Центра творческого руководства

Кто такой художественный руководитель (худрук)?

худрук владимир гурфинкель

Источник фото wirestock/freepik

Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.

Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.

Чем занимается худрук

Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:

  • для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;

  • он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;

  • заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.

В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.

Довольно часто худруками называют и театральных режиссеров, дирижеров, известных хорегорафов. Поэтому художественный руководитель — это скорее административная должность, нежели профессия.

Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:

  • дети;

  • лица старше 18 лет;

  • люди пенсионного возраста.

При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:

  1. хореография;

  2. народное творчество;

  3. эстрадное пение;

  4. театральное мастерство.

Зарплата худрука

Источник фото freepik

Обязанности художественного руководителя

У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:

  1. осуществлять отбор участников в творческий коллектив;

  2. проводить обучение и репетиции;

  3. создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;

  4. заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;

  5. отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;

  6. решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;

  7. работать с бухгалтерией и специальной документацией.

Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:

  • педагога;

  • администратора;

  • бухгалтера;

  • менеджера.

Требования к худруку

Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование в области культуры или искусства;

  • педагогический опыт;

  • навыки ведения деловой переписки и общения;

  • знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.

Трудоустройство художественного руководителя

Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:

  1. дома культуры;

  2. центры творчества;

  3. творческие мастерские;

  4. танцевальные студии.

Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.

Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.

Обучение худруков

Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.

У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.

Карьерные перспективы художественного руководителя

Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.

Зарплата художественного руководителя

Источник фото senivpetro/freepik

Личностные качества художественных руководителей

От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:

  1. креативность;

  2. творческий потенциал;

  3. целеустремленность;

  4. амбициозность;

  5. навыки руководителя, организатора и лидера;

  6. художественный вкус;

  7. стрессоустойчивость;

  8. трудолюбие;

  9. умение строить отношения с коллективом;

  10. эмоциональная и физическая выносливость.

Сколько зарабатывают худруки

Самый большой достаток имеют художественные руководители, которые работают в крупных городах с большими и известными коллективами. Так, например, столичный худрук с опытом работы более трех лет может иметь заработную платы в районе 45 000 рублей.

Если же брать регионы, то худрук любительского коллектива в среднем зарабатывает 19 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии художественный руководитель

К положительным моментам профессии художественный руководитель следует отнести:

  • большие возможности для творческого развития;

  • возможность воплощать собственные идеи и задумки.

Минусами профессии стоит считать:

  • широкий перечень должностных обязанностей;

  • высокий уровень ответственности;

  • насыщенный рабочий график;

  • возможны стрессовые и конфликтные ситуации.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Директора центра народного творчества

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора центра народного творчества [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Директор центра народного творчества назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Директор центра народного творчества подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Директор центра народного творчества относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность директора центра народного творчества назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях, а также в органах управления культурой не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 5 лет.

1.6. Директор центра народного творчества отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Директор центра народного творчества должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность культурно-досуговых организаций;
  • постановления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления по вопросам культуры и искусства;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности культурно-досуговых организаций;
  • технологию творческо-производственного процесса;
  • порядок составления и согласования перспективных репертуарных планов, планов подготовки новых постановок, производственно-финансовых планов;
  • рыночные методы хозяйствования и управления;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • художественно-творческие, научные, технические достижения в сфере культуры, искусства, народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
  • формы и методы организационно-творческой работы с населением с учетом национальных и демографических особенностей;
  • порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
  • теорию и практику менеджмента;
  • психологию управления;
  • социологию искусства;
  • основы трудового, гражданского законодательства, авторского права;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Директор центра народного творчества в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия директора центра народного творчества, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Директор центра народного творчества выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Руководит производственной и финансово-экономической деятельностью центра народного творчества, других аналогичных организаций, обеспечивающих методическое руководство организациями культурно-досугового типа, неся ответственность за сохранность и использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности организации.

2.2. Организует работу и взаимодействие структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач.

2.3. Обеспечивает совместно с художественным руководителем выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), работниками организации, исполнителями и авторами исполняемых произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам.

