Центральные органы государственного управления осуществляющие руководство

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI — XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917-1946 гг. назывались народными комиссариатами. Глава М. (министр) входит в состав правительства.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ →← МИНИСТЕРИАЛЫ

Синонимы слова «МИНИСТЕРСТВО»:

АДМИРАЛТЕЙСТВО, МВД, МИД, МИНГАЗПРОМ, МИНГОСИМУЩЕСТВА, МИНЗДРАВ, МИНВУЗ, МИНКУЛЬТУРЫ, МИНЛЕСХОЗ, МИНОБОРОНЫ, МИНОБРАЗОВАНИЯ, МИНПЕЧАТИ, МИНПРИРОДЫ, МИНПРОМ, МИНПРОМСВЯЗЬ, МИНСВЯЗИ, МИНСТРОЙ, МИНТОПЭНЕРГО, МИНТРАНС, МИНТРУД, МИНФИН, МИНЭКОНОМРАЗВИТИЕ, МИНЭНЕРГО, МИНЮСТ, МЧС, ПЕНТАГОН, ЦУНГ-ЛИ-ЯМЕН

Смотреть что такое МИНИСТЕРСТВО в других словарях:

МИНИСТЕРСТВО

(от лат. ministro — служу, управляю)        центральный орган государственного управления. Впервые М. были образованы в Западной Европе в 16—17 вв.
   … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО, -а, ср. 1. Центральное правительственное учреждение,ведающее какой-н. отраслью управления. М. финансов. 2. собир. Припарламентаризме: министры данного правительства. Смена министерства. Кризисминистерства, II прил. министерский, -ая, -ое…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство ср. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.

МИНИСТЕРСТВО

министерство с.ministry; board, office; department амер. Министерство торговли — Ministry of Trade; Department of Trade (в Англии и США) Министерство в… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство
департамент, ведомство, контора, управление; адмиралтейство, минфин
Словарь русских синонимов.
министерство
сущ., кол-во синонимов: 27
• адмиралтейство (1)
• мвд (1)
• мид (2)
• минвуз (1)
• мингазпром (1)
• мингосимущества (1)
• минздрав (1)
• минкультуры (2)
• минлесхоз (1)
• минобороны (1)
• минобразования (1)
• минпечати (1)
• минприроды (1)
• минпром (1)
• минпромсвязь (1)
• минсвязи (1)
• минстрой (1)
• минтопэнерго (1)
• минтранс (1)
• минтруд (1)
• минфин (1)
• минэкономразвитие (1)
• минэнерго (1)
• минюст (1)
• мчс (1)
• пентагон (2)
• цунг-ли-ямен (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования, минпечати, минприроды, минпром, минпромсвязь, минсвязи, минстрой, минтопэнерго, минтранс, минтруд, минфин, минэкономразвитие, минэнерго, минюст, мчс, пентагон, цунг-ли-ямен… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro-служу,
управляю), центральный орган гос. управления. Впервые М. были образованы
в Зап. Европе в 16-17 вв.В дореволюцио… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определенной его отраслью и возглавляемый министром (см.).
Наименование «министерство» для центральных органов, руководящих отдельными отраслями государственного управления, введено в СССР законом, принятым 15 марта 1946 г. на 1-й сессии Верховного Совета СССР II созыва. Оно заменило прежнее наименование – народный комиссариат (см.). Прежнее наименование возникло в первый период существования Советского государства, когда происходила коренная ломка старой государственной машины и устанавливались новые, советские формы государственной жизни. В ходе развития Советского государства изменялись и совершенствовались система центральных органов государственного управления, их формы и функции. В связи с этим возникла необходимость преобразовать центральные органы государственного управления и произвести переименование возглавляющих эти органы должностных лиц. Новое наименование соответствует общепринятым в государственной практике наименованиям и в достаточной степени отчетливо выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления. Оно резко отличается от наименования всех прочих, особенно местных, органов государственного управления.
М. в СССР осуществляют единство политического и хозяйственного руководства в соответствующих отраслях государственного управления.
На 4-й сессии Верховного Совета СССР III созыва 15 марта 1953 г. был принят Закон о преобразовании министерств СССР, значительно сокративший число М., в каждом из которых теперь объединено руководство родственными отраслями государственного управления. Преобразование М., равно как и расширение прав министров, имеет своей целью еще более приблизить государственный аппарат к массам, упростить и удешевить его, повысить уровень руководства, сделать управление различными отраслями народного хозяйства и культуры более оперативным, обеспечить успешное проведение в жизнь выработанной Партией и Правительством политики. Реорганизация М. создает еще более благоприятные условия для успешного решения стоящих перед Советским Союзом исторических задач неустанного и всестороннего укрепления многонационального социалистического государства, его Вооруженных Сил для обеспечения его безопасности, всемерного развития социалистической промышленности и социалистического сельского хозяйства, умножения культурного богатства, дальнейшего подъема благосостояния советских людей.
Среди М. Союза ССР различаются общесоюзные и союзно-республиканские М. Общесоюзные М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы (ст. 75 Конституции СССР). Союзно-республиканские М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления, как правило, через одноименные М. союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета Союза ССР (ст. 76 Конституции СССР). Преобладание в составе М. Союза ССР хозяйственных М. является ярким показателем развития хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции Советского государства во второй главной фазе его развития.
М. союзных республик делятся на союзно-республиканские и республиканские. Союзно-республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому М. Союза ССР. Республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями гос. управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров союзной республики. Перечень М. союзной республики устанавливается каждой союзной республикой в соответствии с Конституцией Союза ССР и с учетом особенностей данной республики.
Большинство М. союзных республик союзно-республиканские. Республиканскими М. союзной республики являются М. просвещения, социального обеспечения и др.
М. автономных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров автономной республики, так и соответствующему М. союзной республики.
Система, принципы организации и деятельности М. Союза ССР, союзных и автономных республик установлены Конституцией СССР, Конституциями союзных и автономных республик. Задачи, полномочия и порядок деятельности каждого М. определяются положением о нем, утвержденным Советом Министров соответственно Союза ССР, союзной или автономной республики. Образование новых М. и упразднение существующих, в случае необходимости, производится: в отношении М. Союза ССР – Указами Президиума Верховного Совета СССР с последующим утверждением их Верховным Советом СССР и внесением изменений в текст Конституции СССР, в отношении М. союзных и автономных республик – указами Президиумов Верховных Советов этих республик в том же порядке.
Во главе каждого М. стоит министр, являющийся членом Правительства – Совета Министров, соответственно Союза ССР, союзной, автономной республики (см. Совет Министров СССР, Совет Министров республики). Министры, как члены Правительства, утверждаются на первой сессии Верховного Совета очередного созыва при образовании Правительства. В период между сессиями Верховного Совета назначение и освобождение от обязанностей отдельных министров производится по представлению главы Правительства Президиумом Верховного Совета с последующим внесением на утверждение Верховного Совета.
Руководство М. со стороны министра осуществляется по принципу единоначалия и персональной ответственности за работу М. и подчиненных ему органов перед Советом Министров, Президиумом Верховного Совета и Верховным Советом. В М. существуют коллегии, которые состоят из руководящих работников М. и утверждаются Правительством (см. Коллегия министерства). В пределах компетенции соответствующих М. министры издают приказы и инструкции (см.) на основании и во исполнение действующих законов, указов, а также постановлений и распоряжений Правительства и проверяют их исполнение.
Аналогичная в основном система М. существует в странах народной демократии. Поскольку страны народной демократии – унитарные государства, в них имеются лишь единые М. Состав М. стран народной демократии, принципы их организации, компетенция и порядок деятельности определяются их конституциями.
В буржуазных странах М. – отраслевой орган чиновничье-бюрократического управления, осуществляемого в интересах эксплуататорских классов. На Западе эти органы возникли в результате укрепления абсолютистского государства, создавшего в лице М. систему единоличного бюрократического руководства определенными отраслями государственного управления лицами, назначаемыми монархом и ответственными только перед ним (см. Абсолютизм).
В современных буржуазных государствах М. являются орудием власти империалистической буржуазии. Во главе М. там стоят либо сами крупные капиталисты, либо их агенты из рядов буржуазных партий. Они всецело подчинены монополиям.
В России М. были созданы в 1802 г. в целях установления единоличного руководства отраслями государственного управления в отличие от ранее существовавших коллегий (см.). Главы М. были ответственны перед царем. Они представляли собой чисто бюрократические центральные органы государственного управления. Свержение царизма не изменило эксплуататорского характера М. Великая Октябрьская социалистическая революция, сломав старую государственную машину, ликвидировала и старые М,. бывшие орудием власти капиталистов и помещиков … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО(лат.). Ведомство, состоящее под управлением министра. В западных государствах. Время управления какого-либо министра и личный состав минис… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство сущ.сред.неод. (34)
ед.им.
так же как и персидское министерство и консул наш в ТавризеПс145.
министерство иностранных дел нашло полезны… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(лат. minist-го — служу, управляю)родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления. входящих в структуру правительства…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО а, ср. ministère m. Впервые отм. в журн. Петра Великого под 1718 г. ЭС. 1. Состав министров какого-л. правительства. Секретным каналом св… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(от лат. ministro-служу, управляю), форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципах единоначалия. Первые министерские должности были учреждены при Павле I. С введением М. коллегии не были ликвидированы, они вошли в их состав по принадлежности. Манифестом 8 сентября 1802 г. были учреждены первые 8 М.: иностранных дел, внутренних дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, юстиции, Государственное казначейство. М. возглавлялись министрами, назначаемыми и увольняемыми царем. Министр имел одного или нескольких товарищей (заместителей), осуществлявших управление определенными частями М. Министры обязывались представлять императору ежегодные отчеты о деятельности М. М. военное и иностранных дел курировались непосредственно императором, а военно-морское – генерал-адмиралами, обычно членами императорской фамилии.
25 июня 1811 г. было подписано «Общее учреждение министерств» – документ, определивший единообразие организации и делопроизводства М., систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения М. с другими учреждениями – коллегиальное делопроизводство сменилось исполнительным, был регламентирован порядок ведения дел: определенные формы регистрации, движение документа внутри М. с указанием сроков исполнения, отправка документов, проверка исполнения и отчетность; только в одном департаменте М. каждый документ подергался 34 последовательным операциям.
«Всякий министр должен иметь непрерывное сношение с местами, под управлением его состоящими, и быть сведущ о всех делах, которые в них производятся; посему каждое место обязано посылать своему министру еженедельные мемории о всех текущих делах. Все предложения министра со стороны мест, ему подчиненных, исполняются немедленно…
Главные части, министерство составляющие, суть:
1. Департаменты;
2. Совет министра;
3. Oбщее присутствие отделений;
4. Kaнцелярия министра;
5. Ocoбенные установления, при некоторых министерствах состоящие.
Каждый департамент делится на столько отделений, сколько в нем главных частей, и по тому же порядку отделения делятся на столы. Департаментом управляет директор, при директоре полагается секретарь для исправления разных дел и поручений, общих всем отделениям. Отделением управляет начальник отделения, столом – столоначальник.
Дела вступают или в департаменты, или непосредственно к министру через его канцелярию. Все бумаги, вступающие в департамент, по вскрытии их, вносятся в общий входящий журнал. По записи в журнал бумаги раздаются по отделениям и тем же порядком вносятся здесь в частный журнал каждого отделения и распределяются по столам» (8).
Руководство реализацией намеченного курса осуществлялось директорами департаментов (и начальниками главных управлений), которые несли в этом отношении полную ответственность перед министром. В отличие от министра, обычно перегруженного работой и занятого одновременно делами многих департаментов, директор занимался делами своего департамента систематически, направляя и контролируя его работу. Ведение конкретных дел возлагалось на начальников отделений департаментов…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

