Должностная инструкция экономиста в централизованной бухгалтерии

В коммерческих организациях часто встречается объединение двух родственных по содержанию специальностей в одной должности. Примером такого «слияния» является должность бухгалтера-экономиста. Разбераем, что делает бухгалтер-экономист в компании и как правильно составить его должностную инструкцию.

Что делает бухгалтер-экономист в организации

Бухгалтер-экономист одновременно занимается ведением бухгалтерского и управленческого учета. То есть не только фиксирует и отражает факты хозяйственной деятельности компании, но и параллельно проводит детальный анализ данных для определения текущего положения дел и планирования дальнейшей стратегии развития предприятия.

Совмещение двух специальностей, требует обширных знаний, а именно:

  • нормативного законодательства;
  • методических материалов по организации бухучета и АХД, составлению отчетности;
  • порядка учета реализации товаров (услуг, работ), издержек, калькулирования себестоимости продукции;
  • порядка контроля за использованием трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
  • форм и методов бухучета в организации;
  • организации документооборота по различным участкам бухучета;
  • плана и корреспонденции счетов;
  • порядка оформления и отражения хозопераций на счетах бухучета;
  • организации производства, труда, рыночных методов хозяйствования;
  • программного обеспечения для осуществления бухучета и АХД;
  • правил и норм охраны труда и т.д.

Требования к должности бухгалтера-экономиста

На должность бухгалтера-экономиста может претендовать соискатель, имеющий:

  • среднее профессиональное или высшее образование по профилю экономика и управление в организациях;
  • стаж работы в сфере экономики и финансов не менее 3 лет, а если на вакансию принимается кандидат со средним профессиональным образованием, то желательно наличие опыта работы не менее 5 лет.

Требования к бухгалтеру при приеме на работу

Права и обязанности бухгалтера-экономиста на предприятии

Бухгалтер-экономист по роду деятельности должен обрабатывать объемные массивы информации, поэтому для четкого выполнения своей работы он должен оперативно получать необходимые сведения из различных источников. Следовательно, руководство обязано обеспечить специалиста свободным доступом к нужным данным и обязать работников служб и подразделений предприятия своевременно исполнять его запросы.

В случаях производственной необходимости бухгалтер-экономист может с разрешения администрации привлекать для выполнения поставленных задач других сотрудников. Кроме того, он имеет право регулярно повышать свою квалификацию.

В рамках трудовой деятельности бухгалтер-экономист исполняет следующие обязанности:

  • ведение бухучета имущества, обязательств, хозопераций, в том числе с использованием программных средств;
  • соблюдение порядка проведения финансовых операций, своевременной уплаты налогов;
  • отслеживание исполнения смет расходов, рационального использования основных и оборотных средств, кадрового состава предприятия;
  • подготовка данных для формирования баланса;
  • составление отчетов о финансовых результатах деятельности компании, предназначенных для внутренних и внешних пользователей;
  • проведение комплексного АХД на основе данных бухучета и отчетности для выявления способов оптимизации производства и снижения издержек;
  • калькуляция себестоимости продукции и разработка ценовой политики компании;
  • создание бизнес-планов с целью расширения производства, внедрения новых технологических процессов и оборудования;
  • изучение передовых методов организации АХД и бухучета предприятия и многое другое.

Сложности подбора кандидата на вакансию

Чем больше разнообразных функций возлагается на специалиста, тем сложнее процедура подбора подходящего кандидата на вакансию. Ведь в случае объединения нескольких специальностей в одной должности, необходимо удостовериться в квалификации соискателя по каждой из профессий.

Часто стремление к экономии на трудовых ресурсах не приносит ожидаемого результата, а ошибки одного некомпетентного бухгалтера-экономиста оборачиваются серьезными убытками, многократно превышающими затраты на содержание нескольких узкопрофильных специалистов.

Наиболее рациональный выход из подобной ситуации — доверить стратегическое планирование грамотному экономисту, а бухгалтерию передать на аутсорсинг. В компании 1C-WiseAdvice ведение учета осуществляется квалифицированными экспертами, а условия договора предусматривают материальную ответственность исполнителя, если ошибки произошли по его вине.

Должностная инструкция бухгалтера-экономиста — образец

Должность бухгалтера-экономиста не включена в Квалификационный справочник должностей (утв. постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).

Поэтому при разработке должностной инструкции (ДИ) рекомендуется использовать квалификационные характеристики КСД, установленные для профессий: бухгалтер и экономист бухучета по АХД предприятия.

