Дать характеристику демократическому стилю руководства

Искусство управления подразумевает под собой решение конкретных поставленных задач с использованием всех имеющихся ресурсов (человеческих, промышленных, временных). Управление персоналом – это особый вид деятельности, реализующий и обобщающий огромный массив вопросов, которые учитывают личностный фактор администрирования. Существует несколько стилей координирования действий персонала. Среди них одним из самых интересных является демократический стиль управления. Он обладает определенными характеристиками, плюсами, минусами которые необходимо рассмотреть подробно.

демократический стиль управления

Определение

Демократический стиль управления характеризуется тем, что различные полномочия, инициативы и даже ответственность распределяются между руководителем и его подчиненными. Главной составляющей его является интерес руководителя к мнению сотрудников. В сложных ситуациях, связанных с производством, принимается коллегиальное решение. Демократический стиль управления подразумевает, что в ходе постоянного общения и обсуждения происходит своевременное информирование по всем основным вопросам, так или иначе касающихся функционирования компании. Информированность служащих (в рамках их квалификации) укрепляет чувство сопричастности и собственной значимости всех без исключения членов коллектива компании.

Особенности и характеристики демократического стиля управления

Особо следует обратить внимание на форму общения. Она носит характер рекомендаций, просьб, поощрений. А при необходимости применяется приказ. Вежливый и доброжелательный руководитель обеспечивает благоприятный психологический климат на производстве. Такой тип управленца предпочитает командную игру. Руководитель не видит себя кукловодом, дергающим за ниточки власти. Основной мотивацией таких действий является то, что при благоприятных условиях сотрудники сами стремятся к ответственности, приобщаясь к решению некоторых организационных вопросов. Появляется пространство для маневров, в котором можно организовать самоконтроль и самоуправление.

В рамках демократического стиля управления следует различать две формы: консультативную и партисипативную.

Каждая из форм имеет свои особенности и характеристики.

демократический стиль управления характеризуется тем что

Консультативный

Как следует из самого названия, этот тип демократического стиля управления предполагает, что взаимодействие между руководством и сотрудниками носит характер свободного обмена мнениями, выраженного в форме различных консультаций, совещаний. Управленец выбирает все самые лучшие наработки, которые были сформированы при таком «мозговом штурме».

Партисипативный

Бывают ситуации, когда исполнители лучше шефа разбираются в ситуации с учетом всех тонкостей и специфики процесса. Это дает им возможность творчески подойти к решению различных поставленных задач. Но их реализация происходит при согласовании с руководителем и полной его ответственности за конечный результат. Это возможно в коллективе, где отношения строятся по принципу доверия к профессиональной грамотности и компетентности специалистов.

Такой тип демократического стиля управления предполагает характер взаимодействия по принципу координаторской деятельности лидера, который готов довериться мнению коллектива. В функциях руководителя просматривается общая координация всех цепочек производственного процесса. Дословный перевод слова «партисипативный» обозначает сопричастность в каком-либо деле, а так же в принятии решений и осуществлении рабочих процессов.

демократический стиль управления характеризуется

Сравнение видов

История управления не имеет примеров применения чистого вида какого-либо стиля управления. Все зависит от целей, поставленных перед организацией, и психологического климата, сложившегося в коллективе. Когда необходима новизна и уникальность, качество продукта лучше всего подходит демократический стиль управления. Авторитарность и жесткий контроль подойдет в условиях использования простых видов деятельности, ориентированных на количество.

При консультативной форме управления руководитель, проводя совещания, выбирает наиболее подходящие предложения, координируя действия коллектива. Ключевые решения принимаются коллегиально, но контроль над качеством исполнения и соблюдением сроков остается за администрацией.

Основные различия консультативной и партисипативной формы заключаются в степени сопричастности трудового коллектива ко всем цепочкам производственного процесса. При партисипативном стиле руководства работники не только проводят консультации с начальником, но и привлекаются к постановке целей с последующим контролем их исполнения в рамках компетенции работников. Отличается от либерального стиля управления тем, что руководитель принимает активное участие в процессе, в то время как либерал, увиливая от решения наиболее наболевших вопросов, стремясь уменьшить личную ответственность. Это происходит по двум причинам:

  1. Руководство попадает под полное влияние собственного коллектива.
  2. Все члены коллектива отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Обычно такие процессы происходят на фоне высокой квалифицированности работников.

Плюсы и минусы демократического стиля управления подталкивают руководителя к дозированному его применению. Причиной этому случит масса обстоятельств.

демократический стиль управления подразумевает что

Плюсы

Как и любой другой, демократический стиль управления характеризуется достоинствами и недостатками. К первой группе можно отнести следующие параметры:

  • точность формулировки цели компании и обязанностей сотрудников;
  • общий психологический климат в коллективе способствует формированию корпоративности и активной позиции сотрудников;
  • сопричастность к общему делу подталкивают к формированию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными;
  • работники, в рамках своей компетенции, способны самостоятельно принимать решения для профессионального выполнения своих обязанностей;
  • руководитель в основном прибегает к убеждающей стратегии руководства, а не принуждающей;
  • демократический стиль управления в менеджменте – это возможность решения редких, эксклюзивных задач за наименьшее количество времени при помощи нестандартных методов.

Минусы

Основными недостатками использования демократической модели управления являются следующие моменты:

  • обсуждение и принятие решения коллективом, как обычно, занимает большое количество времени, что в ситуации стресс менеджмента организации непозволительная роскошь;
  • неверное применение стратегии руководителем, приводит к неорганизованности и недисциплинированности коллектива;
  • в отдельных ситуациях принятие правильного решения становится проблематичным в силу возникших сложностей.

демократический стиль управления предполагает

Примеры из жизни

Знание основ и правил стилей руководства не являются гарантом успешного управления компанией, поскольку требуют разумного применения в сложившейся ситуации с учетом всех факторов внутреннего и внешнего пространства. В связи с этим бездумное упование на то, что демократический стиль управления способствует разрешению спорных (в основном критических) ситуаций приводит, как правило, к апокалипсису, а не апогею. Практика показывает, что только умелая, своевременная смена стиля руководства на наиболее подходящий для сложившейся ситуации, позволяет выплыть из любых «штормов» бизнес-сферы. Примеры успешного применения демократического стиля управления свидетельствуют о большом его потенциале в сфере новаций и развития.

Так, во время стагнации военной кампании BMW не было принято решение о ее закрытии благодаря сплоченности и энтузиазму трудового коллектива. Сотрудники обязались выпустить новую марку легкового автомобиля (взамен авиадвигателей), разработав линейки разных классов. Так мир увидели автомобили знаменитой марки BMW.

По словам руководителя фирмы Philips Альберта ван Грида, основополагающий принцип его компании (личная заинтересованность) возможен только при демократическом стиле управления.

Как видно из примеров, рассматриваемый вид руководства с успехом применяется в творческих и креативных сферах деятельности. Однако примеров смешанного стиля гораздо больше.

Корреляция между стилем управления и продуктивностью команды

Правильно выбранная стратегия руководства компанией с учетом личного потенциала как работников, так и управленца позволяет «творить чудеса» во всех сферах бизнеса. Главная роль в выборе стиля управления всегда отводится субъективному отношению руководителя к коллективу, возможности адекватно оценить воздействие на сотрудников при помощи выбранных методов. Но даже в условиях полной стабильности возможны ошибки, которые, как правило, сказываются в первую очередь на производительности труда. В связи с этим можно подчеркнуть, что вопрос выбора стиля управления для руководителя – это задача, требующая первостепенного решения.

демократический стиль управления предполагает характер взаимодействия

Типичные ошибки руководителя

Бывают случаи, когда, к примеру, демократический стиль управления желателен, мало того, он является единственной стратегией развития коллектива, да и предприятия в целом, но личностные характеристики ответственного лица не вписываются в указанные рамки. В этом случае появляются досадные ошибки, которые стопорят дело и плохо влияют на репутацию:

  • приверженность принципу «хочешь сделать хорошо – сделай это сам» — первая ошибка менеджеров разного уровня;
  • в противоположность первому принцип «что ни делается — все к лучшему» также приводит к краху системы управления;
  • предвзятое отношение по личной неприязни – то, что разумный руководитель не позволит себе никогда, ведь работник нужен для того, чтобы помочь компании развиваться при помощи своего потенциала;
  • «ментальные ловушки» управления по праву может считаться самой досадной ошибкой;
  • болезненное восприятие инакомыслия, упускающее его потенциал и выгоду;
  • частичное или выборочное игнорирование предложений сотрудников;
  • неуважение личности сотрудника, проявляющееся в прилюдном порицании его мнения;
  • алогизм действий управленца всегда срабатывает в сторону упадка, а не развития.

