода и электричество). Однако к концу 1992 года цены на услуги стали повышаться быстрее, чем цены на товары. Такое несоответствие между ценами на товары и ценами на услуги резко проявилось как по отдельным видам товаров и услуг, так и по времени – как в течение каждого года, так и в целом за весь период перехода Казахстана к рынку. Например, в 1990–1994 годах цены на товары в целом выросли в 5450 раз, при этом цены на стиральный порошок, в частности, поднялись в 21 155 раз, а на шерсть – в 1703 раза. Аналогичная ситуация наблюдалась и по услугам.
Поведение административно регулируемых цен, которые повышались правительством Казахстана непоследовательно и зачастую на масштабные величины, также повлияло на структуру цен в экономике. Все это затруднило проведение четкого анализа изменений цен в казахстанской экономике в начальный период реформ. Непостоянство цен в тот период отразило во многом то, каким образом Казахстан проводил либерализацию цен – многоступенчатыми шагами, с постепенным отходом от административного регулирования цен на многие виды товаров и услуг.
Как показывает история, первая и одна из самых основных экономических реформ – либерализация цен – была проведена в Казахстане многоступенчатыми мерами, с резким прогрессом в начале и замедлением к концу процесса освобождения цен. В целом этот процесс в Казахстане занял почти три года после инициирования реформы в январе 1992 года.
Еще один ключевой момент реформы цен, как нам напоминают исследователи МВФ, состоял в тесной взаимосвязи либерализации цен с процессом макроэкономической стабилизации. В частности, освобождение цен замедлилось после того, как во второй половине 1992 года Казахстан пошел на меры, напоминающие экспансионистскую (расширительную) фискальную и денежно-кредитную политику.
Большое влияние здесь сыграл фактор введения национальной валюты, для стабилизации которой Казахстан был вынужден отступить назад в процессе либерализации цен. Это ярко проявилось в начале 1994 года, когда казахстанский тенге стал стремительно обесцениваться из-за кредитной экспансии по решению проблемы неплатежей. Как мы описывали ранее, лишь начиная с весны 1994 года Казахстан пошел на продолжение реформы ценообразования, и с принятием более строгих мер денежно-кредитной и фискальной политики нам удалось достичь прогресса в реформировании цен и укрощении высокой инфляции.
О том, с какими проблемами столкнулся Казахстан в борьбе с высокой инфляцией и как молодому государству удалось добиться макроэкономической стабилизации, мы расскажем в последующих выпусках «ДК».
Асель АЛИШЕВА
Разрушение вертикальных связей когда-то единого народнохозяйственного комплекса СССР, остановка фабрик и заводов, гиперинфляция, безработица и сокращение объемов производства промышленной продукции требовали реформирования экономики, а затем уже модернизации политической системы. Ведь мировой опыт подтверждает, что без рынка не может быть высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к переменам, постоянным изменениям в структуре общественных потребностей, социально ориентированной.
На первом этапе Казахстану была навязана, в силу взаимозависимости от процессов, происходивших в других странах СНГ, программа непроработанной радикальной модернизации. Вслед за Россией республика была вынуждена следовать монетарной модели ускоренного «шокового» перехода к рынку. Этот проект был жестко привязан к аргументам западного образца и не учитывал специфики Казахстана. Рыночная экономика с полной либерализацией цен и жесткой ограничительной финансово-кредитной политикой в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры, привела к резкому повышению цен, острому платежному и финансовому кризису. Резкое сокращение спроса на продукцию казахстанских предприятий (прежде всего тяжелой индустрии) вызвало обвальный спад в экономике. Инфляция достигла 2000–3000%. Все это говорило о том, что системные экономические, рыночные реформы в условиях сложнейшего транзита необходимо было проводить скорейшим образом по всем направлениям.
2 января 1992 года без всяких предварительных консультаций со странами-соседями по СНГ и без оповещения Россия «отпустила» цены. Был совершен мгновенный переход с государственного регулирования цен на рыночную систему ценообразования.
Рост цен превзошел все ожидания: в течение одного 1992 года цены подскочили во много раз. Все сбережения населения обесценились. Большая часть населения тем самым оказалась за чертой бедности. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Падение промышленного производства за 1992 год составило более 20%. Начавшаяся либерализация цен обернулась для Казахстана значительным экономическим уроном. Товары из Казахстана большими потоками перетекали на территорию России, а огромная, ничем не обеспеченная денежная масса стремительным потоком затопила рынок Казахстана, возвышая и так непомерно дорогие потребительские товары и предметы быта.
В данной ситуации руководство республики было вынуждено также пойти на либерализацию цен на различные категории товаров.
