Должностная инструкция логопеда в детской поликлинике

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Логопед в здравоохранении

Логопед в здравоохранении

Подборка наиболее важных документов по запросу Логопед в здравоохранении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Мать и дитя в местах лишения свободы: основные проблемы и возможные пути их решения
(Пономарев С.Б.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2018, N 6)В результате созданы условия, при которых дети домов ребенка независимо от возраста, пола и социального статуса получают равные возможности в вопросах социальной защиты и получения медицинской помощи в соответствии со стандартами Минздрава России за счет проведения постоянного мониторинга за состоянием здоровья детей и реализации ведомственных и региональных программ лечебно-оздоровительных мероприятий. Во всех домах ребенка УИС регулярно проводятся «дни здоровья» с участием врачей государственной системы здравоохранения России, осуществляют деятельность детские неврологи, логопеды, психологи, специалисты по массажу, физиотерапии и т.д. В качестве примеров передового опыта можно отметить МСЧ 33, где организованы занятия акватерапией, МСЧ 23, в которой регулярно проводятся сеансы гидротерапии, парафино-озекеритовые аппликации; в МСЧ 66 дети посещают соляную комнату, регулярно принимают кислородные коктейли.

Нормативные акты

Приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383
«О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»
(вместе с «Положением о логопеде», «Положением об организации работы логопедического кабинета», «Положением об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами», «Положением об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций», «Положением об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм)», «Положением об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации», «Программой подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации», «Методическими рекомендациями «Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)»)1.1. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома

ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Учителя-логопеда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность учителя-логопеда.

1.2. Учитель-логопед назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.3. Учитель-логопед относится к категории специалистов.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

— Высшее образование — специалитет или магистратура в области дефектологии

— Высшее образование — специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии

1.5. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

Учитель-логопед должен знать:

  •  Конституцию Российской Федерации;
  •  Закон РФ «Об образовании»;
  •  Конвенцию о правах ребенка;
  •  Устав, Правила внутреннего трудового распорядка;
  •  Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ;
  •  Возрастную и социальную педагогику и психологию;
  • Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;
  • Содержание и технологии проведения логопедических занятий
  •  Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  •  Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии ребенка;
  •  Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  •  Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • Новейшие достижения логопедической науки;
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • Основы доврачебной медицинской помощи.
 
            Учитель-логопед должен уметь:
<>--------соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
 
2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
         2.1. Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
         2.2. Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития
         2.3.Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ логопедической помощи
         2.4. Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
         2.5. Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей
         2.6. Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы.
 
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
         Учитель-логопед обязан:
3.1. Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.
3.2. Организует и проводит работу по речевому развитию, готовит детей к обучению в школе.
3.3. Обследует детей, определяет структуру и степень выраженности, имеющегося у них дефекта.
         3.4. Комплектует подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей.
         3.5. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
         3.6. Следит за состоянием речевого развития детей, оформляет и ведет на каждого ребенка группы речевую карту.
         3.7. Внимательно относится к детям, изучает их индивидуальные особенности.
         3.8. Обеспечивает  адекватное  коррекционно-компенсаторное  воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития.
         3.9. Планирует коррекционно-воспитательную работу, организует ее в соответствии с режимом дня.
         3.10. Работает в тесном контакте со специалистами и воспитателями учреждения, посещает занятия.
         3.11. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
         3.12. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками учреждения.
         3.13. Ведет соответствующую документацию, готовит материалы и наглядные пособия вне рабочего времени.
         3.14. Подменяет воспитателя в группе в период острой производственной необходимости.
         3.15. Принимает участие в методических мероприятиях учреждения, города.
         3.16. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.
         3.17. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах и путем самообразования.
         3.18. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медицинский осмотр, лабораторные обследования.
 
4. ПРАВА

Учитель-логопед вправе:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения   касающимися его деятельности.

