Допуск к руководству тушением пожаров

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный интернет-портал правовой информации

23 апреля 2023 года

  • СЕГОДНЯ
  • НЕДЕЛЯ

  • МЕСЯЦ
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

doc Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.10.2017 № 450
«Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций»

(Зарегистрирован 25.01.2018 № 49784)

Дата опубликования:
26.01.2018
Номер опубликования:
0001201801260031

 — Скачать PDF-файл для качественной печати (834 Кб)

Печать
 — Печать документа

?

Показывать страниц:
предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 12 следующая
Номер опубликования: 0001201801260031

Страница №1
из 12:
Для качественной печати: текущая страница в формате TIFF
предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 12 следующая

Аттестация на тушение пожаров

Просмотров 463 Опубликовано 23 мая 2021
Обновлено 15 мая 2021

Приказом МЧС России от 20.10.2017 г. № 450 утвержден Порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В нем определены правила создания экзаменационных комиссий и проведения тестирования должностных лиц.

Содержание

  1. Кто проводит аттестацию
  2. Кто проходит аттестацию на руководство тушением пожара
  3. Проведение аттестации

Кто проводит аттестацию

Основная цель данного вида проверки профессиональных качеств должностных лиц – подтверждение подготовленности к проведению чрезвычайных операций сотрудниками ПО и АСС.

Специально для этого формируют комиссию:

  • при Министерстве чрезвычайных ситуаций России, возглавляемую министром по делам гражданской обороны и ЧС. В случае его отсутствия экзамен принимает замминистра;
  • при пожарно-спасательных гарнизонах территориального и местного значения под руководством начальника главного управления Министерства или МПСГ;
  • при спецподразделении с участием начальника специального управления ФПС.

Теоретическая часть аттестации

В зависимости от уровня комиссии порядок ее работы и состав утверждается:

  • приказом по Министерству;
  • приказом ГУ МЧС;
  • приказом спецуправления ФСП.

План заседания комиссий утверждается каждый год. В него включают:

  • график заседаний;
  • план проведения занятий по пожарно-строевой подготовке;
  • экзаменационные вопросы;
  • график проведения практической и теоретической части экзамена.

Кто проходит аттестацию на руководство тушением пожара

Экзамен проводят для подтверждения профессиональных навыков при ликвидации последствий ЧС. Его сдают должностные лица:

  • ГУ МЧС России;
  • антикризисных центров;
  • отделений Федеральной пожарной службы;
  • аварийно-спасательных, спасательно-воинских подразделений в системе Министерства чрезвычайных ситуаций;
  • подразделений ПС;
  • формирований ПО ведомств различных уровней;
  • аварийно-спасательных служб, задействованных при тушении пожаров и АСР.

Экзамен при министерской комиссии сдают:

  • должностные лица органов исполнительной власти федерального уровня, на которых могут быть возложены функции ПО или АСС при тушении пожаров и проведении АСР;
  • начальники ГУ МЧС России;
  • руководящее звено центров управления в кризисных ситуациях при Министерстве;
  • руководители спецуправлений ФПС.

Практика аттестации

При ТПСГ:

  • начальники терорганов исполнительной власти федерального значения, выполняющие функции руководства подразделениями пожарной охраны или АСС;
  • начальники и их заместители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с одновременным выполнением обязанностей руководителя органа управления подразделений пожарной охраны или управления аварийно-спасательного формирования;
  • руководители управлений ГУ Министерства;
  • начальники отделов ЦУКС ГУ при Министерстве;
  • должностные лица управлений ГУ МЧС России;
  • сотрудники управлений кризисных ситуаций;
  • начальники отделов ФПС;
  • руководители воинских формирований в системе Министерства чрезвычайных ситуаций;
  • начальники аварийно-спасательных формирований в системе МЧС.

При  МПСГ:

  • руководители подразделений пожарной охраны;
  • начальники подразделений АСС вне системы Министерства, выполняющих задачи по тушению пожара.

При спецподразделениях:

  • должностные лица отделов подразделений ФПС МЧС России;
  • руководящее звено пожарно-спасательных подразделений в обозначенной системе;
  • начальники подразделений АСС в системе МЧС России;
  • начальники отделов иных видов пожарной охраны, задействованных в тушении пожара и АСР;
  • руководители частей аварийно-спасательных формирований вне системы Министерства;
  • должностные лица в подразделениях ПО при закрытых административно-территориальных образованиях.

