Детское движение руководство

В Москве прошел первый съезд нового всероссийского движения детей и молодежи. Оно обрело название: РДДМ «Движение первых», а также ценности и миссию

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

На стартовавший 18 декабря в Москве первый съезд нового движения детей и молодежи приехали делегации из 89 субъектов, включая ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. Каждая включала по 16 человек: 13 детей, двух педагогов-наставников и председателя регионального отделения. В столичном Манеже, где проходит форум, делегатов ждали два этажа с интерактивными стендами, образовательными квестами, пунктом сдачи ГТО и лекториями, где участникам предстояло обсудить содержание нового движения.

История создания общероссийского движения

Законопроект о всероссийском детском движении внесли в Госдуму в мае, к дате 100-летия пионерии. В пояснительной записке к документу говорилось, что законопроект разработан для содействия «проведению государственной политики в интересах детей и молодежи», а также «для участия в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга».

Движение объединит школьников, учащихся колледжей и студентов. Первичные ячейки должны быть созданы в школах и колледжах, членство в нем будет добровольным. Потенциально возможное число детей, которые могут вступить в движение, — более 18 млн, ранее говорил в интервью РБК заместитель главы Росмолодежи Дамир Фаттахов. Организацией воспитания и досуга членов движения будут заниматься взрослые наставники. Включенным в реестр иностранных агентов стать ими нельзя.

В первоначальной редакции законопроекта движение называлось «Большая перемена», однако ко второму чтению была внесена поправка, согласно которой название должны выбрать сами участники движения. Ко второму чтению также были решены финансовые вопросы — движение получило право получать имущество в собственность (речь идет в первую очередь о бывших домах пионеров и детских лагерях), а на его работу предусматривалась субсидия из федерального бюджета.

14 июля закон о движении подписал президент Владимир Путин, через неделю он возглавил наблюдательный совет движения. В сентябре президент поручил с 2023 года ежегодно выделять движению детей и молодежи из бюджета 21,3 млрд руб.

13 декабря председателем правления движения был назначен 37-летний заместитель министра образования и науки Григорий Гуров.

Основными в работе движения станут 12 разных тематических направлений. Среди них — образование, наука, труд, культура, волонтерство, патриотизм и историческая память, а также спорт, медиа, дипломатия, туризм, экология, здоровый образ жизни. Дискуссионные площадки по этим направлениям работали одновременно. Так, лекторий «Учись и познавай», посвященный науке и образованию, был посвящен просветительским программам движения. Делегаты излагали свои пожелания и рассказывали о проектах, которые хотели бы видеть, — чаще других звучали предложения о создании центров по профориентации, учете участия в движении при поступлении в вуз и создании видеороликов или каналов в соцсетях. Вопрос о возможном «зачете» участия в движении поднимали чуть позже и педагоги. Они согласились, что некоторые проектные конкурсы можно учитывать в школьной успеваемости, однако выступили за составление четкого списка таких проектов.

«Если каждый из этих ребят создаст свой блог в интернете, то интернет перестанет быть опасным и таким раздражителем среди взрослых. Если ребята там создадут то, что сегодня предлагали, — интересные странички по истории, по научным открытиям — это же здорово. И интернет будет заполнен действительно полезным, и вытеснят они блогеров, которые гадостями занимаются», — сказала РБК председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

Кто оказался среди делегатов съезда

Почти все делегаты, приехавшие на съезд, с которыми говорил корреспондент РБК, раньше уже состояли в общественных движениях. «Я был на многочисленных форумах и слетах, но на мероприятиях такого уровня — никогда, столько близких по духу людей», — признается 17-летний Антон Архипов из Вологды. В сентябре он стал полуфиналистом конкурса «Большая перемена», а в своем колледже является председателем спортивного клуба и клуба молодых предпринимателей одновременно. «Ну, это общественное признание — в Вологде меня знают практически все», — отвечает Антон на вопрос, почему он захотел стать участником движения.

13-летняя Анна Хомякова из Пскова, тоже участница «Большой перемены», рассказала, что участвовала в конкурсе соавторов движения. «У нас был проект, мы придумали организацию по типу пионерской, все пошло от тимуровцев. Вообще, я фанат советских фильмов, — добавляет она. — И у меня характер такой: если я вижу, что мои друзья участвуют, спрашиваю себя — почему я не там?».

Романа Калинина из Ивановской области на съезд позвали из Юнармии. «Я участвовал в военных соревнованиях, тренировках — хочу стать военным», — добавляет он и показывает два приза за ГТО, которые он сдал здесь полчаса назад. «Я пока не очень понимаю, чем для меня это движение будет отличаться от того, что есть, от Юнармии, еще разбираюсь», — заключает он.

О каких проблемах говорили педагоги

«Я не разделяю идею создания первичных ячеек в школах, детское движение — что-то, что рождается вне школы, иначе это быстро скатится в формализм. В школах должен остаться только учет детей», — сказал РБК председатель регионального отделения Костромской области Дмитрий Краснов. До этого он работал в Российском движении школьников.

По словам Краснова, в его области уже есть актив из примерно 200 детей, интересующихся движением и готовых в него вступить. «В то же время меня радует заявленный переход от событийной к проектной работе, — добавляет он. — Если Российское движение школьников было своеобразным event-агентством, то здесь у участников появляется возможность общаться и работать вместе. Это уже не только конкурсы, но массовая история».

Дети не будут вступать в движение, если значительно не упростится процесс регистрации, предупреждает педагог-наставник из Бурятии Арюна Хан. Сейчас, чтобы подать заявку на участие в движении, нужно использовать сайт госуслуг, получить госключ, электронную подпись и прикрепить заявление, говорит она. «Есть глухие деревни, где нет интернета, есть дети с кнопочными телефонами, не у всех есть Госуслуги — движение же от 6 до 18 лет. А как быть с детьми, у которых проблемы в семье — кто поможет им с регистрацией?» — риторически спрашивает она.

Наставников также интересовали практические вопросы — как будет выглядеть трудовые договоры, будут ли конкретные инструкции, как создавать ячейку или пояснения по программам. «Благодаря одному документу организации сотрудничать не научаться, мы здесь как раз, чтобы учиться это делать», — возражает в разговоре с РБК представитель ЯНАО Ирина Вилкова, добавляя, что приветствует выделение штатных единиц на эту работу.

Почему названию посвятили два дня

Пленарное заседание первого дня, на котором участникам предстояло принять решение о ценностях, названии и миссии организации, началось вечером в воскресенье. Под видеовизитки региональных отделений дети-делегаты вынесли флаги своих регионов, после чего были выбраны мандатная и счетная комиссии. Голосование проходило электронно — каждому делегату съезда при входе в зал выдали специальный пульт.

Первым пунктом повестки стало название движения. Участникам съезда вывели на экран результаты онлайн-голосования за название, которое проводилось ранее, с 18 ноября по 10 декабря. Первое место тогда заняло Российское движение детей и молодежи с 17,51% голосов, второе — «Пионеры» с 17,23% (отрыв от самого популярного варианта — всего 0,28%), третье — Движение им. Гагарина с 17,14%.

Однако участникам съезда предложили проголосовать за название, которое ранее не фигурировало в голосовании, — «Движение первых», как пояснили ведущие церемонии — это название стало «объединяющим» и учло идею всех остальных — быть первыми.

Делегаты поддержали название «Движение первых» — «за» проголосовали 1278 человек. Однако затем на съезде возник спор по этому поводу, и было проведено повторное голосование. Альтернативное название, за которое повторно голосовали участники форума, — Российское движение детей и молодежи «Движение первых». За него проголосовали 648 человек, против — 527, воздержались — 98.

Один из протестовавших против первого варианта, представитель Псковской области Никита Вахрушев, сказал РБК, что «много общался с другими участниками движения» и уверен, что название не могло поддержать столько делегатов, поэтому он решил выступить против. Он добавил, что не согласен с результатами электронного голосования, и попросил председателя правления движения Григория Гурова о «бумажном переголосовании».

