-
Как правильно составить должностную инструкцию?
Инструкция для должности «Бортпроводник судовой«, представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел «Морской транспорт» (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год», который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины. Статус документа — ‘действующий’. |
|
Предисловие к должностной инструкции
0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.
0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.
1. Общие положения
1.1. Должность «Бортпроводник судовой» относится к категории «Рабочие».
1.2. Квалификационные требования — полное общее среднее образование и профессионально-техническое образование или полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве, без требований к стажу работы.
1.3. Знает и применяет в деятельности:
— оборудование и расположение помещений пассажирского судна;
— местоположение спасательных шлюпок и плотов для пассажиров кают, закрепленных за ним;
— пути эвакуации пассажиров, что предусматриваются расписанием тревоги;
— устройство и принцип действия электропылесосов и другого инвентаря;
— правила обслуживания иностранных пассажиров и туристов;
— один из иностранных языков (английский, немецкий и т.д.) в пределах квалификации.
1.4. Бортпроводник судовой назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).
1.5. Бортпроводник судовой подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
1.6. Бортпроводник судовой руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
1.7. Бортпроводник судовой во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
2.1. Обеспечивает содержание определенного количества пассажирских кают, которые закреплены за ним, в чистоте и надлежащем санитарном состоянии.
2.2. Выполняет регулярную уборку кают, санузлов и других помещений, которые закреплены за ним, при наличии пассажиров на борту.
2.3. Застилает постели, осуществляет замену постельного белья и полотенец после каждого выезда пассажиров.
2.4. Следит за исправным состоянием инвентаря, имущества и оборудования кают, наличием достаточного количества спасательных нагрудников или жилетов, расписания эвакуации возле каждого пассажирского места.
2.5. Докладывает обо всех нарушениях пассажирами судовых правил, повреждения и порчи инвентаря, имущества, о неисправности освещения, кондиционирования воздуха, другого оборудования, о поступлении воды в каюты и т.д.
2.6. Принимает меры по устранению недостатков, которые обнаружены.
2.7. Обеспечивает своевременное задраивание иллюминаторов в каютах.
2.8. Предоставляет необходимые услуги пассажирам во время их размещения на судне или высадки с судна, находясь возле кают, которые за ним закреплены.
2.9. Оказывает необходимую помощь пассажирам, которые подвержены морской болезни, в случае необходимости вызывает врача.
2.10. Следит за поведением детей, проводит соответствующий инструктаж родителей.
2.11. Принимает заказы от пассажиров на подачу в каюту прохладительных напитков, фруктов и предоставляет другие услуги, предусмотренные перечнем.
2.12. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.13. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
3. Права
3.1. Бортпроводник судовой имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Бортпроводник судовой имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Бортпроводник судовой имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Бортпроводник судовой имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.
3.5. Бортпроводник судовой имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.
3.6. Бортпроводник судовой имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.
3.7. Бортпроводник судовой имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Бортпроводник судовой имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.
3.9. Бортпроводник судовой имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. Бортпроводник судовой несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Бортпроводник судовой несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Бортпроводник судовой несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Бортпроводник судовой несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Бортпроводник судовой несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Бортпроводник судовой несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Бортпроводник судовой несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
Должностная инструкция бортпроводника создается для описания его служебных характеристик: полномочий, квалификационных требований и других. Можете воспользоваться инструкцией ниже либо использовать её как пример для составления своей собственной.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции бортпроводника .doc
Образец должностной инструкции бортпроводника
1. Общий раздел
- Бортпроводник нанимается и увольняется приказом руководителя авиакомпании.
- На земле бортпроводник подчиняется руководителю отделения кабинных экипажей.
- На воздушном судне бортпроводник подчиняется старшему бортпроводнику и членам КВС.
- Бортпроводник обязан регулярно проходить врачебно-летную комиссию.
- Лицо, претендующее на эту позицию, должно подходить под следующие критерии:
- среднее законченное образование;
- знание английского языка в объеме не ниже Intermediate;
- опыт работы не требуется.
- При временном отсутствии бортпроводника (болезнь, переквалификация и пр.) его обязанности на определенный срок переходят к другому бортпроводнику, назначенному руководителем отделения кабинных экипажей.
