Директивное руководство государства экономикой это плановая

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Роль государства в экономике

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Открыть профиль

Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк.

  1. Что такое госрегулирование в экономике страны

  2. Какие функции и цели госрегулирования экономики

  3. Какие методы использует государство при регулировании экономикой

  4. Фискальная политика

  5. Денежно-кредитная политика

  6. Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

  7. Какие последствия

Что такое госрегулирование в экономике страны

Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.

Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.

В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:

  • власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
  • власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.

При рыночной экономике цена формируется исходя из двух показателей: спроса и предложения

При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.

При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.

Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.

Какие функции и цели госрегулирования экономики

Главные цели государственного регулирования в экономике:

  • соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • предотвращение экономических кризисов;
  • контроль уровня инфляции;
  • создание условий для полной занятости населения.

Основные функции государственной власти в экономике страны:

  • сбор и публикация достоверной информации;
  • помощь социально незащищенным слоям населения;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • перераспределение денежных потоков;
  • формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
  • установление правил внешнеэкономической политики;
  • введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
  • стандартизация процессов и методов контроля;
  • сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
  • разработка законодательства в сфере экономики и права;
  • регуляция и контроль денег в экономике;
  • создание общественно необходимых благ.

В современных социально-экономических условиях рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов. Поэтому именно государство берет на себя:

  • заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
  • гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
  • развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.

То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.

Какие методы использует государство при регулировании экономикой

Государство использует разные методы в процессе регулирования экономики:

  1. Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
  2. Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.

Государство применяет фискальную и монетарную политику для выполнения актуальных экономических задач

Для достижения своих экономических задач и целей государство использует:

  • фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
  • монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.

Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.

Фискальная политика

Фискальная политика направлена на государственное регулирование экономики с помощью государственных расходов, налогов, сборов и пошлин. Если власти хотят простимулировать экономику, в стране:

  • увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
  • снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.

Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.

Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.

Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.

Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.

Денежно-кредитная политика

Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.

Центробанк реализует денежно-кредитную политику через:

  • операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
  • обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
  • ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.

Операции на открытом рынке являются средством регулирования денежного предложения в стране

Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.

Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

Основные инструменты воздействия государства на экономику страны:

  • налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
  • инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
  • дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
  • ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
  • регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года.

Кроме перечисленных государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. Радикальные:

  1. Денежная реформа. К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
  2. Либерализация цен. Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.

Функциональные инструменты государственного контроля — это:

  • регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
  • лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
  • сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.

Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.

Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.

Государство может поддержать отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин и квот

Какие последствия

Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.

Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.

Комментарии: 0

Планирование — это управленческая функция, предполагающая определение и обоснование целей, а также способов и средств их достижения. Оно проводится как на уровне компаний для повышения эффективности деятельности, так и на уровне государства для регулирования развития экономики.

Планирование экономики предполагает использование определенной методологии, которая определяет основные принципы, подходы и методы прогнозирования и проведения плановых расчетов, описывает логику их осуществления.

На данный момент существуют две основные методологии планирования социально-экономического развития: директивное планирование, основанное на марксистско-ленинской теории, и предполагающее командно-административную систему управления государством, а также индикативное планирование, которое характерно для стран с рыночной экономикой.

Что значит директивное планирование

Директивное планирование экономики предполагает строгое выполнение запланированных значений и четкий контроль за их выполнением. В рамках этой формы планирования осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, до конкретных исполнителей.

Директивное планирование характерно для плановой экономики, построенной на административно-командном, распределительном методе управления. Для такой системы используется централизованное планирование, при котором предприятия не участвуют в разработке планов, а действуют в соответствии с полученными сверху заданиями.

Директивное планирование экономики предполагает сильную централизацию государственной власти, которая оказывает прямое воздействие на все области жизни общества конкретной страны, а также сосредоточение экономических ресурсов в собственности государства и отсутствие свободного механизма спроса и предложения. Основным источником планирования служит статистика.

