ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ: : РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ / В.Я. ЕВТУШЕНКО, А.Я. ИВАНЮШКИН, Т.А. ПОКУЛЕНКО, В.А. ТИХОНЕНКО; ПОД РЕД.В.А.ТИХОНЕНКО
ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ: : РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ / В.Я. ЕВТУШЕНКО, А.Я. ИВАНЮШКИН, Т.А. ПОКУЛЕНКО, В.А. ТИХОНЕНКО; ПОД РЕД.В.А.ТИХОНЕНКО
М. : ПРАВО И ЗАКОН
Место издания
О произведении
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
56.14
Э 901
ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ / ПОД РЕД. В.А. ТИХОНЕНКО. — М. : ЗАКОН И ПРАВО, 1996. — 191 с. — ISBN 5-7858-0015-2 : 19600.00 р., 13500.00 р.
ББК 56.14
Рубрики: ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Доп.точки доступа:
ТИХОНЕНКО, В.А. ред.
Экземпляры:
Всего: 2, Отдел естественнонаучной и производственной литературы — 1 экз., Абонемент — 1 экз.
Свободны:
Отдел естественнонаучной и производственной литературы — 1 экз.: (Инв. С 1374880),
Абонемент — 1 экз.: (Инв. С 1382095)
Похожие издания по классификации
Медицинская
деонтология
(греч. — учение о должном) — положения,
правила, определяющие этические принципы
поведения медицинских работников
при выполнении их профессиональных
обязанностей и во взаимоотношениях с
коллегами. Идея о врачебной этике и
врачебном долге своими корнями уходят
во времена глубокой древности. Непреходящее
значение имеют требования к врачу,
его поведению и деятельности,
сформулированные греческим врачом
Гиппократом (V—IV вв. до н.э.), получившие
название «Клятва Гиппократа». Вопросам
медицинской этики и деонтологии врачи
всех времен уделяли особое внимание.
Большой вклад в развитие идей медицинской
этики и деонтологии внес выдающийся
русский хирург Н.И. Пирогов (1810-1881).
В
условиях научно-технического прогресса
вопросы медицинской деонтологии
приобретают особое значение. Достижения
в области таких наук, как генетика,
иммунология, реаниматология,
трансплантология, выдвинули ряд новых
этических и правовых проблем, имеющих
не только медицинский, но и междисциплинарный
характер. Для обозначения и оценки
всего комплекса этих проблем был
предложен новый термин «биоэтика»
[Поттер В.Р., 1971]. Содержание понятия
«биоэтика» выходит за рамки сугубо
профессиональной медицинской
деятельности, оно включает в себя также
философские, религиозные, правовые
и другие составляющие.
Психиатрия
отличается рядом особенностей от других
медицинских дисциплин, ей присущи
свои этические и медико-де- онтологические
проблемы. В последние десятилетия в
сферу деятельности психиатров все
больше включается, помимо выраженных
психических расстройств, широкий спектр
пограничных психических нарушений.
В
обществе все еще существует настороженное
и подозрительное отношение к психически
больным. Поэтому наличие психиатрического
диагноза у лица, его пребывание на
лечении или под наблюдением психиатрического
учреждения, если это становится известно
окружающим, могут создать для него
дополнительные трудности как в
социальном существовании, так и в
профессиональной деятельности.
Практика
оказания психиатрической помощи
регламентируется законом. Но законом
не могут быть предусмотрены частные
вопросы этики. Врач же имеет дело с
конкретным человеком и индивидуальными
особенностями его состояния. В своей
практической деятельности врач-психиатр
руководствуется положениями Закона
и принципами врачебной этики, основные
требования которой следующие: деятельность
врача должна быть направлена на благо
больного, соблюдение его интересов и
врачебной тайны.
Следует
иметь в виду, что успешность в осуществлении
эти- ко-деонтологического принципа во
врачебной деятельности зависит не
только от личных качеств и гуманистических
установок врача, но и от его
компетентности и уровня профессионализма.
У
врача нередко возникают проблемы
этико-медицинского и деонтологического
характера, связанные с границами
врачебного вмешательства. Речь идет,
во-первых, об оформлении диагноза лицам,
обнаруживающим пограничные психические
расстройства, адаптированным к жизни
и выявленным при массовых обследованиях
(например, диспансеризации); и, во- вторых,
об обоснованности применения к больным
различных исследовательских методик.
Конечно, в решении этих вопросов
мнение врача имеет чаще всего решающее
значение. Однако известно, что мотивами
для проведения различных процедур
могут быть не только необходимость
получения дополнительных данных для
оценки состояния больного, определения
показаний к его лечению, но и стремление
получить новую научную информацию,
а также обучение медицинских работников.
