До 14 лет чернышевский учился дома под руководством отца а в 1843 поступил

Николай Гаврилович Чернышевский. Подробная биография. Читать онлайн

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский родился 12 [24] июля 1828 года в Саратове в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—23.10.1861), происходившего из крепостных села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села и дало ему фамилию. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию.

«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.

В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, Чернышевский в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия, — убеждённый революционер-демократ, социалист и материалист. Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, хоть и чересчур лояльным, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям.

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855—1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.). Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества.

В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический принцип в философии» (1860). В нём изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук.

В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В 1861 году оглашается :Высочайший манифест от 19.02.1861 Об отмене крепостного права, начинается осуществление реформы. Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем. Недаром же Маркс и Энгельс называли его «главой революционной партии».

С сентября 1861 года находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а 7 июля под арест попал сам Николай Чернышевский. Положение литератора ухудшило письмо Герценак революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором первый заявлял о своей готовности издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие по делу «врага Российской империи номер один» продолжалось около полутора лет. За это время был написан роман «Что делать?» (1862–1863), опубликованный во вновь открывшемся после перерыва «Современнике» (1863), неоконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей.

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера. После изнурительной тяжёлой дороги Чернышевского 2 (14) июля 1864 года доставили из Петербурга в Иркутск. Затем по распоряжению губернского начальства его повезли на Усольский солеваренный завод. Здесь и начались дни каторжной работы Н. Г. Чернышевского. «Я приехал в Усолье 10 (22) июля 1864 года, — писал Николай Гаврилович своей жене Ольге Сократовне, — с этого дня считается начало срока». Чернышевский встретился здесь со своими единомышленниками. В Усолье жил в ссылке видный представитель московского, революционного подполья П. Г. Заичневский. Вместе с Н. Г. Чернышевским отбывал в Усолье каторгу и встречался с ним Я. А. Ушаков. Пребывание Н. Г. Чернышевского в Усолье вызвало с первых же дней страх и беспокойство местных властей. Они боялись, что Чернышевский будет оказывать революционизирующее влияние на политических каторжан. В секретной докладной записке, датированной 15 (27) июля 1864 года, штабс-капитан Бориславский, комендант для надзора за политическими преступниками в солеваренном заводе, высказывал свое мнение о необходимости Н. Г. Чернышевского и Я. Ушакова «не содержать вместе с прочими, а отослать в Нерчинские рудники, так как образ их мыслей может иметь вредные последствия для остальных политических преступников». Всего двенадцать дней находился Чернышевский в Усолье.

22 июля (3 августа) казённая повозка повезла его за Байкал, на Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году Н. Г. Чернышевский был переведён переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, по окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В Александровском Заводе по сей день сохранился дом-музей Н. Г. Чернышевского — дом, в котором он жил.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883г. Чернышевскому дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября 1889 года был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Библиография

  • 1862-1863 — «Что делать?»
  • 1863 — «Алферьев»
  • 1883 — «Заметки о Некрасове»
  • 1854 — «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • 1855 — «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • 1855 — «Возвышенное и комическое»
  • 1855 — «Характер человеческого знания»
  • 1858 — «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • 1860 — «Антропологический принцип в философии»
  • 1888 — «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»

Николай Гаврилович Чернышевский — русский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель. Николай Гаврилович родился 24 июля 1828 года в Саратове. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию. Не закончив семинарский курс, Чернышевский в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию. Супругой писателя в 1953 году стала Ольга Сократовна Васильева.

После женитьбы Чернышевский вернулся в Санкт-Петербург и был определен учителем во второй кадетский корпус, но его пребывание там оказалось недолгим. Николай Чернышевский ушел в отставку после конфликта с офицером. Первые литературные произведения будущий автор романа «Что делать?» начал писать в конце 1840-х. Переехав в 1853 году в Северную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». Через год, окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым. Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров. В 1860-м в свет выходит главный философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии».

В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев, а в июне под арест попал сам Николай Чернышевский. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в Петропавловскую крепость. Следствие по делу продолжалось около полутора лет. За это время был написан роман «Что делать?», опубликованный во вновь открывшемся после перерыва «Современнике», неоконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей. В феврале 1864 года Чернышевский был приговорен к каторжным работам сроком на 14 лет без права возвращения из Сибири. В начале 80-х годов XIX века Чернышевский вернулся сначала в город Астрахань, а позже благодаря стараниям сына Михаила переехал на родину в Саратов. Однако через несколько месяцев после возвращения писатель заболел малярией.

