Дэб мвд россии руководство

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции

  • Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции генерал-лейтенант полиции

    Курносенко Андрей Анатольевич

  • Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

  • Символика ГУЭБиПК МВД России

  • Новости

  • История

  • Памятки

  • Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Общие сведения

Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»,  в структуре центрального аппарата МВД России  организовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России).

Основные направления деятельности

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции:

  • функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
  • правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;
  • противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.
  • Основные задачи
    • Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.
    • Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления.
    • Определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления.
    • Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.
    • Координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
    • Организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления.
    • Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
  • Основные функции и полномочия
    • Обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс.
    • Осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством.
    • Документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.


Контакты

Рязанский переулок, 1, г. Москва, 107078

Телефон дежурной части: (495) 667-20-20

Обращаем внимание, что данный номер телефона не используется для совершения звонков гражданам.

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых
средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо
ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и
страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на
первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации
не требуется.

Вчера была обнародована новая структура главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, созданного на базе департамента экономической безопасности. Из сокращенного на 400 штатных единиц ведомства исчезли оперативно-разыскные бюро (ОРБ), на базе которых созданы управления, получившие по примеру ФСБ буквенные обозначения. Сотрудники управления «Ф» ГУЭБиПК сосредоточены на работе с активами бывших руководителей Банка Москвы.

Как рассказал генерал-майор полиции Денис Сугробов, назначенный начальником ГУЭБиПК в конце июня этого года, в ходе реформы МВД штат его ведомства был сокращен с 1061 сотрудника до 645. Полностью сменилось и руководство бывшего ДЭБа, который вслед за его начальником Юрием Шалаковым покинули и все его заместители. Сейчас из пяти замов генерала Сугробова назначены трое. Ими стали выходец из администрации президента Виталий Скворцов, ранее являвшийся замначальника ГУВД Самарской области Андрей Здор и Олег Говрас — замглавы МВД Башкирии. Кстати, сам генерал Сугробов прошел переаттестацию на замначальника ГУЭБиПК, а только потом его предложили в руководители ведомства.

Изменилась по сравнению с ДЭБом и структура главного управления — если раньше в нем было три штабных управления, два центра по обеспечению деятельности и семь ОРБ (бюро N 10 — аналогичные структуры были и в других подразделениях МВД — возглавлял до назначения господин Сугробов), то теперь на их базе создали семь оперативных и два тыловых управления. Оперативные управления получили буквенные обозначения, как в ФСБ. Например, управление «К» занимается борьбой с коррупцией, «М» расследует преступления в сфере машиностроения и металлургии, «О» борется с оргпреступностью экономической направленности. Управления «Б», «Ф», «Е» и «П» отвечают соответственно за бюджетную и финансовую сферы, ТЭК и потребрынок.

При этом в управлении «К» появились отделы по противодействию коррупции в федеральных органах госвласти, органах местного самоуправления, госкорпорациях и при размещении госзаказов. Отвечает управление и за противодействие проникновению криминальных элементов в Госдуму. «У нас определенный фронт работы в связи с проведением выборов в Госдуму и предстоящими выборами президента РФ»,— сказал господин Сугробов и тут же оговорился, что работа будет вестись прежде всего по «недопущению проникновения лидеров и членов организованных преступных формирований именно в Думу».

Генерал Сугробов назвал управление «К» ведущим, сообщив, что о результатах его работы доклады поступают в администрацию президента. В свою очередь многие сотрудники управления «Ф» сейчас заняты в обеспечении расследования дела экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина и бывшего первого вице-президента этого банка Дмитрия Акулинина, заочно обвиняемых по ч. 1 ст. 201 (злоупотребление полномочиями) УК РФ.

Как отметил генерал Сугробов, в ходе «комплекса оперативно-разыскных мероприятий установлено точное местонахождение» господ Бородина и Акулинина: «Это — Лондон, Великобритания». А сейчас «отрабатываются» их активы «для возмещения ущерба». «По каждому направлению, по каждому активу создана следственно-оперативная группа, и уже есть конкретные результаты»,— добавил генерал. По сведениям из ГУЭБиПК, подобные спецбригады планируется создать и по работе с активами в рамках других громких уголовных дел.

Напомним, что в качестве обеспечения иска на 12,76 млрд руб., поданного к своим бывшим руководителям Банком Москвы, Тверским райсудом были арестованы их счета, недвижимость и другое имущество. Известно, в частности, об алкогольных активах господина Бородина, оцениваемых в 17-18 млрд руб., но их пока не арестовали.

Адвокат Андрея Бородина Михаил Доломанов заявил «Ъ», что арест на личное имущество господина Бородина был наложен «с нарушением всех мыслимых требований уголовно-процессуального закона». «Уместно напомнить,— сообщил адвокат,— что предъявленные господину Бородину обвинения исчерпываются выдачей Банком Москвы обеспеченного кредита, срок возврата которого еще не наступил. О каком ущербе здесь может идти речь? По такому абсурдному основанию могло быть арестовано личное имущество руководителя любого банка». Адвокат Дмитрия Акулинина Тимофей Гриднев также сказал «Ъ», что финансовые претензии должны подаваться надлежащими истцами, а сами решения об арестах имущества и счетов выноситься законно. «По другим делам я представлял интересы и потерпевших, поэтому считаю, что создание спецбригад по поиску активов обвиняемых для последующего возмещения ущерба вполне обоснованная мера. Важно, чтобы подобные поиски велись по всем делам, а не избирательно»,— сказал он.

Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о Департаменте, нормативными правовыми актами МВД России. В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупци (ГУЭБ и ПК). Начальник ГУЭБиПК МВД России генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.

Содержание

  • 1 Основная информация
    • 1.1 Пресса о ДЭБ МВД России
  • 2 История
    • 2.1 Контакты
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Основная информация

Круг основных задач ДЭБ МВД России включает в себя:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Департаменте.

Департамент является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Департамента организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Пресса о ДЭБ МВД России

1) В Санкт-Петербурге арестована преступная группа «черных риелторов», участники которой подозреваются в незаконном завладении более чем 20 квартирами. Об этом говорится в сообщении Департамента экономической безопасности МВД России.[1]

2) Департамент экономической безопасности МВД сообщил о возбуждении дела против руководителя одного из крупных торговых центров Москвы. Представители этого ТЦ требовали компенсацию у компании Panasonic, планировавшей закрыть магазин и вывезти товар. Как сообщил «Маркеру» источник в представительстве Panasonic, дело возбуждено против Алексея Киселева, возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» (АКБ). Эта фирма является арендодателем-посредником в торговом комплексе «Черемушки».[2]

3) Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ «Империя» Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания»[3]

История

Создано данное подразделение в 1937 году. Названия в разные годы БХСС, ГУБХСС, ГУЭП и ГУБЭП. Последнее реформирование было в 2005 году. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Как центральный аппарат курирует УБЭП (управления по борьбе с экономическими преступлениями) и УНП (управления по налоговым преступлениям), структурно входящие в региональные органы внутренних дел.