Поэтому правилом является то, что сложные
методы исследования, травматичные
лечебные мероприятия, съемки и звукозапись
с научными и педагогическими целями
проводятся только с согласия больного.
В
последнее время терапевтический арсенал
психиатрии обогатился новыми эффективными
лекарственными лечебными средствами
и нелекарственными методами, позволяющими
существенно модифицировать психическое
состояние и поведение индивидуума,
причем степень такой модификации и ее
направленность в силу специфики
деятельности психиатра определяется
им зачастую без учета мнения пациента.
Влияние на индивидуума может
осуществляться с помощью химических
или физических воздействий, последствия
которых не всегда можно предусмотреть
или контролировать. Этическое значение
вопросов, связанных с подобным
воздействием, еще более возрастет, если
в арсенал врачебных средств войдет
целенаправленное влияние на те или иные
структуры мозга, вызывающее изменение
поведения. Последние достижения
нейрофизиологии делают подобную
перспективу достаточно реальной.
Другим
путем, изменяющим психическое состояние
и поведение индивидуума, являются
различные методы психотерапевтического
вмешательства. Несмотря на их разнообразие,
все они сводятся в конце концов к тому,
что поведение одного человека изменяется
другим в ранее планируемом направлении
и в соответствии с представлениями
психотерапевта о желаемом и должном,
которые не обязательно могут разделяться
пациентом. Разумеется, психотерапия
должна стремиться к использованию
достижений научного прогресса для
совершенствования методов исследования
и воздействия, расширения возможностей
врача и увеличения терапевтического
эффекта. Однако при этом необходима
разработка этических критериев,
позволяющих определить приемлемые
направления и допустимые пределы
применения этих достижений.
Ниже
будут приведены основные положения
Кодекса профессиональной этики
психиатров, принятого на пленуме
правления Российского общества
психиатров 19 апреля 1994 г.
Этот
Кодекс гласит:
Главной
целью профессиональной деятельности
психиатра является оказание
психиатрической помощи всякому
нуждающемуся в ней, а также содействие
укреплению и защите психического
здоровья населения.
Профессиональная
компетентность психиатра: его специальные
знания и искусство врачевания — является
необходимым условием психиатрической
деятельности.
Психиатр
не вправе нарушать древнюю этическую
заповедь врача: «Прежде всего не
навредить!». Всякое злоупотребление
психиатром своими знаниями и положением
врача несовместимо с профессиональной
этикой.
Моральная
обязанность психиатра — уважать свободу
и независимость личности пациента,
его честь и достоинство, заботиться о
соблюдении его прав и законных
интересов.
Психиатр
должен стремиться к установлению с
пациентом «терапевтического
сотрудничества», основанного на взаимном
согласии, доверии, правдивости и взаимной
ответственности.
Психиатр
должен уважать право пациента соглашаться
или отказываться от предлагаемой
психиатрической помощи после
предоставления необходимой информации.
Психиатр
не вправе разглашать без разрешения
пациента или законного представителя
сведения, полученные в ходе обследования
и лечения пациента и составляющие
врачебную тайну.
При
проведении научных исследований или
испытаний новых медицинских методов
и средств с участием пациентов должны
быть заранее определены границы
допустимости и условия их проведения.
Моральное
право и долг психиатра — отстаивать
свою профессиональную независимость.
Во
взаимоотношениях с коллегами главными
этическими основаниями служат
честность, справедливость, порядочность,
уважение к их знаниям и опыту, а также
готовность передать свои профессиональные
знания и опыт.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Каннабих
Ю.В.
История психиатрии: Репринтное издание.
— М.: ЦРТ МГП ВОС, 1994.
Медицинская
этика и деонтология / Под ред. Г.В.
Морозова, Г.И. Ца- регородцева. — М.:
Медицина, 1983. — 270 с.
О
психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании. Закон РФ. — М.: Изд-во
Независимой психиатрической ассоциации,
1993.
Постатейный
комментарий к Закону России / Под ред.
С.В. Бородина, В.П. Котова. — М.:
Республика, 1994. — 242 с.
Справочник
по психиатрии. — 2-е изд. / Под ред. А.В.
Снежневс- кого. — М.: Медицина, 1985. — 416
с.
Этика
практической психиатрии: Руководство
для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. —
М: Право и Закон, 1996. — 192 с.
Юдин
Т.И.
Очерки истории отечественной психиатрии.
— М.: Мед- гиз, 1951. — 479 с.
Соседние файлы в предмете Психиатрия
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Авторы
- Файлы
- Литература
Ломакина Г.В.
1
Косенко Н.А.
