Должностные инструкции педагога библиотекаря школьной библиотеки

[организационно-правовая форма,
наименование организации]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-библиотекаря в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-библиотекарь должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

— Конвенцию о правах ребенка;

— содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательной организации;

— методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

— основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

— индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

— современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

— нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

— профиль деятельности, специализацию и структуру образовательной организации;

— правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

— условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

— современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

— систему классификации информации и правила составления каталогов;

— единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

— порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

— порядок составления отчетности о работе библиотеки;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-библиотекарю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-библиотекаря;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-библиотекарь несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе

Должностная инструкция педагога-библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года), требованиями ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года), а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция педагога-библиотекаря устанавливает должностные обязанности с учетом ФГОС, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-библиотекаря.
1.3. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.4. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо:

  • имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.6. Педагог-библиотекарь непосредственно подчиняется заведующему библиотекой (заместителю директора по АХЧ).
1.7. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Уставу общеобразовательного учреждения;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору;
  • инструкции по охране труда педагога-библиотекаря школы.

1.8. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • вид деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

1.9. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.10. Педагог-библиотекарь в школе должен также соблюдать свою должностную инструкцию с учетом ФГОС, правила охраны труда и пожарной безопасности, знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

К главным направлениям деятельности педагога-библиотекаря школы относятся:
2.1. Информационно-библиографическое сопровождение образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении (образовательная функция).
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания.
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная).
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь в школе обязан:
3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать доступ обучающихся к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) по всем учебным предметам, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
3.3. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.4. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.5. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.6. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.7. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.8. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.9. Вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
3.10. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательной деятельностью.
3.11. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.12. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.13. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.14. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.15. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.16. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.17. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.18. При использовании электронного оборудования, в том числе клавиатуры, компьютерной мыши ежедневно дезинфицировать их.
3.19. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.20. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.

4. Права

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательную деятельность, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательной деятельности в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательной деятельности согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы – помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающей деятельности, педагог — библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству Российской Федерации. Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог — библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода.
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы.
6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.8. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы.

Должностную инструкцию разработал:
«___»_________202__г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для школьной библиотеки

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

СОГЛАСОВАНО                                                        
УТВЕРЖДАЮ

Председатель профсоюзного комитета                       Директор

                                                                                        
МБОУ СОШ №18 села Харагун

МБОУ СОШ №18 села Харагун                                
_________________/ С.В. Полякова __________________/О.Н. Политова

Протокол № «_____»                                                    
Приказ № «_____»

от  «_____» ____________ 20______ г.                        от  «_____»
____________ 20____ г. 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПЕДАГОГА — БИБЛИОТЕКАРЯ

1.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1       
Настоящая должностная инструкция разработана на основе:

     тарифно-квалификационной характеристики педагога-библиотекаря,
утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н «О
внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года,
регистрационный № 21240);

     изменений в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей
работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26
августа 2010 года № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года,
регистрационный № 18638).

1.2 Педагог-библиотекарь назначается и освобождается от
должности директором школы.

1.3. Педагог-библиотекарь должен иметь высшее
профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления
требований к стажу работы.

1.4. Педагог-библиотекарь подчиняется непосредственно директору
школы.

1.5. В своей деятельности педагог-библиотекарь
руководствуется:

     законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и
библиотечном деле;

     постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими
развитие культуры;

     руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной
работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;

     правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;

     Уставом МБОУ СОШ №18 села Харагун;

     Положением о ШИБЦ МБОУ СОШ №18 села Харагун.

1.6. Педагог-библиотекарь должен знать:

     приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;

     законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном
деле;

     Конвенцию о правах ребенка;

     содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий,
находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения;

      методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения
конференций, выставок;

     основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

     индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

      специфику развития интересов и потребностей обучающихся
(воспитанников), их творческой деятельности;

     современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые
редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные
системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети
Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения
электронного документооборота;

     нормативные и методические материалы по вопросам организации
информационной и библиотечной работы;

      профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного
учреждения;

     правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и
выдачи книг из библиотечного фонда;

      условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии
на иностранных языках;

     современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном
обслуживании;

     систему классификации информации и правила составления каталогов;

     единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

     порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

     порядок составления отчетности о работе библиотеки;

      правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

     правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. ФУНКЦИИ

Основными функциями ШИБЦ являются:

2.1. Информационно-методическая;

2.2. Образовательная;

2.3. Культурно-просветительская;

2.4. Профориентационная;

3.5. Справочно-библиографическая (каталогизация
информационных ресурсов);

2.6. Досуговая.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Педагог-библиотекарь

3.1       
Является руководителем школьного
информационно-библиотечного центра.

