Деятельность обучающегося под руководством учителя

Автор статьи

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Деятельность учителя в процессе обучения

Замечание 1

Основное назначение педагогической деятельности – это управление сознательной и активной познавательной деятельностью учащихся.

В процессе обучения учитель ставит перед учениками учебную задачу и постепенно ее усложняет, что обеспечивает поступательное движение мысли учащегося по пути познания.

Помимо этого учитель создает оптимальные условия для реализации целей обучения. Под условиями понимается подбор эффективных методов, средств, форм и приемов, содержание которых направлено на достижение поставленной цели.

Управление процессом обучения предусматривает прохождение ряда последовательных этапов, каждый из которых соответствует заданной структуре процесса обучения:

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

  • Планирование процесса обучения (постановка цели, задач, подбор методов, средств и т.д.);
  • Организация процесса обучения (проведение учебного занятия);
  • Регулирование процесса обучения (предотвращение и устранение возможных проблем, направление деятельности учащихся в нужное русло и т.д.);
  • Контроль и оценка процесса обучения (проведение проверочных заданий, оценка усвоенных знаний и т.д.);
  • Результат процесса обучения (достижение поставленной цели обучения).

Для реализации данных этапов педагогом составляется специальный план. В зависимости от срока планирования различают, следующие виды планов: календарно-тематические или поурочные. В свою очередь данные планы подразделяются на три типа, в соответствии с поставленными задачами: тактические, оперативные или стратегические. В планы педагог включает анализ исходного уровня знаний учащихся, их возможности, продумывание и подбор методов, форм и средств обучения, учет методического и технического оснащения образовательной организации, постановка задач обучения и т.д.

«Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения» 👇

Замечание 2

Таким образом, деятельность педагога в процессе обучения заключается в эффективной организации деятельности учеников, создании оптимальных условий для обучения и постановке учебных задач.

Необходимо отметить, что постановка учебных задач имеет большое значение в деятельности педагога. В соответствии с дидактикой, следует упор на ряд правил по постановке познавательных задач:

  1. Текст задачи должен быть изложен так, чтобы в нем содержалась полезная информация, необходимая для развития воображения, ума и творческих процессов.
  2. Задача должна заинтересовать учащегося на выполнение учебного задания.
  3. Каждый учащийся должен обладать навыками самостоятельной постановки учебных задач.
  4. Обязательный учет уровня подготовки учащихся к решению конкретной учебной задачи.

Еще одним важным компонентом деятельности педагога в процессе обучения является осуществление текущего (промежуточного) и итогового контроля обучения. Это необходимо для того, чтобы выявит степень усвоения учебного материала учащимися, и определить эффективность используемых методов, форм, приемов и средств, применяемых средств обучения.

Педагог осуществляет текущий контроль посредством разнообразных письменных заданий, устного опроса, проверки домашних работ и т.п.

На основании полученных результатов реализованного текущего контроля педагог делает вывод об успеваемости учащихся и эффективности собственной педагогической деятельности.

Деятельность учащихся в процессе обучения

Процесс обучения с точки зрения учащихся – это специфический вид деятельности, который структурно организован и управляем со стороны педагога.

Замечание 3

Цель обучения – это получение системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Одним из важнейших компонентов успешности обучения является наличие мотивации учеников на получение новых знаний. То есть ученик должен быть иметь побуждение, руководствуясь которым он будет осуществлять те или иные учебные действия. В настоящее время выделяют три основные группы мотивов:

  1. Перспективно-побуждающие мотивы. В основе данных мотивов лежит понимание учащимися необходимости получения конкретных знаний, умений и навыков, и их значимость для последующей жизнедеятельности и выбора профессии.
  2. Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой данных мотивов выступает удовлетворение, получаемое учащимися от познавательной деятельности, расширения кругозора, формирования картины мира и т.д. Основное место среди этой группы мотивов занимает осознанная потребность учащегося в получении знаний и удовлетворении своего познавательного интереса.
  3. Непосредственно-побуждающие мотивы. Представлены эмоциональными состояниями личности учащихся, на основании которых мотивация к обучению (отрицательная или положительная).

