Должностная инструкция управляющего розничной сетью магазинов

Директор по рознице — это специалист, который может наладить процессы в ретейле и добиться от магазина эффективно развития с быстрым выходом на прибыль. Профессия востребована, ведь оборот розничной торговли в России в 2020 году составил 33,555 трлн рублей, и это несмотря на пандемию. Зарплаты, судя по открытым данным на HeadHunter, составляют 100-200 тыс. руб. для региональных управляющих и еще больше для директоров сетей и кластеров.

Что должен знать управляющий розницей

Высшего образования по специальности современному директору по рознице недостаточно. Вот чему учат на курсах повышения квалификации:

  • Способы отраслевого маркетингового анализа, с упором на особенности ретейла, источники получения данных, методы систематизации информации.

  • Типы поведения покупателей, анализ целевых клиентских групп.

  • Аудит процессов компании, разработка и внедрение стратегии развития магазинов.

  • Особенности и различия между управлением магазином и управлением сетью.

  • Управленческие, организационные, маркетинговые, финансовые ошибки и как их избежать.

  • Инструменты управляющего: регламенты, бюджет, персонал, технологии.

  • Методы анализа эффективности техники продаж. Приемы стимулирования продаж для увеличения среднего чека. Цены, скидки, промо-акции

  • Особенности мерчандайзинга — правила выкладки, создания атмосферы с помощью цветового и звукового оформления.

  • Оптимизация издержек: на чем можно и нельзя экономить.

  • Виды материальной и нематериальной мотивации для персонала. Грейдирование, KPI.

  • Построение бизнес-процессов в рознице. Категорийный менеджмент.

Чем занимается директор по рознице

Ключевой показатель эффективности управляющего розничными магазинами — выход на плановые показатели по выручке и EBITDA. Хорошо, если вы будете постоянно оптимизировать бюджет на персонал, снижать уровень списания и выполнять KPI по розничному товарообороту, среднему чеку, выручке с квадратного метра.

Это стандартный перечень обязанностей руководителя:

  • Управлять розничными продажами, офлайн и онлайн. Формировать ассортиментную матрицу. Открывать новые торговые точки, развивать их до уровня окупаемости. Настроить систему мониторинга ключевых показателей развития магазинов.

  • Планировать и организовывать мероприятия по развитию торговых точек, созданию новых товарных категорий. Оптимизировать товарное позиционирование, перестраивать, при необходимости, магазины.

  • Разработать план продаж и KPI сотрудников. Внедрить систему отслеживания показателей. Создать систему материальной и нематериальной мотивации персонала.

  • Наладить систему отбора персонала, сформировать кадровый резерв — самостоятельно или с помощью HR-департамента, в зависимости от особенностей компании. Управление персоналом: развитие, наставничество, коучинг, разработка мотивационных программ.

  • Контролировать выполнение стандартов сервиса обслуживания.

  • Проводить маркетинговый анализ для магазинов, определять целевые клиентские группы, составлять типологию посетителей. Менять стратегию развитию в соответствии с результатами анализа.

  • Формировать аналитическую отчетность для топ-менеджеров или гендиректора. Использовать несколько видов статистики, проверять данные.

  • Выстроить эффективные коммуникации с другими отделами — финансы, закупка, снабжение, склад. Работать с поставщиками, настроить систему приема, реализации и возврата товара.

  • Стимулировать продажи с помощью маркетинговых и рекламных акций, учитывая аудиторию магазина.

Навыки и качества

Управляющий розничными магазинами — это человек с хорошо развитыми управленческими и лидерскими навыками. Он должен уметь управлять процессами и людьми, это главная компетенция.

Смотрите также: Мотивация отдела продаж. Формируем систему оплаты.

Пригодятся и сильные аналитические способности. Директор по рознице должен ежедневно работать с большим объемом информации и уметь быстро принимать решения.

Даже в крупных магазинах и сетях может быть небольшой штат HR, поэтому адаптация нового персонала тоже ложится на плечи управляющего. Придется заниматься и повышением мотивации подчиненных, поддерживать их и вести за собой. Пригодится хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Директор по рознице должен уметь работать автономно, быть самостоятельным. Не ждать поручений, а планомерно выстраивать бизнес-процессы, которые сделают магазин прибыльным.

Важно быть активным и постоянно генерировать идеи, выстраивать гипотезы и проверять их на практике. Разберитесь в методах генерации сильных идей и применяйте их на практике.

Требования к образованию и опыту работы

Стандарт в требованиях к управляющему розничными магазинами — высшее образование. Как правило, нужно или техническое, или экономическое.

