Цель методического руководства

Основы методического руководства

 деятельностью учреждений культуры клубного типа

 (методические рекомендации)

   Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций  с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, — с другой.

   Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

      Методическая деятельность — понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

     Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

 Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие  себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

    Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

      -на модернизацию содержания социокультурной деятельности;

      -на повышение профессионального мастерства работников культуры;

      -на своевременное оказание им методической помощи.

       Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют  методические службы различных видов: 

 Районные (городские) организационно-методические центры;

 -Районные (городские) информационно-методические центры;

 -Районные (городские) координационно-методические центры;

 -Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

-Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

 
   Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории  муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района ) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной  деятельности.

     Примерный перечень функций методической службы:

    методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

   организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

    информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

   творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

 —  осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах       областного, всероссийского и международного уровней;

     разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

 — организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

     сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

    сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

   мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

    создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

    повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

   обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

   разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

   проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

— разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

      —   обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

   производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

    разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства  зависит от решения  следующих задач:

 — создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

    создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

   создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

    оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

 — издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

   создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

     создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

— разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

   создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

  повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными  проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

     Методическая служба может существовать:

   как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

    как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

      В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также    «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

 Рекомендуемая литература

 1.     Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

 2.     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

 3.     Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

 4.     Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

 5.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

 6.     Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.

                                                                                                       Приложение

                                                                                                                               Проект

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

 о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

                           1.Общие положения

1.1.    Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного    уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.     РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

 1.4.  В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального   образования     ( городского округа, муниципального района).

                          2.Основные задачи и функции РМС

 2.1.    Основными задачами РМС являются:

 -проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

 — изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

 -изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

 — организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского  искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

 -обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;         

   содействие развитию любительского художественного творчества;

 — повышению художественного уровня  репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

 — осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов  художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

 -изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.   Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение  усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.      Для выполнения основных задач РМС:

— анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

  разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности культурно-досуговых учреждений, развитию художественной самодеятельности;

  осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

   участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

  организует и проводит зональные ( окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана  повышения  квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

    оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

— разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

— распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

    формирует фонд  репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских ) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества , смотров –конкурсов работы культурно-досуговых  учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций , совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

  организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых  учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС , своими собственными;

— выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

    организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

 3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

   проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

— вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

   принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

   привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

    устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

   проводить в установленном порядке показательные выступления ( как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

  создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.   Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.    РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений  других ведомств.

4.3.    РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.     Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.    При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет ( или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления           культурой муниципального образования.

5.3.   РМС работает на основе перспективных и текущих  планов,  целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными  методическими структурами в установленном порядке.

5.4.  Реорганизация и ликвидация РМС производится в установленном  законом порядке.

Титульник

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации 4

1.1. Сущность, цели и задачи методической работы 4

1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении 7

2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации 10

Список литературы 16

Приложение 1 17

Приложение 2 18

Приложение 3 20

Введение

Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая работа в школе.

Цель данной работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя и его заместителей в огбразовательной организации.

Задачи:

  • дать определение методической работы;

  • определить структуру методической службы в образовательном учреждении;

  • познакомиться с методической работой руководителя и его заместителей в образовательной организации.

1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации

1.1. Сущность, цели и задачи методической работы

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в сте­нах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Методическая работа может в значительной мере удовлетво­рить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Миссия методической работы — создание условий для:

  • смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной»;

  • успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;

  • формирования атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Цель методической работы:

  • Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.

  • Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи методической работы:

  • внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

  • обеспечение в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС;

  • обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;

  • совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;

  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

  • оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;

  • оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.

1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении

Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

Во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности. (рис. 1).

Рисунок 1. Линейно-функциональный принцип

Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации.

Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. А по данной схеме мы видим, что многое находится в руках администрации, которая и определяет направленность работы подчиненных. Исследования показали, что большинство директоров считают необходимым условием для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем учреждении — налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления. Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований. Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение методического уровня педагогов (рис. 2)

Рисунок 2. Матричные структуры управления методической службой школы

Создание инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.

Таким образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации

Методическая работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста каждого педагога.

При планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в соответствии с их назначением и функциями.