Проведение аттестации

Проверка профессиональных навыков с целью допуска должностных лиц к тушению пожаров проводится раз в пять лет. Первично ее проходят при назначении на должность, а также в случае, если с момента предыдущей аттестации прошло более 4 лет. Внеплановая переэкзаменовка может быть проведена только по приказу руководства МЧС России для руководителей ГУ, специальных управлений ФПС МЧС России.

Штаб тушения пожара

Списки аттестуемых заранее направляются в комиссию с указанием вида работы:

  • тушение пожаров в системе ЧС;
  • обычное пожаротушение;
  • ликвидация ЧС.

Аттестация на руководство тушением пожара предполагает прохождение теоретической и практической части. Практику проходят все, кто не подпадает под аттестацию комиссии при МЧС РФ. Для теоретической части таких исключений нет. С целью установления у должностного лица имеющихся знаний и опыта, а также при переводе на новую должность могут быть включены дополнительные вопросы из практической части.

За 2 недели до аттестации в комиссию подают документы, подтверждающие воинское звание, должность, стаж работы, наличие профильного образования, государственных и ведомственных наград.

Лица, впервые аттестующиеся на руководство тушением пожара в результате перевода на новую должность, вправе получить месячную отсрочку на подготовку к аттестации с целью изучения оперативно-технических характеристик района ответственности. Такая отсрочка не должна быть более 3 месяцев.

При сдаче практической части выполняют три упражнения из пожарно-строевой подготовки. Также показывают имеющийся навык работы со спецтехникой. Теоретическая часть предполагает ответы на экзаменационные билеты. По результатам экзамена комиссия выносит решение и составляет протокол с заключением о профессиональной подготовке лица к выполнению должностных обязанностей по тушению пожаров.

Зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2018 г. N 49784

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 20 октября 2017 г. N 450

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА

ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ И ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 <1>, приказываю:

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2010, N 51, ст. 6903; 2012, N 6, ст. 643; 2013, N 52, ст. 7137; 2017, N 13, ст. 1913.

утвердить прилагаемый Порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Министр

В.А.ПУЧКОВ

Утвержден

приказом МЧС России

от 20.10.2017 N 450

  • ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ И ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
  • I. Общие положения
  • II. Проведение аттестации
  • III. Результаты проведения заседания аттестационной комиссии

Телефон приёмной:
+7(34922) 4-85-80

Написать нам:

dgzp@yanao.ru


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International


Политика конфиденциальности


Нашли ошибку? Выделите и нажмите
«Ctrl + Enter»

  1. Руководство тушением пожара

Руководство
тушением пожара осуществляется одним
лицом – руководителем тушения пожара.
Он является прямым начальником для
всего личного состава пожарных
подразделений, прибывших для тушения
пожара

Допуск к
самостоятельному руководству тушением
пожара решается старшим начальником
отдельно для каждого лица начальствующего
состава пожарной охраны.

В ходе тушения
пожара РТП действует самостоятельно.
Никто из должностных лиц не имеет права
вмешиваться в его действия.

Руководство
тушением пожара – большая и сложная
задача.

Поэтому РТП
должен:

  1. Иметь соответствующую
    тактическую и техническую подготовку.

  2. Иметь опыт
    руководства подразделениями при тушении
    пожара.

  3. Уметь быстро
    ориентироваться в сложной обстановке
    пожара, принимать решения и обеспечивать
    их выполнение.

  4. Быть решительным
    и требовательным.

РТП несет
персональную ответственность:

  • за исход тушения
    пожара;

  • за жизнь личного
    состава всех подразделений, прибывших
    на пожар;

  • за сохранность
    техники.

РТП обладает
определенными правами на пожаре:

  • частично или
    полностью приостановить технологический
    процесс производства (технологической
    установки или ее части);

  • привлекать
    дополнительные силы и средства в
    необходимом количестве независимо от
    их ведомственной принадлежности;

  • требовать
    консультации и документацию по объекту
    от администрации объекта;

  • вскрывать любое
    помещение и производить разборку
    конструкций.

Приказания и
команды РТП – закон для всего личного
состава, работающего на пожаре.

Приказания должны
быть краткими, точными и ясными. В
зависимости от содержания приказания
РТП отдает его исполнителям лично, через
оперативный штаб тушения пожара или
через начальника связи и связных, а
также используя средства связи.