Судя по опубликованным на HeadHunter вакансиям, для замещения должности нужно проработать директором по рознице или его заместителем в течение трех-пяти лет, а вот общий опыт работы в ретейле требуется больше — от пяти до десяти лет. Желательно, чтобы вы работали в том же продуктовом секторе, где и будущий работодатель.

Пригодятся и дополнительные курсы. Как минимум стоит пройти такие:

  • Повышение квалификации для директоров по рознице.

  • Курсы по брендингу, маркетингу и рекламе.

  • Для крупных корпораций желательно законченное MBA.

Плюсом будет сертификат, подтверждающий владение Excel и 1С: Управление торговлей.

Приглашаем на авторский курс для директоров по рознице

На курсе подробно рассказываем, как организовать работу розницы, реагировать на меняющиеся условия и эффективно выстраивать процессы. В программе — чек-листы для проверки действий, инструкция, как разработать план оптимизации и стратегию предприятия. Отдельное занятие посвящено открытию нового магазина. 

Лекции подготовлены с учетом специфики бизнеса в России и странах бывшего СНГ. Участники обучения узнают, как сформировать стратегию торгового предприятия, избежать типичных ошибок, стимулировать продажи и быстро вывести магазин на прибыль.

Курс «Директор по рознице» →

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Помимо трудового договора, имеются и другие важные документы, оговаривающие взаимодействие работодателя и сотрудника. К числу таких документов относится должностная инструкция, в которой подробно расписываются требования к работнику, функции, которые он будет выполнять и сфера его ответственности. От четкости и тщательности составления данной бумаги зависит слаженность в работе той или иной организации. Сегодня в центре нашего внимания находится должностная инструкция управляющего магазином.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции управляющего магазином .doc

Образец должностной инструкции управляющего магазином

Общие положения

  1. Документ регулирует такие параметры деятельности управляющего магазином, как: навыки и опыт работы, профессиональные обязанности и задачи, условия работы, права и сфера ответственности.
  2. Прием на работу и увольнение управляющего магазином осуществляется через выпуск начальством компании соответствующего распоряжения и регулируется законодательством РФ в области труда.
  3. Непосредственным начальником управляющего магазином является региональный директор по операциям.
  4. Управляющий магазином входит в категорию руководителей и представляет штатную единицу магазина.
  5. К требованиям квалификации для данной должности относятся: наличие высшего образования (полного или базового) в одной из сфер: «Экономика и предпринимательство»/ «Менеджмент»/ «Торговля». Обязательным условием является постдипломное образование в сфере управление (исключение составляют выпускники по направлению «Менеджмент»). Продолжительность опыта работы зависит от пройденной программы: для магистров – 1 год, для специалистов – 1,5 года, для бакалавров – 2 года.
  6. Управляющий магазином должен владеть:
    • теоретическими и практическими аспектами экономики, маркетинга, менеджмента и прочих смешных научных дисциплин;
    • сведениями о номенклатуре, ассортименте товаров, продающихся в магазине (свойства и назначение продукции, а также правила ее маркировки);
    • стандартами и требованиями, предъявляемыми к качеству продукции;
    • правилами ознакомления покупателей о розничной стоимости продукции и прочих реквизитах;
    • правилами хранения продукции;
    • практикой (российской и зарубежной) торговых технологий;
    • разновидностями торгово-технологических приборов, спецификой их работы и правилами пользования;
    • сведениями о правах и обязанностях сотрудников магазина;
    • психологическими и этическими аспектами торговли, формированием графиков работы и зарплат;
    • знаниями о требованиях к ведению отчетной документации и прочих бумаг, включающих учет товаров и других объектов;
    • основами взаимоотношений с конкурентами;
    • знаниями о порядке проведения инвентаризации;
    • нормами охраны труда, защиты от пожаров и санитарии в области производства.
  7. Управляющий магазином должен быть осведомлен в следующих документах:
    • ГК РФ;
    • законодательство РФ, регламентирующее сферу предпринимательства;
    • нормативно-правовая документация по госрегулированию работы торговых компаний;
    • постановление «О госнадзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»;
    • постановление №55, включающее в себя «Правила продажи отдельных видов товаров»;
    • письмо «О порядке оформления ценников на реализуемые товары»;
    • закон «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
  8. Должностные обязанности

    Список должностных обязанностей управляющего магазином состоит из следующих пунктов:

