Должностная инструкция председателя суда общей юрисдикции

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Председатель районного суда, его права и обязанности

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в дан­ный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и бо­лее). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объе­ме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют “односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  1. организует работу суда;
  2. устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  3. распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  4. организует работу по повышению квалификации судей;
  5. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  6. регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  7. осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда

Основная от­ветственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председате­ля суда. Без должной организации судебной работы невозможно быс­трое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

  • территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на зак­репленной за ним территории;
  • предметному (функциональному), когда один судья рассматри­вает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализирует­ся только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
  • предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый су­дья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
  • беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Организация работы основывается прежде всего на ее планирова­нии.

В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рас­смотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совер­шенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.

Текущие планы каждого судьи включают определение очереднос­ти, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппа­рата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) уста­навливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Обобщения судебной практики проводятся регу­лярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его про­граммы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.

В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статис­тических карточек.
Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо кон­сультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в конт­рольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними ос­тальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической ли­тературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.

Важный участок работы в каждом районном суде — делопро­изводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентирует­ся упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выпол­нять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспо­могательная работа, требующая юридических познаний и соответству­ющего опыта работы, и т. п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

3. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

8) утратил силу с 1 сентября 2019 года. — Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 N 2-ФКЗ;

9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;

10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;

11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

13) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

Обновлено: 22.04.2023

Председатель районного суда, его права и обязанности.

Основные функции Председателя районного суда:

•организация работы суда;

•установление правил внутреннего распорядка суда и контроль их выполнения;

•распределение обязанностей между своими заместителями и между судьями;

•организует работу по повышению квалификации судей;

•руководство аппаратом суда;

•информирование судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

•представление к назначению администратора суда.

Председатель районного суда распределяет обязанности между судьями, руководствуясь следующими принципами:

•территориальным, при котором каждый судья рассматривает все дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

•предметным, когда один судья рассматривает уголовные дела, другой гражданские, третий специализируется на делах о преступлениях несовершеннолетних;

•предметно-зональным, когда судья рассматривает гражданские и уголовные дела в пределах закрепленной за ним территории;

•беззональным, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручения председателя суда, а гражданские дела – лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Председатель суда назначает лиц, ответственных за делопроизводство в районном суде, определяя их обязанности в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

37.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции, нижестоящими по отношению к ВС РФ и вышестоящими для районных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности верховных судов субъектов РФ устанавливаются ст.20 Закона «О судебной системе РФ», ст. 29-51 Закона «О судоустройстве РСФСР».

Полномочия верховных судов субъектов РФ:

•рассмотрение уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанции в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам;

•изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

•реализация права законодательной инициативы в законодательном органе соответствующего субъекта РФ в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ.

Верховный суд субъекта РФ действует в составе Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, иных судебных коллегий.

Структура высших судов субъектов РФ: президиум, судебные коллегии, помощники председателя и заместителя, помощники судей, администратор суда, аппарат суда, в т.ч. отделы — кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики; судебной статистики и правовой информации; обеспечения судопроизводства по уголовным делам; обеспечения судопроизводства по гражданским делам; по обеспечению деятельности президиума; делопроизводства.

38.Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.

Судебные коллегии Верховного суда республики краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатели судебных коллегий утверждаются из числа заместителей председателя или членов суда.

Полномочия судебных коллегий определены ст.36, 48 Закона «О судоустройстве РСФСР», ст.31, 109, 463 УПК РФ, ст.27 ГПК РФ, КоАП РФ.

В качестве суда I инстанции судебные коллегии рассматривают:

1) уголовные дела:

•о преступлениях, большая часть которых отнесена к числу тяжких или особо тяжких: убийство с отягчающими обстоятельствами, терроризм, бандитизм, гос.измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, на сотрудника правоохранительного органа; против митра и безопасности человечества, против правосудия независимо от тяжести преступления;

•в материалах которых содержатся сведения, составляющие гос.тайну (п.3 ч.3 ст.31 УПК РФ);

•по жалобам на решения Генерального прокурора РФ или его заместителей о выдаче иностранным государствам иностранных граждан либо лиц без гражданства для уголовного преследования или исполнения приговора (ч.1 ст.463 УПК РФ);