Чаще всего в процессе обучения педагоги используют внешние стимулы. Это объясняется тем, что в современной школе еще не искоренены взгляды на то, что ребенка необходимо заставлять учиться, а не заинтересовать учебой. В настоящее время установлено, что постоянное давление на учащегося, и контроль за его обучением, напротив, отталкивают учеников от учебы, вызывает нежелание учиться. Именно поэтому очень важно развивать внутренние мотивы на обучение. Для того, чтобы внутренняя мотивация была максимально высокой педагог должен обладать рядом психологических приемов, способствующих определению эмоционального и психологического состояния каждого учащегося, с целью выявления тех мотивов, которые у него являются ведущими.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения взаимосвязана, так как обучение с позиций теории деятельности носит межсубъектный характер. Поэтому деятельность учителя и деятельность ученика должна быть согласована. Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие учителя и ученика (педагогического коллектива и коллектива учащихся), но их взаимодействие, сотворчество, направленное на достижение конечной цели, каковой является не методическое совершенствование процесса, а личность учащегося – его развитие, обучение и воспитание.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Почепская средняя общеобразовательная школа»

Выполнила: Дружина Наталья Игоревна

Тема: «Исследовательская работа школьников под руководством современного учителя»

«Учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником»

Сегодня, в условиях модернизации современного образования, возникает необходимость внедрения новых педагогических технологий , одним из направлений является построение содержания образования на основе исследовательской деятельности.

Научно-технический и культурный потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умения мыслить самостоятельно.

Это умение позволит человеку, потерявшему привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.
Приобщение учащихся к научным исследованиям становится актуальным не только на начальном этапе, но особенно на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления.
На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

 Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования.

Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться  конструировать, исследовать, открывать. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.

Каждый из нас — изначально, по своей природе — исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные в культуре способы организации исследования. Хорошо известно, что работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Учитель исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить научно- исследовательскую работу (НИР) с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе. Исследовательская деятельность педагога сегодня рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять па практике.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области иностранного языка. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений между людьми с разными культурными ценностями, сегодня термин «толерантность» используют с такими словами как «общество», «традиции», «культура».

Поэтому одной из главных задач является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются толерантное мышление и знакомство с различными культурами разных стран.

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.

В своей практике я использую различные виды творческих исследовательских работ, такие как:

реферативные работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме, например: «Роль иностранного языка в жизни человека», «Я здоровый ребёнок»;

проектные — творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, например: «Лондонский Тауэр и Петропавловская крепость, что общего в этих достопримечательностях».

исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Например: «Использование современной лексики на уроках английского языка».

Я давно используя метод проектов. На младшей и старшей ступенях обучения учащиеся с удовольствием рисуют, создают модели, схемы. В старших классах проекты усложняются по форме и содержанию, увеличивается время на их подготовку. Учащиеся  ищут информацию, делают презентации, которые не оставляют равнодушными ни одного ученика.  Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.   

Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества».

ПО МАТЕРИАЛАМ
КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА
/ ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

Типичные варианты структуры учения школьников

Условно
можно выделить два типичных варианта
учебной деятельности школьников. Один
из них протекает во время урока или
другой формы обучения школьников, где
ведущую, направляющую роль осуществляет
учитель. Второй – во время самостоятельной
работы учеников на уроке или при
выполнении домашних заданий.

В
случае, когда учебная деятельность
протекает под руководством учителя,
можно вычленить следующие учебные
действия школьников:

  • принятие учебных
    задач и плана действий, предлагаемого
    учителем;

  • осуществление
    учебных действий и операций по решению
    поставленных задач;

  • регулирование
    учебной работы под влиянием контроля
    учителя и самоконтроля;

  • анализ результатов
    учебной работы, осуществляемой под
    руководством учителя.

В
ходе самостоятельной учебной деятельности,
осуществляемой без непосредственного
руководства учителя в данный момент,
обычно выделяются следующие действия:

  • планирование
    или конкретизация задач своей учебной
    деятельности;

  • планирование
    методов, средств и форм учебной
    деятельности;

  • самоорганизация
    учебной деятельности;

  • самоконтроль в
    ходе учебной деятельности;

  • саморегулирование
    учения;

  • самоанализ
    результатов учебной деятельности.

