Этика руководства организацией

Этика руководителя

Этика руководителя – разновидность
профессиональной этики, связанная с
непосредственной деятельностью ключевых
фигур организации, направленных на
определение политики фирмы в целом.

Задача управленческой этики – поддержание
эффективных механизмов взаимодействия
внутри трудового коллектива и отношения
между руководителем и подчиненными.

Стили руководства

В практике используется 4 основных стиля
управления:

1.авторитарный–единолично решает
вопросы, ориентируется на собственные
цели и интересы, практически не совет
с коллективо, инициативу подавляет,
боится квалифицированных работников,
может уволить неугодных, все знает и
умеет, держит дистанцию, основной метод
стимулирования – наказание, поощрение
по праздникам и избранных.

В его основе лежит теория «Х» МакГрегори:
человек изначально не любит работать,
поэтому его нужно направлять,
контролировать, и он сам это понимает.

2.демократический– в его основе
лежит теория «Y» МакГрегори:
средний человек не имеет отвращения к
работе, работа естественна для человека
и большинством рассматривается как
самореализация и цель жизни. Главный
приоритет – соучастие всех в общем
деле, позволяет рационально использовать
внутренние ресурсы, добиваться решения
сложных задач, создать обстановку
дружбы, взаимовыручки.

3. либерально-анархический – главный
акцент на невмешательстве руководителя
в трудовую деятельность подчиненных;
главная задача – не допускать серьезных
срывов в работе. В руках руководителя
сосредоточены административно-хозяйственные
вопросы, а коллектив занимается трудовой
деятельностью. Характерен для творческих
коллективов, где работают высокие
профессионалы.

4. проблемно-целевой – авторитарность
+ известная демократия; управление
строится по принципу: есть цель или
проблема – решается авторитарным
способом; в остальное время – коллектив
трудится согласно своим установкам.
Эффективен в организациях, которые
работают в сфере быстрой отдачи.

Этический кодекс высшего руководства

На протяжении истории не раз вырабатывались
моральные кодексы работников управления.
Один из первых — «Моральный кодекс
работников местного управления» (США,
1924 г), поправки к нему принимались 5 раз.

Современный этический кодекс руководителя
включает следующие положения:

  1. личные финансовые средства не должны
    вступать в противоречие со служебными
    обязанностями;

  2. ваши финансовые доходы должны
    соответствовать стандартным доходам
    представителей вашей профессии;

  3. следование законности (правомерность
    всех действий);

  4. конфиденциальность деловой информации;

  5. полная «прозрачность» личных финансовых
    вложений, включая вложения членов
    семьи.

Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:

  1. будь экспертом в своем деле;

  2. будь решителен (руководитель не должен
    принимать множество решений, немного,
    но самые важные);

  3. будь дипломатом;

  4. вызывай доверие своими нравственными
    качествами: порядочностью, терпимостью…

  5. будь обязателен: не неси ложных
    обязательств;

  6. бери в команду самых лучших;

  7. помогай росту своих подчиненных;

  8. умей создавать мотивацию для других;

  9. не будь всезнайкой: умей признавать
    свои ошибки;

  10. не играй в политику;

  11. не расстреливай гонца с плохими
    новостями: можно потерять хорошие
    новости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Этика деятельности руководителя

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Этика»

Задать вопрос автору статьи

Сущность этики руководителя и основная задача управленческой этики

Определение 1

Этика руководителя представляет собой систему норм нравственного поведения управленца, которая основывается на:

  • учете и понимании психологии сотрудников
  • культуре управления
  • умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с коллегами, подчиненными и вышестоящим менеджментом и т.д.

Основная задача управленческой этики состоит в поддержании эффективных механизмов взаимодействия как внутри коллектива организации, так и между руководителем и его подчиненными.

Нормы этического поведения руководителя собой представляют набор правил, основывающихся на знаниях этики. В целом, эти нормы определяют уважительное и ответственное отношение руководителя к своим подчиненным, а также к внешнему окружению.

Как в своем общечеловеческом поведении, так и в профессиональном, современный руководитель должен выступать в роли примера для своих сотрудников. Руководитель должен являться:

  • эффективным организатором трудового процесса
  • высококвалифицированным специалистом своего дела
  • высококультурным человеком, владеющий знаниями в области этики бизнеса.

Основные задачи, стоящие перед руководителем современного типа

Перечислим основные задачи, которые по мнению А. Дж. Стрикленда и А. Томпсона должен решать современный руководитель-лидер:

  • руководитель должен быть всегда в курсе происходящего во вверенном ему коллективе
  • руководитель должен всячески поддерживать высокий уровень корпоративной культуры, что дает возможность организации эффективно функционировать и соответствовать выбранной стратегии
  • поддерживать компанию в состоянии, которая соответствовала бы изменяющейся внешней среде (при этом организация должна быть всецело открыта для новых возможностей и инноваций)
  • избегать конфликтов, противоборства интересов и стараться всячески обеспечивать консенсус при разработке корпоративной стратегии и формировании политики
  • поддержать этические нормы в организации на высоком уровне
  • осуществлять корректирующие действия, направленные на совершенствование стратегии и эффективное выполнение стратегических показателей.

«Этика деятельности руководителя» 👇

4 наиболее распространенных стиля руководства

Этика деятельности руководителя. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

В управленческой практике наиболее широкое распространение получили следующие 4 основных стиля управления:

  • Авторитарный. Руководитель, как правило, единолично решает большую часть важнейших вопросов, ориентируется на собственные интересы и цели, с коллективом практически не советуется, часто подавляет инициативу, относится с опаской к высококвалифицированным и инициативным работникам (дистанцируясь от них), часто увольняет «неугодных», основным методом стимулирования является наказание (т.е. «кнут», а не «пряник»), поощряет лишь избранных (причем редко). В основе данного стиля управления лежит так называемая теория «Х» Д. МакГрегори (согласно которой, берется за основу положение о том, что человек априори не любит работать, а потому его необходимо направлять и жестко контролировать).
  • Демократический. В основе данного стиля управления лежит теория «Y» Д. МакГрегори, согласно которой у человека нет отвращения к работе. Труд является естественным процессом для большинства людей. Многие люди рассматривают работу как средство самореализации и даже цель жизни. Основным приоритетом демократического руководителя является соучастие всех в общем деле организации, что дает возможность наиболее рационально и производительно использовать внутренние ресурсы, решать сложные задачи, создавать благоприятный морально-психологический климат в организации и т. д.
  • Либеральный стиль управления основывается на невмешательстве руководителя в трудовую деятельность сотрудников. Основная задача руководителя-либерала – не допускать срывов в нормальной деятельности организации. Данный стиль управления наиболее характерен для творческих коллективов и некоторых венчурных проектов.
  • Проблемно-целевой. В данном случае управление строится по принципу: есть цель (проблема) – значит ее необходимо незамедлительно решить, причем в авторитарном стиле. Такой стиль управления может быть эффективен в организациях, где требуется «быстрая отдача».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2022

Обновлено: 23.04.2023

Успешное функционирование любого коллектива во многом зависит не только от сотрудников, но и руководителя. Стиль управления, знание психологии взаимодействия, соблюдение норм и правил поведения — все эти элементы оказывают существенное влияние на результат трудовой деятельности подчиненных. Особое внимание необходимо уделить соблюдению руководителем этических норм и правил. Без этого выстраивание деловых отношений и здорового микроклимата в коллективе становится невозможным.