Николай Гаврилович Чернышевский умер 29 октября 1889 года, похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Философия России

Чернышевский Николай Гаврилович

Российский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель. (1828-1889)

Чернышевский Николай Гаврилович

«Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и истинную потребность»

Н.Г. Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 г. в Саратове. До 14-летнего возраста учился дома под руководством своего отца – Г. И. Чернышевского, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия, — убеждённый революционер- демократ, социалист и материалист. 

Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус.

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках».

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855—1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым.

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический примат в философии» (1860). В нём изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма.

В связи с отменой крепостного права в 1861 г. деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем.

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

В 1863 году во возобновленном журнале «Современник» был напечатан роман «Что делать?», написанный Чернышевским, находившимся под арестом в Петропавловской крепости.

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, по окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.

В 1883 г. Чернышевскому дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань.

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября 1889 года был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Основные работы Н.Г. Чернышевского

  • «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855)
  • «Характер человеческого знания» (1855)
  • «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858)
  • «Антропологический принцип в философии» (1860)
  • «Что делать?» (1862–1863)
  • «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь» (1888)

Список очерков о философе

  • Складывание философских взглядов
  • Общие взгляды
  • Антропологический принцип в философии. Ч. 1
  • Антропологический принцип в философии. Ч. 2
  • Антропологический принцип в философии. Ч. 3
  • Антропологический принцип в философии. Ч. 4
  • Антропологический принцип в философии. Ч. 5
  • Антропологический принцип в философии. Ч. 6
  • Эстетика. Ч. 1
  • Эстетика. Ч. 2
  • Эстетика. Ч. 3
  • Эстетика. Ч. 4
  • Эстетика. Ч. 5
  • Эстетика. Ч. 6
  • Социально-политические взгляды. Ч. 1
  • Социально-политические взгляды. Ч. 2
  • Социально-политические взгляды. Ч. 3
  • Социально-политические взгляды. Ч. 4
  • Теория развития. Ч. 1
  • Теория развития. Ч. 2
  • Взгляд на историю России
  • Письма без адреса. Ч. 1
  • Письма без адреса. Ч. 2
  • Характер человеческого знания. Ч. 1
  • Характер человеческого знания. Ч. 2
  • Что делать. Ч. 1
  • Что делать. Ч. 2
  • Что делать. Ч. 3

Поделиться:

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (24 июля 1828, Саратов, Российская империя — 29 октября 1889, Саратов, Российская империя) — русский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель.
Известен тем, что придерживался революционных позиций, стремился к окончательному освобождению крестьянства без кабальных условий по выкупу земли. Выходец из семьи саратовского священника (Гавриила Ивановича и Евгении Егоровны Голубевой), Чернышевский тем не менее был хорошо образован. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию. Не закончив семинарский курс, Чернышевский в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках». За связь с революционной эмиграцией в феврале 1864 года Чернышевский был приговорен к каторжным работам сроком на 14 лет без права возвращения из Сибири. И хотя император Александр II сократил каторгу до семи лет, в целом критик и литературовед пробыл в тюрьме более двух десятилетий. Следствие по делу «врага Российской империи номер один» продолжалось около полутора лет. За это время был написан роман «Что делать?» (1862–1863). Помимо романа, одним из крупнейших трудов Чернышевского стал «Антропологический принцип в философии».
Чернышевский скончался в 0:37 ночи 29 октября 1889 года на 62-ом году жизни от кровоизлияния в мозг, похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Биография

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.

Портрет Николая Чернышевского

Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Работа в «Современнике»

Творческий этап Николая Чернышевского в «Современнике» пришелся на середину 19-го века. Это время характеризовалось стремительными изменениями в политике. Россия была в преддверии важных перемен. Редакция журнала не осталась равнодушной к происходящему.

В 50-60-х годах писатель издается очень много. Также много он конфликтовал с властями. Описать кратко самые главные в биографии Чернышевского политические интриги, в которых он принимал участие, довольно сложно. Он использовал любой удобный повод, чтобы продемонстрировать свое мнение. За счет этого публицистический отдел Николая Чернышевского выдвинулся на лидирующие позиции, оттеснив на задворки художественный отдел. Постепенно «Современник» стал представлять интересы революционеров. Многие писатели-дворяне перестали работать с редакцией, т. к. почувствовали себя некомфортно. «Современник» привлекал читателей именно острыми и полемичными статьями Чернышевского. Аудитория журнала в эти годы значительно увеличилась, как и его прибыль.

