Деятельность революционной организации под руководством н а ишутина

Ишутинский кружок был учрежден в 1863 г. Это была тайная организация, которая действовала в Москве до 1866 г.

Организация деятельности

Общество революционного толка было учреждено в сентябре 1863 г. в Москве вольнослушателем Московского университета Н. Ишутиным. Целью создания стало проведение подготовительных работ к революции крестьянского населения за счет достижения соглашений с представителями интеллигенции. В общество вошли студенты Московского университета и Петровской сельскохозяйственной и лесной академии, которые были выходцами Пензенской губернии. Среди них можно выделить П. Ермолова, М. Загибалова, Н. Страндена, Д. Юрасова и др. В 1865 г. к организации примкнули представители кружка И. Худякова из Петербурга.

1863-1866. Деятельность кружка Н. Ишутина и И. Худякова

Ишутинцы были убеждены в важном предназначении крестьянской революции, благодаря которой сформировались бы перспективы социального переустройства в империи. На первом этапе ишутинцы примкнули к тайной революционной организации «Земля и воля». Однако в 1864 г. она распалась, после чего началось самостоятельное существование Ишутинского кружка. Его представители пытались объединить московские раздробленные кружки.

В 1865 г. кружок стал формировать отношения с петербургскими организациями и революционными деятелями, в том числе и с И. Худяковым. Взаимодействовали они с политическими эмигрантами, с саратовской, новгородской и калужской организациями.

Итоги функционирования

Представители кружка стремились добиться изменений социалистического толка в Российской империи. Осенью 1864 г. они учредили в Москве переплетную мастерскую, а в феврале следующего года открыли швейную мастерскую. С сентября 1865 г. начала работать бесплатная школа, открытая при содействии представителей тайной организации. В октябре 1865 г. открылась ватная фабрика. Наряду с руководящим центром организации, функционировало Общество взаимного вспомоществования.

Участники Ишутинского кружка занимались разработкой программы мероприятий. Она включала пропаганду социалистических идей в массах, реализацию тактики террора и заговоров. В 1865-1866 гг. участники были задействованы в организации попытки бегства Н. Чернышевского.

Неудачная попытка Каракозова совершить нападение на императора 04.04.1866 г. привела к раскрытию многих участников кружка. Начался судебный процесс, обвиняемыми в котором были 2 тыс. чел. Из них наказание получили 32 чел. по приговору Верховного уголовного суда. Большая часть осужденных была приговорена к ссылке, Каракозова казнили, а сам Ишустин лишился разума в заточении в Шлиссельбургской крепости. Оставшиеся на свободе участники затем влились в состав других революционных движений.

Одним из самых ранних был кружок ишутинцев
– тайное революционное общество в
Москве, названное по имени его организатора
и руководителя Николая Андреевича
Ишутина. Выросло общество из кружка,
примыкавшего к «Земле и воле», и
действовало в 1863–1866 гг. Как рассказывал
сам Ишутин, «общество «Организация»
приняло свое начало в 1863 году и состояло
тогда из меня, Юрасова, Загибалова и
Федосеева, Карачарова, Страндена,
Ермолова, Шаганова… [В] 1865 году к нам
прибавились новые члены…».

Под влиянием социалистических идей (а
особенно романа Н.Г. Чернышевского «Что
делать?») кружковцы открывали артели и
мастерские, ассоциации, в которых не
было какого-то одного хозяина, и прибыль
делили между собой сами артельщики.
Молодые работники надеялись, что таким
образом сумеют создать традиции
коллективной собственности и коллективного
труда. В этом они видели залог будущего
социалистического преобразования
России. Вообще, целью общества «Организация»
было устройство посредством революции
общества на социальных началах. «Вот
те главные принципы, которых это общество
придерживалось: земля есть принадлежность
государства, всякий член государства
имеет полное право на известную часть
земли».

На первый взгляд ничего, связанного с
террористической деятельностью, не
прослеживается.

Но в то же время в программе кружка
предусматривалась организация заговоров
против представителей власти. О
двойственности тактики ишутинцев
свидетельствовала структура их
организации: общество делилось на
разряды, которые занимались распространением
своих идей; также внутри него действовал
строго засекреченный кружок под названием
«Ад», занимающийся террористической
деятельностью. «Кроме того, — рассказывает
Ишутин на следствии, — полагалось устроить
кружок «Ада». Цель этого кружка была
цареубийство, в случае ежели правительство
не согласиться с требованиями». Террор,
по мнению ишутинцев, следовало применять
не только против самодержавия, но и
против всех, кто может послужить помехой
для намеченных революционных планов.
Революционеры считали, что цареубийство
либо позволит им захватить власть в
стране либо вынудит власти пойти на
уступки. И уж обязательно разбудит
инертные массы.

Узнавая о подобных разговорах в стране,
император Александр IIвсе же надеялся, что речь идет о кучке
сумасбродов, которые никогда не осмелятся
перейти от слов к делу.