Служебная этика руководителя

Этика руководителя — это одна из разновидностей профессиональной этики.

Любому начальнику необходимо выстраивать взаимоотношения не только в иерархической последовательности (управление — подчинение), но и взаимодействовать с равными по рангу управленцами.

Для каждой из этих категорий можно использовать свои принципы и логику общения.

Соблюдение руководителем этических норм и правил оказывает влияние на весь коллектив и результативность работы подчиненных.

Любой управленец должен быть примером поведения, своими действиями и словами показывать приемлемую поведенческую модель.

Руководитель обязан соблюдать не только общепринятые этические правила, но и внутрикорпоративные.

Если начальник не будет соблюдать нормы корпоративной этики, обходить их, то и сотрудники его подразделения и компании в целом, будут относиться к ним, как к чему-то существующему, но не обязательному для исполнения.

Кроме того, любой руководитель должен быть не только профессиональным управленцем, но и высококвалифицированным специалистом в том направлении, которым он руководит. Без специальных знаний невозможно завоевать авторитет в коллективе и успешно управлять людьми.

Отсутствие профессиональной компетенции у руководителя влечет за собой проблемы в понимании сути рабочих задач, отдалении подчиненных от руководителя и создает почву для авторитарного управления.

Принципы этичного руководства

Еще одной составляющей этичного руководителя является понимание принципов управления коллективом людей. Этичное поведение от руководителя включает такие элементы, как:

    информация;

  • критика;
  • поощрение;
  • общение;
  • гендерные различия;
  • защита;
  • справедливость.

Первая и самая болезненная составляющая этичного управления — это информация. С одной стороны, руководитель должен всегда быть в курсе происходящего внутри подчиненного коллектива. С другой — получаемые сведения должны быть объективными.

В стремлении к получению максимально возможной информации, некоторые руководители склонны доверять слухам и сплетням.

Такое поведение ошибочно и неэтично. Эти сведения не всегда соответствуют действительности, а их распространение преследует цели опорочить того или иного сотрудника и извлечь из ситуации личную выгоду.

Кроме того, поощрение сплетен приводит к разобщенности коллектива и созданию атмосферы всеобщего недоверия между работниками. А это, в свою очередь, негативно сказывается на выполнении поставленных задач и эффективности компании в целом.

Следующим элементом этичного управления является грамотная критика. Когда сотрудник не выполнил поручение или работает не так, как хотелось бы руководителю, нужно разбираться в ситуации, а затем критиковать.

Возможно, что работнику не хватило компетенций для выполнения поручений, или решение поставленной задачи лежит не в его профессиональной плоскости. В этом случае, ошибку изначально совершил руководитель, а не подчиненный.

Еще одной распространенной ошибкой, характерной для ситуации авторитарного управления, является публичность критики и переход от непрофессионализма подчиненного к критике его личностных качеств.

Похвала руководителя или премия за выполнение задачи являются мощным мотивирующим фактором. Объявление благодарности сотруднику перед всеми работниками, вручение грамоты или повышение по служебной лестнице — стимулирует на эффективный труд не только поощряемого, но и весь коллектив.

Межличностное общение и учет особенностей коллектива

Немаловажным фактором для создания рабочей обстановки и нормального психологического микроклимата в любом коллективе является общение. В том числе общение руководителя с подчиненным ему персоналом.

Общаться с подчиненными нужно вежливо, ровным тоном. При этом не допускать излишнего панибратства и перехода на личные темы.

Излишняя заинтересованность руководителя в личной жизни сотрудников, их поведении вне работы может негативно сказаться на внутриколлективных взаимоотношениях.

Естественно, что в любом коллективе невозможно обойтись без обсуждения каких-либо событий из жизни сотрудников, но не следует ставить в известность руководителя практически обо всех деталях личной или семейной жизни.

Например, вполне этичным выглядит поздравление сотрудника с женитьбой или рождением ребенка. Но выяснение всех подробностей похода по магазинам после работы — выходит за рамки дозволенного общения.

Помимо межличностного общения, успешное руководство любым коллективом состоит в создании у работников ощущения защищенности, доверительности.

Любой руководитель должен отстаивать интересы своих сотрудников, если критика в их адрес является необоснованной, либо рамки дозволенного переходит начальник другого подразделения, не имеющий отношения к работе конкретного отдела.

Его суть состоит в том, что начальник собирает коллектив и озвучивает поручение руководства или объем предстоящей работы. После этого подчиненным сотрудникам предлагается самим выбрать наиболее подходящего исполнителя.

Использование приказной формы постановки рабочих заданий должно быть исключением, а не повседневной практикой.

Прямые приказы нужно использовать только в каких-либо форс-мажорных обстоятельствах.

При выстраивании взаимоотношений с подчиненным коллективом, любой грамотный руководитель должен учитывать и гендерные особенности сотрудников.

Превалирование мужчин или женщин в подразделении, возрастной состав персонала, накладывает свои особенности и на этически допустимый стиль общения.

Но такое же обращение молодого руководителя к сотруднику предпенсионного возраста будет выглядеть неэтичным.

Любой руководитель является примером поведения для своих подчиненных. Следование правилам профессиональной и корпоративной этики должно быть неотъемлемой частью управления коллективом.

От этого зависит психологический микроклимат, мотивированность персонала и эффективное функционирование компании в целом.

Профессиональная этика – это свод профессиональных моральных норм.

Элементы профессиональной этики современного руководителя

Профессиональная этика любого современного руководителя основывается на принципах делового этикета, к которым относят:

  • пунктуальность. Имеется ввиду, что поведение человека, который делает все вовремя, признается нормативным. В организациях опаздывающий руководитель не будет иметь должной степени авторитета. Этот принцип распространяется на все функции руководителя, а также на те задания, которые он поручает своим сотрудникам. Часто рекомендуется прибавлять примерно 25 % времени к сроку выполнения задания, который в среднем необходим для выполнения порученной работы;
  • конфиденциальность. Руководитель обязан хранить секреты учреждения или конкретных сделок, расценивая их, как тайны личного характера. Если он будет пересказывать услышанную информацию своим подчиненным, то рано или поздно также потеряет авторитет;
  • приветливость и доброжелательность. Это не значит, что необходимо дружить со всеми без исключения, и не применять никаких санкций по отношению к подчинённым, но весь этот процесс должен проходить в привязке к конкретным ситуациям, без нарушения морального компонента общения и эмоционально – психологического климата;
  • внимание к окружающим. Руководителю целесообразно распространять свое внимание сослуживцев, подчиненных, а также вышестоящее начальство, если оно имеется. Лучше прислушаться к критике и советам коллег, подчиненных, поскольку часто они могут высказать действительно адекватные замечания.