•о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев в период проведения предварительного расследования в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений (ч.3 ст.109 УПК РФ);

2) гражданские дела:

•связанные с государственной тайной;

•об оспаривании норм.актов органов гос.власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

•о приостановлении деятельности или ликвидации общественных объединений, в т.ч. политических партий, а также средств массовой информации;

•об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы гос.власти, в законодательные органы гос.власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

•о признании забастовки незаконной (ст.413 ТК РФ);

•об усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства (ст.269 ГПК РФ);

•по ходатайствам взыскателей о принудительном исполнении решений иностранных судов (ст.140 ГПК РФ).

В кассационном порядке судебные коллегии верховных судов субъектов РФ проверяют:

1) приговоры и постановления судов первой и апелляционной инстанции по уголовным делам;

2) судебные постановления, вынесенные районными судами в качестве судов первой инстанции по гражданским делам;

3) постановления районных судов по делам об административных правонарушениях.

Судебная коллегия по гражданским делам пересматривает также по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения и определения, постановленные ею в качестве суда первой инстанции.

Помимо рассмотрения судебных дел, коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Помимо судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам в верховных судах субъектов РФ создаются судебные коллегии в составе трех судей этих судов, без решения которых не допускаются возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц, привлечение этих лиц к уголовной ответственности, производство в отношении них оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Судебная коллегия верховного суда субъекта РФ наделена такими полномочиями в отношении судьи районного суда, мирового судьи и депутата законодательного органа гос.власти субъекта РФ.

39.Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.

Президиум верховного суда субъекта РФ –коллегиальный орган, выполняющий как организационные функции, так и непосредственно рассматривающий дела в порядке надзора, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Президиум верховного суда субъекта РФ образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей данного субъекта РФ. Срок, на который судьи назначаются членами президиума суда, законодательством не установлен.

Основные полномочия президиума верховного суда субъекта РФ:

•является надзорной инстанцией. На него возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениями на вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления районных судов и мировых судей, а также на кассационные определения судебных коллегий этого суда.

•утверждает по представлению председателя суда из числа судей составу судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

•рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

•заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

•оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства;

•рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в законодательные органы субъекта РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. В заседании президиума дела рассматриваются по докладу члена президиума или судьи соответствующего суда. В нем участвует прокурор соответствующего субъекта РФ. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании. Постановления президиума подписываются председателем суда.

40.Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия

Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: его полномочия.

Работой верховного суда субъекта РФ руководит его председатель, который обладает значительными полномочиями как процессуального, так и административного характера.

•может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

•руководит организацией работы судебных коллегий;

•руководит работой аппарата суда;

•созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

•распределяет обязанности между заместителями председателя;

•организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

•организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в гос.органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

•ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений, жалоб.

Процессуальные полномочия председателя: проверяет законность и обоснованность постановлений и решений мировых судей, судей районного суда по административным делам, а также законность и обоснованность постановлений судей о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и др.

Председатели верховных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда

1. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

Общая характеристика
Председатель районного суда:
1) председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
2) организует работу суда;
3) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
4) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
5) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
6) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
7) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
8) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;
9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

Общая характеристика
Председатель районного суда:
1) председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
2) организует работу суда;
3) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
4) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
5) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
6) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
7) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
8) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;
9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

    Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

    Функции аппарата районного суда

    Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

    • прием и выдача документов;
    • удостоверение копий судебной документации;
    • контроль над уплатой пошлин и сборов;
    • вручение уведомлений и вызовов;
    • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
    • ведение протоколов заседаний суда;
    • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
    • обеспечение хранения дел, судебной документации;
    • участие в обработке данных практики суда;
    • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
    • информационно-справочная деятельность;
    • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

    Полномочия помощника председателя суда

    Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

    • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
    • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
    • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
    • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
    • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
    • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
    • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
    • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

    В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

    Администратор районного суда

    Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

    Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

    • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
    • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
    • ведение статистики;
    • ведение делопроизводства, архивация документации;
    • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
    • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
    • организация охраны зданий районного суда и пр.