4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.5. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4.6.Требовать от воспитателей соблюдения графиков проведения занятий.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

         Учитель-логопед несет ответственность за:

5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;

5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;

5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;  за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;

5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;

5.7. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;

5.8. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.9. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.10. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.11. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 8 июня 2022 г., 10:50

Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста. В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты. Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции логопеда .doc

Образец должностной инструкции логопеда

1. Общий раздел

  1. Кандидат на позицию логопеда должен соответствовать следующим критериям:
    • высшее образование педагогического профиля по направлению «Логопедия» либо «Дефектология»;
    • успешно пройденное медобследование;
    • трудовой опыт по профилю от года.
  2. Логопед подчиняется заведующему учреждением.
  3. Логопед принимается на свою должность, как и увольняется с неё, приказом заведующего учреждением.
  4. В случае отсутствия логопеда (отпуск, лечение и т.д.) его функции на определенный промежуток времени передаются другому специалисту, определенному заведующим учреждением.
  5. Специалист на данной позиции обязан разбираться в:
    • профильной законодательно-нормативной базе;
    • отраслевых правилах, в том числе в области этики;
    • нормах взаимодействия с посетителями, в том числе в плане получения и обработки информации от пациентов с нарушениями речевых функций;
    • анализе данных по посетителям на базе соответствующих медицинских документов;
    • методах постановки диагноза при работе с профильными посетителями;
    • методах составления индивидуальных рекомендаций по исправлениям выявленных дефектов;
    • возрастных и гендерных особенностях посетителей, оказывающих влияние на их речь;
    • методах взаимодействия в работе по посетителям с другими специалистами;
    • стандартах работы с соответствующей документацией;
    • теоретических и практических нормативах дефектологии;
    • методах профилактики и исправления дефектов речи;
    • нормах технической и пожарной безопасности;
    • санитарно-гигиенических стандартах.
  6. Логопед руководствуется:
    • действующей правовой базой;
    • отраслевыми правилами;
    • документами учреждения;
    • содержанием этой инструкции.

2. Функции

Логопед отвечает за следующий круг задач:

  1. Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
  2. Заполнение необходимой профильной документации.
  3. Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
  4. Получение и обработка информации по пациентам.
  5. Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
  6. Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
  7. Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
  8. Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
  9. Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
  10. Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
  11. Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.

3. Ответственность

Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
  2. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
  3. За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.

4. Права

Логопед наделен следующим комплексом прав:

  1. Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
  2. Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
  3. Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
  4. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
  5. Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.

5. Условия работы

Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:

  1. Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
  2. Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
  3. Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
  4. На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
  5. Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
  6. Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.

Основные моменты составления инструкции

В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.

Обязательные части стандартной инструкции:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Потенциальная ответственность.
  • Должностные возможности.

Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:

  • Особенности трудовой деятельности.
  • Правила оценки результативности (KPI).
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Порядок преобразования инструкции.

Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.

Основные положения

Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.

Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.

Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.

Функции

В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:

  • Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
  • Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
  • Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.

Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.

Ответственность

Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.

Условия работы

Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.

До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:

  • Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
  • Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
  • Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
  • На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.

Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛОГОПЕДОВ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ, В ШКОЛЕ И В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Маникаева Елена Игнатьевна,
учитель-логопед
МОАУ СОШ № 7,
г. Нефтекамск

