Факторы успешного руководства

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

Эффективный руководитель:

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.  

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят. 

4. Отмечает потенциал других людей

В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом. 

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

normativ

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

Узнать больше

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

Ответственные люди:

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

Исходя
из характеристик и личных качеств
руководителя можно отметить следующие
факторы успешной деятельности
руководителя:

·результативность
и желание много работать для достижения
намеченных целей;

·
желание и способность нести ответственность
за порученное задание и принимать
рискованные решения;

·готовность
начинать процессы изменений, управлять
ими и использовать в интересах организации;

·готовность
использовать открытый способ управления,
приветствующий сотрудничество;

·
искусство принимать быстрые решения;

·
способность сосредотачиваться на
настоящем и будущем;

·
способность видеть изменения, происходящие
как внутри организации, так и вне ее, и
использовать их;

·
готовность к общему руководству;

·
творческий подход к своей работе;

·
постоянное совершенствование и хорошая
общая психическая и физическая форма;

·
умение правильно использовать свое
время;

·
готовность к мотивированию себя и
персонала;

·
готовность к политическому руководству;

·
международный кругозор.

Черты
эффективного руководителя достаточно
относительны и зависят от особенностей
трудового коллектива, решаемых задач,
степени развития, коммуникаций,
технического и ионного состояния
предприятия и отраслевой конъюнктуры,
уровня производственной демократии и
ряда других ситуационных факторов.

1.4 Стили руководства

Сущностное
отличие управленческой деятельности
от других форм человеческой активности
состоит в принятии социально значимых,
затрагивающих интересы множества людей
решений и ответственности за их
правильность и эффективность перед
собственником. Разрешение противоречия
между общими и частными характеристиками
управленческой деятельности, а также
влияние личностных качеств руководителя
на механизм принятия решений выражается
понятием «стиль управления». Он
представляет собой устойчивый комплекс
поведенческих черт руководителя,
проявляющихся в его отношениях с
подчиненными, т. е. это способ, которым
руководитель управляет подчиненными
и в котором выражается образец его
поведения, типичной для определенных
ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный
характер процесса принятия решения,
требующего особых личностных качеств.
В стиле управления зафиксированы как
общие, алгоритмизированные операции,
так и единичные, уникальные, отражающие
индивидуальные особенности профессионализма
руководителя. Они характеризуют его
поведение не вообще, а типическое,
«устойчивое, инвариантное в нем, постоянно
проявляющееся в различных ситуациях».

В
основе выделения стилей руководства
лежит различное распределение полномочий
по принятию решений между руководителем
и подчиненными.

К
классическим стилям руководства
относятся: авторитарный, демократический
и попустительский (нейтральный).

Авторитарному
стилю присущи единоличное принятие
руководителем управленческих решений,
а также слабый интерес к работнику как
личности.

Демократический
стиль характеризуется стремлением
руководителя к выработке коллективных
решений, интересом к неформальным,
человеческим отношениям.

Попустительскому
стилю присущи стремление руководителя
уклониться от принятия решений и
переложить задачу на других, а также
безучастное отношение к делам коллектива.

Таблица
1 – Стили и критерии руководства

Критерии

Авторитарный

Демократический

Попустительский

1.
Постановка целей

Цели
ставит руководитель

Цели
– результат группового решения при
поддержке руководителя

Полная
свобода для принятия индивидуальных
и групповых решений, минимальное
участие руководителя

2.
Распределение заданий

Все
задания дает руководитель, причем
сотрудник не знает, какое задание он
получит в следующий раз

Устанавливается
определенный порядок распределения
работ. В зависимости от пожеланий
сотрудника руководитель может давать
совет и предлагать другое задание

Руководитель
представляет необходимые материалы
и по просьбе сотрудника дает информацию

3.
Оценка работы

Руководитель
лично награждает и наказывает
работников, но сам в трудовом процессе
не участвует

Руководитель
стремится использовать объективные
критерии критики и похвалы, пытается
непосредственно участвовать в работе
группы

Руководитель
дает отдельные спонтанные комментарии,
регулирование и оценка групповой
работы отсутствуют

4.
Трудовая атмосфера

Высокая
напряженность, враждебность

Свободная,
дружеская атмосфера

Атмосфера
произвола отдельных сотрудников

5.
Групповая сплоченность

Покорное,
беспрекословное повиновение

Высокая
групповая сплоченность, низкая
текучесть

Низкая
групповая сплоченность

6.
Интерес к выполняемым заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

7.
Интенсивность (качество работы)

Высокая

Высокая
оригинальность результатов

———

8.
Готовность к работе

При
отсутствии руководителя перерыв на
работе

При
отсутствии руководителя продолжение
работы

Перерывы
на работе по желанию

9.
Мотивация труда

Минимальная

Высокая
мотивация каждого работника и группы
в целом

Минимальная

В
современной интерпретации в зависимости
от особенностей взаимоотношений
руководителя и подчиненных стилю
руководства делятся на:

·
патриархальный;

·
харизматический;

·
автократический;

·
бюрократический.

1.
Патриархальный стиль руководства
строится на основе представлений об
организации как одной большой семье.
Этот стиль предполагает обращение с
подчиненными как с «детьми» и их мотивацию
через личную зависимость. Информация
распространяется сверху в зависимости
от «благосклонности» руководства,
контроль осуществляется выборочно, по
желанию и интуиции руководителя. Данный
стиль широко распространен в сегодняшнем
обществе, в том числе и в России.

2.
Харизматический стиль руководства
основывается на вере в особые, уникальные
качества руководителя. Данный стиль
близок к патриархальному, однако
авторитет харизматического руководителя
более высок и имеет персональный («не
семейный») характер. Руководить не
доверяет организационным структурам
и стремится объяснять успехи организации
своими личными качествами, поддерживать
имидж выдающегося человека.

