Должностная инструкция завуча по начальной школе

Вера Алексеевна
ИЛЮХИНА,
заслуженный учитель Российской Федерации,
кандидат педагогических наук

Должностные инструкции

Должностная инструкция заместителя
директора школы по учебно-методической работе
(начальная школа)

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
назначается и освобождается от должности
директором школы. На период отпуска и временной
нетрудоспособности заместителя директора по
учебно-воспитательной работе начальной школы
его обязанности могут быть возложены на других
заместителей директора или учителей из числа
наиболее опытных педагогов. Временное
исполнение обязанностей в этих случаях
осуществляется на основании приказа директора
школы, изданного с соблюдением требований
законодательства о труде.

1.2. Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
должен иметь высшее профессиональное
образование и стаж работы не менее 3-х лет в
педагогической или руководящей должностях.

1.3. Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заместителю директора по
учебно-методической работе начальной школы
непосредственно подчиняются:

  • педагоги дополнительного
    образования, работающие в начальной школе;

  • учителя начальных классов;

  • классные воспитатели;

  • воспитатели ГПД.

1.5. В своей деятельности заместитель
директора по учебно-методической работе
начальной школы руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Законом Российской
Федерации «Об образовании», Типовым
положением об общеобразовательном учреждении,
указами Президента Российской Федерации,
решениями Правительства Российской Федерации и
правительства Москвы и органов управления
образованием всех уровней по вопросам
образования и воспитания обучающихся;
административным, трудовым и хозяйственным
законодательствами; правилами и нормами охраны
труда, техники безопасности и противопожарной
защиты, а также уставом и локальными правовыми
актами школы (в том числе правилами внутреннего
трудового распорядка, приказами и
распоряжениями директора, настоящей должностной
инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Заместитель директора по учебно-методической
работе начальной школы соблюдает Конвенцию о
правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности
заместителя директора по учебно-методической
работе начальной школы являются:

2.1. Организация учебного процесса и
методической работы в начальной школе и в ГПД,
руководство ими и контроль за осуществлением
этого процесса.

2.2. Методическое руководство
педагогическим коллективом начальной школы и
ГПД.

2.3. Обеспечение режима соблюдения
норм и правил техники безопасности в учебном
процессе начальной школы и ГПД.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует:

  • проблемы учебного процесса и
    методической работы в начальной школе и в ГПД;

  • результаты учебно-методической
    работы начальной школы и ГПД;

  • перспективные возможности педагогов
    начальной школы и воспитателей ГПД в области
    учебно-методической работы;

  • ход и развитие учебного процесса и
    методической работы начальной школы и ГПД;

  • форму и содержание посещенных уроков
    и других видов деятельности в начальной школе и в
    ГПД (не менее 180 часов в год).

3.2. Прогнозирует:

  • тенденции изменения ситуации и
    обществе и в образовании для корректировки
    стратегии развития школы;

  • последствия запланированной
    учебно-методической работы в начальной школе и в
    ГПД.

  • 3.3. Планирует и организует:

  • текущее и перспективное планирование
    деятельности педагогического коллектива
    начальной школы и ГПД;

  • участие в процессе разработки и
    реализации образовательной программы школы;

  • разработку необходимой
    учебно-методической документации по начальной
    школе и ГПД;

  • осуществление систематического
    контроля за качеством образовательного процесса
    и объективностью оценки результатов
    образовательной подготовки обучающихся, работой
    кружков и факультативов; посещение уроков и
    других видов учебных занятий, проводимых
    педагогическими работниками начальной школы и
    ГПД;

  • работу по подготовке и проведению
    переводных экзаменов в начальной школе;

  • просветительскую работу для
    родителей (законных представителей), принимает
    родителей (законных представителей) по вопросам
    организации учебного процесса в начальной школе
    и в ГПД;

  • контроль за учебной нагрузкой
    обучающихся начальной школы и ГПД;

