Должностная инструкция сотрудника службы авиационной безопасности

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Инспектора службы авиационной безопасности

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность инспектора службы авиационной безопасности [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Инспектор службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Инспектор службы авиационной безопасности подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Инспектор службы авиационной безопасности относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность инспектора службы авиационной безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

1.6. Инспектор службы авиационной безопасности отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Инспектор службы авиационной безопасности должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения авиационной безопасности;
  • нормативные и методические документы, регламентирующие работу в области обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
  • нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита;
  • устройство, правила эксплуатации технических средств досмотра, сигнализации и связи;
  • методику подготовки работников авиационного предприятия по авиационной безопасности;
  • правила перевозки груза, багажа, пассажиров воздушным транспортом;
  • методику проведения анализа происшествий, связанных с нарушением норм, правил и процедур по авиационной безопасности;
  • правила досмотра личных вещей и личного досмотра;
  • порядок производства административного задержания, оформления материалов на правонарушителей, применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы;
  • технологию проведения досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов и воздушных судов;
  • технические и эксплуатационные характеристики специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности;
  • правила осуществления пропускного и внутриобъектового режима;
  • тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Инспектор службы авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия инспектора службы авиационной безопасности, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Инспектор службы авиационной безопасности выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет надзор за соблюдением требований авиационной безопасности работниками авиационного предприятия, выполнением мер авиационной безопасности, направленных на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

2.2. Производит досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов и воздушных судов.

2.3. Контролирует соблюдение работниками и посетителями авиационного предприятия требований пропускного и внутриобъектового режима.

2.4. Анализирует результаты проверок исполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита, информирует руководство службы авиационной безопасности о качестве их выполнения.

2.5. Участвует в работе комиссий по расследованию инцидентов (чрезвычайных ситуаций) в аэропорту, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

2.6. Составляет установленную отчетность.

В случае служебной необходимости инспектор службы авиационной безопасности может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Инспектор службы авиационной безопасности имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инспектора службы авиационной безопасности, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инспектора службы авиационной безопасности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Инспектор службы авиационной безопасности несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы инспектора службы авиационной безопасности осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы инспектора службы авиационной безопасности является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы инспектора службы авиационной безопасности определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью инспектор службы авиационной безопасности обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью инспектору службы авиационной безопасности для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Инспектору службы авиационной безопасности для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

V. Права и обязанности сотрудников службы авиационной
безопасности при проведении досмотров

41. Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, имеют право:

требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте;

проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность;

проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;

проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;

наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра;

изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом;

досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения;

вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств;

проводить по решению руководителей службы авиационной безопасности проверки качества проведения досмотров.

42. Утратил силу. — Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227.

43. Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, обязаны:

быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство;

знать и обеспечивать выполнение настоящих Правил при производстве досмотров;

обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения;

представлять в установленном порядке материалы для принятия к нарушителям требований авиационной безопасности мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполетного досмотра;

проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала, грузы, почту, бортовые запасы воздушного судна и багаж;

знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств;

соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими и специальными средствами и правила пожарной безопасности.

44. Утратил силу. — Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227.

45. В аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, обязанности специалистов группы досмотра распределяются следующим образом:

специалист по досмотру N 1:

при входе пассажиров в пункт досмотра проверяет билеты, оформленные в установленном порядке, посадочные талоны, сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира, при необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их данному пассажиру сообщает об этом старшему пункта досмотра; принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра;

направляет пассажиров на предполетный досмотр в порядке очередности, не допуская их скопления;

проставляет отметку в билете (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочном талоне о прохождении предполетного досмотра, а также аннулирует ее, если пассажир покидает зону контроля;

проводит при необходимости психологический опрос (профайлинг) для выявления потенциально опасных пассажиров и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 2:

предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радиоаппаратуру, снять обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см, верхнюю одежду, головные уборы, ремни (пояса) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств;

следит за правильным расположением вещей на транспортере рентгенотелевизионного интроскопа, регулирует загрузку транспортера, информирует специалиста по досмотру N 3 о необходимости остановки транспортера рентгенотелевизионного интроскопа;

предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя;

проводит досмотр крупногабаритных вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;

участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 3:

определяет содержимое вещей по теневому изображению на экране рентгенотелевизионного интроскопа;

останавливает при обнаружении в досматриваемых вещах предметов и веществ, запрещенных к перевозке, представляющих повышенную опасность либо имеющих криминальный характер (оружие, боеприпасы, взрывные устройства), транспортер рентгенотелевизионного интроскопа и сообщает об этом старшему пункта досмотра;

проводит досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом до полной уверенности в отсутствии в них запрещенных предметов и веществ;

принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске вещей пассажира в стерильную зону;

участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 4:

наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами;

в случае появления сигнала стационарного металлоискателя:

предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель;

определяет места металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя;

проводит при необходимости досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра;

принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске пассажира в стерильную зону;

специалист по досмотру N 5 (старший пункта досмотра):

осуществляет контроль за деятельностью группы досмотра по соблюдению технологического процесса проведения предполетного досмотра;

оформляет документально изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов;

организует и при необходимости участвует в досмотре вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

организует досмотр вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;

не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших предполетный досмотр, в стерильную зону;

при необходимости может исполнять функции специалистов по досмотру N 1, 2, 3 и 4.

Абзацы тридцать четвертый — сорок первый утратили силу. — Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227.

В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут, с перерывом — не менее 40 минут (Руководство по безопасности ИКАО Doc 8973).

При малом пассажиропотоке администрацией аэропорта может быть сокращен состав пункта досмотра до трех сотрудников службы авиационной безопасности, при этом должно соблюдаться условие беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

При досмотре багажа, грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна состав группы досмотра определяется администрацией аэропорта, но в любом случае должен составлять не менее трех сотрудников службы авиационной безопасности в одном пункте досмотра, при условии беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязанностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей.

46. Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление служебным положением, в результате которого на борт воздушного судна были пронесены опасные предметы или вещества, создавшие угрозу безопасности полета, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инспектор службы авиационной безопасности (включая старшего)

Инспектор службы авиационной безопасности

(включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет надзор за соблюдением требований авиационной безопасности работниками авиационного предприятия, выполнением мер авиационной безопасности, направленных на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Производит досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов и воздушных судов; контролирует соблюдение работниками и посетителями авиационного предприятия требований пропускного и внутриобъектового режима. Анализирует результаты проверок исполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита, информирует руководство службы авиационной безопасности о качестве их выполнения. Участвует в работе комиссий по расследованию инцидентов (чрезвычайных ситуаций) в аэропорту, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Составляет установленную отчетность.

Должен знать: законодательство Российской Федерации о труде; Воздушный кодекс Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения авиационной безопасности, регламентирующие работу в области обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства; нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита; устройство, правила эксплуатации технических средств досмотра, сигнализации и связи; методику подготовки работников авиационного предприятия по авиационной безопасности; правила перевозки груза, багажа, пассажиров воздушным транспортом; методику проведения анализа происшествий, связанных с нарушением норм, правил и процедур по авиационной безопасности; правила досмотра личных вещей и личного досмотра; порядок производства административного задержания, оформления материалов на правонарушителей, применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; технологию проведения досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов и воздушных судов; технические и эксплуатационные характеристики специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности; правила осуществления пропускного и внутриобъектового режима; тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

В руководящих документах ИКАО от
персонала контрольно-проверочного
пункта требуется умение выполнять
следующие функции:

* провести пассажиров через устройство
арочного типа для обнаружения металла
и предложить им поместить свой багаж
на ленточный транспортёр, ведущий к
рентгеновской установке;

* контролировать показания индикатора
устройства для обнаружения металла;

* при необходимости проводить дополнительную
проверку с помощью портативного
металлоискателя или путём досмотра
вручную, либо с использованием обеих
процедур;

* наблюдать за экраном рентгеновской
установки;

* выполнять ручной досмотр предметов,
требующих дополнительной проверки;

* руководить операциями на
контрольно-проверочном пункте в случае
большого объёма работы.

Необходимо проводить тщательный отбор,
подготовку и проверку персонала
контрольно-проверочного пункта для
обеспечения того, чтобы каждый кандидат
на получение свидетельства, дающего
право на контрольно-проверочного пункта
следует также учитывать необходимость
наличия сотрудников службы безопасности
мужского и женского пола для выполнения
досмотра лиц соответствующего пола.