    • руководство выполняемыми сотрудниками магазина функциями, обеспечивающими обслуживание клиентов;
    • подготовка заявок на поставку продукции, а также отслеживание периодичности ее поступления в соответствии с указываемыми сроками;
    • проверка сопроводительной документации, а также справок, подтверждающих соответствие продукции текущим стандартам;
    • контроль действий сотрудников магазина на предмет соблюдения сохранности продукции, поддержания приемлемого уровня обслуживания, правил расчета с клиентами и прикрепления ценников на товары в соответствии с реквизитами;
    • способствование ускорению товарного оборота и предупреждение товарных потерь;
    • контроль своевременной отгрузки тары;
    • организация исследования спроса на категории товаров и услуг, удовлетворяющих потребности клиентов;
    • практика прогрессивных методик торговли и способов реализации продукции;
    • создание условий для предоставления потребителю актуальных сведений о наличии продукции, ее стоимости, качеств и прочих свойств;
    • рассмотрение клиентских жалоб и своевременное реагирование на них путем устранения нарушений и недочетов в работе сотрудников;
    • рациональное использование торговой территории и обеспечение работников оборудованием в соответствии с нормами по охране труда и противопожарной защите;
    • предоставление сотрудникам магазина спецодежды, соответствующей санитарным и эстетическим требованиям;
    • контроль корректного применения сотрудниками оборудования и весоизмерительных устройств;
    • проведение аттестации и повышения квалификации сотрудников, а также рационализация рабочих мест;
    • обеспечение соблюдения пунктов коллективного договора;
    • оценка эффективности профессиональной деятельности персонала и разработка мер поощрения (материальных или моральных);
    • ведение учетно-отчетной, статистической и прочей документации, а также контроль за составлением отчетов, заполняемых другими работниками.

    Права

    Управляющий магазином располагает следующими полномочиями и правами:

    • предотвращение и устранение каких-либо нарушений или несоответствий;
    • получение социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ;
    • требование в оказании содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;
    • требование организации условий и оборудования, нужных для осуществления профессиональных обязанностей;
    • ознакомление с проектами документов, входящих в компетенцию управляющего магазином;
    • запрашивание и получение документации, материалов и сведений, требующихся для выполнения своих обязанностей, а также указаний начальства;
    • повышение собственной квалификации;
    • информирование обо всех выявляемых им нарушениях и несоответствиях, а также внесение предложений по их ликвидации;
    • ознакомление с документами, регулирующими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества и осуществления профессиональных обязанностей.

    Ответственность

    Дисциплинарная ответственность наступает для управляющего магазином в следующих случаях:

    1. Невыполнение или некорректное выполнение своих обязанностей/отказ от использования прав, перечисленных в данной должностной инструкции.
    2. Несоблюдение правил, указанных во внутреннем трудовом договоре, в нормах по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.
    3. Несанкционированное распространение сведений о компании, представляющих коммерческую тайну.
    4. Невыполнение или некорректное выполнение требований, содержащихся во внутренних нормативах компании и распоряжений начальства.
    5. Совершение в процессе рабочей деятельности правонарушений, зафиксированных законодательством РФ.
    6. Причинение материального ущерба компании в рамках действующего законодательства РФ.
    7. Превышение служебных полномочий и/или их применение для личных нужд.

    Условия работы

    1. Управляющий магазином обязывается подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, оговаривающим условия его работы.
    2. В процессе работы управляющий магазином взаимодействует со следующими работниками:
    • директор по торговле региона и районный управляющий;
    • сотрудники службы продаж;
    • сотрудники службы управления персоналом;
    • сотрудники службы маркетинга;
    • сотрудники экономической и технической служб;
    • сотрудники службы закупок;
    • сотрудники службы логистики.

Для чего нужна должностная инструкция

Должностная инструкция выполняет три главных функции:

  • координирование руководством действий подчиненных;
  • ознакомление сотрудников со своими правами, обязанностями и сопутствующей ответственностью;
  • применение в судебных разбирательствах в качестве доказательства правоты одной из сторон (к примеру, когда начальство хочет подтвердить превышение работником своих полномочий).

Для того чтобы сотрудник четко понимал, какие задачи включает в себя его должность, данную инструкцию необходимо составлять особенно тщательно.

Справка. Должностная инструкция вступает в силу только после того, как сотрудник, для которого она предназначается, подпишет бумагу. Если в штате значится несколько работников, занимающих одну и ту же должность, все они должны расписаться на своем собственном экземпляре этого документа.