Квалификационные требования к бухгалтерам 1 и 2 категорий

ДИ бухгалтера-экономиста должна содержать следующие подразделы:

  1. Общие положения, куда включаются требования к должности, наличие специализированных знаний и навыков, порядок подчиненности вышестоящему руководству и т.д.
  2. Обязанности специалиста, где подробно приводится перечень функций бухгалтера-экономиста с учетом специфики предприятия.
  3. Права и полномочия работника, в котором очерчиваются границы требований специалиста: возможность привлечения других сотрудников для выполнения поставленных задач, порядок запроса необходимой для работы информации и пр.
  4. Ответственность работника в случае несоблюдения действующего законодательства и локальных актов организации.

Образец ДИ

Каждый пункт инструкции требует тщательной проработки. Размытые неоднозначные трактовки функционала служащего, его прав и зоны ответственности могут доставить немало проблем руководству и самому работнику. Желательно, чтобы составлением ДИ занимался профессиональный кадровик, который хорошо разбирается в специфике работы финансовых служб предприятия и в совершенстве знает нормы трудового права.

Необходимо помнить, что в условиях экономического кризиса и усиливающегося прессинга со стороны налоговых органов многократно возрастает вероятность возникновения разногласий между работодателем и сотрудником. Грамотно составленная ДИ поможет избежать конфликтных ситуаций и расставить акценты в случае судебного спора.

Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?

Подпишитесь на обновления блога

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Экономиста бюджетной организации

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность экономиста бюджетной организации [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).

1.2. Экономист бюджетной организации назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Экономист бюджетной организации относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Экономист бюджетной организации подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.5. На должность экономиста бюджетной организации назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста в бюджетной сфере не менее 3 лет.

1.6. Экономист бюджетной организации отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Организации.

1.7. Экономист бюджетной организации должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;
  • организацию плановой работы;
  • порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия;
  • порядок разработки бизнес-планов;
  • планово-учетную документацию;
  • порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;
  • методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений;
  • методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;
  • методы и средства проведения вычислительных работ;
  • правила оформления материалов для заключения договоров;
  • организацию оперативного и статистического учета;
  • порядок и сроки составления отчетности;
  • отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
  • экономику, организацию производства, труда и управления;
  • основы технологии производства;
  • рыночные методы хозяйствования;
  • возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила санитарной, личной гигиены;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.8. Экономист бюджетной организации в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия экономиста бюджетной организации (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Экономист бюджетной организации выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение работы по осуществлению экономической деятельности бюджетной организации.

2.2. Подготовка исходных данных для составления проектов хозяйственно-финансовой деятельности бюджетной организации.

2.3. Выполнение расчетов по необходимым материальным, трудовым и финансовым затратам.

2.4. Разработка мероприятий по обеспечению режима экономии.

2.5. Проведение тарификации работников бюджетной организации.

2.6. Текущее и перспективное планирование финансовой деятельности бюджетной организации.

2.7. Планирование бюджета.

2.8. Отражение в бюджетном учете операций по санкционированию бюджетных расходов.

2.9. Ведение учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований.

2.10. Отслеживание расходования бюджетных средств.

2.11. Проведение финансово-экономического анализа, учет и оптимизация хозяйственной и экономической деятельности.

2.12. Ведение переписки с вышестоящей организацией, администрацией, финансовым органом.

2.13. Формирование структуры цены, определение цен на предоставление услуг.

2.14. Оформление материалов для заключения договоров, осуществление контроля за сроками выполнения договорных обязательств.

2.15. Осуществление контроля за исполнением обязательств по договорам, формирование актов выполненных работ.

2.16. Организация и проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.17. Подготовка периодической отчетности в установленные сроки.

2.18. Выполнение работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

В случае служебной необходимости экономист бюджетной организации может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Экономист бюджетной организации имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Экономист бюджетной организации несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы экономиста бюджетной организации осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы экономиста бюджетной организации является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы экономиста бюджетной организации определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

6. Право подписи

6.1. Экономисту бюджетной организации для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Утверждаю

_____________________________                                                      (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее                                        ________________________________

организационно — правовая форма)                              (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ЭКОНОМИСТА ПО ФИНАНСОВОЙ РАБОТЕ

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция определяет ответственность, права и должностные обязанности экономиста по финансовой работе _____________________ (далее – «предприятие»).