Вместо изложенных выше общих рекомендаций
может быть разработана точная формула
определения кадровых потребностей для
контрольно-проверочного пункта. Такая
формула должна учитывать прогнозируемый
поток пассажиров, расписание рейсов,
типы воздушных судов и возможную
необходимость досмотра других лиц,
помимо пассажиров [1].

Штатная численность сотрудников службы
авиационной безопасности, осуществляющих
предполетный досмотр, определяется
администрацией аэропорта, авиационного
предприятия, эксплуатанта в зависимости
от режима работы, объема пассажирских
перевозок, типов эксплуатируемых
воздушных судов, технической оснащенности
пунктов досмотра [5].

На каждый пункт досмотра выделяется
необходимое количество сотрудников и
назначается старший группы досмотра
из сотрудников службы авиационной
безопасности.

Группа предполетного досмотра
пассажиров, как правило, состоит из

пяти (трех) сотрудников службы
авиационной безопасности и одного
сотрудника органа внутренних дел на
транспорте.

Группа предполетного досмотра членов
экипажа воздушного судна, авиационного
персонала, багажа, грузов и почты, как
правило, состоит из
четырех
(двух) сотрудников службы авиационной
безопасности, одного сотрудника органа
внутренних дел на транспорте и определяется
администрацией аэропорта по согласованию
с органом внутренних дел на транспорте
в зависимости от режима работы аэропорта
и объема перевозок.

Сотрудники службы авиационной безопасности
и органа внутренних дел на транспорте
в зависимости от режима работы аэропорта
распределяются по сменам. Состав смены
определяется количеством действующих
пунктов досмотра.

При наличии двух и более пунктов досмотра
назначается старший смены досмотра
службы авиационной безопасности и
старший смены досмотра органа внутренних
дел на транспорте.

В период проведения досмотров сотрудники
службы авиационной безопасности,
осуществляющие досмотр, должны быть
одеты в форменную одежду установленного
образца с нарукавными (нагрудными)
отличительными знаками.

Функциональные обязанности сотрудников
службы авиационной безопасности и
взаимодействие с правоохранительными
органами.

Согласно требований «Правил проведения
предполетного и послеполетного досмотров»
(приказ МТ № 104 — 07) сотрудники
службы авиационной безопасности и
сотрудники органа внутренних дел на
транспорте, осуществляющие досмотр,

имеют право:

требовать
от пассажиров неукоснительного выполнения
требований законодательства Российской
Федерации в области авиационной
безопасности на воздушном транспорте;

проверять
у пассажиров при входе в пункты досмотра
билеты, оформленные в установленном
порядке, и документы, удостоверяющие
их личность;

проводить
опрос в целях выявления потенциально
опасных пассажиров, а также имеющихся
у пассажиров предметов и веществ,
запрещенных к перевозке воздушным
транспортом;

проводить
досмотры пассажиров, багажа и вещей,
находящихся при пассажирах, членов
экипажей воздушных судов, авиационного
персонала гражданской авиации, бортовых
запасов воздушного судна, грузов и
почты;

наблюдать
за поведением пассажиров в пунктах
досмотра;

изымать
у пассажиров обнаруженные в процессе
досмотров предметы и вещества, запрещенные
к перевозке воздушным транспортом;

досматривать
багаж пассажиров, сдаваемый в камеру
хранения;

вносить
предложения, направленные на повышение
эффективности досмотров в части
совершенствования их технологий и
использования применяемых технических
и специальных средств;

проводить
по совместным решениям руководителей
службы авиационной безопасности и
органа внутренних дел на транспорте
совместные и самостоятельные проверки
качества проведения досмотров с
применением учебных тест-предметов и
муляжей взрывных устройств.