  • правильное ведение учителями
    начальной школы и воспитателями ГПД классных
    журналов и другой установленной отчетной
    документации;

  • изучение учащимися начальной школы и
    ГПД правил для учащихся;

  • повышение квалификации и
    профессионального мастерства педагогов
    начальной школы и ГПД;

  • оснащение учебных кабинетов
    начальной школы и ГПД современным оборудованием,
    наглядными пособиями и техническими средствами
    обучения; пополнение библиотеки
    учебно-методической и художественной
    литературой, журналами и газетами;

  • работу по соблюдению в
    образовательном процессе начальной школы и ГПД
    норм и правил охраны труда;

  • с участием заместителя директора по
    административно-хозяйственной работе
    своевременное и качественное проведение
    паспортизации учебных кабинетов начальной
    школы, а также помещений ГПД;

  • разработку и периодический пересмотр
    не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда в
    начальной школе и в ГПД;

  • совместно с профкомом безопасность
    использования, хранения учебных приборов и
    оборудования, наглядных пособий, школьной
    мебели. Своевременно принимает меры к изъятию
    учебного оборудования, приборов, не
    предусмотренных типовыми перечнями, в том числе
    самодельного, установленного в учебных и других
    помещениях без соответствующего
    акта-разрешения, приостанавливает
    образовательный процесс в помещениях
    образовательного учреждения, если там создаются
    условия, опасные для здоровья работников,
    обучающихся и воспитанников.

3.4. Координирует:

  • работу учителей и других
    педагогических работников начальной школы и ГПД
    по выполнению учебных планов и программ;

  • разработку необходимой
    учебно-методической документации в начальной
    школе и в ГПД;

  • взаимодействие представителей
    администрации, служб и подразделений школы,
    обеспечивающих учебный процесс начальной школы
    и ГПД.

3.5. Руководит:

  • методической работой в начальной
    школе и в ГПД;

  • созданием благоприятной учебной
    обстановки в начальной школе и в ГПД;

  • осуществлением системы
    стимулирования участников учебного процесса и
    методической работы начальной школы и ГПД.

3. 6. Контролирует:

  • правильность и своевременность
    оформления журналов и другой отчетной
    документации педагогами начальной школы и
    воспитателями ГПД в соответствии с учебным
    планом и программами;

  • своевременное проведение
    инструктажа по технике безопасности
    обучающихся, воспитанников начальной школы и ГПД
    и его регистрацию в журнале;

  • безопасность используемых в
    образовательном процессе начальной школы и ГПД
    оборудования, приборов, технических и наглядных
    средств обучения;

  • работу учителей начальной школы и
    воспитателей ГПД;

  • соблюдение учащимися начальной школы
    и ГПД правил для учащихся;

  • качество образовательного процесса и
    объективность оценки результатов
    образовательной подготовки обучающихся
    начальной школы;

  • работу кружков, факультативов,
    секций, студий и т.п. в начальной школе и в ГПД;

  • учебную нагрузку учащихся начальной
    школы и ГПД.

3.7. Корректирует:

  • ход выполнения учебного плана и
    программ в начальной школе и в ГПД;

  • планы работы педагогов начальной
    школы и воспитателей ГПД.

3.8. Разрабатывает:

  • методические документы,
    обеспечивающие учебный процесс в начальной
    школе и в ГПД;

  • нормативные документы для участников
    образовательного процесса начальной школы и ГПД;

  • фрагменты образовательной программы
    школы и других стратегических документов;

  • правила ведения журналов и другой
    отчетной документации в начальной школе и в ГПД в
    соответствии с учебным планом и программами;

  • методику и порядок обучения ПДД
    (правилам дорожного движения), поведения на воде
    и улице, пожарной безопасности в начальной школе
    и в ГПД;

  • на основании полученных от
    медицинского учреждения материалов списки лиц
    начальной школы и ГПД, подлежащих периодическим
    медицинским осмотрам, с указанием фактора, по
    которому установлена необходимость
    периодического медицинского осмотра.