К другим ключевым характеристикам движения — миссии, ценностям и направлениям — у делегатов вопросов не возникло. Согласно решениям съезда, у нового движения будет 11 ценностей: жизнь и достоинство, патриотизм, дружба, добро и справедливость, мечта, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение, а также историческая память, единство народов России, служение Отечеству и крепкая семья.

Миссию движения делегаты сформулировали следующим образом: «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в Движении, быть первыми». Кричалка движения не выносилась на голосование, однако она уже прижилась среди делегатов: «Я в движении — мы в движении. Мы в движении — всегда в движении!»

В понедельник съезд вернулся к вопросу о названии движения. Голосование проходило так же электронно, однако для начала делегатов попросили провести «тест» системы — проголосовать за цифру один. Результат получился не единогласный: часть делегатов все же отдали голос за другую цифру, и Гурову пришлось призывать их к порядку и напоминать «о важном решении, которое они делают». Тестовое голосование провели повторно — за другую цифру и во второй раз проголосовали 25 человек, 16 воздержались.

До итогового голосования Гуров предложил отдельно проголосовать за то, что в названии должно обязательно присутствовать определение «Российское движение детей и молодежи» (РДДМ). Затем участникам был предложен выбор из пяти вариантов: РДДМ «Движение первых», РДДМ «Пионеры», РДДМ «Движение им. Гагарина», РДДМ «Новое поколение» и РДДМ «Юность».

В итоге участники съезда подтвердили название первого дня — Российское движение детей и молодежи «Движение первых». Этот результат был встречен аплодисментами.

Выбрано название для новой организации. Это «Движение первых». Теперь оно объединяет все молодежные организации и движения страны, в том числе, в него вошли «Юнармия», «Большая перемена», «Российское движение школьников».

Как у взрослых, определились с направлениями работы, планами и целями. Они исключительно позитивные: качественное образование, участие в культурной жизни, волонтерство, сохранение исторической памяти, здоровый образ жизни, развитие экологических проектов, охрана природы, развитие туризма по России.

Сформулировали и что-то типа пионерского девиза (кто помнит, такой был и у советских пионеров: «Будь готов — всегда готов!). У «Движения первых» миссия звучит более определенно, духоподъемно и с уклоном в коллективную стратегию: «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми».

Особое внимание уделили обсуждению главных ценностей, которые должны защищать члены организации. Среди них, есть и культурные, и нравственные, и исторические, и духовные: «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Созидательный труд», «Крепкая семья» и другие.

Прямая речь

Народный артист России, основатель благотворительного фонда Константин Хабенский рассказал членам нового движения о собственных ценностях.

— Первое — друзья, второе — преумножаем добро, и когда будет много друзей и того добра, которое мы отдаем другим людям, вот тогда, дорогие мои, и наступит справедливость.

Татьяна Суздальницкая, член экспертного совета родительской общественности при московском департаменте образования и науки:

— Бесспорно, это отличная инициатива, и я, как мама двоих детей, только за. Но очень важно не уйти здесь в отчеты и парадные дежурные фразы, как это когда-то часто случалось с комсомолом и пионерией. Надо, чтобы сохранялся живой дух и искренний интерес детей, без бюрократии. Воспитание патриотического духа молодежи — задача колоссальной сложности и важности. Главное — избежать формальностей.

Чем занимаются «первые»?

Проект «Мы вместе. Дети»

Проект стартовал в октябре 2022 года в рамках общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе». Его участники — дети, подростки, студенты — могут помочь российским военнослужащим и словом, и делом.

Например, в производстве термобелья и спальников активно участвуют 167 колледжей из 53 регионов страны. Каждую неделю через волонтеров «Мы вместе» на позиции отправляется несколько десятков наборов.

Еще одна возможность сказать «спасибо» тем, кто сейчас сражается за правое дело — написать стихотворение или песню о любви к Родине, патриотизме и подвиге наших солдат. Участникам акции «Герой моей страны» организаторы предоставили уникальный шанс — исполнить свое произведение вместе с настоящим героем — участником СВО, военным корреспондентом, известным музыкантом или певцом. Такую возможность использовали 600 юных авторов.

Но самый большой интерес вызвала акция «Добрые письма». Почти 700 тысяч посланий отправили ребята на фронт. В них не только теплые слова поддержки и благодарность за спокойные ночи и мирное небо, но еще и рисунки — все это показывает веру детей в российского солдата, защищающего свою Родину.

Программа развития «Другое Дело»

Этот проект для всех, кто неравнодушен к стране и обществу. Каждый участник за свои личные достижения получает баллы, которые можно обменивать на бонусы. Среди них — профессиональные стажировки в ведущих компаниях страны, экскурсии, встречи со звездами, подписки на курсы и стриминговые сервисы, а также путешествия в уникальные места.

Чтобы стать участником, нужно всего лишь привязать свой профиль ВКонтакте к личному кабинету на сайте Российского движения детей и молодежи.

«Елка желаний»

Уже пятый год в преддверии новогодних праздников проект «Мечтай со мной» запускает Всероссийскую благотворительную акцию «Елка желаний». Ее цель — подарить радость и ощущение новогоднего волшебства детям и пожилым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Благодаря акции граждане, которые хотят совершить добрый поступок, могут найти тех, кто нуждается в помощи и исполнить их новогодние желания.

Как вступить в организацию?

Вступление — добровольное. Возраст участников движения — от 6 до 18 лет. Чтобы стать членом организации, нужно просто присоединиться к движению. Для этого необходимо зайти на сайт, пройти по ссылке «Вступить в движение» и зарегистрироваться.

Как выбирали название?

До 3 декабря длилось открытое голосование, в котором мог принять участие каждый желающий. Выбрали 10 самых популярных вариантов названий. Среди них были «Будущее России», «Юность», «Новаторы» и даже «Пионеры России». Всего же было придумано более 7000 вариантов. Победил вариант, за который проголосовали участники первого съезда.

Справка «РГ»

Напомним, в апреле 2022 года президент России поддержал идею создания в стране добровольного, самоуправляемого общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи. Уже 14 июля 2022 года был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в соответствии с которым Наблюдательный совет движения возглавил президент Российской Федерации Владимир Путин.

Назначен руководитель общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи.

«Движение возглавит заместитель руководителя Росмолодежи Дамир Фаттахов», — сообщил министр просвещения Сергей Кравцов.

Участниками движения могут стать дети с шести лет. Организацию их воспитания и досуга будут осуществлять взрослые наставники, уточнили в Министерстве просвещения РФ.

Ранее Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О российском движении детей и молодежи», сообщает ТАСС.

Среди основных целей движения — содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации,  создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе.

Ранее сообщалось, что новое общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи получит название до конца 2022 года.

#мп

“Самое главное для ребёнка – чтобы
его любили,
таким, какой он есть”.

В нашей стране детские и подростковые
организации имеют многолетнюю историю и
традицию. Важно отметить, что в период совместной
ликвидации пионерской и комсомольской
организаций в некоторых школах удалось
сохранить богатейший воспитательный
методический кадровый потенциал детского
движения, продолжить традиции воспитания
ребёнка в самодеятельном общественном
коллективе, обеспечить преемственность этой
работе.

Нам доверили ребёнка, беззащитного, хрупкого,
который, перешагивая порог школы, волнуется, им
владеет пока любопытство. Но переступив порог
школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что
здесь его ждут: труд, общение, соперничество,
дружба и дело педагога целенаправленно влиять на
ребёнка, развивая богатство его души. Если
педагог не только организует жизнь своих
учеников, но и сам живёт этой детской жизнью, то
он обязательно поймёт, как детям живётся. Надо
быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым
для встречи с ним в ребёнке.

Идея развития личности ребёнка – главный
момент в жизнедеятельности нашей организации.
Главная цель воспитания –Человек, ребёнок как
личность.

Хотим воспитать ребёнка? Как воспитать
личность, не воспитывая?

Помогут найти ответы на эти вопросы
переориентация образования и воспитания на
саморазвитие и самореализацию личности.

Главная задача нашей организации стать
помощником ребёнку в его жизненном определении,
не быть перед ребёнком чем-то высшим, как это
обычно бывает, а каждую минуту переживать с
детьми, и самому с ними учиться.