Коллегиальность является основой для успешного развития и функционирования компаний.

демократический стиль управления плюсы и минусы

Заключение

Стоит помнить о том, что стиль руководства не является фиксированным списком методов и характеристик руководителя. Для того чтобы организация развивалась и успешно функционировала, управленец должен, учитывая внешнюю и внутреннюю обстановку, применять те способы решения проблем, которые в сложившейся ситуации наиболее эффективны и продуктивны.

На чтение 7 мин Просмотров 6.8к. Опубликовано 06.04.2022

Демократический стиль руководства – комплекс методов управления, стиль поведения начальника, базирующиеся на гармоничном сочетании единовластия и активного участия персонала в организационных вопросах и принятии управленческих и иных решений. Начальник, придерживающийся данного направления, отдает предпочтение методам убеждения при работе с подчиненными, уверен в их ответственности, профессионализме и исполнительности. В нашей статье вы найдете развернутую информацию о таком стиле руководства.

Содержание

  1. Что характерно для демократического стиля руководства
  2. Плюсы и минусы демократического стиля управления
  3. Виды демократического стиля руководства
  4. Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля

Что характерно для демократического стиля руководства

Основные черты демократического стиля руководства – это справедливость, разумный порядок поощрений и взысканий. Всячески одобряются творческий подход к делу, проявление инициативы, трудолюбие. Иначе говоря, пристальное внимание уделяется мотивации сотрудников как залогу их успешной деятельности.

priznaki_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Дружеское общение работников организации между собой также приветствуется. Принято считать, что сплоченный коллектив, действующий как единая команда, способствует процветанию общего дела. Руководитель придерживается спокойного общения с работниками, исключаются как диктатура, так и чрезмерное дружелюбие.

Начальник, выбирающий такое поведение, не властвует над сотрудниками организации, а предлагает им общую, взаимовыгодную деятельность.

Как известно, существуют либеральный и авторитарный стили управления, а также промежуточные варианты: авторитарно-демократический стиль руководства и либерально-демократический стиль руководства. Рассматриваемый в данной статье метод существенно отличается от перечисленных.

Истинный руководитель-демократ не приемлет как авторитарность, так и либеральную вседозволенность, балансируя между ними и представляя золотую середину.

Такой начальник не навязывает свои решения сотрудникам. Его полномочия децентрализованы. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе строится на том, что высшей ценностью являются интересы не только компании, но и каждого отдельно взятого работника. Данный принцип базируется на том основании, что каждый сотрудник считается важным звеном единого механизма, успешная деятельность которого невозможна без слаженного функционирования всех «звеньев».

Отличительная характеристика демократического стиля руководства – это благожелательный психологический климат внутри коллектива. Задача управленца в данном случае – сплочение сотрудников, внедрение принципов взаимоуважения и доверия.

Описываемый метод руководства способствует появлению у персонала организации бессознательного чувства глубокого пиетета как к непосредственному начальнику, так и к компании в целом. Как следствие, повышаются работоспособность и самодисциплина членов коллектива, каждый сотрудник чувствует свою ценность, становится более ответственным.

cennosti_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Выделяют шесть принципов демократического стиля руководства:

  1. Каждый работник несет ответственность за выполнение данного ему поручения.
  2. У руководства хорошо налажена обратная связь с членами коллектива.
  3. Поручения подчиненным даются в соответствии с их компетенцией и с учетом особенностей личности.
  4. Задачи распределены таким образом, чтобы деятельность каждого сотрудника была связана с работой другого.
  5. Руководство поощряет персонал, придерживающийся командного принципа взаимодействия и способного нести ответственность за результаты.
  6. Грамотно функционирует система коммуникации, когда на любом этапе работы каждый сотрудник может быть услышан начальством.

Читайте также: Благодарственное письмо за выполненные работы

Плюсы и минусы демократического стиля управления

Достоинства демократического метода управления:

  • снижение загруженности руководителя;
  • высокая степень мотивации коллектива;
  • профессионализм при принятии решений.

С одной стороны, данный стиль выглядит оптимальным для внедрения в организации.
Однако существует и ряд минусов.

Несмотря на то, что воспитывается командный дух, важнейшие управленческие решения принимают не линейные сотрудники, а вышестоящее руководство. Рядовые работники остаются в роли только лишь исполнителей поручений.

Конечно, бывают ситуации, когда мнение персонала организации учитывается, и люди могут высказать его. Но в большинстве случаев подчиненные не получают желаемую степень значимости при принятии решений в пределах своей компетенции.

Настоящий руководитель-демократ придерживается мысли, что эффективное ведение дел и результативность работы коллектива возможны только в том случае, когда используются демократические принципы управления.

Нужно оговориться, что описываемый метод неприемлем во время кризиса или других масштабных напряженных ситуаций.

К минусам данного стиля управления также относятся:

  • наличие трудностей при обеспечении результативности деятельности организации;
  • замедленная процедура принятия решений.

Существуют определенные риски, с которыми сталкивается руководитель-демократ. Например, иногда поручения приходится давать людям, которые не несут прямой ответственности за результат исполнения. Если итог будет неудовлетворительным, виновным лицом окажется сам начальник.

В таких ситуациях сотрудники, на плечах которых не лежит груз ответственности, подвержены соблазну отнестись не вполне добросовестно к выполнению поручений руководства. Однако в конечном итоге отвечать придется управленцу, который выстраивает свою деятельность в рамках демократического метода.

principy_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Виды демократического стиля руководства

Существует два вида демократического метода управления: консультативный и партисипативный.

При использовании первого начальник испытывает к сотрудникам доверие, советуется с ними, стремится учитывать их мнение при принятии решений.

Для мотивации работников распространены поощрения. Наказания применяются только в крайних случаях. Вопреки тому, что решающий голос все же всегда за руководителем, подчиненных, как правило, устраивает подобная система управления.

Обычно коллектив всегда уважительно относится к шефу и готов при необходимости оказать ему моральную поддержку.

Читайте также: Методы мотивации персонала

При партисипативно-демократическом стиле руководства управленец всецело доверяет своим работникам по всем вопросам, их взгляд всегда берется в учет, а поступившие от них рациональные предложения применяются на деле.

Характерны совещания с широким обменом мнениями. Сотрудники привлекаются к процессам целеполагания, участвуют в контроле над достижением поставленных целей и задач. В то же время ответственным за результат остается руководитель.

Как правило, демократический метод управления используется в том случае, когда подчиненные более квалифицированы в какой-либо области, чем их непосредственный начальник, и могут привнести в дело что-то новое, использовать творческий подход. Управленец-демократ, если того требуют обстоятельства, может пойти на компромисс либо отменить ранее принятое решение, если работник докажет свою правоту.

Если приверженец авторитарного метода управления использует приказы и давление, то сторонник демократического стиля руководства предпочтет метод убеждения, обоснования выгоды для предприятия и коллектива.

При этом на первом месте стоит чувство удовлетворения работников, возникающее вследствие реализации их творческого потенциала. Исполнители в рамках своей компетенции вправе сами решать, каким образом им следует действовать для достижения поставленных целей

. Для начальства в таком случае важен конечный результат, а не рабочий процесс.

Если вы имеете целью создать сплоченный и дружный коллектив, следует придерживаться демократического метода управления. С его помощью можно сформировать у сотрудников командный дух, честное и ответственное отношение к делу. Руководитель должен уметь гармонично комбинировать силу своего влияния и метод убеждения, чтобы каждый подчиненный мог сформулировать для себя свои личные задачи.

Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля

Личностные качества, которыми должен обладать руководитель, решивший применять демократический стиль управления:

  • искренность;
  • доверие к подчиненным;
  • исключение собственных привилегий;
  • неучастие в повседневном рабочем процессе, контролирование при помощи официальных каналов;
  • намерение делегировать часть полномочий;
  • контролирование результатов;
  • объяснение подчиненным фактов самоличного принятия решений.