1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Александров А.А. Биомедицинская этика в системе последипломного образования врачей: учеб.-метод. пособие/ А.А. Александров, Т.В. Мишаткина., Т.В. Силич / под ред. Г.Я. Хулупа. – Мн., БелМАПО, 2008. – 134 с.
2. Бобров А.Е. Актуальные проблемы современного последипломного образования по психиатрии. / XVI съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы», 23-26 сентября 2015 года, г. Казань [Электронный ресурс]: тезисы / под общей редакцией Н.Г. Незнанова. — СПб.: Альта Астра, 2015. – С. 600-601.
3. Кралько А.А., Короткевич Т.В., Петров В.И. Актуальные этико-правовые проблемы психиатрии / Организационно-правовые аспекты оказания психиатрической помощи: материалы республиканской научно-практической конференции (Минск, 29 октября 2013 г.) / Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Республиканский научно-практический центр психического здоровья. Минск: Профессиональные издания, 2013. – С. 37-40.
4. Психиатрия. Национальное руководство (+ CD-ROM) / Дмитриева Т.Б., Краснов В.Н., Незнанов Н.Г., Семке В.Я., Тиганов А.С., Александровский Ю.А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 1000 с.
5. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей / под ред. проф. В.А. Тихоненко. – М.: РИО ГНЦСиСП им. В.П. Сербского, 1996. – 244 с.
6. Иванюшкин А.Я. Этические проблемы оказания психиатрической помощи// Введение в биоэтику. Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1998. – С. 318-336.
Важность профессиональной этики и правового обеспечения деятельности специалистов психиатрической службы неоднократно подчеркивалась как представителями здравоохранения и юристами, так и широкой общественностью. Как считает А.Е. Бобров (2015) важнейшие практические навыки врача-психиатра состоят в способности соблюдать этические и правовые профессиональные стандарты [2].
ФГОС ВПО подготовки врача в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по специальности 14.01.06 «Психиатрия» включают формирование такой компетентности, как способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну, способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками, то есть способность следовать этическим и правовым нормам в профессиональной деятельности.
Однако, как показывает проведенный анализ, в рабочих программах и учебных планах последипломного образования врачей-психиатров уделяется недостаточное внимание вопросам этической и правовой составляющей. Зачастую блок этико-правовых знаний представлен очень скудно или не представлен вообще.
Вместе с тем среди медицинских дисциплин психиатрия – самая социальная по своему предмету, методологии исследований и практических действий. Именно в психиатрии можно проследить борьбу различных идеологий, общественных мнений, социальных, этических и правовых концепций [3, 4]. В материалах последнего 16-го съезда психиатров России отсутствуют работы, посвященные конкретным правовым вопросам психиатрического законодательства, а этических вопросов касались всего 5 статей. Однако недостаточное внимание к правовым и этическим составляющим психиатрической помощи может способствовать конфликту интересов в психиатрии.
В России правовые аспекты психиатрической помощи определяются специальным законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Последняя редакция этого закона датируется 08.03.2015 г. Также действует множество нормативных актов, касающихся вопросов психического здоровья, психического состояния, вменяемости, дееспособности, психиатрического освидетельствования граждан и т. д. В аспекте рассматриваемой темы можно отметить ряд задач психиатрии, которые не решаются только вопросами диагностики и лечения.
Это, во-первых, повышение толерантности общества к лицам с психическими расстройствами, преодоление предвзятости, отчуждения, а также регулирование санкций в отношении психически больных. Диагноз психического расстройства, как никакой другой, несет на себе такую негативную социально-этическую нагрузку, какой не имеет ни одна другая клиническая медицинская специальность. Это оборачивается для психиатрических пациентов стигматизацией, снижением общественного доверия, ущемлением достоинства, ограничением прав, социальным остракизмом [5].
Во-вторых, ограничение сферы принуждения при оказании психиатрической помощи до пределов, определяемых медицинской необходимостью, при гарантии соблюдения прав человека. Особенность психиатрии состоит в том, что понятие «психическое расстройство» включает широкий спектр психических нарушений от тяжелых психозов до мягких пограничных расстройств. Наличие в арсенале психиатрии средств недобровольности, принуждения и даже насилия в отношении некоторых категорий больных ограничивает права человека, свободу его выбора и волеизъявления. Возникает противоречие между необходимостью применения психиатрического вмешательства и отказом граждан от предлагаемой медицинской помощи.
В-третьих, установление оптимальных взаимоотношений между врачом и пациентом, способствующее реализации интересов больного с учетом конкретной клинической ситуации. Подчеркнем неоднозначность модели взаимоотношений врача и пациента: в психиатрии являются адекватными как «патерналистская», так и «партнерская» (совещательная) модели [1].
