Эффективность руководства понятие

Вероятностная модель эффективности
руководства (Ф.Фидлер) опосредствована
степенью контроля руководителя над
ситуацией, в которой он действует.
Ситуация зависит от параметров: 1) степень
благоприятности отношений руководителя
с подчиненными; 2) величина власти
руководителя (его возможность в контроле
за действиями подчиненных и использовании
различных средств стимулирования их
активности); 3) структура групповой
задачи (четкость поставленной задачи,
пути и способы ее решения, наличие
множественности решений, возможность
проверки их правильности). Совокупная
количественная оценка (по специально
разработанным шкалам) всех перечисленных
выше параметров позволяет судить о
величине осуществляемого руководителем
ситуационного контроля (СК), т.е. о степени
владения им ситуацией функционирования
группы.

Результаты исследований показали, что
руководитель директивного типа наиболее
эффективен в ситуациях с высоким или
низким СК, т.е. для него крайне благоприятных
или неблагоприятных. Руководитель с
демократически-коллегиальным стилем
наиболее эффективен в ситуациях с
умеренным СК.

В зависимости от особенностей поведения
руководителя в конфликтных, сложных
ситуациях можно выделить пять типов:

  1. доминирование, утверждение своей
    позиции любой ценой;

  2. уступчивость, подчинение, сглаживание
    конфликтов;

  3. компромисс, позиционный торг («Я тебе
    уступлю, ты – мне»);

  4. сотрудничество, создание взаимной
    направленности на разумное и справедливое
    решение конфликта с учетом обоснованных
    интересов обеих сторон;

  5. избегание конфликта, уход из ситуации,
    «закрывание глаз, как будто ничего
    не произошло»).

Наиболее эффективным, хотя и трудно
реализуемым, стилем поведения руководителя
в конфликтной ситуации является стиль
«сотрудничества». Крайне
неблагоприятными стилями являются
«избегание», «доминирование»,
«уступчивость», а стиль «компромисс»
позволяет достичь лишь временного
недолговечного решения конфликта,
позднее он может появиться вновь.

Критерием эффективности руководства
является степень авторитета руководителя.
Выделяют три формы авторитета руководителя:
1) формальный авторитет; обусловлен тем
набором властных полномочий, прав,
которые дает руководителю занимаемый
им пост. Формальный, должностной авторитет
руководителя способен обеспечить не
более 65% влияния руководителя на своих
подчиненных, 100%-ную отдачу от работника
руководитель может получить, лишь
опираясь еще дополнительно и на свой
психологический авторитет, который
состоит из 2) морального и 3) функционального
авторитета.

Моральный авторитет зависит от
нравственных качеств руководителя.
Функциональный авторитет определяется:
1) компетентностью руководителя, 2) его
деловыми качествами, 3) его отношением
к своей профессиональной деятельности.
Низкий функциональный авторитет
руководителя приводит, как правило, к
потере его влияния на подчиненных, что
вызывает в качестве компенсаторной
агрессивную реакцию со стороны
руководителя по отношению к подчиненным,
ухудшение психологического климата и
результатов деятельности коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    25.03.2016173.57 Кб46.doc

  • #

    25.03.2016136.19 Кб547.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:


Пригоровский, В. В. Эффективность деятельности руководителя / В. В. Пригоровский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20231/ (дата обращения: 24.04.2023).

Одним из основных условий развития любой организации на сегодняшний день справедливо считается эффективный процесс формирования управленческого состава. Повышение интенсивности труда, изменение содержания большинства видов трудовой деятельности, появление новых профессий увеличили значение оценки работы персонала и повысили требования к соответствию особенностей руководителей организации определенным критериям.

Руководители учреждений обычно обладают достаточным уровнем проффесионализма, но не в полной мере владеют знаниями и технологиями современных методов управления. Это является одной из основных проблем процесса управления учреждения. Как правило, практическая ежедневная деятельность руководителя строится на основе личностных качеств и управленческих навыков приобретенных на на основе опыта.

Эффективное управление должно характеризоваться не только достижением необходимых производственных и качественных показателей, но и наиболее рациональным использованием имеющихся в распоряжении финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов. Главной целью управления организацией как экономически управляемой структурой является принятие оптимальных решений по формированию и использованию ограниченных ресурсов, как финансовых, так и кадровых.

Для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, для любых предприятий кадры предприятия имеютважное значение. Без специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей. Несомненно, что управление кадрами является одной из важнейших задач организации.