Основываясь на своём опыте, мы определили для
себя программу деятельности. Определены два
пути:

— Программа “4+3”;

— Программа “Игра – дело серьёзное”.

Программа “4+3” основана на терпении к детям, не
требовать от ребёнка больше того, что он может —
(формирование у детей добросовестного отношения
к внешкольной деятельности, вовлечения как можно
больше детей к деятельности создаваемой
школьной организации, создание благоприятных
условий для развития ребёнка, создание
благоприятного климата в детском коллективе,
помощь в проблемах, возникающих у ребёнка в
школе, в семье…).

Программа “Игра – дело серьёзное” нацелена на
самостоятельное решение проблем, активное
участие в акциях, участие в общественно-
познавательной жизни, организации,
самостоятельном проведении мероприятий, как в
рамках школы, так и вне её (проведение акций,
праздников, традиционных дел школьной
организации: посвящение в детскую организацию,
лучший отряд года, конкурсная программа
“Мэриада”, детская программа: “А – это мы!” и
т.д.), умение постоять за себя, при необходимости
оспаривать свои права.

Для решения этих программ необходимо:

  • помочь ребёнку ставить перед собой цель,
    овладеть способами её достижения, не забывая при
    этом о нравственности;
  • помогать ребёнку стать творцом своего дела;
  • дать навыки саморегуляции, где ребёнку
    недостаточно быть исполнителем, ему нужно
    принимать на себя роль субъекта своей
    деятельности. У него формируется собственное
    отношение к средствам и способам саморегуляции;
  • дать ребёнку средства защиты, средства
    восстановления личности (в физическом,
    психологическом, умственном развитии), всегда
    быть готовым к трудностям, напоминать ему
    постоянно, что в жизни бывает всякое…

Поэтому наш воспитанник должен обладать
качествами:

  1. Иметь достоинство, своё “Я ” ( умение
    противостоять унижению, стремление к
    самовоспитанию, к самосовершенствованию,
    критичности);
  2. Трудолюбие (отношение к повседневному труду);
  3. Коллективизм ( исполнение долга перед
    обществом, чувствовать ответственность перед
    другими, иметь инициативу, неравнодушное
    отношение к коллективу);
  4. Коммуникабельность ( умение быстро находить
    общий язык с любым человеком, ориентироваться в
    политических событиях, оценивать их правильно.
    Для этого необходимо обладать гуманизмом (
    любовью к людям, сострадать им, быть другом).
  5. Патриотизм одно из главных качеств, гордость за
    малую Родину, где родился, привязанность к школе,
    месту жительства.

Главная цель – это воспитание и развитие
свободной, жизнелюбивой, талантливой личности,
готовой к созидательной, творческой
деятельности и нравственному поведению.

Личность формируется и развивается в
деятельности. И чем богаче и содержательнее
будет организованная вожатым деятельность, тем
больше создаётся возможностей для
целенаправленного воздействия на
восстановление социально-ценных отношений
ребёнка к явлениям окружающей действительности
на формирование их самосознания, самовоспитания
духовных потребностей личности ( в труде,
творчестве, общении).

Деятельность детей должна развиваться в такой
среде, психологический климат которой отражает
законы нравственности общества, образа жизни.
Такой средой должен стать коллектив класса,
школы. Без создания и воспитания коллектива, где
ребёнок черпает отношение и проявляет отношения,
будучи объектом и субъектом коллективного
развития, организационная система обречена на
неудачу. Вне коллектива и вне коллективной
деятельности невозможно понять ученика, помочь
ему осознать себя как личность. Нам, педагогам,
необходимо заботиться о каждом ученике, как о
личности, независимо от его успеваемости,
физических и других недостатках. Принимать
ученика таким, какой он есть, и чем он слабее, тем
больше заботы о нём. В каждого ребёнка надо
верить. Найти в нём ту главную изюминку, которая
его красит, пусть он неудачник в учёбе, но у него
доброе сердце, он, не задумываясь, пойдёт на
помощь. Ведь каждый ребёнок чем-то одарён,
поэтому стоит помогать ему во всём.

Детство есть полноценный этап жизни человека
–сама жизнь. Именно с ранних лет ребёнок
начинает постигать ( в процессе игры), все
премудрости жизненных эпитафий. Ребёнок
начинает играть в игрушки, позднее во взрослых
“дядь” и “тёть”, представляет себя врачом,
учителем, в более взрослом периоде он начинает
играть в более серьёзные игры.

Игра – это самое интересное, что придумано
человеком. В любом творческом опыте воспитания
неизменно присутствует игра. Она стимулирует
познавательный интерес, трудовую активность,
волю и стремление к победе. Она раскрепощает
личность, помогая её самовыражению,
самоосуществлению, самоутверждению. Игра
снимает психологический барьер между педагогом
и учащимся, она вносит живую струю творчества,
яркости в любое дело, в любую форму. Независимо от
того, какая игра ( дидактические, подвижные,
интеллектуальные, спортивные, досуговые,
деловые, творческие и т. д.). Неизменно одно, что
игра есть и остаётся важнейшей формой
формирования личности ребёнка. Наша организация
направлена на деятельность через игру и игровую
деятельность. Уметь любить детей, уметь
завоевать их симпатии – главное в нелёгком труде
педагога-организатора. Постараемся раскрыть
следующие принципы, открывающие суть теории:

1.Личность, как неприкосновенное достоинство
каждого ребёнка.

  • путь к сердцу ребёнка лежит через доброту;
  • быть добрым воспитателем, добрым вожатым по
    отношению к судьбе ребёнка.

2. Чтобы требовать от детей – необходимо
требовательное отношение к себе.

  • в работе вожатого должно быть соблюдение
    единства слова и дела. Если ты сам
    дисциплинирован, корректен, то этого можешь
    требовать и от детей, это воспримется правильно
    самими детьми.

3. Необходимо общаться с людьми, жить их нуждами
и интересами.

  • слышит, — значит, принимает участие в твоей
    судьбе;
  • слышит, — значит, относятся ко мне серьёзно,
    значит любят и воспринимают меня таким, какой я
    есть.

4. Одно из главных качеств вожатого – это
завоевать доверие учеников. Доверие – это
главное, что пользуется популярностью у детей,
это очень важная потребность человеческой души.

5. Умение хранить “секреты”.

Решению создания организации – это не
формальное мероприятие, а старт деятельности
детской организации. Как провести общее
собрание, спроектировать деятельность
организации на разные периоды, что такое
программа организации, что из себя представляет
сама детская организация. Этому всему пришлось
учить наших учащихся. Создание детской
организации позволит в школе социально –
активным подросткам реализовать свой потенциал:

  • через программы организации проводить
    воспитательную работу среди учащихся;
  • использовать метод работы с детьми “подросток
    к подростку”;
  • создавать орган ученического самоуправления
    для взаимодействия с администрацией школы,
    педагогическим коллективом в целях улучшения
    жизни класса, школы;
  • активизировать инициативу учащихся, тем самым
    при разработке плана мероприятий школы
    учитывать интересы учащихся.

Из опыта работы можно вывести определённые
правила создания школьной детской организации:

  • подготовительный этап (знакомство,
    деятельность по формированию школьного
    парламента, игры на выявление лидера,
    формирование команд, отрядов, коллектива);
  • организационный ( создание проекта, устава,
    программы деятельности, проведение общего
    собрания, конференции);
  • деятельностный ( создание организации,
    повседневная работа, реализация программ и
    проектов).

Личностная позиция нашей организации
характерна для людей разного возраста, она
объединяет вокруг деятельности организации
педагогических работников, лидеров школы,
общественность.

Членами нашей организации становятся ещё в
младших классах. Правила организации призывают
учеников начальной школы быть отважными,
честными, добрыми. Вместе со своими наставниками
дети идут маршрутами программ:

“4+3” или “ Тропа доверия” и “Игра – дело
серьёзное” (для старших классов).

