Должностная инструкция педагога-психолога
Ссылка для скачивания доступна внизу страницы
Должностная инструкция педагога-психолога
УТВЕРЖДАЮ
___________________________________________
(директор, руководитель организации, иное лицо,
уполномоченное утверждать должностную инструкцию)
____________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог относится к категории технических исполнителей.
1.2. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия педагога-психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», стаж работы от 2 лет.
1.6. Педагог-психолог должен знать:
— законы РК, постановления и решения Правительства РК и органов управления по вопросам образования;
— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
— общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
— современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
1.7. Педагог-психолог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РК;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения.
2.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
2.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
2.8. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.9. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.10. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
3. Права
Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4. Ответственность
Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
Должностная инструкция разработана в соответствии ________________________
(наименование, номер и дата документа)
Руководитель структурного подразделения __________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
С инструкцией ознакомлен: ________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Возможно Вам будут полезны следующие документы:
- Должностная инструкция менеджера ресторана
- Должностная инструкция повара
- Должностная инструкция слесаря-сантехника
- Должностные обязанности заместителя директора по воспитательной работе
- Должностная инструкция оператора котельной
Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции педагога-психолога .doc
Образец должностной инструкции педагога-психолога
1. Общий раздел
- Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
- Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
- На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
- Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
- средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
- соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
- опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
- Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
- профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
- теоретические основы психологии и педагогики;
- особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
- принципы проведения психолого-педагогических исследований;
- правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
- правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
- приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
- правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
- теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
- способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
- передовые техники в области педагогики и психологии;
- нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
- правила ведения документооборота;
- кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
- правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
- правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
- На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
- действующими законами;
- профильными стандартами и правилами;
- внутренней документацией учреждения;
- сведениями из данной инструкции.
2. Обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие функции:
- Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
- Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
- Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
- Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
- Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
- Участие в составлении образовательных планов учреждения.
- Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
- Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
- Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
- Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
- Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
- Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
- Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
- Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
- Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
- Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.
3. Ответственность
Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:
- Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
- Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
- Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.
4. Права
Педагог-психолог владеет следующими правами:
- Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
- Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
- Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
- Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
- Условия для работы.
- Должностные связи.
- Критерии оценки достигнутых результатов.
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.
1. /Должностная инструкция педагога- психолога.doc | Инструкция педагога-психолога |
Должностная инструкция педагога-психолога
1. Общие положения
- Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона об образовании РК, квалификационных характеристик должностей педагогических работников организаций образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 27 августа 2002 года № 629. При составлении инструкции учтены правила аттестации педагогических работников, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 1051.
- Педагог – психолог назначается и освобождается от должности директором школы на период отпуска и временной нетрудоспособности педагога – психолога его обязанности могут быть возложены на педагога, имеющего соответствующую подготовку или педагога – психолога иной школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
- Педагог – психолог должен иметь высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
- Педагог – психолог подчиняется непосредственно директору школы.
- Педагогу – психологу непосредственно подчиняются классные руководители.
- В своей деятельности педагог – психолог руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан, актами и указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, областного департамента образования, районного отдела образования, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом, Положением и иными правовыми актами средней школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
- Педагог – психолог должен знать Декларацию прав и свобод человека, нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты, общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, социально – психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Педагог – психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными направлениями деятельности Педагога – психолога являются:
- Осуществление профессиональной деятельности, направленной на
сохранение психического, соматического и социального благополучия
обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе.
- Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по
охране прав ребенка.
3. Должностные обязанности
Педагог – психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и
осуществляет превентивные мероприятия по профилактики
возникновения социальной дезадаптации.
- Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучаемых, учащихся группы «риска» и принимает меры по оказанию различного вида психологического помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
- Выявляет причины отклоняющегося поведения у учащихся и проводит коррекционную работу.
3.4. Оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим),
педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.5. Проводит психологическую диагностику различного профиля и
предназначения.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
- . Ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению.
- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
- Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску.
- Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
- Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих),в том числе и культуру полового воспитания.
- Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
- Осуществляет мониторинг по изучению профильной ориентации, мотивации педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Участвует в комплектовании профильных классов на основе психолого-педагогической диагностики.
- Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетентности:
- Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и
планировать её исходя из общего плана работы школы и
педагогической целесообразности.
- Участвовать в работе Педагогического совета школы.
