Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта мосгортранс

Контролёры


В наземном транспорте Москвы проводится постоянный контроль оплаты проезда.

В транспорте работают контролёры ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок».

Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».

Действия контролёра ГУП «Мосгортранс» при проверке

По первому требованию пассажиров контролёр обязан предъявить для ознакомления служебное удостоверение и назвать свою фамилию.

Контролёр должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами.

Проверка наличия проездных документов у пассажиров, их подлинности и срока действия осуществляется с использованием технических средств объективного контроля (переносное устройство контроля; магнитные технические тестирующие билеты).

Контролёр ГУП «Мосгортранс» имеет право

Требовать у пассажиров предъявления (передачи в руки) проездных документов и документов, подтверждающих преимущество по оплате проезда.

Изъять у пассажира проездные документы, предъявленные для подтверждения оплаты проезда контролёру во время проведения проверки:

– нелегитимные (поддельные) проездные документы;

– социальные карты москвичей (СКМ) или социальные карты жителей Московской области (СКМО), а также иные льготные персонифицированные карты, не принадлежащих лицам, их предъявившим;

– временный единый социальный билет (ВЕСБ) у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу;

– социальную карту студента или учащегося (СКС, СКУ) у пассажира, не предъявившего студенческий билет, действительный на текущий учебный период.

Изъятие билета (документа) оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого выдается пассажиру, предъявившему указанный билет (документ).

Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (автобусами, электробусами) в городе Москве.

В случае если пассажир, нарушивший Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (автобусами, электробусами) в городе Москве, отказывается оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), контролёр вправе потребовать от пассажира покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.

В случае выявления грубого нарушения общественного порядка, выражающегося в явном неуважении к обществу, совершенного на транспорте общего пользования, сообщить о случившимся в правоохранительные органы.

При возникновении угрозы жизни и здоровью применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны.

Контролёру ГУП «Мосгортранс» категорически запрещено

Осуществлять контроль на маршрутах без служебного удостоверения.

Взыскивать штраф с граждан, допустивших нарушения административного законодательства РФ и города Москвы, Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (автобусами, электробусами) в городе Москве.

Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».

Изымать у пассажира проездные документы, в том числе социальную карту москвича или социальную карту жителя Московской области, а также именной студенческий проездной билет, без составления и выдачи первого экземпляра акта установленной формы.

По вопросам, связанным с деятельностью контролёров пассажирского транспорта, обращаться по телефонам:
8 (495) 950-42-93, доб. 4238, 4530.

Удостоверение контролёра

Временное удостоверение контролёра

Образец временного удостоверения контролёра (титульная сторона и обратная сторона)

Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. директора или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Контролер пассажирского транспорта относится к категории технических исполнителей.

1.2. На должность контролера пассажирского транспорта назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Контролер пассажирского транспорта назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия по представлению [вписать нужное] и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. Контролер пассажирского транспорта должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся вопросов работы пассажирского транспорта;

— правила перевозки пассажиров, багажа (ручной клади);

— правила дорожного движения в части, касающейся остановки автотранспорта и разрешенных скоростей движения;

— формы проездных и провозных документов;

— тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа (ручной клади);

— этику общения с пассажирами;

— порядок взыскания штрафов и правила оформления квитанций и наложения штрафов на нарушителей правил проезда (провоза багажа) в пассажирском транспорте;

— основы организации труда;

— законодательства о труде и охране труда;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

— [вписать нужное].

1.5. На время отсутствия контролера пассажирского транспорта (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. [Вписать нужное].

2. Должностные обязанности

Контролер пассажирского транспорта:

2.1. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на проезд и провоз багажа (ручной клади).

2.2. Контролирует соблюдение пассажирами правил проезда и провоза багажа.

2.3. Налагает на пассажиров штрафы и взыскивает их в установленном порядке за допущенные нарушения правил проезда и провоза багажа.

2.4. Контролирует выполнение работниками автомобильного транспорта правил перевозки и обслуживания пассажиров.

2.6. Проверяет правильность заполнения кондукторами или водителями (работающими без кондукторов) билетно-учетных листов и соблюдение графика движения.

2.6. Контролирует экипировку автобусов и таксомоторов, а также оборудование линейных сооружений и остановочных пунктов.

2.7. Составляет акты и рапорты о допущенных работниками автомобильного транспорта нарушениях.

2.8. [Вписать нужное].

3. Права

Контролер пассажирского транспорта имеет право:

3.1. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.2. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Контролер пассажирского транспорта несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Контролера пассажирского транспорта

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность контролера пассажирского транспорта [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Контролер пассажирского транспорта назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Контролер пассажирского транспорта относится к категории технических исполнителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность контролера пассажирского транспорта назначается лицо, имеющее общее среднее образование и специ­альную подготовку.

1.5. Контролер пассажирского транспорта отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Компании.

1.6. Контролер пассажирского транспорта должен знать:

  • положения, инструкции и другие руководящие материалы и нормативные документы, определяющие правила перевозки пас­сажиров, багажа (ручной клади);
  • правила дорожного движения в части, касающейся порядка остановки автотранспорта и разрешенных скоростей движения;
  • формы проездных и провозных документов;
  • тарифы на проезд и провоз багажа;
  • порядок взыскания штрафов и правила оформления квитанций и постановлений о наложении штрафов;
  • положение о материальной ответственности рабочих и служащих;
  • основы экономики и организации труда;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.7. Контролер пассажирского транспорта в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. В период временного отсутствия контролера пассажирского транспорта его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Контролер пассажирского транспорта выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на проезд и провоз багажа (ручной кла­ди).

2.2. Контролирует соблюдение пассажирами правил проезда и провоза багажа.

2.3. За допущенные нарушения правил налагает на пассажиров штрафы и взыскивает их в установленном порядке.

2.4. Контролирует выполнение работниками автомобильного транспорта правил перевозки и обслуживания пассажиров.

2.5. Проверяет правильность заполнения кондукторами или водителями автомобилей (работающими без кондукторов) билетно-учетных листов и соблюдение графика движения.

2.6. Контролирует экипировку автобусов и таксомоторов, а также оборудование линейных сооружений и остановочных пунктов.

2.7. Контролирует своевременность включения таксометра и правильность расчетов водителей автомобилей с пассажирами на стоянках легко­вых таксомоторов.

2.8. Составляет акты и рапорты о допущенных работниками автомобильного транспорта нарушениях.