В 2010 году запущен собственный интернет ресурс [www.debmvd.ru], где размещены такие разделы как история службы, новости, функции департамента и другие.

Контакты

119049, Москва, ул. Житная д. 16 Телефон дежурного: (495) 667-20-20

Примечания

  1. В Петербурге задержаны 14 «черных риелторов» — Realty.lenta.ru
  2. Многомиллионную взятку у Panasonic вымогали в ТЦ «Черемушки» — Газета «Маркер»
  3. Банк кроты России / Статьи / Finance.ua

Ссылки

СМИ о Департаменте экономической безопасности МВД России

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России стремительно теряет свои позиции в последние годы. Об этом в эксклюзивном интервью ПАСМИ рассказал действующий сотрудник ГУЭБиПК. Как фальсифицируется статистика раскрываемости экономических преступлений? По каким направлениям и персонам запрещают работать операм? Что не так с руководителями Управления и почему остановилось взаимодействие с регионами? Об этом и не только — в рассказе о правоохранительных буднях изнутри.

«Первое антикоррупционное СМИ» продолжает серию интервью с сотрудниками правоохранительных структур, которые рассказывают о реальной ситуации, которая сложилась на сегодняшний день внутри силовых ведомств страны. О болевых точках СКР можно узнать из материала «Проблемы Следственного комитета и пути их решения — откровения подчиненного Бастрыкина» . Действующий сотрудник следственного комитета описал, почему не приносит успехов борьба с коррупцией во властных структурах, что надо делать, чтобы правоохранители не брали взяток, а также о последствиях извечного противостояния Александра Бастрыкина и Юрия Чайки.

Следующее интервью было посвящено коррупционному прайсу в Следственном департаменте МВД: подчиненный Владимира Колокольцева вскрыл нелегальные схемы, которые реализуют рядовые сотрудники и руководство департамента и даже назвал расценки на сомнительные услуги полицейских следователей.

После чего в редакцию обратился еще один сотрудник министерства внутренних дел, на этот раз — из ГУЭБиПК. Как на самом деле обстоят дела с экономической безопасностью и противодействием коррупции — читайте в рассказе оперативника без купюр.

Деградация и голод

Начну с того – какой министр, такое и министерство. Владимир Колокольцев сейчас заботится только о своей репутации. После событий, когда разгромили ГУЭБиПК, он полностью отстранился от подразделения и от работы по противодействию коррупции. При этом, стоит отметить сильную деградацию кадров в ГУЭБиПК и в МВД в целом. Средний возраст сотрудника ГУЭБиПК 35-40 лет, дольше там практически никто не задерживается, хотя ранее в этом подразделении, когда оно называлось ГУБХСС ГУБЭП и ДЭБ, работали зубры ОРД, люди с колоссальным опытом за спиной — и оперативным и руководящим. Просто так в это подразделение попасть было не возможно, нужно было пройти серьезный профотбор, а управляли подразделением гении оперативной работы с серьезным послужным списком за спиной.

В данный момент подразделение испытывает кадровый голод, некомплект более 10%, постоянная текучка кадров, набирают чуть ли не по объявлению, на должности приходят с уголовного розыска, следствия, УСБ. Ничего плохого про эти службы сказать не хочу, но в каждой сфере должны быть свои профессионалы, и быстро взять и переключиться на экономику просто не возможно.

Нормальные опера из БЭПов не горят желанием идти работать в министерство, так как общаются с коллегами и знают, что там происходит, вот и набирают по остаточному принципу: тех, кто на земле не пригодился. Часть из таких новеньких неплохие и не глупые ребята, но чтоб попасть в струю главка им необходимо минимум год — два. Сейчас, можно сказать, ГУЭБиПК нет, нет системной и качественной работы по выявлению преступлений экономической и коррупционной направленности.

Запретные госкорпорации

Вот первый пример. Дано негласное указание о том, что нельзя работать операм по государственным корпорациям. На это наложено табу. Раньше оперуполномоченный мог спокойно осуществлять работу непосредственно в отношении своих объектов, встречаться и с руководством, и с топ-менеджментом, и со средним менеджментом, и, соответственно, с рядовыми сотрудниками. Мог спокойно получать информацию и ее реализовывать – документировать противоправную деятельность и направлять на возбуждение в следственный орган, как говорится, запретов и отбоев не было.

Сейчас стоит запрет – опер может общаться только на уровне низшего менеджмента, начальников отделов и рядовых сотрудников. Всё общение замкнули на себе руководители ГУЭБиПК, у них что – есть время и возможности проведения ОРМ, документирования? Конечно нет, это и так понятно. А нам запретили направлять даже запросы в госкорпорации, налоговые органы, коммерческие организации (для проведения встречных проверок). Как мы проверим информацию о махинациях с бюджетными средствами, как мы получим какую-либо информацию без наведения справок в госкорпорациях и иных организациях? Никак. Поэтому выявление преступлений в этом направлении никак не ведется. ОРМ не проводится, руководство физически этим не может заниматься, операм нельзя. Спускают только те материалы, которые выгодны руководству госкорпораций, для отчетности и видимости, чтобы видели, что работа ведется, работа полностью подконтрольна руководству госкорпорации.

Да и вынос сора из избы никто не отменял, им не выгодно показывать уровень коррупции и хищений в компаниях. То есть все это делается, чтобы не залезть, куда не нужно, ведь порой нити от рядовых сотрудников могут привести на самый верх, а это уже серьезный скандал.

Информация к нам приходит различная, и можно делать выводы, что наше руководство просто договаривается с главами корпораций. Фактически осуществляется общее покровительство, и все это делается, взамен на государственные контракты с аффилированными лицами и другие вопросы. Недаром же в СМИ дали информацию, к нам она тоже стекается, — о том, что Курносенко (прим.ред.: Андрей Курносенко — начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции) причастен к контрактам фирмы «Петон» — более 100 млрд с «Газпромом» через своего друга Гранкина (прим.ред.: Андрей Гранкин — совладелец ООО «Петон», генерал-майор полиции, работал начальником главного управления Росгвардии по Москве). Раньше Курносенко и Гранкин работали вместе – вот и весь ответ.

А официальная версия — операм нельзя никуда лезть, — не терроризировать госкорпорации, чтобы не было коррупционных скандалов и так далее. На самом деле помимо всего прочего, руководство не хочет ссориться с политическими и бизнес элитами, пытаются быть хорошими для всех. Я бы им лучше запретил встречаться, чтобы не было коррупционных скандалов. Можно спокойно делать вывод – это простое покровительство.