Участники методической службы формируют пакет документов по инновационно-методической работе. Методическая служба ОУ реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей. Члены методической службы дают консультации молодым и начинающим учителям, ведут ежедневную индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д. Информация с заседаний методических объединений доводится до сведения педагогического коллектива. Следует отметить практическую направленность работы МСОУ — использование нетрадиционных форм в организации и проведении методических дел. Все это позволяет более качественно и на новом уровне провести планирование методических объединений. Повышению профессионального мастерства способствует активная работа, учителей при посещении курсов, семинаров, мастер-классов и т.д.

Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий — одна из действенных форм методической помощи учителю. Администрация, руководители методических объединений должны регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать соответствующие рекомендации.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары — практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров — практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д. Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно — практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и научно — практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:

Диагностические методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения педагогов школы:

  1. Анкета «Школа глазами учителя».

  2. Анкета «Оценка методической работы в школе»

  3. Диагностическая анкета успешности учителя (Приложение 1).

  4. Анкета по выявлению степени удовлетворенности (Приложение 2).

  5. Оценка компетентности педагогов и сплоченности коллектива (Приложение 3).

  6. Опрос «Потребности педагогов в повышении квалификации» и так далее.

Исследование оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между учителями и администрацией, сравнивая результаты.

Следующим этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога.

Портфолио хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:

— тетрадь посещения уроков и занятий;

— тетрадь взаимопосещений;

— диагностические материалы по различным видам деятельности;

— индивидуальный план саморазвития;

— самоанализ деятельности учителя;

— портфель личных и профессиональных достижений учителя;

— стиль работы;

— профессиональные награды и поощрения;

— обобщение педагогического опыта;

— участие в опытно-экспериментальной работе;

— повышение профессионального мастерства;

— сведения повышения квалификации;

— персональный лист контроля; и так далее.

При выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию, в которой работает педагог.

Администрации школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта, дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.

Заключение

Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

В начале работы нами были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.

  2. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.

  3. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.

  4. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.

Все вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Школа сотрудничества / А. И. Адамский. — М.: , 2010.- 80с.

  2. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. 1. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- 87с.

  3. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№1 .-С.25-27.

  4. Дружинин, В. И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2017, — 38 с.

  5. Лизинский В. М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.

  6. Н.Моисеев А. М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. — 2013. — №3. — С. 27.

  7. Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.

  8. Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.

  9. Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.

  10. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.

  11. Управление качеством образования./под ред.М.М.Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2010.-448с.

  12. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2013.-54с.

Приложение 1

Диагностическая анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

Педагогика сотрудничества.

1 Психолого-педагогическое изучение личности школьника

2Стиль общения с учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

Работа с родителями.

1 Обеспечение единства действия учителей и родителей

2 Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

3 Организация и проведение родительских собраний

Обобщение и использование педагогического опыта

1 Использование передового педагогического опыта в своей практике

2 Тема собственного опыта

Приложение 2

Анкета по выявлению степени удовлетворенности.

  1. Нравится ли Вам Ваша работа?

    1. Очень нравится

    2. Пожалуй, нравится

    3. Работа мне безразлична

    4. Пожалуй, не нравится

    5. Очень не нравится

  1. Хотели бы Вы перейти на другую работу?

    1. Да

    2. Нет

    3. Не знаю

  1. Оцените по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в целом:

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е) требовательность

ж) способность разбираться в людях

з) справедливость

и) доброжелательность

4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________

5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем коллективе есть всякие люди,

В) многие люди малоприятные.

6. Оцените по пятибалльной системе Ваш коллектив._______

7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием материальной базой

Б) загруженностью работой

В) количеством часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими условиями

Е) отношениями с администрацией

Ж) возможностью повышения квалификации

10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не плохо, можно лучше

В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

12. оцените Ваше отношение к коллегам в школе:

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

13. Оцените отношение коллектива к Вам:

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

Приложение 3

Оценка компетентности и сплоченности коллектива.

              1. Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?

              2. Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

              3. Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

              4. Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

              5. Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?

              6. Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

              7. Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?

              8. Терпим ли учитель к инакомыслию?

              9. Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?

              10. Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

              11. Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?

              12. Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?

              13. Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

              14. Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?

              15. Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?

              16. Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?

              17. Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?

              18. Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?

              19. Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

              20. Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?

              21. Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?

              22. Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

              23. Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

              24. Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?

              25. Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?

              26. Использует ли учитель ИКТ?

              27. Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?

              28. Соответствует ли тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним убеждениям?

              29. Умеет ли учитель понимать ребенка?

              30. Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?

              31. Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?

              32. Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?

              33. Помогает ли учитель самовыражению учащихся?