В случае служебной необходимости контролер пассажирского транспорта может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Контролер пассажирского транспорта имеет право:

3.1. Предлагать изменения в маршруты движения.

3.2. Самостоятельно принимать решения в пределах собственной компетенции.

3.3. Получать сведения от подрядчиков о ходе ремонта или обслуживания автомобиля.

3.4. Получать консультации у специалистов по вопросам, выходящим за рамки компетенции контролера пассажирского транспорта.

3.5. Не выполнять функциональные обязанности при возникновении опасности для здоровья, жизни.

3.6. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности учреждения, направлять предложения по их устранению.

3.7. Требовать от руководства формирования нормальных условий для безопасного труда, выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. Выдвигать предложения руководству по улучшению деятельности учреждения.

3.9. Коммуницировать с подразделениями учреждения по вопросам своей деятельности.

3.10. Получать от руководителей информацию о проектах в отношении своей деятельности.

3.11. Участвовать в образовательных мероприятиях, повышать собственную квалификацию.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Контролер пассажирского транспорта несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы контролера пассажирского транспорта осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы контролера пассажирского транспорта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы контролера пассажирского транспорта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью Контролер пассажирского транспорта обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

(подпись)

Часы работы контролеров в общественном транспорте. Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта

В настоящее время в наземном общественном транспорте Москвы (ГУП Мосгортранс) есть 2 типа контролеров.

1 тип
– контролер Мосгортранса (иногда их еще называют – контролеры МГТ). Является официальным работником конкретно автобусного или троллейбусного парка, или трамвайного депо. Работать может на маршрутах своего парка или депо, или соседних маршрутах в округе. Проверять билеты имеет право только в форменной одежде. Их легко опознать по нашивке с логотипом Мосгортранса на плече. Нашивка обязательна. Если её нет на положенном месте – это нарушение, и пассажир такому контролеру ничего не обязан.

Помимо формы, такой контролер обязан представиться и предъявить свое удостоверение по первому требованию пассажира, согласно его должностной инструкции:

«3.Обязанности контролера: 3.7. Предъявлять, для визуального ознакомления, без передачи в руки пассажира, служебное удостоверение по первому требованию пассажира, называть свою фамилию».

Полный текст должностной инструкции контролеров Мосгортранса Вы можете изучить на официальном сайте Мосгортранса по ссылке: http://www.mosgortrans.ru. Причем абсолютно не важно, хочет ли контролер в данный момент проверить лично Ваш билет, или нет. Если он в данный момент находится при исполнении обязанностей (проверяет билеты), то любой пассажир может подойти и спросить у него удостоверение. Даже если лично у него контролер билет посмотреть не хочет.

Права контролеров Мосгортранса.
В первую очередь, разумеется, они проверяют билеты. Если у него все в порядке с формой и документами (по желанию пассажира на них взглянуть) – тогда ему пассажир обязан предъявить свой билет. Если же билета нет, его следующий законный шаг – вежливо попросить пассажира пробить билет (если билет уже есть, но просто не пробит в валидаторе). Если билета нет – купить билет у водителя или у него самого (выбор того, у кого купить билет – остается за пассажиром): «3.Обязанности контролера: 3.13. В тактичной форме обязать лицо, допустившее нарушение, оплатить свой проезд или провоз ручной клади (багажа) путём погашения через устройство контроля и погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве; в зоне посадочного терминала и (или) транспортно-пересадочного узла, имеющихся у пассажира в наличии проездных документов. В случае их отсутствия приобрести у контролёра (водителя) посадочный талон и погасить его через УКПБ».
Рекомендуем принципиально покупать билет у водителя. За реализацию билетов идёт надбавка к зарплате. Водитель Вас хотя бы везет, выполняет нужную работу. А контролер не сделал Вам ничего хорошего. Лучше уж пусть водитель получит надбавку.

Если пассажир отказывается это сделать – то такой контролер имеет право потребовать выйти из салона на ближайшей остановке: «3.15. В случае отказа оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в горо­де Москве, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте».
Разумеется, они это могут только требовать (на словах), и ничего более того. Они не имеют права (но иногда позволяют себе в нарушение) пытаться выталкивать или вытаскивать пассажира силой; они не могут задерживать автобус, требуя водителя не ехать и пугать зайца, обвиняя его в задержке всех остальных (что бы остальные пассажиры психологически давили на зайца). В таком случае отказа пассажира выходить, они могут только вызвать полицию и сообщить о факте безбилетного проезда в настоящий момент. Но, без права задерживать автобус или пассажира (в салоне или на остановке) до приезда этой полиции. И дело полиции будет вовремя перехватить этот автобус, пока заяц в нём ещё едет. Ведь сам контролер то никакими серьезными полномочиями по удержанию пассажиров силой не обладает (даже не знает, как выглядит протокол задержания), и не вправе удерживать тех, кто хочет уйти:

3.Обязанности контролера: 3.16. В случае отказа пассажира покинуть салон транспортного средства и отказа оплатить проезд вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении.

6. Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено: 6.4. При осуществлении контроля изменять график движения автобусов, троллейбусов, трамваев.

Помимо вышесказанного, контролеры Мосгортранса еще могут изъять у пассажиров чужие льготные билеты (социальные карты Москвича, студента и т.п.), если таковую пассажир сам (добровольно) наивно предъявляет как свой билет за проезд: 3.Обязанности контролера: 3.14. Изъять у пассажиров, предъявивших контролёру
во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе неправомерно используемые социальные карты москвичей (СКМ), или социальные карты жителей Московской области, а также студенческие проездные билеты, не принадлежащие лицам, их предъявившим для подтверждения факта оплаты проезда
. А если пассажир вовремя заметил контролера и отказывается предъявить социальную карту, по которой даже на самом деле может быть прошел «я заяц, билета нет совсем» — ни о каком изъятии не может быть и речи, даже если контролер видел, как пассажир приложил что-то к турникету, а не подлез под него, например. Доказательств того, что у пассажира в кармане чужая карта – нет абсолютно никаких, даже если пассажир говорит, что билета нет, а минуту назад прикладывал к валидатору неизвестный тип билета. Контролер никто, и проводить досмотр, обыск и другие подобные манипуляции права не имеет никакого. Да, со стороны контролера могут быть попытки развода, запугивания полицией, блокировкой карты и т.д. Но, это всё нарушения, а пока что мы рассматриваем то, какими должны быть действия контролера исключительно по правилам. В данном случае (прошел пассажир по карте, а сказал, что билета нет совсем) – контролер может лишь вежливо просить купить билет, и не более того. Что у пассажира в карманах – его не касается.