Работа руководителя с людьми представляет собой управление отдельными сотрудниками и структурными подразделениями учреждения в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений. Поскольку руководитель стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность.

Специфика решаемых руководителями задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание деятельности руководителей. У них особый предмет труда — информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта.

Таким образом, можно заключить, что эффективная организация труда руководителя главным образом связана с организацией процессов управления и значительным образом влияет на успешность работы учреждения в целом.

Руководство учреждением призвано объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать основные функции, такие как, планирование, организация, мотивация и контроль, во едино. Чем сложнее система организации управления, тем острее перед руководством встает задача постоянного совершенствования системы управления. В этой связи, роль руководителя в системе управления предприятием состоит, в первую очередь, в совершенствовании этой системы.

Оценка эффективности деятельности руководителей — это один из путей диагностики успешности функционирования процессов в учреждении и начало их корректировки в случае выявления отклонений от заданных параметров. Данный эффект возможно достич за счет предоставления руководителям информации о сильных и слабых сторонах их деятельности и следовательно поиска путей ликвидации выявленных проблемм.

Управленческий труд — это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса так и трудовых коллективов в целом [1].

Управление — это планомерная деятельность руководителя, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих задач.

Руководство — это способность руководителя оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации [3].

Содержание работы руководителя можно разделить на две части:

а) управление деятельностью организации

б) управление людьми, персоналом.

На каждом уровне управления имеется существенная специфика деятельности руководителя по обеспечению своего влияния.

Руководитель достигает цели деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт коллективных сил подчинённых и целенаправленно их использует. [2].

Руководитель, учреждения, выступает как организатор выполнения установленных плановых заданий. Особое внимание руководителя должно уделятся кадровой политике.

Для обеспечения влияния на группы и отдельных членов организации руководитель располагает полномочиями. Полномочия — это ограниченное право лица, занимающего конкретную должность, принимать определенные решения для достижения целей организации [3].

Полномочия передаются для того, чтобы получивший их исполнитель имел возможность и условия, для выполнения своей части общей работы. Однако, учитывая что, организация — это сложная система, ее цель будет достигнута, если все звенья будут эффективно выполнять свою работу. Поэтому широкое распространение в управлении принцип единоначалия.

Единоначалие — это, отнюдь, не возможность для руководителя делать все, руководствуясь только своим личным желанием. Это, прежде всего, его ответственность за все, что происходит в организации. Руководитель получает необходимые полномочия, для обеспечения достижения поставленной цели, решения необходимых задач. Таким образом, важная сторона процесса передачи полномочий связана с ответственностью.

Руководитель передает полномочия только своим непосредственным подчиненным. При этом необходимо учитывать следующие виды ограничений:

а) Руководитель может передавать только те полномочия, которые он имеет.

б) Внутренние ограничения предачи определяются стратегией, правилами организации, должностными инструкциями и обязанностями руководителя и исполнителя.

Руководитель должен обладать набором компетенций, позволяющих ему достигать желаемого результата на различных уровнях работы. Уровни этих управленческих компетенций в общем виде можно описать следующим образом.

Во-первых, руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами своей организации, изменений во внешней среде и возможностях их использования. Во-вторых, руководитель должен обладать чуткостью к ситуациям внутри организации, проявлять творческий подход и умение мотивировать себя и персонал. В-третьих руководитель должен четко ставить цели и уметь планировать и выполнять планы, обладать способностью идти на риск, способностью принимать решения. В-четвертых, руководитель должен быть готов дать оценку полученным результатам и определить программу развития организации.

Суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций. Среди этих функций необходимо выделить, прежде всего, как главную стратегическую, функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов.

Руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы отдельных сотрудников и решение управленческих задач.

Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей разрабатываются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. На сегодняшний день к руководителю предъявляется целый ряд требований по организации и эффективной реализации системы управления. Сами требования понимаются и формулируются через анализ деятельности и официальный статус руководителя.

Оценка любого вида деятельности организации призвана дать ответ на вопрос о том, насколько эффективной и действеной она является.

Одним из важнейших инструментов управления эффективностью организации, учреждения,является оценка эффективности деятельности его руководителей. Важными факторами успешного функционирования на предприятии системы оценки являются:

а) четкая постановка цели проведенияконкретной оценочной процедуры;

б) выбор адекватного метода оценки.