Имидж руководителя

Для современного руководителя важно сформировать правильный имидж.

Имидж – это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Главным критерием для руководителя в данном случае может стать возможность настроить контингент работников благожелательно для совместной работы. Руководителю лучше одеваться со вкусом, выбирать цветовую гамму, которая будет подходить к лицу. При этом большое значение имеет тщательность подбора аксессуаров.

Еще одним принципом профессиональной этики руководителя можно назвать грамотность. Руководитель должен говорить и писать правильным языком. Внутренние документы и письма организации, которые направляются за пределы организации должны также излагаться грамотным языком, поскольку это говорит о компетенции руководителя.

Руководитель не должен допускать употребления бранных слов, даже если он приводит пример слов другого человека, поскольку сотрудники будут воспринимать их как часть его собственного лексикона.

Готовые работы на аналогичную тему

Деловое общение руководителя должно быть официальным, прямым или косвенным в зависимости от случая.

Деловое общение – это вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.)

При этом согласно принципам профессиональной этики руководителю лучше применять не принуждение, а убеждение и внушение:

  • Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.
  • Внушение – это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Принципы профессиональной этики

Современные исследователи выделяют следующие принципы профессиональной этики руководителя:

  • демократизм общения с подчиненными и всеми коллегами по работе;
  • доступность и внимательность к просьбам подчиненных, а также их предложениям;
  • корректность в общении и вежливость в общении. Руководитель должен показывать пример, поскольку многие подчиненные будут воспринимать именно его манеру общения в качестве эталонной.

Одним из важнейших качеств для руководителя также можно назвать точность и ответственное отношение к данному слову. Часто многие подчиненные обращают внимание на подтянутость и аккуратность руководителя, четкость и организованность в манере поведения. Внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним убеждениям, поскольку это позволяет поддержать авторитет руководителя и сформировать к нему должную степень доверия.

Для руководителя весьма важно легко входить в контакт с другими людьми, не становиться замкнутым и изолированным. Только при этом условии нормы служебного этикета могут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.

Правила корректного общения для руководителя

Руководителю очень важно легко входить в контакт с подчинёнными, чтобы повысить эффективность общей работы. В связи с этим ему необходимо пользоваться следующими правилами общения:

  • проявлять интерес к людям и быть внимательными к ним;
  • уметь правильно давать указания своим подчинённым;
  • стараться запоминать имена подчиненных, обращаясь к ним непринужденно и приветливо;
  • в служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника. Поэтому руководитель не должен унижать честь человека, применять к нему прямые оскорбления потому, что это противоречит принципам профессиональной и общей этики.

Современная наука располагает методами, которые позволяют измерять в людях необходимое для выполнения определенных работ и использовать эту информацию. В связи с этим руководителю необходимо осваивать такие методы деятельности, которые не будут оскорблять личность соискателя на должность, даже если он действительно не обладает качествами, необходимыми для выполнения той или иной работы.

Руководитель должен ценить самостоятельность и независимость в людях и избегать подхалимов и угодников. В этом тоже заключается этика общения руководителя.

В статье вы узнаете, что собой представляет профессиональная этика; чем этика отличается от этикета; какие особенности предполагает профессиональная этика руководителя; как эффективно решать этические проблемы в коллективе?

17 принципов профессиональной этики руководителя

  1. Не следует делать то, что в ваши долгосрочные планы не входит, либо в интересы компании.
  2. Никогда не стоит делать то, о чем потом нельзя будет сказать.
  3. Не делайте то, что не будет способствовать развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.
  4. Не нарушайте закон.
  5. Никогда не делайте то, что не стали бы себе советовать.
  6. Никогда не стоит делать что-то вредное для общества, в котором живете.
  7. Не делайте то, что может навредить слабым.
  8. Не делайте то, что может ограничить права и свободы других лиц.
  9. Никогда не нужно делать то, что может стать преградой для самореализации и саморазвития других лиц.
  10. Поступайте всегда так, чтобы способствовать росту дохода предприятия, оставаясь при этом в рамках закона.
  11. Проявляйте интерес к людям, будьте к ним внимательными.
  12. Старайтесь запоминать подчиненных по именам.
  13. Необходимо уметь давать указания подчиненным.
  14. Важно уметь приветствовать людей.
  15. Запрещено осуждение, высмеивание людей, нужно уметь ставить себя на место стороны оппонента.
  16. Развивайте и поддерживайте в служебных отношениях чувство собственного достоинства каждого работника, творческий подход к делу и инициативу.
  17. Слушать людей.

Придерживаюсь довольно простых правил управления – не унижать, не оскорблять, хвалить можно и наедине, и публично, но ругать только при общении один на один. При этом важно стараться быть объективным в любой ситуации, не пытаясь закрыть глаза на проблему. При наличии противоречий в отношениях с кем-то из подчиненных, для решения проблемы стараюсь наладить открытое общение, ведь замалчивание лишь будет усугублять проблему.

Из чего состоит профессиональная этика

1. Индивидуальная (персональная) этика человека. Обусловлена индивидуальными принципами и нормами человека, прежде всего, моральными, также профессиональным, жизненным опытом, наличием образцов для подражания, стремлением к этичности поведения.

  • уважение права самостоятельности других людей;
  • переживать за благополучие других;
  • принципы честности и надежности;
  • справедливые решения и действия;
  • добровольное следование закону, уважение к социальному порядку;
  • возможность приносить пользу, личная благотворительность;
  • предотвращение вредных последствий;
  • отказ от преимущества над другими.

2. Профессиональная этика руководителя заключается в нравственности должностного лица, поддержании профессиональной чести и ответственности. Проявляться этика менеджера будет следующими факторами: понимание задач и целей руководителя; следование принципам культуры поведения и культуры отношений; соответствие руководящей должности.

Для каждого руководителя на любых уровнях необходимы:

  • высокий профессионализм;
  • уверенность в себе, способность влиять на подчиненных;
  • надежность и ответственность;
  • самостоятельность;
  • коммуникабельность, отличные организационные качества;
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • приоритеты личного примера при взаимодействии с подчиненными;
  • терпимость к слабостям подчиненных;
  • разумное отношение к критике;
  • взаимоуважение;
  • адекватная оценка своих подчиненных.