Структура должностной инструкции

Должностные инструкции не имеют строго плана, которого должны придерживаться все составители. Разные компании могут допускать некоторые вольности при составлении этого документа. Однако вне зависимости от того, для какой должности предназначена инструкция, она включает в себя несколько обязательных разделов:

  • «Общие положения»;
  • «Должностные обязанности»;
  • «Права»;
  • «Ответственность».

В зависимости от специфики той или иной профессии, в план могут быть включены дополнительные главы – по решению начальства.

Справка. Существуют разные варианты составления должностной инструкции. Она может как быть частью трудового договора, так и идти в качестве отдельного документа. Во втором случае ТД должен содержать ссылки на инструкцию.

Первый раздел

В первую очередь должностная инструкция указывает категорию, к которой относится вакансия управляющего магазином. Далее документ приводит распоряжение, на основании которого управляющий назначается на пост и затрагивает вопросы субординации. Большое внимание уделяется пункту, раскрывающему требования к квалификации, предъявляемые к кандидату на должность. К числу таких требований относятся:

  • высшее образование по одной из указанных специальностей;
  • постдипломное образование;
  • опыт работы.

На основании усвоения теоретических и практических знаний, управляющий магазином должен овладеть определённым багажом навыков, которые также перечисляются в инструкции. Завершает первый раздел список нормативных документов, имеющих непосредственное отношение к сфере торговли, о которых должен иметь представление управляющий. К числу таких документов относятся как законодательные акты, так и локальные нормативы компании.

Второй раздел

Второй раздел дает сотруднику исчерпывающую информацию, касающуюся обязанностей, относящихся к его должности. Разные организации могут предъявлять разные требования к своим подчиненным, занимающим один и тот же пост. Именно поэтому во избежание возникновения конфликтов составителям инструкций следует прописывать каждый пункт, в особенности если речь идет о руководителях.

Третий раздел

Под правами в должностной инструкции понимаются действия, совершаемые сотрудниками на добровольной основе с целью повышения производительности. Так, управляющие магазина отслеживают прохождение своими подчиненными аттестации и повышения квалификации, поскольку это помогает им стать более эффективными.

Важно! Несмотря на добровольную основу прав, их игнорирование может привести к ответственности в связи с халатностью.

Четвертый раздел

Раздел под названием «Ответственность» является одним из самых важных, поскольку конкретизирует проступки, за которые работнику грозят санкции. В качестве санкций могут использоваться как штраф или отстранение от должности, так и увольнение. В инструкции необходимо обязательно указать на то, что все меры воздействия имеют законную основу и опираются на ТК РФ.

Пятый раздел

Заключительный раздел посвящается условиям, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность сотрудника. В этом разделе должна находится ссылка на внутренний распорядок организации, а также перечислены все особенности должности, не вошедшие в предыдущие главы. В частности, раздел «Условия работы» может содержать информацию о наличии служебных поездок или о взаимодействии с коллегами.

Утверждение должностной инструкции

Для того чтобы должностная инструкция обрела юридическую силу, она должно пройти несколько этапов:

  • разработка инструкции сотрудниками отдела кадров;
  • подписание готового документа руководителем службы делопроизводства;
  • согласование инструкции с руководителями определенных структурных подразделений – при необходимости;
  • ознакомление работника с документом;
  • подписание документа.

01.01.70

Портрет должности «управляющий магазином»

Еще десять лет назад для управления персоналом использовались преимущественно традиционные инструменты: должностные инструкции, положения об отделах и т. д. Сегодня интенсивно развивающиеся компании отдают предпочтение моделям компетенций, на основании которых составляется портрет должности…

Под компетенциями понимают единство знаний, умений и навыков, профессионального опыта и особенностей поведения сотрудников, позволяющих им успешно выполнять рабочие задания. Компетенции соответствуют деятельности, конкретике ситуации. Описывая компетенции, мы фиксируем требования к профессионализму человека на определенном рабочем месте. Другими словами, это некие стандарты (реальные или желаемые) эффективного профессионального поведения работников компании. ( вообще то, компетенции — это поведенческие характеристики — прим. редактора )

Модели компетенций могут быть как общими, для всех сотрудников организации, так и специальными, для различных категорий специалистов. Построение модели компетенций — это мощный стимул для развития организации, поскольку, унифицируя требования к работникам, мы создаем основу для объективной оценки сотрудников и стимулы для их развития.