3.9. Консультирует участников
образовательного процесса начальной школы и ГПД
по принципиальным методическим вопросам.

3.10. Оценивает и экспортирует:

  • стратегические документы школы в
    части, касающейся начальной школы
    (образовательную программу, учебный план и т.п.);

  • предложения по организации
    учебно-методической работы в начальной школе и в
    ГПД и установлению связей с внешними партнерами.

3.11. Редактирует подготовленные к
изданию методические материалы, разработанные
учителями начальной школы и воспитателями ГПД.

4. Права

Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых занятиях,
проводимых с учащимися начальной школы и ГПД (без
права входить в класс после начала занятий без
экстренной необходимости и делать замечания
педагогу в течение занятия), предупредив
педагога не позднее чем накануне.

4.2. Давать обязательные распоряжения
учителям начальной школы, педагогам
дополнительного образования начальной школы,
воспитателям ГПД, классным воспитателям,
младшему обслуживающему персоналу.

4.3. Привлекать к дисциплинарной
ответственности обучающихся начальной школы и
ГПД за проступки, дезорганизующие
учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном правилами о поощрениях и
взысканиях.

4.4. Принимать участие:

  • в разработке образовательной
    политики и стратегии школы, в создании
    соответствующих стратегических документов;

  • в разработке любых управленческих
    решений, касающихся вопросов образовательной и
    методической работы начальной школы и ГПД;

  • в ведении переговоров с партнерами
    школы по учебно-методической работе в начальной
    школе и в ГПД;

  • в аттестации педагогов и работе
    педагогического совета;

  • в подборе и расстановке
    педагогических кадров в начальной школе и в ГПД.

4.5. Вносить предложения:

  • о начале, прекращении или
    приостановлении конкретных методических
    проектов в начальной школе и в ГПД;

  • по совершенствованию
    учебно-методической работы;

  • о поощрении, моральном и материальном
    стимулировании участников учебно-методической
    деятельности в начальной школе и в ГПД.

4.6. Устанавливать от имени школы
деловые контакты с лицами и организациями,
способствующими совершенствованию
учебно-методической работы в начальной школе и в
ГПД.

4.7. Запрашивать для контроля и внесения
коррективов рабочую документацию различных
подразделений и отдельных лиц, находящихся в
непосредственном подчинении.

4.8. Проводить приемку
учебно-методических работ для начальной школы и
ГПД, выполненных по заказу школы различными
исполнителями (как из числа сотрудников школы,
так и из сторонних организаций).

4.9. Контролировать и оценивать ход и
результаты групповой и индивидуальной
методической работы в начальной школе и в ГПД,
налагать вето на методические разработки,
чреватые перегрузкой учащихся и педагогов,
ухудшением их здоровья, нарушением техники
безопасности, не предусматривающие
профилактики, компенсации и преодоления
возможных негативных последствий.

4.10. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее
исполнение без уважительных причин устава и
правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора школы и иных
локальных нормативных актов, должностных
обязанностей, установленных настоящей
инструкцией, в том числе за неиспользование прав,
предоставленных настоящей инструкцией, а также
принятие управленческих решений, повлекших
дезорганизацию образовательного процесса,
заместитель директора по учебно-методической
работе начальной школы несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством. За грубое нарушение
трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено
увольнение.

5.2. За применение, в том числе
однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и(или) психическим насилием над
личностью обучающегося, заместитель директора
по учебно-методической работе начальной школы
может быть освобожден от занимаемой должности в
соответствии с трудовым законодательством и
Законом Российской Федерации «Об
образовании». Увольнение за данный проступок
не является мерой дисциплинарной
ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной
безопасности, охраны труда,
санитарно-гигиенических правил организации
учебно-методического процесса заместитель
директора по учебно-методической работе
начальной школы привлекается к административной
ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным
законодательством.