Тем не менее, директивный план может успешно применяться при решении важнейших народнохозяйственных задач, связанных с необходимостью концентрации, маневрирования ресурсами в больших масштабах, в частности — в экстремальных ситуациях (война, послевоенное восстановление экономики, крупные стихийные бедствия).

История формирования методологии директивного планирования и ее практическое применение

Директивное планирование практиковалось в Советском Союзе, входящих в его состав республиках, государствах Восточной Европы и социалистического лагеря. Это была главная форма государственного регулирования социально-экономического развития.

В соцстранах директивное планирование применялось с целью прямого воздействия управляющего центра на все звенья и сферы экономики. Планы были адресными, то есть устанавливались для каждого предприятия, и были чрезмерно детализированы. При этом, планирование предусматривало не только определение требуемых показателей плана, но и распределение необходимых для реализации ресурсов между организациями, которые его исполняли.

Становление директивного планирования в СССР

Формирование методологии директивного планирования как общегосударственной системы происходило в 20-30-х годах прошлого века и было связано с необходимостью мобилизации ресурсов для решения задач по индустриализации государства, созданию новых отраслей промышленности, освоению территорий.

Цель заключалась в ликвидации рынка, замене его централизованным распределением ресурсов и продукции, чтобы в условиях разрухи восстановить фабрики, заводы, транспорт и другие отрасли, обеспечить промышленность, топливом и сырьем.

Одним из первых в новом социалистическом государстве стал план электрификации всей страны — ГОЭЛРО, который был утвержден в 1920 году. Для его реализации была учреждена Государственная Комиссия по Планированию, которая координировала планы союзных республик и устанавливала годовые плановые показатели. В 1925 году Комиссию преобразовали в Госплан (Государственная общеплановая комиссия, позднее — Государственный Комитет СССР по планированию), который начал подготовку к формированию единого экономического плана развития народного хозяйства страны.

В 1927 году была объявлена необходимость создавать планы, представляющие собой не прогнозы, а директивы, которые устанавливают направление хозяйственного развития в масштабе всей страны и являются обязательными для исполнения. В связи с этим в следующем году Госплан приступил к составлению долгосрочных пятилетних планов и получил функцию контроля за их выполнением.

Пятилетние планы в советское время представляли собой глобальную программу, которую государство разрабатывало для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся.

Причины отмены директивного планирования

Госплан был главным органом, который занимался согласованием экономических интересов ведомств и республик, и вел ежедневную координацию производственных процессов. В определенные периоды существовал еще один орган — Госснаб СССР (Государственный комитет по снабжению народного хозяйства). В его сферу ответственности входило планирование распределения материальных ресурсов.

В период 1921-1960 годов директивное планирование производства обеспечило рост ВВП и позволило создать мощный промышленный комплекс, а в экстремальных условиях послевоенного времени — достаточно быстро восстановить экономику.

С другой стороны, в советское время госпланирование способствовало формированию пассивного отношения к процессу планирования со стороны предприятий и было ориентировано на отрасли, в развитии которых в первую очередь заинтересовано государство. С 1960-х годов эффективность директивных планов снижается, что выражается в медленном приросте ВВП, невыполнении задач аккумулирования и распределения, медленном внедрении технологических изобретений.

Фактически директивное планирование в условиях мирного времени вызвало экономическое отставание. Оно было отменено в 1991 году в связи с ликвидацией Государственного планового комитета СССР, как и самого Советского Союза.

Характеристики директивного планирования

Директивное планирование на уровне государства имеет ряд характерных черт:

  • Формирование целей и задач развития предприятий определяется решениями центральных органов исполнительной власти без учета возможностей субъектов хозяйствования и рынка.
  • Процедуры составления планов строго регламентированы и предусматривают установление контрольных цифр, лимитов, норм и нормативов, заказчиков, поставщиков ресурсов, цен и тарифов.
  • Ответственность за результаты плановой деятельности при невыполнении плана.
  • Максимальное использование производственных ресурсов для достижения показателей без применения принципов оптимизации.
  • Отсутствие конкуренции — деятельность однородных субъектов хозяйствования регулируется в централизованном порядке.