Міністэрства, Министерство авиационной промышленности — Міністэрства авіяцыйнай прамысловасці Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения — Міністэрства аўтамабільнага і сельскагаспадарчага машынабудавання Министерство атомной энергетики и промышленности — Міністэрства атамнай энергетыкі і прамысловасці Министерство внешних экономических связей — Міністэрства знешніх эканамічных сувязей Министерство внутренних дел — Міністэрства ўнутраных спраў Министерство водохозяйственного строительства — Міністэрства водагаспадарчага будаўніцтва Министерство геологии — Міністэрства геалогіі Министерство гражданской авиации — Міністэрства грамадзянскай авіяцыі Министерство здравоохранения — Міністэрства аховы здароўя Министерство иностранных дел — Міністэрства замежных спраў Министерство культуры — Міністэрства культуры Министерство лесной промышленности — Міністэрства лясной прамысловасці Министерство медицинской промышленности — Міністэрства медыцынскай прамысловасці Министерство монтажных и специальных строительных работ — Міністэрства мантажных і спецыяльных будаўнічых работ Министерство металлургии — Міністэрства металургіі Министерство морского флота — Міністэрства марскога флоту Министерство нефтяной и газовой промышленности — Міністэрства нафтавай і газавай прамысловасці Министерство оборонной промышленности — Міністэрства абароннай прамысловасці Министерство обороны — Міністэрства абароны Министерство общего машиностроения — Міністэрства агульнага машынабудавання Министерство путей сообщения — Міністэрства шляхоў зносін Министерство радиопромышленности — Міністэрства радыёпрамысловасці Министерство рыбного хозяйства — Міністэрства рыбнай гаспадаркі Министерство связи — Міністэрства сувязі Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности — Міністэрства станкабудаўнічай і інструментальнай прамысловасці Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности — Міністэрства будаўніцтва прадпрыемстваў нафтавай і газавай прамысловасці Министерство судостроительной промышленности — Міністэрства суднабудаўнічай прамысловасці Министерство торговли — Міністэрства гандлю Министерство транспортного строительства — Міністэрства транспартнага будаўніцтва Министерство тяжёлого машиностроения — Міністэрства цяжкага машынабудавання Министерство угольной промышленности — Міністэрства вугальнай прамысловасці Министерство финансов — Міністэрства фінансаў Министерство химической и нефтяной промышленности — Міністэрства хімічнай і нафтавай прамысловасці Министерство электронной промышленности — Міністэрства электроннай прамысловасці Министерство электротехнической промышленности и приборостроения — Міністэрства электратэхнічнай прамысловасці і прыборабудавання Министерство энергетики и электрификации — Міністэрства энергетыкі і электрыфікацыі Министерство юстиции — Міністэрства юстыцыі… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

