Действия при стрельбе в школе инструкция

20 сентября 18-летний Тимур Бекмансуров взял охотничье ружье и патроны и направился в Пермский государственный университет, чтобы убить как можно больше людей и совершить суицид. О своих намерениях он рассказал в своем манифесте, который опубликовал в социальных сетях непосредственно перед нападением.

В результате стрельбы погибли шесть человек, еще 28 человек пострадали, 19 из них получили огнестрельные ранения.

Студенты и преподаватели баррикадировались в аудиториях, некоторые в панике выпрыгивали из окон. Ситуацию усугубило то, что в университете не сработала тревожная сигнализация, а по радио не было сделано никаких объявлений.

Как вести себя в такой ситуации? Многих людей охватывает паника, и они совершают необдуманные поступки, которые могут стоить им жизни. Рассказываем о том, что нужно делать, если в школе или вузе начали стрелять, и какие правила нужно соблюдать, чтобы спасти свою жизнь.

Не паникуйте

Если вы услышали стрельбу и крики, постарайтесь не паниковать. От ваших дальнейших действий будет зависеть ваша жизнь и, возможно, жизнь людей вокруг вас.

Заприте двери

Если вы находитесь в классе или аудитории, заприте дверь на ключ изнутри и забаррикадируйте ее мебелью (то же следует сделать, если дверь не закрывается на ключ). Отойдите вглубь комнаты и лягте на пол, за парты. Есть шанс, что стрелок просто уйдет, если дверь будет заперта. Главное – не выдавайте себя.

Не выпрыгивайте из окон

Если кабинет находится на втором этаже и выше, не нужно выпрыгивать из окон. Неудачное падение может стоить вам жизни. Если кабинет находится на первом этаже, стоит попробовать сбежать через окно.

Найдите укрытие

Спрячьтесь за шкафы, столы или парты. Если есть возможность, закройтесь в лаборантской (комнате, примыкающей к кабинету). Отойдите от окон и держитесь как можно ниже к полу – так вы будете в большей безопасности в случае беспорядочного огня.

Отключите телефоны

Выключите звук на телефоне, отключите вибросигнал. Если стрелок далеко, вызовите службу спасения. Не стоит снимать происходящее на камеру.

Не привлекайте к себе внимание

Если во время нападения вы оказались вне класса (в коридоре или холле) один, как можно скорее найдите себе укрытие. Ведите себя как можно тише, не привлекайте к себе внимание и выключите мобильный телефон. Не выходите из укрытия, пока вас не обнаружит служба спасения.

Ложитесь

Если стрелок беспорядочно стреляет по людям, падайте на пол. Оцените свои шансы. Если выход рядом, держите нападающего в поле зрения и ползите к двери. Если внимание стрелка сосредоточено на чем-то другом, постарайтесь пригнувшись выбежать из помещения и найти укрытие. Другой способ спастись – притвориться мертвым.

Бегите не по прямой

Если придется убегать от стрелка, бегите, петляя. Не каждый стрелок сможет попасть по движущейся цели.

Не геройствуйте

Если стрелок захватил класс, не пытайтесь вступить с ним в переговоры, не смотрите ему в глаза и не провоцируйте его. Помните – перед вами опасный человек, лишенный чувства здравого смысла. Не пытайтесь сбежать, постарайтесь не шуметь и ничем не выделяться. Следуйте указаниям стрелка. Не бросайтесь на помощь другим и не покидайте укрытие.

Действуйте в случае крайней необходимости

Если вы понимаете, что можете стать следующей жертвой стрелка, обороняйтесь. Помните, что это – самый крайний случай. Спокойно заговорите с нападающим и резко атакуйте его. Действуйте агрессивно и не останавливайтесь, если начали сопротивляться.

Помните, что эти правила могут спасти вам жизнь в случае нападения. Продумайте свои действия в кризисной ситуации и вспомните правила оказания первой помощи и поведения при пожаре.

И главное – любую проблему лучше предотвратить. Если вы услышали о планах знакомого или друга устроить стрельбу или взрыв в школе или любом другом месте, сообщите об этом в полицию.