Специфика директивного планирования

Директивный план не подвергается обсуждению — он спускается сверху и становится для исполнителей обязательным к реализации. При этом, необходимо строго соблюдать плановую дисциплину, поскольку промышленные предприятия, хозяйственные органы, должностные лица несут ответственность за невыполнение заданий.

Директивное планирование предусматривает распределение ресурсов из единого экономического центра. То есть для каждого предприятия назначается свой поставщик сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также потребители, которые должны получить готовую продукцию.

Модель планирования не позволяет промышленным предприятиям самостоятельно определять ассортимент продукции, ее стоимость и рынки сбыта. Основными рычагами директивного планирования производства являются бюджетное финансирование, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

При подобной централизации госпланирования развивается бюрократия, которая препятствует росту эффективности экономики и хозяйственной деятельности, модернизации производств, внедрению новинок научно-технического прогресса.

Директивное распределение материальных благ, трудовых ресурсов и финансирования проводится без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными критериями, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии государства.

Минусы директивных планов

Директивное экономическое планирование было неэффективно по ряду причин:

  • отсутствия конкуренции, что способствовало замедлению темпов экономического роста и стагнации;
  • отсутствия определенных управленческих функций у руководства предприятий, которое не позволяло оперативно решать проблемы на производстве;
  • низкой мобильности системы, которая не предусматривала возможность реагировать на перемены потребностей в продукции;
  • возникновения дефицита необходимых товаров при излишнем предложении ненужной продукции;
  • нерациональное использование ресурсов, поскольку планирование направлено на искусственный рост экономики, а не на повышение ее эффективности.

Директивное планирование на производственном предприятии

Директивные планы могут разрабатываться как государственными органами управления, так и внутри организаций. По отношению к производственному предприятию директивное планирование означает, что планы движутся сверху вниз с четко заданными показателями. В этом случае степень свободы подразделений предприятия, филиалов крупных компаний в определении плановых заданий минимальная.

В этом случае все недостатки директивного планирования производства отражаются на эффективности деятельности предприятия. Рыночная ситуация меняется очень быстро, но организация не может оперативно реагировать на все изменения, в результате чего снижается ее конкурентоспособность.

Альтернативная модель планирования

Еще одна распространенная методология планирования — индикативная. Она предполагает определение индикаторов — системы параметров, которые характеризуют и оказывают наибольшее влияние на состояние и развитие экономики государства. Индикативный план не является обязательным для промышленных предприятий, поэтому носит в основном рекомендательный характер.

Индикаторами социально-экономического развития являются показатели, которые отражают динамику, структуру и эффективность экономики, финансовое состояние, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. В первую очередь они необходимы для того, чтобы государство могло оценить необходимость вмешательства в естественные рыночные процессы в ситуации, когда рынок не справляется и общественное благосостояние находится под угрозой.

Индикативное планирование относится к методам, с помощью которых государство реализует социально-экономические программы. Оно должно обеспечить решение ключевых проблем, которые невозможно устранить только рыночными методами.

Этот вид госпланирования является наиболее распространенным во всем мире. Он затрагивает макроэкономический уровень, воздействуя на социальные и экономические процессы с целью достижения требующегося значения индикаторов.

В модели индикативного планирования немаловажная роль отводится производственным предприятиям, поскольку она позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действуя как в интересах собственного бизнеса, так и общества в целом. Основная цель индикативного планирования — создание наиболее благоприятных организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

Применение индикативного планирования на предприятии

Индикативное планирование имеет важнейшее значение для современного управления производством. Оно в первую очередь основывается на прогнозировании, позволяя определить приоритетные направления развития компании с учетом взаимодействий с внешней средой и обеспечить максимальное использование внутренних возможностей и ресурсов.

Для реализации концепции индикативного планирования необходимы современные инструменты. СНАРЯД | APS — автоматизированная система оптимизационного планирования производства, основанная на использовании искусственного интеллекта.