5.4. За причинение школе или
участникам образовательного процесса ущерба (в
том числе морального) в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей,
а также неиспользование прав, предоставленных
настоящей инструкцией, заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и(или)
гражданским законодательствами.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы:

6.1. Работает в режиме
ненормированного рабочего дня по графику,
составленному исходя из 36-часовой рабочей недели
и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою
работу на каждый учебный год и каждую учебную
четверть. План работы утверждается директором
школы не позднее пяти дней с начала планируемого
периода.

6.3. Представляет директору
письменный отчет о своей деятельности объемом не
более пяти машинописных страниц в течение 10 дней
по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы
информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими
документами.

6.5. Визирует приказы директора школы
по вопросам организации учебного процесса и
методической работы в начальной школе и в ГПД.

6.6. Систематически обменивается
информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с педагогическими работниками
начальной школы и воспитателями ГПД,
заместителями директора школы.

6.7. Исполняет обязанности директора
школы и его заместителей в период их временного
отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение
обязанностей осуществляется в соответствии с
законодательством о труде и уставом школы на
основании приказа директора.

6.8. Передает директору информацию,
полученную на совещаниях и семинарах,
непосредственно после ее получения.

Дорогие коллеги!

Мы ждем ваших вопросов и предложений по поводу
содержания новой рубрики. Надеемся, что опытные
педагоги с большим стажем работы в должности
завуча начальной школы поделятся с нами своими
разработками. Ваши письма с вопросами и
пожеланиями, а может быть, и с опытом
административной работы направляйте по адресу:
121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, редакции газеты
«Начальная школа» с пометкой «Страничка
завуча начальной школы».

Должностная инструкция завуча.

Должностная инструкция

заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения при переходе на ФГОС НОО

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора на начальной ступени образовательного учреждения назначается и освобождается от должности директором. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или учителей из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заместитель директора на начальной ступени образовательного учреждения должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет в педагогической или руководящей должностях, а также владеть проектными технологиями, знать требования ФГОС нового поколения начальной ступени и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

1.3. Заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заместителю директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения непосредственно подчиняются учителя начальных классов и педагоги, работающие на начальной ступени образовательного учреждения.

1.5. В своей деятельности заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами субъекта Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Основные направления деятельности

Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения являются:

2.1. Организация разработки и реализации образовательной программы начальной ступени общеобразовательного учреждения;

2.2. Руководство деятельностью  педагогического коллектива начальной ступени образовательного учреждения;

2.3. Контроль условий, процессов и результатов образовательной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения;

2.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе на начальной ступени образовательного учреждения.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует процесс разработки и реализации проекта модернизации  образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения:

·                    готовит предложения по составу рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени образовательного учреждения;

·                    распределяет обязанности между членами рабочей группы:

§          по определению необходимых изменений в целях начальной ступени школы;

§          по определению необходимых изменений в учебном плане начальной ступени школы;

§          по анализу соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ новым ФГОС и определению необходимых изменений;

§          по анализу соответствия используемых образовательных технологий новым ФГОС и определению необходимых изменений;

§          по анализу соответствия имеющихся условий реализации образовательной программы новым ФГОС и определению необходимых изменений;

§          по анализу соответствия имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов новым ФГОС и определению необходимых изменений;

§          по формированию перечня единичных проектов по модернизации образовательной системы начальной ступени школы

§          по оценке  продолжительности разработки единичных проектов  и продолжительности их реализации;

§          по определению необходимых связей между единичными проектами;

§          по согласованию связей между единичными проектами;

§          по разработке укрупненного плана-графика реализации ФГОС нового поколения;

·                    координирует деятельность по разработке единичных проектов по модернизации образовательной системы начальной ступени школы;

·                    участвует в  проектировании  и введении в действие организационного механизма управления реализацией проекта модернизации  образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения, включающего:

§     организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;

§     организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;

§     организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

·                    обеспечивает  подготовку и проведение итоговой аттестации учащихся  начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения;

·                    проводит работу с родителями (законными представителями) по выявлению образовательных потребностей и запросов, принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации учебной и внеучебной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения.