4 апреля 1866 года в четыре часа пополудни
император вышел из Летнего сада после
традиционной прогулки в сопровождении
племянника, герцога Николая Лехтенбергского,
и племянницы, принцессы Марии Баденской,
и направился к карете, ожидавшей их
возле решетки. Как всегда, у ворот
собралась группа уличных зевак. В тот
момент, когда он поднимался в карету,
от группы отделился человек и навел на
него револьвер. Подскочивший к нему
крестьянин крикнул: «Ты что делаешь?!»
— и быстрым движением отвел дуло револьвера
в сторону. Раздался выстрел, но пуля
просвистела рядом с головой Александра,
не задев его. Безумец приготовился было
выстрелить вторично, но на него уже
набросились люди и сбили его с ног.
Вырываясь, он кричал: «Почему вы схватили
меня? Я крестьянин! Император обманул
вас! Он не дал вам достаточно земли!».
Толпа быстро разрасталась. Прозвучали
призывы расправиться с преступником.
Совершенно спокойный и быстро овладевший
собой император категорически
воспротивился этому и приказал охране
из своей свиты увести его. После этого
он отправился в Казанский собор, чтобы
отслужить благодарственный молебен за
свое счастливое спасение.

Следствие сразу установило личность
террориста. Им оказался некий Дмитрий
Каракозов, студент, выгнанный сначала
из Казанского университета, затем из
Московского. Там он свел знакомство с
другим студентом, Ишутиным, который
основал подпольную группу под названием
«Организация» и маленькую народную
школу, где учил детей принципам
безжалостной революционной борьбы. В
этой бурлящей среде Каракозов быстро
пришел к мнению, что виновником всех
несчастий народа является царь. Тот,
кто покончит с ним, распахнет перед
неимущими врата в социальный рай. В
феврале 1866 года он объявил Ишутину и
еще четверым своим товарищам, что
намеревается убить царя. Одержимый
навязчивой идеей, он приехал в
Санкт-Петербург, изучил маршруты
передвижений императора и 4 апреля занял
позицию у выхода из Летнего сада.

Расследование заговора было поручено
Михаилу Муравьеву, прозванному «литовским
палачом». Каракозов отказался назвать
имена сообщников. Тем не менее полиция
выявила и арестовала членов «Организации».
Второстепенные персонажи были приговорены
к каторжным работам, Каракозов и Ишутин
– к смертной казни. В обществе были
уверены, что царь, который всегда отменял
смертные приговоры, пощадит двух
революционеров. И, действительно, он
согласился заменить Ишутину казнь
ссылкой в Сибирь. Тот узнал об этом,
когда ему уже приготовились надеть на
шею петлю. В отношении Каракозова
Александр колебался. Террорист направил
свой пистолет не только на него, но и на
всех его предшественников. Подверглись
угрозе три века российской империи.
Требовалось примерное наказание, в
противном случае был бы неизбежен
рецидив. Каракозов был повешен на гласисе
Петропавловской крепости. Вообще, по
«каракозовскому делу» находились
под следствием более 2 тыс. человек 36 из
них судили. Многие были сосланы.

Выстрел Каракозова пробудил Александра
от либеральных грез. Эра великих реформ
завершилась. Были приструнены земства,
произведены обыски в среде оппозиции,
установлен контроль за студентами,
запрещены либеральные журналы. Полиция
объявила охоту на революционеров.

Ответом революционеров был резкий
разрыв с «цивилизационными» формами
борьбы. В конце 60-х годов бывший сельский
учитель С.Г. Нечаев создал революционное
общество под символическим названием
«Народная расправа». Его члены должны
были отказаться во имя революции от
всех моральных норм, поставив себе
правилом «цель оправдывает средства».
Отвергая весь общественный порядок,
они отказывались и от собственных прав
на родственные чувства, дружбу и любовь
ради идеи революции. В их глазах лишалась
цены сама человеческая жизнь. Нечаев
стер границу между революционной борьбой
и преступлением, во многом предвосхитив
практику большевизма. Ф.М. Достоевский
отразил губительную силу нечаевщины в
романе «Бесы».

Сергей Нечаев вошел в историю русского
революционного движения как человек,
наделенный сильной волей, крайним
самолюбием, деспотизмом и всепоглощающей
ненавистью к властям. Революционерка
В. Александровская так описывает этого
человека: «Личность Нечаева, по моим
весьма внимательным, хотя и кратковременным
наблюдениям, обладает следующими
свойствами. Он смел и остроумен, но не
всегда осторожен, смел же до дерзости.
Деспот весьма односторонний. Хитер и
подозрителен, но не глубок и односторонне
легковерен. Непреклонной воли, но с
неверным соображением. Деятелен до
изнурения. Общечеловеческих мирных
стремлений или слабостей никаких не
проявляет, кроме слепой самоуверенности.
Как понимание людей, так и всего
окружающего у него односторонне».
Выходец из разночинцев, он, обладая
упорством, цепкой памятью самоучкой
прошел гимназический курс, но глубокими
знаниями не обладал. Сблизившись с
революционной молодежью, Нечаев пытался
добиться роли непререкаемого лидера,
используя для этой цели прямые
мистификации: распускал слухи о своем
аресте и о побеге из Петропавловской
крепости. Побывал за границей у Герцена,
Огарева и Бакунина, которых пытался
убедить в готовности России к революции.
Буквально очаровал Бакунина и Огарева,
увидевших в нем одного из тех «беспардонных
юношей», которые приходят на смену
старшему поколению революционеров.
Однако обмануть «рентгеновский» глаз
Герцена ему не удалось. «У него змеиный
взгляд», — заявил патриарх освободительного
движения.

