1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации Договора о Союзе, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации.
Организационная структура таможенных органов
Под
организационной
структурой таможенного
органа следует понимать совокупность
составляющих его структурных подразделений,
порядок их подчиненности, а также
формы распределения между ними функций
и полномочий.
Центральным
органом, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ,
является федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, — ФТС России.
Федеральная
таможенная служба в своей деятельности
руководствуется Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ,
постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ,
международными договорами
РФ, нормативными правовыми актами
Министерства экономического развития
и торговли РФ, Министерства финансов
РФ и Центрального
банка РФ, а также соответствующим
Положением.
Федеральная
таможенная служба осуществляет свою
деятельность непосредственно,
через таможенные органы и представительства
ФТС России за рубежом во взаимодействии
с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
Центральным банком РФ, общественными
объединениями и иными организациями.
Непосредственное
руководство со стороны ФТС России
заключается, в
частности, в том, что все составные части
таможенного дела постоянно
находятся в центре внимания руководства
ФТС России, коллегии ФТС России,
Центрального аппарата управлений и
отделов, а также непосредственно
подчиненных ему нижестоящих таможенных
органов, функционально
и организационно взаимосвязанных и
действующих под его руководством.
Одним
из направлений руководства, помимо
систематических организационных
мероприятий, является нормативная
правовая деятельность, которая
весьма обширна и охватывает, по существу,
все элементы и участки таможенного
дела. Часть своих задач и функций
Центральный аппарат ФТС
России решает самостоятельно, а часть
— через региональные таможенные
управления, таможни, таможенные посты
и другие подведомственные
организации и учреждения.
Региональные
таможенные управления (РТУ) являются
промежуточным
звеном между этим органом и таможнями.
РТУ
входят в единую систему таможенных
органов и осуществляют оперативное
руководство таможенным делом па
территории подведомственных
регионов.
Таможни
непосредственно реализуют основную
часть задач таможенного дела в зоне
своей ответственности и управляют
деятельностью подведомственных
таможенных постов.
Организационная
структура существенно сказывается на
реализации таможенным
органом своих функций, что определяется,
главным образом,
степенью жесткости или устойчивости
структуры. Так, орган управления с
большой степенью жесткости организационной
структуры способен
функционировать лишь в строго заданных
параметрах.
Таким
образом, в зависимости от того, насколько
ход управляемых процессов
поддается предсказанию, создаются
органы управления с узкоспециализированной
(жесткой) либо универсальной организационной
структурой. Вариация гибкости
организационной структуры позволяет
максимально эффективно осуществлять
те функции, для реализации которых
предназначен орган управления.
Деятельность
по реализации функций управления
вызывает необходимость четкого
организационного построения системы,
создания организационной структуры
таможенного органа, т. е. согласованности
составляющих его элементов, налаживания
устойчивой связи между ними, чем
обеспечивается устойчивость
функционирования данного органа.
Структура
любого таможенного органа формируется
в результате сознательной деятельности.
На ее становлении непосредственно
сказывается влияние тех целей, которые
должностные лица рассчитывают достичь,
создавая структуру конкретного органа.
Каждая структурная единица (подразделение)
таможенного органа обеспечивает
выполнение запрограммированных
функций. Именно необходимость выполнения
определенных функций обусловливает
создание того или иного органа или его
структурного подразделения.
Таким
образом, в процессе проектирования
таможенного органа путем сознательного
предвидения функций, для осуществления
которых он предназначается, формируется
его организационная структура.
В
ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся
организационными структурами таможенной
системы, в соответствии с осуществляемыми
ими функциями существуют три вида
структурных подразделений:
а)оперативные
(таможенного оформления и таможенного
контроля,
экономической работы и
правоохранительной деятельности и
др.);
б)функциональные
(кадровые, финансово-плановые, правовые,
информационного и документационного
обеспечения, хозяйственные,
материально-технического снабжения и
обеспечения и др.);
в)штабные
(организационно-инспекторские,
организационно-аналитические и др.)
Следует
отметить, что общая классификация
структурных подразделений позволяет
получить представление лишь о первичном
распределении функций среди структурных
подразделений таможенного органа.
Однако, как уже отмечалось, объективно
существующий процесс разделения труда
вызывает необходимость последующего
более детального и глубокого расчленения
основных, специфических и общих функций,
закрепления их за соответствующими
подразделениями.
Вместе
с тем необходимо обратить внимание на
следующие обстоятельства. Между
функциями и организационной структурой
существует
тесная
взаимосвязь и взаимообусловленность,
исходя из которых по общему правилу,
конкретная функция закрепляется за
структурным подразделением таможенного
органа. Для успешного осуществления
этой функции данное подразделение
наделяется соответствующими правами
и несет ответственность за ее реализацию.
Однако, если некоторые функции тесно
связаны между собой и близки по своему
содержанию, то вовсе не обязательно для
реализации каждой из них создавать
самостоятельное подразделение.
Решение
вопросов об организации структуры
таможенного органа должно опираться
на соблюдение таких важнейших требований
к структуре органа управления, как
простота и экономичность. Очевидно, что
чрезмерно сложная организационная
структура затрудняет работу органов
управления, ведет к увеличению расходов
на его содержание. Поэтому новые
структурные подразделения в таможенных
органах создаются в тех случаях, когда
эффективность реализации ими какой-либо
функции заведомо будет более высокой
по сравнению с эффективностью осуществления
этой функции сотрудниками, работающими
в других подразделениях.
Центральным органом федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Комментарий к статье 7
При работе с комментируемой статьей следует учесть, что Таможенный кодекс РФ был принят до вступления в силу действующей Конституции РФ. Это замечание объясняет, почему законодатель назвал Президента РФ в качестве органа, осуществляющего общее руководство таможенным делом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ «осуществляет основные направления внутренней и внешней политики государства». Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (п. 1 ст. 110 Конституции РФ).
Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» <*> предусматривается (ст. 12), что Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Последние же подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.
Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). ГТК России к числу таких федеральных органов исполнительной власти не относится.
В соответствии со статьей 14 того же Закона Правительство РФ, реализуя свои полномочия в сфере экономики, «осуществляет общее руководство таможенным делом».
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России).
Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 25 октября 1994 года N 2014 <*>.
———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 27. Ст. 2855.
ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.
ГТК России решает возложенные на него задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно — исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
Основными задачами ГТК России являются:
участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации;
защита экономических интересов Российской Федерации;
организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;
обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.