Прайс для ФНС

Второй пример. С 2016 года всем запретили работать совместно с налоговой службой, которую возглавляет Михаил Мишустин, только Управлению «Ф», конкретному профильному отделу. Раньше мы вместе работали с налоговиками, они в своей части, их интересует всегда возмещение НДС, а мы смотрели в своей части — хищение бюджетных средств.

Налоговикам не нужно выявлять хищение бюджета, у них своя работа, взыскание налогов. Кроме того при совместных проверках налоговики боятся брать взятки от проверяемых, так как все выявленные недоимки видят наши сотрудники и ход проверок докладывают своему руководству, а со всеми договориться невозможно.

После того как налоговая служба ввела в эксплуатацию автоматизированную систему контроля за возмещением НДС из бюджета (АСК НДС) ее сотрудники получили полный контроль за движением денежных средств между счетами юридических и физических лиц с возможностью автоматического выстраивания цепочек движения денег и видеть уплачен ли ндс в этих цепочках или нет. Проведите анализ эффективности налоговиков, при такой системе: сбор налогов должен взлететь в разы,  но этого нет. Он растет не теми темпами, которых ожидали. А почему? Все просто — коррупция.

Спросите любого коммерсанта: сколько он отдает налоговикам при проверках? Вы будете шокированы этими суммами, если вам об этом расскажут.

Допустим фирме насчитали неуплату НДС в 1 млрд, а потом идут переговоры: в итоге, 100 млн в бюджет, 100 — в карман налоговикам, а 800 — испарилось. Всем выгодно! Внешне не прикопаться: перед любой выездной проводят преданализ и по его итогам пишут не ту цифру, которую видят, а ту, по которой будут договариваться, которая в процентном соотношении не превысит психологический порог проверяемого.

Проведите анализ: сколько за последние годы было задержано сотрудников ФНС, руководителей налоговых инспекций? По пальцам пересчитать можно. А мы всегда видели и выявляли преступления, была живая работа на результат. Да, конечно, были коррупционные скандалы, ну а где их нет? Но работа была результативная, выявлялась и находилась. Опять официальная версия – чтобы не было скандалов.

Оперативный маразм

Третий пример – это взятки и борьба с коррупцией. С 2014 года, с момента возбуждения вереницы уголовных дел по сотрудникам ГУЭБа, якобы за провокации взяток,  запрещены фактически оперативные эксперименты. Но это маразм!

Незаконность и выдуманность преследования генерала Сугробова и сотрудников ГУЭБиПК, и так понятна – их убрали, чтобы уничтожить мощнейшее подразделение, которое действительно выявляло значимые дела на федеральном уровне и наводила порядок в финансово-кредитной сфере страны. Для чего это сделали? С тех пор  практически прекращены оперативные эксперименты, а это бессмысленно. Закон предусматривает проведение, а мы не проводим, потому что все боятся, что придет фсбешник или прокурорский и опять увидят провокацию.

Отсюда нет и громких и значимых дел по взяткам. Только ФСБ в основном проводит эти мероприятия, их никто практически не может проверить и воздействовать, как на нас. Да, молодцы, но это не их работа.

Короче, мы отстранены от этой работы, а руководству, видимо, и не нужно – зачем конфликтовать и быть на острие ножа? Дело Сугробова и так всё показало – кому нужна борьба с коррупцией, а кому нужна фикция. Вот три примера, почему ГУЭБиПК не выявляет значимые дела на федеральном уровне, как раньше. 

Дутые показатели

ОРД в полноценном виде, в том числе эксперименты проводим по мега-контролям, когда инициатива идет от правительства, либо от руководства страны. Либо с чекистами, либо по заявлениям и то по заявлениям стараемся отправлять на землю, так как непонятно, что это за заявители и чем это потом может обернуться. И получается, чтобы хоть как-то отчитаться перед президентом и обществом, идет банальный мухлеж с цифрами и статистикой. Статистика главка кардинально отличается от статистики ГИАЦ.

Ну пример, допустим, возмещением ущерба по внутренней статистике уже считается наложение ареста. Хотя неизвестно, может быть в рамках расследования уголовного дела, все изменится — изъятые объекты и деньги могут быть возвращены владельцам и собственникам. Да и при ущербе в 10 млн могут наложить арест на 100 млн на время следствия. Вот и получается — ущерб 10, возмещение 100, потом все суммируется, и эти дурацкие цифры по возмещению перекрывают ущерб по тем делам, где он не возмещался.

Мы не берем здесь коррупционную составляющую, просто сам факт, что цифрами максимальными отчитываются по началу, а по окончанию они могут быть совсем другими, и фактически идет искажение статистики.

Далее — фикция с цифрами. С 2011 года численность ГУЭБа сократили почти в три раза, ликвидировали мощнейшее управление «О» (по подрыву экономических основ ОПГ, противодействию финансирования терроризма и экстремизма), управление «М» (по противодействию преступлениям в сфере машиностроения), у нас в стране нет машиностроения? ОПГ? экстремизма? Есть, а управлений таких нет.

Ладно, вернемся к статистике, при сокращении людей в три раза в основном за счет оперов, количество административного аппарата выросло, и, о чудо, количество «палок» тоже выросло в три раза. Но это же дурь, невозможно это никаким образом реализовать, с учетом, что мы реально не работаем – не осуществляем, как в те года  ОРД.

Как это делается? Тут полностью «рисуют» цифры: если раньше считали только свои федеральные показатели ГУЭБиПК, то сейчас можно спокойно засчитывать себе палки по данным указаниям в субъект, и это идет в зачет. То есть субъект сработал, задним числом написали указание и это идет в зачет ГУЭБиПК. «Палка» пошла и туда, и сюда. Вот он «дутый» показатель.

Либо реализация по совместным планам, количество которых растет из дня в день. Это еще один вариант «дутых» показателей, все строится на отношениях, многие сотрудники кто пришел из территорий выявляют преступления исключительно по тем регионам где работали ранее и перепроверить было ли там реальное участие ГУЭБа невозможно, код по выявленным преступлениям единый — 069-й и для регионов и МВД. Его придумали еще во времена Сугробова, но делалось для другого – чтобы не делить с регионами результаты работы. А сейчас это превратилось просто в искажение статистики. К чему это ведет? – скрывается отсутствие реальных результатов. И соответственно, сиди дальше, ровно и продолжай «работу».