Книги писателя

Детство и юность

Николай родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года. Его отец Гаврила Чернышевский был священником и для тех лет весьма образованным человеком, стремившимся обеспечить своим детям достойное будущее. Детство маленький Коля провел над книгами. Начитанность и кругозор мальчика поражали не только сверстников, но и взрослых друзей отца.

Николай Чернышевский в молодости

В 1842 году младший Чернышевский поступил в духовную семинарию. Качество преподавания в учебном заведении его не устроило, и юноша восполнял его с помощью самообразования, изучая географию, словесность, грамматику и языки. Проучившись 4 года в семинарии, Николай подал документы в Петербургский университет на факультет истории и филологии.

Формирование взглядов

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

Литературная деятельность и книги

Во время студенчества мировоззрение будущего революционера сложилось окончательно. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг.

Книги Николая Чернышевского

Через 2 года Чернышевский вместе с молодой женой вернулся в Петербург. Ему предложили место учителя в кадетском корпусе, и он с удовольствием согласился, увидев в этом возможность пропаганды своих идей. Учителем Николай Гаврилович был неплохим, хоть и чересчур лояльным, но с коллегами отношения у него не заладились: после одного особенно громкого скандала педагог уволился.

В 1853 году Чернышевский стал публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям. Через год автор перешел в «Современник». Несмотря на революционные взгляды, Николай Гаврилович все же не хотел превращать издание в трибуну опасных для того времени идей и на этой почве поругался с либеральными литераторами Анненковым, Дружининым, Тургеневым и Боткиным.

Биография Николая Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский. Подробная биография. Читать онлайн

Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию.

«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.

В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, Чернышевский в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия, — убеждённый революционер-демократ, социалист и материалист. Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, хоть и чересчур лояльным, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям.

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855—1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.). Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества.

В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический принцип в философии» (1860). В нём изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук.

В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В 1861 году оглашается :Высочайший манифест от 19.02.1861 Об отмене крепостного права, начинается осуществление реформы. Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем. Недаром же Маркс и Энгельс называли его «главой революционной партии».

С сентября 1861 года находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а 7 июля под арест попал сам Николай Чернышевский. Положение литератора ухудшило письмо Герценак революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором первый заявлял о своей готовности издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие по делу «врага Российской империи номер один» продолжалось около полутора лет. За это время был написан роман «Что делать?» (1862–1863), опубликованный во вновь открывшемся после перерыва «Современнике» (1863), неоконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей.

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера. После изнурительной тяжёлой дороги Чернышевского 2 (14) июля 1864 года доставили из Петербурга в Иркутск. Затем по распоряжению губернского начальства его повезли на Усольский солеваренный завод. Здесь и начались дни каторжной работы Н. Г. Чернышевского. «Я приехал в Усолье 10 (22) июля 1864 года, — писал Николай Гаврилович своей жене Ольге Сократовне, — с этого дня считается начало срока». Чернышевский встретился здесь со своими единомышленниками. В Усолье жил в ссылке видный представитель московского, революционного подполья П. Г. Заичневский. Вместе с Н. Г. Чернышевским отбывал в Усолье каторгу и встречался с ним Я. А. Ушаков. Пребывание Н. Г. Чернышевского в Усолье вызвало с первых же дней страх и беспокойство местных властей. Они боялись, что Чернышевский будет оказывать революционизирующее влияние на политических каторжан. В секретной докладной записке, датированной 15 (27) июля 1864 года, штабс-капитан Бориславский, комендант для надзора за политическими преступниками в солеваренном заводе, высказывал свое мнение о необходимости Н. Г. Чернышевского и Я. Ушакова «не содержать вместе с прочими, а отослать в Нерчинские рудники, так как образ их мыслей может иметь вредные последствия для остальных политических преступников». Всего двенадцать дней находился Чернышевский в Усолье.