              34. Умеет ли учитель влиять на учащихся?

              35. Создает ли учитель психологический комфорт?

              36. Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?

Титульник

Содержание

Введение

1.
Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации

1.1.
Сущность, цели и задачи методической работы

1.2.
Структура методической службы в образовательном учреждении

2.
Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его
заместителей в образовательной организации

Список
литературы

Приложение
1

Приложение
2

Приложение
3

Введение

Вопросы методического
сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС
особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты
необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Так как главная роль в
реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно
учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам,
владеющим современными образовательными технологиями; эффективно
взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися,
способным к личностному и профессиональному развитию.

Задачи повышения
профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством
образовательного процесса решает методическая работа в школе.

Цель данной
работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя
и его заместителей в огбразовательной организации.

Задачи:

·                    
дать определение методической работы;

·                    
определить структуру методической службы в образовательном
учреждении;

·                    
познакомиться с методической работой руководителя и его
заместителей в образовательной организации.

1. Теоретические аспекты методической
работы в образовательной организации

1.1. Сущность, цели и задачи методической
работы

Профессиональная
подготовка учителя не заканчивается в сте­нах педагогического учебного заведения,
она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой
предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его
жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального
педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической
культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного
субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется
с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе
поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Методическая
работа может в значительной мере удовлетво­рить запросы учителей по совершенствованию
научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации.
Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом
объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета
жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня
профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической
подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного
опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является
объектом управления и руководства для заместителя директора по
учебно-воспитательной работе.

Методическая
работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования
педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая
работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению
своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального
мастерства.

Методическая
работа выступает необходимой организационной основой для формирования
инновационной направленности инновационной среды.

Методическая
работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по
совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов
индивидуализации и дифференциации.

Управление
методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи,
содержание ясно представляют себе учителя.

Миссия
методической работы — создание условий для:

  • смены
    типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой»
    модели образования в школе к «деятельностной»;
  • успешной
    работы педагогического коллектива в режиме развития;
  • формирования
    атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства,
    приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Цель
методической работы:

  • Создание
    модели методического сопровождения перехода на новые федеральные
    государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для
    реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.
  • Обеспечение
    профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через
    создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи
методической работы:

  • внедрение
    технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного
    подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей
    современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации,
    самообразования);
  • обеспечение
    в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым
    ФГОС;
  • обеспечение
    научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной
    программы в общеобразовательной организации;
  • совершенствование
    деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка
    предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов
    системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга
    и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов
    образовательного процесса;
  • формирование
    инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива
    школы;
  • повышение
    уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки
    учителей.
  • обогащение
    новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и
    воспитания;
  • оказание
    научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной
    и дифференцированной основе;
  • оказание
    консультативной помощи учителям в организации педагогического
    самообразования;
  • повышение
    общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Таким
образом, методическая работа может существенно влиять на качество и
эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы
образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как
важный фактор управления.

1.2. Структура методической службы в
образовательном учреждении

Структура
методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля
субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их
целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной
системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед
образовательным учреждением.

Во
многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному
принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения
субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов
коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные
тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле
и планировании текущей деятельности. (рис. 1).

hello_html_m2230e552.jpg

Рисунок
1. Линейно-функциональный принцип

Такая
структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме
функционирования при относительно стабильной ситуации.

Современные
условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным
процессом. А по данной схеме мы видим, что многое находится в руках
администрации, которая и определяет направленность работы подчиненных.
Исследования показали, что большинство директоров считают необходимым условием
для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем
учреждении — налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение
роли демократизации управления заложено в матричную систему управления.
Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность
всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований.
Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение
методического уровня педагогов (рис. 2)

hello_html_70e06ec3.jpg

Рисунок
2. Матричные структуры управления методической службой школы

Создание
инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического
совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых,
инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального,
регионального, муниципального и учрежденческого уровней.

Таким
образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать
достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может
варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру.
Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет
способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако
при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых
результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

2. Практическое обоснование
значимости методической работы руководителя и его заместителей в
образовательной организации

Методическая
работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности
всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель
методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма
педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки
непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста
каждого педагога.

При
планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по
реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в
соответствии с их назначением и функциями.