- Бортпроводник обязан разбираться в:
- законах и нормативах, регулирующих его трудовую деятельность;
- отраслевых стандартах и внутренних правилах, определяющих поведение на борту воздушного судна;
- принципах взаимодействия с пассажирами, в том числе по разрешению спорных ситуаций;
- особенностях конструкций основных воздушных судов компании и размещения в них специализированных помещений;
- предлагаемых компанией дополнительных услугах для пассажиров;
- документах, регулирующих деятельность членов КВС;
- нормативах, определяющих порядок перевозки пассажиров и багажа, в том числе и опасных грузов;
- основах предполетной подготовки;
- правилах досмотра пассажиров в границах своей ответственности;
- документах, используемых при приеме и передаче перевозимых материальных ценностей;
- схемах размещения пассажиров в салоне;
- правилах действий экипажа при возникновении ЧС;
- принципах организации питания пассажиров;
- приемах оказания неотложной медпомощи;
- правилах обслуживания пассажиров, летящих разными классами;
- правилах безопасности, поддержания стандартов чистоты и порядка, соблюдения норм внешнего вида и других, обязательных для служащих компании.
- Бортпроводник руководствуется:
- отраслевыми правилами;
- действующим актуальным законодательством;
- положениями компании;
- сведениями из инструкции.
2. Функции
Бортпроводник отвечает за:
- Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров в соответствии с правилами компании.
- Проведение общего досмотра помещения судна до и после рейса.
- Обеспечение сервисного обслуживания членов КВС и пассажиров в соответствии с правилами компании.
- Общий контроль состояния спасательного и бытового оборудования, а также информирование руководителя КВС о замеченных проблемах.
- Проверку санитарной обстановки до посадки пассажиров.
- Помощь пассажирам в их размещении.
- Прием и размещение коммерческой загрузки, а также почты, оборудования и прочего груза.
- Информирование пассажиров о стандартах, обязательных к соблюдению на борту судна.
- Отслеживание соблюдения пассажирами норм поведения на борту судна.
- Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами компании.
- Взаимодействие с другими членами экипажа по решению рабочих вопросов.
- Консультирование пассажиров в границах своей компетенции.
- Организацию эвакуации пассажиров при возникновении ЧС.
- Соблюдение в своих действиях норм дисциплины, безопасности, внешнего вида и других правил, закрепленных в соответствующих корпоративных документах.
3. Ответственность
Бортпроводник отвечает за:
- Неисполнение своих должностных функций, указанных в инструкции и трудовом договоре, — в пределах, которые описаны в разделах трудового законодательства.
- Нарушение норм, законов, стандартов компании — в соответствии с правилами компании-работодателя и актуальным законодательством.
- Разглашение конфиденциальных сведений — в границах, данных в правилах компании и действующем законодательстве.
- Ущерб, который был получен работодателем из-за его действий, — в размерах, обозначенных в соответствующих положениях законодательства.
4. Права
Бортпроводник владеет правами:
- Получать от других сотрудников ту информацию, которая нужна для осуществления своей трудовой деятельности.
- Предлагать руководству меры, предназначенные для улучшения трудовых процессов.
- Требовать от своего руководства поддержания оптимальных условий, нужных для выполнения профильных функций.
- Требовать от пассажиров следования правилам нахождения на борту судна.
- Получать льготы в соответствии с трудовым законодательством и внутренними стандартами компании-работодателя.
Основы создания должностной инструкции
Из-за того что в законодательстве отсутствуют указания по написанию должностной инструкции, работодатели используют при её создании типовые образцы и профстандарты. Написанные на их основе инструкции имеют типовой или расширенный формат. Стандартный формат включает 4 части:
- Общий раздел.
- Должностные функции.
- Полномочия специалиста.
- Его ответственность.
Такой вариант вполне достаточен для большинства профессий, особенно не требующих значительной ответственности. Но если инструкцию создают для позиций уровня топ-менеджеров или особо уникальных специалистов, то часто применяется расширенный формат. В нем к базовым частям добавляют:
- Правила изменения инструкции.
- Нормативы оценки сотрудника (KPI).
- Правила должностных взаимодействий.
- Условия и особенности труда.
- Иные аспекты, которые хочет документировать работодатель.
Внимание! При создании инструкции можно применять подходящие профстандарты и разделы квалификационных справочников. Так, основные характеристики профессии бортпроводника содержатся в Выпуске 53 Единого квалификационного справочника (ЕТКС).