За каждым случаем шутинга в школе следует шквал публикаций о глубинных причинах таких поступков, о психологии подростков, школьных конфликтах и охране и так далее. В этом потоке сложно вычленить простые и понятные инструкции, которые могут стать руководством к действию в критической ситуации. Мы поговорили с экспертами по безопасности и собрали несколько правил.

В школе выстрелы: как вести себя ученику и учителю?

Основные правила поведения в случае шутинга для школьников и учителей достаточно просты. Нужно постараться избежать двух главных ошибок: паники и недооценки ситуации. Время работает не в пользу детей и педагога, и чем быстрее отреагировать, тем выше шансы эвакуироваться в безопасное место. Лучше проявить излишнюю осторожность, чем рисковать жизнью.

Вот как их формулирует алгоритм действий психолог Ольга Бочкова, руководитель собственной «Академии безопасности»: 

1.Слушать педагога, если его инструкции не противоречат здравому смыслу (например, он говорит, что все это шутка, продолжаем урок)

2.При эвакуации оповестить всех, кого возможно (не замедляя свою эвакуацию).

3.Постараться связаться со службой спасения по номеру 112, сообщить, что в школе стрельба. Важно сделать этот звонок, так как нет гарантии, что кто-то другой уже сообщил (этот совет также подходит для учителей).

4.Не геройствовать и не предпринимать активные действия, которые идут вразрез общим инструкциям.

5.Не пытаться вступить в контакт со стрелком, даже если это человек, которого ты знаешь. Подробно об этом рассказывает книга «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем». В ней описана история, когда стрелок приходит в школу, и очень показателен момент, когда ученик, который был в тесном контакте со стрелком, пытается с ним вести переговоры, и это заканчивается плачевно, несмотря на то, что у них были продолжительные хорошие отношения в прошлом.  

А как вести себя педагогу, если в школе появился стрелок?

1. Нужно организовать и успокоить детей, самим не поддаваться панике. Четкие, уверенные действия педагога сами по себе будут давать детям ощущение спокойствия.

2. При наличии открытых путей эвакуации, немедленно вывести детей, если они не попадают при этом под перекрестный огонь и поле зрения стрелка.

3. Если пути к отходу неясны, забаррикадироваться, спокойно и твердо дать детям команду выключить телефоны. Важно объяснить, что даже вибрации не должно быть слышно. Контролировать, кто из детей где находится в помещении и в каком состоянии. 

4. Не вступать в переговоры со стрелком. Нападающий настроен поразить как можно больше жертв, которые находятся в легком доступе, и вступать в переговоры он не будет, и выход к нему на разговор приведет к тому, что педагог сам пострадает или погибнет и подставит детей. 

Схожие рекомендации содержатся и в материале портала «Российский учебник». Помимо инструкций на случай стрельбы, там есть и советы о том, как говорить с детьми о терроризме и опасностях. 

Важно не заразить детей паникой и страхом. Детям, как и взрослым, важно знать, что зло существует, но вовсе не оно владеет этим миром. Стоит напоминать, что террористов очень мало, обычных и вполне добрых людей гораздо больше. 

Можно привести аналогию с ДТП – аварии происходят постоянно, в них гибнет больше людей, чем в терактах, но все продолжают ездить. Лучший способ снизить риск – соблюдать простые и понятные правила и заботиться о собственной безопасности.

Издание напоминает и о том, как важно помогать оказавшимся рядом людям, в том числе психологически. В критической ситуации это знание запустит механизм «я сильнее, я справлюсь» и поможет справиться с собственными страхами.

Правильные инструкции могут не сработать: почему?

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

«Есть три типа реакции на опасность – бей, беги и замри. Нужно хорошо знать себя, проверить в близкой к реальности ситуации и учиться владеть собой, чтобы останавливать автоматическую реакцию и выбирать оптимальную стратегию», – говорит Алексей Ширшов, основатель «Натуральной школы», который начал разрабатывать и проводить тренинги безопасности для детей в 2015 году.