1.2. Назначение на должность экономиста по финансовой работе и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения.

1.3. Назначается на должность экономиста по финансовой работе

— I категории лицо, получившее высшее профессиональное образование и имеющее стаж работы в должности экономиста II

категории не менее ______ лет;

— II категории — лицо, получившее высшее профессиональное образование и имеющее стаж работы в должности экономиста либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее _______ лет;

— без категории — лицо, получившее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное (экономическое) образование и имеющее стаж работы в должности техника I категории или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее _______ лет.

1.4. На время отсутствия экономиста по финансовой работе (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) его обязанности возлагаются на заместителя, назначаемого в установленном порядке и несущего полную ответственность за надлежащее исполнение порученных обязанностей.

1.5. Для своей работы экономист по финансовой работе должен знать:

— нормативные, правовые и законодательные акты, а также другие материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;

— основы трудового законодательства Российской Федерации;

— действующие методические документы, регламентирующие деятельность предприятия;

— порядок составления финансовых и кассовых кредитных заявок и смет;

— основы технологии производства;

— правила финансирования из государственного бюджета, долгосрочного и краткосрочного кредитования;

— нормирование оборотных средств;

— порядок привлечения заемных и использования собственных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг, начисления и уплаты платежей в государственный бюджет, налоговые органы, банковские учреждения и внебюджетные фонды;

— систему финансовых методов, обеспечивающих управление финансовыми

потоками;

— установленную отчетность о финансовой деятельности предприятия, порядок и сроки ее составления;- порядок распределения финансовых ресурсов;

— порядок и формы финансовых расчетов;

— порядок финансирования капитального строительства, ремонта и

затрат по техническому перевооружению предприятия;

— систему счетов бухгалтерского учета;

— основы организации труда, экономики, производства и управления;

— средства коммуникаций, вычислительной техники и связи;

— правила оформления материалов для заключения договоров;

— законодательство о труде;

— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. В работе экономист по финансовой работе руководствуется:

— настоящей должностной инструкцией;

— нормативными и законодательными актами Российской Федерации;

— правилами трудового распорядка;

— уставом предприятия;

— распоряжениями и приказами директора предприятия.

II. Функции

Экономист по финансовой работе выполняет следующие функции:

2.1. Разработка нормативной и методической документации,

регламентирующей финансовую деятельность предприятия.

2.3. Подготовка банковских документов на платежи по обязательствам

предприятия.

2.4. Взаимодействие с представителями сторонних организаций по

вопросам, входящим в его компетенцию.

2.5. Обеспечение правильности осуществления финансовых операций.

2.6. Подготовка отчетности.

III. Должностные обязанности

Экономист по финансовой работе предприятия обязан:

3.1. Осуществлять финансовую деятельность предприятия, направленную на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана, финансирование затрат на расширенное воспроизводство, формирование и распределение доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед государственным бюджетом, налоговыми органами, банковскими учреждениями, поставщиками, социальное обеспечение и материальное стимулирование работников.

3.2. Определять размеры доходов и расходов, поступлений и отчислений средств, взаимоотношения предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками; составлять балансы доходов и расходов, кассовые планы и кредитные заявки.

3.3. Обеспечивать оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, своевременное отражение происходящих изменений в платежеспособности предприятия, отслеживать состояние собственных средств.

3.4. Подготавливать банковские документы на все виды платежей по обязательствам предприятия.

3.5. Участвовать в подготовке планов производства и реализации продукции работ (услуг), капитальных вложений, планов по прибыли и налогу на прибыль, готовить необходимые расчеты и обоснования к ним, в разработке нормативов оборотных средств по видам сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей и затрат в стоимостном выражении, доводить утвержденные показатели до подразделений предприятия.

3.6. Разрабатывать, исходя из технико-экономических показателей производственного плана, проекты перспективных и годовых финансовых планов, прогнозы поступления денежных средств на счета предприятия.

3.7. Вести переписку по рекламационным счетам поставщиков (заказчиков) и по счетам, не оплаченным в установленные сроки.

3.8. Составлять проекты планов по прибыли от реализации выпускаемой продукции, использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (сдача помещений и имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и др.).

3.9. Принимать участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению прибыльности производства и реализации продукции, улучшению использования собственных оборотных средств, средств государственного бюджета, предупреждению образования и ликвидации излишних запасов материальных ценностей, обеспечению конкурентоспособности продукции предприятия.