3.
Автократический стиль руководства
менее распространен и проявляется в
крупных организациях. Руководитель-автокарт
использует многочисленный руководящий
иерархический аппарат, который, однако,
не обладает автономией и выполняет лишь
решения вышестоящего руководителя.
Этот стиль отличается от двух предыдущих
слабостью личных контактов между
руководителем и подчиненными. Он был
широко распространен в условиях
командно-административной системы в
СССР.

4.
Бюрократический стиль руководства
характеризуется максимальной анонимностью
и формализованностью отношений между
начальником и подчиненными, минимизацией
личной власти руководителя. Данный
стиль представляет собой как бы
ослабленный вариант авторитарного
стиля. Он сохраняет за руководителем
функцию принятия решений в форме
разнообразных нормативных актов, однако,
максимально структурируя систему
взаимоотношений руководства – подчинения,
по существу усиливает власть аппарата,
составителей и контролеров нормативных
актов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В начале ХХ века идею Генри Форда о доступном автомобиле считали пустой тратой времени. Но его вера в конвейерное производство не утихала. Он преодолевал препятствия одно за другим и собирал команду единомышленников.

11 качеств эффективного руководителя

Так предприниматель стал одним из первых миллиардеров в мире. Был ли он особенным человеком? Изучал таинственные практики? Нет, Генри Форд развивал в себе обычные качества, которые и сегодня доступны любому руководителю. А какие именно, вы узнаете дальше.

1. Ответственность и продуктивность

Эффективный руководитель задает команде правильные поведенческие модели. Хотите продуктивных сотрудников — показывайте на собственном примере. Выполняйте все запланированные задачи. Ориентируйтесь на конечный результат, а не «просто чтобы было сделано».

Отвечайте за собственные поступки. Если допустили ошибку, извинитесь перед коллективом. Это не слабость, а признак зрелого, ответственного человека.

И никогда не присваивайте себе заслуги коллег. Если идею придумал сотрудник, похвалите его перед вышестоящим руководством. Отнимите лавры и славу — получите работников с низкой продуктивностью и моральным настроем.

2. Коммуникабельность

Умение говорить и доносить мысли до собеседников — важный навык для руководителя. Посещайте тренинги и уроки ораторского искусства. Но не забывайте, что диалог — это взаимодействие двух и более человек.

Почему-то многие директора и предприниматели не умеют (или не хотят) слушать. А ведь это важно для создания благоприятной атмосферы. Люди чувствуют, когда их мнению уделяют внимание. Тогда они ощущают себя нужными и понимают, что их предложения — это не пустые звуки.

Учитесь прислушиваться идеям коллег. Общайтесь с коллективом за обедом, посещайте собрания и задавайте вопросы. Только двусторонний диалог рождает прогресс и благоприятную корпоративную атмосферу.

3. Тяга к саморазвитию

Мир переменчив, поэтому концепция «обучение длиною в жизнь» должна стать вашим верным спутником. Перестанете повышать квалификацию — проиграете конкуренцию другим, более молодым специалистам.

  1. Читайте прикладную литературу.
  2. Участвуйте в тренингах и семинарах.
  3. Проходите образовательные курсы.

Знакомьтесь с коллегами по цеху. Посещайте профессиональные встречи, обсуждайте актуальные тренды и обменивайтесь опытом.

Люди из отраслевой тусовки с радостью помогут преодолеть трудности и решить нестандартных задач.

4. Сосредоточенность на развитии коллег

Эффективный руководитель растет не только сам, но и способствует профессиональному становлению коллег. Элементарный способ — разработать систему корпоративного обучения. Организовывать тренинги, семинары и мастер-классы.

Не ограничивайтесь стандартными вариантами. Например, можно организовать сессии разбора ошибок. Честно обсуждайте результаты работы и рекомендуйте подходящие варианты решения задач. Давайте отзывы о производительности и всегда напоминайте сотрудникам, что они способны достичь больших результатов.

Помогайте, советуйте и подсказывайте. Покажите, как эффективно решить проблему, чтобы в будущем коллега избегал подобных сложностей.

Обучая чему-то своих коллег, вы систематизируете собственные знания и улучшите навыки. Поэтому такой подход «win-win» — и для вас, и для сотрудников.

5. Позитивность

Настроение, как и смех, заразительно. Потеряете веру в проект или начнете негативно относиться к результатам — сотрудники «впитают» точно такой же настрой. И тогда провал неминуем.

Учитесь контролировать эмоции и заряжать окружение позитивом. Заостряйте внимание на положительных моментах и искренне верьте в успех (конечно, без слепой и наивной веры). В такой атмосфере под влиянием вашего авторитета даже главные пессимисты станут оптимистами.

Усталость — главный враг хорошего настроения и позитива. Делайте паузу, как только почувствовали первые признаки эмоционального выгорания. Отдохните, займитесь хобби или проведите время с семьей и друзьями. После перезагрузки возвращайтесь к работе с новыми силами и еще большим энтузиазмом.

6. Целеустремленность и гибкость

Людям нравится следовать за личностями, которые готовы свернуть горы за свои убеждения. Если вы не осознаете своих желаний или готовы отступиться от целей при первом же негативном последствии, команда не достигнет максимальной производительности.

Мало просто следовать намеченному курсу. Его еще нужно уметь определять, руководствуясь личными потребностями и потребностями компании. Поэтому целеполагание — еще один ключевой навык для современного руководителя.

Наравне с этим важна гибкость. Современный мир ежедневно одаривает нас новыми технологиями и трендами. Будьте готовы менять ориентиры для общего благополучия компании.