3. Корпоративная этика компании, где работает менеджер. Корпоративная этика основана на системе моральных ценностей и норм, регулирующих этические отношения в компании. Определяется спецификой деятельности, целями предприятия, сложившимися стереотипами поведения.

Никогда не указывайте и не приказывайте

Алексей Сухенко, Генеральный Директор российского представительства Trout&Partners, Москва

Придерживаюсь принципов концепции эмоционального интеллекта – современным миром правят желание понять другого человека, терпимость, что выражается в корректные адекватные формы общения. Подобный принцип управления гораздо эффективнее авторитарного.

4. Кодексы профессиональной этики работающих в организации сотрудников. Профессиональная этика представлена комплексом принципов, норм и правил поведения, обязательств, которых необходимо придерживаться представителям разных профессий. Она имеет важное значение для профессий, где предметом труда является человеческая личность. В том числе у педагогов, врачей и социальных работников. Профессиональная этика предъявляет особые требования, которые носят общий и частный характер: профессиональная солидарность, индивидуальная форма ответственности, которая скорректирована под определенный вид деятельности, специфическое понимание профессионального долга и чести.

Этические нормы руководителя: правильное и неправильное поведение

Этические нормы в бизнесе представлены ценностями и правилами этики, которые должны соблюдаться сотрудниками и руководителями организации. Могут быть разные варианты.

1. Этические и нормативные нормы соответствуют друг другу. За счет этого выполнение норм облегчается. В частности, следование законам, учитывая этичность законопослушания.

2. Поведение руководителя неэтично, но оно не противоречит законам. Обычно этичное поведение менеджера не регламентируется на законодательном уровне. В числе возможных проявлений нарушений моральных норм на практике стоит отметить:

  • брань, грубость;
  • неуважение чужой точки зрения;
  • нарушение правил общественного поведения;
  • неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • сокрытие изобретений;
  • сплетни;
  • не соблюдается данное слово;
  • руководитель пренебрегает чувствами и здоровьем подчиненных;
  • аморальное поведение в быту;
  • унижение подчиненных;
  • принцип знакомства при подборе кадров;
  • подарки от подчиненных, заинтересованных и зависимых людей;
  • отказ от обязательств, принятых на себя;
  • раскрытие коммерческих и служебных секретов организации;
  • невозвращение долга в положенный срок;
  • раскрытие источника информации, которая была передана доверительным образом.

3. Поведение руководителя одновременно является и аморальным, и противоречащим закону.

Когда Генерального Директора уважают, а не боятся, его поручения слышат

Ирина Денисова, Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры, Москва

Следование принципам этикета при общении руководителя и коллектива повышает лояльность к гендиректору и организации в целом. Если гендиректора уважают, а не боятся, его поручения будут учитываться и выполняться – с пользой для обеих сторон. Важно придерживаться этики деловых отношений всем – от топ-менеджера компании до курьера. Если некорректно обратиться к курьеру, он может доставить документ с задержкой.

В чем суть этических дилемм руководителя

Этические дилеммы могут быть вызваны следующими причинами:

Как решать этические дилеммы

1. Утилитарный подход. Руководителю, принимающему управленческое решение, следует проводить анализ воздействия каждого варианта в отношении заинтересованных сторон. Далее должна быть выбрана альтернатива, которая будет способствовать максимальному эффекту для наибольшего количества людей.

2. Индивидуалистический подход. Морально приемлемы в данном случае действия человека, которые будут полезны для него в долгосрочной перспективе. Руководитель на основании этого будет судить про этичность своих решений и действий. К категории допустимых относятся действия, которые приносят в сравнении с другими альтернативами больше пользы, чем вреда. Индивидуализм предполагает поведение, выгодное для других людей – действия человека, соответствующие нормам, желаемым для общества. Однако он часто интерпретируется в качестве стремления лишь к личным целям. Следовательно, он не нашел широкое распространение в деятельности современных организаций.

3. Морально-правовой подход. Человек, в соответствии с данным подходом, имеет изначально фундаментальные права, свободу, которые могут ограничиваться либо нарушаться действиями со стороны других людей. Следовательно, будет считаться правильным решение, в котором учтены права лишь тех людей, которых касается. Для принятия управленческих решений требуется учет:

  1. Права на свободу согласия – возможно воздействие на другого человека только при условии его разрешения на это.
  2. Право на частную жизнь – человек в нерабочей обстановке будет поступать, как считает нужным, самостоятельно распоряжаясь сведениями о личной жизни.
  3. Право на свободу слова – у человека есть возможность аргументированной критики юридических и этических аспектов поступков со стороны других людей.
  4. Право свободы совести – у человека есть право отказа от выполнения приказа, противоречащего религиозным и моральным ценностям его личности.
  5. Право на жизнь и безопасность — у человека есть право защиты жизни, безопасности и здоровья.

4. Концепция справедливости. В соответствии с данной концепцией, основой этически правильного решения являются принципы честности, равенства и непредвзятости. Справедливость, с позиции руководства, может быть 3 типов:

  • распределительная – основой отношения между руководством и подчиненными должны быть объективные критерии. Например, за одинаковую задачу и мужчина, и женщина должны получать равное вознаграждение;
  • процедурная — честное руководство подчиненными, с понятными и четкими правилами, которые должны непредвзято воплощаться в жизнь;
  • компенсационная – ответственная сторона обязательно возмещает причиненный ущерб. Но людям не придется нести ответственность за события и решения, контролировать которые не могут.

Самый простой способ решить этическую дилемму руководителю

Например, можно воспользоваться полезным проверочным листом в случае этических дилемм:

Шаг 1. Распознайте и проясните дилемму.

Шаг 2. Получите все возможные факты.

Шаг 3. Перечислите все возможные варианты выбора.

Шаг 4. Проверка каждого варианта на основе 3 вопросов: Будет ли это законным? Будет ли это правильным? Будет ли это полезным?

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверка решения на основе 2 вопросов: Как буду себя чувствовать, если о данном решении станет известно моей семье? Как буду себя чувствовать, если информация о принятом решении будет опубликована местными СМИ?

Шаг 7. Предпринимается действие.

Что такое кодекс профессиональной этики

Профессиональные кодексы являются системой этических правил, ценностей и принципов, которые должны соблюдаться всеми работниками компании в своей профессиональной деятельности. Разработка кодексов в организации предполагает два возможных варианта:

  • разработка кодексов в целом для всей компании, включая общие этические правила в отношении руководства и всех исполнителей;
  • возможно создание кодексов под конкретные функциональные подразделения, при этом учитывая состав сотрудников, специфику деятельности, наличие этических проблем в коллективе.

Чтобы эффективно внедрить ценности и нормы, прописанные в этических кодексах, предполагается разработка дисциплинарных мер с утверждением наказания при их нарушении. Доводится сформированная система всем работникам. Они после ознакомления документа должны расписаться в документах.