При использовании демократического метода руководства между управленцем и персоналом образуется своего рода партнерство.

Сотрудники имеют полное право самостоятельно решать, каким образом исполнять полученные поручения. Как правило, все работники – высококвалифицированные специалисты в своей области.

partnerstvo_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Личностные качества, которыми должны обладать подчиненные, решившие трудиться под руководством начальника-демократа:

  • профессионализм;
  • намерение нести ответственность за свою деятельность;
  • желание быть самостоятельными;
  • потребность к творческому самовыражению в работе;
  • заинтересованность в своей деятельности;
  • ориентированность на перспективный карьерный рост и достижение целей;
  • уважительное отношение к коллегам, намерение выстраивать доверительные контакты;
  • высокая степень самодисциплины;
  • желание принимать управленческие и иные решения, грамотно применять их на практике.

Читайте также: Премирование работников

Рассмотрим несколько примеров демократического стиля руководства.

  1. Существует вероятность, что совещания и собрания коллектива могут превратиться в разговоры без конца и края. Каждый подчиненный может захотеть выразить свое мнение, но необязательно оно окажется по делу. В качестве примера демократического стиля руководства в подобном случае можно рассмотреть следующее решение:

    во избежание описанной ситуации на планерки следует приглашать исключительно тех, кто будет непосредственно задействован в исполнении задачи. Начальник может разбить вопросы по тематикам и для каждого блока созывать отдельные совещания.

  2. Работники могут испытывать стеснение и неловкость при изъяснении. Открытую дискуссию они могут воспринять как зарождающийся конфликт или кляузничество. Начальнику-демократу стоит побеседовать с такими подчиненными и объяснить, что выражение мнения не является доносом на кого-либо.

    Сотрудники должны усвоить, что верное решение рождается именно в ходе широкого обсуждения и учета различных взглядов.

  3. В коллективе бывают работники-молчуны, которые могут не проронить ни слова на планерке. Но если в деятельности компании возникнут сбои, они могут сказать: «Я знал, что так и будет». Руководителю необходимо донести до подобных сотрудников мысль о том, что их позиция считается вредительской.

    Если кто-то заметил недочет, допущенный в процессе совещания, нужно немедленно сообщить об этом, чтобы не тратить усилия и время персонала и организации в целом.

Демократический
стиль характеризуется предоставлением
подчиненным самостоятельности в пределах
выполняемых ими функций и их квалификации.
Это коллегиальный стиль, который дает
большую свободу деятельности подчиненных
под контролем руководителя.
Руководитель-демократ предпочитает
такие механизмы влияния, которые
апеллируют к потребностям более высокого
уровня: участия, принадлежности,
самовыражения. Он предпочитает работать
в команде, а не дергать за ниточки власти.
Представление демократа о своих
сотрудниках сводится к следующему: 1)
труд процесс естественный. Если условия
благоприятные, то люди не только примут
на себя ответственность, они будут
стремиться к ней; 2) если люди приобщены
к организационным решениям, они будут
использовать самоконтроль и самоуправление;

3)
приобщение является функцией
вознаграждения, связанного с достижением
цели;

4)
способность к творческому решению
проблем встречается часто, а интеллектуальный
потенциал среднего человека используется
лишь частично.

Настоящий
демократ избегает навязывать свою волю
подчиненным.

Он
разделяет с ними власть и контролирует
результаты деятельности.

Предприятия,
где доминирует демократический стиль,
характеризуются высокой децентрализацией
полномочий. Подчиненные принимают
активное участие в подготовке решений,
пользуются свободой в выполнении
заданий. Созданы необходимые предпосылки
для выполнения работы, проводится
справедливая оценка их усилий, наблюдается
уважительное отношение к подчиненным
и к их потребностям.

В
своей деятельности руководитель-демократ
опирается на весь коллектив. Лично
руководитель занимается только наиболее
сложными и важными вопросами, предоставляя
подчиненным решать все остальное.

Он
не подвержен стереотипам и варьирует
свое поведение сообразно изменениям
ситуации, структуры коллектива и т.п.

Указания
выдаются не в форме предписаний, а в
виде предложений с учетом мнений
подчиненных

Руководитель-демократ
постоянно и обстоятельно информирует
подчиненных о состоянии дел и перспективах
развития коллектива..

Демократический
стиль поощряет творческую активность
подчиненных, способствует созданию
атмосферы взаимного доверия и
сотрудничества.

Люди
в полной мере осознают свою значимость
и ответственность в решении задач,
стоящих перед коллективом. Дисциплина
трансформируется в самодисциплину.

11. Диапазон руководства и масштаб управляемости

В
настоящее время для определения
оптимального масштаба управляемости
широко используется ситуационный
подход, в основе которого лежит анализ
факторов, влияющих на определение
масштаба управляемости. К учитываемым
факторам относятся факторы, связанные
с выполняемой работой:

  • схожесть
    работ;

  • территориальная
    удаленность работ;

  • сложность
    работ.

Другая
группа факторов связана с теми, кем
руководят и кто руководит:

  • уровень
    подготовки подчиненных;

  • уровень
    профессионализма руководителя.

Самая
многочисленная группа факторов имеет
отношение к самому руководству и
организации:

  • степень
    ясности в делегировании прав и
    ответственности;

  • степень
    четкости в постановке целей;

  • степень
    стабильности (частота изменений) в
    организации;

  • степень
    объективности в измерении результатов
    работы;

  • техника
    коммуникации;

  • иерархический
    уровень организации;

  • уровень
    потребности в личных контактах с
    подчиненными.

В
зависимости от состояния указанных
переменных определяется оптимальный
для конкретной ситуации масштаб
управляемости. 

два
типа масштаба управляемости — узкий и
широкий.

Узкий
масштаб
 управляемости
характеризуется минимальным количеством
подчиненных у одного руководителя. В
результате, чтобы соединить нижние
звенья организации с высшим звеном,
увеличивается количество иерархических
уровней.

Такое
группирование людей и работ имеет
ряд преимуществ:

  • при
    меньшем количестве подчиненных
    руководителю легче осуществлять
    контроль за их работой, и поэтому у него
    появляется возможность делать это
    более качественно;

  • руководитель
    также может быстрее обмениваться
    информацией с меньшим количеством
    подчиненных.

Однако
при таком построении связей имеются
и недостатки:

  • у
    руководителя, очень загруженного
    контролем небольшого числа работников,
    может появиться стремление к вмешательству
    в их непосредственную работу;

  • многоуровневость
    делает связи громоздкими, длинными и
    дорогими.

Широкий
масштаб
 управляемости
характеризуется максимально возможным
количеством подчиненных у одного
руководителя и минимальным количеством
уровней иерархии. Такое группирование
людей и работ характеризуется
следующими преимуществами:

  • имея
    много подчиненных, руководитель вынужден
    делегировать свои полномочия, чтобы
    их всех загрузить работой;

  • наделяя
    своих подчиненных правами по выполнению
    работы, руководитель должен быть уверен,
    что они с ней справятся, и поэтому чаще
    всего в таком случае подбирается сильная
    и квалифицированная команда.

К недостаткам широкого
масштаба управляемости можно отнести:

  • ситуацию,
    приводящую руководителя к перегрузке
    в решении рутинных задач;

  • потерю
    контроля над подчиненными, находящимися
    за пределами возможностей руководителя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


В статье рассматриваются стили руководства как важнейшие компоненты взаимодействия руководителя и подчиненных.

Ключевые слова: стиль руководства, авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, попустительский стиль руководства

Стиль управления предопределяется особенностями организации и представляет собой систему методов воздействия руководителя на подчиненных, а также стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя [1, с. 25]. На стиль управления влияют человеческие и деловые качества руководителей, такие как знания, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки.

Формирование стиля управления определяется объективными и субъективными факторами. Так, объективные факторы не зависят от руководителя и учитываются им в своей деятельности. К ним относятся стиль руководства вышестоящего руководителя и его здоровье, возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива, особенности решаемых задач. В свою очередь, к субъективным факторам относятся факторы, зависящие от личности руководителя. Это его человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манера поведения [5, с. 96].

Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность работой. Выделяют три стиля руководства — авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль руководства характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Лидер дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его тон неприветлив, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу. Стиль предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников. Все решения принимаются единолично, при этом мнение подчиненных учитывается [4, с. 25].