Чтобы составить модель компетенций, можно приобрести справочник компетенций, выбрать из него подходящие компетенции и критерии оценки, а затем адаптировать их к потребностям своей организации. Более сложный путь — разработать компетенции и критерии оценки самостоятельно. Оба варианта достаточно трудоемки. Кроме того, в первом случае есть опасность выбрать в качестве основы шаблон, который не полностью описывает бизнес-процессы конкретной компании или не соответствует ее корпоративной культуре, а во втором — увлечься «изобретением велосипеда» и не учесть незначительные, на первый взгляд, но очень важные нюансы.

С точки зрения практики наиболее удобным представляется использование портрета должности , который объединяет функционал конкретной должности и модель компетенций. Такие портреты эффективны для отбора кандидатов, проведения внутренних оценочных мероприятий и для развития специалистов.

Должностная инструкция не позволяет понять, каким требованиям рабочего места должен удовлетворять сотрудник. Вот почему необходим портрет должности, который описывает, какими знаниями, умениями навыками и, что немаловажно, личными качествами должен обладать специалист, чтобы быть успешным в своей должности. Человек на должности управляющего магазином — ключевая фигура в рознице. От него на 99,9% зависит, как будет работать магазин (на своем личном опыте я в этом убедилась). Хотя существуют общие стандарты визуализации и обслуживания покупателей, выполнение которых жестко контролируется, каждый из наших 67 магазинов имеет свое неповторимое «лицо». И во многом его «выражение» зависит именно от управляющего, который работает по должностной инструкции.

При создании портрета должности за основу берутся функции управляющего магазином. Затем определяется, какие знания, умения, навыки и личностные качества необходимы для качественного выполнения данных функций. Это достаточно сложная задача, в одиночку с ней не справится даже самый грамотный и опытный менеджер по персоналу. В основе этой работы лежит видение руководителем, курирующим направление розничной торговли, «идеального» управляющего, основанное на стратегии развития компании. Поэтому в разработке портрета должности обязательно должны принимать участие руководитель и региональные менеджеры совместно с лучшими управляющими («носителями» компетенций). Иначе этот документ превратится в формальную «бумагу».

Основные черты/составляющие портрета должности зависят от особенностей бизнес-процессов определенной организации и функционала конкретной должности. Пример портрета должности управляющего магазином приведен в таблице 1 .

Табл. 1. Портрет должности управляющего магазином

Функция

Компетенции

Знания

Умения и навыки

Личностные качества

Управление персоналом

подбор

  • систем оценки персонала

• основ психологии

  • проводить собеседования

• отбирать наиболее подходящих кандидатов

  • коммуникабельность

• логическое мышление

обучение

  • техники продаж

• технологии обучения (в том числе наставничество, коучинг)

  • проводить презентации

• получать обратную связь

  • лидерские качества

  • терпение

• организованность

планирование

• технологии SMART

  • ставить задачи перед персоналом

  • расставлять приоритеты

• принимать решения

• ответственность

мотивация

• основ психологии

• понимать потребности сотрудников

  • эмоциональная компетентность

• лидерские качества

контроль

• методов контроля

• организовывать проверочные мероприятия

• объективность

Представительство

оформление разрешительной документации

• обязательного пакета разрешительных документов

• работать с документами

  • ответственность

• внимательность

осуществление представительских функций

в налоговых и статистических органах

  • техники продаж

• законодательства в части, касающейся работы магазина

• вести переговоры

  • ответственность

  • коммуникабельность

• внимательность

работа с покупателями

• основы психологии

• разрешать конфликтные ситуации

• коммуникабельность

Работа с товаром

ведение ассортиментной политики

  • ассортимента

  • правил выкладки товара

  • правил маркировки

• стандартов выкладки и оформления витрин

  • оформлять витрины

• оформлять заказы

  • ответственность

  • логическое мышление

• хорошая память

организация хранения

• порядка приема и хранения товара

  • проводить инвентаризацию

• работать с документами

  • ответственность

• внимательность

Работа с информацией

ведение отчетности

• системы отчетности, принятой в компании

  • работать сдокументами

• работать на регистраторе расчетных операций (РРО)

  • организованность

  • ответственность

• внимательность

анализ информации

• методов сбора информации

• работать с документами

• организованность

____________

Личностные качества не всегда (не все) относят к компетенциям.

После того как определены ключевые знания, умения, навыки и личностные характеристики, необходимо четко описать, как мы понимаем каждую компетенцию и каковы уровни соответствия ожиданиям компании ( табл. 2 ). Это описание также делает рабочая группа, включающая указанных руководителей.

Табл. 2. Расшифровка модели компетенций (пример)

Оценка уровня развития компетенции:

1 — существенно ниже по сравнению с ожиданиями компании; 2 — ниже ожиданий компании; 3 — совпадает с ожиданиями компании; 4 — превосходит ожидания компании; 5 — компетенция соответствует более высокой должности.