3 января 1992 года Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О мерах по либерализации цен», согласно которому в целях стабилизации социально-экономического положения республики и создания условий для формирования рыночных отношений в экономике с 6 января 1992 года был осуществлен переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Согласно Приложениям №1 и №2 были установлены тарифы на некоторые виды продукции производственно-технического назначения и основных потребительских товаров, таких как хлеб, молоко, сахар, соль и т.д.
6 января наступил «черный» понедельник. Но кроме того, что цены на все продукты выросли многократно, других изменений не было, изобилия не наступило. В Алматы люди стояли в очереди за продуктовыми карточками, в Павлодаре кулинарные отделы универмага не работали, а в остальных отделах было пусто, хлеб продавали по две булки на человека, в Караганде с четырех часов утра люди занимали очередь перед дверью магазина за молочными продуктами, весь товар раскупили быстро, несмотря на то, что цены стали дороже в 3,5 раза. Сметаны, творога и сливок в продаже не было. Но всегда был выход, чего не было на прилавке магазина, можно было купить на базаре. Мяса в госторговле не было, а на рынке Павлодара можно было купить свинину по 45 рублей за кг, а говядина подорожала с 25 до 70 рублей. Яблоки по 30 рублей никто не покупал. Директор Карагандинского молзавода С.Рыбникова выразила простую, но гениальную мысль: «Можно до бесконечности повышать цены, но если при этом не обеспечить рубль товаром, то любую экономическую реформу ожидает крах». В Актюбинске прилавки были пусты как перед Новым годом, так и после либерализации. В магазине «Океан» две очереди, одна за вермишелью, отпускаемой по карточной системе, другая – за хлебом. Рабочая Л. Мостовая плачет, что на Рождество нечего на стол поставить, а соседка Л. Баталова добавила: «Цены бешенные, а продуктов как не было, так и нет». В Уральске спекулянты продавали сигареты по червонцу, а бутылка водки стоила 90 рублей. Резко повысили цены на вощи-фрукты в Целинограде. Яблоки можно было купить по 25-40 рублей за кг, виноград по 35-40 рублей, лимон по 12 рублей за штуку. В коммерческих ларьках алматинский «Дюбек» продавали по 13 рублей за пачку, а «Беломор» и «Астру» по 7 рублей. По Целинограду пошел слух, что, якобы Целиноградское птицеобъединение выразило недовольство слишком завышенными ценами на птичье мясо и яйца. Но главный экономист птицеобъединения Ш.Т. Шаймерденов развеял эти слухи: «Ничего подобного. Себестоимость птичьего мяса обходится в 35 рублей за кг, себестоимость яиц 6.60 за десяток. Опять же подорожали комбикорма».
9 января продолжила работу седьмая сессия Верховного Совета РК и депутатов интересовал вопрос, как дальше жить с такими ценами? Ответ Премьер-министра республики С.А. Терещенко, что случившееся нельзя назвать повышением цен, вызвал неодобрительный гул среди депутатов. Новые цены устанавливало не Правительство, а производители продукции, чтобы сохранить рентабельность хозяйств хотя бы на уровне 40-50%. А что касается разных цен в магазинах Нурсултан Назарбаев ответил, что в этом нет ничего плохого, так как рынок предполагает конкуренцию. Пусть свои цены устанавливают не только магазины, но и мясокомбинаты, совхозы, арендные предприятия, производители.
Рыночная либерализация обострила и без того напряженную ситуацию в республике. Особенно бурный всплеск недовольства вызвала либерализация цен. Люди ждали обещанного их повышения в три-четыре раза и заполнения в связи с этим магазинных прилавков, исчезновения очередей. Однако цены возросли, за редким исключением, в 10-20, а на многие виды продуктов питания и промышленных товаров в 100 и более раз. Тогда как зарплата увеличилась примерно вдвое. К тому же ничего в торговле не прибавилось. В самом бедственном положении оказались пенсионеры, инвалиды, студенчество. На площади Республики в Алматы появились пикеты учителей с требованием защиты от непомерной дороговизны. А у Дома правительства пикетчики, среди которых были представители партии «Желтоксан», требовали еще и отмены пятилетнего ограничения на прописку, защиты прав на жилье. Группа депутатов Алма-Атинского горсовета в своем обращении к Президенту республики обратила внимание на бездействие местных органов власти и управления, которые еще и препятствуют развитию нормальных рыночных структур, что болезненно отражается на продвижении реформ. В Караганде началась волна шахтерских забастовок, поводом для которой стало непомерное повышение цен на продукты в шахтерских буфетах. Угрожающая ситуация сложилась и на других промышленных объектах. Остановилось сталеплавильное и прокатное производство на Карагандинском металлургическом комбинате. Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан на начальном этапе продолжал оставаться в прежней денежной, финансовой и экономической системе.