3.2       
Участвует в реализации основной образовательной программы
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в
соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования.

3.3       
Организует работу по ее учебно-методическому и
информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса
к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на
приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

3.4       
Осуществляет дополнительное образование обучающихся,
воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке
интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной
культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм
библиотечно-информационной деятельности.

3.5       
В этих целях разрабатывает рабочую программу,
обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в
массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный
выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы.

3.6       
Применяет педагогические теории и методики для решения
информационно-образовательных задач.

3.7       
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых
профессиональных интересов и склонностей.

3.8       
Участвует в обеспечении самообразования обучающихся,
педагогических работников школы средствами библиотечных и
информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок,
читательских конференций.

3.9       
Вносит предложения по совершенствованию образовательного
процесса в образовательном учреждении.

3.10    Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в
проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной
деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

3.11    Разрабатывает планы комплектования библиотеки МБОУ СОШ №18 села Харагун
печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам
учебного плана.

3.12    Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке школы фонда
дополнительной литературы, включающего детскую художественную и
научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические
издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

3.13    Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций
библиотечного фонда МБОУ СОШ №18 села Харагун.

3.14    Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление
систематического и алфавитного каталогов с применением современных
информационно-поисковых систем (при наличии программного обеспечения).

3.15    Организует обслуживание обучающихся и работников образовательного
учреждения.

3.16    Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим
запросам.

3.17    Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического
учета по основным показателям работы БИЦ и подготовку установленной отчетности.

3.18    Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

 4. ПРАВА

Педагог-библиотекарь имеет право
в пределах своей компетенции:

4.1. давать обязательные распоряжения пользователям
библиотечного фонда;

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности
обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в
порядке, установленном Правилами пользования ШИБЦ;

4.3. принимать участие в:

     разработке воспитательной политики и стратегии МБОУ СОШ №18 села Харагун,
в создании соответствующих стратегических документов;

     разработке любых управленческих решений, касающихся работы ШИБЦ;

     ведении переговоров с партнерами Школы по библиотечно-библиографической
работе;

     работе Педагогического совета;

4.4. вносить предложения:

     о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе
библиотеки;

     по совершенствованию воспитательной работы;

4.5. запрашивать у руководства, получать и использовать
информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для
исполнения своих должностных обязанностей;

4.6. приглашать от имени школы родителей (законных
представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о
нарушениях их детьми Правил школьной жизни, Устава школы, Правил пользования
фондом ШИБЦ;

4.7. требовать:

     от учащихся соблюдения Правил школьной жизни, выполнения Устава школы,
Правил пользования фондом ШИБЦ; научно-информационной деятельности.

     от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на
это посещение не было дано разрешение администрации;

4.8. повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за
не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее
дезорганизацию образовательного процесса, педагог-библиотекарь несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны
труда, санитарно-гигиенических правил работы БИЦ педагог-библиотекарь
привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение школе или участникам
образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав,
предоставленных настоящей Инструкцией, педагог-библиотекарь несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО
ДОЛЖНОСТИ

Педагог-библиотекарь:

6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой
рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый
учебный год и каждый учебный модуль. План работы утверждается директором школы
не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. может привлекаться по распоряжению заместителя
директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно
отсутствующих учителей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего
времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;

6.4. систематически обменивается информацией по вопросам,
входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями
директора школы.

Дата:__________

С инструкцией ознакомлена_______/___________________________/  

I. Общие положения

1. На должность педагога-библиотекаря
назначается лицо, имеющее:

— Высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки»

либо

Высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе с получением его после
трудоустройства.

2. Дополнительные требования:

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских
осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

3. Назначение на должность педагога-библиотекаря,
а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

4. Педагог-библиотекарь должен знать:

4.1. Теорию библиотековедения,
основы организации и управления библиотечным делом

4.2. Способы
формирования библиотечного фонда, справочного аппарата

4.3. Основы
социально-педагогического проектирования образовательного пространства в
образовательной организации

4.4. Способы
формирования развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке
образовательной организации

4.5. Технологии создания электронных каталогов

4.6. Формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся,
работников образовательной организации

4.7.
Основное
содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной
организации общего образования

4.8. Способы
и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и
глобальным информационным ресурсам

4.9. Способы
и технологии обеспечения доступа субъектов воспитания к ресурсам школьной
библиотеки

4.10.
Перечень образовательных программ, реализуемых образовательной организацией
общего образовани