3.2. Руководит деятельностью педагогического коллектива начальной ступени образовательного учреждения:

·         мотивирует образовательную и инновационную деятельность педагогического коллектива начальной ступени образовательного учреждения;

·         осуществляет профилактику организационных конфликтов в образовательной и инновационной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения и принимает участие в их разрешении;

·         обеспечивает условия, необходимые для развития педагогического коллектива начальной ступени образовательного учреждения;

3.3. Осуществляет контроль:

·                    процесса разработки проекта модернизации  образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения, включающего:

§          определение необходимых изменений в целях начальной ступени школы;

§          определение необходимых изменений в учебном плане начальной ступени школы;

§          анализ соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ новым ФГОС и определение необходимых изменений;

§          анализ соответствия используемых образовательных технологий новым ФГОС и определение необходимых изменений;

§          анализ соответствия имеющихся условий реализации образовательной программы новым ФГОС и определение необходимых изменений;

§          анализ соответствия имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов новым ФГОС и определение необходимых изменений;

§          формирование перечня единичных проектов по модернизации образовательной системы начальной ступени школы

§          оценку  продолжительности разработки единичных проектов  и продолжительности их реализации;

§          определение необходимых связей между единичными проектами;

§          согласование связей между единичными проектами;

§          разработку укрупненного плана-графика реализации ФГОС нового поколения.

·                    процесса реализации проекта модернизации  образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения:

§          выявляет отклонения сроков реализации  работ по проекту от запланированных;

§          выявляет отклонения результатов реализации  единичных проектов от запланированных;

§          анализирует результаты, процессы и условия введения ФГОС нового поколения;

§          прогнозирует возможные сбои в реализации единичных проектов;

§          определяет решения, требующиеся для ускорения выполнения  работ по проекту;

·                    способов реализации и условий  учебной и внеучебной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения:

§     учебную нагрузку обучающихся на начальной ступени образовательного учреждения;

§     изучение учащимися начальной ступени образовательного учреждения правил для учащихся;

§     ведение учителями начальной школы классных журналов и другой установленной отчетной документации;

§     оснащение учебных кабинетов начальной ступени школы современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения;

§     повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов начальной ступени школы;

§     пополнение библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами;

§     разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда на начальной ступени образовательного учреждения;

§     с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, а также помещений для внеучебной деятельности начальной ступени образовательного учреждения;

§     работу по соблюдению в образовательном процессе начальной ступени школы норм и правил охраны труда;

§     безопасность использования, хранения учебных приборов и оборудования, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательного учреждения, если там создаются условия, опасные для здоровья работников, обучающихся и воспитанников.

3.4. Периодически информирует педагогический совет и руководство образовательного учреждения о ходе и результатах введения новых ФГОС общего образования на начальной ступени общеобразовательного учреждения.

4. Права

Заместитель директора по учебной  работе на начальной ступени образовательного учреждения имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися начальной школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога накануне.

4.2. Давать обязательные распоряжения педагогам начальной ступени образовательного учреждения, младшему обслуживающему персоналу.

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся на начальной ступени образовательного учреждения за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4. Принимать участие:

·                    в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов, в разработке проекта введения ФГОС нового поколения;

·                    в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов образовательной деятельности и методической работы начальной ступени образовательного учреждения;

·                    в ведении переговоров с партнерами школы по образовательной и методической работе на начальной ступени образовательного учреждения;

·                    в аттестации педагогов и работе педагогического совета, Совета по введению ФГОС нового поколения;

·                    в подборе и расстановке педагогических кадров на начальной ступени образовательного учреждения.