10 января премьер-министр С.А. Терещенко на собрании актива Федерации профсоюзов республики заявил, что Правительство примет экстренные меры по снижению цен на продовольственные товары. Предельная цена за буханку хлеба будет установлена в пределах 2 рубля 80 копеек, килограмм творога – 4.65 руб, а сметаны – 4 рубля 20 копеек. Для дотации на продукты Правительство изыскивает 10 млрд рублей.
Понимая всю сложность ситуации Глава государства выступил с Обращением к народу Казахстана. Он еще раз подчеркнул, что альтернативы рынку не существует, и процесс роста цен был неизбежен. Но на нем наживались «теневики», спекулянты, и этому надо было положить конец.
Тем не менее мы обращались с предложением к руководству России и других республик отложить либерализацию цен до 1 июля 1992 года, считая выбранный для нее момент крайне неподходящим. Нельзя было идти на такую меру в условиях зимы. Поэтому, используя данную мне народом власть, я принял решение о замораживании цен на все виды хлеба, молока и молочных продуктов на уровне, который не может превышать более чем в 3 раза прежние цены, действовавшие до их либерализации. Понятно, что данное решение тяжело скажется на нашей экономике и бюджете республики.
Президент не раз говорил, в том числе и во время предвыборных встреч с избирателями, и еще раз подчеркнул, что выход из того сложного положения, в котором оказались казахстанцы не по своей воле, и для населения, и для производителей не в том, чтобы угрозой или проведением забастовок добиваться повышения заработной платы, компенсации любого удорожания либо беспредельно задирать цены на продукцию. Итогом этого может быть только новый виток инфляции, от которого будет еще хуже и потребителям, и производителям. Выход тут только один – больше и лучше трудиться, чтобы постоянно и последовательно повышать народное благосостояние.
12 января 1992 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан «О дополнительных мерах по социальной защите населения в условиях либерализации цен». Согласно Указа, «в интересах усиления социальной защиты населения Республики Казахстан были установлены государственные регулируемые цены на все виды хлеба и хлебобулочные изделия, муку».
Решившись на формирование социально-рыночного хозяйства, без которого не войти в сообщество процветающих стран, общество вынуждено пройти этот этап. И Нурсултан Назарбаев, как Президент, как гарант Конституции старался сделать все, что в его силах и возможностях, чтобы облегчить казахстанскому народу бремя и тяготы сложного переходного периода.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
По материалам периодической печати «Казахстанская правда», «Целиноградская правда», «Инфо-Цес» за январь 1992 года.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или
автора.
Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и
смежных правах». 8 (7172) 57 14 08
(вн — 1164)
30.06.2009
1261. Когда у озера Жаланашколь Семипалатинской области произошло столкновение советских и китайских войск?
А) 13 августа 1963 г.
В) 13 августа 1968 г.
+С) 13 августа 1969 г.
D) 13 августа 1970 г.
Е) 13 августа 1979 г.
1262. Встреча каких руководителей в аэропорту города Пекина 11 сентября 1969 года предотвратили ядерный конфликт?
+А) А.Косыгина и Чжоу Эньлая.
B) Л.Брежнева и Мао Цзедуна.
С) А.Косыгина и Дэн Сяопина.
D) Ю.Андропова и Дэн Сяопина.
Е) М.Суслова и Чжоу Эньлая.
1263. Какой процент от внедряемых в СССР научно-технических новшеств приходился на долю Казахстана к началу 80-х годов 20 века?
А) 25%.
В) 17%.
С) 10%.
D) 5%.
+Е) 3%.
1264. Назовите крупный территориально — производственный комплекс, сложившийся на территории Казахстана в 70-е годы 20 века:
А) Петропавловский.
В) Жамбылский.
+С) Мангистауский.
D) Жетыгенский.
E) Кокшетауский.
1265. К чему привело интенсивное использование земельных и водных ресурсов Аральского бассейна:
А) Площадь морского дна оголилась на 27 тысяч квадратных километров.
В) Увеличилась соленость моря.
C) Усилился вынос солей и пыли с осушенного дна.
D) Арал стал терять рыбопромысловое значение.
+Е) Все перечисленное.
1266. Какую сумму составили капиталовложения в сельское хозяйство республики за 1971-1980 годы?
А) 10 млрд. рублей.
В) 15 млрд. руб.
+С) 18 млрд. руб.
D) 20 млрд. руб.
Е) 22 млрд. рублей.
1267. Что стало тормозом в развитии сельского хозяйства Казахстана в 70-е годы 20 века?
А) Отсутствие продуманного планирования.
+В) Государственные плановые закупки сельхозпродукции.
С) Отсутствие капиталовложений.
D) Колхозы и совхозы утратили собственные оборотные средства.
Е) Ограбление колхозов и совхозов обслуживающими организациями.