Неопытное руководство

Руководство уже три года почти каждый день говорит – давайте пиарить нашу работу в СМИ. Убирают любую дискредитацию и договариваются с федеральными СМИ, но еще пытаются пиарить ГУЭБиПК. Но СМИ не берут. А что они будут брать, если отсутствуют реальные федеральные результаты, ту чушь которую пытаются скормить зрителю под видом реальной работы? А все остальное, это региональные «палки», региональный уровень. В УОС МВД к которым относится пресслужба тоже не дураки сидят и все подряд в эфир выдавать не будут. Просто становится стыдно. Нет нас в эфире федеральных СМИ, работает только ФСБ. Помните раньше? Все первые страницы передовых СМИ и новостных телеканалов вещали про наши подвиги, но это в прошлом.

Вместо оперативной работы нас завалили справками: справку на справку, отчет на отчет, рапорт на рапорт, совещания минимум по два раза в день, заслушивания. Просто проблема еще и в самом руководстве. Фактически там находятся люди, которые не имеют опыта в ОРД, не знают специфики деятельности. Например, начальник ГУЭБиПК Курносенко – работал телохранителем Нургалиева (прим.ред.: Рашид Нургалиев Министр внутренних дел РФ 2004-2012 гг), потом делал стремительную карьеру на разных руководящих должностях. Евгений Лукин – замначальника УСБ, работал всю жизнь на штабных и аналитических направлениях. Начальник второго управления ГУЭБиПК Клара Карпухина – следователь из ГСУ Москвы.

Получается, в руководстве находятся люди, не имеющие опыта и понимания оперативно-розыскной деятельности. Понятно, что они может и стараются делать что-то хорошее и правильное, но по факту получается другое.

Расцвет бюрократии

Конкретные примеры. Нужно опросить людей и пригласить к себе в кабинет (это может срочная и оперативная задача), но решить вопрос практически невозможно из-за излишней бюрократии. Нужно составить служебную записку, обосновать причины привода человека в здание, подписать ее у руководства и утвердить у вышестоящего руководства. Когда это делать, если ты работаешь оперативником и у людей время тоже ограничено? Да, с агентурой и с источниками можно встречаться где угодно – в кафе, но при отработке материалов, нужно быстро действовать и приходится проводить бессмысленные процедуры. А если нужно притащить человека в здание и по горячему с ним поработать после 18.00, то это вообще не возможно, бюро пропусков закрыто и заводить посторонних в здание категорически нельзя.

Но самое главное – у нас же политика гласности. У нас даже для кураторов Управления «М» ФСБ дополнительный кабинет выделили помимо кабинета АПСника, и для Генпрокуратуры свободный доступ. Все это делается для гласности, то есть если какие-то криминальные вопросы или не служебные –  никто не поведет людей в кабинет, но просто зачем эта процедура – ни у кого нет понимания. Периодически отдел кадров устраивает утром облавы на входе для опоздавших на работу, лучше б они также контролировали окончание рабочего дня, который у многих оперов заканчивается не в 18.00, как у аналитиков, а обычно в 20.00-21.00, а иногда далеко за полночь. Постоянно нас в форме задействуют для охраны общественного порядка на митингах, праздничных мероприятиях Москвы и дежурствах в Московском метрополитене.

Дальше. До маразма доходит. Перед любыми праздниками или выходными расписываемся в противопожарных инструктажах, готовим ведомости. Начальников низшего звена заставляют вести журналы индивидуально-воспитательной работы, которые по своим объемам уже превосходят дела оперативного учета. Перед каждым корпоративом или мероприятием – пишем рапорта, что обязуемся не напиваться, соблюдать общественный порядок… Зачем? Это и так очевидно и понятно, какая польза от этих бумажек. На выходные выезжать за Московскую область нельзя без рапорта, утвержденного заместителем начальника главного управления, чем это регламентируется непонятно. Раз в полгода потом сверяют наличие рапортов с базами по приобретению авиа- и жд-билетов.

Идем дальше, что по поводу машин, использования автотранспорта. По правилам, сотрудник обязан сообщить, на какой машине, когда и где он передвигался. Взял каршерг – сообщи! Вдруг и на нем совершил превышение скорости или запарковался не так. О какой оперативной работе может идти речь? полное документирование всех шагов – к чему это ведет? Просто к нежеланию работать, потому что в бюрократии большая часть времени уходит на оформление, а не на само проведение ОРМ. Все наверно удивятся, но на служебные авто МВД тоже периодически приходят штрафы и их приходится оплачивать сотрудникам из своего кармана, да еще и отчитываться за эти нарушения, даже если они были служебной необходимостью. И не дай бог служебную машину эвакуируют за неправильную парковку, да и такое бывает. Пару раз в месяц проводят занятия и читают лекции о соблюдении ПДД, приказов МВД, норм и правил поведения в быту, вместо этого лучше бы приглашали ветеранов делиться опытом и рассматривали вопросы совершенствования современной преступности и вырабатывали бы методы борьбы с ней.

По поводу судебных постановлений, после дела Голунова, после этого скандала, если раньше опер привозил постановление на проведение оперативно-технических мероприятий, проведение прослушки, снятия информаци с технических каналов связи в суд, ты мог приехать спокойно и для получения судебной санкции, то теперь только со специальной сумкой, на спецмашине, с табельным оружием. Это все настолько затягивается. Ладно, когда идет разработка и тебе позволяет время, а когда необходимо это все провести срочно, то это просто все становится нереально выполнить и желание пропадает работать, всю забюрократизировано. 

Еще проблема – командировки сокращают по регионам. Если раньше ездили знакомиться и общаться на местах и проводить ОРМ, то сейчас идет отрыв с регионами, командировки просто ограничены, в среднем одна на опера в год, наверное, экономят средства. Но отсутствие контактов с регионами, дает отрицательные результаты, мы перестаем владеть информацией в регионах. Потому что много информации в отношении глав регионов, их заместителей и других чиновников можно получить только на местах. Только на Кавказ постоянно ездим отсиживаться, минимум по 40 дней, работа там практически никакая не ведется, но быть там нужно, это тренд такой.

Криминализированные заповедники

Колокольцев понятно отстраняется, ему все равно на эту работу. У нас что, в стране проблем мало? Коррупция среди чиновников процветает, на выборы баллотируются сомнительные личности, мусорный и похоронный бизнес криминализирован, повсюду идет варварское уничтожение биоресурсов и леса, незаконная добыча полезных ископаемых, хищения денег в Газпроме, Роснано, РЖД зашкаливают, Москву каждый год закатыват в новую плитку и кладут гранитные бордюры. В сторону некоторых вообще смотреть даже запрещено, как и произносить их в слух, это группа компаний «Ташир» (в СМИ есть инфа о доле там сына Колокольцева), это Год Нисанов и Зарах Илиев со своими рынками-преемниками печально известного Черкизона — Садовод, Москва и Фудсити, самыми криминализированными заповедниками, где процветает незаконная миграция, контрафакт, контрабанда, ежедневно оборачиваются миллиарды черной бесконтрольной наличности. Это крупные торговые сети ритейла, поставляющие наличность на обнальные площадки. Таких примеров можно привести массу.

Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— глава администрации президента Антон Вайно
— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— генпрокурор Юрий Чайка
— директор ФСБ Александр Бортников
— глава МВД Владимир Колокольцев
— председатель Верховного суда 
Вячеслав Лебедев

Беспокоится только Ваничкин (прим.ред.: Михаил Ваничкин — заместитель Министра внутренних дел), он начинает всегда бодрить всех на совещаниях: «Ребята, вы когда будете давать результаты? В чем работа, где времена Сугробова, где качество, которое необходимо по вашим направлениям?».Естественно, на это негативно реагирует Курносенко, но что он может сделать? Организовать работу его подчиненные руководители не могут, потому что, повторюсь, большинство из них никогда не работали в БЭП и не понимают, что такое ОРД.

В итоге, из-за большой бюрократии, из-за того, что связаны руки, плохого морального климата — большая текучка кадров, уходят профессионалы, опера просто «обмельчали», фактически никто не работает и не умеет работать.

Серьезная проблема с отсутствием оперативно-розыскной работы в кредитно-финансовой сфере, у нас, что мало банков которые раздувают пузыри-отчетности и, кинув вкладчиков, выводят деньги в офшоры? Периодически возбуждаются уголовные дела по похищенным в госбанках кредитам, но если детально разобрать, как этот кредит выдавался, как проверялись залоги и платежеспособность организации, — становится ясно, что с помощью руководства банка, и не за красивые глаза, а минимум за 10% отката, хоть одного сотрудника банка за это посадили? Нет. В ГУЭБиПК фактически остались единицы специалистов по ценным бумагам, облигациям, фондовому рынку и они понимают реальную работу.

Курс на спокойствие

Как зарабатывают опера? Практически никак, единицы из них на посредничестве при решении проблем где-то в регионах, в Москве и области. 

Люди все бегут работать на землю, в Москве и округах,  можно хоть как-то заработать, на федеральном уровне – невозможно. В руках руководства главка возможности политических и финансовых интриг, поэтому у них все хорошо. Обычные опера просто выживают. 

На материалах уже никто не зарабатывает. Когда-то давно была такая возможность, сейчас – нет, ГУСБ, ФСБ, прокуратура полностью контролируют все материалы, владеют полностью ситуацией как на стадии получения информации, так и на протяжении всей разработки, вплоть до конечной реализации. Нет никакой мотивации работать в подразделениях, даже до таких мелочей доходит, как награды и премии: казалось бы, если нет ресурсов, нет финансового обеспечения достойного, то хотя бы наградами, поощрениями, званиями стимулировать сотрудников. Например, наградное оружие получил заместитель начальника управления организации проверочных мероприятий, который курирует дежурную часть и хозяйственную линию, на это все опера смотрят и смеются, всем интересно, что ему в представлении на оружие написали. И получается, что награды у аналитиков и кадровиков, а опера идут по остаточному принципу.

В отпуск уйти тоже не так просто, графики не соблюдаются, отпускают как правило на 30 суток и все, а у нас есть еще отпуска за выслугу лет и сложность и напряженность, в итоге они просто сгорают. Вот весь ответ о качестве оперативно-розыскной деятельности в ГУЭБиПК. Все озвученные вопросы сотрудники боятся обсуждать, так как будут сразу уволены, а местами своими многие дорожат, так как получают неплохую по меркам МВД зарплату 80-90 тыс рублей в месяц.

Итожим политику руководства: зачем нам куда-то лезть, куда-нибудь полезем в серьезное, — везде элиты, группы, влиятельные чиновники, большие деньги, через ФСБ, прокуратуру, следственный комитет нам настучат по голове. Спокойно работаем – чем дольше в должности, тем ближе пенсия (благо она больше чем на земле). Меньше врагов, больше друзей, тихо и спокойно.

Сообщить о коррупции в МВД или других правоохранительных органах можно на специальном разделе сайта ПАСМИ.

Материалы

10.05.2016

Выводу денег за границу изменили меру пресечения

Фигуранты громкого расследования отпущены из-под домашнего ареста.

03.04.2014

В деле Веры Трифоновой появилась провокация оперативников ДЭБа

Экс-депутат Магаданской областной думы Георгий Шамирян заявил в ФСБ на полицейских, которые, по его мнению, сфабриковали дело против него самого и умершей в СИЗО предпринимательницы.

01.04.2014

Сенатор Коровников обвинил оперативников ГУЭБиПК в провокации взятки

Представитель в Совете Федерации от Новгородской области считает, что он пострадал от борцов с коррупцией, на которых следователи недавно завели уголовное дело.

31.03.2014

Борцов с коррупцией записывают в оргпреступность

В деле ГУЭБиПК появились новые фигуранты и эпизоды.

28.03.2014

Урлашов просит главу СКР привлечь к делу о взятке экс-сотрудника МВД

Экс-мэр Ярославля хочет убедить Александра Бастрыкина в том, что за делом о взятке стоит экс-замглавы ГУЭБиПК Борис Колесников, который уже находится под следствием.

20.03.2014

«Эндээсники»

В России действуют десятки группировок, специализирующихся на хищении налогов. Ущерб от их деятельности может составлять сотни миллиардов рублей.

13.03.2014

Полиция взялась за трубы

Задержан совладелец ЧТПЗ Андрей Комаров за попытку подкупа в $300 тыс.

24.02.2014

Генерал Сугробов пострадал из-за провокации на получение взятки

Отставка руководителя ГУЭБиПК МВД генерала Дениса Сугробова связана с коррупционным скандалом в его подразделении.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года — Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России). В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Нынешний начальник ГУЭБиПК МВД России — генерал-майор полиции Андрей Курносенко.

Основная информация[править]

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

История[править]

Создано данное подразделение 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. В принятом положении об ОБХСС, в частности, говорилось, что он создается для «обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, а также для борьбы со спекуляцией». Названия в разные годы — БХСС, ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ.

В феврале 1992 года в составе МВД России учредили Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), позже переименованное в ГУБЭП — Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями. В июне 2001 года оно вошло в состав Службы криминальной милиции МВД России, а через два года в структуре министерства начала действовать Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. В результате административной реформы она стала Департаментом экономической безопасности[1]. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Как центральный аппарат курирует УБЭП (управления по борьбе с экономическими преступлениями) и УНП (управления по налоговым преступлениям), структурно входящие в региональные органы внутренних дел.