Компетенция

Уровень развития

Описание

Ответственность

1

  • Снимает с себя ответственность

• Демонстрирует модель поведения «сделай за меня» или «отложу на потом, может, делать будет не нужно»

2

  • Принимает на себя ответственность за часть своих функциональных обязанностей

  • Стремится сузить зону ответственности

  • Выполняет работу за подчиненных

• Демонстрирует модель «покажи мне как»

3

  • Принимает на себя ответственность за свои функциональные обязанности

  • Ставит цели перед подчиненными

  • Организует обучение и развитие сотрудников

  • Мотивирует

  • Контролирует

  • Проводит анализ работы магазина

  • Правильно ведет отчетность

• Демонстрирует модель «объясни мне, как»

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

  • Принимает на себя ответственность сверх своих функциональных обязанностей

• Демонстрирует модель «выбери из моих вариантов»

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

  • Принимает на себя ответственность уровня регионального директора

• Демонстрирует модель «надо сделать так»

Планирование и навыки постановки задач

1

  • Не владеет навыками постановки задач

2

  • Регулярно применяет методику постановки цели SMART , но объяснить не может (неосознанный навык)

3

  • Знает методику и ставит цели на ее основе

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Обучает подчиненных использованию SMART

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Использует SMART , делится опытом с коллегами

Знание методов контроля

1

  • Не владеет методами контроля

2

  • Владеет различными методами контроля, но не знает, какой следует применять для достижения определенной цели

3

  • Применяет разные методы контроля подчиненных, ориентируясь на их уровень

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Знает методы контроля и может объяснить целесообразность их применения в каждом конкретном случае

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может обучить других применению методов контроля

Работа с документами, отчетность

1

  • Не знает принятой системы отчетности

2

  • Знает принятую систему отчетности, но не может объяснить ее необходимость

3

  • Знает принятую систему отчетности и может объяснить ее необходимость

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Самостоятельно создает формы отчетности

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может обучать других работе с отчетностью

Расстановка приоритетов и организованность

1

  • Не способен выделять главные и второстепенные факторы в работе. Не может управлять своим временем

2

  • Может спланировать свои действия, но не в состоянии объяснить принцип рационального планирования

3

  • Владеет принципом оценки по критериям «срочность — важность» ( SWOT ). Принимает решения на основе анализа информации (своего и подчиненных). Управляет временем подчиненных

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Владеет приемами управления временем

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может расставить приоритеты с точки зрения руководителя розничной сети

Обучение персонала

1

  • Не понимает целей и принципов обучения, не может спланировать и провести обучающие программы для подчиненных

2

• Может обучать по принципу «делай как я». Способен организовать обучение с привлечением специалистов

3

• Планирует обучение каждого работника исходя из его индивидуальных потребностей. Инициирует прохождение сотрудниками необходимого дополнительного обучения

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Может проводить обучение всей команды

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может проводить тренинги и семинары для торгового персонала других магазинов

Обратная связь

1

• Не дает подчиненным обратную связь

2

• Знает принципы обратной связи. Дает обратную связь при запросе

3

• Знает принципы обратной связи и дает при необходимости обратную связь подчиненным

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Поощряет подчиненных к сообщению информации о работе, организует группы для обмена мнениями

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может обучать навыкам организации обратной связи торговый персонал других магазинов

Мотивация и эмоциональный интеллект

1

• Не умеет мотивировать подчиненных. Не считает мотивационную сферу важной

2

• Мотивирует подчиненных собственным примером. Знает о мотивационных различиях, но не может их структурированно описать. К личному общению не стремится

3

• Знает принципы мотивации. Использует индивидуальный подход. Стремится к поддержанию комфортных взаимоотношений с персоналом

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Уделяет большое внимание индивидуальному подходу к каждому из подчиненных. Поддерживает благоприятный психологический климат в команде

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Владеет основами управленческой психологии, может обучать подчиненных

Мышление и речь

1

• Мышление линейное. Речь бедная и неграмотная

2

• Мышление линейное. Способен понимать ситуацию, но не умеет делать выводы. Грамотная речь

3

• Мышление системное. Видит ситуацию как звено в цепи причинно-следственных факторов. Грамотная речь, структура речи адекватна возможностям восприятия собеседника

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Мышление системное. Мыслит категориями задач команды

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Мышление стратегическое. Мыслит категориями развития магазина