Единоначалие в
руководстве тушением пожара не исключает
самостоятельных действий каждого
начальника на своем участке работы.
Отсутствие приказания от старшего
начальника не может служить причиной
для бездеятельности младшего начальника.
При внезапном изменении обстановки на
пожаре и невозможности своевременного
получения приказа от РТП, командиры
должны действовать самостоятельно,
проявляя разумную личную инициативу.

Основное содержание
деятельности РТП и предъявленных к нему
требований дает возможность построить
принципиальную схему этой деятельности
(рис.5).

В
случае сосредоточения сил и средств по
повышенному номеру вызова, при организации
на пожаре 2-3 УТП, РТП решает
основную задачу по организации управления
силами и средствами:

  • порядок руководства
    работой тыла;

  • необходимость
    создания УТП и их количество;

  • организация
    оперативного штаба и его целесообразный
    состав;

  • назначение,
    если необходимо, из числа опытных
    командиров ответственных за выполнение
    отдельных работ на пожаре.

Если
требуются дополнительные
силы и средства.

РТП вызывает их сразу, а не частями, и
организует встречу прибывающих
подразделений. Определяя число
дополнительных сил и средств, РТП исходит
из следующих положений:

  1. насколько далеко
    огонь может распространиться, пока
    вызванные силы будут введены в действие;

  2. необходимо ли
    применять специальные средства тушения
    и специальные автомобили спецслужб;

  3. сколько потребуется
    сил и средств для бесперебойной подачи
    средств тушения и ОТВ, для введения
    стволов и работы с ними, для
    аварийно-спасательных работ, вскрытия
    конструкций, эвакуации имущества и
    т.д.

РТП приходится
принимать решения не только перед
началом тушения, но и в ходе его, так как
развитие пожара в большинстве случаев
предвидеть нельзя. РТП вынужден уточнять,
дополнять, контролировать принятое
решение, а при внезапном и резком
изменении обстановки иногда вынужден
принимать принципиально новое решение.

При
тушении развившихся пожаров в большинстве
случаев РТП вынужден принимать решение
в условиях риска или неопределенности.
При этом РТП должен проявлять смелость,
готовность к расчетливому риску,
осторожность. Чтобы риск был оправдан,
он сопоставляет шансы на успех и неудачу,
если риск не связан с прямой угрозой
жизни и здоровья подчиненных, веря в
успех, можно идти на риск. Слепая боязнь
риска приводит к перестраховке, опасной
бездеятельности, что недопустимо на
пожаре. И наоборот, нерасчетливый риск,
надежда на «авось» может привести
к не менее опасному явлению –
авантюризму.

До локализации
пожара РТП непрерывно ведет разведку
с целью корректировки действий отдельных
командиров, добиваясь четкого и точного
выполнения поставленной задачи,
устанавливает взаимодействие в работе
между подразделениями.

При перегруппировке
сил и средств РТП обязан:

  • поставить новые
    задачи подразделениям;

  • лично руководить
    перегруппировкой сил и средств;

  • указать пути,
    способы и очередность перехода
    подразделений на новые позиции.

При внесении
изменений в первоначальную расстановку
сил и средств на пожаре РТП должен
решение о перегруппировке довести до
руководителей подразделений участвующий
в перегруппировке.

В случаях, если
при тушении развившихся пожаров
перегруппировка сил и средств требует
полной перестановки подразделений, РТП
собирает начальников участков тушения
пожара или командиров подразделений и
дает приказание: кому, когда и как
производить перегруппировку.

Принимая решение,
РТП в самом начале работ по пожаротушению
обязан подумать о резерве сил и средств
для решения внезапно возникающих задач:

  • обнаружения
    опасного распространения пожара на
    участке, где силы еще не введены или их
    недостаточно;

  • изменения обстановки
    в результате обрушения, взрывов, выброса
    горящей нефти, разрыва сосудов с
    ядовитыми газами;

  • необходимость
    принятия экстренных мер по предупреждению
    несчастных случаев и т.д.

Количество сил и
средств резерва зависит от особенностей
объекта пожара, складывающейся обстановки
и возможностей гарнизона.

Одна
из основных обязанностей РТП –
непрерывная связь с ЦУКС (ПСЧ), куда он
передаёт информацию об обстановке на
пожаре и принятых решениях. Эти данные
необходимы начальнику гарнизона,
вышестоящим должностным лицам для
принятия решения о привлечении на пожар
дополнительных сил пожарной охраны,
своевременной информации взаимодействующих
служб, изыскания других способов оказания
помощи работающим подразделениям.
Нельзя также задерживать первичную
информацию о внешних признаках пожара
и т.д.