Профессия логопеда предполагает выполнение диагностической, коррекционно-педагогической, профилактической и научно-исследовательской функций. Следовательно, логопеды тесно взаимосвязаны и с педагогикой, и с медициной, т.к. эффективность работы логопеда во многом зависит от его умения сочетать в своей работе педагогический подход с психофизиологическими, нейропсихологическими и психолингвистическими знаниями об устройстве и функционировании речи как коммуникативной системы, а также с лингвистическим знаниями о строении того языка, который используется в качестве средства общения, поэтому тема является актуальной, поможет разобраться и понять родителям, чем же отличаются логопеды в медицинских и образовательных учреждениях.
В последнее время я часто слышу от родителей, почему их дети в школе ходят к логопеду, но по произношению, особенно по проговариванию звука «р», нет результата. Или же, почему у ребенка есть дефекты с речью, но логопед его не берет на занятия. Давайте разберемся, чем же занимаются логопеды в детском саду, в школе и в медицине. Как организована их работа. В течении года скольким детям они могут оказать помощь.
В первую очередь хочу сказать, что логопедия – это коррекционная работа с детьми и требует немалых усилий. И многие результаты зависят от самих детей. Логопед всего лишь их направляет, объясняет, как его поняли дети и каков же будет результат – это уже желание ребенка работать. В настоящее время в практике логопедии применяются 2 классификации нарушений речи: клинико-педагогическая (нарушения устной и письменной речи) и психолого-педагогическая (применяется только к детскому возрасту, ее назначение – комплектование логопедических групп с учетом сходной симптоматики речевых нарушений: языковые расстройства и коммуникативные расстройства).
Начнем с медицинского логопеда. После услышанной фразы «медицинский логопед», у многих в голове возникает представление, что он с медицинским образованием и является врачом. Это не так. Все логопеды – являются педагогом, они получают педагогическое образование. Но в жизни встречаются дети с тяжелыми заболеваниями, у которых есть медицинские проблемы. Чтобы решить эти проблемы, нужно комплексно подойти, то есть взаимодействовать с другими специалистами: отоларингологами, хирургами, психиатрами, неврологами, психоневрологами и т.д. Отсюда возникло новое направление с названием «клиническая логопедия». Клинический логопед должен соответствовать выше перечисленным специалистам, то есть он должен хорошо разбираться в анатомии, психологии, центральной нервной системе, а также должен уметь делать массаж, работать с зондами (специальные приспособления, с помощью которого логопед оказывает механическое воздействие на артикуляционные органы малыша с целью развития речевых навыков и восстановления правильного звукопроизношения), из-за этого ему нужно получить соответствующее образование. Такую специальность можно получить в нескольких педагогических заведениях, например, в московском МГПУ, в РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге.
Перейдем к рассмотрению функциональных обязанностей логопеда детской поликлиники. В поликлинике логопед подчиняется главному врачу. Основные функции логопеда в детской поликлинике:
1.педагогическая работа – исправляет дефекты речи на консультативных занятиях;
2.оформляет на каждого ребенка логопедическую характеристику;
3.консультирует родителей, воспитателей в детском саду и педиатров;
4.ведет просветительскую работу в виде оформления стендов, различных буклетов, пособий;
5.изготавливает наглядности к занятиям;
6.посещает детские сады, осматривает каждого ребенка (диспансеризация);
7.в системе здравоохранения и образования участвует в комплектовании логопедических учреждений.
На первичном приеме и на индивидуальных и групповых занятиях родители должны присутствовать обязательно.
По сравнению с логопедами школы и детского сада, медицинский логопед за одну ставку в неделю при пятидневной рабочей неделе работает 18 часов.
Во время приема логопед выясняет цель прихода к логопеду: жалобы на речь, осмотр по диспансеризации, обследование для устройства в детское дошкольное учреждение и другие причины. Также он собирает краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка, проводит обследование речи ребенка и сразу же делает запись в амбулаторной карте. При необходимости дает нужную консультацию, определяет вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается.
Помимо этого, медицинский логопед участвует в целевой диспансеризации детского населения. Для этого дети до 6 лет, проживающие на территории, закрепленные к данной поликлинике, обязательно должны быть обследованы в возрасте 4-5 лет, перед садиком в возрасте 2,5-3 лет. При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона. Дети также могут пройти диспансеризацию и в поликлинике, если они не посещают детские сады.
В поликлинике логопед не должен отказаться от приема, он принимает всех, кто записан на прием и оказывает помощь нуждающимся в нем. В поликлинике не должно быть очередей к логопеду.
Только документация сильно отличается от остальных логопедов. Перечислим наименование документов: амбулаторная карта больного, журнал первичного приема, журнал диспансеризации в детских садах, индивидуальные речевые карты, журнал учета логопедических занятий, ежегодный отчет о проделанной работе.
Еще следует знать, что в медицине логопед работает не только с детьми, но и со взрослыми людьми, которым также необходима медицинская помощь не только в консультации.
Теперь рассмотрим функции логопеда в детском образовательном учреждении.
Логопед в ДОУ должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.
Логопед сначала диагностирует каждого ребенка. Затем составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указывает необходимые задачи и методы устранения речевых проблем, которые помогают повысить эффективность обучения. Благодаря индивидуальному плану логопед реализует следующие задачи: ищет речевые проблемы, корректирует и профилактика.
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. После этого коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются: артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, постановкой звуков, закреплением полученных навыков, развивают память и внимание, учатся строить предложения в правильной постановке.
Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Он может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ, исключение составляют музыка и физкультура.
При обнаружении проблем, родителям следует дать согласие на дальнейшее логопедическое занятие в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем.
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми: индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия и упражнения с детьми с одним дефектом. Все это делается для приобретения новых умений, совершенствования успеха и закрепления изученных навыков, поэтому роль логопеда в ДОУ очень высока, так как он с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь высоких результатов, необходимо научить детей укреплять мышцы рта, делать артикуляционную гимнастику, играть с мелкими предметами, учить выделять звуки. Поэтому логопеды и воспитатели должны работать тесно: планировать свои занятия, устранять преграду речевых проблем, развивать интерес к учебе, обменяться информациями, совместно закреплять полученные результаты и т.д.