В основе любых правил лежит здравый смысл

Ирина Денисова, Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры Москва

Сейчас в работе многих компаний действуют этические кодексы содержанием правил корпоративного этикета и деловых отношений. На практике же традиционные этические правила и корпоративные стандарты порой друг другу противоречат. Руководитель может сформировать личный этический кодекс для деловых отношений с подчиненными. Главное правило – помнить, что правила деловых отношений должны основываться на здравом смысле, конфессиональном и этническом сознании, этики деловых отношений, национальных традициях и эмоциональном интеллекте.

Структура этического кодекса

  • вводные положения – для чего предназначается этический кодекс организации, какие отношения будет регулировать;
  • основные правила;
  • отношение к заказчикам;
  • отношение сотрудника к компании;
  • взаимоотношения между сотрудниками — принципы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе и пр.;
  • отношение компании к персоналу;
  • заключительные положения – порядок ознакомления работников организации с этическим кодексом и пр.

Как контролировать соблюдение этического кодекса

Этика не регулируется на законодательном уровне. При управлении значительным коллективом гендиректор не может контролировать соблюдение принципов этического кодекса, либо следить за работой каждого сотрудника. Однако для соблюдения принципов утвержденного этического кодекса служба персонала должна организовать обсуждение корпоративных этических норм в коллективе – за счет анонимных опросов, фокус-групп, дискуссий на интернет-форумах. Распространенным способом стал и метод тайного покупателя.

Говорит Генеральный Директор

Александр Свириденко, Управляющий директор компании FancoLtd., Москва

В иностранных компаниях смогли убедиться в важности этического кодекса, но у нас пока этот вопрос не удостоен столь широкого признания. Пока этот метод в нашей стране перенимают в основном представители крупного бизнеса, но затем ожидается интеграция цивилизованных принципов деятельности для малого и среднего бизнеса. Надеюсь, что стимулировать наших бизнесменов к этому будет перспектива выхода на мировые рынки.

Этика и этикет менеджера: в чем разница

Этика представлена правилами внутренней морали и нравственности относительно понятий добра и зла, сострадания, дружбы, совести и самопожертвования. А этикет является сводом правил внешнего поведения, неким ритуалом внешних отношений с окружающими, исторически сформировавшимся порядком поведения в обществе.

10 основных правил деловой этики руководителя

  1. Каждому руководителю необходимо уметь контролировать эмоции.
  2. Руководителя следует считать должностью, а не статусом. Нужно общаться на равных с людьми на любых должностях. Нужно уметь слушать и слышать людей, пытаясь понять их ситуацию и помочь.
  3. Руководителю не нужно принимать свое решение за истину. Подчиненные должны уважать, но не бояться руководителя. Не увольняйте и не штрафуйте работника за спор с руководителем. Для этого у него должно быть полное право.
  4. В работе руководителя главными принципами становятся вежливость и спокойствие.
  5. Каждому руководителю необходимо реально оценивать возможности и силы работников.
  6. Руководителю необходимо понимать, неудачи его работников значат и неудачи руководителя. Опытный руководитель должен уметь сделать среднего специалиста настоящим профессионалом.
  7. Руководитель должен быть примером для всего коллектива.
  8. Руководитель должен предотвращать конфликтные ситуации и споры на работе, а не поддерживать их.
  9. Руководителю следует не только ругать и делать замечания, но также мотивировать и поощрять работников. Только в таком случае сотрудники будут заинтересованы превзойти себя в очередной раз.
  10. Частые наказания говорят о плохом руководстве. Не стоит наказывать недобросовестных работников, с ними нужно просто расставаться. Поощрения и наказания – удел лишь работников, которых руководитель ценит.

Справка

Северо-Западная лесопромышленная компания(СЗЛК) объединяет группу российских промышленных предприятий, среди которых управляющая компания (Санкт-Петербург), Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (Калининградская область), Каменногорская фабрика офсетных бумаг (Ленинградская область), торговые дома и представительства в регионах России и странах СНГ. СЗЛК — крупнейший производитель бумаги и изделий из нее, входит в число пятнадцати наиболее динамично развивающихся предприятий Северо-Западного федерального округа.

Читайте также:

      

  • Автор в романе война и мир кратко
  •   

  • Место россии в мировом сообществе социология кратко
  •   

  • Русские земли в конце 13 начале 14 века кратко
  •   

  • Иван 3 и иван 4 сравнение кратко
  •   

  • Проанализируйте экономическую сферу в германии 1920 кратко
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Феденкова А.С.

1


1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

В данной статье рассматривается зависимость мотивации персонала от этичного поведения руководителя организации. Обоснована необходимость мотивации для управления организацией и прямая зависимость от мотивации производительности и успешности организации. Проанализированы классические теории и подходы к мотивации персонала, выявлены особенности межличностных отношений в коллективе, формирование мотивации персонала и зависимость мотивации от индивидуальных психологических особенностей сотрудников. Рассмотрены основные этапы формирования коллектива с точки зрения развития межличностных отношений и целесообразности применения на определенном этапе определенного стиля руководства. Проанализировано понятие «лидер» и «авторитет». Выявлена зависимость мотивированности персонала от нравственного и этичного поведения руководителя.

теории мотивации

этика

система мотивации

этичное поведение

лидер

1. Егоршин А. П. Основы управления человеческими ресурсами: учебник для вузов. – М:. ИНФРА-М, 2006. – С. 33-37.

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Кононов В.Г. Этика деловых отношений: учебник для вузов. -2-е изд. – М:. ИНФРА-М, 2010. – С. 60-74.

3. Семенов A.K., Маслов Е.Л.. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учебник для вузов. – М:. Информация и инновационный центр «Маркетинг», 1999 С. 100-123.

4. Трудовая этика в системе управления персоналом/Психология и бизнес консалтинг групп. Электронная библиотека. [М.], 1992-2014. URL: http:// www.psycho.ru/library/3206 (дата обращения 09.09.2014).

5. Этика влияет на экономику/Психология и бизнес консалтинг групп. Электронная библиотека. [М.], 1992-2014. URL: http://www.psycho.ru/library/1165 (дата обращения 09.09.2014).

В последнее время наблюдается возрастание интереса к этике, как в жизни общества, так и в теории и практике управления. Это можно обосновать тем, что по своей сути этика — это определенные правила выстраивания межличностных отношений, основанные на высших моральных ценностях. То есть правила поведения людей, а организацию многие исследователи рассматривают как живой организм, основу которого составляют люди. В своей повседневной жизни организация сталкивается с этическими проблемами разного характера и разных сфер своей деятельности: от использования служебного транспорта в рабочее время для личных нужд, до оскорбления подчиненных. Если руководство предприятия планирует добиться высоких результатов в деятельности организации, то избежать вопросов в сфере этики ему не удастся.