2.4. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами технических и хозяйственных служб, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства о труде.

2.5. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника технических и хозяйственных служб организации за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива.

2.6. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора.

2.7. Обеспечивает соблюдение работниками организации трудовой и производственной дисциплины.

2.8. Обеспечивает создание комплекса мероприятий по сохранению и развитию традиционной культуры, сохранению лучших образцов и созданию новых форм культурно-досуговой деятельности.

2.9. Осуществляет межведомственную координацию деятельности организаций, занимающихся различными аспектами художественного народного творчества и любительского искусства.

2.10. Обеспечивает условия для организации массовых форм творческой деятельности: фестивалей, конкурсов, смотров, выставок.

2.11. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений.

В случае служебной необходимости директор центра народного творчества может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Директор центра народного творчества имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности директора центра народного творчества, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции директора центра народного творчества.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Директор центра народного творчества несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы директора центра народного творчества осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы директора центра народного творчества является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы директора центра народного творчества определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью директор центра народного творчества обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью директору центра народного творчества для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Директору центра народного творчества для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Центр
развития детского творчества в группах ДОУ

Методические
рекомендации (из опыта работы)

Подготовила: Павлова Ю,П,

            Индивидуальность дошкольника проявляется в
художественном творчестве. В рисунках, поделках, лепке, аппликации,
конструировании дети выражают свой характер, настроение, восприятие окружающего
мира. Организация в группе соответствующей развивающей предметнопространственной
среды помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка в полной мере.      Согласно
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155,
художественно-эстетическое развитие предполагает развитие у детей предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).  Реализация основной образовательной программы дошкольного
образования предусматривает согласно ФГОС ДО создание условий, открывающих
возможности: 

      
для позитивной социализации ребенка;

      
его личностного развития;

       развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 

       создания
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей. 

Индивидуальность личности в полной мере проявляется в
художественном творчестве, посредством которого каждый ребенок выражает себя и
реализует свои способности. 

Художественное творчество в дошкольной образовательной
организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и
несет на себе нагрузку решения задач в первую очередь образовательной области
«художественно-эстетическое развитие». Важную роль при этом играет развивающая
предметно-пространственная образовательная среда: центры развития детского
творчества, творческие мастерские, уголки изобразительной деятельности. 

Качественной реализации задач
образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в частности
способствует создание в группах ДОО центров развития детского творчества. 
Чтобы данные центры способствовали творческой активности воспитанников,
развитию у них самостоятельной творческой деятельности, важно соблюдать
определенные условия их оформления.
Так, центр развития детского творчества эстетически оформляется, размещается в
доступном для детей месте с возможностью для его передвижения. 

С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной
группы подбираются разнообразные изобразительные материалы, а также: 

      
материалы для лепки, аппликации;

       развития
цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные
пленки, стеклышки, дидактические игры и т. д.); 

      
композиционных умений (учебно-дидактический материал,
дидактические игры);

       формирования
графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов
штриховки, дидактические игры и т. д.); 

      
навыков использования различных техник изобразительного
искусства, в т. ч.

нетрадиционных (образцы, алгоритмы выполнения действия
(схемы последовательности изображения)). 

  

Центр
развития детского творчества в первой младшей  и старшей группе

             Содержание самостоятельной изобразительной
деятельности детей делают богаче: восковые, акварельные, пастельные мелки,
гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши,
фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, кисти разных размеров и
жесткости, банки для воды, подставки под кисти. 

В старших группах создаются уголки
художественного ручного труда, где размещают образцы тканей, швов, пяльцы,
цветные нитки и т. д. 

Для ознакомления дошкольников с народным
декоративно-прикладным искусством используют учебно-дидактический материал,
дидактические игры. Предметы народного декоративноприкладного искусства не
ставят вперемешку. Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети
знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества
помещают соответствующие предметы и иллюстрации. 

В подготовительных группах допускается
расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в
группе собрана большая коллекция предметов декоративноприкладного искусства, то
создается музей народного творчества. 