Эффективность использования авторитарного стиля предполагает высокую ответственность, строгий самоконтроль руководителя, четкое предвидение, развитую способность принятия решений, хорошие организаторские способности.

Авторитарный стиль обеспечивает наиболее быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет успешнее стабилизировать ситуацию в конфликтных группах. Этот стиль гарантирует эффективность при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой организации мотивации сотрудников [3, c. 36].

Авторитарный стиль руководства имеет несколько различных модификаций:

‒ патриархальный стиль — на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми». Начальник «строг, но справедлив»;

‒ харизматический стиль — на вере в особые, уникальные качества руководителя. Стиль близок к патриархальному стилю, однако авторитет руководителя основывается на личностных качествах. Руководитель приписывает все успехи к своим достоинствам;

‒ автократический стиль — руководитель имеет административный аппарат, который не обладает автономией и выполняет решения вышестоящего руководителя;

‒ бюрократический стиль — выступает как крайняя форма структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации, достигнутого с помощью детального разделения труда многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов [1, с.55].

Характеризуя данный стиль, можно выделить такие преимущества, как быстрота реагирования в критической ситуации; высокая скорость реализации исполнения, стопроцентный контроль исполнения, максимальная эксплуатация ресурсов, низкие требования к уровню квалификации, так как дисциплина важнее.

Однако следует выделить и отрицательные стороны авторитарного стиля. Полное подавление инициативы со стороны сотрудников, то есть стиль не подходит для творческих коллективов; требует серьезного подхода распределению и контролю работы со стороны руководителя, отнимает много сил и ресурсов; высокий риск принятия ошибочных решений — стиль не эффективен при решении сложных и комплексных задач.

Таким образом, при авторитарном стиле право управления сосредоточено в руках только руководителя. Эффективность стиля требует точной координации и откладки работы всех подчиненных, быстрого реагирования. Если при управлении пользоваться только одним авторитарным стилем это возможно приведет к снижению эффективности. Так, что у подчиненных будет полная зависимость от руководителя.

Демократический стиль руководства характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными. Лидер выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Руководитель сознательно децентрализует свою власть, не навязывает свою волю и чаще всего делегирует свои полномочия подчиненным насколько это возможно. Общение проходит в доброжелательном, вежливом, товарищеском тоне, в форме просьб, советов и пожеланий [2, c.11].

Существует две разновидности демократического стиля руководства:

1) Консультативный — руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказания используются лишь в исключительных случаях. Работники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать такому руководителю посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

2) Партипасивный — руководитель полностью доверяет своим подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекает подчиненных к постановке целей и осуществляет контроль за их исполнением.

Демократический стиль руководства имеет ряд положительных сторон, среди которых повышение работоспособности и раскрытие творческого подхода, мотивация подчиненных к общению и обсуждению всевозможных проблем, то есть стиль стимулирует к диалогу и повышает инициативность. Данный стиль дает возможность выстраивать в коллективе доверительные отношения.

Демократический стиль руководства имеет и свои недостатки. Так, ослабленный контроль в связи с доверием может привести к некачественному выполнению своих обязанностей или к браку на производстве. Высокие требования к управленческим и личностным качествам руководителя, потеря времени на общие обсуждения перед принятием решения.

Учитывая слабые и сильные стороны, стоит отметить, что при демократическом стиле руководства сотрудники рассматриваются как партнеры, которые способны решать определенные задачи в основном самостоятельно; для них характерны высокий уровень профессиональной подготовки.

Таким образом, при демократическом стиле руководитель прислушивается к мнению подчиненных и решения принимаются коллегиально. При использовании данного стиля внутри коллектива образуется благоприятная для работы атмосфера. От руководителя, в свою очередь, для эффективного использования данного стиля, необходимо придерживаться таких качеств, как открытость, доверие к сотрудникам, отказ от личных привилегий, способность и желание делегировать полномочия, невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль по результатам, обоснование перед сотрудниками фактов единоличного принятия решений.

Попустительский стиль руководства характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется [2, с.87].

Попустительский стиль управления коллективом также известен как либеральный. При данном стиле лидеры абстрагируются от руководства как от такового и позволяют членам группы принимать решения самостоятельно. Данный стиль характеризуется незначительным количеством, либо полным отсутствием указаний от руководителя, а для подчиненных — полная свобода действий в ходе принятия решений. Также инструменты и ресурсы, необходимые для решения задач коллектива, предоставляются руководителем; члены группы решают проблемы самостоятельно.

Преимущества попустительского стиля руководства в том, что, во-первых, вся инициатива в руках работников. Во-вторых, отсутствие контроля дает высокие шансы для реализации творческих способностей.

К недостаткам данного стиля можно отнести отсутствие серьезного контроля, а в следствие, дальнейший возможный итог — анархия; в коллективе возникают неформальные группы и лидеры. Эффективность работы организации находится на низком уровне, то есть организация действует медлительно и неэффективно.

То есть, при использовании попустительского стиля, все подчиненные принадлежат сами себе, руководитель не вмешивается в ход их работы, контроль очень слабый и проходит поверхностно. Либеральный стиль очень эффективен при работе с творческим коллективом, в котором постоянный контроль и давление со стороны руководства мешают эффективному выполнению своих обязанностей.

Характеризуя стили руководства, интересует, какой же стиль преобладает в организациях и каким видят своего «идеального» директора подчиненные. На базе ОАО «МТС» Октябрьское в Октябрьском районе Оренбургской области был проведен опрос среди сотрудников. В опросе приняло участие 10 человек, среди них 3 человека в возрасте от 25–30 лет, 3 человека в возрасте 30–45, 4 человека от 50–55 лет. На обсуждении каждому сотруднику был заданы вопросы: «Как Вы относитесь к директору?», «Удовлетворены ли Вы стилем управления, которому следует Ваш директор?». Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Опрос в организации

Вопрос к сотруднику

Предполагаемые ответы

Как Вы относитесь к директору?

Не очень хорошо, так как не достает демократичности, грамотности, большого уважения к работе своего персонала.

Нас удовлетворят наш начальник, так как все одинаковые, лучшего все равно не будет

Проголосовало человек, %

70

30

Удовлетворены ли Вы стилем управления, которому следует Ваш директор?

Нет, так как в его приказах нет логики, он плохой организатор, требователен сверх меры, иногда жесток

Да, так как он держит дисциплину в коллективе, умеет руководить людьми, всегда готов помочь, если нужно.

Проголосовало человек, %

60

40

Так, из результатов видно, что мнения коллектива расходятся. Большинство считают, что директор обладает признаками авторитарности в управлении. Другое число респондентов считают, что руководитель — демократ. Как настоящий руководитель держит в строгости и умеет приказывать так, чтобы приказы выполнялись. То есть, главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе директор. Стиль руководства связан с определением типичной для руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми [3, с.44].

Таким образом, руководители отличаются различными стилями управления, формирование которых обусловлено объективными и субъективными зависящими от личности руководителя, факторами.

Литература:

  1. Горбунов О. Д. «Организационные структуры системы менеджмента предприятия» — М.: Лаборатория Книги, 2011. 163с.
  2. Кормаков Л. Ф. Машинно-технологические станции в системе внутрипромышленного производства. Проблемы и решения. М: Экономика, 2010.
  3. Рыбак М. В. «Кадровая политика» — М.: Лаборатория Книги, 2011. 104с.
  4. Список работников ОАО «МТС» Октябрьское по состоянию на 01.09.15.
  5. Филатов О. К. «Экономика предприятий (организаций)» — М.: Финансы и статистика, 2012. 512с.

Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, стиль руководства, демократический стиль руководства, стиль управления, авторитарный стиль, подчиненный, стиль, авторитарный стиль руководства, попустительский стиль руководства, работа.

Руководить компанией или небольшим коллективом одинаково непросто. Популярная раньше авторитарная власть начальника предполагала, прежде всего, неукоснительное выполнение его решений. Такая особенность управления не давала шанса сотрудникам для озвучивания своего мнения или критики руководителя. Как показывает практика, демократический стиль руководства (ДСР) коллективом может приносить гораздо больше пользы, чем метод «кнута».