В подготовительной группе во время игр воспитатель вызывает интерес к буквам, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, то есть проводит логопедические развлечения.
Взаимосвязь логопеда и психолога тоже играет большую роль. Нередко речевые проблемы возникают из-за психологических травм ребенка в семье. Совместная работа логопеда и психолога стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка.
Также логопед в ДОУ не лишена от документаций: журнал первичного обследования, посещения, план работы на год, на индивидуальные, групповые занятия и на занятия с одинаковыми речевыми нарушениями, речевые карты, журнал взаимодействия с родителями и т.д.
Таким образом, дошкольная логопедия – это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.
И последнее, рассмотрим функциональные обязанности школьного логопеда. Сначала в общеобразовательной школе организуется логопункт. Логопед на ставку в год обслуживает 25 детей. Работает он 20 часов в неделю в течении 5 дней.
Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи: пишут диктант и проверяется скорость чтения, учитывая все ее нюансы. С первоклассниками логопед работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. Приглашает для беседы родителей ребёнка и берет согласие на дальнейшее занятие или отказ.
Как и в ДОУ на занятия в течение года логопед отбирает 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.
С 16 сентября по 15 мая логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует логопатов, составляя предварительные списки на индивидуальные или групповые занятия на следующий учебный год. В самом конце года пишет отчет. Проводит статистику, успешных детей, не нуждающихся в логопедической помощи, убирает из списка.
К середине сентября составляется расписание занятий детьми. Время распределяется таким образом:
1.индивидуальное занятие 15-20 минут;
2.подгруппа – 20-25 минут;
3.группа первоклассников – 35 минут;
4.группа детей 2-4 классов – 35-40 минут.
Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха.
Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия два раза в неделю.
После диагностики логопед в школе в первую очередь берет согласия от родителей на дальнейшие коррекционные занятия. Затем он распределяет логопатов, в зависимости от дефектов и обучений в классе, на индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. После всего этого, учитывая школьное расписание, логопед составляет расписание на логопедические занятия. Помимо этого, логопед в школе выполняет следующие функции:
1.составляет план работы на год;
2.корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;
3.проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;
4.для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения;
5.работает в тесном контакте с родителями и педагогическими работниками;
6.посещает занятия;
7.консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
8.ведет необходимую документацию;
9.реализует образовательные программы;
10.комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
11.изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям;
12.проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;
13.соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
14.выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
15.пополняет кабинет новинками научно-педагогической литературы, дидактическим материалом, техническими средствами обучения;
16.анализирует и систематизирует имеющиеся материалы, ведет картотеку
17.участвует на разных педагогических конкурсах, семинарах, методических объединениях;
18.направляет своих воспитанников для участия в разных конкурсах;
19.ведет просветительскую работу в виде оформления стендов, различных буклетов, пособий;
20.изготавливает наглядности к занятиям.
Каждый раз после обследования, на каждого логопата составляет речевую карту. В ней указываются:
1.класс, фамилия, имя и возраст ученика;
2.домашний адрес и телефон родителей;
3.дата, когда зачислен на занятия в логопункт;
4.успеваемость по русскому (родному) языку;
5.жалобы родителей, учителей;
6.заключение сурдолога и психиатра;
7.данные о развитии речи и общем развитии;
8.характеристика артикуляционного аппарата и речи;
9.сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;
10.проявление заикания;
11.характеристика на ребёнка учителя и психолога;
12.заключение логопеда;
13.результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта;
14.рекомендации на дальнейшее развитие.
И последнее, если логопед не зачислил ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже – очень мало. При этом родитель имеет полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы. Но не стоит расстраиваться, ведь он не единственный логопед, можно за помощью обратиться в коррекционные центры. Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы или работает сарафанное радио.
И самое главное – у всех логопедов одна функция остается неизменной – это работа с родителями. Ее задача – информировать родителей о современных требованиях педагогов и психологов к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.
Для решения этих задач существуют различные методы: лекции и беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая. У логопедов родители могут также получить экспресс-тест, с помощью которого они смогут самостоятельно определить: как развивается речь их ребенка, нужно ли им срочно обратиться к логопеду или же ребенок развивается благополучно.
Не надо забывать, если родители неговорящих детей не посещают логопеда вовремя, в дальнейшем может быть трудно развиваться, хотя, бывают исключения, например, зависит от генов родителей. У меня на практике были такие случаи: ребенку 2 года, но не говорит. Родители забили тревогу и пришли ко мне. Побеседовав, пришли к выводу, что беспокоиться не надо, подождем до 4 лет, но при этом родители будут выполнять мои рекомендации. В 3 года привели, ребенок также не говорит, но видно, что с ним занимались: все понимает и выполняет просьбу логопеда или родителей. И в 4 года, ура! Свершилось, ребенок заговорил! Он уже сразу начал говорить короткими предложениями (2-3 слова в предложении). Сейчас этому ребенку уже 10 лет и в школе учится на «отлично».
Но есть родители, которые торопятся и пытаются из своих чад делать вундеркиндов. Чрезмерные требования могут усугубить в развитии речи ребенка, поэтому вышеупомянутый экспресс-тест дает возможность адекватно посмотреть на развитие речи ребенка в целом. Этот тест построен в виде анкеты.
И в завершении хочу сказать, что все логопеды могут поставить звук, развивать ребенка в нужном направлении. Все зависит от желания и настроения ребенка. Но функции логопеда немножко отличаются, в зависимости где они работают.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Логопед в здравоохранении

