Должностная инструкция специалиста по социальной работе в отделении реабилитации

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

«___»  __________  20____  года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работе

Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора и в соответствии с Положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минтруда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».

  1. Общие положения

1.1.     Специалист по социальной работе относится к категории специалистов.

1.2. Специалист по социальной работе принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа директора.

1.3. Специалист по социальной работе непосредственно подчиняется заведующей отделением по работе с семьей и детьми, директору.

1.4. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.5. Во время отсутствия по уважительным причинам на рабочем месте специалиста по социальной работе его обязанности выполняет другой специалист по социальной работе, который несет полную ответственность за невыполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Специалист по социальной работе должен знать:

— Законодательство Российской Федерации, Республики Татарстан в сфере социальной защиты населения;

-Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

— Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

— Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

— Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

— Типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социально — медицинские, социально -психологические, социально — правовые и др.);

— Виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

— Теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

— Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг;

— Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в учреждение социального обслуживания;

— Правовые основы социальной работы;

— Основы психологии личности;

— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— Требования охраны труда и правила пожарной безопасности.

Специалист по социальной работе должен уметь:

  • Осуществлять социальное консультирование;
  • Хранить и обрабатывать персональные данные;
  • Обеспечить проверку поступившей от гражданина информации;
  • Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
  • Проявлять чуткость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • Использовать основные методы, способы  и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
  • Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Взаимодействовать с другими специалистами, отделами социальной защиты Республики Татарстан при оказании социальных услуг;
  • Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
  • Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание;
  • Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг.

1.6. Специалист по социальной работе в своей деятельности

  •  
  • законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы.
  • Уставом учреждения;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
  • приказом руководителя учреждения.

2. Трудовая функция

Деятельность по реализации социальных услуг:

2.1. Ведение деятельности по реализации социальных услуг.

2.2. Анализ качества и ассортимента оказываемых услуг, прогнозирование их развития по социальным вопросам.

2.3. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг.

2.4. Ведение необходимого документооборота, использование методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе глобальных сетях.

2.5. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание.

2.6. Организация социального обслуживания граждан с учетом их индивидуальной потребности.

  1. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

  1. Осуществляет организацию первичного приема граждан;
  2. Осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг;
  3. Выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;
  4. Ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации;
  5.  Работает  с государственными информационными системами и «Социальный регистр населения Республики Татарстан» (программа Социальное Обслуживание  Населения); «База данных инвалидов Республики Татарстан»
  6. Рассчитывает сроки и периодичность предоставления социальных услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  7. Осуществляет работу межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;
  8.  Консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, а также осуществляет консультации сопровождающим лицам получателей социальных услуг на государственном языке;
  9.  В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
  10.  При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе.

4.Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников учреждения необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5.Ответственность

Специалист по социальной работе несет ответственность за:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.

5.3. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5.4. За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:22

I. Общие положения

1. На должность специалиста по социальной реабилитации назначается лицо, имеющее высшее образование («Психология», «Клиническая психология» «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогика и психология девиантного поведения»).

2. Наличие опыта работы не требуется.

3. Дополнительные требования:

— к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения.

4. Назначение на должность специалиста по социальной реабилитации, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Специалист по социальной реабилитации должен знать:

5.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реабилитацию (абилитацию) несовершеннолетних; опеку и попечительство несовершеннолетних; дополнительные гарантии, социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

5.2. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной защиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

5.3. Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам

5.4. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных

5.5. Критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов

5.6. Основы формирования реабилитационной среды для несовершеннолетних

5.7. Особенности паллиативной помощи

5.8. Основные направления социальной реабилитации и абилитации, социальной защиты и социального обслуживания населения

5.10. Основы диагностики несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационных (абилитационных) стратегий работы с данной категорией несовершеннолетних

5.11. Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности

5.12. Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой, социально-бытовой реабилитации (абилитации)

5.13. Методы развития несформированных высших психических функций, коррекции эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, основы возрастной психологии

5.14. Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода

5.15. Методы формирования у несовершеннолетних индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышения эмоциональной стабильности, профилактики деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество

5.16. Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций

5.17. Техники общения лиц с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности

5.18. Требования к защите персональных данных

5.19. Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях

5.20. Методику обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению

5.21. Методы эргономики

5.22. Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования

5.23. Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия

5.24. Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия

5.25. Перечень и виды технических средств реабилитации, в том числе для детей-инвалидов

5.26. Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних

5.27. Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия

5.28. Основные междисциплинарные знания о реабилитационной среде

5.29. _____________________________________________________________________

6. Специалист по социальной реабилитации подчиняется непосредственно _______________.