Заручившись поддержкой Бакунина, Нечаев
вернулся в Россию, где в основном из
студентов Московского университета,
Земледельческой и Лесной Академий
создал свою организацию. Стремясь любыми
средствами добиться пробуждения
«готового к решительным действиям
народа».

Наиболее выпукло «генеральство от
революции», презрение к человеческому
достоинству воплотились в «Катехизисе
революционера» С.Г. Нечаева.

В этом труде он выводит правила, которыми
должны руководствоваться революционеры.

По мнению Нечаева, «революционер –
человек обреченный. У него нет ни своих
интересов, ни чувств, ни дел, ни
привязанностей, ни даже имени. Все в нем
поглощено единым исключительным
интересом, единой мыслью, единой страстью
– революцией. Он в глубине своего
существа, не на словах только, а на деле
разорвал всякую связь с гражданским
порядком и со всем образованным миром,
со всеми законами, приличиями, общественными
условиями и нравственностью этого мира.
Он для него – враг беспощадный, и если
б он продолжал жить в нем, то для того
только, чтобы его вернее разрушить.
Революционер презирает всякое
доктринерство и отказался от мирской
науки, предоставляя ее будущим поколениям.
Он знает только одну науку – науку
разрушения…»

Будучи человеком весьма своеобразным,
Сергей Нечаев пытался привить свои
личностные качества всем революционерам.
Его презрение к индивидуальности, отказ
от общечеловеческих норм морали,
отрицание нравственных критериев
личности, самоуверенность нашли выражение
и в Катехизисе:

«Суровый для себя, он должен быть суровым
и для других. Все нежные, изнеживающие
чувства родства, дружбы, любви,
благодарности и даже самой чести должны
быть вытравлены в нем единой холодной
страстью революционного дела. Для него
существует только одна нега, одно
утешение, вознаграждение и удовлетворение
– успех революции… Другом и милым
человеком для революционера может быть
только человек, заявивший себя на деле
таким же революционером, как и он сам.
Мера дружбы и прочих обязанностей в
отношении к такому товарищу определяется
единственно степенью полезности
всеразрушительной практической
революции…»

Лидер «Народной расправы» был совершенно
неразборчив в средствах. Об этом говорит
тот факт, что человек для него был
орудием, материалом, с помощью которых
должна была свершиться революция.

«У каждого товарища должно быть под
рукой несколько революционеров второго
и третьего разряда, т.е. не совсем
посвященных. На них он должен смотреть
как на часть общего революционного
капитала, отданного в его распоряжение.
Он должен экономически тратить этот
свой капитал, стараясь всегда извлечь
из него наибольшую пользу… Он не
революционер, если ему чего-нибудь жаль
в этом мире. Все и все должны быть ему
равно ненавистны. Тем хуже для него,
если у него есть родственные, дружеские
или любовные отношения. Он не революционер,
если это остановит его руку».

Все люди делятся С. Нечаевым на категории.
Первые, наиболее вредные для дела
революции, осуждаются на смерть. «Вторая
категория должна состоять из таких
людей, которым только временно даруется
жизнь чтобы, чтобы они рядом зверских
поступков довели народ до неотвратимого
бунта. Третью категорию… надо опутать,
сбить с толку и овладеть, по возможности,
их грязными тайнами, сделать их своими
рабами. Четвертая категория состоит из
государственных честолюбцев и либералов
с разными оттенками. Их надо… прибирать
к рукам, …скомпрометировать их донельзя,
так чтобы возврат для них был невозможен,
и их руками мутить государство. Пятая
категория – доктринеры, конспираторы,
революционеры. Их надо беспрестанно
толкать и тянуть вперед, в практические
головоломные заявления, результатом
которых будет бесславная гибель
большинства и настоящая революционная
выработка немногих…»

Относительно взглядов на устройство
общества и государства, Нечаев был
приверженцем идей Бакунина. Считал
необходимым уничтожение государства
и упразднение всех классов, за исключением
класса крестьян: «Спасительной для
народа может быть только та революция,
которая уничтожит в корне всякую
государственность и истребит все
государственные традиции порядка и
классы в России…» Жить в современном
обществе согласно Катехизису необходимо
«притворяясь совсем не тем, что ты есть»,
с целью «беспощадного разрушения».