Примечания[править]

  1. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции

Ссылки[править]

  • ГУЭБиПК на сайте МВД России

Одним из ключевых аппаратных аспектов реформы МВД стала реорганизация, пожалуй, самого влиятельного подразделения министерства – Департамента экономической безопасности (ДЭБ). Он преобразован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД, что официально связано с общим переименованием структурных подразделений – ведущие департаменты стали главными управлениями. Однако реорганизация не свелась к переименованию – нынешним летом было смещено все руководство теперь уже бывшего ДЭБ.

Предшественником Департамента экономической безопасности МВД России был отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), созданный 16 марта 1937 года в еще составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. Структуры ОБХСС просуществовали до распада СССР. В феврале 1992 года в составе МВД России было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), которое спустя пять лет было переименовано в ГУБЭП. В июне 2001 года оно вошло в состав Службы криминальной милиции МВД России, а через два года – в состав Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД. В результате административной реформы ГУБЭП в 2005 году было преобразовано в ДЭБ.

По утверждению «Новой газеты», ДЭБ «был фактически неподконтрольным подразделением» в структуре МВД. Он являлся одним из центров межведомственных групп влияния, в которые, по мнению издания, входили не только сотрудники ДЭБ МВД, но и сотрудники Следственного комитета при МВД, а также офицеры управления «К» (финансовый контроль) и управления «М» (курирующее деятельность МВД, прокуратуры и судов) ДЭБ ФСБ России. «Роль ДЭБ МВД в этих отношениях переоценить трудно — они главные исполнители» — резюмировала «Новая газета».

Ключевое подразделение

По состоянию на начало 2011 года руководящее звено ДЭБ МВД выглядело следующим образом. Начальником департамента был генерал Юрий Шалаков, сменивший на этом посту генерала Евгения Школова, который возглавлял ДЭБ в 2006-2007 годах. Заместителями начальника являлись генералы Андрей Хорев (первый заместитель), Александр Назаров, Юрий Попугаев и полковник Алексей Шишко.

В свою очередь, Школов сменил во главе ДЭБ генерала Сергея Мещерякова (руководил ДЭБ в 2005-2006 годах), который вступил в конфликт с другим влиятельным руководителем МВД, заместителем министра Андреем Новиковым. Мещеряков и Новиков считались участниками различных неформальных групп «питерских силовиков» (первый, по данным СМИ, ориентировался на Игоря Сечина, второй – на руководителя Службы безопасности президента Виктора Золотова). В результате конфликта в 2006 году оба генерала потеряли свои посты. Новиков возглавил Антитеррористический центр СНГ. Мещеряков стал начальником Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПТ) – формально он не проиграл, но уход из ДЭБ предшествовал завершению его карьеры в МВД.

В 2008 году ДБОПТ был расформирован, а Мещеряков не получил нового назначения. Более того, часть функций ДБОПТ (по борьбе с организованной экономической преступностью и коррупцией) была передана ДЭБ, причем, по данным агентства «Росбалт», сотрудников, ушедших вслед за Мещеряковым в ДБОПТ, обратно не принимали. Тогда в структуру ДЭБ вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики). Отставке Мещерякова предшествовал громкий скандал — в июне 2008 года оперативники ФСБ задержали заместителя начальника 7-го отдела 10-го оперативно-розыскного бюро (ОРБ) ДБОПиТ Дмитрий Целяков и оперуполномоченного по особо важным делам 4-го отдела 8-го ОРБ ДЭБ Александр Носенко по обвинению получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, офицеры «за общее покровительство» вымогали у бизнесмена Петра Чувилина 1,5 млн евро. Впрочем, в окончательной редакции милиционерам инкриминировали только статью 159 УК РФ (мошенничество). По версии следствия, сотрудники МВД РФ вымогали деньги, не имея реальной возможности повлиять на ход расследования дела. В 2010 году Целяков и Носенко были признаны виновными и приговорены к шести и пяти с половиной годам лишения свободы.

Что касается Школова, то он был личным выдвиженцем Владимира Путина – они вместе служили в КГБ и работали в ГДР. Таким образом, тогдашний президент решил взять ситуацию в ДЭБ под свой контроль. После ухода из разведки, Школов вернулся в Ивановскую область (где ранее получил высшее инженерное образование и работал до прихода в КГБ), возглавлял отдел внешнеэкономических связей администрации года Иванова, был директором-координатором Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области. После избрания Путин президентом России Школов стал главным федеральным инспектором в Ивановской области, а в 2002 году был переведен в Москву на должность помощника руководителя администрации президента. После 2005 года его карьера развивалась стремительно: вице-президент «Транснефти», директор ДЭБ, с ноября 2007 года – заместитель министра внутренних дел, курировавшим, в частности, и ДЭБ.

В свою очередь, Шалаков в 2007-2008 годах был первым заместителем начальника ДЭБ, а в феврале 2008 года возглавил департамент. В СМИ была выдвинута версия, что он являлся выдвиженцем Виктора Черкесова, так как пришел в МВД из ФСНП, которую тогда возглавлял Черкесов. Однако не менее интересно, что Шалаков возглавлял управление ФСНП по Ивановской области и, следовательно, был неплохо знаком с главным федеральным инспектором Школовым. Поэтому более вероятна версия, что он был протеже именно замминистра.

Впрочем, влияние Шалакова в департаменте считалось ограниченным. Влияние двух его заместителей — генералов Хорева и Назарова — было не меньшим, чем начальника. По данным «Новой газеты», в ДЭБ, «по сообщениям оперативных справок, зоны влияния делили» именно эти два зама. Дела, связанные с незаконными банковскими операциями, курировал именно Хорев, а согласно оперативным справкам 2010 года, только в Москве ущерб от незаконных банковских операций составлял около 5 млрд рублей в день – таким образом, «цена вопроса» была крайне велика. «ДЭБ в последние годы штормило, непримиримая вражда между кланами Хорева и Назарова привела к отсутствию как таковой системной работы в департаменте, — прокомментировал ситуацию «РБК daily» руководитель центра «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко.

Поэтому когда в нынешнем году началась «перетряска» всего центрального аппарата МВД, то было ясно, что отставка Шалакова при сохранении на своих постах влиятельных заместителей лишь частично изменит реальную расстановку сил в ДЭБ. Похоже, что решение готовилось долго и непросто принималось на уровне Кремля. Тем более, что речь шла не только о решении кадровых вопросах, но и о новой организационной структуре. По данным «Коммерсанта», Школов и Шалаков до последнего пытались отстоять кадровый костяк ДЭБ при реформировании его в главное управление. До реорганизации департамент насчитывал 1061 сотрудников, поначалу его предполагалось сократить до 650 человек, но вскоре эта цифра прежде всего усилиями Школова и Шалакова была скорректирована до 720. Если учесть, что значительная часть должностей была вакантной – на момент реорганизации в ДЭБ фактически работали 822 сотрудника – то прежнее руководство хотело отделаться «малой кровью».