Обязанности сотрудников АБ

Сотрудники службы авиационной
безопасности и сотрудники органа
внутренних дел на транспорте, осуществляющие
досмотр, обязаны:

быть внимательными и
вежливыми
с пассажирами
и не допускать действий, унижающих их
достоинство;

знать и обеспечивать
выполнение настоящих Правил при
производстве досмотров;

обладать
необходимыми навыками по выявлению у
пассажиров опасных предметов и веществ,
запрещенных к перевозке на борту
воздушного судна, в том числе с применением
ухищрения;

представлять
в установленном порядке материалы для
принятия к нарушителям требований
авиационной безопасности мер воздействия
в соответствии с законодательством
Российской Федерации;

не допускать
к полету пассажиров, уклоняющихся от
прохождения предполетного досмотра;

проявлять
бдительность, не допускать в стерильную
зону через пункт досмотра не прошедших
предполетный досмотр пассажиров, членов
экипажей воздушных судов и авиационного
персонала, грузы, почту, бортовые запасы
воздушного судна и багаж;

знать
основные характеристики и правила
эксплуатации технических и специальных
средств;

соблюдать
правила техники безопасности при работе
с техническими и специальными средствами
и правила пожарной безопасности.

В аэропортах, где имеется весь комплекс
технических и специальных средств,
обязанности специалистов группы досмотра
распределяются следующим образом:

специалист по досмотру N 1:

— при входе пассажиров в
пункт досмотра проверяет билеты,
оформленные в установленном порядке,
посадочные талоны, сверяет документы,
удостоверяющие личность, с личностью
пассажира, при необходимости более
тщательной проверки документов и
принадлежности их данному пассажиру
сообщает об этом старшему пункта досмотра
и сотруднику органа внутренних дел на
транспорте; принимает решение о допуске
пассажиров для прохождения предполетного
досмотра;

— направляет пассажиров на
предполетный досмотр в порядке
очередности, не допуская их скопления;

— проставляет отметку в
билете (за исключением случаев оформления
билетов в электронном виде) и (или)
посадочном талоне о прохождении
предполетного досмотра, а также аннулирует
ее, если пассажир покидает зону контроля;

— проводит при необходимости
психологический опрос (профайлинг) для
выявления потенциально опасных пассажиров
и участвует в личном (индивидуальном)
досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 2:

— предлагает пассажирам
выложить имеющиеся у них металлические
предметы, мобильные телефоны, фото-,
кино-, радио-аппаратуру, снять обувь,
верхнюю одежду, головные уборы, ремни
и предъявить эти вещи для досмотра с
помощью технических и специальных
средств;

— следит за правильным
расположением вещей на транспортере
рентгенотелевизионного интроскопа,
регулирует загрузку транспортера,
информирует специалиста по досмотру N
3 о необходимости остановки транспортера
рентгенотелевизионного интроскопа;

— предлагает пассажирам
пройти через рамку стационарного
металлоискателя;

— проводит досмотр
крупногабаритных вещей, находящихся
при пассажирах, габариты которых
превышают диаметр тоннеля интроскопа,
ручным (контактным) методом;

— участвует при необходимости
в личном (индивидуальном) досмотре
пассажиров;

специалист по досмотру N 3:

— определяет содержимое
вещей по теневому изображению на экране
рентгенотелевизионного интроскопа;

— останавливает при обнаружении
в досматриваемых вещах предметов и
веществ, запрещенных к перевозке,
представляющих повышенную опасность
либо имеющих криминальный характер
(оружие, боеприпасы, взрывные устройства),
транспортер рентгенотелевизионного
интроскопа и сообщает об этом старшему
пункта досмотра и сотруднику органа
внутренних дел на транспорте;

— проводит досмотр вещей,
находящихся при пассажирах, ручным
(контактным) методом до полной уверенности
в отсутствии в них запрещенных предметов
и веществ;

— принимает решение об
изъятии запрещенных предметов и веществ,
выявленных в ходе досмотра, и о допуске
вещей пассажира в стерильную зону;

— участвует при необходимости
в личном (индивидуальном) досмотре
пассажиров;

специалист по досмотру N 4:

— наблюдает за показанием
сигнальных устройств стационарного
металлоискателя, не допуская его обхода
пассажирами;

в случае появления сигнала стационарного
металлоискателя:

— предлагает пассажиру
выложить на стол имеющиеся у него в
одежде или на теле металлические предметы
и повторно пройти через стационарный
металлоискатель;

— определяет места металлических
предметов у пассажира с помощью ручного
металлоискателя;

— проводит при необходимости
досмотр вещей, находящихся при пассажирах,
ручным (контактным) методом и участвует
в личном (индивидуальном) досмотре
пассажиров;