в РФ федеральный (субъекта Федерации) орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий упраате- ние в установленной сфере деятельности, а также в пределах своей компетенции координирующий работу в этой сфере иных органов исполнительной власти. Возглавляет М. министр, который руководит порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это М. функций. В соответствии с федеративным устройством РФ образуются федеральные М., М. республик, а также некоторых других субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 112) создание федеральных М , их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Наименование, статус и перечень М. определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом РФ. Правовое положение федеральных М. регулируется положениями о них, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ. Непосредственно Президенту РФ (в соответствии с его конституционными полномочиями) подчиняются М.: обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и некоторые др. Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение республиканских М. и М. в других субъектах РФ определяются конституциями, законами, уставами, иными нормативными правовыми актами этих субъектов. Главные задачи М. — определение приоритетных направлений, обеспечение эффективного функционирования и развития подведомственных отраслей и сфер управления, разработка и реализация государственных целевых программ; совершенствование организации и структуры управления отраслью, сферой. Для выполнения возложенных на М. функций министр вправе издавать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством нормативные правовые акты (приказы, инструкции, правила, положения), подлежащие обязательному исполнению органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, а также обладает другими полномочиями. М. является юридическим лицом. В М. образуется коллегия — совещательный орган, который рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции данного М. В состав коллегии входят министр (председатель коллегии), его заместители по должности, руководители ведущих подразделений центрального аппарата М., ученые, специалисты и общественные деятели. Ряд федеральных М. имеют право создавать в установленном порядке свои территориальные органы в субъектах РФ. Они могут также образовывать совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные комиссии. М.В. Пучкова … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правитель… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

сMinisterium n, pl -rienМинистерство обороны — Verteidigungsministerium nМинистерство иностранных дел — Ministerium für auswärtige Angelegenheiten, Auß… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

— центр. орган гос. управления, ведающий отд. отраслью х-ва или управления. В России М. были учреждены в 1802. Первонач. их было 8: иностр. дел, внутр. дел, воен.-сухопутных сил, воен.-мор. сил, финансов, коммерции, нар. просвещения, юстиции. В отличие от центр. органов управления Рос. империи 18 в. — коллегий, решавших дела на осн. принципа коллегиальности, работа М. была построена на принципе единоначалия. Существовавшие в большинстве М. коллегиальные учреждения (Совмины и т. п.) обычно выполняли лишь совещат. функции при министрах. Большинство М., в отличие от коллегий, имело подчиненные им органы местной администрации. Центр. аппарат М. с его местными учреждениями образовывал единое ведомство со своими адм.
порядками, шт. чиновников и даже ведомственным терр. делением, не совпадавшим часто с общим делением России на губ. и у. Функц. и орг. обособленность М., принадлежавшее им исключит. право законодат. инициативы, отсутствие эффективной координации их деят-ности на протяж. всего 19 — нач. 20 в. предопределили доминирующее положение М. в системе гос. аппарата. В целом состав М. вплоть до самой Февр. рев-ции оставался довольно стабильным. За период с 1811 до 1816 возникло лишь 3 новых ведомства-М., еще 2 были преобразованы из гл. управлений в М., а одно — из М. в ранг гл. управления. Ставшие во гл. М. мин. были чл. К-та мин. и Гос. совета, а также д. б. присутствовать в Сенате. Мин. были подведомственны имп., Сенату и К-ту мин. В 1905 с учреждением Гос. думы был сделана попытка подчинить ей М., К-т мин. был заменен Советом мин. После Февр. рев-ции 1917 министры вошли в состав Врем. пр-ва. Окт. рев-ция ликвидировала систему М., и 2-й Всерос. съезд Советов принял пост. об орг-ции высш. органов гос. управления — Нар. комиссариатов, призванных руководить отд. отраслями гос. жизни, во гл. с наркомами, входившими в Совет Нар. Комиссаров. В 1946 законом, принятым Верх. Советом СССР, наркоматы были преобразованы в М., соотв. действия были произведены в союзных и авт. республиках. Была создана система общесоюзных, союзно-респ. и респ. М…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министе́рство
сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? министе́рства, чему? министе́рству, (вижу) что? министе́рство, чем? министе́рство… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

⊲ МИНИСТЕРСТВО, а, ср.1.Орган государственного управления, состоящий из министров; ведомство, состоящее под управлением министра (ов России официально … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

с.ministerio mминистерство внутренних дел — Ministerio del Interior; уст. Ministerio de Gobernaciónминистерство иностранных дел — Ministerio de Asuntos… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(от лат. ministro — служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры — к функциональным.<br><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования, минпечати, минприроды, минпром, минпромсвязь, минсвязи, минстрой, минтопэнерго, минтранс, минтруд, минфин, минэкономразвитие, минэнерго, минюст, мчс, пентагон, цунг-ли-ямен
</div><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

Ритон Ритм Рисс Рис Риони Рио Ринит Рин Рим Ретинит Рет Рено Ремонт Рем Рев Отсев Отсвет Отнести Отмести Отит Ответ Отвести Отвес Острие Остит Остин Остер Остеит Ост Оссеин Осетр Осетин Ортит Орт Орс Орн Орест Онисим Оним Онер Омет Овист Овир Овин Овес Овен Нтр Нто Нтв Нотис Нос Норит Номер Ном Нитро Нитрит Нит Нии Нетто Нети Нестор Нести Нерв Нер Немо Немиров Невро Неврит Невр Невис Мтс Мотин Мотив Мотет Мот Мост Морс Морис Морин Мор Монтер Монт Монстр Монстер Монист Монер Моир Мистрис Мистер Миссионер Мисс Мис Мирт Мирон Миро Мирно Мир Миот Мио Минос Миноритет Минорит Минор Министр Министерство Минерв Минер Метро Метрит Метр Метис Место Мести Мессир Месиво Мес Мерс Мерно Меринос Мерин Ментор Мент Мвт Итр Истрин Истомин Ирон Ирмос Ионит Ион Иомен Иов Интим Интер Инст Инсерт Иностр Иномир Инвестор Инвеститор Иероним Иврит Енот Евро Евр Втроем Втрое Всемирно Все Врио Ворсит Ворс Вор Вон Воин Внос Внести Вне Вмс Витт Витстон Витин Витим Витерит Вит Вист Виссон Вис Вирион Винтер Винт Вино Вини Ров Винер Ром Ромен Рон Росс Рост Вие Вето Рот Свес Свести Свитер Севр Вести Верно Сени Сентим Сервис Серин Серо Серов Верист Вено Вермонт Серв Сент Сенсор Сенситив Сено Вес Вест Семо Семит Сев Свист… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

-а, ср.
1.Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.Министерство культуры. Министерство фина… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

Министерство
(от лат. ministro служу, управляю)
в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью х… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО
центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Н… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

с.ministère mМинистерство иностранных дел — Ministère des Affaires EtrangèresМинистерство внешней торговли — Ministère du Commerce ExtérieurМинистерств… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство с Ministerium n 1, pl -ri|en Министерство обороны Verteidigungsministerium n Министерство иностранных дел Ministerium für auswärtige An|gelegenheiten, Außenministerium n; das Auswärtige Amt (ФРГ) Министерство внутренних дел Ministerium für innere An|gelegenheiten, Innenministerium n Министерство финансов Finanzministerium n Министерство путей сообщения Verkehrsministerium n; Ministerium für Eisenbahnverkehr Министерство торговли Handelsministerium n Министерство юстиции Justizministerium n Министерство просвещения Ministerium für Bildungswesen министерство экономики Wirtschaftsministerium n Министерство здравоохранения Ministerium für Gesundheitswesen Министерство связи Ministerium für Post- und Fernmeldewesen<br><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования, минпечати, минприроды, минпром, минпромсвязь, минсвязи, минстрой, минтопэнерго, минтранс, минтруд, минфин, минэкономразвитие, минэнерго, минюст, мчс, пентагон, цунг-ли-ямен
</div><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