Логопед в здравоохранении

Подборка наиболее важных документов по запросу Логопед в здравоохранении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Мать и дитя в местах лишения свободы: основные проблемы и возможные пути их решения
(Пономарев С.Б.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2018, N 6)В результате созданы условия, при которых дети домов ребенка независимо от возраста, пола и социального статуса получают равные возможности в вопросах социальной защиты и получения медицинской помощи в соответствии со стандартами Минздрава России за счет проведения постоянного мониторинга за состоянием здоровья детей и реализации ведомственных и региональных программ лечебно-оздоровительных мероприятий. Во всех домах ребенка УИС регулярно проводятся «дни здоровья» с участием врачей государственной системы здравоохранения России, осуществляют деятельность детские неврологи, логопеды, психологи, специалисты по массажу, физиотерапии и т.д. В качестве примеров передового опыта можно отметить МСЧ 33, где организованы занятия акватерапией, МСЧ 23, в которой регулярно проводятся сеансы гидротерапии, парафино-озекеритовые аппликации; в МСЧ 66 дети посещают соляную комнату, регулярно принимают кислородные коктейли.

Нормативные акты

Приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383
«О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»
(вместе с «Положением о логопеде», «Положением об организации работы логопедического кабинета», «Положением об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами», «Положением об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций», «Положением об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм)», «Положением об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации», «Программой подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации», «Методическими рекомендациями «Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)»)1.1. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома

ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Учителя-логопеда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность учителя-логопеда.

1.2. Учитель-логопед назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.3. Учитель-логопед относится к категории специалистов.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

— Высшее образование — специалитет или магистратура в области дефектологии

— Высшее образование — специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии

1.5. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

Учитель-логопед должен знать:

  •  Конституцию Российской Федерации;
  •  Закон РФ «Об образовании»;
  •  Конвенцию о правах ребенка;
  •  Устав, Правила внутреннего трудового распорядка;
  •  Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ;
  •  Возрастную и социальную педагогику и психологию;
  • Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;
  • Содержание и технологии проведения логопедических занятий
  •  Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  •  Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии ребенка;
  •  Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  •  Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • Новейшие достижения логопедической науки;
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • Основы доврачебной медицинской помощи.
 
            Учитель-логопед должен уметь:
<>--------соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
 
2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
         2.1. Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
         2.2. Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития
         2.3.Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ логопедической помощи
         2.4. Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
         2.5. Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей
         2.6. Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы.
 
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
         Учитель-логопед обязан:
3.1. Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.
3.2. Организует и проводит работу по речевому развитию, готовит детей к обучению в школе.
3.3. Обследует детей, определяет структуру и степень выраженности, имеющегося у них дефекта.
         3.4. Комплектует подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей.
         3.5. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
         3.6. Следит за состоянием речевого развития детей, оформляет и ведет на каждого ребенка группы речевую карту.
         3.7. Внимательно относится к детям, изучает их индивидуальные особенности.
         3.8. Обеспечивает  адекватное  коррекционно-компенсаторное  воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития.
         3.9. Планирует коррекционно-воспитательную работу, организует ее в соответствии с режимом дня.
         3.10. Работает в тесном контакте со специалистами и воспитателями учреждения, посещает занятия.
         3.11. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
         3.12. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками учреждения.
         3.13. Ведет соответствующую документацию, готовит материалы и наглядные пособия вне рабочего времени.
         3.14. Подменяет воспитателя в группе в период острой производственной необходимости.
         3.15. Принимает участие в методических мероприятиях учреждения, города.
         3.16. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.
         3.17. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах и путем самообразования.
         3.18. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медицинский осмотр, лабораторные обследования.
 