Общий раздел
В начальном разделе документируют должностные параметры общего характера: правила замены, принципы кадровых перемещений и другие. Основную роль играют требования к квалификации кандидата на должность: уровень его опыта, образования и владения конкретными навыками. Именно они документируют условия для отбора кандидатов, которые на требуемом уровне справятся с выполнением обязанностей, перечисленных в следующем разделе.
Внимание! Навыки обязаны соответствовать задачам, выполняемым специалистом. Так, при работе бортпроводника на зарубежных рейсах от него в обязательном порядке требуется знание английского или других иностранных языков.
Функции
Эта часть содержит список задач, за решение которых отвечает работник. Он может включать не только профессиональные функции, но и вспомогательные, перечень которых зависит от ряда факторов: численности персонала, специфики профессии и т.д. Также раздел обязательно содержит требования о соблюдении сотрудником стандартов пожарной безопасности, охраны труда и других обязательных правил.
Ответственность
Ответственность сотрудника за его должностные нарушения определяется в судебных и административных разбирательствах, с возможным применением свидетелей, показаний и других инструментов. Это препятствует подробному изложению параметров ответственности в должностной инструкции. Поэтому раздел создается в общем формате и ограничен несколькими параграфами.
Права
Перечень должностных прав специалиста зависит от ряда факторов: кадровой политики нанимателя, значимости должности, отраслевой специфики. Также в этой части упоминаются и льготы, которые предоставляются работодателем. К ним, например, относят право на дополнительное обучение или на компенсацию работодателем некоторых расходов сотрудника.
После написания инструкции её показывают:
- Юристу — он проверяет документ на соответствие положениям Трудового кодекса и иных законодательных актов.
- Кадровику — он должен гарантировать соответствие документа внутренним правилам компании-работодателя и отраслевым нормативам.
- Делопроизводителю — он исследует документ на соблюдение правил оформления деловой документации.
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция старшего бортового проводника водного судна [наименование организации жилищно-коммунального хозяйства]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Старший бортовой проводник водного судна (далее — старший бортпроводник) входит в состав экипажа водного судна и непосредственно подчиняется первому помощнику капитана по пассажирской части (администратору), а при отсутствии такой должности в штатном расписании — старшему помощнику капитана.
1.2. На должность старшего бортпроводника принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование, специальную подготовку [вписать нужное], стаж работы [вписать нужное].
1.3. Старший бортпроводник принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
1.4. Старший бортпроводник должен знать:
— законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности членов экипажа судов внутреннего водного транспорта;
— кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
— устав службы на судах внутреннего водного транспорта;
— устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта;
— положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта;
— правила технической эксплуатации внутреннего водного транспорта;
— правила водных перевозок пассажиров, багажа, грузов;
— правила и технологию обслуживания пассажиров на борту водных судов;
— правила пользования бортовым оборудованием, предназначенным для обслуживания пассажиров и спасания их в аварийной ситуации;
— технические данные бортового оборудования;
— места расположения спасательных средств, пути эвакуации пассажиров, предусмотренные расписанием по тревогам;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
2. Должностные обязанности
Старший бортпроводник обязан:
2.1. Осуществлять руководство работой бортпроводников водного судна.
2.2. Обеспечивать содержание пассажирских помещений и помещений общего пользования в надлежащем состоянии.
2.3. Организовать четкий порядок размещения пассажиров.
2.4. Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров. Старший бортпроводник при посадке и высадке пассажиров находится на месте, указанном помощником капитана по пассажирской части.
2.5. При нахождении пассажиров на борту судна проводить регулярные обходы кают и других пассажирских помещений, выявляя недостатки и претензии, принимая меры по их устранению.
2.6. Вести учет свободных пассажирских мест, проверять возвращение пассажиров, сходивших на берег, и докладывать об этом старшему помощнику капитана (администратору).
2.7. В установленном порядке получать и обменивать постельные принадлежности для пассажиров и спецодежду для бортпроводников.
2.8. Следить за состоянием и сохранностью подотчетного имущества, вести соответствующий учет, оформлять заявки на пополнение, замену или ремонт этого имущества.
2.9. Следить за выполнением пассажирами и бортпроводниками правил пожарной безопасности, техники безопасности, охраны водной среды, санитарных и судовых правил.