    Консультант районного суда

    Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

    • прием частных лиц;
    • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
    • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
    • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией районного суда

    Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

    • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
    • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
    • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
    • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

    Секретари

    Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

    • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
    • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
    • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

    Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

    • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
    • подготовка судебного заседания технического характера;
    • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

    Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

    Читайте также:

        

    • Общественный и государственный строй средневековой японии кратко
    •   

    • Обыденное мировоззрение это кратко
    •   

    • Цезарь повелитель рима кратко
    •   

    • Эразистрат вклад в медицину кратко
    •   

    • Отличие радиоактивного заражения от химического кратко

Для поиска на сайте однородных и связанных материалов воспользуйтесь меткой внизу страницы. Чтобы просмотреть содержание категории (раздела, страницы), воспользуйтесь активной, ссылкой голубого цвета, расположенной в верхней части страницы. После активации ссылки откроется перечень статей категории в кратком виде.

Длительное удержание дела судьей, воспрепятствование сотрудников суда, повлекшее существенное нарушение сроков обжалования процессуальных документов, в своевременном доступе к делу является основанием для жалобы на судью, председателя суда. Автору известен случай, когда дело из суда апелляционной инстанции было возвращено в суд первой инстанции спустя 50 дней после оглашения резолютивной части апелляционного определения.

В судах существует устойчивая ошибочная практика, когда связывают с осуществлением правосудия и независимостью судей и судов любую работу председателя суда, судей и сотрудников аппарата суда.

Между тем, иммунитет не распространяется на сотрудников аппарата суда ни при каких обстоятельствах. Председатель суда и судья не имеют иммунитета по привлечению к дисциплинарной ответственности за упущения в работе, связанные с исполнением организационных полномочий и не связанные с осуществлением правосудия в том толковании, которое дает Конституционный Суд в Постановлении  Конституционного суда N1-П от 25 января 2001: «5. Судебные акты, которые хотя и принимаются в гражданском судопроизводстве, но которыми дела не разрешаются по существу и материально-правовое положение сторон не определяется, не охватываются понятием «осуществление правосудия» в том его смысле, в каком оно употребляется в оспариваемом положении пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации; в таких актах решаются, главным образом, процессуально-правовые вопросы, возникающие в течение процесса — от принятия заявления и до исполнения судебного решения, в том числе при окончании дела (прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения).

… В таких случаях, в том числе в случае противоправного деяния судьи, не выраженного в судебном акте (нарушение разумных сроков судебного разбирательства, иное грубое нарушение процедуры), его вина может быть установлена не только приговором суда, но и иным судебным решением».

1. Обязанности  и ответственность судьи

Статья посвящена обязанностям судьи, не связанным с осуществлением правосудия, влекущим ответственность за нарушение (неисполнение) без ограничений по мотивам независимости и невмешательства.

Согласно пункту 5 Постановления  Конституционного Суда  от 25 января 2001 года N1-П «… под осуществлением правосудия понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению подведомственных суду дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу …».

Обязанности и ответственность судьи установлена процессуальным законом, Инструкцией по судебному делопроизводству, внутренними распорядительными документами суда, судебной практикой толкования и применения законов.

Освобождение судьи от обязанности по мотиву совершения нарушений помощниками и секретарями не допускается: судья несет ответственность за организацию работы своих помощников и секретарей.

«Как следует из пункта 37 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации … от 23 декабря 2010 года № 30/64  «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при оценке действий суда (судьи) исследованию подлежат вопросы, связанные с осуществлением судьёй контроля за выполнением работниками аппарата суда своих служебных обязанностей, в том числе по извещению участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания».

Обзор судебной практики Верховного Суда за 1-ий  квартал 2011 года

«7. Судья вправе требовать от помощника судьи, секретаря судебного заседания и других работников аппарата суда соблюдения общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих, определенных должностным регламентом, поддержания высокого профессионального уровня, соблюдения надлежащей этики поведения, запретов, ограничений, выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации». Кодекс судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012

2. Обязанности и ответственность сотрудников аппарата суда

Обязанности и ответственность сотрудников аппарата суда установлена Инструкцией по судебному делопроизводству и внутренними распорядительными документами суда.

Обычная практика, когда сотрудники суда по указанию председателя суда или  по личной инициативе превышают свои должностные полномочия, предъявляя гражданам требования, выходящие за пределы, установленные законом.   