К штрафам контролеры Мосгортранса не имеют никакого отношения. Штраф может выписать только второй тип контролера. Первый тип (Мосгортранс) могут работать как сами по себе, так и совместно со 2 типом.

2 тип
– контролер ГКУ «Организатор перевозок» (в народе – ГКУшник). Те самые контролеры, которые появились при Собянине. Являются официальными работниками Департамента транспорта Москвы. Сразу уточню – бояться тут совершенно нечего. У них тоже есть своя форма, только в которой они имеют права проверять билеты (http://orgp.mos.ru). Тип куртки (кофты, пиджака) может отличаться в зависимости от погоды. В холодное время это целиком синяя куртка. Осенью и весной может быть синий пиджак. Летом – белая кофта или голубая рубашка. Но, важнее всего (приметней всего) их выдают другие обязательные отличительные признаки. Первый – это красный шеврон «контроль на транспорте», который должен висеть на левом плече. И значок с индивидуальным номером, который носится в районе груди. Значок должен висеть, полностью открыто (как на картинке), на самой верхней одежде, ничем не прикрыт, не спрятан и т.д. У стажеров не предусмотрено как таковой форменной одежды. У них обязателен яркий желтый жилет сверху на гражданской одежде. Шеврон и значок на жилете -так же обязательны. И вот если чего-либо из этого нет (шеврона, значка, жилета) – это нарушение, и пассажир ему ничего не обязан:

Естественно, эти контролеры так же обязаны предъявить своё удостоверение по первому требованию пассажира.

Права контролеров ГКУ
. В первую очередь, разумеется, они тоже проверяют билеты. Если у него всё в порядке с формой и документами (по желанию пассажира на них взглянуть) – тогда ему пассажир обязан предъявить свой билет. А вот если билета нет – его действия отличаются от контролёра Мосгортранса. В таком случае он должен попросить
паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) для выписки штрафа. Ну и, пожалуй, на этом и его полномочия закончились. Ведь обязанности предъявлять паспорт, или другие подобные документы какому-то контролеру у пассажира нет! Да, он тоже может вызывать полицию и сообщить о факте безбилетного проезда и отказе предъявить паспорт. И всё. Он так же, как и контролер Мосгортранса – не имеет права препятствовать силой уходу пассажира (127 УК РФ незаконное лишение свободы) или иначе удерживать до приезда этой полиции. Контролеры ГКУ – тоже никто, и бояться их не надо. И забудьте то, что видели о них по телевизору. Всё это бред. Лучше покатайтесь специально побольше, понаблюдайте за ними. Увидите, как часто они работают, спрятав значок (что бы пассажир их вовремя не заметил). Как часто они запугивают народ различными санкциями, пользуясь неграмотностью пассажиров. Противно видеть статистику на их сайте, что штрафы выписываются десятками ежедневно. Народ, у Вас совсем, что ли, нет ни капли самоуважения, что бы давать им паспорта и просто так получать штраф, когда можно просто уйти? У Вас атрофировалось чувство взаимопомощи, что Вы совсем не помогаете другим, кого они разводят их при Вас? Да они вообще никто, нет ничего сложного в том, что бы помочь другому пассажиру уйти, подсказать про право не давать паспорт. И всё, вся рентабельность этих контролеров моментально исчезнет. Не надо быть овощами. Серьезных полномочий у них нет совсем. Они не полиция и не другая силовая структура. Вся «сила» и окупаемость (выписанные штрафы) этих контролеров основана только на массовой неграмотности со стороны пассажиров, что никто никому не помогает и не мешает им разводить. А помогай Вы все (пассажиры) друг другу – контролёры ничего не смогут сделать. Да, это значит, что исключительно по закону они могут выписать штраф всего в 2 случаях:

1.Если пассажира вдруг начала мучить совесть за то, что он проехал без билета, и сам добровольно соглашается на штраф (признает свою вину), и предъявляет паспорт (когда четко знает, что этого можно и не делать, что можно просто взять, и уйти). Но, это может быть исключительно на добровольной основе! Закона, обязывающего
пассажира предъявлять паспорт какому-то контролеру — просто нет!
Нет никакого закона, разрешающего контролеру удерживать пассажиров в салоне или на остановке в случае отказа предъявлять паспорт. Всё остальное – это запугивание (развод) со стороны контролеров или превышение своих полномочий.

2.Если у контролеров проводится совместный рейд с сотрудниками полиции, которые ходят вместе с ними. И тогда сотрудник полиции уже может доставить в отделение, где уже установят Ваши данные и выпишут штраф. Но, такие совместные рейды – дело единичное. Можно кататься 3 года каждый день и встретить такую бригаду всего 1-2 раза. Но, если уж такое случилось – от поездки в отделение нет ничего страшного. Если уж штрафа не избежать, то лучше проехать туда, что бы контролеры (которые поедут тоже) – потратили много своего времени, и упустили несколько десятков потенциальных зайцев. Умение получать моральную компенсацию не за счет прибыли себе, а за счет минуса контролерам и плюса сразу нескольким другим пассажирам (которые не попали на штраф) – очень грамотная позиция уважающего себя идейного ненавистника контролеров.

А во всём остальном – это просто наглая гопота в форме, которую боится народ, зомбированный после просмотра выпусков новостей о них. А на деле – у них нет серьёзных полномочий и бояться их не надо. А в сочетании с полезными советами пассажирам (увидите дальше) – сможете чувствовать себя вообще уверенно и научитесь грамотно защищать от них себя или других пассажиров. Да настанет комфортный проезд без беспредела контролеров!

А потом решил просто забрать ее, засомневавшись в том, что она принадлежит мне. Других документов у меня с собой не оказалось, и подтвердить, что карта моя, я не могла. С трудом упросила оставить ее мне. Хотелось бы узнать, имеет ли право проверяющий забирать соцкарту? Что именно входит в обязанности контролера общественного транспорта?

Татьяна Протасова
. Зябликово
.

Как объяснили в столичной мэрии, при проверке билетов в автобусе, троллейбусе или трамвае все контролеры Мосгортранса
должны быть в служебной форме, с нашивкой логотипа компании на рукаве.

По первому требованию пассажиров контролер обязан предъявить удостоверение, не передавая его им в руки, и назвать свою фамилию. По инструкции контролер должен проявлять выдержку и тактичность в общении с пассажирами, водителями и кондукторами. То есть он не может, например, применять силу или обыскивать зайца.