2.10. Информировать пассажиров об общих правилах поведения пассажиров на борту водного судна, местах нахождения основных и запасных выходов, об условиях покидания водного судна в аварийных ситуациях, а также о местах расположения на судне спасательных плотов и шлюпок.
2.11. В случае возникновения аварийной ситуации организовать выдачу пассажирам и членам экипажа судна спасательных жилетов.
2.12. Организовывать уход за больными пассажирами и питание их в каютах.
2.13. При объявлении судовых тревог контролировать действия бортпроводников, обеспечивать порядок среди пассажиров и их безопасность.
2.14. Вести рабочую документацию.
2.15. [Другие обязанности].
3. Права
Старший бортпроводник имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Отдавать распоряжения подчиненным бортпроводникам и контролировать их исполнение.
3.4. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных нарушениях в процессе работы и вносить предложения по их устранению.
3.5. Вносить предложения по приему, увольнению и перемещению подчиненных бортпроводников.
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. На бесплатную выдачу специальной одежды и специальной обуви.
3.8. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность
Старший бортпроводник несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2003 г. N 4850
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 2003 г. N 137
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БОРТОВЫХ ПРОВОДНИКОВ
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Типовую инструкцию по охране труда для бортовых проводников.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра А.В. Нерадько.
Министр
С.ФРАНК
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Минтранса России
от 22 мая 2003 г. N 137
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БОРТОВЫХ ПРОВОДНИКОВ
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Настоящая Типовая инструкция содержит основные требования по охране труда для бортовых проводников (далее — бортпроводников) и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.
На основе Типовой инструкции в соответствии с установленным порядком авиационные предприятия и эксплуатанты разрабатывают инструкции по охране труда с учетом местных условий.
2. К работе бортпроводниками допускаются лица, прошедшие специальное обучение, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
3. Бортпроводники независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). В случае нарушения требований инструкции, при перерывах в летной работе более чем на 30 календарных дней бортпроводники должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой). Лица, не прошедшие инструктаж или показавшие неудовлетворительные знания по охране труда, к работе не допускаются.
4. Во время работы на бортпроводников могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);
вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;
выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);
предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);
нахождение вблизи от неогражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов;
перепад давления (при наборе высоты и снижении);
недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания);
острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок;
повышенный уровень шума и вибрации;
повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона;
пожар или взрыв на борту воздушного судна;
психоэмоциональные перегрузки.
5. Для контроля состояния здоровья бортпроводники проходят медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ВЛЭК ГА) в установленном порядке.
6. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха бортпроводник сообщает командиру воздушного судна о своем состоянии и обращается за медицинской помощью.
7. Бортпроводники обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
8. Бортпроводники должны уметь оказать первую помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.
9. Бортпроводники должны соблюдать установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения в резерве и т.д.
10. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов бортпроводники должны соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.).
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПОЛЕТОМ
11. Бортпроводники перед полетом проходят медицинский осмотр.
12. Перемещение бортпроводников по территории аэродрома допускается, как правило, только автотранспортом. В исключительных случаях при перемещении по территории аэродрома пешком необходимо использовать сигнальный жилет (со светоотражающими элементами) и соблюдать следующие требования:
ходить только по специально предназначенным маршрутам;
контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток;
помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;
соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецтранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома.
Опасно находиться на расстоянии:
менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя;
менее 10 м перед воздухозаборником двигателя;
менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций;
менее 50 м от вертолета с работающими двигателями.
13. В процессе предполетной подготовки бортпроводникам необходимо:
соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п., находящиеся возле воздушного судна;
быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Запрещается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна;
проверить исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем;
осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания;
убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок;
проверить надежность крепления электрокипятильников.
14. Бортпроводникам запрещается пользоваться рабочими стремянками и лестницами, применяемыми при техническом обслуживании воздушных судов, и подниматься в кузов грузовых автомашин, на платформы электрокаров и подъемных механизмов.
15. Перед началом посадки и высадки пассажиров бортпроводнику следует визуально убедиться в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней.
Установленные ограничительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего воздушное судно, ремень снимать и сразу же вновь устанавливать.
В случае несогласованного отгона трапа бортпроводник предупреждает об этом членов экипажа и работников наземных служб, которым необходимо покинуть самолет.