— сообщает о необходимости
проведения более тщательного досмотра
пассажира старшему пункта досмотра и
сотруднику органа внутренних дел на
транспорте;

— принимает решение об
изъятии запрещенных предметов и веществ,
выявленных в ходе досмотра, и о допуске
пассажира в стерильную зону;

специалист по досмотру N 5 (старший
пункта досмотра):

— осуществляет контроль за
деятельностью группы досмотра по
соблюдению технологического процесса
проведения предполетного досмотра;

— оформляет документально
изъятие запрещенных к перевозке веществ
и предметов;

— организует и при необходимости
участвует в досмотре вещей, находящихся
при пассажирах, ручным (контактным)
методом и личном (индивидуальном)
досмотре пассажиров;

— организует досмотр вещей,
находящихся при пассажирах, габариты
которых превышают диаметр тоннеля
интроскопа, ручным (контактным) методом;

— не допускает пассажиров,
членов экипажей воздушных судов и
обслуживающий персонал авиапредприятий,
не прошедших предполетный досмотр, в
стерильную зону;

— при необходимости может
исполнять функции специалистов по
досмотру N 1, 2, 3 и 4.

В течение всей работы смены в пункте
досмотра регулярно осуществляется
ротация специалистов группы досмотра
на рабочих местах. Непрерывное наблюдение
сотрудником за изображением на экране
рентгеновской установки не должно
превышать 20 минут с перерывом — не менее
40 минут (Руководство по безопасности
ИКАО Doc 8973).

При малом пассажиропотоке администрацией
аэропорта может быть сокращен состав
пункта досмотра до трех сотрудников
службы авиационной безопасности, при
этом должно соблюдаться условие
беспрерывной работы за интроскопом не
более 20 минут в час.

При досмотре багажа, грузов, почты и
бортовых запасов воздушного судна
состав группы досмотра определяется
администрацией аэропорта, но в любом
случае должен составлять не менее трех
сотрудников службы авиационной
безопасности в одном пункте досмотра,
при условии беспрерывной работы за
интроскопом не более 20 минут в час.

Специалисты группы досмотра, свободные
от исполнения своих обязанностей, при
совершении пассажиром правонарушения
в процессе проведения досмотра, по
согласованию со старшим смены досмотра
могут участвовать в качестве свидетелей.

Сотрудники службы авиационной
безопасности, осуществляющие досмотр,
и сотрудники органов внутренних дел на
транспорте, участвующие в досмотре, за
ненадлежащее исполнение служебных
обязанностей, злоупотребление служебным
положением, в результате которого на
борт воздушного судна были пронесены
опасные предметы или вещества, создавшие
угрозу безопасности полета, привлекаются
к ответственности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

Задание на самоподготовку:

1. Авиационная безопасность: Учеб.
пособие: под общ. ред. Ю.М. Волынского-Басманова,
— 2-е изд., перераб. и доп. – М.: — М.: НУЦ
«АБИНТЕХ», 2005. – 800 с., ил., с649…676.

2. Пр. МТ №104-07. Подготовить рефераты по
всем разделам приказа № 104.

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник САБ

ОАО «Международный

аэропорт «Пермь»

_________________И. И. Иванов
Должностная инструкция инспектора службы авиационной безопасности (включая старшего)

1.Общие положения

1.1. Инспектор службы авиационной безопасности относится к категории специалистов.

1.2. На должность инспектора службы авиационной безопасности принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

1.3. Инспектор службы авиационной безопасности должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения авиационной безопасности;

— нормативные и методические документы, регламентирующие работу в области обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

— нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита;

— устройство, правила эксплуатации технических средств досмотра, сигнализации и связи;

— методику подготовки работников авиационного предприятия по авиационной безопасности;

— правила перевозки груза, багажа, пассажиров воздушным транспортом;

— методику проведения анализа происшествий, связанных с нарушением норм, правил и процедур по авиационной безопасности;

— правила досмотра личных вещей и личного досмотра;

— порядок производства административного задержания, оформления материалов на правонарушителей, применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы;

— технологию проведения досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов и воздушных судов;

— технические и эксплуатационные характеристики специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности;

— правила осуществления пропускного и внутриобъектового режима;

— тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.4. Инспектор службы авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется:

— Уставом (Положением) ОАО «Международный аэропорт «Пермь»;

— настоящей должностной инструкцией;

— (иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией инспектора службы авиационной безопасности)

1.5.Инспектор службы авиационной безопасности подчиняется непосредственно Начальнику службы авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт «Пермь».