Разрешено:

Проверить билет или льготные удостоверения, их подлинность и срок действия с помощью специального переносного устройства. Билеты, соцкарты и другие документы пассажиры передают в руки контролера;

Обязать зайца купить билет по действующему тарифу у водителя, если пассажир не заплатил за проезд. Напомним, в салоне сейчас продаются только такие билеты: ТАТ (троллейбус, автобус, трамвай) — за 100 руб. на 5 поездок или за 700 руб. на 40 поездок; «90 минут» — за 50 руб. на 1 поездку или за 100 руб. на 2 поездки. Купленный билет обязательно нужно пробить в валидаторе;

Требовать у безбилетника выйти из салона на ближайшей остановке, если он отказывается платить за проезд. При этом контролер не имеет права применять силу или задерживать отправление автобуса, троллейбуса или трамвая;

Вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении, если безбилетник отказывается выйти из салона;

Обратиться с заявлением в ближайшее отделение полиции в случае угрозы расправы и(или) применения физической силы против контролера во время исполнения им служебных обязанностей;

Применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны при угрозе жизни и здоровью;

Отслеживать проходы пассажиров через турникет с распечаткой результатов, если возникают конфликтные ситуации. В этом списке обычно указаны время прохода и номера билетов, так же как и на самих билетах. Если нарушитель ведет себя некорректно, контролер должен предупредить его о наблюдении с помощью камер (если они установлены в салоне), с фото- и видеозаписью происходящего события;

Забрать поддельный или чужой проездной документ (билет, соцкарту, студенческий талон), если пассажир показал его контролеру для подтверждения оплаты проезда. При этом проверяющий обязан не просто отнять фальшивку, а выписать акт, один экземпляр которого выдать нарушителю.

Проверять билеты с нарушением формы одежды, без служебного удостоверения, транспортной карты контролера и наряда-задания, а также в алкогольном или наркотическом опьянении;

Брать штрафы с безбилетников. Это вправе делать только контролеры ГКУ «Организатор перевозок», которые также следят за оплатой проезда не только в наземке, но и в метро;

Задерживать движение общественного транспорта;

Отнимать у пассажиров законные проездные документы (билеты, соцкарты, студенческий проездной билет);

Брать в залог у зайцев
деньги, документы и личные вещи;

Контролировать оплату проезда на маршрутах, не указанных в наряде-задании;

Забирать поддельные или чужие проездные или соцкарты без составления и выдачи первого экземпляра акта об изъятии (согласно «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», действует с 1.07.12 г.).

Этот пост — своего рода инструкция действий для пассажиров общественного транспорта, и он стал возможным вот почему.

В последние месяцы пассажиры все чаще жалуются нам на неправомерные, по их мнению, действия контролеров (пожаловаться можно ). Когда-то эти жалобы бывают очевидно необоснованными, в духе «я в метро зашел не ехать, а просто посмотреть, а меня оштрафовали», но в других случаях очень трудно постфактум разобраться, кто же был прав. Конечно, в любом случае мы стараемся разобраться в ситуации и честно объясняем все с правовой точки зрения, но часто истину найти непросто. Большинство же конфликтов могли бы просто не возникнуть, если бы пассажиры заранее понимали свои права и обязанности при встрече с контролерами.

Заранее разочаруем всех, кто хочет узнать о каких-либо уловках, на которые можно пойти, чтобы проехать «зайцем». Информация ниже будет крайне полезной только для пассажира, который по умолчанию добросовестно оплачивает свой проезд.

Итак, штраф за безбилетный проезд на сегодняшний день составляет 1000 рублей, за проход по чужой социальной карте 2500 рублей. Контролем проезда у нас занимается ГКУ «Организатор перевозок». Есть еще контролеры ГУП «Мосгортранс», но они не имеют права оформлять административные протоколы, поэтому с ними конфликтов возникает меньше.

1. Как должен выглядеть контролер?

У каждого контролера должен быть нагрудный знак на левой стороне формы, а также нарукавный знак на левом рукаве:

В действительности, нагрудный знак не желтый, а, скорее, серебряный. Номер контролера для идентификации в случае отказа предъявить служебное удостоверение едва заметно выбит в трех кружочках, расположенных над Георгием Победоносцем.
Если этих двух опознавательных элементов нет, то перед вами, вероятнее всего, не контролер, а мошенник. Не стесняйтесь указывать на это.

Также, согласно правилам, у контролеров должна быть кокарда на фуражке, но в реальности контролеры обычно ходят в кепках без каких-либо знаков.

Но самое главное — это удостоверение. Ни один контролер не может делать что бы то ни было без удостоверения. Также любой контролер обязан предъявить удостоверение Вам, как пассажиру. Здесь, как и в случае с полицией — никакие уловки вроде «я уже вам показал» или «я не обязан вам ничего показывать» не принимаются. Предъявить удостоверение — это дать возможность ознакомиться с информацией (стоит обратить внимание на ФИО и срок действия) и, если Вам не дают увидеть информацию, то и Вы, в свою очередь, не обязаны ничего предъявлять неизвестному человеку. Если так ведет себя не мошенник, а просто недобросовестный контролер, запомните время, место и, желательно, номер на жетоне, напишите нам , мы обязательно найдем его и накажем:)

2. Что контролер вправе делать?

1) В первую очередь, как нетрудно догадаться, осуществлять контроль оплаты проезда:)


На этот счет имеется Распоряжение Правительство Москвы 490-РП от 28.06.2011 года . Переводя это Распоряжение на русский язык, контролеры могут выписать административный протокол за безбилетный проезд и проезд по чужой социальной карте (ну еще по нескольким мелким статьям). То есть, примерно как ГИБДД, только не для водителей, а для пассажиров общественного транспорта.

2) Очень важно знать, что контролеры имеют право доставить в отделение полиции нарушителя в целях составления протокола
, если это нельзя сделать на месте («я паспорт дома забыл»). Есть такой миф, что контролеры бесправны и можно просто не показывать им паспорт. Это неверно. Если уж Вы не оплатили проезд, то лучше не играйте в сомнительные игры и получите свой заслуженный штраф. В противном случае, согласно статье 27.2 КоАП РФ контролеры могут совершенно законно доставить Вас в отделение. Доставление — это, конечно, не задержание, но по сути действий очень похоже: и время потратите, и нервы испортите, и протокол в итоге все равно получите.

3. Чего контролеры делать не могут?