1) Орфографическая запись слова: министерство2) Ударение в слове: минист`ерство3) Деление слова на слоги (перенос слова): министерство4) Фонетическая т… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(от лат. ministro служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры к функциональным…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

minisztérium* * *сminisztériumминисте́рство вну́тренних дел — belügyminisztériumминисте́рство иностра́нных дел — külügyminisztériumминисте́рство свя́зи… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от латинского ministro — служу, управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или упра… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО
МИНИСТЕРСТВО — центральный орган государственного управления, осу-ществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI- XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917-1946 гг. назывались «народными комиссариатами». Глава М. (министр) входит в состав правительства.<br><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования, минпечати, минприроды, минпром, минпромсвязь, минсвязи, минстрой, минтопэнерго, минтранс, минтруд, минфин, минэкономразвитие, минэнерго, минюст, мчс, пентагон, цунг-ли-ямен
</div><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

1) (сан) міністерство;
2) (пребывание и время пребыв.) міністрування;
3) (ведомство) міністерство. -во внутренних дел — міністерство внутрішніх справ; (военное) військових справ; (государственных имуществ) державного майна; (земледелия) земельних справ; (здравоохранения) охорони здоров’я; (императорского двора и уделов) (імператорського) двору і удільних маєтків; (иностранных дел) закордонних (чужоземних) справ; (исповеданий) культів; (морское) морських справ; (народного просвещения) освіти; (путей сообщения) шляхів; (труда) праці; (финансов) фінансів (грошових справ); (юстиции) юстиції (правниче, права, справедливости). Управляющий -вой — управитель (- ля) міністерства…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

сущ.department; ministry; office- министерство внутренних дел- министерство иностранных дел- министерство обороны- министерство финансов- министерство … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

сministério m; Ministério das Relações Exteriores bras, ang; Ministério da Fazenda bras- министерство иностранных дел- министерство финансовСинонимы:
… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

部 bùминистерство иностранных дел — 外交部министерство обороны — 国防部Синонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, мин… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган управления отраслью хозяйства государства или сферой деятельности.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.Синонимы:
адмиралтейство,… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

с.
1) ministero m
министерство финансов — il ministero delle finanze
2) собир. (министры) gabinetto m dei ministri, ministero m, compagine f ministeriale
смена министерства — cambio di guardia ministeriale
кризис министерства — crisi ministeriale
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования, минпечати, минприроды, минпром, минпромсвязь, минсвязи, минстрой, минтопэнерго, минтранс, минтруд, минфин, минэкономразвитие, минэнерго, минюст, мчс, пентагон, цунг-ли-ямен… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министе́рство,
министе́рства,
министе́рства,
министе́рств,
министе́рству,
министе́рствам,
министе́рство,
министе́рства,
министе́рством,
министе́рствами,
министе́рстве,
министе́рствах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования, минпечати, минприроды, минпром, минпромсвязь, минсвязи, минстрой, минтопэнерго, минтранс, минтруд, минфин, минэкономразвитие, минэнерго, минюст, мчс, пентагон, цунг-ли-ямен… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО министерства, ср. (дореволюц. и загр.). 1. Центральное правительственное учреждение, ведающее отдельной отраслью государственного управления. Министрество труда. Служить в министерстве иностранных дел. Ѓ Здание, где помещается это ведомство (разг.). 2. Правительство, состав министров какого-н. правительства (называемые обычно по имени премьера или по названию партии). Смена министерства. Падение министерства. Министерство Пуанкаре. Министрество народного фронта. 3. Период, время управления какого-н. министра или правительства в целом.<br><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

   орган исполнительной власти отраслевой компетенции Российской Федерации в республиках, входящих в Россию, и в некоторых других субъектах Российской … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

с. ministère m Министерство иностранных дел — Ministère des Affaires Etrangères Министерство внешней торговли — Ministère du Commerce Extérieur Минист… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(2 с); мн. министе/рства, Р. министе/рствСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, ми… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

от лат. ministro – служу, управляю) – родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяется практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). … смотреть

МИНИСТЕРСТВО

міністэрства, ср.Министерство авиационной промышленности — Міністэрства авіяцыйнай прамысловасціМинистерство автомобильного и сельскохозяйственного ма… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерствоמִשׂרָד ז’* * *כמורהמחלקהמשרדСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, ми… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(пишется с прописной буквы как первое слово офиц. названия), напр.: Министерство обороны РФСинонимы: адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, минг… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

1) &LT;engin.&GT; board2) department3) ministry4) officeСинонимы: адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры,… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.Синонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингаз… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

bakanlık* * *сbakanlıkСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразо… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.Синонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингаз… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

корень — МИНИСТЕР; суффикс — СТВ; окончание — О; Основа слова: МИНИСТЕРСТВВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — МИНИСТЕР; ∧ — СТВ; ⏰ -… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

(от латинского ministro -служу, управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России М. образованы в 1802 вместо коллегий. После установления советской власти в октябре 1917 на базе М. созданы наркоматы, которые в 1946 вновь названы М. После ряда преобразовании М. сохраняются в Российской Федерации. (Перечень М. и списки министров см. в Приложении.)… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

department амер., officeСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобра… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

минист’ерство, -аСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобразования… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

departement, ministeriumСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобра… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство = с. ministry, office; department амер. ; Министерство внутренних дел Ministry of Internal Affairs; Home Office (в Англии) ; Department of the Interior (в США) ; Министерство иностранных дел Ministry of Foreign Affairs; Foreign Office (в Англии) ; Department of State, State Department (в США) ; Министерство торговли Ministry of Trade; Board of Trade (в Англии). <br><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерствоMinisteriumСинонимы:
адмиралтейство, мвд, мид, минвуз, мингазпром, мингосимущества, минздрав, минкультуры, минлесхоз, минобороны, минобраз… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от лат . ministro — служу, управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название «министерство» было введено в СССР (ранее — наркоматы).<br><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

фр. ministera, от лат. ministerium — служба, должность; англ. ministry, office; ам. department) — в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые М. были образованы в 1802 г. в СССР название М. было введено в 1946 г…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro — служу — управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название «министерство» было введено в СССР (ранее — наркоматы).<br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

— (от лат. ministro — служу — управляю), в большинствегосударств центральный орган государственного управления, ведающийотдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерствабыли образованы в 1802. В 1946 название «»министерство»» было введено в СССР(ранее — наркоматы)…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство, минист′ерство, -а, ср.1. Центральное правительственное учреждение, ведающее какой-н. отраслью управления. М. финансов.2. собир. При парла… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

от лат. ministro служу, управляю)
в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название «министерство» было введено в СССР (ранее — наркоматы)…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры — к функциональным…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО, -а, ср. 1. Центральное правительственное учреждение, ведающее какой-нибудь отраслью управления. М. финансов. 2. собир. При парламентаризме: министры данного правительства. Смена министерства. Кризис министерства, || прилагательное министерский, -ая, -ое…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

Ударение в слове: минист`ерствоУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: минист`ерство

МИНИСТЕРСТВО

nministeriöминистерство торговли — kauppaministeriöминистерство культуры — kulttuuriministeriö

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Напр., министерство торговли относится к отраслевым, а министерства экономики, культуры, образования — к функциональным…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

Министе́рствоwizara (-);министе́рство иностра́нных дел — wizara ya mambo ya nchi za nje (-);министе́рство здравоохране́ния — wizara ya afya (-)