1.6. В период отсутствия инспектора службы авиационной безопасности (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Инспектор службы авиационной безопасности относится к первому квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы должностей работников воздушного транспорта третьего уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 393н).

2. Функции

2.1. Проведение всех видов досмотров.

2.2. Контроль за соблюдением требований пропускного и внутриобъектового режимов.

3. Должностные обязанности

Инспектор службы авиационной безопасности исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет надзор за соблюдением требований авиационной безопасности работниками авиационного предприятия, выполнением мер авиационной безопасности, направленных на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

3.2. Производит досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов и воздушных судов.

3.3. Контролирует соблюдение работниками и посетителями авиационного предприятия требований пропускного и внутриобъектового режима.

3.4. Анализирует результаты проверок исполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита, информирует руководство службы авиационной безопасности о качестве их выполнения.

3.5. Участвует в работе комиссий по расследованию инцидентов (чрезвычайных ситуаций) в аэропорту, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

3.6. Составляет установленную отчетность.

4. Права

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации.

4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1. Инспектор службы авиационной безопасности привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за нарушение Устава (Положения) организации;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Инспектор службы авиационной безопасности (включая старшего)» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей уководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.01.2009 N 32).

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОПУСКНОМ И ВНУТРИОБЪЕКТОВОМ РЕЖИМЕ

В ОАО «Международный аэропорт «Пермь»
Глава 1. Общие положения.

1.1. Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в ОАО «Международный аэропорт «Пермь» (далее Положение) разработано в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации — (Сборник законодательства РФ, 1997, № 15, ст. 1383). Таможенного кодекса Российской Федерации — (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 31 ст. 1224), Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» — (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594), Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897 — (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1795), а также с учётом Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.

1.2. Положение определяет порядок организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режима в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации.

1.3. Требования настоящего Положения являются обязательными для авиационного персонала и работников аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации независимо от форм собственности, должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта или авиапредприятия.

1.4. На аэродромах совместного базирования, внесённых в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, правила пропускного и внутриобъектового режима устанавливаются руководителем аэропорта (авиапредприятия) гражданской авиации по согласованию с руководителем совместно базирующихся организаций (войсковых частей).

1.5. В соответствии с требованиями данного Положения и с учётом особенностей деятельности аэропортов гражданской авиации в каждом аэропорту разрабатывается Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Руководители международных аэропортов Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму согласовывают с органами, пограничного, таможенного и других видов государственного контроля.

Инструкция в обязательном порядке доводится до сведения всего авиационного персонала, работников аэропорта (авиапредприятия), сотрудников службы авиационной безопасности, подразделений ВОХР аэропорта (авиапредприятия) и службы авиационной безопасности эксплуатантов.

1.6. Администрация аэропорта (авиапредприятия) принимает необходимые меры по организации и поддержанию пропускного и внутриобъектового режима в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Практическое осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах (авиапредприятиях) возлагается на службу авиационной безопасности.

Руководители структурных подразделений аэропорта (авиапредприятия) организуют контроль за соблюдением подчинёнными работниками правил пропускного и внутриобъектового режима.

Каждый работник авиапредприятия гражданской авиации в целях обеспечения авиационной безопасности обязан строго соблюдать требования, изложенные в настоящем Положении.

1.7. Работники аэропорта (авиапредприятия), физические и юридические лица, виновные в нарушении правил пропускного и внутриобъектового режима, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Пропускной режим.