Оценка работы руководителей призвана содействовать лучшему использованию имеющихся ресурсов.

Место оценки результатов деятельности руководителя в системе управления является центральным.

Оценочные технологии должны отвечать ряду требований таких как, например, наличие четко поставленных целей; обеспечение необходимыми ресурсами. Работа по достижению поставленных целей должна в соответствии с отработанными методами, регламентирующими документами, положениями, должностыми инструкциями. Эти методы, процедуры и документы обеспечивают высокую надежность достижения поставленных целей и заданых результатов. Соответственное, оценка деятельности руководителя только тогда даст высокие результаты, когда при этом используются хорошо отработанные методы, а вся организация работы осуществляется на основе регламента и условий, зафиксированных в соответствующих документах, положениях, инструкциях, утвержденных вышестоящим руководством.

Как правило эффективность деятельности руководителя учреждения, оценивается по трем ключевым направлениям, таким как: основная деятельность, финансово-экономическая деятельность и работа с кадрами. Наиболее часто встречающиеся показатели, характеризующие те или иные показатели деятельности, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, характеризующие деятельность руководителя учреждения

Направление

Показатели эффективности

Основная деятельность

— выполнение государственного задания;

— количественные характеристики деятельности;

— удовлетворенность потребителей доступностью и качеством представления услуг;

— обеспечение информационной открытости учреждения, наличие у него сайта

Финансово-экономическая деятельность

— отсутствие нарушений по результатам соответствующих проверок;

— целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;

— объем средств от оказания платных услуг и другой приносящей доход деятельности

Кадровая работа

— укомплектованность учреждениякадрами;

— доведение средней заработной платы соответствующих категорий работников до средней зарплаты по региону;

— соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения.

Предметом экономического анализа деятельности государственного учреждения служат такие понятия как эффект и эффективность.

Под понятием эффект следует понимать экономические результаты деятельности.

Белотелова Н.П. Стратегия развития банковской системы РФ в условиях глобализации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 89-95. Морозов Ю.В. Банковская система — пути и перспективы развития. М.: Экономика,2014. С.123. Роуз П. Банковский менеджмент. М.: Дело Лимитед, 2013. С.76. Мамонтова И.Д., Ширинская З.Г., Ольхова Р.Г. и др. Банковский аудит ч.2. М.: Бухгалтерский учет, Сиземова О.Б. Структурные особенности российской банковской системы и их влияние на развитие межбанковских расчетных правоотношений // Банковское право. 2012. № 5. С. 46-60. Антирацитов В. В. Банки и банковское регулирование. М.: Русская политика и гнет, 2014. С.211. Суетина M. B. Место Сбербанка в современной кредитной системе // Банковские услуги. 2013. №11. С.46. Дадашева О.Ю. Инвестиционная банковская деятельность и ее основные направления // Банковское дело. 2014. № 5. С. 52-57. Виноградов А.И. Управление развитием банковской¬ системы России в условиях глобализации // Информационные технологии моделирования и управления. 2013. № 6. С. 513-519. Жимиров В. Н., Тищенко А. Г., Колокольцев В. А. Некоторые теоретические вопросы классификации функций современного государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 1. Кикоть В.Я., Рыбин В.А. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. Введение доктора юридических наук, профессора С.И. Гирько. — М.: ЦОКР МВД России, 2009. -109 с. Клинова М. В. Коллективный договор и профсоюзы в организации труда, занятости и социальном диалоге во Франции. // РАН – М., 2008. – С. 91 Мейтарджян Д.А. Деятельность государства по обеспечению стабильности банковской системы // Финансовое право. 2014. № 8. С. 35-37. Меркулов П.А. Опыт законодательного регулирования политики в отношения молодежи в России переходного периода // Коммерсант Власть. 2012.№ 1. С. 107-125. Миляева Н.Н. Структура и семантика инициальных аббревиатур мегаполиса менеджмента (на материале современного немецкого языка). // Вестник НГУ Том 9 Выпуск 2 Новосибирск, 2011. – С. 13 Новиков М. В. Понятие добросовестности в гражданском праве: теоретический анализ / М. В. Новиков // Молодой ученый. 2012. №1. Т.2. С. 41-43. Стрелкова Л.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / Л.В. Стрелкова Ю.А. Макушева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 367 с. Соловьева М.В., Мальцев С.П./ Управление финансами: Учеб. пособие– М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 253 с. Сырых В. М. Теория развития правового государства «Юриспруденция». 6-е изд., переработанное и дополненное М.: Юстиция информация 2011. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: Учебник / Т.У. Турманидзе. – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287 с. Финансовая политика фирмы: учебное пособие / Л.Н. Кириллова [и др.], под общ. ред. Ю.Н. Нестеренко, Макроэкономика, 2014, С.158 Петров В.В. Макроэкномические сдвиги в 21 веке: смена модели регулирования экономики // Глобальная экономика и международные отношения. – 2014. – № 11. – С. 120 Черняк В.З. и др.; под ред. В.З. Черняка, Бизнес-планирование: учеб. пособие / Г.Г. Чараева. – 4-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с. Швец Ю.Ю., Радзиевская Я.Н. Анализ состояния безналичного банковского обслуживания при становлении банковской системы на новых территориях // Банковские услуги. 2014. № 10. С. 2-8. Нухович Э. С. Мировая экономика на рубеже 20-21 веков. М.: Изд-во Фин. Академии при правительстве РФ, 1995, — С. 187 Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2000, — С. 247 Бикчантаев М.М. Макроэкономика и приватизация российских компаний в отраслях инновационных технологий (опыт Германии) // Международная экономика и международные отношения. – 2012. – № 12. – С. 98 Клинова М. В. Коллективный договор и профсоюзы в организации труда, занятости и социальном диалоге во Франции. // РАН – М., 2008. – С. 91 Кошелева А. В. Социально-политическая занятость молодежи в условиях модернизации российского общества: состояние и проблемы развития // Вестник социально-политических наук. 2013. № 12 . С. 69. Кубякин Е.О. Особенности формирования и проявления экстремизма в молодежной среде. Краснодар, 2011. Салагаев, А.Л., Сергеев С.А., Лучшева. Л.В. Социокультурный портрет в динамике развития // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 325 – 333. Сергеев С.А., Сергеева. З.Х. Казань: Культурные символы и «гений места» // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 24. С. 166-170.