2.1. Требование предъявить паспорт или подлинник доверенности при подаче заявлений, жалоб в суд

Встречается практика, когда при подаче в суд процессуальных документов и жалоб сотрудники аппарата суда требуют предъявить паспорт, ссылаясь на статью 54 ГПК РФ. Между тем ГПК РФ не содержит норм, регулирующих права и обязанности сотрудников аппарата суда.

В судах Московской области существует практика приема исковых заявлений помощниками судей лично у истцов с требованием подписать заявление в присутствии принимающего. Если иск подается от нескольких истцов – требуют личного присутствия всех. Если документы подает представитель – требуют предъявления подлинника доверенности. Требование основано на статье 131 (часть 4) и иных нормах ГПК РФ о личной подписи на заявлении или подписи представителя.

Легитимность полученных документов проверяется судом в судебном заседании. По смыслу статей 10, 56 (часть 2), 156 и 166 ГПК РФ после открытия заседания суд обязан вынести на обсуждение вопрос о приобщении к делу документов, поступивших вне заседаний суда: полученных по запросу суда, представленных участниками разбирательства через канцелярию итд.

В силу статьи 194 ГК РФ любой процессуальный документ может быть направлен в суд через организацию связи. В этом случае документы представляются в суд вопреки требованиям, которые предъявляются в случае, когда они сданы в суд лично. В силу статьи 19 Конституции и статьи 1 ГК РФ, все равны перед законом и судом.

Суд не вправе ограничивать участников судопроизводства в выборе способа представления документов в суд. Документы могут быть направлены с курьером и  без подлинника доверенности, что не является препятствием к их принятию.

Болезнь, срочный внеплановый отъезд, отложить который невозможно, отсутствие права на бесплатную юридическую помощь, финансовая несостоятельность, препятствующая в найме юридического представителя, в совокупности с требованиями суда препятствуют в судебной защите. 

Обеспечивая равенство перед законом, сотрудники суда не вправе препятствовать как почте России, так любому иному лицу (курьеру) в исполнении его обязанностей по доставке корреспонденции.

Закон и регламент работы судов не препятствует в предоставлении суду любых жалоб, заявлений и иных документов без доверенности иными, кроме заявителей лицами, например ФГУП Почта России.

2.2. Отказ в приеме заявлений, жалоб у курьеров (добровольных помощников) без доверенности

Следуя принципам разумности и справедливости, учитывая, что стороны не всегда могут лично явиться в суд для подачи заявления или направить туда представителя с доверенностью, по вышеизложенным мотивам суд не вправе отказать в принятии документов у любого лица истребовав у него паспорт и сделав соответствующие пометки на принятых документах.

Порядок приема и регистрации исковых заявлений определен Инструкциями[1] о делопроизводстве, утвержденными Департаментом при Верховном Суде.

2.3. Требование сообщить дополнительные сведения

Обычная практика, когда на просьбу выдать для ознакомления дело, сотрудник суда требует назвать его номер и даже отказывает в поиске и выдаче по мотиву невозможности найти дело без его номера. Иногда требуют назвать еще и фамилию судьи, рассматривающего дело.

Требования сотрудников незаконны. Согласно Инструкции поступившие в суд исковые заявления регистрируются в книгах, именуемых алфавитными указателями (форма 6а)  именно по фамилии истца, а в программах имеется вся необходимая информация и дело можно найти по фамилии и инициалам истца (ответчика).

2.4. Предостережение о привлечении к ответственности за оскорбление суда

Сотрудника аппарата, секретари и помощники судей не имеют иммунитета и привилегий судьи, защищают свою честь и достоинство на общих основаниях. В случае нарушения порядка могут вызвать приставов. Сохраняйте достоинство, не давайте повода для вызова приставов. Спокойное, настойчивое требование, пусть и многократно повторенное о розыске дела, о выдаче копий или по иным вопросам не является нарушением порядка.