Для ознакомления детей с видами
изобразительного искусства (живописью, декоративноприкладным искусством и т.
д.), жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная
живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические
игры. 

Альбомы выставляются на подставки
для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не
рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от
изучаемой темы, праздника и т. п. 

В центре развития детского творчества
должны быть игровые атрибуты и игровой персонаж (особенно в младших и средних
группах), например: девочка-кисточка, братцы-карандаши, шапка художника,
цветик-семицветики т. д. 

Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной
деятельности детей в центре развития детского творчества позволяют столы
различной конструкции, мольберты, навесные доски.

Помните, что свет на рабочую поверхность
должен падать слева. 

Один из основных показателей хорошо
организованного пространства — наличие выставки детского творчества. Но это
непросто рисунки, выставленные для родителей в коридоре,

а освещенное место в группе, где дети самостоятельно
размещают свои работы. Детские работы оформляются в рамки, на неоформленную
стену рисунки не вывешиваются. 

Необходимый элемент современного центра развития детского
творчества — технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура,
электронные занятия на компакт-дисках. 

В каждой группе ДОО создается свой центр
развития детского творчества с учетом возрастных особенностей воспитанников и
реализуемой образовательной программы дошкольного образования. 

Содержание центров развития детского творчества
необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а
также на основе изучения передового педагогического опыта по
художественно-эстетическому развитию детей. 

Решая
задачи качественной реализации образовательной области
«художественноэстетическое развитие», творческая группа педагогов МКДОУ
«Детский сад № 21» г.  организует смотр-конкурс на лучший изо-центр развития
детского творчества в группе ДОО.. 

Мероприятие проводится в соответствии с положением, которое
определяет цели и задачи, условия и сроки его проведения, состав жюри
(приложение 1). 

Результаты оценки центров развития
детского творчества в группах по разработанным творческой группой критериям
фиксируются в соответствующем протоколе (приложение 2). 

Ориентироваться в многообразии
оборудования и материалов для оформления центров педагогам помогает
подготовленная старшим воспитателем памятка «Развивающая
предметнопространственная среда для организации изобразительной деятельности в
разных возрастных группах (приложение 3). 

Данная работа способствует повышению уровня компетентности
воспитателей в вопросах создания центров развития детского творчества, созданию
в группах условий, максимально соответствующих формированию творческой
активности и художественно-эстетическому развитию дошкольников. 

    

Самостоятельная
деятельность детей подготовительной группы в центре детского творчества Приложение 1

Положение
о смотре-конкурсе на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО 

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях систематизации
работы по художественноэстетическому развитию воспитанников и созданию
соответствующих условий в
_________________________________________________________________ (далее –
ДОО).              (название дошкольной образовательной организации)

1.2. Положение определяет порядок и условия организации
смотра-конкурса на лучший центр развития детского творчества в группах ДОО
(далее — смотр-конкурс). 

1.3. Смотр-конкурс проводится в соответствии с
годовой задачей ДОО на 20 __ — 20 __ учебный год — «формирование
социально-нравственного аспекта личности ребенка посредством
художественно-эстетического развития». 

2.Цели и задачи смотра-конкурса

2.1. Цель проведения смотра-конкурса — создание в группах
условий, позволяющих развивать детское творчество в соответствии с интересами и
способностями каждого ребенка. 

2.2. Основные задачи смотра-конкурса:

       обновление,
дополнение содержания центров развития детского творчества в группах с учетом
возрастных особенностей воспитанников; 

      
развитие творчества, инициативы и профессиональной активности
педагогов;

       выявление
и распространение лучшего педагогического опыта по художественноэстетическому
развитию детей. 

3. Сроки проведения

3.1.  Смотр-конкурс проводится с
«__» _______ 20 ___ г. по «__» _______ 20 ___ г.

3.2.  Подведение итогов состоится
«__» _______ 20 ___ г.

4.  Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе участвуют педагоги всех
возрастных групп ДОО.