4. ПРАВА

Учитель-логопед вправе:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения   касающимися его деятельности.

4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.5. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4.6.Требовать от воспитателей соблюдения графиков проведения занятий.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

         Учитель-логопед несет ответственность за:

5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;

5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;

5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;  за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;

5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;

5.7. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;

5.8. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.9. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.10. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.11. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 8 июня 2022 г., 10:50

Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста. В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты. Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции логопеда .doc

Образец должностной инструкции логопеда

1. Общий раздел

  1. Кандидат на позицию логопеда должен соответствовать следующим критериям:
    • высшее образование педагогического профиля по направлению «Логопедия» либо «Дефектология»;
    • успешно пройденное медобследование;
    • трудовой опыт по профилю от года.
  2. Логопед подчиняется заведующему учреждением.
  3. Логопед принимается на свою должность, как и увольняется с неё, приказом заведующего учреждением.
  4. В случае отсутствия логопеда (отпуск, лечение и т.д.) его функции на определенный промежуток времени передаются другому специалисту, определенному заведующим учреждением.
  5. Специалист на данной позиции обязан разбираться в:
    • профильной законодательно-нормативной базе;
    • отраслевых правилах, в том числе в области этики;
    • нормах взаимодействия с посетителями, в том числе в плане получения и обработки информации от пациентов с нарушениями речевых функций;
    • анализе данных по посетителям на базе соответствующих медицинских документов;
    • методах постановки диагноза при работе с профильными посетителями;
    • методах составления индивидуальных рекомендаций по исправлениям выявленных дефектов;
    • возрастных и гендерных особенностях посетителей, оказывающих влияние на их речь;
    • методах взаимодействия в работе по посетителям с другими специалистами;
    • стандартах работы с соответствующей документацией;
    • теоретических и практических нормативах дефектологии;
    • методах профилактики и исправления дефектов речи;
    • нормах технической и пожарной безопасности;
    • санитарно-гигиенических стандартах.
  6. Логопед руководствуется:
    • действующей правовой базой;
    • отраслевыми правилами;
    • документами учреждения;
    • содержанием этой инструкции.

2. Функции

Логопед отвечает за следующий круг задач:

  1. Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
  2. Заполнение необходимой профильной документации.
  3. Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
  4. Получение и обработка информации по пациентам.
  5. Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
  6. Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
  7. Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
  8. Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
  9. Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
  10. Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
  11. Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.

3. Ответственность

Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
  2. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
  3. За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.

4. Права

Логопед наделен следующим комплексом прав:

  1. Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
  2. Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
  3. Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
  4. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
  5. Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.

5. Условия работы

Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:

  1. Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
  2. Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
  3. Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
  4. На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
  5. Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
  6. Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.

Основные моменты составления инструкции

В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.

Обязательные части стандартной инструкции:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Потенциальная ответственность.
  • Должностные возможности.

Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:

  • Особенности трудовой деятельности.
  • Правила оценки результативности (KPI).
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Порядок преобразования инструкции.

Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.

Основные положения

Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.

Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.

Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.

Функции

В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:

  • Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
  • Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
  • Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.

Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.

Ответственность

Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.

Условия работы

Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.

До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:

  • Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
  • Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
  • Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
  • На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.

Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.

Должностная инструкция логопеда позволяет работодателю установить обязанности, права и ответственность работника данной профессии.

Файлы в .DOC:Бланк должностной инструкции логопедаОбразец должностной инструкции логопеда

Законодательная база

В настоящее время должностная инструкция не является для работодателя обязательной к разработке. Вопрос о том, нужна она в конкретной организации или нет, решается самим руководителем и принятыми в отрасли правилами.

В случае если руководитель все же решил использовать должностные инструкции как локальные нормативные акты, регламентирующие функции работников, потребуется:

  • разработать их на все должности, включая должность самого руководителя;
  • убедиться в том, что наименование должности, на которую разрабатывается инструкция, соответствует наименованию этой должности, оговоренному штатным расписанием;
  • утвердить инструкции приказом руководителя и ввести их в действие;
  • обеспечить регистрацию инструкций в журнале;
  • обеспечить возможность ознакомления с инструкцией вновь принимаемых работников до момента фактического заключения трудового договора;
  • обеспечить ознакомление уже работающих сотрудников;
  • поддерживать актуальность инструкций и переутверждать их при необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.

Как организовать разработку ДИ логопеда

В зависимости от принятых в организации правил подготовки локальных нормативных актов разработка должностных инструкций может быть поручена:

  • непосредственному руководителю логопеда (зам. директора по учебной части);
  • специалистам отдела кадров;
  • специалистам отдела делопроизводства;
  • иным работникам.