7. Делегирование полномочий

Многие руководители зачем-то спускаются в операционку, контролируют каждый процесс и к общим целям обращаются в последнюю очередь.

Когда директор тонет в рутине, предприятие теряет глобальные ориентиры и топчется на месте. Постепенно вся деятельность скатывается в упадок — сотрудники теряют интерес к работе из-за микроменеджмента и постоянного контроля.

Дайте команде больше свободы, чтобы каждый работник проявлял инициативу и брал на себя ответственность за результаты. Не бойтесь делегировать задачи, которыми раньше занимались лично.

Сконцентрируйтесь на определении общего курса и оценивайте деятельность по итоговым показателям.

«КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует управленческий учет, своевременно обнажает проблемы и выявляет точки роста. С ним вы посмотрите на свой бизнес «с высоты птичьего полета», а каждое решение обоснуете конкретными данными. Превращайте данные бизнеса в инсайты, которые вы можете использовать уже сегодня для развития бизнеса!

8. Умение признавать ошибки

Ошибки и провалы — это нормально, без них невозможна любая деятельность и крупные успехи. Но хороший руководитель не падает духом после каждой неудачи. Он рефлексирует и разбирает промахи на атомы.

Разбор взлетов и падений чем-то похож на оптимизацию бизнес-процессов. Разберите решение на части и подумайте, в каком месте допустили ошибку. Как нужно было поступить для получения положительного результата. В следующий раз вы поступите иначе и достигнете поставленной цели.

Тестируйте гипотезы. Не все действия дают 100-процентный результат. Только путем проб и ошибок возможно обнаружение лучших решений.

9. Уверенность

Принятие решений требует мужества, ведь от них зависит будущее компании. Под таким давлением сомнения терзают любого человека. Эффективного руководителя отличает уверенность и трезвость ума — способность своевременно делать важный выбор.

Каждое решение должно быть объективно обосновано перед сотрудниками. Команда не сможет работать в полную силу без понимания причин и приоритетов. Ваша задача — дать четкое объяснение и обозначить ориентиры.

Сомнения видны невооруженным взглядом. Дадите слабину — подорвете авторитет, потеряете контроль над ситуацией и возможность координировать усилия подчиненных.

10. Уважение к сотрудникам

С советского времени в российской корпоративной практике бытует мнение, что руководитель — это небожитель. К нему приходят на цыпочках, говорят кратенько и тихо, а затем сразу убегают. Формирует ли такой подход благоприятную атмосферу? Нет.

Каждый подчиненный — участник общего дела. Вы связаны едиными целями. Так что общайтесь со всеми на равных. И не важно, что вы уже 25 лет в деле, а сотрудник только вчера закончил университет.

Прислушивайтесь к мнению коллег, аргументируйте отказы и хвалите за хорошую работу. Сотрудники почувствуют, что вы «плывете в одной лодке», начнут работать усерднее и с большим энтузиазмом.

11. Преданность делу

Должность директора в трудовой книжке не делает из вас лидера, ради которого коллектив пожертвует чем-то личным в пользу общей цели. Если вы не преданы делу, не живете поставленными задачами, коллеги за вами не пойдут.

Ответьте на два простых вопроса:

  • Радуетесь ли вы каждому новому рабочему дню?
  • Мотивируют ли вас новые проекты?

Вы не сможете эффективно управлять командой, если каждый день приходите на работу «через не хочу». Возможно, вы просто находитесь не в той отрасли. Задумайтесь о смене обстановки, чтобы стать настоящим лидером и достичь высоких целей.

Лидер — это не только набор личностных качеств, стремление к саморазвитию и позитивное мышление. Эффективный руководитель умеет принимать верные решения, которые сегодня практически невозможны без анализа данных.

Но многие закрывают на это глаза, так как составление отчетов и расчет показателей отнимают много времени.

Современные тренды управления

Одна из наиболее соответствующих современному миру ассоциаций — это “скорость”: все отрасли жизни и бизнеса движутся и изменяются с нарастающей скоростью, чему как никогда ранее способствует развитие технологий. Вместе с преображением рынка и общемировых тенденций меняются и превалирующие черты в управлении, набор актуальных навыков и эффективно работающих систем управления.

Общую картину весьма наглядно демонстрируют опросы ведущих экспертов и бизнес-лидеров: порядка половины из них не берется прогнозировать положение дел далее, чем на три года — настолько быстро все видоизменяется. Это достаточно четко дает понять: в эпоху быстрых перемен важны не “абсолютные” знания, а способность “быстро схватывать”, то есть учиться новому, определять закономерности и верно на них реагировать, развивать в себе независимое и критическое мышление, эмпатию.

Многие эксперты (в том числе доктор экономических наук и директор программы DBA ИБДА РАНХиГС Александр Гапоненко) отмечают первоочередную важность soft-skills среди компетенций успешного управленца: гибкость, умение “чувствовать” своих сотрудников и искренне вовлекать их в процесс, воспитание в себе системного мышления и быстрого выявления закономерностей, эмоциональный интеллект, умение выстроить конструктивную обратную связь.

Кто такой руководитель?

Как известно, лидерами в основной своей массе не рождаются, а именно становятся (хотя ребенок в первые годы жизни более чем успешно управляет своими родителями, однако сейчас мы ведем речь несколько о другом). После первого назначения на руководящую должность, далеко не сразу приходит полное понимание, какими качествами должен обладать руководитель. И соответственно, многие собирают свою личную коллекцию “грабель”, на которые случилось наступить размашистым шагом в первые месяцы (а для кого-то и годы) работы управленцем. Какая бы ни была на старте карьеры теоретическая подготовка, ошибки на этом пути совершают все, идеального руководителя “с рождения” не бывает. Важно лишь, чтобы полученный опыт постепенно систематизировался, а каждая ошибка отражалась образной записью в личном своде правил и далее не повторялась.