4.5. Вносить предложения:

·                    о начале, прекращении или приостановлении конкретных инновационных проектов на начальной ступени образовательного учреждения;

·                    по совершенствованию образовательной деятельности  и методической работы;

·                    о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников образовательной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения.

4.6. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, способствующими совершенствованию образовательной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения.

4.7. Запрашивать для контроля и внесения коррективов рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении.

4.8. Проводить приемку работ, выполненных по заказу образовательного учреждения различными исполнителями (как из числа его сотрудников, так и из сторонних организаций) для начальной ступени образовательного учреждения.

4.9. Контролировать и оценивать ход и результаты групповой и индивидуальной деятельности педагогов начальной ступени образовательного учреждения, налагать вето на разработки, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.10. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса (за низкое качество проекта введения новых ФГОС общего образования на начальной ступени общеобразовательного учреждения; за несвоевременное представление Совету по введению новых ФГОС отчетов о ходе введения  новых ФГОС общего образования на начальной ступени общеобразовательного учреждения; за срыв выполнения плана-графика реализации комплексного проекта введения новых ФГОС общего образования на начальной ступени общеобразовательного учреждения и несоответствие качества полученных результатов ФГОС) заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебного процесса заместитель директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, заместитель директора по учебной работе на начальной ступени образовательного учреждения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательствами.

6. Порядок работы и связи

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Визирует приказы директора школы по вопросам организации образовательного  процесса на начальной ступени образовательного учреждения.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками начальной ступени образовательного учреждения, заместителями директора, Советом по введению ФГОС нового поколения.

6.6. Исполняет обязанности директора и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Директор МОУ «СОШ №9 г. Азнакаево»                                       Г.М. Хамидуллин

Кто это? Должность завуча школы (а точнее, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) подразумевает выполнение прямых поручений руководителя, а также множество собственных обязанностей.

На что обратить внимание? Как ни парадоксально, но до сих пор распространено мнение, что завуч должен быть хорошим предметником. А вот повышению его квалификации в области управления, права и прочих сферах уделяется мало внимания. Так каким же должен быть завуч школы?

Оглавление:

  1. Что делает завуч школы
  2. Основные направления деятельности завуча начальной школы
  3. Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы
  4. Плюсы и минусы работы завучем
  5. Обязанности завуча школы как управленца

Что делает завуч школы

Директору образовательного учреждения помогают несколько заместителей. Штатным расписанием предусмотрены следующие позиции:

  • завуч по организации учебной деятельности отвечает за составление расписания занятий, распределение нагрузки между учителями, посещение учениками уроков и их успеваемость;
  • на завуча по учебно-воспитательной работе возлагается контроль методической и воспитательной деятельности педагогов;
  • завуч по научно-методической работе, в чей план работы включена организация научной деятельности учеников;
  • завуч по административно-хозяйственной деятельности несет ответственность за обеспечение нормального функционирования здания школы, снабжение работников коммунальными услугами и необходимым оборудованием.

Завуч школы

Специфика и масштаб образовательной организации определяют необходимость в том или ином количестве завучей. В небольшой сельской школе может быть два заместителя директора: по учебной и по воспитательной работе. В крупной столичной гимназии обязанности распределяются между несколькими завучами. Например, за организацию образовательного процесса в начальной, средней и старшей школе отвечают разные люди.

В обязанности завуча по начальному образованию входят:

  • организация педагогической деятельности в младшей школе;
  • работа по реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» и региональных нормативных актов;
  • обеспечение повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, занятых в начальной школе;
  • управление учебно-воспитательным процессом в младших классах;
  • контроль качества образования в начальной школе;
  • сотрудничество с родителями учащихся и представителями общественности;
  • просветительская деятельность и методическая работа;
  • совершенствование материальной базы начального образования;
  • финансово-хозяйственное обеспечение воспитания и обучения младшеклассников.