- На защиту профессиональной чести и достоинства.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения
- Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в
том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или
служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм
профессиональной этики.
- На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования
за исключением случаев, предусмотренных законом.
- Повышать квалификацию.
- Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации.
- Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные
распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению
дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной
ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о
поощрениях и взысканиях обучающихся в школе.
5. Ответственность
- За неисполнение или ненадлежащее без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора средней школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, Педагог – психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
- За применение, в том числе однократное, методов воспитания (воздействия), связанных с физическим иили психическим насилием над личностью обучающегося, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Республики Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
- За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса педагог – психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
- За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог – психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым иили гражданским законодательством.
- Взаимоотношения
Связи по должности педагог – психолог:
- Педагог – психолог работает в режиме нормированного рабочего дня
по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
- Педагог – психолог планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
- Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.
- Получает от директора школы информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
- Визирует приказы директора школы по вопросам организации учебно– воспитательного процесса.
- Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы, учащимися и родителями.
С инструкцией ознакомлена: ________________________
________________________
«______»____________________ 2009 г.
В соответствии с подпунктом 46-25) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила деятельности психологической службы организации среднего образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности министра |
Ш. Каринова |
Приложение к приказу исполняющего обязанности Министра просвещения Республики Казахстан от 25 08 2022 года № 377 |
Правила
деятельности психологической службы в организациях среднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования разработаны в соответствии с подпунктом 46-25) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок деятельности психологической службы в организациях среднего образования (далее – психологическая служба).
2. Психологическая служба является коллегиальным органом организации среднего образования по формированию учебной мотивации, успеваемости, творческой самореализации, стабилизации психологического состояния, профильного самоопределения и других благоприятных условий учебной деятельности обучающихся и воспитанников.
Деятельность психологической службы направлена на выявление и диагностику трудностей в образовательной деятельности, консультирование, оказание психолого-педагогического сопровождения и поддержку в условиях образовательной среды, предусматривает сохранение и укрепление психологического благополучия у обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей или иных законных представителей.
3. Деятельность психологической службы организуется:
1) на уровне начального образования – поддержка младшего школьника в развитии познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и саморегуляции при адаптации и формировании творческих способностей каждого обучающегося;
2) на уровне основного среднего образования — адаптация к новым условиям обучения, развитие познавательной и учебной деятельности обучающихся и воспитанников, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития и самосознания, формирование устойчивости к познавательным процессам;
3) на уровне общего среднего образования – оказание помощи обучающемуся и воспитаннику в самоопределении и личностной идентичности, профильной ориентации, содействие развитию способности целеполагания и принятия самостоятельных решений, формированию устойчивого мировоззрения.
Деятельность психологической службы обеспечивается руководителем организаций среднего образования.
4. Структура, состав специалистов, годовой план работы определяется типом, видом и задачами организаций среднего образования.
5. В состав психологической службы организации среднего образования входят заместитель руководителя (директора) организации среднего образования, педагог-психолог (в соответствии со штатным расписанием), социальный педагог.
Состав психологической службы регулируется и утверждается приказом руководителя организации среднего образования.
Классные руководители, воспитатели, кураторы, педагоги-предметники, медицинские работники участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников и взаимодействуют с родителями и иными законными представителями в соответствии с должностными обязанностями.
6. Должностные обязанности специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, осуществляются в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5750).
Глава 2. Порядок деятельности психологической
службы в организациях среднего образования
7. Порядок деятельности психологической службы включает:
1) выявление трудностей в обучении, развитии и воспитании обучающихся и воспитанников, обеспечивается путем проведения наблюдения, бесед, диагностики, а также устных или письменных обращений (запросов) от обучающихся и воспитанников, родителей или иных законных представителей и педагогов;
2) оказание обучающимся и воспитанникам индивидуального или группового социального и психолого-педагогического сопровождения;
3) организация и проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению, включая интерактивные формы взаимодействия с обучающимися и воспитанниками, педагогами и родителями или иными законными представителями, педагогические советы, семинары и конференции;
4) обеспечение междисциплинарного взаимодействия педагогов и специалистов, оказывающих социальное и психолого-педагогическое сопровождение;
5) формирование условий для успешной социализации, осознанного выбора профессиональной направленности, профильной учебной траектории и индивидуального образовательного пространства обучающихся и воспитанников.