7. На время отсутствия специалиста по социальной реабилитации (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. ________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

В обязанности специалиста по социальной реабилитации входит:

1. Социальная реабилитация и абилитация несовершеннолетних лиц:

— Проведение оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у детей-инвалидов

— Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов

— Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц

— Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц

— Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов

— Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов

— Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

— Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего

— Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц по итогам реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего

— Подготовка заключений по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

— Оформление локальных нормативных актов в соответствии с задачами социальной реабилитации (абилитации)

— Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по комплексной реабилитации (абилитации)

— Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)

2. Социальная реабилитация и абилитация лиц трудоспособного возраста:

— Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц трудоспособного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида

— Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, определение возможности самостоятельного проживания и получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях

— Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста

— Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста

— Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов

— Ознакомление лиц трудоспособного возраста с инфраструктурой населенного пункта

— Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)

— Проведение консультаций для лиц трудоспособного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их результатах

— Оформление локальных нормативных актов

— Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по комплексной реабилитации (абилитации)

3. Социальная реабилитация и абилитация лиц пенсионного возраста:

— Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц пенсионного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Проведение оценки реабилитационного (абилитационного) потенциала лиц пенсионного возраста, уточнение реабилитационного (абилитационного) потенциала инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, участие в определении возможности получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях

— Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста

— Составление перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста

— Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов

— Ознакомление лиц пенсионного возраста с инфраструктурой населенного пункта

— Обсуждение адекватности мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды и составление, утверждение, коррекция, мониторинг и оценка эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)

— Консультирование лиц пенсионного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации

— Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

— Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их результатах

— Обмен опытом, профессиональными знаниями с со специалистами по комплексной социальной реабилитации (абилитации)

— Оформление локальных нормативных актов

III. Права

Специалист по социальной реабилитации имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями

7. ___________________________________________________________

IV. Ответственность

Специалист по социальной реабилитации несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020г. №352н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Поделиться ссылкой:

Главная » Документы » Должностные инструкции » Должностная инструкция 
специалиста по социальной работе 
стационарного отделения для престарелых и инвалидов

Должностная инструкция 
специалиста по социальной работе 
стационарного отделения для престарелых и инвалидов


28.6 Кб
скачать

УТВЕРЖДАЮ
директор ГБУ «Комплексный центр 
социального обслуживания населения» 
Лихославльского района
_____________ М.А.Евдокимова
«__» ___________ 201__ г.

Должностная инструкция 
специалиста по социальной работе 
стационарного отделения для престарелых и инвалидов

1. Общие положения

1.1 На должность специалиста по социальной работе назначается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности.
1.2 Особые условия допуска к работе: отсутствие медицинских противопоказаний.
1.3 Специалист по социальной работе назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения. 
1.4 Специалист по социальной работе подчиняется заведующему отделения, а также непосредственно директору учреждения.
1.5 На время отсутствия специалиста по социальной работе его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей. 
1.6 Специалист по социальной работе должен быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе.

2. Знания и умения специалиста по социальной работе.

2.1 Специалист по социальной работе должен знать:
Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг
Возрастная психология
Инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Методы диагностики трудной жизненной ситуации
Методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции
Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания
Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения
Основные направления политики в сфере социальной защиты населения
Основные типы проблем, возникающих у граждан — получателей социальных услуг
Основные формы и виды социального обслуживания
Основы валеологии, социальной медицины
Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе
Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе
Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом
Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения
Правовые основы социальной работы
Психологические и социально-педагогические основы социальной работы
Психология личности
Регламент межведомственного взаимодействия
Регламенты ведения документации
Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции
Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.)
Теорию социальной работы
Технологию социальной работы и условия их применения
Типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.)
Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой
Функции и технологии деятельности службы занятости населения
Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем
Экономические основы социальной работы
2.2 Специалист по социальной работе должен уметь:
Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения
Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг
Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки
Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения
Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций
Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений)
Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях
Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки
Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов
Мотивировать граждан — получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации
Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам
Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.)
Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан
Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг
Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации
Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления
Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг
Осуществлять социальное консультирование
Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции
Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи
Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации
Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении
Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности
Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями
Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина
Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг
Фиксировать полученную от гражданина информацию
Хранить и обрабатывать персональные данные