Завуч средней школы – это специалист, на которого возлагается масса обязанностей по различным направлениям деятельности образовательного учреждения. Качественное выполнение профессиональных функций обеспечивает высокий уровень обучения и воспитания школьников, их гармоничное развитие.

Основные направления деятельности завуча начальной школы

От заместителя директора по организации начального образования ожидают эффективного управления учебным и воспитательным процессом в младших классах. Основная функция – административная, подразумевающая организацию и контроль деятельности педагогов, учеников и родителей.

Руководство школы должно создать оптимальные условия для достижения двух основных целей образовательного учреждения.

Завуч школы

Первая цель – обеспечение учебной деятельности, в процессе которой учащиеся получают качественные знания в соответствии с утвержденными программами, удовлетворяют познавательные потребности, развивают интеллект, раскрывают свои умственные и физические способности, овладевают полезными навыками.

Для достижения этой цели директор и завучи школы организуют полноценную образовательную среду, компонентами которой являются профессиональные педагогические кадры, материально-техническая база, сотрудничество с законными представителям детей, привлечение общественных организаций.

Вторая цель – работа над воспитанием в каждом ученике зрелой личности, привитие им правильных нравственных ориентиров, культурное и творческое развитие. Этому способствуют внеурочные мероприятия – экскурсии, встречи с интересными людьми, походы, тематические классные часы.

Кто такой советник директора по воспитанию

Реализация этих целей возможна при условии ответственного отношения каждого члена руководящего звена к выполнению своих должностных обязанностей. От директора и его заместителей зависит, насколько грамотно будет организована работа педагогов, какая атмосфера будет царить в учебном заведении, какие ценности будут прививаться детям.

Завуч по начальной школе выполняет очень важную функцию –­ настраивает педагогов на создание в младших классах творческой образовательной среды. Ученики должны проявить неподдельный интерес к процессу получения знаний и навыков.

Для этого завуч организует сотрудничество между учителями начальных классов, их коллегами из старшей школы, педагогами-предметниками, сотрудниками библиотеки, родителями и другими законными представителями детей. От того, какие знания и настрой на будущее получат ученики в начальной школе, во многом зависят их успехи в старших классах.

В идеале школа должны обеспечить преемственность работы педагогов с первого учебного дня и до получения выпускником аттестата. Только совместные усилия всех, кто имеет отношение к образованию и воспитанию ребенка, позволяют надеяться на отличный результат.

Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы

Подбор кандидатуры входит в компетенцию директора образовательной организации. Будущий завуч школы должен соответствовать нескольким требованиям:

  • иметь высшее образование по специальности «менеджмент» или «управление»;
  • заниматься педагогической или административной деятельностью более 5 лет;
  • знать государственные стандарты образования;
  • владеть навыками организации и контроля деятельности педагогов и учащихся;
  • разбираться в методике обучения и воспитания, знать основы педагогики, психологии, возрастной физиологии.

Завуч школы

На должность завуча может претендовать обладатель диплома о высшем педагогическом образовании, получивший знания по направлению «менеджмент», «экономика» или «управление» и проработавший более пяти лет учителем или управленцем.

Помимо профессиональных знаний и навыков, от претендента на должность завуча школы по воспитательной работе требуется наличие таких качеств, как целеустремленность, организаторские способности, стремление к лидерству, коммуникативность.

Лучшие завучи получаются из людей, которым свойственны:

  • желание общаться с детьми, их родителями, педагогами;
  • любовь к профессии;
  • ответственность;
  • тяга к саморазвитию;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • аналитический склад ума;
  • способность к принятию верных решений;
  • тактичность и эмпатия;
  • умение организовать рабочий процесс;
  • стрессоустойчивость;
  • общая культура, в том числе культура речи;
  • способность к решению нескольких задач одновременно.

Стать завучем может целеустремленный человек с высшим педагогическим образованием, обладающий организаторскими способностями, который не боится брать ответственность за принятие важных решений.