РТП получает
информацию о горящем объекте и характере
развития пожара через:

  • телефонную связь;

  • радиосвязь;

  • сигналы управления;

  • связных;

  • заявления граждан
    и организаций;

  • строительные и
    технологические чертежи;

  • планы и оперативные
    карточки пожаротушения.

В ходе тушения
пожара, ставя задачи подразделениям,
РТП должен проверять и контролировать
выполнение задач и своих распоряжений.

Смену РТП без
особой необходимости считают нежелательной.
Согласно устава, прибывший на пожар
старший начальник берет руководство
тушением пожара на себя, только если
РТП не может эффективно руководить
вызванными на пожар подразделениями,
как правило, при тушении сложных пожаров
с повышенными номерами вызова – это
начальник отряда на территории выезда
которого находится горящий объект.

Прибывший на пожар
старший начальник должен:

  1. Установить
    правильность организации тушения
    пожара.

  2. Необходимость
    вызова дополнительных сил и средств.

  3. При необходимости
    принять на себя руководство тушением
    пожара.

Если старший
начальник решил принять руководство
тушением пожара на себя, он должен
объявить об этом действующему Р’ТП,
оповестить НШ, НТ, НУТП.

В ходе
тушения пожара могут быть случаи перехода
руководства от одного
лица к другому в следующих случаях:

  • если действующий
    РТП не обеспечил эффективного руководства
    подчинёнными и приданными подразделениями;

  • при выходе из
    строя действующего РТП;

  • при отдаче
    приказаний подразделениям старшим
    начальником, минуя действующего РТП.

Независимо от
того, принял старший начальник руководство
тушением пожара на себя или нет, он несет
ответственность за исход тушения пожара.

Момент локализации
пожара определяет РТП, о чем передает
на ЦУКС.

В период ликвидации
пожара РТП производит перегруппировку
сил и средств с целью свертывания работы
подразделений, при этом:

  • уменьшается
    количество стволов;

  • производится
    замена стволов на стволы меньшего
    диаметра спрысков;

  • объявляются отказы
    повышенным номерам вызова;

  • свертывается
    работа оперативного штаба;

  • ликвидируются
    отдельные участки тушения пожара.

Отъезд подразделений
с места пожара производится в следующей
последовательности:

  1. Резервные пожарные
    подразделения.

  2. Спецслужбы и
    автомобили специального назначения.

  3. Подразделения,
    работающие по вскрытию и разборке
    строительных конструкций.

  4. Подразделения,
    работающие со стволами на второстепенных
    позициях.

  5. Районные части
    (подразделения).

С целью установления
действительной ликвидации пожара РТП
производит осмотр места пожара, определяет
необходимость и срок наблюдения за
местом ликвидированного пожара,
организует это наблюдение.

При необходимости
РТП совместно с представителями объекта
определяет предварительные меры
безопасности для лиц, которым может
понадобиться войти в недавно горевшее
помещение.

Ошибки и РТП при
тушении пожаров составляют в среднем
30% от общих обстоятельств и условий
развития пожара до крупного.

Характерные ошибки
РТП ( начальника караула):

  • поздний
    вызов дополнительных сил и средств –
    9,2%

  • некачественная
    разведка –
    24,5%

  • подача
    стволов не на решающем направлении –19,4%

  • не
    использование звеньев в ГДЗС –
    17,2%

  • не
    принятие мер по эвакуации материальных
    ценностей –
    5,8%

  • не
    эффективное использование пожарной
    техники –16,7%

  • не
    использование ближайших водоисточников

    7,2%

Выводы по 2
вопросу:

Руководство
тушением пожара осуществляется одним
лицом – руководителем тушения пожара.

РТП
решает
основную задачу по организации управления
силами и средствами:

  • порядок руководства
    работой тыла;

  • необходимость
    создания УТП и их количество;

  • организация
    оперативного штаба и его целесообразный
    состав;

  • назначение, если
    необходимо, из числа опытных командиров
    ответственных за выполнение отдельных
    работ на пожаре.

Преподаватель
отвечает на вопросы обучаемых.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации паропроводов для персонала
  • Актовегин уколы инструкция по применению цена в уфе
  • Стиральная машина schulthess инструкция на русском
  • Anet a8 plus инструкция на русском
  • Витек термопот 4 литра инструкция по применению