В конце апреля должности заместителя главы ДЭБ лишился Юрий Попугаев. Представляется, что особых претензий к нему не было – в августе ему присвоено звание генерал-майора полиции. Но отставка Попугаева стала первым – возможно, «пробным» — шагом по замене руководства ДЭБ.

В июне Дмитрий Медведев уволил Школова с поста заместителя министра (в числе трех других замов Рашида Нургалиева). Как только Школов лишился поста замминистра, штатное расписание нового главка опять было сокращено — до 645 сотрудников. Новым куратором структуры по борьбе с экономической преступностью стал Игорь Алешин, бывший до назначения заместителем министра главой башкирских органов внутренних дел (в этом качестве он занимался ограничением влияния тогдашнего башкирского президента Муртазы Рахимова на силовые органы). В 2006-2008 году Алешин был министром внутренних дел Карелии, также в непростой ситуации – после громкого конфликта в Кондопоге.

Судьба Шалакова также была решена – в конце июня главой ГУЭБиПК был назначен 34-летний генерал Денис Сугробов, которого ранее номинировали на должность заместителя начальника этой структуры. При этом первоначально основным кандидатом на должность руководителя ГУЭБиПК был Хорев. Однако вокруг его персоны (и, в существенно меньшей степени, вокруг фигуры Назарова) развернулись, пожалуй, самые жесткие «бои» за все время реформирования МВД.

Череда увольнений

По данным СМИ, Хорев даже не прошел аттестацию, что в СМИ связывали с целой серией скандалов. «Коммерсант» приводит целый ряд таких историй.

В 2009 году оперативники 7-го (так называемого банковского) оперативно-разыскного бюро (ОРБ), курировавшегося Хоревым, оказались участниками скандала, связанного с председателем правления ОАО «Москонверспром» Валерием Морозовым. Предприниматель, компания которого участвовала в реконструкции объектов Олимпиады в Сочи, обратился в правоохранительные органы после того, как чиновники управделами президента России (УДП) стали требовать у него многомиллионные откаты за участие в контрактах. Вымогателей решили взять с поличным. Морозов передал сотрудникам ОРБ 15 млн руб. «на проведение оперативного эксперимента», а именно для дачи контролируемой взятки замначальника главного управления капитального строительства УДП Владимиру Лещевскому. Деньги тот забрал, однако аудио- и видеозаписи передачи средств были уничтожены. Произошло это якобы потому, что правоохранители вовремя не обратились в ГУВД Москвы, где их хранили. В результате дело на Лещевского СКР возбудил только в прошлом году, когда о скандале с откатами рассказали российские и иностранные СМИ.

В феврале 2011 года сотрудники СКР задержали и обвинили в мошенничестве на $200 тыс., связанном с обещанием прекратить уголовное преследование за махинации с НДС, сотрудников 5-го отдела 7-го ОРБ — подполковника Алексея Ширшикова и майора Михаила Новикова. Вскоре после их ареста от должности был отстранен, а потом и уволен их непосредственный руководитель Дамир Фейзуллин. Он считался в ведомстве доверенным лицом Хорева.

Следующий скандал случился в апреле, когда руководство ФНС обжаловало в Генпрокуратуре обыски, проведенные в московском управлении ведомства и инспекции № 28 и совершенные в рамках эпизода дела, возбужденного СКР по факту покушения на мошенничество: одна из компаний пыталась получить возврат НДС почти на 2 млрд руб. Правда, уже на следующий день выяснилось, что соискатель НДС никак не мог получить деньги, поскольку ему было официально отказано еще в марте. Зато оказалось, что еще с осени прошлого года ФНС безуспешно обращалась в 5-й отдел 7-го ОРБ, добиваясь проверки и возбуждения дела на бывшего руководителя инспекции № 28 Ольгу Степанову, которая, как считают в ведомстве, за два года необоснованно возместила НДС восьми компаниям на 4,4 млрд руб. В итоге в апреле с должности был снят начальник 7-го ОРБ полковник Владимир Скворцов, давний соратник генерала Хорева.

Однако ближайшим поводом для увольнения Хорева стал второстепенный вопрос. Заместитель председателя комитета по обороне Госдумы Михаил Бабич обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться в порядке предоставления статусов ветеранов боевых действий генералу Андрею Хореву и руководителю управления МВД РФ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите (УОГЗ), полковнику Виталию Белинскому. В письме депутата утверждалось, что 31 июля 2008 года эти офицеры всего один день находились в Чечне, куда были направлены в служебную командировку для участия в совещании по вопросам обеспечения целевого расходования бюджетных средств. Но затем, утверждал Бабич, «путем фальсификации служебных документов» срок командировки им на бумаге был увеличен до 45 суток, хотя в реальности офицеры Хорев и Белинский сразу после совещания вернулись в Москву. Между тем Хорев и Белинский после командировки были награждены нагрудными знаками «Участник боевых действий» и получили все соответствующие льготы.

Генпрокуратура внесла в адрес Нургалиева представление о выявленных фактах необоснованного присвоения сотрудникам центрального аппарата министерства подобных статусов. На фоне скандала с Хоревым фигура Белинского оказалась на заднем плане, хотя он также являлся весьма влиятельной персоной, имевшей прямое отношение к ДЭБ. Он работал начальником отдела ДЭБ, начальником центра обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности МВД, начальником управления межведомственного взаимодействия и по связям с общественностью ДЭБ. В УОГЗ он перешел в 2010 году.

Также пост заместителя начальника ДЭБ покинул Назаров, курировавший ОРБ-3, занимавшееся антикоррупционной проблематикой (он возглавлял его в 2008-2010 годах до назначения замом). Вопрос с последним заместителем руководителя ДЭБ – отвечавшим за аналитику Алексеем Шишко – решался дольше; в СМИ появилась информация, что он может сохранить свой пост. Однако в конце августа и он был освобожден от занимаемой должности.

Новое руководство

Денис Сугробов до назначения главой ГУЭБиПК возглавлял 10-е оперативно-разыскное бюро (ОРБ) министерства, занимающееся борьбой с экономическими основами организованной преступности. Это ОРБ, по некоторым данным, не входило в сферу влияния ни Хорева, ни Назарова. Кандидат юридических наук (тема диссертации: «Суд как субъект уголовно-процессуальных правоотношений»). К своим 34 годам он успел поработать в РООП по Северному округу Москвы, Центральном РУБОП, главном управлении МВД по ЦФО (которое в 2008-2011 годах возглавлял однокурсник Медведева Валерий Кожокарь, в прошлом месяце ставший заместителем министра внутренних дел, отвечающим за следствие).