Ниже мы собрали основные известные нам нарушения контролеров, и те, с которыми сами не встречались, но слышали, что и такое бывает.

1) Хамить, оскорблять и вести себя некорректно.

Контролер в глазах москвича должен быть оплотом здравого смысла. Даже, если пассажир кричит, кривляется или бьется в истерике, контролер должен быть английским джентельменом и четко следовать инструкциям. Поэтому, если контролер, ведет себя неподобающе, то об этом стоит сообщить его работодателю или нам.

Если уж совсем перейдены все границы, то не лишним будет напомнить о статье 5.61 КоАП РФ — Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, для должностных лиц будет стоит от 10 до 30 тысяч рублей.

Насчет запрета съемки себя кем бы то ни было, не только контролерами, нужно знать одну простую статью — 152.1 ГК РФ. Согласно данной статье, без согласия гражданина запрещается лишь обнародование
его изображения, но никак не запись, поэтому запретить любительскую съемку Вам в автобусе никто не имеет права.

В случае же с контролерами, также и обнародование вряд ли станет нарушением, так как согласно той же статье, в общественных или публичных интересах обнародование допускается без согласия гражданина, а противоправные действия, безусловно, требуют этого в общественных интересах.

3) Задерживать отправление транспортного средства.

История про «мы никуда не поедем, пока вы не оплатите проезд» больше практикуется на совершенно незаконных основаниях водителями и уже уходит в прошлое, но все же надо знать, что делать в таком случае.

Во-первых согласно статье 10.10 КоАП г.Москвы воспрепятствование выполнению служебных обязанностей водителя, повлекшее за собой препятствие в движении транспорта (а именно так можно трактовать просьбу контролера не ехать, пока нарушитель не выйдет) влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи рублей и об этом будет не лишним напомнить контролеру в случае чего.

Помимо этого, на основании Правил пользования НГПТ (п.3.1.11) водитель обязан «соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения». То есть, никаких задержек внеплановых тут быть не может ни в каком случае.

4) Изымать какие-либо карты.


ГКУ «Организатор перевозок» не может изымать никакие документы, будь-то чужие социальные карты или что-то еще. Они могут только выписывать протоколы.

Изымать карту (с соответствующим актом изъятия) на наземном транспорте могут только контролеры ГУП «Мосгортранс». Попытки забрать какой-либо проездной документ сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок» нужно однозначно трактовать, как уголовное преступление по сразу нескольким статьям.

Но лично мы с такими жалобами, слава богу, не сталкивались.

5) Оформлять постановление, если Вы не согласны.

Контролеры, как и сотрудники ГИБДД, очень любят составлять вместо протокола постановление, не взирая на то согласен с этим вероятный нарушитель или нет. Если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола в котором подробно опишите все причины Вашего несогласия и поставьте подпись.
Помните!
Подпись на протоколе не означает признание Вами своей вины, а вот неподписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное Вам правонарушение в надзорном или судебном порядке.

Вот вроде бы и все основные моменты. Если мы что-то упустили, пишите в комменты. Пожаловаться на действия контролеров можно на нашем сайте . Ну и не забывайте оплачивать проезд и тогда, вполне возможно, эта статья Вам просто не понадобится:)

Люди с удостоверением контролёра. Если человек отказывается предъявить такой документ, можете смело игнорировать его.

Порядок действий контролёра регламентируется городским законодательством и проверяющей организацией, поэтому, чтобы точно сказать, имеет ли он право на совершение определённых действий, нужно предварительно изучить его должностную инструкцию. Дальше мы рассмотрим, какие права имеет контролёр на основании федерального законодательства независимо от того, в какой организации он работает.

Имеет ли право контролёр доставить безбилетника в полицию?

Да, имеет. В соответствии со статьёй 27.2 КоАП РФ , контролёр может принудительно провести вас в отделение полиции для составления протокола. Но лишь при условии, что сделать это на месте невозможно (например, вы забыли паспорт).

Что делать, если контролёр меня оскорбил?

Контролёр высадил человека без билета из транспорта. Так можно?

На уровне федерального законодательства единственное, что должен сделать контролёр с безбилетником, — это составить протокол об административном правонарушении или предложить пассажиру оплатить штраф без него. Однако более детально в законе не прописаны права и обязанности контролёров в этом отношении, что даёт проверяющим организациям свободу в установлении собственных правил. Так, например, в должностной инструкции контролёра-ревизора «РЖД» говорится:

При отказе пассажира, проезжающего без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), оплатить стоимость проезда […] принять меры (в том числе с помощью сотрудников транспортной милиции) к удалению пассажира из поезда.

Скорее всего, если контролёр требует покинуть транспорт, он имеет на это право, поэтому затевать спор по этому поводу не стоит.

Может ли контролёр задержать меня в транспорте для составления протокола или оплаты штрафа?

Допустим, за время выяснения отношений с контролёром вы уже прибыли на нужную остановку. В таком случае вы, не отказываясь от составления протокола, можете выйти из транспортного средства. Если контролёр будет удерживать вас силой, он нарушит закон. Ведь в перечне лиц, имеющих право на административное задержание (статья 27.3 КоАП РФ), контролёров нет. Но задержать вас может полиция.

Что делать, если я не согласен со штрафом?

Контролёр имеет право назначить денежное наказание безбилетнику без составления протокола. Но в статье 28.6 КоАП РФ говорится:

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

Это значит, что вы можете не согласиться с назначенным вам штрафом и в таком случае контролёр должен составить протокол. Однако продолжать требовать от вас деньги он права не имеет. Подробно опишите в протоколе причины вашего несогласия и поставьте на нём подпись.

Контролёр спрашивает, как я попал в транспорт. Я обязан отвечать?

Предположим, вы воспользовались чужой социальной картой и контролёр пытается узнать, как вы миновали турникеты. Эти вопросы можете смело игнорировать, поскольку никто не обязан свидетельствовать против себя самого ().

Могут ли оштрафовать пассажира, если он моложе 16 лет?

Нет. В соответствии со статьёй 2.3 КоАП РФ , лица моложе 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности.

Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта
[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Контролер пассажирского транспорта относится к категории технических исполнителей.