1268. Кто из работников сельского хозяйства Казахстана в 70-е годы 20 века предложил эффективную и перспективную методику развития, но был предан суду и умер в тюрьме?
А) И.Головацкий.
В) С.Мусанов.
+С) И.Худенко.
D) Н.Ким.
Е) А.Кадыров.
1269. Почему принятая в 1982 году Продовольственная программа не дала желаемых результатов?
А) Разработана в рамках устаревшей системы управления сельским хозяйством.
В) Не затрагивала коренных интересов крестьянства.
С) Отсутствовали экономические стимулы для тружеников села.
D) По-прежнему использовались экстенсивные методы производства.
+Е) Все перечисленное.
1270. Какой характер носили события 17-18 декабря 1986 года в Алма-Аты?
А) Демократический.
+В) Политический.
С) Националистический.
D) Национально-освободительный. Е) Социальный.
1271. В постановлении Президиума Верховного Совета КазССР от 24.09.1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в Алматы в декабре 1986 года в массовые беспорядки было вызвано
А) Агрессивностью молодежи.
В) Нарушением законности со стороны войск МВД.
+С) Политическим бессилием руководителей республики, их неумением выйти го острой ситуации.
D) Заранее спланированными действиями.
Е) Использование ситуации деклассированными элементами.
1272. Кто из общественных деятелей Казахстана возглавил, созданный в 80-х годах 20-го века Комитет по проблемам Балхаша и Арала?
А) О.Сулейменов.
+В) М.Шаханов.
С) М.Оспанов.
D) А.Терещенко.
Е) Х.Кожахмегов.
1273. Комплекс накопившихся неразрешенных социальных проблем и поведения вахтовиков-нефтяников привели к беспорядкам в городе Новом Узене. Когда прошли эти события?
А) Июнь 1986 г.
В) Июнь 1988 г.
+С) Июнь 1989 г.
D) Июнь 1990 г.
Е) Июнь 1991 г.
1274. Какое место занимал Казахстан по объему экспортных поставок в СССР в конце 80-х годов 20-го века?
А) Первое.
В) Второе.
С) Третье.
D) Четвертое.
+Е) Пятое.
1275. Почему реформы 1962-89 годов в СССР, в том числе и в Казахстане, не дали эффективных результатов?
А) Реформы объективно не созрели.
В) Реформы касались только отдельных групп людей.
+С) Реформы не предусматривали коренных изменений экономических отношений.
D) Реформы разрабатывали и внедряли в жизнь ученые.
Е) Реформы не поддерживала партия.
1276. В какие годы Динмухамед Ахмедович Кунаев возглавлял Казахстан?
А) Май 1972 — январь 1985 года.
+В) Январь 1960 — декабрь 1986 года.
С) Февраль 1969 — сентябрь 1987 года.
D) Июнь 1963 — октябрь 1981 года.
Е) Май 1965 -ноябрь 1986 года.
1277. Когда Президент Республики Казахстан И.А. Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона?
А) 28 апреля 1991г.
+В) 28 августа 1991 г.
С) 28 сентября 1991 г.
D) 28 декабря 1991 г.
Е) 28 октября 1991г.
1278. Когда был проведен референдум о продлении полномочий Президента Казахстана Н.А. Назарбаева до 2000 года.
А) 1992 г.
В) 1993 г.
С) 1994 г.
+D) 1995г.
Е) 1996 г.
1279. В каком году начался массовый самороспуск местных Советов в Казахстане?
А) 1992 г.
+В) конец 1993г.
С) начало 1994 г.
D) 1995 г.
Е) конец 1995г.
1280. Почему 25 октября отмечается как «День Республики».
А) Была принята первая Конституция РК.
В) Был принят Закон «О государственной независимости РК».
С) Казахстан стал членом ООН.
+D) Принята Декларация о государственном суверенитете КазССР.
Е) Казахстан вступил в СНГ.
1281. Что заставило руководство Казахстана пойти на либерализацию цен в начале 1992 г?
А) Требование Всемирного банка.
В) Подготовка к введению национальной валюты.
+С) Потребительские цены были отпущены в России.
D) Рост инфляции.
Е) Стремление защитить собственного производителя.
1282. В каком году была введена национальная валюта-тенге?
A) 1992 г.
+В) 1993 г.
С) 1994 г.
D) 1995 г.
Е) 1996 г.
1283. В каком году Н.А.Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане?
А) 12 декабря 1989 г.
В) 12 декабря 1990 г.
+С) 12 декабря 1991 г.
D) 12 декабря 1992 г.
Е) 12 декабря 1995 г.
1284. В каком году Президент РК Н.Назарбаев подписал Лиссабонский протокол и объявил, что Казахстан становится территорией свободной от ядерного оружия?
А) В 1990 году.
В) В 1991 году.