Современное детство, говорит педагог, огорожено от физических опасностей и дискомфорта со всех сторон. Среда детских площадок, детских центров, школ, детсадов стерильна. У многих детей нет даже опыта соприкосновения с горячими предметами или холодной водой, попавшей внутрь сапога. И нет опыта собственного действия, созидательного или разрушительного, – неважно. Нет фундамента, на котором можно строить разговор об опасности и тренировку действия. Слова из учебника ОБЖ – пустые.

Ширшов считает бесполезными любые инструкции, не подкрепленные телесным опытом действий в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Причем сначала необходимо дать возможность действовать по наитию, чтобы выявить базовую, автоматическую реакцию на опасность, а потом уже тренировать действие по инструкции, в которой заложена оценка ситуации и выбор адекватного ей варианта реагирования.

Чтобы педагоги не теряли голову и четко действовали во время нападения, считает он, их нужно свозить на стрельбище, дать возможность послушать выстрелы. Отвезти в тир и разрешить услышать, как звучат выстрелы в помещении без наушников. К сожалению, инструкциями МВД это запрещено. Педагоги должны пострелять сами и иметь опыт хоть какого-то действия в ситуации стрельбы, например, шумовыми и светошумовыми патронами, считает Ширшов.

Что же касается детей, то, по мнению Алексея Ширшова, работать надо с конкретными детьми в конкретном классе и школе, с учетом их психологии. И это должна быть система подготовки к действиям в разных опасных ситуациях: пожар, задымление, стихийное бедствие.

Пассивные меры безопасности: светлые коридоры и рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

Интуитивно после каждого случая шутинга в школах хочется начать с усиления охраны. Однако исследования университета Эмлайн (США) показали, что наличие вооруженной охраны в школе во многих случаях увеличивает количество жертв. Предполагается, что наличие оружия не сдерживает, а провоцирует стрелка, тем более, что зачастую нападавшие планируют погибнуть от рук полицейских или охранников.

Поэтому в Соединенных Штатах начали переходить от усиления охраны к так называемым пассивным мерам безопасности. Так, за последние годы было построено несколько учебных заведений, в которых архитекторы ради безопасности сделали искривленные стены, чтобы дети могли уйти с траектории выстрела, и усиленные двери, за которыми можно забаррикадироваться. В окнах устанавливают стекла со специальным покрытием, защищающим от осколков, в коридорах – системы задымления. Также производители начали предлагать брелоки для учителей со встроенными тревожными кнопками или школьные рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками.

Интересно, что традиции российской школьной архитектуры – огромные, хорошо освещенные пространства – также способствуют борьбе с буллингом и, как следствие, снижают риски вооруженной агрессии.

«Желание обидеть более слабого одноклассника, встретив его в укромном тихом месте, может не появиться только потому, что подходящего для этого места в школе нет», – говорит Полина Мальцева, бывший операционный директор негосударственной школы «Летово» в Новой Москве. По ее словам, в «Летово» пошли дальше: постарались спрямить коридоры, чтобы они легко просматривались, не было ответвлений и темных углов, а пространства под лестницами зашили гипсокартоном.

Также из соображений пассивной безопасности в школе совместили раздевалку для учеников с гардеробом для взрослых, помещение при этом сделали проходным. А шкафчики с учебниками разместили возле классов в стеклянных коридорах.

Кроме того, в этой школе отдельные входы для учеников и посетителей, и есть несколько шлюзов. Проектировщики позаботились даже о том, чтобы под дверь туалетной кабинки невозможно было просунуть руку с телефоном. 

Откуда берутся шутеры?

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

Всего в России известно как минимум о 18 случаях стрельбы в учебных заведениях, в результате которых погибли или были травмированы люди. Список трагических инцидентов ведется начиная с 2014 года. За прошедшие восемь лет было озвучено и в ряде случаев даже проработано несколько законодательных инициатив. Однако «Милосердию.ru» не удалось обнаружить в открытом доступе официальных документов, в которых были бы проанализированы имеющиеся данные, определены наиболее частые причины преступлений и даны рекомендации как для администраций школ, так и для педагогов и родителей.