1.2. На должность контролера пассажирского транспорта назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Контролер пассажирского транспорта назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия по представлению [вписать нужное] и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. Контролер пассажирского транспорта должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся вопросов работы пассажирского транспорта;

Правила перевозки пассажиров, багажа (ручной клади);

Правила дорожного движения в части, касающейся остановки автотранспорта и разрешенных скоростей движения;

Формы проездных и провозных документов;

Тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа (ручной клади);

Этику общения с пассажирами;

Порядок взыскания штрафов и правила оформления квитанций и наложения штрафов на нарушителей правил проезда (провоза багажа) в пассажирском транспорте;

Основы организации труда;

Законодательства о труде и охране труда;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

— [вписать нужное].

1.5. На время отсутствия контролера пассажирского транспорта (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. [Вписать нужное].

2. Должностные обязанности

Контролер пассажирского транспорта:

2.1. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на проезд и провоз багажа (ручной клади).

2.2. Контролирует соблюдение пассажирами правил проезда и провоза багажа.

2.3. Налагает на пассажиров штрафы и взыскивает их в установленном порядке за допущенные нарушения правил проезда и провоза багажа.

2.4. Контролирует выполнение работниками автомобильного транспорта правил перевозки и обслуживания пассажиров.

2.6. Проверяет правильность заполнения кондукторами или водителями (работающими без кондукторов) билетно-учетных листов и соблюдение графика движения.

2.6. Контролирует экипировку автобусов и таксомоторов, а также оборудование линейных сооружений и остановочных пунктов.

2.7. Составляет акты и рапорты о допущенных работниками автомобильного транспорта нарушениях.

2.8. [Вписать нужное].

3. Права

Контролер пассажирского транспорта имеет право:

3.1. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.2. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Контролер пассажирского транспорта несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

На заметку гражданам РФ

Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта

Новая редакция должностной инструкции контролера пассажирского транспорта — введена в действие с 01.07.2012.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными и правовыми актами Российской Фе­дерации и города Москвы, и является единой для контролёров пассажирского транспорта всех эксплуатационных филиалов ГУП «Мосгортранс».

1. Общие положения

1.1. Контролёр пассажирского транспорта подчиняется непосредственно начальнику отдела билетного контроля (ОБК) эксплуатационного филиала.

1.2. На должность контролёра пассажирского транспорта назначается лицо,  прошедшее по направлению работодателя медицинскую комиссию и признанное профессионально пригодным к работе; имеющее образование  не ниже среднего и прошедшего специальное обучение в Учебно-курсовом  комбинате ГУП «Мосгортранс».

1.3. Назначение, перемещение и увольнение с должности контролёра пассажирского транспорта производится директором эксплуатационного филиала по представлению заместителя директора, курирующего работу ОБК.

1.4. Контролёр пассажирского транспорта является материально ответственным лицом, с которым заключается договор в письменной форме о полной материальной ответственно­сти.

1.5. Контролёр пассажирского транспорта  проходит в Учебно-курсовом комбинате  ГУП «Мосгортранс» один раз в три года обучение по специальной программе  повышения квалификации (курсы целевого назначения).

1.6. При приёме на работу с контролёром пассажирского транспорта проводится вводный и первичный инст­руктажи по охране труда, проверка знаний по охране труда, настоящей должностной инструкции, ста­жировка на маршрутах филиала по осуществлению контроля за правильностью оплаты проезда пассажирами.

1.7.  Контролёр пассажирского транспорта проходит не реже одного раза в шесть месяцев повторный инструктаж по охране труда и не реже одного раза в год повторный инструктаж по знанию должностной инструкции.

1.8. Контролёр пассажирского транспорта перед началом рабочей смены в ОБК филиала, при предъявлении служебного удостоверения, получает наряд-задание, акты на оформление изъятия неправомерно используемых проездных документов, бланки магнитных билетов для тестирования проходов, переносное устройство контроля, технический билет № 115. В отделе сбора доходов филиала, при предъявлении наряда-задания получает по расходному ордеру посадочные талоны, деньги для размена, билетно–учётный лист контролёра с указанием  выданного количества и номеров посадочных талонов.

1.9. Контролёр пассажирского транспорта после окончания рабочей смены в установленном порядке сдаёт в ОБК филиала наряд-задание, акты и изъятые по ним неправомерно используемые проездные документы, технический билет № 115, бланки магнитных билетов с результатами тестирования проходов,  переносное устройство контроля.  В отдел сбора доходов сдаёт нереализованные посадочные талоны, билетно–учётный лист, оформленный установленным порядком; вырученные денежные средства от реализации посадочных талонов.

1.10. Местом работы контролёра пассажирского транспорта являются салоны автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов; зоны транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и терминалов у мест расположения комплексов стационарного оборудования АСКП,  указанные  в наряде-задании.

1.11. При проведении совместных  с контролёрами государственного казённого учреждения (ГКУ) города Москвы «Организатор перевозок» мероприятий по осуществлению контроля за правильностью оплаты проезда требования контролёра ГКУ являются приоритетными.

1.12. Контролёр пассажирского транспорта может привлекаться к выполнению иных поручений руководства ГУП «Мосгортранс».

1.13. Контроль на линии проводится в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования.

2. Должен знать 

Контролёр пассажирского транспорта должен знать:              

2.1. Настоящую должностную инструкцию.

2.2. График работы  на месяц и задание по осуществлению контроля на предстоящий рабочий день.

2.3. Правила внутреннего трудового распорядка.

2.4. Маршрутную сеть эксплуатационного филиала парка (депо). 

2.5. Правила пользования наземным городским транспортом общего  пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве. 

2.6. Регламент  взаимодействия с контролёрами Государственного казённого учреждения (ГКУ) города Москвы «Организатор перевозок» при проведении совместных мероприятий по контролю за правильностью оплаты проезда пассажирами. 

2.7. Инструкцию по  пользованию переносным устройством контроля. 

2.8. Тарифы на проезд пассажиров, виды действующих проездных билетов, виды документов, дающих право на бес­платный (льготный) проезд, и список категорий граждан, имеющих право бесплатного проезда в назем­ном городском транспорте общего пользования. 

2.9. Виды административных правонарушений на транспорте и нака­заний, установленные действующим законодательством РФ и города Москвы. 

2.10. Уметь отличать подлинность легитимных проездных билетов, выпускаемых ГУП «Мосгортранс» от нелегитимных (поддельных) проездных билетов.2.11. Порядок оформления  и сроки сдачи нарядов-заданий, заполне­ние которых относится к его обязанностям.  

2.12. Порядок ведения билетно-учётного листа и сроки сдачи  нереализованных посадочных талонов и денежных средств, вырученных за реализацию посадочных талонов. 