Постигают премудрости новой программы
“Секрет”. Юные граждане школьной организации
“Исток” ( ищем, содействуем, творим,
организовываем коллективно – таков девиз нашей
организации), исходит из того что окружающий мир
полон разных секретов, чтобы разгадать их, надо
иметь зоркий глаз, пытливый ум, смекалку. Каждый
шаг каждого дела человека не может не остаться
неизвестным. Любой “секрет” должен быть открыт.
А вот какой “секрет” окажется добрым или нет,
зависит от каждого из нас. Быть членом детской
организации “Исток” – это не значит просто
носить красивый галстук; в детской организации
есть свои заповеди, законы, традиции и
приветствие ( Призыв: “Будьте лучше!”; Ответ:
“Приложим все силы”).

Программа саморазвития членов организации
включает овладение искусством лидерских и
организаторских качеств, способность выполнять
поручения и построена как движение от “высоты к
высоте”.

Высоты юных граждан.

Высоты юных граждан – это программа роста как
гражданина нашей страны, путь от умения к умению,
упорная работа над собой. Когда в совершенстве
овладеешь знаниями, которые требуются на той или
иной высоте, почувствуешь, как легко ты сможешь
применять их на практике. Выполнять эти задания
можно в любом порядке и в любое время. Главная
ценность в наших высотах : мастерство, которым ты
овладеешь, мудрость, которую ты приобретаешь, и
опыт, который получаешь.

Высота номер три “ Моя организация ”.

Чтобы преодолеть эту высоту, ребятам
необходимо:

1. Знать законы, символы детской организации.

2. Знать о главных достопримечательностях своей
малой Родины.

3. Уметь рассказать о своём звене и его делах.

4. Уметь принимать решения в экстремальных
ситуациях:

  • знать, как можно вызвать врача, милицию и
    пожарную службу;
  • уметь оказать первую доврачебную помощь
    (промыть и забинтовать небольшую рану, удалить
    занозу, перенести больного, помочь при потере
    сознания).

5. Уметь провести настольные или подвижные игры,
уметь интересно занять малышей.

6. Уметь составлять свой распорядок дня.

7. Знать и уметь исполнять любимую песню своего
отряда.

8. Знать правила поведения в гостях, на улице, в
транспорте, общественных местах.

9. Уметь провести небольшую экскурсию по
историческим местам своего города, посёлка,
района, знать достопримечательности своей
местности.

10. Побывать в двух однодневных походах:

  • знать основные типы узлов, уметь объяснять, для
    чего они применяются;
  • уметь правильно разжигать и погасить костёр;
  • уметь укладывать рюкзак и знать, что необходимо
    взять с собой в поход;
  • уметь обращаться с компасом;
  • знать основные обозначения на карте;
  • уметь читать следы человека, велосипеда,
    мотоцикла, автомобиля и хотя бы 3-х животных или
    птиц на снегу или влажной земле.

11. Знать правила безопасности в походе, уметь
ездить на велосипеде, плавать.

12. Знать свои спортивные результаты (отжимание,
подтягивание, прыжки в длину с места, бег на 500 м).

13. Провести интересную встречу, вечер, игру или
организовать полезное дело для членов своего
звена.

Высота номер два “Моя Родина ”.

Чтобы овладеть этой высотой ребята должны:

1. Знать требования программы детского
движения, основные акции и дела детского
движения.

2. Уметь проводить сборы звена, отряда. (см. в
приложении).

3. Знать основы государственного устройства
Российской Федерации, её флаг, герб и гимн.

4. Уметь рассказывать о славных страницах
истории своего Отечества.

5. Принять участие в туристическом походе с
ночёвкой:

  • знать топографические знаки и уметь
    ориентироваться по карте;
  • с помощью карты и компаса составить маршрут
    похода;
  • уметь выбрать место для палатки, поставить
    палатку и приготовить себе походную постель;
  • уметь в лесу пристроить себе убежище от дождя;
  • знать, как можно разбить палаточный лагерь и как
    затем убрать следы своего пребывания;
  • уметь разжечь костёр не более чем двумя
    спичками и правильно его затушить;
  • в походных условиях оборудовать место для
    приготовления пищи и приготовить обед из двух
    блюд, правильно поддерживать огонь;
  • уметь ориентироваться в незнакомом месте, в
    лесу, походе.

6. Знать и уметь оказывать первую доврачебную
помощь при потере сознания, солнечном ударе,
обморожении, при кровотечении, пищевом
отравлении, ожоге, укусе змеи, переломе
конечностей, при остановке дыхания. Знать, как
подготовить носилки для переноски больного.

7. Уметь организовать дела в звене, отряде.

8. Уметь приготовить вкусное блюдо, сделать
интересную поделку, уметь моделировать простую
одежду.

9. Знать правила поведения на воде, уметь
проплыть 50 метров двумя различными стилями.

10. Принять участие в благотворительной ярмарке,
концерте или в другом добром деле.

Высота номер один “ Я – лидер”.

На этой главной высоте, ребятам необходимо:

1. Знать основные международные детские и
молодёжные организации.

2. Уметь составлять программу деятельности
звена, отряда на четверть.

3. Принять участие в организации туристического
похода или летнего палаточного лагеря
протяжённостью не менее 5-ти дней.

  • выбрать соответствующее место для палаточного
    лагеря, спланировать его;
  • уметь оборудовать переправы через речку или
    овраг;
  • составить перечень продуктов и рассчитывать их
    количество на 3-дневный поход звена, отряда;
  • во время походной стоянки приготовить завтрак,
    обед, ужин;
  • при помощи специальных связок изготовить
    лесную мебель для походного лагеря;
  • завязывать туристические узлы;
  • уметь хорошо читать полевые карты, понимать
    условные знаки и изображения рельефа, определять
    по карте своё местоположение;
  • уметь “на глаз” определять расстояние, высоту
    предмета, направление ветра.

4. Знать правила спасения утопающего на воде.

5. Знать из чего состоит походная аптечка и как
её применять. Уметь делать искусственное
дыхание.

6. Знать, как положить медицинскую повязку в
случае кровотечения на голове, руке или ноге.

7. Знать основные признаки сердечного приступа
и уметь оказывать необходимую помощь.

8. Знать, как ухаживать за больными.

9. Уметь организовать свой день и работу.

10. Уметь оформлять помещение к проводимому
делу, празднику. Знать основы оформительского
дела.

11. Знать, как принять гостей, самостоятельно
сервировать стол.

12. Знать правила судейства в спортивных
состязаниях, побывать в роли судьи на спортивных
состязаниях.

13. Уметь проводить подвижные игры в помещении и
на улице, эстафеты, различные конкурсы.

14. Уметь составлять сценарии дел, праздников,
конкурсов.

15. Быть вожатым и уметь организовать для
младших ребят кружок по одному из направлений.

Педагог – организатор по роду своей
деятельности выступает созидателем и
охранителем духовных ценностей, своеобразным
часовым своего времени, своей земли, своей
культуры. Думая о воспитании (“Кто останется
после нас?”), важно быть неторопливым и
осмотрительным среди головокружительнего
течения дней, в потоке новшеств и мод, так как в
несовершенной современной цивилизации быстрее
всего устаревает, ветшает скороспелое, а
незыблемым, прочным остаётся значительное,
созданное многими столетиями.

Ключевой образ организации – актуальный
вопрос для многих детских объединений. Он должен
быть привлекательным как для детей, так и для
взрослых: будить стремления, образно отвечать на
главные вопросы о нашей цели, нашем месте в
окружающей жизни.

Особое значение в деятельности детского
общественного объединения имеет символика. Наша
позиция требует своего выражения в одежде,
поведении. Это яркие галстуки, нашивки,
бейсболки, значки.

Воспитательные результаты детского движения
показывают, что нам удаётся разработать
действительно системный интеллектуалоёмкий
продукт –свою воспитательную технологию.
Конечно, мы сразу столкнулись с проблемами:
проблемами восприятия образа члена детской
организации педагогами, общественностью. Быть
членом детской организации оказалось очень
ответственно, реальное ощущение своей
обязанности с окружающим миром рождало
нравственную позицию – это не всегда
безболезненно.