МИНИСТЕРСТВО

министерство [фр. ministere < лат mini-sterium служба, должность] — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определен… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, социально-культурного и административно-политического строительства.<br><br><br>… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство;
дзоньвидзалун министерство — министерство здравоохранения;йӧзӧс бытӧвӧя могмӧдан министерство — министерство бытового обслуживания населения;сьӧм овмӧс министерство — министерство финансов… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министерство с το υπουργείο· ~ здравоохранения Υπουργείο Υγιεινής* ~ иностранных дел Υπουργείο Εξωτερικών ~ культуры Υπουργείο Πολιτισμού· ~ просвещения Υπουργείο Παιδείας* ~ торговли Υπουργείο Εμπορικού… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

с. Ministerium n министерство иностранных дел — Ministerium für Auswärtige Angelegenheiten министерство обороны — Verteidigungsministerium n министерство связи — Ministerium für Post- und Femmeldewesen…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, социально-культурного и административно-политического строительства…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

— центральный орган государственного управления, осу-ществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, соци ально-культурного и административно-политического строительства…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

министе’рство, министе’рства, министе’рства, министе’рств, министе’рству, министе’рствам, министе’рство, министе’рства, министе’рством, министе’рствами, министе’рстве, министе’рствах… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

лат. ministro — управляю) — центральный орган государственного управления в структуре исполнительной власти. Министры, возглавляющие министерства, входят в состав правительства…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

сущ.сред, министерство; министерство внутренних дел шалтй ӗҫсен министерствй; министерство культуры и по делам национальностей культурӑпа национальноҫсен ӗҫӗсен министерствй… смотреть

МИНИСТЕРСТВО

ср.ministry, board, office, department- министерство образования

МИНИСТЕРСТВО

Ср 1. nazirlik; Министерство финансов Maliyyə nazirliyi; 2. nazirlər hey’əti (parlamentarizm sistemində); смена министерства nazirlər hey’ətinin dəyişməsi…. смотреть

МИНИСТЕРСТВО

ср.
министерство (башкарманын айрым тармагын башкаруучу борбордук мамлекеттик мекеме);
министерство финансов финансы министерствосу.

МИНИСТЕРСТВО

министерствос τό ὑπουργεῖο{ν}:
~ иностранных дел τό ὑπουργεῖο{ν} τῶν ἐξωτερικών ~ здравоохранения τό ὑπουργείο{ν} ὑγιεινής.

МИНИСТЕРСТВО

центр. орган гос. управления России, ведающий отд. Отраслью хозяйства или управления. В России образованы в 1802 г.

МИНИСТЕРСТВО

gabinete, ministerio, secretaría del despacho, secretaría, Secretaria de la Defensa Naciona del Estado HN

МИНИСТЕРСТВО

— центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

МИНИСТЕРСТВО

Начальная форма — Министерство, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род

МИНИСТЕРСТВО

ср
ministère
министерство финансовминистерство экономического развитияотраслевое министерство

МИНИСТЕРСТВО

министерство департамент, ведомство, контора, управление, адмиралтейство, минфин

МИНИСТЕРСТВО

центральный орган управления отраслью хозяйства государства или сферой деятельности.

МИНИСТЕРСТВО

Nazirlikминистерство культуры — medeniyet nazirligi

МИНИСТЕРСТВО

ministrija; ministru kabinets, valdība; ministra amata pildīšana, ministra amats

МИНИСТЕРСТВО

n; в соч.
министерство здравоохраненияминистерство социального обеспечения

МИНИСТЕРСТВО

министрлік;- министерство иностранных дел Сыртқы істер министрлігі

МИНИСТЕРСТВО

administration, board, department амер., ministry, office

МИНИСТЕРСТВО

назирлик
министерство культуры медениет назирлиги

        центральный орган государственного управления. Впервые М. были образованы в Западной Европе в 16—17 вв.

В дореволюционной России М. образовались со вступлением на престол Александра I; член Негласного комитета (См. Негласный комитет) Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения М., допускающий временное сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сентября 1802 были учреждены должности министров (внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел). Сохранившиеся до того времени Коллегии были расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только канцелярии («департаменты»). В одних случаях в состав М. вошла одна коллегия (Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других — по нескольку коллегий. Министры входили в состав Сената и Комитета министров (См. Комитет министров) и имели право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отдельными отраслями управления в отдельных М. полностью сосредоточивается в М. (например, М. внутренних дел). В 1810 последовало более чёткое распределение дел между М.; министры по должности стали членами Государственного совета (См. Государственный совет). Разработанное М. М. Сперанским (См. Сперанский) «Общее учреждение министерств» (25 июня 1811) завершило министерскую реформу: определило окончательно единоначалие как основной организационный принцип организации и деятельности М., установило единообразие их структуры, делопроизводства и отчётности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри М., а также с другими учреждениями и т. п. Каждое М. возглавлялось министром, который имел заместителя (товарищ министра); министр и его заместитель назначались царём. При министре был совещательный орган из начальников структурных частей М. — совет министра (впоследствии — Совет министерства), а для связи со всеми структурными частями — канцелярия министра (М.). Исполнительный аппарат каждого М. состоял из департаментов (от 1 до 9). В состав М. входили и т. н. «особенные установления» (особые канцелярии для важных и секретных дел), учёные комитеты, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. Внутри М. была установлена бюрократическая соподчинённость чиновников и крайняя бюрократическая централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел принадлежали только министрам. М. управляли подчинёнными им местными учреждениями с помощью циркуляров и распоряжений (в гражданских учреждениях) и приказов (в военных); проводили ревизии подчинённых учреждений, обязанных ежегодно представлять в М. отчёты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали ежегодные финансовые отчёты в министерство финансов и Государственный совет, а о «видах и предприятиях к усовершенствованию» — царю. С разрешения царя министр мог входить в Государственный совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии новых. Разработанные в М. и специальных комиссиях (комитетах) законопроекты утверждались царём в Государственном совете или сразу после обсуждения — в Комитете министров, в других высших комитетах и во время личных докладов министров царю, установившихся регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 «Общее учреждение министерств» было распространено на большинство М. К 1861 существовало 9 М. Усложнение задач управления государством породило чёткое разграничение функций не только в центре, но и на местах. М. с их местными органами составили отдельные ведомства со своими административными порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным территориальным делением, не совпадавшим с общим административным делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутренняя организация М. и т. д. В 60—70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами М., а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде М. отдельные департаменты были преобразованы в главные управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещательных советов и комитетов, в состав которых привлекались представители буржуазии и буржуазной интеллигенции. К концу 19 в. особенно усложнилась организация министерства внутренних дел — основного карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политическим сыском (с 1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М. до 1917 сохранились основные принципы, заложенные «Общим учреждением министерств» 1311. К 1917 в России существовало 12 М. После свержения самодержавия в 1917 все М. подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено министерство императорского двора, отдельные структурные части министерства внутренних дел и министерства юстиции; в некоторых М. созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 октябрь 1917 сменилось четыре состава министров буржуазного Временного правительства (См. Временное правительство). Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала все М. помещичье-буржуазной России.