Понятие эффективности — более широкое, оно характеризует эффект и показывает, как использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эффективность следует рассматривать, как соотношение достигнутых результатов к затратам на их достижение. Эффективность следует понимать, как степень достижения конкретных результатов.

Суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций. Среди этих функций необходимо выделить, прежде всего, как главную стратегическую, функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов.

Белотелова Н.П. Стратегия развития банковской системы РФ в условиях глобализации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 89-95. Морозов Ю.В. Банковская система — пути и перспективы развития. М.: Экономика,2014. С.123. Роуз П. Банковский менеджмент. М.: Дело Лимитед, 2013. С.76. Мамонтова И.Д., Ширинская З.Г., Ольхова Р.Г. и др. Банковский аудит ч.2. М.: Бухгалтерский учет, Сиземова О.Б. Структурные особенности российской банковской системы и их влияние на развитие межбанковских расчетных правоотношений // Банковское право. 2012. № 5. С. 46-60. Антирацитов В. В. Банки и банковское регулирование. М.: Русская политика и гнет, 2014. С.211. Суетина M. B. Место Сбербанка в современной кредитной системе // Банковские услуги. 2013. №11. С.46. Дадашева О.Ю. Инвестиционная банковская деятельность и ее основные направления // Банковское дело. 2014. № 5. С. 52-57. Виноградов А.И. Управление развитием банковской¬ системы России в условиях глобализации // Информационные технологии моделирования и управления. 2013. № 6. С. 513-519. Жимиров В. Н., Тищенко А. Г., Колокольцев В. А. Некоторые теоретические вопросы классификации функций современного государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 1. Кикоть В.Я., Рыбин В.А. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. Введение доктора юридических наук, профессора С.И. Гирько. — М.: ЦОКР МВД России, 2009. -109 с. Клинова М. В. Коллективный договор и профсоюзы в организации труда, занятости и социальном диалоге во Франции. // РАН – М., 2008. – С. 91 Мейтарджян Д.А. Деятельность государства по обеспечению стабильности банковской системы // Финансовое право. 2014. № 8. С. 35-37. Меркулов П.А. Опыт законодательного регулирования политики в отношения молодежи в России переходного периода // Коммерсант Власть. 2012.№ 1. С. 107-125. Миляева Н.Н. Структура и семантика инициальных аббревиатур мегаполиса менеджмента (на материале современного немецкого языка). // Вестник НГУ Том 9 Выпуск 2 Новосибирск, 2011. – С. 13 Новиков М. В. Понятие добросовестности в гражданском праве: теоретический анализ / М. В. Новиков // Молодой ученый. 2012. №1. Т.2. С. 41-43. Стрелкова Л.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / Л.В. Стрелкова Ю.А. Макушева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 367 с. Соловьева М.В., Мальцев С.П./ Управление финансами: Учеб. пособие– М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 253 с. Сырых В. М. Теория развития правового государства «Юриспруденция». 6-е изд., переработанное и дополненное М.: Юстиция информация 2011. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: Учебник / Т.У. Турманидзе. – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287 с. Финансовая политика фирмы: учебное пособие / Л.Н. Кириллова [и др.], под общ. ред. Ю.Н. Нестеренко, Макроэкономика, 2014, С.158 Петров В.В. Макроэкномические сдвиги в 21 веке: смена модели регулирования экономики // Глобальная экономика и международные отношения. – 2014. – № 11. – С. 120 Черняк В.З. и др.; под ред. В.З. Черняка, Бизнес-планирование: учеб. пособие / Г.Г. Чараева. – 4-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с. Швец Ю.