Из этих правил следует, что революционер
– это человек, который добровольно
прерывает все связи с обществом, который
отказывается от всех личных интересов
и чувств и который должен испытывать
лишь одну потребность – разрушения.
Свободный от буржуазных условностей,
амбиций, а также родственных, дружеских
и любовных уз, он ощущает себя заранее
обреченным.

С.Г. Нечаев требовал от революционеров
беспрекословного выполнения приказов,
превращение члена организации в
бессловесный механизм машины разрушения.
Единственная цель их существования
должна была состоять в том, чтобы
уничтожить как можно больше врагов
народного дела, прежде чем он погибнет
сам. Такую судьбу поджигатель Нечаев
уготовил университетской молодежи.

Итогом деятельности организации стало
убийство в 1869г. ее члена студента И.И.
Иванова, устроенное самим Нечаевым,
чтобы спаять организацию кровью. Иванов
позволил себе подвергать критике
диктатора революционного кружка и иметь
собственное мнение. После совершения
преступления Нечаев бежал за границу.
Был схвачен и выдан швейцарскими властями
царскому правительству. Находился в
заключении в Алексеевском равелине
Петропавловской крепости.

Шумный процесс по поводу этого преступления
многому научил общество и самих
революционеров. Среди революционной
молодежи развернулось движение против
манипулирования людьми во имя революционных
целей, против «генеральства», за
демократическое устройство революционных
организаций и признание суверенитета
личности.

Соседние файлы в папке музиков

  • #
  • #
  • #
  • #

Имя революционера-террориста Ишутина Н. А. не часто всплывает в учебниках по российской истории и чаще всего о нем вспоминают лишь в связи с покушением Дмитрия Каракозова на государя Александра Николаевича в апреле 1866 года. Даже в годы советской власти для памяти об Ишутине сделано было совсем мало. Сейчас только в городе Сердобске Пензенской области (где он родился в 1840 г.) имеется улица, носящая его фамилию. Знаменательно, что рядом с нею находятся улица Каракозова и пер. Тельмана.
По сути, господин Ишутин забыт широкой публикой. С одной стороны – это хорошо, но с другой – и плохо. «Ишутинский кружок», являвшийся террористической организацией, как и сама личность Николая Ишутина, таят в себе несколько загадок, разгадав которые можно точнее уяснить причины революционной катастрофы 1905—1917 гг. и гибели великой Российской империи. Если отбросить частности, то Ишутин – это прообраз Владимира Ульянова-Ленина, а его «кружок» – предшественник партии «большевиков».
Собственно, биография Николая Ишутина ничем не примечательна. Он остался в детские годы сиротою, этому, конечно, следует посочувствовать. Но воспитывался он в дворянской семье Каракозовых, где и познакомился со своим двоюродным братом – Дмитрием Каракозовым – будущим членом «Ишутинского кружка», совершившим попытку цареубийства. Ишутин имел возможность получить прекрасное образование, как гимназическое, так и университетское. Этим он не воспользовался. Зато сумел вести революционную пропаганду среди студентов. В Москве он и создал свой знаменитый «Ишутинский кружок», который в своей структуре имел два филиала – в Санкт-Петербурге (кружок И. Худякова) и Саратове (кружок А. Христофорова). «Ишутинский кружок» условно делился на две части: «Организацию» и «Ад». Последнее название говорит само за себя. По показаниям заговорщиков террористов Ишутин предполагал использовать все средства для борьбы за революцию и социализм. Так как нужны были деньги, то планировались и убийства почтовых служащих, и даже уничтожение собственных родных с целью получения наследства и использования его на дело революции (член кружка А. В. Федосеев хотел отравить больного отца!).
Кружок «Ад» должен был стать организацией в организации. Название возникло из-за подвального зала трактира «Крым», где любили погулять ишутинцы, в котором собиралось воровское и бандитское отребье Москвы, за что сие увеселительное заведение простонародье и прозвало «Адом».