Программное обеспечение СНАРЯД | APS позволяет сделать деятельность компании максимально эффективной за счет оптимизации всех процессов, связанных с производством, минимизации издержек и повышения производительности. Возможности системы включают: оперативную корректировку планов, моделирование различных сценариев и удобную визуализацию всех процессов с помощью диаграммы Ганта.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная
финансовая политика –
применяется
в странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой.

Государство,
как собственник средств производства,
осуществляет прямое директивное
руководство всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе и финансами.

Целью
такой финансовой политики

являлось – обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у
государства. Для последующего
перераспределения в соответствии с
основными направлениями государственного
плана.

Задача
финансового механизма

создать инструменты для изъятия всех
неиспользуемых в соответствии с
государственным планом финансовых
ресурсов. Изъятие средств производилось
у государственных предприятий, населения
и органов власти.

Для
государственных предприятий был создан
механизм двух
канального

изъятия чистого дохода.

  1. Вначале,
    чистый доход изымался в бюджет при
    помощи налога с оборота в отраслях, где
    за счет цен, установленных государством
    создавался доход в повышенных размерах
    (легкая, пищевая отрасль).

  2. Затем
    при помощи индивидуальных отчислений
    от прибыли (взносов свободного остатка
    прибыли) изымались в бюджет все излишки
    прибыли, которые, по мнению государства,
    нельзя было использовать в рамках
    предприятий.

При
этом определялся предельный размер
всех расходов предприятия за счет
прибыли, то есть государство полностью
регулировало весь финансовый механизм
государственных предприятий.

Регулирование
использования денежных доходов населения
осуществлялось при помощи:

  • подоходного
    дохода

    населения;

  • системы
    фактически
    принудительных государственных
    займов
    ;

  • системы
    сберегательных касс
    ,
    с помощью которых свободные средства
    населения также направлялись в бюджет
    в виде специального безоблигационного
    займа
    .

Изъятие
средств у местных органов власти
обеспечивалось ограничением в установлении
самостоятельных источников доходов
местных бюджетов.

Расходы
бюджетов определялись исходя из
приоритетов государственного плана.

Управление
финансами осуществлялось из единого
центра – Министерства финансов.

Планово-директивная
финансовая политика проводилась во
всех бывших социалистических странах.
Данная политика является:

  • весьма
    эффективной

    в условиях, когда требуется максимальная
    концентрация финансовых ре6сурсов для
    финансирования чрезвычайных расходов
    государства (война, восстановление
    хозяйства и т.п.);

  • не
    эффективной

    в условиях нормального функционирования
    экономики
    отрицательными последствиями — снижение
    эффективности производства, замедление
    развитие социальной сферы, резкое
    ухудшение финансового положения
    государства).

Финансовая политика рф на современном этапе.

Россия
сегодня пребывает в глубоком финансовом
кризисе, основными признаками которого
являются:

  • продолжающийся
    спад промышленного производства;

  • резкое
    сокращение платежеспособного спроса
    населения;

  • сужение
    денежной массы;

  • резкое
    снижение уровня жизни населения.

Финансовая политика
последнего десятилетия привела к ряду
негативных результатов:

  • подавление
    инвестиционной активности государственного
    сектора экономики в областях финансирования
    фундаментальной науки, разработок
    высоких технологий (РФ представляет
    лишь 1% на данном мировом рынке);

  • либерализация
    денежно-кредитного и финансового рынков
    в направлении привлечения спекулятивного
    капитала, в том числе иностранного;

  • реализация
    модели бюджетного федерализма,
    расширяющей полномочия субъектов РФ
    без соответствующего разграничения
    предметов ведения и учета реального
    финансового потенциала, приводящей к
    фактической дезинтеграции регионов:
    заключение двусторонних договоров,
    зачастую противоречащих интересам
    национальной безопасности;

  • устранение
    государства от реализации принципа
    социальной справедливости и обеспечение
    гарантированного уровня благосостояния,
    коммерциализация социальной сферы;

Финансовый
кризис привел к перераспределению
ресурсов и накопленного национального
богатства в пользу небольшой группы
лиц из финансово-банковского сектора,
участвующих в спекулятивной игре на
рынке капиталов, валютной и фондовом
рынках и переводе валютных активов на
зарубежные счета.