3.10. Участвовать в разработке проектов планов распределения прибыли, плановых нормативов отчислений в фонды предприятия.

3.11. Участвовать в формировании и использовании средств предприятия, проводить анализ их структуры и движения.

3.12. Осуществлять контроль за выполнением финансовых показателей подразделениями предприятия, соблюдением кассовой дисциплины, расчетами с поставщиками (заказчиками), своевременностью поступлений всех причитающихся предприятию денежных средств, обеспечивать соблюдение режима экономии

3.13. Проводить работу по привлечению заемных и использованию

собственных денежных средств для осуществления финансовых операций (кредитование, инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещение денежных средств на банковские депозиты и др.), обеспечивать правильность их осуществления.

3.14. Анализировать исполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности.

3.15. Участвовать в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки финансовой информации.

3.15. Принимать участие в работе по изучению и анализу состояния рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг в целях эффективного размещения свободных финансовых средств и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

3.16. Участвовать в разработке нормативной и методической документации, регламентирующей финансовую деятельность предприятия.

3.17. Подготавливать депозитные договоры на вложение финансовых средств, осуществлять контроль за своевременным возвратом вклада и получением процентов по ним.

3.18. Вести учет выполнения плана по реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли и налогу с оборота, поступлений доходов, наличия средств на счетах в банке, погашения кредиторской задолженности федеральному, региональному и местному бюджетам, поставщикам и учреждениям банков.

3.19. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных внутрипроизводственной и внешней финансовой информации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

3.20. Составлять установленную отчетность о результатах финансовой деятельности предприятия.

IV. Права

Экономист по финансовой работе т имеет право:

4.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

4.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

4.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.

4.5. Привлекать для решения возложенных на него обязанностей специалистов всех структурных подразделений (если такая возможность предусмотрена положениям).

4.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации.

V. Ответственность

Экономист по финансовой работе несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных

обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в

пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения в процессе своей деятельности и причинения материального ущерба в рамках административного, уголовного и гражданского законодательством Российской Федерации.

5.3. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

Руководитель структурного подразделения:       _____________      __________________

                                                                           (подпись)         (фамилия, инициалы)

                                                                                                00.00.201_г.

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил:                                        _____________      __________________

                                                                            (подпись)          (фамилия, инициалы)

                                                                                                     00.00.20__г.

Содержание страницы

  1. Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)
  2. Необходимость создания централизованной бухгалтерии
  3. Обязанности централизованной бухгалтерии
  4. Преимущества и недостатки
  5. Как создать централизованную бухгалтерию

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что необходимо учесть при аутсорсинге бухгалтерии?

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Как оформить передачу учетных функций аутсорсинговой компании?

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности

ЭКОНОМИСТ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И АНАЛИЗУ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Должностные обязанности. Выполняет работы по осуществлению бухгалтерского учета на предприятии, анализу и контролю за состоянием и результатами хозяйственной деятельности. Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Составляет отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, услуг). Следит за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выявления внутрихозяйственных резервов, снижения себестоимости продукции, предупреждения потерь и непроизводительных расходов. На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводит комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений, подготавливает предложения по устранению недостатков в расходовании средств, повышению эффективности производства, последовательному осуществлению режима экономии. Участвует в разработке мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, своевременную уплату налогов. Подготавливает данные для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств на производство продукции, об использовании бюджетных средств, прибыли. Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций. Участвует в работе по подготовке рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, определении содержания основных приемов и методов ведения учета, технологии обработки бухгалтерской информации. Проводит работу по совершенствованию организации и внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и отчетности на основе применения современных средств вычислительной техники, упорядочению первичной учетной документации, применению типовых унифицированных форм. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией о деятельности предприятия, его имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, доходах и расходах. Составляет в установленные сроки бухгалтерскую отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия. Вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки бухгалтерской информации. Изучает передовой опыт организации бухгалтерского учета.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности; формы и методы бухгалтерского учета; порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; порядок учета отгрузки и реализации готовой продукции, издержек производства (обращения), калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений; порядок осуществления контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; налоговое законодательство; экономику, организацию производства (обращения), труда и управления; рыночные методы хозяйствования; возможности применения вычислительной техники для осуществления бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, правила ее эксплуатации; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности II категории не менее 3 лет.

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности либо других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы по учету и контролю в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Финансовое управление Сортавальского муниципального района                    

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Сортавальского финансового управления

01 августа 2018года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Финансовое управление

Занимаемая должность

Ф.И.О.