«Цель этого кружка была цареубийство, в случае ежели правительство не согласится с требованиями. Члены «Ада» должны отчуждаться от всех порядочных людей и, чтобы отвлечь от себя подозрения правительства, сделаться абсолютным негодяем, взяточником и вообще окружить себя самой гадкой обстановкою. Когда членов «Ада» наберется достаточно велико, так человек 30, то предполагалось, для пробы характера и нравственной силы членов, третью часть членов по жребию сделать доносчиками; члены «Ада» чрез своих агентов знали бы об действиях всех кружков; в случае злоупотребления или недеятельности этих кружков они должны предупреждать и обязывать к непременной деятельности. В случае революции члены «Ада» не должны делаться вожаками и не занимать никакой высокий пост, ибо высокие положения усыпляют энергию и деятельность человека; целью членов «Ада» при таком случае неусыпно следить за действиями вожаков и ни в каком случае не допускать популярность вожаков в том объеме и направлении, при котором можно бы забыть основные принципы революции. Член «Ада» должен был в случае необходимости жертвовать жизнию своею, не задумавшись. Жертвовать жизнию других, тормозящих дело и мешающих своим влиянием. В случае убийства кого-либо член «Ада» должен иметь при себе прокламации, объясняющие причину убийства; член «Ада» при этом имеет с собою шарик гремучей ртути, держа в зубах во время убийства, после же должен стиснуть этот шарик зубами, а от давления гремучая ртуть производит взрыв, и посему смерть, и притом обезображивает лицо так, что потом нельзя будет узнать лицо убийцы. Это бы делалось на предмет безопасности для других членов. Член «Ада» должен жить под чужим именем и бросить семейные связи; не должен жениться, бросить прежних друзей и вообще вести жизнь только для одной исключительной цели. Эта цель – бесконечная любовь и преданность родине и ее благо; для нее он должен потерять свои личные наслаждения и взамен получить и средоточить в себе ненависть и злобу ко злу и жить и наслаждаться этой стороной жизни» (Из показания Ишутина 29 мая 1866 г.).

Перед нами декларация о создании партии профессиональных революционеров. Явно идея в молодые мозги пришла извне. Образцы имелись в Западной Европе, хотя бы и тот же орден иезуитов, и те же иллюминаты. Ишутину партию создать не удалось. Но потом этим же рецептом, но в более практической форме воспользовался Ленин. Кстати, репрессии против революционных вождей при Сталине вполне согласовываются и с мыслями Николая Ишутина.
«Ишутинский кружок», как единое целое возник в сентябре 1863 г. Нельзя не отметить исторический момент его создания. В январе 1863 года началось очередное польское восстание. Либеральная и революционная общественность его полностью поддержала. Причем, русские революционеры (не поляки!) оказались в рядах инсургентов, а Герцен бухал в «колокола» заграницей, вываливая любую клеветническую грязь на русскую армию. А между тем, польская шляхта желала не просто независимости, но Польши «от можа и до можа», с прихватом городов вроде Одессы и Риги. Русских людей поляки просто вырезали, причем не только военных, но и гражданских лиц, не щадя даже детей.
И в этих условиях Ишутин, начитавшись Чернышевского и Герцена, мечтал о крестьянской революции в России. А «ишутинцы» дискутировали о цареубийстве и о том, как лучше возмутить народ. Даже дела благотворительности ими понимались, как возможность продвижения революционных настроений. Даже школа им нужна была для воспитания революционеров с младых лет.
Одним словом, реально угнетенным, без революционного подтекста, никто помогать не собирался.
Ну, а помощь «ишутинцев» в бегстве польского революционера Ярослава Домбровского за пределы Российской империи в 1864 г. говорит сама за себя.
Польское восстание умело подавил М. Н. Муравьев, причем проведя крестьянскую земельную реформу и позволив вооруженным крестьянам помогать армии, разгоняя отряды обезумевших поляков. Деятельность его очень высоко оценил уже в XX веке русский писатель-монархист Иван Лукьянович Солоневич:

«Край, сравнительно недавно присоединённый к империи и населённый русским мужиком. Кроме мужика, русского там не было ничего. Наше белорусское дворянство очень легко продало и веру своих отцов, и язык своего народа, и интересы России. Тышкевичи, Мицкевичи и Сенкевичи – они все примерно такие же белорусы, как и я. Но они продались. Народ остался без правящего слоя. Без интеллигенции, без буржуазии, без аристократии, даже без пролетариата и без ремесленников. Выход в культурные верхи был начисто заперт польским дворянством. Граф Муравьёв не только вешал. Он раскрыл белорусскому мужику дорогу хотя бы в низшие слои интеллигенции.»

В отличие от молодых «ишутинцев», еще в 1820—1821 гг. Муравьев прославился своей помощью крестьянам:

«По выходе в отставку М. Н. поселился со своей молодой женой в ее имении, селе Лазицах Смоленской губернии, в 50 верстах от г. Рославля, и ревностно занялся сельским хозяйством. Мирная деятельность его по улучшению своего благосостояния была прервана, когда Смоленскую губернию постиг сильный голод. В это время М. Н. пришлось заботиться не о своем хозяйстве, а о голодающих крестьянах. Прежде всего он занялся обеспечением продовольствия для крестьян своего имения: для этого при своем винокуренном заводе устроил мирскую столовую, в которой ежедневно получало горячую пищу по 150 человек и более; приходилось кормить крестьян и других имений, собиравшихся в Лазицах целыми толпами. Более двадцати тысяч рублей своих денег М. Н. истратил на продовольствие голодающего населения. Кроме того он обратил внимание и на другие местности губернии, также страдавшие от недостатка продовольствия; он собирал местных дворян, убедил их действовать в этом важном деле единодушно; по его примеру и убеждению дворяне не жалели своих средств для поддержки населения и испросили у правительства денежную помощь для той же цели в размере 50 000 рублей; на призыв Михаила Николаевича о помощи голодающему населению Смоленской губернии откликнулись дворяне Московской губернии и прислали щедрые пожертвования» (Памяти графа Михаила Николаевича Муравьева (ко дню открытия ему памятника в г. Вильне 8 ноября 1898 г.)).