Структурные
элементы учебной деятельности несколько
видоизменяются в зависимости от характера
решаемых учебных задач, от ведущих
методов, которые при этом используются.

Структура
учебной деятельности школьников при
непосредственном управлении ею со
стороны педагога в полной мере согласуется
со структурой действий учителя. Если
учитель планирует задачи, предстоящие
учебные действия учеников, стимулирует
их, то ученик принимает эти задачи и
осуществляет намеченные действия,
опираясь на мотивы, возникшие под
влиянием стимулирующих воздействий
учителя. Если учитель контролирует
действия учеников и регулирует свои
обучающие действия, то ученики под
влиянием преподавателя также регулируют
свои действия. Точно так же анализ
результатов обучения протекает во
взаимосвязи с самоанализом их самим
школьником. В этом соответствии структуры
действий учителя и учеников и заключено
единство процессов преподавания и
учения, которые только в случае наличия
этого единства и создают новое целостное
явление, которое и называют процессом
обучения.

Взаимодействие
преподавания и учения проявляется и в
том случае, когда ученик занят
самостоятельной учебной деятельностью
в отсутствии учителя или при выполнении
самостоятельных работ на уроках. В этом
случае педагог опосредованно направляет
действия учеников, так как до этого он
поставил перед ними задачи, стимулировал
активное выполнение заданий, и примет
участие в анализе результатов выполнения
заданий49.

ПО
МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЗАГВЯЗИНСКИЙ
В. И.

ТЕОРИЯ
ОБУЧЕНИЯ:

СОВРЕМЕННАЯ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Процесс
овладения знаниями, умениями и навыками
может происходить в двух основных
вариантах: репродуктивном (воспроизводящем)
и продуктивном (творческом).

Репродуктивный
вариант

включает в себя восприятие фактов,
явлений, их осмысление (установление
связей, выделение главного и т. д.), что
приводит к
пониманию.

Основное
из понятого (исходные положения, ведущий
тезис, аргументация, доказательство,
основные выводы) ученик должен удержать
в памяти, что требует особой (мнемической)
деятельности, предусматривающей приемы
механического и логического запоминания,
систему повторения изученного. Запоминание
понятого приводит к
усвоению
материала. Часть материала вполне
достаточно довести до уровня понимания
или до уровня усвоения. Но наиболее
важный материал, а также способы
деятельности следует довести до уровня
овладения,
что требует еще одного этапа 
применения,
использования усвоенного либо на уровне
репродуктивном, алгоритмическом, либо
на уровне поисковом (творческом). На
этом этапе отрабатываются на основе
многократного повторения действий
(упражнений) необходимые умения и навыки.
Последний этап в обучении, особенно по
обществоведческим и гуманитарным
дисциплинам, явно недооценивается. Цикл
овладения знаниями остается незавершенным.

Продуктивный
вариант

учебной деятельности выглядит иначе,
содержит ряд новых элементов (логическое
и интуитивное предвосхищение, выдвижение
и проверка гипотез, перебор и оценка
вариантов и др.). Данный вариант состоит
из ориентировочного, исполнительского
и контрольно-систематизирующего этапов.
И добывание, и применение знаний, и
определение отношений и оценок здесь
носит поисковый, творческий характер.
Стимулируются самоанализ, саморегуляция,
инициатива, развитие прогностических
и конструктивных (проективных)
способностей. Однако по многим дисциплинам
продуктивный вариант используется, к
сожалению, спорадически, вне системы.
Продуктивный вариант может состоять
из следующих звеньев:

Соседние файлы в папке смирнов дидактика

  • #
  • #

Учебный процесс учеников в школе проходит под непосредственным руководством преподавателя. Основное назначение его работы или деятельность учителя, состоит в правильном управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Педагог ставит перед учениками задачи, со временем повышая их сложность, и тем самым задавая темп поступательному и равномерному движению мысли учащегося по пути сознания. Сам учитель и создает нужные условия для гармоничного и результативного протекания процесса обучения: отбирает конкретное содержание в точном соответствии с поставленными перед ним целями, тщательно продумывает и затем использует различные формы организации деятельности учащихся и учебного процесса, применяет разнообразие методов, с помощью которых выбранное содержание превращается в достояние учеников.