Руководитель и сотрудники решают задачу

Определение

Демократический стиль управления характеризуется тем, что различные полномочия, инициативы и даже ответственность распределяются между руководителем и его подчиненными. Главной составляющей его является интерес руководителя к мнению сотрудников. В сложных ситуациях, связанных с производством, принимается коллегиальное решение. Демократический стиль управления подразумевает, что в ходе постоянного общения и обсуждения происходит своевременное информирование по всем основным вопросам, так или иначе касающихся функционирования компании. Информированность служащих (в рамках их квалификации) укрепляет чувство сопричастности и собственной значимости всех без исключения членов коллектива компании.

Основные ошибки

Как указывалось ранее, демократический стиль управления является самым эффективным способом управления командой. Однако это утверждение верно только в случае, если управление работой команды и взаимодействие с людьми выстроено правильно.

Зачастую лидеры-демократы совершают следующие ошибки:

  • в должной мере не интересуются подчиненными, их жизнью, интересами;

    Демократический стиль руководства. Что это предполагает, признаки, плюсы, минусы, примеры

  • не ставят перед работниками четких целей и не обозначают приоритеты;
  • не доверяют подчиненным – перепроверяют и чрезмерно контролируют выполнение порученных им заданий;
  • недостаточное внимание уделяют развитию обратной связи с подчиненными;
  • не торопятся быстро решать проблемы;
  • чрезмерно сближаются с подчиненными;
  • выделяют среди подчиненных «любимчиков»;
  • в случае неудач перекладывают ответственность на подчиненных.

Важным моментом в развитии демократичных отношений в коллективе является сохранение определенного дистанцирования между начальником и подчиненными.

Грамотный менеджер должен чувствовать эту тонкую грань и не переходить её, так как полное отсутствие границ между начальником и подчиненными приведет к утрате контроля над ними, а чрезмерное дистанцирование – подорвет доверие.

Особенности и характеристики демократического стиля управления

Особо следует обратить внимание на форму общения. Она носит характер рекомендаций, просьб, поощрений. А при необходимости применяется приказ. Вежливый и доброжелательный руководитель обеспечивает благоприятный психологический климат на производстве. Такой тип управленца предпочитает командную игру. Руководитель не видит себя кукловодом, дергающим за ниточки власти. Основной мотивацией таких действий является то, что при благоприятных условиях сотрудники сами стремятся к ответственности, приобщаясь к решению некоторых организационных вопросов. Появляется пространство для маневров, в котором можно организовать самоконтроль и самоуправление.

В рамках демократического стиля управления следует различать две формы: консультативную и партисипативную.

Каждая из форм имеет свои особенности и характеристики.

демократический стиль управления характеризуется тем что

Основы

Руководителя-демократа характеризует особый подход к подчиненным, построенный на убеждении и вере в их профессионализм, понимании. Этот стиль управления подразумевает грамотное соединение позиций единоначалия с одновременным привлечением сотрудников к вопросам управления и организации компании. Руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности: он не «дергает за веревочки» сверху, а работает с ними в одной команде.
Руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности: он не «дергает за веревочки» сверху, а работает с ними в одной команде.

Демократия в отношениях «руководитель – подчиненный» способствует созданию командного духа, открытости, доброжелательности, причем эти принципы сохраняются и в общении работников с коллегами. Все организационные вопросы решаются с учетом командных взглядов, по коллективному согласию.

Стиль демократического общения предполагает полную самостоятельность работника в пределах его обязанностей и квалификации. Под контролем главы компании ему дается свобода действий на основании ранее согласованных решений.

Партисипативный

Бывают ситуации, когда исполнители лучше шефа разбираются в ситуации с учетом всех тонкостей и специфики процесса. Это дает им возможность творчески подойти к решению различных поставленных задач. Но их реализация происходит при согласовании с руководителем и полной его ответственности за конечный результат. Это возможно в коллективе, где отношения строятся по принципу доверия к профессиональной грамотности и компетентности специалистов.

Такой тип демократического стиля управления предполагает характер взаимодействия по принципу координаторской деятельности лидера, который готов довериться мнению коллектива. В функциях руководителя просматривается общая координация всех цепочек производственного процесса. Дословный перевод слова «партисипативный» обозначает сопричастность в каком-либо деле, а так же в принятии решений и осуществлении рабочих процессов.

демократический стиль управления характеризуется

Черты характера, особенности поведения демократического руководителя

Демократический стиль руководства – это особая система взаимодействия управленца и подчиненных, когда они рассматриваются как партнеры. Им дано право решать ежедневные текущие задачи самостоятельно. Для этого сотрудникам необходимо обладать определенным уровнем знаний и опыта.

Однако и руководитель должен при этом обладать рядом качеств, которые будут помогать ему эффективно выстраивать в компании демократический стиль управления.

Демократический стиль руководства. Что это предполагает, признаки, плюсы, минусы, примеры

К таким качествам относятся:

  • гибкость;
  • открытость;
  • отсутствие чрезмерной амбициозности, когда сам человек направлен только на единоличное принятие решений;
  • умение организовывать людей и делегировать полномочия;
  • доверие к людям;
  • проницательность.

Можно сказать, что менеджер-демократ должен обладать достаточно творческим и креативным характером, который поможет ему сплотить команду и держать все происходящее в ней под своим контролем. Как и любой руководитель, такой человек не должен быть чрезмерно мягким, так как он просто утратит власть.

А вот стрессоустойчивость будет не лишней для любого управленца, в том числе и демократа. Также руководитель демократ должен очень четко уметь лавировать между невмешательством в выполнение ежедневных текущих задач подчиненными и необходимостью осуществления контроля над результатами деятельности сотрудников.

Сравнение видов

История управления не имеет примеров применения чистого вида какого-либо стиля управления. Все зависит от целей, поставленных перед организацией, и психологического климата, сложившегося в коллективе. Когда необходима новизна и уникальность, качество продукта лучше всего подходит демократический стиль управления. Авторитарность и жесткий контроль подойдет в условиях использования простых видов деятельности, ориентированных на количество.

При консультативной форме управления руководитель, проводя совещания, выбирает наиболее подходящие предложения, координируя действия коллектива. Ключевые решения принимаются коллегиально, но контроль над качеством исполнения и соблюдением сроков остается за администрацией.

Основные различия консультативной и партисипативной формы заключаются в степени сопричастности трудового коллектива ко всем цепочкам производственного процесса. При партисипативном стиле руководства работники не только проводят консультации с начальником, но и привлекаются к постановке целей с последующим контролем их исполнения в рамках компетенции работников. Отличается от либерального стиля управления тем, что руководитель принимает активное участие в процессе, в то время как либерал, увиливая от решения наиболее наболевших вопросов, стремясь уменьшить личную ответственность. Это происходит по двум причинам:

  1. Руководство попадает под полное влияние собственного коллектива.
  2. Все члены коллектива отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Обычно такие процессы происходят на фоне высокой квалифицированности работников.

Плюсы и минусы демократического стиля управления подталкивают руководителя к дозированному его применению. Причиной этому случит масса обстоятельств.

демократический стиль управления подразумевает что

Что обеспечивает методика управления?

Демократический стиль руководства обеспечивает гармоничное развитие компании, стабильный рост производства. Это связано с тем, что в отличие от авторитарной методики, при демократическом подходе нет места жесткости в управлении, приветствуется инициатива работников и присутствует плюрализм мнений.

Демократический стиль руководства. Что это предполагает, признаки, плюсы, минусы, примеры

Развитие демократии при управлении трудовыми ресурсами способствует:

  • развитию доверия между членами коллектива и между подчиненными и руководством;
  • функциональному распределению ролей между членами группы с учетом их компетентности, когда каждый человек находится на своем месте;
  • развитию многообразия мнений;
  • участию в принятии решений всех членов команды;
  • развитию многосторонних информационных и коммуникативных потоков внутри команды;
  • росту, как отдельного работника, так и компании в целом;
  • ориентированности на цели и задачи, которые достигаются работниками путем приложения их усилий и инициатив;
  • формированию нормальной обстановки в коллективе, когда добиться чего-то можно действительно своим трудом, а не подхалимством и заискиванием.