5.  Жюри смотра-конкурса

5.1. 
Для проведения смотра-конкурса из числа высококвалифицированных
педагогов создается творческая группа в количестве 5 человек, куда входят: 

      
заведующий ДОО;

      
старший воспитатель;

      
педагог-психолог;

       руководитель
изостудии;           музыкальный
руководитель.

5.2. 
Творческая группа разрабатывает критерии оценки центров развития
детского творчества в группах ДОО. В качестве членов жюри педагоги проводят их
экспертную оценку и подводят итоги смотра-конкурса. 

6.  Критерии оценки

6.1. 
Критериями оценки центров развития детского творчества в группах ДОО
являются:       соответствие содержания
центра возрасту детей данной группы;

       оформление
центра (эстетичность, творческий подход к оформлению, участие детей в
оформлении);

       расположение
зоны изобразительного творчества (доступность, подвижность);       разнообразие
изобразительных материалов (не менее 5 наименований);
  
наличие материалов:

      
для лепки, аппликации;

      
развития цветовосприятия (не менее 3 пособий);

      
развития графических навыков (не менее 3 пособий);

      
развития воображения и фантазии (не менее 3 пособий);

      
знакомства с разными видами искусства (не менее 3 пособий);

      
знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (не менее
3 пособий);

       наличие
материалов и оборудования инновационного характера (штампы, трубочки для
кляксографии, спирографы) (не менее 3 пособий); 

       наличие
оборудования для ручного труда (в старших группах);
         
наличие правильно оформленной выставки детских работ в группе;
          наличие игрового
персонажа.

6.2.  За каждый выполненный пункт
присваивается 1 балл.

6.3. 
Все баллы суммируются в отдельной графе «Итоговая оценка» протокола
смотра-конкурса на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО. 

7.  Подведение итогов конкурса

7.1. 
Набравшие наибольшее количество баллов участники смотра-конкурса
становятся победителями и награждаются дипломами. 

7.2.  Награждение победителей
смотра-конкурса состоится на заседании педагогического совета. 

7.3. 
По итогам проведения смотра-конкурса оформляется фотоотчет, который
размещается на сайте ДОО. 

Приложение
2
Протокол
смотра-конкурса на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО

Возрастная группа

____________________________________________________________________________________

Ф. И. О.

воспитателя
_____________________________________________________________________________
______

Критерий

Оценка

(от 1 до 10 баллов) 

Соответствие содержания центра развития детского
творчества возрасту детей данной группы 

Оформление центра развития детского творчества:

 
эстетическое
оформление;

 
творческий
подход к оформлению;

 
участие детей в
оформлении 

Расположение зоны изобразительного творчества:

• доступность;

• подвижность 

Разнообразие изобразительных материалов (не менее 5
наименований)

Наличие материалов для рисования, лепки, аппликации

Наличие материалов для развития цветовосприятия (не
менее 3 пособий)

Наличие материалов для развития графических навыков
(не менее 3 пособий)

Наличие материалов для развития воображения и
фантазии (не менее 3 пособий)

Наличие материалов для знакомства с разными видами
искусства (не менее 3 пособий)

Наличие материалов для знакомства с народным
декоративно-прикладным искусством (не менее 3 пособий) 

Наличие материалов и оборудования инновационного
характера (штампов, трубочек для кляксографии, спирографов) (не менее 3
пособий) 

Наличие правильно оформленной выставки детских работ
в группе, в приемной

Наличие оборудования для ручного труда (в старших
группах)

Наличие игрового персонажа

Итоговая оценка

Ф. И. О.
членов
жюри
__________________________________________________________________________________
____

Приложение 3

Памятка
«Развивающая предметно-пространственная среда для организации изобразительной
деятельности

в
разных возрастных группах»

Возрастная группа

Оборудование и
материалы для развития творческой деятельности детей

Количество
на группу (шт.)

Оборудование
и материалы для приобщения детей к истокам русской народной культуры

1-я младшая

Фланелеграф

1

Изделия

Доска для рисования

1

мастеров народных промыслов: народные
игрушки - дымковская, богородская, матрешка, ванькавстанька, городецкая
резная игрушка и др. 