В-четвертых, проблемы, связанные с оказанием психиатрической помощи, резко обостряются, когда речь заходит о проведении экспериментов с участием лиц, имеющих нарушения психики. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 8 марта 2015 г. дополнен статьей 361по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Обращаем внимание на запрет, содержащийся в третьем подпункте пункта 7 статьи 361: «лицам, страдающим психическими расстройствами, запрещается оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации лекарственных средств, если они не предназначены для лечения психических расстройств». То есть, эксперимент с участием лиц, страдающих психическими расстройствами, возможен в том случае, если лекарственные средства предназначены для их излечения. Разрешение за недееспособных пациентов дают их законные представители. Таким образом, по сути, закон разрешает проводить опыты на людях без из согласия. Поэтому, как считают правозащитники, в России есть условия для незаконных опытов на человеке.
Что касается этики в психиатрии, отметим, что в 1969 г. был создан независимый международный наблюдательный орган в сфере охраны психического здоровья «Гражданская комиссия по правам человека (ГКПЧ)» с целью расследования и предания гласности нарушений прав человека в психиатрии и приведения в порядок сферы лечения в области душевных заболеваний. Этот орган функционирует и в настоящее время.
Одним из основных международных нормативных актов медицинской этики в области психиатрии является Гавайская декларация, принятая Всемирной психиатрической ассоциацией (ВПА) в 1977 г. и переработанная в 1983 г.
Генеральной ассамблеей ООН в 1991 г. приняты «Принципы защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии». Широкую известность за рубежом приобрели «Принципы медицинской этики и аннотации к их применению в психиатрии», разработанные Американской психиатрической ассоциацией (АПА), опубликованные в 1973 г. и пересмотренные в 1981 г. [6].
В России первым в психиатрическом сообществе этическим документом был «Нравственно-этический кодекс работника психиатрической службы», принятый в 1991 г. Действующий в настоящее время в России Кодекс профессиональной этики психиатра был принят 19 апреля 1994 г. В его разработке участвовали психиатры, психологи, философы, юристы. Было бы наивно полагать, что с принятием кодекса моральное сознание врачей сразу поднимется до такого уровня, на котором достаточно лишь действия механизмов внутреннего этического контроля: чувства долга, порядочности, совести и т. п. В настоящее время больше работают механизмы внешней регуляции, в виде правовых и деонтологических норм, предусматривающих как юридические, так и общественные санкции за причинение морального вреда и нарушение принципов нравственного отношения к пациентам и коллегам.
Вышеизложенное показывает необходимость введения в рабочие программы последипломной подготовки врачей-психиатров модуля, отражающего формирование этической и правовой компетентности в виде способности и готовности врача-психиатра реализовать этические и правовые нормы в профессиональной деятельности.
Предлагаем в этико-правовом модуле предусмотреть следующие разделы:
— Злоупотребления в области психиатрии и злоупотребление психиатрией в историческом аспекте и в условиях современности;
— Международные документы и этические кодексы в психиатрии;
— Модели взаимоотношений врача и больного в психиатрии;
— Взаимоотношения в психиатрическом коллективе;
— Отечественные и международные правовые механизмы защиты лиц с нарушениями психического здоровья;
— Юридическая ответственность врача-психиатра («злоупотребления психиатра»);
— Клинические исследования и конфликты интересов в психиатрии;
— Современные проблемы законодательного регулирования в психиатрии. Проект закона о психическом здоровье населения;
— Медицинская деонтология как единство нравственных и правовых норм в деятельности психиатра и т. д.
В заключение отметим, что моральные и правовые нормы являются основными социальными нормами, регулирующими сложные отношения в области оказания психиатрической помощи, которые необходимо включать в программы последипломного образования в целях формирования правовой и этической компетентности специалистов психиатрической службы.
Библиографическая ссылка
Ломакина Г.В., Косенко Н.А. ЭТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА-ПСИХИАТРА КАК ПРОБЛЕМА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1.
– С. 216-219;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8871 (дата обращения: 24.04.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Контакты
Разработка и техническая поддержка ЭБС НГМУ:
Библиотека, каб.102 (лаб.корп.)
тел.: +7 (383) 226-72-68
Электронный адрес библиотеки: library_nsmu@mail.ru
Отдел информатизации, каб.409 (гл.корп.)
тел.: +7 (383) 203-50-80
Электронный адрес отдела информатизации: it@ngmu.ru
Главный редактор ЭБС НГМУ: Мишкичева Л.Ю.
Тел. редакции: +7 (383) 226-72-68
Электронный адрес редакции: med.nsk@mail.ru
Свидетельство о регистрации базы данных №2013620548
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-68521 от 31.01.2017