Именно, М. Н. Муравьеву-Виленскому в 1866 году пришлось разбираться по делу террориста Каракозова и «ишутинцев». Всплыли весьма неприглядные факты. Например, такой…
Из показаний П. Д. Ермолова:

«Ишутин однажды рассказывал, что слышал от Худякова про существование какого-то, как он называл, Европейского Комитета, существовавшего неизвестно где, цель которого есть убиение царей, что делается для введения республики, кажется. Доказательств существования такого комитета никаких я не видел и потому думал, что Худяков мог тут и солгать. Но, вероятно, на Каракозова это произвело впечатление и возбудило его желание ехать в Петербург».

Из показаний «ишутинца» Загибалова:

«Не помню, в какое именно время, кажется, после рождества, я слышал, как Ишутин говорил, что в Буковине будет собрание европейских революционеров, в котором примут участие Мадзини, Герцен и Огарев… Когда я спросил его, откуда он узнал о собрании в Буковине, он отвечал, что из газет (кажется, «Московских Ведомостей»). Об этом Комитете он говорил еще как-то, что если бы случилась революция в России, то он (Комитет) прислал бы русским 10.000 ружей. На эти слова его я не обратил внимания, считая их за пустую болтовню. О цареубийстве, сколько я помню, он не поминал, а спрашивал меня только раз, не знаю ли я, какое имели устройство орсиниевские бомбы… О гремучей ртути он также спрашивал меня, не знаю ли я ее действия, я отозвался незнанием, а бывший при этом Ермолов сказал, что она имеет страшную силу, и при этом еще сообщил случай, происшедший при приготовлении этой ртути, где от нескольких пылинок одному несчастному оторвало руку. При этом Ишутин прибавил, что эти вещи также можно бы достать от Европейского Комитета через Петербург, где у него есть знакомые, но не говорил, через кого именно».

Советский историк Митрофан Клевенский счел эти и другие сообщения на данную тему всего лишь фантазиями Ишутина. Причем, ведь и сами «ишутинцы» на следствии откровенно говорили, что Ишутин склонен ко лжи. Однако, революционные события в Европе и поиски поздними «ишутинцами» контактов с Комитетом, наводят на мысль, что все далеко не так просто. Вероятно, что Худяков и Ишутин имели контакты с европейскими революционерами-террористами. Таким образом, все эти революционные потуги явно отсылают нас к врагам Российской империи.
Ишутина приговорили к смертной казни, но помиловали, в отличие от Дмитрия Каракозова. В дальнейшем Николай Ишутин сошел с ума и умер на каторге в 1879 году.

Вместо P. S. В современной России есть улицы имени Ишутина и Каракозова. Но защитнику страны, реформатору и настоящему, а не «липовому», заступнику русских крестьян Михаилу Николаевичу Муравьеву-Виленскому не нашлось для увековечивания памяти даже и переулка…
Горько это, друзья. И исторически глупо, однако.

Александр Гончаров

Поделиться ссылкой:

ИШУ́ТИНЦЫ

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


ИШУ́ТИНЦЫ, чле­ны ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, соз­дан­ной в Мо­с­к­ве в 1863 с це­лью подготовки кре­сть­ян­ской ре­во­лю­ции. Ор­гани­за­ция ос­но­ва­на воль­но­слу­ша­те­лем Моск. ун-та Н. А. Ишу­ти­ным [3(15).4.1840–5(17).1.1879]. Со­стоя­ла пре­им. из сту­ден­тов Моск. ун-та и Пет­ров­ской с.-х. и лес­ной ака­де­мии, в 1865 к ней при­со­еди­нил­ся кру­жок И. А. Ху­дя­ко­ва в С.-Пе­тер­бур­ге. И. счи­та­ли, что кре­сть­ян­ская ре­во­лю­ция долж­на бы­ла соз­дать пер­спек­ти­ву со­циа­ли­стич. пе­ре­уст­рой­ст­ва Рос­сии. В 1864–65 И. ос­но­ва­ли в Мо­ск­ве вос­крес­ную шко­лу, не­боль­шие пе­ре­плёт­ную и швей­ную мас­тер­ские на ар­тель­ных на­ча­лах, арен­до­ва­ли ват­ную фаб­ри­ку в Мо­жай­ском у. Моск. губ., на­ме­ре­ва­ясь ор­га­ни­зо­вать там про­из­вод­ство так­же на коо­пе­ра­тив­ных на­ча­лах (с це­лью про­па­ган­ды про­из­водств. от­но­ше­ний, ха­рак­тер­ных для со­циа­лиз­ма). В 1864 И. уча­ст­во­ва­ли в ор­га­ни­за­ции по­бе­га Я. Дом­бров­ско­го из Моск. пе­ре­сыль­ной тюрь­мы, в 1865–66 го­то­ви­ли по­бег с ка­тор­ги Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го (И. счи­та­ли се­бя его уче­ни­ка­ми). И. пер­вы­ми сре­ди рос. ре­во­лю­цио­не­ров вы­дви­ну­ли те­зис о том, что убий­ст­во им­пе­ра­то­ра долж­но спро­во­ци­ро­вать мас­со­вые ре­во­люц. вы­сту­п­ле­ния. К нач. 1866 Ишу­тин соз­дал ру­ко­во­дя­щий ор­ган круж­ка – «Ор­га­ни­за­цию», а внут­ри неё – груп­пу «Ад», ко­то­рая долж­на бы­ла осу­ще­ст­вить ца­ре­убий­ст­во, вес­ти тай­ный над­зор за де­я­тель­но­стью са­мих И., а в хо­де ожи­дав­шей­ся ими ре­во­лю­ции – уби­вать отд. не­на­ви­ст­ных кре­сть­я­нам лиц, кон­тро­ли­ро­вать ре­во­люц. пра­ви­тель­ст­во. Д. В. Ка­ра­ко­зов [23.10(4.11).1840–3(15).9.1866], член ор­га­ни­за­ции И. и двою­род­ный брат Ишу­ти­на, по собств. ини­циа­ти­ве и без ве­до­ма груп­пы «Ад» 4(16).4.1866 со­вер­шил не­удав­шее­ся по­ку­ше­ние на имп. Алек­санд­ра II в С.-Пе­тер­бур­ге. В хо­де след­ст­вия по де­лу о по­ку­ше­нии ор­га­ни­за­ция И. бы­ла час­тич­но рас­кры­та. По при­го­во­ру Вер­хов­но­го уго­лов­но­го су­да Ка­ра­ко­зов каз­нён. Ишу­тин так­же при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни, од­на­ко по­ми­ло­ван и со­слан на ка­торж­ные ра­бо­ты. Не­ко­то­рые чле­ны ор­га­ни­за­ции И. бы­ли от­прав­ле­ны на ка­тор­гу или в ссыл­ку, а ос­тав­шие­ся на сво­бо­де про­дол­жи­ли ре­во­люц. дея­тель­ность, впо­след­ст­вии ста­ли чле­на­ми «На­род­ной рас­пра­вы» и др. ре­во­люц. об­ществ.

Ишутинцы — революционная народническая организация, основная цель которой подготовка крестьянской революции. Создана организация была в г. Москве в 1863. Основана собственно Ишутиным вместе с Карагозовым. Ишутинцы подхватили знамя «Земли и воли» и понесли его дальше.

  1. 1 Руководители
  2. 2 Цели и мотивы
  3. 3 Деятельность
  4. 4 «Организация»
  5. 5 Организация «Ад»
  6. 6 Покушение Каракозова

Руководители

Глава Николай Андреевич Ишутин. Является двоюродным братом Д. В. Каракозова. В 1863 приехал в Москву, где посещал лекции в университете как вольнослушатель. Там же к нему примкнули соратники: Ермолов, Загибалов, Странден, Юрасов, Николаев, Шаганов, Мотков и другие. Часть соратников обучалась в том же университете, остальные в Петровской сельскохозяйственной и лесной академии. Через 2 года к ним присоединились члены кружка Худякова из Санкт-Петербурга.

Поначалу ишутинцы примкнули к тайному революционному обществу «Земля и воля», но в 1864 оно самоликвидировалось. Тогда Николай поставил цель – объединить все революционные кружки в одно целое.

Цели и мотивы

Ишутин нес в массы идею утопического социализма:

  • Общественный порядок будет исключать неравенство при распределении доходов и собственности.
  • На формирование этих идей повлияло раннее христианство с пропагандой всеобщего равенства и братства.
  • В России наибольшую популярность приобрело учение Шарля Фурье (о развитии общества до гармоничного строя), которое Петрашевский кружок пытался пропагандировать.

Также Ишутин считал, что крестьянская революция создаст возможность для социалистического переустройства, а при известном такте и терпении удастся воспитать достойных людей и построить лучшее будущее. Сначала нужно создать центры, из них-то и будут исходить организация и идеи.

Деятельность

На кружок настолько сильно повлиял роман Чернышевского «Что делать?», что ишутинцы стали считать писателя своим учителем. В надежде на социалистические изменения ишутинцы сделали много полезного:

  • В Москве построили в 1864 годы переплётную мастерскую.
  • В 1865 году швейную мастерскую и бесплатную воскресную школу.
  • Осенью того же года ватную фабрику.