3. Функции и должностные обязанности
3.1 Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
Организация первичного приема граждан
Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки
Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки
Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки
Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера
Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки
Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки
Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки
Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения
Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации
3.2 Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения:
Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели
Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки
Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией
Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину
Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки
Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
3.3 Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности:
Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки
Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем
Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг
Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки
Выявление и оценка личностных ресурсов граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения
Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан-получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения
Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
3.4. Другие обязанности:
3.4.1. Осуществляет и проводит работу непосредственно связанную с проживающими. 
3.4.2. Планирует трудовую деятельность, спортивные и культурно-массовые мероприятия.
3.4.3. Осуществляет контроль за поведением проживающих, соблюдением правил внутреннего распорядка. О нарушениях правил проживания проживающими: распития спиртных напитков, самолечения, самовольного выхода из учреждения – докладывать руководителю. 
3.4.5. Организует ритуальные услуги, при необходимости организует погребение. О смерти проживающего незамедлительно сообщает руководителю, родственникам. 
3.4.6. Ведёт переписку с родственниками проживающих. 
3.4.7.Ведёт регистрацию входящей и исходящей переписки.
3.4.8. Составляет проект приказов по проживающим и ведёт журнал регистрации приказов. 
3.4.9. При необходимости готовит справки по проживающим.
3.4.10.При оформлении проживающего в другой дом-интернат занимается снятием его с учета и оформлением соответствующих документов (заполнения листка убытия, заявления, оформления договора о стационарном обслуживании, оформлении медкарты, оформления личного дела). 
3.4.11. Чтение газет, журналов с проживающими и обсуждение прочитанного. Подшивка газет.
3.4.12. Подготовка и проведение праздничных концертов, оформление зала к праздникам. Составление квартального и годового плана мероприятий. Оформление праздничных стенгазет.
3.4.13.Снабжение проживающих продуктами питания и лекарственными препаратами по их просьбе.
3.4.14. Оформление стенда о жизни проживающих.
3.4.15. Подготовка отчётов и необходимой информации по проживающим в вышестоящие органы. 
3.4.16. Организация в поздравлении с Днём рождения каждого проживающего.
3.4.17. Формирует библиотечный фонд отделения, занимается выдачей книг и иной литературы, ведёт учёт. Поддерживает связь с сельской библиотекой. Организует проведение встреч с сельским библиотекарем для проживающих о новинках в мире книг и т.д.

4. Права специалиста по социальной работе

Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности. Действовать от имени учреждения, представлять интересы учреждения во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти по вопросам относящимся к его компетенции.
4.2. Самостоятельно вести переписку с внешними организациями по вопросам, входящим в его компетенцию и не требующим решения вышестоящего руководства.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.5. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность специалиста по социальной работе

Специалист по социальной работе несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений 
5.3. За сохранение конфиденциальной информации.
5.4. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получен:
______________ ____________ ______________ «___»________ 20__г.
(должность) (подпись) (расшифровка) (дата)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получен::
______________ ____________ ______________ «___»________ 20__г.
(должность) (подпись) (расшифровка) (дата)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получен::
______________ ____________ ______________ «___»________ 20__г.
(должность) (подпись) (расшифровка) (дата)

Дата создания: 25-06-2019

  • Что такое социальная реабилитация
  • Что входит в обязанности специалиста
  • Виды социальной реабилитации
  • Кому подойдет эта профессия
  • Как стать специалистом по социальной реабилитации

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

  1. Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

  2. Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

  3. Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

  4. Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

  5. Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ,  поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

  • Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

  • Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

  • Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

  • Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

  • Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

  • знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

  • понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

  • уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы психолог, педагог, врач, но хотите заниматься прицельно социальной реабилитацией, вы можете пройти профессиональную переподготовку в АБиУС — это заочное дистанционное обучение, где за два месяца вы узнаете и о нормативно-правовом обеспечении реабилитационной и абилитационной работы, и о том, как работать с людьми разного возраста и социального статуса, и о том, как оценивать эффективность этой работы. После обучения слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке и может работать в любой соответствующей организации России.

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как хвалить руководство
  • Читай город руководство компании
  • Руководство операционной деятельностью
  • В связи с жалобой работников ооо на нарушение их трудовых прав изданием руководством
  • Таб пентоксифиллин инструкция по применению взрослым