У кого-то это получается с большим успехом, а у кого-то, к сожалению, с меньшим. За степень прогресса управленческих навыков и за способности конкретного человека к управлению отвечают вполне определенные характеристики и качества, которые мы и разберем в данной статье.

Качества бизнесмена, как и качества любого управленца делятся на основные три основные категории: личностные, профессиональные и деловые. Коснемся каждой из них подробнее и рассмотрим, какие факторы можно отнести к сильным сторонам руководителя.

Личные качества руководителя

Исходя из того, что должность управленца — это далеко не просто “занятая иерархическая ступень” и набор функций, стоит сказать, что это в первую очередь определенный алгоритм и механизм мышления прежде всего со стратегическим и системным уклоном).

Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают все более актуальные как в современном управлении, так и для рядовых сотрудников soft skills. Для руководителя этот блок характеристик во многом выражается в различных “способностях” и “умениях”: способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать свой нетворкинг, переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий и т.д.

Это также и наличие определенных личных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между своими подчиненными, между смежными отделами и конечно, между самим собой и сотрудниками. Ведь согласитесь, что ситуация не выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные, вместе с тем поручения непосредственного руководителя выполняются с переменным успехом либо просто для галочки. Эту ситуацию мы намеренно указываем в блоке личных характеристик, так как еще Сунь Цзы в “Искусстве войны” говорил: “Управляй из любой точки”. То есть степень выполнения поставленных задач подчиненными (и не только ими) определяется не кипой регламентов, а в большей части способностями руководителя к невербальному воздействию, наличию у него определенной харизмы.

Одним словом, важные личностные качества руководителя (это же касается и качеств предпринимателя) — это определенный комплекс из особенностей личности, его моральных и психологических характеристик, во многом определяющих стиль управления. Рассмотрим несколько примеров качеств, относящихся к блоку личных характеристик:

  • Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость. Если определять наиболее важные качества, то невозмутимость будет одним из них. Ежедневно объем задач будет приносить все новые вызовы, и первый человек, который задает собой пример для остальных — это руководитель. Он должен иметь способность оставаться невозмутимым и с холодной головой подходить к задачам и обладать выдержкой.
  • Амбициозность. Если бы в свое время Стив Джобс как предприниматель не ставил высокие цели, он не создал бы существующую сегодня империю. Все мы знаем десятки примеров успешных бизнесменов, на старте бизнеса которых их миссия звучала слишком футуристично и сказочно, однако же они добились успеха. Мы не говорим о том, что нужно ставить нереальные цели, однако подвешивать “морковку перед носом” всегда стоит на шаг выше, чем пока видится возможным допрыгнуть.
  • Решительность и даже смелость. Это неотъемлемые качества для принятия нестандартных решений. А в эпоху постоянных перемен успешный руководитель должен быть готов отступать от “протоптанной тропы” в пользу эффективных стратегических решений.
  • Объективность. Не секрет, что “математику не обманешь”. Для успеха в любом деле, как и для принятия решений жизненно важно видеть картину мира, не искаженную эмоциями, оценивать каждую конкретную ситуацию максимально объективно. К этому же блоку качеств относится равное отношение к подчиненным (способность отказаться от выбора “любимчиков”), а также корректный взгляд “со стороны” на свои действия, способность к ретроспективе и самоанализу. К этому же блоку качеств.относится так называемый “социальный интеллект”, или проще говоря, эмпатические способности.
  • Требовательность (контроль полученного результата). Когда не выполняется поставленная маленькая задача, следом не будет выполнена и большая. Управление процессом важно на всех этапах — и при постановке, и в процессе, и когда пришло время “собирать урожай”. Во многом именно от личных характеристик будет зависеть, насколько серьезно сотрудники будут относиться к задаче, выполнят ли ее в срок и в ожидаемом ли качестве.

Когда мы говорим о личных качествах, то стоит также отметить, что данный блок в определенной степени находит отражение во всех прочих аспектах руководства: будь то стиль управления конкретного руководителя, или прогресс его профессиональных характеристик. Однако хорошей новостью будет являться тот факт, что над личными качествами можно и нужно работать, причем на любом этапе (как будучи начинающим руководителем, так и генеральным директором).

Профессиональные качества руководителя (hard skills)

Профессиональные качества характеризуют то, насколько руководитель (или любой сотрудник) разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за руководителем есть определенный авторитет как профессионала, когда он точно знает, о чем говорит. И именно в этом вопросе довольно часто проходит тонкая грань.

С одной стороны, безусловно, будет довольно странным, если предприниматель совсем не понимает и не знает принципиальных черт, скажем, производства. Тогда он элементарно не сможет отсеять правдивость сообщаемой ему информации. В то же время стоит помнить, что необходимый и первоочередной набор управленческих компетенций — это планирование, делегирование и контроль. Это базовые качества хорошего руководителя, и то, от чего необходимо отталкиваться в построении системы управления. Многие неосознанно склоняются к избеганию первых двух составляющих, особенно делегирования, в то время как работать (“производить результат”, согласно формулировке Ицхака Адизеса, признанного гуру менеджмента, научного руководителя программ МВА ИБДА РАНХиГС) — в состав основных управленческих функций не входит. Все это даже при желании невозможно выполнять руководителю, так как по мере приближения к ТОП-менеджменту и директорскому креслу, руководитель все более отдаляется от непосредственного выполнения задач (однако остается важным понимать общие принципы и тенденции).