Если руководитель пожелает закрепить ответственность за разработку инструкции за работниками дополнительно и/или назначит срок ее разработки, он может издать соответствующий приказ. О том, как его составить, мы рассказали по ссылке.

При необходимости проект инструкции проходит установленную в организации процедуру согласования. После согласования инструкция подается руководителю для утверждения вместе с приказом об утверждении и введении в действие. Дата и номер приказа проставляются на самой инструкции.

Утвержденная инструкция должна быть зарегистрирована в журнале. Только после этого с ней можно ознакомлять работников.

Структура ДИ логопеда

Должностные инструкции не имеют предустановленной структуры, и инструкция логопеда — не исключение. На нашем сайте представлен типовой шаблон инструкции, который можно использовать в работе.

В структуру инструкции рекомендуется включить следующие разделы.

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности работника.
  3. Права работника.
  4. Ответственность работника.

Должностная инструкция логопеда. Часть 1

При необходимости документ может быть дополнен другими разделами. Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Общие положения

Данный раздел оговаривает цель создания инструкции и устанавливает основные требования к должности логопеда. Так, в раздел вносится следующая информация:

  1. категория персонала, к которой относится логопед (специалист);
  2. требования к логопеду (наличие высшего образования, дополнительного обучения по дефектологии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и так далее, стаж);
  3. порядок приема логопеда на работу и увольнения;
  4. порядок замещения логопеда в случае его отсутствия;
  5. непосредственную подчиненность логопеда.

Сюда же можно внести основные навыки и умения, которыми должен обладать логопед, а также перечислить нормативные акты, которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.

Должностные обязанности работника

Это основной раздел инструкции, в котором необходимо перечислить обязанности работника. Так, сюда могут быть включены:

  1. Проведение обследования обучающихся, выявление отклонений в развитии.
  2. Комплектование групп детей с учетом особенностей психофизиологического развития.
  3. Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с обучающимися.
  4. Консультирование других педагогов и родителей обучающихся по вопросам адаптации ребенка, общения с ним.
  5. Коррекционная работа с обучающимися с нарушениями речи.
  6. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, создание условий для нормального развития психики детей.
  7. Проведение логопедического обследования и составление логопедического заключения.
  8. Разработка коррекционных программ, рекомендаций по развитию речи у детей разных возрастов.
  9. Ведение необходимой документации и предоставление отчетов о работе.

Права работника

Как и любой работник, логопед имеет право:

  • вносить предложения по своей работе своему непосредственному руководителю;
  • требовать от руководителя обеспечения условий для нормального исполнения трудовой функции (литература, игры, канцелярские товары);
  • защищать свои интересы законными способами.

Ответственность работника

В соответствии с законодательством РФ логопед несет дисциплинарную, административную и другие виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Должностная инструкция логопеда. Часть 2

Где хранить инструкции

Рабочих оригинальных экземпляров инструкции может быть несколько. Один, как правило, передается в подразделение, где работает логопед (или самому логопеду), второй остается в отделе кадров с тем, чтобы можно было обеспечить ознакомление с инструкцией принимаемых работников. Однако не запрещено выдавать работнику и копию инструкции.

После замены новой копия инструкции уничтожается. Оригиналы же сдаются в архив организации, где хранятся 75 лет, после чего также уничтожаются.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЛОГОПЕДА

Должностная инструкция логопеда

I. Общие положения
1. Логопед относится к категории специалистов.
2. На должность Логопеда назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)
4. Логопед должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.
4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Логопед подчиняется непосредственно (директору ; учреждения иному должностному лицу)
6. На время отсутствия Логопед (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности Логопеда

Логопед:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

III. Права Логопеда

Логопед вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность Логопеда

Логопед несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Методика нематериальной (нефинансовой) мотивации персонала

Методика нематериальной (нефинансовой) мотивации персонала

| Апр 24, 2019 | Мотивация персонала, Полезные материалы, Полезные Новое | 0 Comments

Возможность применения методик нематериальной (нефинансовой) мотивации на разных этапах системы управления персоналом не только включают в себя политики и процедуры по вопросам нематериального вознаграждения сотрудников, но и практики в области подбора, адаптации,…

Вопросы для интервью на должность бизнес аналитика или менеджера по стратегическому развитию

Вопросы для интервью на должность бизнес аналитика или менеджера по стратегическому развитию