22 июля (3 августа) казённая повозка повезла его за Байкал, на Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году Н. Г. Чернышевский был переведён переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, по окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В Александровском Заводе по сей день сохранился дом-музей Н. Г. Чернышевского — дом, в котором он жил.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883г. Чернышевскому дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября 1889 года был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Библиография

  • 1862-1863 — «Что делать?»
  • 1863 — «Алферьев»
  • 1883 — «Заметки о Некрасове»
  • 1854 — «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • 1855 — «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • 1855 — «Возвышенное и комическое»
  • 1855 — «Характер человеческого знания»
  • 1858 — «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • 1860 — «Антропологический принцип в философии»
  • 1888 — «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»

Поделиться

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и Герценом. Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Эстетические воззрения писателя

Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.

В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.

Чернышевский и Добролюбов

Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым). Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.

Николай Чернышевский

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло.

Николай Чернышевский в тюрьме

Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.

Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Самое известное произведение

семья чернышевского

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Семейная жизнь писателя

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. Вот интересный факт в биографии Николая Чернышевского: свадьба состоялась вопреки родительской воле. Писатель даже не выдержал траурный срок после смерти матери.

Новоиспеченная жена вызывала противоречивые чувства у друзей писателя. Кто-то считал ее необыкновенной и необычайно доброй, а кто-то осуждал. Публицист придерживался в своей семье равенства и позволял делать жене абсолютно все, в том числе и изменять. Такие отношения не вызывали одобрения в обществе. Кроме того, они повлекли за собой последствия — некоторые семьи стали жить в таком же формате. Такой опыт семейной жизни отразил в своем романе «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.

После заключения брака семья Чернышевских отправились в Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Но вначале он все же попытался поработать преподавателем русского языка. Николай Чернышевский был настолько сильно поглощен своими идеями, что пустил все обучение молодого поколения на самотек, что повлекло за собой конфликты и увольнение.

В биографии Чернышевского к самым главным моментам в его жизни можно отнести рождение детей. У писателя в браке родилось два сына.

Дети Николая Чернышевского

Смерть

Благодаря хлопотам родни Чернышевский в июне 1889 года вернулся в Саратов, однако спокойно дожить свои дни в родном городе ему было не суждено. Каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком.

Могила Николая Чернышевского

Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

Ранние годы писателя

Публицист родом из Саратова. Появился на свет 24 июля в 1828 году. Отец — священник, поэтому в течение трех лет он получал знания в семинарии. Несмотря на это, молодой человек не стал сторонником и последователем православия, а, наоборот, вступил в ряды его противников, отрекся от религии и всевозможных порядков.

Начиная с 1846 года писатель в течение четырех лет получал образование в университете Петербурга. Помимо русской литературы, изучал Чернышевский биографии и деятельность известных историков Франции, которые совершили научный переворот. Также в ранние годы писатель увлекался западной философией, повлиявшей на его мировоззрение в будущем. На Николая Чернышевского также сильно повлияли работы Г. Гегеля, Ш. Фурье, А. Герцена и В. Белинского. Среди литераторов он высоко оценивал А. Пушкина, Н. Гоголя и особенно Н. Некрасова.

Чернышевский в ранние годы

Во время обучения писатель стал фурьеристом, и этого направления утопического социализма придерживался всю жизнь. В краткой биографии Николая Чернышевского достаточно сложно уместить все интересы писателя, он был довольно разносторонним человеком.

Окончив университет со званием кандидата, Николай Гаврилович Чернышевский уехал в город Саратов, где устроился учителем русского языка в гимназии. Начальство отрицательно относилось к его революционным взглядам и бунтарским настроениям. Ситуацию усугубляло и то, что своими взглядами и настроениями писатель делился с учениками.

Интересные факты

  • В романе «Что делать?» упоминается алюминий, названный «металлом будущего». В то время он использовался мало, но прогноз Чернышевского относительно его широкого применения в промышленности действительно сбылся.
  • В детстве друзья дразнили писателя библиографом, а приятели юности звали пожирателем книг – настолько неутолимой была его жажда знаний.

Роман Николая Чернышевского «Что делать?»

  • В советское время роман «Что делать?» стал необычайно популярным из-за положительных отзывов Ленина.
  • Любовь к жене Чернышевский сохранил на всю жизнь и не прекращал думать о ней даже в самые тяжелые каторжные годы. Сберегая копейки из скудного заработка, он сумел купить ей роскошный лисий мех и переправить подарок в Петербург.