Плюсы

Как и любой другой, демократический стиль управления характеризуется достоинствами и недостатками. К первой группе можно отнести следующие параметры:

  • точность формулировки цели компании и обязанностей сотрудников;
  • общий психологический климат в коллективе способствует формированию корпоративности и активной позиции сотрудников;
  • сопричастность к общему делу подталкивают к формированию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными;
  • работники, в рамках своей компетенции, способны самостоятельно принимать решения для профессионального выполнения своих обязанностей;
  • руководитель в основном прибегает к убеждающей стратегии руководства, а не принуждающей;
  • демократический стиль управления в менеджменте – это возможность решения редких, эксклюзивных задач за наименьшее количество времени при помощи нестандартных методов.

Достоинства методики управления

Демократический стиль руководства — это особый стиль построения отношений между подчиненными и начальниками, базирующийся на взаимовыгодном сотрудничестве между ними. Он имеет больше сильных сторон, чем иные модели управления.

Демократический стиль руководства. Что это предполагает, признаки, плюсы, минусы, примеры

К плюсам такого подхода к управлению людьми относят:

  • отсутствие концентрации всей власти в руках только лишь у одного управленца;
  • принимая решения, руководитель действует не единолично, а советуется и совещается с подчиненными;
  • делегирование рабочих задач своим подчиненным менеджером-демократом — обычная практика. При этом грамотные управленцы стараются развивать у сотрудников лидерские навыки и инициативность;
  • руководитель не навязывает свое мнение подчиненным, при решении рабочих вопросов имеется плюрализм мнений;
  • отношение лидера к работникам уважительное, при этом интересы каждого отдельного члена команды также важны, как и общие интересы компании в целом;
  • имеются возможности для развития каждого сотрудника;
  • для такой модели характерна меньшая текучесть кадров;
  • в результате складывается благоприятный в целом климат в коллективе, построенный на принципах соучастия и доброжелательности.

Главным достоинством демократического подхода в управлении людьми является то, что руководители дают возможность каждому работнику высказаться.

В отличие от авторитарного режима, при котором мнение подчиненных игнорируется и остается без внимания, при таком подходе удается избежать нереализованности сотрудников. Это в свою очередь положительно отражается на текучести кадров, которая при демократическом руководстве хоть и имеет место быть, но все же намного меньше, чем при автократии.

Минусы

Основными недостатками использования демократической модели управления являются следующие моменты:

  • обсуждение и принятие решения коллективом, как обычно, занимает большое количество времени, что в ситуации стресс менеджмента организации непозволительная роскошь;
  • неверное применение стратегии руководителем, приводит к неорганизованности и недисциплинированности коллектива;
  • в отдельных ситуациях принятие правильного решения становится проблематичным в силу возникших сложностей.

демократический стиль управления предполагает

Воспитание ребенка

Особенности демократичного стиля воспитания

Рейтинг 15

Демократичное воспитание развивает уверенность в себе и учит самостоятельно принимать решения

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Многие родители задаются вопросами: как укреплять эмоциональную связь между членами семьи, как сообща справляться с трудностями? Как членам семьи заботиться друг о друге и поддерживать друг друга в сложные времена? Наконец, как сделать так, чтобы трудности только сплачивали семью? Открытые разговоры о том, как каждый из вас справляется с трудными ситуациями, может натолкнуть ваших близких на важные мысли и полезные решения.

Обеспечивать стабильность и порядок в семье в условиях неопределенности – чрезвычайно ответственное задание для родителей. Но вместе с тем оно позволяет им укреплять эмоциональную связь всех членов семьи друг с другом.

Общение между родителями и детьми является очень важным элементом, который лежит в основе прочных взаимоотношений. Доверительное и теплое общение создает комфортную и любящую атмосферу в семье, в которой каждый чувствует себя уверенно.

В результате многочисленных исследований в сфере развития детей ученые пришли к единому выводу, что лучший стиль воспитания – это демократичный стиль.

Что такое демократичный стиль воспитания

В 60-х годах ХХ века американский психолог Диана Баумринд описала три стиля воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, демократичный и индифферентный.

Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в жизни. Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.

Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем способны строить счастливые отношения. Исследования психологов показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания, родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед ребенком, а также особенности его характера.

Воспитывая ребенка в таком стиле, родители способствуют тому, чтобы он максимально развил свой потенциал:

  • родители помогают ребенку поставить цели и устанавливают ограничения в соответствии с возрастом, способностями и интересами ребенка;
  • родители поощряют ребенка, хваля его и отмечая его достижения;
  • родители устанавливают позитивные взаимоотношения с ребенком, регулярно выделяя время на игры и совместные занятия, общение и обсуждение текущих событий;
  • родители устанавливают для ребенка правила, способствующие его развитию, формируют дисциплину, учат уважению к себе и окружающим.

Демократичный стиль воспитания позволяет родителям вырастить ребенка уверенным в себе и успешным.

Родители, которые воспитывают ребенка в демократичном стиле, учат их рассуждать и самостоятельно выполнять работу. Но при этом их ожидания от ребенка достаточно высоки. Когда ребенок нарушает установленные правила, родители устанавливают ему справедливые последствия за его поступки.

Однако демократичные родители должны проявлять гибкость. Если поступок ребенка неоднозначен, родители позволяют ему рассказать о причинах его поведения и объясняют, в чем он был неправ. Демократичные родители последовательны в своем воспитании и учитывают все обстоятельства, которые привели ребенка к тому или иному поступку.

Почему демократичное воспитание работает

Демократичные родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому они должны демонстрировать такое же поведение, какое ожидают от ребенка. Так он усваивает правильные модели поведения и начинает их придерживаться. Четкие и справедливые правила, установленные родителями, позволяют ребенку понять, чего от него ожидают.

Родители понимают эмоции ребенка, а также хорошо умеют контролировать собственные эмоции. Так ребенок сам учится самоконтролю.

Демократичные родители также позволяют ребенку принимать самостоятельные решения. Это дает ребенку понять, что он способен самостоятельно выполнять свои обязанности, а также развивает у него самооценку и уверенность в себе.

Демократичный и авторитарный стили воспитания

Демократичный стиль во многом противоположен авторитарному. Последний предполагает высокие ожидания от ребенка при небольших проявлениях заботы о нем.

Представьте ситуацию: двое детей украли конфеты в магазине. Одного из детей родители воспитывают в демократичном стиле, поэтому дома он получит справедливое наказание, соответствующее тяжести его проступка. Он должен будет вернуть конфеты и извиниться перед владельцем магазина, после чего две недели его не будут выпускать гулять. Родители поговорят с ним о том, что воровать нельзя, поддержат и будут способствовать тому, чтобы такое поведение не повторилось.

Другого ребенка воспитывают в авторитарном стиле. Когда ребенок вернется домой, оба родителя накричат на него. Отец применит к нему физическое наказание, лишит ужина и заставит провести остаток дня в своей комнате. Родители никак не объяснят свое наказание, поэтому ребенок так и не поймет, в чем он неправ.

Некоторые родители склонны к демократичному стилю воспитания, некоторые – к авторитарному или индифферентному. Но даже не имея склонности к демократичному воспитанию, вы можете развивать соответствующие привычки у ребенка. При любом стиле воспитания нужно развивать у ребенка дисциплину, самостоятельность и контроль над эмоциями. Старайтесь не быть слишком суровым или снисходительным. Начните с того, что дайте ребенку возможность принимать больше самостоятельных решений, но при этом обсуждайте их с ребенком. Будьте гибкими, учитывайте потребности ребенка – и со временем ваш метод воспитания станет более эффективным.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00

из 5 на основе
3
оценок.

Ссылки по теме:

  • ▶ Существующие стили воспитания детей
  • ▶ Позитивные стили воспитания детей
  • ▶ Стили воспитания и их влияние на детей
  • ▶ Последствия строгого воспитания ребенка
  • ▶ Больше статей о воспитании детей

Развитие ребенка 12.04.2018

Примеры из жизни

Знание основ и правил стилей руководства не являются гарантом успешного управления компанией, поскольку требуют разумного применения в сложившейся ситуации с учетом всех факторов внутреннего и внешнего пространства. В связи с этим бездумное упование на то, что демократический стиль управления способствует разрешению спорных (в основном критических) ситуаций приводит, как правило, к апокалипсису, а не апогею. Практика показывает, что только умелая, своевременная смена стиля руководства на наиболее подходящий для сложившейся ситуации, позволяет выплыть из любых «штормов» бизнес-сферы. Примеры успешного применения демократического стиля управления свидетельствуют о большом его потенциале в сфере новаций и развития.