Проще говоря — помните, что каждый должен заниматься своей работой. Рядовые сотрудники должны быть непосредственно “в бою”, в то время как основная задача руководителя — грамотно распределять их ресурс и заниматься стратегическими вопросами.

Можно отметить следующие важные профессиональные качества управленца:

  • Уровень образования, опыт работы (в целом и в конкретной сфере, а также на позиции руководителя)
  • Критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы. В качестве позитивного примера реализации данного качества — кейсы, когда руководитель (особенно когда речь идет о ТОП-менеджменте и директорах) был принят из другой, порой даже не смежной отрасли бизнеса, однако обладая высоким уровнем профессиональных управленческих качеств, привносит те новшества, которые позволяли бизнесу выйти на новый уровень развития.
  • Системность мышления
    Для принятия эффективных стратегических решений необходима определенная парадигма мышления, позволяющая взглянуть на совокупность окружающих факторов и имеющуюся информацию системно.
  • Стремление к изучению новых методов и подходов к работе Иными словами, руководитель всегда “держит руку на пульсе” новшеств в своей области.

Деловые качества руководителя

Так часто упоминаемая “системность мышления” во многом находит отражение именно в деловых качествах, взгляните сами:

  • Умение в сжатые сроки получать, оценивать информацию и анализировать ее
  • Способность не слишком много “думать” и начинать действовать
  • Быстро ориентироваться в ситуации неопределенности и недостаточности информации
  • Умение распределять ресурсы и приоритеты (так, пожалуй, более корректно определять “режим многозадачности”)
  • Грамотная и четкая постановка задач подчиненным (чтобы сотрудник детально осознал саму задачу и сроки и выполнил ее)
  • Умение оптимизировать рабочий процесс, определять и избавлять от излишних рутинных задач себя и своих подчиненных

Успешный управленец сочетает в себе все перечисленные выше профессиональные качества руководителя, при этом они должны сочетаться достаточно гармонично. Ведь как только начинается перекос в один из блоков в ущерб другим, то эффективность управления неизбежно снижается (например, на одних только личных амбициях без профессиональных и деловых качеств не вытянуть бизнес на новый уровень, и даже не удержать на текущих показателях). А потому всегда важно не только иметь “базовый набор”, но и продолжать гармоничное развитие своих качеств.

Жесткое и мягкое лидерство

Каждому из руководителей приходится делать выбор в сторону одного из стилей управления (иногда это происходит осознанно, однако зачастую наблюдается интуитивное тяготение к более свойственному личности стилю лидерства). Также данный выбор может быть обусловлен общей политикой компании. Разберем детальнее отличия в мягком и жестком стилях:

Мягкое лидерство

“Мягкий” стиль подразумевает либо отсутствие регламентов, либо их минимальное количество, а управление в основном имеет либеральный оттенок. Политика в отношении сотрудников во многом направлена на их развитие и поощрение, а основной ориентир направлен на так называемые “человеческие ценности”. При всем этом важно учитывать, что в силу размытости границ и определений в построении рабочего процесса обратной стороной “мягкого” управления является высокий уровень неопределенности, а также сложность мобилизации в условиях кризиса или возросшей активности компаний-конкурентов. «Мягкие» модели управления — это также модели с изменяющимися целями, KPI и их значениями (а соответственно, у персонала довольно часто возникает соблазн объяснить невыполнение показателей внешними факторами и обратиться, например, к директору с просьбой скорректировать целевой показатель).

Практика показывает, что “мягкий” стиль лидерства управленческого состава присущ небольшим бизнесам (до 30 человек), и по мере роста компании происходит закономерный и необходимый для устойчивости на рынке переход к более жестким моделям лидерства и политики управлениям персоналом.

Жесткое лидерство

жесткое лидерство.jpeg

Название стиля управления обусловлено в первую очередь четкостью, измеримостью и однозначностью (или “жесткостью”) поставленных целей. То есть “жесткое” лидерство — это модель управления, ориентированная на конкретный результат: поставленные цели и KPI в отведенный период не подлежат изменению. Задачи вышестоящего руководства принимаются к исполнению, а не трактуются в “вольном стиле” (однако и управленцу необходимо максимально точно формулировать задачу и ожидаемый результат, для чего чаще всего применяется SMART-система). Также именно жесткому стилю управления гораздо более присуща системность.

В период резких перемен на рынке, различного рода кризисов или вспышек активности конкурирующих бизнесов (представляющих реальную или потенциальную угрозу) быстро мобилизоваться позволяет именно жесткое лидерство. И чем более критическое положение дел, тем более авторитарной должна быть система управления для удачного выхода из сложившегося “пике”. Также, исходя из практики российского бизнеса, более свойственным стилем выступает жесткое управление с вполне четкими иерархическими гранями и целями.

Стоит учитывать, что нередко в компаниях встречается в различных пропорциях смешанный стиль, в то время как в “абсолютных ипостасях” стиль встречается скорее в формате исключения. Также стиль управления может меняться внутри одной и той же компании, с одним и тем же составом сотрудников в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Или же руководитель применяет разные стили управления к разным сотрудникам, что также зачастую оправдано результатами и при верном применении характеризует высокие лидерские качества руководителя.

Чтобы обеспечивать эффективность любого из стилей, руководитель должен иметь системное мышление для корректного определения как стратегических, так и тактических задач. А ответом на вопрос “как именно эти задачи ставить и как контролировать” как раз выступает один из стилей лидерства. Если размышлять, какими качествами должен обладать предприниматель, то способность применять по необходимости различные стили управления определенно будет одним из них.