Экономист по финансовой работе    

1.Общие положения

1.1. Экономист по финансовой работе в своей работе подчиняется руководителю Финансового управления Сортавальского муниципального района, во время его отсутствия заместителю, выполняет поручения начальника отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности .

1.2. Экономист по финансовой работе назначается на должность и освобождается от должности по приказу Руководителя Финансового управления.

1.3. Экономист по финансовой работе является служащим и относится к профессиональной квалификационной группе « Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» должностей первого квалификационного уровня.

1.4. Экономист по финансовой работе в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией РК, законами РК, Уставом Сортавальского муниципального района, решениями Совета Сортавальского муниципального района, постановлениями и распоряжениями администрации Сортавальского муниципального района, Положением о Финансовом управлении Сортавальского муниципального района, Приказами Финансового управления, положением об отделе казначейства, бухгалтерского учета и отчетности, настоящей должностной инструкцией;

2. Функциональные обязанности

2.1. Экономист по финансовой работе осуществляет ежедневную сводку доходов по поступлению средств местного бюджета.

2.2. Осуществляет контроль использования средств местного бюджета.

2.3. Выполняет работу по санкционированию расходов бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которых открыты в Финансовом управлении.

2.4. Проводит проверку расчетно-платежных документов бюджетных и автономных учреждений на осуществление кассового расхода со счета № 40701, открытого Финансовому управлению для учета операций со средствами муниципальных автономных и бюджетных учреждений.

2.5. Проверяет представленные бюджетными и автономными учреждениями документы по расходованию собственных средств и средств субсидий на муниципальное задание на соответствие представленных документов их описи, на соответствие указанных кодов видов расходов бюджетов Российской Федерации содержанию операции.

2.6. Проверяет представленные бюджетными и автономными учреждениями документы по расходованию целевых субсидий на наличие и соответствие указанного в расчетном документе кода вида расходов и кода субсидии; на соответствие указанных кодов видов расхода бюджетов Российской Федерации содержанию операции; соответствие информации, указанной в расчетном документе, Сведениям об операциях с субсидиями.

2.7. Осуществляет открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов получателей средств бюджета района, бюджетных и автономных учреждений района.

2.8. Формирует юридические дела получателей средств бюджета района, бюджетных и автономных учреждений района.

2.9. Оформляет договоры на обслуживание лицевых счетов получателей средств бюджета, бюджетных и автономных учреждений района.

2.10. Формирует и направляет в Министерство Финансов Республики Карелия запрашиваемую оперативную и ежемесячную отчетность по оплате труда .

2.11 Доводит до главных распорядителей средств бюджета Сортавальского муниципального района предельные объемы финасирования.

2.10. Выполняет функции ведения кадрового учета и кадрового делопроизводства:

2.10.1. Подготовка приказов по личному составу, формирование дела приказов по личному составу и ведение журнала регистрации приказов по личному составу;

2.10.2. Подготовка трудового договора при приеме на работу и ведение журнала регистрации трудовых договоров;

2.10.3. Оформление документов по приему, переводу и увольнению работников;

2.10.4. Ведение трудовых книжек работающих;

2.10.5. Ведение личных дел муниципальных служащих;

2.10.6. Подсчет стажа (общего и муниципальной службы) для выплаты надбавки за выслугу лет муниципальным служащим, дополнительного отпуска муниципальным служащим, для формирования сведений по реестру муниципальных служащих;

2.10.7. Формирование сведений по реестру муниципальных служащих;

2.10.8. Составление графиков отпусков и отметки в графике об использовании отпусков;

2.10.9. Ведение личной карточки Т-2 – ГС (МС);

2.10.10. Оформление документов по результатам аттестации муниципальных служащих;

2.10.11. Формирование отчетности по кадровым вопросам.

2.10.12. Осуществляет учет работников Финансового управления Сортавальского муниципального района, подлежащих воинскому учету, а также бронирование работников Финансового управления Сортавальского муниципального района, пребывающих в запасе.

2.11. Выполняет обязанности временно отсутствующего специалиста отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности.

2.12.Формирует необходимую отчетность и информацию для предоставления в Министерство Финансов Республики Карелия.

 2.13.Выполняет другие поручения руководителя Финансового управления, заместителя руководителя, начальника отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности.