Когда речь заходит об этике бизнеса, обычно оперируют следующими понятиями:

  • Ценности;
  • Права и обязанности;
  • Правила;
  • Взаимоотношения.

Ценности — это наиболее обобщенные оценки, касающиеся основных жизненных целей и фундаментальных принципов, обладающие относительно постоянной привлекательностью для человека (например, благополучие, здоровье, мир и т.д.).

Права и обязанности. Право является таким требованием, которое позволяет личности иметь определенное пространство для действий (например, право на отдых, право на неприкосновенность личности, право на оплату труда и др.).

Права редко бывают абсолютными; совокупность индивидуальных прав часто ограничена правами других людей. Права тесно связаны с обязанностями. Обязанности — это некоторые обязательства, которые берет на себя личность или организация (например, платить налоги, подчиняться закону, определенные должностные обязанности и др.). Для эффективной работы очень важным является выполнение членами организации обязательств, которые они принимают на себя в соответствии с позициями, занимаемыми в организации. С другой стороны, и организация имеет определенные обязательства перед работниками. Эти обязательства зафиксированы как в трудовом законодательстве, так и в контрактах и трудовых соглашениях, заключаемых между администрацией и нанимаемыми работниками.

Моральные нормы — это нравственные требования, выработанные в данной социальной группе. Они охватывают как те нормы поведения, которые выполняются подавляющим большинством людей (например, не красть, не убивать, заботиться о ближнем и т.д.) так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными (не обманывать, уважать старших и т.д.). Моральные нормы часто помогают справиться с такими ситуациями, в которых сталкиваются противоположные интересы.

Каждый человек связан с другими людьми целым комплексом взаимоотношений. Этические нормы и ценности пронизывают все формы человеческих взаимоотношений руководителей и подчиненных. Эти взаимоотношения основываются на принятых людьми ценностях и на определенных этических принципах.

Основные составляющие этики бизнеса

Уровни рассмотрения этики бизнеса. Можно выделить три уровня рассмотрения проблемы трудовой этики:

  • Общественный уровень;
  • Организационный уровень;
  • Индивидуальный уровень.

На общественном уровне рассматриваются этические нормы и принципы взаимодействия организации с её социальным окружением (общество в целом, потребители, поставщики), то есть социальная ответственность бизнеса. Общественный уровень рассмотрения предполагает готовность руководства организации ответить на целый ряд вопросов

  • Должны ли быть ограничения в рекламе и методах продвижения продуктов?
  • Кто несет ответственность за выпуск некачественной продукции, способной нанести вред здоровью потребителей?
  • Какими моральными правилами руководствуется работник организации, принимающий решения, способные нанести вред экологии?
  • Имеет ли смысл понятие «честная конкуренция»?
  • Как следует фирмам вести дела со сторонними организациями (например, с экологическими организациями, с налоговой полицией)?

В действиях, призванных дать ответ на эти вопросы, собственно, и реализуется социальная ответственность бизнеса. При этом важным моментов является тот имидж, который организация приобретает в глазах социального сообщества, в котором протекает его деятельность. Организационный уровень рассматривает этические нормы и правила взаимодействия между организацией и её работниками, которые проявляются в следующих формах:

Обязательства администрации по отношению к персоналу, работающему в организации, те ценности и приоритеты, которые при этом служат основными ориентирами;

Обязательства и ценности, определяющие отношение персонала к организации и руководству.

Индивидуальный уровень — это широкий круг вопросов, затрагивающих моральные аспекты работы конкретных исполнителей и их взаимоотношений с другими работниками в процессе профессиональной деятельности, их ценности и установки, определяющие отношения к работе. Между этими тремя уровнями существуют тесные взаимоотношения. При этом особое искусство состоит в создании механизмов и процедур, увязывающих работу на каждом из этих уровней в единое целое для того, чтобы обеспечить высокий уровень морального климата в организации.

Исследователи проанализировали результаты, которые демонстрировали компании с различными традициями в бизнес-этике: за 11 лет «высокоморальные» (занимающиеся благотворительностью, развивающие корпоративную культуру, основанную на моральных принципах, уделяющие внимание вопросам экологии и т.д.) фирмы повысили свой доход на 682%, а «обычные» — 166%. «Высокоморальные» фирмы увеличили численность своих сотрудников на 282 % (их не столь этичные конкуренты — на 36%), стоимость их акций на бирже выросла на 901% (соответственно — 71%), а чистый доход увеличился на 756% (1%)[3]. Таким образом, авторы считают доказанным наличие четкой связи между моралью и бизнесом — чем честнее и порядочнее ведет себя фирма и ее руководители, тем лучшие результаты она демонстрирует. Также следует отметить, что социальный имидж фирмы играет огромное значение для инвесторов. Примерно 60 % американцев владеют акциями и иными ценными бумагами, эмитированными частными компаниями. Примерно 28% из них принимает решение о подобных инвестициях на основе сбора информации об имидже фирмы в глазах общества.

Одним из важнейших аспектов бизнес-этики являются отношения руководства фирмы с ее сотрудниками. Исследования показали, что 26% сотрудников американских компаний считают себя лично заинтересованными в успехах своей компании. 55%-абсолютно индифферентно относятся ко своим работодателям, а 19% свою компанию не любят. Последствия этого следующие: большинство бизнес-структур теряют две трети рабочего времени исключительно из-за неэффективно работающего персонала. В компаниях, где сотрудники заинтересованы в совместном успехе и полностьюдоверяют своим руководителям, подобные потери времени минимальны.В фирмах, где морально-психологический климат оставляет желать лучшего, неэффективность работы максимальна [3].

1. Анализ подходов к мотивации персонала

Так сложилось, что стереотип восприятия обществом организации состоит из определенного набора характеристик, основой которых является идея о том, что организация позитивная система, которая своей деятельностью приносит пользу обществу. Будь то уплата налогов, создание рабочих мест, развитие инфраструктуры и т.д. Соответственно руководитель воспринимается как лидер, возглавляющий и направляющий эту «позитивную систему». Это восприятие базируется, прежде всего, на авторитете руководителя. В зависимости от того как и в какой степени проявляются стили управления руководителя, строятся его взаимоотношения с подчиненными, его авторитет. Каждый руководитель использует определенные механизмы регулирования-средства и методы, при помощи которых он направляет и координирует поведение работников. Одним из методов такого регулирования помимо нормативных актов правил и процедур является мотивация.

Проблема мотивации стала актуальной в двадцатых годах XX века. Основоположниками теории мотивации были известные родоначальники теории менеджмента: А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Фр. Герцберг. На основе их исследований были разработаны концепции, подходы и модели процессов мотивации, используемые до сих пор. Процесс мотивации сложный процесс, существуют определенные подходы к стимулированию: комплекстность, дифференцированность, гибкость и оперативность [2].