Членом детской организации становишься, когда
начинаешь видеть окружающее, свою жизнь как
богатство, как ценность. Иначе открывается роль
преемственности поколений, любой опыт
становится позитивным как возможность урока.
Жизнь воспринимается наполненной
многочисленными возможностями, реализация
которых, как правило, зависит от каждого из нас.
Важна лишь способность видеть это богатство.
Ведь сам факт, что жизнь – это дар, из-за своей
банальности, даётся пониманию с трудом.

В настоящее время творческая группа готовит
комплексную долгосрочную программу социального,
творческого развития детей и подростков “Путь в
третьем тысячелетии”. Она включает в себя три
этапа:

1 этап программы “Сила в объединении” (
предполагает проведение конкурсной программы
“Рукотворное видение” );

2 этап программы “Шаг в будущее” (
экономический проект “Детская организация в XXI
веке”, конкурс творчества “Шаг к вершине
творчества”, конкурс “Замечательный вожатый”);

3 Этап программы “Мы вместе!”

(Социальная акция “Пора делать добро”, конкурс
проектов программы “Позиция лидера, его место в
детской организации” ; проектная игра “А это –
мы!” ).

Без того, чтобы увидеть будущее своей
организации, её образ через 2-3 года, практически
невозможно двигаться дальше. Куда двигаться,
если не знаешь, куда хочешь прийти? Методы по
достижению выбранной цели могут быть разными.
Выбирая методы работы, стоит отдавать
предпочтение тем, которые действительно
позволяют решить возникающие проблемы.
Программа деятельности организации – это и есть
методы с помощью которых организация добивается
поставленных целей.

Приложение

Отчётно-выборные сборы.

Сбор – это высший орган самоуправления в
детской организации, который решает все самые
важные вопросы в жизни коллектива.
Сбор даёт
возможность каждому члену организации ощутить
по-настоящему свои права: выносить на обсуждение
предложения, избирать и быть избранным,
обсуждать жизнь коллектива и оценивать действия
товарищей, награждать, высказывать любые
критические замечания в адрес всех выборных
органов (от совета отрядов до районного ,
городского, окружного бюро).

На сборе обязательно должен быть разговор о
жизни коллектива и должно быть принято
контрактное решение.

Отчётно-выборный сбор предполагает подведение
итогов работы организации
, отчёт членов всех
выборных органов (советы отряда, советы дружины,
штабы, министерства, думы, и т.п.). Оценивается
работа актива и коллектива в целом.

Выборы нового актива. Распределение
поручений.

Во время выборов можно не только переизбрать
ребят, но и переделать, если нужно, всю структуру
организации.

Сбор намечает программу организации на
будущее.

Отчётно-выборные сборы проводятся сначала в
звеньях, затем в отрядах и, наконец, в
организации.

ПОДГОТОВКА К СБОРАМ

В детских организациях органы самоуправления
называются по-разному. У нас он будет называться
“штаб”.

  1. На заседании штаба определяются примерные
    сроки проведения сборов в отрядах, в организации,
    намечается план подготовки.
  2. Штаб готовит и проводит линейку или
    радиолинейку, или выпускает газету, где
    рассказывает о целях проведения
    отчётно-выборных сборов, о сроках, знакомит с
    наградами (фотографирование лучших звеньев,
    отрядов ,активистов, занесение в Книгу почёта
    организации и т.п.). Всё это штаб может
    преподнести в форме агитбригады.
  3. Проводится школа актива для звеньевых,
    командиров отрядов, взрослых членов организации.
  4. Оформляется стенд “Бей. Барабанщик, сбор!”, где
    помещается план подготовки сбора организации,
    график сборов в отрядах, вопросы-подсказки для
    ребят. Здесь же будут вывешиваться “Молнии” об
    итогах сборов в отрядах и звеньях.
  5. Штаб проводит анкетирование: Что из проведённых
    дел запомнилось? Что можешь сказать о работе
    членов штаба ( отдельно о ком-то или в целом)? Что
    предлагаешь изменить, как и почему? Что
    предлагаешь провести в будущем году? (Можно
    использовать вопросы из программы” Бей,
    барабанщик, сбор!”)
  6. Намечается ход проведения предвыборной
    кампании.
  7. После проведения сборов в отрядах на заседании
    штаба заслушивают командиров о решениях сборов
    отрядов.
  8. Между отрядами распределяются поручения:
    оформить зал, организовать работу пресс-центра в
    ходе сбора.
  9. Лучшим отрядам поручается подготовить рекламу
    об опыте своей работы.
  10. Штаб готовит отчёт о проделанной работе ( что
    организовано ими, и как каждый проявил себя,
    каковы успехи организации, выполнены ли задачи,
    поставленные в организации, что не получилось,
    почему, над чем необходимо работать в будущем,
    каков вклад каждого отряда в выполнении плана
    работы). Всё в творческой форме.

ПРЕСС-ЦЕНТР.

Во время сборов большую помощь оказывает
пресс-центр. Группа из нескольких ребят, в
составе которой художники и аналитики, с ними
может быть и один взрослый член организации.
Пресс-центру для работы понадобятся бумага,
краски, широкие кисти или маркеры, чтобы можно
было быстро делать крупные надписи. Задача
пресс-центра не пропустить ни одной хорошей идеи,
записать и учесть все предложения при
составлении решения сбора. Пресс-центр может
оживить обсуждение. Вывесив интересный или
провокационный вопрос, поднять наболевшую
проблему.

ВОПРОСЫ-ПОДСКАЗКИ…

Для новичков:

Какой день из твоей жизни в организации
запомнился больше всего?

Какое поручение выполнял?

Какое поручение выполнял ваш отряд?

Как ты заботился о малышах? Как помогаешь дома?

Что тебе понравилось в звене, в отряде? Как это
исправить?

Кому хочешь сказать: “Спасибо!”

Для тех, кто в организации уже 2-3 года:

Как выполнял поручения звена, отряда? Что
нового предложил сам?

Что можешь сделать самостоятельно?

Какие добрые дела сделал твой отряд?

Как готовил младших ребят к вступлению в
организацию?

Кому хочешь сказать “Спасибо!”

Для самых старших:

Почему ты проводишь свой досуг в организации?

Всегда ли ты оправдывал звание старшего члена
организации?

Готов ли самостоятельно руководить отрядом
сверстников или младших ребят?

Как оцениваешь работу звена, отряда,
организации, чтобы ты хотел изменить?

Чему ты научился за время жизни в организации?

Что ты сделал для того, чтобы о вашей
организации пошла добрая слава?

Кому хочешь сказать “Спасибо!”

ПОДГОТОВКА К СБОРУ ОТРЯДА.

Если отряд разделён на микрогруппы, то к
сборам и звеньях каждый готовит рисунок или
сочинение “Что мне запомнилось в этом году?” и
готовится к разговору по вопросам – подсказкам.
На сборе звена отчитывается звеньевой,
обсуждается и оценивается работа каждого и звена
в целом, принимается решение о награждениях и
порицаниях, избирается новый звеньевой.

Совет отряда готовит отчёт в творческой форме
(выполнили ли план работы, какие добрые делал
отряд, о работе с малышами, каких успехов добился
отряд, в чём необходимо подтянуться, какова роль
каждого члена совета отряда, как отряд
участвовал в делах организации, предложения на
будущее). Всё это может быть представлено в виде
частушек, видеофильма из жизни школы, класса,
сценок…

Одно звено оформляет выставку из лучших
рисунков, вывешивает молнии по итогам сборов
звеньев, дневник отряда. Можно оформить
фотовыставку из жизни отряда.

Второе звено приглашает гостей на сбор отряда (
подшефных, родителей, вожатых, взрослых членов
организации), готовит им сувениры.

Третье звено изучает мнение подшефных ( готовит
небольшое выступление с ними или интервью на
видео- или же на магнитофонную ленту).

Четвёртое звено проводит анкету в отряде: Кого
предлагаешь в совет отряда и почему? Что
предлагаешь взять с собой на будущий год (
интересные дела, дружбу, законы жизни отряда…)?

Пятое звено анализирует и выпускает
мини-газету до сбора.

ХОД СБОРА ОТРЯДА.