Соседние файлы в папке Лекции фин и кредит

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    03.03.2016934 б12StudFiles.htm

Автор статьи

Наталья Валерьевна Ворошилова

Эксперт по предмету «Экономика»

Задать вопрос автору статьи

Сущность

Исторически сложились следующие системы планирования по уровню воздействия и роли государства:

  • директивное;
  • индикативное;
  • стратегическое:
  • программно-целевое.

Замечание 1

Директивное планирование предполагает строгое исполнение планируемых показателей и четкий контроль за их исполнением. За невыполнение целевых показателей наступает ответственность за исполнение.

Система была разработана в СССР и внедрялась в социалистических странах. Такое планирование сохраняет свои позиции в КНДР.

Исторические основы формирования директивного планирования

Экономика новообразованного Советского Союза после свержения монархии, первой мировой войны, гражданской войны переживала спад. Первоочередным стало решение проблемы электроэнергетики. С участием большого количества ученых, квалифицированных кадров, инженеров был разработан первый знаменитый долгосрочный план, который не имел на тот момент аналогов в мире, и назывался «План ГОЭРЛО». Задачи плана состояли не только в развитии энергетики, но и строительстве производств и развитии производительных сил, полностью обеспечивающих данную отрасль.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

В 1923 г. образовывается Госплан (Государственная Комиссия СССР по Планированию). Аппарат занимался разработкой планов (сначала однолетних, далее пятилетних), изучением национального хозяйства, выявлением проблем и перспектив.

С 1925 г. стали формироваться годовые планы развития национального хозяйства – «Контрольные цифры». При чем данные цифры являлись директивными, то есть были обязательны к выполнению в разных отраслях хозяйственной деятельности.

В 1928 г. создается начальный пятилетний план (всего их было создано 13, а исполнено 12 из-за распада СССР).

Замечание 2

Система строилась следующим образом: народный комиссариат отправлял документ, где были разработаны конкретные и четкие задания, мероприятия, «контрольные цифры». Исполнение контролируется и строго обязательно. При получении по прямой ответственными исполнителями документа назначались местные, локальные комиссии исполкома.

«Директивное экономическое планирование» 👇

В исполнении планов большая роль принадлежала советской пропаганде. Пропаганда была направлена на индустриализацию, выполнение планов, народный дух, единство народа, поддержку коммунистических идей.

Последующее развитие директивное планирование получило в составлении пятилетних планов – «пятилеток». Во втором плане цифры задавались с учетом «реализма». С третьего плана критерии выполнения показателей перешли от количественных к качественным, а основной статьей стала, конечно, сфера обороны страны. Эффективность пятилетних планов сохранялась до десятого плана (1976-1980 годы).

Принципы планирования

Такой вид планирования основан на обязательности, централизации, сильной роли государства во всех отраслях и часто подкрепляется коммунистическим строем, социализмом на государственном уровне.

Основные особенности:

  • обязательность исполнения;
  • строгий контроль;
  • ответственность за исполнение ключевых индикаторов за период;
  • осуществляется централизованно («сверху-вниз»);
  • государственная собственность на предприятия;
  • частная собственность полностью отрицается;
  • отрицаются принципы и идеи рыночной экономики;
  • регулятор — командные методы;
  • основывается на повышенной производительности труда, которая проявляется из-за необходимости исполнения планов;
  • предпочтение отдается развитию перспективных отраслей национального хозяйства;
  • составление контрольных «директивных» цифр;
  • роль государства в экономике и других сферах деятельности является ключевой.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации стиральной машины lg direct drive 7 кг инструкция по применению
  • Витамин д 500 ме капли инструкция по применению
  • Во время правления екатерины ii произошло крестьянское выступление под руководством
  • Мануал по замене грм 6g72
  • Омега 3 тройная сила solgar инструкция