В США, где проблема шутинга возникла значительно раньше, чем у нас, и стоит гораздо острее, еще в начале 2000-х годов Секретная служба и Минобразования США запустили инициативу «Безопасная школа», чтобы выяснить, как можно предотвратить стрельбу. Результаты исследования были опубликованы в 2004 году и до сих пор остаются актуальными.

Это исследование опровергло стереотипные представления о том, что ружье в руки скорее возьмет подросток из неблагополучной семьи. Мало того – выходцами из полных и благополучных семей оказались 60 с лишним процентов нападавших. Перевести стрелки на двоечников не получилось – выяснилось, что некоторые из молодых людей незадолго до нападения подтягивали успеваемость и впечатляли преподавателей. 

Не удалось однозначно связать агрессию и с ментальными расстройствами. Среди стрелков процент детей, которые были обследованы, и тех, у кого были выявлены нарушения, оказался средним по популяции. 

Коллажи Татьяны Соколовой

Вооруженное нападение в Казани показало, что учебные заведения не готовы к чрезвычайным ситуациям. По словам детского омбудсмена по Татарстану Ирины Волынец, многие дети сейчас боятся идти в школу и в то же время не имеют возможности учиться дома. «Сноб» и руководитель центра консультирования по детской безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова подготовили список советов, которые родители могут дать своим детям, чтобы успокоить их после нападения в Казани и подготовить к чрезвычайным происшествиям


Полностью исключить вероятность вооруженного нападения невозможно — это может случиться в школе, в клубе и даже на улице. Оказавшись в такой ситуации, самое важное — не поддаваться панике. Что делать дальше?

Не привлекать внимание 

Быстро принять, что подросток, который пустил в ход оружие в школе, пришел убить других и, возможно, себя. Ему нечего терять, поэтому нужно воспринимать его как человека, который в данный момент лишен инстинкта самосохранения, самоконтроля и здравого смысла. Приятельские отношения или даже дружба больше не имеют значения. Не нужно пытаться образумить нападающего, пытаться с ним договориться и вообще вступать в разговоры. Объясните ребенку, что в такой ситуации перед ним «чужой» опасный человек — не нужно к нему обращаться, смотреть в глаза, спорить и вообще хоть как-то провоцировать. Важно оставаться незаметным, не делать резких движений, выполнять требования нападающего и по возможности держаться как можно ниже — сесть или лечь на пол.

Действовать в одиночку

Подростки подвержены стадному чувству и в чрезвычайной ситуации часто ориентируются на лидеров или действуют по принципу «как все». Объясните ребенку, что сбежать или укрыться в первые секунды получается в основном у быстро думающих одиночек. Идеи вроде «давайте все вместе побежим» или «давайте мы будем сопротивляться» увеличивают шансы оказаться в числе пострадавших. Если группа подростков начнет совершать резкие движения, нападающий наверняка применит оружие.

Оценить обстановку и выбрать тактику

В ситуации вооруженного нападения очень легко впасть в ступор, однако медлить нельзя. Счет идет на секунды. Вопреки страху ребенок должен собраться и понять, как лучше действовать: бежать, прятаться или бороться. 

Если у нападающего огнестрельное оружие, то первое, что надо сделать, — присесть или лечь на пол. Так ребенок окажется ниже линии огня при беспорядочной стрельбе. Затем нужно оценить шансы покинуть помещение. Если выход рядом — держать нападающего в поле зрения и ползти к двери. Если нападающий окажется спиной к ребенку или его что-то отвлечет, можно добежать до выхода, пригнувшись или по зигзагообразной траектории. Если сбежать не получается, нужно попытаться спрятаться или забаррикадироваться — под столом или партой, у шкафа или между стеллажами. Задача ребенка — не привлекать внимания нападающего и не сидеть в простреливаемой зоне — у окон, дверей, посередине помещения, где в случае штурма можно пострадать в том числе от пули спецназа.

Если ребенок находится в одном помещении со стрелком —  это самый непредсказуемый вариант. Попытка бежать может закончиться плохо. Нападать на стрелка имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы и ребенок может стать следующей. Тогда можно заговорить с нападающим спокойным голосом и резко броситься ему под ноги или на него, постаравшись задрать его руку с оружием максимально высоко. Но это самый крайний случай. Если нападающий — правша и ребенок все-таки решился бежать, пусть бежит влево.