Так, во время стагнации военной кампании BMW не было принято решение о ее закрытии благодаря сплоченности и энтузиазму трудового коллектива. Сотрудники обязались выпустить новую марку легкового автомобиля (взамен авиадвигателей), разработав линейки разных классов. Так мир увидели автомобили знаменитой марки BMW.

По словам руководителя фирмы Philips Альберта ван Грида, основополагающий принцип его компании (личная заинтересованность) возможен только при демократическом стиле управления.

Как видно из примеров, рассматриваемый вид руководства с успехом применяется в творческих и креативных сферах деятельности. Однако примеров смешанного стиля гораздо больше.

Чем отличается демократический стиль от авторитарного?

При тотальном контроле и недоверии работники выполняют только то, что им говорят, не вдаваясь в подробности. Они не знают, как функционирует вся система и видят последствия своих проколов лишь тогда, когда их оштрафуют или накажут.

В современном обществе такое явление может казаться пережитком прошлого. Но в некоторых случаях такой подход допустим и порою необходим: когда отклонение от алгоритмов грозит серьезными проблемами, в кризисной ситуации или при выполнении простой линейной задачи. Например, работники цеха, изготавливающие детали, могут даже не понимать, для чего эти детали потом используются.

Авторитарный режим больше подходит для коллективов заводов, использующий труд работников низкой или средней квалификации.

Но он не эффективен в творческой и интеллектуальной среде. Интеллигенция испытывает потребность докапываться во всем до сути и свободно развиваться, поэтому авторитарный стиль ей чужд.

интеллектуальная среда

Корреляция между стилем управления и продуктивностью команды

Правильно выбранная стратегия руководства компанией с учетом личного потенциала как работников, так и управленца позволяет «творить чудеса» во всех сферах бизнеса. Главная роль в выборе стиля управления всегда отводится субъективному отношению руководителя к коллективу, возможности адекватно оценить воздействие на сотрудников при помощи выбранных методов. Но даже в условиях полной стабильности возможны ошибки, которые, как правило, сказываются в первую очередь на производительности труда. В связи с этим можно подчеркнуть, что вопрос выбора стиля управления для руководителя – это задача, требующая первостепенного решения.

демократический стиль управления предполагает характер взаимодействия

Как усовершенствовать стиль управления

Несколько несложных рекомендаций помогут скорректировать стиль управления менеджера и помогут гармонизировать его взаимоотношения с коллективом во благо целям компании.

Совет №1. Оцените свою роль на позиции руководителя. Проанализируйте, что помогло вам занять этот пост.

Совет №2. Устраните свои слабые точки. Подчиненные чувствуют внутренние сомнения и неуверенность лидера и могут начать «халтурить».

Совет №3. Непрерывно совершенствуйте профессиональные навыки и уровень специальных знаний. Власть интеллекта – самая авторитетная и надежная.

Совет №4. Настройтесь на работу в команде со своими подчиненными. Необходимо оценивать коллектив как единый организм, каждый человек в котором выполняет уникальную функцию.

Совет №5. Проявляйте уважение и сопереживание к проблемам коллектива в степени достаточной для того, чтобы работник понимал свою ценность в компании.

Стили управления их достоинства и недостатки

Совет №6. Проанализируйте, какие ограничения могут помешать вам успешно справляться с функцией управления и постепенно устраняйте их.

Совет №7. Улучшайте коммуникации со своими подчиненными. Без общения невозможно эффективное руководство.

Совет №8. Внимательно относитесь к любой критике со стороны подчиненных. Не стоит оставлять без внимания недовольство. Это может привести к расшатыванию вашего авторитета или к упущению существенных ошибок.

Совет №9. Аккумулируйте групповой опыт. Дайте понять коллегам, что их совместный потенциал значительно шире, чем они его себе представляют и стоит использовать его для личных и корпоративных успехов.

Стиль руководства в реальной компании не должен строго делиться на формальные типы, следует комбинировать стили, привносить в них инновации и личный опыт. Если руководитель сможет сохранить баланс между авторитарной властью и крайней степенью либерализма, привнесет личную харизму в процесс и последует хотя бы некоторым вышеизложенным советам, то на предприятии в любой отрасли станет намного приятнее работать, идти к общей цели и неустанно работать над собой и своими задачами.

Стили управления их достоинства и недостатки

Типичные ошибки руководителя

Бывают случаи, когда, к примеру, демократический стиль управления желателен, мало того, он является единственной стратегией развития коллектива, да и предприятия в целом, но личностные характеристики ответственного лица не вписываются в указанные рамки. В этом случае появляются досадные ошибки, которые стопорят дело и плохо влияют на репутацию:

  • приверженность принципу «хочешь сделать хорошо – сделай это сам» — первая ошибка менеджеров разного уровня;
  • в противоположность первому принцип «что ни делается — все к лучшему» также приводит к краху системы управления;
  • предвзятое отношение по личной неприязни – то, что разумный руководитель не позволит себе никогда, ведь работник нужен для того, чтобы помочь компании развиваться при помощи своего потенциала;
  • «ментальные ловушки» управления по праву может считаться самой досадной ошибкой;
  • болезненное восприятие инакомыслия, упускающее его потенциал и выгоду;
  • частичное или выборочное игнорирование предложений сотрудников;
  • неуважение личности сотрудника, проявляющееся в прилюдном порицании его мнения;
  • алогизм действий управленца всегда срабатывает в сторону упадка, а не развития.

Коллегиальность является основой для успешного развития и функционирования компаний.

демократический стиль управления плюсы и минусы

Демократизация школы и системы управления

Губин Геннадий Александрович

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

учитель истории и обществознания;

с. Ромашкино Сакского р-она Республики Крым

Демократизация школы и система управления.

Поступательное движение истории выражается в смене периодов в развитии той или иной цивилизации. Смена периодов происходит лишь потому, что в составляющих элементах каждой цивилизации постепенно накапливается масса изменений, которые, в конце концов, и приводят к смене периода. Нечто подобное происходит сейчас и в нашем обществе. Хотя фактически один период нашей истории явно закончился и мы, казалось бы, вступили в новый период своей истории, но не тут-то было. Груз прошлого гнетет нас и не дает нам реально перевернуть очередную страницу истории, реально оказаться в потоке общеевропейской цивилизации и цивилизованности, если хотите.

Речь пойдет о нынешней средней общеобразовательной школе. Она, как составная часть государственной машины, оказывает огромное влияние на будущее нашего общества, в том числе экономическое, политическое и т. д. К сожалению, среди отечественного политического бомонда не слышно голосов дальновидных деятелей, которые бы в полной мере осознавали пагубность сохранения кризисного состояния нынешней школьной системы.

Одним из ярких проявлений кризиса средней школы является полное, еще раз подчеркиваю: полное и абсолютное отсутствие в ней каких-либо реальных признаков демократии. Только, пожалуйста, не путайте демократию с разнузданным всевластием толпы. Демократия — это свобода высказывать свое мнение не особенно заботясь о последствиях; это возможность отстаивать свои права и свободы независимо от ранга и тяжести кошелька вашего оппонента; но это и неукоснительное и точное исполнение законов и своих гражданских обязанностей. Чего греха таить: ведь мы очень любим пошуметь лишний раз о своих правах, при этом напрочь забывая о своих обязанностях.

Нынешняя средняя общеобразовательная школа до сих пор остается заповедником авторитаризма и это не пустые слова. Авторитаризм пронизывает ее насквозь. Одним из расхожих постулатов авторитаризма является неумирающий принцип: я — начальник, ты — дурак; ты — начальник, я — дурак. Авторитаризм культивирует «лагерную» психологию. От авторитаризма школы страдают все: ученики, учителя, администрация школ, родители и само общество, в конце концов.

Сейчас модно стало говорить о правах ребенка. Политиканы и чиновники от образования истово потрясая Конвенцией ООН о правах ребенка нарушают чуть ли не каждую статью этой Конвенции, при этом уверяя нас, что именно они являются борцами за права детей, но… «объективные причины и тяжелое экономическое положение страны не позволяют в полной мере обеспечить права детей». Бред какой — то.