Управление процессом обучения школьников

Управление процессом обучения обязательно предполагает своевременное прохождение конкретных этапов, соответствующих определенной структуре педагогического процесса и непосредственно учебной деятельности: это планирование, организация, регулирование (также можно сказать стимулирование), всесторонний контроль, оценка и последующий анализ полученных результатов.

Планирование в педагогической деятельности

Этап планирования в педагогической деятельности преподавателя заканчивается составлением календарно-тематических либо поурочных планов в зависимости от тех задач, которые будет необходимо решать учителю: это могут быть тактические, стратегические либо же оперативные задачи. Перед составлением планов учителем проводится долговременная и очень подробная работа. Она состоит из следующих направлений: анализа исходной степени подготовленности школьников, их личных учебных возможностей, состояния, в котором находится материальная база и методическое оснащение, своих собственных профессиональных компетенций и возможностей; определения четких образовательных, воспитательных и, конечно же, развивающих задач, исходя из конкретной дидактической цели конкретного занятия и сформированности данного класса как слаженного коллектива; отбора содержания, что включает в себя тщательное продумывание форм и методов ведения урока, определенных видов работ и так далее.

Замечание 1

Организация деятельности учителя и учащихся в процессе обучения предполагает постановку перед школьниками конкретной учебной задачи и последующее создание положительных условий для ее успешного выполнения. При этом применяется ряд приемов, среди которых инструктаж, последовательное распределение функций, предъявление четкого алгоритма и так далее.

Преподавание предполагает постоянное регулирование и корригирование всего процесса учебы на основе непрекращающегося текущего контроля, то есть своевременного получения данных касательно хода научения учеников и эффективности используемых приемов, а также методов своей личной деятельности. Полученные результаты данного контроля, который осуществлялся в виде простого наблюдения, письменных и устных опросов, проверки классных и самостоятельных домашних заданий, а также с применением прочих приемов и методов, учитываемых преподавателем не только на проводящемся занятии, но и в перспективе. Это могут быть такие процессы, как ускорение либо замедление привычных темпов учебной деятельности, увеличение или уменьшение количества предлагаемой учебной работы, внесение неких изменений в порядок донесения учебного материала, постановка наводящих вопросов и сопутствующих разъяснений, предупреждение возникающих затруднений и прочее. Важное место на данном этапе работы преподавателя занимает именно стимулирование проявляемой активности и повышение самостоятельности учеников.

Анализ результатов решения педагогических задач

Завершающим этапом обучения школьников, а также учебного процесса в общем, можно назвать анализ результатов решения конкретных педагогических задач. Он проводится с точки зрения достижения в целостности образовательных, развивающих и воспитательных целей, а также возможных способов и условий их успешного достижения. В этом случае стоит исходить из общих требований принципа оптимальности, учитывая то, что требуемый окончательный результат может достигаться в том числе и за счет некой перегрузки как школьников, так и преподавателя. Анализ должен точно выявить объективные причины недостатков и недочетов в обучении, а также основания успехов, затем наметить способы дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках конкретного образовательного процесса.

Суть деятельности учителя, а также учащихся в обучении

Учебный процесс учеников в школе проходит под непосредственным руководством преподавателя. Основное назначение его работы или деятельность учителя, состоит в правильном управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Педагог ставит перед учениками задачи, со временем повышая их сложность, и тем самым задавая темп поступательному и равномерному движению мысли учащегося по пути сознания. Сам учитель и создает нужные условия для гармоничного и результативного протекания процесса обучения: отбирает конкретное содержание в точном соответствии с поставленными перед ним целями, тщательно продумывает и затем использует различные формы организации деятельности учащихся и учебного процесса, применяет разнообразие методов, с помощью которых выбранное содержание превращается в достояние учеников.

Управление процессом обучения школьников

Управление процессом обучения обязательно предполагает своевременное прохождение конкретных этапов, соответствующих определенной структуре педагогического процесса и непосредственно учебной деятельности: это планирование, организация, регулирование (также можно сказать стимулирование), всесторонний контроль, оценка и последующий анализ полученных результатов.