Лабильность и обучаемость

1

• Очень низкая переключаемость или крайняя нестабильность. «Застревает» на одном действии или бессистемно «перескакивает» с одного на другое. Поведение однообразное. Не стремится к развитию и получению образования

2

• Переключается недостаточно быстро, нуждается в большом количестве времени для завершения деятельности. Демонстрирует несколько различных поведенческих моделей. При настоятельном стимулировании переходит к другой поведенческой модели. Незаконченное высшее образование

3

• Без затруднений переключается с одной деятельности на другую. Переходит к требуемой поведенческой модели с минимальными подсказками (два-три стимула). Стремится к развитию. Имеет высшее образование

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Способен без подсказок (достаточно одного стимула) «уловить» требуемую поведенческую модель. Поощряет сотрудников к развитию

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Активно занимается самообразованием и делится знаниями с подчиненными

____________

Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — способность переключения внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Такой портрет должности удобно использовать для отбора кандидатов и оценки соответствия сотрудников требованиям конкретной должности.

Приведенную схему можно использовать для разработки модели компетенций любой должности. Разумеется, в зависимости от особенностей стратегии и тактики компании (соответственно и от особенностей магазинов) перечень функций и их описание будут различными.

После того как будет проведена эта большая работа, имеет смысл оценить по разработанной модели действующих управляющих и соотнести оценки с успешностью деятельности магазина (выраженной, например, в объемах продаж). Таким образом, можно отследить, насколько описанные нами критерии влияют на эффективность работы сотрудника. Результаты оценки могут оказаться весьма неожиданными. Например, может выясниться, что для успешности важен не столько навык грамотно ставить задачу, сколько умение воодушевлять людей, мотивировать их. Если такие несоответствия будут выявлены, то необходимо провести еще один раунд заседаний рабочей группы и скорректировать портрет должности. Тогда и у руководства сформируется объективное представление об эффективном управляющем.

Комплексная система оценки управляющего магазина может включать в себя такие этапы:

  1. оценка знаний — профессиональное тестирование (тест 40-60 вопросов);

  2. оценка умений и навыков — метод ассессмент или «360 градусов»;

  3. оценка личностных качеств — метод «360 градусов».

Такая система позволит оценить уровень компетентности управляющего магазином, определить зоны развития каждого конкретного сотрудника, а также отследить динамику развития персонала.

Поскольку уровень компетентности сотрудника определяется не столько уровнем знаний, сколько уровнем навыков и умений, активно применяемых на практике , а также личностными характеристиками, то систему оценки персонала необходимо использовать в большей степени для измерения практических навыков и умений. Предложенная методика очень эффективна в руках практиков. Адаптировав ее для нужд своей компании, эйчар получит полезный инструмент для оценки персонала.

Автор:Оксана Козлова

Источник: http://www.hr-portal.ru/article/portret-dolzhnosti-%C2%ABupravlyayushchii-magazinom%C2%BB

Изменение 1/2021 ОКЗ, принятое Приказом Росстандарта от 18.02.2021 N 83-ст, введено в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 мая 2019 года.

Руководители (управляющие) в розничной и оптовой торговле планируют, организуют, координируют и контролируют деятельность организаций, которые продают товары в розничной или оптовой торговой сети. Они несут ответственность за бюджет, штатное расписание, руководство магазинами или их структурными подразделениями в рамках магазина, продающими отдельные виды товарной продукции.

В их обязанности входит:

— определение ассортимента продукции, уровня запасов и стандартов обслуживания;

— разработка и реализация политики закупок и маркетинга, и определение цен;

— продвижение и реклама товаров и услуг заведения;

— ведение учета запасов и финансовых операций;

— разработка и контроль за исполнением бюджета;

— контроль за подбором и обучением персонала;

— обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

Директор магазина

Заведующий предприятием розничной торговли

Руководитель универсама

Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:

Руководитель отдела по продажам — 1221

Продавец в киоске — 5221

Бригадир в магазине — 5222

Продавец-консультант в магазине — 5223

Примечание — Генеральные руководители (управляющие) торговых заведений, таких как сетевые супермаркеты или универмаги, учитываются в начальной группе 1120 Руководители учреждений, организаций и предприятий. Торговые работники небольших магазинов, для которых управление и надзор за персоналом не является существенным компонентом их деятельности, учитываются в начальной группе 5221 Продавцы в киосках и ларьках. Работники, которые контролируют и управляют деятельностью продавцов-консультантов в магазинах, проверяют работу кассиров-контролеров и других работников, но не принимают на себя ответственность за определение ассортимента продукции, политики цен, бюджетов и численности персонала, его подбор и наем, учитываются в начальной группе 5222 Бригадиры в магазинах.