8. Деятельность психологической службы осуществляется с учетом:
1) соблюдения профессиональной этики;
2) эмпатии и уважения к личности ребенка;
3) индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и воспитанника;
4) интеграции психологических и педагогических знаний;
5) конфиденциальности информации с соблюдением прав и интересов ребенка;
6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей или иных законных представителей, педагогов;
7) научности, комплексности, последовательности, поэтапности и непрерывности сопровождения обучающихся и воспитанников в образовательном процессе.
9. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, развивающее (коррекционное), психолого-педагогическое просвещение и организационно-методическое:
1) диагностическое направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
2) консультативное направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, в форме оказания помощи участникам образовательного процесса: в осознании ими природы или причин возникающих затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;
3) развивающее (коррекционное) направление предусматривает индивидуальную работу с обучающимися и воспитанниками по формированию мотивации к новым знаниям, навыкам и умениям, возможностям их приобретения, проявления в учебной и познавательной деятельности. Включает организацию работы с выявленными сложностями в обучении и проблемами поведения, выявляемые в процессе диагностики; в преодолении трудностей в усвоении учебного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами-предметниками, социальным и специальными педагогами, проведение коррекции психического и (или) физического состояния обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями;
4) психолого-педагогическое просвещение предусматривает содействие личностному профессиональному росту, самоопределению обучающихся и воспитанников, педагогов; содействие формированию потребности у педагогов, родителей и иных законных представителей в психолого-педагогических знаниях и желании использовать их для исключения затруднений в обучении, воспитании и развитии обучающихся и воспитанников (классные часы, семинары, родительские собрания, педагогические советы, интерактивные методы и лектории для педагогов и родителей и иных законных представителей);
5) организационно-методическое направление предусматривает проведение организационно-методической и научно-методической работы: мониторинг условий образовательной и развивающей среды, анализ результатов социального, психолого-педагогического сопровождения и разработка рекомендаций по его сопровождению, выработка междисциплинарного подхода в сопровождении обучающихся и воспитанников; изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому, социальному сопровождению в организациях среднего образования, семинарах-практикумах, конференциях; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению технологиями психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся и воспитанников.
10. Оценка особых образовательных потребностей, обучающихся и воспитанников осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении правил оценки особых образовательных потребностей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26618).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26513).
11. Для организации деятельности специалистов, входящих в состав психологической службы, предоставляются кабинеты, оснащенные оборудованием и мебелью в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года №70 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13272).
12. Специалистами, входящими в состав психологической службы, осуществляется учетная документация в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Об утверждении перечня документов обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, после среднего образования и их формы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317).
13. Психологическая диагностика, консультирование и тренинги (групповые, индивидуальные) с обучающимися и воспитанниками проводятся с письменного согласия родителей и иных законных представителей согласно приложению № 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 93 «Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг для дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, после среднего образования, типового договора на проведение профессиональной практики и типового договора о дуальном обучении для организаций технического и профессионального, после среднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13227).
14. При обращении обучающихся и воспитанников к специалистам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение:
1) обучающийся или воспитанник по собственному желанию письменно либо устно обращается к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогам-предметникам, в администрацию организации среднего образования по вопросам своего личного состояния, поведения, сложностей, возникающих в процессе его обучения, воспитания и развития, а также ситуаций, причиняющих вред его социальному или психологическому благополучию и здоровью, нарушению его прав и интересов;
2) обращение обучающегося или воспитанника регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;
3) педагог-психолог письменно согласовывает с родителями или иными законными представителями график, формат оказания и проведения психологической помощи, необходимые для восстановления психологического благополучия обучающегося и воспитанника по психолого-педагогической диагностике, консультированию и коррекции;
4) по итогам проведенной диагностической работы педагог-психолог определяет причину сложившейся ситуации, составляет психолого-педагогическое заключение и рекомендации, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения разрабатывает план индивидуальной работы, который утверждается первым руководителем организаций среднего образования;
5) выполнение рекомендаций и программы индивидуального плана осуществляются согласно установленному графику.