  1. Линейка ( рапорт о готовности к сбору, отрядная
    песня или речёвка, девиз).
  2. Отчёт совета отряда.
  3. Обсуждение (высказывают своё мнение члены
    отряда, выступают гости, звено, которое готовило
    анкетирование).
  4. Оценивается работа совета отряда (голосование).
  5. Выступают звеньевые – знакомят с решением
    сбора звена. Отряд соглашается или отрицает.
  6. Оценивается работа отряда ( выступает звено,
    проводившее анкетирование, малыши, гости отряда).
    Достоин ли отряд фотографирования, как лучший.
    Сбор решает — кого наградить по итогам
    деятельности отряда за год.
  7. Высказываются пожелания в адрес штаба
    организации, предварительно оценивается работа
    штаба.
  8. Выборы:
  • вожатый говорит об обязанностях членов штаба
    организации и совета отряда, какими качествами
    должны обладать эти ребята;
  • выдвижение кандидатов в штаб (неограниченно),
    голосование, те, за кого проголосовало
    большинство, становятся кандидатами;
  • звено, проводившее анкетирование, рассказывает
    о кандидатах в совет отряда. Список кандидатов
    дополняется. Решается из скольки человек будет
    состоять совет отряда. Ребята, набравшие
    большинство голосов, становятся членами совета.
  1. Орлятский круг: зачитывается решение сбора,
    исполняется любимая песня отряда.

После сбора новый совет отряда распределяет
между с собой поручения, пресс-центр выпускает
стенгазету.

ВЫБОРЫ

Предложения по организации “предвыборной
кампании”:

  1. Анкетирование “Кого ты предлагаешь в штаб?”
  2. Выдвижение кандидатов в отрядах.
  3. Оформляется стенд “Наши кандидаты” ( с данными
    о ребятах, выдвинутых отрядами в штаб и краткими
    характеристиками.
  4. Предвыборные выступления кандидатов в отрядах
    со своей программой деятельности.
  5. Работа агитаторов (выходы в отряды, выпуск
    агитационных листовок, радиопередач).
  6. Деловая игра. Каждому кандидату поручили
    провести одно из плановых дел. Дела
    распределялись по жребию. Не обязательно самому
    писать плакатным пером или разбираться во всех
    течениях рок-музыки, задача – организовать дело,
    найти компетентных помощников, распределить
    поручения, довести начатое до конца.
  7. Пресс-конференция с кандидатами. Ринг вопросов
    и ответов”.
  8. Отчётно-выборное собрание.

В заключении ещё раз напоминаем, что выборы
актива связаны с выработкой программы
дальнейшей деятельности организации. На
собраниях ребята должны голосовать не просто за
“хорошего мальчика”, а за предложенную им
программу. А выработать её дело непростое. Нужно,
проанализировать положение дел, определить
ближние и дальние цели, наметить пути их
достижения, конкретные дела. Эту работу одному
проделать трудно, необходима помощь
единомышленников, вожатых, родителей.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА
ВЫБОРАХ.

На сборе перед голосованием необходимо принять
решение о численном составе выборного органа,
определить его структуру, то есть, решить, какие
поручения будут выполнять члены штаба. Здесь же
решается на какой период избирается штаб.

Если решили, что штаб будет состоять, например,
из 9 человек, а кандидатов 15, то каждый член
организации имеет право девять раз
проголосовать “за” и шесть раз “против”.
Ребята, набравшие большее количество голосов
становятся членами штаба.

После сбора новый состав штаба распределяет
между собой поручения. А можно и на сборе выбрать
председателя штаба, ответственных за различные
программы деятельности.

Если во время предвыборной кампании все ребята
имели возможность встретиться с кандидатами, то
голосование можно организовать следующим
образом. В день сбора на переменах в актовый зал
приглашаются отряды, организованно , по графику.
Ещё раз знакомятся с именами кандидатов в штаб и
выписывают из общего списка имена ребят , которым
доверяют организацию. Листочки опускают в ящик.
Счётчики объявляют результаты голосования во
время сбора.

НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ ДЛЯ СБОРА.

Идея первая: выдвинутое предложение на
сборе надо защитить вслух, обыграть в творческой
форме в виде рекламы, доказать их важность.

Идея вторая: выборочное интервью.
Обсуждается какое-то дело, предложение. Ведущие
задают вопросы (один-два) представителям отрядов,
звеньев и гостям сбора.

Идея третья: на сборе действует группа
контрпредложений (“скептики”), которая
“придирается”, сомневается, задаёт вопросы “на
засыпку”, заставляет искать доказательства.

Идея четвёртая: решение сбора раздаётся
ребятам, они комплектуют группы обсуждения. Если
сбор общешкольный – разновозрастные. Затем
группы докладывают своё мнение.

Идея пятая: на сборе присутствует
специально созданная группа “экспертов”. Они
слушают выступления, предложения, и последними
высказывают свои мнения. Экспертами могут быть
старшие ребята, взрослые члены организации,
родители.

Идея шестая: до сбора работает “группа
анализа”, она проводит анкетирование, собирает
письменные вопросы штабу, кандидатам,
классифицирует предложения.

Идея седьмая: в начале сбора объявляется
конкурс на лучшее выступление, лучшую подсказку,
нестандартное предложение. Итоги подводит
специальное жюри или все ребята голосованием.

ВОПРОС, ПРОБЛЕМА, ОПЫТ.

Игра, которую можно провести на сборе.

Предварительная работа.


  1. Заготавливаются карты-лото, по типу “Русского
    лото”, где вместо цифр располагаются слова:
    вопрос, проблема, опыт, предложение, игра, оценка.
  2. В “Русском лото” ведущий вынимает из мешочка
    бочонки с номерами. И вы заготовьте карточки или
    кубики с надписями “вопрос”, “проблема”,
    “опыт”, “предложение”, “игра”, “оценка”,
    которые будут вытаскиваться из мешочка. А так же
    карточки, которыми будут закрываться клетки в
    карте-лото после выполнения задания.

Участники игры.

  1. Группа экспертов, в которую могут входить
    представители администрации (школы, района),
    вожатые, старшие ребята, родители. Эта группа
    оценивает выполнение заданий, отвечает на
    вопросы.
  2. Несколько игровых команд. На сборе это могут
    быть звенья или отряды.
  3. Ведущий.

Ход игры.


  1. Группы рассаживаются за столы, на которых
    находятся карты-лото.
  2. Ведущий представляет играющих за столами,
    группу экспертов.
  3. Команды знакомятся со своими картами-лото и
    выполняют задания. На подготовку даётся 10 минут.
  4. Ведущий вытягивает из “мешочка” карточку, у
    кого на карте-лото есть это слово, те вступают в
    игру.
  5. После выполнения задания экспертная комиссия
    выдаёт работавшим командам карточку для
    закрытия соответствующей клетки на карте-лото.
  6. Ведущий из мешка вытягивает следующее слово.

Варианты заданий.

Проблема.

1 вариант: группа выдвигает проблему, и просит
помощи в её решении у других групп или у
экспертов;

2 вариант: ведущий предлагает группам решить
проблемную ситуацию (можно использовать
проблемы, предложенные в программе “Бей,
барабанщик, сбор!”)

Опыт.

1 вариант: группа делится своим наиболее
интересным опытом.

Вопрос.

1 вариант: группе задаётся вопрос из истории
детской организации;

2 вариант: группа разыгрывает или задаёт вопрос,
на него могут отвечать эксперты или другие
группы.

Оценка.

1 вариант: группа высказывает свои предложения
по оценке деятельности выборных органов.

Предложение.

1 вариант: группа высказывает свои предложения
по деятельности организации в будущем году.

Игра или сюрприз.

1 вариант: группа проводит игру с залом или
открывает свой сюрприз для всех;

2 вариант: группа получает сюрприз для
организаторов игры.

Выигрывает команда, которая первой закроет всю
карту-лото.

Во время подготовки к сбору организации можно
записать на магнитофонную ленту интервью о
работе организации: библиотекаря, завхоза,
работников детского сада, директора школы,
младших ребят. Родителей, местной администрации,
просто прохожих на улице. А на сборе прослушать
эти записи.