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция руководителя розничной сети

              255-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Руководителя розничной сети ООО «Бета».

1.2. Руководитель розничной сети назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета» по представлению Коммерческого директора ООО «Бета».

1.3. Руководитель розничной сети подчиняется непосредственно Коммерческому директору.

1.4. На должность Руководителя розничной сети назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящей должности не менее трех лет.

1.5. Руководитель розничной сети должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся торговой деятельности;
– организацию розничной торговли;
– стандарты и технические условия на товары, основные свойства и качественные характеристики товаров;
– правила продажи отдельных видов товаров;
– методы учета товаров, расчета потребности в них;
– ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров, правила расшифровки артикулов и маркировок товаров;
– современные формы и методы обслуживания покупателей;
– формы учетных документов и порядок составления отчетности;
– правила составления и хранения первичных учетных документов в розничной торговле;
– действующий порядок ценообразования;
– порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
– основы трудового законодательства;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.6. В своей деятельности Руководитель розничной сети руководствуется:
– законами и иными нормативными правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами, касающимися торговой деятельности;
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей Должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Руководителя розничной сети его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Руководитель розничной сети выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Организует рациональную и эффективную систему сбыта товаров через розничную сеть ООО «Бета».
2.2. Осуществляет планирование, прогнозирование и выполнение планов продаж через розничную сеть.
2.3. Координирует маркетинговый аудит среди организаций-конкурентов, разрабатывает и внедряет предложения по повышению уровня конкурентоспособности розничной сети. Оценивает перспективы развития рынков сбыта товаров для обновления ассортимента.
2.4. Руководит планированием торговых площадей. Контролирует мерчендайзинг в торговых точках, своевременность и полноту выкладки товаров в торговых точках.
2.5. Разрабатывает, внедряет и контролирует проведение распродаж.
2.6. Контролирует эффективность проведения рекламных мероприятий.
2.7. Обеспечивает расширение ассортимента товаров, реализуемых в розничной сети за счет привлечения к работе большего количества поставщиков.
2.8. Контролирует своевременность подготовки и размещения заказов на товары для поставщиков, сроки поставки товаров.
2.9. Обеспечивает высокий уровень оборачиваемости складских запасов в розничной сети, рациональное использование складских площадей ООО «Бета».
2.10. Разрабатывает и внедряет эффективные схемы расстановки торгового и складского персонала.
2.11. Мотивирует работников розничной сети. Обеспечивает профессиональный рост, организует проведение аттестации и профессионального обучения работников.
2.12. Разрабатывает и внедряет внутренние стандарты ООО «Бета» по организации хранения, сбыта и транспортировки товаров, а также мероприятия по совершенствованию системы сбыта, форм доставки продукции потребителям, сокращению коммерческих и прочих издержек, снижению сверхнормативных остатков.
2.13. Контролирует соблюдение требований пожарной безопасности и техники безопасности работниками розничной сети, соблюдение безопасных условий труда на рабочих местах.
2.14. Контролирует правильность ведения деловой документации работниками розничной сети.
2.15. Организует и контролирует претензионную работу с клиентами розничной сети.

3. ПРАВА

Руководитель розничной сети имеет право:
3.1. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.2. Давать рекомендации по вопросам подбора кадров в розничные филиалы.
3.3. Принимать участие в совещаниях по вопросам совершенствования техники и организации розничной торговли в филиалах.
3.4. Вносить на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по улучшению деятельности розничных филиалов.
3.5. Вносить предложения о назначении, переводе, перемещении и освобождении от занимаемых должностей директоров розничных филиалов, о применении к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий.
3.6. Требовать от своего непосредственного руководителя и генерального директора ООО «Бета» содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.7. Повышать свою квалификацию.
3.8. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности Руководителя розничной сети.
3.9. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя и генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационнотехнических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.10. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Руководитель розничной сети несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Руководителя розничной сети определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Руководителя розничной сети в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 01.06.2012.

Должностную инструкцию составил:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлен:

________________ В.В. Коротков

Юрист _________________________ Н.А. Павлов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видео как сшить пододеяльник с отверстием снизу пошаговая инструкция
  • Ацц актив инструкция по применению порошок 600 мг инструкция
  • Как бесплатно скачать мануал тойота харриер
  • Перегородка из пеноблоков своими руками пошаговая инструкция фото
  • Яндекс такси телефон руководства руководство компании