Отношения с коллективом

При любом стиле управления и лидерства руководителю необходимо работать с людьми, а это означает все вытекающие из этого нюансы: как положительные, так и требующие внимания. Среди качеств лидера и профессионального руководителя совершенно точно находится выстраивание взаимоотношений со своими сотрудниками. И речь здесь идет, конечно же, не о дружеском общении, а о четкой настройке управленческого взаимодействия, похожем в чем-то на настройку музыкального инструмента. Особенно этот процесс важен для руководителей, недавно принявших свои полномочия на новом посту или в новой компании. Рассмотрим основные аспекты взаимодействия с подчиненными сотрудниками:

1. Обратная связь

Согласно некоторым опросам, именно качественной и конструктивной, содержательной обратной связи чаще всего не хватает подчиненным (это касается как рядовых сотрудников, так и управления руководителями подразделений). Не секрет, что обратная связь, помимо регулярной основы, должна отвечать базовым правилам:

  • Если вопросы касаются линии поведения конкретного сотрудника, или же подразумевает критику действий сотрудника, то делать это необходимо наедине, “без лишних глаз и ушей”.
  • Четко разъяснить суть своих пожеланий к конкретным аспектам работы
  • Оценивать не саму личность сотрудника, а его работу или результат
  • Предоставлять возможность сотрудникам инициировать получение обратной связи от непосредственного руководителя
  • Направлять сотрудника на повышение его навыков и умений

2. Предоставление права принятия решений

Руководитель должен быть открыт к инициативам и предложениям сотрудников касаемо решения рабочих задач (однако право “вето”, или конечное решение — всегда за руководителем). А также, разумеется, подобные инициативы не должны выступать в качестве оспаривания решения руководителя. В данном пункте речь идет именно о развитии в сотрудниках эффективной проактивности и поощрении за подобные предложения сотрудников, принесшие положительный результат.

3. Личное поведение — пример для подчиненных

Сотрудники неосознанно являются своеобразным отражением своего руководителя. Поэтому одно из негласных правил — требовать от подчиненных то, что можешь выполнить сам (это касается также многих, казалось бы, мелочей, но которые крайне заметны. Например, своевременное появление на рабочем месте, выполнение обещаний, фактически проявляемое отношение к клиенту и т.п.)

4. Переговорные навыки

На более чем 70% важно то, как руководитель ведет себя и доносит информацию сотрудникам, чем то, что именно он произносит. И для этого как нельзя кстати подходит фраза Игоря Рызова: “Вы живете ровно так, как умеете вести переговоры”. Ее чаще ассоциируют со взаимоотношениями с клиентами, однако фраза справедлива для всего спектра отношений между людьми, в том числе (и даже особенно) между руководителем и подчиненными. Не менее важно уметь вести переговоры с вышестоящим руководителем, собственником, инвесторами бизнеса, партнерами и т.д.

5. Моральные принципы и справедливость

Возможно, заголовок прозвучит несколько “сентиментально”, однако сотрудник даже с выраженной финансовой мотивацией обладает определенным ассоциированием себя с компанией-работодателем. И сотрудник с подорванным в отношении компании доверием уже не проработает долго (или по крайней мере так эффективно, как мог бы). Для соблюдения этих принципов руководителю необходима способность оценивать любую ситуацию объективно и без примеси эмоций.

Как повысить навыки руководителя?

На старте и до определенного момента набирать управленческую квалификацию позволяет сам по себе процесс получения руководящего опыта при относительно небольших вводных данных. Однако при среднем темпе развития после ориентировочно 3-5 лет руководитель начинает ощущать либо приближение “потолка”, либо очевидное его наличие. Причем необходимость в повышении уровня компетенций может возникнуть как у руководителя отдела, так и у генерального директора, предпринимателя, собственника бизнеса. На этом этапе для тех, кто рассматривает для себя продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода вполне очевидно чувствует потребность в новых знаниях, навыках, технологиях и инструментах, а когда-то и в необходимых связях для дальнейшего “прыжка”.

Определенным эволюционным шагом и самым эффективным решением в этой ситуации выступает обучение по программе MBA в хорошей аккредитованной бизнес-школе. Об этом свидетельствуют как “живые” отзывы выпускников (отмечающих получение ожидаемых навыков, должности и дохода), так и наличие имен этих выпускников в сводках различных отраслевых рейтингов бизнес-сообщества.

Дополнительным бонусом выступает возможность подбора графика обучения, позволяющего совмещать обучение с основной работой: например, вечерний или weekend-формат (рекомендуем отказаться от выбора школ, предлагающих полностью дистанционный формат, так как элементарно часть навыков просто невозможно усвоить без живого обсуждения и контролируемой отработки на практике).

Среди критериев определения качества бизнес-школы наиболее важные — это наличие международных аккредитаций и хорошие отзывы выпускников, что удобно отслеживать по независимым рейтингам. По данным параметрам на сегодняшний день на первом месте среди российских бизнес-школ находится ИБДА РАНХиГС. Подробнее с ее программами обучения можно познакомиться на странице MBA, EMBA и DBA. К слову, для руководителей, имеющих высшее управленческое или экономическое образование, есть специальная программа MBA с возможностью перезачета части дисциплин.

Что важно и является большим плюсом: ИБДА не учит набору “правильных шагов”, не дает “универсальные отмычки ко всем замкам”. Главная цель программ MBA — “дать руководителю удочку, а не рыбу”, и поэтому самый ценный груз, который выпускник забирает с собой — это совершенно иной подход к решению задач. Это в первую очередь soft-skills, позволяющие в любой ситуации находить закономерности и выстраивать системный подход. Имея такой компас, менеджер всегда найдет путь к наилучшим решениям для своего бизнеса в любых обстоятельствах.