         М. в дореволюционной России (1802—1917, по старому стилю): внутренних дел (1802—1917); военное (1802—1917, до 1808 — военно-сухопутных сил); морское (1802—1917, до 1815 — морских сил); иностранных дел (1802—1917); финансов (1802—1917); народного просвещения (1802—1917; в 1817—1824 — духовных дел и народного просвещения); коммерции (1802—10); путей сообщения (1865—1917; в 1809—10 — Главное управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810—32 — Главное управление путей сообщения; в 1832—65 — Главное управление путей сообщения и публичных зданий); императорского двора и уделов (1826—1917; в 1852—56 разделено на М. императорского двора и М. уделов; с 16 марта по 25 октября 1917 — Главное управление уделов): земледелия (1915—17; в 1837—94 — М. государственных имуществ; в 1894—1905 — М. земледелия и государственных имуществ; в 1905—15 — Главное управление землеустройства и земледелия); полиции (1810—19): почт и телеграфов (1865—68; 1880—81; 5 мая — 25 октября 1917); юстиции (1802—1917); торговли и промышленности (1905—17); труда (5 мая — 25 октября 1917): продовольствия (5 мая — 25 октября 1917); вероисповеданий (5 августа — 25 октября 1917); государственного призрения (5 мая — 25 октября 1917).

Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Справочник по истории дореволюционной России, М., 1971, с. 176—97.

Н. П. Ерошкин.

В СССР М. — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определённой отраслью народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Важнейшая часть сов. государственного аппарата. Главная задача каждого хозяйственного М. — обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства СССР, высоких темпов развития производства и производительности труда, выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, рационального использования капитальных вложений и повышения их эффективности и т. д. Плановое руководство отраслью М. про водит на научной основе с учётом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР в целом, союзных республик и отдельных экономических районов. Правовое положение М. определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик, Общим положением о министерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967, № 17, ст. 116), положениями об отдельных М. и др.

         Советское М. — преемники народных комиссариатов (См. Народный комиссариат), созданных в первые же дни после победы Октябрьской революции 1917. Законом от 15 марта 1946 «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» наркоматы были преобразованы в М.

         В соответствии с Конституцией СССР, М. образуются Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик. Деятельность М. объединяется и направляется Советом Министров (См. Совет министров) СССР, Советами Министров союзных и автономных республик. М. СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей территории СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответствующими отраслями через одноимённые М. союзных республик).

         На 1 января 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканских М. СССР, большинство из них — хозяйственные М., руководящие различными отраслями народного хозяйства СССР.

         К общесоюзным относятся М.: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и с.-х. машиностроения; транспортного строительства; тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения; химического и нефтяного машиностроения; химической промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности.

         К союзно-республиканским относятся М.: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; лёгкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной промышленности; финансов; цветной металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.

         М. СССР решает все вопросы по соответствующим отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, М. может передавать одноимённым М. союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида М.: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Совета Министров союзных республик, так и одноимённого союзно-республиканского М. СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Например, в РСФСР образованы следующие республиканские М.: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражданского строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной промышленности; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной промышленности.

         М. возглавляется министром, который назначается Верховным Советом по представлению председателя Совета Министров (в период между сессиями Верховного Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верховного Совета, с последующим утверждением Верховным Советом), заместители министра назначаются Советом Министров.

         Министр СССР несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на М.; в пределах компетенции М. он издаёт приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноимённых М. союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы М. Для рассмотрения и решения основных вопросов деятельности М. образуется коллегия (под председательством министра), в состав которой входят заместитель министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Советом Министров. Важную роль в деятельности М. играет научно-технический (научный) совет, состоящий из крупных учёных и высококвалифицированных специалистов данной отрасли, новаторов производства и представителей научно-технических обществ и других организаций.

         Для рассмотрения хозяйственных споров между входящими в его систему предприятиями, организациями и учреждениями М. образует арбитраж, положение о котором утверждается министром (см. также Государственный арбитраж).

В своей деятельности М. руководствуются курсом КПСС на развитие демократических начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию государственного управления, ускорению экономического и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления государственной дисциплины и социалистической законности. Успех работы М. в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.

         Важнейшее значение для повышения роли М. в системе органов советского государственного управления имели решения Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через М., отказавшись от действовавшего с 1957 территориального принципа управления через совнархозы.

         Организационная работа М. направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение научной организации управления с применением электронно-вычислительной техники и других современных технических средств. Во многих М. созданы отраслевые автоматизированные системы управления, которые в дальнейшем будут объединены в единую общегосударственную автоматизированную систему управления.

В зарубежных социалистических странах М. образуются, как правило, высшими органами государственной власти. М. возглавляет единоличный руководитель — министр, входящий в состав правительства; он назначается на должность высшим органом государственной власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе правительства производятся президентом с последующим утверждением высшим органом государственной власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав которой наряду с министром входят заместительминистра и отдельные руководящие работники М. В ЧССР в 1968 в М. введена должность государственного секретаря, являющегося как бы соруководителем федерального М. (он входит наряду с министром в состав правительства). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то государственный секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном правительстве. На Кубе образование М., а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В некоторых зарубежных социалистических странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и государству. В Югославии система М. была упразднена в 1953, вместо М. созданы федеральные государственные и союзные секретариаты, функции которых близки к функциям М. других социалистических государств.

В. Н. Ершов.

В буржуазных государствах М. осуществляют исполнительную деятельность и руководят отдельными отраслями управления. Глава М. — обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М. образуются на основании актов высших законодательных органов (например, в США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах (например, в Великобритании) — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. как органы управления появились в западно-европейских странах в 16—17 вв. Министр, которому поручалось руководство отраслью управления, направлял деятельность М. по указанию назначившего его монарха и нёс ответственность непосредственно перед ним. С установлением в ряде стран конституционной монархии и развитием Парламентаризма сложился институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистического капитализма деятельность М. ограничивалась, как правило вопросами внешней политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов. В период монополистического капитализма с ростом буржуазной государственной машины и усилением исполнительной власти число М. в буржуазных государствах постоянно увеличивается, усложняется их структура и расширяются функции.

         После 2-й мировой войны 1939—45 наряду с традиционными М. были образованы М. в сфере регулирования экономики, здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды. Важнейшую роль играют М., осуществляющие руководство вооруженными силами, а также выполняющие охранительные функции (М. обороны, внутренних дел, юстиции). Растёт число М., осуществляющих идеологические и социальные функции буржуазного государства (информации, культуры, образования). Вместо одного М. иностранных дел в ряде государств образуется целая система внешнеполитических М., значительное место в деятельности которых занимают проблемы внешнеэкономических связей. В 60-х — начале 70-х гг. 20 в. в большинстве стран система М. перестроена на основе т. н. функциональной специализации. М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и отдельных штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура). Одна из характерных черт персонала М. — деление на несменяемых профессиональных чиновников и т. н. политических администраторов, смещаемых при смене правительства (как правило, это глава М. — министр, государственный секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается главой исполнительной власти или правительства (президентом в США и Франции, премьер-министром в Великобритании и т. д.). В некоторых государствах (например, в Великобритании) министр должен быть членом парламента, во Франции, напротив, — депутатский мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа (например, в США) министр не может быть членом законодательного органа. Роль высших слоёв постоянного профессионального чиновничества М. в принятии важных политических решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций (т. н. административная юстиция) постоянно возрастает.

         Внутренняя структура М. чрезвычайно разнообразна даже в пределах одной страны. Она зависит от размера М., объёма и характера его деятельности. М. имеют центральный аппарат, иногда также региональный и местный аппарат в отдельных частях страны. При М. существуют различные вспомогательные органы (совещательные и консультативные комитеты, межведомственные координационные управления, автономные специализированных организаций и т. д.).