Под комплексностью понимается совокупность применения материальных и не материальных стимулов, значение которых во многом зависит от подходов к управлению персоналом на предприятии, традиций предприятия и опыта управления.

Дифференцированность означает учет индивидуальных особенностей персонала, разных групп и слоев работников. Индивидуальность должна учитываться не только с позиции того, что у разных социальных слоев работников разные потребности, но с позиции психологических особенностей каждого сотрудника.

Гибкость, так же как и оперативность, подходы, которые учитывают то, что стимулирование должно изменяться в совокупности с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия.

Применительно к персоналу организации методы управления выражаются в способах направления его деятельности на решение стоящих перед ним задач. Обычно управление персоналом осуществляется в рамках следующих методов:

  • экономических,
  • социально-психологических,
  • правовых,
  • административных,
  • морально-этических

Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. В этих целях применяются такие приемы и средства, как повышение оплаты труда в зависимости от его качества и сложности, выплата премий работникам, добросовестно и с высокой эффективностью выполняющим свой служебный долг, применение других средств стимулирующего характера, в том числе предоставление работникам различных льгот и преимуществ.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на сознание и поведение людей в целях социализации членов общества, формирование у персонала социальной солидарности, творческого отношения к делу, инициативы, создания деловой обстановки в трудовых коллективах. В практике управления используются методы социально-психологического анализа и проектирования развития персонала государственной службы, создания условий для индивидуального развития личности каждого работника, сочетания личных и коллективных интересов при приоритете интересов государства и его органов.

Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:

  1. императивные (обязательные к исполнению);
  2. дипозитивные (предписывающие, что можно делать, а что нельзя);
  3. рекомендательные (указывающие, как поступить в соответствии с нормами права в той или иной управленческой, служебной ситуации)
  4. поощрительные (одобряющие деятельность служащих, творчески руководствующихся нормами права).

Правовые методы являются важным средством формирования у персонала государственных органов правосознания, правовой ответственности и культуры. Особо важны осознание всеми служащими норм права и повседневное руководство ими в служебной деятельности.

Административные методы — это установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за их осуществлением работа с кадрами управленческого аппарата (отбор, подбор, ротация, управление карьерой, оценка и др.), привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала государственной и муниципальной службы высокого уровня организованности, порядка и исполнительской дисциплины.

В целях дисциплинирования персонала административные методы нередко претворяются мерами принуждения, в чем-то ущемляющими интересы индивида, требующими от него действий, не всегда отвечающих его личным стремлениям.

Морально-этические методы — это способы нравственного регулирования действий человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в труде, в отношениях с окружающими, в быту. Реализация морально-этических методов предполагает опору на нравственные ценности членов организации, их соответствие понятиям добра; нравственные нормы, приобретающие характер императива, должествования, предопределяющие поведение человека в различных, в том числе служебных, обстоятельствах; нравственные санкции, связанные с одобрением или осуждением поступков человека в зависимости от того, совпадают или не совпадают они с требованиями морали.

Морально-этические методы формируют у персонала моральное сознание, нравственные убеждения, нацеливают их на частное и добросовестное выполнение служебного долга.

Таким образом создать полноценный стимулирующий механизм довольно сложно. Помимо индивидуальности сотрудников и разности их потребностей существует зависимость мотивации от степени сформированности коллектива. Процесс развития и формирования коллектива происходит в несколько этапов. На первом этапе, когда происходит адаптация сотрудников к новому окружению, люди по сути присматриваются друг к другу, а руководитель в свою очередь изучает своих новых подчиненных. На этом этапе особая роль уделяется контролю за исполнением распоряжений руководителя. В дальнейшем это будет способствовать формированию чувства ответственности, точности и аккуратности в выполнении поставленных перед сотрудником задач. Следует заметить, что на этапе формирования коллектива этические требования предъявляются только со стороны руководителя и лучше всего действуют механизмы материальной мотивации.

На втором этапе формирования коллектива происходит процесс формирования микрогрупп, основу которых составляют личностные характеристики сотрудников. Эти микрогруппы могут по-разному относиться к руководителю и происходящим в организации процессам. Второй этап характерен так же тем, что выделяются инициативные и сознательные сотрудники из которых создается актив. На втором же этапе выявляются пассивные, но добросовестные сотрудники, а так же сотрудники негативно относящиеся к руководителю. Задача руководителя на данном этапе стимулировать добросовестных работников и в то же время жестко контролировать нарушение дисциплины. Одним из инструментов таких действий является выявленный на данном этапе актив из инициативных сотрудников.

Третью стадию развития коллектива можно назвать высшей, на этом этапе члены коллектива начинают предъявлять требования в том числе и этические к себе и к коллегам. То на этом этапе запускается механизм саморегулирования коллектива. На данном этапе рекомендуется применять демократический стиль руководства. На третьей стадии руководитель незаметно регулирует жизнь коллектива социальную и этическую, определяя тем самым пути его развития.

Важным механизмом мотивации является такая обязанность руководителя, как целеполагание. Подчиненный, зная о целях организации, о смысле её существования и миссии отождествляет себя с этими целями, чувствует важность и нужность своей работы для достижения общих целей организации.

2. Этика руководителя

Вне зависимости от степени развитости коллектива, руководитель должен олицетворять идеальные лидерские качества. Лидерские качества — это совокупность формальных и неформальных характеристик личности. Так к формальным качествам относятся: профессионализм, организаторские способности, нововведения в производственном процессе. К неформальным качествам можно отнести: умение работать с людьми, личное влияние руководителя на коллектив. Но этих качеств не достаточно, чтобы руководитель стал личным примером для своих подчиненных. Необходимо также, чтобы подчиненные видели в нем человека высокой культуры, обладающего знаниями не только в областях управления и производства, но и в области этики делового общения.

Руководитель должен обладать определенными психологическими знаниями, обычно включающими в себя навыки межличностными отношениями. Руководитель должен понимать, что разные люди совершенно по-разному могут реагировать на одинаковые воздействия, например на приказы, просьбы, указания. Это происходит, потому что способ воздействия на сотрудников не соответствует их особенностям: личностным характеристикам и мотивации. Соответственно подчиненные выбирают средства защиты от подобного воздействия, которые по их мнению ограждают их от покушений на собственное самоуважение и достоинство. Соответственно руководитель должен знать, что в управленческой деятельности проявляется зависимость восприятия сотрудниками внешних воздействий от их личностных социально психологических особенностей, способностей и мотивации. Так же руководитель должен помнить, что любой человек является частью общества и состоит, таким образом, в системе общественных связей, таким образом являясь его частью и отражением. То есть ни одна оценка руководителем деятельности сотрудника, его личностных качеств и профессионализма не может являться достоверной и окончательной, поскольку сотрудник находится в постоянном развитии. Сотрудник в любой момент времени находится на разных уровнях эмоционального, интеллектуального и мотивационного состояния и развития. Отсюда следует, что ни одна оценка со стороны руководителя результатов деятельности, профессионального поведения и личностных качеств сотрудников не может быть окончательной, поскольку любой человек находится в развитии, меняет проявление своих способностей и свойств. Окончательность и стереотипность оценок руководителя, игнорирующие психологическую неадекватность отображения человека человеком, как правило, ведут к возникновению напряженной социально-психологической атмосферы.