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Библиография

  • 1862-1863 — «Что делать?»
  • 1863 — «Алферьев»
  • 1883 — «Заметки о Некрасове»
  • 1854 — «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • 1855 — «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • 1855 — «Возвышенное и комическое»
  • 1855 — «Характер человеческого знания»
  • 1858 — «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • 1860 — «Антропологический принцип в философии»
  • 1888 — «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»

Борьба с властью

1860-е годы ознаменовались появлением различных организаций, борющихся во имя народа. В итоге стали появляться жестокие прокламации, призывающие к свержению имеющейся системы. Чернышевский в этот период времени был источником идейного вдохновения и консультантом кружка «Земля и свобода». В этот период биографии Чернышевский становится объектом тайного наблюдения полиции.

Ситуация в Петербурге и по всей стране стала очень тяжелой. В 1862 году в городе вспыхнули пожары, стали появляться слухи, что к этому причастны нигилисты. По этой причине работа журнала «Современник», считавшегося источником всех революционных взглядов, была остановлена.

Философские взгляды

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха).В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и её законов (напр., закона причинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Чернышевского значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями, такими, как Фейербах.

По Чернышевскому, главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещённого монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек, как биосоциальное существо, принадлежит к миру природы, определяющем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью».

Благодаря же свободе выбора человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Ссылка

Чернышевский Николай Гаврилович почти не принимал участие в различных движениях общественности в течение следующих нескольких десятков лет. Ссылку писатель отбывал вначале на рудниках на границе с Монголией, а затем был переведен на Александровский завод.

Супруга Чернышевского, Ольга Сократовна, не пошла за ним, как это сделали многие жены декабристов. Она продолжила жить в Санкт-Петербурге вместе с детьми. Из-за этого многие друзья писателя считали, что супруга писателя совершенно его не любит.

Во время ссылки писатель жил довольно неплохо. Ему принадлежал отдельный домик, он занимался каторжными работами, а Ольга Сократовна и Н. Некрасов постоянно передавали ему деньги. Царская власть была милосердна к Николаю Гавриловичу Чернышевскому, поэтому в Сибири писатель продолжал творить. Спектакли, устраивавшиеся на заводе, проводились по сценарию публициста.

Н. Чернышевский в Иркутске

В 3 часа утра 28 сентября 1883 года в Иркутск тайно прибыла жандармская повозка с «секретным преступником №5». Под этим именем скрывали Николая Гавриловича Чернышевского, вилюйского узника; до этого два года он сидел в Петропавловской крепости и вот уже 19 с лишним лет томился на сибирской каторге.

Исполнительный комитет «Народной воли» потребовали от Александра II освободить Чернышевского. Опасаясь новых террористических актов, царь вынужден был посчитаться с общественным мнением и решил перевести Чернышевского из Вилюйска в европейскую часть России. Весь путь Чернышевского от Вилюйска до Якутска и далее до Иркутска должен был быть совершен в полной тайне.

В Иркутске Чернышевского держали в жандармском управлении. Это был четвертый подневольный приезд Чернышевского в Иркутск. Первый раз он прибыл сюда 2 июля 1864 года, направляясь в сопровождении жандармов на семилетнюю каторгу:

В Иркутской тюрьме Н.Г. Чернышевский пробыл 7 дней. Иркутск не был конечной целью «путешествия» Чернышевского, он об этом не знал. Николай Гаврилович убедился, что Иркутск является не только столицей Сибири, края с большим будущим, но и центром сибирской ссылки. Его снова посадили в повозку и по знакомой дороге доставили на Усольский солеваренный завод до: особого распоряжения. Оно не задержалось. Уже 23 июля, через 12 дней, Н.Г. Чернышевский вновь проехал по пыльным улицам Иркутска, направляясь на Нерчинские рудники.

Два года Н.Г. Чернышевский томился в Кадаинской тюрьме, а потом пять лет — на Александровском заводе.

Каторга не сломила Чернышевского. Он воспользовался огромным авторитетом среди политических ссыльных, не терял революционной бодрости, занимался литературной деятельностью.

В мае 1865 года в Иркутск приехала жена Чернышевского — Ольга Сократовна с сыном Михаилом. Она добивалась разрешения на встречу с мужем. Наконец в сопровождении жандарма она прибыла в Кадаю. Там, в присутствии охранника, произошло их долгожданное свидание.