ЗАПОВЕДИ СБОРА.

Высказывай вслух своё мнение по любому
вопросу.

“Человек воздержавшийся – человек
неудавшийся”.

Выбирают тебя куда – нибудь – чувствуй
ответственность,

не задавайся, завтра будешь
подчиняться.

“В отряде нет начальства, хозяин –
коллектив”.

Будь откровенен с друзьями!

“Не ныть, не хныкать по углам, беду и
радость – пополам!”

Прежде чем, что – нибудь сказать,
подумай.

“Не сердись, не кричи, не пищи,
сдержанным будь, решенье ищи”.

Статья посвящена вопросам создания и перспективам развития общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение детей и молодежи», появившейся несколько лет назад в пространстве современной школы. Проанализированы целевые ориентиры, функции и приоритетные направления движения. Материалы статьи рекомендованы педагогам и руководителям образовательных организаций, аспирантам, студентам, представителям детских и молодежных движений, общественных объединений и некоммерческих организаций.

Н.М. Куранина,
руководитель ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара»,
Сопредседатель Российского Движения Школьников,
член Общественной палаты Российской Федерации,
Москва

В настоящее время история развития детских общественных объединений открывает свою новую главу. Сами участники детского движения выбрали название – «Движение Первых». Они же определят основные направления и содержание деятельности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, придумают игры, в которые будут играть, традиции, которые захотят соблюдать, свою систему личностного роста и самореализации, свои отличительные знаки, символы, ритуалы и вдохновляющие девизы…

Рис. 1. Символика РДДМ

Но самыми главными станут разработанные и реализованные участниками движения социально значимые дела, проекты и инициативы, которые будут отражать актуальные вопросы воспитания социальной активности детей и молодежи, будут востребованы и, несомненно, изменят мир к лучшему (Рис. 1). Президент России В.В. Путин 14 июля 2022 года подписал Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» № 261-ФЗ, где определено правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности добровольного, самоуправляемого общероссийского общественно-государственного движения [10].

Это движение нацелено на подготовку детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями [10].

Школьники и студенты будут участниками движения, а взрослые будут их наставниками, которыми могут быть и родители, но не могут быть иноагенты и сотрудничающие с ними лица [5].

Среди целевых ориентиров Российского движения детей и молодежи обозначены следующие (Рис. 2):

  • содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;
  • содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;
  • создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;
  • создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [10].

Общественно-государственное Российское движение детей и молодежи (РДДМ) – это единое движение, создающееся совместно с детьми и для детей, которое призвано не только сплотить все существующие детские организации, движения и объединения в стране, чтобы охватить наибольшее количество детей и подростков, но и дать им максимальную поддержку, «дотянуться» до каждого ребенка. В РДДМ каждый участник найдет для себя значимое, интересное и полезное дело, раскроет «себя» на этой новой территории, которая предоставляет разнообразные возможности.

В этой связи возникает желание выявить потенциал, заложенный в Российское движение детей и молодежи, и разобраться, зачем оно нужно современным детям, что может им дать, и в чем может помочь современной школе [1, 5] (Рис. 3). Среди задач РДДМ – содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организация досуга детей и молодежи.

Мы часто говорим о назначении детских общественных организаций и их огромной роли в процессе социализации и профессиональной навигации для детей, о роли педагога и наставника, как значимого взрослого, о зоне ближайшего развития, проявлении лидерских качеств и реализации инициатив участников движения… Но при этом не всегда (а если честно, то редко) отмечаем те возможности для построения воспитательной системы в школе, которые открывает Российское движение детей и молодежи.

Объединяя различные детские организации и ориентируясь на инициативы и интересы детей, Российское движение детей и молодежи может выполнять в школе функции проектного офиса, куда любой обучающийся может прийти, предложить свою идею, разработать социально значимый проект, найти ресурсы и единомышленников, куратора или эксперта.

Российское движение детей и молодежи предполагает максимальный охват детей позитивной активностью, следовательно, оно становится площадкой по профилактике негативных проявлений. Обучающиеся, состоящие на внутришкольном контроле или внутришкольном учете, имеют возможность подключиться к социально значимой деятельности, добровольчеству, волонтерству, гражданско-патриотическим и спортивным проектам, получить положительные характеристики от педагогов и наставников РДДМ. При плохой успеваемости, можно попробовать себя в альтернативных видах деятельности и оказаться в «ситуации успеха», что является одним из направлений социализации и во многом способствует самоопределению участников движения. При повышенной тревожности, связанной с оцениванием знаний, дети получают опыт работы в условиях, где отсутствует «жесткая» оценка их знаний и умений, то есть оценивание в привычной форме даже не предполагается [4].

В рамках деятельности Движения его участники не просто знакомятся с различными видами деятельности, встречаются с представителями различных профессий, но в процессе реализации своих инициатив могут проследить весь процесс управления проектом от зарождения идеи до реализации и подготовки отчетной документации, презентации или программы продвижения в социальных сетях. При этом многие процессы и системы взаимодействия ребята узнают изнутри, являясь частью событий, что позволяет им сделать адекватный вывод о своих возможностях и предпочтениях в профессиональной деятельности.

РДДМ с его принципами свободы и открытости предоставляет молодому поколению возможность осуществить социальные пробы и взять на себя ответственность за настоящее и будущее страны, что актуализирует способность участников самостоятельно осуществлять выбор в политической, экономической, профессиональной, бытовой и др. ситуациях. Это особенно важно, потому что
в современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особое значение. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы подростки не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными и самоуверенными карьеристами. Именно в школьные годы необходимо заложить основы саморазвития и создать у ребенка устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Являясь центром детской активности, РДДМ формирует среди обучающихся лидеров, которые транслируют позитивные идеи и могут стать примером для подражания как среди детского сообщества, так и для родителей, педагогов и жителей ближних и дальних районов.

Вокруг позитивной детской активности, как правило, формируется информационное поле, поэтому РДДМ с развитием современных технологий и медиа-коммуникаций становится центром неформального образования и общения детей, родителей и педагогов. Здесь хранится информация об активных участниках-выпускниках, которые впоследствии могут [4]:

  • приходить в школу с профориентационными лекциями,
  • участвовать в развитии образовательной организации,
  • создавать клубы выпускников,
  • быть активными участниками Движения,
  • выступать в качестве экспертов проектной деятельности,
  • становится наставниками и кураторами различных проектов.

В современной ситуации отмечается тенденция привлечения молодежной аудитории к формированию позитивного контента в социальных сетях. Это связано с широким распространением негативной информации (например, экстремистской направленности) в онлайн-пространстве. Политика нашего государства в области национальной безопасности выделяет деятельность по предупреждению экстремизма в молодежной среде отдельным направлением своей работы, в связи с чем на образовательные организации возложена обязанность профилактики экстремистской деятельности, а именно:

  • выявление и устранение причин негативных социальных явлений;
  • анализ структуры молодежных групп, находящихся в зоне риска, и снижение уровня
    этого риска;
  • выявление лиц, деятельность которых подразумевает реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение [12].

В этом направлении значительную роль играет РДДМ, деятельность которого направлена непосредственно на социальное воспитание детей и молодежи. Формируя позитивный контент в социальных медиа, РДДМ развивает детские средства массовой информации (СМИ). Но необходимо отметить, что большинство самодеятельных и официальных детских и подростковых СМИ не используют свой медиаобразовательный потенциал, хотя очевидно, что участие детей в создании медиатекстов, подготовке самодеятельных изданий – это важный элемент их воспитания, который надо развивать.

Основными принципами деятельности Российского движения детей и молодежи стали [8] (Рис. 4):
1) добровольность участия в Движении;
2) равенство прав участников Движения;
3) учет индивидуальных особенностей участников Движения;
4) непрерывность и систематичность деятельности Движения;
5) преемственность деятельности Движения по отношению к участникам Движения разных возрастов;
6) открытость деятельности Движения.