2.1. Пропускной режим — это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

2.2. Пропускной режим предназначен для:

— исключения возможности несанкционированного доступа физических лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия);

— определения порядка допуска работников и транспорта авиапредприятий в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) к воздушным судам и объектам с учётом сменности их работы;

— установления порядка допуска пассажиров и членов экипажей в контролируемую зону аэропорта;

— определения порядка допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия);

— установления порядка пропуска транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия);

— исключения возможности ввоза (вноса) в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) веществ и предметов, с помощью которых можно совершить акт незаконного вмешательства;

— установления порядка вывоза (выноса), ввоза (вноса) материальных ценностей с (на) контролируемой зоны аэропорта (авиапредприятия);

— организации и осуществления досмотра работников авиапредприятия и всех лиц при допуске их в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

2.3. Для организации пропуска в контролируемую зону лиц и автотранспорта в аэропортах (авиапредприятиях) создаются контрольно-пропускные пункты.

Контрольно-пропускные пункты строятся и оборудуются в каждом конкретном случае по типовым или индивидуальным проектам.

2.4. Количество контрольно-пропускных пунктов, через которые осуществляется доступ в контролируемую зону, должно устанавливаться с учётом обеспечения эффективной работы аэропорта (авиапредприятия) и обслуживаться достаточным количеством сотрудников службы авиационной безопасности.

2.5. Контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы надёжными средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с полностью автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, тревожной сигнализацией, техническими средствами для досмотра работников аэропорта (авиапредприятия) и всех лиц при допуске их в контролируемую зону, а также специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов.

2.6. В помещениях контрольно-пропускного пункта должны быть оборудованы стенды с образцами действующих в аэропорту (авиапредприятии) удостоверений и пропусков, а также образцами подписей должностных лиц имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

2.7. Использование запасных ворот в ограждении аэродрома для проезда транспорта к отдельно стоящим объектам аэропорта (авиапредприятия) должно контролироваться службой авиационной безопасности.

2.8. В международных аэропортах гражданской авиации администрацией аэропорта по согласованию с руководителями органов пограничного, таможенного и других видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации определяются места для производства пограничного, таможенного и иных видов контроля.

2.9. В периоды повышенной опасности или при наличии особой угрозы усиливается действующая в аэропорту (авиапредприятии) система пропускного и внутриобъектового режима за счёт привлечения дополнительных сил и средств.

Глава 3. Внутриобъектовой режим.

3.1. Внутриобъектовый режим — это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия).

3.2. Внутриобъектовый режим устанавливается в целях:

— исключения несанкционированного доступа в контролируемые зоны аэропорта (авиапредприятия);

— исключения возможности бесконтрольного передвижения персонала, пассажиров и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта;

— установления порядка допуска к местам посадки в воздушные суда пассажиров, следующих по маршруту стерильной зоны;

— установления порядка допуска к местам посадки в воздушные суда пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций.

3.3. Для достижения целей внутриобъектового режима:

— определяются зоны ограниченного доступа;

— создаются стерильные зоны для прохода пассажиров, прошедших предполётный досмотр, к местам посадки в воздушные суда;

— организуется патрулирование сотрудниками службы авиационной безопасности в целях контроля за проходом работников авиапредприятия и лиц сторонних организаций в зоны или на объекты аэропорта (авиапредприятия), доступ в которые ограничен;

— внедряются технические средства контроля и охраны в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия);

— осуществляется досмотр работников аэропорта (авиапредприятия) и всех других лиц для допуска их в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

3.4. В контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятий) не допускается;

— эксплуатация автомобилей, не состоящих на учёте в ГИБДД МВД России, и механизмов, не зарегистрированных в аэропорту (авиапредприятии);

— использования без разрешения службы авиационной безопасности кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

— производить съёмку авиационной техники, специального оборудования, технической документации и объектов аэропорта (авиапредприятия) без соответствующего на то разрешения;

— нахождения работников аэропорта (авиапредприятия) после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

— курение и разведение огня в местах, не предусмотренных для этой цели;

— загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение людей, транспорта и могут вызвать загорание или скрытую закладку взрывного устройства;

— использование территории аэродрома под личные и коллективные огороды, под частные сеноугодья и для выпаса скота;

— оставлять открытыми окна в помещениях после окончания рабочего дня, в том числе и имеющие металлические решётки;

— нахождение на территории или объекте лиц в нетрезвом состоянии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Телевизор витязь galax 21 инструкция по эксплуатации
  • Гриль борк g802 инструкция по эксплуатации
  • Телефон bosch integral te11 инструкция на русском
  • Ацилакт капсулы инструкция по применению цена
  • Распространение слухов руководством