Бортпроводник имеет право давать разрешение на отгон трапа только от задней двери воздушных судов, у которых установлено два трапа.
16. Бортпроводники не должны допускать размещения громоздкой и тяжелой ручной клади в пассажирских салонах и на верхних полках самолета.
17. Бортпроводникам не следует пользоваться люками, ведущими из пассажирского салона в грузовые помещения, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности полетов.
III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА
18. Во время разбега самолета и в течение 5 — 7 минут после взлета бортпроводникам следует находиться на служебных местах и быть пристегнутыми предусмотренными для этого привязными ремнями.
19. На протяжении всего полета бортпроводникам необходимо осуществлять контроль исправности сигнализации и световых табло в салонах самолета и правильности размещения ручной клади пассажиров, не допускать попытки открытия основных, запасных, служебных дверей и аварийных люков.
20. Бортпроводники должны не допускать захламленности своих рабочих мест.
21. Бортпроводники контролируют и требуют соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна и предупреждают их возможные действия по нарушению этих правил.
22. При загорании светового табло «застегнуть привязные ремни» бортпроводники проверяют выполнение этого требования пассажирами, после чего занимают свои рабочие места и застегивают привязные ремни.
23. Бортпроводники должны использовать все электронагревательные приборы по прямому их назначению.
24. Запрещается заваривать чай и кофе в электрокипятильнике, а также подогревать жидкости в электрическом духовом шкафу. При работе по подогреву питания в духовом шкафу бортпроводникам следует пользоваться жаровлагостойкими перчатками (рукавицами), обеспечивающими защиту от ожогов.
25. Разлив горячей воды из электрокипятильника осуществляется только через краны. Во избежание несчастных случаев запрещается разливать горячую воду через верхнюю горловину электрокипятильника.
26. В случае необходимости открывать крышку электрокипятильника с горячей водой можно только спустя 10 минут после отключения его от электросети.
27. Для открывания бутылок и консервных банок следует пользоваться только исправными и предназначенными для этого приспособлениями и инструментами, предоставленными работодателем.
28. При раздаче пассажирам питания необходимо выполнять следующие требования:
обслуживание пассажиров производится только на исправном оборудовании;
обслуживание пассажиров с тележки производится двумя бортпроводниками. Тележки должны быть в исправном состоянии с хорошо закрывающимися дверцами и работающими стопорами;
при обслуживании без тележки следует выносить в салон не более двух подносов (ланч-боксов) одновременно, при сборе грязных подносов (ланч-боксов) брать не более четырех.
29. При приближении воздушного судна к зоне сильной турбулентности по информации командира воздушного судна и при загорании табло «застегнуть привязные ремни» бортпроводникам следует прекратить раздачу питания и напитков, продажу сувениров и т.п., предупредить пассажиров о необходимости занять свои места и пристегнуться привязными ремнями, принять меры по предотвращению падения ручной клади и личных вещей и т.п., после чего занять свои места и пристегнуться привязными ремнями.
30. При пользовании кислородным оборудованием бортпроводники должны помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров, поэтому работать с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.
31. Перед посадкой воздушного судна бортпроводники обязаны отключить электропитание всех бытовых приборов и проверить надежность их закрепления.
32. Перед посадкой бортпроводникам следует проверить, пристегнуты ли все пассажиры привязными ремнями, и самим занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.
IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
33. При возникновении каких-либо повреждений в электронагревательных приборах необходимо отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна; дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете не разрешается.
34. При обнаружении пожара (дыма) на борту воздушного судна бортпроводникам необходимо немедленно приступить к тушению пожара, доложить о случившемся командиру воздушного судна и принять меры по предупреждению паники среди пассажиров.
35. Для тушения пожара в салоне самолета применяются переносные огнетушители.
36. При ликвидации пожара в самолете на земле бортпроводникам, кроме бортовых, следует дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
37. Действия бортпроводников в других особых случаях должны соответствовать требованиям руководства по летной эксплуатации.
V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЛЕТА
38. Бортпроводники должны выходить из самолета на трап только после его окончательной установки по команде лица, ответственного за подгон и отгон трапа.
39. После посадки воздушного судна на стоянку бортпроводники должны занять свои места у входных дверей и проконтролировать установку трапа, оказать помощь пассажирам при сходе на трап.
40. После выхода последнего пассажира бортпроводникам следует установить на дверях ограничительные ремни.