4.11.
Требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению
образовательного процесса

4.12.
Способы комплектования библиотечного фонда научно-познавательной,
художественной, справочной литературы

4.13.
Формы и методы контроля поступления новых документов в библиотечный фонд

4.14.
Механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными
документами

4.15.
Технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими
библиотеками

4.16.
Формы и методы консультирования участников образовательного процесса по
вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной,
художественной, справочной литературы

4.17.
Возрастные особенности обучающихся по программам начального, основного и
среднего общего образования

4.18.
Основы общей педагогики

4.19.
Нормативные и правовые акты в области образования

4.20.
Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая
помощь»

4.21.
Теорию и методику социально-культурной деятельности, организации
воспитательного процесса

4.22.
Основные направления воспитательной деятельности педагогов

4.23.
Примерное содержание процесса формирования у обучающихся информационной
культуры

4.24.
Образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в
области формирования у детей информационной культуры

4.25.
Механизмы
поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде

4.26.
Алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска

4.27.
Педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации
программ общего образования и воспитания

4.28.
Педагогические технологии работы с детским коллективом, педагогической поддержки
деятельности детских общественных объединений информационной направленности

4.29.
Примерное содержание и подходы к организации творческой информационной
деятельности обучающихся разного возраста

4.30.
Примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров

4.31.
Способы обеспечения информационной безопасности обучающихся в образовательной
организации

4.32.
Подходы к организации коллективных творческих мероприятий обучающихся,
направленных на развитие у них информационной культуры

4.33.
Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических
работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

4.34.
Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий,
мероприятий в образовательной организации и вне организации

4.35.
Методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы
средствами литературы и чтения

4.36.
Способы формирования у детей интереса к чтению

4.37.
Формы и методы пропаганды детского чтения

4.38.
Виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы
их проведения

4.39.
Воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их
совместной деятельности с целью поддержки детского чтения

4.40.
Формы и методы воспитательной деятельности по формированию у обучающихся
уважения к родному языку, развитию культуры речи

4.41.
Методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности
педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию
культуры речи

4.42.
Формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у обучающихся
интереса к чтению, литературе

4.43.
Педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих
мероприятиях, выставках и презентациях книг

4.44.
Способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах
внеурочной деятельности

4.45.
Механизмы использования информационно-библиотечных технологий в реализации
программ воспитания

4.46.
Формы и методы педагогической поддержки семейного чтения

4.47.
Технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества

4.48.
Технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных
объединений читательской направленности

4.49.
Технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных
газет, журналов

4.50.
Формы детского литературного творчества

4.51.
Технологии мотивации обучающихся к литературному творчеству

4.52.
Способы педагогической поддержки детского литературного творчества

4.53.
_____________________________________________________________________

5. Педагог-библиотекарь  подчиняется непосредственно ______________________________

6. На время отсутствия педагога-библиотекаря
(отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за надлежащее их исполнение.

7.
________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

В обязанности педагога-библиотекаря входит:

1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса:

— Формирование
и пополнение библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
учреждения

— Создание
развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной
организации общего образования

— Справочно-библиографическое
обслуживание обучающихся и работников образовательной организации

— Информационно-библиографическая
деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам

— Контроль
поступления новых документов в библиотечный фонд

— Обеспечение
связи с другими библиотеками, организация межбиблиотечного обмена

2. Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной
культуры:

— Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры

— Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности

— Информационно-методическая поддержка реализации образовательных программ общего образования и воспитания обучающихся

— Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся

— Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации

3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению:

— Проведение конкурсов, викторин, литературных вечеров по формированию у детей интереса к чтению

— Осуществление информационно-методической поддержки воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи

— Организация выставок книг в образовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений

— Осуществление взаимодействия с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения

— Педагогическая поддержка детского литературного творчества

III. Права

Педагог-библиотекарь  имеет право:

1. Запрашивать и получать
необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам
своей деятельности.

2. Повышать квалификацию,
проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в
обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и
замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства
организации оказания содействия, в том числе обеспечения
организационно-технических условий и оформления установленных документов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6.___________________________________________________________

IV. Ответственность

Педагог-библиотекарь несет
ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.
____________________________________________________________________

Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 10 января  2017 г. № 10н и
иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Поделиться ссылкой:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гентамицин инструкция по применению в ветеринарии для крс
  • Руководство эксплуатации опель вектры с
  • Точилка рыбка для ножей инструкция по применению
  • Паклитаксел инструкция по применению при раке молочной железы побочные действия
  • Борьба с самим собой руководство