Планирование в педагогической деятельности

Этап планирования в педагогической деятельности преподавателя заканчивается составлением календарно-тематических либо поурочных планов в зависимости от тех задач, которые будет необходимо решать учителю: это могут быть тактические, стратегические либо же оперативные задачи. Перед составлением планов учителем проводится долговременная и очень подробная работа. Она состоит из следующих направлений: анализа исходной степени подготовленности школьников, их личных учебных возможностей, состояния, в котором находится материальная база и методическое оснащение, своих собственных профессиональных компетенций и возможностей; определения четких образовательных, воспитательных и, конечно же, развивающих задач, исходя из конкретной дидактической цели конкретного занятия и сформированности данного класса как слаженного коллектива; отбора содержания, что включает в себя тщательное продумывание форм и методов ведения урока, определенных видов работ и так далее.

Замечание 2

Организация деятельности учителя и учащихся в процессе обучения предполагает постановку перед школьниками конкретной учебной задачи и последующее создание положительных условий для ее успешного выполнения. При этом применяется ряд приемов, среди которых инструктаж, последовательное распределение функций, предъявление четкого алгоритма и так далее.

Преподавание предполагает постоянное регулирование и корригирование всего процесса учебы на основе непрекращающегося текущего контроля, то есть своевременного получения данных касательно хода научения учеников и эффективности используемых приемов, а также методов своей личной деятельности. Полученные результаты данного контроля, который осуществлялся в виде простого наблюдения, письменных и устных опросов, проверки классных и самостоятельных домашних заданий, а также с применением прочих приемов и методов, учитываемых преподавателем не только на проводящемся занятии, но и в перспективе. Это могут быть такие процессы, как ускорение либо замедление привычных темпов учебной деятельности, увеличение или уменьшение количества предлагаемой учебной работы, внесение неких изменений в порядок донесения учебного материала, постановка наводящих вопросов и сопутствующих разъяснений, предупреждение возникающих затруднений и прочее. Важное место на данном этапе работы преподавателя занимает именно стимулирование проявляемой активности и повышение самостоятельности учеников.

Анализ результатов решения педагогических задач

Завершающим этапом обучения школьников, а также учебного процесса в общем, можно назвать анализ результатов решения конкретных педагогических задач. Он проводится с точки зрения достижения в целостности образовательных, развивающих и воспитательных целей, а также возможных способов и условий их успешного достижения. В этом случае стоит исходить из общих требований принципа оптимальности, учитывая то, что требуемый окончательный результат может достигаться в том числе и за счет некой перегрузки как школьников, так и преподавателя. Анализ должен точно выявить объективные причины недостатков и недочетов в обучении, а также основания успехов, затем наметить способы дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках конкретного образовательного процесса.

Со стороны может показаться, что ответ на вопрос о том, что представляет собой деятельность учителя и учащихся в процессе обучения – очевиден: учитель осуществляет обучение, формирует знания, умения и навыки и контролирует степень их сформированности, а ученик воспринимает учебный процесс и под руководством учителя овладевает тем или иным учебным материалом.

Деятельность учителя

Однако деятельность учителя и учащихся в процессе обучения по своей сути – глубоко многогранна: ее нельзя свести к пониманию учителя только как носителя учебного материала и лицо, знакомящее учеников с ним, а ученика или весь класс как учебный коллектив – как пассивного реципиента определенного набора навыков и умений. Прежде всего, следует помнить, что обучение всегда предполагает вовлечение того, кто обучается, в познавательную деятельность. И здесь учитель является тем, кто не только сообщает какую-то информацию и требует ее запомнить, а впоследствии – использовать в процессе дальнейшего обучения, но и руководит познавательной деятельностью школьников, ставит перед ними проблемы, задачи, развивает логическое мышление и когнитивную сферу. В качестве примера можно привести фрагмент урока русского языка на тему «Правописание приставок «пре» и «при». Учитель обратился к классу с вопросом: «Как правильно писать слово «приостанавливать»: через «е» или через «и»?» Один из учеников ответил, что через «и». Хотя ответ был верным, учитель обратился к этому же ученику с вопросом о том, почему именно так он считает. Ученик затруднился ответить на этот вопрос. И здесь учитель перед классом поставил проблему: «Хорошо, допустим, что в этом слове ставится приставка «при», но почему мы должны ему верить?» Иными словами, учитель попросил привести доказательства того, что слово пишется так. И одна из учениц ответила, что «это слово пишется с приставкой «при», потому что по своему значению обозначает неполноту действия – приостановить – значит остановить не полностью или на какое-то время». Таким образом, учитель стал не только проводником учебного материала, но и процесса познания, построения собственных выводов на основе известным ученикам явлений.