41. При спуске по трапу бортпроводникам необходимо соблюдать меры предосторожности, держаться за поручень и не перешагивать через несколько ступеней.
Трудовые действия
Проведение проверки пассажирской кабины до посадки пассажиров и после выхода пассажиров с целью обнаружения посторонних лиц и (или) предметов
Проверка наличия, исправности оборудования и систем в пассажирской кабине воздушного судна с учетом типа воздушного судна, обеспечивающих безопасность в пассажирской кабине воздушного судна согласно предписанным картам контрольных проверок оборудования пассажирской кабины
Взаимодействие с наземным персоналом по вопросам обеспечения безопасности в пассажирской кабине воздушного судна
Взаимодействие с членами летного экипажа по вопросам обеспечения безопасности в пассажирской кабине в штатных, нештатных и аварийных ситуациях
Прием (сдача) на воздушное судно багажа, почты, груза, ценного груза, опасного груза, оружия и боеприпасов
Предотвращение усугубления инцидентов в кабине
Информирование летного экипажа о нештатных и аварийных ситуациях, возникающих в пассажирской кабине или касающихся воздушного судна
Предотвращение актов незаконного вмешательства
Урегулирование ситуаций, связанных с нарушением пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, которые могут угрожать безопасности полета
Контроль безопасного размещения ручной клади и личных вещей в пассажирской кабине
Контроль размещения пассажиров на борту воздушного судна согласно требованиям по обеспечению безопасности
Соблюдение правила «стерильной кабины» летного экипажа
Оперирование дверями воздушного судна в штатных, нештатных и аварийных ситуациях
Контроль соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна
Информирование всех лиц на борту воздушного судна о расположении и использовании привязных ремней, аварийных выходов, спасательных жилетов, если они предусмотрены, кислородного оборудования и другого аварийно-спасательного оборудования индивидуального и коллективного пользования, включая схемы действий пассажиров в аварийной обстановке с учетом типа воздушного судна
Инструктирование всех лиц на борту о порядке действий пассажиров в аварийной обстановке с учетом типа воздушного судна
Контроль использования всеми лицами на борту воздушного судна привязных ремней или привязной системы во время взлета, посадки, а также в любое время полета, когда командир воздушного судна считает это необходимым, по причине турбулентности или любой аварийной обстановки
Занятие штатного места во время взлета и посадки или по указанию командира воздушного судна
Использование привязного ремня или привязной системы во время взлета и посадки, а также в любое другое время по указанию командира воздушного судна
Использование бортовых систем и оборудования с учетом характеристик и ограничений типа воздушного судна
Контроль исправности оборудования и систем воздушного судна в течение всего полета
Проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в пассажирской кабине воздушного судна в штатных, нештатных и аварийных ситуациях
Осуществление доступа в кабину летного экипажа с соблюдением предписанных требований обеспечения безопасности полета и авиационной безопасности
Нахождение в кабине летного экипажа при покидании рабочего места одним из пилотов
Применение (при необходимости) находящегося на борту аварийно-спасательного оборудования с учетом типа воздушного судна
Проведение процедур по безопасной и быстрой эвакуации на сушу и воду лиц, находящихся на борту воздушного судна, и выполнение необходимых функций в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации
Обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа в штатной, нештатной и аварийной обстановке
Выполнение действий согласно контрольному перечню для бортпроводников на случай инцидентов, связанных с опасными грузами в пассажирской кабине во время полета
Осуществление действий при попытке захвата воздушного судна
Осуществление действий при обнаружении взрывного устройства
Осуществление действий при заправке (дозаправке, сливе) топлива с пассажирами на борту воздушного судна
Осуществление действий при нарушении работоспособности члена экипажа
Осуществление действий в случае разгерметизации кабины воздушного судна
Проведение процедур при возникновении пожара и задымления на борту воздушного судна
Выявление возможных жертв торговли людьми
Оказание первой помощи лицам, находящимся на борту воздушного судна
Необходимые умения
Пользоваться находящимся на борту аварийно-спасательным оборудованием (спасательные жилеты, спасательные плоты, аварийные трапы и желоба, аварийные выходы, переносные огнетушители, кислородное оборудование и комплекты первой помощи и т.п.) с учетом типа воздушного суда
Исполнять связанные с обеспечением безопасности обязанности и функции, которые необходимо выполнять члену кабинного экипажа воздушного судна при возникновении аварийной обстановки или в ситуации, требующей аварийной эвакуации, с учетом типа воздушного судна