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 4

Любое предприятие, организация, учреждение по своей структуре предполагает наличие руководителя. Успешность его деятельности зависит от многих факторов. Это и личностные особенности, и деловые качества как его лично, так и его подчиненных.

Руководство — социальный феномен в системе отношений, причем роль руководителя заранее определена в этой социальной организации и соответствует его реальному статусу. Функция каждого руководителя предполагает использование им прав и выполнение определенных обязанностей. При этом, как известно, все руководители выполняют различные социальные и управленческие роли.

Вертикальное разделение труда способствует образованию различных уровней управления для координации действий людей. Руководитель каждого из звеньев системы управления может как выбираться, так и назначаться на свой пост. Как выбранный, так и назначенный руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение позитивных или негативных санкций. Руководитель каждого уровня управляет производством в соответствии со своим положением в организации. В современных организациях руководитель решает целый ряд задач, основными из которых являются: постановка целей, стимулирование труда персонала, определение методов получения производимой продукции (7). Поэтому руководитель должен обладать качествами, формирующими в итоге необходимый авторитет.

Словарь управления персоналом. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. От того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке и как строятся его отношения с подчиненными, зависит его авторитет.

Понятие успеха имеет ключевое значения для любого человека. Как в жизни, так и в личностном, и в профессиональном смысле. Не менее важно это понятие и для руководителя. Портрет успешного руководителя составить очень сложно. Чтобы судить о том или ином руководителе, нужны критерии, позволяющие произвести такую оценку. В их качестве могут выступать как эффективность деятельности руководителя, так и показатели эффективности возглавляемого им коллектива, где органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Чаще всего руководителя считают эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим признакам групповой эффективности.

Ясно, что деятельность современного руководителя характеризуется сложностью и многообразием. Она требует от руководителя умения оценивать разнообразную информацию, квалифицированно анализировать состояние дел, обеспечивать координацию действий всех субъектов управленческих решений и их исполнителей. В этой связи руководители должны хорошо воспринимать новую информацию и выбирать из нее то, что для него актуально и способствует его прогрессу. Руководителям всех рангов также нужны знания, накопленные наукой в той области, которая относится и к управлению, и к производству, и к организации социальной группы, которой он управляет. Иными словами, он должен обладать определенным уровнем компетентности.

Не подлежит сомнению тот факт, что каждый руководитель должен иметь представление о специфике работы каждого специалиста своего персонала, их профессиональной квалификации для того, чтобы эффективно организовать производственный процесс.

Эффективное управление предполагает не только знание производства, но и тех требований, которые предъявляет производство к человеку. В связи с этим в обязанности руководителя входят подбор и наем персонала, создание команды, распределение и управление человеческими ресурсами (6). Все это требует от руководителя компетентности в сфере формирования коллективного субъекта в целях обеспечения функционирования системы человеческих ресурсов, а также знания организационно-психологических особенностей совместной деятельности. Кроме того, руководитель должен уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных, знать законы группового поведения людей, чтобы успешно регулировать их деятельность. Это связано со сложностью управления людьми в процессе производства.

Управление организацией обусловливает возникновение сложных многоуровневых отношений. Эти отношения устанавливаются между различными элементами, в частности экономического, технического, технологического, социального, психологического порядка. В связи с этим становится очевидной в процессе решения задач управления необходимость выбора руководителем той или иной стратегии и тактики. Стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи. В основе выбора стратегии могут лежать психологические причины: производственная активность, мотивация достижений, осознание собственной значимости, стремление подчинить своему влиянию партнеров. Тактика подразумевает выбор способов достижения цели (задачи). При этом возможна и корректировка самой цели. При выборе тактики в решении управленческих задач каждый руководитель должен исходить из определенных критериев. Такими критериями являются: правильная оценка значимости задач; правильная оценка изменения значимости задач во времени; правильная оценка соотношения перспективных и текущих задач; правильная оценка сложности задач. Психологическими причинами выбора тактики решения управленческих задач могут быть следующие: ориентация на достижение успеха, высокая самооценка, высокие притязания, стремление к самореализации, высокий уровень сформированности положительных социальных установок, стремление выделиться, быть впереди других руководителей.

При решении управленческих задач руководитель часто исходит из индивидуального управленческого опыта, своих представлений о задачах, создавшейся конкретной ситуации. Между тем для выбора адекватной управленческой стратегии руководитель должен не только правильно оценить саму ситуацию, но и правильно соотнести текущие и перспективные задачи, выбрать адекватный стиль управления. Обычно выделяют четыре стиля управления: инструментальный, поддержки, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, ориентированный на достижения. Самый эффективный тот стиль, что ориентирован на реальность и более адаптивен (6).

Существенное влияние на успешность деятельности руководителя оказывают его личностные особенности. У руководителя должна быть харизма, которая иногда может выражаться в эмоциональности и истеричности либо, наоборот, в жесткости характера, умении убеждать или влиять на судьбы людей. Среди руководителей встречаются люди, которые по логике не должны были бы быть успешными руководителями, поскольку они неорганизованные, эмоциональные, взбалмошные. Иногда они работают откровенно небрежно, но достигают высоких показателей в работе и сохраняют самые теплые отношения с людьми. Есть руководители, которые жестко строили свои отношения с подчиненными. Подчиненный буквально вытягивался по струнке и ловил каждое слово руководителя. Но результат тот же — максимальное выполнение поручений руководителя, высокие показатели в работе.

Можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Так, исследования показали, что вверх по иерархической лестнице наиболее быстро продвигались те, кто обладал высокими показателями активности, упорства, независимости, ориентации на успех. В различных исследованиях выделяются также личностные черты руководителя, обеспечивающие успешность руководства. К их числу относят: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность (8). Такие личностные качества руководителя, как быстрая адаптивность и контактность в межличностных коммуникациях, также являются одними из главных в его работе.