Для обеспечения достижения целей своей деятельности Российское движение детей и молодежи реализует программу воспитательной работы Движения [6, 11] в соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» [9] и «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации» [8] на основе примерной рабочей программы воспитания, в которую входят следующие модули: «Ключевые общешкольные дела»; «Классное руководство»; «Курсы внеурочной деятельности»; «Школьный урок»; «Самоуправление»; «Детские общественные объединения»; «Экскурсии, экспедиции, походы»; «Профориентация»; «Школьные медиа»; «Организация предметно-эстетической среды»; «Работа с родителями».

Опираясь на возможности Российского движения детей и молодежи, школа может реализовать программу воспитания по каждому модулю. При этом Движение становится своего рода методическим кабинетом по вопросам воспитания [6, 11].

Российское движение детей и молодежи призвано объединить уже существующие детские движения, объединения и организации, при этом не растеряв, а приумножив их воспитательный потенциал. Важно отметить, что воспитательное пространство детских общественных организаций сегодня отвечает запросам общества и государства, при этом продолжает активно расширяться, консолидируя вокруг себя новые государственные социальные институты [11].

Детские общественные организации обладают достаточным потенциалом для того, чтобы
быстро и гибко реагировать на новые вызовы не только общества, государства, сферы образования, но и на стремительно меняющиеся запросы детей. «Потенциал», в переводе с латинского языка – это буквально сила, мощь. И сегодня мы действительно можем говорить о потенциале-мощи детских общественных организаций, воспитательные возможности которых продолжают расти.

Детская общественная организация давно перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Современные детские общественные организации могут быть охарактеризованы, как сообщества, создаваемые не для детей, а самими детьми, при участии поддерживающих «взрослых» для реализации общих интересов в условиях совместной, социально значимой деятельности. И под термином «взрослые» в данном контексте все чаще стоит не просто педагог, ведущий за собой, а скорее целый социальный институт [2]. Реализация проектов всероссийских детских и молодежных организаций и движений становится социальным лифтом для обучающихся, потому что учредителями Российского движения детей и молодёжи стали 26 крупнейших в России детско-юношеских организаций, чьи возможности открывают большие перспективы и дают новый опыт в разных направлениях деятельности, реализуя многочисленные проекты, среди которых следующие (Рис. 5):

  • «Большая перемена»,
  • «Национальная технологическая инициатива «Кружковое движение»,
  • Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»,
  • Юнармия, Школы безопасности,
  • Российское историческое общество,
  • Российское географическое общество,
  • волонтерские проекты Всероссийского общественного движения «Волонтеров Медиков», Всероссийского общественного движения «Волонтёров победы», Ассоциации
    волонтёрских центров,
  • проекты президентской платформы «Россия страна возможностей»,
  • Всероссийское общество «Знание».

Кроме того, каждая вышеназванная организация формирует сообщество профессиональных волонтеров из числа участников проектов, готовых передавать свои знания и опыт внутри системы, становиться наставниками для следующих участников проектов всероссийских детских и молодежных организаций и движений.

Но потенциал – это также совокупность всех имеющихся возможностей, в широком смысле, это «запасные» средства. И сегодня в развитии детских общественных организаций мы наблюдаем полярные векторы развития. С одной стороны, многие проекты стандартизированы и масштабированы на Федеральный уровень, они находятся на пике своего развития, интересны детям, привлекательны для различных государственных социальных институтов, имеют четкую цель и решают поставленные задачи. А с другой стороны, в глубине небольших детских общественных объединений зарождаются новые проекты, те самые «запасные» средства, которым еще предстоит
расти до Федерального уровня, а для этого им также нужна поддержка государственных социальных институтов, важна информационная поддержка.

Деятельность детских общественных организаций всегда рассматривалась с двух позиций:

  • с одной, как цель, которую ставят перед собой дети,
  • с другой – как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые.

Но добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда в нём видна перспектива интересной жизни, возможность удовлетворения своих запросов. При этом предполагается создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности, а как результат мы видим реальное желание и готовность участников детских общественных организаций выполнять социальные функции в обществе и стремиться к развитию государственных социальных институтов.

Воспитательный потенциал деятельности детских общественных объединений направлен на то, чтобы участники, входящие в организацию, имели возможность влиять на ее деятельность. Это значит, что принятие норм и традиций детской общественной организации не должно отнимать у ребенка своего «Я», возможностей проявления индивидуальности и своей субъектной активности [11].

В то же время в детской общественной организации происходит не только формирование личности, но и «отбор» внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора. Детская общественная организация представляет собой важный фактор социализации, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, возможностей, целей своих участников, способствуя взаимному обогащению, а с другой стороны, способствуя реализации воспитательных потенциалов и консолидации государственных общественных институтов во имя ребенка. Сегодня перед новой детской общественной организацией стоят непростые, но очень важные и интересные задачи:

  • Как развивать Российское движение детей и молодежи, сохранив и приумножив
    потенциал и возможности детских общественных движений, организаций и объединений?
  • Как сформировать детские самоуправляемые сообщества вокруг лидеров мнений, при этом формируя коллектив на основе интересной и продуктивной деятельности?
  • Как интегрировать воспитательные программы Движения со школьными программами воспитания, таким образом, чтобы каждый социальный институт от этого только выиграл?

На эти и другие вопросы нам только предстоит найти ответы, но уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что мы готовы открывать новые горизонты и вместе пробовать новые пути решения обозначенных задач для предоставления детям и молодежи новых территорий возможностей и социально значимых событий.

Список литературы:

  1. Данилина А. Зачем нужно Российское движение школьников. Как юному поколению помочь найти себя?// Учительская газета, №16 от 18 апреля 2017. (Электронный ресурс). URL: https://ug.ru/zachem-nuzhno-rossijskoe-dvizhenie-shkolnikov-kak-yunomu-pokoleniyu-pomoch-najti-sebya/ (дата обращения: 14.11.2022)
  2. Добрынина М.В., Коваленко Д.Г., Кранин А.В. Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций // ЭСГИ. 2017. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-dvizhenie-shkolnikov-kak-novaya-forma-vzaimodeystviya-obrazovatelnyhi-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih (дата обращения: 16.11.2022).
  3. Новицкая Е. Российское движение детей и молодежи или современный аналог пионерии – для чего потребовалось создание новой организации. (Электронный ресурс). URL: https://ivprave.ru/prava/obrazovanie/pioner (дата обращения: 17.11.2022)
  4. «РДШ» в школе. Методическое пособие // Авторы-составители: Белорыбкина Е.А., Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., Долина Н.Н., Епов Д.В., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В., Прутченков А.С., Родионова Е.Г., Телушкин М.В., Фришман И.И. /– Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018. – 76 с.
  5. Журавлев К. Основа сильной России: зачем нужно новое движение детей и молодежи//Газета.ru. (Электронный ресурс). URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/07/22/15168860.shtml (дата обращения: 13.11.2022)
  6. Российское движение школьников в образовательной организации [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Харланова, С.В. Рослякова, Н.А. Соколова и др.; под ред. Е.М. Харлановой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 281 с. (Электронный ресурс). URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6965/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.11.2022)
  7. Сайт «Российское движение школьников» (рдш.рф) https://xn--d1axz.xn--p1ai/
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL:
    http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 28.10.2022).
  9. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 28.10.2022).
  10. Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». (Электронный ресурс). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025 (дата обращения: 15.11.2022)
  11. Харланова Е.М. Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sistemapervichnogo-otdeleniya-rossiyskogo-dvizheniya-shkolnikov-etap-stanovleniya (дата обращения: 14.11.2022).
  12. Шагина Е.С. Формирование позитивного контента в социальных сетях как форма профилактики экстремизма, проводимая учреждениями дополнительного образования// Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научноисследовательской конференции (Екатеринбург, 13 апреля 2021 г.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, — С. 332-337. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/104035 (дата обращения: 16.11.2022).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по заполнению налоговой декларации госслужащих
  • Инструкция по охране труда для электросварщика ручной сварки
  • Трава гингобелоба инструкция по применению цена
  • Должностные инструкции директора частного детского сада
  • Нуклеопептид для кошек инструкция по применению в ветеринарии