Должностная инструкция ведущего воинский учет в организации

III. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВОИНСКИЙ УЧЕТ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ

26. Должностные лица, осуществляющие воинский учет в организациях, выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (приложение N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета;

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

28. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно настоящим Методическим рекомендациям.

29. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;

б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению N 11 к настоящим Методическим рекомендациям;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований в порядке согласно приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

30. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка согласно приложению N 14 к настоящим Методическим рекомендациям.

31. Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете, организации проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет:

в пункте 25 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» (стр. 32 — 35) военного билета офицера запаса в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);

в разделе IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» (стр. 25 — 28) военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана (в справке взамен военного билета, временном удостоверении, выданном взамен военного билета) в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах);

в разделе VII «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» справки взамен военного билета в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах (обратной стороны) по следующим образцам:

Военным комиссариатом города Ачинск, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края

«__» _____ 20__ г.

Подпись _______________

Администрацией Белоярского сельсовета Ачинского района Красноярского края

(военный комиссариат города Ачинск, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края)

«__» _________ 20__ г.

Подпись __________________

в разделе I «Прием на воинский учет и снятие с воинского учета» (стр. 2 и 3) удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами военного комиссариата:

ПРИНЯТ на воинский учет

военным комиссариатом

_______________________________

(муниципальное образование)

_______________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

«__» ____________ 20__ г.

СНЯТ с воинского учета военным комиссариатом

________________________________

(муниципальное образование)

________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

«__» ___________ 20__ г.

Явиться в военный комиссариат по новому месту жительства

до «__» _______ 20__ г.

Подпись ___________

Подпись __________

32. В случаях отсутствия отметок на странице 13 паспорта гражданина Российской Федерации об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета организации обязаны направлять:

офицеров запаса и призывников — в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания;

солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса — в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, — в орган местного самоуправления.

33. При приеме граждан на работу (учебу) в сведениях, направляемых в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства (месту пребывания) граждан и (или) органы местного самоуправления, указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, и, кроме того, полное наименование организации, ее адрес и номера телефонов военно-учетного стола (отдела кадров). Кроме того, организации направляют в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет. Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим военно-учетные специальности в ходе обучения в образовательных организациях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производятся военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков согласно приложению N 15 к настоящим Методическим рекомендациям.

34. Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках.

35. В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях военно-учетные подразделения организаций:

своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время;

представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций.

36. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих (обучающихся) в организации (образовательной организации) граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением N 16 к настоящим Методическим рекомендациям.

37. В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных организациях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к настоящим Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель организации)

(роспись, инициал имени, фамилия)

“___” _________ 20__ г.

Функциональные обязанности

ответственного за ведение воинского учета

Работник, осуществляющий ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе обязан:

1. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы:

1.1.           проверить у граждан, принимаемых на работу:

  • наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (согласно приложению № 8 к настоящим Методическим рекомендациям),
  • наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания,
  • наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона),
  • соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия.

При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в отдел военного комиссариата Оренбургской области, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете для уточнения документов воинского учета;

1.2. заполнить личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения:

  • о семейном положении,
  • образовании,
  • месте работы (подразделении организации),
  • должности,
  • месте жительства или месте пребывания граждан,
  • другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;

1.3. разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете (приложение 2 к Методическим рекомендациям ГШ ВС РФ-2007 г.), осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей (приложение 19 к Методическим рекомендациям ГШ ВС РФ-2007 г.);

1.4. информировать отделы военного комиссариата Оренбургской области:

  • об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности,
  • об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов,
  • о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

2. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету:

2.1. выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;

2.2. вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Методическими рекомендациями (приложение 7 к Методическим рекомендациям ГШ ВС РФ-2007 г.);

3. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета отделов военного комиссариата Оренбургской области:

3.1. направлять в 2-недельный срок в соответствующие отделы военного комиссариата Оренбургской области сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений) (приложение № 9 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие отделы военного комиссариата Оренбургской области;

3.2. направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих отделов военного комиссариата Оренбургской области необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (приложение № 10 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.3. представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие отделы военного комиссариата Оренбургской области списки граждан мужского пола 15 — и 16 — летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение № 11 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.4. сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

3.5. сверять не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих отделов военного комиссариата Оренбургской области (приложение № 12 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.6. вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в отделы военного комиссариата Оренбургской области (приложение № 13 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.7. оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих отделов военного комиссариата Оренбургской области и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные отделами военного комиссариата Оренбургской области, в том числа в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

4. При приеме документов воинского учета от граждан выдавать расписки (приложение № 14 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007).

5. Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете, проверять наличие отметки о приёме на воинский учет:

в военном билете офицера запаса в пункте 24 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета», в отделеах военного комиссариата Оренбургской области производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35х30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) отделов военного комиссариата Оренбургской области (стр. 31-34);

в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса в разделе IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в отделах военного комиссариата Оренбургской области производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35х30 мм) в соответствующих графах (стр. 21-24)

в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — в разделе1 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами отделов военного комиссариата Оренбургской области.

6. В случаях отсутствия отметок на 13 странице паспорта гражданина Российской Федерации об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учёт в документах воинского учета направлять граждан, пребывающих в запасе и призывников в отдел военного комиссариата Оренбургской области по месту жительства или месту пребывания.

7. При приеме граждан на работу (учебу) направлять в отделы военного комиссариата Оренбургской области по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет. Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим военно-учетные специальности в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатом, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение № 15 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007).

8. Военным комиссариатом Оренбургской области по согласованию с Правительством Оренбургской области могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в предоставляемых организациями сведениях и списках.

9. В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях:

своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на периоды мобилизации, военного положения и на военное время;

представлять в отделы военного комиссариата Оренбургской области установленную отчетность, в той числе о численности работников организаций.

10. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих (учащихся) в организации (учреждении) граждан, пребывающих в запасе, руководствоваться приложением № 16 к Методическим рекомендациям ГШ ВС-2007.

11. В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года, разработать план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, (приложение № 17 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007) и согласовать его с отделом военного комиссариата Оренбургской области, на территории которого находится организация.

Заместитель руководителя организации  __________________________________

                                                                                  (роспись, инициал имени, фамилия)

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. Расскажем, как это делать работодателям в 2023 году

Какие законы регулируют воинский учет

Какие бывают виды воинского учета 

С чего и как начать воинский учет

Кто подлежит воинскому учету

Какие документы по воинскому учету должны быть у работодателей

Как организовать отдельное делопроизводство

Как вести общий воинский учет

Какие штрафы ждут за нарушения ведения воинского учета

Какие законы регулируют воинский учет

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719;
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • Приказ Минобороны от 22.11.2021 № 700;
  • для работодателей — организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

Какие бывают виды воинского учета  

  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.

С чего и как начать воинский учет

Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:

  1. Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
  2. Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к методическим рекомендациям генерального штаба.

Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо. Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.

Экспресс-курс в Контур.Школе

Ведение общего воинского учета работников организации. Правила. Документы. Рекомендации кадровикам

Узнать подробнее

  • Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
  • Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап.

Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета

Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:

  • Менее 500 — один ответственный.
    Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ: с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.
    Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время.
  • От 500 до 2 000 — один освобожденный работник.
  • От 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника.
  • Свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)

Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании

Управление персоналом. Кадровое делопроизводство

Курс профпереподготовки, 272 ак. часа (коды А, В, С, D, E, F, G)

Узнать подробности

Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).

Проект приказа нужно согласовать:

  • с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
  • с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).

  • Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций. В дальнейшем такой приказ многие военкоматы рекомендуют утверждать ежегодно.

Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

  • Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.

Кто подлежит воинскому учету

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах; 
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).

В конце статьи есть шпаргалка

Не подлежат воинскому учету граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ;
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола без военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Какие документы по воинскому учету должны быть у работодателей

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и учетной карточке по форме № 10 (утв. приложением № 22 Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700) должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. 

Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы3. Запросите документы:

  • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.

Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.

Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должны быть подпись военного комиссара и гербовая печать.

Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Как организовать отдельное делопроизводство

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).

Для этих целей создаются папки. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

  • Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
  • Папка № 2 «Документы по военно-учетному подразделению».
  • Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
  • Папка № 4 «Переписка с ВК».

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.

Как вести общий воинский учет

Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа.

1. Учетная работа при приеме документов

Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:

  • определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
  • принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;
  • проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
  • проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
  • проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).