Примечание. Успешный руководитель: что он собой представляет

Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски, обнаружив ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров:

1. Способность к экстраполяции (сильные лидеры не нуждаются в обилии данных, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации).

2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.

3. Устойчивость в ситуации неопределенности.

4. Понимание (успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией).

5. Способность брать управление на себя.

6. Настойчивость.

7. Способность к сотрудничеству.

8. Инициативность.

9. Энергичность.

10. Способность делать ставку на других.

11. Сензитивность (руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других, им свойственна эмпатия (сопереживание)).

12. Идентификация себя с делом.

13. Способность к сочувствию.

14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере.

15. Независимость.

16. Гибкость.

17. Устойчивость к стрессу.

18. Наличие цели.

19. Руководство сообществом.

20. Чувство юмора.

21. Цельность личностного идеала.

Также важна для руководителя способность к плодотворному общению с людьми, их пониманию. Успешность управления зависит от того, насколько подчиненные получают четкие формулировки от руководителя. Не менее важно, насколько подчиненные правильно понимают требования, задачи, ситуацию. Важно также наличие обратной связи между руководителем и подчиненными. В сочетании с положительным мотивационным воздействием, идущим от руководителя, обратная связь становится сильным средством побуждения работающих к выполнению своих обязанностей.

При этом связь профессиональной компетентности руководителей и их личностных особенностей неоднозначна. С одной стороны, профессиональная компетентность влечет за собой интегрированность личности, что, в частности, проявляется в качестве руководящей деятельности. С другой стороны, исследования творчества показывают неоднозначность связи профессиональных достижений с личностной компетентностью.

Признаки успешного руководителя можно классифицировать в соответствии с основными составляющими его деятельности. Деятельность успешного руководителя, связанная с аналитической работой, направлена на поиск и привлечение необходимой информации. Умение выделять из всей информации именно ту, которая подходит для работы, — одно из качеств успешного руководителя. Как успешный руководитель он хорошо управляет временем и проектами, правильно расставляет приоритеты. Вдобавок такой руководитель умеет работать в ситуации неопределенности, которая на настоящем этапе развития рынка характеризует область управления.

Вышеперечисленные признаки можно акцентировать и на этой основе составить личностный профиль успешного руководителя (рис. 1).

Личностный профиль успешного руководителя

Особенности мышления и принятия решения ┐ ┌────── Коммуникативные качества

Эмоционально-волевая устойчивость ───┐ │ │ ┌─────────── Деловые качества

Творческие возможности ───────────┐ │ │ │ │ ┌────── Поведение в группе

Мотивация ─────────────────────┐ │ │ │ │ │ │ ┌─────────── Самооценка

│/│/│/│/│/│/│/│/

┌─────────────────────────────────────────┐

│Личностный профиль успешного руководителя│

└─────────────────────────────────────────┘

Рис. 1

Можно представить иерархию результатов успеха деятельности руководителя. Она представлена следующим образом (рис. 2).

Пирамида успеха руководителя

Жизненный успех

__ __

/│ │

/ ┌─────┐

/ ┌───┘ └───┐

Ощущение ———> / │ Гениальность│ <——— Личностный рост

благополучия / ┌───┘ └───┐

/ │Творческие достижения│

/ ┌───┘ └───┐

│ Субъективные предпосылки │

Рис. 2

Безусловно, успешность руководителя предусматривает качество его деятельности. Качество деятельности руководителя, в свою очередь, характеризуется эффективностью, разносторонностью, гибкостью и своевременным изменением стратегии действий, темпом работы в соответствии с изменениями условий труда.

Критерии успешности деятельности характеризуют качественную и количественную стороны деятельности. Показателем успешности является продуктивность деятельности. Сам процесс деятельности, по его мнению, может быть оригинален и своеобразен с наличием самобытных приемов и способов выполнения, благодаря которым достигается успешный результат (4).

Особенно существенную значимость имеет креативность для успешной деятельности руководителя. Эта особенность проявляется, в частности, как способность руководителя видеть элементы новизны в деятельности и поддерживать творческие начинания. Успешных руководителей отличает активность, вдохновенность, творческий настрой, трудолюбие, жизнерадостность и результативность. Профессиональные руководители — это прежде всего лидеры, которые преуспевают в управлении творчеством, инновациями и изменениями.

Изменения руководителя проявляются в его внешности, в способе его самопрезентации, в его подходе к проблемам и задачам, в том числе совершенно незапланированным. Все должно свидетельствовать о том, что он уже вырос и продолжает расти. В идеале успешный руководитель должен быть таким человеком, чтобы безоговорочная вера в его профессионализм, опыт и правильность предлагаемых решений магнетически вела за ним.

Литература

1. Дейнеко О.А. Современный организатор производства. — М.: Экономика, 1984.

2. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… Элементы психологии в повседневной работе. — М., 1993.

3. Кунц Г., О’Доннелл С. Управление. Системный и ситуативный анализ управленческих функций. Т. I и II / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1981.

4. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. — Учен. зап. Пермского пед. ин-та. 1970.

5. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. «Науковедение». 1988. N 4. С. 88 — 92.

6. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.

7. Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 2000. — 384 с.

8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.

Л.Гирка

К. п. н.,

доцент

Красноярского государственного

педагогического университета

им. В.П.Астафьева

Подписано в печать

25.03.2008

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пользоваться валидатором в общественном транспорте инструкция
  • Должностная инструкция руководителя проектов в области информационных технологий
  • Цинкит шипучие таблетки инструкция по применению отзывы
  • Для эффективной коммуникации руководство
  • Как установить антивирус на компьютер инструкция