С) В 1992 году.
+D) В 1993 году.
Е) В 1995 году.
1285. Процесс разгосударствления и передачи собственности народу Казахстана называется:
А) Хозрасчет.
В) Коммерциализация.
+С) Приватизация.
D) Национализация.
Е) Передача собственности в аренду.
1286. В чем проявилось серьезное искривление национальной политики в республике в 70-80е годы?
А) Закрыто более 600 школ с казахским языком обучения.
В) Казахский язык превращается в сугубо бытовой.
С) Процесс отчуждения молодежи от казахского языка и национальной культуры.
D) Вытеснение из быта национальных обычаев и традиций.
+Е) Все перечисленное.
1287. По какому принципу продолжает финансироваться наука и образование в 70-80-е годы XX века?
А) По административному.
+В) По «остаточному».
C) По территориальному.
D) По производственному.
Е) По национальному.
1288. Какие негативные явления процветали в казахстанском обществе в 70-80-е годы XX века?
А) Протекционизм.
В) Взяточничество.
С) Землячество.
D) Социальная апатия.
+Е) Все перечисленное.
1289. Какой вопрос рассматривался на декабрьском 1986 года Пленуме Компартии Казахстана?
А) Рассматривался госбюджет на следующий год.
+В) Замена руководителя Республики.
С) О дополнительных ассигнованиях на образование и здравоохранение.
D) О нарушениях законности и правопорядка.
Е) О состоянии животноводства.
1290. Какую цель ставило перед собой оформившееся в Казахстане в июле 1990 года гражданское движение «Азат»?
А) Борьба за соблюдение законности.
+В) Борьба за обретение государственного суверенитета.
С) Борьба за права человека.
D) Привлечение внимания мировой общественности и правительства к возрастающим экологическим проблемам.
Е) Борьба за прогрессивные экономические реформы.
Просмотров: 26 861
Tengrinews.kz продолжает цикл материалов, посвященных 30-летию независимости Казахстана.
В хронике суверенного государства одним из самых переломных отрезков называют 1992 год. Экономика из-за развала советского строя стала бесполезной, и стране необходимо было продумать новую стратегию и принять ряд важных фундаментальных решений, по которым бы развивалось общество.
Появились собственные государственные символы и первые международные партнеры, были созданы Вооруженные силы и внутренние войска. Что еще произошло в 1992 году? Давайте вспомним вместе.
Символы суверенного государства
В 1992 году в стране был объявлен конкурс на лучший проект государственной символики. Участие в конкурсе приняли 453 эскиза и 142 письменных предложения по проекту флага.
4 июня 1992 года впервые были утверждены герб, флаг и гимн независимого Казахстана. Это событие навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики. Ровно через 15 лет Президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о признании 4 июня праздником — Днем государственных символов.
Шакен Ниязбеков и Нурсултан Назарбаев в первые минуты утверждения государственного флага. ©ЦГА РК
Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и силуэтом парящего орла в центре является символом свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Этот символ – результат творческих исканий, самоотверженного труда художника Шакена Ниязбекова. Он также является автором герба Алматы.
Фото Центрального государственного архива РК
Также было прислано около 750 проектов гимна. После долгих обсуждений решено было сохранить музыку предыдущего гимна. Слова поэтов Музафара Алимбаева, Туманбая Молдагалиева, Кадыра Мырзалиева и Жадыра Дарибаева станут основой первого гимна Казахстана. Что касается герба новой страны, то в этом конкурсе победила работа архитекторов Жандарбека Малибекова и Шот-Амана Уалиханова.
«Я и сейчас с трепетом вспоминаю то мгновение, когда увидел в Нью-Йорке наш флаг, развевавшийся перед штаб-квартирой ООН среди флагов других независимых государств мира. Или когда наш гимн наконец-то зазвучал на Олимпийских играх в Атланте, возвещая на весь мир о победах казахстанских спортсменов. И когда мы впервые увидели наш герб на отчеканенной монете и отпечатанной банкноте нашей национальной валюты тенге», – рассказывал Нурсултан Назарбаев в 2007 году, выступая на Республиканском молодежном форуме партии Nur Otan, посвященном 15-летию государственных символов.
Либерализация цен
До 1991 года цены на продукцию, товары и услуги в Советском Союзе устанавливались согласно официальным нормативам, утвержденным на центральном уровне.
2 января 1992 года без всяких предварительных консультаций со странами — соседями по СНГ и без оповещения Россия отпустила цены. Был совершен мгновенный переход с государственного регулирования цен на рыночную систему ценообразования.
В течение одного 1992 года цены подскочили во много раз. Все сбережения населения обесценились. Большая часть граждан тем самым оказалась за чертой бедности. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозки, цен на энергию, сырье. Падение промышленного производства за 1992 год составило более 20 процентов.