2.13. Порядок оформления и выдачи актов по  изъятию нелегитимных (поддельных) проездных билетов; неправомерно используемых социальных карт москвичей и жителей Московской области, а также льготных именных студенческих билетов, не принадлежащих лицам, их предъявившим. 

2.14. Расположение и номера телефонов отделов внутренних дел и конечных станций, где проходят маршруты парка (депо).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.15. Принцип действия и регламент работы с АСКП, установленного в подвижном составе и на линии контроля посадочного терминала  и (или) ТПУ. 

2.16. Приказы, указания и иные распорядительные документы   ГУП «Мосгортранс», а также нормативные документы вышестоящих организаций.

2.17. Правила техники безопасности на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования. 

2.18. Порядок действий в случае обнаружения в салоне подвижного состава, в зоне посадочного терминала и (или) ТПУ предметов, подозрительных на наличие взрывного устройства. 

2.19. Правила дорожного движения в пределах вопросов, касающихся его обязанностей.      

3. Обязанности контролёра 

3.1. Прибыть на работу опрятно одетым, в форменной одежде.  Иметь при себе во время работы на линии служебное удостоверение, выданный льготный проездной билет для сотрудников, БСК контролёра, наряд-задание, акты на изъятие неправомерно используемых проездных документов, переносное устройство контроля, технический билет № 115, билетно-учётный лист, деньги для размена и посадочные талоны. 

3.2. Получить,  перед началом рабочей смены, в отделе билетного контроля филиала наряд-задание, магнитные билеты для тестирования,  технический билет № 115, акты на изъятие неправомерно используемых проездных документов; переносное устройство контроля (ПУК), проверив на месте его исправность, а в отделе сбора доходов филиала билетно-учётный лист, посадочные талоны и деньги для размена. 

3.3.  Приступить к работе на указанных в наряде-задании маршрутах и времени с конечной станции, промежуточной остановки  или зоны посадочного терминала и (или) ТПУ. 

3.4. Перед началом работы проверить работоспособность оборудования АСКП, установленного в зоне посадочного терминала и (или) ТПУ, о неисправностях сообщить дежурному диспетчеру АСКП парка (депо). 

3.5. Производить, при каждой проверке (перед её началом) транспортного средства,  отметку на оборотной стороне путевого листа водителя (слева от времени заданного диспетчером) с указанием времени проверки, табельного номера и личной подписи.  

3.6. При проверке каждой единицы подвижного состава осуществлять проход в салон через переднюю дверь, зарегистрировав его в устройстве контроля и погашения билетов, используя для этого личное БСК контролёра. При работе в зоне посадочного терминала и (или) на ТПУ, используя личное БСК контролёра, зарегистрировать начало и окончание рабочей смены в устройстве контроля и погашения билетов. 

3.7. Предъявлять, для визуального ознакомления, без передачи в руки пассажира,  служебное удостоверение по первому требованию пассажира, называть свою фамилию. 

3.8. Проявлять при проведении контроля выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами, водителями, кондукторами, коллегами. 

3.9. Осуществлять контроль за правильностью  оплаты  проезда  и  провоза ручной  клади (багажа)  пассажирами, соблюдением ими Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (административного законодательства на транспорте города Москвы)  по маршрутам, указанным в наряде-задании, предъявляя служебное удостоверение. 

3.10. Осуществлять контроль за проходом пассажиров в зону посадочного терминала и (или) на посадочную площадку ТПУ; не допускать на посадку лиц, не оплативших свой проезд. Принять меры для обеспечения сохранности оборудования АСКП установленного в зоне посадочного терминала и (или) ТПУ; в случае посягательства на него третьих лиц, о случившемся немедленно сообщить  администрации филиала; в случае необходимости вызвать наряд полиции. 

3.11. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинно­сть и срок действия. С использованием переносного устройства контроля  и технических билетов проверять бесконтактные смарт-карты всех видов на наличие действующего транспортного приложения.  Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва. 

3.12. В случае возникновения конфликтных ситуаций, с использованием технического билета № 115, проводить тестирование проездных документов, предъявленных пассажирами для подтверждения факта оплаты проезда и  прохода в транспортное средство, зону посадочного терминала и (или) ТПУ, с распечаткой результатов тестирования на бланке магнитного билета. 

3.13. В тактичной форме обязать лицо, допустившее нарушение, оплатить свой проезд или провоз ручной клади (багажа) путём погашения через устройство контроля и погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве; в зоне посадочного терминала и (или) транспортно-пересадочного узла, имеющихся у пассажира в наличии проездных документов. В случае их отсутствия приобрести  у контролёра (водителя) посадочный талон и погасить его через УКПБ.  

3.14. Изъять у пассажиров, предъявивших контролёру во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе неправомерно используемые социальные карты москвичей (СКМ), или социальные карты жителей Московской области, а также студенческие проездные билеты, не  принадлежащие лицам, их предъявившим для подтверждения факта оплаты проезда. Во всех случаях изъятия проездных документов в обязательном порядке проводить тестирование изымаемого проездного документа. Изъятие билета (документа) оформить актом установленной формы, первый экземпляр которого выдать пассажиру, предъявившему указанный билет (документ). Второй экземпляр акта,  изъятый проездной документ и технический магнитный билет тестирования сдать в ОБК филиала по окончанию рабочей смены. После выдачи акта обязать пассажира оплатить проезд. 

3.15. В случае отказа оплатить проезд  и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила  пользования наземным городским  транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в горо­де Москве, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте. 

3.16.  В случае отказа пассажира покинуть салон транспортного средства и отказа оплатить проезд вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении.  

3.17. В случаях возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с пассажирами, при осуществлении контроля за правильностью оплаты проезда, обратить внимание пассажира на ведение  в салоне транспортного средства, зоне посадочного терминала и (или) ТПУ видеонаблюдения с помощью видеокамер, установленных на объекте,   записью происходящего события. 

3.18. При выявлении неисправности переносного устройства контроля (ПУК) во время работы на маршруте, сообщить об этом руководству ОБК филиала, сдать его в ОБК филиала по акту и получить для работы исправный ПУК с заряженными встроенными аккумуляторами. 

3.19. Проверить   работоспособность   оборудования   системы   АСКП и соблюдение водительским составом проверяемых транспортных средств регламента работы с АСКП.                                                  

3.20. Проверить наличие в салоне подвижного состава действующих Правил пользования наземным городским транс­портом общего пользования. 