Участники
методической службы формируют пакет документов по инновационно-методической
работе. Методическая служба ОУ реализует задачи методической работы,
поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана
методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует
учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей.
Члены методической службы дают консультации молодым и начинающим учителям,
ведут ежедневную индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в
подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д. Информация с
заседаний методических объединений доводится до сведения педагогического
коллектива. Следует отметить практическую направленность работы МСОУ —
использование нетрадиционных форм в организации и проведении методических дел.
Все это позволяет более качественно и на новом уровне провести планирование
методических объединений. Повышению профессионального мастерства способствует
активная работа, учителей при посещении курсов, семинаров, мастер-классов и
т.д.

Посещение
и анализ уроков, внеклассных занятий — одна из действенных форм методической
помощи учителю. Администрация, руководители методических объединений должны
регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в
результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать
соответствующие рекомендации.

Эффективной
формой методической работы являются тематические семинары — практикумы. Такие
семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме,
практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов.
Занятия семинаров — практикумов могут быть посвящены изучению технических
средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных
тем и т.д. Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или
двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно —
практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и
сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями,
принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о
внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и
научно — практическим конференциям следует приурочивать педагогические
выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о
достижениях педколлектива и отдельных учителей.

В
особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических
объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую
деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми
специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении
профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются
учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная
помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может
производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны
опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их
анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку
планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно
спланировать по следующим трем основным направлениям:

Диагностические
методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения
педагогов школы:

1.                
Анкета «Школа глазами учителя».

2.                
Анкета «Оценка методической работы в
школе»

3.                
Диагностическая анкета успешности учителя
(Приложение 1).

4.                
Анкета по выявлению степени
удовлетворенности (Приложение 2).

5.                
Оценка компетентности педагогов и
сплоченности коллектива (Приложение 3).

6.                
Опрос «Потребности педагогов в повышении
квалификации» и так далее.

Исследование
оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между
учителями и администрацией, сравнивая результаты.

Следующим
этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и
изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения
учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято
называть сейчас – портфолио педагога.

Портфолио
хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:


тетрадь посещения уроков и занятий;


тетрадь взаимопосещений;


диагностические материалы по различным видам деятельности;


индивидуальный план саморазвития;


самоанализ деятельности учителя;


портфель личных и профессиональных достижений учителя;


стиль работы;


профессиональные награды и поощрения;


обобщение педагогического опыта;


участие в опытно-экспериментальной работе;


повышение профессионального мастерства;


сведения повышения квалификации;


персональный лист контроля; и так далее.

При
выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен
отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая
значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно
учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию,
в которой работает педагог.

Администрации
школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей
деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать
их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и
значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта,
дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и
дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.

Заключение

Как
мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный,
как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение
которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных
планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта.
Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью
всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно
организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей
общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации
инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и
рост качества образования обучающихся.

В
ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления
методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания
целостной и в то же время вариативной методической службы
в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и
эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности
педагогов и руководителей школы.

В
начале работы нами были определены следующие задачи:

1.                
Проанализировать состояние проблемы управления
методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью
выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат
исследования.

2.                
Провести проблемный
системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в
современной школе.

3.                
Разработать адекватную модель управления
методической службой школы в условиях модернизации образования.

4.                
Установить взаимосвязь методической службы
школы и развития педагогического коллектива.

Все
вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть
использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой
образовательных учреждений.

Список литературы

1.    
Адамский, А. И. Школа сотрудничества / А. И.
Адамский. — М.: , 2010.- 80с.

2.    
Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка
деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой:
Методическое пособие / Под ред. 1. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- 87с.

3.    
Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к
организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№1 .-С.25-27.

4.    
Дружинин, В. И., Бекишева С.Н., Васенева
С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2017, — 38 с.

5.    
Лизинский В. М. О методической работе в
школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.

6.    
Н.Моисеев А. М. Функции и задачи
методической работы в школе // Практика административной работы в школе. — 2013.
— №3. — С. 27.

7.    
Немова Н.В. Управление методической
работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.

8.    
Поташник, М.М. Управление развитием
современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.

9.    
Приказ Правительства РФ №393 «О концепции
модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.

10.
Симонов, В.П. Педагогический менеджмент:
50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное
пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.