Завуч школы

Может ли претендент на должность завуча рассчитывать на стабильный высокий доход? В разных регионах России и в зависимости от специфики учебного заведения заместитель директора получает от 30 до 80 тысяч рублей.

Плюсы и минусы работы завучем

Выполнение обязанностей завуча имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсы Минусы
Высокая официальная зарплата Высокая степень ответственность
Комфортные условия труда Большая загруженность
Продолжительный отпуск в летние месяцы Регулярно возникающие стрессовые ситуации
Возможность реализовать свои амбиции Ненормированный рабочий день

От человека, занимающего должность завуча школы, требуются сосредоточенность, умение планировать не только свою работу, но и деятельность подчиненных. Стать успешным специалистом сможет тот, кому доставляет удовольствие тщательное продумывание шагов по достижению личных и профессиональных целей.

Претендент должен мириться с постоянной занятостью, необходимостью поддерживать связь с большим количеством людей: коллегами, руководством, родителями и учениками.

Обязанности завуча школы как управленца

Помимо базовых функций, на завуча возлагается миссия по организации преемственности между педагогами различных уровней образования. Достижение обучающих и воспитательных целей наиболее эффективно, когда деятельность учителей начальной, средней и старшей ступеней осуществляется в соответствии с продуманным долгосрочным планом.

Завуч школы

Плодотворное сотрудничество педагогов обеспечивается путем реализации работы завуча по нескольким направлениям:

  • просветительская;
  • диагностическая;
  • контрольно-коррекционная;
  • прогнозирующая.

Зачастую у администрации школы (и завуча в том числе) не хватает времени на близкое знакомство с проблемами учащихся. Слишком много сил требуют различные бумаги: планы, отчеты, ведение статистики. Однако за ворохом циркуляров нельзя забывать о том, что главная цель деятельности образовательного учреждения – это воспитание гармонично развитой и высокообразованной личности.

Это значит, что завучу необходимо больше внимания уделять вопросам психологического комфорта учащихся, начиная с адаптации первоклассников и заканчивая профессиональной ориентацией и подготовкой к итоговой аттестации выпускников.

Завуч школы

Работа с родителями и опекунами – еще одно ключевое направление деятельности завуча. Без понимания того, в какой среде растет ребенок, какие ценности ему прививаются в семье, чего взрослые ожидают от школы, сложно составить прогноз учебно-воспитательной работы. Выбор обучающих методик и форм донесения новых знаний тоже во многом зависит от семейных особенностей.

Организующая функция завуча заключается в сплочении педагогического состава, создании комфортной доброжелательной атмосферы в коллективе. Без человека, который ставит общие цели и контролирует их выполнение, невозможно гарантировать успешную деятельность учителей и других работников организации.

Известное утверждение, что завуч школы – это учитель учителей, объясняет его роль в налаживании эффективного сотрудничества между членами команды. Он разбирает конфликты, подбирает для молодых педагогов наставников из числа опытных коллег, мотивирует и поощряет, указывает на недостатки и ставит в пример другим достижения.

Директор и завуч школы не должны быть оторваны от реальной жизни школьного коллектива. Хорошие руководители полностью погружаются в текущие проблемы и находят оптимальные пути их решения. Плох тот завуч, который не может сам провести урок, спланировать внешкольную деятельность класса, организовать интересные мероприятия.

Несмотря на обилие бумаг, в работе завуча должно быть место для реального общения с учениками, их родителями, коллегами и техническими работниками учреждения. Только в этом случае можно говорить не просто о качественном выполнении завучем служебных обязанностей, но и о понимании им самой сути сложного и увлекательного процесса воспитания и образования детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Блок радиоканальный объектовый бро 4 gsm инструкция
  • Лекарство неулептил в каплях инструкция по применению для детей
  • Пост карта analyzer инструкция на русском
  • Инструкция по эксплуатации кофемашины bork c801
  • Стаф бактериофаг инструкция по применению для детей