Ю., Радзиевская Я.Н. Анализ состояния безналичного банковского обслуживания при становлении банковской системы на новых территориях // Банковские услуги. 2014. № 10. С. 2-8. Нухович Э. С. Мировая экономика на рубеже 20-21 веков. М.: Изд-во Фин. Академии при правительстве РФ, 1995, — С. 187 Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2000, — С. 247 Бикчантаев М.М. Макроэкономика и приватизация российских компаний в отраслях инновационных технологий (опыт Германии) // Международная экономика и международные отношения. – 2012. – № 12. – С. 98 Клинова М. В. Коллективный договор и профсоюзы в организации труда, занятости и социальном диалоге во Франции. // РАН – М., 2008. – С. 91 Кошелева А. В. Социально-политическая занятость молодежи в условиях модернизации российского общества: состояние и проблемы развития // Вестник социально-политических наук. 2013. № 12 . С. 69. Кубякин Е.О. Особенности формирования и проявления экстремизма в молодежной среде. Краснодар, 2011. Салагаев, А.Л., Сергеев С.А., Лучшева. Л.В. Социокультурный портрет в динамике развития // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 325 – 333. Сергеев С.А., Сергеева. З.Х. Казань: Культурные символы и «гений места» // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 24. С. 166-170.

Для оценки труда руководителя государственного учреждения большое значение имеет выработка критериев, в соответствии с которыми будет производиться оценка, то есть тех показателей или характеристик работы, которые определяют успешность деятельности.

Критерии — это те характеристики, на основании которых можно судить о том, насколько хорошо выполняется повседневная работа. Критерии позволяют оценить вклад в достижение целей организации. Критерии оценки могут быть выражены как в количественной, так и в качественной форме.

Разработка критериев оценки предполагает тщательный анализ работы, выполняемой руководителем.

Важно обладать достаточной информацией для оценки эффективности управленческого труда по выбранным критериям.

Литература:

1.      Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. — М.: Новое знание, 2009. — 336 с.

2.      Роль руководителя в системе управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/

3.      Чуйкин А. М. Основы менеджмента: учеб. пособие / А. М. Чуйкин. — Калининград: Калинингр. ун-т., 2009. — 106 с.

4.      Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: конспект лекций / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2010. — 145 с.

5.      Показатели эффективности муниципального учреждения на практике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.audar-urist.ru/articles/116/

6.      Методы и стили управления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): банковская система, руководитель, Казанский технологический университет, Коллективный договор, организация труда, социальный диалог, управленческий труд, условие глобализации, учебное пособие, достижение целей организации.

Чем бы руководитель не был занят — бизнес или работа в больнице, в правительственном учреждении или в профсоюзном комитете, в институте или в армейском подразделении, — от него потребуется правильное выполнение задачи, то есть ожидается проявление эффективности.

Существуют различные позиции по отношению к понятию эффективность.

Эффективность является интегральной и структурированной характеристикой в деятельности организации, которая комплексно отражает успешность такой деятельности, её в соответствии миссии, цели и задаче в организации.

Эффективность систем менеджмента является показателем, который характеризуется соотношением затраты на осуществление управленческой функции и результата в деятельности организации.