Фото с сайта photopolygon.com
Начавшаяся либерализация цен обернулась для Казахстана значительным экономическим уроном. Товары из Казахстана большими потоками перетекали на территорию России, а огромная денежная масса стремительным потоком затопила рынок Казахстана, повышая в цене потребительские товары и предметы быта.
В данной ситуации руководство республики было вынуждено также пойти на либерализацию цен на различные категории товаров. 3 января 1992 года Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О мерах по либерализации цен».
На розничном уровне правительство держало контроль над ценами на основные продукты питания (хлеб и мука, молочные продукты, соль, сахар, растительное масло, алкогольные напитки), нефтепродукты, квартирную плату, коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта. За исключением тарифов на квартирную плату, цены на эти регулируемые товары и услуги повысились от 3 до 5 раз.
«Чтобы выплатить заработную плату, пенсии, пособия, мы должны были покупать деньги в России», – отмечал Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь».
«До первой половины 1992 года денежные средства из Центрального банка России мы получали бесплатно. Но после разделения бюджетов рубль уже пришлось покупать. А так как средств на покупку денег в бюджете Казахстана не хватало, страна сразу ощутила дефицит наличности».
Внешняя политика и признание
2 января 1992 года Норвегия признала независимость Республики Казахстан. Вскоре к этой стране присоединились Великобритания, Китай, Франция, Швеция, Куба, Австрия и Иран.
Так, на 1 октября 1992 года Казахстан установил дипломатические отношения с 61 страной, 106 государств мира признали Казахстан в качестве суверенного государства.
30 января Казахстан стал полноправным членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). 8 июля того же года республика подписала Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, а 23 сентября – Парижскую хартию для новой Европы.
Создание Вооруженных сил
Первым шагом в создании армии суверенного Казахстана явился Конституционный закон о государственной независимости Республики Казахстан, который определил, что «Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных Вооруженных сил».
Точкой отсчета истории казахстанской армии считается день 7 мая 1992 года, когда Президент страны — Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев подписал указ «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан».
Фото ©Данияр Бозов
Госкомитет обороны был преобразован в Министерство обороны. Первым главой ведомства стал Герой Советского Союза Сагадат Нурмагамбетов.
В самое сложное время на первом этапе строительства Вооруженных сил наиболее важной задачей было сохранить имеющиеся кадры, вооружение и военную технику, создать структуры Министерства обороны и органов управления видов Вооруженных сил. В результате проведенных реформ была оптимизирована структура и численность Вооруженных сил. Их состав, дислокация и назначение были уточнены, исходя из задач по обеспечению военной безопасности суверенного Казахстана. На базе имевшихся военных учебных заведений была организована подготовка офицерских кадров.
«Задача была не только масштабной, сложной, но в первую очередь для Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами она являлась относительно новой. Ведь до этого у нашего государства отсутствовал опыт военного строительства, поэтому с именем Нурсултана Абишевича Назарбаева связано образование наших Вооруженных сил. Создание армии требовало продуманности, взвешенного подхода. Сама обстановка ставила на повестку дня вопросы: «Какая нужна армия? Какова будет ее перспектива? Какая должна быть организационная структура? Где брать необходимые профессиональные кадры? Кто наши стратегические союзники?». К тому же в условиях перехода войск под юрисдикцию Казахстана остро стояла задача обеспечить сохранность вооружения, боевой техники, материальных средств. Пристального внимания требовали войска стратегического назначения. При этом нельзя было допустить снижения уровня боевой готовности войск. С распадом системы централизованного снабжения, по сути, заново пришлось организовывать финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение войск», – делился воспоминаниями первый глава оборонного ведомства.
В июне 1992 года был принят закон «Об органах внутренних дел РК». Одним из документов, подписанных Нурсултаном Назарбаевым в те годы, стал и указ от 18 августа 1992 года «Об образовании пограничных войск». 20 июня 1992 года был введен в действие подписанный Первым Президентом Республики Казахстан «Закон об органах национальной безопасности Республики Казахстан». Спустя месяц был подписан указ о преобразовании КГБ РК в Комитет национальной безопасности.
Всемирный курултай казахов
Первый Всемирный курултай казахов открылся в Алма-Ате 30 сентября. В нем приняли участие участие 1 200 человек, в том числе делегаты из 13 стран мира: Турции, Ирана, Монголии, США, Китая, Австралии, Германии, Англии, Америки и так далее.
Фото voxpopuli.kz
Во время проведения курултая по его решению была создана Всемирная ассоциация казахов. Участники курултая посетили древние политические, исторические и культурные центры страны — Туркестан, Жезказган, Улытау. Кроме этого, они приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира и их правительствам.