Вы бывали когда-нибудь в рядовой сельской школе? Если не бывали то опишу не самый худший вариант. Обычно это здание, основательный ремонт которого в лучшем случае не проводился лет 20-30. Территория вокруг школы и ее спортивные сооружения разрушены не в меру чадолюбивыми жителями села. Крыша — как решето и потому учителя и ученики с ужасом смотрят каждый день на небо: будут ли осадки? В теплое время года в помещениях школы находиться можно. Сущий ад наступает с приходом холодов, особенно в тех школах, где нет природного газа для отопления. Да и там где есть газ, сильно-то жировать не дают: лимиты, лимиты. Потому температурный режим в школах не выдержи-вает никакой критики. Еще более бедственное положение в тех школах, где газа нет.

Теперь пройдемся по школьным коридорам и аудиториям. Прогулка не для слабонервных: все кругом серо, уныло и убого. И если после такой экскурсии вам, извините, захочется в туалет, то милости просим: удобства во дворе. Эти «удобства» — разговор особый. Именно они и холодная мебель в промерзших классах дают высочайший процент заболеваний мочеполовой сферы выпускниц сельских школ, основной массы будущих матерей. В классных комнатах разбитая учебная мебель не соответствует размерам занимающихся. Однако зачастую и такой мебели катастрофически не хватает. Компьютеров в некоторых школах просто нет. Да о чем это я ? Какие там компьютеры, если не хватает на всех учеников учебников, если практически отсутствуют учебно-наглядные пособия, химреактивы, физические приборы, спортивный инвентарь и так далыпе? И после этого мне, сельскому учителю, кто-то из начальствующих смеет тыкать в лицо Конвенцию о правах ребенка ?

Лицемерие власть придержащих поистине безгранично. В этом убеждаешься, начиная путешествовать по кабинетам чиновников уже районного масштаба. Теплота и уют кабинетов убаюкивают. Кондиционеры создают микроклимат. Повсюду добротная, красивая и новая мебель. Шум шагов скрадывают ковровые дорожки. Теплые, сверкающие санузлы, которые закрываются от посетителей кодовыми замками. Неприменным атрибутом каждого мало-мальского чиновника ныне стал компьютер, это при том, что тысячи и тысячи детей видели компьютер только по телевизору. Чем выше в системе управления распола-гается чиновник, тем большим комфортом он себя окружает. И уж запредельной роскошью, по нынешним временам, окружают себя «слуги народа». Они равнодушно смотрят на нужды этого самого народа и его детей. Потому-то хорошо откормленные мужики могут позволить себе далеко не детские «шалости», ка к в стенах, так и за стенами парламента. Иной раз так и хочется крикнуть: «Господа-«демократы»! Имейте же совесть! Хватит издеваться над народом!».

А впрочем я увлекся. Извините! Наболело!

Итак мы увидели каково ребенку в нынешней школе и как государство соблюдает его права. Но не только государство, но и учителя, и родители не всегда и не везде озабочены соблюдением прав ребенка. 06 этом говорить не станем: набило оскомину. К тому же на эту тему писано-переписано предостаточно. А воз и ныне там. Возникает вопрос: а может ли ребенок в нынешней школе защитить свои права? Вопрос риторический. Такого меха-низма нет, да и не может быть в авторитарной школе.

Не лучше живется в авторитарной школе и учителю. Ему отведена роль безликого «винтика» в авторитарном механизме школьной системы. Этот «винтик» легко «закручивается» начальствующей рукой и «давит» на учеников. Что же учителю мешает перестать быть «винтиком»? Ответ тот же: отсутствие механизма реализации своих прав, свобод и обязанностей. Робкая попытка в этом направлении была предпринята в годы Перестройки, когда в школах стало зарождаться самоуправление, появились школьные Советы и прочие новации, смертельно напугавшие чиновников от образования и потому, не без их стара-ния, оплеванные и забытые. Но как бы там не было, но к этому нам все-таки опять придется вернутъся и, чем скорее, тем лучше.

Авторитаризм в школе калечит психику и нравственность учителя, подрывает его авторитет. Ученики тонкие ценители искренности и правдивости учителя. Они слышат на уроках и воспитательных мероприятиях из уст учителя слова о гордости, чести, достоинстве, и видят как после урока учитель пресмыкается перед завучем, директором и любым чиновником, появившемся в школе. Ученики слышат от учителя призывы бороться за свою честь, достоинство и видят как честь и достоинство учителя топчут все кому не лень и, в первую очередь, государство. Учитель принимает это, чаще всего, как должное. Когда же мы наконец-то поймем, что не может учитель с рабской психологией воспитать свободную и демократичную личность. Раб тиражирует себе подобных.

Может, в конце концов, положение директора школы или завуча отличается от положения учителя? Полноте. Они находятся в еще большей зависимости от авторитарной системы управления школьным образованием, нежели учителя. Учителям просто-напросто больше уже терять нечего в отличие от администрации школ, потому они относительно свободнее своих руководителей.

Возникает закономерный вопрос: кто все-таки заинтересован в сохранении авторитарной школы? Ответ очень прост: авторитарная школа нужна многим, но, в первую очередь, авторитарной системе управления школьным образованием, а также чиновникам от педагогики, которые неустанно с трибун вещают о необходимости «демократизации и гуманизации» школы.

Авторитаризм заложен уже в самой структуре (четырех и пятизвенной) системы управления школьным образованием. Жесткая централизация системы — основа ее авторитарности. Спору нет: централизация необходима на определенном этапе развития общества и государства. Потому и авторитаризм — явление исторически закономерное. Но поступательное развитие общества, в конце концов, должно привести само общество к такому рубежу, когда централизм и авторитаризм из организующего и стимулирующего фактора превращаются в оковы, тормозящие дальнейшее развитие системы и общества.

Отечественное общество сейчас подошло к такому рубежу, когда для реального прорыва в школьном деле необходима не декларативная демократизация, а действительная; когда от жесткого централизма в управлении школьной системой, вызванного отсутствием достаточного числа квалифицированных кадров на местах, необходимо перейти к широкой автономии школы, тем самым упростив четырех-пятизвенную систему управления до двух-трехзвенной. Именно автономия школы более всего страшит чиновника, но именно она сделает школу реально демократической и гуманной.

Оплотом авторитаризма в школьной системе являются методическая и инспекторская службы районных и городских управлений образования, которые давным-давно утратили и исчерпали свои возможности и функции. В настоящее время они являются инородным телом в системе школьного образования, но их бережно сохраняют так как они кормят достаточно большую армию обюрократившихся учителей, место которых в школе, испытывающей острую нехватку учительских опытных кадров. Предвижу всплеск негодования определенной части читателей и их вопрос: «А как же быть с отчетностью и другой документацией?». Это тема для другого разговора. Но уверен, что при сегодняшнем развитии информационных технологий обеспечить действенную, оперативную, двухстороннюю связь не составляет особого труда. Конечно же перестройка системы управления школьным образованием лишит многих педчиновников теплых, годами насиженных мест, зато из более чем скромных средств, отпускаемых государственными мужами в бюджете страны на образование, большая часть пойдет действительно «на образование», а не на поддержание жизни громоздкой и неэффективной системы управления образованием.

Автономизация школ неизбежно приведет к их интеграции в добровольные ассоциации, что значительно улучшит управляемость системы, а также качество учебно-воспитательного процесса. Это и есть путь формирования гражданского общества, о котором так любят у нас поговорить. Без гражданского общества нам вряд ли найдется место в достойное место в мировом сообществе. Это четко должны понимать «сидящие сверху».

Нынешняя средняя школа — это жестко структурированная, замкнутая, закрытая и яро консервативная система, где безраздельно господствуют хорошо известные принципы «демократического централизма», проще говоря — авторитаризма. Гражданское общество не может возникнуть из ничего и само по себе. Его необходимо взращивать. Может вы подскажете, где можно еще лучше взрастить посевы будущего гражданского общества России, как не в школе? Именно школа должна и обязана стать местом рождения новой России.

Г.А. Губин, Е.Г. Губина Живая и мёртвая школа: покушение на миражи. Трилогия. — Симферополь: «Доля», 2011. — 388 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Kolerin инструкция по применению на русском
  • Руководство мвд москвы по округам
  • Эффективное руководство работой людей
  • Офтимол глазные капли инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Фолиевая кислота борисовский завод инструкция по применению