10 августа 1871 года истек срок пребывания Н.Г. Чернышевского на каторге. Он писал жене: «10 августа кончается мой срок оставаться праздным, бесполезным для тебя и для детей. К осени, думаю, устроюсь где-нибудь в Иркутске или около Иркутска и буду уж иметь возможность работать по-прежнему».

18 декабря 1871 года Чернышевского в третий раз тайно привезли в Иркутск. В Петербург он дал родственникам успокоительную телеграмму: «Еду на север жить. Поездка очень удобно устроена. Я совершенно здоров».

20 декабря Чернышевский в сопровождении трех жандармов направился в долгий путь — в Вилюйск. Это был для него страшный удар, так как обрекал его на полное духовное одиночество. 12 лет он прожил в ледяной пустыне, окруженный тайгой, болотами, топями и жандармами.

В январе 1871 года в Иркутск нелегально приехал видный революционный деятель, член Генерального Совета I Интернационала Г.А. Лопатин с целью организовать побег Чернышевского, но его опознали и арестовали. В 1975 году Николая Гавриловича пытается освободить революционер-народник И.Н.Мышкин. Ему удается раздобыть казенные бумаги с печатью и штампом, а также мундир жандарма, но его тоже арестовали. Таким образом, все попытки освободить Н.Г. Чернышевского кончались неудачей.

Н. Г. Чернышевский дважды кратковременно останавливался в Чите. Жандармам было дано указание отправить в «Нерчинские Заводы в установленном порядке ссыльнокаторжного государственного преступника Николая Чернышевского с, жандармами без малейшей остановки в г. Иркутске». Этой малейшей остановки не было разрешено Чернышевскому и в Чите, куда он был доставлен в конце июля 1864 года (предположительно 29 — 30 числа). Забайкальский военный губернатор Дитмар не разрешил заболевшему в дороге Чернышевскому даже суточную днёвку на читинском этапе, и его сразу же повезли дальше, в Нерчинский Завод, куда он был доставлен 3 августа 1864 года совершенно больной и разбитый. 4 августа Чернышевский был привезён в Кадаю и помещён под караулом в тюремный лазарет.

В 1871 году у Чернышевского кончился официально установленный срок каторжных работ, он находился в это время в Александровском Заводе. Непосредственный начальник над Н. Г. Чернышевским полковник А. Е. Кноблох запросил вышестоящие инстанции о дальнейших мерах до отношений Чернышевскому. 22 июня 1871 года пришел ответ, разъяснивший, что Высочайшая милость по отношению к некоторым политическим каторжанам «об обращении сих преступников в разряд сосланных на житьё, не должна быть распространена на преступников: Николая Чернышевского и Николая Ишутина, как по важности совершенных им преступлений, так и ввиду их неблагонадежности».

7 декабря 1871 года под конвоем жандармов Чернышевский был отправлен из Александровского Завода в далекий Вилюйск, к полюсу холода. В Чите он останавливался, по-видимому, 10 декабря 1871 года.

Арест

Почти сразу после закрытия журнала власти перехватили письмо, написанное находившимся в эмиграции А. Герценом. Узнав о том, что «Современник» прекратил свою деятельность, публицист написал одному из сотрудников — Н. Серно-Соловьевичу — предложение печататься за рубежом. Данное письмо использовалось в качестве повода для ареста Чернышевского и Серно-Соловьевича. Они были отправлены в Петропавловскую крепость. Однако не было обнаружено каких-либо других доказательств, подтверждающих тесную связь между «Современником» и политическими эмигрантами. В итоге Николая Чернышевского обвинили только в написании прокламации. Однако и в настоящее время ученые не пришли к единому мнению – Николай Чернышевский является автором данного революционного обращения или нет.

Гражданская казнь Чернышевского

1864 год стал началом темного периода в биографии Чернышевского. Писателя признали виновным. Его осудили на семь лет и отправили в Сибирь до конца своих дней. Над ним совершили гражданскую казнь – поставили на площадь с доской на груди, где было написано «государственный преступник». В течение нескольких часов писатель простоял возле столба, прикованный к нему цепями.

Политическая идеология

Крестьянский вопрос

В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из Царского Указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал adobe premiere pro на русском
  • Формы руководства в структурном подразделении
  • Руководство по вышивке для начинающих
  • Метронидазол инструкция по применению побочные эффекты
  • Нитамин инструкция по применению в ветеринарии для коров