11.
Управление качеством образования./под
ред.М.М.Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2010.-448с.

12.
Школа и учитель в зеркале модернизации
образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, –
М.,2013.-54с.

Приложение
1

Диагностическая
анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование
разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

Педагогика сотрудничества.

1 Психолого-педагогическое
изучение личности школьника

2Стиль общения с
учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

Работа с родителями.

1 Обеспечение
единства действия учителей и родителей

2 Выявление
типичных причин неуспеваемости учащихся

3 Организация и
проведение родительских собраний

Обобщение и использование педагогического
опыта

1 Использование
передового педагогического опыта в своей практике

2 Тема
собственного опыта

Приложение
2

Анкета по
выявлению степени удовлетворенности.

  1. Нравится
    ли Вам Ваша работа?
    1. Очень
      нравится
    2. Пожалуй,
      нравится
    3. Работа
      мне безразлична
    4. Пожалуй,
      не нравится
    5. Очень
      не нравится
  1. Хотели
    бы Вы перейти на другую работу?
    1. Да
    2. Нет
    3. Не
      знаю
  1. Оцените
    по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в
    целом:

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е)
требовательность

ж) способность
разбираться в людях

з) справедливость

и)
доброжелательность

4. Кто из членов
коллектива пользуется наибольшим уважением у
коллег?___________________________________________________

5. С каким из
приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство
членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем
коллективе есть всякие люди,

В) многие люди
малоприятные.

6. Оцените по
пятибалльной системе Ваш коллектив._______

7. Как Вам
кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства
членов коллектива?

Да; пожалуй, да;
не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера
преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени
Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием
материальной базой

Б) загруженностью
работой

В) количеством
часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими
условиями

Е) отношениями с
администрацией

Ж) возможностью
повышения квалификации

10. насколько
хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не
плохо, можно лучше

В)
неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли
Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

12. оцените Ваше
отношение к коллегам в школе:

А) в высшей
степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей
степени отрицательное.

13. Оцените
отношение коллектива к Вам:

А) в высшей
степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей
степени отрицательное.

Приложение
3

Оценка
компетентности и сплоченности коллектива.

1.      Умеет ли
учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют
личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт
ребенка?

2.      Умеет ли
учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие
каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

3.      Умеет ли
учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

4.      Принимает
ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

5.      Определяет
ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и
родителями?

6.      Происходит
ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

7.      Умеет ли
учитель находить новые смыслы в предметном материале?

8.      Терпим ли
учитель к инакомыслию?

9.      Владеет ли
учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании
учебного процесса?

10.  Нацелен ли учитель
на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

11.  Имеет ли учитель
внутреннею мотивацию саморазвития?

12.  Умеет ли учитель
импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои
собственные?

13.  Проектирует ли
учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

14.  Стремится ли
учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями,
администрацией?

15.  Имеет ли учитель
собственное видение своего предмета?

16.  Работает ли
учитель над повышением своей общей культуры?

17.  Создает ли учитель
пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей
через ценности других людей?

18.  Умеет ли учитель
включать учащихся в осознание логики урока?

19.  Умеет ли учитель
оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

20.  Умеет ли учитель
сотрудничать с учащимися?

21.  Умеет ли учитель
создавать ситуацию успеха?

22.  Умеет ли учитель
заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

23.  Ставит ли учитель
учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

24.  Воздействует ли
учитель на мотивационную сферу учащихся?

25.  Умеет ли учитель
импровизировать в нестандартных ситуациях?

26.  Использует ли учитель
ИКТ?

27.  Умеет ли учитель
проблемно, интересно преподносить любую информацию?

28.  Соответствует ли
тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним
убеждениям?

29.  Умеет ли учитель
понимать ребенка?

30.  Принимает ли
учитель ребенка таким, какой он есть?

31.  Умеет ли учитель
сопереживать, сочувствовать?

32.  Умеет ли учитель
всегда быть понятным, открытым?

33.  Помогает ли
учитель самовыражению учащихся?

34.  Умеет ли учитель
влиять на учащихся?

35.  Создает ли учитель
психологический комфорт?

36.  Умеет ли учитель
контролировать и нейтрализовать аффект?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ответственность за нарушение инструкции по пожарной безопасности
  • Кофемашина krups 8010 инструкция по применению
  • Инструкция к стиральной машинке bosch wff 1200
  • Что такое руководство смэ
  • Пантенол ратиофарм крем инструкция по применению