Стенд для демонстрации
иллюстративного материала

1

Набор цветных
карандашей (6 цветов)

3–4

Набор фломастеров (6
цветов)

3–4

Бумага для рисования

По количеству детей

Наборы штампов из
пенорезины разной конфигурации

3–4

Иллюстрации
художников (Е. Рачев, В. Сутеев) к произведениям детской литературы

Не менее 5

Крупногабаритный напольный конструктор (из
дерева, полимерных материалов)

1

Набор игрушек
(домашние и дикие животные, матрешки, машины и др.), сомасштабный
строительному материалу 

По одному

2-я младшая

Доска для рисования

1

Изделия
мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская

,
богородская, матрешка, ванькавстанька, городецкая резная игрушка и др. 

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации
иллюстративного материала

1

Набор цветных
карандашей (12 цветов)

5–6

Набор фломастеров (12
цветов)

5–6

Набор гуаши (12
цветов)

5–6

Кисти круглые № 10–14

5–6

Бумага для рисования

По количеству детей

Наборы штампов из
пенорезины разной конфигурации

5–6

Пластилин

5–6

Печатки для нанесения
узоров

10

Доски

5–6

Иллюстрации художников
(Е. Рачев, Е. Лебедев, В. Сутеев) к произведениям детской литературы

Не менее 5

Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы

1–2

Комплект больших
мягких модулей

1

Набор
мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики,
призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) 

По количеству детей

Средняя

Доска для рисования

1

Изделия
мастеров народных

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации
иллюстративного материала

1

Мольберт
(односторонний или двусторонний)

1–2

промыслов:
народные игрушки - дымковская, филимоновская

,
богородская, матрешка, ванькавстанька, городецкая резная игрушка и др. 

Цветной мел (6–12
цветов)

5–6

Набор цветных
карандашей (24 цвета)

5–6

Набор фломастеров (12
цветов)

5–6

Набор шариковых ручек
(6 цветов)

5–6

Цветные восковые мелки
(12 цветов)

2–3

Набор гуаши (12
цветов)

3–4

Белила

2

Палитры

5–6

Кисти круглые № 4–8

5–6

Бумага
для рисования (разной геометрической формы и размера)

По количеству детей

Трафареты

5–6

Альбомы для
раскрашивания

3–4

Кисти щетинные

5–6

Наборы бумаги:
цветной, бархатной, гофрированной, самоклеющейся, фольги, картона и т. п. 

По 2

Ножницы с
закругленными концами

5–6

Пластины для
смазывания фигуры клеем

5–6

Пластилин

3–4

Доски

5–6

Печатки

10

Стеки разной формы

5–6

Репродукции картин, скульптуры малых форм,
изображения архитектурных сооружений

По 1

Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы

1

Комплект больших
мягких модулей

1

Наборы игрушек
(транспорт, строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)

По 1

Конструкторы из серии
«Лего» (не менее 100 деталей)

1

Набор
мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики,
призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) 

По количеству детей

Старшая

Доска для рисования

1

Изделия
мастеров

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации
иллюстративного материала

1

народных
промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская

,
богородская, матрешка, ванькавстанька, городецкая резная игрушка, хохломские
изделия и др. 

Мольберт
(односторонний или двусторонний)

1–2

Цветной мел (6–12
цветов)

5–6

Графитный карандаш (2
М — 3 М)

5–6

Угольный карандаш

5–6

Сангина (материал для
рисования в виде палочек)

5–6

Пастель (24 цвета)

1

Акварель (12 цветов)

5–6

Набор цветных
карандашей (24 цвета)

5–6

Набор фломастеров (12
цветов)

5–6

Набор шариковых ручек
(6 цветов)

5–6

Цветные восковые мелки
(12 цветов)

5–6

Набор гуаши (12
цветов)

5–6

Белила

5–6

Палитры

5–6

Кисти круглые № 3–5

5–6

Бумага для рисования
(разной геометрической формы, размера, цвета)

По количеству детей

Трафареты

Не менее 5

Альбомы для
раскрашивания

По количеству детей

Кисти щетинные

5–6

Наборы бумаги:
цветной, бархатной, гофрированной, самоклеющейся, фольги, картона и т. п. 