Проводить безопасную и быструю эвакуацию на сушу и воду лиц, находящихся на борту воздушного судна, а также выполнять необходимые функции в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации с учетом типа воздушного судна
Обеспечивать по указанию командира воздушного судна меры авиационной безопасности на аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности
Использовать оборудование и бортовые системы в соответствии с правилами эксплуатации с учетом характеристик, ограничений и типа воздушного судна
Осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа и наземным персоналом с целью обеспечения безопасности в пассажирской кабине воздушного судна
Распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок
Принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете
Регулировать ситуации, связанные с нарушением пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, угрожающие безопасности полета
Проводить проверку пассажирской кабины воздушного судна с целью обнаружения посторонних лиц и (или) предметов
Выполнять мероприятия согласно контрольному перечню для бортпроводников в случае инцидентов, связанных с опасными грузами в пассажирской кабине во время полета
Осуществлять контроль загрузки (разгрузки) на воздушное судно багажа, почты, груза, ценного груза, опасного груза, оружия и боеприпасов
Оказывать первую помощь лицам, находящимся на борту воздушного судна
Применять правила авиационной безопасности при выявлении факторов угроз
Применять навыки по действиям в нештатной или аварийной ситуации на всех этапах выполнения рейса
Распознавать возможные жертвы торговли людьми
Необходимые знания
Требования охраны труда на всех этапах выполнения рейса в объеме, необходимом для выполнения трудовых функций и профессиональных обязанностей бортпроводника в штатных, нештатных и аварийных условиях эксплуатации
Правила оказания первой помощи лицам, находящимся на борту воздушного судна
Порядок использования оборудования пассажирской кабины воздушных судов с учетом типа воздушного судна
Правила аварийной эвакуации с учетом типа воздушного судна, координация действий экипажа воздушного судна, закрепление за членами экипажа их рабочих мест в аварийной ситуации и аварийные обязанности, порученные каждому члену экипажа с учетом типа воздушного судна
Порядок действий кабинного экипажа воздушного судна в штатной, нештатной и аварийной ситуациях, связанные с ними карты контрольных проверок, информация о системах воздушного судна согласно установленным требованиям, а также необходимые процедуры взаимодействия летного и кабинного экипажей
Перечень, схема размещения спасательного и аварийного оборудования для различных маршрутов и необходимые процедуры проверки оборудования перед выполнением рейса с учетом типа воздушного судна
Код визуальных сигналов «земля — воздух» для использования при авиационном происшествии
Влияние загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна с учетом типа воздушного судна
Законодательство государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства-эксплуатанта в части, касающейся деятельности кабинного экипажа
Требования авиационной безопасности, включая связь и координацию между членами экипажа, соответствующие меры самообороны, порядок применения предназначенных для членов экипажа защитных устройств, методы контроля поведения террористов и реакции пассажиров, порядок действий в кабине летного экипажа в целях защиты воздушного судна, правила досмотра воздушного судна и рекомендации относительно наименее опасных мест для размещения опасных и подозрительных предметов
Памятка экипажа воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке
Правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства бортпроводника
Трудовые функции и обязанности бортпроводника в штатной, нештатной и аварийной ситуациях в объеме, необходимом для обеспечения безопасности пассажирской кабины воздушного судна
Последствия недостатка кислорода, физиологические явления, вызываемые разгерметизацией
Возможности человека применительно к обязанностям по обеспечению безопасности в кабине воздушного судна, включая вопросы координации действий между членами летного экипажа и членами кабинного экипажа воздушного судна
Обязанности других членов экипажа воздушного судна в аварийной обстановке в части, необходимой для выполнения обязанностей члена кабинного экипажа воздушного судна
Правила перевозки пассажиров, багажа и груза
Правила перевозки и типы опасных грузов, которые разрешены и запрещены к перевозке в пассажирской кабине
Информация и инструкции по перевозке опасных грузов, включая действия, которые надлежит предпринять в случае возникновения аварийной ситуации
Инструкция о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета
Руководство по обеспечению безопасности полетов в объеме, рекомендованном работодателем
Порядок действий экипажа воздушного судна при выявлении фактов торговли людьми
Другие характеристики
—