В результате принятых решений и на основании Закона «Об иммиграции» № 1437 от 26 июня 1992 года Первый Всемирный курултай определил общественно значимые государственные цели, одной из которых была необходимость разработки и решения задачи обеспечения переселения зарубежных казахов на историческую родину.
Еще одним важным событием 1992 года стало официальное возвращение праздника Наурыз. В 1991 году по Указу Первого Президента весенний праздник впервые стал государственным. И уже на второй год независимости 22 марта 1992 года его широко отмечали по всей стране с массовыми гуляниями, играми и богатым дастарханом. Кстати, в те же дни появилась первая почтовая марка Казахстана, на которой был изображен «Золотой человек». А в апреле Назарбаеву была вручена первая верительная грамота представителем формирующегося в республике дипломатического корпуса – чрезвычайным и полномочным послом Турции в Казахстане.
Продолжилась в 1992 году и важная для новой страны работа по переименованию городов и регионов страны. В этот год новое название получила Уральская область, став Западно-Казахстанской. Кроме того, были переименованы Кокчетав в Кокшетау, Чимкент – в Шымкент и Целиноград – в Акмолу.
15 мая главами шести государств СНГ — Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана — подписан Договор о коллективной безопасности.
«Договор коллективной безопасности 1992 года — это был ответ государств, которые хотели сохранить оборонное пространство после развала Советского Союза. Если помните, именно в 1992 году впервые мы подписали этот договор. И он с самого начала носит оборонительный характер. И сегодня он фактически отвечает новым вызовам времени, таким как терроризм, наркобизнес и контрабанда», — говорил Президент Назарбаев в одном из своих интервью.
Именно 1992 год был первым опытом среднесрочного планирования. И как подчеркивает в книге «Казахстанский путь» Нурсултан Назарбаев:
«Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно назвать первым трехлетним общегосударственным планом. Сейчас, оглядываясь назад, можно определенно сказать, что этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания. Именно она определила, кто мы и кем мы станем в ближайшем и отдаленном будущем».
Читайте продолжение цикла в ближайшее время на Tengrinews.kz. Отметим, что в комментариях вы можете указать главные события 1992 года на ваш взгляд.
1991 год: выборы президента, развал СССР и возвращение Наурыза
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3172. Самороспуск местных советов в Казахстане начался осенью 1993 г.
3173. Осенью 1993 года о самороспуске объявили местные Советы
3174. Советы народных депутатов объявили о самороспуске осенью 1993 года.
3175. Председатель Верховного Совета С.Абдильдин официально объявил о роспуске Верховного Совета 13 декабря 1993 года.
3176. Ранее принятые законы о приватизации, рыночных отношениях пополнил принятый в августе 1992 года Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства»
3177. Государственные символы республики Казахстан: флаг и герб были утверждены в июне 1992 года.
3178. В Республике Казахстан, согласно Конституции РК действует форма правления президентская
3179. Первый текст гимна Республики Казахстан был утвержден Верховным Советом в декабре 1992 года
3180. В декабре 1992 года был принят текст государственного гимна
3181. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на сессии Верховного Совета Республики Казахстан
3182. Единственным источником государственной власти согласно Конституции Казахстана является народ.
3183. 28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию Республики Казахстан
3184. Постановлением Верховного Совета «Об избрании Конституционного суда Республики Казахстан» были заложены основы системы трех ветвей власти
3185. Первая Конституция независимого Казахстан была принята 28 января 1993 года.
3186. О роспуске Верховного Совета 13 декабря 1993 г. официально заявил его председатель С.Абдильдин
3187. Новая Конституция независимого Казахстан была принята 28 января 1993 года.
3188. Укрепил рыночные реформы в экономике Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства», принятый в августе 1992 года
КАЗАХСТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. КОНСТИТУЦИЯ 1995 Г.
3189. К концу 1993 года общее число общественно-политических организаций в Республике превысило 300.
3190. Полномочия Президента Н.Назарбаева до 1 декабря 2000 года были продлены в результате проведения республиканского референдума.
3191. Вопрос о продлении срока полномочий Президента Н.Назарбаева до 1 декабря 2000 года решался на референдуме.
3192. Вторая Конституция независимого Казахстана принята на Республиканском референдуме 30 августа 1995 года.
3193. Вторая Конституция независимого Казахстана принята на республиканском референдуме
3194. В основу Конституции 1995 года были положены приоритеты прав человека и гражданина
3195. Новая ныне действующая Конституция Казахстана бала принята 30 августа 1995 года.
3196. Референдум о продлении полномочий Президента Н.А.Назарбаева до 2000 года был проведен 29 апреля 1995 г.
3197. По результатам референдума 1995 года полномочия Президента Н.Назарбаева были продлены до 2000 года.