По 2–3

Ножницы с
закругленными концами

5–6

Пластины для
смазывания фигур клеем

5–6

Пластилин

5–6

Доски для лепки

5–6

Штампы разных видов

5–6

Стеки разной формы

5–6

Репродукции картин,
скульптуры малых форм, изображения архитектурных сооружений, фарфоровые и
керамические изделия 

По 1–2

Тематические подборки
картинок

Не менее 10

Развивающие игры

Не менее 5

Различные модели,
помогающие организовать творческую деятельность

Не менее 10

Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы

1

Комплект больших
мягких модулей

1

Наборы игрушек
(транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)

По 1

Конструкторы из серии
«Лего» (100–150 деталей)

1

Набор
мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики,
призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) 

По количеству детей

Подготовительн ая

Доска для рисования

1

Изделия
мастеров народных промыслов: народные игрушки - дымковская, филимоновская

,
богородская, матрешка, ванькавстанька, городецкая резная игрушка, хохломские
изделия и др. 

Фланелеграф

1

Стенд для демонстрации
иллюстративного материала

1

Мольберт
(односторонний или двусторонний)

1–2

Цветной мел (6–12
цветов)

5–6

Графитный карандаш (2
М — 3 М)

5–6

Угольный карандаш

5–6

Сангина

5–6

Пастель (24 цвета)

5–6

Акварель (12 цветов)

5–6

Набор цветных
карандашей (24 цвета)

5–6

Набор фломастеров (12
цветов)

5–6

Набор шариковых ручек
(6 цветов)

5–6

Цветные восковые мелки
(12 цветов)

5–6

Набор гуаши (12
цветов)

3–4

Белила

3

Палитры

5–6

Кисти круглые № 3–5

5–6

Бумага для рисования
(разной геометрической формы, размера, цвета)

По количеству детей

Трафареты

5–6

Альбомы для
раскрашивания

5–6

Кисти щетинные

5–6

Наборы бумаги:
цветной, бархатной, гофрированной, самоклеющейся, фольги, картона и т. п. 

По 2–3

Ножницы
с закругленными концами

5–6

Пластины
для смазывания фигур клеем

5–6

Пластилин

5–6

Доски

5–6

Штампы

Не
менее 10

Стеки
разной формы

5–6

Репродукции
картин, книжная графика, скульптуры малых форм, изображения архитектурных
сооружений, фарфоровые и керамические изделия 

По 2

Тематические
подборки картинок, фотографий, слайдов

Не
менее 10

Развивающие
игры

Не
менее 10

Различные
модели, помогающие организовать творческую деятельность

3–4

Крупногабаритные
деревянные напольные конструкторы

1

Комплект
больших мягких модулей

1

Наборы
игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)

По 1

Конструкторы
из серии «Лего» (не менее 100 деталей)

1

Набор мелкого
строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы,
короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) 

По
количеству детей

Методические рекомендации составлены 
на основе примерной образовательной программы дошкольного образования
«Детство»  Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,  О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 325с.

Функции и обязанности художественного руководителя (дома культуры, театра и т. п.)

В учреждениях, работающих над организацией культурного досуга (домах культуры, театрах и т. п.), организацией творческой деятельности коллектива занимается художественный руководитель. Он работает с любительскими коллективами, организовывает массовые мероприятия, подбирает персонал, работает над репертуаром и мн. др.

Основными функциями, характерными для этой должности, можно назвать:

  • организацию творческой деятельности дома культуры (театра, студии и т. п.);
  • обеспечение учреждение кадрами.

Обычно эти функции закрепляются в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником, конкретные же обязанности детально расписываются в его должностной инструкции. В ней же определяются права художественного руководителя, квалификационные требования к кандидатам на эту должность и виды ответственности, к которым можно привлечь худрука.

Структура и содержание должностной инструкции худрука

При составлении должностной инструкции художественного руководителя можно использовать общепринятую структуру этого документа:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Если же говорить о содержании, то тут целесообразно ориентироваться на приказ Минздравсоцразвития № 251н от 30 марта 2011 года, которым утвержден раздел ЕКС (единого квалификационного справочника) «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» — в нем описывается указанная должность.