Если у нападающего холодное оружие, то многое зависит от расстояния между ним, ребенком и выходом. Если выход ближе, стоит рискнуть и выбежать. Если нет, лучше искать другие решения.

Выучить правила из курса ОБЖ

Вместе с ребенком изучите основы безопасности и жизнедеятельности. Он должен знать, что делать при захвате заложников, как остановить кровотечение при ранении, как вести себя при пожаре и задымлении, как не поддаваться панике и выйти из толпы, как правильно прыгать с высоты два-четыре метра. Не будет лишним взять несколько уроков самообороны.

В случае пожара использовать повязку на лицо

Если нападающий устраивает поджог, нужно держаться как можно ниже, дышать неглубоко и через одежду. Если получится — сделать любое подобие повязки на лицо. Для этого подойдет майка, шарф, колготки, даже носок. Если есть жидкость, ткань надо намочить (помните, что моча — гораздо лучший фильтр, чем обычная вода). Если ребенок почувствует запах дыма, газа, любой странный запах или услышит кашель других, не теряя ни секунды, ему следует использовать повязку — это поможет оставаться в сознании и спастись.

Не игнорировать поведение одноклассников

Объясните ребенку, что нужно быть внимательным к словам и поведению знакомых и одноклассников. Мысли о самоубийстве и даже о расправе со школой могут приходить в голову многим подросткам, однако если кто-то в окружении ребенка говорит об этом регулярно, даже в шутливой форме, и при этом ведет себя неадекватно и озлобленно, не стоит идти на конфликт — нужно рассказать об этом родителям, учителям и друзьям. Это может предотвратить возможную трагедию.

Не участвовать в травле

Мир подростков жесток. Дети склонны объединяться против кого-то одного, и школьный буллинг остается серьезной проблемой как в российских, так и в зарубежных школах. 

Объясните ребенку, что издеваться над кем-то недопустимо. Объясните, чем чревата травля. Поговорите о чувствах того, кто оказывается в позиции жертвы, и о том, что довести до отчаяния можно практически любого. О том, как рассказать о проблеме буллинга детям, читайте здесь.

Подготовила Саша Чернякова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

  • «‎Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Как совершали и предотвращали «колумбайны‎»‎ в России
  • Нужно вернуть смертную казнь, а право на оружие — «неуместная архаика». Баунов, Миронов и Гудков — о стрельбе в казанской школе
  • Коррупция и расизм. Почему телеканал NBC отказался транслировать «Золотой глобус», а Том Круз вернул статуэтки

Некоторые советы противоречат друг другу. Но реальность, к сожалению, такова, что теперь школьников пора обучать первым приемам отражения вооруженных атак.

После трагедии в Пермском государственном университете, где студента-первокурсник убил 6 человек и ранил 28, в соцсетях Набережных Челнов начали распространять информацию о том, как себя вести во время нападения на учебное заведение.

Инструкцию для школьников про «колумбайн» и «скулшутеров» придумал, сформулировал и объяснил учитель ОБЖ одной из калининградских школ, который якобы является бывшим майором ВДВ.

1. Если слышишь стрельбу (во дворе, школе, ТЦ) — беги. Не разбирайся, что происходит. Не останавливайся снимать, чтобы потом выложить и хайпануть. Беги наружу (но так, чтобы паникующая толпа не затоптала), отбегай далеко. Звони родителям, что живой. Вызывай полицию.

2. Если стреляют рядом или в твою сторону — падай за парту, за колонну, ползи за угол и прячься. Двери можно забаррикадировать чем угодно. Если понимаешь, что убийца идет к тебе — действуй по ситуации, но между «просто умер» и «дал по голове стулом и выжил» лучше выбрать жизнь. Если не можешь спрятаться — притворись мертвым, если убийца не «достреливает» жертв. Если решил бежать — петляй. Не беги прямо. Три шага вперед, один вбок, четыре перед — один вбок.