Другой вопрос – в каком ракурсе должно происходить обучение. Даже само понятие «учебный процесс» обозначает некий регламентированный и упорядоченный процесс. И действительно, учитель отбирает необходимый учебный материал, готовит его объяснение ученикам в доступной для них форме, избирает сообразно той или иной методической ситуации те или иные методические формы и приемы работы. А перед началом учебного года и перед проведением занятий учителем осуществляется календарное и поурочное планирование: это – особый вид документации, в которой указывается, с каким именно материалом и когда будут знакомиться ученики, сколько академических часов отводится на его изучение, каковы формы и приемы работы, какая используется учебная литература, какое домашнее задание предлагается выполнить для закрепления изученного материала и сведения о формах рубежного и итогового контроля (включая иногда и их содержание, например, структуру теста, текст для написания изложения, задания для контрольной работы по вариантам, темы сочинений).

И, наконец, необходимо подчеркнуть, что одна из проблем современной школы – недостаточное осознание ценности учебного процесса самими учащимися, что порождает их пассивное отношение к обучению, а нередко – и негативное. Решение данной проблемы состоит в том, что учитель должен стимулировать деятельность учащихся и мотивировать их к ней с учетом возрастных характеристик и психологических особенностей.

Деятельность учащихся

Однако наряду с деятельностью учителя, деятельность учеников также должна носить организованный характер и отвечать поставленным целям. Хотя эти цели очевидно служат овладению учебным материалом, не всякая учебная деятельность и не всякие ее виды могут привести к положительному результату. Деятельность учащихся всегда руководится учителем, и именно от него зависит, приведет ли тот или иной вид учебной деятельности к достижению поставленных целей урока. Например, профессор С.Ф. Шатилов, говоря о методике преподавания иностранных языков, писал, что не всякий текст следует считать учебным, а лишь тот, который может служить образцом при построении учащимися собственных речевых высказываний. Соответственно, на учителя иностранного языка возлагается необходимость правильного отбора учебных текстов согласно общим и частным методическим критериям.

Это касается не только вопросов обучения иностранному языку: об овладении каким бы то ни было учебным предметом не шла речь, необходимо учитывать следующие критерии:

  • Уровень сформированности навыков и умений на момент занятия,
  • Возрастные и психологические особенности,
  • Степень интереса для учащихся,
  • Содержание учебного материала в контексте его познавательности,
  • Наличие в учебном материале тех проблемных вопросов, изучению которых посвящен данный урок.

При этом деятельность учащихся не должна носить только репродуктивный характер: репродуктивный метод, сводившийся к механическому воспроизведению учебного материала в устной и письменной форме был распространен в системе советской педагогики и стал впоследствии предметом острой и справедливой критики со стороны современных ученых-педагогов в силу недостаточной эффективности данного метода, с одной стороны (например, ребенок заучивает наизусть грамматическое правило, даже не до конца понимая его суть, лишь для того, чтобы получить положительную оценку), и нивелирования развивающей функции обучения, с другой. Таким образом, на современных занятиях активно используется метод проектов, технические средства обучения, компьютерные презентации и, самое главное, перед учениками ставятся вопросы, проблемы, которым они должны найти решение. Конечно, следует оговориться, что речь не идет об открытии каких-либо новых фактов или явлений – это прерогатива ученых, речь идет о понимании известного факта или явления учителю, но пока неизвестного ученику, на основе тех знаний, которые уже имеются, и логического мышления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Развитие согласованности движений на разные группы мышц по инструкции педагога
  • Инструкция к лекарству ивермек для животных
  • Валодип 10 160 инструкция отзывы цена
  • Приложение 1 пункт 1 инструкция 151
  • Руководство мегамозга по защите вашего города