Что делать, если выявлены нарушения:

Ситуация 1. В документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. 

Действия:

  1. Разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением. Проконтролировать их исполнение. Проинформировать граждан об ответственности за неисполнение — возьмите расписку или попросите расписаться в листе, журнале ознакомления.
  2. Проинформировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей (пп. «в», «г» п. 30 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Ситуация 2. Выявлен случай, когда гражданин не состоит на воинском учете, хотя обязан. Работнику 35 лет, а он предъявляет удостоверение гражданина, подлежащего призыву, или в военном билете стоит отметка о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства работника, но при этом отсутствует отметка о постановке на воинский учет по новому месту жительства.

Действия:

  1. Направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об этом (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ).
  2. Вручить этим гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (Письмо Минобороны РФ от 01.03.2019 № 315/4/1023).

Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.Ситуация 3. На работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.

Действия:

  1. При принятии на работу или увольнении таких работников выдать им сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания по форме, утвержденной приложением № 2 Постановления Правительства № 719 (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ; подп. «д» п. 30, п. 50 Постановления Правительства РФ № 719).
  2. Оповестить работника, что ему нужно лично явиться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (подп. «а» п. 32 Постановления Правительства РФ № 719).

Ситуация 4. Прием на работу гражданина, подлежащего призыву.

Действия: оповестить гражданина о необходимости личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления Правительства РФ № 719). 

2. Ведение учетной карточки

Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. С 8 января 2022 года воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма № 10 приведена в приложении № 22 к Приказу № 700).

Заполнить карточку можно чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета или заполнить в электронном виде и распечатать с применением оргтехники.

Если изначально карточка заполняется в электронном виде с целью ее последующего распечатывания, перед печатью карточки проверьте, чтобы следующие сведения были не заполнены:

  • семейное положение;
  • адрес места жительства (места пребывания), в том числе фактического;
  • номер телефона;
  • реквизит «Сверка с документами воинского учета»;
  • реквизит «Сверка с военным комиссариатом»;
  • пункт 7 раздела II карточки.

После распечатки карточки данные сведения заполните карандашом.

Проверьте, что карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки в соответствии с требованиями п. 34 Приказа Минобороны РФ № 700:

  • первый раздел — карточки офицеров запаса;
  • второй раздел — карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
  • третий раздел — карточки военнообязанных запаса женского пола;
  • четвертый раздел — карточки призывников.

Картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится в алфавитном порядке.

При наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний, помещаются в пятый раздел картотеки.

3. Отчетность

У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).

План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат. Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.

К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.

Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)

Вид отчета Срок сдачи отчета
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций)

2 недели (приложение № 9 к Методическим рекомендациям Генштаба)

Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста  Ежегодно, до 15 сентября (приложение № 6 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719)
Списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполняется 17 лет, а также граждан старших возрастов, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. Вместе со списком на работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, предоставьте заполненную анкету (приложение № 7 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) Ежегодно, до 1 ноября (приложение № 6 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719)
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете 2 недели (приложение № 13 к Методическим рекомендациям Генштаба)
Оповещение граждан о вызовах, повестках военных комиссариатов или органов местного самоуправления При получении повестки
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о несостоящих, но обязанных состоять на воинском учете В течение двух недель с даты получения запроса из военного комиссариата муниципального образования или органа местного самоуправления (приложение № 10)
Выявлен случай, когда гражданин обязан состоять на воинском учете, но не состоит Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете

Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.

Какие штрафы ждут за нарушения ведения воинского учета

Для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ)
  • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Срок исковой давности — три года (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

Подведем итоги

В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.

Рекомендую внимательно изучить в Приказе № 700 правила проведения сверок сведений, содержащихся в карточке гражданина, подлежащего воинскому учету, с документами воинского учета работника, а также показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки их деятельности, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Правила работы с документами по воинскому учету
    431 КБ

Скачать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как разводить клей для обоев exclusive premium инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации автомобиля зил 433362
  • Инструкция по делопроизводству в государственных органах иных организациях скачать
  • Оки лекарство инструкция по применению порошок взрослым от чего
  • Как работать с тсд на складе инструкция комплектовщиком пошаговая инструкция