В прошлом году Сугробов руководил операцией «Южный поток», в результате которой была раскрыта крупнейшая за последние годы организованная преступная группировка фальшивомонетчиков. Каждый месяц участники банды изготавливали поддельные купюры более чем на 50 миллионов рублей. На назначении Сугробова сказалось, в том числе, и личное участие генерала в расследовании целого ряда других громких уголовных дел, привлекших внимание руководства страны. Среди них — дела о коррупционных сделках при закупках РФ дорогостоящего медицинского оборудования, в частности томографов. Сугробов лично участвовал в разработке и задержаниях начальника департамента контрольного управления президента РФ Андрея Воронина, начальника главного медицинского управления Минобороны генерал-майора Александра Белевитина и директора ФГУП «Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Вадима Можаева. Кроме того, по данным источников «Коммерсанта» в ведомстве, подчиненные генерала Сугробова поучаствовали и в расследовании нескольких коррупционных дел, в которых фигурировали сотрудники МВД.

В новой структуре ГУЭБиПК вместо пронумерованных оперативно-разыскных бюро, входивших в состав ДЭБ, появятся семь специализированных буквенных управлений. Борьбой с коррупцией займется управление «К», экономическими преступлениями в сферах машиностроения и металлургии — «М», оргпреступностью экономической направленности — «О», с бюджетной сферой разберется управление «Б», в сфере финансовой деятельности и банкротства будет работать управление «Ф», преступность в ТЭК и «химии» — сфера компетенции сотрудников оперуправления «Е», сферы сельского хозяйства, водных биоресурсов, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ станут прерогативой управления «П». Еще два управления — организационное и информационно-сопроводительное.

Управление «К» поделено на шесть оперативных отделов, самый большой из которых станет бороться со взятками в федеральных органах исполнительной власти. Остальные будут специализироваться на органах муниципальной власти, госкорпорациях, бюджетных фондах, общественных организациях и сфере антимонопольного законодательства.

Всего у Сугробова будет шесть заместителей – на двух больше, чем у Шалакова. Первым заместителем Сугробова был назначен полковник Виталий Скворцов (не путать с сотрудником Хорева Владимиром Скворцовым). Он ранее не служил в ДЭБ, но имеет большой опыт работы в МВД, был начальником ОРБ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в составе Главного управления по борьбе с организованной преступностью (еще до прихода туда Мещерякова). В последнее время работал в администрации президента, которая становится источником комплектования руководящего состава МВД – выходцами из нее являются два заместителя министра, Сергей Булавин и Сергей Герасимов, назначенные в 2010 году, еще в начале реформы.

Два заместителя Сугробова, полковники Андрей Здор и Олег Говрас – ранее работали в Омской области, как и целый ряд генералов МВД. Среди «омичей» — заместители министра Игорь Алешин и Александр Смирный, помощник министра Виктор Камерцель (в течение многих лет возглавлявший Омское УВД и переведенный в Москву в прошлом году), ряд руководителей регионального уровня. Однако говорить о единой омской команде не представляется возможным – интересы полицейских, ранее работавших в этом регионе, могут быть различными.

Обращает на себя внимание, что Олег Говрас входит в «ближний круг» Алешина, курирующего ГУЭБиПК. До 2000 года служил в Казахстане, затем в течение шести лет занимал руководящие должности в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями УВД Омской области под началом Алешина, являвшегося начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД, а затем первым заместителем начальника УВД. Когда в декабре 2006 года Алешин был назначен министром внутренних дел Карелии, то Говрас уже в январе следующего года возглавил там управление по борьбе с экономическими преступлениями республиканского МВД. В 2008 году Говрас был повышен в должности до карельского замминистра. В том же году Алешин был переведен на министерскую должность в Башкирию, и Говрас вновь последовал за ним – в качестве заместителя начальника криминальной милиции.

Характерно, что «алешинские» кадры активно продвигаются на ключевые посты в ГУЭБиПК. Так, по данным газеты «Коммерсант-Уфа», начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Башкирии Юрий Черницев возглавил управление «К», а руководитель башкирского управления по налоговым преступлениям Олег Коровицкий — управления «П» ГУЭБиПК. Еще раньше они работали под началом Алешина в Карелии – как и Говрас.

Андрей Здор начинал свою работу с должности милиционера группы обеспечения ОВД Куйбышевского райисполкома Омска, потом служил на различных должностях в подразделениях по борьбе с экономической преступностью УВД по Омской области. По данным омского издания «Коммерческие вести», он не сработался с генералом Камерцелем и в 2007 году переехал в Смоленск, вслед за первым заместителем начальника омского УВД Юрием Стерликовым, назначенным начальником УВД Смоленской области – Здор стал заместителем начальника криминальной милиции в этом регионе. Через некоторое время он был повышен в должности, заняв пост заместителя Стерликова по вопросам экономической безопасности. В 2010 году Стерликов возглавил УВД Самарской области – и Здор вскоре был вновь назначен его заместителем (на этот раз начальником штаба УВД). Таким образом, у Говраса и Здора в последние годы были разные патроны – соответственно, Алешин и Стерликов. Но обращает на себя внимание тот факт, что в Омске они одновременно работали в одном подразделении, профильном для их нынешней сферы деятельности, причем под началом Алешина.

Еще одним заместителем Сугробова стал полковник Юрий Губин, работавший в системе БХСС еще с 1988 года. С 2003 года он был начальником ОРБ по экономическим и налоговым преступлениям в Главном управлении МВД России по Сибирскому федеральному округу, а затем стал начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями в ГУВД Новосибирской области.

Таким образом, основой команды Сугробова стали офицеры, назначенные на свои посты с подачи заместителя министра Алешина. Видимо, это связано как со статусом куратора ГУЭБиПК, так и с тем, что Сугробов, только недавно произведенный в генералы, не обладает собственной клиентелой, участники которой могли бы занять руководящие должности. В то же время «омичи» независимы от прежнего начальства ДЭБ, что устраивает политическое руководство страны, которое, насколько можно судить, и принимало принципиальное решение о полной замене руководства структуры МВД, противостоящей экономической преступности.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

  • В системе охраны Белого дома выявлены серьезные бреши
  • В Астане прошел российско-казахстанский бизнес-форум
  • Работа для студента: с чего начинается поиск?
  • Недорогие грунтовые металлоискатели для студентов и частных поисковиков
  • У министра связи Николая Никифорова швейцарские часы

источник: http://www.politcom.ru/article.php?id=12546

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таро уэйта эксклюзив 78 карт инструкция
  • Трависил таблетки инструкция по применению цена отзывы
  • Конструирование в autodesk inventor полное руководство torrent
  • Камин электрический своими руками пошаговая инструкция фото
  • Мануал по сигнализации tomahawk