15. Порядок действий при обращениях родителей или иных законных представителей к специалистам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение:
1) родитель или иной законный представитель в письменной или устной форме обращается по вопросу психологического состояния, поведения обучающегося или воспитанника в процессе его обучения, развития и воспитания, проблем детско-родительских отношений к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогам-предметниками, в администрацию организации среднего образования;
2) обращение родителя или иного законного представителя регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;
3) специалисты психологической службы совместно с классным руководителем изучают ситуацию, и информирует руководителя организации среднего образования, который определяет основного ответственного специалиста психологической службы;
4) на первичной встрече специалисты психологической службы проводят беседу c родителем или иным законным представителем, формируют представление о причинах возникновения или изменения состояния, или поведения обучающегося или воспитанника, определяют формы и методы востребованной социальной, психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции, поддержки или сопровождения;
5) специалистом психологической службы составляется индивидуальный план социального или психолого-педагогического сопровождения, который утверждается первым руководителем организаций среднего образования;
6) индивидуальный план социального и психолого-педагогического сопровождения составляется в 2-х экземплярах, письменно заверяется родителем или иным законным представителем, один экземпляр которого передается родителю или иному законному представителю, другой остается в организации среднего образования;
7) при выявлении рисков психологического состояния или поведения, правовых, социальных или семейно-бытовых проблем, обучающийся или воспитанник направляется на консультацию к специалистам соответствующего профиля (в органы и организации здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).
16. Порядок действий при обращениях педагогов в психологическую службу:
1) педагоги организаций среднего образования при обнаружении эмоционально-волевых, поведенческих рисков и трудностей в обучении и развитии у обучающихся и воспитанников, а также собственных проблем профессионального выгорания письменно или устно обращаются к специалисту психологической службы;
2) обращение педагога регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;
3) специалисты психологической службы изучают ситуацию, и информирует руководителя организации среднего образования, который определяет основного ответственного специалиста психологической службы;
4) специалист психологической службы определяет формы и методы оказания социального, психолого-педагогического сопровождения.
17. Специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение, соблюдают конфиденциальность полученных данных с учетом прав и интересов обучающихся и воспитанников.
18. Педагоги, обеспечивающие психолого-педагогические сопровождение, в соответствии с подпунктом 10) статьи 15 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» своевременно письменно или устно сообщают правоохранительным органам и руководству организаций среднего образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе ставших известными им в связи с профессиональной деятельностью в организациях образования и (или) вне организаций среднего образования.
Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter
Должностная инструкция Педагога -психолога
Должностная инструкция
Педагога -психолога
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н.
1.2. Психолог назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование по направлению подготовки «педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.4. Педагог-психолог в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, Уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
2. Функции
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.
3. Должностные обязанности
3.1. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи: психокоррекционной, реабилитационной, консультативной.
3.4.Оказывает помощь обучающимся воспитанникам, родителям, лицам их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.5.Ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению.
3.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
3.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся воспитанников, содействует их развитию и поиску.
3.8. Определяет степень умственных, физических, эмоциональных отклонений в развитии обучающихся воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.9. Формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей, лиц их заменяющих, в том числе культуру полового воспитания.
3.10. Консультирует работников школы, в целях практического применения психологии, ориентированной на повышении социально-психологической компетентности обучающихся воспитанников, педагогических работников, родителей, лиц их заменяющих.
3.11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.12.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.13. Участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы, штаба воспитательной работы.
3.14. Соблюдает эстетические нормы поведения в школе, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.15. Выполняет разовые поручения директора.
3.16. Участвует в городских, общешкольных субботниках.
4. Права
Педагог –психолог имеет право:
4.1.Самостоятельно избирать формы, приемы, методы проведения учебно-воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики преподавания.
4.2. В целях надлежащей организации занятий давать учащимся обязательные распоряжения время проведения занятий.
4.3. Вызывать от лица школы родителей учащегося в необходимых случаях.
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5.Повышать квалификацию.
4.6. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев предусмотренных Законом.
4.7. Аттестоваться на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.8.Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в пунктах 3 настоящей Инструкцией, а также за нарушение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка для работников школы.
5.2. 3а применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РК «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. 3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовке педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. 3а виновное причинение школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке к в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-психолог:
6.1. Работает в режиме 18 часовой рабочей недели (0,5 ставки) установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе в течении 10 дней по окончанию каждой учебной четверти.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правовою и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после её получения.
Ознакомлена, на руки получено