         В эпоху государственно-монополистического капитализма М. — важные организационно-правовые каналы в центральном аппарате управления, с помощью которых обеспечивается соединение силы монополий с силой государства в единый механизм путём создания смешанных органов, непосредственного привлечения бизнесменов к работе М. и др. Однако в развитых капиталистических странах, где происходит процесс усиления личной власти главы государства или правительства, важнейшие вопросы управления изымаются из компетенции М. и решаются главой исполнительной власти и его аппаратом.

Лит.: Административное право, М., 1970, с. 69—84, 132—41; Конституционный механизм диктатуры монополий, М., 1964.

Н. С. Крылова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Центральные органы власти и управления.

Император.
Императорская
власть, как и в XVIII
в. являлось неограниченной. Павел I
в 1797 г. восстановил действовавший до
Петра I
порядок перехода престола от отца к
старшему сыну. Царь опирался на большую
армию чиновников, на обширный аппарат
управления.

В
первой половине XIX
в. центральные органы власти и управления
стали делиться на органы
верховного управления
и
органы
подчиненного управления.

Первыми непосредственно руководил
император, а вторыми – должностные
лица, действующие от имени и по поручению
монарха.

Органы
верховного управления.

Государственный
совет.
Советы
при императоре
под разными названиями,
как совещательные органы, существовали
с XVIII
в.

30 марта
1801
г., т.е. через неделю после прихода к
власти Александра I
г., был создан Непременный совет. Состоящий
из 12 человек, он функционировал вплоть
до открытия 1 января 1810 г. реформированного
по плану М.М. Сперанского Государственного
совета. Государственный совет по замыслу
М.М. Сперанского, должен был выступать
как законосовещательный орган и
разрабатывать проекты законодательных
актов, получающих юридическую силу
после утверждения монархом. В ведении
Госсовета находились вопросы внутренней
и внешней политики, контроль за исполнением
законов. Госсовет состоял из 35 (позднее
80) высших сановников, назначаемых
императором, включая министров.
Председателем совета был император, а
в случае его отсутствия кто-либо из его
членов по назначению императора. Решения
по обсуждаемым вопросам принималось
с учетом мнения императора. Госсовет
состоял из пяти департаментов: законов,
дел военных, дел гражданских и духовных,
государственной экономии дел царства
Польского (создан в 1831 г.). Делопроизводство
велось канцелярией, которую возглавлял
государственный секретарь.

Комитет
министров.
Вторым
высшим административным органом стал
Комитет министров. В его состав входили
министры, главноуправляющие ведущих
министерских департаментов, председатели
Государственного совета и его
департаментов, а также лица, назначенные
царем и ответственные только перед ним.
Комитет министров рассматривал дела,
которые не могли быть решены из-за
отсутствия законов; дела, которые
касались других ведомств; рассматривал
законопроекты и дела, связанные с
надзором за государственным аппаратом.
Постановления Комитета министров
приводились в исполнение только после
утверждения их царем, за исключением
незначительных дел (назначение пенсий,
пособий).

Среди
органов верховного управления важное
место занимала Собственная
его императорского Величества канцелярия
(Императорская канцелярия)
С
середины 20-х гг. XIX
в. она становится органом, возглавившим
всю систему центральных отраслевых
органов государственного управления.
В ее составе было 6 отделений.

I
отделение осуществляло контроль за
деятельностью министерств и ведомств,
министров и всех гражданских чиновников.

II
в отделение занималось анализом и
обобщением юридической практики,
подготовкой и изданием законов Российской
империи.

III
отделение ведало вопросами политической
и государственной безопасности. Его
задачами были руководство полицией,
борьба с государственными преступлениями
и противниками существующего режима,
сектантами, раскольниками, высылка и
размещение ссыльных, управление тюрьмами
и наблюдение за иностранцами, занималось
цензурой. Соответственно этим масштабным
задачам была сформирована и структура
отделения, которая с конца 20-х гг. включала
восемь отделов. Первый отдел организовывал
сбор данных по всем вопросам, входящим
в компетенцию III
отделения. Второй отдел осуществлял
контроль за деятельностью религиозных
сект и раскольников. Третий отдел боролся
с подделкой денег и ценных бумаг,
Четвертый – организовывал надзор за
гражданами, пятый – координировал
усилия по административной высылке
поднадзорных. Шестой отдел осуществлял
руководство местами лишения свободы,
седьмой – организовывал наблюдение за
иностранными подданными на территории
империи. Восьмой отдел проводил научные
изыскания по всем вопросам, интересующим
III
отделение, для этого собирал и обобщал
статистические и иные материалы, готовил
справки и доклады.

Полномочия
III
отделения и его возможности были очень
велики: оно могло затребовать у любого
чиновника, вплоть до министра и
губернатора, любые сведения, и чиновники
были обязаны их предоставить.

IV
отделение, созданное в 1827 г., контролировало
и направляло работу женских учебных
заведений и благотворительных учреждений.

V
отделение было образовано специально
для выработки проекта реформы по
управлению государственными крестьянами.

VI
отделение было призвано готовить
административную реформу на Кавказе.
В результате этой реформы было учреждено
кавказское наместничество.

Все
шесть отделений Канцелярии представляли
собой самостоятельные высшие
государственные учреждения, между ними
существовала постоянная и глубокая
внутренняя связь, поэтому ее можно
рассматривать как высший правительственный
орган с самыми широкими полномочиями
и важнейшими функциями.

Органы
подчиненного управления

Сенат.
В
первой половине
XIX
в. Сенат стал высшим судебным органом
Российской империи.

Сенат
состоял из департаментов, возглавляемых
обер-прокурором. В состав каждого
департамента входило несколько сенаторов,
назначаемых царем. Во главе Сената стоял
генерал-прокурор, который одновременно
являлся министром юстиции.

Святейший
Синод
оставался
высшим законосовещательным, административным
и судебным правительственным учреждением
по делам русской православной церкви.
Постепенно он утратил важные хозяйственные
функции, которые перешли к государственным
чиновникам, и государство практически
полностью подчинило себе церковь в
административном и организационном
плане.

Министерства.
В
начале XIX
в. Россия перешла от коллегиального
управления к министерскому. В министерствах
господствовал принцип единоначалия и
персональной ответственности. Министры
назначались императором и отчитывались
только перед ним. Министерства делились
на департаменты и канцелярии, во главе
которых стояли директора.

Временные
секретные комитеты
.
занимались разработкой и обсуждением
наиболее важных законов, контролировали
деятельность некоторых государственных
органов. Примером могли служить Негласный
комитет. На подобные комитеты царское
правительство возлагало задачу ускорить
решение важнейших вопросов государственного
управления.

Местные
органы управления.
В
столицах и на окраинах вводятся должности
генерал-губернаторов.
Генерал-губернатор осуществлял надзор
за гражданскими и за военными учреждениями.
Во главе губерний стояли назначаемые
царем губернаторы.
Полномочия и функции губернаторов:
обладал всей полнотой административной
власти в губернии, ему подчинялись все
государственные учреждения. В его
компетенции были надзор за полицией,
финансовыми органами, тюрьмами,
рекрутскими наборами, проведением
социальных программ, благотворительной
деятельностью. Все суды губернии
фактически зависели от губернатора –
он утверждал кандидатуры выбранных
судей, мог вмешиваться во все стадии
судопроизводства, утверждал решения
многих уголовных дел. Сами же губернаторы
были фактически бесконтрольны, несмотря
на то, что они подчинялись Министерству
внутренних дел, а их деятельность
контролировалась Сенатом и Комитетом
министров.