2.5. Иного отрицательного опыта автор не имеет. Буду благодарна, если вы поделитесь со мной и посетителями сайта своим негативным, но полезным для всех опытом. Напишите по адресу info@grany-prava.ru 

3. Обязанности и ответственность председателя суда  

Обязанности председателя суда заключаются в организации четкой работы суда. Ответственность председателя наступает в результате систематических нарушений, совершаемых судьями и сотрудниками аппарата суда, не связанных с собственно судебным процессом: несвоевременное предоставление дел для ознакомления, нарушение порядка извещения и сроков высылки документов, нарушение сроков составления протоколов и  судебных актов, отказ в приеме документов по надуманным основаниям и другое.

Обязанности председателей судов всех уровней установлена статьями 21, 29 и 35  Федерального  конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», статьей 12 Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012, процессуальным законом – статья 6.1. ГПК РФ, Инструкцией по судебному делопроизводству, судебной практикой толкования и применения законов,  внутренними распорядительными документами суда.

Председатель суда является действующим судьей и несет ответственность как председатель и судья на основании специальных законов и правил, установленных судейским сообществом. В случаях, когда действия председателя суда не совместимы с нормами этики, возможно рассмотрение вопроса об освобождении его от должности судьи.  Мотив очевиден: две должности замещает одно и тоже лицо.

Освобождение председателя суда от исполнения обязанностей по организации работы суда по мотиву недопустимости вмешательства в работу судей, независимости судей и иным аналогичным мотивам не допускается.

Статья 8 ГПК РФ и иные законы о судах и судьях гарантируют независимость судей только при осуществлении правосудия. Согласно пункту 5 Постановления  Конституционного Суда  от 25 января 2001 года N1-П «… под осуществлением правосудия понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению подведомственных суду дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу …».

Требования председателя суда по исполнению судьей должностных обязанностей не являются нарушением независимости судьи или недопустимым вмешательством. Судья – должностное лицо, ответственное за нарушения и злоупотребления.

Статьи 14 и 15 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», статьи 46, 52 и 53 Конституции, закон от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», практика Конституционного и Верховного судов гарантируют право на защиту от нарушений судьями закона и норм этики.

Статья 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года указывает, что под публичным должностным лицом она понимает следующие категории лиц: любое назначенное или избранное лицо, занимающее любую должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности указанного лица.

Аналогичная позиция поддерживается национальным законодательством, в частности статьей 5 (пункт 54) УПК РФ.

[1] «2.1. Все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принимаются, а также отправляются по назначению работником отдела делопроизводства.

2.2. Работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где указывается дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции.

Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение исполнителю (приложение N 2).

Конверты от поступивших по почте исковых заявлений, представлений, кассационных или частных жалоб, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.

2.3. Поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсимильной связью, а также телеграммы регистрируются в журнале учета  входящей корреспонденции. …

2.7. После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня, вся поступившая корреспонденция передается по     назначению для рассмотрения.

2.10. Лицо, подающее исковое заявление и другие материалы через приемную суда, может представить дополнительную копию вышеуказанного документа, на которой по его просьбе ставится дата и указывается фамилия лица, принявшего документы, после чего копия возвращается заявителю».

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде

«3.1. Прием и первичная обработка входящей корреспонденции осуществляется отделом делопроизводства суда, приемной суда.(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

Уполномоченный на то работник аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены соответствующие полномочия, обязан проверить правильность адресов на пакетах (посылках, бандеролях и т.п.), сверить номера на них с номерами, указанными в списке (реестре, расписке и т.д.), разборчиво расписаться в приеме пакетов, указав прописью их количество, дату и время получения. Он вскрывает пакеты, не допуская повреждения документов, проверяет наличие и целостность документов, соответствие присланных документов, дел и других материалов описи.(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, их повреждение, наличие ошибочных вложений, об этом немедленно докладывается руководителю структурного подразделения, ответственному за организацию и ведение делопроизводства.(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 233, от 18.03.2013 N 60)

Об отсутствии документа или приложения к нему, их повреждении, наличии ошибочных вложений составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам.(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

3.2. Конверты от поступивших по почте документов должны быть сохранены и приложены к этим документам».

Инструкция по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения

Нормы права и практика применения актуальны на март 2018 года

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамицидин с таблетки для рассасывания инструкция цена аналоги
  • Снять машину с учета через госуслуги пошаговая инструкция без договора
  • Мануал по ремонту land rover
  • Ozon жалоба руководству
  • Руководство по буровзрывным работам