Кроме пропаганды социализма, ишутинцы не гнушались террористическими тактиками и заговорами. Также они попытались организовать побег Чернышевского с каторги. Помогли в 1864 Ярославу Домбровскому, польскому революционеру, покинуть пределы России. Поляк сумел сбежать из пересыльной тюрьмы. В дальнейшем он стал генералом Парижской Коммуны.

«Организация»

Ишутинцы первые в России революционеры, которые объявили: если императора убьют, это спровоцирует массы на революцию и выступления. Поначалу Ишутиным была создана «Организация»— руководящий орган кружка.

Принципы органа:

  • Земля государственная собственность.
  • У каждого гражданина есть право на некую долю земли.
  • К примеру, в обществе 100 людей и 1000 кв.м. земли.
  • 5 кв. м. хватит одному, а для 100 людей — 500.
  • Останется ещё 500, это ager publicus, т.е. общественная земля.
  • На её разработку должно тратить силы всё общество.
  • Полученные с неё продукты пойдут на потребности общества, например, на школы и войско.
  • Частные вопросы общество решает само.
  • Если вопрос государственный, то к решению привлекаются депутаты.
  • Государь следит за общественными нуждами и потребностями во всей стране.
  • У частных лиц нет права на создания фабрик и других подобных структур, только у государства есть такое право.
  • Кто не занимается земледелием, получает некоторое содержание.
  • Государь издаёт законы, привлекая депутатов.

Первоначально убийства царя в планах не было. Ишутинцы хотели подготовить народ, потом предложить правительству перейти на социалистическое начало. В случае несогласия устроить революцию.

Проект устава был сочинён и написан Мотковым. Он же и разделил общество на разряды:

  • Столичные.
  • Губернские.
  • Сельские.
  • Печатальщики.
  • И прочие.

Организация «Ад»

Внутри «Организации» Ишутиным была создана особая группа с «говорящим» названием — «Ад», чьи назначением было:

  • Совершить убийство правящей особы.
  • Тайно надзирать за самими ишутинцами, за их деятельностью.
  • В процессе революции ликвидировать тех, кто был особенно крестьянам ненавистен.
  • В дальнейшем — контроль над революционным правительством.

Ишутин высказывался об «Аде» так:

  • Чтобы испробовать характер членов группы, планировалось сделать жребий и 1/3 назначить доносчиками и соглядатаями.
  • Никаких высоких постов для «Ада» не предполагалось, чтобы не усыплять энергию. Члены группы должны были следить за лидерами и их популярностью, дабы те не забывали об основных принципах революции.
  • Жертва считалась само собой разумеющимся делом. Собой, другими, в особенности мешающими.

Покушение Каракозова

В апреле 1866 Каракозов совершил покушение на Александра II. Это была его собственная инициатива, и «Ад» о ней не знала. А дело было так:

  • В Санкт-Петербурге император шёл из Летнего сада прямиком к своей карете.
  • Каракозов выстрелил.
  • Рядом находился крестьянин Осип Коммисаров, который толкнул революционера.
  • В результате пуля просвистела над головой Александра.
  • Когда жандармы бросились ловить стрелка, им стали помогать и очевидцы.
  • Каракозов закричал: «Ребята! Я за вас стрелял!».
  • Александр спросил его, почему стрелял. Каракозов отвечал, что император обещал дать народу землю, а сам не дал.
  • Император приказал отвезти террориста в Третье отделение, и туда отправили обоих.
  • При этом Каракозов назвался чужим именем — как Алексей Петров, крестьянин.
  • Генерал Тотлебен, герой Севастополя, подтвердил слова Комиссарова.

После этого император назначил суд. Организацию ликвидировали. По делу прошло аж две тысячи человек. Суд же осудил 32 членов организации и решил казнить Ишутина, но потом террориста пожизненно сослали на каторгу. Он угодил в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где и сошёл с ума. Его отправили в Восточную Сибирь, далее в Нижнекарийскую каторжную тюрьму, где он убил другого каторжника.

Каракозова казнили. Остальных членов организации кого на каторгу сослали, кого в ссылку. Те, кто остался на свободе, присоединились к другим революционным сообществам.

Герцен назвал Каракозова фанатиком, а выстрел безумием. Также Герцен заявил, что прогресс возможен лишь при активности самого народа.

Покушение стало предлогом для политической реакции: Александр издал указ об усилении губернаторской власти, цензура начала гонения на демократическую прессу – закрыла журналы «Современник» и «Русское слово». Уже проведённые реформы подверглись отступлению: земства были ограничены в правах, а Городская реформа задержана на стадии подготовки.

Но всё это лишь подстегнуло революционно-демократическое движение, выразившееся в беспорядках и организации новых кружков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кардиоактив с боярышником инструкция по применению цена отзывы
  • Фемикапс цена инструкция по применению отзывы аналоги цена
  • Корневин для рассады помидор инструкция по применению
  • Крайслер 300с руководство по эксплуатации
  • Артра инструкция по применению цена отзывы противопоказания