3198. Впервые выборы в двухпалатный Парламент Казахстана состоялись осенью 1995 г.
3199. 7 мая 1997 года в Казахстане было создано Министерство обороны.
3200. Первым министром обороны независимого Казахстана был назначен генерал-лейтенант С.Нурмагамбетов.
3201. Министерство обороны Республики Казахстан было создано 7 мая 1997 года
3202. Альтернативным Республиканской партии Казахстана политическим объединением стала партия Народный Конгресс Казахстана.
3203. В феврале 1993 года на политическом небосклоне Казахстана возникло новое общественное объединение «Народное единство Казахстана».
3204. Республиканская партия Казахстана была создана на основе крупного движения «Азат».
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3205. Указ о либерализации цен на территории Республики был принят 6 января 1992 г.
3206. Указ о либерализации цен в республике, изданный 6 января 1992 года, был принят вслед за Россией.
3207. Руководство Казахстана пойти на либерализацию цен в начале 1992 года заставило потребительские цены были отпущены в России
3208. В январе 1992 года заставило руководство Казахстана пойти на либерализацию цен потребительские цены были отпущены в России.
3209. В 1994 году посевные площади республики были сокращены, так как казахстанские продукты питания имели высокую себестоимость.
3210. Одним из главных направлений развития экономики Казахстана в 90-е годы было — превратить республику в крупнейшего производителя нефти
3211. Договорённости о создании единой рублёвой зоны между Казахстаном и Россией были нарушены ограничивающими суверенитет Казахстана условиями.
3212. Национальная валюта — тенге была введена в Казахстане 15 ноября 1993 года.
3213. Казахстан вышел из рублевой зоны в ноябре 1993 года.
3214. 15 ноября 1993 года в Казахстане введена национальная валюта.
3215. 15 ноября 1993 года произошло событие введена в обращение валюта республики — тенге.
ПРОЦЕСС ПРИВАТИЗАЦИИ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
3216. По программе правительства первый этап приватизации завершился к концу 1993 года.
3217. В качестве посредников между гражданами и предприятиями в ходе приватизации выступали инвестиционные фонды
3218. Главным отличием новой пенсионной системы 1998 года стало получение пенсии с личных счетов пенсионных фондов
3219. Для рыночной экономики характерно разгосударствление экономики
3220. Процесс разгосударствления и передачи собственности в частные руки приватизация
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА
3221. Республика Казахстан стала полноправным членом ООН 2 марта 1992 года.
3222. Полноправным членом Организации Объединённых Наций Казахстан стал в марте 1992 года.
3223. 2 марта 1992 г. Казахстан вступает в ООН.
3224. В Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе и сотрудничестве с Россией, а также были достигнуты договорённости о нерушимости границ между Россией и Казахстаном 25 мая 1992 года
3225. Лиссабонский протокол, подписанный в 1993 году президентом Н.А.Назарбаевым, объявил что Казахстан территория, свободная от ядерного оружия.
3226. В 1993 году Казахстан объявил себя территорией, свободной от ядерного оружия, подписав Лиссабонский протокол
3227. Президент РК Н.А.Назарбаев подписал Лиссабонский протокол в 1993 г.
3228. Студенты Казахстана получили возможность с 1995 года пройти обучение в учебных заведениях США и Западной Европы по программе «Болашак»
3229. По программе «Болашак» казахстанские студенты проходят обучения в вузах США, Франции, Германии.
3230. На основе равенства и взаимный интересов строятся с 90-х годов отношения Казахстана с самой мощной мировой державой Соединёнными Штатами Америки.
3231. Н.Назарбаев посетил Германию, встретился с канцлером Г.Колем и было принято совместное заявление сторон об основах взаимоотношений между двумя странами в 1992 году
3232. Соглашение об использовании космодрома Байконур подписали президенты России и Казахстана
3233. Казахстан расширяет связи с организацией НАТО, оказывающей помощь странам Европы и СНГ в предотвращении территориальных конфликтов.
3234. Выступая на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Президент Казахстана Н.Назарбаев предложил обсудить проблемы безопасности и стабильности в регионе на совещании глав азиатских государств.
3235. Первая встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) прошла в 1996 г. в Шанхае.
3236. 26 апреля 1996 года встреча государств — Казахстана, Кыргызстана, Китая, России, Таджикистана, имеющих общие границы и стремящихся к сотрудничеству, состоялась в Шанхае.
3237. Шанхайская организация сотрудничества была создана 26 апреля 1996 года.
3238. Документ о сокращении численности вооружённых сил в приграничных районах был подписан на состоявшейся в 1997 году в Москве встрече Шанхайской пятерки
3239. Встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 1998 г. состоялась в Алматы.
3240. В августе 1999 года руководителями Шанхайской организации сотрудничества была подписана Бишкекская декларация