2.14. Экономист по финансовой работе обязан уведомить руководителя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2.15. Экономист по финансовой работе обязан в письменной форме уведомить руководителя о возможном конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

 2.16. сообщать в установленном порядке о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

 

3. Права:

3.1. Экономист по финансовой работе имеет право :

3.1.1. на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности;

3.1.2. на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3.1.3. получать в установленном порядке от структурных подразделений должностных лиц и муниципальных служащих администрации Сортавальского муниципального района информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

3.1.4. участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

3.1.5. повышать квалификацию и проходить переподготовку;

3.1.6. вносить предложения по всем вопросам своей работы руководителю;

3.1.7. знакомиться с входящими и исходящими финансовыми, нормативными, информационными, а также организационно-распорядительными документами, связанными с исполнением функциональных обязанностей.

4. Ответственность:

4.1. Экономист по финансовой работе несет дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, актами органов местного самоуправления Сортавальского муниципального района за:

4.1.1. неисполнение или ненадлежащее исполнение действующего законодательства, постановлений, распоряжений администрации Сортавальского муниципального района, приказов Финансового управления;

4.1.2. несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

4.1.4. использование в неслужебных целях служебных документов и информации;

4.1.5. разглашение служебной информации.

4.1.6. неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

4.1.7. не соблюдение служебного поведения

4.1.8. несоблюдение инструкции по охране труда на рабочем месте для работников Финансового управления Сортавальского муниципального района.

4.1.9. несоблюдение инструкции о мерах пожарной безопасности в помещениях Финансового управления Сортавальского муниципального района.

5. Квалификационные требования:

5.1. На должность экономиста по финансовой работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное ( экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет.

5.2. Квалификационные требования к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей включают:

знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Карелия, законов Республики Карелия, иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей;

основы финансового, налогового и гражданского законодательства РФ; Бюджетный кодекс РФ;

законодательные и нормативные акты Минфина РФ и РК, Правительства РФ и РК, Центробанка РФ, Федерального казначейства касающиеся деятельности финансовых органов, вопросов исполнения бюджета;

структуры и функций органов государственной власти в Российской Федерации и Республики Карелия,

структуры и функций органов местного самоуправления Сортавальского муниципального района,

основ управления и организации труда;

норм делового общения;

форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления;

основы работы с персональным компьютером, владеть навыками работы в функционирующих операционных системах и текстовых редакторах, электронных таблицах;

правила эксплуатации вычислительной техники и оргтехники

правил внутреннего трудового распорядка Финансового управления Сортавальского муниципального района;

порядка работы со служебной информацией;

основ делопроизводства;

правил охраны труда и противопожарной безопасности;

5.3. Квалификационные требования к профессиональным навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей экономиста по финансовой работе включают:

— умение проводить аналитическую работу, осуществлять экспертизу проектов решений и на этой основе готовить предложения, а также прогнозировать последствия принимаемых решений;

— подготовку проектов документов по вопросам, находящимся в их сфере ведения;

— умение анализировать опыт органов местного самоуправления других муниципальных образований и в случае необходимости использовать его в практической деятельности;

— умение решать другие вопросы в пределах своих полномочий.

5.4. Экономист по финансовой работе должен знать:

— Основы финансового, налогового и гражданского законодательства РФ; Бюджетный кодекс РФ.

— Законодательные и нормативные акты Минфина РФ и РК, Правительства РФ и РК, Центробанка РФ, Федерального казначейства касающиеся деятельности финансовых органов, вопросов исполнения бюджета.

— Постановления и распоряжения Администрации Сортавальского муниципального района.

— Основы работы с персональным компьютером, владеть навыками работы в функционирующих, операционных системах и текстовых редакторах, электронных таблицах.

— Правила противопожарной защиты, принятые в Финансовом управлении.

— Правила эксплуатации вычислительной техники и оргтехники.

 

6. Служебные взаимодействия

6.1. Экономист по финансовой работе взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации Сортавальского муниципального района, специалистами Финансового управления Сортавальского муниципального района, специалистами администраций поселений, предприятиями и учреждениями района по вопросам предоставления необходимой информации для исполнения функциональных обязанностей.

Ознакомлен(а)

Согласен(а)

Копию получил(а)

Экономист по финансовой работе     

01 августа 2018 года

(число,месяц,год)

подпись

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарядное устройство девольт 18 вольт инструкция
  • Gloria jeans руководство
  • Мочеприемник детский как пользоваться пошаговая инструкция фото
  • Как умножать на счетах деревянных инструкция в картинках
  • Руководство по ремонту гбц ямз