Эффективность управления определена, главным образом, тем, в какой степени система по управлению поспособствует удовлетворению непрерывно растущей общественной потребности, укреплению экономического могущества в стране. Эффективность управления связана с полученным результатом (объемом реализованного продукта) при сопоставлении с затратой на его достижение.

Одна из проблем эффективного руководителя, на наш взгляд, заключается в том, что подчас руководящую должность занимает работник, не обладающий высокой степенью эффективности, хотя и имеющий высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Такие индивиды чаще всего хорошо информированы и обладают значительным запасом знаний. Но прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью не наблюдается. Даже самый одаренный человек может являться на удивление неэффективным; он часто не понимает, что благодаря одной способности нельзя добиваться сколько-нибудь значительного успеха в работе. Он не осознает, что талант может поспособствовать эффективности лишь с помощью целенаправленного труда. И, наоборот, во всех организациях существует высокоэффективный работник, не имеющий особого таланта. В то время как один лихорадочно мечется, имитируя кипучую деятельность, которую порой другой человек принимает за «творческую искру», другой постепенно, медленно движется к намеченной цели и достигает ее первым, подобно черепахе в известной старой басне.

Интеллект, воображение и информированность являются, конечно, существенными качествами, однако только при сочетании с эффективностью они воплощаются в результате. Взятые сами по себе, они только установят планку возможного достижения.

По мнению Питера Друкера, ученого и практика, посвятившего целый ряд работ исследованию деятельности руководителей, эффективность — это особенная технология, которая применяется работниками умственного труда в рамках организации. Друкер проводит сравнение специфики руководства физическим и умственным трудом. Деятельность работников физического труда всегда можно оценивать по количеству и качеству легко поддающегося определению и учету продукта, как, к примеру, обуви. За последние сто лет люди научилось определять результативность и качественную составляющую физического труда. Это помогает увеличивать производительность труда отдельных работников во много раз. Раньше работники физического труда, будь то производственные рабочие или солдаты, превалировали в каждой организации. Потребность в эффективном работнике являлась невеликой: весь процесс по управлению сосредотачивали в руках немногих администраторов, «начальника», раздающего приказы своему подчиненному (Отметим что в классической школе организации и управления подробно описан этот процесс). Вышеназванные руководители составляли такую малую долю трудоспособного населения, что их эффективность не ставили под сомнение. Они являлись теми немногими людьми, природные качества которых позволили им увидеть то, что остальные индивиды постигали с большим трудом.

Данное положение вещей являлось характерным не только для производства и армии. На данном этапе кажется невероятным, что американское «правительство» во время Гражданской войны более ста лет назад состояло всего лишь из небольшого числа функционеров. Работники интеллектуального труда были в явном меньшем количестве. Работник умственного труда составлял только маленькую часть всех занятых в тех или иных организациях. Главным образом они работали на должности, требовавшей специального навыка, в лучшем случае с клерками. Их эффективность или отсутствие таковой затрагивали только их самих.

На данном этапе учреждение, в основании деятельности которого находится интеллектуальный труд, занимает ведущее место в общественной жизни. Современное общество является обществом больших организаций. В любом из них, включая армию, главную роль играют люди умственного труда, полагающиеся на свои головы, а не на мускулы и ловкость рук. Происходит рост удельного веса работников, которые специально обучались использовать свое теоретическое знание, а не физическую силу. Их эффективность измеряют с помощью их вклада в те организации, где они работают. На данном этапе эффективность не сможет больше восприниматься в качестве некой данности, и ей нельзя более пренебречь. Система измерений и оценок — от организаций производства и учета до контроля качества, — используемая в отношении физического труда, не может применяться к труду интеллектуальному.

Можно ли представить себе что-то менее привлекательное и продуктивное, чем конструкторское бюро, которое создает остроумную техническую разработку никому не нужного продукта? Таким образом, работа над нужными продуктами — это мерило эффективности для интеллектуального труда. К интеллектуальной, творческой деятельности не подходит никакая мерка, применяемая в отношении физического труда.

Творческим работникам чужда мелочная опека. Им требуется лишь помогать. Кроме того, они должны направить самих себя на выполнение поставленной задачи, иначе говоря, на эффективность. Кроме того, мышление является их областью деятельности, их трудом.