Общий раздел должностной инструкции

В этом разделе должностной инструкции описываются общие моменты, касающиеся работы в должности художественного руководителя:

  1. Полное наименование должности, как оно закреплено в штатном расписании, с указанием того, что она относиться к категории специалистов.
  2. Порядок назначения и увольнения сотрудника.
  3. Порядок подчиненности (кому подчиняется художественный руководитель, кто находится в подчинении у него).
  4. Порядок замены художественного руководителя на время его отсутствия.
  5. Перечень документов, которыми должен руководствоваться в своей работе художественный руководитель (положение о доме культуры, внутренние акты и пр.).
  6. Квалификационные требования. В ЕКС написано, что на должность художественного руководителя может претендовать сотрудник с высшим профессиональным образованием и стажем работы не меньше 3 лет в должности главного режиссера (балетмейстера, дирижера), или 5 лет — на других должностях.

Должностные обязанности художественного руководителя

В этом разделе можно указать следующие должностные обязанности художественного руководителя:

  • методическое руководство творческим коллективом учреждения;
  • участие в разработке положений о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых в учреждении;
  • координация работы отделов учреждения при проведении мероприятий;
  • непосредственное руководство базовым коллективом учреждения;
  • участие в работе жюри на фестивалях и конкурсах;
  • разработка и осуществление сценариев для проведения крупных массовых мероприятий на базе учреждения;
  • подготовка предложений и рекомендаций руководителям творческих коллективов по формированию репертуара;
  • поддержание связи с творческими союзами и другими общественными организациями;
  • обеспечение учреждения квалифицированными творческими кадрами;
  • определение готовности номеров и спектаклей, принятие решения об их публичном исполнении.

Этот список должностных обязанностей может быть дополнен при необходимости или изменен.

Права художественного руководителя

Этот раздел предназначен для закрепления прав художественного руководителя, которыми он может пользоваться при исполнении своих служебных обязанностей. Так, можно указать, что художественный руководитель вправе:

  • принимать решение о приеме на работу того или иного соискателя на вакантную должность в творческом коллективе дома культуры;
  • вести переговоры с творческими союзами, общественными организациями, госорганами и органами самоуправления по вопросам организации массовых мероприятий;
  • принимать решение о выпуске номера или спектакля на публичное обозрение;
  • издавать распоряжения в рамках своей компетенции;
  • вносить на рассмотрение руководства предложения об улучшении работы дома культуры.

Ответственность художественного руководителя

Этот раздел описывает, к каким видам ответственности художественный руководитель может быть привлечен в связи с работой в данной должности:

  • к дисциплинарной ответственности — за неисполнение своих должностных обязанностей и другие нарушения трудовой дисциплины;
  • административной — за совершение действий, имеющих признаки административного правонарушения или аналогичное бездействие;
  • уголовной  — за совершение действий, имеющих признаки преступления, или аналогичное бездействие.

Детализировать механизм привлечения к ответственности в этом разделе должностной инструкции не принято.

Образец должностной инструкции художественного руководителя

На нашем сайте вы можете скачать готовый образец должностной инструкции художественного руководителя. Образец подойдет для театра или любой другой организации, где предусмотрена должность худрука: 

Образец должностной инструкции художественного руководителя

Образец должностной инструкции художественного руководителя

***

Больше полезной информации по теме — в рубрике «Должностные инструкции». 

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция художественного руководителя [наименование организации, учреждения и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.

1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.

1.4. Художественный руководитель должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

— региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;

— внутренние документы Учреждения культуры;

— организацию театрального (музыкального) производства;

— психологию управления и творческого труда;

— современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

— классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

— основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[должность]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клиническое руководство по клиническим тестам
  • Сахарная вата аппарат детский инструкция по применению
  • Руководство к самообучению письму
  • Делегирующий стиль руководства ответ
  • Фосфоглив инструкция по применению ампулы внутривенно капельно