3.21. Осуществлять контроль за работой водителей и кондукторов по выполнению должностной инструкции в части:

– соблюдения регламента работы с технологией АСКП;

– наличия звуковой информации в салонах проверяемых транспортных   средств;

– провоза в кабине посторонних лиц;

– соблюдения соответствующей экипировки подвижного состава; предоставление достоверной информации выдаваемой электронными табло;

– соблюдения кондукторами и водителями коммерческих и пригородных маршрутов полноты сбора выручки.

3.22. Сообщать водителю и вносить соответствующую запись в путевой лист,   в случае выявления нарушений со стороны водителя, а также обнаружения в салоне подвижного состава забытых пассажирами вещей или предметов, подозрительных на наличие взрывных устройств.   В случае необходимости, оказать помощь водителю в организации срочной эвакуации пассажиров и охране транспортного средства до прибытия работников правоохранительных органов.

3.23. Вносить, после проверки каждой единицы подвижного состава, в наряд-задание время, но­мер маршрута, гаражный номер машины, табельный номер водителя, количество и номера реализованных посадочных талонов, информацию об изъятии неправомерно используемых  проездных билетов и выдачи актов на их изъятие.  Наряд-задание заполнять ручкой четким разборчивым почерком. 

3.24. Вести ежедневный учёт количества выявленных нарушений, допущенных пассажирами и водителями и вносить данную информацию в наряд-задание в раздел «Краткое содержание отчёта контролёра», заполняя все предусмотренные графы. 

3.25. Сдавать лично по окончании рабочей смены полную отчетную документацию, изложенную в наряде-задании в ОБК, а нереализованные посадочные талоны, билетно–учётный лист и  вырученные денежные средства за реализованные посадочные талоны в отдел сбора доходов филиала. 

3.26. Своевременно представлять в письменном виде в отдел билетного контроля филиала  информацию  в случае утраты БСК контролёра и других документов. 

3.27. Предъявлять для проверки работникам службы контроля ГУП «Мосгортранс» по их требованию и предоставлению служебных удостоверений, подтверждающих их полномочия, всю необходимую для работы  документацию и технические средства, имеющуюся в наличии у контролёра. 

3.28. Выполнять иные задачи и поручения руководства ГУП «Мосгортранс», связанные с обеспечением контрольных функций. 

3.29. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим рабочего времени, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены. 

4. Права контролёра

4.1. Требовать предъявления, с передачей для проверки в руки контролёра, проездных документов и документов, подтверждающих право льготы на оплату проезда у пассажиров, путевых листов  у водителей, билетно-учётных листов у кондукторов и водителей коммерческих маршрутов ГУП «Мосгортранс». 

4.2. Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллей­бусами, автобусами) в городе Москве. 

4.3. Требовать от водительского состава и кондукторов надлежащего исполнения должностных обязанностей в пределах полномочий, изложенных в настоящей инструкции. 

4.4. Получать, при необходимости, инструктаж до начала осуществления совместных мероприятий по контролю за правильностью оплаты проезда пассажирами, с контролёрами ГКУ «Организатор перевозок», об особенностях маршрутов, которые предполагается подвергнуть контролю, о видах легитимных проездных документов, используемых при оплате проезда, о месте располо­жения конечных станций, отделов внутренних дел и т.д. 

4.5. Быть заранее ознакомленным с графиком работы на месяц в сроки, установленные действующим трудовым законодательством;  с нарядом-заданием на предстоящую смену – накануне или перед нача­лом смены. 

4.6. Вносить предложения по улучшению работы по организации и осуществлению контроля за правильностью оплаты проезда и провоза ручной клади (багажа), соблюдению Правил пользования НГТОП. 

4.7. Изымать у граждан, предъявивших для проверки нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе неправомерно используемые СКМ или СКМО, не принадлежащие лицам, их предъявившим с выдачей акта установленной формы об их изъятии. 

4.8. Изымать у граждан, предъявивших для проверки студенческие проездные билеты и другие льготные проездные документы,  не принадлежащие лицам, их предъявившим, а также у граждан, не предъявивших документы, подтверждающие право на льготы, с выдачей акта установленной формы об их изъятии. 

4.9. Обратиться с заявлением в правоохранительные органы в случае угрозы расправы и (или) применения физической силы в отношении контролёра во время исполнения  им служебных обязанностей. 

4.10. При возникновении угрозы жизни и здоровью применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны. 

5. Ответственность 

Контролёр пассажирского транспорта несет ответственность: 

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанно­стей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации. 

5.2. За причинение материального ущерба, – в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено: 

6.1. Осуществлять контроль на маршрутах с нарушением ношения формы одежды, не имея служебного удостоверения, БСК контролёра, наряда-задания, средств технического контроля, актов, билетно–учётного листа и посадочных талонов.

6.2. Находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического (токсического) опьянения. 

6.3. Брать в залог у  граждан, не оплативших в установленном порядке свой проезд, деньги, документы и личные вещи. 

6.4.  При осуществлении контроля изменять график движения автобусов, троллейбусов, трамваев. 

6.5. Осуществлять контроль на маршрутах; зонах посадочных терминалов и (или) ТПУ не указанных в наряде-задании, выданном ОБК филиала. 

6.6. Осуществлять контроль в нерабочее время, в том числе  в период отпусков и временной нетрудоспособности. 

6.7. Использовать БСК контролёра в нерабочее время и в личных целях. 

6.8. Изымать у пассажиров легитимные проездные документы, в том числе СКМ и социальные карты жителей Московской области, а также студенческие проездные билеты им принадлежащие.

6.9. Изымать у пассажиров социальные карты москвичей или социальные карты жителей Московской области, на которых отсутствует транспортное приложение,  вне зависимости  от принадлежности СКМ или СКМО, лицу её предъявившему. 

6.10. Изымать у пассажира, который предъявил контролёру во время осуществления проверки по правильности оплаты проезда нелегитимный (поддельный) проездной документ, в том числе социальную карту москвича или социальную карту жителя Московской области,  а также студенческий проездной билет, и другие льготные проездные документы не  принадлежащие данному лицу, без составления и  выдачи  первого  экземпляра акта установленной формы. 

6.11. За невыполнение требований настоящей инструкции контролёр пассажирского транспорта ГУП «Мосгортранс» несёт дисципли­нарную и иную ответственность в установленном законом порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство следственного комитета волгограда
  • Аудиотрубка tantos ts ad digital инструкция
  • Спазоверин инструкция по применению от чего они помогают взрослым
  • Eds 405a руководство пользователя
  • Моющее средство ласка инструкция по применению