Кроме того, руководителю следует четко помнить, что в процессе управленческой деятельности находит свое проявление закономерность искажения смысла информации. Язык, на котором передается управленческая информация, является естественным языком, понятийный состав которого обладает возможностями различных толкований одного и того же сообщения. При этом люди, участвующие в процессе передачи и обработки информации, могут различаться по интеллекту, физическому и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений. Четкость и однозначность трактовок, необходимые пояснения, передача указаний без посредников, контроль восприятия информации помогут руководителю избежать обострения отношений между участниками информационного процесса.

Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания. Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали действуют и находят свое проявление, как в производственной, так и в бытовой сферах жизни. Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными или сотрудниками.

Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим инструментарием:

Знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике.

Умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при ведении деловой беседы с сотрудниками — создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника — это прямой путь к его участию в разрешении ситуаций, ведущих к ухудшению социально — психологической обстановки.

Руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных и сотрудников. Критиковать сотрудников- объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника.

От руководителя требуется умение сочетать деловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неудачам, снимать психофизическое напряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний. Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и, в конечном счете, помогает преодолевать напряженность во взаимоотношениях.

Вывод

Формирование мотивации персонала процесс постоянный, выражающийся в развитии самоуправления, улучшения морально-психологического климата, деятельности общественных организаций, этических норм поведения. Эти процессы должны учитывать как раз индивидуальность подчиненных. Следует учитывать следующие характеристики состава подчиненных: половозрастной состав, уровень образования и квалификации, так же знания, опыт и темперамент. Все это будет способствовать сознанию здорового морально-психологического климата, выявлению лидеров и формированию авторитета руководителя. Очевидно, что хороший руководитель служит для сотрудников примером высокопрофессионального поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельствам того, как не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель, участвует в управлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личной харизмой. Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения.

Рецензенты:

Бурыхин Б.С., д.э.н., профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВПО Научно Исследовательского Томского государственного университета, г. Томск;

Цытленок В.С., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и налогообложения ФГБОУ ВПО Научно Исследовательского Томского государственного университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Феденкова А.С. ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ НА МОТИВАЦИЮ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19399 (дата обращения: 24.04.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Этика деятельности руководителя

Управленческая этика рабочего процесса

Задачи руководителя современного типа

Основные стили руководства

Управленческая этика рабочего процесса

Управленческая этика — совокупность моральных норм, относящихся к поведению руководителя. Совокупность базируется на принципах:

— Понимания психологического состояния сотрудников и учет этого состояния в рабочем процессе

— Контроль собственных чувств в деловых отношениях

— Управленческой культуры

Первостепенной задачей этики руководства является стабильная поддержка эффективных подходов взаимодействия персонала, как внутри коллектива компании, так и непосредственно с начальством. Базируясь на научных знаниях этики, управленческая этика является набором правил, регулирующих деловые отношения в ключе взаимоуважения и ответственности. Начальник должен служить эталоном среди сотрудников в общечеловеческом и в профессиональном плане.

Руководитель обязан:

— Являться высококвалифицированным профессионалом

— Владеть знаниями управленческой этики

— Уметь эффективно организовывать трудовую деятельность

Так и не нашли ответ на вопрос?

Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Задачи руководителя современного типа

Ниже перечислены основные задачи современного руководителя-лидера, сформулированные Стриклендом и Томпсоном:

— Руководитель обязан быть осведомленным о всех происходящих событиях в трудовом процессе

— Обязательно должна поддерживаться корпоративная культура, позволяющая компании успешно функционировать в рамках выбранной стратегии

— Руководителю необходимо учитывать внешние изменения в мире и поддерживать в компании состояние открытости для инновационных технологий

— Нужно стараться разрешать конфликтные ситуации путем обеспечения консенсуса при формировании общей корпоративной стратегии

— Необходимо обеспечивать поддержку этических норм в компании

— Требуется осуществлять регулирование выбранной стратегии во время контроля стратегических показателей

Основные стили руководства

Прочно закрепились в управленческой деятельности 4 стиля управления:

Авторитарный. В этом случае все организационные и рабочие вопросы решаются только одним человеком и не подвергаются сомнениям. При этом, советы от коллектива, как правило, не принимаются, вся инициатива оказывается подавлена, а высококвалифицированные и активные специалисты остаются «за бортом». Основным методом управления являются наказания. Поощрения проявляются крайне редко. Это все основывается на теории «X» МакГрегори, согласно которой все люди не желают трудиться подсознательно и всячески избегают труда, поэтому их нужно заставлять что-то делать «из-под палки».

Демократичный. В этом стиле управления преобладает совместное решение возникающих вопросов, большое внимание уделяется личному мнению сотрудников коллектива для рационального распределения ресурсов и трудовых затрат. Руководитель участвует в рабочем процессе, при этом общается наравне с сотрудниками. Этот стиль базируется на теории «Y» МакГрегори, согласно которой каждый человек имеет потребность в труде и трудовом процессе, а труд является для него необходимостью и возможностью самореализации.

Либеральный. Такой стиль характеризуется, прежде всего, абстрагированием руководителя от деталей рабочего процесса и возложением локальной ответственности на некоторых сотрудников коллектива. Данный стиль управления необходим, когда каждому сотруднику нужно дать возможность продемонстрировать свой креатив, свое видение решения какой-то задачи и позволить реализовать личные замыслы и идеи. Либеральный стиль используется широко в творческих мероприятиях и в некоторых случаях венчурного бизнеса.

Проблемно-целевой. Этот стиль имеет очень много общего с авторитарным стилем, но при этом, руководитель оказывает влияние на трудовой процесс только при возникновении какой-либо острой проблемы, требующей безотлагательного принятия решения. Проблемно-целевой стиль чаще всего применяется, когда необходимо добиться быстрого эффекта и имеются жесткие ресурсные и временные ограничители.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут

Задать вопрос

Смотрите также:

Этика деятельности организации

Этика бизнеса

Этика речевого общения

Деловой этикет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пошить простынь на резинке 160х200 пошаговая инструкция видео
  • Форма должностной инструкции в соответствии с профстандартами
  • Министерство информации руководство
  • Сироп шиповника инструкция до еды или после
  • Ручная соковыжималка руководство по эксплуатации