Мотивация работников, занимающихся интеллектуальной деятельностью, находится в зависимости от их эффективности, от их способности достигнуть поставленных целей. Если их труд лишается эффективности, то очень скоро их желание работать и принести конкретную пользу исчезнет и они превратятся в чиновников, отбывающих на рабочем месте собственное время с 9 до 17. Работники, обладающие теоретическим знанием, не производит ничего такого, что могло бы стать эффективным само по себе. Они не изготавливают физически измеримый продукт, как, к примеру, обувь, деталь для машины и т. п. Они производят знания, идею и информацию. Сам по себе этот «продукт» является бесполезным. Его практическая реализация произойдёт на следующем этапе, когда кто-то воспользуется продуктом для того, чтобы добиться конкретного результата.

Самая блестящая идея, если ее не применять на практике, остается «вещью в себе». Поэтому, работники, занимающиеся интеллектуальной, творческой деятельностью, должны сделать что-то такое, чего работникам физического труда сделать не требуется. Они обязаны придать работе эффективность. В отличии от изготовителей ботинок, их не должна волновать потребительская полезность результата их деятельности. Отдача или производительность представителей такого труда выражена в их способности решить актуальную задачу. Это и является эффективностью.

Таким образом, говоря об эффективности руководителя, стоит, на наш взгляд, придерживаться следующих основных положений:

  1. Руководителями мы считаем тех работников интеллектуального труда, которые в силу своего положения или имеющихся знаний принимают решения, оказывающие влияние на результат работы всей организации.
  2. Эффективные руководители всегда ориентированы на достижение результата, который уже выходит за рамки данной конкретной организации, носит более широкий социальный контекст, который имеет социальную значимость.
  3. Вся деятельность эффективных руководителей должна состоять из выполнения приоритетных заданий, реализации приоритетных направлений. Поэтому важной задачей для эффективного руководителя является умений концентрироваться на главных направления своей работы, умение их определять.
  4. Эффективные руководители способны к самоорганизации при выполнении поставленной задачи. Достижение результата является для них лучшей мотивацией. Высокопроизводительный труд ведет к удовлетворенности. (О чем свидетельствует известная модель мотивации Портера-Лоулера).
  5. Эффективные руководители строят свою деятельность, исходя из собственных сильных сторон, своих лучших личных качествах, а также наилучших личных качествах своих подчиненных.

Итак, можно отметить, что понятие «эффективность» имеет свою «эволюцию», и управленческая мысль прошла путь от простой экономической эффективности организаций механистического типа до социальной и политической эффективности социальных институтов.

Учеными различаются несколько видов эффективности в целом, которые мы можем, в целях достижения цели данного диплома, применить к понятию эффективности руководства:

Экономическая эффективность связана с измеряемыми показателями и результатами в деятельности организации . В самом общем смысле — это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов при соотнесении выгод и издержек и др. К современным, энергоемкость, экономическим показателям эффективности относят: результативность, производительность, продуктивность, рентабельность, экологичность.

Организационная эффективность связана со способностью организации приспосабливаться к постоянно изменяющимся требованиям внешней среды, с качеством построения организации, ее систем управления, принятием управленческих решений, реакцией систем управления на стресс, конфликт, организационное изменение и др. Оценка эффективности организации позволяет сделать выводы о степени реализации организацией своих функций и скорректировать дальнейшую деятельность.

Социальная эффективность связана с влиянием менеджмента на процесс формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей различного уровня, корпоративного духа, на удовлетворенность трудовой деятельностью, на развитие трудовой, духовной, общественной активности сотрудников, атмосферы защищенности и принадлежности к цели в организации, перспективам ее развития и др.

Политическая эффективность связана со степенью выполнения властью своих задач и функций. На практике это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками, (к которым можно, в том числе, отнести и политическую борьбу, и лоббирование интересов узких групп), в максимально короткие сроки. Для государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленной цели. К основным критериям эффективности в данном контексте можно отнести: 1) достаточность оснований власти и рациональное использование ее ресурсов; 2) действенная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет; 3) наличие системы санкций, применяемых к субъекту власти в случае невыполнения им властного приказа. Политическая эффективность субъекта управления проявляется в самоидентификации с интересами общественности, в служении людям, олицетворении единства интересов власти и общества.

В следующем параграфе мы постараемся применить вышеизложенные выводы к руководителям в системе государственной гражданской службы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция ропа в продажах скачать
  • Эссенциальные фосфолипиды инструкция по применению мирролла
  • Карсил для собак инструкция по применению таблетки
  • Руководство компартии россии
  • Стиральная машина хотпоинт аристон wmsf 6013 инструкция по применению