3. Взрыв рядом и ты живой? Выбирайся скорее. Не снимай на мобильный — может быть второй взрыв, расстрел, обрушение здания.

4. Не стесняйся, не бойся падать. Даже в грязь. Даже в самой новой дорогой одежде. Даже если больно. Одежду можно купить, синяки пройдут, а жизнь не купишь.

5. Если твой друг, одноклассник или приятель пишет, что хочет убить учителей, взорвать школу, если ты знаешь/слышал/прочитал в его соцсети/чате про сделанную взрывчатку, откуда-то появившееся оружие — напиши в полицию, если стесняешься позвонить. Или в ФСБ. Нет, тебя не потащат на очную ставку и не опозорят как стукача перед всем классом. Не отделывайся шутками «мы думали, ты чмо, а ты «Колумбайн», «Чего сразу мэра не завалишь?» или «Ооо, кек лол». Зато ты будешь живой. И одноклассники живые. Даже если это шутка, лучше перебдеть, чем потом лежать в могиле или нести цветы, раздавая интервью «он писал, что хочет убивать, но мы думали это по приколу».

6. Может, взрослые и тормоза, дебилы и не понимают ваше поколение, но если что случится — ты же побежишь к ним и именно они приедут с сиренами и автоматами тебя спасать. Поэтому лучше предотвратить, чем расхлебывать.

«Челнинские известия» попросили преподавателя ОБЖ, офицера-воспитателя одного из кадетских корпусов Татарстана Дмитрия Наумова ознакомиться с этой инструкцией и ответить – согласен ли он с этими рекомендациями. В целом педагог дал позитивную оценку этим советам. Но согласился не со всеми пунктами.

По его мнению, баррикады из парт и стульев создавать бесполезно, так как двери в кабинеты по правилам пожарной безопасности открываются в коридор. Если создавать препятствие, то лучше дверной проем закрыть шкафом, хотя бы не будет зазоров.

Парты должны использоваться как защита, то есть в данном случае от дроби или картечи. Во время стрельбы в кабинете нужно находиться не возле окна, а в слепой зоне для стрелка – возле стены, прилегающей к дверному проему.

«Следующая рекомендация все-таки больше для подготовленных людей. Если человек, например, преподаватель, неважно мужчина или женщина, обучен, то он сможет препятствовать стрелку. Каким образом? Для этого ему необходимо встать у стены рядом с дверью (ближе к дверному проему). Когда стрелок входит в кабинет, то чаще всего оружие держит впереди себя. Нужно схватить за ствол, находясь сбоку от оружия стрелка, и поднять его вверх, то есть перенаправить выстрелы вверх. Дальше уже группой, если это старшеклассники, обезвредить его. А классы с малышами должны находиться выше по этажам», — анализирует ситуацию преподаватель, служивший в боевых точках.

По его мнению, чтобы учителя и дети в школах были готовы к подобным ситуациям, их нужно постоянно обучать, минимум раз в квартал. Откинуть ствол оружия вверх физически сможет и женщина, но она должна быть подготовлена и психологически. Подготовкой должны заниматься представители тех государственных структур, которые обучены этому профессионально.

«Когда слышишь выстрелы, то всегда необходимо бежать от них. Бежать необходимо, петляя, создавая помехи стрелку. Согласен я и с тем, что не стоит бояться падать, порвать или замарать одежду, в таких ситуациях это мелочи. Если упал и больно, то нужно через боль продолжать бежать. Не можешь передвигаться – спрячься. Ни в коем случае нельзя притворяться мертвым, в большинстве случаев стрелок добивает свою жертву. Снимать на камеру телефона тоже не стоит», — сказал Наумов.

И обязательно, как только услышал выстрелы, необходимо звонить в полицию. А после предупредить родителей, что жив.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синус катетер ямик инструкция по применению
  • Контроллер estun e21 инструкция на русском
  • Амоксиклав 875 125 инструкция по применению цена срок годности
  • Руководство 25 11а по сертификации систем электронной индикации самолетов транспортной категории
  • Должностная инструкция художественного руководителя дома культуры образец