HR практик | Мар 20, 2019 | Полезные материалы | 0 Comments

Вопросы для собеседования касаются 3-х аспектов: Первый аспект: Оценка бизнес-процесса. Кандидат должен уметь оценить аналитически бизнес ситуацию и иметь широкий кругозор. Второй аспект: Оценка умения работать с информацией. Кандидат должен получать, оперировать и…

Анализ кадровой политики организации

Анализ кадровой политики организации

HR практик | Мар 4, 2019 | Полезные материалы, Полезные Новое, Руководство | 0 Comments

Необходимость в анализе кадровых политик предприятия обычно возникает: в период внутренней трансформации компании — реорганизации, этапа бурного роста, сокращения, ликвидации; под влиянием внешних факторов — изменений трудового законодательства, практик и…

Процедура утверждения и внедрения кадровой политики

Процедура утверждения и внедрения кадровой политики

HR практик | Мар 4, 2019 | Полезные материалы, Полезные Новое, Руководство | 0 Comments

Процедура утверждения кадровых политик может осуществляться на уровне: Директора по персоналу Генерального директора Совета  директоров. Если за окончательное утверждение той или иной кадровой политики по управлению персоналом отвечает Совет директоров организации или…

Основное содержание кадровой политики

Основное содержание кадровой политики

HR практик | Мар 3, 2019 | Полезные материалы, Полезные Новое, Руководство | 0 Comments

Кадровая политика должна включать в себя следующие понятие и разделы: Основное содержание кадровой политики Данный раздел определяет задачи, в достижении которых призвана помочь данная кадровая политика предприятия, либо конечную цель политики. К примеру, целью…

Разработка кадровой политики организации

Разработка кадровой политики организации

HR практик | Мар 3, 2019 | Полезные материалы, Полезные Новое, Руководство | 0 Comments

В данном разделе для организаций представлена практическая информация о путях разработки кадровой политики и кадровых процедур. Данное руководство предназначено для сотрудников отдела управления персоналом. Оно будет полезно тем, кто только начинает разрабатывать…

Примеры вопросов на собеседовании для веб-разработчика в компании типа Google

Примеры вопросов на собеседовании для веб-разработчика в компании типа Google

HR практик | Янв 21, 2019 | Подбор персонала, Полезные материалы, Полезные Новое | 0 Comments

Если вы веб-разработчик с амбициями сделать международную карьеру и заинтересованы успешно пройти собеседование в крупные мировые компании типа Google, Airbnb, PayPal, Skyp, Whatsapp, Uber, Amazon, Ebay, вот примеры вопросов, с которыми вы скорее всего столкнитесь на…

Вопросы на собеседовании для программиста, которые задают в компаниях типа Google

Вопросы на собеседовании для программиста, которые задают в компаниях типа Google

HR практик | Янв 21, 2019 | Подбор персонала, Полезные материалы, Полезные Новое | 0 Comments

Если вам интересно, как оценивают программиста на собеседовании в крупных международных компаниях типа Google, Facebook, Ebay, вот несколько примеров заданий, с которыми кандидаты столкиваются при отборе. Как пройти собеседование на программиста в международную…

Обзор средней зарплаты программиста по миру за 2018 год

Обзор средней зарплаты программиста по миру за 2018 год

HR практик | Янв 21, 2019 | Мотивация персонала, Полезные материалы, Полезные Новое | 0 Comments

Вы решили, что программист — разработчик — это ваша профессия, и вы хотите знать, сколько сможете зарабатывать. Вашему вниманию мы предлагаем бесплатный обзор зарплат программистов в 2018 году по миру. Аналитические данные собраны из открытых источников…

Обзор средних зарплат аналитиков больших данных по миру за 2018 год

Обзор средних зарплат аналитиков больших данных по миру за 2018 год

HR практик | Янв 21, 2019 | Мотивация персонала, Полезные материалы, Полезные Новое | 0 Comments

Вас интересует профессия аналитик/специалист больших массивов данных (big data analytics), и вам бы хотелось знать, сколько в среднем вы можете зарабатывать. Вот данные мирового рынка труда по средней заработной плате по вакансии специалист аналитик больших массивов…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки от давления вамлосет инструкция по применению цена отзывы
  • Инструкция к швейной машинке brother comfort 25
  • Алмадез антисептик инструкция по применению для рук
  • Фенечка с надписью схема плетения с инструкцией
  • Кодексолz от зависимости алкоголя цена отзывы инструкция по применению взрослым