В
каждой губернии имелось губернское
правление

при губернаторе, состоящее из 3-4 человек.
В его состав входили: губернатор
как председатель, вице – губернатор,
советники и асессоры.

Губернское правление должно было
коллегиально управлять губернией, но
фактически оно играло роль совещательного
органа при губернаторе.

При
губернском правлении имелась канцелярия,
которая вела все исполнительные дела
губернского правления. Основными
органами финансового управления были
казенные
палаты
.
Они занимались раскладкой налогов и
осуществляли надзор за их поступлением,
занимались раскладкой на население
земских повинностей и контролировали
их исполнение, вели учет расходов и
доходов губерний и уездов, наблюдали
за поступлением прямых и косвенных
налогов, производили ревизии финансовой
деятельности местных учреждений. Кроме
того, в каждой губернии были: межевая
контора
,
наблюдавшая за проведением межеваний;
приказ
общественного призрения
,
ведавший благотворительными учреждениями
и заведениями, работными и смирительными
домами; врачебная
управа; рекрутское присутствие
,
позднее переименованное в рекрутский
комитет.

Губерния
делилась на уезды,
во главе которых стояли нижние земские
суды. Управление городами в руках
городничих и полицейских органов — управ
благочиния.

Уезды
делились на волости
.
Волостью управляло волостное правление
в составе волосного головы, старост
(заседателей) и писаря.

Полиция.
Важнейшим
элементом исполнительного аппарата
местной администрации была полиция.
Она подразделялась на местную
и городскую
.

Уездную
полицию (местную)

возглавлял исправник, который избирался
на три года уездным дворянством.

В
1837 г. была проведена полицейская реформа,
и сеть полицейских органов распространилась
на сельские районы. Исправник стал
назначаться губернским правлением.
Низшей полицейской должностью стала
должность станового
пристава,
поскольку
уезды были разделены на более мелкие
полицейские единицы – станы.
Становых приставов также назначали. В
сельской местности также существовала
сельская выборная полиция сотские,
десятские, вотчинная полиция помещиков.
Все эти структуры работали согласованно.

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, социально-культурного и административно-политического строительства «, 12 (двенадцать) букв:
министерство

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова министерство

Определение слова министерство в словарях

Экономический словарь терминов

Значение слова в словаре Экономический словарь терминов

центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, …

Примеры употребления слова министерство в литературе.

Вы же прекрасно знаете, что Гиммлер разогнал абвер после покушения на Гитлера, но ведь министерство почт и телеграфа имело свои позиции в армии.

Было бы желательно, чтобы вы позвонили в министерство иностранных дел и велели связаться с рейхсканцелярией и передать тому, кто поддерживает связь с адмиралтейством, выступить с требованием, чтобы абвер или отозвал своих людей отсюда, или давал нам полный отчет о том, что они тут делают.

Не спрашивая ни о визах, ни о прививках, представитель министерства туризма провел нас через все контроли, и посольский шофер в нарядной форме взял под козырек, когда Мусса, Умар и Абдулла, подобрав подолы своих тог, полезли в просторную машину посла.

ГИСТАДРУТ, полиция, суды, муниципалитеты со своими чиновниками, организация защиты прав потребителя, адвокатура, СОХНУТ, Министерство Абсорбции, прочие государственные и общественно-государственные организации, иные структуры — все они против новых иммигрантов, все они не только не защищают их, но, наоборот, при ЛЮБОЙ возможности готовы немедленно стать тем окриком, шлепком, кнутом или нагайкой, которые в отношении новых иммигрантов служат единственной цели: уничижения последних.

В Отделе абсорбции алии Министерства просвещения Израиля ничего не желают знать о проявлениях насилия по отношению к русски школьникам.

Впрочем в Министерстве просвещения уже 10 лет существует отдел абсорбции, но там ничего о расизме не знают и насилием против олимовских детей заниматься не желают.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Центра́льные о́рганы госуда́рственного управле́ния (син. центра́льные управле́нческие о́рганы) — органы верхнего эшелона государственной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление на всей территории суверенного государства в пределах их компетенции. Полномочия, подчиненность, область деятельности и порядок деятельности центральных органов власти определяются конституцией и законами страны, а также иными актами. Органы государственного управления в целом, и центральные органы в частности, являются средствами реализации государственной власти. В государствах, устройство которых основано на принципе разделения властей, органы управления относятся, как правило, к ветви исполнительной власти. Центральные органы противопоставляются местным органам (муниципальным), которые не обязательно могут быть государственными.

В более широком смысле, к центральным органам государственного управления относят все органы верхнего эшелона государственной власти, независимо от их функции (законодательная, исполнительная, судебная, надзорная, контролирующая и проч.). Это особенно характерно для западных стран, где под государственным управлением (governance — «управление», «власть») подразумевается функция системы органов государственной власти в целом (government)[1]. С этой точки зрения, орган государственного управления — это орган государственной власти, выполняющий функцию государственного управления в пределах своей компетенции. Так, парламент осуществляет управление государством посредством законодательной деятельности; органы судебной власти — посредством правосудия; органы исполнительной власти — посредством делегированного правотворчества и действиями, направленными на надзор и контроль исполнения норм права субъектами права и/или практическую реализацию государственной политики, программ, планов и задач в какой-либо области и т. д.

СССР

Герб СССР использовался в качестве основного символа центральных органов государственного управления СССР в 1923—91 годы

Доктрина государственной власти СССР отрицала принцип разделения властей. По этой причине советские государственные органы всех уровней зачастую в одном лице совмещали представительные (законодательные), исполнительные, надзорные, контролирующие и так называемые «распорядительные» функции («властные действия, необходимые для поддержания общественного порядка и государственной дисциплины»), а также их разнообразные комбинации. В широком смысле совокупность этих органов составляла систему органов государственного управления СССР. В вершине этой системы стояли высшие представительные органы государственной власти СССР (Съезд Советов СССР, Верховный совет СССР), которые осуществляли работу посредством сессий. В промежутках между сессиями повседневное управление осуществляли высшие «исполнительно-распорядительные» органы государственной власти (Центральный исполнительный комитет, Президиум Верховного совета СССР и правительственные органы), формируемые представительными органами. Органы союзного правительства именовались центральными органами государственного управления — органы, которые в отличие от законодательных, судебных и прокурорских органов осуществляли, с точки зрения советской системы управления, чисто управленческие функции. Эти органы подразделялись на органы общей управленческой компетенции (правительство СССР) и органы отраслевого и функционального управления (министерства, государственные комитеты, центральные ведомства при правительстве СССР и проч.). Последние осуществляли управление народным хозяйством в определенных областях деятельности — в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и других сферах.[2] На более низких ступенях государственного управления действовали республиканские и местные органы соответствующего профиля, которые в отличие от союзных органов, не были «центральными».

Центральные органы государственного управления СССР
  • Правительство СССР
  • ведомства при правительстве СССР
  • народные комиссариаты СССР
  • государственные комитеты СССР
  • министерства СССР
  • государственные агентства СССР

См. также

  • Государственное управление
  • Государственная власть
  • Орган государственной власти
  • Орган государственного управления
  • Органы местного самоуправления

Примечания

  1. Government. Oxford English Dictionary, Oxford University Press (November 2010).
  2. Управление государственное — статья из Большой советской энциклопедии. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bactoflor 10 20 инструкция на русском
  • Стиральная машина indesit iwsb 6105 инструкция
  • Как получить выписку из егрн через госуслуги пошаговая инструкция
  • Городская управа действовала под руководством
  • Резиновая краска rubber super decor инструкция по применению